989 996 год событие на руси: Этот день в истории: 996 год. 12 мая в Киеве была освящена Десятинная церковь

Содержание

Культура Киевской Руси

С принятием христианства древнерусское искусство поднялось на новую ступень своего развития. Вместилищем всех древнерусских искусств был храм. Строительство в этот период получило широкий размах. Поражает огромное количество храмов, построенных за сравнительно небольшой срок, только в Киеве, по утверждению одного из современников, уже в начале XI в. было 400 церквей.

Расцвет зодчества естественно стимулировал развитие изобразительного искусства. С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Византия не только познакомила русских художников с новой для них техникой живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью.

В основании православный храм имеет форму креста или корабля (церковь, как корабль, на котором спасаются верующие в житейском море).

Храм внутри делится на три части: алтарь, святилище, притвор. Алтарь — место таинственного пребывания Господа Бога, является главной частью храма. Алтарь – копия библейской горы Голгофа. Самое важное место в алтаре —

престол в форме четырёхугольного стола. Символическое значение престола — как места, где невидимо пребывает Господь.  От прихожан он закрыт перегородкой — иконостасом.
В святилище входят верующие. В этом помещении совершаются обряды. Наблюдают службу из притвора тяжело согрешившие или отступившие от веры, на которых священники накладывают епитимью (запрещение). Там стоят и оглашенные, то есть те, кто только готовится принять христианство, и люди другой веры.

Схема крестово-купольного храма: 1. Купол; 2. Солпы; 3. Алтарь; 4. Хоры; 5. Алтарная преграда (Иконостас)

Древнейшим каменным сооружением Киева была Десятинная церковь, выстроенная в честь Пресвятой Богородицы (Успения Богородицы; Богородица почиталась как защитница Руси и многие богородичные храмы на Руси были Успенскими).

Монументальный шестистолпный храм, возведенный на главной площади «Владимирова града» в 989—996 годах, стал известен благодаря археологическим раскопкам, так как в 1240 году, во время разгрома Киева ханом Батыем был разрушен. Возвышавшийся в центре Киева храм поражал своей роскошью и величием. Князь Владимир жаловал десятую часть своих доходов на его содержание, отсюда название — Десятинная церковь. Она отличалась значительными размерами, была многоглавой. Стены церкви были возведены из рядов тонкого кирпича-плинфы и серого бутового камня на растворе извести с примесью толченого кирпича (для прочности). Стены не штукатурились и казались многоцветными благодаря особенностям кладки. Такая кладка называлась смешанной и была характерна для бол­шинства построек Киевской Руси. Внутри Десятинная церковь была богато декорирована. Мозаичные и майоликовые полы, цветные мраморы, облицовывавшие нижние части стен, фрески, покрывавшие своды и купола, золотые и серебряные сосуды, светильники, кресты, иконы, вывезенные князем Владимиром из византийского города Корсуни — все способствовало тому нарядно-богатому впечатлению, которое производил храм внутри.

Для строительства Десятинной церкви были приглашены византийские архитекторы. Они привнесли новую систему планового и пространственного решения архитектуры. В плане этот храм образует квадрат, который внутри делится столпами на отдельные части, называемые нефами. Нефы вытянуты с востока на запад. На западе расположен вход в храм, на востоке в полукруглом выступе, именуемом апсидой, находится алтарь. Столпы, делящие пространство храма на нефы, создают в его плане крест, который определил тип церкви так же, как и купол, расположенный на средокрестии.

Десятинная церковь. Реконструкция

При Ярославе Мудром Киев начинает соперничать с Царьградом. Князь прилагает много усилий для украшения и укрепления русской столицы. Появляются новые оборонительные сооружения, отстраиваются каменные Золотые ворота (1037), представляющие собой высокую арку с надвратной церковью. Центральные врата городской Киевской стены назывались Золотыми не только по аналогии с константинопольскими, но и потому, что их деревянные створы были окованы позолоченной медью. Около них жители города торжественно встречали князей, возвращающихся из победоносных походов. Остатки двух мощных башен этих врат сохранились и до наших дней.

Золотые ворота. Реконструкция


Как сообщает «Повесть временных лет», князь Ярослав Владимирович построил второй каменный храм Киева, который посвятил божественной премудрости Софии. Он был возведен в 1019— 1031/32 годах на месте древнего монастыря. Возведенная на высоком берегу Днепра София Киевская блестела тринадцатью свинцовыми куполами, которые составляли пирамидальную композицию. У западных углов собора были выстроены лестничные башни, асимметричные и могучие, они усиливали монументальную торжественность храма, подчеркивая его особую роль в государстве. Здание окружали два ряда крытых галерей. Их высота была меньше основных стен храма. Вместе с куполами полусферической формы они придавали общему силуэту здания ту многоступенчатость, которая не была свойственна византийской архитектуре.

Такой сложный силуэт появился у собора св. Софии под воздействием деревянного зодчества, может быть, деревянного храма св. Софии, построенного ранее в Новгороде.

Первоначальный вид Софийского собора в Киеве. Реконструкция

Современный вид Софийского собоа в Киеве

Интерьер собора был богато оформлен и как бы претворил религиозные, национальные и даже политические идеи, господствовавшие во времена Ярослава Мудрого. Создателям храма удалось найти верное решение в соотношении разнообразных деталей и украшений. В отличие от византийской традиции в оформлении интерьера киевского Софийского собора были совмещены техники мозаики и фрески. В лучах света искрились драгоценные мозаики, расположенные в центре, боковые же части были украшены фресками. Мрамор, майолика, шиферные плиты с рельефами и особенно живопись создавали главный декоративный эффект убранства. Приглашенные из Византии художники работали одновременно с местными живописцами.

Особую историческую и художественную ценность представляют мозаики и фрески Софии Киевской.  Согласно канону, в зеркале центрального купола мозаика Христос Панторкатор (Вседержитель), а вокруг него – фигуры четырех архангелов (в настоящее время одни из них мозаичная, а три других, на месте утраченных, написаны художником М. А. Врубелем масляными красками).

В конхе центральной апсиды (полукуполе перекрывающем апсиду) – мозаичное изображение Богоматери Оранты (Молящейся) с широко вознесенными руками (высота мозаики 4,45 м) .  Спокойный и торжественный  лик, покровительствующий жест рук воспринимались не только как образ моления, но и олицетворение заступничества крещенного народа, защиты города и государства.

Величественная фигура Богоматери, как бы парящей в огромном пространстве золотого фона, представлена фронтально, с поднятыми и открытыми к зрителю ладонями, молящейся за род человеческий. Плащ Богоматери, спускающийся с ее головы на плечи, был окрашен пурпуром — царственным цветом, синее платье символизирует ее небесную сущность, а линии, отмечающие складки одежд, прочерчены полосами золота, что указывает на ее божественность.

Перестроенная и сильно измененная в более позднее время церковь св. Софии в Киеве сохранилась до наших дней.

Во фресковых росписях созданы образы, исключительные по силе эмоционального воздействия и одухотворенности.  Наиболее интересен был групповой портрет семьи князя Ярослава Мудрого, основателя Софийского собора в Киеве, размещенный на трёх  стенах западной части центрального нефа. На некогда обширной композиции был изображен сам великий князь с женой, сыновьями и дочерями, передающий модель Софийского собора Иисусу Христу, восседающему в центре на троне. В настоящее время сохранились только замыкающие эту торжественную процессию изображения смиренно ступающих со свечами в руках княжеских дочерей, несущих в храм божественный свет Премудрости и Истины новой веры. Фигуры в богатых одеждах  не лишены индивидуальных портретных черт  и заметно различаются по росту (так художник передал разницу в их статусе, соответствующем возрасту княжон).

Есть в соборе и сцены повседневной жизни князей, их светских развлечений: шумные пиры, танцы, поединки, охота на волка и барса, травля медведя. На лестничных переходах, ближе к княжеским хорам, запечатлены игры на константинопольском ипподроме, цирковые представления с участием скоморохов, ряженых, акробатов, флейтистов и плясунов. Среди них можно увидеть наездника на верблюде и музыканта, готового в любую минуту ударить смычком по струнам.

Новгородский собор того же наименования заложен в 1045 году. Новгородский собор несколько лучше сохранился до немецкого нашествия, но был страшно поврежден в 1944 году. Вторая святая София — Новгородская, была возведена на месте первой деревянной, уничтоженной пожаром в 1045 г. в самом центре новгородского детинца. Софийский собор был пятиглавым. Каждый, кто плыл по Волхову в Новгород, видел ее сверкающие купола издалека. Более строгая и менее роскошная, чем киевская, Новгородская София была прекрасна по-своему. Ее пропорции совершенно другие, апсиды вытянуты, главный объем храма прямоугольной формы. София Новгородская стала символом торжества православной веры и одновременно олицетворением складывающейся в этих землях русской государственности.

Софийский собр в Новгороде


В древнерусских храмах было много икон. Иконы привозились готовыми из Византии или же писались приглашенными греческими мастерами. Позже появились свои русские художники. Первым художником, имя которого нам известно, был мастер Алимпий, инок, упомянутый в «Патерике» Печерского монастыря, который жил в конце XI в. и прославился своим иконописным даром.

Почти все иконописное наследие Киевской Руси погибло. Сохранилась лишь небольшая часть, среди которых икона исключительной красоты, знаменитая «Владимирская Богоматерь», вывезенная в Киев из Константинополя в начале XII в. возможно именно Юрием Долгоруким. Икона написана выдающимся византийским живописцем. Правда, от древнего письма остались только лики Марии и младенца Иисуса, остальные детали переписаны позднее, в XV—XVI вв. В иконе заложена огромная духовная и нравственная сила. Нежный и светлый облик Богоматери, прижавшей Младенца щека к щеке, получил название «Богоматерь Умиление» — это иконографический тип был чрезвычайно почитаем на Руси. В середине XII в. князь Андрей Боголюбский вывез икону во Владимир, откуда и пошло ее название. Позднее «Владимирскую Богоматерь» торжественно перенесли в новую столицу — в Москву и она стала одним из священных оберегов Древней Руси.

Икона «Спас Нерукотворный

«Икона «Владимирская Богоматерь»

Изображение Лика Спасителя с золотым нимбом обычно украшало военные стяги новгородских князей. Особая выразительность образа на двусторонней иконе «Спаса Нерукотворного», несомненно, сосредоточена в огромных глазах и крепко сжатых губах. Икону отличают удивительная сдержанность в подборе цветов,  идеальная симметрия, математическая выверенная точность композиции.
В задумчивом и грустном выражении лица на иконе «Ангел Златые Власы» переданы искренняя доброта и смиренная кротость, ставшие зримым воплощением идеала красоты для художников того времени.

Важнейшее место в культуре Киевской Руси занимала литература.
Создание  славянской  азбуки  связывается   с   именами   византийских миссионеров Константина (Кирилла) (827-869) и его брата Мефодия (815-885).   Это  событие  связано  с  принятием  христианства,  но  дохристианская культура уже имела зачатки систем письма.
В 862 г. в Константинополь прибыли послы моравского князя  Ростислава, который просил императора Михаила и  патриарха  Фотия  направить  в  Моравию проповедников для устроения там христианской  религии,  причем  нужно  было, чтобы это велось на наречии, которое будет понятно народу. Оба  брата  были  родом  из  македонского  города  Солуни.  Константин (Кирилл) изучал богословие и был назначен позднее патриаршим  библиотекарем, а также преподавал философию. Он владел несколькими языками, в том  числе  и местным славянским диалектом. Мефодий занимал пост  управителя  в  одной  из славянских провинций Византийской империи.
Вскоре после обращения послов к императору  Кирилл  создал  славянскую азбуку, которая состояла из 38 букв.  Поскольку  ее  нельзя  было  составить механически, часть букв была взята из греческого алфавита, а некоторые  были специально придуманы для правильной передачи  звуков  славянских  диалектов. Кириллом же был сделан перевод Евангелия и ряда других церковных книг.
Древнейшие памятники славянской  письменности  знают  два  алфавита  — кириллицу и глаголицу. Во второй половине IX  в.  был  создан  глаголический алфавит, на котором писались первые переводы церковных книг для  славянского населения Моравии и Паннонии.

Глаголический алфавит (сверху) и кириллический алфавит (снизу)

  Одним из основных оригинальных жанров формирующейся русской литературы стало летописание. Летописи — это крупнейшие памятники всей культуры Руси.      Самым значительным памятником летописания считается «Повесть временных лет», составленная в 1113 г. монахом  Нестором.  Однако  «Повесть  временных лет» не самое первое летописное произведение. Древнейшие  летописи  на  Руси известны со времени князя Ярослава Мудрого, хотя  устные  предания  бытовали задолго до этого времени.       В «Повести» автор выдвинул перед собой совершенно новую задачу- ввести историю Руси  в  контекст  всемирного  исторического  процесса,  переработав старинные летописи. Поэтому произведение начинается библейским  рассказом  о Ное, от одного из сыновей которого ведет свое начало славянский  род.  Далее Нестор повествует о возникновении первой династии  Рюриковичей,  о  крещении Руси, о походах киевских князей на  иноземцев,  о  междоусобицах.  Для  этой летописи характерно свободное сочетание элементов жития, поучения,  повести, похвального  слова.  Как  и  всякая  летопись,   «Повесть   временных   лет» отличается сложностью состава и разнообразием включенного в  нее  материала.В нее вошли и тексты дипломатических и юридических документов,  и  пересказы фольклорных преданий, и выдержки  из  памятников  переводной  литературы,  и записи о явлениях  природы,  и  самостоятельные  литературные  произведения- исторические повести, жития, богословские трактаты  и  поучения,  похвальные слова.        

С XII в. начинается новый период в  истории  русского  летописания.  В условиях феодальной  раздробленности  оно  приобретает  областной  характер. Значительно увеличивается количество  центров  летописания.  Кроме  Киева  и Новгорода летописи велись в Чернигове и Переяславле, в Полоцке и  Смоленске, во Владимире и  Ростове,  в  Галиче  и  Владимире-Волынском,  в  Переяславле -Залесском, Рязани и других городах. Появляются родовые княжеские  летописи, жизнеописания отдельных князей, исторические  повести  об  отношениях  между князьями.      Среди жанрового разнообразия киевских памятников также выделяется жанр слова, отразивший пафос торжественного и поучающего слушателей  красноречия. Наиболее знаменитым  сочинением  является  «Слово  о  Законе  и  Благодати», написанное первым русским митрополитом Иларионом в 30-40 гг. XI века.  Своим острием «Слово»  направлено  против  притязаний  Византии  на  культурную  и политическую гегемонию в Восточной Европе.      Самым  выдающимся  произведением  литературы  Киевской  Руси  является знаменитое «Слово о полку Игореве». В нем повествуется  о  неудачном  походе князей во главе с  новгород-северским  князем  Игорем  Святославичем  против половцев в 1185 г.       «Слово о полку Игореве» — произведение общерусское, в нем нет  местных черт. Оно  свидетельствует  о  высоком  патриотизме  его  автора,  сумевшего подняться над узостью  интересов  своего  княжества  до  высоты  общерусских интересов.      Это светское  произведение,  в  нем  отсутствуют  церковная  риторика, христианские  символы  и  понятия.  Оно  тесно  связано  с  устным  народным творчеством, что проявляется в поэтическом одушевлении  природы,  в  широком использовании языческой символики и образов  языческой  мифологии,  типичных для фольклора форм (например, плача) и художественных  средств. 

В целом искусство Киевской Руси явилось фундаментом для дальнейшего развития региональных школ и создания в последующем общерусского художественного стиля.

После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу:cherenova. [email protected]

Основные события X века



Основные события X века

900-999 гг.

ХРОНОС. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Основные события X века

Русь | Англия | Испания | Польша | Византия | Китай |

 

Основные события IX века

907.

См. также Флодоард. Анналы

907.Олег предпринял комбинированный с суши с моря (2000 ладей) на Константинополь. Заключен торговый договор с Византией: русские купцы, вывозящие мед, меха и рабов, освобождены от всяких пошлин, проживают в предместьях Константинополя и получают ежемесячное жалование.
907.Кидани (племя монгольской группы) завоевало Северный Китай (государство Ляо) и начало там править (до 1123 г).
909.На Ближнем Востоке началось правление династии халифов-исмаилитов Фатимидов (909 — 1171) . Вели свое происхождение от Фатимы (дочери Мухаммеда). Государство Фатимидов основано в Тунисе. К середине Х в. Фатимиды подчинили всю Северную Африку и Сицилию, в 969 завоевали Египет, в начале XI в. — Сирию.
911.Французский король Карл III Простоватый уступил норманнам территорию Нормандии. В том же году  завладел Лотарингией.
911.Началось правление Конрада I Франконского (911 — 918), короля Германии. При нем вспыхнул открытый конфликт между королевской властью и племенными герцогами, закончившийся поражением короля.
911.Второй торговый договор с Византией, а также договор о ненападении.
912.Началось княжение Игоря (912 — 945).
915.Первый поход печенегов в Русскую землю. Заключение с ними мира.
919.Началось правление германского короля Генриха I (919 — 936), основателя Саксонской династии. Путем уступок ликвидировал мятежи герцогов Швабии и Баварии. 
921-924.Новые вторжения в Италию венгров.
923.Французский король Карл III Простоватый был захвачен знатью, лишен власти и далее пребывал в заключении. Новым королем был избран Радульф (правил в 923—936 гг.)
925.Германский король Генрих I присоединил Лотарингию, начал захват земель полабских славян. 
925.В результате объединения хорватских племен возникло королевство Хорватия.  
933Венгры вторглись на земли восточных франков, в Галлию, в Италию, а затем вернулись на Средний Дунай.
933.Германский король Генрих I одержал крупную победу над венграми 
935.Возникло государство Коре, объединившее под своей властью весь Корейский полуостров
936.Началось правление германского короля Оттона I (936 — 973), с 962 — императора «Священной Римской империи». Основал империю, завоевав Северную Среднюю Италию. Укрепил королевскую власть, подчиняя герцогов и опираясь на епископов и аббатов.
955.Германский король и император Оттон I (936 — 973) нанес сокрушительное поражение венграм при Лехе (955), после чего их набеги на Германию прекратились.
941.Неудачный поход Игоря на Константинополь: русская флотилия уничтожена «греческим огнем».
943.Победоносный поход князя Игоря по прикаспийским областям Закавказья.
944.Новый договор с Византией лишает русских купцов беспошлинной торговли. Русские обязуются оказывать военную помощь в охране Херсонеса и в противодействии болгарам.
945.Князь Игорь убит древлянами из-за повышения дани. Править Киевом начала Великая княгиня Ольга, его вдова.
946.Поход Ольги в Древлянскую землю.
951.Первый поход Оттона I в Северную Италию.
957.Поездка Ольги в Константинополь (посольство из 22 купцов). Ее крещение императором Константином VII Багрянородным.
957.Начало княжения Святослава (957 — 972 гг).
959.Ольга отправила послов во Франкфурт-на Майне к Оттону I с целью установления торговых отношений.
960.В Северном Китае начала править императорская династия Сун. Просуществовала до монгольского завоевания в 1279 г.
961-962.Второй поход Оттона I в Италию, его коронование императорской короной. Образование «Священной Римской империи». 
961Взятие Хандаки (с 13 июля 960 г. по 7 марта 961 г.) О. Крит опять отвоеван Византией.
961.В Киеве появился монах Адальберт, посланный Оттоном I с целью распространения католичества.
961.Варяжская знать Киева выступила против христианизации. Ольга уступила всю власть сыну Святославу.
962.Возникла «Священная Римская империя» во главе с германским императором, включавшая в свой состав помимо Германии Северную и значительную часть Средней Италии, некоторые славянские земли, а также часть Южной и Юго-Восточной Франции.
963.Святослав совершает походы на хазар. Берет город Саркел и укреп линя на Северном Кавказе и на Кубани. Подчиняет себе Тмутараканской княжество и вятичей — последнее из славянских племен, платившее дань хазарам.
965.Святослав совершает поход на волжских болгар, разграбляет столицу Булгар
965.Хазария была разгромлена, Итиль разрушен, завоеваны ясы и касоги.
967.По просьбе императора Никиформа ФокиСвятослав совершил поход на Дунай в Болгарию ( с 967 по 969 г.), овладел столицей и пленил кагана Бориса. Святослав переносит свою ставку (столицу) в Переяславец на Дунае.
967.Киев осадили печенеги.
967-971.Третий поход Оттона I в Италию
969.Умерла княгиня Ольга. Святослав посадил своего сына Ярополка в Киеве, Владимира — в Новгороде, а Олега — в земле древлян.
970.Святослав начал борьбу с Византией за Болгарию (с 970 по 971 г). Занял и разграбил окрестности Константинополя, но терпит поражение и покидает Балканы.
970.В ходе русско-византийской войны 970-971 гг. во Фракии произошла Аркадиопольская битва между русским войском под командованием киевского князя Святослава (до 30 тыс. чел.) и византийской армией
971.04.23Начались бои между русами и византийским войском возле Доростола (см. Битва при Доростоле). Святослав укрылся за стенами крепости, совершая оттуда вылазки. В итоге, 22 июля Иоанн I Цимисхий вынудил Святослава покинуть Подунавье.
971.Святослав заключил с греками договор, возобновляющий статьи договора 944 г.
972.По пути в Киев Святослав был убит печенегами. В Киеве начал править сего старший сын Ярополк.
973.Послы Ярополка отправились к Оттону I в Верхнюю Саксонию.
973.Началось правление императора «Священной Римской империи» Оттона II (973 — 983).
976.Император «Священной Римской империи» Оттона II подавил мятеж герцога Баварского.
976.Блатенское княжество (Словения) включено в состав Великой Каранжатии.
976.Началось правление византийского императора Василия II «Болгаробойцы»(976 — 1025). Подавил восстания малоазийской знати 976-979 и 987-989. 
977.Между сыновьями Святослава разгорается борьба за престол: Олег погиб, Владимир бежал в Скандинавию, где получил убежище у Олафа Тругвассона.
979.Владимир вернулся в Киев с наемной варяжской дружиной и убил своего брата Ярополка.
980.Началось княжение Владимира I Святославовича Святого (с 980 по 1015 г)
980.Владимир реформировал язычество, выделив единый культ (прообраз монотеизма).
981.Поход на вятичей и обложение их данью. Столкновение с Польшей. Завоевание Владимиром Червенской Руси с городами Червен и Перемышль.
981-982.Поход Оттона II в Италию, его поражение в Калабрии. 
982.Император «Священной Римской империи» Оттона II пытался захватить Южную Италию, но потерпел поражение от арабов. Погиб в сражении (983).
983.Поход Владимира против литовского племени ятвягов и овладение речными путями по Неману, Бугу и Висле в направлении Балтийского моря.
985.Поход Владимира против волжских болгар, подписание договора о мире и торговле с болгарами (а через них — с арабами).
985.После похода на болгар Владимир установил идолов на киевских холмах и совершил жертвоприношение Перуну.
987.Владимир вступил в союз с Византией. Он обязуется помочь в подавлении восстания Варды Фоки и Варды Склира в Малой Азии, за что требует в жены Анну, сестру императора Василия II.
987.Началось правление французского короля Гуго Капета (987 — 996). Основатель династии Капетингов, правившей Францией до 1792.
988.01.(или в конце 987 г) Владимир вступил в брак с греческой царевной Анной и принял христианство (таково было уловие брака).
988.Русская флотилия направлена в Константинополь (для помощи). Произошло массовое крещение киевлян. Митрополитом киевским, видимо, стал грек Феофилакт. Началось рапространение христианства на Руси. (См. подшивку материалов Крещение Руси)
988. 12Владимир осадил византийский город Херсонес (Корсунь) и захватил (видимо, уже в январе 989 г) его благодаря предательству местного епископа. Это была угроза с требованием отпустить Анну на Русь.
989.Поражение у Хризополя и победа при Абидоне над Вардой Фокой. Вступление в брак Анны с Владимиром.
990.В Киеве началось (с 990 по 996 гг) строительство  церкви Успения Богородицы (десятинной церкви).
992.В Киеве вспыхнуло восстание из-за принятия христианства.
992.Столкновение с войсками печенегов (с 992 по 997 гг. нападения происходили многократно, но были отбиты).
995.Византийский император Василий II «Болгаробойца» совершил успешный поход в Сирию против фатимидов, захватил часть грузинских и армянских земель.
996.Поход Оттона III в Италию.
996.Торжественное открытие Владимиром церкви Успения Богородицы. Священники в нее прибыли из Корсуни. Туда захоронили прах княгини Ольги (бабки Владимира).
997.Началось правление венгерского князя (с 1000 — первого короля Венгрии) Иштвана I Святого (997 — 1038). Уничтожил племенное деление страны, введя административно-территориальные округа — королевские комитаты. Ввел христианство в Венгерском королевстве.
998.Еще один поход Оттона III в Италию.
998.Началось правление Махмуда Газневи (998 — 1030) в Газневидском государстве. Период наибольшего могущества государства Газневидов — в него входят территории современного Афганистана, ряд областей Ирана. Средней Азии. Индии.
 

См. также Флодоард. Анналы

 

Основные события XI века

 

 

Карты:

Максимальное распространение славянских народов к 900 г., и земли, заселенные венграми

Халифат Фатимидов X-XII вв

Византия в IX-XI веках

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Хронология: русская культура, часть I

Обновлено 7 марта 2022 г. | Дэвид Джонсон

 

 

 

888 1036 1300 1411 1505 1655 Далее: Петровская революция

 

 

 

888-889

Монахи Кирилл и Мефодий разрабатывают письменный славянский алфавит, называемый кириллицей; рождение разговорного диалекта, церковнославянского.

Топ

988-989

Владимир I принимает православие; поручает византийским мастерам строить церкви, украшать их мозаикой и религиозным искусством; Зарождение русской иконописи.

Топ

996

Десятинная церковь, первая каменная церковь на Руси

Топ

996

Русская правда , первое письменное собрание русского права, составленное при Ярославе Мудром, великом князе киевском

Топ

1116

Сильвестр, монах, пишет Первичную летопись , изложив 400-летнюю историю России

Топ

Около

1150

Собор Святой Софии, перестроенный в Новгороде с ранним образцом купола в форме луковицы

Топ

Около

1187

Песня о полку Игореве , анонимная былина на князя Игоря; шедевр ранней русской литературы

Топ

До

1300

Резные бревенчатые церкви, деревянные дома в стиле шале – образец самобытного русского стиля

Топ

1378

Преображенская церковь в Новгороде, украшенная лучшими образцами иконописи

Топ

Около

1390

Спасающиеся от монгольских полчищ крымские переселенцы привозят в Россию водку

Топ

1411

Величайший иконописец Андрей Рублев завершает Ветхозаветную Троицу (сейчас в Третьяковской галерее, Москва), официальную модель церкви для иконописи

Топ

1487-1491

Иван III (Великий) строит Грановитую палату, первый большой кремлевский дворец; религиозные лидеры провозглашают Москву «третьим Римом»; наследник Рима, Константинополь

Топ

1505-1509

Михайловский собор, Москва, выдающийся образец итальянского Высокого Возрождения

Топ

 

1555-1560

Иван IV (Грозный) строит собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве; расписные луковичные купола стали символом России, воплощением русско-византийской архитектуры

Топ

1563

Иван IV заказывает первую типографию в Россию

Топ

1655-1656

Патриарх Никон спонсирует радикальные реформы, увеличивает власть патриарха, сокращает славянские обычаи, поддерживает греческий классицизм

Топ

Около

1675

Протоиерей Аввакум пишет автобиографию, выступает против Никона

Топ

 

 

Далее: Петровская революция и последствия

. com/spot/russiatime5.html

Источники +

Наши общие источники

  • Хронология: ранняя русская история
  • Как проходят президентские выборы в США

  • День святого Валентина

  • Текущие события на этой неделе: февраль 2023

  • Знаменитые истории любви в истории

  • Путеводитель по изобретениям и открытиям От адреналина до застежки-молнии

  • Афроамериканские изобретатели

Владимир Великий, «Солнце лучистое» Украины-Руси

К 990-летию со дня его смерти

26 июля, 00:00

Поделиться:

Эта статья об одном из самых известных правителей Киевской Руси. Родившийся в 948 году, князь Владимир Святославич был младшим из трех сыновей киевского князя Святослава Игоревича Храброго и младшим внуком киевской княгини Ольги Премудрой. Когда княгиня Ольга умерла в 9 г.69 г. Святослав решил поставить своих сыновей правителями различных земель в своем государстве, Украине-Руси. Оставив старшего сына Ярополка в Киеве, он отправил среднего сына Олега в Овруч, в землю древлян, а младшего сына Владимира в Новгород по просьбе послов этого города. Сам князь отправился в Переяславец, центр ранее завоеванных им болгарских земель. Поскольку его сыновья были еще молоды, Святослав поручил двум своим верным воеводам, Добрыне и Свенельду, помогать Владимиру и Ярополку соответственно.

Как записал летописец Нестор, не успел князь Святослав испустить дух, как между братьями вспыхнула междоусобица. Сначала произошла ссора между Ярополком и Олегом из-за того, что последний убил сына Свенельда Люта, вторгшегося на землю древлян во время лесной охоты. Убитый горем Свенельд стал уговаривать Ярополка, человека мягкого и податливого, отомстить Олегу, напав на него и захватив его землю. В 977 году Ярополк выступил против Олега, их войска вступили в бой под Овручем, и воины Олега стали отступать к городу. На мосту перед крепостной стеной возникла давка. Охваченные паникой люди столкнули Олега и часть его отряда в наполненный водой ров, где они утонули. Как только князь Владимир Новгородский узнал о походе Ярополка на Овруч и смерти Олега, он отправился в Скандинавию, чтобы усилить свои войска варягами, оставив Новгород Ярополку, который правил очень недолго. Собрав большое варяжское войско, Владимир отбил Новгород, а затем, в 9 г.В 80 г. он захватил Киев и стал самодержавным правителем огромного Киевского государства, именуемого теперь Украиной-Русью.

ВЛАДИМИР ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕ ЗЕМЛИ УКРАИНСКИЕ

Продолжая прежнюю политику киевских князей по объединению славянских земель под властью Киева, Владимир вел войны в 981-993 гг. централизованное Киевское государство. Именно в это время Украина-Русь окончательно обозначила и укрепила свои границы, которые в целом совпадали с этническими границами восточных славян. Владимир фактически начал консолидацию Киевского государства в 981 г. , когда он подавил восстание вятичей и обложил их «пахарской данью». В 982 году Владимир снова пошел войной на вятичей, которых разгромил. Задолго до этого Владимир присоединил к себе Полоцкую землю, когда воевал с Ярополком. В 981 году он завоевал западные великоморавские города Перемышль, Червень, Волынь и другие, населенные дулибами и белыми хорватами. У литовцев Владимир в 983 году отвоевал земли, прилегающие к реке Буг, и построил город, который назвал Владимир-Волынский. В 984 Владимир выступил против восставших радимичей и разбил их на реке Пищане. Он налагал на них дань, которую, согласно летописи XII века, «они до сих пор приносят».

Не столь успешным был поход Владимира на восток в 985 г. против волжских булгар: киевскому князю не удалось заставить их платить ему дань, поэтому ему пришлось ограничиться заключением с ними мирного договора. Объединив таким образом все украинские земли в унитарное государство, князь Владимир обеспечил их безопасность от иноземных посягательств. В то время территория Украины-Руси составляла 800 000 кв. км. и простиралась на север до Чуди, Ладожского и Онежского озер, на юг до рек Дон, Рось, Сула и Южный Буг, на восток до долины между Окой и Волгой и на запад до Днестра, Карпат, р. Западный Буг, Неман и Западная Двина. Другими словами, древняя Украина-Русь стала крупнейшим государством Европы.

Владимир Великий жил в мире с соседними народами и государствами, такими как поляки, греки, болгары, чехи, мадьяры. Единственной его головной болью были печенеги, которые совершали частые набеги на украинские земли, стирая с лица земли целые села и города.

БОРЬБА ВЛАДИМИРА С ПЕЧЕНЕГАМИ

Помимо военных походов с целью объединения государства, Владимиру приходилось вести непримиримую борьбу с печенегами, полудиким кочевым народом тюркского происхождения. Они жили в украинских степях более пятидесяти лет и часто приближались к Киеву. Летописец Нестор писал, что война с ними была «нескончаемой». Чтобы остановить натиск врага, Владимир начал строить города и укрепления по обоим берегам Днепра, Остры, Десны и Ирпени, а также в Левобережной Руси у рек Сулы, Трубижа и Сейма. В критических точках линии обороны были построены города-крепости с высокими валами между ними, протянувшимися на несколько десятков миль. Эти фортификационные мероприятия способствовали отражению атак противника и позволили Владимиру вести более эффективную борьбу с печенегами. Летописец отмечает, что печенежские войны 990, 992 (два), 996, 997, 1001 и 1004 годы принесли воинскую славу киевскому князю. Эти сражения являются предметом многих рассказов и былин (народных эпических поэм). Вот рассказ об одном из сражений 992 года.

Когда печенеги подошли к Киеву, они увидели могучую силу во главе с Владимиром. Вождь печенегов сказал ему: «Пусть один из твоих воинов и один из моих выйдут и поборются. Если ваши превзойдут мои, мы три года не будем воевать, а если наши возьмут верх, мы будем грабить вашу землю целых три года». Добровольцев среди войска Владимира сначала не было, а печенеги выставили очень высокого и свирепого вида великана. Когда князь снова обратился к своим воинам, к князю подошел старик и сказал: «Князь мой! Я приехал сюда на войну вместе с четырьмя сыновьями, а мой пятый, младший, остался дома. С тех пор, как он был ребенком, не было мужчины, который мог бы одолеть его». Князь обрадовался и послал за силачом по имени Кирилл Кожумяка. Когда он прибыл, он попросил принца привести большого, сильного быка, чтобы испытать его. Подгоняя раскаленным железом, быка выпустили на свободу. Когда она пробежала мимо Кирилла, он поймал ее рукой за бок и оторвал кусок плоти. Когда Владимир увидел это, он сказал: «Можно воевать с печенегами». Наутро два борца подошли к условленному месту между противоборствующими отрядами, вцепились друг в друга и начали борьбу. После одного результативного захвата Кирилл так сильно сжал печенега, что кости его треснули, и он упал замертво. Увидев это, печенеги убежали в степь, и Владимиру не пришлось воевать с ними следующие три года. Но в 995 печенеги продвинулись к предместью Киева Васильеву (ныне Васильков). Владимир с небольшим отрядом воинов вступил с ними в бой и, не разгромив их, вынужден был отступить.

В 997 году Владимир отправился в Новгород, чтобы подкрепить и пополнить свои войска для новых сражений с печенегами. Узнав, что князя нет в Киеве, печенеги напали и разбили лагерь под Белгородом. Осажденный город вскоре поразил голод, и сначала его жители решили сдаться. Но некий мудрый старец предложил обмануть печенегов, заставив их поверить в то, что «сама земля в городе производит пищу, и жители могут выдержать даже десятилетнюю осаду». Увидев это, вожди печенегов сильно удивились и приказали своим воинам разбить лагерь и уйти. Описывая эти события, Нестор ни разу не упоминал о набегах печенегов на Украину-Русь до самой смерти Владимира Святославича в 1015 г.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ ВЛАДИМИРА

Завершающий этап формирования государства Украина-Русь означал, что Владимиру предстояло провести ряд далеко идущих социальных реформ, направленных на консолидацию страны, важнейшей из которых было введение христианства на Украине-Руси.

Этому предшествовали следующие исторические и политические события. Во-первых, христианское влияние приближалось к границам Владимирского государства со второй половины IX в. X век: христианство было принято Болгарией в 864 г., Чехией и Моравией в 928–935 гг. и Польшей в 962–992 гг. Князь Владимир понимал, что его государство может стать полноценным членом европейского сообщества только в том случае, если оно примет христианство. Во-вторых, Владимир прекрасно знал, что киевский князь Аскольд принял христианство в 862 году, а бабушка Владимира, княгиня Ольга, была крещена в Константинополе в 955 году. Таким образом, совокупность политических и психологических предпосылок убедила Владимира в необходимости и целесообразности принятия христианства. Он только ждал подходящего момента, который вскоре представился. Вот рассказ летописца об этом событии.

Вернувшись из успешного похода против ятвягов, Владимир решил принести человеческую жертву языческому богу Перуну. Жребий выпал на сына христианина-варяга. Он отказался отдать своего сына и во всеуслышание заявил, что языческие боги созданы людьми и не являются подлинными, а единственный истинный Бог — это тот, которому поклоняются греки. Разъяренная толпа язычников убила и отца, и сына. После этого Владимир окончательно решил принять христианскую веру. Однако признаваться в своих ошибках перед греками и просить византийских императоров о крещении князь считал унизительным: он хотел «завоевать» веру Христову и принять ее победителем. После того как византийские императоры обманули Владимира и отказались выдать за него свою сестру царевну Анну, князь собрал большое войско и двинулся на греческую колонию Корсунь (Херсонес) в Крыму. Захватив город, Владимир отправил императорам Василию и Константину послание, в котором еще раз просил руки Анны. В случае отказа он пригрозил походом на Константинополь, столицу Византийской империи. Императоры согласились при условии, что он примет христианство. Владимир согласился и крестился в Корсуни, в храме Василия Блаженного, вместе со многими своими воинами. После крещения Владимир женился на Анне и вернул Корсунь грекам. Все это произошло в 988.

Вернувшись в Киев, Владимир принялся крестить свой народ. Летописец сообщает, что для совершения крещения в Киев были приглашены греческий митрополит и несколько священников. В назначенное время киевляне подошли к берегу Днепра, где увидели Владимира и греческих священников. Таинство крещения совершалось в реке, матери держали на руках младенцев. После крещения Владимир приказал бросить всех языческих идолов в Днепр. Когда Украина-Русь стала христианским государством, расцвели наука и образование, и ученые монахи стали писать историю Украины-Руси. Поэтому сведений о Владимире Великом больше, чем о его предшественниках Олеге, Игоре, Ольге и Святославе. В том же году 988 г. были открыты первые школы и построена церковь в Киеве, названная во имя св. Василия (при крещении князь получил украинское имя Василий). Владимир пригласил в Киев византийских зодчих, которые в 989-996 годах построили собор Пресвятой Богородицы. Князь жертвовал на строительство десятую часть своего дохода — отсюда и другое название церкви — Десятинная церковь.

Как указывает летописец, характер Владимира претерпел серьезные изменения после его крещения. Он стал благочестивым и любящим человеком, раздавал щедрую милостыню, строил школы и церкви — он стал отцом для своих подданных в самом прекрасном смысле этого слова. Он помогал бедным, старикам, инвалидам, сиротам и вдовам. Недаром его называли ласковым отцом и «Сияющим солнцем». За свою долгую жизнь Владимир 35 лет эффективно и авторитетно управлял государством, осуществляя далеко идущие и действенные административные, территориальные и военные реформы. Он скончался 15 июля 1015 года в селе Берестов под Киевом и был похоронен в Десятинной церкви, а позже канонизирован и удостоен звания «равноапостольного». Как писал Михаил Грушевский: «Времена Владимира Святого, или Великого, были кульминацией процесса строительства, завершением, так сказать, механической эволюции в процессе становления древнерусского, киевского государства».

Сегодня, спустя почти 1000 лет после смерти князя, огромное историческое значение его эпохи и тех реформ, которые ему удалось провести за время своего 35-летнего правления Киевским государством (980-1015 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *