Кто изобрел купольную конструкцию: История купола – HiSoUR История культуры
История купола – HiSoUR История культуры
Купол представляет собой архитектурный элемент, который напоминает полую верхнюю половину сферы. Точное определение было предметом споров. Существует также множество форм и специальных терминов для их описания. Купол может опираться на ротонду или барабан и может поддерживаться колоннами или причалами, которые переходят на купол через скелеты или подвески. Фонарь может покрывать окуль и может иметь еще один купол.
история
Купола имеют длинную архитектурную линию, которая простирается назад в предысторию, и они были построены из грязи, снега, камня, дерева, кирпича, бетона, металла, стекла и пластика на протяжении веков. Символизм, связанный с куполами, включает монгольские, небесные и правительственные традиции, которые также развивались с течением времени.
Купола были найдены из ранней месопотамии, что может объяснить распространение формы. Они встречаются в персидской, эллинистической, римской и китайской архитектуре в Древнем мире, а также в ряде современных традиций коренных народов. Купольные структуры были популярны в византийской и средневековой исламской архитектуре, и в Средние века существует множество примеров из Западной Европы. Архитектурный стиль эпохи Возрождения распространился из Италии в ранний современный период. Продвижение в математике, материалах и методах производства с тех пор привело к появлению новых типов куполов. Купола современного мира можно найти над религиозными зданиями, законодательными палатами, спортивными стадионами и различными функциональными структурами.
Ранняя история и простые купола
Культуры от предыстории до современности строили куполообразные жилища с использованием местных материалов. Хотя неизвестно, когда был создан первый купол, были обнаружены спорадические примеры ранних куполообразных структур. Самые ранние обнаруженные могут быть четырьмя небольшими жилищами из мастичных клыков и костей. Первый был найден фермером в Межирихе, Украина, в 1965 году, когда он копал в своем погребе, а археологи обнаружили еще три. Они относятся к 19,280 – 11,700 году до нашей эры.
В наше время создание относительно простых куполообразных структур было зарегистрировано среди различных коренных народов мира. Вигвам был сделан коренными американцами, используя арочные ветви или столбы, покрытые травой или шкурами. Эфские жители Центральной Африки строят аналогичные структуры, используя листья как черепицу. Другим примером является igloo, убежище, построенное из блоков компактного снега и используемое людьми инуитов, среди прочих. Люди Химба Намибии строят «пустынные иглу» плетения и мазков для использования в качестве временных убежищ в сезонных лагерях для скота и в качестве постоянных домов для бедных. Из Камеруна известны необычайно тонкие купола из испеченной солнцем глины диаметром 20 футов, высотой 30 футов и почти параболической кривой.
Историческое развитие таких структур, как эти, до более сложных куполов, недостаточно хорошо документировано. То, что купол был известен ранней Месопотамии, может объяснить существование куполов как в Китае, так и на Западе в первом тысячелетии до нашей эры. Другое объяснение, однако, состоит в том, что использование формы купола в конструкции не имело ни одной точки происхождения и было распространено практически во всех культурах задолго до того, как купола были построены из прочных материалов.
Персидские купола
Персидская архитектура, вероятно, унаследовала архитектурную традицию куполообразного строительства, относящуюся к самым ранним месопотамским куполам. Из-за нехватки древесины во многих районах иранского плато купола были важной частью народной архитектуры во всей истории Персии. Персидское изобретение squinch, серия концентрических дуг, образующих полуконус на углу комнаты, позволило перейти от стен квадратной камеры к восьмиугольной основе для купола, достаточно надежным для больших конструкций и в результате, купола переместились в авангарде персидской архитектуры. Доисламские купола в Персии обычно полуэллиптические, с остроконечными куполами и с коническими наружными оболочками, являющимися большинством куполов в исламские периоды.
Площадь северо-восточного Ирана наряду с Египтом была одной из двух областей, характерных для ранних событий в исламских куполообразных мавзолеях, которые появляются в десятом веке. Мавзолей Саманидов в Трансоксиане датируется не позднее 943 года и является первым, у которого есть скребки, создающие регулярный восьмиугольник в качестве основы для купола, который затем стал стандартной практикой. Цилиндрические или многоугольные плановые башни с конусообразными крышами над куполами также существуют начиная с 11 века.
Туземцы Сельджука построили башни-гробницы под названием «Турецкие треугольники», а также кубические мавзолеи, покрытые разнообразными купольными формами. Селукские купола включали конические, полукруглые и заостренные фигуры в одной или двух оболочках. Мелкие полукруглые купола в основном встречаются в эпоху сельджуков. Двойные оболочки были либо прерывистыми, либо непрерывными. Куполообразное ограждение мечети Джамех Исфахана, построенное в 1086-7 годах Низамом аль-Мулком, было самым крупным куполом кладки в исламском мире в то время, имело восемь ребер и ввело новую форму углового сжимания с двумя квартальными куполами поддерживая короткое хранилище ствола. В 1088 году Тадж-ал-Мольк, соперник Низам аль-Мулка, построил еще один купол на противоположном конце той же мечети с переплетенными ребрами, образующими пятиконечные звезды и пятиугольники. Это считается памятником сельджукского купола и, возможно, вдохновило на последующие паттерны и купола периода Ил-ханства. Использование плитки и простой или окрашенной штукатурки для украшения куполообразных интерьеров, а не кирпича, увеличилось под сельджуками.
Начиная с Ильханата, персидские купола достигли окончательной конфигурации структурных опор, зоны перехода, барабана и оболочек, а последующая эволюция ограничивалась вариациями формы и геометрии оболочки. Характерными для этих куполов являются использование высоких барабанов и нескольких типов прерывистых двойных оболочек, а развитие тройных оболочек и внутренних ребер жесткости произошло в это время. Строительство гробниц уменьшилось. Двойной купол Soltan Bakht Agha (1351-1352) – это самый ранний известный пример, в котором две оболочки купола имеют значительно разные профили, которые быстро распространяются по всему региону. Развитие более высоких барабанов также продолжалось в период Тимуридов. Большие, луковичные, гофрированные купола на высоких барабанах, характерные для архитектуры Тимуридов 15-го века, были кульминацией среднеазиатской и иранской традиции высоких куполов с глазурованными черепичными покрытиями в синих и других цветах.
Китайские купола
Очень мало сохранилось в древней китайской архитектуре из-за широкого использования древесины в качестве строительного материала. Кирпичные и каменные своды, используемые в строительстве гробницы, сохранились, а купольный купол использовался редко в гробницах и храмах. Самые ранние настоящие купола, найденные в китайских гробницах, были неглубокими монастырскими сводами, называемыми «обезьянами», полученными из использования Хань ствола. В отличие от монастырских сводов Западной Европы, углы округляются, когда они поднимаются.
В музее Гуанчжоу (Кантон) можно увидеть модель гробницы с мелким истинным куполом из поздней династии Хан (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Еще одна, гробница Лей Ченг-Ук-Хан, найденная в Гонконге в 1955 году, имеет дизайн, распространенный среди гробниц Восточной династии Хань (25 г. н.э. – 220 г. н.э.) в Южном Китае: сводчатый вход в баррель, ведущий в куполообразный передний зал со сводчатыми камерами ветвящиеся из него в поперечной форме. Это единственная такая гробница, которая была найдена в Гонконге и экспонируется как часть Исторического музея Гонконга.
Римские и византийские купола
Римские купола находятся в банях, виллах, дворцах и гробницах. Окули – общие черты. Они обычно полусферические по форме и частично или полностью скрыты снаружи. Чтобы укрепить горизонтальные толчки большого полусферического куполообразного купола, опорные стены были застроены за пределами основания, по крайней мере, до кустов купола, а затем купола иногда также покрывали конической или многоугольной крышей.
Купола достигла монументального размера в римский императорский период. Римские бани играли ведущую роль в развитии куполообразного строительства в целом и монументальных куполов в частности. Скромные купола в ваннах 2-го и 1-го веков до нашей эры видны в Помпеях, в холодных комнатах Терме Стабиан и Терме-дель-Форо. Однако широкое использование куполов не произошло до 1-го века нашей эры. Рост куполообразного строительства возрастает при императоре Неро и флавианцах в 1 веке н.э., а во 2-м веке. Центрально-планируемые залы становятся все более важными частями макетов дворцово-дворцовых вилл, начиная с 1-го века, выступая в качестве государственных банкетных залов, залов аудитории или тронных комнат. Пантеон, храм в Риме, завершенный императором Адрианом как часть Ванн Агриппы, является самым известным, самым сохранившимся и самым крупным римским куполом. Сегментированные купола, выполненные из радиально вогнутых клиньев или чередующихся вогнутых и плоских клиньев, появляются под Адрианом во втором веке, и наиболее сохранившиеся примеры этого стиля относятся к этому периоду.
В III веке императорские мавзолеи стали строиться как куполообразные ротонды, а не как курганные сооружения или другие типы, следуя аналогичным памятникам частных лиц. Методика построения легких куполов с блокирующими полыми керамическими трубами далее развита в Северной Африке и Италии в конце третьего и начале четвертого века. В IV веке римские купола разрастались из-за изменений в способе строительства куполов, включая достижения в методах центрирования и использование кирпичного оребрения. Материал выбора в строительстве постепенно переходил в течение 4-го и 5-го веков из камня или бетона в более легкий кирпич в тонких оболочках. Баптистерий начал строиться в виде куполообразных мавзолеев в течение 4-го века в Италии. Возможно, это был восьмиугольный латеранский баптистерий или баптистерий Гроба Господня, а стиль был распространен в V веке. К 5 веку в христианском мире существовали структуры с мелкомасштабными купольными кросс-планами.
С окончанием Западной Римской империи купола стали отличительной чертой церковной архитектуры сохранившейся Восточной Римской или Византийской империи. Здание церкви 6-го века императором Юстинианом использовало куполообразную перекрестку в монументальной шкале, а его архитекторы сделали куполообразную центральную планку с куполообразным куполом по всему римскому востоку. Это расхождение с римским западом со второй трети VI века можно считать началом «византийской» архитектуры. Собор Святой Софии Юстиниана был оригинальным и инновационным дизайном, не имеющим известных прецедентов в том, как он покрывает план базилики с куполом и полу-куполами. Периодические землетрясения в регионе вызвали три частичных разрушения купола и потребовали ремонта.
«Крестовидные блоки», более безопасная структурная система, созданная путем крепления купола на всех четырех сторонах широкими арками, стала стандартным элементом в меньших масштабах в более поздней византийской церковной архитектуре. Кросс-квадратный план с одним куполом на пересечении или пятью куполами в форме квинксуса стал широко популярен в период среднего византийского периода (около 843-1204). Это самый распространенный церковный план с десятого века до падения Константинополя в 1453 году. Отдыхая купола на круглых или многоугольных барабанах, пронизанных окнами, в конечном итоге стал стандартным стилем с региональными характеристиками.
Арабские и западноевропейские купола
Сирийская и Палестинская области имеют давнюю традицию доминантной архитектуры, в том числе деревянные купола в формах, которые называются «коноидами» или похожими на сосновые шишки. Когда арабские мусульманские силы завоевали регион, они наняли местных мастеров для своих зданий, и к концу 7-го века купол стал архитектурным символом ислама. В дополнение к религиозным святыням, таким как Купол Скалы, купола использовались над аудиторией и тронными залами дворцов Омейядов, а также как часть крыльцо, павильоны, фонтаны, башни и кальдеры из ванн. Смешивая архитектурные особенности как византийской, так и персидской архитектуры, купола использовали как подвески, так и скребки и были изготовлены из различных форм и материалов. Хотя архитектура в регионе снизилась после перемещения столицы в Ирак под Аббасидами в 750 году, мечети, построенные после возрождения в конце 11 века, обычно следовали за моделью Омейядов. Ранние версии луковичных куполов можно увидеть на иллюстрациях мозаики в Сирии, относящихся к периоду Омейядов. Они были использованы для покрытия крупных зданий в Сирии после одиннадцатого века.
Итальянская церковная архитектура с конца шестого века до конца восьмого века была меньше затронута тенденциями Константинополя, чем различными византийскими провинциальными планами. С коронацией Карла Великого как нового римского императора византийские влияния были в значительной степени заменены возрождением прежних западных строительных традиций. Исключительные исключения включают примеры ранних церквей quincunx в Милане и недалеко от Кассино. Другой – Палатинская часовня. Его куполообразный восьмиугольник был под влиянием византийских моделей. Это был самый большой купол к северу от Альп в то время. Венеция, Южная Италия и Сицилия служили аванпостами средневекового византийского архитектурного влияния в Италии.
Большая мечеть Кордовы содержит первые известные примеры типа скрещенных дуг. Использование угловых скрепов для поддержки куполов было широко распространено в исламской архитектуре к 10 и 11 векам. После девятого века в мечети Северной Африки часто есть небольшой декоративный купол над михрабом. Дополнительные купола иногда используются в углах стены михраба, у входной бухты или на квадратных башнях-минаретах. Египет, наряду с северо-восточным Ираном, был одной из двух областей, характерных для ранних событий в исламских мавзолеевах, начиная с X века. Фазимидские мавзолеи были в основном простыми квадратными зданиями, покрытыми куполом. Купола были гладкие или ребристые и имели характерный профиль формы «киль» Фатимида.
Купола в романской архитектуре, как правило, встречаются в пересекающихся башнях на пересечении церковного нефа и трансепта, которые скрывают купола извне. Они, как правило, восьмиугольные в плане и используют угловые скребки для перевода квадратного отсека в подходящую восьмиугольную основу. Они появляются «в связи с базиликами почти по всей Европе» между 1050 и 1100 годами. Крестовые походы, начиная с 1095 года, также, похоже, повлияли на куполообразную архитектуру в Западной Европе, особенно в районах вокруг Средиземного моря. Тамплиеры-рыцари, со штаб-квартирой на этом месте, построили серию центрально планируемых церквей по всей Европе, смоделированных по храму Гроба Господня, а также Купол Скалы. На юго-западе Франции в Перигорском регионе есть более 250 купольных романских церквей. Использование подвесок для поддержки куполов в регионе Аквитании, а не скрещивание, более типичное для западной средневековой архитектуры, сильно подразумевает византийское влияние. Готические купола необычны из-за использования реберных сводов над нефами, а с церковными переправами обычно сфокусированы скорее на высоком шпиле, но есть примеры небольших восьмиугольных куполов пересечения в соборах, таких как стиль, созданный из романского.
Звездные купола, найденные в мавританском дворце Альгамбры в Гранаде, Испании, в Зале Абенсерражей (около 1333-91) и в Зале двух сестер (около 1333-54), являются необычно развитыми примерами мукарн купола. В первой половине четырнадцатого века каменные блоки заменили кирпичи в качестве основного строительного материала в купольной конструкции Мамлюка Египта, и в течение 250 лет в Каире было построено около 400 куполов, чтобы покрыть гробницы султана и эмиров мамлюков , Профили куполов были разнообразными, с использованием «килеобразных», луковичных, оги, ходулированных куполов и других. На барабане углы были скошены или иногда ступенчато, внешне и тройные окна использовались в трехлопастной компоновке на лицах. Бульварные купола на минаретах использовались в Египте начиная примерно с 1330 года, распространившись на Сирию в следующем столетии. В пятнадцатом столетии паломничество и процветание торговых отношений с Ближним Востоком выявило Низкие страны северо-западной Европы к использованию луковичных куполов в архитектуре Востока, и такие купола, по-видимому, стали ассоциироваться с городом Иерусалимом. Многовековые шпили с усеченными луковичными куполами, поддерживающими меньшие купола или короны, стали популярными в шестнадцатом веке.
Русские купола
Многоуровневая церковь является типичной формой русской церковной архитектуры, которая отличает Россию от других православных народов и христианских деноминаций. Действительно, самые ранние русские церкви, построенные сразу после христианизации Киевской Руси, были многоглавыми, что заставило некоторых историков размышлять о том, как выглядели бы русские дохристианские языческие храмы. Примерами этих ранних церквей являются 13-куполообразный деревянный Софийский собор в Новгороде (989) и 25-куполообразный камень Десятинная церковь в Киеве (989-996). Количество куполов, как правило, имеет символическое значение в русской архитектуре, например, 13 куполов символизируют Христа с 12 апостолами, а 25 куполов означают то же самое с дополнительными 12 пророками Ветхого Завета. Многочисленные купола русских церквей часто были сравнительно меньше византийских куполов.
Самые ранние каменные церкви в России отличались куполами византийского стиля, однако в эпоху раннего модерна луковый купол стал преобладающей формой в традиционной русской архитектуре. Луковый купол представляет собой купол, форма которого напоминает лук, после которого они называются. Такие купола часто больше диаметра, чем барабаны, на которых они сидят, и их высота обычно превышает их ширину. Вся луковичная структура плавно переходит в точку. Хотя ранние сохранившиеся русские купола такого типа относятся к XVI веку, иллюстрации из старых летописей свидетельствуют о том, что они существовали с конца 13 века. Подобно палаточным крышам, которые сочетались, а иногда и заменяли купола в русской архитектуре с XVI века, луковичные купола изначально использовались только в деревянных церквях. Строители ввели их в каменную архитектуру гораздо позже и продолжали делать свои туши из дерева или металла поверх кирпичных барабанов.
Русские купола часто позолочены или ярко окрашены. Опасная техника химического золочения с использованием ртути применялась в некоторых случаях до середины XIX века, особенно в гигантском куполе Исаакиевского собора. Более современный и безопасный метод золотого гальванического покрытия был впервые применен в позолоте куполов Храма Христа Спасителя в Москве, самой высокой Восточной православной церкви в мире.
Османские купола
Возрождение Османской империи и ее распространение в Малой Азии и на Балканах совпало с упадком сельджукских турок и Византийской империи. Ранние османские постройки, почти два века после 1300 года, характеризовались смешиванием османской культуры и местной архитектуры, а подвесной купол использовался во всей империи. Византийская форма купола была принята и развита. Османская архитектура исключила использование полусферического купола для прыжков над очень маленькими пространствами, под влиянием более ранних традиций как Византийской Анатолии, так и Средней Азии. Чем меньше структура, тем проще план, но и мечеть среднего размера также были покрыты одиночными куполами. Самые ранние османские мечети были одиночными продолговатыми комнатами с простыми черепичными скатными крышами из дерева или деревянным внутренним куполом. Большинство этих деревянных куполов были потеряны для пожаров и заменены плоскими потолками. Самые ранние купола каменной кладки покрыты квадратными однокомнатными мечетями, архетипом османской архитектуры. Примеры включают Мечеть Орхан Гази в Мечеть Гебзе и Караго-Бей в Мостаре. Этот куполообразный блок является определяющим элементом трех основных османских планов мечети: мечети единого блока, многоэтажной мечети и мечети (или «iwan»).
Многоцелевая мечеть использует несколько куполообразных квадратов одинакового размера по длине мечети или по ее ширине или и то, и другое с центральным куполом, иногда большим, чем остальные. Стиль, распространенный в период Бурсы и известный как «тип Бурсы», подобен дублированию одноглавого квадрата с одним длинным пространством, разделенным дугой на две квадратные бухты, каждая из которых покрыта куполом. Вариант такого типа имеет комнату, покрытую одним куполом и одним полукупом, с дополнительными боковыми камерами. Многозубчатый стиль, полученный из архитектуры Сельджук, относится к Улу Камии или Великой Мечеть, которая состоит из нескольких куполов того же размера, которые поддерживаются колоннами.
Тип мечети в эвенве (очертания веков, происходящие из архитектуры Сельджука) использует куполообразные единицы в различных размерах, высотах и деталях, причем только пара боковых блоков имеет одинаковые размеры.
Ранние эксперименты с большими куполами включают купольные квадратные мечети Чин и Мудурну под Баязидом I, а также более поздние купольные «завия-мечети» в Бурсе. Мечеть Üç Şerefeli в Эдирне разработала идею о том, что центральный купол представляет собой более крупную версию куполообразных модулей, используемых в остальной части структуры для создания открытого пространства. Эта идея стала важной для османского стиля по мере его развития.
Мечеть Бейязидие (1501-1506) в Стамбуле начинает классический период в османской архитектуре, в котором великие Императорские мечети с вариациями напоминают бывшую византийскую базилику Святой Софии в большом центральном куполе с полу-куполами того же промежутка на восток и запад. Центральное расположение купола Святой Софии верно воспроизводится в трех османских мечетях в Стамбуле: мечеть Бейязидие, мечеть Кылыч Али-паша и мечеть Сулейманийе. Три другие имперские мечети в Стамбуле также добавляют полукуполы на север и юг, устраняя план базилики: Şehzade Camii, Султан Ахмед I Ками и Yeni Cami. Пик этого классического периода, который длился в 17 веке, пришел с архитектурой Мимар Синан. Помимо крупных имперских мечетей, он создал сотни других памятников, в том числе мечеть средних размеров, таких как Мерима, Соколлу и Мечеть Рюстем Паша и гробница Сулеймана Великолепного. Мечеть Сулейманийе, построенная в Константинополе (современный Стамбул) с 1550 по 1557 год, имеет главный купол высотой 53 метра с диаметром 26,5 метра. В то время, когда он был построен, купол был самым высоким в Османской империи, когда он был измерен от уровня моря, но ниже от пола здания и меньше по диаметру, чем у соседней Софии Святой Софии.
Итальянские ренессансные купола
Между 1420 и 1436 годами был построен восьмиугольный кирпичный домик Филиппо Брунеллески над Флорентийским собором, а фонарь, преодолевающий купол, был закончен в 1467 году. Купол шириной 42 метра и выполнен из двух раковин. Купол сам по себе не является ренессансным, хотя фонарь ближе. Сочетание куполообразных, барабанных, подвесных и ствольных стволов развивалось как характерные структурные формы крупных ренессансных церквей после периода инноваций в более позднем пятнадцатом веке. Флоренция была первым итальянским городом, который разработал новый стиль, а затем Рим, а затем Венецию. Купола Брунеллески в Сан-Лоренцо и Часовня Пацци установили их как ключевой элемент архитектуры эпохи Возрождения. Его план купола Часовни Пацци во Флорентийской базилике Санта-Кроче (1430-52) иллюстрирует энтузиазм эпохи Возрождения по геометрии и кругу как высшей форме геометрии. Этот акцент на геометрические основы будет очень влиятельным.
De Re Aedificatoria, написанная Леон Баттиста Альберти около 1452 года, рекомендует своды с коврами для церквей, как в Пантеоне, и первый дизайн для купола в базилике Святого Петра в Риме обычно приписывается ему, хотя записанный архитектор Бернардо Rossellino. Это завершилось бы в 1505-06 проектах Браманте для совершенно новой базилики Святого Петра, ознаменовавшей начало смещения готического ребристого свода с сочетанием купола и ствола, который продолжался в течение шестнадцатого века. Первоначальный дизайн Браманте состоял из греческого крест-плана с большим центральным полусферическим куполом и четырьмя меньшими куполами вокруг него в виде куинцункса. Работа началась в 1506 году и продолжалась в течение следующих нескольких десятилетий подряд подрядчиков. Купол был завершен Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана. Публикация трактата Себастиано Серлио, одного из самых популярных архитектурных трактатов, когда-либо изданных, о
Купол — это… Что такое Купол?

Ку́пол (итал. cupola — купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa — бочка)[1] — пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции перекрывают преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх. От вертикальной нагрузки в купольных конструкциях возникают усилия сжатия, а также горизонтальный распор на опорах.
История
История куполов началась ещё в доисторические времена[уточнить], но технологически сложные и большие купола стали строить во время Римской архитектурной революции, когда купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне, возведённом примерно в 128 году нашей эры.
Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой. Кульминацией этого периода стало применение революционной парусной технологии при возведении Софийского собора в Константинополе. После завоевания мусульманами империи Сасанидов и Византийского Ближнего Востока, купол стал также частью мусульманской архитектуры.
В Западной Европе купола снова приобрели популярность в эпоху Ренессанса, и достигли расцвета в начале XVIII века в архитектуре барокко. Напоминающие римский сенат, в XIX веке купола стали использовать при возведении государственных строений. В строительстве домов купола использовались редко, будучи в период барокко атрибутом лишь самых больших построек и дворцов.
В XX веке купола получили большое распространение при строительстве спортивных сооружений.
Виды куполов
Поясной купол

См. также: Ложный свод
Поясной купол отличается от «настоящего купола» тем, что он состоит из отдельных горизонтальных слоёв. Каждый следующий слой немного выступает над предыдущим и поддерживатеся консолью, в самом верху сходясь к центру. Примером такого купола является сокровищница Атрея.
Купол-луковица

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на Среднем Востоке. Купола такой формы чаще всего используются в строительстве храмов русской православной церкви. Хотя самые ранние каменные церкви на Руси имели купола византийского (парусного) стиля, позднее они почти полностью были вытеснены куполами-луковками. Такие купола имеют больший диаметр, чем основание, барабан, на котором они установлены, а их высота обычно превышает ширину. Хотя самые ранние сохранившийся посторойки с таким типом купола относятся к 16-го веку, иллюстрации из старых хроник свидетельствуют, что они были использованы уже не позднее конца 13 века. Как и шатры, купола первоначально использовались только в деревянных церквях и стали применяться в каменной архитектуре гораздо позже. Но и тогда они изготовлялись из дерева или металла и устанавливались на каменный барабан. Известным инженером-архитектором, специализировавшимся на куполах православных церквей, был Сергей Николаевич Падюков[2] (1922-1993), сконструировавший купола и участвоваший в постройке и реконструкции 44 церквей в США.
Церковь с несколькими куполами-луковицами является типичной формой русской церковной архитектуры, которая отличает Россию от других православных народов и христианских конфессий. Во многих западных странах силуэт церкви с такими куполами часто ассоциируется с Россией в целом. Исторически первыми примерами подобных русских церквей являются деревянный предшественник Софийского собора в Новгороде с 13-ю куполами (989 г.) и первый храм на месте каменной Десятинной церкви с 25-ю куполоми в Киеве (989-996 гг.). Количество куполов обычно имеет символическое значение в русской архитектуре, например, 13 куполов символизируют Христа с 12 апостолами, а 25 куполов — еще и с 12 пророками Ветхого Завета. В сравнении с византийскими (парусными) куполами, купола русских церквей обычно меньшего размера и часто покрываются позолотой или ярко окрашиваются.
Овальный купол
Овальный куполОвальные купола являются частью архитектуры барокко. Само название происходит от латинского слова ovum, означающего яйцо. Чаще всего овальные купола связывают с именами архитекторов Бернини и Борромини, однако первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант’Андреа-ин-Виа-Фламина (называемой также Сант’Андреа-дель-Виньола). Строительство было заказано папой Юлием III в 1552 году и окончено в следующем году. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло.
Полигональный купол

Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, возведённый Филиппо Брунеллески.
Парусный купол

Также называемые византийскими куполами, парусные купола представляют из себя парус, основания которого не просто образуют арки для поддержки купола над ним, а сходятся к центру пространства, таким образом сами образуя купол. Такие купола похожи на квадратный парус, закреплённый снизу в четырёх углах и поддуваемый снизу.
Купол-блюдце

Купол-блюдце представляет собой неглубокий, с малым углом между горизонталью и поверхностью у основания. Геометрически, горизонтальное сечение таких куполов является окружностью, а вертикальное — сектор окружности (то есть её часть). Купола-блюдца ниже, чем другие виды куполов. Многие из самых больших существующих в наше время куполов имеют такую форму.
Купола-блюдца приобрели популярность в XVIII веке, и остаются популярными по сей день. Зачастую они используются как элемент внутреннего дизайна помещения, располагаясь в пространстве чердачных помещений. В этом случае купол оказывается не виден снаружи, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Часто, такие купола украшают орнаментами или фресками.
Такие купола иногда использовались при возведении византийских церквей и османских мечетей. Большинство мечетей Индии, Пакистана, Ирана и Афганистана покрыты куполом-блюдцем.
Купол-зонтик
Купол-зонтикКупола-зонтики разделены на сегменты рёбрами, расходящимися от центра к основанию купола. Материал между рёбрами расположен в форме арок, которые передают вертикальную нагрузку на рёбра. Центральный купол Софийского собора построен по такой схеме, что позволило архитектору расположить витражи между рёбрами на основании купола. Главный купол собора Святого Петра также имеет такую форму.
Известные купольные конструкции
Самое крупное в мире купольное перекрытие — над стадионом в Оите (Япония). Его пролет 274 метра, оно покрывает 43 000 зрительских мест.[3]
Самый большой кирпичный купол — купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция).
Купол Собора Святой Софии (Константинополь).
Стадион Astrodome («Астрокупол», его также иногда называют «Восьмым чудом света») в г. Хьюстон (Техас, США)
Купол в религии
Купола занимают важное место в христианской и мусульманской архитектуре. Большинство православных церквей и мусульманских мечетей, а также многие католические соборы венчаются куполами.
Для многих вероучений купол имеет символическое значение. Так, в православии купол является образом небес, он украшается образами Небесного Царства, Бога и ангелов.
В искусстве
См. также
Ссылки
![]() | В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011. |
Примечания
Продолжение статьи:
Я высылаю свою статью, «Длинная дорога к куполу». Она перекликается с Вашими подборками по купольным домам лишь в
некоторых моментах. Статья говорит о том, что такое купольный дом, почему он самый лучший из придуманных жилищ, технически обоснованы все эффективности купольного дома и предложение — как надо строить энергоэффективное жилье 21 века, что для этого надо.
Это выдержка из письма А.Мацко — об авторе подробнее можно почитать в Контактах сайта.
О Его Величестве – Куполе.
С надеждой, что мы в России тоже начинаем осознавать:
что нефть и газ все дальше, глубже и жиже, а цены на них все выше и злее;
что топливная нищета уже стучится в каждую российскую семью, и при этом не важно, чем она обогревает свое жилище, от АЭС, ТЭЦ или собирает кизяк и солому в окрестностях дома – никого она не минует;
что весь строевой лес РФ в зоне его малейшей доступности уже полностью вырубили и вывезли, и цена куб.м. на делянке вырастет с $2 до $35-50.
что на Западе далеко не каждый миллионер может себе позволить построить и содержать рубленый дом или дом из бруса;
что энергоэффективность дома это не толщина несущих конструкций;
что у каждого строительного материала есть свой срок эксплуатации;
что чем однороднее строительный «гамбургер» конструкции дома, тем выше его эффективности и длиннее срок эксплуатации;
что рядом с вашим дорогим и красивым домом — крепостью не всегда будет работа для вас, учеба для детей;
что на Земле есть очень много других увлекательных занятий, чем «привязанность» к «дому-крепости»;
что у природы понимание крепости заключается в гибкости, изгибе и нам всем давно пришло время менять отношение к строительству − мы должны строить иначе: быстрее, легче и дешевле, созвучно с природой, миром. Мы должны сделать в этом направление первые шаги.
Откуда взялась форма купола?
От основного «Строителя» – Мирового разума.
Природа, как мировой разум — великий творец. Создала миллиарды форм животворящего многообразия без прямого угла, без прямой, без квадрата, прямоугольника или куба. Ни в одной из сфотографированных учеными галактик не заложен в основание прямоугольник или квадрат. Не найдем мы их и в микромире: атомы, молекулы… Мировой разум проектирует и «строит» без прямых углов.
Основные же принципы строительства жилища для современного человека не менялись со времен дольменов и мегалитов. Опора и перекрытие – вот суть строительного бытия. Стены – опоры, перекрытые сверху плитами – потолком. Камень, дерево, металл, железобетон – основные материалы. Таким образом и сейчас ограждают пространство.
Человек замыкался от природы глухими стенами, полами и потолками, – соответственно, и она отгородилась от нас этими же стенами. Мы живем как враги. Мы уничтожаем природу – природа уничтожает нас. Архитектура прошлого и настоящего – это архитектура страха перед миром, перед самим собой. Строительство подобной архитектуры непомерно трудоёмко, долговременно, дорого и материалоёмко».
Когда человечество обитало и развивалось в круглых (в плане) жилищах: юртах, чумах, вигвамах, шатрах, аркаимах – оно понимало природу, и было неразрывно с ней. Жилища были легки и быстро возводимые. Но именно те люди, жившие в них, глубоко осмыслили основы мироздания и передали их нам, да такие знания, что вся современная прагматичная наука до сих пор головой качает в знак согласия с этими первоосновами» Архитектор В.Гребнев.
Человек испокон веков почему то подсознательно связывал и связывает божественные энергии со сферическими поверхностями, отражая это сознание в культовых постройках: церквях, минаретах, мечетях.
Издревле люди откуда то знали, что под куполом можно получить положительный энергетический баланс. Древний человек создавал подобные конструкции, ограждая себя от стихии. Все эти чумы, вигвамы, бунгало, юрты, шатры, яранги и т.п. потому и выстояли в веках, что имели способность прочностной трансформации. Природное строительство существует необъяснимое количество лет – человеческое же строительство разрушается на глазах, ремонтировать не успеваем, а то и вовремя из него выскочить… История, как говориться, регулярно и повсеместно наказывает за невыученный урок
В 527-537 гг. н.э. архитекторы Анфимий и Исидор в Константинополе построили церковь Сергия и Вакха, где купол впервые был возведен над квадратным сооружением и перекрывал практически все внутреннее пространство здания.
900г.н.э. город Пуэбло Бонито на 1200 человек. Купола имели широкое распространение в древней архитектуре. В основном их строили из кирпичей. Над круглыми сооружениями купола возводились примерно до V века.
История человеческой цивилизации — это история экспериментов человека со строительными материалами и конструкциями. Подбирая разнообразные их сочетания, он стремился с минимальными затратами добиться максимального эффекта. И ни один человек в мире не приблизился к этой цели в большей степени, чем Р. Бакминстер Фуллер в 50-х годах 20 столетия — «величайший гений в области индустриализации строительства» научился собирать «геодезические купола» из небольших сборных элементов заводского изготовления в форме тетраэдра. Предвидя рост рождаемости, строительный бум, истощение земных ресурсов и повышение их стоимости, Бак Фуллер изобрел путь достижения наивысших результатов в строительстве жилья с наименьшими затратами труда и материалов, при гениальной прочности и простоте конструкций природного происхождения.
Тем не менее, в целом надеждам на экономическую эффективность куполов в плане решения проблем домостроения не суждено было тогда оправдаться. Почему?
Главная причина в том, что идеальный замысел требовал идеального исполнения, которое не могли тогда достигнуть на практике: отсутствовали станки, оборудование, необходимые материалы. По этой же причине даже последние 40 лет геодезические купола проектировались и возводились только в странах с высоким уровнем технологии строительного производства. Сегодня Купол стал реалией повседневной жизни в Северной Америке.
В 1996 г. Р.М. Фри были изобретены стратодезические купола, которые отличаются от геодезических тем, что имеют в своей основе симметрию осевую. Геодезические купола лучше воспринимают нагрузки, векторы которых сходятся в центре исходной сферы. Стратодезические же более устойчивы к вертикальным нагрузкам, а осевая симметрия позволяет рассекать купол на гораздо большее количество горизонтальных слоев, ограниченных параллельными плоскостями, чем радиальная, что делает стратодезические купола более дружественными как к традиционным методам строительного конструирования, так и к поточным методам сборки.
Основной (и единственный) недостаток купольных конструкций – это неосведомленность о них людей в России из-за отсутствия полной и достоверной информации о свойствах купола. Все другие «не» относятся к качеству проектирования, изготовления и к материалам, т.е. все как всегда при любом другом строительстве. В остальном сложно-искривленная форма куполов имеет общие преимущества, геодезические они или нет.
Об этих преимуществах я и расскажу.
«Пусть архитекторы заливают об эстетике,
заставляющей толпы богачей падать к их ногам;
Я предпочту Купол, где стрессы и напряжения уходят прочь».
Ричард Бакминстер Фуллер
Когда был создан первый в мире купол?
Даже если у Вас на свидание с Римом есть только один день, не стоит спешить к Колизею. Это, хотя и символ Вечного города, но все же — развалины, хотя и гигантские. Гораздо более интересный объект для туриста — круглое здание Пантеона, которое находится на площади Ротонды (Piazza della Rotonda).
В языческом Риме богов было много, и каждому полагался свой храм. Иногда строились и пантеоны, храмы, в которых служили всем богам. Пантеон в переводе с греческого языка и означает «храм всех богов».
Римский Пантеон, пожалуй, самый знаменитый из всех. Он построен в 123 году императором Адрианом. Построен на том же месте, где приблизительно за сто двадцать лет до этого, во времена императора Августа, был построен другой пантеон. Строительством первого Пантеона руководил зять Августа, выдающийся полководец и архитектор Агриппа. В знак уважения к великому предшественнику на фронтоне нового храма поместили надпись о том, что это строение – деяние Агриппы. Хотя новый Пантеон был зданием абсолютно новым и абсолютно новаторским. Но об этом чуть позже.
Почти через пятьсот лет после возведения, 1 ноября 609 года, Пантеон превратили в христианскую церковь. Вполне логично, что бывший храм всех богов стал называться церковью всех святых мучеников. С тех пор день 1 ноября празднуется как День всех святых и у католиков, и у протестантов.
Любой человек, впервые зайдя в Пантеон, не сможет сдержать возглас восхищения. Людей гуманитарного склада в первую очередь восхитит великолепие внутреннего убранства, в создании которого принимал участие знаменитый Рафаэль. Может быть, поэтому он был и похоронен здесь же.
Те же, кто изучал сопромат или строительную механику, тут же поднимут голову вверх, чтобы восхититься гениальнейшим куполом. Купол Пантеона не просто красив. Этот купол не только в высшей степени функционален. Этот купол знаменит еще тем, что он – вообще самый первый купол в мире. При строительстве Пантеона для перекрытия большого круглого зала диаметром в 45 метров римские архитекторы впервые применили купольное перекрытие.
«Ну и что?» – Пожмет плечами сугубый гуманитарий. И тогда ему придется объяснить, что без купола красота бы пропала. Ведь для перекрытия такого большого пространства традиционным способом, пришлось бы поставить здесь лес колонн. Колонны нужны не столько для красоты. Они являются опорами для балок. А балку – каменную ли, деревянную ли – слишком длинной не сделаешь. Не выдержит она собственного веса и обрушится. Ученые резюмируют: камень плохо работает на изгиб.
Впрочем, существует конструкция, обеспечивающая перекрытие больших пространств. Эта конструкция называется аркой. Благодаря своей кривизне, арка перераспределяет поддерживаемый вес так, что камни, образующие свод, работают не на изгиб, а на сжатие и выдерживают при этом гораздо бОльшую нагрузку. Все потому, что на сжатие камень работает гораздо лучше, чем на изгиб.
Однако построить арку совсем не просто. До укладки верхнего, замкового, камня арка неустойчива и ее все время нужно поддерживать. Но как только замковый камень будет уложен, он станет распирать всю конструкцию, и арка приобретет устойчивость. Все, опоры больше не нужны!
Древнеримские архитекторы умели прекрасно строить арки и применяли их, например, при сооружении акведуков. А вот купола они научились строить только во втором веке н.э.
Купольное перекрытие Пантеона возводили лучшие архитекторы того времени. И применяли при этом самые передовые на тот момент методы. При строительстве широко применялся бетон. Его делали из негашеной извести, морской пемзы, щебня и вулканической пыли. В Пантеоне бетонный пол, из бетона же частично изготовлены стены. А сам купол – полностью бетонный.
Перед тем как начать возведение купольного перекрытия, построенную ротонду доверху наполнили песком. Для сведения: высота стен Пантеона – почти 43 метра, а диаметр внутреннего круглого зала – около 45 метров. Так что объем этой песчаной горы впечатляет. По технологии в песок замешали изрядное количество золотых и серебряных монет. Предлагаю читателям проверить свою сообразительность и прежде, чем читать дальше, ответить на вопрос: зачем это сделали?
На вершине огромного песчаного холма соорудили опалубку, несколько деревянных колец, постепенно сужающихся и утончающихся кверху. В каждом таком кольце предусмотрели квадратные выемки-кессоны. Кессонирование потолка для уменьшения его веса и для украшения использовали архитекторы начиная со времен Древней Греции. Их можно увидеть и в советских зданиях, построенных относительно недавно в стиле «сталинского ампира».
Опалубку заполнили бетоном. Пока бетон не застыл, она удерживалась специальными столбами-опорами. После полного затвердения бетона купол стал держать себя сам. Весь его огромный вес распределился по окружности здания. Тогда опалубку разобрали.
Для освещения и вентиляции помещения Пантеона в верхней части купола сделали отверстие диаметром в 9 метров. В солнечный день в это отверстие проходит луч света, который не рассеивается, а образует как бы световой столб. Зрелище очень красивое!
В дождливый день через отверстие в крыше в храм попадала вода. Находившиеся на полу каналы служили для удаления осадков. Но – удивительное дело. Если в Пантеоне собиралось достаточное количество людей, даже в очень сильный дождь вода под купол не попадала. Поток выходящего из отверстия теплого воздуха, уносил капли в сторону.
Ну, а теперь позвольте спросить: для чего все же в песок, которым наполнили строящийся Пантеон, замешали монеты? Да для того, чтобы сэкономить на уборке этого песка по окончании строительства. Было объявлено, что жителям Рима позволено выносить песок из построенного храма. Причем, все найденные ими в песке монеты становятся собственностью того, кто их нашел. И песок был удален из здания в рекордно короткие сроки. Оказывается, римские строители в совершенстве превзошли не только строительную механику, но и психологию знали неплохо!
В языческом Риме богов было много и каждому полагался свой храм. Иногда строились и пантеоны, храмы, в которых служили всем богам. Пантеон в переводе с греческого языка и означает «храм всех богов».
Римский Пантеон, пожалуй, самый знаменитый из всех. Он построен в 123 году императором Адрианом. Построен на том же месте, где приблизительно за 120 лет до этого, во времена императора Августа, был построен другой пантеон. Строительством первого Пантеона руководил зять Августа, выдающийся полководец и архитектор Агриппа. В знак уважения к великому предшественнику на фронтоне нового храма поместили надпись о том, что это строение — деяние Агриппы. Хотя новый Пантеон был зданием абсолютно новым и абсолютно новаторским. Но об этом чуть позже.
Почти через 500 лет после возведения, 1 ноября 609 года, Пантеон превратили в христианскую церковь. Вполне логично, что бывший храм всех богов стал называться церковью всех святых мучеников. С тех пор день 1 ноября празднуется как День всех святых и у католиков, и у протестантов.
Любой человек, впервые зайдя в Пантеон, не сможет сдержать возглас восхищения. Людей гуманитарного склада в первую очередь восхитит великолепие внутреннего убранства, в создании которого принимал участие знаменитый Рафаэль. Может быть, поэтому он был и похоронен здесь же.
Те же, кто изучал сопромат или строительную механику, тут же поднимут голову вверх, чтобы восхититься гениальнейшим куполом. Купол Пантеона не просто красив. Этот купол не только в высшей степени функционален. Этот купол знаменит еще тем, что он — вообще самый первый купол здания в мире. При строительстве Пантеона для перекрытия большого круглого зала диаметром в 45 метров римские архитекторы впервые применили купольное перекрытие.
«Ну и что?» — пожмет плечами сугубый гуманитарий. И тогда ему придется объяснить, что без купола красота бы пропала. Ведь для перекрытия такого большого пространства традиционным способом пришлось бы поставить здесь лес колонн. Колонны нужны не столько для красоты. Они являются опорами для балок. А балку — каменную ли, деревянную ли — слишком длинной не сделаешь. Не выдержит она собственного веса и обрушится. Ученые резюмируют: камень плохо работает на изгиб.
Впрочем, существует конструкция, обеспечивающая перекрытие больших пространств. Эта конструкция называется аркой. Благодаря своей кривизне, арка перераспределяет поддерживаемый вес так, что камни, образующие свод, работают не на изгиб, а на сжатие и выдерживают при этом гораздо большую нагрузку. Все потому, что на сжатие камень работает гораздо лучше, чем на изгиб.
Однако построить арку совсем не просто. До укладки верхнего, замкового, камня арка неустойчива и ее все время нужно поддерживать. Но как только замковый камень будет уложен, он станет распирать всю конструкцию и арка приобретет устойчивость. Все, опоры больше не нужны!
Древнеримские архитекторы умели прекрасно строить арки и применяли их, например, при сооружении акведуков. А вот купола они научились строить только во втором веке н.э.
Купольное перекрытие Пантеона возводили лучшие архитекторы того времени. И применяли при этом самые передовые на тот момент методы. При строительстве широко применялся бетон. Его делали из негашеной извести, морской пемзы, щебня и вулканической пыли. В Пантеоне бетонный пол, из бетона же частично изготовлены стены. А сам купол — полностью бетонный.
Перед тем как начать возведение купольного перекрытия, построенную ротонду доверху наполнили песком. Для сведения: высота стен Пантеона — почти 43 метра, а диаметр внутреннего круглого зала — около 45 метров. Так что объем этой песчаной горы впечатляет. По технологии в песок замешали изрядное количество золотых и серебряных монет. Предлагаю читателям проверить свою сообразительность и прежде, чем читать дальше, ответить на вопрос: зачем это сделали?
На вершине огромного песчаного холма соорудили опалубку, несколько деревянных колец, постепенно сужающихся и утончающихся кверху. В каждом таком кольце предусмотрели квадратные выемки-кессоны. Кессонирование потолка для уменьшения его веса и для украшения использовали архитекторы, начиная со времен Древней Греции. Их можно увидеть и в советских зданиях, построенных относительно недавно в стиле «сталинского ампира».
Опалубку заполнили бетоном. Пока бетон не застыл, она удерживалась специальными столбами-опорами. После полного затвердения бетона купол стал держать себя сам. Весь его огромный вес распределился по окружности здания. Тогда опалубку разобрали.
Для освещения и вентиляции помещения Пантеона в верхней части купола сделали отверстие диаметром в 9 метров. В солнечный день в это отверстие проходит луч света, который не рассеивается, а образует как бы световой столб. Зрелище очень красивое!
В дождливый день через отверстие в крыше в храм попадала вода. Находившиеся на полу каналы служили для удаления осадков. Но — удивительное дело: если в Пантеоне собиралось достаточное количество людей, даже в очень сильный дождь вода под купол не попадала. Поток выходящего из отверстия теплого воздуха уносил капли в сторону.
Ну, а теперь позвольте спросить: для чего все же в песок, которым наполнили строящийся Пантеон, замешали монеты? Да для того, чтобы сэкономить на уборке этого песка по окончании строительства. Было объявлено, что жителям Рима позволено выносить песок из построенного храма. Причем все найденные ими в песке монеты становятся собственностью того, кто их нашел. И песок был удален из здания в рекордно короткие сроки.
Оказывается, римские строители в совершенстве превзошли не только строительную механику, но и психологию знали неплохо!


КУПОЛ • Большая российская энциклопедия
Авторы: В. Ф. Маркузон

Фото А. И. Нагаева Купол Шахской мечети в Исфахане. 1612–66. Архитектор Абу-ль-Казем.
КУ́ПОЛ (итал. cupola – купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa – бочка), пространственная несущая конструкция верхней (преимущественно) части здания или сооружения, по форме близкая к полусфере либо др. поверхности вращения выпуклой наружу кривой вокруг вертикальной оси. От вертикальной нагрузки в К. возникают горизонтальные усилия (распор), которые передаются на поддерживающую его конструкцию или воспринимаются нижним (опорным) кольцом самого К. Применяется для перекрытия круглых, эллиптических или многоугольных в плане помещений без дополнит. промежуточных опор.

Купол Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (внутренний вид). 1818–58. Архитектор О. Р. де Монферран.
К. из камня и обожжённого кирпича появились в древности, первоначально – в виде т. н. ложных К., в которых горизонтальные ряды кладки, нависая один над другим, не передают стенам усилий распора («гробница Атрея» в Микенах, ок. 1350–1250 до н. э.). Важное значение получил К. в архитектуре Древнего Рима с развитием клинчатых арок, сводов и особенно после изобретения бетона. Перекрывая без опор большое помещение в центрич. сооружениях, К. усиливал его роль в архит. композиции, придавал ему простор и торжеств. величественность, нередко образно выражая идею силы и незыблемость религ. представлений (грандиозный кессонированный К. Пантеона в Риме). В визант. архитектуре широко применялись К. на тромпах и парусах (появившихся ещё в зодчестве Древнего Рима и Ирана эпохи Сасанидов), что позволяло возводить К. над помещением с любой конфигурацией плана (Святой Софии храм в Константинополе). В средние века разнообразные по конструкции К. в Европе и на Кавказе возводили гл. обр. в храмах крестово-купольной системы [напр., храм Джвари близ Мцхеты (Грузия), ц. Св. Рипсимэ в Эчмиадзине (Армения)], а в феод. государствах Ср. Азии и Ближнего Востока К. применялись для перекрытия центрич. зданий.
С осознанием роли К. не только в интерьере, но и во внешнем облике здания изменяются наружные очертания К. относительно внутренних, а затем над ним появляются внешние оболочки (отличающиеся по очертаниям от собственно К.), обычно в виде криволинейного покрытия по дерев. стропилам (ранний пример – К. Святого Марка собора в Венеции, 9–11 вв.). К. с внешними оболочками, завершавшие обычно вертикальные объёмы культовых зданий и созданные с учётом архит. или природного окружения, получили широкое распространение в исламском зодчестве (мечети: Купол скалы в Иерусалиме, кон. 7 в.; Биби-Ханым в Самарканде, 1399–1405, имеющая внешний и внутр. К., и др.) и в рус. ср.-век. архитектуре (Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Великом Новгороде, сер. 11 в.; храмы владимиро-суздальской школы, 12 – 1-я пол. 13 вв.).
В эпоху Возрождения трактовка К. как градостроит. доминанты распространяется в архитектуре Зап. Европы – начиная с К. собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (1417–71, арх. Ф. Брунеллески), где впервые двойная оболочка К. связана каменными рёбрами жёсткости и дерев. кольцами в единую конструкцию, и заканчивая К. Святого Петра собора в Риме (1506–1614, арх. Микеланджело). К. часто завершали культовые здания и в эпоху барокко и классицизма 17–18 вв. С кон. 18 в. К. стали использоваться в светских постройках.
Со 2-й пол. 19 в. вместо кирпичных и каменных К., недостатками которых являются большой собств. вес и трудоёмкость возведения, всё шире применяются К. с металлич. каркасом (впервые по проекту арх. О. Р. де Монферрана для К. Исаакиевского собора) и остеклением (купол Альберт-холла в Лондоне), К. из дерева и железобетона. В 20 в. с появлением тонкостенных сводов-оболочек, а также с развитием металлич. конструкций (новый купол здания Рейхстага в Берлине, 1994–99, Н. Фостер), монолитного и сборного железобетона резко увеличилось многообразие конструкций и форм К.: появились К. ребристые, ребристо-кольцевые, с волнистой внутр. поверхностью, а также «геодезические» Р. Б. Фуллера (диаметром до 150 м), сборные замоноличенные купола П. Л. Нерви и др. С сер. 20 в. сооружаются новые типы К.: из полимерных материалов, с двойной надувной оболочкой (летний павильон худож. галереи «Серпентайн» в Лондоне, 2006, арх. Р. Колхас) и др. См. также Глава.
Дома-купола: история и примеры — Home and Garden — ЖЖ
Еще недавно при адаптации куполов к нуждам частных домовладельцев возникали проблемы вследствие недостатка необходимой проектно-технической документации, стандартных деталей купольных конструкций, а также строительных рабочих, имеющих опыт возведения подобных объектов. Однако сегодня на строительном рынке США и Канады есть и то, и другое, и третье. Сейчас наблюдается всплеск интереса к подобным домам и большое количество фирм предлагает дома-купола и в России.
В 20-е годы ХХ века немецкий инженер и ученый Вальтер Бауэрсфельд создал первый железобетонный геодезический купол для первого планетария фирмы Zeiss Optical Works в Йене (Германия).
В 40-е годы Бакминстер Фуллер, исходя из структуры древнегреческого икосаэдра, создал Димаксион, или геодезический купол, предназначенный для использования в архитектурных сооружениях.
Архитектор, инженер, дизайнер, так же как Константин Мельников, спроектировал и построил свой собственный футуристический дом.
Это дом, которым был одержим Фуллер на протяжении всей своей долгой жизни. (Умер он в возрасте 83 лет). В доме-куполе он прожил 12 лет.
Он работал над проектом автономного экологического жилища, разрабатывал способы получения электричество из солнечного света и энергии ветра. Он надеялся на наступление эры «всеуспешного образования и обеспеченности человечества».
Дома Мельникова и Фуллера имеют: 1) несущий каркас, 2) круг в плане.
Лёгкий мобильный автономный дом такого типа должен был решить жилищную проблему в послевоенной Америке, но выпущено было всего два таких дома.
Работы Фуллера, посвященные геодезическим куполам, произвели большое впечатление на молодых инженеров, особенно в 60-е годы. Тем не менее в целом надеждам на экономическую эффективность куполов в плане решения проблем домостроения не суждено было оправдаться.
Идеальный замысел требовал идеального исполнения, которое не всегда достигалось на практике. Первые купольные строения не выдерживали никакой критики, при том, что даже качественно построенные куполообразные здания на поверку не всегда хорошо вписываются в архитектурно-планировочную концепцию пригородов.
Применение нестандартного каркаса порождает проблемы с техническим нормированием, с получением необходимых разрешений. Наконец, произвольно встраиваемые в ограждения дверные и оконные блоки часто снижают конструктивную прочность и энергетическую эффективность сооружения.
Несмотря на это, во всем мире существует множество великолепных купольных домов и легион их поклонников. Сейчас наблюдается новая волна интереса к куполам и я предлагаю посмотреть небольшую подборку фотографий и два видео, в которых подробно описывается строительство и эксплуатация домов.
Видео с forumhouse.tv. Геокупол-дом:
Геометрические купола имеют подчеркнутую геометрическую структуру, к негеометрическим же относятся сплошные цельные оболочки, такие, как керамические шары. Геодезическими являются многогранные купола с регулярной полигональной структурой.
Вопросы поддержания тепла раскрыты в видео выше.
Такие конструкции используют не только для строительства домов, но и для легких сооружений. Например, летнего кафе на Кавказе:
Или так:
В 1996 г. были изобретены стратодезические купола. Отличие страдодезических куполов, также многогранных, от геодезических состоит в том, что основой структуры последних является радиальная симметрия. Страдодезические же купола имеют в своей основе симметрию осевую.
Геодезические купола лучше воспринимают нагрузки, векторы которых сходятся в одной и той же точке — центре исходной сферы. Стратодезические более устойчивы к вертикальным нагрузкам. Уже поэтому для архитекторов и строителей они предпочтительнее.
Осевая симметрия позволяет рассекать купол на гораздо большее количество горизонтальных слоев, ограниченных параллельными плоскостями, чем радиальная, что делает стратодезические купола более дружественными как к традиционным методам строительного конструирования, так и к поточным методам сборки.
Видео с forumhouse.tv. Стратодезический купол-дом в России:
Из истории — отрывки статьи Роберта М. Фри и эко-домус.
Присоединяйтесь к нашей группе на fb, чтобы не пропускать посты и у нас был стимул размещать там оригинальные посты 🙂
кто изобрел первую камеру?
Джон Мисахи 17 мая 2018 года в World Facts
Камеры важны для людей во многих аспектах. Они полезны для захвата воспоминаний и моментов, которые могут быть сохранены в печатном или печатном виде. Разработка камеры от эпохи размера комнаты до того, чем она является в настоящее время, потребовала много усилий, проб и ошибок и привлекла к этому процессу несколько человек.
История изобретения камеры
Довольно интересно проанализировать прогресс, достигнутый камерой, когда она была впервые изобретена, и то, чем она является сегодня. История создания современной камеры охватывает много людей. Некоторые люди потратили десятилетие, пытаясь придумать камеру. Изобретатели стремились разработать более совершенную камеру, чем камеры, разработанные ранее.В 1021 году иракский ученый и писатель Ибн описал устройство, которое во многих отношениях напоминает камеру, в своей книге под названием «Книга оптики», ознаменовавшей начало тысячелетнего путешествия, связанного с разработкой современной камеры. На самом деле качество камер продолжает улучшаться день ото дня.
Кто изобрел первую камеру?
Первая портативная камера была разработана Иоганном Заном в 1685 году.Не так много прогресса было достигнуто в течение примерно 130 лет спустя. Большинство попыток сделать камеры между ними были тщетными. Только в 1814 году Джозеф Никифор Ниепс щелкнул первую фотографию. Таким образом, заслуга в изобретении первой камеры была поделена между Иоганном Заном и Джозефом Ницфором Ньепсом. Фотография, сделанная Никифором, не была постоянной. Это было сделано с помощью камеры, которую он сделал сам, на бумаге, покрытой хлоридом серебра. Области, которые не подвергались воздействию света на бумаге, стали темными.
Луи Дагерр получил награду за изобретение первой в истории практической фотографии в 1829 году. Дакерру потребовалось более десяти лет, чтобы найти эффективный метод фотографии. Весь прогресс, достигнутый Daquerre, был в партнерстве с Nicephore. Права собственности были проданы французскому правительству, которое, в свою очередь, взяло на себя ответственность за развитие студий типа daquerreo в разных частях страны.Александр Уолкотт изобрел первую камеру, которая производила фотографии, которые быстро не выцветали.
С этого момента несколько человек были вовлечены в разработку методов и камеры для получения изображений превосходного качества. Достигнутый прогресс привел к созданию менее размытой и цветной фотографии, негативов и небольших камер.
Как выглядели древние камеры?
Пионерские камеры были огромными по размеру. Первая камера была настолько огромной, что для ее работы требовалось несколько человек. Это был примерно размер комнаты. В нем было место для размещения нескольких человек. Большие камеры использовались вплоть до 1940-х годов. Некоторые камеры могли делать снимки, но не могли их сохранить.Таким образом, фотографу пришлось взяться за ручную трассировку изображений после их съемки. Изначально камеры создавали размытые изображения, которые постепенно улучшались. Первая камера также делала черно-белые снимки. Фактически, только в 1940-х годах цветная фотография стала распространенной и коммерциализированной.
,Кто изобрел вращающуюся дверь?
В следующий раз, когда вы встанете между панелями вращающейся двери, присмотритесь. Большинство вращающихся дверей состоят из трех или четырех отдельных панелей; Те, которые используются для размещения более одного человека, имеют только две панели. Независимо от количества панелей, все вентиляторы выходят из центрального вала, который вращается внутри стеклянного цилиндра. Погодная зачистка на стороне каждой панели создает уплотнение между панелью и цилиндром. Изогнутые стены позволяют плотнее прилегать.Движение вращающейся двери приводится в действие либо тем, кто нажимает на одну из дверных панелей, либо двигателем, который автоматически вращает двери [источник: Made How].
Эта конструкция во многом не изменилась с момента его изобретения. Первый в мире патент на вращающуюся дверь был выдан немецкому изобретателю Х. Бокхакеру в 1881 году, но идея не завоевала популярность.
Реклама
Реклама
В 1888 году житель Пенсильвании Феофил Ван Каннель получил первый U.Патент S. на трехстороннюю штормовую дверь с защитой от атмосферных воздействий для обеспечения энергоэффективного прилегания к дверной раме. Для создания своего продукта он основал собственную компанию Van Kannel Revolving Door Co. В 1907 году Ван Каннель продал его компании International Steel (известной сегодня как International Revolving Door Co.)
Хотя о жизни Ван Каннеля известно немногое, существует интересный слух о вдохновении его изобретения: ему не нравился рыцарский акт удержания открытых дверей, чтобы дамы могли проходить через них.Таким образом, он провел большую часть своей взрослой жизни, сосредоточившись на изобретении, улучшении и установке вращающихся дверей. Он также никогда не был женат.
Ван Каннель был признан за его изобретение как при жизни, так и посмертно. В 1889 году он получил медаль Джона Скотта из Филадельфии за полезность изобретения для общества. В 2007 году он был введен в Национальный зал славы изобретателей [источник: Национальный зал славы изобретателей].
Вращающаяся дверь — не единственное требование Ван Каннела к славе.Он также изобрел поездку Волны Ведьмы на Кони-Айленде. Поездка, которая была установлена в 1907 году, представляла собой сидения для двух человек, которые двигались вдоль волнообразного металлического пола [источники: Национальный зал славы изобретателей, Стентон].
Ван Каннель умер в 1919 году в возрасте 78 лет, но его вращающиеся двери продолжают жить. Сегодня двери были соединены с технологией обнаружения металлов и химических веществ и стали важным элементом безопасности в аэропортах и центрах содержания под стражей. Некоторые вращающиеся двери даже оснащены системами наблюдения по распознаванию лиц [источник: Made How].
,Кто на самом деле изобрел лампу накаливания?
Электрическая лампочка, в частности лампа накаливания, уже много лет является синонимом термина «лампочка». Хотя это всего лишь одно из различных доступных решений для искусственного освещения, именно о нем чаще всего думают, когда используется термин «лампочка».
СВЯЗАНО: 19 ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ, КОТОРЫЕ РЕВОЛЮЦИОНИЗИЛИ ИСТОРИЮ
Но кто это изобрел и когда? Был ли это Томас Эдисон, как утверждают большинство, или Джозеф Свон, как утверждают другие? Никола Тесла приложил руку к этому процессу?
Как вы скоро узнаете, ответ на эту загадку не совсем ясен.Это также зависит от того, что вы считаете «настоящей» лампочкой. Но, как и многие изобретения во все времена, конечный продукт является совокупной работой многих изобретателей на протяжении всей истории, то же самое относится и к лампочке.
В следующей статье мы кратко рассмотрим историю лампочки и остановимся на некоторых ключевых игроках. Держись крепче.

Кто изобрел лампочку и когда?
Изобретение лампочки (в частности, лампы накаливания) является довольно спорным вопросом, если не сказать больше.В то время как Томас Алва Эдисон часто получает всю похвалу, действительно ли это правда?
Как и многие изобретения за всю историю, современная лампочка на самом деле представляет собой комбинацию множества маленьких шагов. Многие историки утверждают, что не менее 20 изобретателей разработали различные конструкции ламп накаливания задолго до Эдисона.
СВЯЗАННЫЕ: 85 ЛЕТ НАСЛЕДИЯ: КАК ТОМАС ЭДИЗОН ОСВЕЩАЛ МИР
Вклад Томаса Эдисона в эволюцию лампочки был производством первого коммерчески практичного.Поскольку его дизайн был настолько успешным, он фактически доминировал на рынке и опередил все остальные версии.
В этом смысле было бы правильнее назвать его «создателем лампочки». Но давайте сначала углубимся немного глубже.
Одним из наиболее важных шагов до Эдисона была работа великого британского ученого сэра Хамфри Дэви . В 1802 году он смог произвести первый в мире настоящий искусственный электрический свет.

Используя свою недавно изобретенную электрическую батарею, Дэви подключил к ней кусок провода и кусок углерода.Дэви был поражен, обнаружив, что кусок углерода начал светиться и излучать много света.
Первый в мире дуговой светильник был только что создан. Единственная проблема заключалась в том, что он длился не очень долго, а испускаемый свет был слишком ярким для практического использования.
За следующие 70 лет или около того, многие другие изобретатели создали свои собственные версии лампочек. Хотя все они показали обещание, большинство, если не все, оказались слишком дорогими для производства или имели другие проблемы, которые мешали им стать коммерчески жизнеспособными.
Одна из наиболее заметных версий была создана другим британским ученым Уорреном де ла Рю в 1840 году. Он вложил катушку из платиновой нити в вакуумную трубку и пропустил некоторый ток через нее.
Поскольку платина была таким дорогим металлом, это серьезно ограничивало коммерческую жизнеспособность его конструкции.
Джозеф Свон изобрел лампочку до Эдисона?
В 1850 году другой британский изобретатель, Джозеф Уилсон Свон , бросил вызов своим значительным талантам.Чтобы справиться с проблемами, возникшими у де ла Рю, Свон решила поэкспериментировать с более дешевыми материалами накаливания.

В конце концов он решил использовать карбонизированную бумагу для замены платины, что показало некоторые перспективы.
К 1860 году у него был рабочий прототип, но отсутствие хорошего вакуума и достаточного количества электричества привело к появлению колбы, срок службы которой был слишком коротким, чтобы считаться эффективным источником света.
Он также имел тенденцию чернить или сажу внутреннюю часть вакуумной трубки, которая была не идеальной (как вы можете видеть на изображении выше).
Несмотря на эти неудачи, Swan продолжал работать над своим дизайном.
По мере совершенствования технологии вакуумных трубок в 1870-х годах Свон смогла сделать еще один значительный прорыв.
Кульминацией всей его работы стало создание в 1878 году долговечной лампочки. Как и его предшественники, он использовал нить, содержащуюся в эвакуированной трубе, за исключением того, что он заменил обугленную бумагу хлопковой нитью.
Он запатентовал свой дизайн в 1879 году и позже вступил в прямой конфликт с Томасом Эдисоном.
Еще одна интересная попытка была предпринята в 1874 году парой канадских изобретателей. Генри Вудворд и Мэтью Эванс , оба из Торонто, разработали и создали свои собственные лампочки.
Пара создала ряд лампочек разных размеров и форм, в которых использовались углеродные стержни, удерживаемые между электродами в стеклянных цилиндрах, заполненных азотом. Вудворд и Эванс пытались коммерциализировать свою лампу, но безуспешно.
Они в конечном итоге продали свой патент Томасу Эдисону в 1879 году.
Как Томас Эдисон изобрел лампочку?
В 1879 году, в том же году Свон подал и получил свой патент в Англии, Томас Эдисон решил обратить свое внимание на разработку электрических лампочек. Эдисон, когда-либо увлеченный бизнесменом, хотел разработать коммерчески жизнеспособную и практичную версию для вывода на рынок.
Он надеялся укрепить свои позиции на прибыльном рынке газового и масляного освещения в США.Если бы он мог сломать гегемонию этих двух систем, он мог бы просто сделать состояние.
В октябре 1879 года он, наконец, запатентовал свое первое заявление на «Усовершенствование электрического освещения» в патентном ведомстве. Но он не остановился на этом.
Эдисон продолжал работать над доработкой своего дизайна. Он экспериментировал с различными металлами для филаментов, чтобы улучшить характеристики своего оригинального патента.

В 1879 году Эдисон подал еще один патент на электрическую лампу, в которой использовалась «углеродная нить или полоса, намотанная и соединенная…. к платиновым контактным проводам. «Это решение звучит очень похоже на решение Джозефа Свона , сделанное почти 20 годами ранее.
В этом патенте также описаны возможные средства создания указанной углеродной нити. К ним относится использование» хлопчатобумажной или льняной нити «. , деревянные шины и бумага, скрученные по-разному. «
Спустя всего несколько месяцев после своего более позднего патента Эдисон и его команда смогли обнаружить, что карбонизированный бамбук добился цели. Этот материал, по-видимому, способен прослужить более 1200 часов .
Это открытие положило начало серийному производству лампочек, и в 1880 году компания Томаса Эдисона, Edison Electric Light Company , начала продавать свой новый продукт.
Впечатляет, но все было не так просто.
Настолько похожим было изобретение Эдисона, что Свон решила подать в суд на Эдисона за нарушение авторских прав. Британские суды вынесли решение против Эдисона, и в качестве наказания Эдисону пришлось назначить Свана партнером в его электрической компании.

Позже, даже U.Патентное ведомство S. в 1883 году решило, что патент Эдисона недействителен, поскольку он также дублировал работу другого американского изобретателя. Но, несмотря на все это, Эдисон навсегда запомнится как изобретатель лампочки.
Томас Эдисон станет одним из самых плодовитых изобретателей и бизнесменов 19 и 20 веков. Ко времени его смерти он получил ошеломляющие 2,332 патента с 389 только для электрического освещения и питания.
Кто изобрел лампочку Тесла или Эдисон?
Хотя Томас Эдисон по праву получает некоторое «тепло» для «кражи» многих изобретений и разработок Николы Теслы, лампочка не является одной из них.На самом деле, Тесла потратил немного времени, если вообще занимал свое время, разрабатывая электрическое освещение накаливания любого вида.
Тесла, однако, внес свой вклад в развитие дугового освещения. Он также провел несколько интересных экспериментов с возможностью беспроводного освещения.
Но утверждения относительно собственного изобретения Эдисона лампочки, как мы видели, спорны. Но что нельзя отрицать, так это то, что Эдисон, в отличие от всех изобретателей лампочки до него, смог создать коммерчески жизнеспособный и надежный дизайн.
По этой причине и его деловой хватке в целом, дизайн Эдисона (и Джозефа Свона) станет повсеместным во всем мире.
«Я предпочитаю учителей, которые дают учащимся что-то, что они могут взять с собой домой, кроме домашней работы».
Лили Томлин, американская актриса, комик, писатель, певец и продюсер
Время проходит, и все больше американских студентов осознают, как образование помогает им прогрессировать. Есть два вопроса, о которых многие ученики почти не задумываются: кто придумал домашнее задание и когда было придумано домашнее задание? Ответы на эти вопросы помогают лучше понять систему образования.Они помогают понять роль домашних заданий, которые дают учителя, пытаясь улучшить знания и навыки своих учеников.
Хватай свое домашнее решениечасов, потраченных на выполнение домашних заданий, заставили многих студентов обратиться к профессиональным онлайн-сервисам письма по доступным ценам. Прочтите эту статью, чтобы получить ответы на два основных вопроса каждого учащегося: кто придумал домашнее задание и когда было придумано домашнее задание?
Кто начал первую школу в истории?
Домашние задания являются неотъемлемой частью школьного образования; важно выяснить, как открылась начальная школа и когда была изобретена домашняя работа.
Люди давно изобрели систему образования. Если вы заметили старомодные однокомнатные школы, знайте, что их происхождение насчитывает сотни или тысячи лет! Образовательная система появилась у древних людей. Они шли по этой земле до появления цивилизованных народов; эти люди должны были развиваться, и это было невозможно без обучения. Время превратило старую систему обучения в сложные учебные заведения. Школы, похоже, разделяют различные жизненные ценности и готовят маленьких детей стать уважаемыми взрослыми с многообещающим будущим.
- Знания и навыки
- жизненного опыта и опыта
- обычаев и традиций
Обычная школа — лучший способ обмена ценной информацией между представителями разных поколений, чтобы сделать наш мир очень прогрессивным. Первоначальная система образования была единственным способом научиться выживать. Число людей, живущих на земле, увеличилось, и возникла необходимость разделить обучающееся население на отдельные группы в зависимости от пола, возраста, опыта и т. Д.Прежде чем обсуждать, кто изобрел школу и домашнее задание, важно заметить, что разделение было неясным. Они делят людей на группы на основе полученных знаний.
Девочки были отделены от мальчиков, так как люди того времени считали, что дети мужского пола умнее и быстрее учатся, чем девочки.
Вы можете задаться вопросом, кто изобрел школу и домашнюю работу в Америке. К тому времени, когда сформировалось 13 оригинальных колоний, система образования появилась в Соединенных Штатах (XVII век).Бостонская латинская школа была основана в 1635 году. Она известна как первая государственная школа и старейшее начальное учебное заведение за всю историю Северной Америки. Последствия американской революции сделали образование в школах и колледжах более приоритетным. Школьные системы варьировались от штата к штату.
Когда домашняя работа была изобретена во всем мире?
После того, как ученики поймут, кто изобрел домашнюю работу и почему они, вероятно, поняли бы свои домашние задания, это не проклятие их существования.Домашняя работа — лучший способ убедиться, что дети понимают изучаемый предмет.
Роберто Невилис, строгий учитель из Италии, начал историю этой инновационной системы образования в 1095 году в Венеции. Невилис был разочарован выступлением своих учеников. Часы, проведенные в школе, не оказали положительного влияния на знания и навыки его детей; он решил изобрести способ наказать их без физического насилия, что противоречило закону.
В вопросе «кто изобрел домашнее задание и почему» часть объясняет реас
.- Туалет дизайн фото маленький – Дизайн маленького туалета, где только унитаз: интерьер маленького раздельного санузла в современном стиле в светлых, серых тонах
- Быстросохнущая шпаклевка для стен: Сколько сохнет шпаклевка на стенах — время подготовительных работ – Сколько сохнет шпаклевка на стенах – время высыхания — вся суть