Мужская половина дома в древней греции – Квартал и жилище в городах Древней Греции эпохи эллинизма | Архитектура Древней Греции

Древняя Греция. Быт древних греков

Древняя Греция – родина философии, демократии, театра, Олимпийских игр, врачевания, точных наук. Огромен вклад античной Греции в мировую архитектуру, поэзию, скульптуру. Культура Древней Эллады развивалась тысячелетиями, её считают началом современной европейской цивилизации.

От времён расцвета древнегреческой культуры нас отделяют 2500 тыс лет. Но сила античного искусства, история и быт древних греков оказались вечными, заставляя современников познавать тайны греческой цивилизации.

Археологические раскопки дают нам представления о том как выглядели древнегреческие жилища и о жизни эллинов.

Быт древних греков был прост: дома строились из глины и из кирпича-сырца, поэтому они быстро ломались и также быстро восстанавливались. Дома были одноэтажные, глухой стеной выходили на улицу, а окна были обращены во двор, стёкол не было, только ставни. Внутри дом чётко разделялся на 2 половины —  мужскую и женскую. В центре дома располагался двор, предназначенный для отдыха домочадцев.

Самой красивой комнатой в доме была столовая, где древние эллины принимали гостей на симпосии (весёлые пирушки). Из мебели были столы-трапезья, сундуки для одежды, стулья и сиденья-апоклинтры для возлежания на симпосиях.

Улицы были кривые и такие узкие, что открывая дверь можно было ударить ей прохожего. Не было никакой планировки и дома лепили один к другому. В целом древнегреческие города были однообразны и походили один на другой.

Утром обычно мужчины уходили из дома, одни на работу в мастерской, другие на философские дебаты и возвращались домой к вечеру. Домом занималась женщина — готовила еду, воспитывала детей, шила одежду, ходила за колодезной водой.

Одежда была свободного покроя, как мужская так и женская состояла из туники и хитона (кусок материи скреплялся на плечах и подвязывался на талии). Обовью служили сандалии, их делали из кожи, реже из войлока. Известно, что греки любили яркие цвета.

Женщины применяли косметику: крема, румяна, помаду, тушь для ресниц. Крема делали из полезных растений, оливкового масла, молотых кофейных зёрен, мёда. Тушью для ресниц была сажа, румянами были красные ягоды, пудрой — белая глина. Для изготовления помады использовали совсем не полезные материалы, это красная глина, хна и что совсем невероятно — ржавчина.

Отсюда делаем вывод, что во все времена, женщина ради красоты, шла на любые испытания.

Кстати, мужчины тоже пользовались косметикой, в частности румянами, на волосы наносили маски (навозом животных боролись с плешью).

Еда древних греков была простой — оливки, сыр, вино, орехи, мёд, хлеб, рыба. Мясо ели по праздникам, чаще на столе присутствовали бобовые: горох, чечевица и разные специи (мята, ореган, лавр, чебрец). В приготовлении пищи применяли уксус и соль, десертом являлись сухофрукты, орехи залитые мёдом, кунжут с мёдом.

Браки в Древней Элладе закреплялись законом, разницей в возрасте было принято считать 13-15 лет. Девушку могли выдать замуж в 12 лет, для этого согласия от неё не требовалось. Никаких прав женщина не имела, от неё требовалось только рождение потомства и уход за мужем. Отец девушки с будущим мужем заключали договор, где описывалось состояние невесты и в случае развода всё возвращалось обратно. В канун свадьбы, родители невесты и жениха приносили жертву богам, обычно это была молодая корова, которую они приносили в храм Артемиды или в храм Афины. В свой дом жених должен был невесту занести на руках — древняя примета благополучия семейного счастья.

31.Жилища древней Греции пастадный и перистильный типы. Жилища Афин и Олинфа.

ПАСТАДНЫЙ ДОМ.В архаическую эпоху (VIII-VI вв. до н.э.) начинают строить дома, тип которых сохраняется и в последующее время. Это одно-, максимум двухэтажное, сооружение на фундаменте из каменных блоков и стенами, сложенными из сырцового кирпича. В этот период получает распространение пастадный тип дома. Во двор входили через небольшой коридор, часть которого со стороны улицы была расширена и образовывалапропилонс двумя или тремя колоннами. Вдоль передней стороны двора располагались хозяйственые помещения. Прямоугольный двор с трех сторон был окружен портиком, в который выходили двериандрона(мужского зала, где обычно устраивались симпосиумы),экседры(столовой для приема гостей),коитона(спальни хозяев),апотеки(кладовой) и других помещений. С четвертой стороны, напротив входа, был небольшой зал, открытый в сторону двора, который назывался

пастад. Он был обращен обычно на юг, хорошо обогревался солнцем зимой и давал тень летом. По обе стороны от пастада были две главные спальни для членов семьи (таламосиамфиталамос). За пастадом находились комнаты, отводимые хозяйке и детям. Эта половина дома называласьгинекеем. Перед домом обычно ставили какой-нибудь сакральный символ. Во дворе стоял алтарь Зевса — покровителя дома, а в пастаде — круглый жертвенник богини домашнего очага Гестии.

ПЕРИСТИЛЬНЫЙ ДОМ. Позже, в конце V — начале IV в. до н.э. пастадный тип дома сменяется перистильным. Это изменение выражалось в том, что появился второйперистиль, находящийся или впереди или сбоку от сохраняющегося пастадного двора. Этот новый двор получил названиеандронитиса(мужской части дома), так как служил местом пребывания мужчин, гостей и мужской прислуги. Он всегда богато украшался. По передней его части, со стороны улицы, размещались хозяйственные помещения. Пастадный двор был отдан в распоряжение хозяйки и получил название

гинеконитиса(женской части дома). Он дверью отделялся от первого перистиля и был центром семейной жизни. Здесь располагалисьоптанион(кухня),апотеки(кладовые), комнаты для рабов.

ОЛИНФ.Город-памятник представляет как бы единовременный срез жизни античного города IV в. до н.э. При строительстве городов с V. в. до н.э. использовалась гипподамова система. Здесь пастадный дом выглядел иногда по-другому — это небольшой открытый дворик с портиком по одной из сторон, в зависимости от рельефа местности прямоугольный или неправильной формы. Вокруг этого дворика располагалось несколько комнат, в которых обитала семья. Пол андрона выкладывался мозаикой. Приблизительно площадь типичного для этого времени дома составляет 17 х 17 м, площадь адрона — 4,5 х 4,5 м. Высота дома, если он имел второй этаж, могла доходить до 7 м. Кроме частных домов, принадлежавших отдельным хозяевам, были синойкии, своего рода общежития, комнаты в которых сдавали внаем.

А в Афинах было то, что описано до этого.

33. Происхождение древнегреческих агорв значительной мере еще остается невыясненным. Правда, общественные функции городских площадей в минойскую и микенскую эпохи выполняли дворы, расположенные на терри­тории дворцов, но торговые площади этого времени нам совсем неиз­вестны. В архаическую эпоху места для народных собраний находились па терри­тории акрополей и священных участков, тогда как торговля производи­лась на специальных рыночных агорах, возникавших за пределами акрополей, среди рядовых городских кварталов. Площадь как таковая в ото время не являлась самостоятельной архитектурной темой, и, видимо, ни один из архитекторов вплоть до второй половины V в. не получал заданий па строительство площадей. И тем не менее площади возникали, так как перед главными храмами нужно было оставлять свободную территорию, предназначенную для религиозных и гражданских собраний. Такие сво­бодные -территории, еще не имевшие геометрически правильных границ, были оставлены перед Стофутовым храмом в Афинском акрополе, перед храмом Зевса в Олимпии, у храмов С и D в Селинунте и, наконец, в са­мих Афинах, где Писистрат начал строительство площади общественного назначения. Однако эта площадь, как и все архаические агоры, не полу­чила упорядоченного плана, и лишь много лет спустя после нашествия персов Кимон дал распоряжение обсадить эту площадь платанами. Тем самым была сделана первая попытка придать афинской агоре архитектурно организованные контуры. Естественно, что главную роль в компо­зиции архаических агор играли самые храмы. Обычно они врезались в площадь углом, вследствие чего колоннады периптера воспринимались с тех наиболее выгодных зрительных позиций, откуда храм производил впечатление объемной формы. На стилобатах храмов во время широких народных собраний располага­лись зрители, наблюдавшие торжественные процессии или выступления политических ораторов, философов л поэтов. Позднее, в эпоху греческой классики, стали строить многоколонные гале­реи, предназначенные для торговли и общественной жизни городского на­селения. Эти галереи ограничивали площадь по меньшей мере с одной стороны и вносили в ее архитектуру элементы регулярности. Такой пере­ходной от архаики к классике площадью явилась уже упомянутая нами большая Афинская агора, планировочная диагональ которой удачно устремляется к северной стене акрополя. Геометрически правильная гипподамова планировка наложила свой отпе­чаток не только на улицу, по и па площадь. В условиях строгой уличной сети прямоугольная площадь казалась наиболее естественной. И вот начи­ная с середины V в. до н. э. в Милете, Мегалополе, Книде, Приене и дру­гих городах появляются прямоугольные агоры, обнесенные галереями по с одной, а со всех четырех сторон. Эти обстоятельства решительно изме­нили архитектуру агор. И если в ансамбле архаической агоры с ее периптеральными храмами, священными рощами л дымящимися алтарями преобладала живописность, то в архитектуре классической агоры решаю­щую роль играли отношения н пропорции простой геометрической компо­зиции. Достаточно представить себе Южную агору в Милете в ее перво­начальном виде, чтобы убедиться в этом. Громадные размеры этой заме­чательной площади, имеющей 166 м в длину, по-видимому, объяснялись характером торговли. Здесь, в южной части Милета, поблизости от глав­ной улицы, ведущей к городским воротам, по всей вероятности, происхо­дила торговля сеном, дровами н скотом, тогда как в портиках и лавках, окружавших Южную агору, продавались съестные припасы и другие негромоздкие товары. Свободная от каких бы то ни было статуй, скамей и прочих малых архитектурных форм вся площадь освещалась лучами яр­кого солнца и с любой точки воспринималась как простой прямоугольник, обрамленный колоннами. Тесно стоящие невысокие колонны четко выде­лялись своей белизной на фоне портиков, погруженных в глубокую тень, а красные черепичные крыши завершали эти колоннады и придавали си­луэту площади строгую горизонтальность. Можно полагать, что однород­ность в обработке фасадов площади не спи/кала общего впечатления, так как превосходные пропорции галерей дополнялись лаконичной и кон­трастной гаммой цветов на фоне вечно синего неба с бегущими белыми облаками. Приемы планировки площадей, выработанные в классическую эпоху, со-хранили жизнеспособность и в III — I вв. до н. э. Так, например, пергамский Нижний рынок напоминал своими прямо­угольными очертаниями Южную агору Милета; почти аналогична ей и агора в Магнесии на Меандре, однако с той только разницей, что внутри этой площади стоял миниатюрный храм (Зевса Сосиполия). Появление храмов на рыночной площади, совершившееся в эллинисти­ческую эпоху, было чрезвычайно важным событием, ибо, как мы увидим ниже, храм, поставленный в глубине растянутой площади, превратится в решающую силу ансамбля всех ранних форумов Рима. В эллинистических малоазиатских городах рыночные храмы были не единичным явлением. II если в Магнесии на Меандре храм Зевса стоит перпендикулярно глав­ной осп площади, то на Верхнем рынке Пергама он ориентирован так же, как н у римлян, т. е. вдоль площади. В этом отношении особенно инте­ресна исторически формировавшаяся агора Ассоса. Вполне допустимо, что площадка агоры (образованная вырубкой в скале, а отчасти подсыпкой, укрепленной подпорными стенами) относится к эллинистической эпохе, а если это соответствует действительности, то агора Ассоса с ее характер­ными для эллинистической эпохи двухэтажными галереями и храмом, поставленным па продольной осп, превращается в связующее звено между греческими н римскими площадями.

Дом жилой Древней Греции — это… Что такое Дом жилой Древней Греции?


Дом жилой Древней Греции
   Для греческого традиционного жилого дома характерна замкнутость все помещения обращены к внутреннему дворику. Это так называемый пастадный тип. Жилые комнаты располагаются с одной (северной) стороны. Пастада — (крытый проход) была открыта в сторону двора и имела перекрытие, поддерживаемое деревянными опорами. Двор был своеобразным световым колодцем, через который освещались все помещения. Если в доме был второй этаж, то там устраивали небольшие окна. Дом делился на мужскую и женскую половины. Главным помещением была мужская комната — андрон, предназначенная для приема гостей и для пиров — симпосиев. Другим важным центром была комната с очагом — средоточие домашней жизни (ойкос). С ней сообщалась ванная комната (ванна в виде керамического кресла была заглублена в землю) с духовым отоплением горячий воздух из топки проходил под полом по трубам (гипокаустам). Тут же находились кладовые, мастерские. Спальни и женские комнаты (гинекей) размещались, по возможности, на втором этаже. Помимо отопления, дом имел канализацию и водопровод. Дальнейшее развитие греческого дома сохраняет планировочный принцип — помещения по-прежнему группируются вокруг открытого дворика, но пастада заменяется перистилем. Колоннада окружает двор со всех сторон. В центре двора находился плоский бассейн, в который с крыш стекала вода. Возле бассейна были глубокие закрытые цистерны для хранения запасов воды. Новый тип дома нарушил обычно обособленный характер греческого жилища, — со стороны улицы в домах стали устраивать магазины и лавки, даже сдавали их внаем.

   (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Словарь Архитектурных терминов.. EdwART. 2011.

  • Дом жилой Древнего Рима
  • Дом ночлега

Смотреть что такое «Дом жилой Древней Греции» в других словарях:

  • Вазопись Древней Греции — Амфора …   Википедия

  • Греция — I Греция         Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё… …   Большая советская энциклопедия

  • Ипотека — (Mortgage) Определение ипотеки, возникновение и регулирование ипотеки Информация об определении ипотеки, возникновение и регулирование ипотеки Содержание Содержание Основания возникновения ипотечного кредита и ее регулирование Ипотека в силу… …   Энциклопедия инвестора

  • Поварская улица — Москва Поварская улица, вид в …   Википедия

  • Узбекская Советская Социалистическая Республика — (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси)         Узбекистан.          I. Общие сведения          Узбекская ССР образована 27 октября 1924. Расположена в центральной и северной частях Средней Азии. Граничит на С. и С. З. с Казахской ССР, на Ю.… …   Большая советская энциклопедия

  • Вазописец — Амфора билингва вазописца Андокида. Геракл и Афина. ок. 520 г. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен Древнегреческая вазопись понятие, применяемое для нанесённой с помощью обжигаемых красок росписи на древнегреческой керамике.… …   Википедия

  • Греческая вазопись — Амфора билингва вазописца Андокида. Геракл и Афина. ок. 520 г. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен Древнегреческая вазопись понятие, применяемое для нанесённой с помощью обжигаемых красок росписи на древнегреческой керамике.… …   Википедия

  • Древнегреческая вазопись — Амфора билингва вазописца Андокида. Геракл и Афина. ок. 520 г. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен Древнегреческая вазопись понятие, применяемое для нанесённой с помощью обжигаемых красок росписи на древнегреческой керамике.… …   Википедия

  • История архитектуры — Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права. Её содержимое, вероятно, скопировано с http://nestudent.ru/show.php?id=80519 p=4 практически без изменений. Пожалуйста, проверьте …   Википедия

  • Архитектура —         (лат. architectura, от греч. architeckton зодчий, строитель), зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры здания, ансамбли, а также… …   Художественная энциклопедия

Жилища древней Греции пастадный и перистильный типы. Жилища Афин и Олинфа.


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 16Следующая ⇒

ПАСТАДНЫЙ ДОМ. В архаическую эпоху (VIII-VI вв. до н.э.) начинают строить дома, тип которых сохраняется и в последующее время. Это одно-, максимум двухэтажное, сооружение на фундаменте из каменных блоков и стенами, сложенными из сырцового кирпича. В этот период получает распространение пастадный тип дома. Во двор входили через небольшой коридор, часть которого со стороны улицы была расширена и образовывала пропилон с двумя или тремя колоннами. Вдоль передней стороны двора располагались хозяйственые помещения. Прямоугольный двор с трех сторон был окружен портиком, в который выходили двери андрона (мужского зала, где обычно устраивались симпосиумы), экседры (столовой для приема гостей), коитона (спальни хозяев), апотеки (кладовой) и других помещений. С четвертой стороны, напротив входа, был небольшой зал, открытый в сторону двора, который назывался пастад. Он был обращен обычно на юг, хорошо обогревался солнцем зимой и давал тень летом. По обе стороны от пастада были две главные спальни для членов семьи (таламос и амфиталамос). За пастадом находились комнаты, отводимые хозяйке и детям. Эта половина дома называлась гинекеем. Перед домом обычно ставили какой-нибудь сакральный символ. Во дворе стоял алтарь Зевса — покровителя дома, а в пастаде — круглый жертвенник богини домашнего очага Гестии.

ПЕРИСТИЛЬНЫЙ ДОМ. Позже, в конце V — начале IV в. до н.э. пастадный тип дома сменяется перистильным. Это изменение выражалось в том, что появился второй перистиль, находящийся или впереди или сбоку от сохраняющегося пастадного двора. Этот новый двор получил название андронитиса (мужской части дома), так как служил местом пребывания мужчин, гостей и мужской прислуги. Он всегда богато украшался. По передней его части, со стороны улицы, размещались хозяйственные помещения. Пастадный двор был отдан в распоряжение хозяйки и получил название гинеконитиса (женской части дома). Он дверью отделялся от первого перистиля и был центром семейной жизни. Здесь располагались оптанион (кухня), апотеки (кладовые), комнаты для рабов.

ОЛИНФ. Город-памятник представляет как бы единовременный срез жизни античного города IV в. до н.э. При строительстве городов с V. в. до н.э. использовалась гипподамова система. Здесь пастадный дом выглядел иногда по-другому — это небольшой открытый дворик с портиком по одной из сторон, в зависимости от рельефа местности прямоугольный или неправильной формы. Вокруг этого дворика располагалось несколько комнат, в которых обитала семья. Пол андрона выкладывался мозаикой. Приблизительно площадь типичного для этого времени дома составляет 17 х 17 м, площадь адрона — 4,5 х 4,5 м. Высота дома, если он имел второй этаж, могла доходить до 7 м. Кроме частных домов, принадлежавших отдельным хозяевам, были синойкии, своего рода общежития, комнаты в которых сдавали внаем.

А в Афинах было то, что описано до этого.

 

 

33. Происхождение древнегреческих агор в значительной мере еще остается невыясненным. Правда, общественные функции городских площадей в минойскую и микенскую эпохи выполняли дворы, расположенные на терри­тории дворцов, но торговые площади этого времени нам совсем неиз­вестны. В архаическую эпоху места для народных собраний находились па терри­тории акрополей и священных участков, тогда как торговля производи­лась на специальных рыночных агорах, возникавших за пределами акрополей, среди рядовых городских кварталов. Площадь как таковая в ото время не являлась самостоятельной архитектурной темой, и, видимо, ни один из архитекторов вплоть до второй половины V в. не получал заданий па строительство площадей. И тем не менее площади возникали, так как перед главными храмами нужно было оставлять свободную территорию, предназначенную для религиозных и гражданских собраний. Такие сво­бодные -территории, еще не имевшие геометрически правильных границ, были оставлены перед Стофутовым храмом в Афинском акрополе, перед храмом Зевса в Олимпии, у храмов С и D в Селинунте и, наконец, в са­мих Афинах, где Писистрат начал строительство площади общественного назначения. Однако эта площадь, как и все архаические агоры, не полу­чила упорядоченного плана, и лишь много лет спустя после нашествия персов Кимон дал распоряжение обсадить эту площадь платанами. Тем самым была сделана первая попытка придать афинской агоре архитектурно организованные контуры. Естественно, что главную роль в компо­зиции архаических агор играли самые храмы. Обычно они врезались в площадь углом, вследствие чего колоннады периптера воспринимались с тех наиболее выгодных зрительных позиций, откуда храм производил впечатление объемной формы. На стилобатах храмов во время широких народных собраний располага­лись зрители, наблюдавшие торжественные процессии или выступления политических ораторов, философов л поэтов. Позднее, в эпоху греческой классики, стали строить многоколонные гале­реи, предназначенные для торговли и общественной жизни городского на­селения. Эти галереи ограничивали площадь по меньшей мере с одной стороны и вносили в ее архитектуру элементы регулярности. Такой пере­ходной от архаики к классике площадью явилась уже упомянутая нами большая Афинская агора, планировочная диагональ которой удачно устремляется к северной стене акрополя. Геометрически правильная гипподамова планировка наложила свой отпе­чаток не только на улицу, по и па площадь. В условиях строгой уличной сети прямоугольная площадь казалась наиболее естественной. И вот начи­ная с середины V в. до н. э. в Милете, Мегалополе, Книде, Приене и дру­гих городах появляются прямоугольные агоры, обнесенные галереями по с одной, а со всех четырех сторон. Эти обстоятельства решительно изме­нили архитектуру агор. И если в ансамбле архаической агоры с ее периптеральными храмами, священными рощами л дымящимися алтарями преобладала живописность, то в архитектуре классической агоры решаю­щую роль играли отношения н пропорции простой геометрической компо­зиции. Достаточно представить себе Южную агору в Милете в ее перво­начальном виде, чтобы убедиться в этом. Громадные размеры этой заме­чательной площади, имеющей 166 м в длину, по-видимому, объяснялись характером торговли. Здесь, в южной части Милета, поблизости от глав­ной улицы, ведущей к городским воротам, по всей вероятности, происхо­дила торговля сеном, дровами н скотом, тогда как в портиках и лавках, окружавших Южную агору, продавались съестные припасы и другие негромоздкие товары. Свободная от каких бы то ни было статуй, скамей и прочих малых архитектурных форм вся площадь освещалась лучами яр­кого солнца и с любой точки воспринималась как простой прямоугольник, обрамленный колоннами. Тесно стоящие невысокие колонны четко выде­лялись своей белизной на фоне портиков, погруженных в глубокую тень, а красные черепичные крыши завершали эти колоннады и придавали си­луэту площади строгую горизонтальность. Можно полагать, что однород­ность в обработке фасадов площади не спи/кала общего впечатления, так как превосходные пропорции галерей дополнялись лаконичной и кон­трастной гаммой цветов на фоне вечно синего неба с бегущими белыми облаками. Приемы планировки площадей, выработанные в классическую эпоху, со-хранили жизнеспособность и в III — I вв. до н. э. Так, например, пергамский Нижний рынок напоминал своими прямо­угольными очертаниями Южную агору Милета; почти аналогична ей и агора в Магнесии на Меандре, однако с той только разницей, что внутри этой площади стоял миниатюрный храм (Зевса Сосиполия). Появление храмов на рыночной площади, совершившееся в эллинисти­ческую эпоху, было чрезвычайно важным событием, ибо, как мы увидим ниже, храм, поставленный в глубине растянутой площади, превратится в решающую силу ансамбля всех ранних форумов Рима. В эллинистических малоазиатских городах рыночные храмы были не единичным явлением. II если в Магнесии на Меандре храм Зевса стоит перпендикулярно глав­ной осп площади, то на Верхнем рынке Пергама он ориентирован так же, как н у римлян, т. е. вдоль площади. В этом отношении особенно инте­ресна исторически формировавшаяся агора Ассоса. Вполне допустимо, что площадка агоры (образованная вырубкой в скале, а отчасти подсыпкой, укрепленной подпорными стенами) относится к эллинистической эпохе, а если это соответствует действительности, то агора Ассоса с ее характер­ными для эллинистической эпохи двухэтажными галереями и храмом, поставленным па продольной осп, превращается в связующее звено между греческими н римскими площадями.

 




Глава V. Быт древнего грека.

5.1 Дома и мебель древних греков. Дворцы.

Если бы мы оказались на улице древнегреческого города, то удивились бы, насколько она отличается от привычных нам городских улиц. На улицу не выходило ни одного окна — только гладкие стены одно- и двухэтажных домов с дверьми. В центре дома находился открытый дворик.

Дом строго делился на две половины: мужскую и женскую. Обе части занимали продолговатый четырехугольник. Через ворота переднего двора или, где двора не было, прямо с улицы входили в прихожую или некрытый широкий проход, по обеим сторонам которого были расположены покои, служившие для различных хозяйственных нужд, и помещение привратника. Этот проход вел в четырехугольный некрытый зал, обнесенный крытым портиком. Это был главный покой мужской половины дома. Посередине стоял алтарь, посвященный Зевсу-домохранителю. С боков к нему примыкали жилые покои мужчин. Каждый из них имел дверь, выходившую в зал, и соединялся с соседними покоями внутренними дверями20.

Расположенный прямо напротив главного входа коридор вел в женскую половину дома. Она также состояла из большого зала с колоннами и боковых покоев для жилья. За женской половиной находились залы, а за ними — помещения для прислуги, выходившие на улицу позади дома (или, может быть, в садик, если он был), так что, заперев внутреннее сообщение, можно было отделить женское помещение от мужского, не мешая прислуге. На женскую половину в доме нельзя было приникнуть чужому. Женщины проводили здесь большую часть времени, занимались хозяйством, пряли , вышивали, развлекали своих друзей.

Если дом был двухэтажный, то в верхний этаж вела лестница, очень часто прямо с улицы. Верхний этаж строился из тонких досок и был разделен на комнаты, которые служили помещениями для рабов. Если в доме не было особых гостевых комнат, эти помещения служили спальнями для гостей. Только верхний этаж освещался окнами, в нижний этаж свет проникал через двери. Стены покрашены однотонной краской, увешаны яркими ковриками и рисунками, сделанными женщинами из этого дома. Комнату обогревали горящим древесным углем.

В домах древних и греков укладывались кипарисовые ветки как по причине их приятного запаха, так и благодаря их успокаивающим и дезинфицирующим свойствам.

Мебель: у греков были кресла, стулья и табуреты. Богато отделанные стулья с украшениями, иногда со спинкой, изваянной в виде животного, назывались тронос и клисмос. Формой своей они походили на древневосточные троны и почетные кресла. К креслам и стульям, иногда довольно высоким, обычно приставляли ножные скамейки, сделанные в том же стиле, что и само сиденье. Столами (которые обычно были круглыми) пользовались только для обеда. Даже писали лежа: если на восковых табличках, то придерживая их левой рукой и прижимая к левому боку, а если на папирусе, то положив его на бедро. Ножкам столов часто придавали форму ноги какого-нибудь животного. Особенно богатым орнаментом отличались медные столы, вошедшие в моду в позднее время21. Греческие обеденные столы были малы и низки: они предназначались только для одной персоны и были не выше ложа, перед которым ставились. Восточный обычай лежания вместо сидения изгнал постепенно стулья и всякого рода сиденья из мужской половины греческих домов на женскую и заменил их в первой диванами или мягкими ложами (женщины и дети сидели, но не ложились). Ложа эти состояли из станка (деревянного или бронзового) на четырех ножках, сделанного в виде рамы, переплетенной тесьмой, и тюфяка с подушками и покрывалами. Отделка лож была особенно красива: их украшали фигурами из золота, серебра, слоновой кости, янтаря и цветною дерева. Подушки были круглые (для головы) и четырехугольные (их клали за спину и облокачивались на них левым локтем). Наволочки для них делали из узорчатых материй. На ложах расстилали пестрые ковры, края которых обшивали бахромой. Кровати (по-гречески краббатос, отсюда русское слово «кровать») были устроены подобным же образом. Вместо шкафов, которые появились, вероятно, не ранее римского времени, у греков были сундуки или лари различной величины, В некоторые из них можно было спрятать двух человек. Большие сундуки, в которых хранили платье и другие ценные вещи, закрывались крепкими крышками. Вместо запирания на замок сундуки запечатывали или завязывали узлом, который трудно было распутать.

Дома богачей были большего размера, наряднее и богаче. Полы покрывала мозаика, стены украшала роспись. Богатые люди имели красивую посуду из золота и серебра22.

Дворцы. В царских жилищах времен Гомера скорее всего только одна часть была каменная: покои, где спали сам царь и члены его семьи. Таким было помещение, выстроенное Улиссом (в греческой мифологии — царь острова Итака, один из предводителей ахейцев в Троянской войне).вокруг ствола дикой оливы, служившего подножием его постели; такими были шестьдесят два помещения, предназначенные для сыновей и дочерей Приама в большом дворце в Трое; такое же, наконец, и жилище богини Цирцеи. Эти небольшие по размерам и построенные из камня комнаты окружались обычно деревянными постройками. Все же большие помещения, где собирались вместе для еды и питья, сооружались из бревен и досок, как и те кладовые, где хранились запасы провизии, одежда и оружие, а также помещения для рабов. Полом была утоптанная земля. Стены и потолки комнат, двери, наличники и иногда даже пороги у дверей делались из сосны, дуба, ясеня или оливкового дерева. Посредством полировки или, быть может, с помощью лака столяры придавали видимым поверхностям бревен и досок некоторый глянец. Все эти деревянные части быстро теряли свой цвет и темнели от дыма очага, а в особенности от чада, исходившего от жира, стекавшего с шипением на раскаленные угли при жарке мяса, а также от копоти при горении смолистого дерева, зажигавшегося при наступлении ночи на металлическом кружке для освещения жилища. Везде оседала эта сажа, которая в доме Улисса попортила оружие, развешанное по стенам.

 Действительно, в помещениях не было ни печей, ни каминов, огонь разводили посередине помещения или около стены, и дым выходил или через дверь, или в щели стен и крыши. Некоторые места у Гомера, по-видимому, указывают на знакомство греков с украшениями из металла, слоновой кости или цветной обожженной глины, применявшимися уже с давних пор на Востоке для убранства потолков, стен и иногда даже дверных порогов. Но все эти места касаются только зданий, построенных богами, или еще дворца Алкиноя на волшебном острове Схерия23.

Быт древних греков

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с бытом древних греков.
  2. Способствовать более яркому восприятию материальной культуры, условий жизни, быта и труда древних греков, акцентируя внимание обучающихся на таких деталях как: утварь, одежда, жилище.

Учебное оборудование: карта “Древняя Греция в V в. до н.э.”, ПК, мультимедиапроектор, магнитофон.

Ход урока

Презентация

I. Организационный момент.

II. Переход к изучению новой темы.

Рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией иллюстраций на экран через мультимедиапроектор.

Греция! Что влечёт туристов в эту горную страну? Её древняя история, её великое искусство. На высоком холме, ночью подсвеченном прожекторами, сияет над Афинами беломраморное чудо.

(рис 1).

(рис 2)

Откройте стр. 170 учебника на иллюстрации вы видите

ПАРФЕНОН — главный храм города — крепости Акрополя. Его разрушали землетрясения и войны, его грабили жадные руки и всё равно ПАРФЕНОН великолепен. Удивительно стройны, изящны и величавы его колонны. Смотришь на них, и чудится: слышишь музыку.

(Фонограмма запись “Сертаки”).

На странице 171 учебника вы видите праздничное шествие на Акрополь. Рисунок нашего времени. На экране руины Афинского акрополя, находящиеся над остальным городом на высоте 70 метров. (Парфенон (справа) и Эрехтейон (слева)). Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике на странице 172.Вы видите Эрехтейон. Храм посвящён Афине, Посейдону и мифическому афинскому царю Эрехтею. Вид в наши дни.

(рис 3)

Каждый день из каменоломен, откуда брали мрамор для ПАРФЕНОНА, грузовики привозят и рассыпают по Акрополю кусочки мрамора. Туристы подбирают их как драгоценные сувениры.

Откройте страницу 177 учебника обратите внимание на здание греческого театра. Вид в наши дни. И обратите внимание на экран.

У подножия Акрополя – древний театр,

(рис 4)

круглый как стадион, с каменными скамейками, купившему билет, выдавалась подушка. Вместо потолка – ночное, звёздное небо, но до зрителя доносилось каждое слово актёра. Так древние греки умели строить.

С уважением и благодарностью вспоминаем мы Древнюю Грецию в дни Олимпийских игр

(рис 5).

Изображение на экране дополняют рисунки учебника страница 150 и 151

В какой бы стране не проводились современные Олимпийские игры, честь возглавить парад знаменосцев предоставляется делегации с бело-голубым греческим флагом. Огонь, который вспыхивает в чаше стадиона - огонь-путешественник. Его пылающий факел проносят лучшие спортсмены-бегуны. А зажигают его от солнечного луча на развалинах города Олимпии гречанка в старинной белой одежде. Здесь более двух с половиной тысяч лет тому назад были проведены первые Олимпийские игры – праздник мира, мужества и красоты.

Вопрос к классу: Датируйте первые Олимпийские игры

(рис. 6)

Чтобы лучше узнать историю Древней Греции мы с вами тоже отправимся в путешествие в эту сказочную удивительную страну.

Работа с классом по карте

Откройте страницу 111 учебника перед нами карта Древняя Греция

(рис. 7)

Вопросы классу:

1. На каком полуострове находится Древняя Греция?

2. Из скольких частей она состоит?

3. Назовите их и покажите на карте?

4. Какие моря омывают Древнюю Грецию?

III. Изучение новой темы.

ПЛАН:

1. Античное жилище древних греков.

а) внешний вид;

б) планировка;

в) интерьер.

2. Мода в античную эпоху.

3. Трапеза греков.

На доске: тема урока, новые слова: АНДРОН, ГИНЕКЕЙ, СИМПОСИИ, КЛИНЕ, КАНДЕЛЯБРЫ, АМФОРЫ, ХИТОН, ГИМАТИЙ, ХЛАМИДА, ПИФОС, КРАТЕР, ОЙНОХОИ, КИАФ, ПОТЭРЫ, ЭНДРОМИДЫ, КРЕПИДЫ.

В ходе изложения нового материала учащиеся выполняют задания творческого характера по карточкам индивидуально:

I вариант

— Закончи предложения

Особенности планировки античного греческого дома:

  1. Фасад дома не являлся предметом …(Б)
  2. Климат помогал располагать помещения под …(Д)
  3. Все помещения были …(А)
  4. Передняя половина дома была обычно …(В), а задняя …(Е)
  5. Внутренняя сосредоточенность всех помещений дома позволяла говорить о …(Г)

Варианты ответов:

а) небольших размеров

б) забот греков

в) мужская,

г) рациональности планировки

д) открытым небом

е) женская

II вариант

— Подчеркни предложения соответствующие действительности КРАСНОЙ ЛИНИЕЙ, а не соответствующие действительности СИНЕЙ.

  1. Греки заботились о внешней красоте дома.
  2. Климат не позволял располагать помещения под открытым небом.
  3. Все помещения были небольших размеров
  4. Передняя половина дома была женской, а задняя мужской.
  5. Внутренняя сосредоточенность всех помещений дома позволяет говорить о рациональности планировки.

1. Рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией иллюстраций.

Представьте себе, что мы находимся в древнегреческом городе на одной из его улиц. Что мы видим? Улицы кривые, пыльные, замусоренные. Они не замощены и не имеют тротуаров. Большинство улиц столь узкие, что по ним лишь с трудом могла проехать одна повозка. Они извивались между глухими стенами домов с запертыми калитками. Дома обычно строились в один, два этажа. Вторые этажи и балконы в этих домах выступали над первыми. Строились дома из сырцового кирпича и булыжника. Античное жилище было особым замкнутым мирком, отгороженным от внешнего мира. Все помещения были обращены лицом к внутреннему дворику, а на улицу они выходили глухой стеной. Окон было не много, и они имели вид узких щелей, стёкол в них не было, и прикрывались они ставнями. Таким образом, вся жизнь античного дома была скрыта от посторонних. Вторая особенность греческого жилища, состояла в его расположении по отношению к солнцу, к источнику естественного тепла и света. Южная часть дома была обычно одноэтажной, а северная – двухэтажной. Таким образом, летом дом был защищён от палящих лучей солнца, а зимой, когда солнце ниже, лучи глубоко проникали в глубь жилища т.к. печей не было, и зимою греки спасались от холода переносными жаровнями.

Давайте заглянем в один из греческих домов.

(рис 8)

Типичный греческий дом строился из сырцового кирпича или камня, стены домов обычно облицовывались штукатуркой и окрашивались. Входные двери имели замки, которые были довольно больших размеров. Дом имел посредине внутренний дворик, куда открывались двери комнат. Через эти двери дом освещался и проветривался. Окон комнаты первого этажа не имели. Это помогало сохранить в доме жарким днём прохладу, но придавало улице мрачный вид. Во дворике стоял алтарь, где молились члены семьи и иногда был разбит небольшой сад. Водопровода не было, и поэтому воду рабы приносили из колодца.

Греческий дом делился на две части: АНДРОН - помещение для мужчин и ГИНЕКЕЙ- помещение для женщин, где они проводили почти всё своё время, располагался на втором этаже. Здесь же размещались и спальни. Комнаты были очень скромно обставлены, за исключением столовой, где мужчины принимали гостей и устраивались пиры – СИМПОСИИ. Обстановка в греческих домах была простой и удобной. Кресла и стулья были различных типов, с изогнутыми спинками и перемычкой, табуреты с вогнутыми ножками и складные. На СИМПОСИИ – праздничном ужине, пиршестве устраивавшимся для мужчин, гости лежали на ложах – КЛИНЕ (они были без спинки, с невысоким изголовьем, или со спинкой как у дивана, украшались скульптурой) и наслаждались изысканной пищей.

(рис. 9)

Рабы подавали им кушанья, а танцоры, музыканты и акробаты развлекали их. Столы – ТРАПЕЗИДЫ, предназначались только для того, чтобы ставить на них посуду. Они были ниже, чем наши столы и стоили очень дорого. Для хранения утвари и одежды в Греции использовались лари и сундуки, а вот шкафы были редкостью. В домах были светильники - КАНДЕЛЯБРЫ, самой разной формы: в виде масок, человеческой головы, ног в сандалиях. Обычно их делали из глины, ставили на высокие бронзовые подставки. Горючим для светильников было оливковое масло. Посуда в основном, была глиняной и бронзовой (самовары, котелки, вёдра, кастрюли, сковороды). Позже стали использовать серебряную и стеклянную посуду. Для хранения вина и оливкового масла применялись большие двуручные остродонные сосуды – АМФОРЫ. Горлышко замазывалось смолой. Самый крупный сосуд – ПИФОС – большая глиняная бочка с плоским или заострённым дном. В пифосах держали вино и масло фиги, соления. Сосуд для смешивания вина с водой назывался КРАТЕР. Это выпуклая ваза с широким горлом, двумя ручками и подножкой. К нему полагались ОЙНОХОИ (кружки с одной ручкой и носиком для разливания напитка) и КИАФ – ковш с высокой ручкой. Особенным разнообразием отличались ПОТЭРЫ – сосуды для питья. ФИАЛЫ, СКИФОСЫ, КИЛИКИ, КАНФАРЫ и, наконец, РИТОНЫ.

Виды сосудов:

1 – амфора; 2 – гидрия; 3 – ойнохоя; 4 – пелика; 5 – арибал; 6 – киаф;

7 – кратер; 8 – лекиф; 9 – килик.

(рис. 10)

На странице 164 учебника вы также видите изображение амфоры и на странице 166 Пифос – глиняная бочка для хранения зерна.

И так мы познакомились с внешним видом, планировкой, интерьером античного греческого жилища.

Вопрос для учащихся: Что поразило, удивило вас в доме грека по сравнению с вашим домом?

2. В процессе изучения внешнего вида древних греков учащиеся заполняют таблицу.

Страна Нижняя одежда Верхняя одежда Головные уборы Обувь
Древняя Греция Хитон Гиматион, хламида, пеплос. шляпа Крепиды, сандалии, эндромиды

А также выполняют задание:

Укажите термины, соответствующие следующим определениям:

  1. Женская одежда греков, состоявшая из прямоугольного куска ткани жёлтого, голубого или фиолетового цвета с поясом. (Б)
  2. Верхняя одежда у греков; представляла собой отрез ткани, которым оборачивали тело, скрепляя её пряжкой на правом предплечье или же под шеей. (В)
  3. Накидка у греков, которую использовали как плащ: женщины надевали на пеплос или хитон, а мужчины на голое тело или хитон. (Г)
  4. Женская и мужская нижняя одежда, тип рубахи из шерсти или льна. Он перепоясывался в талии и имел рукава или рукавные прорехи. (А)

А) Хитон;

Б) Пеплос;

В) Хламида;

Г) Гематий.

Рассказ учителя:

Афинская толпа представляла собой чрезвычайно красочную картину. Одежда греков была драпированной, в основном шерстяной. Кроме шерсти греки вырабатывали льняные ткани, а хлопчатобумажные и шелка привозили из стран Востока. Одежда была яркой и разноцветной, особенно у молодых людей – пурпурной, красной, зелёной и синей. Жёлтого цвета мужчины не признавали, он считался приличным только для женщин. Но белый цвет считался самым красивым и нарядным. Белые одежды отделывали яркой цветной каймой.

Мужская одежда.

(рис. 11)

Основной частью мужской одежды был ХИТОН. Его надевали прямо на тело. Это кусок ткани с отверстиями для рук. Верхние концы скреплялись на плече пряжкой. Длина хитона была различной в разные периоды. Первоначально его носили очень длинным, позднее стали подбирать пояском так, что он доходил только до колен. Иногда к хитону приделывались рукава. Хитоны для рабов, слуг, ремесленников и воинов имели только одно отверстие, для левой руки, а правое плечо оставалось обнаженным.

(рис. 12)

Поверх хитона набрасывали ГИМАТИЙ – нечто вроде плаща. Один край гиматия укреплялся на груди под левым плечом, затем ткань закидывалась за левое плечо на спину, проходя под правой рукой или над ней, и вновь закидывалась на левое плечо так, чтобы другой конец её падал на спину. Приличный гиматий должен был спускаться ниже колен, но не доходить до лодыжек.

(рис. 13)

Существовал ещё другой вид плаща короткий, скреплявшийся на шее пряжкой и свободно падавший на спину и плечи. Этот плащ назывался ХЛАМИДОЙ и применялся на войне, на Охоте, в дороге. В Афинах хламида была обычной одеждой юношей.

Голова оставалась непокрытой. Греки носили шляпы только за городом. На улицах можно было встретить в шляпе только путешественника или инвалида.

Волосы греков были густыми и пышными. Стригли их так, чтобы они падали на шею, не доходя до плеч. Щёголи носили длинные, тщательно причёсанные волосы, Атлеты напротив, стриглись коротко. Кроме франтов длинные волосы носили философы.

Афинский цирюльник мог похвастаться обширной и разносторонней практикой. Мужчины, как и женщины, красили волосы – или чтобы сделать их белокурыми, или чтобы скрыть седину. Недаром Аристофан укоряет какую-то особу в следующих выражениях:

Черна же ты, как зелье Лисикратово,
Которым он обычно красит волосы.

(рис. 14) Мужские прически: 1 – двойная заплетенная косичка; 2 – подвязанный хохолок; 3 – шлейф волос; 4- завитушки на виске.

Для ращения волос применяли масло, смешанное с благовониями. Мужчины, носившие в VI в длинные волосы, стали стричь их после Марафона. После Александра стали брить бороду и усы. Никогда греки не носили усов без бороды. Затем цирюльник делал клиенту маникюр, а окончив – подавал ему зеркало.

(рис. 15 – Крепиды)

На ноги надевали сандалии, прикреплявшиеся ремнями, но существовали и другие виды обуви вроде сапог, полусапог, башмаков разного цвета – белые, чёрные или красные, часто очень нарядные, если шли в гости. Именно обувь была той частью одежды, в которой изощряли свою фантазию франты. Делали обувь обычно из кожи, но иногда и из войлока, подобно шляпам. Некоторые украшали обувь золотом или серебром.

(рис. 16 — Эндромиды)

В период эллинизма стало модно делать на подошвах надписи, которые отпечатывались в пыли. Наиболее частой была надпись “Следуй за мной”. Дома греки ходили босиком, Улицы же были в том состоянии, что защищать ноги было необходимо. Впрочем, выносливые люди старой школы вроде Сократа ходили босиком и по улицам. Сократ – даже зимой.

Наряд дополнялся перстнем и палкой. Перстни с печатью служили украшением и для того, чтобы пользоваться печатью. Палка считалась совершенно обязательной. Для почтенного человека было совершенно немыслимо идти по улице без палки.

Как древние греки решали «квартирный вопрос», и какими были их дома — Русские Афины

Мир Древней Греции всегда был интересен последующим цивилизациям благодаря своей особенной философии, ценностям, идеям, которые проявлялись везде – и в том числе в устройстве жилища. В том, что дома, воздвигнутые две с лишним тысячи лет назад, отличаются от современных, сомнений нет, но некоторые элементы древнегреческих интерьеров пользуются успехом и сейчас. 

Помещения древнегреческого дома
Археологические исследования дают довольно много информации об облике жилищ древнегреческих семей. Благодаря раскопкам в городе Олинфе на полуострове Халкидики были изучены остатки примерно сотни домов. 

  Остатки домов античного периода в ОлинфеОстатки домов античного периода в Олинфе

Остатки домов античного периода в Олинфе


О том, как были устроены дома древних греков, можно судить и обращаясь к античной литературе. Гомер в своей «Одиссее» описывает жилище героя, которое кажется довольно незамысловатым. В нем всего три части – зал, дворик и жилая комната, а оружие и лошадей держали в помещениях сразу за стеной, отделявшей дом от улицы.

Внешний вид типичного греческого дома менялся от гомеровских времен (VIII век до н.э.) до эпохи эллинизмаВнешний вид типичного греческого дома менялся от гомеровских времен (VIII век до н.э.) до эпохи эллинизма

Внешний вид типичного греческого дома менялся от гомеровских времен (VIII век до н.э.) до эпохи эллинизма


Все помещения греческого дома располагались вокруг открытого внутреннего дворика, в котором размещали алтарь, посвященный богу Зевсу, как покровителю семьи. Крытые проходы по периметру двора – пастады – со временем превратились в колоннаду, этот тип греческого интерьера получил название перистиль. 

Дж. У. Вотерхаус. Во внутреннем дворе.Дж. У. Вотерхаус. Во внутреннем дворе.

Дж. У. Вотерхаус. Во внутреннем дворе.



Дворик играл роль в том числе и источника света – окна на первом этаже, как правило, не делали, а второго этажа дом зачастую не имел. 
Со временем в центре дворика стали устанавливать бассейн, который наполнялся дождевой водой, стекавшей с наклонных перекрытий.
Большие дома включали два внутренних дворика, один располагался сразу после зала у входа, второй, к которому вел специальный проход – в глубине здания. Этот второй дворик находился на женской стороне, куда мужчинам входить запрещалось – за исключением близких родственников. Эта часть дома – гинекей – включала также спальню хозяев, их дочерей, помещения для рабынь.

Дж. У. Годвард. Невинные развлечения.Дж. У. Годвард. Невинные развлечения.

Дж. У. Годвард. Невинные развлечения.


Домашний уют по-древнегречески

Главная отличительная особенность древнегреческого дома – его простота и непритязательность. Роскошными греки делали общественные здания, в том числе храмы богов Олимпа, при этом для собственного жилья предпочитая довольно аскетичные условия – выставлять напоказ богатство у греков считалось верхом неприличия. Это характерно для всех периодов древнегреческой истории, разве что в эпоху эллинизма с завоеваниями Александра Македонского в IV веке до н.э. в моду постепенно начинает входить роскошь.

В эпоху эллинизма в моду постепенно входит роскошьВ эпоху эллинизма в моду постепенно входит роскошь

В эпоху эллинизма в моду постепенно входит роскошь


Строение греческого дома защищало от летней жары, обычной для Пелопонесского полуострова, а вот в зимнее время в помещениях было холодно и царили сквозняки, главным же источником тепла были очаг и переносные жаровни, в которых использовались стружки и сухие дрова. Для освещения применялись смоляные факелы.

Дж. У. Уотерхаус. Богини домашнего очагаДж. У. Уотерхаус. Богини домашнего очага

Дж. У. Уотерхаус. Богини домашнего очага


Главным помещением дома был андрон – мужская комната, где хозяин дома принимал гостей и устраивал пиры-симпосии. А центр домашней жизни, ойкос, представлял собой комнату с очагом, покровительницей которого считалась богиня Гестия. 
Жилые комнаты старались располагать с северной части дома. Помещения разделяли чаще не двери, а портьеры, пологи. 
В интерьере греки придерживались привычной скромности: мебель была простая, скамьи, столы и кровати делали из дерева. По-видимому, подушки греки использовали только как опору для спины в течение дня, для ночного сна они не применялись. 

Мебель у греков была простой - ложе делали без спинкиМебель у греков была простой - ложе делали без спинки

Мебель у греков была простой — ложе делали без спинки


Вещи хранили в сундуках разных размеров, причем поначалу они не запирались: во времена Гомера крышку закрепляли полосками ткани.
Отделка стен в доэллинистическую эпоху была крайне простой, даже белили их далеко не всегда. Эллинизм принес в обычаи устройства дома свои изменения – внутреннее убранство помещений усложнялось, куда больше внимания греки уделяли красоте и отделке стен, повышению своего комфорта. С IV века до н.э. в жилых помещениях стали появляться фрески и мозаики, входили в моду и лепные украшения. Очень популярны были статуэтки из города Танагры – фигурки высотой 10 – 12 сантиметров, которые изготавливали из терракоты, обжигали и расписывали акварелью.

Статуэтки из ТанагрыСтатуэтки из Танагры

Статуэтки из Танагры


Интересно, что в греческих домах были предусмотрены ванные комнаты, причем вода подавалась по трубам, а воздух в помещении нагревался с помощью духового отопления от очага соседней комнаты. Богатые домовладельцы могли себе позволить и устройство бани.

Г. Райленд. Женщины КоринфаГ. Райленд. Женщины Коринфа

Г. Райленд. Женщины Коринфа


Жилищный вопрос и аренда

Центральные районы Афин, например, Пникс, Ареопаг, были застроены довольно интенсивно, дома здесь включали в себя минимум помещений и выходили непосредственно на улицу. Зато на окраине – например, в районе Керамик, где Иван Ефремов «поселил» Таис Афинскую, строили дома просторные и часто двухэтажные, окруженные стеной-забором.
Уже в Древней Греции часть домов строили специально для сдачи в аренду. Такие здания – синоции – возводились вдоль улицы в ряд, и напоминали современные кондоминиумы.

Развалины древнегреческого домаРазвалины древнегреческого дома

Развалины древнегреческого дома


Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *