Мужская половина дома в древней греции – Квартал и жилище в городах Древней Греции эпохи эллинизма | Архитектура Древней Греции
Древняя Греция. Быт древних греков
Древняя Греция – родина философии, демократии, театра, Олимпийских игр, врачевания, точных наук. Огромен вклад античной Греции в мировую архитектуру, поэзию, скульптуру. Культура Древней Эллады развивалась тысячелетиями, её считают началом современной европейской цивилизации.
От времён расцвета древнегреческой культуры нас отделяют 2500 тыс лет. Но сила античного искусства, история и быт древних греков оказались вечными, заставляя современников познавать тайны греческой цивилизации.
Археологические раскопки дают нам представления о том как выглядели древнегреческие жилища и о жизни эллинов.
Быт древних греков был прост: дома строились из глины и из кирпича-сырца, поэтому они быстро ломались и также быстро восстанавливались. Дома были одноэтажные, глухой стеной выходили на улицу, а окна были обращены во двор, стёкол не было, только ставни. Внутри дом чётко разделялся на 2 половины — мужскую и женскую. В центре дома располагался двор, предназначенный для отдыха домочадцев.
Самой красивой комнатой в доме была столовая, где древние эллины принимали гостей на симпосии (весёлые пирушки). Из мебели были столы-трапезья, сундуки для одежды, стулья и сиденья-апоклинтры для возлежания на симпосиях.
Улицы были кривые и такие узкие, что открывая дверь можно было ударить ей прохожего. Не было никакой планировки и дома лепили один к другому. В целом древнегреческие города были однообразны и походили один на другой.
Утром обычно мужчины уходили из дома, одни на работу в мастерской, другие на философские дебаты и возвращались домой к вечеру. Домом занималась женщина — готовила еду, воспитывала детей, шила одежду, ходила за колодезной водой.
Одежда была свободного покроя, как мужская так и женская состояла из туники и хитона (кусок материи скреплялся на плечах и подвязывался на талии). Обовью служили сандалии, их делали из кожи, реже из войлока. Известно, что греки любили яркие цвета.
Женщины применяли косметику: крема, румяна, помаду, тушь для ресниц. Крема делали из полезных растений, оливкового масла, молотых кофейных зёрен, мёда. Тушью для ресниц была сажа, румянами были красные ягоды, пудрой — белая глина. Для изготовления помады использовали совсем не полезные материалы, это красная глина, хна и что совсем невероятно — ржавчина.
Отсюда делаем вывод, что во все времена, женщина ради красоты, шла на любые испытания.
Кстати, мужчины тоже пользовались косметикой, в частности румянами, на волосы наносили маски (навозом животных боролись с плешью).
Еда древних греков была простой — оливки, сыр, вино, орехи, мёд, хлеб, рыба. Мясо ели по праздникам, чаще на столе присутствовали бобовые: горох, чечевица и разные специи (мята, ореган, лавр, чебрец). В приготовлении пищи применяли уксус и соль, десертом являлись сухофрукты, орехи залитые мёдом, кунжут с мёдом.
Браки в Древней Элладе закреплялись законом, разницей в возрасте было принято считать 13-15 лет. Девушку могли выдать замуж в 12 лет, для этого согласия от неё не требовалось. Никаких прав женщина не имела, от неё требовалось только рождение потомства и уход за мужем. Отец девушки с будущим мужем заключали договор, где описывалось состояние невесты и в случае развода всё возвращалось обратно. В канун свадьбы, родители невесты и жениха приносили жертву богам, обычно это была молодая корова, которую они приносили в храм Артемиды или в храм Афины. В свой дом жених должен был невесту занести на руках — древняя примета благополучия семейного счастья.
31.Жилища древней Греции пастадный и перистильный типы. Жилища Афин и Олинфа.

ПАСТАДНЫЙ ДОМ.В архаическую эпоху (VIII-VI вв. до н.э.) начинают строить дома, тип которых сохраняется и в последующее время. Это одно-, максимум двухэтажное, сооружение на фундаменте из каменных блоков и стенами, сложенными из сырцового кирпича. В этот период получает распространение пастадный тип дома. Во двор входили через небольшой коридор, часть которого со стороны улицы была расширена и образовывалапропилонс двумя или тремя колоннами. Вдоль передней стороны двора располагались хозяйственые помещения. Прямоугольный двор с трех сторон был окружен портиком, в который выходили двериандрона(мужского зала, где обычно устраивались симпосиумы),экседры(столовой для приема гостей),коитона(спальни хозяев),апотеки(кладовой) и других помещений. С четвертой стороны, напротив входа, был небольшой зал, открытый в сторону двора, который назывался
ПЕРИСТИЛЬНЫЙ ДОМ. Позже, в конце V — начале IV в. до н.э. пастадный тип дома сменяется перистильным. Это изменение выражалось в том, что появился второйперистиль, находящийся или впереди или сбоку от сохраняющегося пастадного двора. Этот новый двор получил названиеандронитиса(мужской части дома), так как служил местом пребывания мужчин, гостей и мужской прислуги. Он всегда богато украшался. По передней его части, со стороны улицы, размещались хозяйственные помещения. Пастадный двор был отдан в распоряжение хозяйки и получил название гинеконитиса(женской части дома). Он дверью отделялся от первого перистиля и был центром семейной жизни. Здесь располагалисьоптанион(кухня),апотеки(кладовые), комнаты для рабов.
ОЛИНФ.Город-памятник представляет как бы единовременный срез жизни античного города IV в. до н.э. При строительстве городов с V. в. до н.э. использовалась гипподамова система. Здесь пастадный дом выглядел иногда по-другому — это небольшой открытый дворик с портиком по одной из сторон, в зависимости от рельефа местности прямоугольный или неправильной формы. Вокруг этого дворика располагалось несколько комнат, в которых обитала семья. Пол андрона выкладывался мозаикой. Приблизительно площадь типичного для этого времени дома составляет 17 х 17 м, площадь адрона — 4,5 х 4,5 м. Высота дома, если он имел второй этаж, могла доходить до 7 м. Кроме частных домов, принадлежавших отдельным хозяевам, были синойкии, своего рода общежития, комнаты в которых сдавали внаем.
А в Афинах было то, что описано до этого.
33. Происхождение древнегреческих агорв значительной мере еще остается невыясненным. Правда, общественные функции городских площадей в минойскую и микенскую эпохи выполняли дворы, расположенные на территории дворцов, но торговые площади этого времени нам совсем неизвестны. В архаическую эпоху места для народных собраний находились па территории акрополей и священных участков, тогда как торговля производилась на специальных рыночных агорах, возникавших за пределами акрополей, среди рядовых городских кварталов. Площадь как таковая в ото время не являлась самостоятельной архитектурной темой, и, видимо, ни один из архитекторов вплоть до второй половины V в. не получал заданий па строительство площадей. И тем не менее площади возникали, так как перед главными храмами нужно было оставлять свободную территорию, предназначенную для религиозных и гражданских собраний. Такие свободные -территории, еще не имевшие геометрически правильных границ, были оставлены перед Стофутовым храмом в Афинском акрополе, перед храмом Зевса в Олимпии, у храмов С и D в Селинунте и, наконец, в самих Афинах, где Писистрат начал строительство площади общественного назначения. Однако эта площадь, как и все архаические агоры, не получила упорядоченного плана, и лишь много лет спустя после нашествия персов Кимон дал распоряжение обсадить эту площадь платанами. Тем самым была сделана первая попытка придать афинской агоре архитектурно организованные контуры. Естественно, что главную роль в композиции архаических агор играли самые храмы. Обычно они врезались в площадь углом, вследствие чего колоннады периптера воспринимались с тех наиболее выгодных зрительных позиций, откуда храм производил впечатление объемной формы. На стилобатах храмов во время широких народных собраний располагались зрители, наблюдавшие торжественные процессии или выступления политических ораторов, философов л поэтов. Позднее, в эпоху греческой классики, стали строить многоколонные галереи, предназначенные для торговли и общественной жизни городского населения. Эти галереи ограничивали площадь по меньшей мере с одной стороны и вносили в ее архитектуру элементы регулярности. Такой переходной от архаики к классике площадью явилась уже упомянутая нами большая Афинская агора, планировочная диагональ которой удачно устремляется к северной стене акрополя. Геометрически правильная гипподамова планировка наложила свой отпечаток не только на улицу, по и па площадь. В условиях строгой уличной сети прямоугольная площадь казалась наиболее естественной. И вот начиная с середины V в. до н. э. в Милете, Мегалополе, Книде, Приене и других городах появляются прямоугольные агоры, обнесенные галереями по с одной, а со всех четырех сторон. Эти обстоятельства решительно изменили архитектуру агор. И если в ансамбле архаической агоры с ее периптеральными храмами, священными рощами л дымящимися алтарями преобладала живописность, то в архитектуре классической агоры решающую роль играли отношения н пропорции простой геометрической композиции. Достаточно представить себе Южную агору в Милете в ее первоначальном виде, чтобы убедиться в этом. Громадные размеры этой замечательной площади, имеющей 166 м в длину, по-видимому, объяснялись характером торговли. Здесь, в южной части Милета, поблизости от главной улицы, ведущей к городским воротам, по всей вероятности, происходила торговля сеном, дровами н скотом, тогда как в портиках и лавках, окружавших Южную агору, продавались съестные припасы и другие негромоздкие товары. Свободная от каких бы то ни было статуй, скамей и прочих малых архитектурных форм вся площадь освещалась лучами яркого солнца и с любой точки воспринималась как простой прямоугольник, обрамленный колоннами. Тесно стоящие невысокие колонны четко выделялись своей белизной на фоне портиков, погруженных в глубокую тень, а красные черепичные крыши завершали эти колоннады и придавали силуэту площади строгую горизонтальность. Можно полагать, что однородность в обработке фасадов площади не спи/кала общего впечатления, так как превосходные пропорции галерей дополнялись лаконичной и контрастной гаммой цветов на фоне вечно синего неба с бегущими белыми облаками. Приемы планировки площадей, выработанные в классическую эпоху, со-хранили жизнеспособность и в III — I вв. до н. э. Так, например, пергамский Нижний рынок напоминал своими прямоугольными очертаниями Южную агору Милета; почти аналогична ей и агора в Магнесии на Меандре, однако с той только разницей, что внутри этой площади стоял миниатюрный храм (Зевса Сосиполия). Появление храмов на рыночной площади, совершившееся в эллинистическую эпоху, было чрезвычайно важным событием, ибо, как мы увидим ниже, храм, поставленный в глубине растянутой площади, превратится в решающую силу ансамбля всех ранних форумов Рима. В эллинистических малоазиатских городах рыночные храмы были не единичным явлением. II если в Магнесии на Меандре храм Зевса стоит перпендикулярно главной осп площади, то на Верхнем рынке Пергама он ориентирован так же, как н у римлян, т. е. вдоль площади. В этом отношении особенно интересна исторически формировавшаяся агора Ассоса. Вполне допустимо, что площадка агоры (образованная вырубкой в скале, а отчасти подсыпкой, укрепленной подпорными стенами) относится к эллинистической эпохе, а если это соответствует действительности, то агора Ассоса с ее характерными для эллинистической эпохи двухэтажными галереями и храмом, поставленным па продольной осп, превращается в связующее звено между греческими н римскими площадями.
Дом жилой Древней Греции — это… Что такое Дом жилой Древней Греции?
- Дом жилой Древней Греции
- Для греческого традиционного жилого дома характерна замкнутость все помещения обращены к внутреннему дворику. Это так называемый пастадный тип. Жилые комнаты располагаются с одной (северной) стороны. Пастада — (крытый проход) была открыта в сторону двора и имела перекрытие, поддерживаемое деревянными опорами. Двор был своеобразным световым колодцем, через который освещались все помещения. Если в доме был второй этаж, то там устраивали небольшие окна. Дом делился на мужскую и женскую половины. Главным помещением была мужская комната — андрон, предназначенная для приема гостей и для пиров — симпосиев. Другим важным центром была комната с очагом — средоточие домашней жизни (ойкос). С ней сообщалась ванная комната (ванна в виде керамического кресла была заглублена в землю) с духовым отоплением горячий воздух из топки проходил под полом по трубам (гипокаустам). Тут же находились кладовые, мастерские. Спальни и женские комнаты (гинекей) размещались, по возможности, на втором этаже. Помимо отопления, дом имел канализацию и водопровод. Дальнейшее развитие греческого дома сохраняет планировочный принцип — помещения по-прежнему группируются вокруг открытого дворика, но пастада заменяется перистилем. Колоннада окружает двор со всех сторон. В центре двора находился плоский бассейн, в который с крыш стекала вода. Возле бассейна были глубокие закрытые цистерны для хранения запасов воды. Новый тип дома нарушил обычно обособленный характер греческого жилища, — со стороны улицы в домах стали устраивать магазины и лавки, даже сдавали их внаем.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Словарь Архитектурных терминов.. EdwART. 2011.
- Дом жилой Древнего Рима
- Дом ночлега
Смотреть что такое «Дом жилой Древней Греции» в других словарях:
Вазопись Древней Греции — Амфора … Википедия
Греция — I Греция Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё… … Большая советская энциклопедия
Ипотека — (Mortgage) Определение ипотеки, возникновение и регулирование ипотеки Информация об определении ипотеки, возникновение и регулирование ипотеки Содержание Содержание Основания возникновения ипотечного кредита и ее регулирование Ипотека в силу… … Энциклопедия инвестора
Поварская улица — Москва Поварская улица, вид в … Википедия
Узбекская Советская Социалистическая Республика — (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси) Узбекистан. I. Общие сведения Узбекская ССР образована 27 октября 1924. Расположена в центральной и северной частях Средней Азии. Граничит на С. и С. З. с Казахской ССР, на Ю.… … Большая советская энциклопедия
Вазописец — Амфора билингва вазописца Андокида. Геракл и Афина. ок. 520 г. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен Древнегреческая вазопись понятие, применяемое для нанесённой с помощью обжигаемых красок росписи на древнегреческой керамике.… … Википедия
Греческая вазопись — Амфора билингва вазописца Андокида. Геракл и Афина. ок. 520 г. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен Древнегреческая вазопись понятие, применяемое для нанесённой с помощью обжигаемых красок росписи на древнегреческой керамике.… … Википедия
Древнегреческая вазопись — Амфора билингва вазописца Андокида. Геракл и Афина. ок. 520 г. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен Древнегреческая вазопись понятие, применяемое для нанесённой с помощью обжигаемых красок росписи на древнегреческой керамике.… … Википедия
История архитектуры — Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права. Её содержимое, вероятно, скопировано с http://nestudent.ru/show.php?id=80519 p=4 практически без изменений. Пожалуйста, проверьте … Википедия
Архитектура — (лат. architectura, от греч. architeckton зодчий, строитель), зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры здания, ансамбли, а также… … Художественная энциклопедия
![]() ТОП 10: |
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 16Следующая ⇒ ПАСТАДНЫЙ ДОМ. В архаическую эпоху (VIII-VI вв. до н.э.) начинают строить дома, тип которых сохраняется и в последующее время. Это одно-, максимум двухэтажное, сооружение на фундаменте из каменных блоков и стенами, сложенными из сырцового кирпича. В этот период получает распространение пастадный тип дома. Во двор входили через небольшой коридор, часть которого со стороны улицы была расширена и образовывала пропилон с двумя или тремя колоннами. Вдоль передней стороны двора располагались хозяйственые помещения. Прямоугольный двор с трех сторон был окружен портиком, в который выходили двери андрона (мужского зала, где обычно устраивались симпосиумы), экседры (столовой для приема гостей), коитона (спальни хозяев), апотеки (кладовой) и других помещений. С четвертой стороны, напротив входа, был небольшой зал, открытый в сторону двора, который назывался пастад. Он был обращен обычно на юг, хорошо обогревался солнцем зимой и давал тень летом. По обе стороны от пастада были две главные спальни для членов семьи (таламос и амфиталамос). За пастадом находились комнаты, отводимые хозяйке и детям. Эта половина дома называлась гинекеем. Перед домом обычно ставили какой-нибудь сакральный символ. Во дворе стоял алтарь Зевса — покровителя дома, а в пастаде — круглый жертвенник богини домашнего очага Гестии. ПЕРИСТИЛЬНЫЙ ДОМ. Позже, в конце V — начале IV в. до н.э. пастадный тип дома сменяется перистильным. Это изменение выражалось в том, что появился второй перистиль, находящийся или впереди или сбоку от сохраняющегося пастадного двора. Этот новый двор получил название андронитиса (мужской части дома), так как служил местом пребывания мужчин, гостей и мужской прислуги. Он всегда богато украшался. По передней его части, со стороны улицы, размещались хозяйственные помещения. Пастадный двор был отдан в распоряжение хозяйки и получил название гинеконитиса (женской части дома). Он дверью отделялся от первого перистиля и был центром семейной жизни. Здесь располагались оптанион (кухня), апотеки (кладовые), комнаты для рабов. ОЛИНФ. Город-памятник представляет как бы единовременный срез жизни античного города IV в. до н.э. При строительстве городов с V. в. до н.э. использовалась гипподамова система. Здесь пастадный дом выглядел иногда по-другому — это небольшой открытый дворик с портиком по одной из сторон, в зависимости от рельефа местности прямоугольный или неправильной формы. Вокруг этого дворика располагалось несколько комнат, в которых обитала семья. Пол андрона выкладывался мозаикой. Приблизительно площадь типичного для этого времени дома составляет 17 х 17 м, площадь адрона — 4,5 х 4,5 м. Высота дома, если он имел второй этаж, могла доходить до 7 м. Кроме частных домов, принадлежавших отдельным хозяевам, были синойкии, своего рода общежития, комнаты в которых сдавали внаем. А в Афинах было то, что описано до этого.
33. Происхождение древнегреческих агор в значительной мере еще остается невыясненным. Правда, общественные функции городских площадей в минойскую и микенскую эпохи выполняли дворы, расположенные на территории дворцов, но торговые площади этого времени нам совсем неизвестны. В архаическую эпоху места для народных собраний находились па территории акрополей и священных участков, тогда как торговля производилась на специальных рыночных агорах, возникавших за пределами акрополей, среди рядовых городских кварталов. Площадь как таковая в ото время не являлась самостоятельной архитектурной темой, и, видимо, ни один из архитекторов вплоть до второй половины V в. не получал заданий па строительство площадей. И тем не менее площади возникали, так как перед главными храмами нужно было оставлять свободную территорию, предназначенную для религиозных и гражданских собраний. Такие свободные -территории, еще не имевшие геометрически правильных границ, были оставлены перед Стофутовым храмом в Афинском акрополе, перед храмом Зевса в Олимпии, у храмов С и D в Селинунте и, наконец, в самих Афинах, где Писистрат начал строительство площади общественного назначения. Однако эта площадь, как и все архаические агоры, не получила упорядоченного плана, и лишь много лет спустя после нашествия персов Кимон дал распоряжение обсадить эту площадь платанами. Тем самым была сделана первая попытка придать афинской агоре архитектурно организованные контуры. Естественно, что главную роль в композиции архаических агор играли самые храмы. Обычно они врезались в площадь углом, вследствие чего колоннады периптера воспринимались с тех наиболее выгодных зрительных позиций, откуда храм производил впечатление объемной формы. На стилобатах храмов во время широких народных собраний располагались зрители, наблюдавшие торжественные процессии или выступления политических ораторов, философов л поэтов. Позднее, в эпоху греческой классики, стали строить многоколонные галереи, предназначенные для торговли и общественной жизни городского населения. Эти галереи ограничивали площадь по меньшей мере с одной стороны и вносили в ее архитектуру элементы регулярности. Такой переходной от архаики к классике площадью явилась уже упомянутая нами большая Афинская агора, планировочная диагональ которой удачно устремляется к северной стене акрополя. Геометрически правильная гипподамова планировка наложила свой отпечаток не только на улицу, по и па площадь. В условиях строгой уличной сети прямоугольная площадь казалась наиболее естественной. И вот начиная с середины V в. до н. э. в Милете, Мегалополе, Книде, Приене и других городах появляются прямоугольные агоры, обнесенные галереями по с одной, а со всех четырех сторон. Эти обстоятельства решительно изменили архитектуру агор. И если в ансамбле архаической агоры с ее периптеральными храмами, священными рощами л дымящимися алтарями преобладала живописность, то в архитектуре классической агоры решающую роль играли отношения н пропорции простой геометрической композиции. Достаточно представить себе Южную агору в Милете в ее первоначальном виде, чтобы убедиться в этом. Громадные размеры этой замечательной площади, имеющей 166 м в длину, по-видимому, объяснялись характером торговли. Здесь, в южной части Милета, поблизости от главной улицы, ведущей к городским воротам, по всей вероятности, происходила торговля сеном, дровами н скотом, тогда как в портиках и лавках, окружавших Южную агору, продавались съестные припасы и другие негромоздкие товары. Свободная от каких бы то ни было статуй, скамей и прочих малых архитектурных форм вся площадь освещалась лучами яркого солнца и с любой точки воспринималась как простой прямоугольник, обрамленный колоннами. Тесно стоящие невысокие колонны четко выделялись своей белизной на фоне портиков, погруженных в глубокую тень, а красные черепичные крыши завершали эти колоннады и придавали силуэту площади строгую горизонтальность. Можно полагать, что однородность в обработке фасадов площади не спи/кала общего впечатления, так как превосходные пропорции галерей дополнялись лаконичной и контрастной гаммой цветов на фоне вечно синего неба с бегущими белыми облаками. Приемы планировки площадей, выработанные в классическую эпоху, со-хранили жизнеспособность и в III — I вв. до н. э. Так, например, пергамский Нижний рынок напоминал своими прямоугольными очертаниями Южную агору Милета; почти аналогична ей и агора в Магнесии на Меандре, однако с той только разницей, что внутри этой площади стоял миниатюрный храм (Зевса Сосиполия). Появление храмов на рыночной площади, совершившееся в эллинистическую эпоху, было чрезвычайно важным событием, ибо, как мы увидим ниже, храм, поставленный в глубине растянутой площади, превратится в решающую силу ансамбля всех ранних форумов Рима. В эллинистических малоазиатских городах рыночные храмы были не единичным явлением. II если в Магнесии на Меандре храм Зевса стоит перпендикулярно главной осп площади, то на Верхнем рынке Пергама он ориентирован так же, как н у римлян, т. е. вдоль площади. В этом отношении особенно интересна исторически формировавшаяся агора Ассоса. Вполне допустимо, что площадка агоры (образованная вырубкой в скале, а отчасти подсыпкой, укрепленной подпорными стенами) относится к эллинистической эпохе, а если это соответствует действительности, то агора Ассоса с ее характерными для эллинистической эпохи двухэтажными галереями и храмом, поставленным па продольной осп, превращается в связующее звено между греческими н римскими площадями.
|
Глава V. Быт древнего грека.
5.1 Дома и мебель древних греков. Дворцы.
Если бы мы оказались на улице древнегреческого города, то удивились бы, насколько она отличается от привычных нам городских улиц. На улицу не выходило ни одного окна — только гладкие стены одно- и двухэтажных домов с дверьми. В центре дома находился открытый дворик.
Дом строго делился на две половины: мужскую и женскую. Обе части занимали продолговатый четырехугольник. Через ворота переднего двора или, где двора не было, прямо с улицы входили в прихожую или некрытый широкий проход, по обеим сторонам которого были расположены покои, служившие для различных хозяйственных нужд, и помещение привратника. Этот проход вел в четырехугольный некрытый зал, обнесенный крытым портиком. Это был главный покой мужской половины дома. Посередине стоял алтарь, посвященный Зевсу-домохранителю. С боков к нему примыкали жилые покои мужчин. Каждый из них имел дверь, выходившую в зал, и соединялся с соседними покоями внутренними дверями20.
Расположенный прямо напротив главного входа коридор вел в женскую половину дома. Она также состояла из большого зала с колоннами и боковых покоев для жилья. За женской половиной находились залы, а за ними — помещения для прислуги, выходившие на улицу позади дома (или, может быть, в садик, если он был), так что, заперев внутреннее сообщение, можно было отделить женское помещение от мужского, не мешая прислуге. На женскую половину в доме нельзя было приникнуть чужому. Женщины проводили здесь большую часть времени, занимались хозяйством, пряли , вышивали, развлекали своих друзей.
Если дом был двухэтажный, то в верхний этаж вела лестница, очень часто прямо с улицы. Верхний этаж строился из тонких досок и был разделен на комнаты, которые служили помещениями для рабов. Если в доме не было особых гостевых комнат, эти помещения служили спальнями для гостей. Только верхний этаж освещался окнами, в нижний этаж свет проникал через двери. Стены покрашены однотонной краской, увешаны яркими ковриками и рисунками, сделанными женщинами из этого дома. Комнату обогревали горящим древесным углем.
В домах древних и греков укладывались кипарисовые ветки как по причине их приятного запаха, так и благодаря их успокаивающим и дезинфицирующим свойствам.
Мебель: у греков были кресла, стулья и табуреты. Богато отделанные стулья с украшениями, иногда со спинкой, изваянной в виде животного, назывались тронос и клисмос. Формой своей они походили на древневосточные троны и почетные кресла. К креслам и стульям, иногда довольно высоким, обычно приставляли ножные скамейки, сделанные в том же стиле, что и само сиденье. Столами (которые обычно были круглыми) пользовались только для обеда. Даже писали лежа: если на восковых табличках, то придерживая их левой рукой и прижимая к левому боку, а если на папирусе, то положив его на бедро. Ножкам столов часто придавали форму ноги какого-нибудь животного. Особенно богатым орнаментом отличались медные столы, вошедшие в моду в позднее время21. Греческие обеденные столы были малы и низки: они предназначались только для одной персоны и были не выше ложа, перед которым ставились. Восточный обычай лежания вместо сидения изгнал постепенно стулья и всякого рода сиденья из мужской половины греческих домов на женскую и заменил их в первой диванами или мягкими ложами (женщины и дети сидели, но не ложились). Ложа эти состояли из станка (деревянного или бронзового) на четырех ножках, сделанного в виде рамы, переплетенной тесьмой, и тюфяка с подушками и покрывалами. Отделка лож была особенно красива: их украшали фигурами из золота, серебра, слоновой кости, янтаря и цветною дерева. Подушки были круглые (для головы) и четырехугольные (их клали за спину и облокачивались на них левым локтем). Наволочки для них делали из узорчатых материй. На ложах расстилали пестрые ковры, края которых обшивали бахромой. Кровати (по-гречески краббатос, отсюда русское слово «кровать») были устроены подобным же образом. Вместо шкафов, которые появились, вероятно, не ранее римского времени, у греков были сундуки или лари различной величины, В некоторые из них можно было спрятать двух человек. Большие сундуки, в которых хранили платье и другие ценные вещи, закрывались крепкими крышками. Вместо запирания на замок сундуки запечатывали или завязывали узлом, который трудно было распутать.
Дома богачей были большего размера, наряднее и богаче. Полы покрывала мозаика, стены украшала роспись. Богатые люди имели красивую посуду из золота и серебра22.
Дворцы. В царских жилищах времен Гомера скорее всего только одна часть была каменная: покои, где спали сам царь и члены его семьи. Таким было помещение, выстроенное Улиссом (в греческой мифологии — царь острова Итака, один из предводителей ахейцев в Троянской войне).вокруг ствола дикой оливы, служившего подножием его постели; такими были шестьдесят два помещения, предназначенные для сыновей и дочерей Приама в большом дворце в Трое; такое же, наконец, и жилище богини Цирцеи. Эти небольшие по размерам и построенные из камня комнаты окружались обычно деревянными постройками. Все же большие помещения, где собирались вместе для еды и питья, сооружались из бревен и досок, как и те кладовые, где хранились запасы провизии, одежда и оружие, а также помещения для рабов. Полом была утоптанная земля. Стены и потолки комнат, двери, наличники и иногда даже пороги у дверей делались из сосны, дуба, ясеня или оливкового дерева. Посредством полировки или, быть может, с помощью лака столяры придавали видимым поверхностям бревен и досок некоторый глянец. Все эти деревянные части быстро теряли свой цвет и темнели от дыма очага, а в особенности от чада, исходившего от жира, стекавшего с шипением на раскаленные угли при жарке мяса, а также от копоти при горении смолистого дерева, зажигавшегося при наступлении ночи на металлическом кружке для освещения жилища. Везде оседала эта сажа, которая в доме Улисса попортила оружие, развешанное по стенам.
Действительно, в помещениях не было ни печей, ни каминов, огонь разводили посередине помещения или около стены, и дым выходил или через дверь, или в щели стен и крыши. Некоторые места у Гомера, по-видимому, указывают на знакомство греков с украшениями из металла, слоновой кости или цветной обожженной глины, применявшимися уже с давних пор на Востоке для убранства потолков, стен и иногда даже дверных порогов. Но все эти места касаются только зданий, построенных богами, или еще дворца Алкиноя на волшебном острове Схерия23.
Кухня Древней Греции: что ели философы и гетеры | Наука
Мы продолжаем цикл статей о кулинарии древнего мира. Итак, вы — герой попаданческой фантастики, и на сей раз вас занесло в страну, где всё есть — но больше всего статуй, философов и спортсменов. Чем вас накормят в Древней Греции?
Вы за здоровый образ жизни: физкультура-диета, без ГМО и консервантов? Тогда, уважаемые попаданцы, добро пожаловать в Элладу!
Сладкие пончики? Забудьте! Долгое время из пшеничной муки в Древней Греции были только пресные булки и облатки, а из ячменной, предварительно обжаренной, — лепёшки. Использовалась мука грубого помола с добавлением отрубей — сейчас такой хлеб называют «цельнозерновым» и считают полезным для пищеварения. Про пышное дрожжевое тесто можете не вспоминать: вместо дрожжей долгое время брали — если вообще брали — винную закваску.
Когда будете жевать эту подошв… этот полезный продукт — смочите лепёшку вином (конечно, разбавленным — вы же не варвары!). Если хочется подсластить себе жизнь — намажьте мёдом. Но лучше положите козий или овечий сыр. И возьмите пригоршню оливок. Поздравляем, вы позавтракали. Излишества вредят, да. Водой запить не возбраняется. Следующая трапеза — через четыре-пять часов. Привыкайте.

Персефона и Аид, скромная семейная трапеза богов (об особенностях создания этой семьи умолчим)
И это ещё не худший вариант того, что вас может ожидать, — это завтрак среднего класса. В меню бедняков входили, по нашим понятиям, малосъедобные вещи: цветы мальвы и люпина, например, или кузнечики.
Уважаемые попаданцы, если в Древней Греции вам подадут чёрствый хлеб — не считайте, что хозяин жмот. Наоборот, он заботится о вашем здоровье — чёрствый хлеб считался целебной едой при желудочных заболеваниях, спазматических болях и так далее. Видимо, вы сегодня выглядите не лучшим образом — примите к сведению и поблагодарите за внимание. И не отказывайтесь от хлеба, каким бы чёрствым он ни был: греки считали, что это может вызвать гнев богов!
Но не всё и не всегда было плохо и скудно. Ведь первую в мире поваренную книгу написал грек Архестрат в 330 году до нашей эры. А самый древний из сохранившихся кулинарных рецептов — от сицилийского повара Митека — ещё старше: V век до н. э. Вот он, адаптированный к современным реалиям:
Возьмите морского окуня, отрубите голову и хвост, очистите его от внутренностей, костей и кожи. Со всех сторон смажьте оливковым маслом, посыпьте крошками хлеба и рубленым зелёным луком. Положите на противень или в форму для запекания. Сверху покрошите брынзы или сыра — и ставьте запекаться, пока рыба не пропечётся полностью.
Кулинарные рецепты в древней Греции порождали споры «кто правильнее готовит». Так, упомянутый Архестрат был категорически против совместного запекания сыра и рыбы, считая, что это портит вкус блюда и что при запекании надо ограничиться зеленью и маслом. До сих пор есть люди, яростно отстаивающие и эту, и противоположную точку зрения!
С рыбой в Древней Греции — стране приморской — было неплохо. Угорь и барабулька, тунец и скат, рыба-попугай и рыба-меч — кто только не встречался на столах древних греков! А также осьминоги, креветки, морские ежи, каракатицы, устрицы… Но мясо греки (как и египтяне) долгое время ценили гораздо больше рыбы и морепродуктов. Дары моря считались пищей бедного люда и женщин. Для мужчины-воина рыба и моллюски на столе были постыдными: «Это ж надо было так оголодать…»
Вскоре, однако же, все в корабле истощились запасы.
Стали товарищи волей-неволей ходить на охоту.
Начали птицу ловить и всё, что до рук доходило;
Рыбу ловили крючками: терзал жесточайший их голод.Гомер «Одиссея»
Потом ситуация изменилась. Спрос на рыбу так вырос, что ловцам приходилось отправляться в Чёрное море — в Средиземном рыбы на всех не хватало!

На таком блюде подавали рыбу. С сыром или без
Мясо греки любили всегда. Те, кто не мог держать скот, охотились на оленей, зайцев, диких коз. Люди побогаче выращивали свиней, овец, коров. Животных могли приносить в жертву богам во время массового жертвоприношения — гекатомбы. При этом сжигали кости и жир, а мясо шло тем, кто устраивал жертвоприношение.
Незазорной для воинов едой была и птица — как дичь (включая, например, ласточек, жаворонков и воробьёв), так и домашние куры, гуси и утки. Птиц разводили и ради яиц, причём ценились как куриные и перепелиные, так и экзотика: яйца фазана и египетского гуся.
Особое место в древнегреческой кулинарии занимала спартанская чёрная похлёбка. Готовили её из свинины, свиной крови, уксуса и соли, причём спартанским поварам категорически запрещалось готовить из мяса что-либо, кроме неё (ослушавшихся отправляли в изгнание). В Спарте чёрную похлёбку весьма ценили и угощали ею только уважаемых пожилых людей. В прочей Греции она считалась настолько отвратительной на вкус, что стала поводом для шуток вроде: «Почему спартанцы не дорожат жизнью в бою? Если есть чёрную похлёбку, жить уже и не хочется!»

Герой Агамемнон разгневал богиню Артемиду, убив её любимого оленя. А что делать, есть-то хочется!
Любили греки и овощи. Руккола и орегано, кресс-салат и фенхель, латук и артишоки — это не цитата из меню хипстерского ресторана XXI века. Это обычная зелень на столе эллина тысячелетия назад. А ещё огурцы и редиска, капуста и сельдерей.
Не хуже, чем с овощами, обстояло дело и с фруктами, свежими и сушёными, а также с орехами: яблоки, айва, груши, сливы, гранаты, финики, миндаль… Инжир вообще считался «божественным», и его запрещали вывозить из Афин под страхом наказания.
И, конечно, оливки. Оливковое масло — один из продуктов, прославивших Грецию. Использовалось оно везде, и не только для еды: маслом скульпторы обрабатывали мрамор, масло использовали как основу для красок, оно входило в состав лекарственных снадобий и косметики. А низкосортное масло третьего отжима сжигали в светильниках.
Грецкие орехи в то время для греков были экзотикой из дальних краёв, дорогой и редкой. А гречневой крупы греки и вовсе не знали!
Славилась Греция и винами. История виноделия тут насчитывает четыре тысячи лет — можно представить, сколько сортов было создано за это время! Белые, розовые и красные, сухие и сладкие, креплёные изюмом и с добавлением смолы… Правда, у эллинов полагалось разбавлять вино водой минимум на две трети. Даже разбавление пополам считалось моветоном, пить же вино в чистом виде было варварством, недостойным эллина. Ну, кроме как на Дионисиях — празднествах в честь бога виноделия: там о приличиях и речи не шло. Гуляют все!

Так праздновались Дионисии. Пей и радуйся!
У греков был устоявшийся распорядок: как, когда и с кем принимать пищу. Рано утром — лёгкий завтрак в кругу семьи, когда даже женщины могли сидеть за одним столом с мужчинами. Точнее, именно они и сидели, а мужчины полулежали на специальных кушетках — апоклинтрах.
В середине дня наступало время второго завтрака. Каким он будет — зависело от периода истории и того, насколько занят конкретный грек. Второй завтрак мог быть перекусом на рабочем месте (например, на агоре) — тогда обходились «фастфудом»: лепёшки, брынза, оливки, мелкая жареная рыба, сухофрукты. В кругу домочадцев подавали более обильную пищу. Но всё равно второй завтрак считался промежуточным, несерьёзным.
Другое дело — обед (когда день начинает клониться к вечеру) и ужин (когда темнеет). Это время хорошенько подкрепиться мясными блюдами и созвать гостей. Греки не одобряли людей, которые едят в одиночку. Про таких говорили: «Он не ест, лишь наполняет свой бурдюк». Совместная же трапеза — симпосион — была отличным поводом пообщаться с друзьями. Само слово «друг» («синтрофос») в переводе с греческого означает «сотрапезник».

Симпосионы не были общесемейными — они проходили на мужской половине дома. Туда или вовсе не пускали женщин, или приглашали только гетер, флейтисток и танцовщиц. Как правило, на пирушках было от трёх до девяти участников — «не меньше числа харит, не больше числа муз» (рабы в счёт не шли). Сначала подавали холодные и горячие закуски, потом основные блюда — мясо, рыбу и овощи. Далее рабы уносили столы с едой и приносили гостям ароматную воду, чтобы те могли умыться, и венки цветов. В трёх сосудах-кратерах смешивали вино с водой — его жертвовали богам, героям и отдельно Зевсу-громовержцу.
Я должен смешать три чаши: одну во здравие, вторую за любовь и удовольствие, третью — для хорошего сна. Выпив три чаши, мудрые гости отправляются по домам. Четвёртая чаша уже не наша, она принадлежит насилию; пятая — шуму; шестая — пьяному разгулу; седьмая — подбитым глазам; восьмая — блюстителям порядка; девятая — страданиям и десятая — сумасшествию и крушению мебели.
Эвбул, IV век до н. э.
После ритуала переходили к развлекательной части симпосиона: распорядитель пира (симпосиарх) определял порядок речей, состязаний и игр. Тем временем рабы возвращали столы, на которых был сервирован десерт — фрукты, орехи, сыр, солёная и сладкая выпечка.
Популярной игрой на таких пирушках был коттаб — состязание в меткости. Игрок должен был так выплеснуть остатки вина из своего кубка, чтобы они точно попали в специальный металлический сосуд-коттабий, не пролились по дороге, пролетели по максимально изогнутой траектории и ещё и зазвенели при попадании в цель. Много вина было у этих древних греков…

Гречанка, играющая в коттаб, VI век до н. э.
А что делали женщины, пока мужчины пьянствовали на симпосионах? Печально сидели в гинекеях, пряли-ткали-вязали, а потом рассказывали на базаре подругам, что их мужья — козл… большие интеллектуалы? Бывало и так. Но бывало и по-другому.
Древняя Греция была не единой страной, а цивилизацией из множества государств — весьма разных, в том числе и по своим обычаям. В городах Эолиды, что в Малой Азии, женщины жили куда свободнее, чем в других областях Эллады. Они образовывали женские содружества-фиасы, где женщины обучали девушек стихосложению, музыке, танцам и служению богиням. И, конечно, собирались чисто женской компанией на пирушки.
Что на них происходило, известно плохо, — но кое-что мы всё-таки знаем благодаря самой известной руководительнице такого фиаса: поэтессе Сафо с острова Лесбос. Так, трезвенницами эолийки точно не были — пили вино и радовались ему не меньше мужчин. С удовольствием ели фрукты. А наряду с цветочными плели венки из… укропа.
В третьей и финальной части статьи мы расскажем, что ели в Древнем Риме!
А пока можно перечитать первую:

16.03.2019
Допустим, вы попаданец и оказались в далёком прошлом. Чем вас накормят в краю пустынь и пирамид?
Быт древних греков
Цели урока:
- Познакомить учащихся с бытом древних греков.
- Способствовать более яркому восприятию материальной культуры, условий жизни, быта и труда древних греков, акцентируя внимание обучающихся на таких деталях как: утварь, одежда, жилище.
Учебное оборудование: карта “Древняя Греция в V в. до н.э.”, ПК, мультимедиапроектор, магнитофон.
Ход урока
Презентация
I. Организационный момент.
II. Переход к изучению новой темы.
Рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией иллюстраций на экран через мультимедиапроектор.
Греция! Что влечёт туристов в эту горную страну? Её древняя история, её великое искусство. На высоком холме, ночью подсвеченном прожекторами, сияет над Афинами беломраморное чудо.
(рис 1).
(рис 2)
Откройте стр. 170 учебника на иллюстрации вы видите
ПАРФЕНОН — главный храм города — крепости Акрополя. Его разрушали землетрясения и войны, его грабили жадные руки и всё равно ПАРФЕНОН великолепен. Удивительно стройны, изящны и величавы его колонны. Смотришь на них, и чудится: слышишь музыку.
(Фонограмма запись “Сертаки”).
На странице 171 учебника вы видите праздничное шествие на Акрополь. Рисунок нашего времени. На экране руины Афинского акрополя, находящиеся над остальным городом на высоте 70 метров. (Парфенон (справа) и Эрехтейон (слева)). Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике на странице 172.Вы видите Эрехтейон. Храм посвящён Афине, Посейдону и мифическому афинскому царю Эрехтею. Вид в наши дни.
(рис 3)
Каждый день из каменоломен, откуда брали мрамор для ПАРФЕНОНА, грузовики привозят и рассыпают по Акрополю кусочки мрамора. Туристы подбирают их как драгоценные сувениры.
Откройте страницу 177 учебника обратите внимание на здание греческого театра. Вид в наши дни. И обратите внимание на экран.
У подножия Акрополя – древний театр,
(рис 4)
круглый как стадион, с каменными скамейками, купившему билет, выдавалась подушка. Вместо потолка – ночное, звёздное небо, но до зрителя доносилось каждое слово актёра. Так древние греки умели строить.
С уважением и благодарностью вспоминаем мы Древнюю Грецию в дни Олимпийских игр
(рис 5).
Изображение на экране дополняют рисунки учебника страница 150 и 151
В какой бы стране не проводились современные Олимпийские игры, честь возглавить парад знаменосцев предоставляется делегации с бело-голубым греческим флагом. Огонь, который вспыхивает в чаше стадиона - огонь-путешественник. Его пылающий факел проносят лучшие спортсмены-бегуны. А зажигают его от солнечного луча на развалинах города Олимпии гречанка в старинной белой одежде. Здесь более двух с половиной тысяч лет тому назад были проведены первые Олимпийские игры – праздник мира, мужества и красоты.
Вопрос к классу: Датируйте первые Олимпийские игры
(рис. 6)
Чтобы лучше узнать историю Древней Греции мы с вами тоже отправимся в путешествие в эту сказочную удивительную страну.
Работа с классом по карте
Откройте страницу 111 учебника перед нами карта Древняя Греция
(рис. 7)
Вопросы классу:
1. На каком полуострове находится Древняя Греция?
2. Из скольких частей она состоит?
3. Назовите их и покажите на карте?
4. Какие моря омывают Древнюю Грецию?
III. Изучение новой темы.
ПЛАН:
1. Античное жилище древних греков.
а) внешний вид;
б) планировка;
в) интерьер.
2. Мода в античную эпоху.
3. Трапеза греков.
На доске: тема урока, новые слова: АНДРОН, ГИНЕКЕЙ, СИМПОСИИ, КЛИНЕ, КАНДЕЛЯБРЫ, АМФОРЫ, ХИТОН, ГИМАТИЙ, ХЛАМИДА, ПИФОС, КРАТЕР, ОЙНОХОИ, КИАФ, ПОТЭРЫ, ЭНДРОМИДЫ, КРЕПИДЫ.
В ходе изложения нового материала учащиеся выполняют задания творческого характера по карточкам индивидуально:
I вариант
— Закончи предложения
Особенности планировки античного греческого дома:
- Фасад дома не являлся предметом …(Б)
- Климат помогал располагать помещения под …(Д)
- Все помещения были …(А)
- Передняя половина дома была обычно …(В), а задняя …(Е)
- Внутренняя сосредоточенность всех помещений дома позволяла говорить о …(Г)
Варианты ответов:
а) небольших размеров
б) забот греков
в) мужская,
г) рациональности планировки
д) открытым небом
е) женская
II вариант
— Подчеркни предложения соответствующие действительности КРАСНОЙ ЛИНИЕЙ, а не соответствующие действительности СИНЕЙ.
- Греки заботились о внешней красоте дома.
- Климат не позволял располагать помещения под открытым небом.
- Все помещения были небольших размеров
- Передняя половина дома была женской, а задняя мужской.
- Внутренняя сосредоточенность всех помещений дома позволяет говорить о рациональности планировки.
1. Рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией иллюстраций.
Представьте себе, что мы находимся в древнегреческом городе на одной из его улиц. Что мы видим? Улицы кривые, пыльные, замусоренные. Они не замощены и не имеют тротуаров. Большинство улиц столь узкие, что по ним лишь с трудом могла проехать одна повозка. Они извивались между глухими стенами домов с запертыми калитками. Дома обычно строились в один, два этажа. Вторые этажи и балконы в этих домах выступали над первыми. Строились дома из сырцового кирпича и булыжника. Античное жилище было особым замкнутым мирком, отгороженным от внешнего мира. Все помещения были обращены лицом к внутреннему дворику, а на улицу они выходили глухой стеной. Окон было не много, и они имели вид узких щелей, стёкол в них не было, и прикрывались они ставнями. Таким образом, вся жизнь античного дома была скрыта от посторонних. Вторая особенность греческого жилища, состояла в его расположении по отношению к солнцу, к источнику естественного тепла и света. Южная часть дома была обычно одноэтажной, а северная – двухэтажной. Таким образом, летом дом был защищён от палящих лучей солнца, а зимой, когда солнце ниже, лучи глубоко проникали в глубь жилища т.к. печей не было, и зимою греки спасались от холода переносными жаровнями.
Давайте заглянем в один из греческих домов.
(рис 8)
Типичный греческий дом строился из сырцового кирпича или камня, стены домов обычно облицовывались штукатуркой и окрашивались. Входные двери имели замки, которые были довольно больших размеров. Дом имел посредине внутренний дворик, куда открывались двери комнат. Через эти двери дом освещался и проветривался. Окон комнаты первого этажа не имели. Это помогало сохранить в доме жарким днём прохладу, но придавало улице мрачный вид. Во дворике стоял алтарь, где молились члены семьи и иногда был разбит небольшой сад. Водопровода не было, и поэтому воду рабы приносили из колодца.
Греческий дом делился на две части: АНДРОН - помещение для мужчин и ГИНЕКЕЙ- помещение для женщин, где они проводили почти всё своё время, располагался на втором этаже. Здесь же размещались и спальни. Комнаты были очень скромно обставлены, за исключением столовой, где мужчины принимали гостей и устраивались пиры – СИМПОСИИ. Обстановка в греческих домах была простой и удобной. Кресла и стулья были различных типов, с изогнутыми спинками и перемычкой, табуреты с вогнутыми ножками и складные. На СИМПОСИИ – праздничном ужине, пиршестве устраивавшимся для мужчин, гости лежали на ложах – КЛИНЕ (они были без спинки, с невысоким изголовьем, или со спинкой как у дивана, украшались скульптурой) и наслаждались изысканной пищей.
(рис. 9)
Рабы подавали им кушанья, а танцоры, музыканты и акробаты развлекали их. Столы – ТРАПЕЗИДЫ, предназначались только для того, чтобы ставить на них посуду. Они были ниже, чем наши столы и стоили очень дорого. Для хранения утвари и одежды в Греции использовались лари и сундуки, а вот шкафы были редкостью. В домах были светильники - КАНДЕЛЯБРЫ, самой разной формы: в виде масок, человеческой головы, ног в сандалиях. Обычно их делали из глины, ставили на высокие бронзовые подставки. Горючим для светильников было оливковое масло. Посуда в основном, была глиняной и бронзовой (самовары, котелки, вёдра, кастрюли, сковороды). Позже стали использовать серебряную и стеклянную посуду. Для хранения вина и оливкового масла применялись большие двуручные остродонные сосуды – АМФОРЫ. Горлышко замазывалось смолой. Самый крупный сосуд – ПИФОС – большая глиняная бочка с плоским или заострённым дном. В пифосах держали вино и масло фиги, соления. Сосуд для смешивания вина с водой назывался КРАТЕР. Это выпуклая ваза с широким горлом, двумя ручками и подножкой. К нему полагались ОЙНОХОИ (кружки с одной ручкой и носиком для разливания напитка) и КИАФ – ковш с высокой ручкой. Особенным разнообразием отличались ПОТЭРЫ – сосуды для питья. ФИАЛЫ, СКИФОСЫ, КИЛИКИ, КАНФАРЫ и, наконец, РИТОНЫ.
Виды сосудов:
1 – амфора; 2 – гидрия; 3 – ойнохоя; 4 – пелика; 5 – арибал; 6 – киаф;
7 – кратер; 8 – лекиф; 9 – килик.
(рис. 10)
На странице 164 учебника вы также видите изображение амфоры и на странице 166 Пифос – глиняная бочка для хранения зерна.
И так мы познакомились с внешним видом, планировкой, интерьером античного греческого жилища.
Вопрос для учащихся: Что поразило, удивило вас в доме грека по сравнению с вашим домом?
2. В процессе изучения внешнего вида древних греков учащиеся заполняют таблицу.
Страна | Нижняя одежда | Верхняя одежда | Головные уборы | Обувь |
Древняя Греция | Хитон | Гиматион, хламида, пеплос. | шляпа | Крепиды, сандалии, эндромиды |
А также выполняют задание:
Укажите термины, соответствующие следующим определениям:
- Женская одежда греков, состоявшая из прямоугольного куска ткани жёлтого, голубого или фиолетового цвета с поясом. (Б)
- Верхняя одежда у греков; представляла собой отрез ткани, которым оборачивали тело, скрепляя её пряжкой на правом предплечье или же под шеей. (В)
- Накидка у греков, которую использовали как плащ: женщины надевали на пеплос или хитон, а мужчины на голое тело или хитон. (Г)
- Женская и мужская нижняя одежда, тип рубахи из шерсти или льна. Он перепоясывался в талии и имел рукава или рукавные прорехи. (А)
А) Хитон;
Б) Пеплос;
В) Хламида;
Г) Гематий.
Рассказ учителя:
Афинская толпа представляла собой чрезвычайно красочную картину. Одежда греков была драпированной, в основном шерстяной. Кроме шерсти греки вырабатывали льняные ткани, а хлопчатобумажные и шелка привозили из стран Востока. Одежда была яркой и разноцветной, особенно у молодых людей – пурпурной, красной, зелёной и синей. Жёлтого цвета мужчины не признавали, он считался приличным только для женщин. Но белый цвет считался самым красивым и нарядным. Белые одежды отделывали яркой цветной каймой.
Мужская одежда.
(рис. 11)
Основной частью мужской одежды был ХИТОН. Его надевали прямо на тело. Это кусок ткани с отверстиями для рук. Верхние концы скреплялись на плече пряжкой. Длина хитона была различной в разные периоды. Первоначально его носили очень длинным, позднее стали подбирать пояском так, что он доходил только до колен. Иногда к хитону приделывались рукава. Хитоны для рабов, слуг, ремесленников и воинов имели только одно отверстие, для левой руки, а правое плечо оставалось обнаженным.
(рис. 12)
Поверх хитона набрасывали ГИМАТИЙ – нечто вроде плаща. Один край гиматия укреплялся на груди под левым плечом, затем ткань закидывалась за левое плечо на спину, проходя под правой рукой или над ней, и вновь закидывалась на левое плечо так, чтобы другой конец её падал на спину. Приличный гиматий должен был спускаться ниже колен, но не доходить до лодыжек.
(рис. 13)
Существовал ещё другой вид плаща короткий, скреплявшийся на шее пряжкой и свободно падавший на спину и плечи. Этот плащ назывался ХЛАМИДОЙ и применялся на войне, на Охоте, в дороге. В Афинах хламида была обычной одеждой юношей.
Голова оставалась непокрытой. Греки носили шляпы только за городом. На улицах можно было встретить в шляпе только путешественника или инвалида.
Волосы греков были густыми и пышными. Стригли их так, чтобы они падали на шею, не доходя до плеч. Щёголи носили длинные, тщательно причёсанные волосы, Атлеты напротив, стриглись коротко. Кроме франтов длинные волосы носили философы.
Афинский цирюльник мог похвастаться обширной и разносторонней практикой. Мужчины, как и женщины, красили волосы – или чтобы сделать их белокурыми, или чтобы скрыть седину. Недаром Аристофан укоряет какую-то особу в следующих выражениях:
Черна же ты, как зелье Лисикратово,
Которым он обычно красит волосы.
(рис. 14) Мужские прически: 1 – двойная заплетенная косичка; 2 – подвязанный хохолок; 3 – шлейф волос; 4- завитушки на виске.
Для ращения волос применяли масло, смешанное с благовониями. Мужчины, носившие в VI в длинные волосы, стали стричь их после Марафона. После Александра стали брить бороду и усы. Никогда греки не носили усов без бороды. Затем цирюльник делал клиенту маникюр, а окончив – подавал ему зеркало.
(рис. 15 – Крепиды)
На ноги надевали сандалии, прикреплявшиеся ремнями, но существовали и другие виды обуви вроде сапог, полусапог, башмаков разного цвета – белые, чёрные или красные, часто очень нарядные, если шли в гости. Именно обувь была той частью одежды, в которой изощряли свою фантазию франты. Делали обувь обычно из кожи, но иногда и из войлока, подобно шляпам. Некоторые украшали обувь золотом или серебром.
(рис. 16 — Эндромиды)
В период эллинизма стало модно делать на подошвах надписи, которые отпечатывались в пыли. Наиболее частой была надпись “Следуй за мной”. Дома греки ходили босиком, Улицы же были в том состоянии, что защищать ноги было необходимо. Впрочем, выносливые люди старой школы вроде Сократа ходили босиком и по улицам. Сократ – даже зимой.
Наряд дополнялся перстнем и палкой. Перстни с печатью служили украшением и для того, чтобы пользоваться печ