Древнегреческий дом – Квартал и жилище в городах Древней Греции эпохи эллинизма | Архитектура Древней Греции

Содержание

Как древние греки решали «квартирный вопрос», и какими были их дома : vladimirtan — LiveJournal



Э. Додвелл. Парфенон с запада

Э. Додвелл. Парфенон с запада

Мир Древней Греции всегда был интересен последующим цивилизациям благодаря своей особенной философии, ценностям, идеям, которые проявлялись везде – и в том числе в устройстве жилища. В том, что дома, воздвигнутые две с лишним тысячи лет назад, отличаются от современных, сомнений нет, но некоторые элементы древнегреческих интерьеров пользуются успехом и сейчас. @


Помещения древнегреческого дома

Археологические исследования дают довольно много информации об облике жилищ древнегреческих семей. Благодаря раскопкам в городе Олинфе на полуострове Халкидики были изучены остатки примерно сотни домов.


Остатки домов античного периода в Олинфе

Остатки домов античного периода в Олинфе

О том, как были устроены дома древних греков, можно судить и обращаясь к античной литературе. Гомер в своей «Одиссее» описывает жилище героя, которое кажется довольно незамысловатым. В нем всего три части – зал, дворик и жилая комната, а оружие и лошадей держали в помещениях сразу за стеной, отделявшей дом от улицы.


Внешний вид типичного греческого дома менялся от гомеровских времен (VIII век до н.э.) до эпохи эллинизма

Внешний вид типичного греческого дома менялся от гомеровских времен (VIII век до н.э.) до эпохи эллинизма

Все помещения греческого дома располагались вокруг открытого внутреннего дворика, в котором размещали алтарь, посвященный богу Зевсу, как покровителю семьи. Крытые проходы по периметру двора – пастады – со временем превратились в колоннаду, этот тип греческого интерьера получил название перистиль.


Дж. У. Вотерхаус. Во внутреннем дворе.

Дж. У. Вотерхаус. Во внутреннем дворе.

Дворик играл роль в том числе и источника света – окна на первом этаже, как правило, не делали, а второго этажа дом зачастую не имел.
Со временем в центре дворика стали устанавливать бассейн, который наполнялся дождевой водой, стекавшей с наклонных перекрытий.
Большие дома включали два внутренних дворика, один располагался сразу после зала у входа, второй, к которому вел специальный проход – в глубине здания. Этот второй дворик находился на женской стороне, куда мужчинам входить запрещалось – за исключением близких родственников. Эта часть дома – гинекей – включала также спальню хозяев, их дочерей, помещения для рабынь.


Дж. У. Годвард. Невинные развлечения.

Дж. У. Годвард. Невинные развлечения.

Домашний уют по-древнегречески

Главная отличительная особенность древнегреческого дома – его простота и непритязательность. Роскошными греки делали общественные здания, в том числе храмы богов Олимпа, при этом для собственного жилья предпочитая довольно аскетичные условия – выставлять напоказ богатство у греков считалось верхом неприличия. Это характерно для всех периодов древнегреческой истории, разве что в эпоху эллинизма с завоеваниями Александра Македонского в IV веке до н.э. в моду постепенно начинает входить роскошь.


В эпоху эллинизма в моду постепенно входит роскошь

В эпоху эллинизма в моду постепенно входит роскошь

Строение греческого дома защищало от летней жары, обычной для Пелопонесского полуострова, а вот в зимнее время в помещениях было холодно и царили сквозняки, главным же источником тепла были очаг и переносные жаровни, в которых использовались стружки и сухие дрова. Для освещения применялись смоляные факелы.


Дж. У. Уотерхаус. Богини домашнего очага

Дж. У. Уотерхаус. Богини домашнего очага

Главным помещением дома был андрон – мужская комната, где хозяин дома принимал гостей и устраивал пиры-симпосии. А центр домашней жизни, ойкос, представлял собой комнату с очагом, покровительницей которого считалась богиня Гестия.
Жилые комнаты старались располагать с северной части дома. Помещения разделяли чаще не двери, а портьеры, пологи.
В интерьере греки придерживались привычной скромности: мебель была простая, скамьи, столы и кровати делали из дерева. По-видимому, подушки греки использовали только как опору для спины в течение дня, для ночного сна они не применялись.


Мебель у греков была простой - ложе делали без спинки

Мебель у греков была простой — ложе делали без спинки

Вещи хранили в сундуках разных размеров, причем поначалу они не запирались: во времена Гомера крышку закрепляли полосками ткани.
Отделка стен в доэллинистическую эпоху была крайне простой, даже белили их далеко не всегда. Эллинизм принес в обычаи устройства дома свои изменения – внутреннее убранство помещений усложнялось, куда больше внимания греки уделяли красоте и отделке стен, повышению своего комфорта. С IV века до н.э. в жилых помещениях стали появляться фрески и мозаики, входили в моду и лепные украшения. Очень популярны были статуэтки из города Танагры – фигурки высотой 10 – 12 сантиметров, которые изготавливали из терракоты, обжигали и расписывали акварелью.


Статуэтки из Танагры

Статуэтки из Танагры

Интересно, что в греческих домах были предусмотрены ванные комнаты, причем вода подавалась по трубам, а воздух в помещении нагревался с помощью духового отопления от очага соседней комнаты. Богатые домовладельцы могли себе позволить и устройство бани.


Г. Райленд. Женщины Коринфа

Г. Райленд. Женщины Коринфа

Жилищный вопрос и аренда

Центральные районы Афин, например, Пникс, Ареопаг, были застроены довольно интенсивно, дома здесь включали в себя минимум помещений и выходили непосредственно на улицу. Зато на окраине – например, в районе Керамик, где Иван Ефремов «поселил» Таис Афинскую, строили дома просторные и часто двухэтажные, окруженные стеной-забором.
Уже в Древней Греции часть домов строили специально для сдачи в аренду. Такие здания – синоции – возводились вдоль улицы в ряд, и напоминали современные кондоминиумы.


Развалины древнегреческого дома

Развалины древнегреческого дома

Квартал и жилище в городах Древней Греции эпохи эллинизма | Архитектура Древней Греции

Глава «Квартал и жилище» подраздела «Архитектура эпохи эллинизма (323 гг. до н.э. — I в. н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Е. Быков (Москва, Стройиздат, 1973)


Жилые дома, составлявшие сплошную застройку квартала, имели общие (разделяющие один дом от другого) стены и окруженные колоннами световые дворы. Относительно небольшие размеры жилых кварталов эллинистических городов (Приена — 35×47 м, Милет — 30X36 м, Книд — 32Х48 м), включавшие в большинстве случаев от четырех до шести домовладений в квартале, обусловили размеры среднего жилого дома от 15X18 до 16×24 м. Однако это распределение застройки участков в эпоху эллинизма при сильном росте имущественного неравенства постоянно нарушается отдельными наиболее богатыми застройщиками (рис. 21). Наряду с обычными домами среднего размера в эпоху эллинизма возникают большие городские дома, занимающие половину или всю территорию квартала.

21. Приена. Жилой дом XXXIII (дом Патриция): 1 — первоначальный план; 2 — реконструкция общего вида с портиком, решенным в виде простады; 3 — план дома после перестройки; а — вход; б — двор; в — ойкос; г — двор присоединенного соседнего дома

Наиболее распространенным типом жилища в эпоху эллинизма был перистильный дом, сформировавшийся еще в V—IV вв. до н.э. и особенно подходящий к условиям южного климата.

Жилые дома эллинистических городов возводились из сырцового кирпича, иногда нижняя часть стен выкладывалась из камня. Дома наиболее зажиточных жителей возводились целиком из камня. Внутри помещения штукатурились. В богатых домах отделка нижней части стен имитировала мраморную облицовку при помощи живописных средств либо путем неглубокого рельефа с последующей раскраской. Стены нередко венчались карнизом с сухариками и фризом, выполненным в рельефе. Полы парадных помещений были мозаичными, в других — глинобитные или из каменных плит. Окна небольшого размера располагались обычно высоко от земли и были защищены решетками. Воздух и свет проникали в помещения главным образом через дверные и оконные проемы, выходящие во внутренний дворик. Большинство домов имели уборные с каменными стоками, богатые дома — ванные помещения с керамическими или каменными ваннами, кровли домов были черепичными.

Архитектура эллинистического жилого дома отличается исключительной утонченностью и изяществом. Сочетание разнообразных по форме, отделке и цвету помещений, залитый светом дворик, окруженный тенистыми колоннадами и украшенный небольшими фонтанами, зеленью, цветами, скульптурой, многоцветная фресковая роспись и мозаики — все это делало архитектуру жилого дома особенно уютной, красивой и комфортабельной.

Наряду со знаменитыми мозаиками эллинистических жилых домов из Делоса, Приены, Помпей следует упомянуть замечательные галечные мозаики г. Пеллы в Македонии, который при Филиппе Македонском был ее столицей (IV в. до н.э.). Мозаики сохранили натуральный, необычайно чистый цвет и форму гальки. Сюжеты изображений — самые разнообразные, от мифологических и бытовых сцен до орнаментально-декоративных: спасение Кратерсом Александра во время охоты на льва в Сузах (рис. 22), обнаженный Дионис на пантере с церемониальным жезлом в руке (рис. 23), кентавры, грифон, раздирающий оленя.

22. Пелла. Мозаика. Охота на льва
23. Пелла. Мозаика. Дионис (?) на пантере

При раскопках 1961 г. в Пелле был обнаружен еще ряд интересных мозаичных полов больших размеров с изображениями: похищения Елены, охоты на оленя, битвы «амазонок. Мозаики обрамлены цветными бордюрами.

Среди эллинистических жилых домов встречаются два основных типа: пастадный и перистильный.

По всей вероятности, более старый пастадный тип жилого дома в эпоху эллинизма в меньшей степени отвечал вкусам и потребностям разбогатевших горожан, чем дом с более просторным и парадным пери- стильным двориком; этим обстоятельством следует объяснить частую переделку домов пастадного типа в перистильный, как это имело, например, место в доме Патриция в Приене и др.

Наиболее характерной архитектурно-композиционной особенностью эллинистического, как и более раннего, жилого дома является изолированность его внутреннего пространства от улицы, что объясняется патриархальным укладом жизни греческой семьи. Все средства архитектурной выразительности и все богатство декоративной отделки были сосредоточены в интерьере, главным образом в композиционном центре жилища — перистильном дворике. Со стороны улицы фасады жилых домов были весьма скромными и однообразными. Поверхность стен изредка оживлялась плоским архитектурным обрамлением проема входной двери, рустом кладки или нишей пристенного фонтана. Скромный внешний вид жилых зданий резко контрастировал с их нарядной внутренней отделкой.

Жилые дома Делоса, в отличие от приенских, редко имели регулярную прямоугольную форму, что связано с расположением города в условиях сложного рельефа, при котором прямоугольная система кварталов и улиц не могла быть последовательно применена (рис. 24).

24. Делос. Планы жилых домов 1 — дома Е и F; 2 — дом Диониса; 3 — Дом Масок; 4 — дом Трезубца
25. Делос. Жилой дом. Фрагменты (реконструкция)

Жилые дома большого размера нередко располагались на узких, искривленных в соответствии с рельефом местности улицах. Относящиеся преимущественно к перистильному типу делосские дома были сложены целиком из камня на глиняном растворе и довольно хорошо сохранились. Во многих домах в сторону улицы выходили лавки и мастерские с большими проемами, что придавало их фасадам более открытый и представительный облик.

Большинство домов было двухэтажными, с двухъярусными перистильными двориками (рис. 25). Другие характерные особенности делосских домов состоят в устройстве в центре дворика плоского бассейна, куда стекала вода с кровли, и в увеличении глубины северного портика перистиля, в который открывались большие парадные помещения дома (ср. с домами Олинфа).

Приведенные ниже названия жилых домов Делоса приняты по найденным в них замечательным мозаикам полов и бассейнов.

Дом Трезубца (см. рис. 24), строительство которого относится ко II в. до н.э., является примером небольшого дома с богатой отделкой интерьера. Широкий коридор-прихожая ведет с улицы в перистильный дворик, который в связи с малой шириной участка примыкает к наружной стене. Справа от входа была комната раба-привратника. Слева от входа помещалась лавка с подсобным помещением, открывающаяся на улицу широким проемом — дверью. Мраморный перистиль дома Трезубца, состоящий из 12 дорических колонн, каннелированных только вверху, выделяется среди других помещений богатством декора. Большие мозаики бассейна, главного портика и др. представляли собой орнаментальные многоцветные композиции. В северо-восточном углу, рядом с главным залом, находилось открытое на юг помещение — экседра. В состав помещений дома входили также комната для рабов и кухня с переносным очагом. Стены главных помещений дома были покрыты стуком и расписаны фресками, изображающими архитектурные элементы отделки интерьера: квадры кладки из ценных пород камня, пояски, карнизы, различные орнаментальные детали, украшавшие фризы, метопы, карнизы. Поверхность полов парадных помещений белая, выложенная одноцветными кубиками и оживленная небольшими цветными вставками.

В перистиле по оси главного входа на квадратном поле изображены черный дельфин и красный якорь, а перед боковым входом — посох Посейдона — черный трезубец, давший название дому. Под бассейном находилась глубокая цистерна для хранения воды.

Дома Е и F (см. рис. 24) типичны для жилой застройки Делоса с его неправильной формы кварталами и узкими изломанными улочками, по которым, однако, везде была устроена сеть водостоков. Размер домов в плане примерно 30×20 м. Раскопками вскрыто состояние домов при их перестройке после 88 г. до н. э. Во многих местах проемы заделаны или пробиты заново. Так, дом F получил новый вход на месте бывшей ранее лавки; старый узкий вход был заделан, и в получившемся закутке была устроена уборная. Хотя дом F, по-видимому, принадлежал небогатому владельцу, судя по малому числу комнат, он имел большую столовую и четко выраженный по всем четырем сторонам геометрически правильный перистильный двор. В доме Е колоннада обрамляла дворик с трех сторон неравным числом колонн. С четвертой стороны двор примыкал к стене столовой, в которой был устроен широкий проем, поделенный на две части колонной.

В доме Е имелась не только достаточно просторная уборная, но и ванна — редкость в условиях бедного водой Делоса. Высеченные в камне места для лестничных косоуров указывают на наличие второго этажа.

26. Делос. Дом на «Холме». Разрез, план

Дом на Холме (рис. 26), расположенный вне тесных кварталов города, отличается исключительной законченностью композиции и гармоничностью пропорций, позволяющих отнести его к лучшим произведениям эллинистической жилищной архитектуры. В центре почти квадратного в плане двухэтажного дома размером 15X14,5 расположен восьмиколонный двухъярусный перистиль дорического ордера, вход в который с улицы был расположен сбоку, что несколько нарушало симметрию. Пространство под портиком, ведущим в парадные комнаты, было не; только увеличено в глубину, но и расширено по бокам до наружных стен дома. Таким образом был создан просторный портик, открытый в перистильный двор, что еще более акцентировало значение этой группы парадных помещений в композиции дома.

Внутренняя отделка стен перистильного дворика помещений первого и второго этажей отличается большим изяществом, насыщенностью и разнообразием гаммы. Примечательно тонкое сочетание строго симметричного построения композиционного ядра — перистиля и окружающих его пространств со свободным асимметричным расположением входа и некоторых помещений, что придает разнообразие пространству интерьера.

27. Делос. Дом Клеопатры. Фрагмент (реконструкция)

Дом Клеопатры (рис. 27), в котором частично восстановлены стволы нескольких колонн двора, свидетельствует о том, что богатые делосские дома украшались не только мозаикой и яркой раскраской стен, но и скульптурой.

Дом Диониса — пример большого делосского дома с большим количеством комнат (см. рис. 24). Название дома дано по мозаике, изображающей Диониса на пантере.

Дом расположен на одной из главных улиц города и раскрывается на нее двумя (главным и служебным) входами в перистиль и большими проемами четырех помещений лавок и мастерских, сдававшихся, по всей вероятности, внаем. Любопытной особенностью дома является примыкающая к улице лестница, ведущая на второй этаж с самостоятельным входом со стороны улицы.

Неправильная форма участка обусловила асимметричное построение плана здания и вытянутые пропорции перистиля дворика. Он имел мраморные колонны высотой 5,6 м и значительный размер в плане — 8,5X12 м. В отделке дома кроме мозаик, росписи и инкрустации стен широко применен мрамор (пороги, наличник дверей и другие детали). Отделка стен была выполнена в «инкрустационном стиле» с применением неглубокого стукового рельефа при изображении архитектурных деталей.

Дом Масок (см. рис. 24) — пример жилого дома, занимающего целый квартал (39X45 м). Дом имел два перистиля и несколько десятков комнат. Со стороны главного фасада, выходящего на улицу, располагалось несколько лавок с широкими проемами. Каждый перистиль имел самостоятельный вход с улицы; помещения, группирующиеся вокруг перистилей, были связаны внутренними проходами так, что легко могли быть изолированы одно от другого. Это заставляет предположить, что возникновение такого большого комплекса, возможно, произошло в результате объединения двух самостоятельных владений одним хозяином либо несколько иным его назначением в качестве, например, гостиницы или пансионата для актеров. На последнее указывают его расположение поблизости от театра и изображение масок в мозаиках.

Описанные выше эллинистические дома с перистильными двориками и скатными кровлями для стока воды в бассейны предвосхищали развитие римских атриумно-перистильных домов эллинистического периода.

28. Делос. Дом Дельфина. План, дворик. Мозаика (слева)

Теми же особенностями отличается другой делосский дом, названный домом Дельфина (рис. 28) по мозаикам его бассейна с изображением четырех дельфинов в морских волнах. В этом доме помещение главного зала также расположено по оси главного входа и перистиля; глубина расположенного перед ним портика — места дневного пребывания обитателей дома — увеличена.

Царские дворцы эпохи эллинизма дошли до нас в плохой сохранности. Некоторое представление об их архитектуре дают раскопки дворцов пергамских царей, входивших в комплекс сооружений акрополя и расположенных вдоль его восточной границы (рис. 29). Дворцы были отделены от общественных и культовых сооружений широким проходом, ведущим на верхнюю террасу акрополя. По композиции плана они близки к типу эллинистического перистильного дома, но отличались большими размерами и великолепием отделки. Известно, что в Большом пергамском дворце мозаики пола были исполнены крупнейшими художниками своего времени. Об их роскоши и утонченном мастерстве, сближающим их с живописью, свидетельствуют найденные фрагменты и древние описания дворцовых полов.

29. Пергам. Дворцы. План
30. Пелла. Руины дворца

Дворец в Пелле (рис. 30), включавший несколько дворов, являлся, по-видимому, не только резиденцией правителя, но и местом расположения различных органов государственного управления.

По свидетельству древних (Либаний и др.), роскошные царские дворцы были в Антиохии, Селивкии, Александрии Египетской, Тире и других резиденциях эллинистических правителей. Дворцовые сооружения представляли собой сложные комплексы, в составе которых были жилые и хозяйственные постройки, святилища, стадионы, театры, сады и рощи, орошаемые многими источниками и украшенные скульптурой. Судя по литературным источникам, особенной роскошью отличались загородные дворцы-виллы, которые возводились в красивой местности среди садов и парков. Такой, например, была загородная резиденция Селевкидов в Дафне под Антиохией.

Как эллины решали «квартирный вопрос», и какими были дома в Древней Греции.

Мир Древней Греции всегда был интересен последующим цивилизациям благодаря своей особенной философии, ценностям, идеям, которые проявлялись везде – и в том числе в устройстве жилища. В том, что дома, воздвигнутые две с лишним тысячи лет назад, отличаются от современных, сомнений нет, но некоторые элементы древнегреческих интерьеров пользуются успехом и сейчас.

Помещения древнегреческого дома

Археологические исследования дают довольно много информации об облике жилищ древнегреческих семей. Благодаря раскопкам в городе Олинфе на полуострове Халкидики были изучены остатки примерно сотни домов.

Остатки домов античного периода в Олинфе

О том, как были устроены дома древних греков, можно судить и обращаясь к античной литературе. Гомер в своей «Одиссее» описывает жилище героя, которое кажется довольно незамысловатым. В нем всего три части – зал, дворик и жилая комната, а оружие и лошадей держали в помещениях сразу за стеной, отделявшей дом от улицы.

Внешний вид типичного греческого дома менялся от гомеровских времен (VIII век до н.э.) до эпохи эллинизма

Все помещения греческого дома располагались вокруг открытого внутреннего дворика, в котором размещали алтарь, посвященный богу Зевсу, как покровителю семьи. Крытые проходы по периметру двора – пастады – со временем превратились в колоннаду, этот тип греческого интерьера получил название перистиль.

Дж. У. Вотерхаус. Во внутреннем дворе.

Дворик играл роль в том числе и источника света – окна на первом этаже, как правило, не делали, а второго этажа дом зачастую не имел.

Со временем в центре дворика стали устанавливать бассейн, который наполнялся дождевой водой, стекавшей с наклонных перекрытий.

Большие дома включали два внутренних дворика, один располагался сразу после зала у входа, второй, к которому вел специальный проход – в глубине здания. Этот второй дворик находился на женской стороне, куда мужчинам входить запрещалось – за исключением близких родственников. Эта часть дома – гинекей – включала также спальню хозяев, их дочерей, помещения для рабынь.

Дж. У. Годвард. Невинные развлечения.

Домашний уют по-древнегречески

Главная отличительная особенность древнегреческого дома – его простота и непритязательность. Роскошными греки делали общественные здания, в том числе храмы богов Олимпа, при этом для собственного жилья предпочитая довольно аскетичные условия – выставлять напоказ богатство у греков считалось верхом неприличия. Это характерно для всех периодов древнегреческой истории, разве что в эпоху эллинизма с завоеваниями Александра Македонского в IV веке до н.э. в моду постепенно начинает входить роскошь.

В эпоху эллинизма в моду постепенно входит роскошь

Строение греческого дома защищало от летней жары, обычной для Пелопонесского полуострова, а вот в зимнее время в помещениях было холодно и царили сквозняки, главным же источником тепла были очаг и переносные жаровни, в которых использовались стружки и сухие дрова. Для освещения применялись смоляные факелы.

Дж. У. Уотерхаус. Богини домашнего очага

Главным помещением дома был андрон – мужская комната, где хозяин дома принимал гостей и устраивал пиры-симпосии. А центр домашней жизни, ойкос, представлял собой комнату с очагом, покровительницей которого считалась богиня Гестия.

Жилые комнаты старались располагать с северной части дома. Помещения разделяли чаще не двери, а портьеры, пологи.

В интерьере греки придерживались привычной скромности: мебель была простая, скамьи, столы и кровати делали из дерева. По-видимому, подушки греки использовали только как опору для спины в течение дня, для ночного сна они не применялись.

Мебель у греков была простой — ложе делали без спинки

Вещи хранили в сундуках разных размеров, причем поначалу они не запирались: во времена Гомера крышку закрепляли полосками ткани.

Отделка стен в доэллинистическую эпоху была крайне простой, даже белили их далеко не всегда. Эллинизм принес в обычаи устройства дома свои изменения – внутреннее убранство помещений усложнялось, куда больше внимания греки уделяли красоте и отделке стен, повышению своего комфорта. С IV века до н.э. в жилых помещениях стали появляться фрески и мозаики, входили в моду и лепные украшения. Очень популярны были статуэтки из города Танагры – фигурки высотой 10 – 12 сантиметров, которые изготавливали из терракоты, обжигали и расписывали акварелью.

Статуэтки из Танагры

Интересно, что в греческих домах были предусмотрены ванные комнаты, причем вода подавалась по трубам, а воздух в помещении нагревался с помощью духового отопления от очага соседней комнаты. Богатые домовладельцы могли себе позволить и устройство бани.

Г. Райленд. Женщины Коринфа

Жилищный вопрос и аренда

Центральные районы Афин, например, Пникс, Ареопаг, были застроены довольно интенсивно, дома здесь включали в себя минимум помещений и выходили непосредственно на улицу. Зато на окраине – например, в районе Керамик, где Иван Ефремов «поселил» Таис Афинскую, строили дома просторные и часто двухэтажные, окруженные стеной-забором.

Уже в Древней Греции часть домов строили специально для сдачи в аренду. Такие здания – синоции – возводились вдоль улицы в ряд, и напоминали современные кондоминиумы.

Развалины древнегреческого дома

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета

Давно хотела собрать информацию по этому стилю и мало того, сделать какую-то вещицу с греческим характером 🙂

Вот, информацию собрала — знакомьтесь. Над работой еще думаю 🙂

Если попытаться описать кратко, что такое греческий стиль, то его наиболее ярким и характерным символом будет круг, вписанный в квадрат — один из любимейших и часто используемый греками орнаментом. В этом весь греческий стиль — гармоничный, простой, эстетичный, ясный и рациональный.

Характерной чертой греческих интерьеров является величественная простота, в них нет помпезности и роскоши, обилия позолоты и ярких красок, как в римском стиле. Но при этом все элементы смотрятся дорого, но сдержанно и элегантно.

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 1

Греческое кантри выделяется своей лаконичностью, свободой и сдержанностью цвета. Здесь безраздельно царят белые оттенки, подчеркивая синеву моря за окном. Вторя морю, появляются сине-голубые оттенки в интерьере — в покраске, текстиле и декоре. Много воздуха и ощущение, что в комнату врывается свежий ветер и свободно гуляет в пространстве дома. Такая безыскусная простота и ясность во всем.

Есть некоторые вещи, которые особенно свойственны именно греческим интерьерам. Деревянные потолки могут иметь свой натуральный вид, но чаще всего они покрашены в белый, а иногда и в голубой цвет.

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 2

Достаточно представить себе небольшой и уютный деревенский дом на берегу моря с плетеной мебелью и многочисленными коваными аксессуарами, чтобы продумать внешний вид стен в таком жилище. Стены греческих домов — прямая противоположность тем поверхностям, которые считаются идеальными в обычных городских квартирах, чем они фактурнее, тем лучше.

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 3

Парадокс, но порой даже приходится специально искривлять стены, чтобы достичь полного соответствия стилю. Естественно, что наклеить обои на такие поверхности практически невозможно. Поэтому чаще всего в качестве отделочного материала для стен используется штукатурка. Отштукатуренные стены красятся в один тон с потолком. Греческий дизайн смотрится гораздо проще за счет преобладания во всем доме белоснежных стен.

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 4

В греческих домах бывает только один, максимум два варианта пола, причем, как правило, во всех комнатах, будь то гостиная или кухня, используется плитка. Своеобразным клише стиля является мраморная мозаика на стенах и полах — изысканный и традиционный элемент греческого кантри. Деревянные полы — вещь крайне редкая и неуместная. Здесь даже в спальне и гостиной очень часто полы создаются из всевозможных плиточных узоров. А сверху застилаются коврами или циновками из натуральных волокон, например из тростника или водорослей с ярко выраженной фактурой. За счет грубой фактуры подобных покрытий в доме неизменно создается ощущение первозданности и близости к природе. Это особенно заметно, при ходьбе босиком.

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 5

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 6

Цветовая гамма Греции — в основном спокойных, светлых, холодных тонов. Краски окружающей природы — бескрайнего моря, безоблачного неба, бесконечных оливковых рощ и виноградников, диких пляжей — вот цветовая палитра греческого кантри. Цвет может быть светло-серым, лимонно-желтым, нежно-голубым и белоснежным — от белого до оливкового, коричневого, всех оттенков синего, сине-зелёного, голубовато-зелёного и изумрудного цвета. Используемых в оформлении интерьера оттенков не так много, зато каждый из них, сочетаясь с солнечным светом, способен создать незабываемое ощущение легкости и восторга. Эти оттенки создают чувство простора и необъятности мира.

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 7

Очень интересен подход греков к цвету стен и полов. Принципиально важным является белоснежный, неприемлемый во многих других стилях интерьерного искусства. Причем и полы, и стены, и потолки делают одинаковыми. Это становится идеальным фоном для яркого текстиля и аксессуаров.

Необычная люстра над обеденным столом — частый атрибут в интерьерах греческого стиля.

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 8

Меблировка греческого интерьера — это снова простота и лаконичность. Классика минимализма с утонченными и совершенными линиями.Это светлая приземистая мебель простых геометрических форм из дуба или пинии — средиземноморской сосны с резьбой. Греческий кантри так же приемлет разнообразие плетеной мебели, в него органично вписывается плетеная мебель из ротанга или бамбука с минимумом обивки.

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 9

Простота мебели великолепно компенсируется за счёт декоративных аксессуаров.

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 10

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 11

В Греции принято собираться большими компаниями, поэтому в гостиной должно быть огромное количество «посадочных мест»: несколько диванов с открытыми деревянными или коваными каркасами, кресла, стулья — либо металлические с привязанными к сидениям подушками, либо плетеные из тростника или водорослей. Дополнят гарнитур коренастый журнальный столик, книжные полки и этажерки, которые в Греции делают из ароматной сосны или мореного дуба, а для хранения фамильных «сокровищ» — керамики с ручной росписью — прекрасно подойдет открытый книжный стеллаж с замысловатыми коваными узорами. Изюминкой гостиной может стать арочный шкаф, а также уюта помещению добавят подушки на подоконниках с принтом в греческом стиле.

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 12

Ванные комнаты — простые, но стильные. Теплые цвета керамики и штукатурки дополняют цветовую схему, и привносят устойчивость земли.

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 13

Округлые мягкие формы перегородок и натуральные материалы подчеркивают непосредственность жизни на природе и близость к стихиям. Как, например, камень, неожиданно обнажившийся в этой ванной комнате.

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 14

Как правило, греческая кухня вмещает в себя и столовую. Причем большой обеденный стол с кафельной или деревянной столешницей — основной предмет кухонного гарнитура — размещается в центре комнаты, а рабочая зона прячется в просторную нишу, оборудованную автономным зональным освещением. Бытовая техника на кухне выглядит просто и неприметно — плита и посудомоечная машина появились здесь лишь благодаря неумолимому техническому прогрессу. Зато мебель, хоть и кажется слишком «деревенской» и сделанной вручную, обязательно привлекает к себе внимание с помощью открытых кованых конструкций и выставленных напоказ предметов повседневного быта в крашеном буфете с эффектом старения. Плитка в греческом доме абсолютно необходима на кухне и в душевой комнате, хотя бы в виде защитных фартуков над раковиной и ванной. Причем одним и тем же кафелем может быть выложен и пол, и изрядная часть стен. Обычно используется плитка, расписанная вручную, это делает помещение ярким и уютным. Некоторые стены, как правило, над плитой, вокруг камина или над кухонным столом, оставляют в первозданном виде, специально обнажив кирпичную кладку. Такие элементы привносят в греческое кантри особый колорит.

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 15

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 16

Цветной текстиль и ткани с рисунком используется очень редко. Как правило, им отведена роль обивки и столового белья. Из яркой разноцветной ткани делают скатерти, полотенца и салфетки. Самые популярные оттенки — мягкие и однотонные, лучшая расцветка — в полоску или в клетку. Цветочные мотивы встречаются редко. Хотя любая ткань, которая по тону совпадает с цветовой палитрой всего интерьера в целом, будет с ним гармонировать и гармонично вписываться в общий антураж.

На каменном и деревянном полу прекрасно смотрятся плетеные коврики и дорожки-самотканки, чудесно вписываются в интерьер в стиле кантри ковры и циновки. Текстиля в интерьере немного, на окнах вместо штор — ставни. Исключение — спальня, где можно встретить кружевные наволочки, вышитые белые покрывала и «дорожки» на комодах связанные вручную. Столовое белье — хлопок или лен, салфетки и скатерти — однотонные, изредка — рисунок в виде клетки или полосок, цветочные мотивы практически отсутствуют.

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 17

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 18

Яркий коврик добавит национального колорита в греческий интерьер.

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 19

Изюминка греческого кантри, конечно, керамика. Ее обычно бывает много, и только высокого качества. Повседневная керамическая посуда выставлена напоказ — на открытых стеллажах и буфетах. Часто это глазурованная кухонная утварь с наивной ручной росписью.

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 20

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 21

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 22

Ландшафт греки обустраивают по единому образцу — газон, цветник, барбекю, иногда беседка, вот и весь дизайн греческого кантри. Огородничать греки не любят, обильные сады и огороды характерны только коренным сельским жителям. Все остальные предпочитают жизнь на лоне природы. А вот цветы — цветы национальная карточка греков, как впрочем, и все южной Европы, но там, где плодородной земли не много, к растениям относятся с особым трепетом. В каждом греческом доме живет вьющееся растение. Греки с трепетом и любовью относятся к виноградной лозе, и хотят видеть ее везде. Это символ плодородия, непрерывности жизни и счастья. Пусть не виноград, но хотя бы резной плющ должен поселиться в доме. Циссус, например, в переводе из греческого, так и будет — «вьющееся растение». Ну и олива, греческая олива – куда же без нее?

Такое вот дерево — около 3000 лет от роду. Считается самым старым в Греции.

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 23

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 24

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 25

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 26

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 27

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 28

Окна должны быть большие и открытые. Прекрасно будет смотреться панорамная остекленная стена, окна в три четверти стены, окна в потолке. Чем больше света и простора, лучше обзор на окружающий пейзаж — тем лучше.

Окно в интерьере помещения, оформленном в греческом стиле, должно привлекать внимание не меньше потолка. Однако украшать его традиционными способами, например, шторами, не рекомендуется. Шторы и оконный текстиль вообще стоит использовать по минимуму или вообще отказаться от этого способа.

Греческий стиль в интерьере: лаконичность, свобода и сдержанность цвета, фото № 29

Вот такой он — греческий стиль… Небрежный уют, желанная прохлада в жаркий день и курортное настроение. Подходить к оформлению жилья в греческом стиле нужно, вооружившись именно этими ощущениями, тогда помещение действительно получится легким и душевным.

Добро пожаловать в греческий дом: vlade_mir — LiveJournal

Традиционный средиземноморский греческий домик снаружи видели все (хотя бы на картинках), а вот видели ли Вы его внутри?
Во время своего путешествия по Родосу я заехал в один дом музей и посмотрел, как он выглядит изнутри. Интересно, что там за дверью? Тогда читайте дальше.

DSC02437.jpg

Скажу сразу — это обычный греческий деревенский дом, поэтому ничего особенного от него ждать не следует. Деревня — она и в Греции деревня, а с учетом близости наших с Грецией культур, внутреннее убранство домов очень схоже с нашими деревенскими избами. Те же стены, та же мебель, те же кружевные скатерти, та же домашняя утварь, и даже оформление стен тоже очень схоже с нашим деревенским стилем (особенно в южных регионах).

DSC02437.jpg

Кроватей в этом доме нет. Все спят на специальных полках или подиумах, на которые для мягкости стелились матрасы и одеяла. А под «кроватью» полки, в которых хранится все домашнее барахлишко. Отдельных шкафов и комодов в этом доме я не увидел.

DSC02437.jpg

А это ложе явно для мамы с детишками. Очень интересная люлька-гамак для младенца, вроде бы и просто, но как практично!

DSC02437.jpg

Греки очень религиозны, поэтому везде иконки и изображения Иисуса.

DSC02437.jpg

А вот и прялка, за которой коротала долгие вечера бывшая хозяйка этого дома.

DSC02437.jpg

А какой деревенский дом без сарая? Сарай как сарай, только какой-то он слишком белый и слишком чистый для сарая. Но это, скорее всего, просто вылизано для туристов. Я думаю в настоящем греческом сарае порядка и чистоты было поменьше. А под сараем должен быть еще и винный погребок…

DSC02437.jpg

Среди прочего хлама в сарае завалялся вот такой винтажный приемник. Интересно, он еще работает?

DSC02437.jpg

Греция — страна оливок, и оливковое масло здесь гнали также как и вино в каждом дворе свое. А для того, чтобы масло это из оливок извлечь использовали вот такие вот агрегаты. Кстати, масло и сейчас делают во многих греческих деревнях, и я Вам настоятельно советую это масло попробовать и прикупить. Хранится оно не долго, но по вкусу и аромату не сравнится с промышленными!

DSC02437.jpg

Как видите, греческая деревня по сути точно такая же, как и наша. Только нет печки, которая в жарких средиземноморсикх краях особо и не нужна. И у меня на этом все. Экскурсия по греческому деревенскому дому закончина. До новых встреч!

Подписывайтесь на меня в инстаграме — @vladimirzhoga, там много красивого и интересного!

Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.

Архитектура древнегреческая: элементы и особенности

Архитектура древнегреческая оказала огромное влияние на зодчество последующих эпох. Основные её концепции и философия надолго закрепились в традициях Европы. Чем интересна древнегреческая архитектура? Ордерная система, принципы планировки городов и создания театров описаны далее в статье.

Периоды развития

Древняя Греция — античная цивилизация, которая состояла из множества разрозненных городов-государств. Она охватывала западное побережье Малой Азии, юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, а также Южную Италию, Причерноморье и Сицилию.

архитектура древнегреческая

Архитектура древнегреческая дала начало многим стилям и стала основой в зодчестве эпохи Ренессанса. В истории её развития обычно выделяют несколько этапов.

  • Гомеровский период (середина XII — середина VIII в. до н. э.) – новые формы и черты на основе прежних микенских традиций. Главными постройками были жилые дома и первые храмы, выполненные из глины, необожженного кирпича и дерева. Появились первые керамические детали в декоре.
  • Архаика (VIII — начало V в., 480-е гг. до н. э.). С формированием полисов появляются новые общественные здания. Храм и площадь перед ним становятся центром городской жизни. В строительстве чаще применяется камень: известняк и мрамор, терракотовая облицовка. Появляются различные типы храмов. Преобладает дорический ордер.
  • Классика (480 – 330 гг. до н. э.) – период расцвета. Все типы ордеров в древнегреческой архитектуре активно развиваются и даже композиционно соединяются друг с другом. Возникают первые театры и музыкальные залы (одейоны), жилые дома с портиками. Формируется теория планировки улиц и кварталов.
  • Эллинизм (330 – 180 гг. до н. э.). Строятся театры и общественные здания. Древнегреческий стиль в архитектуре дополняется восточными элементами. Преобладают декоративность, роскошь и пышность. Чаще используется коринфский ордер.

В 180 году Греция оказалась под влиянием Рима. Империя переманила в свою столицу лучших ученых и мастеров искусства, позаимствовав у греков некоторые традиции культуры. Поэтому древнегреческая и древнеримская архитектура имеют много схожих черт, например, в строительстве театров или в ордерной системе.

Философия архитектуры

В любом аспекте жизни древние греки стремились к достижению гармонии. Представления о ней не были размытыми и чисто теоретическими. В Древней Греции гармония определялась как сочетание выверенных пропорций.

Применялись они и для тела человека. Красота измерялась не только «на глаз», но и конкретными цифрами. Так, скульптор Поликлет в трактате «Канон» представил четкие параметры идеальных мужчины и женщины. Красота напрямую связывалась с физическим и даже духовным здоровьем и целостностью личности.

Тело человека рассматривалось как конструкция, детали которой безупречно подогнаны друг под друга. Древнегреческая архитектура и скульптура, в свою очередь, стремились максимально соответствовать представлениям о гармонии.

Размеры и формы статуй соответствовали представлению о «правильном» теле и его параметрах. Вид скульптур обычно пропагандировал идеального человека: одухотворенного, здорового и спортивного. В архитектуре антропоморфизм проявлялся в названиях мер (локоть, ладонь) и в пропорциях, которые выводились из пропорций фигуры.

Отображением человека являлись колонны. Их фундамент или база отождествлялась со стопами, ствол – с туловищем, капитель – с головой. Вертикальные желобки или каннелюры на стволе колонны представлялись складками одежды.

Основные ордеры древнегреческой архитектуры

О великих достижениях инженерной мысли в Древней Греции говорить не приходится. Сложных конструкций и растворов тогда не применяли. Храм того времени можно сравнить с мегалитом, где на каменную опору ложится каменная балка. Величие и особенности древнегреческой архитектуры заключаются, прежде всего, в её эстетике и декоративности.

Художественность и философию здания помогал воплощать его ордер или же стоечно-балочная композиция из элементов в определенном стиле и порядке. Существовало три основных типа ордера в древнегреческой архитектуре:

  • дорический;
  • ионический;
  • коринфский.

Все они имели общий набор элементов, но отличались их расположением, формой и орнаментом. Так, в греческий ордер входил стереобат, стилобат, антаблемент и карниз. Стереобат представлял ступенчатое основание над фундаментом. Далее следовал стилобат или колонны.

Антаблемент был несомой частью, располагавшейся на колоннах. Нижняя балка, на которую опирался весь антаблемент, называется архитрав. На нем располагался фриз – средняя декоративная часть. Верхняя часть антаблемента – карниз, он нависал над остальными частями.

Поначалу элементы древнегреческой архитектуры не смешивали. Ионический антаблемент ложился только на ионическую колонну, коринфский – на коринфскую. Один стиль – на одно здание. После возведения Иктином и Калликратом Парфенона в V веке до н. э. ордеры стали сочетать и ставить друг на друга. Делалось это в определенном порядке: сначала дорический, потом ионический, затем коринфский.

Дорический ордер

Дорический и ионический древнегреческие ордера в архитектуре были основными. Дорическая система была распространена в основном на материковой части и наследовала микенскую культуру. Она характеризуется монументальностью и в чем-то тяжеловесностью. Внешний вид ордера выражает спокойное величие и лаконичность.

Дорические колонны невысокие. У них отсутствует база, а ствол мощный и сужается кверху. Абака, верхняя часть капители, имеет квадратную форму и лежит на округлой подпоре (эхине). Каннелюр, как правило, было двадцать. Архитектор Витрувий сравнивал колонны этого ордера с мужчиной – крепким и сдержанным.

древнегреческие ордера в архитектуре

В антаблементе ордера всегда присутствовали архитрав, фриз и карниз. Фриз отделялся от архитрава полочкой и состоял из триглифов – вытянутых вверх прямоугольников с каннелюрами, которые чередовались с метопами – слегка заглубленными квадратными пластинами со скульптурными изображениями или без них. Фризы других ордеров не имели триглифов с метопами.

На триглиф возлагались прежде всего практические функции. Исследователи предполагают, что он представлял торцы балок, которые ложились на стены святилища. Он имел строго вычисленные параметры и служил опорой для карниза и стропил. В некоторых древнейших постройках пространство между торцами триглифа не заполнялось метопами, а оставалось пустым.

Ионический ордер

Ионическая ордерная система была распространена на побережье Малой Азии, в Аттике и на островах. Влияние на неё оказали Финикия и Персия ахемединская. Ярким примером этого стиля был храм Артемиды в Эфесе и храм Геры в Самосее.

Ионика ассоциировалась с образом женщины. Для ордера была характерна декоративность, легкость и утонченность. Его главной особенностью была капитель, оформленная в виде волютов – симметрично расположенных завитков. Абака и эхин украшались резьбой.

архитектура древнегреческого театра

Ионическая колонна тоньше и стройнее, чем дорическая. Её база опиралась на квадратную плиту и была украшена выпуклыми и вогнутыми элементами с орнаментальной порезкой. Иногда база располагалась на барабане, украшенном скульптурной композицией. В ионике расстояние между колоннами больше, что увеличивает воздушность и изысканность здания.

Антаблемент мог состоять из архитрава и карниза (малоазийский стиль) или из трех частей, как в дорике (аттический стиль). Архитрав разделялся на фасции – горизонтальные уступы. Между ним и карнизом располагались небольшие зубчики. Водосточный желоб на карнизе обильно украшался орнаментом.

Коринфский ордер

Коринфский ордер редко считается самостоятельным, часто его определяют как вариацию ионического. Существует две версии, сообщающих об истоках этого ордера. Более приземленная говорит о заимствовании стиля у египетских колонн, которые украшались листьями лотоса. Согласно другой теории, ордер создал скульптор из Коринфа. На это его вдохновила увиденная им корзина, в которой находились листья аканта.

От ионического он отличается в основном высотой и декором капители, которая оформлена стилизованными листьями аканта. Два ряда вылепленных листьев обрамляют верхнюю часть колонны по кругу. Стороны абаки вогнуты и украшены большими и малыми спиральными завитками.

древнегреческий стиль в архитектуре

Коринфский ордер насыщен декором больше, чем другие древнегреческие ордера в архитектуре. Из всех трех стилей он считался самым роскошным, изящным и богатым. Его нежность и утонченность ассоциировалась с образом молодой девушки, а листья аканта напоминали кудри. Благодаря этому ордер часто называют «девичьим».

Античные храмы

Храм был главной и самой важной постройкой Древней Греции. Его форма была проста, прообразом для неё были жилые прямоугольные дома. Архитектура древнегреческого храма постепенно усложнялась и дополнялась новыми элементами до тех пор, пока он не приобрел круглую форму. Обычно выделяют такие стили:

  • дистиль;
  • простиль;
  • амфипростиль;
  • периптер;
  • диптер;
  • псевдодиптер;
  • толос.

Храм в Древней Греции не имел окон. Снаружи его окружали колонны, на которых размещалась двускатная крыша и балки. Внутри размещалось святилище со статуей божества, которому был посвящен храм.

 три основных типа ордера в древнегреческой архитектуре

В некоторых постройках мог размещаться небольшой предбанник – пронаос. В задней части крупных храмов располагалось ещё одно помещение. В нем хранились пожертвования жителей, священный инвентарь и городская казна.

Первый тип храма – дистиль – состоял из святилища, передней лоджии, которую окружали стены или анты. В лоджии размещались две колонны. С усложнением стилей количество колонн увеличивалось. В простиле их четыре, в амфипростиле — по четыре на заднем и переднем фасаде.

В храмах-перипетрах они окружают здание со всех сторон. Если колонны выстроены по периметру в два ряда, то это стиль диптер. Последний стиль, толос, тоже предполагал окружение колоннами, но периметр имел цилиндрическую форму. Во времена Римской империи толос развился в тип постройки «ротонда».

Устройство полисов

Древнегреческие полисы строились в основном у морских берегов. Они развивались как торговые демократические государства. В общественной и политической жизни городов участвовали все их полноправные жители. Это приводит к тому, что архитектура древнегреческая развивается не только в сторону культовых сооружений, но и в плане общественных зданий.

Верхней частью города был акрополь. Как правило, он находился на холме и был хорошо укреплен, чтобы сдержать противника во время внезапной атаки. В его пределах располагались храмы богов, которые покровительствовали городу.

типы ордеров в древнегреческой архитектуре

Центром Нижнего города была агора — открытая рыночная площадь, где проводилась торговля, решались важные общественные и политические вопросы. На ней располагались школы, здание совета старейшин, базилика, здание для пиров и собраний, а также храмы. По периметру агоры иногда ставились статуи.

С самого начала архитектура древнегреческая предполагала, что здания внутри полисов размещаются свободно. Их размещение зависело от местного рельефа. В V веке до нашей эры Гипподам осуществил настоящую революцию в планировании городов. Он предложил четкую сетчатую структуру улиц, которая разделяет кварталы на прямоугольники или квадраты.

Все здания и объекты, в том числе и агоры, располагаются внутри квартальных ячеек, не выбиваясь из общего ритма. Такая планировка позволяла легко достраивать новые участки полиса, не нарушая при этом цельности и гармонии. По проекту Гипподама были построены Милет, Книда, Ассоса и т. д. А вот Афины, например, остались при старой «хаотичной» форме.

Жилые помещения

Дома в Древней Греции отличались в зависимости от эпохи, а также достатка хозяев. Выделяют несколько основных видов домов:

  • мегаронный;
  • апсидальный;
  • пастадный;
  • перистильный.

Один из ранних типов жилища – мегарон. Его план стал прототипом для первых храмов гомеровской эпохи. Дом имел прямоугольную форму, в торцовой части которого находилось открытое помещение с портиком. Проход окантовывали две колонны и выступающие стены. Внутри было только одно помещение с очагом посередине и отверстием в крыше для выхода дыма.

Апсидальный дом также строился в ранний период. Он представлял собой прямоугольник с закругленной торцовой частью, которая называлась апсидой. Позже появились пастадные и перистильные типы построек. Внешние стены в них были глухими, а планировка зданий — замкнутой.

Пастада представляла собой проход во внутренней части двора. Сверху он был накрыт и поддерживался опорами из дерева. В IV веке до нашей эры становится популярен перистиль. Он сохраняет прежнюю планировку, но пастадный проход заменяется крытыми колоннами по периметру дворика.

Со стороны улицы были только гладкие стены домов. Внутри находился дворик, вокруг которого и располагались все помещения дома. Окон, как правило, не было, источником света был двор. Если окна и были, то размещались на втором этаже. Убранство интерьеров было преимущественно простым, излишества стали появляться только в эпоху эллинизма.

 основные ордеры древнегреческой архитектуры

Дом четко разделялся на женскую (гинекея) и мужскую (андрон) половину. В мужской части принимали гостей и устраивали трапезу. Попасть на женскую половину можно было только через неё. Со стороны гинекеи был вход в сад. В жилье богачей размещалась также кухня, баня и пекарня. Второй этаж обычно сдавали.

Архитектура древнегреческого театра

Театр в Древней Греции объединял в себе не только развлекательный аспект, но и религиозный. Его зарождение связано с культом Диониса. Первые театральные постановки устраивались для почитания этого божества. О религиозном происхождении представлений архитектура древнегреческого театра напоминала как минимум присутствием алтаря, который находился в орхестре.

На сцене происходили празднества, игры и пьесы. В IV веке до нашей эры они перестали иметь отношение к религии. Распределением ролей и контролем постановок занимался архонт. Главные роли исполняли максимум три человека, женщин играли мужчины. Драма исполнялась в виде состязания, где поэты по очереди представляли свои работы.

особенности древнегреческой архитектуры

Планировка первых театров была проста. В центре находилась орхестра – круглая площадка, где размещался хор. Позади неё находилась палата, в которой переодевались актеры (скена). Зрительский зал (театрон) был значительных размеров и располагался на возвышенности, полукругом огибая сцену.

Все театры размещались прямо под открытым небом. Первоначально они были временными. На каждый праздник деревянные помосты сооружались заново. В V веке до нашей эры места для зрителей стали высекать из камня прямо в склоне холма. Так создавалась правильная и естественная воронка, способствующая хорошей акустике. Для усиления резонанса звука возле зрителей размещались специальные сосуды.

С усовершенствованием театра усложняется и конструкция сцены. Её передняя часть состояла из колонн и подражала переднему фасаду храмов. По бокам находились помещения – параскении. В них хранили декорации и театральный инвентарь. В Афинах крупнейшим театром был театр Диониса.

Афинский акрополь

Некоторые памятники древнегреческой архитектуры можно увидеть и сейчас. Одним из наиболее целостных сооружений, дошедших до наших дней, является Афинский акрополь. Он находится на горе Пиргос на высоте 156 метров. Здесь расположены театр Диониса, храм богини Афины Парфенон, святилище Зевса, Артемиды, Ники и другие известные постройки.

Для храмов Афинского акрополя характерно соединение всех трех ордерных систем. Сочетанием стилей отмечается Парфенон. Он построен в виде дорического перипетра, внутренний фриз которого выполнен в ионическом стиле.

В центре в окружении колонн располагалась статуя Афины. На акрополь возлагалась важная политическая роль. Его вид должен был подчеркивать гегемонию города, а композиция Парфенона должна была воспевать победу демократии над аристократическим строем.

Рядом с величественной и пафосной постройкой Парфенона располагается Эрехтейон. Он целиком выполнен в ионическом ордере. В отличие от своего «соседа», он воспевает изящество и красоту. Храм посвящен сразу двум богам – Посейдону и Афине, и расположен на месте где, по легенде у них произошел спор.

Из-за особенностей рельефа планировка Эрехтейона асимметрична. Он обладает двумя святилищами – целлами и двумя входами. В южной части храма расположен портик, который поддерживают не колонны, а мраморные кариатиды (статуи женщин).

Кроме того, в акрополе сохранились Пропилеи – главный вход, окруженный колоннами и портиками, по сторонам которого располагался дворцово-парковый комплекс. На холме также располагался Аррефорион — дом для девушек, ткущих одежду для афинских игр.

Строителям. Архитектура и строительство Древней Греции. Часть I, прошлогодняя.

Я работаю в проектном институте. Поэтому перемещаясь по Греции я рассматривала древние памятники архитектуры и строительства не только как турист. Очень интересно было видеть как перекликаются древние технологии строительства с современными. И те технологии которые применялись тогда, применяются и сейчас.
1.


2.Критское и микенское строительное искусство. Крит был богатой морской державой, на территории которой строились трехэтажные жилые дома и дворцы. Подобные комплексы оборудовались водопроводом, ванными комнатами и канализацией.С критской культурой связано последующее развитие микенской культуры. Претеснения греков вынудили жителей острова переселиться на материк и создать там укрепленные крепости. При сооружении их использовалась кладка толщиной в несколько метров из больших необработанных камней, называемая циклопической..

3.Микенские поселения фактически представляли собой крепости, за стенами которых выложенными из плотно пригнанных каменных блоков, укрывались дворцы правителя. Ядром дворца был мегарон с расположенным в центре очагом. К этому помещению, служившему залом для пиршеств, вели многочисленные коридоры, дворы и колонные портики, пропилеи. Комнаты дворца были расписаны фресками.

4.Гробницы , представлявшие собой круглые в плане подземные сооружения (камеры), перекрытые ложным куполом, создаваемым за счет выступа каждого последующего ряда камней над предыдущим.

5.Из гробниц наиболее известна так называемая Сокровищница Атрея!
(недалеко от Микен). Ее диаметр — 14 м, высота купола — 13 м.

6.В качестве несущих элементов для плоских перекрытий использовались стены, пилоны и колонны.

7.Последние имели деление на базу, ствол и капитель.

8. База простой формы была плоской, ствол имел конусообразную форму с сужением книзу, приплюснутая капитель состояла из круглого эхина и квадратного абака над ним .

9.

Для уменьшения нагрузки на перемычку над входом в вышележащем массивном каменном блоке стены организовывалось треугольное отверстие, прикрывавшееся тонкой плитой, украшенной рельефом.
10. В Сокровищнице Атрея тонкой плиты нет. В ней эти треугольные отверстия используются ещё и как вентиляционные продухи.

11.Характерным примером в этом плане являются так называемые Львиные ворота Микенского акрополя .

Древнегреческая архитектура. В истории Древней Греции насчитывается немало выдающихся памятников зодчества. Все они включали декоративные рельефы и скульптурные изображения. Наилучшие их образцы принадлежат к классической эпохе. Кроме храмов, посвященных богам, древнегре­ческие зодчие умели строить пользовавшиеся большой популярностью театры и гимнастичес­кие залы.
12.театр Ирода Аттики.Акрополь. Афины.
театр Ирода Аттики

13.Стадион в Дельфах.
театр Ирода Аттики

Храм. Алтарь, где находилась статуя божества, строился по аналогии с древней формой — мегароном (мегарон — прямоугольный зал с очагом и входным портиком), внутри которого находилась особая комната, доступная только священнослужителям. Простой народ участвовал в церемониях, находясь за пределами храма, и шумел в своё удовольствие. Пространство храма зрительно расширялось за счёт того, что на подступах к зданию устанавливали два столба.
14.Сокровищница в Дельфах.
театр Ирода Аттики

С даль­нейшим развитием этой архитектурной формы стали ставить целый ряд столбов (колонн), а потом и два ряда. Главный вход располагался как раз между двумя рядами столбов.
15. Пропилеи. Акрополь. Афины.
театр Ирода Аттики

Ориентировка храма по линии «восток-запад» на протяжении сотен лет оставалась неизменным правилом для архитекторов. Колонны же соединялись вверху плоским перекрытием. В архаическое время для этого использовались сначала деревянные балки, а затем каменные плиты. Храмы классического вре­мени строили из мрамора и богато украшали.
16.Дельфы. Руины храма Аполлона.
театр Ирода Аттики

Главным средством изменения облика зданий являлся ордер (архитектурный вид) колонны.
17. Эрехтейон. Кариатиды один из видов колонн-скульптур.Акрополь. Афины.
Эрехтейон

В древнегреческой архитектуре получили развитие три ордера колонн: массивная дорическая колонна, ионическая колонна с резной верхней частью, и коринфская колонна с растительным орнаментом из камня в верхней части.
С течением времени колонны становились менее массивными, однако общий вид ордеров сохранялся; колонны применялись на протяжении мно­гих столетий в разных архитектурных стилях. В отличие от других разновидностей колонн, дорическая колонна греков была лишена базы. Так называемый энтазис (легкая припухлость, максимум которой приходился на одну треть высоты колонны) достигался за счет плавно нарастающего от основания к капители уменьшения диаметра ствола. Дорическую капитель образуют круглый, подушкообразной формы эхин, в нижней части которого прорезались канавки (т.н. ремешки), и большая лежащая на нем квадратная в плане плита — абак (или абака). Как правило, стволы греческих колонн каннелированы. На колонну сверху опускался архитрав (главная балка). Над архитравом располагалась треугольная стена — аттик.
18. Парфенон. Акрополь. Афины.
Парфенон

Греческие колонны по окружности имели вертикальные желобки, так называемые каннелюры. Для уменьшения нагрузки верхний торец колонны делался выпуклым. Для усиления соответствующего оптического впечатления от внешнего вида здания изменяли расстояние между колоннами.
19. Эрехтейон. Акрополь. Афины.
Эрехтейон

Древнегреческий театр строился, как правило, на склоне холма. В театре мы можем видеть располо­женные ступенями сиденья и возвышение — сцену. При строительстве театра большое значение имело гармоничное сочетание особенностей рельефа местности и конструкции здания.
20.Амфитеатр в Дельфах.
Эрехтейон

Основная форма древнегреческого жилого дома— тот же мегарон, т.е. дом в одно помещение. С передней стороны дома располагался атриум — прихожая с верхним естественным светом. Постепенно, с расширением занимаемого домом про­странства во все стороны, атриум превратился во внутренний двор. Позже появился и задний двор с колоннами (перистилиум). Окна жилых комнат выходили на задний двор, а с фасада древнегреческий дом был закрыт.К сожалению, мало информации о том, как древнегреческий дом выглядел изнутри. Известно то, что стены его расписывались, деревянный потолок набирался из толстых балок и имел расписные кессоны (углубления на потолке правильной геометрической формы). Пол украшался каменной мозаикой или покрывался коврами.
21.Каменная мозаика пола жилого дома. Вергина.
Эрехтейон

22.Часть фундамента с полом. Вергина.
Эрехтейон

23.Часть фундамента с полом. Вергина.
Эрехтейон

24.плитка для пола. Вергина.
Эрехтейон

25.украшения для стен. Вергина.
Эрехтейон

26.Мозаичное панно из дома богатого Вергинца. Хозяин дома изображен в виде какого-то бога. Тогда это было модно.
Эрехтейон

27. Фрагмент мозаичного пола одного из богатых домов. Вергина.
Эрехтейон

Основным строительным материалом при возведении общественных и культовых зданий в греческой архитектуре был камень (в ранний период более мягкий, легко поддающийся обработке).
28.
Эрехтейон

Так, при первоначальном строительстве Акрополя использовался известняк, а при реконструкции — мрамор.
29. Парфенон. Акрополь. Афины.
Парфенон

30.Мраморные элементы найденные на холме Акрополя.
Парфенон

Жилые постройки возводились в основном из кирпича, как сырцового, так и обожженного.К стати, вот такой способ кладки возник из-за сейсмики. При землетрясениях такие стены пружинят а не трескаются и разваливаются.
31.
Парфенон

Использовался кирпич в сочетании с каменной облицовкой и в культовых зданиях. Для конструкций перекрытий и покрытия применялось дерево. В ранний период из дерева выполнялись и колонны. Каменную кладку осуществляли без раствора при этом усиление ее, в том числе на сейсмические нагрузки, осуществлялось с помощью шипов, деревянных шпонок и металлических скоб.
32. Подпорная стенка построена подгонкой камня к камню, без какого либо ратвора. Стоит несколько тысяч лет. Много что пережила и выдержала.
Подпорная стена.

Установка архитектурных деталей была очень трудоемкой, так как только капители и плиты со скульптурным рельефом изготовлялись заранее. Остальные же детали принимали необходимый вид только после их обработки, которая осуществлялась в направлении сверху вниз по мере демонтажа строительных подмостей.
33. Углубление, с боку шип.
Подпорная стена.

34. Отверстия в которые вставлялись деревянные клинья
Подпорная стена.

35.
Подпорная стена.

36. капитель с какими-то техническими вырезами на верху.
Подпорная стена.

37.
Подпорная стена.

38.
Подпорная стена.

39.
Подпорная стена.

40.А это пример средневекового строительства. Стена монастыря в Метиорах. В стене виден деревянный брус, который использовался как амортизатор при землетрясениях.
Подпорная стена.


Римские бани. Строителям. Архитектура и строительство Древней Греции. Часть II.
Водосток. Строителям. Архитектура и строительство Древней Греции. Часть III.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *