Перистильный дом: 30. Римский жилой дом атриумно-перистильного типа
30. Римский жилой дом атриумно-перистильного типа
Преобладающим типом развитого жилого дома был атриумно-перистильный. Обычно он размещался на удлинённом участке, отгороженном о улиц глухими наружными стенами. Переднюю часть дома занимал АТРИУМ (атрий) – замкнутое помещение, по сторонам которого располагались жилые комнаты и подсобные помещения. В центре атриума находился бассейн, над которым в кровле оставлялась открытая часть для освещения и стока воды в бассейн. За атриумом через таблинум шел перистиль с садом внутри. Вся композиция развивалась в глубину по оси последовательным раскрытием основных пространств.
Имплювий – водоём в атриуме, куда собиралась дождевая вода.
Комплювий — прямоугольное отверстие в крыше древнеримского жилого дома, предназначенное для стока дождевой воды в бассейн (имплювий).
Перисти́ль (перистилиум) — открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой.
Строенение дома
Вестибюль ( помещение перед входом во внутренние части здания, предназначенное для приема и распределения потоков посетителей)
Передняя
Атрий – приёмный зал
Имплювий
Служебные и жилые помещения
Помещения для магазина и мастерских
Таблинум – кабинет хозяева
Перистиль
Комплювий
Атрий по витрувию, способы перекрытия
Тосканский (4 ската с крыши внутрь дома)
Четырёхколонный (4 колонны по углам комплювия)
Коринфский ( ув. число колонн и размер комплювия)
Дождеотводящий
Крытый
Примеры
Декоративная отделка домусов становится все более пышной. В стенных росписях преобладали сочетания ярких цветов. Снизилось качество выполнения рельефов, скульптуры и стуковых деталей. Колонны стали покрывать толстым слоем штукатурки, особенно в нижней трети, и ярко окрашивать. Это нарушало тектонику колонны, вносило пестроту в оформление интерьера и.
свидетельствовало о невысоком вкусе новой аристократии. Помпейские дома 1в. н.э. позволяют проследить различные тенденции в преобразовании атриумно-перистильного дома.В одних домах — дом Трагического поэта в Помпеях (рис. 170) — была утрачена строгая правильность плана, симметричность расположения помещений относительно продольной оси и прямолинейность последней. В этом доме главная ось зигзагообразна, так как передняя часть дома, отвечающая направлению улицы, помещена под углом к тосканскому атрию. Ось слегка сдвинутого по отношению к атрию проходного таблинума отклоняется влево, а ось перистиля — вправо. Поэтому, хотя анфиладность и сохраняется, впечатление о доме как о едином комплексе ослабляется. План этого дома не строен и нечетко организован из-за почти полного отсутствия симметрии его частей. Симметричны лишь передние помещения. Но залы с правой стороны атрия, имеющего только одно крыло, не соответствуют своим числом и формой залам левой стороны. В перистиле над левой группой выходящих в него помещений преобладает правая группа с огромным триклинием.
В других домах — дом Веттиев — изменению подвергся атрий: здесь он не имеет таблинума. ( помещение в древнеримском жилище. Примыкало непосредственно к атриуму, от которого в некоторых случаях его отделяла ширма или деревянная перегородка) Место таблинума занял широкий проход, отделенный от перистиля двумя столбами. Упразднение таблинума превратило атрий в простое преддверие перистиля. Это сильно отличает дом Веттиев от аналогичного по плану республиканского дома Фавна, где атрий был парадным центром дома. Здесь им стал перистиль, колонны которого, окрашенные в желтый и голубой цвета, образовали яркое обрамление сада. Статуи, во множестве наполнявшие середину перистиля, оттенялись не только зеленью, но и пестрым фоном колоннад. Дом Веттиев знаменит своими фресками, ценными не только в художественном, но и в историческом отношении. В миниатюрных сценках, в которых действуют амуры и психеи, показаны трудовые процессы многих представителей ремесел и различные сцены быта помпейских горожан.
Яркость красок и обилие всякого рода декора в доме Веттиев характерны для интерьера домусов императорского времени.Атриумно-перистильные дома 2 — История архитектуры
Перейти к контенту
Архитектура античного мира > Римская империя. Жилые сооружения
Террасные дома этого времени становились все более похожими на виллы. И в доме Мозаичного атрия и в доме Оленей в Геркулануме вслед за парадной атриумной частью с экусами идут обширный сад, окруженный криптопортиками, включавшими теплые зимние помещения, и летняя жилая часть, обращенная к морю.
Ее центром был триклиний с экусами по сторонам и жилыми комнатами во втором этаже, открытыми морскому воздуху и солнцу. Легкая пергола служила переходом к солярию — широкой террасе над обрывом.
Геркуланум. Планы домов. 1 — Мозаичного атрия; 2 — Оленей:
1 — вход; 2 — атрий; 3 — сад; 4 — триклиний; 5 — экус; 6 — солярий
Прогрессирующее разложение типа атриумно-перистильного дома становилось более очевидным. Его формы, отвечавшие образу жизни старой аристократии, не соответствовали претенциозным потребностям новой знати. Торговец или ростовщик старался обширностью жилища и броскостью его отделки дать понять окружающим о своей состоятельности.
Типичным стало богатое жилище, возникшей на основе нескольких старых домусов. Приспособленное к бытовым нуждам владельца, оно было лишено симметрии и архитектурной целостности. В Помпеях к этому роду жилищ принадлежал дом Корнелия Тегета (I в. н. э.). Он имел случайно сложившуюся планировку и богато, но безвкусно оформленный интерьер.
Представление о дальнейшей эволюции домусов дает Остия, где сохранилась городская застройка I—II вв. н. э. В остийских домусах их разложение выражалось главным образом в исчезновении атрия и концентрации жилых помещений вокруг перистильного двора с портиками, имевшими кирпичные столбы вместо колонн и обходную галерею над ними. Постепенно возраставшая этажность подготовила переход от индивидуального дома к многоквартирному дому с двором-колодцем в центре.
Остия. Казарма городской охраны, II в. н. э. Реконструкция
Остия. Казарма городской охраны, II в. н. э. план
Остия. Дом Амура и Психеи, III в. н. э. План
Схема этого здания оказалась очень гибкой, так как позволяла использовать его и для других целей. По этому образцу строились и рынки, а в Остии были построены также казармы городской охраны. Вместе с тем во 2-й половине III в. н. э. в богатом жилище Остии стал намечаться некоторый возврат к элементам прежнего домуса, который выразился в устройстве нимфеев во дворе и колоннадных портиков (иногда лишь на одной стороне двора, как в доме Амура и Психеи) и др.
В западных провинциях империи атриумно-перистильное жилище было распространено повсеместно, что свидетельствовало о глубокой их романизации. Лишь в своеобразных условиях Британии (Каллева) блоки жилищ представляли собой сельские виллы, вставленные в геометрическую сетку римского города. Однако эти виллы римского типа и поэтому не нарушают цельности картины. В северной Африке с перистилем связаны иногда подземные комнаты, в которых жители проводили самое жаркое время дня.
На востоке империи продолжал господствовать эллинистический перистильный дом. В отдельных окраинных частях империи можно отметить наличие специфических видов жилищ, генетически восходящих к культуре покоренных Римом народов. Такими были распространенные в Сирии дома с довольно широким использованием сводчатых перекрытий: набатейские дома, связанные с традициями скального жилища в Петре, и «диванные» дома Северной Месопотамии, родственные жилищу парфянского Междуречья.
<< Атриумно-перистильные дома
Императорские резиденции: Золотой дом Нерона >>
<< На главную
Карта раздела «Архитектура античного мира» >>
Дом с Перистилем — Сады Римской Империи
Провинция
Италия
Италия (Плеяды)
Местоположение
Остия
Остия (Плеяды)
Местоположение Описание
Рим-город Антика 9000 в устье ( ostium ) Тибра, где он впадал в Тирренское море. Рим располагался выше по течению, в нескольких километрах от моря. Своим морским положением Остия также защищала высадку в устье реки; он контролировал проходящую вдоль него торговлю, а также производство соли на близлежащих солеварнях. Древние историки считали, что город был основан в 7 9 г. до н.э.0017-й век царем Анком Марцием; археологические данные показывают, что первое поселение было основано как колония приморская в 49017-м -м веке до нашей эры. и что он уже действовал как гавань Рима в 3 – веках до нашей эры.
Со 2 по век до н.э. Остия (позднее Порт) была главным портом для выгрузки пшеницы и других продуктов питания, предназначенных для рынков Рима. Это был оживленный и космополитичный портовый город, куда большие грузовые корабли выгружали продукты со всего Средиземноморья и за его пределами. В Остии груз перегружали на речные суда, чтобы отправить вверх по реке в Рим. Эта процветающая коммерческая деятельность сопровождалась демографическим и экономическим ростом и присутствием людей со всего известного мира.
Остия особенно известна в археологических и исторических исследованиях своей историей строительства. Самые ранние дома Остии известны только по спорадическим следам, начиная со 2 века до нашей эры. Это были domus традиционного типа, как в простейшем варианте, прямого италийского происхождения, с помещениями, расположенными вокруг атриума, так и в более сложном романо-эллинистическом виде, в котором был добавлен перистиль с садом (например, Дом из Букрании). Это были дома на одну семью, обычно одноэтажные или с верхним этажом, ограниченным высотой атриума.
Переход к другому типу дома был отмечен так называемым перистильным домом, таким как дом на Виа дель Темпио Ротондо, относящийся к периоду Августа, дом, найденный под Схолой Траяна (построенный в 20-х гг. 40 г. н.э.) и Дом Громовержца, датируемый периодом Веспасиана (69-79 г. н.э.). В этом последнем типе дома комнаты расположены вокруг небольшого центрального двора с колоннадой, иногда с садом, чаще мощеным. Более поздние примеры этого типа включают первую фазу Дома Фортуны Аннонарии с садом (140–1919 гг.).0 г. н.э.).
Остия была сильно перестроена во 2 и веках н.э. под давлением роста населения из-за завершения строительства портов. Новый город следовал новым канонам утилитарной, высокоплотной застройки, основанной на многоэтажном островке , направленном на эффективное использование небольшого доступного пространства. Комната с окнами на фасаде стала своеобразным атриумом. План обогатился небольшими комнатами и внутренними лестницами, ведущими в частные апартаменты верхнего этажа. Отдельные лестницы, ведущие с улицы, обеспечивали доступ к квартирам на втором и верхнем этажах. Наиболее совершенные образцы этого типа зданий относятся к периоду Адриана, например, примерно в insulae , которые составляют так называемые садовые домики. В инсулах другого типа основным источником света является не улица, а внутренний двор с аркадами.
Внутреннее пространство не всегда ограничивалось портиком; Инсула Картин, состоящая из домов Юпитера и Ганимеда, Младенца Вакха и Картин, расположенных по L-образному плану, была обращена фасадом на две улицы, образуя угол, а ее внутренние стороны обращены на довольно обширный сад, без портиков.
В 3 rd и 4 th века многоквартирные дома менее обеспеченных пришли в запустение или были залатаны. Частное строительство, казалось, ограничивалось возведением новых патрицианских домов (например, Дома Амора и Психеи), построенных на первом этаже уже существующих зданий и богато украшенных дорогим мрамором. В этих домах сады были в основном декоративным фоном.
Внутренний сад дома в Остии, описанный св. Августином ( Confessions 9.10.23), который формирует обстановку для разговора с его матерью св. Моникой в 388 г. н.э., относится именно к этому типу: декоративный фон, усиливающий тишину и покой интерьера дома, антитеза неистовая, но тщетная жизнь города снаружи.
Остия, учитывая все обстоятельства, дает нам представление о сильно застроенном городе, который пожертвовал большей частью своей зелени в попытке максимально интенсивно использовать землю под застройку. Это, должно быть, имело место, особенно в самый интенсивный этап строительства в его истории (1 st -3 rd век н. э.). Как следствие, сады, заложенные до этого периода, были в значительной степени разрушены последующей строительной деятельностью. С другой стороны, более поздние планировки садов были уничтожены бешеной кампанией раскопок в 1938–1942 годах, проводившейся в рамках подготовки к Всемирной выставке, которая так и не состоялась из-за начала Второй мировой войны. Но сегодня, благодаря новым раскопкам, проводимым в Остии итальянскими и международными исследовательскими группами, с применением самых современных методов исследования, сады древнего города наконец-то восстанавливаются. Во всех установленных до сих пор случаях это были сады, разбитые в перистилях/дворах, связанные с колодцами или фонтанами для орошения. В одних случаях археологи находили классические перфорированные вазы, в других — крупные фрагменты терракотовых сосудов. Что касается садовой мебели, то достоверные данные предоставил только Domus of Fortuna Annonaria.
Однако в древности Остия, должно быть, была намного зеленее и богаче растительностью и флорой, чем кажется сейчас; древние источники действительно говорят о процветающем выращивании овощей, дынь, дынь и салатов на территории Остии. В 5 -м -м веке нашей эры «Изола Сакра настолько пышна и приятна, что на ней нет недостатка в восхитительных пастбищах ни летом, ни в зимние месяцы; кроме того, весной он наполнен таким изобилием роз и других цветов, что его можно назвать за его сочный цветущий аромат Ливаном щедрой Венеры» (9).0015 Космография : 25.25-30).
План расположения
Остия Антика, генеральный план.
Сад
Дом с перистилем
Ключевые слова
- дворы
- Ранний имперский
- гидравлический раствор
- мозаика (изобразительные работы)
- росписи (изобразительные работы)
- ниши
- кувшинки (садовые конструкции)
- opus spicatum
- opus tessellatum (процесс)
- опус тестацеум
- перистили (римские дворы)
- подвалы
- системы водоснабжения
- колодцы на воду
Описание сада
Зимой 1938-1939 годов под оккупационным уровнем Схолы Траяна была обнаружена часть более раннего здания. Он был назван Домом с перистилем, так как основным сохранившимся признаком являлась значительная часть классического перистиля) (рис. 1, б). Дом был возведен между 20-40 гг. н.э., а затем разрушен между 160-200 гг. н.э. Находка вызвала большой интерес, и начались массовые реставрации, чтобы показать посетителям характерный тип частной архитектуры ранней империи, редко встречающийся в Остии.
Портик этого дома был затем частично перестроен кирпичными колоннами (рис. 2). С восточной, крытой стороны, портик вымощен бело-черной мозаичной мозаикой с геометрическим и растительным орнаментом. Часть росписи сохранилась in situ на восточной стене портика. Также можно датировать несколько более поздних реставраций дома между I и II веками нашей эры.
Двор с портиком был садом. На его северной стороне находился большой прямоугольный nymphaeum , также отреставрированный в 1939 году. Он украшен полукруглой нишей на длинной южной стороне. Пол вымощен opus spicatum ; стены облицованы гидравлическим раствором, окрашены в синий цвет (рис. 1, в). Объем этого нимфея и система отвода и подачи воды несколько раз изменялись. Колодец в opus testaceum в юго-западном углу бассейна, безусловно, является одним из последних объектов. Под восточным углом портика есть еще один колодец, до которого можно добраться по лестнице. Подземное пространство, созданное вокруг колодца, могло использоваться как погреб.
Цифры
Рисунок 1: План (из Morard, Wavelet).
Рис. 2: Двор и Дом с перистилем, реконструкция после раскопок 1938 г. (ПА-ОАнт, Фотоархив).
Даты
Электроязычные 20-40 CE
Уничтоженные 160-200 CE
Дата раскопок
Зима 1938-1939 гг. ‘Ossat, H. Bloch, Topografia generale , Скави ди Остия I, Рим, 1953 г.
- Арена, Остия республиканская , с. 23. (мировой кот)
- Т. Морар и Д. Вейвлет, Mélanges de l’École française de Rome: Antiquité Tome 114, № 2 (2002), Рим, стр. 759-815. (мировая кошка) hathitrust
Pleiades ID
422995
TGN ID
7007018
Участник
Thomas Morard
Дата публикации
21 APR 2021
PERISTY, vette DATE
21 APR 2021
.
PERISTOLE.Описание
Сад Перистиль, Дом Веттиев, Помпеи. Римско-республиканского периода.
Физическое описание
1 постройка.
Информация о создании
Создатель: Неизвестно. 0050/0100.
Контекст
Этот физический объект входит в состав сборника под названием: АРТисточник и предоставлен Колледжем визуальных искусств + дизайна ЕНТ к Электронная библиотека ЕНТ, цифровой репозиторий, размещенный на Библиотеки ЕНТ. Его просмотрели 5464 раза, из них 10 за последний месяц. Подробнее об этом объекте можно посмотреть ниже.
ВОЗ
Люди и организации, связанные либо с созданием этого физического объекта, либо с его содержанием.
Создатель
- Нам не удалось установить создателя(ей) этого объекта.
Правообладатель
Инструкции см. Цитаты, права, повторное использование.
- Саския, ООО
Предоставлено
ЕНТ Колледж визуальных искусств + дизайн
Колледж визуальных искусств и дизайна UNT способствует творческому будущему своего разнообразного студенческого населения и региона посредством тщательного художественного образования, студийной практики в области искусства и клиентов, стипендий и исследований. Колледж, одна из самых полных школ изобразительного искусства в стране, включает в себя множество программ национального и регионального рейтинга.
О | Просмотрите этого партнера
Свяжитесь с нами
Исправления и проблемы Вопросы
Что
Описательная информация, помогающая идентифицировать этот физический объект. Перейдите по ссылкам ниже, чтобы найти похожие элементы в электронной библиотеке.
Описание
Сад Перистиль, Дом Веттиев, Помпеи. Римско-республиканского периода.
Физическое описание
1 постройка.
Предметы
Тезаурус искусства и архитектуры (Getty)
- архитектура (предметный жанр)
Тип вещи
- Физический объект
Идентификатор
Уникальные идентификационные номера для этого объекта в электронной библиотеке или других системах.
- Присоединение или местный контроль № : цзя0266
- Ключ архивного ресурса : ковчег:/67531/metadc43139
Коллекции
Этот объект является частью следующей коллекции связанных материалов.
АРТисточник
Лицензионные изображения произведений искусства в этой коллекции дополняют произведения искусства в коллекции визуальных ресурсов онлайн-базы данных изображений Колледжа визуальных искусств + дизайна, используемой для обучения, изучения и презентации. Сюда включены изображения картин, рисунков, гравюр, архитектуры, материальной культуры, скульптуры, фотографий, мебели и моды от различных поставщиков. Доступ к этим изображениям ограничен сообществом ЕНТ.
О | Просмотреть эту коллекцию
Какие обязанности у меня есть при использовании этого физического объекта?
Цифровые файлы
- 1 файл изображения доступны в нескольких размерах
- API метаданных: описательные и загружаемые метаданные, доступные в других форматах
Когда
Даты и периоды времени, связанные с этим физическим объектом.
Дата создания
- 0050/0100
Добавлено в цифровую библиотеку ЕНТ
- 15 сентября 2011 г. , 22:26
Описание Последнее обновление
- 23 июня 2021 г., 19:58
Статистика использования
Когда последний раз использовался этот объект?
Вчера: 0
Последние 30 дней: 10
Всего использовано: 5 464
Дополнительная статистика
Где
Географическая информация о происхождении этого физического объекта или о его содержании.
Укажите имя
- Италия — регион Кампания — провинция Неаполь — Помпеи
Информация о карте
- Координаты названия места. (Может быть приблизительно.)
- Для оптимальной печати может потребоваться изменение положения карты.
Нанесенные на карту местоположения
Взаимодействовать с этим физическим объектом
Вот несколько советов, что делать дальше.
Увеличить
Цитаты, права, повторное использование
- Ссылка на этот объект
- Обязанности использования
- Лицензирование и разрешения
- Связывание и встраивание
- Копии и репродукции
Международная структура взаимодействия изображений
Мы поддерживаем IIIF Презентация API
Распечатать/поделиться
Полезные ссылки в машиночитаемом формате.
Архивный ресурсный ключ (ARK)
- ERC Запись: /арк:/67531/метадк43139/?
- Заявление о стойкости: /ark:/67531/metadc43139/??
Международная структура взаимодействия изображений (IIIF)
- IIIF Манифест: /арк:/67531/metadc43139/манифест/
Форматы метаданных
- УНТЛ Формат: /ark:/67531/metadc43139/metadata. untl.xml
- DC RDF: /ark:/67531/metadc43139/metadata.dc.rdf
- DC XML: /ark:/67531/metadc43139/metadata.dc.xml
- OAI_DC : /oai/?verb=GetRecord&metadataPrefix=oai_dc&identifier=info:ark/67531/metadc43139
- МЕТС : /ark:/67531/metadc43139/metadata. mets.xml
- Документ OpenSearch: /ark:/67531/metadc43139/opensearch.xml
Изображений
- Миниатюра: /ark:/67531/metadc43139/миниатюра/
- Маленькое изображение: /ковчег:/67531/metadc43139/маленький/
URL-адреса
- В текст: /ark:/67531/metadc43139/urls.