Фонтанный дом – Шереметевский дворец – Музей музыки, отзыв от elenarossi – «Фонтанный дом в Санкт-Петербурге», Санкт-Петербург, Россия, Июнь 2018

Содержание

Фонтанный дом — Википедия

Фонтанный дом — один из дворцов графов Шереметевых в Петербурге, получивший своё название по реке Фонтанке, на берегу которой он стоит. До 1917 года Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей (графской) ветви рода Шереметевых. В настоящее время в главном здании дворца расположен Музей Музыки, включающий в себя отреставрированную анфиладу парадных залов второго этажа. В одном из флигелей расположен Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

В XVIII столетии[править | править код]

Участок земли по реке Фонтанке (Безымянный Ерик) был пожалован Петром I фельдмаршалу, графу Б. П. Шереметеву в 1712 году при условии строительства здесь «хоромного дворового строения». С этого времени на большом участке Шереметева, располагавшемся между сильно заболоченным берегом Фонтанки и линией нынешнего Литейного проспекта, началось возведение разнообразных, сначала деревянных, а потом каменных строений. В 1730-е на участке был вырыт большой пруд, грунт из которого пошёл на подсыпку проезжей части Литейного проспекта, тогда же был построен новый каменный дом, выходивший на эту магистраль. Здесь на Фонтанке находилось загородное имение Шереметевым с садом, примыкавшим к Итальянскому дворцу. Городской дворец семьи в это время располагался на Стрелке Васильевского острова.

В конце 1730-х — начале 1740-х годов для сына Бориса Петровича Шереметева Петра на месте старых деревянных корпусов под руководством архитектора Г. Д. Дмитриева был построен новый одноэтажный дворец. В начале 1750-х годов по проекту С. И. Чевакинского и крепостного архитектора Ф. С. Аргунова это здание было надстроено вторым этажом. Двухэтажный дворец построен в стиле русского барокко. Здание стоит в глубине парадного двора, раскрытого в сторону реки. Центр главного фасада выделен пилястрами и мезонином, завершённым лучковым фронтоном. В поле фронтона помещён картуш с гербом Шереметевых. Боковые крылья здания завершены слегка выступающими ризалитами, украшенными пилястрами и увенчанными треугольными фронтонами. Первоначально по краю крыши была устроена деревянная балюстрада со статуями на тумбах. В центре здания располагалось высокое двухпролётное крыльцо. У подъезда в 1759 году были установлены на пьедесталах две деревянные позолоченные фигуры коней работы скульптора Иоганна Франца Дункера.

После смерти жены и дочери граф Пётр Борисович переехал в Москву в 1768 году, но усадьба продолжала перестраиваться и во время отсутствия хозяев.

После смерти Петра Борисовича в 1788 году усадьба перешла к его сыну Николаю. Долгое время Николай Петрович проводил в Москве, однако в конце 1790-х годов он стал регулярно жить в столице. Для обновления интерьеров своего дворца он нанимал архитектора И. Е. Старова. В 1796 году граф поселился в Фонтанном доме. У Шереметевых здесь был свой крепостной театр, оркестр. После Старова помещения во дворце перестраивались Д. Кваренги и А. Н. Воронихиным. На территории усадьбы были построены Летний дом, Каретные сараи, Садовый павильон, перестраивались служебные флигели.

В XIX — начале XX века[править | править код]

После смерти Николая Петровича в 1809 года усадьба перешла его шестилетнему сыну Дмитрию Николаевичу. По инициативе императрицы Марии Фёдоровны над имуществом Шереметевых было учреждено опекунство по причине малолетства наследника. В 1811—1813 годах по проекту Х. Мейера на месте Оранжереи выходящей на Литейный проспект был построен Канцелярский флигель и примыкавший к нему Больничный флигель. В 1821 году архитектором Д. Квадри построен трёхэтажный с главным фасадом на Фонтанку Фонтанный флигель. Между ним и Больничным флигелем был построен Певческий флигель. Здесь были поселены хористы шереметевской капеллы, образованной из крепостного хора его отца.

В период службы Дмитрия Николаевича в Кавалергардском полку во дворце часто гостили его сослуживцы. Офицеры часто пользовались гостеприимством графа, в полку даже появилось выражение «жить на шереметевский счёт».

В 1830—1840-х годах во дворце работал архитектор И. Д. Корсини. По его проекту была сделана чугунная ограда с воротами (1838) на Фонтанку, украшенными гербом графов Шереметевых. Им были полностью перестроены дворцовые интерьеры, а в 1845 году построен Садовый флигель.

В Фонтанном доме устраивались музыкальные вечера, на которых выступали приглашённые композиторы Глинка, Берлиоз, Лист, певицы Виардо, Рубини, Бартенева.

В 1867 году ко дворцу по проекту Н. Л. Бенуа был пристроен Северный флигель.

После смерти графа Дмитрия Николаевича в 1871 году произошёл раздел имущества между его сыновьями Сергеем и Александром. Фонтанный дом достался Сергею Дмитриевичу. В 1874 году в имении Шереметевых работал архитектор А. К. Серебряков, построивший здесь новые пятиэтажные корпуса. В результате участок был поделён на две части. Со стороны Литейного проспекта были построены доходные дома (№ 51), парадная часть осталась со стороны Фонтанки (дом № 34). В начале XX века закончены работы по переустройству доходной части участка. Были уничтожены Садовые ворота, Грот, Эрмитаж, Оранжерея, Китайская беседка и другие садовые постройки.

В 1908 году Манеж и Конюшни перестроили в Театральный зал (ныне Драматический театр на Литейном). В 1914 году по проекту М. В. Красовского здесь были возведены двухэтажные торговые павильоны.

При графе С. Д. Шереметева в Фонтанном Доме, где был собран огромный семейный архив, развернулась деятельность нескольких исторических обществ, в том числе Общества любителей древней письменности, Русского генеалогического общества и др. После революции 1917 года последний владелец усадьбы граф Сергей Шереметев добровольно пошёл на национализацию дворца.

После революции[править | править код]

После революции в доме был открыт Музей дворянского быта и быта крепостных XVIII—XX вв., затем вошедший в состав Историко-бытового Отдела Русского музея, и просуществовавший до 1931 года. Все это время его директором и хранителем был В. К. Станюкович. В основу фондов музея было положено частное собрание Шереметевых. Оно включало в себя картинную галерею, собрания скульптуры, оружия, предметы декоративно-прикладного искусств (бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома). Попытки музейщиков в 1920-е годы сохранить целостность коллекции потерпели поражение. Дворец разделил судьбу всех «дворянских гнёзд». Он был отдан в ведение разных казённых учреждений, интерьеры уничтожены. Лишь небольшая часть предметов искусства попала в Эрмитаж, Русский музей, часть разрозненной библиотеки — в РНБ.

Несколько позже во дворце снова был размещён музей — на этот раз Музей Музыки. Коллекция музея состоит из уникальных музыкальных инструментов разных эпох и стран. Эта коллекция размещена на первом этаже дворца. После Перестройки проведена реставрация парадной анфилады второго этажа, которая также открыта для посещения (для этого следует приобрести в кассе музея отдельный, второй билет).

В рамках гражданской инициативы «Последний адрес» 22 марта 2015 года на доме установлены мемориальные знаки с именами востоковеда Николая Николаевича Пунина, арестованного 26 августа 1949 года и умершего 21 августа 1953 года в Минлаге, Коми АССР

[1], и рабочего Генриха Яновича Каминского, арестованного 19 сентября 1941 года и умершего 3 ноября 1943 года в Тайшетлаге[1], реабилитированных «за отсутствием состава преступления».

Комплекс зданий Шереметевского дворца включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения на основании постановления Правительства РФ № 527 от 10 июля 2001 г.[2], согласно которому охране подлежат:

  1. Дворец Шереметевых, 1730-е — нач. 1740-х гг., 1746—1750 гг., арх. С. И. Чевакинский, 1795—1808 гг., арх. А. Н. Воронихин, арх. Д. Кваренги, арх. И. Е. Старов, 1837—1857 гг., воен. инж. И. Д. Корсини
  2. ограда с воротами, 1837—1838 гг., воен. инж. И. Д. Корсини
  3. павильоны (два), 1821—1824 гг., арх. Д. И. Квадри
  4. сад, 1730-е гг., кон. XVIII — нач. XIX вв., 1930-е гг.
  5. флигель галерейный, 1803 г., арх. Д.Кваренги, 1839 г., воен. инж. И. Д. Корсини
  6. флигель дворовый южный, 1828 г., арх. Д. И. Квадри
  7. флигель кухонный, 1864 г., арх. Н. Л. Бенуа
  8. флигель садовый южный, 1845 г., арх. И. Д. Корсини , 1911 г., 1914 г., арх. Красовский М. В. Здесь в сер. 1920-х — 1941 гг. и в 1944—1952 гг. жила поэт А. А. Ахматова
  9. фонтан (фундаменты), 1750-е гг., кон. XVIII в. (засыпаны)
Лепная гостиная
  • Домовая церковь Св. Варвары
  • Белый зал
  • Античный зал
  • Вестибюль
  • Парадная лестница
  • Лепной зал
  • Жёлтая гостиная
  • Этрусская гостиная
  • Оружейный зал
  • Поугольный зал (Спальня)
  • Белая гостиная

Начиная с 1824 г. во дворце часто бывал художник О. А. Кипренский, друживший с Д. Н. Шереметевым и создавший по его заказу ряд портретов приятелей хозяина — офицеров-кавалергардов, часто гостивших во дворце (портрет самого Д. Н. Шереметева, поручика И. А. Анненкова, корнета С. П. Бутурлина (ныне в ГТГ), корнета кн. Н. П. Трубецкого (ГТГ) и ряд картин[3]. В конце мая — июне 1827 году в своей мастерской, расположенной во дворце (нынешнем Аванзале), он написал известный портрет А. С. Пушкина[4].

  • Краско А. В. Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Люди и события. — М.: Центрполиграф, 2009. — 443 с. ISBN 978-5-9524-4363-1
  • Усадьба графов Шереметевых «Фонтанный дом». — СПб.: ГБУК «СПб ГМТиМИ», 2012. — 304 с. ISBN 978-5-91461-021-7

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Памятная табличка

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме открыт в Санкт-Петербурге 24 июня 1989 года, к столетию со дня рождения поэтессы.

Дворец Шереметевых («Фонтанный дом», набережная р. Фонтанки, 34) — 1730-е — нач. 1740-х гг., 1746—1750-е гг., арх. С. И. Чевакинский, кон. XVIII — нач. XIX вв., арх. А. Н. Воронихин, арх. Д. Кваренги, арх. И. Е. Старов, 1821—1824 гг., 1828 г., арх. Д. И. Квадри, 1837—1857 гг., воен. инж. И. Д. Корсини. Памятник архитектуры федерального (общероссийского) значения.

В 1935—1941 гг. в здании находился Дом занимательной науки (экспозиция погибла во время войны).

Решение об открытии музея Исполком Ленсовета принял в 1988 году. Первоначально музей Анны Ахматовой был открыт в 1989 году как филиал Литературно-мемориального музея Достоевского, но позднее выделен как самостоятельный музей.

На 2009 год коллекция музея насчитывает порядка 50 тысяч единиц хранения. В это число включены, помимо прочего, книги писателей Серебряного века с автографами, издания книг Анны Ахматовой, фотографии, рукописи (как самой Ахматовой, так и её современников) и многое другое[1].

Музей расположен в Санкт-Петербурге в южном садовом флигеле Шереметевского дворца, где жила поэтесса. Адрес: Набережная реки Фонтанки, дом 34. Вход в музей осуществляется со стороны Литейного проспекта, через арку дома 53.

  • Дворец Шереметевых на Фонтанке

  • Письменный стол Анны Ахматовой. Лежат подлинные письма в защиту репрессированного сына

  • Журнальный столик

  • После ареста бывшего мужа Ахматова оставила висеть пальто Н. Н. Пунина на месте как память. Ныне висит, как прежде, в музее

В качестве филиалов музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме действуют кабинет Иосифа Бродского и музей Льва Гумилёва.

В Санкт-Петербурге, в историческом районе Автово, существует ещё один музей, связанный с А. Ахматовой и той исторической эпохой. Это Муниципальный музей «Анна Ахматова. Серебряный век», созданный под руководством В. А. Биличенко. Он занимает первый этаж обычного жилого дома массовой застройки XX века и в этом смысле мемориальным не является, но собирает коллекцию, связанную с жизнью и творчеством поэтессы, её близких и творческих людей той эпохи.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме и мемориальная квартира Бродского: melanyja — LiveJournal

После посещения Дворца Шереметьевых мы побывали во флигеле Фонтанного дома, где находится музей Анны Ахматовой. Вход во флигель расположен со стороны Литейного проспекта, а от дворца Шереметьева можно пройти через дворы-колодцы.


Южном флигеле Шереметевского дворца или Новый кухонный флигель построен в 1845 году по проекту И. Корсини, в 1911-14 гг. архитектором М. Красовским надстроен третий этаж для квартиры дочери графа Сергея Дмитриевича Шереметева.
Именно эта квартира № 44 в Фонтанном доме была выдана сотруднику Русского музея Николаю Николаевичу Пунину (1888-1953). Пунин был знаком с кружком литераторов ещё по встречам до революции в Бродячей собаке, а в 1922 году между ним и Анной Ахматовой вспыхнула любовь. В 1926 году Ахматова переезжает в квартиру Пунина, и Фонтанный дом становится приютом поэзии.



Анна Ахматова и Николай Пунин во дворе Фонтанного дома

Кстати, двор Фонтанного дома был Ахматовой знаком, ранее она жила в северном флигеле со вторым мужем В.К. Шилейко.

Итак, входная дверь в квартиру – окунаемся в обстановку 1920-40 гг.

В Прихожей пальто Н.Н. Пунина, которое осталось здесь после ареста хозяина в 1949 году. Пунин был арестован несколько раз. В 1921 году по делу «Петроградской боевой организации» (Таганцевское дело), по которому также был арестован и расстрелян первый муж Анны Ахматовой Николай Гумилёв. В 1935 году Пунин был арестован вместе с пасынком Львом Гумилёвым по доносу товарища последнего студента Борина, которые написал в Ленинградское НКВД: «в ходе разговора за общим столом Пунин говорил: «И людей арестовывают, люди гибнут, хотелось бы надеяться, что все это не зря. Однако стоит взглянуть на портрет Сталина, чтобы все надежды исчезли». Пунин ошибался в том, что репрессии – это не только Сталин, но и вся система. В 1949 году Пунин был арестован в ходе компании по борьбе с космополитами, так как писал про зарубежное искусство. Он умер в Воркуте в августе 1953 в лагерной больнице уже после смерти Сталина.

Кухня с дореволюционной посудой, принадлежавшей семье Пуниных.

Кухня превратилась в коммунальную, когда сын домработницы Пуниных Анны Евгений Смирнов добился, чтобы его семье выделили комнату. С ним в квартиру въезжает жена Татьяна, дети Валя (умер во время блокады) и Володя. При этом Татьяна Смирнова отправила Анну Богдановну в дом престарелых, над остальными жителями квартиры она также демонстрировала своё превосходство пролетарского происхождения.. По воспоминанием очевидцев, на кухне постоянно висело мокрое бельё, создавая промозглую атмосферу. Но злопамятность не свойственна поэзии. Анна Ахматова горевала о смерти мальчика Вали в блокаду и посвятила ему стихи: «Памяти Вали» http://www.litera.ru/stixiya/authors/axmatova/scheli-v-sadu.html

Кухня переходит в коридор, где нашел пристанище сын Ахматовой Лев Гумилёв, который приехал в Петербург в 1928 году.

Лев устроил себе комнатку около печки, он окончил школу, работал для поступления в университет, в 1934 году поступил на исторический факультет, а в 1935 арестован по доносу студента-одногруппника.

Из коридора проходим в жилую часть квартиры. Белый зал посвящен поэтическому творчеству Ахматовой, дореволюционному периоду и времени гражданской войны.

Кабинет Николая Николаевича Пунина. Реалии социалистической жизни и система прописки привела к тому, что в квартире также жила первая жена Н.Н. Пунина Анна Евгеньевна Аренс (1892–1943), и их дочь Ирина (1921-2003), затем её муж, который Генрих Каминский (погиб в 1943) и их дочь Анна, которая участвовала в создании музея. Интервью с Анной Каминской здесь http://www.idelo.ru/294/27.html Также в квартире в разное время жили мачеха Пунина Елизавета Антоновна, отец первой жены бывший генерал-лейтенант флота Евгений Иванович Аренс, брат Николая Николаевича – Александр Николаевич Пунин с женой Зоей Евгеньевной и дочерью Мариной, племянник Анны Евгеньевны Игорь, родители которого были репрессированы.

Столовая. Портрет А.С. Пушкина – гравюра с портрета Кипренского, который был написан художником именно в Фонтанном доме. В семье Пуниных было принято отмечать Рождество, Пасху, висели иконы. Как-то дочь Ирина под влиянием пропаганды хотела снять все иконы, за что отец назвал её «Партком завода «Красный гвоздильщик».

Бывшая детская комната, куда Анна Ахматова переехала в 1938 году после разрыва с Пуниным. Ей было некуда ехать, а с семьёй Пуниных она сохранила дружеские отношения. Причина разрыва – творческий кризис, за время жизни с Пуниным Ахматова написала очень мало стихов, а роль жены-хозяйки ей не удалась. В этой комнате Ахматова переживает второй арест сына, за ней самой опять начинается слежка, она пишет «Реквием» и «Поэму без героя», перебирает старые бумаги.

В сентябре 1941 года её эвакуировали. Уже тогда в городе начинался голод. Семья Пунина включая его новую жену Марту Андреевну Голубеву была эвакуирована только в феврале 1942 года

Семья Смирновых во время войны переехала, и их комната досталась Анне Ахматовой по ордеру от Союза писателей. Фонтанный дом был разорён войной, но деваться опять было некуда. Вскоре с фронта вернулся сын Лев.

В ноябре 1945 года в этой комнате с Ахматовой беседовал секретарь Британского посольства в Москве, философ-культуролог Исайя Берлин. Это встреча была поводом для очередной травли Ахматовой. В квартире были установлены прослушивающие устройства, и Ахматова приучилась ничего не говорить дома. Вокруг квартиры дежурили наблюдатели. В 1949 году опять арестовали Н.Пунина и Л.Гумилева. Чтобы спасти сына Ахматова в 1950 году написала стихи о Сталине. Сына не выпустили, но Ахматову вернули в Союз писателей.

В 1952 году квартиру в Фонтанном доме пришлось освободить — Институт Арктики и Антарктики занял весь дом.

Решение о создании музея Ахматовой было принято в 1988 году. Также во флигеле расположены другие экспозиции. На 2 этаже находится выставка, посвященная Великой Отечественной войне, а на 1 этаже – мемориальная квартира Бродского. Иосиф Бродский не жил и не бывал в Фонтанном доме, но Ахматова поддерживала молодого поэта. В 2003 году вдова поэта Мария Бродская передали Музею Анны Ахматовой в Фонтанном Доме вещи из его дома в Саут-Хедли в штате Массачусетс

В мемориальной квартире находятся подлинные вещи Бродского

в том числе его коллекция почтовых открыток

Во дворе Фонтанного дома находится памятник графине Прасковье Ивановне Шереметьевой (урожденной Ковалёвой-Жемчуговой).

Сайт музея http://www.akhmatova.spb.ru/
Книга Попова Н.И., Рубинчик О.Е. Анна Ахматова и Фонтанный Дом (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме). Издательство: Невский Диалект, 2000 г.http://www.akhmatova.org/bio/fd.htm
Биография Н.Н. Пунина http://kfinkelshteyn.narod.ru/Tzarskoye_Selo/Uch_zav/Nik_Gimn/NGU_Punin.htm

Интервью Анны Каминской http://www.idelo.ru/294/27.html

Фонтанный дом, музей А. Ахматовой: адрес, фото, история, стоимость — Санкт

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге на 30 лет стал приютом для Анны Ахматовой. Стены этого удивительного здания помнят и хорошие, и мрачные страницы биографии великой русской поэтессы. В 1989 г. в квартире Анны Ахматовой в Фонтанном доме был открыт музей. Цель экспозиции – показать, как творческая личность пытается сохранить свой маленький личный мир в условиях тоталитаризма, царящего в стране.

Фонтанный дом

Туристов заинтересуют экспозиции музея Ахматовой, а также история и архитектурные особенности Фонтанного дома, ставшего культурным символом Северной столицы.

Здание в стиле барокко было сооружено архитектором С. Чевакинским в 1750 г. на берегу реки Фонтанки (отсюда и название особняка). Заказчиком строительства стал граф П. Шереметев. Над главным входом размещен герб Шереметева и девиз «Бог сохраняет все». Именно эти слова стали эпиграфом ключевого произведения Анны Ахматовой – «Поэмы без героя».

Фонтанный дом

В основной части особняка располагалось восемь больших комнат, все окна которых выходили в сад (это обстоятельство Анна Ахматова неоднократно отмечала в своих дневниках). К северной оконечности здания был пристроен флигель, в котором находился Танцевальный зал. Южный флигель был отдан под домовую церковь.

Чевакинский украсил фасад здания лепниной, барельефами военной тематики, ложными колоннами, статуями и цветочными вазонами. Особняк пережил не одну реконструкцию и переделку, но его фасад остался в неизменном виде.

Фонтанный дом

Культовый статус Фонтанного дома начал формироваться еще во времена Шереметевых. Граф был большим любителем театра, им была сформирована труппа из крепостных, звездой которой стала актриса П. Ковалева-Жемчугова. Шереметев влюбился в приму своего театра и, вопреки всему, женился на ней.

В Фонтанном доме бывали А. Пушкин, О. Кипренский, Ф. Лист, М. Глинка, П. Виардо и другие.

Фонтанный дом

Последним частным владельцем особняка стал граф С. Шереметев – один из основоположников русской исторической науки. В 1917 г. нарком просвещения РСФСР А. Луначарский издал распоряжение, в соответствии с которым Фонтанный дом переходил государству.

В разное время здесь располагались различные казенные учреждения, в том числе, Арктический институт. Большинство интерьеров особняка были уничтожены, в Танцевальном зале сотрудники Арктического института залили бассейн для испытания макетов первых советских ледоколов.

Подлинную славу Фонтанному дому принесла Анна Ахматова, сделавшая его частью своей литературной вселенной.

Фонтанный дом

Квартира №44, в которой жила Ахматова, принадлежала ее третьему мужу, искусствоведу и сотруднику Русского музея Николаю Пунину. Поэтесса переступила порог Фонтанного дома в 1924 г., чтобы, с небольшими перерывами, прожить здесь вплоть до 1954 г.

В гости к Пунину и Ахматовой приходили многие знаменитости – К. Малевич, В. Маяковский, Е. Замятин, О. Мандельштам, Б. Пильняк.

Однако, жизнь Анны Андреевны в Фонтанном доме нельзя назвать счастливой. У нее даже не было собственной комнаты – поэтесса спала на диванчике в кабинете своего мужа. В квартире проживала первая супруга Пунина А. Аренс, регулярно здесь останавливались его многочисленные родственники.

Фонтанный дом

Отдушиной были встречи в столовой, где Анна Андреевна читала стихи, общалась с гостями, слушала музыку.

В 1938 г. супружеская пара распалась, и Анне Андреевне была выделена комната, ранее исполнявшая функции детской: квартира №44 стала коммунальной.

Помещения Музея Анны Ахматовой

Туристы начинают знакомство с музеем со старинной лестницы. В 19 веке пролеты были покрыты красивой и прочной плиткой. Сквозь окна лестницы виден сад Фонтанного дома, фасад особняка с мальтийскими крестами, флигель, Литейный театр.

Фонтанный дом

Лестница как бы разграничивает пространство на роскошь, оставшуюся от шереметевской эпохи, и на быт обычной ленинградской коммуналки 30-50 гг.

Квартира поэтессы находится на третьем этаже, в нее ведет высокая двойная дверь из дерева. На двери – старинная ручка и почтовый ящик.

Прихожая

Прихожая

Стандартная прихожая для квартир ленинградской интеллигенции. Здесь посетители увидят покрытую кафелем печь, вешалку, большой дорожный сундук, саквояж, трюмо, подставку для зонтов, телефон, небольшую пейзажную картину на стене.

В уголке между кухней и прихожей Н. Н. Пунин устроил импровизированную лабораторию для проявки фотографий. Чтобы никто не помешал этому процессу, лампочки выкручивали по всей квартире.

Кухня

Кухня

Из прихожей посетители сразу попадают в кухню. С 20-х годов обстановка здесь не изменилась. У стены – каменная плита, работающая на дровах, обеденный стол, деревянные табуреты. На столе стоит самовар и посуда – миски, тарелки, чашки.

В углу висит небольшая икона Св. Анны Кашинской,  на боковой стене — часы-ходики.

Кухня

Кухня находилась в полном распоряжении домработницы Пунина А. Смирновой. Впоследствии Смирнова и ее трое детей получили право на постоянное проживание в квартире, им была выделена комната.

В конце 30-х годов жизнь в квартире №44 стала совсем невеселой. Дрова, продукты, вещи первой необходимости стало крайне сложно добывать. В коридоре стало так холодно, что Ахматовой приходилось надевать шубу, чтобы ответить на телефонный звонок.

Кабинет Н. Н. Пунина

Кабинет Н. Н. Пунина

Следующая «остановка» на пути туристов – кабинет супруга Анны Ахматовой Н. Н. Пунина. Это классический кабинет ленинградского интеллигента-гуманитария. Много книг, рукописей, большой стол с огромным количеством письменных принадлежностей, хорошее кресло. Стены украшены рисунками художников В. Лебедева, П. Львова, Н. Тырсы – друзей Пунина.

Супруг Ахматовой был всесторонне образованным человеком, он увлекался японской графикой, русской, французской, немецкой живописью. Пунин был одним из первых, кто отметил талант будущей звезды мирового авангарда К. Малевича.

Кабинет Н. Н. Пунина

Работая в Русском музее, Пунин имел определенные льготы, мог приглашать к себе гостей. Одним из таких гостей октябрьским днем 1922 г. и стала Анна Ахматова. В дневнике поэтесса восторженно отозвалась об этой встрече.

У Анны Андреевны не было прописки, что было неприемлемо. После 2 лет знакомства с Пуниным она согласилась стать его гражданской супругой и переехать в Фонтанный дом.

Кабинет Н. Н. Пунина

В середине 20-х гг. Пунин понял, что он не может принять взгляды советской власти на будущее искусства. Николай Николаевич пишет статью «Революция без литературы», в которой критикует Троцкого – одного из главных гонителей Ахматовой. Материал не был опубликован, но власти взяли Путина «на карандаш».

В 1935 г. за Пуниным пришли представители НКВД. Ахматова с первой женой Пунина А. Аренс также ждали ареста, сжигая в печи свои письма и дневники.

Пунина освободили, но в 1949 г. произошел новый арест, после которого в кабинете Николая Николаевича стал жить сотрудник НКВД.

«Левушкин кабинет»

«Левушкин кабинет»

В 1929 г. в квартиру №44 перебрался и сын Ахматовой – Лев Гумилев, до того живший в Бежецке у бабушки. В доме не было отдельной комнаты для 17-летнего юноши, ему смогли выделить небольшой уголок в коридоре, где он спал на сундуке. Гости музея увидят этот сундук, а также – кафельную печку, окно, освещавшее место обитания будущего историка.

Домочадцы называли угол Гумилева «Левушкин кабинет». Юноша был недоволен условиями жизни, жаловался на холод и скудное питание.

В 1935 г. Гумилева вместе с Пуниным арестовали и после короткого заключения он решил не возвращаться в квартиру, снимая жилье в других районах города.

Столовая

Столовая

Несмотря на бытовые неудобства, у жителей квартиры №44 в Фонтанном доме были и небольшие радости. Большинство из них связаны со столовой. Именно в этой комнате принимали гостей. Посетители увидят большой квадратный стол, над которым висит красная лампа. Вокруг стола – венские стулья. У стен – патефон, диванчик, кафельная печь, буфет.

Удивительно, как Ахматовой и Пунину в условиях жестокого дефицита удавалось сохранять достойный быт, принимать гостей, беседовать о литературе и музыке.

Столовая

В столовой отмечали Рождество и Пасху, ставили праздничную елку, праздновали именины детей и взрослых.

На стене над диваном висит картина В. Гринберга «Воздух времени», которую Ахматова называла апокалиптической, как время, в котором ей довелось жить.

В углу висит икона Казанской Богоматери. С ней связана весьма показательная история. Однажды Ирина, дочка Н. Пунина, заявила отцу, что образок нужно убрать. Так на девочку повлияла революционная пропаганда в школе. Пунин с иронией посоветовал школьнице не быть парткомом.

Комната Анны Ахматовой

Комната Анны Ахматовой

Центральной частью Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме является комната, в которую поэтесса переехала после тяжелого разрыва с мужем. После этого события Анна Андреевна перестала принимать участие в семейных обедах и ужинах.

В этой комнате находится двуспальная кровать, накрытая красным покрывалом. На покрывале – вышитая подушка.

Комната Анны Ахматовой

У стены – резной сундук работы итальянского мастера. Этот предмет интерьера Ахматовой подарила ее близкая подруга, танцовщица и актриса О. Судейкина. В сундуке поэтесса держала все свои бумаги – рукописи, дневники, письма и т.д.

Рядом с сундуком лежит чемодан, который Ахматова собиралась взять с собой, если ее придут арестовывать.

На стуле у стены сидит необычная кукла в венецианском одеянии. Эту вещицу, ставшую любимой игрушкой Ахматовой, выполнила О. Судейкина, отличающаяся великолепным художественным чутьем.

Комната Анны Ахматовой

В стоящем неподалеку от печки красном буфете – фарфоровая статуэтка работы Н. и Е. Данько. Художники изобразили Анну Ахматову с шалью на плечах, со знаменитым полуоборотом головы. Статуэтку Данько подарили поэтессе в 1924 г.

Ахматовой комната не нравилась, она говорила, что самое красивой в ее новом жилище – растущее за окном дерево. Возможно, такие впечатления связаны с тем, что в этой комнате Ахматова пережила самые тяжелые моменты своей жизни – два ареста Гумилева, арест бывшего мужа, постоянное ожидание собственного ареста.

«Белый зал»

«Белый зал»

Белый зал Музея Анны Ахматовой – помещение, которое в 18 в. называли Танцевальным залом. Здесь размещена интерактивная экспозиция, позволяющая гостям стать частью литературной вселенной великой поэтессы.

В зале размещено семь инсталляций, отражающих основные этапы творческого пути Ахматовой. Кроме того, здесь находятся ее рукописи, личные вещи, рисунки, фотоснимки и документы.

На специальных экранах появляется описание любого предмета, на который посетитель музея указывает рукой.

Как добраться:

Мемориальная квартира Анны Ахматовой -Экспозиции

Мемориальная квартира Анны Ахматовой -Экспозиции

Мемориальная квартира Анны Ахматовой

Лестница

Лестница – своего рода граница: рубеж между дворцовыми интерьерами прошедших эпох и ленинградской коммунальной квартирой середины ХХ века.

Перейти

Прихожая

Типичная прихожая квартиры петербургско-ленинградских интеллигентов: кафельная печь, вешалка, саквояжи, стойка для зонтиков…

Перейти

Кухня, коридор

В квартире, которая строилась для дочери графа Шереметева, кухня и коридор отводились для слуг. В советское время они стали местом обитания жильцов.
В 30-е годы кухня стала коммунальной.

Перейти

Кабинет Пунина

В этом кабинете в период союза с искусствоведом Николаем Пуниным Анна Ахматова работала над статьями о Пушкине, а также составляла «Труды и Дни» Николая Гумилева, собирая письма и воспоминания,  – «делала для его памяти все, что можно было».

Перейти

Столовая

Столовая (по цвету стен ее называли «розовой») в 1920-1930-х годах была центром всей квартиры. Здесь играли в шахматы, заводили патефон, принимали друзей. Под абажуром собирались жильцы и их гости.

Перейти

1940 год. Комната Анны Ахматовой

Об этой комнате сохранились разноречивые воспоминания современников. Одни описывают «развал и убожество», окружавшее здесь Ахматову. Для других эта комната была освещена «волшебным светом», наполнена красивыми вещами, оставшимися от прошлой жизни.

Перейти

1945 год. Комната Анны Ахматовой

В этой комнате Анна Ахматова поселилась после возвращения из ташкентской эвакуации.

Перейти

Белый зал

Литературная экспозиция музея называется «Белым залом» по аналогии с Белым залом Фонтанного дома  – одним из мест действия ахматовской «Поэмы без героя». Она предлагает заглянуть в иную реальность – реальность поэзии Анны Ахматовой, в пространство ее текста.

Перейти

Фонтанный дом — Википедия. Что такое Фонтанный дом

Фонтанный дом — один из дворцов графов Шереметевых в Петербурге, получивший своё название по реке Фонтанке, на берегу которой он стоит. До 1917 года Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей (графской) ветви рода Шереметевых. В настоящее время в главном здании дворца расположен Музей Музыки, включающий в себя отреставрированную анфиладу парадных залов второго этажа. В одном из флигелей расположен Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

История

В XVIII столетии

Участок земли по реке Фонтанке (Безымянный Ерик) был пожалован Петром I фельдмаршалу, графу Б. П. Шереметеву в 1712 году при условии строительства здесь «хоромного дворового строения». С этого времени на большом участке Шереметева, располагавшемся между сильно заболоченным берегом Фонтанки и линией нынешнего Литейного проспекта, началось возведение разнообразных, сначала деревянных, а потом каменных строений. В 1730-е на участке был вырыт большой пруд, грунт из которого пошел на подсыпку проезжей части Литейного проспекта, тогда же был построен новый каменный дом, выходивший на эту магистраль. Здесь на Фонтанке находилось загородное имение Шереметевым с садом, примыкавшим к Итальянскому дворцу. Городской дворец семьи в это время располагался на Стрелке Васильевского острова.

В конце 1730-х — начале 1740-х годов для сына Бориса Петровича Шереметева Петра на месте старых деревянных корпусов под руководством архитектора Г. Д. Дмитриева был построен новый одноэтажный дворец. В начале 1750-х годов по проекту С. И. Чевакинского и крепостного архитектора Ф. С. Аргунова это здание было надстроено вторым этажом. Двухэтажный дворец построен в стиле русского барокко. Здание стоит в глубине парадного двора, раскрытого в сторону реки. Центр главного фасада выделен пилястрами и мезонином, завершенным лучковым фронтоном. В поле фронтона помещен картуш с гербом Шереметевых. Боковые крылья здания завершены слегка выступающими ризалитами, украшенными пилястрами и увенчанными треугольными фронтонами. Первоначально по краю крыши была устроена деревянная балюстрада со статуями на тумбах. В центре здания располагалось высокое двухпролётное крыльцо. У подъезда в 1759 году были установлены на пьедесталах две деревянные позолоченные фигуры коней работы скульптора И.-Ф. Дункера.

После смерти жены и дочери граф Пётр Борисович переехал в Москву в 1768 году, но усадьба продолжала перестраиваться и во время отсутствия хозяев.

После смерти Петра Борисовича в 1788 году усадьба перешла к его сыну Николаю. Долгое время Николай Петрович проводил в Москве, однако в конце 1790-х годов он стал регулярно жить в столице. Для обновления интерьеров своего дворца он нанимал архитектора И. Е. Старова. В 1796 году граф поселился в Фонтанном доме. У Шереметевых здесь был свой крепостной театр, оркестр. После Старова помещения во дворце перестраивались Д. Кваренги и А. Н. Воронихиным. На территории усадьбы были построены Летний дом, Каретные сараи, Садовый павильон, перестраивались служебные флигели.

В XIX — начале XX века

После смерти Николая Петровича в 1809 года усадьба перешла его шестилетнему сыну Дмитрию Николаевичу. По инициативе императрицы Марии Фёдоровны над имуществом Шереметевых было учреждено опекунство по причине малолетства наследника. В 1811—1813 годах по проекту Х. Мейера на месте Оранжереи выходящей на Литейный проспект был построен Канцелярский флигель и примыкавший к нему Больничный флигель. В 1821 году архитектором Д. Квадри построен трёхэтажный с главным фасадом на Фонтанку Фонтанный флигель. Между ним и Больничным флигелем был построен Певческий флигель. Здесь были поселены хористы шереметевской капеллы, образованной из крепостного хора его отца.

В период службы Дмитрия Николаевича в Кавалергардском полку во дворце часто гостили его сослуживцы. Офицеры часто пользовались гостеприимством графа, в полку даже появилось выражение «жить на шереметевский счёт».

В 1830—1840-х годах во дворце работал архитектор И. Д. Корсини. По его проекту была сделана чугунная ограда с воротами (1838) на Фонтанку, украшенными гербом графов Шереметевых. Им были полностью перестроены дворцовые интерьеры, а в 1845 году построен Садовый флигель.

В Фонтанном доме устраивались музыкальные вечера, на которых выступали приглашенные композиторы Глинка, Берлиоз, Лист, певицы Виардо, Рубини, Бартенева.

В 1867 году ко дворцу по проекту Н. Л. Бенуа был пристроен Северный флигель.

После смерти графа Дмитрия Николаевича в 1871 году произошёл раздел имущества между его сыновьями Сергеем и Александром. Фонтанный дом достался Сергею Дмитриевичу. В 1874 году в имении Шереметевых работал архитектор А. К. Серебряков, построивший здесь новые пятиэтажные корпуса. В результате участок был поделён на две части. Со стороны Литейного проспекта были построены доходные дома (№ 51), парадная часть осталась со стороны Фонтанки (дом № 34). В начале XX века закончены работы по переустройству доходной части участка. Были уничтожены Садовые ворота, Грот, Эрмитаж, Оранжерея, Китайская беседка и другие садовые постройки.

В 1908 году Манеж и Конюшни перестроили в Театральный зал (ныне Драматический театр на Литейном). В 1914 году по проекту М. В. Красовского здесь были возведены двухэтажные торговые павильоны.

При графе С. Д. Шереметева в Фонтанном Доме, где был собран огромный семейный архив, развернулась деятельность нескольких исторических обществ, в том числе Общества любителей древней письменности, Русского генеалогического общества и др. После революции 1917 года последний владелец усадьбы граф Сергей Шереметев добровольно пошел на национализацию дворца.

После революции

После революции в доме был открыт Музей дворянского быта и быта крепостных XVIII—XX вв., затем вошедший в состав Историко-бытового Отдела Русского музея, и просуществовавший до 1931 года. Все это время его директором и хранителем был В. К. Станюкович. В основу фондов музея было положено частное собрание Шереметевых. Оно включало в себя картинную галерею, собрания скульптуры, оружия, предметы декоративно-прикладного искусств (бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома). Попытки музейщиков в 1920-е годы сохранить целостность коллекции потерпели поражение. Дворец разделил судьбу всех «дворянских гнезд». Он был отдан в ведение разных казенных учреждений, интерьеры уничтожены. Лишь небольшая часть предметов искусства попала в Эрмитаж, Русский музей, часть разрозненной библиотеки — в РНБ.

Несколько позже во дворце снова был размещён музей — на этот раз Музей Музыки. Коллекция музея состоит из уникальных музыкальных инструментов разных эпох и стран. Эта коллекция размещена на первом этаже дворца. После Перестройки проведена реставрация парадной анфилады второго этажа, которая также открыта для посещения (для этого следует приобрести в кассе музея отдельный, второй билет).

В рамках гражданской инициативы «Последний адрес» 22 марта 2015 года на доме установлены мемориальные знаки с именами востоковеда Николая Николаевича Пунина, арестованного 26 августа 1949 года и умершего 21 августа 1953 года в Минлаге, Коми АССР[1], и рабочего Генриха Яновича Каминского, арестованного 19 сентября 1941 года и умершего 3 ноября 1943 года в Тайшетлаге[1], реабилитированных «за отсутствием состава преступления».

Статус здания

Комплекс зданий Шереметевского дворца включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения на основании постановления Правительства РФ № 527 от 10 июля 2001 г.[2], согласно которому охране подлежат:

  1. Дворец Шереметевых, 1730-е — нач. 1740-х гг., 1746—1750 гг., арх. С. И. Чевакинский, 1795—1808 гг., арх. А. Н. Воронихин, арх. Д. Кваренги, арх. И. Е. Старов, 1837—1857 гг., воен. инж. И. Д. Корсини
  2. ограда с воротами, 1837—1838 гг., воен. инж. И. Д. Корсини
  3. павильоны (два), 1821—1824 гг., арх. Д. И. Квадри
  4. сад, 1730-е гг., кон. XVIII — нач. XIX вв., 1930-е гг.
  5. флигель галерейный, 1803 г., арх. Д.Кваренги, 1839 г., воен. инж. И. Д. Корсини
  6. флигель дворовый южный, 1828 г., арх. Д. И. Квадри
  7. флигель кухонный, 1864 г., арх. Н. Л. Бенуа
  8. флигель садовый южный, 1845 г., арх. И. Д. Корсини , 1911 г., 1914 г., арх. Красовский М. В. Здесь в сер. 1920-х — 1941 гг. и в 1944—1952 гг. жила поэт А. А. Ахматова
  9. фонтан (фундаменты), 1750-е гг., кон. XVIII в. (засыпаны)

Интерьеры

Интерьеры Шереметевского дворца
  • Домовая церковь Св. Варвары
  • Белый зал
  • Античный зал
  • Вестибюль
  • Парадная лестница
  • Лепной зал
  • Жёлтая гостиная
  • Этрусская гостиная
  • Оружейный зал
  • Поугольный зал (Спальня)
  • Белая гостиная

Интересные факты

Начиная с 1824 г. во дворце часто бывал художник О. А. Кипренский, друживший с Д. Н. Шереметевым и создавший по его заказу ряд портретов приятелей хозяина — офицеров-кавалергардов, часто гостивших во дворце (портрет самого Д. Н. Шереметева, поручика И. А. Анненкова, корнета С. П. Бутурлина (ныне в ГТГ), корнета кн. Н. П. Трубецкого (ГТГ) и ряд картин[3]. В конце мая — июне 1827 году в своей мастерской, расположенной во дворце (нынешнем Аванзале), он написал известный портрет А. С. Пушкина[4].

Примечания

Литература

  • Краско А. В. Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Дюди и события. — М.: Центрполиграф, 2009. — 443 с. ISBN 978-5-9524-4363-1
  • Усадьба графов Шереметевых «Фонтанный дом». — СПб.: ГБУК «СПб ГМТиМИ», 2012. — 304 с. ISBN 978-5-91461-021-7

См. также

Фонтанный дом — Википедия

Фонтанный дом — один из дворцов графов Шереметевых в Петербурге, получивший своё название по реке Фонтанке, на берегу которой он стоит. До 1917 года Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей (графской) ветви рода Шереметевых. В настоящее время в главном здании дворца расположен Музей Музыки, включающий в себя отреставрированную анфиладу парадных залов второго этажа. В одном из флигелей расположен Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

История

В XVIII столетии

Участок земли по реке Фонтанке (Безымянный Ерик) был пожалован Петром I фельдмаршалу, графу Б. П. Шереметеву в 1712 году при условии строительства здесь «хоромного дворового строения». С этого времени на большом участке Шереметева, располагавшемся между сильно заболоченным берегом Фонтанки и линией нынешнего Литейного проспекта, началось возведение разнообразных, сначала деревянных, а потом каменных строений. В 1730-е на участке был вырыт большой пруд, грунт из которого пошел на подсыпку проезжей части Литейного проспекта, тогда же был построен новый каменный дом, выходивший на эту магистраль. Здесь на Фонтанке находилось загородное имение Шереметевым с садом, примыкавшим к Итальянскому дворцу. Городской дворец семьи в это время располагался на Стрелке Васильевского острова.

В конце 1730-х — начале 1740-х годов для сына Бориса Петровича Шереметева Петра на месте старых деревянных корпусов под руководством архитектора Г. Д. Дмитриева был построен новый одноэтажный дворец. В начале 1750-х годов по проекту С. И. Чевакинского и крепостного архитектора Ф. С. Аргунова это здание было надстроено вторым этажом. Двухэтажный дворец построен в стиле русского барокко. Здание стоит в глубине парадного двора, раскрытого в сторону реки. Центр главного фасада выделен пилястрами и мезонином, завершенным лучковым фронтоном. В поле фронтона помещен картуш с гербом Шереметевых. Боковые крылья здания завершены слегка выступающими ризалитами, украшенными пилястрами и увенчанными треугольными фронтонами. Первоначально по краю крыши была устроена деревянная балюстрада со статуями на тумбах. В центре здания располагалось высокое двухпролётное крыльцо. У подъезда в 1759 году были установлены на пьедесталах две деревянные позолоченные фигуры коней работы скульптора И.-Ф. Дункера.

После смерти жены и дочери граф Пётр Борисович переехал в Москву в 1768 году, но усадьба продолжала перестраиваться и во время отсутствия хозяев.

После смерти Петра Борисовича в 1788 году усадьба перешла к его сыну Николаю. Долгое время Николай Петрович проводил в Москве, однако в конце 1790-х годов он стал регулярно жить в столице. Для обновления интерьеров своего дворца он нанимал архитектора И. Е. Старова. В 1796 году граф поселился в Фонтанном доме. У Шереметевых здесь был свой крепостной театр, оркестр. После Старова помещения во дворце перестраивались Д. Кваренги и А. Н. Воронихиным. На территории усадьбы были построены Летний дом, Каретные сараи, Садовый павильон, перестраивались служебные флигели.

В XIX — начале XX века

После смерти Николая Петровича в 1809 года усадьба перешла его шестилетнему сыну Дмитрию Николаевичу. По инициативе императрицы Марии Фёдоровны над имуществом Шереметевых было учреждено опекунство по причине малолетства наследника. В 1811—1813 годах по проекту Х. Мейера на месте Оранжереи выходящей на Литейный проспект был построен Канцелярский флигель и примыкавший к нему Больничный флигель. В 1821 году архитектором Д. Квадри построен трёхэтажный с главным фасадом на Фонтанку Фонтанный флигель. Между ним и Больничным флигелем был построен Певческий флигель. Здесь были поселены хористы шереметевской капеллы, образованной из крепостного хора его отца.

В период службы Дмитрия Николаевича в Кавалергардском полку во дворце часто гостили его сослуживцы. Офицеры часто пользовались гостеприимством графа, в полку даже появилось выражение «жить на шереметевский счёт».

В 1830—1840-х годах во дворце работал архитектор И. Д. Корсини. По его проекту была сделана чугунная ограда с воротами (1838) на Фонтанку, украшенными гербом графов Шереметевых. Им были полностью перестроены дворцовые интерьеры, а в 1845 году построен Садовый флигель.

В Фонтанном доме устраивались музыкальные вечера, на которых выступали приглашенные композиторы Глинка, Берлиоз, Лист, певицы Виардо, Рубини, Бартенева.

В 1867 году ко дворцу по проекту Н. Л. Бенуа был пристроен Северный флигель.

После смерти графа Дмитрия Николаевича в 1871 году произошёл раздел имущества между его сыновьями Сергеем и Александром. Фонтанный дом достался Сергею Дмитриевичу. В 1874 году в имении Шереметевых работал архитектор А. К. Серебряков, построивший здесь новые пятиэтажные корпуса. В результате участок был поделён на две части. Со стороны Литейного проспекта были построены доходные дома (№ 51), парадная часть осталась со стороны Фонтанки (дом № 34). В начале XX века закончены работы по переустройству доходной части участка. Были уничтожены Садовые ворота, Грот, Эрмитаж, Оранжерея, Китайская беседка и другие садовые постройки.

В 1908 году Манеж и Конюшни перестроили в Театральный зал (ныне Драматический театр на Литейном). В 1914 году по проекту М. В. Красовского здесь были возведены двухэтажные торговые павильоны.

При графе С. Д. Шереметева в Фонтанном Доме, где был собран огромный семейный архив, развернулась деятельность нескольких исторических обществ, в том числе Общества любителей древней письменности, Русского генеалогического общества и др. После революции 1917 года последний владелец усадьбы граф Сергей Шереметев добровольно пошел на национализацию дворца.

После революции

После революции в доме был открыт Музей дворянского быта и быта крепостных XVIII—XX вв., затем вошедший в состав Историко-бытового Отдела Русского музея, и просуществовавший до 1931 года. Все это время его директором и хранителем был В. К. Станюкович. В основу фондов музея было положено частное собрание Шереметевых. Оно включало в себя картинную галерею, собрания скульптуры, оружия, предметы декоративно-прикладного искусств (бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома). Попытки музейщиков в 1920-е годы сохранить целостность коллекции потерпели поражение. Дворец разделил судьбу всех «дворянских гнезд». Он был отдан в ведение разных казенных учреждений, интерьеры уничтожены. Лишь небольшая часть предметов искусства попала в Эрмитаж, Русский музей, часть разрозненной библиотеки — в РНБ.

Несколько позже во дворце снова был размещён музей — на этот раз Музей Музыки. Коллекция музея состоит из уникальных музыкальных инструментов разных эпох и стран. Эта коллекция размещена на первом этаже дворца. После Перестройки проведена реставрация парадной анфилады второго этажа, которая также открыта для посещения (для этого следует приобрести в кассе музея отдельный, второй билет).

В рамках гражданской инициативы «Последний адрес» 22 марта 2015 года на доме установлены мемориальные знаки с именами востоковеда Николая Николаевича Пунина, арестованного 26 августа 1949 года и умершего 21 августа 1953 года в Минлаге, Коми АССР[1], и рабочего Генриха Яновича Каминского, арестованного 19 сентября 1941 года и умершего 3 ноября 1943 года в Тайшетлаге[1], реабилитированных «за отсутствием состава преступления».

Статус здания

Комплекс зданий Шереметевского дворца включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения на основании постановления Правительства РФ № 527 от 10 июля 2001 г.[2], согласно которому охране подлежат:

  1. Дворец Шереметевых, 1730-е — нач. 1740-х гг., 1746—1750 гг., арх. С. И. Чевакинский, 1795—1808 гг., арх. А. Н. Воронихин, арх. Д. Кваренги, арх. И. Е. Старов, 1837—1857 гг., воен. инж. И. Д. Корсини
  2. ограда с воротами, 1837—1838 гг., воен. инж. И. Д. Корсини
  3. павильоны (два), 1821—1824 гг., арх. Д. И. Квадри
  4. сад, 1730-е гг., кон. XVIII — нач. XIX вв., 1930-е гг.
  5. флигель галерейный, 1803 г., арх. Д.Кваренги, 1839 г., воен. инж. И. Д. Корсини
  6. флигель дворовый южный, 1828 г., арх. Д. И. Квадри
  7. флигель кухонный, 1864 г., арх. Н. Л. Бенуа
  8. флигель садовый южный, 1845 г., арх. И. Д. Корсини , 1911 г., 1914 г., арх. Красовский М. В. Здесь в сер. 1920-х — 1941 гг. и в 1944—1952 гг. жила поэт А. А. Ахматова
  9. фонтан (фундаменты), 1750-е гг., кон. XVIII в. (засыпаны)

Интерьеры

Интерьеры Шереметевского дворца
  • Домовая церковь Св. Варвары
  • Белый зал
  • Античный зал
  • Вестибюль
  • Парадная лестница
  • Лепной зал
  • Жёлтая гостиная
  • Этрусская гостиная
  • Оружейный зал
  • Поугольный зал (Спальня)
  • Белая гостиная

Интересные факты

Начиная с 1824 г. во дворце часто бывал художник О. А. Кипренский, друживший с Д. Н. Шереметевым и создавший по его заказу ряд портретов приятелей хозяина — офицеров-кавалергардов, часто гостивших во дворце (портрет самого Д. Н. Шереметева, поручика И. А. Анненкова, корнета С. П. Бутурлина (ныне в ГТГ), корнета кн. Н. П. Трубецкого (ГТГ) и ряд картин[3]. В конце мая — июне 1827 году в своей мастерской, расположенной во дворце (нынешнем Аванзале), он написал известный портрет А. С. Пушкина[4].

Примечания

Литература

  • Краско А. В. Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Дюди и события. — М.: Центрполиграф, 2009. — 443 с. ISBN 978-5-9524-4363-1
  • Усадьба графов Шереметевых «Фонтанный дом». — СПб.: ГБУК «СПб ГМТиМИ», 2012. — 304 с. ISBN 978-5-91461-021-7

См. также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *