Средневековый дом – описание с фото, разновидности стиля и интерьерные решения в современной квартире

Содержание

их внутреннее устройство, внешний вид, история архитектуры

Дома в средневековой Европе: общее описание
  • Устройство средневекового дома

  • Внешний вид средневекового дома, фото домов

  • Дома средневековой деревни
  • «Мой дом – моя крепость». Именно эта пословица как нельзя лучше отражает отношение средневекового человека к своему дому. Самые богатые люди средневековья: короли, герцоги, графы и прочие бароны имели в качестве своих домов крепости и замки в самом прямом смысле, и чем богаче был феодал, тем более неприступным был его дом-крепость. Но какими же были средневековые жилые дома более простых людей, разных ремесленников, селян, купцов, средневековых горожан? Об этом наша сегодняшняя статья.

    Дома в средневековой Европе: общее описание

    Не имея возможности жить в настоящих замках, тем не менее, владельцы более простых средневековых домов строили их таким образом, чтобы в этих домах можно было надежно скрыться от внешнего мира. Как писал французский историк Э. Фараль: «Быть увиденным в средневековье означало потерять свободу». Иными словами, дом средневекового крестьянина, как впрочем, и средневекового горожанина (а вплоть до XV века городские и деревенские средневековые дома были практически одинаковыми) был призван, прежде всего, скрыть хозяев от сторонних, любопытных глаз.

    Дома средневековья строились из разных материалов, в зависимости от богатства хозяев это могло быть как дерево, так и камень. Правда, деревянные дома, особенно если это были дома средневекового города, таили в себе большую опасность с точки зрения возникновения пожара. И пожары действительно не один раз возникали в средневековых городах Европы, испепеляя значительную часть этих самых деревянных домов. Например, в родном городе автора статьи, Львове случился большой пожар в 1527 году, который в то время уничтожил практически весь город, включая его готическую застройку.

    Но самым большим из подобных пожаров, можно считать великий лондонский пожар, который случился в 1666 году.

    Великий лондонский пожар

    Великий лондонский пожар, картина неизвестного художника.

    Тот пожар уничтожил тогда значительную часть британской столицы, обрушил собор святого Павла, нанес колоссальный ущерб. В целом в тот роковой день в огне погибло 13500 лондонских домов, включая 87 церквей.

    Горький опыт с пожарами постепенно приучил людей средневековья, по крайней мере, в городах, ввиду большой сплоченности домов, строить их исключительно из камня.

    Устройство средневекового дома

    В отличие от дома античного, дом средневековый не имел следов внутреннего разграничения на мужскую и женскую половины, все там жили вместе. Что же касается внутреннего устройства средневекового дома, то в нем будто бы прослеживается борьба двух начал, одно из которых идет от домов господствующего класса, феодалов, а другое от крестьянского дома.

    Влияние замковой архитектуры на городские дома средневековья заключалось в постройке донжонов – если в замках донжон это настоящая башня, то в доме средневекового бюргера он представлял собой тоже своего рода башню, в которой все помещения расположены строго по вертикали и соединены круглой винтовой лестницей. Внизу находилась лавка, на втором этаже – общая комната, зал, где принимают гостей, жилые комнаты хозяев дома, на третьем этаже – комнаты для прислуги, учеников, разные хозяйственные помещения.

    Схема средневекового дома

    Так выглядит схема средневекового дома.

    Заметьте, что дома в те времена строились таким образом, чтобы их удобно было защищать, даже если первый этаж дома уже захвачен врагом, хозяева могли продолжать оказывать сопротивление с верхних этажей.

    Внутреннее убранство домов средневековья состояло в основном из тканей и деревянных панелей, на которых зачастую имелись разные рисунки, срисованные с рукописей и книжных миниатюр. Часто на стенах висели красивые гобелены и геральдические щиты. В парадном холе находился большой камин, который в холодную пору обогревал весь дом. У богатых горожан камин был украшен скульптурными фигурами.

    Средневековый дом внутри

    Средневековый дом внутри, винтовая лестница в наличии.

    Средневековый дом внутри

    А тут на фото более простой и аскетичный интерьер средневекового дома.

    Окна в средневековых домах были удовольствием не дешевым, так как они облагались налогом, поэтому три и больше окна на фасаде своего дома могли себе позволить только богатые бюргеры. Сами окна застеклялись выпуклыми либо матовыми стеклами, которые с одной стороны пропускали солнечный свет, а с другой ограждали внутреннее помещение от любопытных глаз.

    Внешний вид средневекового дома, фото домов

    Большинство средневековых домов имели 3 этажа, хотя были дома и с 2 и даже с 4 этажами. По внешнему виду каждый дом был уникальным, чем богаче была фантазия у архитектора, тем красивее и вычурнее был его фасад. Порой на фасадах средневековых зданий создавались целые сценические композиции, само наблюдение за которыми приносило (и приносит) удовольствие всем ценителям прекрасного.

    Скульптурная композиция на фасаде дома Адама

    Скульптурная композиция на фасаде дома Адама, Анже, Франция.

    Дом Адама

    И сам этот великолепный дом, построенный в XV веке.

    средневековые дома

    А вот так выглядят средневековые дома Германии, возможно, они не столь богато украшены художественной скульптурой как их французские аналоги этого же периода, тем не менее, они отличаются своей мощностью фасадов и массивностью кронштейнов.

    Площа рынок

    А здесь фасады средневековых домов Львова, родного города автора статьи. Построенный согласно принципам средневекового зодчества каждый дом имеет свою уникальную изюминку и неповторимый архитектурный стиль.

    Дома средневековой деревни

    Что же касается домов средневековой деревни, то в отличие от городских домов они также продолжали строиться из дерева, много домов были одноэтажными, максимум имели 2 этажа. Характерные для города 3 этажа в деревне были редкостью и столь большие дома себе могли позволить разве что деревенские старосты или самые зажиточные селяне.

    Часто деревенские дома средневековья, особенно в Восточной Европе имели форму сруба – были собраны и обработаны из рубленых бревен.

    средневековый деревенский дом

    Такой вид имеет типичный средневековый крестьянский дом, деревня Ржепора, Чехия, XIV век.

    Внутреннее убранство деревенского дома было скромнее, чем у горожан, внутри обычно располагалась кровать, представляющая собой сбитую из досок раму на которую клали матрас из перьев и отходов ткацкого производства, деревянные стол с деревянной же скамьей. По углам располагались сундуки, где хранилась вся нехитрая хозяйственная утварь. Тепло в деревенском доме обеспечивала специальная печь, которая топилась дровами, впрочем, в некоторых глухих современных деревнях люди и по сей день живут практически как в средневековье.

    Деревенский средневековый дом внутри

    Внутреннее убранство украинского средневекового дома, фото из музея «Шевеченковский гай».

    Квартирный вопрос в Средние века

    Средневековый дом: сакральная жилплощадь

    Не столь важен был облик дома. Замок, лачуга, дворец, землянка или особняк — всё это тихая гавань мирной жизни, которую почитали и всегда помнили. Он порой закрыт и недоступен для чужаков, но тем не менее домашний очаг символизировал милосердие и доброту. Конечно же, значение этих понятий было несколько иным. Они соответствовали духу времени: в любой момент к дому мог подойти бедняк или заплутавший путник, которому требовалась помощь. Кусок хлеба или миска похлёбки, данный нуждающемуся был важным шагом на пути к спасению души христианина. Хотя стоящий за порогом дома мог оказаться либо сыном Божьим, либо посланцем тьмы и зла.

    Средневековый дом: эволюция постройки

    Как выглядел дом среднестатистического европейца эпохи Средневековья? В этом вопросе нам может помочь иконография, но и она не до конца раскрывает всех тонкостей жилой застройки того времени. До XV века не сохранилось планов домов, тексты страдают неточностями, а иллюстрации довольно однотипные и упрощённые. Если иконография и может дать какое-то общее представление о жилищных условиях средневековой Европы, то углубиться в вопрос нам позволяют достижения археологии. Важно заметить, что раскопки в сельской местности дали намного больше данных, чем исследования в черте городов. На сегодняшний день специалистами изучено более сотни археологических памятников по всей Европе: от берегов Северного моря до Сицилии, с начала I тысячелетия нашей эры до эпохи Ренессанса. Находки в Кане, Париже, Туре или Арле дали намного больше учёным, чем годы изучений средневековых хроник и хартий.

    1.jpg

    Средневековый Париж. (Pinterest)


    Жилая застройка формировалась за счёт географических особенностей региона и влияния культуры предшествующих эпох. Северная традиция (она же — германо-кельтская) представляла сельское жилище в виде «крытого рынка».

    В немецком языке подобные постройки обозначают термином halle — дом, в форме длинного прямоугольника, 60 на 20 метров, который опирался на равномерно распределённые столбы. В такое помещение могло спокойно зайти около 50 голов скота или можно было разместить до полусотни людей. Ремеслом занимались в отдельных землянках, продукты питания хранили в ямах, но всё это делалось вблизи основного жилища. Приготовление пищи на огне происходило вдали от дома. Материалы для строительства такого жилища были самыми стандартными: глина, дерево, различные смеси древесины с грязью или глиняной массой.

    2.jpg

    Сельский дом. (Pinterest)


    Южная традиция отличалась более прогрессивными технологиями и надёжными материалами. Оно и понятно: ведь наследие античных архитекторов не кануло в лету. Строгая каменная постройка (камень брали совершенно любой, какой только попадался под руку), отдалённо напоминающая римские виллы с пристройками для рабов и колонов.

    В черте города на севере застройка была простой и невзрачной, на юге же — более пёстрой и похожей на античные образцы жилых построек. Подобные характеристики относились к раннесредневековым домам. Постепенно германские традиции скотоводческих хозяйств и родового уклада стали отходить на задний план.

    3.jpg

    Крестьяне у дома. (likt590.ru)


    С VII по XI век происходят заметные изменения в эволюции жилых построек. Родовые корпорации стали дробиться, развивалось городское ремесло и на селе стали больше уделять внимание агрикультурам. Люди видели перспективы развития жилых построек в направлении частных домов, размерами 20 на 6−10 метров. Подобные «квартиры» были рассчитаны на один очаг: супружеская пара или же небольшое семейство.

    На селе эта перемена сразу бросалась в глаза, а вот в городе этот процесс скорее говорил о социальном расслоении горожан. Жильё бюргера или сеньора выгодно выделялись на фоне основной застройки своей индивидуальностью, а дома ремесленников объединяли собой несколько цехов или корпораций.

    В XIII веке эти «диалектические» противоречия в городской среде и на селе достигли своего апогея. Рядом с роскошными особняками местных патрициев «красовались» многолюдные хибары бедняков.

    4.png

    Крестьянские дома в Англии. (docbase.org)


    Средневековый дом: планировка и дизайн

    В эпоху Высокого Средневековья средний размер сельского дома занимал примерно 15 квадратных метров и представлял собой единое пространство. Уже в XIV-XV столетиях стали появляться горизонтальные деления на зоны. Так как застройка была в основном одноэтажной, на чердаке размещались припасы. Стены строились из торфяных блоков, досок, сухого камня или кирпича, у дома был земляной пол и крыша из желобчатой черепицы, соломы и плитняка. Каменный очаг у одной из стен, с навесом или без, единственная входная деревянная дверь из крепких деревянных реек с петлями и задвижками. Окон в основном было мало либо они отсутствовали вообще.

    Основная функция такой постройки — сохранить домашний очаг, сберечь жизненно важные запасы и защитить жильцов от погодных условий и внешних раздражителей.

    Важно отметить, что такие дома не строились навечно. Из-за легкости стройматериалов фундамент много раз перестраивался, неоднократно проводились реконструкции и реставрации основной площади жилища. Исследуя постройки йоркширской деревни Уоррем Перси, археологи доказали, что дома прошли 9 последовательных стадий изменений за три столетия.

    5.jpg

    Средневековый Краков. (studentportal.pl)


    Об образе городских домов лучше всего говорит иконография: средневековых изображений Парижа, Генуи, Сиены, Нюрнберга полно, а вот раскопки в городе не всегда могут дать хороший результат. Плотная застройка предполагала вытянутую форму дома: основная часть выходила на улицу, двор располагался за ней. В постройке стен таких зданий предпочитали использовать камень (если это было возможно). Была и альтернатива: саман, укрепленный фахверком. Крышу старались покрывать шифером или черепицей. В городском доме был подвал или погреб, в который человек мог спуститься только изнутри.

    6.jpg

    Городской дом в разрезе. (Pinterest)


    Все отходы отправлялись в сток, который выходил на улицу. Очагов в городском доме было несколько: их добавляли к основному и самому большому, они располагались на разных уровнях и имели параллельные дымоходы. Городские постройки предполагали размещение нескольких семей в рамках одной жилплощади. Например, на втором этаже мог жить хозяин дома, выше — родственники, слуги или арендаторы.

    Использование двора напрямую зависело от занятий людей: если на селе это было место для сада или хранения орудий труда, то в городе эту площадь могли оставить под небольшой огород или склад, либо просто забросать двор хламом и отходами.

    Средневековые городские дома Франции и Германии

    Поразительно, как они похожи на сказочные домики, умело переплетенные холщовой веревкой. Эти городские дома Франции и Германии, высокие и удивительно уютные на первый взгляд, расширяются снизу вверх, создавая впечатление падающих на проходящих мимо людей стен.

    Откуда ни взгляни, кажется, будто фасад дома наклоняется прямо к вам, словно живой, словно хочет поделиться какой-то своей далекой и интересной историей!

    Действительно, это уникальные дома, для возведения которых необходимо было приложить много усилий, обладать инженерной точностью и мастерством. Не каждый каменный дом может похвастаться такими технологиями возведения!

    Оно и верно — ведь только дерево могло создать поистине фантастические фасады зданий, как сохранившиеся у строений XV века.

    Что привело строителей Средневековья к созданию данного стиля, этих форм и размеров?

    Ответ очевиден: это было связано с недостатком земель внутри городских стен стран Западной Европы. Так выступ верхних этажей над первыми стал распространенным явлением.

    Высота зданий также обусловливалась нехваткой свободных территорий и ограничением, наложенным специальным постановлением властей на размеры выступов.

    В 1940 году муниципалитет Франкфурта задал рамки для строительства двухэтажных сооружений — размер выступа второго этажа не должен превышать одного элля, что примерно равно одному ярду или 91,44 сантиметров.

    Но и этого оказалось недостаточно, тогда для более высоких зданий вводилось новое ограничение в ¾ от предыдущей величины, то есть около 69 сантиметров.

    Как правило, каждый желающий мог ознакомиться с допустимыми величинами выступов на каменной табличке, установленной в Страсбурге на стене городского собора.

    Особенности конструкции. Проблемы и решения

    Но не всем было так радостно от подобного решения проблемы. Оказалось, что строительство данных сооружений требует определенного материала, а также — настоящего профессионализма и большого опыта от мастеров, ведь для большинства деревянных каркасов необходимы были бревна длиной во всю высоту этажа.

    Также наличие выступов отметает возможность использования вертикальных столбов, свободно шедших вдоль плоскости фасада, тем самым позволяя симметрично размещать оконные проемы на стенах, например, как в Старой епископской резиденции в Бамберге. Здесь же необходима была и дополнительная поддержка выступающих углов здания.

    Каждый мастер своей страны по-разному решал данную проблему. Немецкие плотники применяли подкосы из трех выступающих брусьев, английские же — «природные» кронштейны, состоящие из куска ствола с отходящими от него мощными ветвями.

    Фасады городских зданий Франции

    Хочется отдать должное средневековым плотникам: ведь они сумели использовать кронштейны не только в качестве опор, но и попробовали их в роли художественного оформления зданий благодаря деревянным аллегорическим скульптурам.

    Так, на доме Адама в Анже, построенном в XV веке, под выступом в засаде на дракона прячется Святой Георгий.

    На его же вертикальной опоре вырезана фигура печальной женщины, задумавшейся о чем-то своем.

    На фасадах зданий создавались целые серии сценических зарисовок, наблюдать развязку которых было очень занимательно. Во Франции существовала даже целая мода на создание интенсивных украшений главных каркасных деталей зданий плоскими деревянными панелями, между которыми и заполнялось пространство.

    В доме Адама в Анже даже саму стену не могли не украсить: простая ромбовидная решетка из тонких брусьев придавала ей нарядный вид. Так, и опоры свесов крыши поддерживались изогнутыми в виде арок брусьями. При этом детали каркасов выступали ровно на размер скульптур, которые расположились по всему периметру и высоте здания.

    Немецкие фасады

    В Германии же фасады зданий отличались своей мощностью, ведь расстояния между столбами были большие, а кронштейны — массивные. А окна, словно маленькие глазки, были пробиты на широких плоских панелях.

    Даже художественные опоры здесь отличались от французских. Названные «швабскими женщинами» или «дикими людьми», они представляли собой диагональные подкосы, пересекающиеся со столбами, которые создавали прообраз человека. Ярким в прямом смысле слова примером немецкого стиля стала Ратуша в Эсслингене.

    Склад лесоматериалов Гейслингене (Баден-Вюртемберг), как еще один представитель национального стиля каркасов Южной Германии, имел простое прямоугольное сечение выступающих концов балок, поддерживающих верхние этажи. Они шли так часто, что напоминали ряд огромных зубов.

    Фасады приграничных зданий

    Каждый дом Германии и Франции уникален и имеет свой особый стиль, отражающий традиции и национальный уклад. Именно потому на границе двух государств зародился новый, сочетающий лучшие черты обоих направлений, стиль. И именно дом Каммерцеля стал главным его представителем.

    Возведенный торговцем сыра Мартином Брауном в 1589 году в Страсбурге, он полностью иллюстрирует то композиционное изящество, присущее немецкому и французскому стилю в каркасных деревянных зданиях.

    Непрерывные полосы окон во весь фасад, мощные и одновременно изящные скульптуры на опорных столбах — все это стало прообразом ленточных окон в зданиях раннего интернационального стиля Франции XX века.

    Даже крыши претерпели со временем изменения. Теперь это крыши с перекладинами и горизонтальными стягивающими балками, которые вместе со стропилами образовывают жесткую треугольную форму. Таким образом, углы, под которыми шли скаты, изменились.

    Для чего были созданы эти новшества? Главным преимуществом таких крыш было отсутствие раздвигающего усилия на стены, к тому же их можно было делать тоньше. Например, как у домов на рыночной площади Баварии в Мильтенберге.

    Средневековый городской дом – это уникальная технология, неприменимая к каменным сооружениям, это уютные здания, залитые естественным светом внутри, это целая эпоха в архитектуре, возникшая под влиянием ограничений территорий и возможностей.

    И сегодня мы можем спокойно прогуливаться по улицам стран Западной Европы. Наблюдать, как прохожие, привыкшие к своим домам, спешат по улицам, не замечая красоты и искусства своих предков.

    Мы можем даже прикоснуться к стенам этих фантастических сооружений, пройти внутрь и досконально изучить их технологию возведения. Ведь так важна та информация, которую хранит и передает нам дерево через столько сотни лет!

    Другие статьи и новости

    Фахверк — удивительная технология средневековья — Блог | «Мечтаево»

    Фахверк - строительная технология средневековья Фахверковый дом – лицо старинной Европы. У многих россиян он ассоциируется с уютными альпийскими деревушками и горнолыжными курортами. Хотя это типично городская технология. Как бы то ни было, если вы хотите оформить свой дом в стиле сказок братьев Гримм, то фахверк – наилучший вариант! В нашем материале рассказываем, почему именно.

    Главный отличительный элемент фахверкового дома – видимый снаружи несущий каркас из мощных деревянных балок и стоек. Немецкое слово Fachwerk, происходит от Fach – панель, секция и Werk – дело, сооружение.

    Открытый деревянный каркас есть и в традиционных сооружениях Китая и Японии. Однако европейский «рисунок» каркаса с первого взгляда отличим от азиатского. В китайском доме точками отчета для линий симметрии служат довольно большие проемы (дверные, оконные). Стойки и ригели (горизонтальные балки в стенах) образуют симметричный рисунок вокруг проемов. И при этом часто располагаются парами, однотипные элементы дублируют друг друга. А в европейском каркасе – зрительно доминируют вертикальные и наклонные стойки. Они разбивают плоскость стены на треугольники. Подкосы часто образуют «узоры», напоминающие буквы «Х» и «Ж».

    Фахверк - строительная технология средневековья

    Фахверковые дома начали строить в Европе с 10-11 веков, а расцвет этой технологии приходится на 15-16 века. Фахверковая технология позволяла довольно быстро возводить в городе высотные здания (до пяти уровней). При этом себестоимость строительства была меньше, чем у каменных домов. Мрачными каменными замками и монументальными дворцами в средневековой Европе владели крупные феодалы. А яркий, контрастный пятиэтажный фахверк-хаус с устремленной в небо треугольной крышей – символ успеха бюргера. Его дед пришел из деревни в город, чтобы заработать себе на хлеб в сапожной мастерской. Отец нанял нескольких мастеров с подмастерьями и лично принимал заказы у князя. А он, женившись на дочери владельца крупнейшей кожевенной мастерской, уже был председателем ремесленного цеха и членом городского совета…

    В первых фахверк-хаусах использовались цельные стойки от фундамента до крыши. Из-за них, высота дома была ограничена длиной заготовленных столбов.Через некоторое время стало трудно разыскать материалы даже для двухэтажных домов. Подтверждением тому служат сохранившиеся по сей день здания с кривыми столбами в каркасе.

    Постепенно зодчие Средневековья осознали, что стойки можно делать для каждого этажа отдельно, просто нужно прочно скрепить их межетажной обвязкой, ригелями, разнообразными подкосами… Стройка стала более трудоемкой, зато из деталей длиной до трех метров можно было построить сооружение высотой в 15 метров. Заготовка и транспортировка древесины упростилась. И уже не было необходимости использовать кривые столбы. Фасады фахверков последнего поколения сделались аккуратными, зрительно ажурными, отличались строгостью линий.

    Усложненная конструкция межэтажных обвязок позволила не привязывать всю стену к одной плоскости: строители научились делать выступы, когда верхние этажи немного нависали над нижними. В результате дождевая вода не стекала со всего фасада на нижние этажи и не переувлажняла древесину каркаса. Этим во многом объясняется долговечность фахверковых сооружений.

    Фахверк - строительная технология средневековья

    Ячейки стены между стойками каркаса заполнялись обычно саманом и штукатурились. На нижних этажах для заполнения ячеек мог использоваться кирпич или даже камень. Но для этих работ не нужны были квалифицированные каменщики и отборные стройматериалы. Так что при сопоставимой с каменным домом прочности построить фахверк-хаус было дешевле.

    Со временем в каркасе стали использоваться элементы, которые несли не только силовую, но и смысловую нагрузку. Выполненные из обрезков древесины разнообразные орнаменты имели символическое значение, были талисманами, оберегами.

    Родовое гнездо зажиточного бюргера обыкновенно имело три этажа, да еще один-два чердачных – как сказали бы французы, мансардных. В средневековых городах дома имели довольно узкие фасады, так что окна на улицу можно было устроить только в двух-трех комнатах. Остальные окошки выходили либо в стену соседнего дома, либо на задний двор.

    Фахверк - строительная технология средневековья

    Если на первом этаже располагалась лавка или конторка, то гостиную приходилось делать на втором. А над ней размещались хозяйские спальни. Все остальные помещения были темными и предназначались для прислуги и хозяйственных нужд. Среди сохранившихся фахверков можно встретить здания, которые изначально были построены как доходные дома, то есть были разделены на множество комнаток, которые сдавались в наём.

    Фахверковые дома строились и в Америке переселенцами из Европы. Эти постройки стали прародителями каркасных домов «одноэтажной Америки» двадцатого века. Строители Нового Света не утруждали себя сложными соединениями элементов каркаса типа «ласточкин хвост» или изготовлением деревянных нагелей. Доски крепились на скорую руку металлическими гвоздями. Упрощенный каркас уже не претендовал на архитектурное значение и был закрыт от непогоды практичным сайдингом.

    Фахверк - строительная технология средневековья

    Настоящий фахверк не вписывается в современные представления об энергосберегающем здании. При этом строительство и уход за таким сооружением требуют хотя и неквалифицированного, но кропотливого труда, иначе сквозные щели в стенах гарантированы.

    Между тем, архитектурный стиль старых европейских домов многим и сегодня кажется актуальным. Так что имитация фахверка во внешней отделке довольно популярна. К тому же это один из самых дешевых способов отделки фасада. Зачастую он используется при реконструкции старых зданий. На стену крепится обрешетка, в нее закладывается утеплитель. А сверху монтируются листы плоского шифера или цементно-стружечные плиты. Их можно красить или штукатурить (чаще всего используется эластичная акриловая штукатурка с текстурой «апельсиновой корки» или «под короеда»). Поверх листовых материалов крепятся рейки, которые имитируют каркас фахверк-хауса.

    Тема фахверкового дома разрабатывалась и применительно к оформлению интерьеров. В результате родилась строительная технология Timber Frame – бревенчатый каркас. Более адекватного термина на русском языке пока нет, хотя построенные в этом стиле дома в России уже можно найти.

    Фахверк - строительная технология средневековья

    То, что у нас обычно называют домом на деревянном каркасе, в Америке именуется Wood Frame House. Стандартное сечение стоек Wood Frame 38х145 мм. И они спрятаны под обшивкой стен.

    Фахверк - строительная технология средневековья

    Timber Frame отличается от широкораспространенного Wood Frame (деревянного каркаса) тем, что используются детали большого сечения — от 100 до 300 мм (как в старинном фахверке). И после отделочных работ они остаются видны. Отличие только в том, что каркас фахверка виден снаружи, а Timber Frame виден изнутри дома, он становится основной доминантой интерьера. Качество обработки деталей «бревенчатого каркаса» сопоставимо с производством мебели. Часто применяется искусственно состаренная древесина. Наружные стены такого дома состоят из сэндвич-панелей (ДСП с минеральным или целлюлозным утеплителем).

    Фахверк - строительная технология средневековья

    …Не бойтесь экспериментировать со стилями! :-)

    от замка до хижиныВсе средневековые жилища – от замка до самой убогой хижины –

    Все средневековые жилища – от замка до самой убогой хижины – были тождественны в одном: они должны были скрыть, спрятать, защитить их владельца от внешних, враждебных сил. Именно поэтому оно подобно крепости или маленькому городу, было обнесено глухой стеной или забором, имело узкие окна, закрывавшиеся ставнями.

    До ХII в. городские дома мало чем отличались от сельских. И в этом не было ничего удивительного: большинство городских жителей составляли выходцы из деревень, которые принесли с собой и свои строительные навыки. Вплоть до конца средних веков большая часть жилищ крестьян и простых ремесленников строилась из ивняка, обмазанного глиной, бревен и плохо отесанного камня. Встречались также полуземлянки, крытые соломой. Замки, дворцы, городские дома существенно менялись за период средних веков, но деревенское жилище, по сути дела, почти не изменилось с древности до ХХ в.

    Европейские феодалы (за исключением Южной Италии и с определенного времени Италии), как правило, селились вне городов. Те, кто имел возможность, возводили замки. Первые замки возникли в IХ-Х вв. во Франции и на первых порах представляли собой деревянную, а затем каменную прямоугольную в плане башню – донжон, возводившуюся чаще всего на естественном либо насыпном искусственном холме, который окружали ров, вал и палисад. Донжон разделялся на несколько ярусов-этажей деревянными перекрытиями, жилище феодала и его семьи находилось на третьем этаже. Постепенно строительство замков усложнилось. Их начали возводить из камня, палисад сменила стена, укрепленная угловыми башнями с зубцами и бойницами. Далее находился сухой или наполненный водой ров, через который был перекинут подъемный мост. В ХII-ХII вв. почти все европейские замки превратились в своего рода неприступные крепости и усложнились не только как фортификационное сооружение, но и стали включать, помимо донжона, целый ряд других построек, как-то: дом, замковую капеллу, дома ремесленников, тюрьму, колодец, печь, всевозможные хозяйственные постройки.

    Дома в период Средневековья строились из разных материалов. Преобладание деревянного или каменного строительства в том или ином регионе зависело прежде всего от местных традиций и природно-географических условий. В Средиземноморье, где леса были достаточно рано уничтожены, кирпич и камень (а также гранитные блоки) служили строительным материалом чаще, чем на севере Европы, в Скандинавии, Англии, лесистых районах Франции и Германии. К северу от Луары во Франции, а также Германии и Англии дома первоначально были бревенчатыми. И лишь с ХI в. их стали заменять жилища на каменном цоколе, на котором возвышались 2-3 этажа. Деревянные каркасы этих этажей заполнялись глиной с рубленой соломой, камнем. С течением времени (примерно с ХIV в.) в городах получило распространение каменное строительство; стали воздвигать жилища из камня и кирпича, что, безусловно, означало определенный прогресс средневекового строительства. Вначале из камня строили церкви, затем стали возводить дома знати и отдельные муниципальные здания, а также жилища тех ремесленников, которые в своем производстве использовали печь и горн (например, пекарей, кузнецов, аптекарей). Уже в ХV в. во Флоренции дома из камня возобладали над деревянными. В это же время начал «одеваться камнем» Париж. В Лондоне кирпич стал употребляться в строительстве лишь в ХVI в.

    Из кровельных материалов наиболее употребительными были солома и тёс. Черепичные крыши (и гонт) появились только в позднее Средневековье, хотя и в это время не было недостатка в крышах, покрытых соломой (особенно в деревнях) и дранкой, которые представляли собой серьезную опасность из-за легкой воспламеняемости.

    В Средиземноморье преобладали дома с плоскими крышами, к северу от Альп – с островерхими. Но и там, и здесь средневековый дом выходил на улицу торцом, имевшим более двух—трех окон и не имел нумерации; ее заменяли отличительные знаки: барельефы на религиозные сюжеты и скульптурные портреты владельцев (являвшиеся, кстати, своеобразным украшением фасада). Двери средневековых домов были окованы железом, окна нередко зарешечивались и закрывались плотными ставнями.

    Земля в городской черте стоила очень дорого. Поэтому в средневековых городах (в отличие от античных) дом рос вверх и обычно состоял из нескольких этажей. Впрочем, городские дома разрастались вверх не только за счет этажности, но и за счет антресолей, консолей, мезонинов, чердаков. Комнаты и комнатушки лепились друг к другу в беспорядке; этажи образовывали выступы, так называемые эркеры или «фонари», нависавшие над улицей. Под лестницей возникали каморки, под крышей – чердаки, и в выемках (например, первого этажа) – чуланы. Кроме того, дом разрастался вниз — за счет полуподвалов, подвалов; и вглубь — за счет задних помещений и пристроек.

    Комнаты даже одного этажа могли находиться на разных уровнях и соединяться между собой узкими лесенками, ступеньками, извилистыми коридорчиками. Дом рядового горожанина – ремесленника или купца – (помимо жилых помещений) включал в себя мастерскую или лавку. Он был местом, где работали. Тут же жили ученики, подмастерья, слуги. Мастерская или лавка размещалась, как правило, в нижнем этаже городского дома, здесь же хранилось сырье и инструменты. Если дом использовали как лавку, оконные ставни раздвигались на шарнирах: нижняя часть опускалась и служила прилавком; верхняя – поднималась и выполняла роль навеса.

    Поработав в мастерской на первом этаже, хозяин мог подняться отдохнуть в жилое помещение на втором этаже. Каморки подмастерьев и слуг находились этажом выше, в мансарде. Чердаки служили складами. Кухни (если они были) обычно располагались на первом или в полуподвальном этаже. Во многих семьях они одновременно служили и столовой. Только в замках и монастырях пищу приготавливали в особом помещении. Внутри средневекового жилища (будь то замок знатного феодала или дом простого горожанина) было сумрачно и не очень просторно, как могло показаться снаружи. Жилище, помимо столовой, состояло из нескольких комнат и спальни (даже у королей, кроме залов, была всего одна общая спальня. Кстати, само по себе это новое явление, присущее лишь Средневековью: в средневековом доме не было обособленной женской половины (гинекея), как в доме античном). Главным были не роскошные покои, а надежные стены. В домах простонародья (особенно деревенских) спальня не отделялась от столовой-кухни. Такой дом состоял, как правило, из одного жилого помещения (служившего одновременно горницей, спальней, кухни), к которому примыкали сарай, стойло для скота, закрома. Помещения для скота и хозяйственных нужд располагались под одной крышей с жилым или обособлено от него.

    Полы нижнего этажа рядового средневекового дома были земляными. Его покрывали в зависимости от времени года сеном (зимой) или свежей душистой травой (летом). На верхних (втором и последующих) этажах полы были деревянными. Такой пол не только защищал от холода, но и давал “приют” бесчисленным насекомым. Паркет появился только в ХIV в., но был большой редкостью вплоть до ХVIII в. даже во дворцах. Со временем в состоятельных домах среднего и высокого достатка полы нижнего этажа стали покрывать каменными и керамическими плитками.

    Комнаты украшались коврами. Их, как правило, вешали на стены, настилали на сиденья, но долгое время не клали на пол. Лишь в ХV в. в городах Италии коврами (местного производства или же привозившимися в большом количестве генуэзскими и венецианскими купцами из стран Востока (Леванта) стали застилать и полы.

    В период позднего Средневековья особое внимание стали уделять стенам частного жилища. Их начали расписывать в подражание античным образцам. В моде были и раскрашенные двери. В ХV в. появились обойные ткани. Они изготавливались из бархата, шелка, атласа, камчатой ткани, а также парчи и тисненой кожи, иногда позолоченной. В том же ХV в. из Фландрии распространилась мода на гобелены. Большой популярностью пользовались также тканевые шпалеры, так называемые мильфлеры. Кроме того, в Средневековье появились обои из грубой рубчатой ткани, но настоящей “революцией” в этой области стало появление в ХV в. бумажных обоев.

    Интерьер средневекового дома существенно дополняла мебель, которая, как правило, отличалась массивностью и тяжеловесностью. Делали ее, главным образом, из дуба и ореха, и снаружи часто обивали железом, от чего она казалась еще массивнее. Основным по важности предметом обстановки была кровать. В спальне богатого дома она имела внушительные размеры и была приблизительно 4 м шириной. На фамильной кровати могла разместится вся семья. Огромные размеры кровати были не только выражением благополучия, но и служили целям гостеприимства: оставшегося на ночлег важного и приятного для семьи гостя хозяева могли положить с собой в одну постель. Кровати были высокими и размещались на возвышении, куда вели 1-2 ступеньки; часто имели украшенное скульптурой, резьбой или живописью изголовье. Сверху кровать закрывал балдахин, опиравшийся на колонки; кроме того, кровать могла иметь задергивающиеся занавески. На кровать обычно стелили тюфяк, набитый соломой и сеном; поверх которого клали матрас из шерсти и хлопчатой бумаги. Состоятельные горожане накрывались суконными одеялами, отделанными мехом, под которые в свою очередь подкладывали еще перину набитую ватой и пухом. Из ваты и пуха делали и подушки. Кровать застилалась вышитым суконным покрывалом; в позднее Средневековье в ходу были цветные шелковые одеяла, которые набивались шерстью и простегивались. Белье в богатом доме было из белого полотна, в менее состоятельных пользовались цветным.

    В самых бедных городских и деревенских домах спали прямо на полу или на нарах. Слуги довольствовались охапкой соломы. Вторым после кровати предметом обстановки был сундук. Во времена Средневековья сундук был универсальной мебелью. Он мог одновременно служить кроватью и мебелью для сиденья, даже дорожным чемоданом во время длительных и частых поездок королей и знатных сеньоров. В сундуках везли значительную часть имущества, о чем свидетельствуют ручки на сундуках.

    Первые раннесредневековые сундуки выдалбливались из стволов деревьев, а позднее их стали составлять из необработанных толстых досок, с крышкой в виде двускатной крыши. Со временем появилось много разновидностей сундуков. Одной из них был тяжелый кованый сундук, который использовался для хранения денег и драгоценностей. В церквах использовались сундуки-скамьи и высокие сундуки с короткими ножками и дверками (переходная форма к шкафу). Первые шкафы в принципе были не чем иным, как повернутыми на бок коваными сундуками. Шкаф для одежды еще не изобрели. Вместо них использовались сундуки, выдвижные ящики под высокой кроватью или вешалки. Но в ХV в. появились шкафы для посуды (буфет, креденца или дрессуар) и секретеры.

    Традиционный стол в Средневековье представлял собой положенные на прочные козлы тяжелые съемные доски. Столы, за которыми ели, после трапез разбирались и составлялись там и тогда, когда нужно было поесть. На средневековых рисунках стол всегда накрыт низко свисающей белой скатертью, поэтому нам трудно судить о его форме. Но в период готики появились новые разновидности столов. Самым характерным был стол с торцовыми стенками, с сильно выступающей столешницей на двух торцовых опорах с глубоким выдвижным ящиком. Из этого типа стола образовалась ранняя форма письменного стола с поднимающейся столешницей, под которой находилось множество отделений и маленьких ящичков. Такими письменными столами пользовались торговцы и банкиры в своих конторах.

    В период позднего Средневековья были широко распространены прямоугольные столы на х-образных перекладинах либо на четырех ножках.

    Самой популярной мебелью для сиденья в различных слоях общества на протяжении всего Средневековья были лавки или скамьи, а также сундуки. Зачастую только главам знатных семей полагался отдельный стул. Его высокая конструкция и высота спинки отражали степень знатности владельца. Со временем появились и стулья на х-образных перекладинах или четырех ножках, но скамья все же была важнее, чем стул.

    Средневековая мебель редко переставлялась с места на место и расставлялась обычно вдоль стен. Ее часто камуфлировали тканями. В целом, даже в состоятельном доме мебели было немного. К концу Средневековья выросло число предметов мебели и появились прототипы всех основных современных предметов мебели.

    С ХV в. средневековый дом перестает быть логовом, крепостью. На смену однообразию, примитивности, простоте интерьера приходит изобретательность и комфорт. В период позднего Средневековья городские дома самых состоятельных и именитых горожан, а также частные дворцы стали отличаться просторными и многочисленными помещениями. Примером могут служить палаццо семейств Медичи, Строцци, Питти во Флоренции. Их дома делились на парадную, рассчитанную на визиты, открытую для постороннего взора часть, и более интимную – для семьи, слуг. Пышный вестибюль соединялся с внутренним двориком, украшенным скульптурой, фронтонами, экзотическими растениями. Этажом выше располагались женские и детские спальни, гардеробные, лоджии для хозяйственных надобностей и отдыха, кладовые. Комнаты, однако, соединялись друг с другом и уединиться было весьма трудно.

    Серьезной проблемой средневекового интерьера являлось освещение. Оконные проемы часто оставались открытыми (особенно на юге) и небольшими, поскольку долгое время не была решена проблема, чем их покрывать. Стекла были редкостью и использовались в основном в церквах. Дабы защитить дом от холода и ветра, окна в частных жилищах затягивались промасленной тканью, бумагой, слюдой и пергаменом, кроме того, они просто зарешечивались и закрывались деревянными ставнями. Летом в таком доме было более или менее светло, но зимой света не хватало. Со временем от церкви позаимствовали одноцветное стекло (впрочем, не отличавшееся совершенством). Толстые, непрозрачные, неровные, неправильные по форме и маленькие по размеру куски стекла заключались в толстую, тяжелую свинцовую оправу и так крепились к неподвижной раме. Стоили такие окна очень дорого и все же полностью не решали проблему освещения. Источниками искусственно освещения служили открытый очаг, факелы, масляные светильники (лампы), лучина, восковые и сальные (сильно коптившие) свечи.

    Основным типом отопления в средневековом доме был открытый очаг, расположенный подальше от стен. Кухонные печи появляются только в ХV в. Кроме того, тепло дому давали, появившиеся в период позднего Средневековья, жаровни и камины. Однако последние были доступны далеко не каждому и даже в очень богатых домах Англии и Франции они имелись лишь в немногих помещениях. С середины ХV в. в Германии начинают играть всё большую роль кафельные печи. Они делались из кирпича, камня, глины и (иногда) облицовывались фаянсовыми плитами. Перед такой печкой или вокруг нее устраивали лежанку или лавку, на которой спали. Тем не менее тепла в домах всё равно недоставало. Нередко обогревалась только одна спальня и обитатели дома ходили тепло одетыми.

    Водопровод и канализация в домах отсутствовали. Снабжение водой было самым простым, примитивным. Как правило, во дворе дома вырывали колодец. На Юге (в частности, в Италии) в специальные цистерны (они размещались на чердаках) собирали дождевую воду. Кроме того, за водой в городах ходили к городским фонтанам. До конца ХV в. неотъемлемой принадлежностью спален были кувшины и тазы для умывания. По утрам (вместо умывания, даже в высших слоях общества) было принято обтирать лицо и руки мокрым полотенцем. Ванных комнат не было (они появились лишь в ХVI в.). Общественными банями западное Средневековье вплоть до ХII в. практически не пользовалось, но после посещались весьма охотно и мужчинами, и женщинами, которые, как правило, мылись вместе. В домашних условиях на кухне полоскались в кадках, ушатах, лоханях, тазах и, как ни странно, в основном после еды. Первый туалет со сливом воды был изобретен в Англии только в конце ХVI в., но даже в королевских дворцах подобное новшество не было правилом.

    Четыре средневековых дома-крепости в Выборге

    В Выборге сохранились четыре средневековых бюргерских дома, которые нередко называют маленькими домами-крепостями. Все они сложены из гранитных валунов и были построены в XIV-XVII веках. После масштабной городской перепланировки Выборга в 1640-х годах они оказались в глубине своих участков. За долгие века своего существования эти дома неоднократно перестраивались, меняли форму крыши. В XX веке они были отреставрированы.

    Четыре средневековых дома-крепости Выборга:

    • Усадьба бюргера (Прогонная улица, дома 7а и 7б),
    • Дом горожанина (Крепостная ул., 13а),
    • Дом купеческой гильдии Святого Духа (Выборгская ул., 8),
    • Гильдейский дом (Выборгская ул., 10).

    Усадьба бюргера

    В центре Выборга, на Прогонной улице, чуть поодаль от красной линии, возвышается старинный каменный дом под красной черепичной крышей. Вернее, крыша была когда-то черепичной, а сейчас — металлочерепица (привет современным реставраторам!). Это — усадьба бюргера, памятник архитектуры XVI века. Усадьба включает два строения: сложенный из валунов трехэтажный дом-крепость и двухэтажный каретник.

    Усадьба бюргера, Выборг

    Усадьба бюргера, Выборг

    Владельцами усадьбы были богатые купцы или ремесленники. На первом этаже находились склад и мастерская, на втором — комната для переговоров и небольшая кухня, на третьем этаже — спальни. Небольшие окна были позднее расширены. В настоящее время в усадьбе размещается информационно-туристский центр с музейной экспозицией.

    Усадьба бюргера, Выборг

    Усадьба бюргера, Выборг

    Усадьба бюргера, Выборг

    Усадьба бюргера, Выборг

    В здании каретника размещались конюшни и хранились телеги. На втором этаже располагались помещения для хранения сена и инвентаря. Загрузка инвентаря и сена производилась через широкий балкон. Сейчас в этом здании расположен ресторан.

    Усадьба бюргера, Выборг

    Усадьба бюргера, Выборг

     

    Дом горожанина

    Дом горожанина — один из самых старых жилых домов в России и старейший жилой дом Выборга. В отличие от остальных домов-крепостей он выглядит несколько неухоженным, что, однако, придает ему особый шарм. Предполагают, что он был построен в XVI веке и после городской перепланировки оказался в глубине участка. Первоначальные узкие щелевидные окна впоследствии были расширены, в ходе перестройки также появилась невысокая кирпичная пристройка. В XVII веке в нём располагалась первая выборгская типография. В 1960-х годах дом был отреставрирован, увеличена высота потолков, а печное отопление заменено на централизованное.

    Дом горожанина, Выборг

    Дом горожанина, Выборг

    Дом горожанина, Выборг

    Дом купеческой гильдии Святого Духа

    Вероятнее всего, дом купеческой гильдии был построен в XIV веке и потому может считаться самым старым сохранившимся в Выборге зданием гражданского назначения. В доме было два этажа. На первом этаже находился склад товаров, а на втором этаже, куда вела внешняя каменная лестница, размещались жилые помещения. В XVI веке дом был приобретен купеческой гильдией Святого Духа, после чего на втором этаже стали проводить торговые переговоры.

    За несколько веков, прошедших с момента постройки дома, уровень земли значительно поднялся, и первый этаж стал подвальным. Необходимость в лестнице отпала и она была разобрана. Хозяйственные постройки вокруг дома не сохранились.

    Дом купеческой гильдии Святого Духа

    Дом купеческой гильдии Святого Духа

    Гильдейский дом

    Вероятно, гильдейский дом был построен в XVI веке. В этом одноэтажном здании со сводчатым подвалом собирались городские гильдии ремесленников. В XIX веке в нем размещались различные частные организации. В 1938 году по проекту архитектора Ялмари Ланкинена к бывшему гильдейскому дому было пристроено  здание гаража. После войны здесь разместилась служба городских электросетей. В 2016 году Гильдейский дом и соседний Дом купеческой гильдии были переданы музею «Выборгский замок».

    Гильдейский дом

    Источник фото: Википедия

    Когда будете в Выборге, обязательно обратите внимание на эти дома. А в Доме бюргера не забудьте купить знаменитый выборгский крендель и загадать желание.

    Статья обновлена

    © Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

    Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor

     

     

    Поделиться в социальных сетях

    Жилые дома XVI в. Типичный план средневекового усадебного дома

    Перейти к контенту

    Главное меню:

    • Всеобщая история архитектуры
    • Первобытнообщинный период
    • Первобытнообщинный период
    • Рабовладельческое общество
    • Рабовладельческое общество
      • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
      • Рабовладельческое общество
      • Древний Египет
      • Эфиопия
      • Эгейский мир
      • Двуречье и Месопотамия
      • Передняя Азия
      • Закавказье
      • Иран
        • Иран
        • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
        • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
        • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
        • Иран. Пасаргады. Дворцы
        • Иран. Персеполь. Дворцы
        • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
        • Иран. Дворцы Дария
        • Иран. Сузы. Дворец Дария
        • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
        • Иран. Святилища
        • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
        • Парфия
        • Парфия. Селевкия, Ктесифон
        • Парфия. Хатра
        • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
        • Парфия. Жилые дома
        • Парфия. Дворец Хатры
        • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
        • Парфия. Культовые сооружения
        • Парфия. Фортификация
        • Парфия. Гробницы
        • Парфия. Общественная архитектура
        • Иран. Сасанидское государство
        • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
        • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
        • Иран. Арки, своды, купола
        • Иран. Арки, своды, купола 2
        • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
        • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
        • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
        • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
        • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
        • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
        • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
        • Иран. Особенности общественного строительства
        • Иран. Искусство
        • Иран. Искусство 2
      • Средняя Азия
      • Афганистан
      • Юго-Восточная Азия
      • Дальний Восток. Китай
      • Дальний Восток. Корея
      • Дальний Восток. Япония
      • Америка. Этапы развития
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура античного мира
      • Карта раздела «Архитектура античного мира»
      • Архитектура античного мира
      • Архитектура древней Греции
      • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)
      • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
      • Архитектура греческой метрополии
      • Архитектура Великой Греции
      • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
      • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
      • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
      • Расцвет аттической архитектуры
      • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
      • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
      • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
      • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
      • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
      • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
      • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
      • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
      • Архитектура древнего Рима
      • Этрусская архитектура
      • Архитектура Римской республики
      • Римская республика. Общественные сооружения
      • Римская республика. Инженерные сооружения
      • Римская республика. Жилые сооружения
      • Римская республика. Виллы
      • Архитектура Римской империи
      • Римская империя. Градостроительство
      • Римская империя. Общественные сооружения
      • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
      • Римская империя. Инженерные сооружения
      • Римская империя. Жилые сооружения
      • Римская империя. Погребальные сооружения
      • Ордер
      • Декор
      • Декор 2
      • Композиция
      • Роль римской архитектуры
      • Раннехристианская архитектура
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века
    • Архитектура Восточной Европы. Средние века

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.