Образцовые дома петровского времени: «Образцовые» дома в Петербурге Петра I – Образцовые дома Трезини | Петровское барокко

Содержание

«Образцовые» дома в Петербурге Петра I

Как известно, Санкт-Петербург принадлежит к тому типу городов, которые не росли естественным образом, а строились по плану.

Генеральный план 1716—1717 годов,Доменико Трезини, 1716

То есть, в начале восемнадцатого века потребовалось возвести очень много строений сразу, причем для разных категорий людей — дворян, военных, ремесленников и т. д.

Задачу осложняла катастрофическая нехватка кирпича в Петербурге (не было кирпичных заводов), царю же хотелось, чтобы новая столица была отстроена по европейскому образцу и, таким образом, отличалась бы от «деревянных» российских городов.

Однако обстоятельства оказались сильнее неукротимой воли Петра, и в первые годы городские постройки были в основном деревянными.

Графа Потемкина тогда и в помине не было, но что-то похожее на «потемкинские деревни» уже появилось: деревянные петербургские дома раскрашивали «под кирпич», чтобы не мытьем, так катаньем обеспечить сходство с европейскими городами.

Домик деревянный, просто раскрашен «подкирпич»

Дома людей знатных отличались от жилья менее обеспеченных жителей в первую очередь размерами, во вторую — некоторыми архитектурными излишествами, например, шпилями, которые также должны были приблизить петербургскую архитектуру к европейской.

 Домик Петра  I. Петр велел раскрасить домик «под кирпич», а крышу — «под черепицу.

Между тем время шло, требования к новым постройкам повышались, и строительное дело постепенно ставилось на поток. Необходимость возведения множества домов сама собой подталкивала к идее строительства по типовым моделям.

Так принцип рациональности победил индивидуальную фантазию. А поскольку деревянные постройки при возгорании полыхали, как свечки, с течением времени стало процветать сооружение так называемых мазанок. Они возводились из того, что было под рукой: сначала собирали деревянный каркас, который затем заполнялся и обмазывался глиной (вот где, наверное, истоки современной технологии строительства «каркасных» домов!). В дальнейшем их также раскрашивали под кирпич, и это было проще, чем создавать «камуфляж» для деревянных строений.

Но главное, пожалуй, что впервые в истории отечественной архитектуры началось строительство «по образцам». Первые «образцовые мазанки» были заложены царем Петром неподалеку от Петропавловской крепости в 1711 году. Они положили начало новой эпохе в строительном деле — эпохе типовых, как назвали бы их сегодня, проектов. Преимущества здесь были налицо: возможность быстро скопировать образцовый проект, быстро выстроить дом, причем более огнестойкий, чем деревянный, и более дешевый, чем кирпичный.

Одноэтажные типовые мазанки, раскрашенные под кирпич, придавали новой столице облик, отличающийся от тогдашних российских городов. Однако подобный способ застройки все задачи решить никак не мог. Из глины многоэтажное здание не возведешь, архитектурное оформление возможно только самое простенькое, да и век мазанок, увы, был недолгим. Вот почему в скором времени на берегах Невы начали одно за другим расти каменные строения, и некоторые из них благополучно дожили до наших дней.

Еще в 1707 году появились палаты А. В. Кикина возле Адмиралтейства — это был первый каменный дом в Петербурге.

Петербург. Кикины палаты

Спустя три года на Петербургской стороне был построен каменный дом канцлера Г. П. Головкина, затем — дворец царевны Натальи Алексеевны, Летний и Зимний дворцы царя Петра, а вскоре появился и настоящий архитектурный шедевр из камня — дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове. Однако настоящий бум каменного строительства в Петербурге начался с известного петровского указа 1714 года о запрещении на время во всей остальной империи строить дома из камня.

Васильевский остров, Меншиковский дворец

Именно в те годы в северную столицу потянулись подводы с обязательным грузом камней, которых так не хватало в краю болот. И в скором времени каменные особняки, дворцы и палаты начали расти, как грибы после дождя. Естественно, это было жилье для самых богатых людей.

Петергоф, дворец Марли

Расслоение по имущественному цензу угадывалось в типе дома: каменный дом — у богатого, мазанка — у жителя победнее, а какая-нибудь деревянная халупа — у самых малообеспеченных. И это уже отдаленно напоминает современную градацию жилья: согласитесь, панельные дома чем-то напоминают мазанки, а кирпичные и кирпично-монолитные — тогдашние каменные строения.

Петергоф, Эрмитаж

Стрельна, Путевой дворец Петра I

В еще большей степени сходство обнаружится, если мы вспомним, какую роль в «типовом» петербургском строительстве сыграл выдающийся архитектор того времени Доменико Трезини.

В первую очередь он известен петербуржцам как создатель Петропавловского собора, здания Двенадцати коллегий и множества других знаменитых строений.

Однако заслуга Трезини еще и в том, что он был автором первых «образцовых» жилых домов. Проект определенной серии предусматривал число этажей — один или два, протяженность фасада вдоль улицы, а также учитывал сословное положение владельца.

 

Возьмем, к примеру, «образцовый дом для подлых» (в те времена это слово еще не имело нынешнего оттенка): как правило, такое строение было одноэтажным, простым в архитектурном отношении, да и внутри оформлялось весьма скромно. Такой дом служил жильем для тех, кто трудился в поте лица.

«Образцовый дом для зажиточных» представлял собой здание, которое могло иметь большую протяженность фасада, а при наличии средств — и надстроенный второй этаж. Обычно он принадлежал зажиточному ремесленнику, владельцу пекарни или, выражаясь современным языком, «представителю среднего класса».

Разумеется, не были обделены вниманием и люди «именитые», правда, здесь таланта Трезини оказалось недостаточно, и к делу был подключен другой выдающийся архитектор — Жан-Батист Леблон. Именно он разработал «образцовые» фасады «домов для именитых»: в этих проектах уже появились архитектурные изыски, украшения, подчеркивающие знатное происхождение владельца.

 

«Образцовые» чертежи дома в печатном виде выдавались заказчику, но имели только рекомендательный характер. Если позволяли средства, можно было проявить фантазию и построить шикарный дом, предварительно согласовав рисунок фасада дома в Канцелярии городовых дел. Материал разрешалось выбрать любой, и, хотя старались возводить в основном каменные здания, строили дома и мазанкового типа, и деревянные. Обязательным было лишь соблюдение этажности и общих размеров постройки, а также правильное расположение на участке.

Только таким образом, — используя принцип серии, «образца», можно было в сравнительно короткие сроки возвести в болотистой дельте Невы тысячи новых строений (к 1725 году в городе их насчитывалось около шести тысяч).

 Васильевский остров, 6 линия , дом 13, дом Троекурова

Васильевский остров, 1 линия , дом 15

Васильевский остров, дома на набережной Лейтенанта Шмидта

 

И если вернуться в век двадцатый, нетрудно обнаружить явное сходство в ситуации.

Еще во времена Н. С. Хрущева возникла необходимость массового строительства жилых домов, в результате чего многие ленинградцы переселились в «хрущевки». Далее разрабатывались другие, более совершенные проекты, пока наше время не узаконило триаду: типовое-комфортное-элитное. Эта классификация, как выясняется, исторически традиционна.

Владимир МИХАЙЛОВ

07.08.2013

Образцовые дома Трезини | Петровское барокко

     На смену «образцовым» мазанкам, которыми застраивался Петербург в первое десятилетие своего существования, с 1714 года приходят типовые проекты каменных домов. Разработку их, по воле Петра, поручают Д. Трезини.
     Трезини разрабатывает несколько проектов жилых домов в один иди в два этажа, причём габариты дома и размер участка определялись имущественным и социальным положением человека.

Трезини, Меншиков и Пётр I
     В числе типовых проектов были варианты дома:
– для «подлых»
– для «зажиточных»
– для «именитых»
– загородных усадеб для застройки участков, прилегавших к рекам.
     Дома для подлых предназначались для второстепенных улиц города и могли быть мазанковыми. Сторона участка равнялась длине фасада (10 метров) и ворот (3-4 метра).

Дом для «подлых»

Дома для «подлых» вдоль Фонтанки
     Дома для зажиточных предназначались к застройке на крупных улицах столицы. Они имели до 20 метров по фасаду и были разделены на две половины – мужскую и женскую.

Дом для «зажиточных»
     Подобными домами в 1720-е годы застраивалась набережная Васильевского острова.
     Проект дома для «именитых» имел рекомендательный характер. Если позволяли средства, можно было проявить фантазию и построить шикарный дом, предварительно согласовав рисунок фасада дома в Канцелярии городовых дел.

Дом для «именитых»
     На проектах загородных усадеб, в основном, представлены одноэтажные дома с мезонинами. Детально и с вариантами предложены архитектурные украшения садов.

 
 Проекты загородных усадеб Д. Трезини
     Проекты были гравированы, напечатаны и в таком виде выдавались застройщикам. На каждом оттиске были нанесены габариты участка, план дома, фасад с воротами и краткое пояснение, в котором указывались размеры участка и дома.
     Материал разрешалось выбрать любой, и, хотя старались возводить в основном каменные здания, строили дома и мазанкового типа, и деревянные. Обязательным было лишь соблюдение этажности и общих размеров постройки, а также правильное расположение на участке.
Запись опубликована в рубрике Жилая застройка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Трезини, Доменико — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 июня 2019; проверки требуют 14 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 июня 2019; проверки требуют 14 правок. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Трезини.

Доме́нико Андре́а Трези́ни (итал. Domenico Trezzini, Андре́й Яки́мович Трези́н[4], Андре́й Петро́вич Тре́зин[5]; 1670, Астано, селение близ Лугано, кантона Тичино (Тессинского кантона), итальянской Швейцарии — 19 февраля (2 марта) 1734, Санкт-Петербург) — архитектор и инженер.

Как установил по сохранившимся автографам исследователь творчества архитектора Ю. М. Овсянников Трезини писал свое имя не на итальянский лад (Доменико), а: Доминико, вероятно, чтобы подчеркнуть свое швейцарское происхождение. В Астано действует дом-музей семьи Трезини. Тессинцы славились во многих странах Европы как умелые каменотесы, строители и инженеры. Из этой небольшой области вышли многие известные мастера: Ф. Борромини, Д. Мерлини, Дж. Фонтана, работавшие в России Д. Висконти, Дж. Ф. Росси, Дж. Фраскини, семьи мастеров Лукини, Руска, Солари, Адамини, Бруни, Бернардацци, Жилярди и многие другие[6]

Трезини учился строительному делу в Италии, в 1699 г. переехал на работу в Копенгаген, столицу Дании. Там он подписал контракт на работу в России.

21 августа 1703 г. вместе с большой артелью тессинцев морем прибыл в Архангельск, затем в Москву, а в феврале следующего года прибыл в Санкт-Петербург, став первым архитектором новой столицы. Трезини вел практически все каменные постройки Санкт-Петербурга (одновременно до 30 — 40 построек), чертил планы и фасады, остальное делали его помощники. Трезини заложил основы европейской школы в петербургской архитектуре, хотя формально был не художником, а инженером-фортификатором. В 1726 г. в качестве высшей награды за службу он получил чин полковника от фортификации, красный мундир и шпагу.

Повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился Михаил Земцов, с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Трезини.

По проектам Трезини заложены Кронштадт (1704) и Александро-Невская лавра (1717), в 1706 году начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова (1715), выстроены Летний дворец Петра I в Летнем саду (1710—1711), Петровские ворота (деревянные — 1708, каменные — 1714—1717) и Петропавловский собор (1712—1733) в Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий (1722—1734) — теперь главное здание Петербургского университета, расширение Зимнего дворца Петра I (1726—1727), Галерная гавань и большое количество ныне не сохранившихся зданий, среди них Гостиный двор на Васильевском острове.

Будучи главным архитектором Санкт-Петербурга, Трезини составил по указанию Петра I «образцовые» (типовые) проекты городских жилых домов и пригородных дач (1717—1721)[7]. Постройки Трезини характерны для зодчества петровского барокко. Их отличает регулярность планов, скромность декоративного убранства, сочетание красивых ордерных элементов с барочными деталями.

Приехал в Россию один, оставив свою первую жену Джованне ди Вейтис в Астано. Вторично женился в 1708 году, а от третьего брака с Марией Карлоттой у него были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий, Матфей и дочь Катарина. Трезини жил сначала в Греческой слободе (в районе набережной Мойки и Миллионной улицы), где был избран старостой. Затем в 1720-х поселился в собственном доме на Васильевском острове, на современной Университетской набережной (д. № 21, сохранился в перестроенном виде). Похоронен на кладбище при церкви Сампсония (ныне Сампсониевский собор), могила не сохранилась.

  • В честь Д. Трезини назван астероид (19994) Трезини, открытый астрономами Людмилой Карачкиной и Галиной Кастель в Крымской астрофизической обсерватории 13 октября 1990 года[8].
  • В 1995 году на месте не сохранившегося Сампсониевского кладбища в Санкт-Петербурге, где был похоронен архитектор, был открыт памятник «Первостроителям Санкт-Петербурга», посвящённый его авторами архитектором В. Б. Бухаевым и скульптором М. М. Шемякиным, в частности, Доменико Трезини.
  • В Санкт-Петербурге Доменико Трезини установлен памятник[9] и в его честь названа площадь.
  • Снят фильм студией «Натакам» в 2011 году «Трезини. Родом из Тичино».
  • Санкт-Петербурский рэпер Yung Trappa называет себя Трезини в честь Доменико Трезини. Например, в песне «Деньги»: «Это Молодой Трезини, я создатель, архитектор»[10].
  • В 2018 году учрежден ежегодный архитектурно-дизайнерский конкурс «Золотой Трезини». Международное экспертное сообщество нового типа, которое объединяет профессионалов в сфере архитектуры, дизайна, реставрации и музейного дела, представителей деловых кругов, СМИ, органов власти, академической среды, а также деятелей искусства. Цель конкурса — выявление архитектурных, дизайнерских и реставрационных проектов, художественная ценность которых позволяет причислить их к произведениям искусства.

Образцовые мазанки (1711) | Петровское барокко

     «Мазанки небольшие близ мосту Петровских ворот, в которых была типография, в 1711 году построены. Сии мазанки Его Величество Пётр Великий закладывал сам собственными своими руками.
     Сии мазанки самые первоначальные образцовые, по которму образцу всем прочим здешним жителям строить повелено, о чём и печатными указами подтверждено накрепко было, 4 апреля 1714 года» («Описание С.-Петербурга», 1779).
Образцовая мазанка

План, фасад и разрез мазанки 
     Поскольку весь кирпич, производившийся в Петербурге, уходил на строительство крепости, было принято решение строить деревянные мазанки. Надзор за строительством был поручен Д. Трезини.
     Мазанковые дома были известны в Европе ещё со времён раннего средневековья, поэтому техника их строительства для Трезини была знакома во всех подробностях.

 Мазанка в европейском городе
     Основной стен такого дома служил каркас из толстых брусьев. Ячейки каркаса заполняли камнем или закрывали щитами из плетёных ветвей. Потом снаружи и изнутри обмазывали её глиной и штукатуркой.

Этапы строительства мазанки
     Однако скучный вид мазанок всё таки не производил должного впечатления. Поэтому Пётр приказал раскрашивать мазанки в разные цвета.
     Конечно же, и Пётр, и Трезини понимали, что в условиях северного климата глиняные мазанки прослужат не более 3-5 лет, однако нетерпение царя увидеть готовый город было сильнее практичности. В итоге, получалось некое подобие макета города, но в натуральную величину.

Раскрашенные мазанки
Запись опубликована в рубрике Жилая застройка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

По указу Основателя - Сольвейгия — LiveJournal

Или "Первые строения Петербурга-3".

Так уж случилось, что понадобилось проводить разыскание о постройках времён допетровских. По этой причине третья статья серии появляется после небольшого перерыва. Надеюсь, что вами не успели забыться стеклянные окна и первое применение типовых проектов при строительстве. На сей раз я обращаюсь к статье Екатерины Станюкович-Денисовой.

"Жилое строительство, в силу своей функциональности и векового использования традиционных материалов, отличалось значительной устойчивостью форм. Вплоть до петровского времени не было предпосылок к коренному изменению образа жизни, которые могли бы повлечь за собой изменение всей городской среды...

Начало жилой застройки нового типа в Петербурге было положено в 1703 году строительством «Красных хоромцев» для Петра I.

Простейшая планировка на две половины была привычна для всего деревянного зодчества на Руси. Поэтому это «малое строение», с одной стороны, подытоживало многовековый традиционный опыт, а с другой открывало новые возможности, благодаря непривычным для русского глаза существенным деталям, таким как имитация кирпичной кладки, широкие «лежачие» окна, гонтовая крыша, имитирующая поливную черепицу.

Во многом схожие с домом Петра I здания были сооружены на близлежащей Троицкой площади: дом А. Меншикова и мазанки (фахверки), в т.ч. дом петербургской типографии, очень близкие по решению к образцовому проекту Трезини, названному И. Грабарем «домом для подлых». Именно эти простые одноэтажные домики с планировкой на четыре помещения, группировавшихся вокруг печи, определили облик раннего Петербурга, в первую очередь, на Городовом острове. Прием надстройки домов крошечным мезонином, чрезвычайно распространенный в Северной Европе,


Первый зимний дом Петра I

заметно оживлял силуэт города. Он был использован в «Голландском домике» (первом Зимнем доме Петра), ставшем, по всей видимости, одним из близких прообразов проекта т.н. «дома для зажиточных». Характерные для этих проектов предельная экономичность и аскетический облик фасада прослеживаются и в более значительных постройках, таких как Летний дворец Петра.


Летний дворец Петра I (можно видеть толщину культурного слоя)

Если мысленно убрать знаменитые рельефы, то архитектурный акцент здания сосредоточен на рустовке углов, скупом обрамлении окон и простом венчающем карнизе. Аналогичное решение стало широко применяться со второй половины 1710-х гг. в парадном жилом строительства (напр. парные дома камер-юнкера Стрешнева на Васильевском острове).

Опубликованные еще в Москве указы 1700, 1704, 1707 гг. предписывали строительство домов по новому принципу не «средь дворов», а «по линии вдоль улиц». Ответственность за застройку Петербурга была возложена на образованную в 1706 году Канцелярию городовых дел. Выдвинутое требование застройки улиц «сплошной фасадою», то есть домами вплотную один к другому, так, чтобы высота карнизов и основных архитектурных членений совпадала, было применено в здании мазанковых Коллегий на Троицкой площади, а затем повторено в каменном здании Трезини на Васильевском острове.

В петровское время практиковалось и соединение разных домов одним фасадом, что придавало застройке в целом более монументальный облик. Такой архитектурный прием был предназначен для оформления, в первую очередь, набережных Невы и имел важное градостроительное значение. Въезд во двор мог осуществляться со стороны переулка, либо со стороны улицы: на уровне цокольного этажа устраивался сквозной проход. Участки, выделяемые под застройку, в основном имели форму вытянутого прямоугольника с короткой стороной в десять саженей по фасаду, на которой должен был быть построен дом, остальное пространство отводилось под двор, окруженный по периметру хозяйственными постройками.

Указы 1714 г. (о запрещении каменного строительства во всех городах, кроме Петербурга;



о принудительном переселении части жителей из губерний в столицу;

о запрете деревянных строений на Городовом острове, Адмиралтейском острове, по берегам Невы и их замене мазанками)5 значительно способствовали расширению каменного строительства. Дополнительные требования строить дома на Васильевском острове исходя из количества крепостных




и утверждение «образцовых проектов» Трезини и Леблона, обязательных для исполнения в указанные сроки, должны были обеспечить скорое придание столичного облика городу-«парадизу».

Каменная типовая застройка 1720-х гг. лучше всего представлена в сохранившихся домах на наб. Лейтенанта Шмидта. Д. Трезини, отвечавший за планировку и застройку Васильевского острова, создал ступенчатую композицию домов вдоль набережной Большой Невы, в которых применил большое количество модификаций образцового проекта как на десять, так и на двенадцать, и даже на двадцать саженей. Собственный дом Трезини (Университетская наб., 21; 1723-1726) в два апартамента на высоких погребах («выше прибылой воды» на один аршин), с фронтошпицем (мезонином), был построен по проекту ван Звитена7 и имел одиннадцать осей.

По всей видимости, его композиция восходила к Свадебным палатам Д. Трезини (1712). Пилястры большого композитного ордера оформляли центральную часть из трех окон и углы здания. Между окнами первого и второго этажа — прямоугольные филенки со срезанными по полуциркулю углами. Окна имели сложные фигурные наличники двух типов. Вход был центрирован парадным двухмаршевым крыльцом и массивным балконом второго этажа. Несмотря на неоднократные перестройки (добавление шести пилястр, надстройка по сторонам мезонина, изменение портала, появление классического антаблемента и наличников), первоначальный облик дома легко узнается. Эта же схема разбивки фасада могла применяться в сокращенном виде (семь осей): подворье псковского архиерея, дом Н.Ю. Трубецкого и др.

Можно говорить о том, что застройщики часто сочетали в своих домах черты двух разных образцовых проектов: Леблона — с рустом на углах и центрированным входом и Трезини — с большими пилястрами, мезонином и трехосевой композицией центрального ризалита.


Фасад образцового дома (Леблон, Жан Батист)

Образцовый проект дома «для именитых» Леблона на семь осей (десять саженей), в частности, нашел интересное применение в композиции дворца Прасковии Феодоровны (1720-е гг.), став двумя связующими звеньями между богато украшенными ризалитами.


Дворец Меньшикова

Со временем получает распространение более сложная объемно-пространственная композиция с тремя ризалитами. Исходной в данном случае является планировка Меншиковского дворца с большим ассамблейным залом в центральном ризалите и симметричным делением дома на «половины». Эта же схема повторяется в Свадебных палатах (Д. Трезини, 1712), Кикиных палатах (А. Шлютер, 1714), доме Ф.М. Апраксина (А. Леблон, Ф. Васильев, 1716), Верхних палатах Петергофа (И. Браунштейн, 1714), доме Ягужинского на набережной Невы (И. Маттарнови, Н. Гербель, 1715-1722) и др. Таким образом, принятая планировка и общая схема оказались устойчивее, чем творческие решения отдельных зодчих с истоками в различных национальных традициях.

Принципы типовой застройки были общими для всех. Дома Петра I, по многократным утверждениям современников, воспринимались как рядовые здания («дома для шляхетства), в противовес, скажем, дворцу А.Д. Меншикова. Первым по существу царским, а затем и императорским дворцом становится Зимний дворец работы Маттарнови (1716 –1723). Но и эти здания, в первую очередь, входили в общую застройку города, а не играли градообразующую роль, которая была возложена на высотные доминанты храмов (Петропавловский, Троицкий, Воскресенский) и гражданских сооружений (Адмиралтейская и Партикулярная верфи, башня Кунсткамеры).

Развитие объемно-пространственной композиции жилого дома идет от компактного кубического объема с оконными проемами, сначала без декора, а затем с фигурными наличниками и рустованными лопатками, которые выделяют ризалиты. Простейшим являлось безордерное решение, которое развивалось путем последовательного усложнения простенков филенками, затем лопатками, полуколоннами и, наконец, колоннами.

Второй градостроительный этап в Петербурге приходится на конец 1730-х годов, когда Комиссией о Санкт-Петербургском строении, объединившей усилия петербургских архитекторов, относящихся к различным ведомствам (Полицмейстерской Канцелярии и Канцелярии от строении, Сената, Академии наук), были в предложены обновленные проекты каменных жилых домов.

Образцовые проекты домов П. Еропкина и М. Земцова в один и два апартамента на погребах имели большие размеры по сравнению с домами петровского времени и не имели двухмаршевых крылец по фасаду. Отказ от сплошной фасадной застройки улиц, обусловленный боязнью возникновения пожара, привел к появлению фигурных ворот, оформлявших парадный въезд во двор со стороны улицы.


Воронцовский дворец

Дома, как правило, имели выделенный рустом и треугольным фронтоном трехоконный ризалит, за фасадом которого по-прежнему находился большой зал и парадные комнаты. Жилые покои, меньшие по размеру, окнами выходили во двор9. Такими зданиями были застроены Морские слободы, Адмиралтейская сторона, Невский проспект и прилегающие районы. Изменение масштабности и принципа оформления хорошо прослеживается на примере набережных Большой Невы — на Петербургской стороне (с застройкой, которая сложилась к середине 1710-х гг.), Васильевского острова (с модульной системой на основе типовых проектов Леблона) и Нижней (Английской) набережной, застроенной «шляхетскими» домами в первой половине 1730-х гг.


Английская набережная

(впрочем, проекты и постройки после 1725 года к петровскому времени уже не относятся. Поэтому, при желании статью полностью можно прочитать здесь:

http://www.actual-art.org/en/95-st2010/ri18-20/189-obraztsovye-proekty.html
Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova (St. Petersburg State University, Russia)

О работах Доминико Трезини http://www.artprojekt.ru/library/rus18/st006.html

Я же, добавлю, как заботился о строительстве своего города Пётр Первый. Каждый год, он непременно издавал указы о строениях на Васильевском острове

Предоставлял построившимся ряд льгот

Указы, по царскому наказу доводились до сведения населения не только Петербурга, но и других городов

Для обезпечения строителей нужными материалами, создавались мануфактуры и заводы

Создавались условия для работников

О культурном слое города очень хорошо сказали те, кто его изучает - археологи. В историческом центре города толщина слоя составляет 1.5-1.8 м. В слое содержатся подсыпки (до 0.7 м), наслоения асфальта (так же до 0.7 м). За триста лет это вполне себе нормальная толщина культурного слоя сопоставимая с культурными слоями других городов. Читайте археологов здесь

И по преемственности архитектуры зданий, и по указам Петра видно, что не в один миг возник город Питер. Не был он откопан после мирового потопа. Не было у царя и гвардейского полка инопланетного в зелёных мундирах. А потому сказки подобные, конечно, хороши лишь для детей. И уж совсем не к лицу взрослым людям верить во всякую небывальщину.

Желаю всем здравствовать!

архитектура / 38 Основание Петербурга Проблемы градостроительства петровского времени замысел Петра 1 (2)

38 Основание Петербурга Проблемы градостроительства петровского времени замысел Петра 1, работы Д. Трезини, Ж.Б.Леблона укороченный вариант

  1. Крепость Петра и Павла

1703 год

Период «деревянный»

Осада Ниеншанца - осада и взятие русскими войсками под командованием фельдмаршала Шереметьева шведской крепости Ниеншанц, расположенной недалеко от устья Невы, в период Великой Северной войны. Осада происходила в период 25 апреля — 1 мая 1703 года и закончилась без штурма капитуляцией шведского гарнизона.

Система ва-бам

Площадь постоянно увеличивалась

Вход с восточной стороны острова (Петровские ворота)

Колокольня со шпилем

Доминирование шпиля в силуэте останется и при строительстве каменной крепости (1706 г.)

Деревянная перенесена и стала церковью Св. Матфея

Каменная: Доменико Трезини

Прототип: Меншиковская башня, Рижская башня, Лондон- Кристофер Рен

Прямых аналогов нет

Базиликальный собор

Прототип: интерьер Собор Св. Петра в Риме

  1. Петровские ворота

Архитектор Доменико Трезини

Рельеф Конрада Освана

Гравюра Пикарта: домик Петра, Петропавловская крепость

Городовой остров

Троицкая площадь: внутренняя галерея, наружная

Мазанковый Гостиный двор, за ним слободы (селятся по профес. признаку)

  1. Первое гражданское сооружение – «Красные хоромцы» Петра I

1703

(Домик Петра)

С 1710 года началось строительство каменных зданий

-Дом канцлера Головкина, Шафирова, Зотова, Гагарина

План Леспинаса, 1714

Сад Меншикова

План Хоманна, 1718

План Леблона, 1718

1 этап – слободский

1703-1714

Хаотичная застройка на Петроградской стороне

1716- путешествие Петра

Наприглашал, н-р Леблона

Идеальный план Леблона

1717: программный и идейный

Мойку в канал, мосты там, где сейчас, укрупнение кварталов на Вас. острове

Васильевский остров

  1. Меньшиковский дворец

1710 –каменный дом (1710-1727)

Фонтана арх-р

Каменный дом управляющего – маршалка Соловьева, 1714

Увеличение дворца

Последнее: крыло к кадесткой

Планы: рядом строительство дворца Петра II, в линию.

(сейчас на этом фундаменте филфак)

Между стояла церковь

Строились единичные здания – проект.

Леблона

  1. дом для зажиточных -1714

  2. зимний дом

Трезини

  1. свадебные палаты – 1711

с оглядкой на меншиковский дворец

похожая планировка

Трезини

Пилястры, мотив 3-х оконного мезанина

Набережная линия сформировалась к 1716 году

Интерьер известен по Зубову

«Свадьба Петра и Екатерины»

Ложные шпалеры

Знаки ордена Андрея Первозванного

Реально зал был меньше, чем на картинке

Иоганн Готфрид

Проект зимнего дворца петра 1

Дом для одного владельца (Петра 1)

Планировка достаточно локальна

Садик

Не носит парадного характера

1716-1719 – строится корпус

Фасад на Неву и наб Зимней канавки

1719-масштабное расширение корпуса

Трезини

Автор проекта: трезини или матарнови

Угловой ризалит – матарнови

В центр – парадная композиция в виде триумф арки

Погребальная зала петра 1

Продолжал отстраиваться при екатерине 1: снесен свадебный корпус, в плане приобрел прямоуг замкнутый корпус

Фасад 1783 г

Внутри двора: двух ярусн аркады

Аксонометричный план города (с 1765 г снимался)

На этом месте затем: эрмитажный театр кваренги

4.Почтовый двор

На миллионной улице

  1. московская сторона

за фонтанкой

осн часть вдоль невы в районе нынешней шпалерной улицы

на песках велась застройка и жили в основном бояре, сестра петра 1

появление артиллерийских слобод вокруг двора

5.участок кикина

(раньше, чем с адмиралтейством, начал строительство каменного дома)

Кикины палаты до 1718

Арх шлютер возможно

Размещались коллекции Кунсткамеры

Отделка, наружное убранство не сох-сь

Воссоздали декорацию

Застройка известна по гравюрам зубова, 1716

На основе сформировались образцовые дома

  1. ал-невский монастырь

трезини

по типа петропавловского собора

уступчатые корпуса, обращение к неве

сменил швертфегер, 1720

предлагает устанвку второй церкви, двор с церкумфиренциями

проект нового собора: базилика с двумя колокольнями на зап фасаде и достаточно большим куполом.

В петровское время: только стены

Конкурс: победил старов

На фундаменте построил Троицкий собор

Арх-ра садов. Парков, резиденций

  1. Летний сад

Садовник ванн Розен, Леблон

На месте усадьбы Конау

Дер набережная, люфтгаузы

С 1710 –дворец петра на мысу

«долгие» палатки вдоль фонтанки

Сад разделялся поперечным каналом

Пред

Третий летний сад

План Леблона: царицын двор, почтовый двор

Планировка летнего дворца:

Зеленый кабинет, 1714-20

  1. екатерингоф

проект образцовой загородной усадьбы

  1. монплезир

самая современная система подачи воды

  1. Эрмитаж

  2. мариинский комплекс

  3. верхние палаты

Шлютер, Брамштейн, Леблон

  1. стрельна

  2. константиновский дворец

  3. ораниенбаум

  4. дворец кадриорг

талин

арх. микетти

земцов

1 зал заседаний сената в 12 коллекций

2. перевод небольших церквей в камень

3. ц-вь симеона и анны

4. рождества богородицы на неском

С 1733

Земцов, Бланк

  1. фасад дома земцова на невской персективе

комиссия: застройка центра

план махаева/трускота

результат градостроительных работ 30-40-х

размещение полков: спец кварталы со спец застройкой

строгая, регулярная планировка

еропкин – район Коломны

попытка создания морского полкового двора

улицы испрямлялись

значимость набережных, а не улиц

адмиралтейский луг

н. 1740-х – ледяной дом

волынский, еропкин, татищев

по типу одноэтажного вельможного дома (дом Волынского)

Дом черкасского («Миллионный дом»)

Коробов арх

38 Основание Петербурга Проблемы градостроительства петровского времени (замысел Петра 1, работы д. Трезини, ж.Б.Леблона)

В 1703 г. в устье реки Нева была заложена крепость, через год – Адмиралтейство, уже в 1712 г. Петербург был объявлен столицей. Очевидно, что при Петре Петербург строился с чрезвычайной быстротой для своего времени. Он строился кардинально отличительным образом от всех прочих русских городов. Если Москва первоначально располагалась на холме, затем граница города отодвигалась кругами от центрального Кремля. Петербург же расположился на ровной болотистой местности. Его планировка осуществлялась тремя главными лучевыми проспектами, по схеме трезубца, и не по кольцевой системе, а по радиальной, с четкой планировкой улиц.

В 1716 г. Петр пригласил работать над проектом Петербурга французского архитектора Леблона, который изначально идеальный город-крепость овальный в плане. Однако впоследствии этот план был изменен, и Петербург преобразился в речной город, уникальный и неповторимый. Основное строительство было ориентировано на Неву. Строительство северной столицы продолжали непрерывно сменяющие друг друга итальянские, голландские, немецкие, французские архитекторы, а также выдающиеся русские зодчие – Еропкин, Коробов, Земцев.

Три главных радиальных проспекта города – это Невский, Гороховская и Вознесенский – расположены идеально правильно, под равными углами. Они сходятся у Невы, у мыса Васильевского острова на треугольнике центрального ансамбля города из трех зданий – Петропавловской крепости, Адмиралтейства и Биржи. Над городом поднимаются грандиозные башни Петропавловского собора, шпиль Адмиралтейства, колоколен и куполов Казанского и Исаакиевского соборов. 

Первым сооружением города считается дерево-земляная Петропавловская крепость, заложенная 16 (27) мая 1703. Собственно, она и называлась «Санктпитербурх», позднее это имя распространилось на весь город. В этом же году построен деревянный наплавной Петровский мост через Кронверкский пролив — первый мост города; в 1706 году он заменён свайным. В 1704-1705 годах с запада и с востока крепости были возведены дерево-земляные равелины, в 1705—1708 годах с наиболее опасного — северного — направления основная крепость была защищена вспомогательной — Кронверком, за которым был оставлен гласис — на его месте сейчас разбитАлександровский парк. В эту же зиму построены первые форты в проливе Невской губы.

Однако первым завершённым городским зданием является Домик Петра I на Берёзовом острове (от финского Койвусаари — Берёзовый остров), который был построен солдатами за три дня, к 27 мая 1703 года.

В ноябре 1704 года на левом берегу Невы была заложена вторая «фортеция» — верфь-крепость «Адмиралтейство», позже неоднократно перестраивавшаяся. Крепость прикрывала верфи с южного направления. Первые чертежи сделал сам Пётр I, руководил стройкой новый обер-комендант города Роберт Брюс. За стенами крепости также был оставлен гласис, на месте которого сейчас Александровский сад.

Таким образом, в 1703—1711 годах основными градообразующими функциями города были фортификация и судостроение, им было подчинено создание административных, жилых, торговых, транспортных объектов. Единого проекта застройки не существовало, зачастую за основу брались дороги и поселения допетровского времени. В то же время у Петра I до конца жизни сохранялся основной градостроительный замысел новой столицы: каменная застройка по образцу виденных им западно-европейских городов. Однако, в отличие от скученной компоновки старых европейских городов, северный размах территории позволял создать прямые широкие улицы, застроить набережные каналов и невских протоков. В дальнейшем это послужило одной из основ своеобразия архитектуры Санкт-Петербурга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *