Дом над водопадом пенсильвания: Дом над водопадом в Пенсильвании, построенный Фрэнком Ллойдом Райтом для семьи Кауфманн | Admagazine – Fallingwater. Дом над водопадом.: carmelist — LiveJournal

Fallingwater. Дом над водопадом.: carmelist — LiveJournal

Архитектор Фрэнк Ллойд Райт 


«Дом над водопадом (Вилла Кауфмана)», Беар Ран, шт. Пенсильвания, 1935

С виллой господина Кауфмана нам повезло как утопленникам —  в Пенсильвании целый день лил дождь.  Хотя, как сказать?! Помниться много лет назад мой коллега Саша Михайлов уверял, что после дождя стволы деревьев темнеют и черными вертикалями подчеркивают летящие горизонтальные плоскости Дома над водопадом. Хм… Возможно это так и выглядит зимой, но ранней осенью кроны еще полны зелени, и разглядеть самую знаковую виллу ХХ века можно только в сетке листвы. 

Первые 4 часа нашего путешествия пролетели достаточно безоблачно, но к Беар Рану мы подъезжали в плотной стене дождя. Было высказано предположение, что в такую погоду вряд ли нам будут мешать большие толпы туристов.

Но эти надежды развеялись, как только мы увидели две большие плотно забитые стоянки.


Туристов оказалось многовато. Вероятно так всегда, поскольку для ожидания выстроены специальные павильоны, в которых можно отдохнуть после дальней дороги, перекусить и купить бездну в большой степени бесполезных вещей с логотипами Райта и его Виллы.

После кофе незнакомые с творчеством маэстро, могут частично пополнить свои знания не выходя из кафетерия.

В оставшиеся время приятно прогуляться по окружающему лесу, разглядывая в траве многоцветие мокрых листьев.


Билеты на экскурсию по мы купили заранее на сайте виллы Кауфмана. По приезду зарегистрировались и получили на руки пейджер, который нам сообщил о сборе нашей экскурсионной группы.  Таким образом после получаса ожидания наконец мы отправились рассматривать дом, по дороге не забыв прихватить зонтики от фонда Райта, которые были расставлены повсюду на входах и выходах.


Первая остановка возле мостика через заводь у водопада. Общий экскурс в историю виллы, несколько слов о величие Райта, первые фотографии и предупреждение, что внутри фотосъемка категорически запрещена.


В последние мгновения перед входом внутрь все с завистью и рассматривают счастливчиков, которые уже толкаются зонтиками на большой террасе.

Поэтому после попадания внутрь — первым делом на ту самую террасу…

… смотреть на водопад сверху. А его, увы почти нет. Не сезон.

Дом снять почти не удается из-за плотной зонтиковой завесы.

С трудом пробиваюсь в угол и делаю пару снимков знаменитых райтовских угловых форточек.

Если вы в курсе, он был еще и известный любитель японского искусства.


В интерьере все таки удается сделать несколько снимков, пока не выясняется, что по всему дому расставлены камеры слежения.

Получаю нагоняй от экскурсовода и, к сожалению, прячу камеру в кофр.

Поэтому остальное, включая совершенно изумительный гостевой домик остается только в памяти.

Но зато после выхода из него, можно оттянуться и щелкать все, что желаешь.

Таким образом появляются кадры, которые, как-правило, в книгах не публикуются.

Это проход под домом и открытый переход к гостевому домику.


Дождик пытается помешать, но нам абсолютно все равно. После стольких десятилетий ожидания ничто не может испортить праздник.


Возвращаемся  к точке начала экскурсии. Потолкавшись некоторое время тут, можно сделать десяток всем известных фотографий.
Но главная точка съемки все еще впереди.

Нет, это еще не она. Хотя и эта очень хороша!

И эта тоже 🙂


А вот и она. Ожидаю несколько минут, пока освободится пятачок для фотографирования. Отщелкиваю несколько панорам. И пора прощаться.
Мой дорогой ya_umnik пока улыбается, но ему еще 300 миль крутить баранку по дороге домой. Гена, большое спасибо за поездку!

описание, история, экскурсии, точный адрес

Дом над водопадом (США) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Необычный дом над водопадом, расположенный в 80 км от города Питсбурга штата Пенсильвания, уже много лет подряд привлекает огромное количество туристов. Это уникальное сооружение стало манифестом органической архитектуры. Его автор Фрэнк Ллойд Райт хотел показать всему миру, что нужно жить в гармонии с природой. Стоит отметить, что это был один из самых смелых и неординарных проектов всемирно известного архитектора.

Во время строительства дома над водопадом архитектор Фрэнк Ллойд Райт строго следил за тем, чтобы не было вырублено ни одного дерева, а все природные скалы и выступы остались нетронутыми.

В начале 20 века Райт был очень модным архитектором, однако спустя годы заказов становилось все меньше, материальное положение Райта сильно ухудшилось. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, архитектор открыл у себя дома художественную студию «Талиесин». Одним из учеников студии стал Эдгар Кайфман-младший, сын успешного бизнесмена Эдгара Кауфмана. Кауфман-младший очень проникся идеями Райта, они подружились, и Райт стал частым гостем семьи Кауфман.

Вскоре Кауфманы заказали архитектору проект загородного дома, который должен был находиться в живописном уголке «Медвежий ручей». Место для будущего дома было очень красивым, но необычным для строительства — скалистый выступ с водопадом. Однако Райта такие сложности не отпугнули. Несколько месяцев он вынашивал идею неординарного проекта и в итоге придумал настоящий экодом. «Водопад должен стать частью вашей жизни», — заявил Райт будущим владельцам жилища и приступил к воплощению идеи. Во время строительства архитектор строго следил за тем, чтобы не было вырублено ни одного дерева, а все природные скалы и выступы остались нетронутыми. В качестве основного стройматериала Райт выбрал железобетон.

Кауфман-старший сомневался в компетентности Райта и даже показывал его чертежи другим инженерам и строителям. Узнав об этом, архитектор сильно обиделся и хотел отказаться от строительства дома над водопадом, но в итоге заказчик и исполнитель все-таки нашли общий язык. В знак примирения выкладки сторонних инженеров были заложены в каменную стену дома.

Дом над водопадом включает в себя несколько строений — это основной дом хозяев, дом для прислуги и гостевой дом, а также гараж. Интересно, что во всех этих зданиях Райт стремился органично сочетать искусственные и естественные элементы. Например, в некоторых местах оконные стекла вставлены не в рамы, а непосредственно в каменную кладку. Кроме того, в некоторых помещениях архитектор намеренно сделал низкие потолки, намекая хозяевам на то, что нужно больше времени проводить на улице, а не в здании. Кстати, Райт разработал не только проект дома, но и его внутреннее убранство — придумал дизайн стульев, столов и даже ковров. Многие известные люди приезжали посмотреть на необычное здание — дом над водопадом посетили Альберт Эйнштейн, Марлен Дитрих и даже президент США Франклин Рузвельт.

Дом над водопадом

С 1937 по 1963 год семья Кауфман постоянно использовала дом над водопадом по выходным дням — здесь устраивались загородные приемы, отмечались праздники. Однако не все было так безоблачно — с жилищем возникало много проблем. Во-первых, строители допустили ошибку, из-за которой железобетонные консоли стали отклоняться от проектных положений и пришлось устанавливать подпоры. Во-вторых, из-за близкого расположения водопада в доме начала образовываться плесень. Кауфман-старший даже прозвал жилище «всходящая плесень» и «строение с семью бадьями».

Постепенно вилла все больше разрушалась, из-за чего хозяин разругался с архитектором. Однако Райт заметил, что хозяева сами виноваты, поскольку жилище отражает то, что творится в семье Кауфман. Стоит отметить, что муж с женой действительно жили не очень-то дружно, поскольку Кауфман был очень свободолюбивым человеком, а его супруга сильно переживала по этому поводу. За состоянием дома необходимо было постоянно следить, и поэтому рабочие практически жили в нем. После смерти родителей Кауфман-младший передал виллу в ведомство штата, и дом над водопадом стал музеем.

Дом над водопадом — Вспомнить, подумать… — LiveJournal

Архитектор — Фрэнк Ллойд Райт, 1867-1959
Медвежий ручей, Пенсильвания, США; 1935-37

Дом над Водопадом нависает над медвежьим ручьем подобный какой-то инопланетной конструкции.
Он потрясает воображение. Отсюда, с отрогов медвежьего ручья, на самом деле лучше всего
просматривается его тектоника.

Фрэнк Ллойд Райт проектировал всё в своей голове, используя чертежи только для того, чтобы подтвердить
то, что он уже полностью представил. Поэтому он особо не обеспокоился тем, что в один сентябрьский
день 1935 года узнал, что его клиент Эдгар Дж. Кауфман собирался через несколько часов прибыть в его
студию «Талиесин», чтобы увидеть давно обещанный проект «Дома над водопадом».
Никаких чертежей и не существовало.

Тот самый рисунок Фрэнка Ллойда Райта на который купился Кауфман.

Райт уселся за кульман и без колебаний начертил общий план, а также вертикальную и горизонтальную
проекции, полностью готовые.

Его же рисунок, но со стороны прилегающего к дому склона. Безупречная перспектива.

Когда прибыл Кауфман и увидел проект, он был ошеломлён. С этого дня – несмотря на ужасные трудности
в техническом плане, яростные споры и огромные траты – Кауфман оставался вдохновлённым этим проектом.
«Дом над водопадом» вдохновлял его всю оставшуюся жизнь.

Кауфман и его жена обычно проводили выходные в живописном месте рядом с водопадом на Медвежьем ручье,
в лесах к западу от Пенсильвании. Когда они попросили Райта спроектировать замену их маленькому
сборному домику, он предложил создать дом, опирающийся на все те камни, с которых они рыбачили и на
которых отдыхали во время купания. Сначала эта идея показалась им обречённой на провал; дом несомненно
разрушит свой собственный смысл существования. Но Райт был уверен в том, что он усовершенствует природу.
Его уверенность основывалась на принципе консоли, и на материале, которого он когда-то остерегался:
железобетоне.

По этой лестнице, которая как бы вытекает из нижнего яруса террасы, можно спуститься на площадку,
нависающую над самой поверхностью ручья. Осенью, когда поток воды становится больше, его поверхность
почти касается площадки. Чувство необыкновенное, будто стоишь прямо на воде!

Предполагалось построить большой и просторный дом, но выходить он должен был не на речной берег, а
прямо в воздух над водопадом. В структурном виде, террасы дома должны были напоминать листья
рододендрона, нависавшие над рекой, либо удивительный, но в то же время естественный вид гриба-трутовика.
Удерживаться они должны были так же естественным продолжением речного берега в форме стен и столбов
из добытого тут же камня.

В экстерьере Дом Над Водопадом как бы цепляется за окружающие его скалы. Слившиеся воедино округлые
бетонные балки и грубые, угловатые каменные пласты создают причудливый симбиоз, рождая чувство
устойчивости, казалось бы, неустойчивого по определению строения.

Эти замыслы были победоносно воплощены. Ничуть не разрушая красоту этого места, дом является
воплощением гармонии человека и природы.
В иной обстановке огромные террасы могли бы показаться агрессивными и хвастливыми; здесь же они
выглядят естественно и неизбежно, как будто это способ строительства какого-то неизвестного племени.

Интерьер дома также впускает в себя тему фактурного камня и пластичного бетона, однако помещения
не смотрятся темными каменными пещерами за счет широкого, панорамного остекления. К тому же в
Пенсильвании в целом тепло.

Помещения в доме достаточно традиционны: большое единое жилое пространство и четыре просторных спальни.
Но комнаты имеют второстепенное значение по сравнению со сложным многослойным организмом бетонных
террас и камней, удерживающих их. Иногда комнаты вырезаны в камнях, иногда они представляют собой
участки террасы, огороженные стеклянными стенами в стальных каркасах. Элементы здания затейливы, но
без особых «наворотов», поскольку они соответствуют общему замыслу: лестничный пролёт спускается
из проёма в полу гостиной и парит непосредственно над поверхностью ручья; три ствола деревьев
прорастают прямо в полу западной террасы; несрезанный валун выступает из выложенного камнями пола
подобно скале, на которой был заложен дом. Этот последний штрих был предложен самим Кауфманом и
тотчас же всецело одобрен архитектором.

Изнутри, со стороны крытой части террасы лестницу к воде можно закрыть вот такой хитрой конструкцией
чтобы холод от воды не проникал внутрь. Кстати заметьте контраст между угловатым, рельефным, почти
острым камнем, и мягкими скругленными линиями бетона. Замечательный пример выявления характера
материала в архитектуре.

Но за то, чтобы жить в таком архитектурном шедевре, приходится дорого платить, как в психологическом,
так и в материальном смысле. На протяжении многих лет после завершения строительства дома Кауфман
с беспокойством следил за тем, как конструкция трещала и проседала.

Совсем по другому архитектор отнесся к растительности которая окружает дом. Если в скалу, в камень
здание вгрызается, держится за него изо всех сил, то деревья мягко, бережно обходит своими ажурными
бетонными конструкциями.

Для осмотра здания регулярно приглашались инженеры, которые так же регулярно советовали подпереть
консоли стойками. Конечно же, это разрушило бы весь замысел. Кауфман не сдался, и дом сохранился
почти что в том виде, в каком и был создан, охраняемый теперь Обществом охраны природы Западной
Пенсильвании.

Источник — tartle.net/grivarius


Дом над водопадом Википедия

Достопримечательность
Дом над водопадом
Fallingwater
Wrightfallingwater.jpg
Дом над водопадом
Страна Wrightfallingwater.jpg
 США
Местоположение окрестности города Юнионтаун (англ.)русск., Пенсильвания
Архитектурный стиль Органическая архитектура
Архитектор Фрэнк Ллойд Райт
Дата основания 1936
Строительство 1936—1939 годы
Статус Национальный исторический памятник США
Материал железобетон, природный камень
Сайт fallingwater.org
Fallingwaterfloorplan.jpg
Планировка «Дома над водопадом»
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

«Дом над водопа́дом» (англ. Fallingwater — букв. Падающая вода; другое название: англ. Kaufmann Residence — Резиденция Кауфмана) — загородный дом, построенный в 1936-1939 годах по проекту американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта на юго-западе штата Пенсильвания, в 80 километрах к юго-востоку от города Питтсбурга — в живописной местности под названием «Медвежий ручей» (англ. Bear Run), расположенной между деревушками Милл-Ран (англ. Mill Run) и Огайопайл (англ. Ohiopyle)[1].

Название дома объясняется тем, что он стоит над небольшим водопадом. Вскоре после завершения строительства дом получил репутацию эталона и своеобразной витрины органической архитектуры. Уже в 1966 году, менее чем через 30 лет после создания, «Дом над водопадом» приобрёл статус Национального исторического памятника США[2]. В 1991 году члены Американского института архитекторов (англ. American Institute of Architects) назвали его «лучшим и непревзойдённым произведением национальной архитектуры».

Содержание

  • 1 История
  • 2 Проектирование и строительство
  • 3 Стоимость строительства
  • 4 История использования «Дома над водопадом»
  • 5 Стилистические особенности
  • 6 Ремонтные работы
  • 7 Известность

Дом над водопадом — Википедия

«Дом над водопа́дом» (англ. Fallingwater — букв. Падающая вода; другое название: англ. Kaufmann Residence — Резиденция Кауфмана) — загородный дом, построенный в 1936-1939 годах по проекту американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта на юго-западе штата Пенсильвания, в 80 километрах к юго-востоку от города Питтсбурга — в живописной местности под названием «Медвежий ручей» (англ. Bear Run), расположенной между деревушками Милл-Ран (англ. Mill Run) и Огайопайл (англ. Ohiopyle)[1].

Название дома объясняется тем, что он стоит над небольшим водопадом. Вскоре после завершения строительства дом получил репутацию эталона и своеобразной витрины органической архитектуры. Уже в 1966 году, менее чем через 30 лет после создания, «Дом над водопадом» приобрёл статус Национального исторического памятника США

[2]. В 1991 году члены Американского института архитекторов (англ. American Institute of Architects) назвали его «лучшим и непревзойдённым произведением национальной архитектуры».

История

В начале XX века Фрэнк Ллойд Райт был одним из самых модных и успешных архитекторов США, сумевшим реализовать множество своих проектов, большая часть которых содержала весьма новаторские для того времени архитектурные решения. Но к 1930-м годам от былой популярности не осталось и следа — у Фрэнка Ллойда Райта практически нет крупных заказов. Чтобы поправить своё материальное положение, Райт открывает у себя на дому художественную студию под названием «Талиесин (англ.)русск.» (англ. Taliesin) . Эту студию начинает посещать Эдгар Кауфман (англ. Edgar Kaufmann) — сын успешного бизнесмена из Питсбурга Эдгара Кауфмана, решивший по совету отца изучать архитектуру.

Постепенно смелые архитектурные идеи Райта захватывают Эдгара Кауфмана-младшего, и вместе им удаётся уговорить Кауфмана-старшего выделить средства на постройку макета целого города, который спроектировал Райт. После завершения строительства макет был размещён для всеобщего обозрения в универмаге, принадлежащем семье Кауфманов. Райт становится частым гостем в доме семейства Кауфаманов и вскоре получает от них заказ на разработку проекта их загородного дома.

«Дом над водопадом»

Для этих целей Кауфманы приобрели живописный участок в местности под названием «Медвежий ручей» (англ. Bear Run), который представлял собой сплошной скалистый выступ, возвышавшийся над окрестностью, а рядом находился маленький водопад.

В ноябре 1934 года Райт посетил «Медвежий ручей» для определения конкретного места под строительство загородного дома Кауфманов. Он остановил свой выбор на участке с водопадом, решив сделать сам водопад структурной частью будущего дома. Заказчиков эта смелая идея архитектора поначалу обескуражила, но Райт, заявивший в частности — «я хочу, чтобы вы жили с водопадом, а не просто смотрели на него. Он должен быть частью вашей жизни» — всё же смог заразить Кауфманов этой идеей, убедил их в самой возможности строительства такого дома, а главное — в полной его безопасности для их проживания в нём.

Райт получил полное одобрение на строительство «Дома над водопадом» со стороны Кауфманов и приступил к детальной разработке проекта. Райт стремился к тому, чтобы при строительстве дома не было бы срублено ни одного дерева, все крупные горные валуны остались бы на своих местах, а будущий дом стал бы просто частью естественного ландшафта. Он поручил детальное исследование выбранного участка будущей застройки пенсильванской инжиниринговой компании «Fayette Engineering Company of Uniontown». Компания произвела полную топографическую съёмку участка, с указанием всех деревьев, валунов и прочих природных элементов данного ландшафта, и в марте 1935 года передала Райту все свои подробные научные изыскания по данному участку.

Проектирование и строительство

Структурный проект «Дома над водопадом» был разработан самим Райтом в соавторстве с двумя инженерами — Менделем Гликманом (англ. Mendel Glickman) и Уильямом Уэсли Питерсом (англ. William Wesley Peters), которые ранее разработали проект колонн для здания «Johnson Wax Headquarters», также построенного по проекту Фрэнка Ллойда Райта.

Предварительный проект дома был представлен Кауфману для утверждения 15 октября 1935 года, после чего Райт ещё раз посетил участок строительства для уточнения окончательной сметы расходов на строительство. Позднее, когда строительство дома войдёт в активную фазу, Райт будет очень редко посещать место строительства, назначив своим постоянным представителем на стройке Роберта Мошера (англ. Robert Mosher) — своего ученика.

Камни для возведения стен будущего дома планировалось добывать в этой же местности, для чего в декабре 1935 года был вновь открыт старый каменный карьер, расположенный неподалёку от места строительства — к западу от него. Основным же строительным материалом для Дома над водопадом Райт избрал железобетон, с которым до этого времени он никогда не работал.

Сильные горизонтальные и вертикальные линии — отличительная особенность «Дома над водопадом»

Окончательный вариант проекта Райт подготовил в марте 1936 года. В апреле того же года были начаты строительные работы на основном здании. По этому проекту, основу конструкции Дома над водопадом составили железобетонные плиты перекрытия, которые выступают из центрального массива на разных уровнях и расходятся в разных направлениях. Таким образом, эти плиты перекрытия образуют террасы, повисшие прямо над водопадом, что внешне выглядит крайне необычно и производит на зрителя сильное впечатление. Часть утёса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера.

С началом строительства появляются разногласия между Райтом, Кауфманом и строительным подрядчиком. Кауфман, одолеваемый сомнениями по поводу компетентности Райта при его работе с железобетоном, показал сторонним инженерам-консультантам из строительной фирмы чертёж весьма смело спроектированной Райтом консольной конструкции. После получения заключения этих сторонних инженеров-консультантов на свой проект Райт был обижен на Кауфмана, потребовал вернуть ему все его эскизы и заявил, что выходит из проекта. Этот «ультиматум» Райта возымел действие на Кауфмана, он прекратил все свои сомнения в компетентности Райта как архитектора, а доклад инженеров-консультантов был впоследствии погребён в каменной стене дома[3].

В июне 1936 года Райт посещает место строительства и отвергает сделанную каменную кладку моста. Эта кладка была переделана. Для нависающих консольных этажей Райт и его команда использовали перевёрнутые Т-образные балки, интегрированные в монолитную бетонную плиту. Эта конструкция заодно сформировала потолок нижних помещений и обеспечила сопротивление сжатию. Подрядчик строительства Уолтер Холл (англ. Walter Hall), также являвшийся инженером, произвёл свои независимые вычисления и привёл доводы в пользу увеличения количества арматуры в монолитной плите первого этажа. Райт отверг это предложение. (Примечание. В то время как некоторые источники говорят, что автором этого предложения был сам подрядчик, который самостоятельно удваивал количество арматуры, согласно другим, это было сделано по просьбе Кауфмана, обратившегося к своим инженерам-консультантам, дабы те внесли изменения в проект Райта и удвоили количество арматуры определённой Райтом).

Кроме того, подрядчик не стал производить бетонирование консоли с использованием слегка направленной вверх опалубки (как это было предусмотрено проектом Райта — для компенсации прогиба и отклонения от оси плоскости консоли). В итоге, когда опалубка была снята, консоль значительно прогнулась. Райт, узнавший о том, что без его ведома количество арматуры было увеличено, пришёл в ярость.

С одобрения Кауфмана, сторонние инженеры-консультанты потребовали от подрядчика, чтобы он установил подпорную стену под главную опорную балку на западной террасе. Когда при следующем посещении стройки Райт обнаружил эту стену, он попросил своего постоянного представителя на объекте Роберта Мошера разрушить её верхушку. Когда позднее Кауфман признался Райту в том, что он это всё одобрил, Райт показал ему, что сделал со стеной Мошер, и указал на то, что железобетонная консоль, без какой-либо подпорной стены, удачно провела под испытательной нагрузкой весь предыдущий месяц.

В октябре 1937 года, несмотря на все трудности и споры между заинтересованными сторонами, строительство главного дома было завершено.

Стоимость строительства

Строительство основного дома и дома для гостей при начальном бюджете в 35 тыс. долларов в результате обошлось в 155 тыс. долларов США[4][5]. Эта сумма была образована следующим образом: основной дом — 75 тыс. долларов, его отделка и внутренняя обстановка — 22 тыс., гостевой дом, гараж и домик для прислуги вместе взятые — 50 тыс. долларов. Гонорар архитектора составил 8 тыс. долларов.

С учётом инфляции сумма в 155 тыс. долларов, затраченная на строительство в 1930-х годах, в 2009 году эквивалентна примерной сумме в 2,4 млн долларов США. Для сравнения средняя стоимость односемейного дома в Пенсильвании на момент окончания строительства составляла 3 205 долларов[6]. Однако более точное отражение относительной стоимости проекта в 1930-х годах показывают затраты на ремонтно-восстановительные работы на этом объекте — объявленная стоимость таких работ в 2002 году составила 11,4 млн долларов США.

История использования «Дома над водопадом»

В период с 1937 по 1963 годы «Дом над водопадом» регулярно использовался семейством Кауфман как загородный дом. Они проводили в нём выходные и праздничные дни. В 1963 году Эдгар Кауфман-младший передал (в виде пожертвования) Дом над водопадом организации Western Pennsylvania Conservancy (англ.)русск. (Охрана Западной Пенсильвании). В 1964 году дом стал музеем и был открыт для публичных посещений. По состоянию на январь 2008 года «Дом над водопадом» посетило около шести миллионов человек. Несмотря на своё расположение в отдалённом уголке штата Пенсильвания (примерно в двух часах езды от Питтсбурга), Дом над водопадом (согласно местной рекламно-информационной брошюре) в настоящее время принимает более чем 150 тыс. посетителей ежегодно[5].

Стилистические особенности

Интерьер и предметы мебели «Дома над водопадом», разработанные архитектором Райтом

Райту, страстному поклоннику японской архитектуры, удалось создать насыщенный динамизмом объект и очень удачно вписать его в естественный и очень живописный природный ландшафт. Здание полностью сливается с окружающей природой и воспринимается как часть ландшафта, а не как нечто чуждое ему. В этом своём творении Райт делает акцент на взаимопроникающих внешних и внутренних пространствах, символизирующих гармонию между человеком и природой.

Современный японский архитектор Тадао Андо (англ. Tadao Ando), в частности, заявил: «Я думаю, Райт изучил самый важный аспект архитектуры — обращение с пространством — на японской архитектуре. Когда я посетил „Дом над водопадом“ в Пенсильвании, я обнаружил, что точно так же чувствую это окружающее пространство. Но там были и дополнительные звуки природы, обращённые ко мне»[7].

Наибольшую известность «Дом над водопадом» получил благодаря тому, что он построен над действующим водопадом — горная речка («Медвежий ручей», 8-километровый приток реки Йокэгэйни (англ.)русск., насквозь протекающая через нижние уровни дома, на выходе превращается в живописный водопад. Очаг в гостиной комнате выстроен из валунов, найденных на данном участке при строительстве дома. Эти валуны органично объединены с элементом пола помещения — выступом скалы, высотой в фут, который проходит сквозь всю гостиную, тесно и очевидно связывая внутреннее пространство комнаты с окружающей природой.

Райт первоначально планировал срезать этот скальный выступ, чтобы сделать ровный пол, но семейству Кауфманов так полюбилась эта природная деталь интерьера, что глава семейства предложил оставить всё так, как это создала сама природа. Естественные каменные полы отполированы, в то время как валуны, из которых создан очаг в гостиной, оставлены нетронутыми, создавая впечатление сухих речных камней, выступающих над поверхностью бурного горного потока. Органичное сочетание искусственных и естественных элементов здания распространяется даже на мелкие детали. Так, например, там, где остекление встречается с каменной стеной, нет никакого металлического каркаса — стёкла (и горизонтальные части рамы окна) установлены прямо в углубление в каменной кладке, таким образом создавая впечатление непрерывности каменной кладки и природной естественности нахождения в ней оконного стекла.

Из консольной части гостиной комнаты лестница спускается прямо к ручью внизу, а в пространство перехода между главным домом и домиком для гостей естественным образом поступает горная вода, которая, достаточно накопившись, вытекает наружу. Спальни в доме небольшие, у некоторых довольно низкий потолок, который как бы говорит обитателям дома — почаще бывайте на свежем воздухе, а не в помещении. В дизайне дома применено максимально широкое остекление, есть множество остеклённых балконов. Получить доступ к лестнице, ведущей из гостиной вниз, к водному потоку (упомянутому выше), можно через большие стеклянные двери, раздвигающиеся в горизонтальной плоскости. Главный же вход в здание, согласно архитектурным воззрениям Райта, расположен вдали от водопада.

Дорога, ведущая к главному входу

Общая цветовая гамма фасадов дома выдержана в светлых тонах. В светлые цвета выкрашены нижние поверхности выступов крыши, что позволило сделать верхние комнаты уютными и лёгкими, а не тёмными и мрачными. Во многих местах дома были применены так называемые «прозрачные ширмы», установленные вместо глухих стен. Благодаря этому решению, из любой точки помещения открывается прекрасный вид на окружающую природу. Интерьер всего дома подобен в оформлении экстерьеру. Внутри дома практически полностью отсутствует штукатурка. Дабы смягчить чрезмерно суровый вид каменных стен и железобетона, в интерьере активно применена обшивка из дерева. Райт не остановился на проектировании одного лишь дома. По его эскизам были созданы многие предметы интерьера. Например, ковры для гостиной, а также столы, стулья и лампы.

На склоне холма (чуть выше главного дома) располагаются четырёхместный автомобильный гараж, домик для прислуги и гостевой дом. Все эти постройки были созданы спустя два года, после завершения основного строительства. При их строительстве были использованы те же самые материалы, что и для основного дома. Таким образом, эти поздние постройки полностью сочетаются своим внешним (и внутренним) видом с главным домом.

Одной из изюминок гостевого дома является бассейн, вода из которого, при его переполнении, стекает прямо в реку. После того, как Дом над водопадом был передан в общественный дар, три гаражные секции из четырёх были превращены в небольшой музей. Эдгар Кауфман-младший сам спроектировал внутреннее убранство этого музея, исходя из общей стилистики дизайна «Дома над водопадом».

Ремонтные работы

Консольные конструкции «Дома над водопадом»

«Дом над водопадом» был выстроен в очень смелой и новаторской, по тем временам, форме. Основу конструкции составили нависающие железобетонные консольные балконы. С самого начала эксплуатации с этими консолями возникли проблемы. При проведении бетонирования консолей, подрядчиком была неправильно собрана опалубка. В итоге, как только опалубка была снята, железобетонные консоли стали отклоняться от их проектных положений. С течением времени это отклонение продолжало увеличиваться, и в конечном итоге достигло величины около 18 сантиметров (при длине консольного пролета 4,57 метра).

В 1995 году Western Pennsylvania Conservancy заказала исследование структурной целостности «Дома над водопадом». Инженеры-строители проанализировали смещение железобетонных консолей от их первоначальных положений. Для этого анализа ими было проведено детальное рентгеноскопическое обследование консолей. Благодаря этому исследованию было установлено, что подрядчик действительно самовольно прибавил (для увеличения прочности) в консоли арматуры, изменив, таким образом, первоначальный проект бетонирования, разработанный архитектором Райтом. Но, как выявило всё то же исследование, ошибся при проектировании и сам Райт, заложивший в проект консолей недостаточную прочность — даже после того, как подрядчик самовольно добавил в конструкцию консолей арматуры, консоли были недостаточно прочны. Подробное исследование наглядно показало — и бетон и арматура железобетонных консолей изначально находились в очень близком к критическому (для их прочностных характеристик) состоянии.

Для исправления этой ситуации инженерами-строителями было принято решение — установить под консоли временные подпорные балки, что и было сделано в 1997 году[8].

В 2002 году конструкции консолей были усилены. В стены дома были вмонтированы бетонные блоки, сквозь которые были продеты высокопрочные стальные тросы. Другими концами тросы были закреплены к ригелям, вмонтированным в верхнюю часть железобетонной консоли (являвшуюся полом помещения). После этого, тросы были натянуты с помощью домкратов. Таким образом был полностью устранён строительный дефект с провисанием консолей, имевших теперь достаточную поддержку, и их отклонение от проектной оси было остановлено. Благодаря мастерству строителей эти ремонтные работы визуально никак не отразились на внешнем и внутреннем убранстве Дома над водопадом.

Другой довольно ощутимой проблемой при эксплуатации «Дома над водопадом» стало появление плесени, которая всегда образуется во влажной среде, коей в доме, стоящем прямо над водопадом, всегда в избытке. Кауфман-старший, столкнувшись с постоянными протечками в доме и возникновением в таких местах очагов плесени, назвал Дом над водопадом «строением с семью бадьями» (англ. a seven-bucket building) и дал дому кличку — «Всходящая плесень»[9]. Помимо этого, конденсат накапливался также и под элементами кровли, которые были лишены должной гидроизоляции и утеплителя[10]. Организация The Western Pennsylvania Conservancy, которой «Дом над водопадом» был передан, разработала и приняла интенсивную программу по сохранению и восстановлению этого архитектурного объекта. С 1988 года за техническим состоянием «Дома над водопадом» ведёт постоянное наблюдение крупная инженерно-строительная фирма, расположенная в городе Нью-Йорк.

Специалисты этой строительной компании, ознакомившись со всей первоначальной строительно-технической документацией, а также изучив все последующие строительные доклады о состоянии как всего дома, так и отдельных его частей, разработали проект ремонта всей кровли, проект реставрации оригинальных стальных элементов остекления, проект реконструкции разрушенных железобетонных элементов и каменной кладки стен. Также инженерами было проанализировано общее состояние интерьеров. По итогам этого анализа, для восстановительных работ были подобраны строительные материалы, наиболее соответствующие оригинальным, были разработаны близкие к оригинальным методы восстановления бетона и штукатурки, а также было разработано новое защитное покрытие для бетона.

Известность

Шедевр Райта называют «бесспорно, самым известным домом современной Америки, если не всего мира»[11][12]. Практически сразу после завершения строительства американский журнал Time назвал «Дом над водопадом» «самой красивой работой Райта»[13]. Другой американский журнал — Smithsonian (англ.)русск. — внёс «Дом над водопадом» в свой список «28 мест, которые необходимо посетить перед смертью»[14]. В 2007 году здание заняло двадцать девятое место в списке «Любимой архитектуры Америки».

После того, как о «Доме над водопадом» со страниц ведущих американских журналов поведал читателям известный американский писатель Генри Льюс, это место стало культовым. Сюда потянулись посетители со всей страны. В их числе было немало знаменитостей тех лет: Альберт Эйнштейн, Ингрид Бергман, Уильям Рэндольф Хёрст, Марлен Дитрих[15].

Слава об этом удивительном здании дошла даже до президента США — Франклина Рузвельта[15]. Президент, несмотря на свою занятость, всё же смог выкроить время, чтобы своими глазами увидеть это архитектурное чудо. В честь президента Рузвельта семейство Кауфманов устроило над водопадом пышный фейерверк. Визит президента сыграл положительную роль для репутации «Дома над водопадом» — теперь посетить это место стало признаком хорошего тона и знаком принадлежности к высшему обществу[15].

Виртуальный тур

В январе 2012 года компания Planet Architecture выпустила на рынок виртуальный тур по «Дому над водопадом», выполненный в виде приложения для «Айфона» и «Айпада»[16][17]. Стоимость приложения составляет: 9,99 $ — версия для «Айпада» и 4.99 $ — версия для «Айфона»[16].

См. также

Литература

  •  (англ.) Trapp, Frank (1987). Peter Blume. Rizzoli, New York.
  •  (англ.) Hoffmann, Donald (1993). Frank Lloyd Wright’s Fallingwater: The House and Its History (2nd ed.). Dover Publications. ISBN 0-486-27430-6.
  •  (англ.) Brand, Stewart (1995). How Buildings Learn: What Happens After They’re Built. Penguin Books. ISBN 0-14-013996-6.
  •  (англ.) McCarter, Robert (2002). Fallingwater Aid (Architecture in Detail). Phaidon Press. ISBN 0-7148-4213-3.

Примечания

  1. ↑ «Contact Us» (неопр.). www.fallingwater.org. Дата обращения 20 сентября 2012. Архивировано 28 октября 2012 года.
  2. ↑ «Fallingwater» (англ.). National Historic Landmark summary listing. National Park Service. Дата обращения 20 сентября 2012. Архивировано 28 октября 2012 года.
  3. ↑ McCarter, Robert (2002). Fallingwater Aid (Architecture in Detail). Phaidon Press. ISBN 0-7148-4213-3. Page 12.
  4. McCarter, Robert. «Fallingwater Aid (Architecture in Detail)». — Phaidon Press, 2002. — С. 59. — ISBN 0-7148-4213-3.
  5. 1 2 Plushnick-Masti, Ramit «New Wright house in western Pa. completes trinity of work» (англ.). Associated Press (27 September 2007). Дата обращения 20 сентября 2012. Архивировано 28 октября 2012 года.
  6. ↑ Historical Census of Housing Tables (англ.) (недоступная ссылка). U.S. Census Bureau (6 June 2012). Дата обращения 27 ноября 2017. Архивировано 29 октября 2017 года.
  7. ↑ «Tadao Ando, 1995 Laureate: Biography» (англ.) (недоступная ссылка). The Hyatt Foundation (1995). Дата обращения 20 сентября 2012. Архивировано 23 августа 2009 года.
  8. Silman, Robert; Matteo, John. «Repair and Retrofit: Is Falling Water Falling Down?» (англ.). Structure Magazine (1 July 2001). Дата обращения 20 сентября 2012. Архивировано 28 октября 2012 года.
  9. Brand, Stewart. How Buildings Learn: What Happens After They’re Built. — 1995. — ISBN 0-14-013996-6.
  10. Pamela Jerome, Norman Weiss, Hazel Ephron. «Fallingwater Part 2: Materials-Conservation Efforts at Frank Lloyd Wright’s Masterpiece». — Association for Preservation Technology International (APT), 2006.
  11. ↑ Frank Lloyd Wright’s Fallingwater — Ezra Stoller — Google Книги
  12. ↑ Encyclopedia of Architectural and Engineering Feats. ABC-CLIO, 2001. 3rd ed. Page 115.
  13. ↑ «Usonian Architech» (англ.). Time magazine (17.01.1938). Дата обращения 20 сентября 2012. Архивировано 28 октября 2012 года.
  14. ↑ «Smithsonian Magazine — Travel — The Smithsonian Life List» (англ.). Smithsonian magazine (январь 2008). Дата обращения 20 сентября 2012. Архивировано 28 октября 2012 года.
  15. 1 2 3 «Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright): Дом над водопадом (Fallingwater)» (неопр.). novosibdom.ru. Дата обращения 20 сентября 2012. Архивировано 28 октября 2012 года.
  16. 1 2 «Fallingwater Releases a Virtual Tour for Mobile Devices» (англ.). Western Pennsylvania Conservancy (8 февраля 2012). Дата обращения 21 сентября 2012. Архивировано 28 октября 2012 года.
  17. ↑ «Frank Lloyd Wright — Fallingwater mobile app» (англ.) (недоступная ссылка). www.planetarchitecture.com (январь 2012). Дата обращения 21 сентября 2012. Архивировано 28 октября 2012 года.

Ссылки

Fallingwater. «Дом над водопадом» | Проектирование жилых зданий

Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright): Fallingwater (Edgar J. Kaufmann Sr. Residence), Bear Run, Pennsylvania («Дом над водопадом» Эдгара Дж. Кауфманна, Пенсильвания),  1935—1938

 

Идея строительства дома не рядом с водопадом, а непосредственно над ним — манифест органической архитектуры. Подобный симбиоз стихии и жилья стал верхней точкой в попытках архитектора гармонизировать человека с природой и встал на грани конфликта между архитектурой как идеей и комфортным жильём с утилитарной точки зрения.

 

В начале XX в. Райт слыл одним из самых модных архитекторов Америки, но ко времени его знакомства с семьей Кауфман в 1934 году популярность давно покинула почти 70-летнего архитектора. Будучи в крайне стесненных материальных обстоятельствах, чтобы как-то свести концы с концами, Райт открыл на дому художественную студию под названием «Талезин». Ее начал посещать сын Кауфманов; пожелавший по совету отца учиться архитектуре.

 

Подружившись с семьей своего ученика, Райт вскоре получил от Кауфманов заказ на строительство загородного дома. Супруги долго и тщательно выбирали место, пока не нашли в Пенсильвании, в 45 милях от Питтсбурга, живописный уголок под названием Медвежий ручей, представлявший собой сплошной скалистый выступ, возвышавшийся в виде консоли рядом с водопадом.

 

Райт одобрил выбор заказчика, считая, что дом должен составлять одно целое с пейзажем. Поначалу Кауфманы рассчитывали вложиться в 45 тысяч долларов, но в итоге, когда в 1936 г. строительство было закончено, оказалось, что вилла обошлась супругам втрое дороже.

 

«Дом над водопадом» был первым, в котором Райт применил железобетон в качестве одного из главных материалов строительства. Основной принцип конструктивно-пространственной архитектуры этого сооружения состоит в том, что перекрытиями в нем служат железобетонные плиты, выступающие из центрального массива в разных направлениях и на разных уровнях. Эти железобетонные консоли террас, повисшие над водопадом, производят впечатление необычайно экзотического архитектурного строения.

 

Стены дома начинались от земли. Они были поставлены на бетонную горизонтальную площадку, нечто вроде низкой платформы, и заканчивались на уровне подоконников второго этажа, а над ними, под широкими свесами крыши, имеющей небольшой уклон, шли ряды непрерывных окон, через которые внутренние помещения раскрывались к внешнему пространству. Таким образом, стены стали своеобразными ширмами, окружающими внутреннее пространство.

 

Нижние поверхности выступов крыши были плоскими и окрашенными в светлый цвет, чтобы создать в этом месте сияние рассеянного света, который делал верхние комнаты не сумрачными, а уютными. Свесы крыши имели двойное назначение, служа, с одной стороны, кровом и защитой стен дома, с другой — средством освещения помещений второго этажа рассеянным и отраженным светом, который проходил сквозь специальные конструкции, так называемые «прозрачные ширмы», занявшие место глухих стен. Благодаря им из любой точки помещения открывался захватывающий вид на окружающие красоты.

 

Первый этаж «Дома над водопадом» представляет собой огромный зал, к которому примыкают столовая, кухня и прихожая. Общая комната, благодаря витражному остеклению и множеству стеклянных дверей, связана с внешним пространством террас, а лестницей — с ручьем внизу.

 

На втором этаже разместились три спальни, каждая из которых имеет свой балкон. На третьем этаже тоже есть спальня с балконом, отсюда переходный мостик ведет к домикам для гостей, комнатам прислуги и к гаражу.

 

Внутренняя фактура подобна наружной,  штукатурка вообще отсутствует. В интерьерах деревянная обшивка местами смягчает суровость каменных стен и железобетона, остекление защищено от солнца благодаря установленным над входами консольным козырькам, местами сплошным, местами решетчатым.

 

По эскизам Райта были изготовлены стулья, столы, лампы и даже ковры для гостиной. Гордостью архитектора был и камин: сложенный из камней очаг окружали выступающие прямо из пола огромные глыбы — натуральные, природные фрагменты той самой скалы, на которой стоял дом.

 

Самым известным жилым домом в Америке вилла Кауфманов стала после того, как крупнейший американский издатель Генри Льюис поведал о ней в ведущих американских журналах, после чего «Дом над водопадом» превратился в культовое место. Желающих взглянуть на чудо архитектуры было не счесть. Теперь каждые выходные к Кауфманам приезжали самые знаменитые гости, среди которых были Альберт Эйнштейн, Ингрид Бергман, Уильям Рэндолф Херст, Марлен Дитрих.

 

Слава об удивительной вилле, которую еще называли «Падающими водами», дошла до президента США. И однажды к Кауфманам пожаловал сам Франклин Рузвельт, в честь которого хозяева устроили над водопадом грандиозный фейерверк. После визита президента посещать виллу Кауфманов стало хорошим тоном и признаком принадлежности к высшему обществу.

 

Торжествующий бизнесмен не жалел денег на сказочные приемы в Медвежьем ручье. Хозяева устраивали костюмированные балы, велосипедные и теннисные турниры, ездили верхом, нежились в бассейне.

 

Однако через некоторое время дом, принесший Кауфманам известность и открывший перед ними двери в высшее общество, стал медленно разрушаться. Глубокие трещины образовались во всех террасах, а железобетонные консоли, поддерживающие фундамент, неуклонно сползали к воде. Кауфман опасался, что вилла того и гляди рухнет в пропасть заодно с его репутацией. Он устроил Райту скандал, заявив, что тот «не инженер, а дерьмо»: пронюхай сейчас пресса о том, что творится с домом, их обоих так вываляют в грязи, что они никогда не отмоются.

 

Райт ответил, что его постройки отражают то, что творится с хозяевами. (Надо заметить, что к тому времени отношения между супругами окончательно испортились. Эдгар часто изменял Лилиан, а та остро переживала увядание своей красоты.)

 

В конце концов Кауфман втайне от всех начал ремонтные работы и под предлогом болезни жены уже не приглашал гостей в Медвежий ручей. Но миссис Кауфман все же упросила мужа окончательно переселиться на виллу, поскольку здесь она чувствовала себя гораздо лучше. Эдгар не возражал, и супруги перебрались в Медвежий ручей, довольствуясь обществом рабочих.

 

Время шло, дом приходил в упадок, и примерно к 1950 г. состояние как Лилиан, так и виллы, можно было оценивать как критическое. И Кауфману пришлось нанимать все новые бригады рабочих, чтобы предотвратить крушение дома.

 

В сентябре 1952 г. Лилиан Кауфман умерла. После ее смерти проломилась нижняя терраса виллы, чуть не убив рабочего. А сам Эдгар Кауфман скончался в апреле 1955 года. Сын Кауфманов, Эдгар-младший, перенес их прах к «Дому над водопадом». Наследник владельцев передал архитектурный шедевр в ведомство штата – по всей видимости, шум водопада оказался неподходящим аккомпанементом в обычной жизни. Здание было превращено в музей, в котором с тех пор побывало почти 4 млн человек. В начале 2000-х гг. дом был отремонтирован, но в аренду до сих пор не сдаётся. Впрочем, и посетить его можно только в составе организованной группы.

 

Любопытно, что архитектор Фрэнк Ллойд Райт после создания «Дома над водопадом» вступил в полосу самого продуктивного творческого двадцатипятилетия, продлившегося до самой его смерти — он умер в возрасте 95 лет. В одном из своих поздних интервью Райт, вспоминая пенсильванскую историю, заметил, что Кауфманам было противопоказано иметь столь экстравагантное жилище, ибо они всегда были и до конца остались скучными, пошлыми мещанами.

Дом над водопадом — это… Что такое Дом над водопадом?

Координаты: 39°54′22″ с. ш. 79°28′05″ з. д. / 39.906111° с. ш. 79.468056° з. д. (G) (O) (Я)39.906111, -79.468056

«Дом над водопа́дом» (англ. Fallingwater — букв. Падающая вода; другое название: англ. Kaufmann Residence — Резиденция Кауфмана) — загородный дом, построенный в 1936-39 гг. по проекту американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта на юго-западе штата Пенсильвания, в 80 километрах к юго-востоку от города Питсбурга — в живописной местности под названием «Медвежий ручей» (англ. Bear Run), расположенной между деревушками Милл-Ран (англ. Mill Run) и Огайопайл (англ. Ohiopyle)[1].

Название дома объясняется тем, что он стоит над небольшим водопадом. Вскоре после завершения строительства дом получил репутацию эталона и своеобразной витрины органической архитектуры. Уже в 1966 году, менее чем через 30 лет после создания, «Дом над водопадом» приобрёл статус Национального исторического памятника США[2]. В 1991 году члены Американского института архитекторов (англ. American Institute of Architects) назвали его «лучшим и непревзойдённым произведением национальной архитектуры».

История

В начале XX века Фрэнк Ллойд Райт был одним из самых модных и успешных архитекторов США, сумевшим реализовать множество своих проектов, большая часть которых содержала весьма новаторские для того времени архитектурные решения. Но к 1930-м годам от былой популярности не осталось и следа — у Фрэнка Ллойда Райта практически нет крупных заказов. Чтобы поправить своё материальное положение, Райт открывает у себя на дому художественную студию под названием «Талиесин (англ.)русск.» (англ. Taliesin) . Эту студию начинает посещать Эдгар Кауфман (англ. Edgar Kaufmann) — сын успешного бизнесмена из Питсбурга Эдгара Кауфмана, решивший по совету отца изучать архитектуру.

Постепенно смелые архитектурные идеи Райта захватывают Эдгара Кауфмана-младшего, и вместе им удаётся уговорить Кауфмана-старшего выделить средства на постройку макета целого города, который спроектировал Райт. После завершения строительства макет был размещён для всеобщего обозрения в универмаге, принадлежащем семье Кауфманов. Райт становится частым гостем в доме семейства Кауфаманов и вскоре получает от них заказ на разработку проекта их загородного дома.

«Дом над водопадом»

Для этих целей Кауфманы приобрели живописный участок в местности под названием «Медвежий ручей» (англ. Bear Run), который представлял собой сплошной скалистый выступ, возвышавшийся над окрестностью, а рядом находился маленький водопад.

В ноябре 1934 года Райт посетил «Медвежий ручей» для определения конкретного места под строительство загородного дома Кауфманов. Он остановил свой выбор на участке с водопадом, решив сделать сам водопад структурной частью будущего дома. Заказчиков эта смелая идея архитектора поначалу обескуражила, но Райт, заявивший в частности — «я хочу, чтобы вы жили с водопадом, а не просто смотрели на него. Он должен быть частью вашей жизни» — всё же смог заразить Кауфманов этой идеей, убедил их в самой возможности строительства такого дома, а главное — в полной его безопасности для их проживания в нём.

Райт получил полное одобрение на строительство «Дома над водопадом» со стороны Кауфманов и приступил к детальной разработке проекта. Райт стремился к тому, чтобы при строительстве дома не было бы срублено ни одного дерева, все крупные горные валуны остались бы на своих местах, а будущий дом стал бы просто частью естественного ландшафта. Он поручил детальное исследование выбранного участка будущей застройки пенсильванской инжиниринговой компании «Fayette Engineering Company of Uniontown». Компания произвела полную топографическую съёмку участка, с указанием всех деревьев, валунов и прочих природных элементов данного ландшафта, и в марте 1935 года передала Райту все свои подробные научные изыскания по данному участку.

Проектирование и строительство

Структурный проект «Дома над водопадом» был разработан самим Райтом в соавторстве с двумя инженерами — Менделем Гликманом (англ. Mendel Glickman) и Уильямом Уэсли Питерсом (англ. William Wesley Peters), которые ранее разработали проект колонн для здания «Johnson Wax Headquarters», также построенного по проекту Фрэнка Ллойда Райта.

Предварительный проект дома был представлен Кауфману для утверждения 15 октября 1935 года, после чего Райт ещё раз посетил участок строительства для уточнения окончательной сметы расходов на строительство. Позднее, когда строительство дома войдет в активную фазу, Райт будет очень редко посещать место строительства, назначив своим постоянным представителем на стройке Роберта Мошера (англ. Robert Mosher) — своего ученика.

Камни для возведения стен будущего дома планировалось добывать в этой же местности, для чего в декабре 1935 года был вновь открыт старый каменный карьер, расположенный неподалёку от места строительства — к западу от него. Основным же строительным материалом для Дома над водопадом Райт избрал железобетон, с которым до этого времени он никогда не работал.

Сильные горизонтальные и вертикальные линии — отличительная особенность «Дома над водопадом»

Окончательный вариант проекта Райт подготовил в марте 1936 года. В апреле того же года были начаты строительные работы на основном здании. По этому проекту, основу конструкции Дома над водопадом составили железобетонные плиты перекрытия, которые выступают из центрального массива на разных уровнях и расходятся в разных направлениях. Таким образом, эти плиты перекрытия образуют террасы, повисшие прямо над водопадом, что внешне выглядит крайне необычно и производит на зрителя сильное впечатление. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера.

С началом строительства появляются разногласия между Райтом, Кауфманом и строительным подрядчиком. Кауфман, одолеваемый сомнениями по поводу компетентности Райта при его работе с железобетоном, показал сторонним инженерам-консультантам из строительной фирмы чертеж весьма смело спроектированной Райтом консольной конструкции. После получения заключения этих сторонних инженеров-консультантов на свой проект Райт был обижен на Кауфмана, потребовал вернуть ему все его эскизы и заявил, что выходит из проекта. Этот «ультиматум» Райта возымел действие на Кауфмана, он прекратил все свои сомнения в компетентности Райта как архитектора, а доклад инженеров-консультантов был впоследствии погребён в каменной стене дома[3].

В июне 1936 года Райт посещает место строительства и отвергает сделанную каменную кладку моста. Эта кладка была переделана. Для нависающих консольных этажей Райт и его команда использовали перевёрнутые Т-образные балки, интегрированные в монолитную бетонную плиту. Эта конструкция заодно сформировала потолок нижних помещений и обеспечила сопротивление сжатию. Подрядчик строительства Уолтер Холл (англ. Walter Hall), также являвшийся инженером, произвёл свои независимые вычисления и привёл доводы в пользу увеличения количества арматуры в монолитной плите первого этажа. Райт отверг это предложение. (Примечание. В то время как некоторые источники говорят, что автором этого предложения был сам подрядчик, который самостоятельно удваивал количество арматуры, согласно другим, это было сделано по просьбе Кауфмана, обратившегося к своим инженерам-консультантам, дабы те внесли изменения в проект Райта и удвоили количество арматуры определённой Райтом).

Кроме того, подрядчик не стал производить бетонирование консоли с использованием слегка направленной вверх опалубки (как это было предусмотрено проектом Райта — для компенсации прогиба и отклонения от оси плоскости консоли). В итоге, когда опалубка была снята, консоль значительно прогнулась. Райт, узнавший о том, что без его ведома количество арматуры было увеличено, пришел в ярость.

С одобрения Кауфмана, сторонние инженеры-консультанты потребовали от подрядчика, чтобы он установил подпорную стену под главную опорную балку на западной террасе. Когда при следующем посещении стройки Райт обнаружил эту стену, он попросил своего постоянного представителя на объекте Роберта Мошера разрушить её верхушку. Когда позднее Кауфман признался Райту в том, что он это всё одобрил, Райт показал ему, что сделал со стеной Мошер, и указал на то, что железобетонная консоль, без какой-либо подпорной стены, удачно провела под испытательной нагрузкой весь предыдущий месяц.

В октябре 1937 года, несмотря на все трудности и споры между заинтересованными сторонами, строительство главного дома было завершено.

Стоимость строительства

Строительство основного дома и дома для гостей было оценено в 155 тыс. долларов США[4][5]. Эта сумма была образована следующим образом: основной дом — 75 тыс. долларов, его отделка и внутренняя обстановка — 22 тыс., гостевой дом, гараж и домик для прислуги вместе взятые — 50 тыс. долларов. Гонорар архитектора составил 8 тыс. долларов.

С учётом инфляции сумма в 155 тыс. долларов, затраченная на строительство в 1930-х годах, в 2009 году эквивалентна примерной сумме в 2,4 млн долларов США. Однако более точное отражение относительной стоимости проекта в 1930-х годах показывают затраты на ремонтно-восстановительные работы на этом объекте — объявленная стоимость таких работ в 2002 году составила 11,4 млн долларов США.

История использования «Дома над водопадом»

В период с 1937 по 1963 годы «Дом над водопадом» регулярно использовался семейством Кауфман как загородный дом. Они проводили в нём выходные и праздничные дни. В 1963 году Эдгар Кауфман-младший передал (в виде пожертвования) Дом над водопадом организации Western Pennsylvania Conservancy (англ.)русск. (Охрана Западной Пенсильвании). В 1964 году дом стал музеем и был открыт для публичных посещений. По состоянию на январь 2008 года «Дом над водопадом» посетило около шести миллионов человек. Несмотря на своё расположение в отдалённом уголке штата Пенсильвания (примерно в двух часах езды от Питтсбурга), Дом над водопадом (согласно местной рекламно-информационной брошюре) в настоящее время принимает более чем 150 тыс. посетителей ежегодно[5].

Стилевые особенности

Интерьер и предметы мебели «Дома над водопадом», разработанные архитектором Райтом

Райту, страстному поклоннику японской архитектуры, удалось создать насыщенный динамизмом объект и очень удачно вписать его в естественный и очень живописный природный ландшафт. Здание полностью сливается с окружающей природой и воспринимается как часть ландшафта, а не как нечто чуждое ему. В этом своём творении Райт делает акцент на взаимопроникающих внешних и внутренних пространствах, символизирующих гармонию между человеком и природой.

Современный японский архитектор Тадао Андо (англ. Tadao Ando), в частности, заявил: «Я думаю, Райт изучил самый важный аспект архитектуры — обращение с пространством — на японской архитектуре. Когда я посетил „Дом над водопадом“ в Пенсильвании, я обнаружил, что точно так же чувствую это окружающее пространство. Но там были и дополнительные звуки природы, обращённые ко мне»[6].

Наибольшую известность «Дом над водопадом» получил благодаря тому, что он построен над действующим водопадом — горная речка («Медвежий ручей», 8-километровый приток реки Йокэгэйни (англ.)русск., насквозь протекающая через нижние уровни дома, на выходе превращается в живописный водопад. Очаг в гостиной комнате выстроен из валунов, найденных на данном участке при строительстве дома. Эти валуны органично объединены с элементом пола помещения — выступом скалы, высотой в фут, который проходит сквозь всю гостиную, тесно и очевидно связывая внутреннее пространство комнаты с окружающей природой.

Райт первоначально планировал срезать этот скальный выступ, чтобы сделать ровный пол, но семейству Кауфманов так полюбилась эта природная деталь интерьера, что глава семейства предложил оставить всё так, как это создала сама природа. Естественные каменные полы отполированы, в то время как валуны, из которых создан очаг в гостиной, оставлены нетронутыми, создавая впечатление сухих речных камней, выступающих над поверхностью бурного горного потока. Органичное сочетание искусственных и естественных элементов здания распространяется даже на мелкие детали. Так, например, там, где остекление встречается с каменной стеной, нет никакого металлического каркаса — стекла (и горизонтальные части рамы окна) установлены прямо в углубление в каменной кладке, таким образом создавая впечатление непрерывности каменной кладки и природной естественности нахождения в ней оконного стекла.

Из консольной части гостиной комнаты лестница спускается прямо к ручью внизу, а в пространство перехода между главным домом и домиком для гостей естественным образом поступает горная вода, которая, достаточно накопившись, вытекает наружу. Спальни в доме небольшие, у некоторых довольно низкий потолок, который как бы говорит обитателям дома — почаще бывайте на свежем воздухе, а не в помещении. В дизайне дома применено максимально широкое остекление, есть множество остеклённых балконов. Получить доступ к лестнице, ведущей из гостиной вниз, к водному потоку (упомянутому выше), можно через большие стеклянные двери, раздвигающиеся в горизонтальной плоскости. Главный же вход в здание, согласно архитектурным воззрениям Райта, расположен вдали от водопада.

Дорога, ведущая к главному входу

Общая цветовая гамма фасадов дома выдержана в светлых тонах. В светлые цвета выкрашены нижние поверхности выступов крыши, что позволило сделать верхние комнаты уютными и лёгкими, а не тёмными и мрачными. Во многих местах дома были применены так называемые «прозрачные ширмы», установленные вместо глухих стен. Благодаря этому решению, из любой точки помещения открывается прекрасный вид на окружающую природу. Интерьер всего дома подобен в оформлении экстерьеру. Внутри дома практически полностью отсутствует штукатурка. Дабы смягчить чрезмерно суровый вид каменных стен и железобетона, в интерьере активно применена обшивка из дерева. Райт не остановился на проектировании одного лишь дома. По его эскизам были созданы многие предметы интерьера. Например, ковры для гостиной, а также столы, стулья и лампы.

На склоне холма (чуть выше главного дома) располагаются четырёхместный автомобильный гараж, домик для прислуги и гостевой дом. Все эти постройки были созданы спустя два года, после завершения основного строительства. При их строительстве были использованы те же самые материалы, что и для основного дома. Таким образом, эти поздние постройки полностью сочетаются своим внешним (и внутренним) видом с главным домом.

Одной из изюминок гостевого дома является бассейн, вода из которого, при его переполнении, стекает прямо в реку. После того, как Дом над водопадом был передан в общественный дар, три гаражные секции из четырёх были превращены в небольшой музей. Эдгар Кауфман-младший сам спроектировал внутреннее убранство этого музея, исходя из общей стилистики дизайна «Дома над водопадом».

Ремонтные работы

Консольные конструкции «Дома над водопадом»

«Дом над водопадом» был выстроен в очень смелой и новаторской, по тем временам, форме. Основу конструкции составили нависающие железобетонные консольные балконы. С самого начала эксплуатации с этими консолями возникли проблемы. При проведении бетонирования консолей, подрядчиком была неправильно собрана опалубка. В итоге, как только опалубка была снята, железобетонные консоли стали отклоняться от их проектных положений. С течением времени это отклонение продолжало увеличиваться, и в конечном итоге достигло величины около 18 сантиметров (при длине консольного пролета 4,57 метра).

В 1995 году Western Pennsylvania Conservancy заказала исследование структурной целостности «Дома над водопадом». Инженеры-строители проанализировали смещение железобетонных консолей от их первоначальных положений. Для этого анализа ими было проведено детальное рентгеноскопическое обследование консолей. Благодаря этому исследованию было установлено, что подрядчик действительно самовольно прибавил (для увеличения прочности) в консоли арматуры, изменив, таким образом, первоначальный проект бетонирования, разработанный архитектором Райтом. Но, как выявило всё то же исследование, ошибся при проектировании и сам Райт, заложивший в проект консолей недостаточную прочность — даже после того, как подрядчик самовольно добавил в конструкцию консолей арматуры, консоли были недостаточно прочны. Подробное исследование наглядно показало — и бетон и арматура железобетонных консолей изначально находились в очень близком к критическому (для их прочностных характеристик) состоянии.

Для исправления этой ситуации инженерами-строителями было принято решение — установить под консоли временные подпорные балки, что и было сделано в 1997 году[7].

В 2002 году структура консолей была отремонтирована. В стены дома были вмонтированы бетонные блоки, сквозь которые были продеты высокопрочные стальные тросы. Другими концами тросы были закреплены к ригелям, вмонтированными в верхнюю часть железобетонной консоли (являвшуюся полом помещения). После этого, тросы были натянуты с помощью домкратов. Таким образом был полностью устранён строительный дефект с провисанием консолей, имевших теперь достаточную поддержку, и их отклонение от проектной оси было остановлено. Благодаря мастерству строителей эти ремонтные работы визуально никак не отразились на внешнем и внутреннем убранстве Дома над водопадом.

Другой довольно ощутимой проблемой при эксплуатации «Дома над водопадом» стало появление плесени, которая всегда образуется во влажной среде, коей в доме, стоящем прямо над водопадом, всегда в избытке. Кауфман-старший, столкнувшись с постоянными протечками в доме и возникновением в таких местах очагов плесени, назвал Дом над водопадом «строением с семью бадьями» (англ. a seven-bucket building) и дал дому кличку — «Всходящая плесень»[8]. Помимо этого, конденсат накапливался также и под элементами кровли, которые были лишены должной гидроизоляции и утеплителя[9]. Организация The Western Pennsylvania Conservancy, которой «Дом над водопадом» был передан, разработала и приняла интенсивную программу по сохранению и восстановлению этого архитектурного объекта. С 1988 года за техническим состоянием «Дома над водопадом» ведёт постоянное наблюдение крупная инженерно-строительная фирма, расположенная в городе Нью-Йорк.

Специалисты этой строительной компании, ознакомившись со всей первоначальной строительно-технической документацией, а также изучив все последующие строительные доклады о состоянии как всего дома, так и отдельных его частей, разработали проект ремонта всей кровли, проект реставрации оригинальных стальных элементов остекления, проект реконструкции разрушенных железобетонных элементов и каменной кладки стен. Также инженерами было проанализировано общее состояние интерьеров. По итогам этого анализа, для восстановительных работ были подобраны строительные материалы, наиболее соответствующие оригинальным, были разработаны близкие к оригинальным методы восстановления бетона и штукатурки, а также было разработано новое защитное покрытие для бетона.

Известность

Дом над водопадом в 2007 г.

Шедевр Райта называют «бесспорно, самым известным домом современной Америки, если не всего мира»[10][11]. Практически сразу после завершения строительства американский журнал Time назвал «Дом над водопадом» «самой красивой работой Райта»[12]. Другой американский журнал — Smithsonian (англ.)русск. — внёс «Дом над водопадом» в свой список «28 мест, которые необходимо посетить перед смертью»[13]. В 2007 году здание заняло двадцать девятое место в списке «Любимой архитектуры Америки».

После того, как о «Доме над водопадом» со страниц ведущих американских журналов поведал читателям известный американский писатель Генри Льюс, это место стало культовым. Сюда потянулись посетители со всей страны. В их числе было немало знаменитостей тех лет: Альберт Эйнштейн, Ингрид Бергман, Уильям Рэндольф Хёрст, Марлен Дитрих[14].

Слава об этом удивительном здании дошла даже до президента США — Франклина Рузвельта[14]. Президент, несмотря на свою занятость, всё же смог выкроить время, чтобы своими глазами увидеть это архитектурное чудо. В честь президента Рузвельта семейство Кауфманов устроило над водопадом пышный фейерверк. Визит президента сыграл положительную роль для репутации «Дома над водопадом» — теперь посетить это место стало признаком хорошего тона и знаком принадлежности к высшему обществу[14].

Виртуальный тур

В январе 2012 года компания Planet Architecture выпустила на рынок виртуальный тур по «Дому над водопадом», выполненный в виде приложения для «Айфона» и «Айпада»[15][16]. Стоимость приложения составляет: 9,99 $ — версия для «Айпада» и 4.99 $ — версия для «Айфона»[15].

См. также

Литература

  •  (англ.) Trapp, Frank (1987). Peter Blume. Rizzoli, New York.
  •  (англ.) Hoffmann, Donald (1993). Frank Lloyd Wright’s Fallingwater: The House and Its History (2nd ed.). Dover Publications. ISBN 0-486-27430-6.
  •  (англ.) Brand, Stewart (1995). How Buildings Learn: What Happens After They’re Built. Penguin Books. ISBN 0-14-013996-6.
  •  (англ.) McCarter, Robert (2002). Fallingwater Aid (Architecture in Detail). Phaidon Press. ISBN 0-7148-4213-3.

Примечания

  1. «Contact Us». www.fallingwater.org. Архивировано из первоисточника 29 октября 2012. Проверено 20 сентября 2012.
  2. «Fallingwater»  (англ.). National Historic Landmark summary listing. National Park Service. Архивировано из первоисточника 29 октября 2012. Проверено 20 сентября 2012.
  3. McCarter, Robert (2002). Fallingwater Aid (Architecture in Detail). Phaidon Press. ISBN 0-7148-4213-3. Page 12.
  4. McCarter, Robert «Fallingwater Aid (Architecture in Detail)». — Phaidon Press, 2002. — С. 59. — ISBN 0-7148-4213-3
  5. 1 2 Plushnick-Masti, Ramit «New Wright house in western Pa. completes trinity of work»  (англ.). Associated Press (27 September 2007). Архивировано из первоисточника 29 октября 2012. Проверено 20 сентября 2012.
  6. «Tadao Ando, 1995 Laureate: Biography»  (англ.). The Hyatt Foundation (1995).(недоступная ссылка — история) Проверено 20 сентября 2012.
  7. Silman, Robert; Matteo, John «Repair and Retrofit: Is Falling Water Falling Down?»  (англ.). Structure Magazine (1 July 2001). Архивировано из первоисточника 29 октября 2012. Проверено 20 сентября 2012.
  8. Brand, Stewart How Buildings Learn: What Happens After They’re Built. — 1995. — ISBN 0-14-013996-6
  9. Pamela Jerome, Norman Weiss, Hazel Ephron «Fallingwater Part 2: Materials-Conservation Efforts at Frank Lloyd Wright’s Masterpiece». — Association for Preservation Technology International (APT), 2006.
  10. Frank Lloyd Wright’s Fallingwater — Ezra Stoller — Google Книги
  11. Encyclopedia of Architectural and Engineering Feats. ABC-CLIO, 2001. 3rd ed. Page 115.
  12. «Usonian Architech»  (англ.). Time magazine (17.01.1938). Архивировано из первоисточника 29 октября 2012. Проверено 20 сентября 2012.
  13. «Smithsonian Magazine — Travel — The Smithsonian Life List»  (англ.). Smithsonian magazine (январь 2008). Архивировано из первоисточника 29 октября 2012. Проверено 20 сентября 2012.
  14. 1 2 3 «Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright): Дом над водопадом (Fallingwater)». novosibdom.ru. Архивировано из первоисточника 29 октября 2012. Проверено 20 сентября 2012.
  15. 1 2 «Fallingwater Releases a Virtual Tour for Mobile Devices»  (англ.). Western Pennsylvania Conservancy (8 февраля 2012). Архивировано из первоисточника 29 октября 2012. Проверено 21 сентября 2012.
  16. «Frank Lloyd Wright — Fallingwater mobile app»  (англ.). www.planetarchitecture.com (январь 2012). Архивировано из первоисточника 29 октября 2012. Проверено 21 сентября 2012.

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *