Образцовые дома петровского времени: «Образцовые дома» града Петрова

«Образцовые» дома в Петербурге Петра I

Как известно, Санкт-Петербург принадлежит к тому типу городов, которые не росли естественным образом, а строились по плану.

Генеральный план 1716—1717 годов,Доменико Трезини, 1716

То есть, в начале восемнадцатого века потребовалось возвести очень много строений сразу, причем для разных категорий людей — дворян, военных, ремесленников и т. д.

Задачу осложняла катастрофическая нехватка кирпича в Петербурге (не было кирпичных заводов), царю же хотелось, чтобы новая столица была отстроена по европейскому образцу и, таким образом, отличалась бы от «деревянных» российских городов.

Однако обстоятельства оказались сильнее неукротимой воли Петра, и в первые годы городские постройки были в основном деревянными.

Графа Потемкина тогда и в помине не было, но что-то похожее на «потемкинские деревни» уже появилось: деревянные петербургские дома раскрашивали «под кирпич», чтобы не мытьем, так катаньем обеспечить сходство с европейскими городами.

Домик деревянный, просто раскрашен «подкирпич»

Дома людей знатных отличались от жилья менее обеспеченных жителей в первую очередь размерами, во вторую — некоторыми архитектурными излишествами, например, шпилями, которые также должны были приблизить петербургскую архитектуру к европейской.

 Домик Петра  I. Петр велел раскрасить домик «под кирпич», а крышу — «под черепицу.

Между тем время шло, требования к новым постройкам повышались, и строительное дело постепенно ставилось на поток. Необходимость возведения множества домов сама собой подталкивала к идее строительства по типовым моделям.

Так принцип рациональности победил индивидуальную фантазию. А поскольку деревянные постройки при возгорании полыхали, как свечки, с течением времени стало процветать сооружение так называемых мазанок. Они возводились из того, что было под рукой: сначала собирали деревянный каркас, который затем заполнялся и обмазывался глиной (вот где, наверное, истоки современной технологии строительства «каркасных» домов!).

В дальнейшем их также раскрашивали под кирпич, и это было проще, чем создавать «камуфляж» для деревянных строений.

Но главное, пожалуй, что впервые в истории отечественной архитектуры началось строительство «по образцам». Первые «образцовые мазанки» были заложены царем Петром неподалеку от Петропавловской крепости в 1711 году. Они положили начало новой эпохе в строительном деле — эпохе типовых, как назвали бы их сегодня, проектов. Преимущества здесь были налицо: возможность быстро скопировать образцовый проект, быстро выстроить дом, причем более огнестойкий, чем деревянный, и более дешевый, чем кирпичный.

Одноэтажные типовые мазанки, раскрашенные под кирпич, придавали новой столице облик, отличающийся от тогдашних российских городов. Однако подобный способ застройки все задачи решить никак не мог. Из глины многоэтажное здание не возведешь, архитектурное оформление возможно только самое простенькое, да и век мазанок, увы, был недолгим. Вот почему в скором времени на берегах Невы начали одно за другим расти каменные строения, и некоторые из них благополучно дожили до наших дней.

Еще в 1707 году появились палаты А. В. Кикина возле Адмиралтейства — это был первый каменный дом в Петербурге.

Петербург. Кикины палаты

Спустя три года на Петербургской стороне был построен каменный дом канцлера Г. П. Головкина, затем — дворец царевны Натальи Алексеевны, Летний и Зимний дворцы царя Петра, а вскоре появился и настоящий архитектурный шедевр из камня — дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове. Однако настоящий бум каменного строительства в Петербурге начался с известного петровского указа 1714 года о запрещении на время во всей остальной империи строить дома из камня.

Васильевский остров, Меншиковский дворец

Именно в те годы в северную столицу потянулись подводы с обязательным грузом камней, которых так не хватало в краю болот. И в скором времени каменные особняки, дворцы и палаты начали расти, как грибы после дождя. Естественно, это было жилье для самых богатых людей.

Петергоф, дворец Марли

Расслоение по имущественному цензу угадывалось в типе дома: каменный дом — у богатого, мазанка — у жителя победнее, а какая-нибудь деревянная халупа — у самых малообеспеченных. И это уже отдаленно напоминает современную градацию жилья: согласитесь, панельные дома чем-то напоминают мазанки, а кирпичные и кирпично-монолитные — тогдашние каменные строения.

Петергоф, Эрмитаж

Стрельна, Путевой дворец Петра I

В еще большей степени сходство обнаружится, если мы вспомним, какую роль в «типовом» петербургском строительстве сыграл выдающийся архитектор того времени Доменико Трезини.

В первую очередь он известен петербуржцам как создатель Петропавловского собора, здания Двенадцати коллегий и множества других знаменитых строений.

Однако заслуга Трезини еще и в том, что он был автором первых «образцовых» жилых домов. Проект определенной серии предусматривал число этажей — один или два, протяженность фасада вдоль улицы, а также учитывал сословное положение владельца.

 

Возьмем, к примеру, «образцовый дом для подлых» (в те времена это слово еще не имело нынешнего оттенка): как правило, такое строение было одноэтажным, простым в архитектурном отношении, да и внутри оформлялось весьма скромно. Такой дом служил жильем для тех, кто трудился в поте лица.

«Образцовый дом для зажиточных» представлял собой здание, которое могло иметь большую протяженность фасада, а при наличии средств — и надстроенный второй этаж. Обычно он принадлежал зажиточному ремесленнику, владельцу пекарни или, выражаясь современным языком, «представителю среднего класса».

Разумеется, не были обделены вниманием и люди «именитые», правда, здесь таланта Трезини оказалось недостаточно, и к делу был подключен другой выдающийся архитектор — Жан-Батист Леблон. Именно он разработал «образцовые» фасады «домов для именитых»: в этих проектах уже появились архитектурные изыски, украшения, подчеркивающие знатное происхождение владельца.

 

«Образцовые» чертежи дома в печатном виде выдавались заказчику, но имели только рекомендательный характер. Если позволяли средства, можно было проявить фантазию и построить шикарный дом, предварительно согласовав рисунок фасада дома в Канцелярии городовых дел.

Материал разрешалось выбрать любой, и, хотя старались возводить в основном каменные здания, строили дома и мазанкового типа, и деревянные. Обязательным было лишь соблюдение этажности и общих размеров постройки, а также правильное расположение на участке.

Только таким образом, — используя принцип серии, «образца», можно было в сравнительно короткие сроки возвести в болотистой дельте Невы тысячи новых строений (к 1725 году в городе их насчитывалось около шести тысяч).

 Васильевский остров, 6 линия , дом 13, дом Троекурова

Васильевский остров, 1 линия , дом 15

Васильевский остров, дома на набережной Лейтенанта Шмидта

 

И если вернуться в век двадцатый, нетрудно обнаружить явное сходство в ситуации.

Еще во времена Н. С. Хрущева возникла необходимость массового строительства жилых домов, в результате чего многие ленинградцы переселились в «хрущевки». Далее разрабатывались другие, более совершенные проекты, пока наше время не узаконило триаду: типовое-комфортное-элитное.

Эта классификация, как выясняется, исторически традиционна.

Владимир МИХАЙЛОВ

http://www.gorod.spb.ru/articles/125

07.08.2013

Истоки типовой застройки. Годовщина указа об «образцовых домах»

Автор фото: Архив/ТАСС

09:2021 октября 2019

1043просмотров

09:2021 октября 2019

20 октября 1714 года Петр I издал указ о запрете каменного строительства везде, кроме Петербурга, где позволительны лишь «образцовые дома».

Петр I, задумав возведение новой столицы, русского Амстердама, столкнулся с суровой реальностью и принялся бороться с ней так, как умел, — силовым способом. 20 октября 1714 года царь издает указ, касающийся строительства по всей державе: дома из камня и кирпича должны были появляться только в одном Петербурге. В других же городах это запрещалось под страхом сурового наказания.

Ради мечты

Нет, отчасти понять Петра Алексеевича, разумеется, можно. Мечта есть мечта. Если город на Неве задуман каменным — значит, так тому и быть. Но нужно было предпринять что–то такое, чтобы взять за горло всех, кто не воспринимал царский прожект всерьез, предпочитая основательно построиться в родных пенатах. К концу октября 1714–го, по всему видно, терпение у государя лопнуло.

Ведь возникла почти не решаемая кадровая проблема. Петербург строился быстро, найти разом много хороших каменщиков было сложно. Вот и пришлось «ударить» указом: хочешь каменный дом — поезжай в столицу, и баста! Кирпичных дел мастера в результате должны были остаться по всей стране без работы. Что ж, не хочешь помереть с голода — тоже в столицу двигай!

Читайте также:

История

Электрическая тяга. История первого трамвая в Петербурге

Но эти меры помогли не особо — пришлось свозить в Петербург насильно. Оставалась и проблема со строительным материалом: место постройки нового города оказалось не слишком богато камнем. Не спасал даже введенный для решения этого вопроса «каменный налог» для всех въезжавших в город. Как следствие, даже те, кто хотел перебраться в новую столицу и обзавестись тут палатами, не всегда могли осуществить это. И тогда в ход пошел вид строительства, еще ни разу до того не применявшийся на Руси, — типовой.

Мазанки Трезини

Были разработаны и представлены горожанам несколько типовых проектов построек — вдоль набережной Невы и важнейших улиц, а также для возведения на прочих участках.

Автор проектов — архитектор Доменико Трезини, так что сделаны они были со вкусом. Предлагаемые «образцовые дома» различались по дизайну и размеру. Объединяло их одно: это по факту были мазанки — глинобитные постройки на деревянном каркасе, декорированные под кирпичные. При этом они обладали целым рядом преимуществ.

Во–первых, мазанки относительно дешевы в изготовлении. Во–вторых, возможность воспользоваться готовым проектом значительно упрощала строительство. А в–третьих, были они, в отличие от деревянных строений, менее пожароопасны. Пожары — одна из главных бед российских городов того времени.

Иными словами, «образцовые дома» позволили отстроить Петербург намного быстрее. Уже к концу 1724 года в новой столице России было порядка 6 тысяч домов, так что император мог любоваться тем, как его мечта воплощается в жизнь. Справедливости ради нужно отметить, что большую роль сыграло то, что градостроительный план создавался и внедрялся централизованно, так же как осушение почвы, прокладка улиц и обустройство речных берегов. Но тем не менее без типовых проектов этого добиться было бы невозможно.

Впрочем, «образцовые дома» оказались не слишком долговечными. К концу XVIII века их практически не осталось, равно как и построенных в петровские времена деревянных зданий. Огонь и вода — пожары и наводнения — позаботились о том, чтобы этот тип застройки постепенно канул в Лету.

Каменное строительство по всей остальной России разрешили только в 1741 году, когда в стране появилось в достатке кирпичных заводов, а бешеные темпы возведения столицы перестали быть настолько важными. Идея же «образцовых» построек была временно отложена, чтобы реализоваться пару сотен лет спустя — в других условиях и при других обстоятельствах.

Изба Петра Великого в Санкт-Петербурге Россия

Изба Петра Великого в Санкт-Петербурге — первая царская резиденция и вообще первое гражданское здание в городе на Неве. Он расположен на Петроградской стороне, недалеко от Троицкой площади.

Изба — уникальный памятник деревянного зодчества 18 века. Музей «Каюта Петра I» является филиалом Русского музея. Здесь есть мебель и посуда, личные вещи императора, а также документы о петровской эпохе.

Описание

Здание было возведено солдатами-плотниками за три дня – 24-26 мая 1703 года. 27 мая состоялось торжество в честь новых объединенных земель и основания города. Император жил здесь до строительства Зимнего и Летнего дворцов – с 1703 по 1708 год.

Место было выбрано таким образом, чтобы из окон дома были видны бастионы Петропавловской крепости, окрестности и прекрасная Нева.

 

Дом был построен из сосновых бревен и имел черты голландской и шведской архитектуры. Это одноэтажное здание с двумя комнатами – кабинетом и спальней, и внутренним крыльцом. Дымохода нет, так как Питер жил там только летом. Тесаные бревна были выкрашены под красный кирпич, а крыша была покрыта деревянными досками, имитирующими черепицу. В доме было 17 окон, причем некоторые из них были разделены на несколько сегментов, что было традиционным для архитектурных стилей Норвегии и Швеции. Стены комнат были покрыты парусным полотном, а двери украшены металлическими накладками в качестве украшений.

Поскольку Император имел воинское звание полковника Преображенского полка, на крыше было установлено деревянное артиллерийское орудие.

История

Первая галерея вокруг Избы Петра Великого была создана по указу императора в 1723 году. Однако защитить дом от сильных наводнений ей не удалось. Именно поэтому в 1784 году Екатерина Великая приказала построить вокруг Хижины прочный корпус с фундаментом и крышей. Поменяли на обдолбанную в середине 19век.

В 1875 году перед зданием был установлен бюст императора работы Пармена Забелло. В том же году была установлена ​​чугунная ограда с двумя золотыми двуглавыми графами. Эти символы Императорской фамилии были убраны во время Октябрьской революции 1917 года.

В 1930 году Домик Петра I был превращен в исторический музей, в котором хранятся некоторые личные вещи и мебель Императора. Имеются также материалы по истории петровской эпохи, в том числе времен Великой Северной войны.

Во время Великой Отечественной войны здание было основательно защищено досками и фанерой, окрашенной в серый цвет. В 1994 году Домик Петра I стал первым музеем, открытым после прорыва Блокады.

В послевоенное время здание было отреставрировано. Кирпичные стены были очищены, окна и двери застеклены. Забор и все внутренние помещения были отремонтированы.

За последние три века набережную несколько раз расширяли, и сегодня историческое здание оказалось отодвинутым от берега Невы.

Read also

Information About the Excursion


Schedule

OPEN
Mon, Wed, Fri-Sun

10:00-18:00

Thursday

13: 00-21: 00

Закрыто Вторник


Общественный транспорт

.0040
Petrovskaya Embankment 6
Metro / Subway
Gorkovskaya
Trams
Troitskaya Square 3, 6, 40, T1
Buses
Troitskaya Square

49

ТРУМС
Площадь Троицкая 3, 6, 40, T1

Турни.0003

  • Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу

Также вы можете выбрать тур или заказать экскурсию внутри.


Поделиться

Изба Петра Великого: история, интерьеры, туристические советы

Изба Петра Великого — старейшее здание Санкт-Петербурга. Это также первый дворец города! Домик Петра Великого был построен в начале 18 века. И сегодня вы можете посетить этот замечательный музей.

Этот пост может содержать партнерские ссылки. Если вы купите что-то, перейдя по ссылке, я могу получить небольшую комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас.

Домик Петра Великого: история, интерьеры, туристические советы:

 [скрыть]

Домик Петра Великого — старейшее здание Санкт-Петербурга. Его возвели всего за несколько дней в мае 1703 года. Кстати, место для своего будущего дома Петр Первый выбирал сам.

Изба Петра Великого – музей , в состав которого входят:
  • Изба Петра Великого
  • Катер, построенный русским царем
  • Экспозиция о Санкт-Петербурге: земля, на которой расположен город , первые архитектурные проекты и жизнь Петра Великого
  • Сад, посаженный членами императорской семьи
  • Сюда же я бы отнес забор вокруг музея, который тоже стоит посмотреть.

Домик Петра Великого — первый дом в Петербурге

Вынужден напомнить, что в 1703 году Петербурга еще не было. Словом, земля вдоль Невы представляла собой дикую местность болот и лесов, практически не населенную людьми. Вот так выглядел дом. Обратите внимание на пустынный пейзаж.

Домик Петра I в начале 18 века

Позднее Петр I создал более комфортабельных дома, которые были настоящими дворцами . Однако Император стремился сохранить свою первую скромную резиденцию. По этой причине в 1723 году он приказал построить вокруг дома защитную галерею. Он должен был спасти хрупкий деревянный дом от сырости и наводнений.

Итак, первое, что бросается в глаза при приближении к Домику Петра Великого, это живописное здание из красного кирпича. Но дело не в самой кабине. Кабина находится внутри этого здания.

Домик Петра Великого, музей основателя Санкт-Петербурга

Заметка о Петре Великом

Петр Великий русский царь и император, основавший Санкт-Петербург . Он родился в Москве в 1672 году. Его детство и юность в Москве были бурными из-за частых государственных восстаний и политических заговоров.

Значит, по личным и историческим причинам Петр не любил Москву . Царь стремился к новой России, интеллектуальной и свободной от средневековых верований. Новой России нужна была новая столица. И Петр I решил построить новый город с нуля.

Петр Первый основал Санкт-Петербург в 1703 году. В 1712 году столица России была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург. Город оставался столицей до падения Российской империи в 20 веке.


Что вы увидите в Домике Петра Великого

В документах эпохи Петра I Домик именуется «подлинным дворцом». Но это не дворец в том виде, в каком мы себе дворцы представляем. По сути, Изба Петра Великого представляет собой небольшой деревянный домик. Ничего роскошного в нем нет.

Это первый дом Санкт-Петербурга — и первый дворец!

Длина кабины 12 метров, ширина 5,5 метра. Крыша покрыта деревянной черепицей.

В салоне большие окна, нехарактерные для русской архитектуры. Стекло было редким и дорогим. Каждое окно каюты Петра состоит из маленьких квадратных стеклышек. Это так называемое коронное стекло. Стекло короны не полностью прозрачное и не гладкое. Но я признаю, что мне нравится его уникальный внешний вид.

1.

Комнаты Каюты Петра I

Каюта Петра Великого состоит из крохотной прихожей и трех комнат (кабинет, спальня, столовая). Отопления не было: ни печи, ни камина. По этой причине Петр I жил в своей каюте только летом.

Посетители не могут войти в саму кабину. Он слишком мал для посещения. Наверное, Петр Великий и представить себе не мог, что через 300 лет тысячи людей захотят увидеть его скромную деревянную хижину.

Посетители могут обойти хижину и посмотреть на интерьер через окна.

— Кабинет Петра Великого

Кабинет Петра Великого — самая большая комната дома. В углу большой стол с утварью, книжный шкаф, пара стульев и иконы. Самым примечательным предметом является кресло, которое Петр I сделал сам.

Интересный факт
Внутри каюты стены обиты морской парусиной. Так доделывали во времена Петра Великого и до сих пор так доделывают.

Кабинет Петра Великого

— Столовая

Столовая размером с кабинет. Есть длинный стол, стулья и посуда, которые датируются 18 веком. Это не обязательно предметы, принадлежавшие Петру Великому. Они были сделаны в тот период — начало 18 века.

Столовая Петра Великого

Как видите, эти интерьеры сложно назвать роскошными. Мебель крепкая, а не изысканная. Он больше подходит для замка, чем для дворца. Однако есть мелкие детали, доказывающие, что Петр I тоже стремился к красоте. Например , посмотрите на обшивку двери. Их украшают нежные цветочные гирлянды.

— Спальня

Спальня — самая маленькая комната в каюте. Он занимает всего 6,72 квадратных метра! Помните, что Петр Великий был парнем двухметрового роста. Мог ли он спокойно спать в такой маленькой комнате?

Наверное, да.

Потому что, наверное, Петр спал в полусидячем положении.

Интересный факт
Кажется, в 17-18 веках врачи считали сон в сидячем положении полезным для здоровья. Якобы такая поза продлевала жизнь: кровь не приливала к голове. Люди также считали, что сон в сидячем положении может увеличить умственные способности.

Спальня Петра Великого

В спальне посетители видят вещи, принадлежавшие царю. Первоначальный интерьер (кровать) не сохранился. Когда Петр I переехал в другой дворец, Романовы превратили спальню в часовню. Главной иконой часовни была самая почитаемая Петром I — Спас Нерукотворный (Образ Едесский).


Как я уже говорил, деревянный домик стоит посреди кирпичного корпуса. А внутри корпуса вы увидите и другие интересные вещи.

2. Камеру Петра Великого

Прежде всего, это камыш. Легенда гласит, что эту лодку построил сам Петр Великий. Верри представляет собой узкую 7-метровую лодку. Выглядит очень стильно. Вероятно, император использовал эту лодку для переправы через Неву. Мостов, знаете ли, не было.

3.

Мраморный бюст Петра Великого

Во-вторых, рядом с лодкой мы видим мраморный бюст Петра Великого. Скульптор неизвестен.

Катер, который Петр I сделал своими руками…… и сам Петр I

4. Выставка о жизни царя и строительстве Санкт-Петербурга

В музее также есть выставка о деяниях русского царя и основании Санкт-Петербурга. Например, вы можете увидеть карты, проект будущего города и старые изображения хижины.

Макет Санкт-Петербурга начала 18 века обязательно привлечет ваше внимание. Вы сможете осмотреть миниатюры избушки, Петропавловской крепости, старинных домов и кораблей на Неве.

Санкт-Петербург начала XVIII века в миниатюре

5. Сад вокруг избы Петра Великого

После осмотра избы Петра Великого совершите экскурсию по зданию снаружи. Найдите время, чтобы посидеть на скамейке под деревьями. В 19 веке члены Императорской семьи посадили эти дубы вокруг дома своего выдающегося предка.

Кстати, удивительно, что вокруг салона обычно тихо. Это центр города, но набережная Невы перед домиком совершенно пуста. Вдали, на другом берегу Невы, можно заметить Летний сад. Летний сад всегда живой. Но каюта Петра Великого обычно молчит. это тихое романтическое место.

После посещения Избы Петра Великого прогуляйтесь по уютному парку

Львы-хранители на набережной

Совет путешественнику
После посещения Избы Петра Великого подумайте о том, чтобы пересечь Петровскую набережную и отправиться ближе к Неве. Там же вы найдете еще одну городскую достопримечательность — пару китайских львов Ши Цза.

Ши Цза два мифологических льва которые сидят на набережной с 1907. Это подарок городу от русского этнографа и писателя Николая Гродекова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *