Образцовые дома петровского времени: Петропавловский собор, Меншиковский дворец, Летний дворец Петра I, Палаты Кикина. – Стройка имени Петра: архитектурные дары первого российского императора

Содержание

Жилая застройка | Петровское барокко

Дом Троекурова на Васильевском острове (Трезини)  *  Жилой дом кадетского корпуса (слева – реконструкция) (1730) *  Бассейная больница и жилой дом на Кадетской линии (Леблон, 1720) * Дом Боткина (1720-е, Трезини) * Дом Трезини (1721) *      Подворье Александро-Невской лавры * … Читать далее →

Рубрика: Жилая застройка |

     На смену «образцовым» мазанкам, которыми застраивался Петербург в первое десятилетие своего существования, с 1714 года приходят типовые проекты каменных домов. Разработку их, по воле Петра, поручают Д. Трезини.      Трезини разрабатывает несколько проектов жилых домов в один иди в … Читать далее →

Рубрика: Жилая застройка |

     Уже в конце XVII века по обоим берегам Яузы было выстроено множество прекрасных зданий, как в Немецкой слободе, так и усадеб русских вельмож. Некоторые из них запечатлены на известной гравюре Шхонебека (1705).      Дома Немецкой слободы * *      Дома русских … Читать далее →

Рубрика: Жилая застройка |

     Подобными зданиями в 20-60-х годах XVIII века была застроена набережная Васильевского острова и другие районы столицы. * * * * * * * * * * *  * * * * * * * * * * * * … Читать далее →

Рубрика: Жилая застройка |

     Все «дома для именитых», которыми в начале XVIII века был застроен Петербург, имеют трёхчастную планировку, заимствованную в Голландии: а) парадный вход, переходящий в зал; б) половина хозяина; в) половина хозяйки.      Среди помещений обязательно присутствовали спальня, гардероб, приёмная, а также … Читать далее →

Рубрика: Жилая застройка |

     В первые годы своего существования Петербург застраивался по старинке. Одна за другой возникали слободы с узкими и кривыми улочками, вдоль которых стояли избы. До 1714 года в городе преобладали деревянные дома. Улицы не мостились, берега рек не укреплялись, мостов … Читать далее →

Рубрика: Жилая застройка |

     Остров Котлин      Петру I хотелось выдвинуть новую столицу возможно дальше в море. Потому первоначально главную часть города он намеревался строить на остове Котлин. Указ от 16 января 1712 года предписывал его принудительное заселение. Возможно, тем самым царь хотел … Читать далее →

Рубрика: Жилая застройка |

     «Французская слобода, которая построена была казённая, для житья иностранным приезжим мастеровым людям, которые записаны были в цехе, разные мастера для всяких художеств» («Описание С.-Петербурга», 1779). Французская слобода

Рубрика: Жилая застройка |

     «Набережная линия каменная от церкви Исакия (а ныне от Сената) даже до галерного двора началася строится в 1719 году, которая для корабельной пристани весьма в реку подалася же» («Описание С.-Петербурга», 1779). Адмиралтейскя набережная  

Рубрика: Жилая застройка |

     «Линия Миллионная набережная, от старого почтового двора начинающаяся и продолжается до Адмиралтейства, началася строится в 1718 году. Называется же Миллионная потому, что она самая первоначальная зачата строится линиею и знатными персонами и богатыми людьми и за часть её первоначальства … Читать далее →

Рубрика: Жилая застройка |

     «Мазанки небольшие близ мосту Петровских ворот, в которых была типография, в 1711 году построены. Сии мазанки Его Величество Пётр Великий закладывал сам собственными своими руками.      Сии мазанки самые первоначальные образцовые, по которму образцу всем прочим здешним жителям строить … Читать далее →

Рубрика: Жилая застройка |

     «Семь домов мазанковых, которые построены были на Петербургском острову против Кронверка для житья Иностранным коллежским служителям и членам в 1714 году построены» («Описание С.-Петербурга», 1779). Мазанки служащих Иностранной коллегии      «Потом оные мазанки обветшали и сломаны, а на то … Читать далее →

Рубрика: Жилая застройка |

Планировка домов для именитых | Петровское барокко

     Все «дома для именитых», которыми в начале XVIII века был застроен Петербург, имеют трёхчастную планировку, заимствованную в Голландии: а) парадный вход, переходящий в зал; б) половина хозяина; в) половина хозяйки.
     Среди помещений обязательно присутствовали спальня, гардероб, приёмная, а также кабинет (для хозяина) и будуар (для хозяйки).

Планировка дома на Дворцовой набережной (1711) 

Варианты планировки домов на Васильевском острове

Планировка дома Бреверна на Васильевском острове (1730-е)

Планировка городской усадьбы (1730-е)
     Весьма характерна и планировка скромных дворцов петровской эпохи, близких к устройству образцовых домов (как царских, так и состоятельных граждан).

Планировка дворца Марли (1721)

Планировка Первого Зимнего дворца (1710-е)

Планировка Второго Зимнего дворца — эскиз рукой Петра I , 1 этаж, 2 этаж (1718)

Планировка пристройки ко Второму Зимнему дворцу с южной стороны — фасад, 1 этаж, 2 этаж (1718)

Дворец в Петербурге, центральная часть, план, вариант проекта (1712)
     Надписи на чертеже (по-голлански): «Een camer of apartament, scoap of stille camer, groootesyee camer, de groot sael met de coepool, de gang om agter doorte gaan, voor trap, boorde, clyne cabinet, de gemeene of clyne sael, camera of cabinet
» и т.д.

Дворец в Петербурге, центральная часть, план, вариант проекта (1712)
     Надписи на чертеже (по-голлански): «Cabinet, de groote sael, stoop, de gang naar, agteren, stoop».

Дворец в Петербурге, центральная часть, план, вариант проекта (1712)
     Надписи на чертеже (по-голлански): «Cabinet, slap camer, cabinet, de klyne of Eet Sael, gemeene of dagelyc vertreck, sy camer, de goor gang de tuyn, voor sael met syn trappen, sy camer, camer, groote sael, cabinet».
     Наконец, определённое представление о планировке богатых домов той эпохи дают особняки за пределами Петербурга.

Планировка дома в Великом Устюге (1730-е)

Панировка дома Я. Брюса в Глинках (1730-е)
Запись опубликована в рубрике Жилая застройка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

12 элитных домов советской эпохи

В Северной столице принято восхищаться архитектурой и историей построек имперских времен.

Складывается представление, будто советская эпоха не оставила после себя никаких архитектурных изысков, кроме незамысловатых «хрущевок» без всякой легенды.

На самом деле новоявленный режим своих ярких представителей селил вместе и в более комфортных условиях, чем обычных советских граждан.

Дом бывших политкаторжан

На волне революции архитектура советского государства легко воспринимала новые веяния. Вот и дом на Троицкой площади – из таких, авангардных. Здесь жили бывшие заключенные тюрем Российской империи – почетные, с точки зрения нового руководства, представители новой России. Тем не менее в 1937 году жители этого дома стали жертвами уже сталинских репрессий.

Жилой дом Ленсовета

Центральная часть этого дома на набережной Карповки имеет изогнутую форму. Уже название его говорит, что здесь селились люди непростые, а именно – партийная верхушка. Число комнат в «партийных» квартирах достигало шести, а в распоряжении некоторых семей имелось два этажа.

Второй дом Ленсовета или «Дворянское гнездо»

Пословица «в тесноте да не в обиде» – не про советскую номенклатуру. Так что спустя некоторое время после постройки Первого дома Ленсовета на Петровской набережной возвели еще один. Здесь жил, например, первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Григорий Романов, запомнившийся преследованием «инакомыслящих». «Дворянское гнездо» – название магазинчика, стоявшего неподалеку во времена Империи.

Дом военморов

Неподалеку от «Дворянского гнезда» на той же Петровской набережной расположилась другая элита города на Неве – мореходцы, коих в Петербурге было много в любые времена. Дом достроили уже спустя двадцать лет после революции – время экспериментов прошло, наступил монументальный сталинский «ампир». На фасаде здания красуются советские линкоры, якоря, тракторы и колосья. Над домом возвышаются моряк, рабочий и античная триера между ними.

«Иностранный ударник»

«Мы требуем, чтобы к обучению немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту!», — писал Владимир Ильич. А пока наши кухарки учились, на Кронверкском проспекте поселили американских инженеров и специалистов, бежавших от Великой депрессии к первым советским пятилеткам. Условия для них были не чета обычным советским: горячее водоснабжение, собственная котельная и квартиры с ванными!

«Русский пряник» для сотрудников НКВД

«Пряник» и «НКВД» — рядом звучит как оксюморон. «Русским пряником» назывался бакалейный магазин с торцевой части здания, в котором проживали чекисты. Об огромных размерах местных квартир в советские годы слагались легенды. Говорят, что в 1990-е жилье здесь скупали «новые русские», а некоторое время в доме проживали и члены знаменитой преступной группировки – тамбовских.

Генеральский дом

Первое, что бросается в глаза при выходе со станции «Парк победы» – высотное здание по левую руку. Несмотря на внушительные размеры, в доме – всего девять этажей. Зато его шпиль достигает 76-ти метров! Высоту дома оправдывал высокий чин местных жителей. Кроме того, жильцы уверяют, что когда-то их соседом был сам Виктор Цой.

Дом еврейской бедноты или дом на ножках

Несмотря на прозаичное название, статус жителей дома на Бассейной, 53, трудно переоценить. В советские годы под одной крышей проживала значительная часть ленинградской интеллигенции: представители творческих профессий, служители науки. В частности сюда распределяли сотрудников «Ленфильма», поскольку он был главным инвестором. Именно здесь, кстати, провел свои юные годы все тот же Виктор Цой.

Дом Вашингтон или Пентагон

Так, на американский манер, называли внушительных размеров здание на Кузнецовской, 44. Это единственная «сталинка» в Петербурге, которая имеет двенадцать этажей. В свое время «Пентагон» считался одним из самых престижных ленинградских домов, поэтому и проживали там в основном крупные военные чины.

Дом «партработников» или работников Дома советов

Дисциплина в сталинские годы – повсеместна, потому неподалеку от Дома советов на Московской площади построили жилье для заседающих там. Чтобы не опаздывали. Все, кому доводилось побывать у партработников дома, удивлялись наличию комнат для прислуги и мусоропроводам прямо на кухне.

Жилой дом

Несмотря на отсутствие броского названия, здание по Каменноостровскому, 2, также выделяется среди прочих. Дом располагается прямо за спиной Максима Горького. В прошлом веке его плотно заселяли высшие партийные работники. Здесь, например, была квартира первого секретаря Ленинградского обкома – Льва Зайкова, слывшего пропагандистом горбачевских реформ в Ленинграде.

Дом с кинотеатром «Дружба»

Возведенный в 1953 году, этот дом тенью пал на стоящий позади Чесменский дворец – путевой дворец Екатерины Великой. Над «Дружбой» также поселилась творческая интеллигенция и работники построенного неподалеку корпуса Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта – ныне Университет путей и сообщения.

ИСТОЧНИК KP.RU

Билет 52 Русская архитектура Петровской эпохи — Мегаобучалка

Ответы.

 

Билет 51Новые тенденции в русской иконописи XVII в. Симон Ушаков.

17 столетие — период решительного столкновения исключающих друг друга художественных устремлений. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. Руководство искусством было централизовано, изменения в нем регламентировались властью. Архитекторы, живописцы, мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных дел и в Оружейной палате в Кремле. Последняя стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства.

С другой стороны, именно из Оружейной палаты исходили всяческие новшества, именно в кремлевских мастерских появлялись произведения, сводившие на нет строгую опеку и регламентацию. Здесь работали украинские, белорусские, литовские, армянские мастера, нередко знакомые с искусством Запада, и иностранные художники, получившие образование в Европе. Здесь развертывалась деятельность Симона Ушакова — крупного русского живописца, стремившегося порвать с традициями древнего искусства. Наконец, Здесь же возникла школа русской гравюры, явившаяся связующим звеном с новой гравюрой следующего столетия. Одной из важных специфических черт искусства 17 в. Является пронизывающая его подлинная стихия декоративности. В фантастически замысловатом узорочье выражается жизнерадостность, горячий интерес к окружающему. Именно иконопись Симона Ушакова отражает те идеалы, которыми жила его эпоха, подобно тому, как искусство Андрея Рублева является свидетельством своего времени. Биография художника имеет немало пробелов, восстановить которые отчасти возможно по авторским надписям на иконах. Именно благодаря одной из таких надписей мы знаем дату рождения художника – 1625 (до сентября) или 1626 (после сентября) год. Кроме датировок, художник зачастую указывал и имя заказчика той или иной иконы. Известно также, что по происхождению он был дворянином, имел родственников среди духовенства и монашествующих. Помимо иконописания, Ушаков, состоя на государственной службе, делал рисунки для знамен, монет и украшения оружия, чертил карты, планы, поновлял древнюю живопись в храмах, наблюдал за проведением различных художественных работ.



Билет 52 Русская архитектура Петровской эпохи.

После основания новой столицы русская архитектура стала развиваться двумя параллельными путями — в Петербурге и в Москве.

В Москве небывалого подъема зодчества в последней четверти XVII века, когда в городе и его окрестностях были созданы такие совершенные архитектурные произведения, как церкви Никола «Большой крест», Успенья на Покровке.

Первым строением на берегах Невы была Петропавловская крепость, вторым Адмиралтейство. Но Петербург должен был стать не только крепостью, но и «окном в Европу», первым русским морским портом, связывающим государство с далекими морскими просторами, со странами всего мира. Торговля должна была стать главным — после военного дела — содержанием жизни столицы

Главным отличием новой столицы от старой было ограниченное количество церквей — они строились лишь в случаях крайней необходимости. Церковные здания носили предельно простой характер. Собор Петропавловской крепости его стройная колокольня, увенчанная гигантским шпилем и украшенная часами, имела совершенно светский характер, напоминая западные городские ратуши. Высота этой колокольни была первым выражением будущего величия столицы. Самое посвящение собора Петру п Павлу означало открытый намек на славу Петра, только что одержавшего под Полтавой первую великую победу.

3 периода строит-ва Питера:

1 период:И истории раннего петербургского строительства следует различать три периода, последовательно сменявших друг друга. В течение первого, продолжавшегося до 1710 года, все здания, малые и большие, возводились из леса, имевшегося под рукой и тут же рубавшегося. Однако уже в 1705 году Петр направил сюда опытных людей, именуемых в документах архитекторами,— Федора Васильева, Ивана Матвеева н несколько позднее Григория Устинова.

Определенного плана застройки не было, по все же в деятельности Петра I по созданию Петербурга было несколько основных идей, которым он оставался верен до конца жизни. Ему прежде всего хотелось, чтобы Петербург ни в чем не походил на Москву, связанную у пего с тяжелыми воспоминаниями юности. Затем Петр хотел, чтобы новый город напоминал, в общем, те европейские города, которые ему удалось видеть во время заграничных поездок

Более всего будущая столица рисовалась Петру похожей на Амстердам, с его сетью каналов, что подсказывалось сходством местоположения — одинаково низменным расположением Голландии и невских берегов. Помимо этого сходства, Петра привлекала и голландская архитектура (фото)наиболее простая и удобная, наименее барочная, какой стала, до известной степени, и петровская архитектура Петербурга.

«образцовых домов»

В практику застройки, но была введена очень важная мера: разработка проектов «образцовых домов» (фото) для застройки кварталов новой столицы. Этот метод, ставший обязательной составной частью русской практики «регулярного» градостроительства на протяжении всего XVIII столетия и позднее, был впервые применен Петром еще в Москве («образцовые» дома в селе Покровскомстроительств «образцовых» домов (фахверковому («мазанковому») и каменных) могло обеспечить единство габаритов домов и другие требования регулярной застройки городских улиц.

Наружный облик «образцовых » домов был выдержан в характерных для петровского времени скромных формах: немногие архитектурные и декоративные детали — лопатки, карнизы, лучковые фронтоны,- повторявшиеся во всех проектах, составляли убор фасада.

«Образцовые» проекты оказали сильнейшее влияние на рядовую застройку новых кварталов Адмиралтейской стороны и Васильевского острова. Только за шесть лет, с 1711 по 1716 год, было построено свыше четырех тысяч жилых домов.

Единственным уцелевшим до наших дней образцом деревянной петербургской постройки может служить известный «Домик Петра Великого», состоящий из двух светелок, разделенных сенцами. Снаружи его стены были «расписаны по кирпичному образцу и внутри обиты холстом

Период

4 апреля 1714 года велено было всем жителям строить но этому образцу. В том же году Петр ввел еще новинку, предписав не ограничиваться заполнением каркаса одной глиной, а вкрапливать в него кирпичи. Так именно был построен первый дом Меньшикова на Троицкой площади.

3 период

Третий — «каменный» — период. Отдельные каменные здания строились и раньше, как, например, палаты Кикина 1707 года петровские вельможи один за другим принялись строить каменные дома, стараясь перещеголять друг друга. Некоторым своим любимцам Петр выстроил дома на казенный счет, но большинство строило за свой счет. К ранним каменным постройкам относятся и первые два дворца Петра I — Летний сохранившийся до наших дней, и первый Зимний дворец.

Летний дворец + Зимний дворец.

Архивным документам известно, что Летний дворец начал строить Иван Матвеев, продолжал Трезини и вдвое увеличил Шлютер. Примерно в этом виде дворец дошел до наших дней. Вслед за Летним дворцом в 1711 году ниже по течению реки появился так называемый «первый Зимний дворец» Вскоре его сменил новый Зимний дворец, построенный, по проекту Г. Маттарнови и позднее, в 1726—1727 годах, перестроенный и значительно расширенный Д. Трезини.

Особенно важное значение для изучения архитектуры петровского Петербурга имеет серия рисунков Христофора Марселиуса, выполненных в 1725 году. Ценность этих рисунков заключается, во-первых, в том, что они сделаны архитектором, а во-вторых, в факте их выполнения прямо с натуры, без прикрас и домыслов. Этого нельзя сказать о гравюрах А. Зубова и А. Ростовцева, которые приукрашали натуру и в ряде случаев использовали проекты зданий, не только еще не достроенных, но даже не начатых.

Образцовые сады | Петровское барокко

     Путешествие Петра I за границу, знакомство его с садами Голландии, Франции, Германии внесли новое в русское садовое искусство, объединив уже сложившиеся традиции с европейскими достижениями в этой области, причем новое воспринималось с тщательным выбором, без слепого подражания. И нельзя не заметить, что все касающееся садов, серьезно интересовало Петра.
     Первые сады, которые мог изучить Пётр I, были голландскими. Они произвели на него очень большое впечатление, и не случайно первыми главными садовниками Летнего сада и Петергофа были приглашены именно голландцы – Ян Роозен и Леонард Ван Гарнихфельдт. Совершив уже много путешествий, Пётр I всё же вспоминает о голландских садах, впечатление от которых не померкло даже после великолепия Версаля.

Проекты регулярного сада А. Молле
     В 1724 году он писал Ивану Коробову, тогда «ученику архитектуры»: «Надобно тебе в Голландии жить и выучить манир голландской архитектуры… К тому же огородам препорцию, как их размеривать и украшать лесом, так всякими фигурами, чего нигде на свете столько хорошего нет, как в Голландии».
     Известно, что голландские сады были гораздо чётче, строже как в планировке, так и во всех своих сооружениях. Именно эти их черты нашли свою интерпретацию в садах петровского времени.

Разметка местности под сад (по проекту Ж.-Б. Леблона)
     Пётр I подобрал великолепную коллекцию планов различных садов. Там был и план сада Брандта, голландского купца, который стал русским резидентом в Голландии и назвал там свой сад «Санкт-Петербург». Там был и план сада Монплезир в Шведе, маленьком прусском городке, который явно оказал влияние на петергофский Монплезирский ансамбль как названием, так и планировкой. Среди них имеются и большие альбомы по садам Франции, собранные по приказу Петра I Садовой конторой при Кабинете Его Величества («Достать во Франции самым лучшим огородам и домам прешпектов, особливо Марли»). Постоянно пополнялась библиотека Петра и книгами о садовом искусстве. Например, только в одной «Росписи ящиков, присланных из Голландии» в 1717 году, числятся «два тома огородных цветам с фигурами», «Теории огородные», «Украшение садов».

Проект регулярного сада Ж.-Б Леблона

Проект регулярного сада Ж.-Б Леблона

Проекты регулярного сада Ж.-Б Леблона

Проекты регулярного сада Ж.-Б Леблона
     В «Реестрах» библиотеки Петра I не всегда удается установить, какие книги скрывались под названием «Цветошная» или «Весёлые сады», но «Теории огородные» – это уже явно та знаменитая книга Леблона и Д’Аржанвиля, которая сыграла большую роль в формировании русских садов петровского времени, правда, со значительными «поправками» в практике на уже установившиеся в России традиции.
     При сравнении чертежей и планов садов из издания «Куншты садов» и западноевропейских изданий, нельзя не заметить в русских вариантах большей простоты и четкости в линиях, меньшего количества декоративных украшений в различных и очень разнообразных типах садовых сооружений. Даже в уже упомянутых чертежах Трезини для загородных домов ни один определенный тип беседок не считался обязательным. Характерно примечание к его чертежам: «Кто изберет по сему чертежу дом строить, может применить порталы и чердаки по литерам при сём же чертеже назначенным по сторонам». На полях даны разнообразные варианты беседок, люстгаузов, «чердачков» и трельяжей с планами и рабочими чертежами.

Проекты регулярного сада Ж.-Б Леблона

Проекты регулярного сада Ж.-Б Леблона

Проект регулярного сада Д. Трезини

Проект регулярного сада П. Родионова
Запись опубликована в рубрике Куншты садов. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Генеральный план Еропкина. 6 Генеральные планы развития Ленинграда. Памятники архитектуры петровского времени. 1 Летний дворец Петра I

РЕФЕРАТ

«ПЕТРОВСКОЕ ВРЕМЯ»

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение.

2. Планировка Петербурга.

2.1 План 1705 года.

2.2 Петербург 1710—1712-х годов.

2.3 1712 год. Первые планы.

2.4 Градостроительные проекты 1716—1717 годов.

2.5 Генеральный план Еропкина.

2.6 Генеральные планы развития Ленинграда.

3. Памятники архитектуры петровского времени.

3.1 Летний дворец Петра I.

3.2 Меншиковский дворец.

3.3 Зимний дворец.

3.3.1 Залы Зимнего дворца.

3.4 Петропавловская крепость.

3.4.1 Основные постройки.

3.5 Кунсткамера.

3.6 Ростральная колонна.

4. Значимость и своеобразие архитектуры Петербурга.

5. Развитие русского портрета.

6. Заключение.

7. Список используемой литературы.

В конце XVII – начале XVIII века русское искусство переживает решительный перелом. Грандиозные масштабы строительства, главным образом в новой столице страны – Санкт-Петербурге, привели к укоренению новых принципов в архитектуре. Преобразования Петра I подвергли ломке старый патриархальный быт, утвердили светский образ жизни. Новые дворцы и дома отделываются «на европейский манер», вводится костюм общеевропейского образца. Молодых людей посылают за границу изучать архитектуру, живопись, скульптуру и декоративное искусство.

Планировка Петербурга. Петербург был построен на пустом месте: на месте будущего центра города не было никаких поселений. Предтечей плана города был план крепости Санкт-Питер-Бург, которую строили с 1703 года.

План 1705 года.

Петербург 1710—1712-х годов

1712 год. Первые планы

Объективные трудности строительства Петербурга и их преодоление.

Домик Петра I — первая постройка в Санкт-Петербурге, летнее жилище царя Петра I в период с 1703 по 1708 годы.

Градостроительные проекты 1716—1717 годов.

Генеральный план Трезини. Доменико Трезини разработал план развития центра города, который предполагалось разместить на Васильевском острове. Этот проект был утверждён указом Петра I в январе 1716 года. План Трезини отражал идею Петра приблизить город к Балтийскому морю, обратив его фасад к Балтике.

Генеральный план Леблона.

В 1716 году в Петербург прибывают ещё два европейских мастера. Зимой приезжает итальянец Бартоломео Карло Растрелли со своим сыном (будущим замечательным зодчим — Бартоломео Франческо Растрелли).

Летом того же года приезжает французский королевский архитектор 37-летний Жан-Батист Александр Леблон со своей семьёй и подмастерьями. Пётр возлагал на маститого Леблона большие надежды и назначил его главным архитектором города, подчинив ему других архитекторов, включая и Трезини.

Генеральный план Еропкина. В 1737 году главным архитектором стал П. М. Еропкин.

Генеральные планы развития Ленинграда. 1935 г. — Генеральный план развития Ленинграда, переработан в 1939 г.

Памятники архитектуры петровского времени

Летний дворец Петра I.
Построен в 1710-1714 годах наподобие «образцового» дома «для именитых» в формах петровского барокко. В отделке Летнего дворца принимали участие архитекторы А. Шлютер, Н. Микетти, М.Г. Земцов.

Меншиковский дворец

Построенный для приближенного императора Петра Первого, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова дворец в стиле Петровского барокко, первое каменное здание Санкт-Петербурга.

Зимний дворец.
Первый «Зимний дом» для Петра I был построен в 1711 на берегу Зимней канавки, второй – на месте современного Эрмитажного театра (1716-19, арх. Г.И. Маттарнови; перестроен в 1720-х гг., арх. Д. Трезини). В1732 В.В. Расстрели начал постройку третьего Зимнего дворца с фасадами на Неву и Дворцовую площадь (неоднократно перестраивался). Четвертый (временный) деревянный Зимний дворец был построен Растрелли в 1755 (уничтожен в 1762). Ныне существующий, пятый Зимний дворец построен в 1754-62(арх. В.В Растрелли) на месте разобранного третьего.

Залы Зимнего дворца

Иорданская лестница.

Фельдмаршальский зал.

Петровский (Малый тронный зал).

Гербовый зал.

Военная галерея 1812 года.

Георгиевский (Большой тронный) зал.

Большая церковь. Придворный собор Спаса Нерукотворного (Санкт-Петербург) бывший православный дворцовый храм.

Пикетный (Новый) зал.

Александровский зал.

Белый зал.

Большой (Николаевский) аванзал.

Золотая гостиная.

Малахитовая гостиная.

Концертный зал.

Петропавловская крепость.

Историческое ядро Санкт-Петербурга, военно-инженерный, архитектурный и исторический памятник. Заложена по повелению и плану Петра I 16 мая 1703 года на Заячьем острове (эта дата считается днём рождения города), соединена с Петроградским островом Иоанновским и Кронверкским мостами. До 1914 официальное название Санкт-Петербургская крепость, в 1914-17 – Петроградская крепость, народное название Петропавловская крепость (возникло в начале 18 в. после постройки Петропавловского собора) утвердилось как официальное с 1917.

Петропавловский собор.
Петропавловский собор Петропавловской крепости, памятник архитектуры петровского барокко. Построен в 1712-33 (архитектор Д. Трезини) на месте деревянной церкви 1703.

Кунсткамера
Кунсткамера (от немец. – кабинет редкостей, музей) – старейший музей России. Основан в 1714 на базе личных коллекций Петра I, приобретённых им во время путешествий в Западную Европу (помещались в Летнем дворце Петра I).

Ростральная колонна (лат. — нос корабля) — отдельно стоящая колонна, украшенная носами кораблей (рострами) или их скульптурными изображениями.

В Петербурге наряду с русскими архитекторами работали приглашенные из разных стран — Голландии, Германии, Италии, Швейцарии, Франции. Различные направления зодчества Западной Европы переплелись и слились здесь воедино, приобретя новое качество. Главное же, что определило облик Петербурга,- местные духовные и материальные условия, требования заказчиков и особенности культуры страны.

Начиная с Петровского времени развитие портрета идет по основным линиям:

— Архаизирующее искусство, связанное с провинциальным, т. н. «художественным примитивом», парсуна.

Парадный портрет. Как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо́льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй.

Петербург. Исторический театр-макет «Петровская Акватория»

Продолжаю свои прогулки по Петербургу. Сегодня рассказ о новом интерактивном музее — «Петровская акватория», который представляет собой исторический театр-макет, посвященный истории возникновения Санкт-Петербурга и зарождения российского флота.

Здесь на большом макете представлены наиболее значимые достопримечательности Петербурга и пригородов (в том числе и утраченные), в том виде, как они выглядели в середине XVIII века.

Пару лет назад, будучи в Петербурге, я посетила интересный интерактивный музей-макет «Гранд Макет Россия», где представлена вся наша страна от Калининграда до Дальнего Востока.  И вот с сентября 2014 года в Петербурге заработал еще один музей-макет «Петровская акватория». Его экспозиция которого полностью посвящена Петербургу восемнадцатого века. Здесь по гравюрам и материалам музейных архивов воссозданы старинные усадьбы, парки, дворцы, среди которых и давно утраченные, но существовавшие в те времена. Однако, здесь можно увидеть не только архитектурные ансамбли и ландшафт. Авторы макета попытались воссоздать картинки из жизни Петергурга того времени. Здесь много движущихся объектов — фигурки людей, кареты, корабли. Здесь происходит смена дня и ночи, а так же по ходу осмотра макета, меняются и времена года. А в центре макета расположено настоящее водное пространство, символизирующее акваторию Невы и Финского залива, где по воде ходят макеты кораблей петровской эпохи.

Поскольку я не большой знаток истории северной столицы, то при описании экспозиции, буду иногда буду прибегать к материалам сайта макета «Петровская акватория», выделяя этот текст курсивом.

Обзор макета начинается с зимнего Петербурга — с комплекса «Адмиралтейство».

На участке «Адмиралтейство» смешаны времена Петровской эпохи, царствования Анны Иоанновны и Елизаветинского времени. Мы видим каменное Адмиралтейство, перестроенное Коробовым в 1738 году, а до этого оно было мазанкового типа.

Зимний дворец Петра I, построенный Г.И. Матторнови и переделанный Д. Трезини в 1723 году.

Ночь над городом…

В зимнее время Петр Великий пользовался лодками и кораблями, пока Нева не покрывалась льдом, затем Петр продолжал катание на зимнем буере. Через застывшую Неву прокладывались санные дороги, такую дорогу вы видите от дворца Петра I до Петропавловской крепости.

Крещенские купания

Петропавловская крепость…

На участке «Петропавловская крепсть» на Государевом бастионе размещаются трубачи, которые по приказу Петра I с 11 часов должны были «публично упражняться». Это было придумано царем, дабы музыкантам «позорно было». Играли начинающие  музыканты неважно и часто ошибались, за что немедленно, здесь же поролись розгами. Эта простая учебная задача превратилась в итоге в ежедневный предполуденный концерт, заканчивающийся 12-часовым выстрелом из пушки, объявлявшим тишину или адмиральский час. Эта традиция сохранилась в нашем городе и по сей день.

Из зимнего Петербурга перемещаемся в весенний Кронштадт

В 1721году Петр I утвердил генеральный план крепости на острове Котлин. Он назвал крепость Кронштадтом. На острове строятся два дворца, архитектором предположительно является Доменико Фонтана, итальянец, дворцы построены в стиле итальянского барокко. Один из дворцов принадлежал Петру I, второй – А.Д. Меншикову. Для оснащения кораблей флота Петр I строит на острове бассейн и канал к нему из Финского залива, в дальнейшем канал получил имя Петра Великого.

Рядом с Кронштадтом расположен форт Кроншлот.
В 1704 году из Москвы прибывает инженер-фортификатор Доменико Трезини. Форт строился три года, строительство охранял двухтысячный отряд, состоявший их пехоты и конницы. В вооружении форта входило 46 пушек и одна мартира, калибром в два пуда. У форта показаны корабли российского флота под командованием вице-адмирала Крюйса «барражируют» против шведской эскадры адмирала Анкерштерна. Это произошло в апреле 1705 года. Шведская эскадра из 9 кораблей вошла в Финский залив и направилась к устью Невы. Путь ей преградили 5 российских кораблей и хотя по численности шведские корабли превосходили русские, после нескольких часов молчаливого противостояния шведская эскадра, не вступая в бой, развернулась и взяла обратный курс.

Перемещаемся теперь в Ораниенбаум

Вскоре после основания Петербурга, Петр I решил разделить земли по южному берегу Финского залива на несколько частей и подарить их своим сподвижникам. Так в этом месте появилось несколько усадеб, одна из которых – Ораниенбаум (нем. Oranienbaum — «померанцевое дерево»), принадлежала Александру Даниловичу Меншикову.

Здесь Меншиков распорядился поставить дворец и разбить парк.

Дворец Меншикова в Ораниенбауме был построен архитекторами Д. Фонтана и Ж.Б. Леблоном. В самом названии этого места – Ораниенбаум, есть что-то таинственное и неразгаданное.  Оранжевое или померанцевое дерево, в изобилии выращиваемое  в оранжереях Меншикова, дало название усадьбе. Померанцевые деревья выставлялись для украшения парадных приемов, внутри дворца и на террасах.

После смерти Петра I, хозяин усадьбы попал в опалу и не успел закончить строительство дворца.

С середины XVIII века начинается новая эпоха Ораниенбаума – эпоха Петра III. Императрица Елизавета Петровна учреждает в Ораниенбауме двор наследника престола, великого князя Петра Федоровича.

Петр III (сын одной из дочерей Петра I и голштинского герцога) воспитывался в Голштинии (историческая область в Германии) и в 1761 году  занял российской престол. Всё российское было ему чуждо, он любил военное дело и много времени проводил в обществе солдат. В своей новой резиденции он старался воссоздать свою малую родину, в Ораниенбауме начинается строительство, большой дворец перестраивается по проекту Ф. Б. Растрелли, здесь же для него была построена потешная крепость Петерштадт.

Во время дворцового переворота 28 июня 1762 года, устроенного  супругой Петра III — Екатериной, императорская гвардия вошла в крепость Петерштадт, разоружила голштинцев и выдворила их из России. Петр III был убит, а престол заняла его супруга – Екатерина II. Именно гвардию Екатерины можно увидеть на деревенской дороге в Петергофе, руководил ею Василий Суворов – отец знаменитого полководца Александра Суворова.

После смерти Петра III, Петерштадт поддерживался в первоначальном своем виде до конца правления Екатерины II. В начале XIX века все деревянные постройки в крепости были разобраны, а к середине XIX века от всей крепости сохранились лишь Почетные Въездные ворота и дворец Петра III.

Это единственные постройки Петерштадта, дошедшие до нашего времени.


Дворец Петра III


Почетные ворота

Рядом с крепостью представлена деревенская жизнь Ораниенбаума: огороды, сады, пчельник, сцена добычи мёда диких пчел, здесь представлена ферма, обеспечивавшая нужны крепости в продовольствии.

Теперь посмотрим на Петергоф

На макете представлена центральная часть Петергофа: от современного Петергофского шоссе до Финского залива. Большой Петергофский дворец, Верхний сад, Нижний парк, фонтаны — эта часть Петербургского пригорода за несколько столетий изменилась не значительно. На этом же участке макета представлен и дворец Монплезир, хотя в реальности он находится гораздо дальше. Дело в том, что площадь макета ограничена, но мы не хотели отказываться от Монплезира, поскольку он отличается своей красотой и относится к петровскому периоду. Таким образом, планировка Петергофа несколько искажена, чтобы показать наиболее интересные участки

Здесь же можно увидеть знаменитые петергофские фонтаны. Композицию держит Большой дворец, который представлен на макете по состоянию на середину XVIII века: центральная часть дворца,  кухонный корпус, гербовый корпус, церковный корпус.

Главная задача этого участка «Петергоф»: демонстрация жизни и развлечений знати XVIII века. Здесь представлены такие сценки, как игра в шахматы, фехтование, стрельба из лука, маскарад и танцы.  В центре представлена сценка бала. В Нижнем парке – маскарад, иллюминация и фейерверк на фоне финского залива.

Праздник, представленный в Петергофе, реально происходил в 1755 году. Устроен он был императрицей Елизаветой Петровной по случаю окончания строительства Большого Петергофского дворца.

Монплезир включает в себя резиденцию императора, вспомогательные помещения, голландский садик и домик (это период начала строительства Монплезира).  Здесь представлена сцена, где Елизавета Петровна награждает монетой за хорошую службу караульного солдата. Этот солдат – будущий великий полководец Александр Суворов.

60 Приближаемся к Васильевскому острову

Васильевский остров на макете представлен в виде участка от Стрелки Васильевского острова до современной Кадетской (1-й) линии В.О., также рядом с этим участком представлен остров «Тучков буян».

В XVIII веке на стрелке Васильевского острова находился морской порт, а рядом с ним располагался Гостиный двор, аналогичный по своему виду современному Гостиному двору на Садовой улице в Санкт-Петербурге.

В порту представлены различные сценки разгрузки торговых кораблей, только что прибывших в Петербург. Здесь стоят и большие торговые корабли, и небольшие баржи, лодки, действующий погрузочный кран поднимает груз с корабля и переносит его на пристань. В порту находятся сторожевые будки, шлагбаумы, ведь товар нужно было охранять.

Рядом находится небольшой огороженный участок с двумя мельницами. Одна из них — мукомольная мельница и вокруг нее расположены сценки привоза зерна, взвешивания, погрузка мешков с мукой, груженые повозки. Вторая – мельница для деревообработки, внутри нее происходит распилка дерева, а на прилегающей территории идет процесс покраски досок, погрузки пиломатериалов. В начале строительства Петербурга мельницы действительно существовали на Васильевском острове, принадлежали они предприимчивому Александру Даниловичу Меншикову. Меншиков поставил их рядом со своей усадьбой и с их помощью производил товары не только для своих нужд, но и на продажу.

Большую часть макета Васильевского острова занимает Усадьба А.Д. Меншикова.

На самом же высоком месте Васильевского острова Меншиков и решил заложить свою усадьбу, территория ее достигала 12 Га. На макете весь участок от Дворца Меншикова на набережной до мельницы — это и есть территория усадьбы.

На территории усадьбы размещались не только Дворец и регулярный сад, украшенный кустами сирени, но и вспомогательное хозяйство: огороды, фруктовые сады, оранжерея, скотный двор, пастбища, конюшни. Не всё из этого удалось уместить на макете.

Нынешний Дворец Меншикова (сохранился до наших дней). Строительство началось с части дворца, обращенной к Неве. Затем к ней всё более пристраивались и пристраивались другие части, пока дворец не был окончательно готов.

На макете справа от Дворца Меншикова  располагается еще одно большое здание. Этот дворец задумывался и строился как резиденция Петра II. Меншиков мечтал выдать свою дочь Марию Александровну замуж за наследника российского престола Петра II, чтобы будущая императорская чета жила по соседству, но планам его не суждено было сбыться, Петр II умирает в 14-летнем возрасте, Меншиков попадает в опалу и Дворец превращается в казенный дом.

Здание Двенадцати коллегий расположено на берегу канала, практически вровень с одним из фасадов Гостиного двора и, таким образом, делит макет Васильевского острова на две части: Усадьба Меншикова и зарождающийся ансамбль Стрелки.

Здание Кунсткамеры и соответственно, Стрелка Васильевского острова (еще пока без Биржи и Ростральных колонн)

Корабли в акватории

Мы снова дошли до Адмиралтейства
На Адмиралтейских верфях показан спуск корабля на воду. Здесь могло строиться одновременно более 10 судов. В Адмиралтействе создавался корпус корабля, затем его отвозили в Кронштадт для дальнейшего оснащения.

Недалеко от Адмиралтейства находились склады для сушки леса. Лес сушился вертикально, по голландской технологии, поэтому остров, где находились склады, получил название «Новая Голландия». Рядом с островом находился голландский квартал, где жили семьи мастеров-корабелов. Здесь царил голландский уклад.

Нередко, осенью в Петербурге случались наводнения – сильный ветер преграждал невским водам выход  в Финский залив и разбушевавшаяся водная стихия сметала все на своем пути – строящиеся корабли, дома и людей. Когда наводнение заканчивалось, Петербург возвращался к своей прежней жизни: разбирались завалы, на месте снесенных домов строились новые.

Адмиралтейский луг занимал место, на котором сегодня располагаются  Александровский сад, Сенатская и Исаакиевская площади.

На адмиралтейском лугу устраивались праздничные гулянья, самым большим праздником зимы была масленица. Каких только игр и развлечений здесь не было: скачки на санях, кулачные бои, борьба за обладание снежной крепостью, гигантские ледяные горы, запуск фейерверковых снарядов и подкидные доски, взлетев с которой ты оказывался в стоге сена!  Праздник на Адмиралтейском лугу не прекращался целую неделю, и все жители Петербурга обязательно его посещали, ведь он был наполнен развлечениями.

Вот так мы и обошли весь макет. При том, что макет не очень большой по площади, но обошла я его не так уж и быстро. Очень интересно все было разглядывать. Особенно, какие-то жизненные сценки. Там есть кнопочки, которые их запускают в движение. Например, здесь на Масленице все двигалось — и люди, и качельки, и все это под народные песни…

Ну а теперь, когда уже есть представление о том, что это за макет, могу еще добавить информацию о «макете в цифрах»:
Масштаб макета: 1:87; площадь макета 500 кв.м; более 1000 зданий; 305 метров дорог; 1000 транспортных средств, в том числе движущихся карет; 20 тонн воды; более 100 кораблей; 25 000 персонажей; 20 000 светодиодов.

В заключении скажу, что музей-макет «Петровская акватория» расположен в самом центре города, в торговом комплексе «Адмирал» — станция метро «Адмиралтейская». На этом, пожалуй, и закончу…

Мои прогулки по Санкт-Петербургу можно увидеть здесь, а ссылки на прогулки по знаменитым пригородам северной столицы я собрала здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *