Аалто ваза – Ваза Аалто, или Волна, или Savoy – Легенда и вдохновение дизайнеров ХХ века

Содержание

Ваза Аалто — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 января 2016; проверки требуют 36 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 января 2016; проверки требуют 36 правок.

Ваза Аалто (фин. Aalto-maljakko, известна также под названием «Савой») — стеклянная ваза, оригинальный дизайн которой был разработан Алваром Аалто и его женой Айно в 1936 году для конкурса дизайнеров стекла, организованного фабриками Karhula и Iittala. Ваза использовалась в числе других предметов для оформления ресторана «Савой» (Хельсинки)[1]. Ваза Аалто — один из самых узнаваемых предметов финского и, шире, скандинавского дизайна.

Ваза имеет асимметричную волнообразную обтекаемую форму и изготовляется из прозрачного или цветного стекла. Очертания вазы ассоциируются с изгибами береговой линии, волной (ср. фин.

aalto «волна»), облаком, складками одежды, очертаниями острова. Высота оригинальной вазы составляла 14 см, но сегодня размеры варьируют в широком диапазоне. Многообразие размеров позволяет использовать вазу в качестве подноса, ёмкости для фруктов, как предмет интерьера и как самостоятельный арт-объект.

Для конкурса стекольного дизайна Аалто сделал серию набросков в смелой, напоминающей кубистические натюрморты манере, среди которых был и эскиз вазы под условным названием «Кожаные штаны эскимоски» (швед. Eskimåkvinnans skinnbyxa). Десять из этих скетчей были воплощены в серию интерьерных объектов — от небольшого блюда до вазы высотою в метр. Ваза экспонировалась в 1937 году в павильоне Финляндии на Всемирной выставке в Париже[2].

Появление вазы Аалто связано с установлением в XX веке нового значения объекта в бытовом пространстве[3]. Помимо декоративного и функционального значения предмет в повседневном контексте приобретает черты концептуального или абстрактного произведения искусства. Эта триада функции, идеи и новой формы существенно меняет его смысл и режим восприятия

[4]. Ваза Аалто является одним из примеров выражения этой идеи в рамках интернационального стиля и в искусстве модернизма[5].

С 1937 года ваза Аалто находится в серийном производстве. Изначально производилась на стеклодувной фабрике Karhula. Сегодня производится в разном цветовом и размерном исполнении компанией Iittala. До сих пор ваза изготавливается вручную. В процессе работы каждый предмет проходит двенадцать этапов обработки и требует участия семи мастеров. На изготовление каждого объекта требуется около 30 часов[2]. Вазы производятся по стандартной технологии, но благодаря ручной работе каждый экземпляр обладает своими уникальными особенностями.

  1. ↑ Aav M, Viljanen E. Iittala 125 Years Of Finnish Glass. Designmuseo. Arnold, Stuttgart 2006
  2. 1 2 Koivisto K., Korvenmaa P. Glass from Finland in the Bischofberger Collection. Milano: Skira, 2015.
  3. ↑ Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
  4. ↑ Korvenmaa P., Treib M. Alvar Aalto: Between Humanism and Materialism. New York: The Museum of Modern Art, 2002.
  5. ↑ Малич К. Этот модернизм — великий искуситель // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 11-32
  • Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
  • Кивилинна Х. Золотой век финского дизайна // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 45-54
  • Малич К. Этот модернизм — великий искуситель // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 11-32
  • Aav M, Viljanen E. Iittala 125 Years Of Finnish Glass. Designmuseo. Arnold, Stuttgart 2006, ISBN 3-89790-250-8
  • Alvar Aalto: The Complete Catalogue of Architecture, Design and Art. Göran Schildt. New York: Rizzoli International, 1994, 317 p. — ISBN 9780847818181
  • Eisenbrand J., Suominen-Kokkonen R,, Pettersson S. Alvar Aalto — Art and the Modern Form. Exhibition Catalogue at Ateneum Art Museum. Helsinki: Ateneum Publications Vol. 93, 2017. — 103 p.
  • Keinänen T., Korvenmaa P., Mikonranta K., Ólafsdóttir A. Alvar Aalto e gli oggetti. Mondadori Electa, 2004. — 255 p. ISBN 9788837025205
  • Koivisto K., Korvenmaa P. Glass from Finland in the Bischofberger Collection. Exhibition Catalogue at Fondazione Giorgio Cini Venezia. Milano: Skira, 2015. — 416 p. ISBN 978-8857227610
  • Korvenmaa P., Treib M. Alvar Aalto: Between Humanism and Materialism. New York: The Museum of Modern Art, 2002. — ISBN 978-0870701078.

Культовый объект: ваза Алвара и Айно Аалто

В далеком 1936 году Алваар Аалто (Alvar Aalto), ставший впоследствии крупнейшей фигурой финской архитектуры и мебельного искусства, разработал для дизайнерского конкурса от стекольных фабрик Karhula и Iittala вазу с ассиметричной формой и плавным силуэтом.

Уже в 1937 году объект был показан на Всемирной выставке в Париже и взят в производство. Сегодня, спустя 82 года, ваза до сих пор выпускается, считается непреложной иконой дизайна, а также воплощает в себе идеи интернационального стиля: объем, баланс и отсутствие декоративных элементов.

Озера Финляндии или «Кожаные штаны эскимоски»

Далеко не все культовые предметы могут похвастаться забавными историями изобретения. У вазы Аалто в бэкграунде есть один странноватый факт. Считается, что уникальная форма является символом природного ландшафта Финляндии с ее бесконечными озерами, болотами и неровными берегами. Также силуэт объекта напоминает облака, волны, лужу на асфальте и складки одежды. Так вот, по одной из версий, финский архитектор для того самого дизайнерского конкурса создал множество карандашных набросков вазы. И один из них был основан на аутентичном национальном наряде под названием «Кожаные штаны эскимоски». 

Знаменитая ваза была придумана совместно с женой дизайнера Айно Аалто (Aino Aalto). Именно она подсказала своему мужу знаменитый изумрудный оттенок. Начиная с момента создания и до настоящих дней, объект все время находился в производстве. Поначалу предмет выпускала фабрика Karhula, позднее эстафету переняла марка Iitala. Сегодня существует целое семейство ваз Alvar Aalto Collection. В него входят вазы разных вариантов размеров, чаши и подносы. Цветовая палитра включает множество оттенков, последним из которых стал глубокий болотно-зеленый. В честь 80-летнего юбилея линия была дополнена подносами и чашами из любимого материала Алвара Аалто — березовой фанеры.

Ваза до сих пор производится вручную из выдувного стекла. На создание одного предмета требуется семь мастеров, 12 этапов и 30 часов работы. Благодаря такому подходу каждый объект получается уникальным, немного не похожим на своих собратьев.

Долгое время ваза была известная под именем Savoy. Объект получил название в честь отеля и ресторана в Хельсинки, над оформлением которого также работал Алвар Аалто в 1937 году. А культовая ваза входила в убранство интерьеров знаменитого заведения.

Ваза Аалто — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ваза Аалто (фин. Aalto-maljakko, известна также под названием «Савой») — стеклянная ваза, оригинальный дизайн которой был разработан Алваром Аалто и его женой Айно в 1936 году для конкурса дизайнеров стекла, организованного фабриками

Karhula и Iittala. Ваза использовалась в числе других предметов для оформления ресторана «Савой» (Хельсинки)[1]. Ваза Аалто — один из самых узнаваемых предметов финского и, шире, скандинавского дизайна.

Описание и использование

Ваза имеет асимметричную волнообразную обтекаемую форму и изготовляется из прозрачного или цветного стекла. Очертания вазы ассоциируются с изгибами береговой линии, волной (ср. фин. aalto «волна»), облаком, складками одежды, очертаниями острова. Высота оригинальной вазы составляла 14 см, но сегодня размеры варьируют в широком диапазоне. Многообразие размеров позволяет использовать вазу в качестве подноса, ёмкости для фруктов, как предмет интерьера и как самостоятельный арт-объект.

История

Для конкурса стекольного дизайна Аалто сделал серию набросков в смелой, напоминающей кубистические натюрморты манере, среди которых был и эскиз вазы под условным названием «Кожаные штаны эскимоски» (швед. Eskimåkvinnans skinnbyxa). Десять из этих скетчей были воплощены в серию интерьерных объектов — от небольшого блюда до вазы высотою в метр. Ваза экспонировалась в 1937 году в павильоне Финляндии на Всемирной выставке в Париже

[2].

Ваза Аалто и идея объекта

Появление вазы Аалто связано с установлением в XX веке нового значения объекта в бытовом пространстве[3]. Помимо декоративного и функционального значения предмет в повседневном контексте приобретает черты концептуального или абстрактного произведения искусства. Эта триада функции, идеи и новой формы существенно меняет его смысл и режим восприятия[4]. Ваза Аалто является одним из примеров выражения этой идеи в рамках интернационального стиля и в искусстве модернизма[5].

Производство

С 1937 года ваза Аалто находится в серийном производстве. Изначально производилась на стеклодувной фабрике Karhula. Сегодня производится в разном цветовом и размерном исполнении компанией

Iittala. До сих пор ваза изготавливается вручную. В процессе работы каждый предмет проходит двенадцать этапов обработки и требует участия семи мастеров. На изготовление каждого объекта требуется около 30 часов[2]. Вазы производятся по стандартной технологии, но благодаря ручной работе каждый экземпляр обладает своими уникальными особенностями.

Примечания

  1. ↑ Aav M, Viljanen E. Iittala 125 Years Of Finnish Glass. Designmuseo. Arnold, Stuttgart 2006
  2. 1 2 Koivisto K., Korvenmaa P. Glass from Finland in the Bischofberger Collection. Milano: Skira, 2015.
  3. ↑ Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
  4. ↑ Korvenmaa P., Treib M. Alvar Aalto: Between Humanism and Materialism. New York: The Museum of Modern Art, 2002.
  5. ↑ Малич К. Этот модернизм — великий искуситель // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 11-32

Литература

  • Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
  • Кивилинна Х. Золотой век финского дизайна // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 45-54
  • Малич К. Этот модернизм — великий искуситель // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 11-32
  • Aav M, Viljanen E. Iittala 125 Years Of Finnish Glass. Designmuseo. Arnold, Stuttgart 2006, ISBN 3-89790-250-8
  • Alvar Aalto: The Complete Catalogue of Architecture, Design and Art. Göran Schildt. New York: Rizzoli International, 1994, 317 p. — ISBN 9780847818181
  • Eisenbrand J., Suominen-Kokkonen R,, Pettersson S. Alvar Aalto — Art and the Modern Form. Exhibition Catalogue at Ateneum Art Museum. Helsinki: Ateneum Publications Vol. 93, 2017. — 103 p.
  • Keinänen T., Korvenmaa P., Mikonranta K., Ólafsdóttir A. Alvar Aalto e gli oggetti. Mondadori Electa, 2004. — 255 p. ISBN 9788837025205
  • Koivisto K., Korvenmaa P. Glass from Finland in the Bischofberger Collection. Exhibition Catalogue at Fondazione Giorgio Cini Venezia. Milano: Skira, 2015. — 416 p. ISBN 978-8857227610
  • Korvenmaa P., Treib M. Alvar Aalto: Between Humanism and Materialism. New York: The Museum of Modern Art, 2002. — ISBN 978-0870701078.

Источники

самый известный финский архитектор • Интерьер+Дизайн

Алвар Аалто (Alvar Aalto, 3.02.1898 — 11.05.1976) — великий финский архитектор и дизайнер. Спроектированные им здания вошли в архитектурные учебники и энциклопедии, основанная им компания Artek до сих пор с успехом продает его мебель.

За 78 лет своей жизни Алвар Аалто построил множество общественных и частных зданий в Европе, США, и даже в Ираке. По всей Финляндии, от Хельсинки до маленького городка Алаярви, где жили его родители, стоят его университеты, библиотеки, музеи, театры, культурные центры, офисы, школы и церкви. С 1963 по 1968 гг он был президентом Финской Академии, в 1957-м был избран почетным членом Американской Академии искусств и наук, стал лауреатом престижных архитектурных наград: золотой медали Королевского института британских архитекторов (RIBA) и золотой медали Американского института архитекторов (AIA).

+ По теме: Паулу Мендес да Роша: золотая медаль RIBA

Городская библиотека в Выборге. 1935.

Нам повезло: одна из его наиболее значимых построек находится в Выборге, под Петербургом. Три года назад библиотека, созданная Алваром Аалто в 1935 году, была торжественно открыта после многолетней реставрации, которую проводили российские и финские специалисты. Теперь это настоящее место паломничества всех, кто неравнодушен к архитектуре модернизма. В 2015-м проект получил высшую награду ЕС за сохранение культурного наследия «Европа Ностра» — так называемый «европейский реставрационный Оскар».  Это один из первых проектов Аалто, где в полную силу проявился его авторский стиль: сочетание функционализма, диктующего строгость форм, и мягкой, плавной органики в интерьерах, плюс эргономика и ориентированность на человека во всем вплоть до мелочей.

Белоснежное здание, состоящее из четких геометрических объемов, с ленточным и панорамным остеклением, с металлическим рейлингом на разноуровневой крыше, как и многие другие здания модернизма, напоминает огромный океанский лайнер. Внутренняя архитектура поражает гармонией и продуманностью деталей — вплоть до размещения стеллажей, кресел и табуретов.

Читальный зал в Выборгской библиотеке после реставрации.

Аалто создал великолепную систему естественного освещения всех помещений. Читальный зал пронизан рассеянным светом, попадающим сюда через 57 круглых зенитных фонарей в потолке. В центре — эффектная двойная лестница со скульптурно изогнутым контуром перил. В актовом зале был восстановлен знаменитый волнообразный акустический потолок, обшитый тонкими деревянными рейками, — деталь, ставшая после выборгской библиотеки одной из визитных карточек Аалто.

Санаторий в Паймио, архивное фото. 1933.

Аалто родился в глубокой финской провинции — наверное, там и научился чувствовать и понимать природу, связь с которой так искусно умел позже передавать в своих постройках. Диплом архитектора он получил в 1921 году в Политехническом университете Хельсинки, но строить начал еще будучи студентом. Первый его проект — дом для родителей в Алаярви, 1918 год. В те годы он придерживался неоклассического стиля. В столице получить заказ для начинающего архитектора было сложно, поэтому Аалто вернулся в провинциальный город Йювяскюля, где учился в лицее, и открыл там бюро. Принимал заказы на частные дома. Из Йювяскюли начал постепенное движение в сторону столицы: сначала перебрался в Турку, и только в 1933-м — в Хельсинки. В Йювяскюле сохранилось около полутора десятков зданий, построенных им еще в 1920-е годы и позже, когда он возвращался сюда уже став всемирно известным. Это, в числе прочего, городской театр, университет и художественный музей, в котором теперь расположился мемориальный музей самого архитектора.

«Задача архитектора — возрождать правильный порядок ценностей… Пытаться очеловечить век механизмов — до сих пор является его первостепенным долгом. Но при этом важно не забывать о форме.»

С конца 1920-х годов Аалто активно включается в мировой архитектурный дискурс — он много ездит по Европе, знакомится с архитекторами и художниками: Ле Корбюзье, Поулом Хеннингсеном, Вальтером Гропиусом, Андре Люрса, Карлом Мозером, Герритом Ритвельдом и пр., — обсуждает с ними их принципы и идеи, вырабатывает свое собственное понимание и постепенно становится одной из ведущих фигур современной архитектуры — как раз в этот период он и строит те два здания, выдвинувших его в первый ряд: библиотеку в Выборге и туберкулезный санаторий в Паймио, в сосновом бору недалеко от Турку. Современников поражали изящные, отточенные контуры этого комплекса и не менее выверенная внутренняя архитектура. 

В санатории все — от архитектуры до мельчайших деталей — должно было способствовать выздоровлению пациентов. Аалто вместе с женой Айно, которая тоже была архитектором, разрабатывает для санатория буквально все — даже раковины и емкости для приема анализов. Особенно успешной оказалась мебель. Кресло Paimio было спроектировано так, чтобы у сидящего в нем максимально раскрывались легкие. Пружинящие кресла и шезлонги из гнутой березовой фанеры, складируемые друг на друга стулья, кожаные диваны, функциональные светильники, мобильные столики-тележки — все эти предметы были спроектированы столь удобными и эргономичными, что позже было налажено их промышленное производство.

Кресло Paimio. 1932. Выпускает Artek.

«Ножка стула — это маленькая сестра архитектурной колонны.»

В начале 1930-х Аалто плотно сотрудничает с финским мебельщиком Отто Корхоненом, они экспериментируют с гнутой березовой фанерой и наконец патентуют технологию производства мебели из нее. Основным запатентованным ими элементом стала ножка-опора L-leg: она была плавно изогнута под углом в 90 градусов. На основе L-leg была создана целая серия кресел, стульев и табуретов, и первым был легендарный табурет Stool 60 с круглым сиденьем на трех опорах — Аалто первоначально использовал его в интерьерах выборгской библиотеки. Потом началось его массовое производство, которое продолжается и в наши дни. Эта одна из наиболее часто подделываемых мебельных моделей. Оригинальных табуретов, произведенных в Финляндии, с 1930-х годов было выпущено более миллиона. Всего же в мире разными производителями было выпущено, по разным данным, до восьми миллионов таких табуретов. С недавних пор Stool 60 — обязательный атрибут всех официальных салонов Apple.

Табуреты Stool 60 в конференц-зале Выборгской библиотеки после реставрации.

В 1935 году Аалто, его жена и еще пара их единомышленников основали компанию Artek, что значило арт+техника, — теперь мебель его дизайна выпускалась под этой маркой. Сегодня это один из ведущих финских дизайн-брендов, владеющий правами на римейки предметов мебели, созданных Аалто и его женой. Помимо мебели Аалто проектировал светильники — тоже под конкретные архитектурные объекты, а в 1936-м, в преддверии всемирной выставки в Париже делает серию стеклянных ваз для мануфактуры Iittala. Ваза, ставшая позже известной под названием Savoy, получила в Париже золотую медаль. Говорили, что в ней Аалто передал очертания одного из финских озер. Ресторан Savoy в Хельсинки, интерьеры которого оформлял Аалто, закупил эти вазы в большом количестве, отсюда и прикрепившееся к ним название. Ресторан, кстати, работает по-прежнему, и вазы Аалто стоят на каждом столе.

Ваза Savoy, Iittala. 1936.

Наибольший успех у мебели Аалто был в Лондоне — здесь продажами занимались местные коммерсанты, и счет шел на тысячи проданных экземпляров, в то время как в самой Финляндии — лишь на десятки. В любом случае, благодаря успеху своей мебели Аалто получил возможность сделать небольшую паузу в архитектурной деятельности, не гоняться за заказами, а спокойно заняться строительством собственного дома в одном из районов Хельсинки, куда он перебрался.

Подсчитано, что за свою карьеру Аалто построил около 75 частных домов, большую часть в первые ее годы, но самым важным для истории архитектуры частным домом стала вилла Майреа на западе страны, в Нормаркку, строительство которой завершилось в 1939-м. Многие историки архитектуры считают ее самым комфортабельным частным домом в истории ХХ века. Во всяком случае, она стоит в одном ряду с самыми знаменитыми модернистскими виллами XX века, такими как вилла Savoy Ле Корбюзье в Пуасси, Tugendhat Миса ван дер Роэ в Брно, Beer Йозефа Франка в Вене, «Над водопадом» Френка Ллойда Райта в Пенсильвании, «Стеклянный дом» Филиппа Джонсона в Коннектикуте, Schroeder Геррита Ритвелда в Утрехте или вилла Е-1027 Эйлин Грей на Лазурном берегу.

Вилла Майреа. 1939.

Заказчиками виллы Майреа были друзья Аалто — строительный магнат Гарри Гуллихсен и его жена Майре. Они дали ему полный карт-бланш: никаких ограничений ни в плане идей, ни в плане финансов. В результате была построена внешне весьма радикальная по тем временам вилла: ничего общего с традиционным поместьем и доминирующим в нем господским домом, к которому привыкли финны, — здание со сдвинутыми горизонтальными «уровнями», беспечно раскинувшееся среди сосен буквой L, с открытым бассейном, с деревянной «башней», где разместилась художественная студия хозяйки, с открытыми террасами, зимним садом внизу и японским садом камней на крыше.

Вилла Майреа. Фрагмент интерьера первого этажа.

На первом этаже все помещения объединены в open space и в то же время обособлены — тонкими колоннами в японском стиле, разным напольным покрытием, разными уровнями пола. Натуральное дерево, белая штукатурка, керамическая плитка, необработанные каменные слэбы, из которых сложены камины, создают уникальное сочетание модернистского и чего-то исконного, архаичного, заставляющего чувствовать себя в уютном, защищенном укрытии. Вилла Майреа сегодня функционирует как музей и открыта для посетителей, но их, к сожалению, очень мало, так как добраться до этих глухих мест не так-то просто.

Алвар Аалто (3.02.1898 — 11.05.1976)

С 1938 года Аалто несколько раз бывает в США: он автор павильона Финляндии на всемирной выставке в Нью-Йорке, он путешествует по стране, знакомится с известными американскими архитекторами, посещает семейство Кауфманнов в их «Доме над водопадом» и уже почти оседает в Массачусетском политехническом университете, получив место профессора, но из-за второй мировой войны уезжает на родину. В 1946 году он вновь в США, преподает, строит общежитие в кампусе Массачусетского Политеха — знаменитый, идущий широкой волной Baker House. Начинается краснокирпичный период в его творчестве. При этом до сих пор он так и не получил ни одного значимого контракта в Хельсинки. И вдруг в 1948 году проект Аалто побеждает в конкурсе на строительство здания пенсионного фонда с столице. Аалто вновь в Финляндии.

Концертный зал Финляндия в Хельсинки. 1967-1971.

Кроме здания Пенсионного фонда он построил в Хельсинки еще несколько других объектов: монументальный и беломраморный Концертный зал «Финляндия», прозванный «айсбергом модернизма» (1967-1971), мощный, похожий на гигантские кирпичные цистерны Дом культуры (1952-1958), Политехнический университет в городе-спутнике Хельсинки Эспоо со ставшей лендмарком аудиторией главного корпуса (1949-1966).

Оперный театр в Эссене, Германия. 1959-1988. 3D модель.

Экспрессивные, рождающие образы здания соседствуют в его послевоенном творчестве с другим типом построек: это прямоугольные функционалистские коробки с большим количеством регулярно расположенных окон, похожие друг на друга как близнецы. Именно такими предстают Здание финской электрической компании (1970), штаб-квартира концерна Stora-Enso 1959, академический книжный магазин в центре города (1969). Внутренняя архитектура его зданий часто бывает еще сложнее и выразительнее, чем внешняя: пересекающиеся плоскости и линии, сталкивающиеся цвета, фактуры и потоки света напоминают пульсирующие внутренней энергией супрематические композиции.

Зал Конгрессов в Хельсинки. Отделка: белый каррарский мрамор. Проект 1967–71 гг. Закончен после смерти архитектора.

Аалто относился к архитектурному творчеству как истинный художник: он не придерживался какого-то одного стиля, ордера, концепции, каждый раз опираясь на рожденный воображением образ, источником вдохновения для него была природа, а конечной целью — гуманизм, служение человеку. 

Ваза Аалто — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ваза Аалто (фин. Aalto-maljakko, известна также под названием «Савой») — стеклянная ваза, оригинальный дизайн которой был разработан Алваром Аалто и его женой Айно в 1936 году для конкурса дизайнеров стекла, организованного фабриками Karhula и Iittala. Ваза использовалась в числе других предметов для оформления ресторана «Савой» (Хельсинки)[1]. Ваза Аалто — один из самых узнаваемых предметов финского и, шире, скандинавского дизайна.

Описание и использование

Ваза имеет асимметричную волнообразную обтекаемую форму и изготовляется из прозрачного или цветного стекла. Очертания вазы ассоциируются с изгибами береговой линии, волной (ср. фин. aalto «волна»), облаком, складками одежды, очертаниями острова. Высота оригинальной вазы составляла 14 см, но сегодня размеры варьируют в широком диапазоне. Многообразие размеров позволяет использовать вазу в качестве подноса, ёмкости для фруктов, как предмет интерьера и как самостоятельный арт-объект.

Видео по теме

История

Для конкурса стекольного дизайна Аалто сделал серию набросков в смелой, напоминающей кубистические натюрморты манере, среди которых был и эскиз вазы под условным названием «Кожаные штаны эскимоски» (швед. Eskimåkvinnans skinnbyxa). Десять из этих скетчей были воплощены в серию интерьерных объектов — от небольшого блюда до вазы высотою в метр. Ваза экспонировалась в 1937 году в павильоне Финляндии на Всемирной выставке в Париже[2].

Ваза Аалто и идея объекта

Появление вазы Аалто связано с установлением в XX веке нового значения объекта в бытовом пространстве[3]. Помимо декоративного и функционального значения предмет в повседневном контексте приобретает черты концептуального или абстрактного произведения искусства. Эта триада функции, идеи и новой формы существенно меняет его смысл и режим восприятия[4]. Ваза Аалто является одним из примеров выражения этой идеи в рамках интернационального стиля и в искусстве модернизма[5].

Производство

С 1937 года ваза Аалто находится в серийном производстве. Изначально производилась на стеклодувной фабрике Karhula. Сегодня производится в разном цветовом и размерном исполнении компанией Iittala. До сих пор ваза изготавливается вручную. В процессе работы каждый предмет проходит двенадцать этапов обработки и требует участия семи мастеров. На выполнение каждого объекта требуется около 30 часов работы[6]. Вазы производятся по стандартной технологии, но благодаря ручной работе каждый экземпляр обладает своими уникальными особенностями.

Примечания

  1. ↑ Aav M, Viljanen E. Iittala 125 Years Of Finnish Glass. Designmuseo. Arnold, Stuttgart 2006
  2. ↑ Koivisto K., Korvenmaa P. Glass from Finland in the Bischofberger Collection. Milano: Skira, 2015.
  3. ↑ Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
  4. ↑ Korvenmaa P., Treib M. Alvar Aalto: Between Humanism and Materialism. New York: The Museum of Modern Art, 2002.
  5. ↑ Малич К. Этот модернизм — великий искуситель // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 11-32
  6. ↑ Koivisto K., Korvenmaa P. Glass from Finland in the Bischofberger Collection. Milano: Skira, 2015.

Литература

  • Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
  • Кивилинна Х. Золотой век финского дизайна // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 45-54
  • Малич К. Этот модернизм — великий искуситель // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 11-32
  • Aav M, Viljanen E. Iittala 125 Years Of Finnish Glass. Designmuseo. Arnold, Stuttgart 2006, ISBN 3-89790-250-8
  • Alvar Aalto: The Complete Catalogue of Architecture, Design and Art. Göran Schildt. New York: Rizzoli International, 1994, 317 p. — ISBN 9780847818181
  • Eisenbrand J., Suominen-Kokkonen R,, Pettersson S. Alvar Aalto — Art and the Modern Form. Exhibition Catalogue at Ateneum Art Museum. Helsinki: Ateneum Publications Vol. 93, 2017. — 103 p.
  • Keinänen T., Korvenmaa P., Mikonranta K., Ólafsdóttir A. Alvar Aalto e gli oggetti. Mondadori Electa, 2004. — 255 p. ISBN 9788837025205
  • Koivisto K., Korvenmaa P. Glass from Finland in the Bischofberger Collection. Exhibition Catalogue at Fondazione Giorgio Cini Venezia. Milano: Skira, 2015. — 416 p. ISBN 978-8857227610
  • Korvenmaa P., Treib M. Alvar Aalto: Between Humanism and Materialism. New York: The Museum of Modern Art, 2002. — ISBN 978-0870701078.

Источники

Ваза Аалто — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ваза Аалто (фин. Aalto-maljakko, известна также под названием «Савой») — стеклянная ваза, оригинальный дизайн которой был разработан Алваром Аалто и его женой Айно в 1936 году для конкурса дизайнеров стекла, организованного фабриками Karhula и Iittala. Ваза использовалась в числе других предметов для оформления ресторана «Савой» (Хельсинки)[1]. Ваза Аалто — один из самых узнаваемых предметов финского и, шире, скандинавского дизайна.

Описание и использование

Ваза имеет асимметричную волнообразную обтекаемую форму и изготовляется из прозрачного или цветного стекла. Очертания вазы ассоциируются с изгибами береговой линии, волной (ср. фин. aalto «волна»), облаком, складками одежды, очертаниями острова. Высота оригинальной вазы составляла 14 см, но сегодня размеры варьируют в широком диапазоне. Многообразие размеров позволяет использовать вазу в качестве подноса, ёмкости для фруктов, как предмет интерьера и как самостоятельный арт-объект.

История

Для конкурса стекольного дизайна Аалто сделал серию набросков в смелой, напоминающей кубистические натюрморты манере, среди которых был и эскиз вазы под условным названием «Кожаные штаны эскимоски» (швед. Eskimåkvinnans skinnbyxa). Десять из этих скетчей были воплощены в серию интерьерных объектов — от небольшого блюда до вазы высотою в метр. Ваза экспонировалась в 1937 году в павильоне Финляндии на Всемирной выставке в Париже[2].

Ваза Аалто и идея объекта

Появление вазы Аалто связано с установлением в XX веке нового значения объекта в бытовом пространстве[3]. Помимо декоративного и функционального значения предмет в повседневном контексте приобретает черты концептуального или абстрактного произведения искусства. Эта триада функции, идеи и новой формы существенно меняет его смысл и режим восприятия[4]. Ваза Аалто является одним из примеров выражения этой идеи в рамках интернационального стиля и в искусстве модернизма[5].

Производство

С 1937 года ваза Аалто находится в серийном производстве. Изначально производилась на стеклодувной фабрике Karhula. Сегодня производится в разном цветовом и размерном исполнении компанией Iittala. До сих пор ваза изготавливается вручную. В процессе работы каждый предмет проходит двенадцать этапов обработки и требует участия семи мастеров. На выполнение каждого объекта требуется около 30 часов работы[6]. Вазы производятся по стандартной технологии, но благодаря ручной работе каждый экземпляр обладает своими уникальными особенностями.

Примечания

  1. ↑ Aav M, Viljanen E. Iittala 125 Years Of Finnish Glass. Designmuseo. Arnold, Stuttgart 2006
  2. ↑ Koivisto K., Korvenmaa P. Glass from Finland in the Bischofberger Collection. Milano: Skira, 2015.
  3. ↑ Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
  4. ↑ Korvenmaa P., Treib M. Alvar Aalto: Between Humanism and Materialism. New York: The Museum of Modern Art, 2002.
  5. ↑ Малич К. Этот модернизм — великий искуситель // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 11-32
  6. ↑ Koivisto K., Korvenmaa P. Glass from Finland in the Bischofberger Collection. Milano: Skira, 2015.

Литература

  • Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
  • Кивилинна Х. Золотой век финского дизайна // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 45-54
  • Малич К. Этот модернизм — великий искуситель // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 11-32
  • Aav M, Viljanen E. Iittala 125 Years Of Finnish Glass. Designmuseo. Arnold, Stuttgart 2006, ISBN 3-89790-250-8
  • Alvar Aalto: The Complete Catalogue of Architecture, Design and Art. Göran Schildt. New York: Rizzoli International, 1994, 317 p. — ISBN 9780847818181
  • Eisenbrand J., Suominen-Kokkonen R,, Pettersson S. Alvar Aalto — Art and the Modern Form. Exhibition Catalogue at Ateneum Art Museum. Helsinki: Ateneum Publications Vol. 93, 2017. — 103 p.
  • Keinänen T., Korvenmaa P., Mikonranta K., Ólafsdóttir A. Alvar Aalto e gli oggetti. Mondadori Electa, 2004. — 255 p. ISBN 9788837025205
  • Koivisto K., Korvenmaa P. Glass from Finland in the Bischofberger Collection. Exhibition Catalogue at Fondazione Giorgio Cini Venezia. Milano: Skira, 2015. — 416 p. ISBN 978-8857227610
  • Korvenmaa P., Treib M. Alvar Aalto: Between Humanism and Materialism. New York: The Museum of Modern Art, 2002. — ISBN 978-0870701078.

Источники

История дизайна: Айно и Алвар Аалто

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 0)Айно и Алвар Аалто
Фото: 
© ALVAR AALTO MUSEUM

Один из отцов и основоположников финского дизайна и скандинавского модернизма в целом Алвар Аалто (Alvar Aalto) закончил Политехнический институт города Гельсингфорса в 1921 году. К моменту окончания учебы он уже успел построить дом для родителей в Алаярви по своему проекту. С Айно (Aino Aalto) он познакомился в 1924 году, когда она пришла работать в его студию — спустя полгода они поженились и с тех пор никогда не расставались, совместно работая над всеми проектами — будь то архитектура, предметный дизайн или дизайн интерьеров — вплоть до самой смерти Айно в 1949 году.

Санаторий «Паймио» (1932)

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 2)Санаторий «Паймио»

Туберкулезный санаторий «Паймио», строительство которого закончилось в 1932 году, — первая серьезная архитектурная работа студии Аалто. Здесь все продумано до мельчайших деталей и следует единой цели: улучшить состояние пациентов с помощью целебного воздуха (пансионат окружен соснами), солнца и активного отдыха. Окна спланированы так, чтобы максимально использовать естественный дневной свет, на каждом из семи этажей корпуса предусмотрены просторные балконы (на них пациенты принимали воздушные ванны, лежа на кроватях), а на самом верху здания — терраса, которая идет вдоль всего корпуса. Всю мебель для этого проекта Алвар и Айно спроектировали сами, включая раковины для палат (из соображений гигиены у каждого пациента была своя), металлические кровати без острых углов, шезлонги, табуретки для переобувания, кресла для зала медитации.

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 4)Зал для медитации и релаксации санатория «Паймио» был укомплектован креслами специальной конструкции, которые позволяли пациентам дышать полной грудью.
Фото: 
© ALVAR AALTO MUSEUM

Туберкулезным больным надлежало проводить несколько часов в полулежащем положении и дышать целебным лесным воздухом в специальном зале. Для него Алвар и Айно разработали специальное кресло особой конструкции, которая позволяла пациентам полулежать-полусидеть, полностью расслабившись, глядеть в потолок и дышать полной грудью. Из 41 оригинальных кресел до наших дней дожило лишь одно, но, к счастью, Paimio Chair было вновь запущено в производство и выпускается сегодня фабрикой Artek — на радость всем ценителям скандинавского дизайна!

Кресло Paimio Chair, дизайн Алвара Аалто, 1932, Artek.Side Table 606, дизайн Айно Аалто, 1932, Artek. По первоначальному замыслу Айно, этот объект служил табуреткой для переобувания больных. Сегодня выпускается как журнальный столик.

Библиотека в выборге (1935)

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 10)Зал абонемента, расположенный в центре здания, не имеет окон. 57 световых фонарей в потолке позволяют летом обходиться без искусственного освещения

Центральная городская библиотека Выборга — единственная постройка финского архитектора на территории России. Конкурс на ее строительство Аалто выиграл еще в 1927 году, но приступить к строительству удалось далеко не сразу: то не было средств, то протестовали местные жители, недовольные стройкой посреди городского парка. В итоге библиотека была достроена и открыта только в 1935 году, зато проект получился поистине революционным для своего времени. Книги на специальном лифте поднимались из хранилища до балкона, где летом можно было читать на свежем воздухе, освещение абонементного зала осуществлялось через специальные световые фонари в потолке, а волнообразный потолок лекционного зала обеспечивал уникальную акустику.

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 11)Табурет, разработанный архитектором для лекционного зала, стал одним из самых культовых дизайн-объектов Алвара Аалто и фирмы Artek
Фото: 
© Artek archive

Мебель для библиотеки Аалто также проектировал сам. Самым известным объектом стал круглый штабелируемый табурет Stool 60 из гнутой березы (1933 г), который выпускается до сих пор маркой Artek в разных версиях. Его главная «фишка» — простота сборки: три ножки крепятся непосредственно к сидению при помощи девяти винтов. Любопытно, что мировую славу эта модель приобрела в своей четырехногой версии благодаря ИКЕА, которая скопировала табурет Аалто и выпустила его из гнутой фанеры. Но сам Аалто версию на четырех ножках не любил (хотя она и есть у Artek), считая ее более банальной и менее органичной.

Табурет Stool 60, дизайн Алвара Аалто, Artek.

Во время Второй Мировой Войны библиотека утратила световые фонари, витражи и знаменитый волнообразный потолок, а в советское время пришла в еще большее запустение. Здание пытались ремонтировать, но это лишь ухудшало положение. Только в 1994 году началась полноценная научная реставрация с привлечением наследников Аалто и с использованием оригинальных чертежей и макетов. Из-за нехватки финансовых средств восстановление растянулось почти на десять лет, наконец, в 2013 году библиотека вновь была открыта для посетителей.

Главный вход в би- блиотеку, 1935.

Экспозиция Финляндии на миланской триеннале (1936)

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 18)Экспозиция Artek на Миланской Триеннале 1936 года, оформленная Айно Аалто, получившей Гран-при выставки.
Фото: 
© Artek archive

Айно закончила Политехнический институт Хельсинки в 1920 году и пришла в студию Аалто уже с дипломом архитектора. Над большинством проектов они работали совместно с мужем, однако известно несколько крупных работ ее авторства, которые внесли не меньший вклад в историю финского дизайна, чем работы Алвара Аалто. В 1936 году Айно оформила стенд Artek на Миланской Триеннале, который был удостоен Гран-при.

Триеннале в Милане 1936 года стала звездным часом для Artek и всего финского дизайна в целом. На этой же выставке Айно получила золотую медаль за коллекцию стекла Aalto Glasses, дизайн которой был навеян кругами, расходящимися по воде, а Алвар Аалто — медаль за кресло Armchair 400 (за свою форму и ножки из гнутой березы, напоминающие гусеницы танка, оно получило второе название Tank). Посуда успешно выпускается маркой iittala, «Танк» стал культовым объектом финского дизайна и продолжает производиться Artek.

Коллекция стеклянной посуды Aino Aalto, дизайн Айно Аалто, 1936, iittala.Кресло Armchair 400 «Танк», дизайн Алвара Аалто, 1936, Artek.

Ресторан отеля «Савой» в Хельсинки (1937)

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 24)Интерьеры ресторана «Савой» в Хельсинки со светильниками A330S, дизайн Алвара Аалто, Artek

«Сегодня в уникальном новом здании на углу южной Эспланады и улицы Касармикату открылся ресторан топ-класса „Савой“, — гласила передовица газеты Helsingin Sanomat от 3 июня 1937 года. — Все свидетельствует о том, что он станет популярным местом встреч для жителей города и туристов». Он разместился на 7-8 этажах бизнес-центра, построенного по проекту архитектора Вальтера Юнга (Valter Jung). Оформления интерьеров ресторана поручили чете Аалто, которые поставили перед собой задачу создать по-домашнему уютное пространство на высоте птичьего полета.

Стены и потолки они обшили любимым материалом — березовым шпоном, а также разработали для этого проекта светильники из цельного листа латуни, форма которых напоминала колокольчик. Сегодня эта модель выпускается Artek в нескольких цветовых решениях. Кстати, недавно финская марка выпустила обновленную версию легендарного «Золотого колокольчика» А330S из цельной латуни с необработанной верхней поверхностью и приятной патиной, которая возникает в процессе естественного окисления. Благодаря отсутствию полировки, внутренняя поверхность латунного светильника дает более мягкий, чем в других версиях, свет.

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 26)Интерьеры ресторана «Савой» в Хельсинки со светильниками A330S, дизайн Алвара Аалто, Artek.История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 27) Подвесной светильник A330S, дизайн Алвара Аалто, Artek.

Кстати, в оформлении интерьеров ресторана использовался и другой культовый объект Алвара и Айно — вазы Aalto Vase в форме волны, — благодаря чему они получили свое второе название Savoy. Эти вазы и сегодня можно увидеть на столах: хозяева гордятся историей и чтут заветы дизайнеров.

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 20)Ваза Alvar Aalto («Savoy»), iittala, 1936

Финский Павильон на всемирной выставке в Париже (1937)

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 28)Павильон Финляндии на выставке в Париже с мебелью Artek по дизайну Айно и Алвара Аалто, 1937
Фото: 
Henry Sarian, © Alvar Aalto Museum

Всемирную выставку в Париже 1937 года называли «Выставкой трех диктатур»: мировые державы демонстрировали не только достижения науки, искусства и промышленности, но и устраивали настоящую демонстрацию силы посредством архитектуры. Павильон СССР венчала статуя «Рабочего и колхозницы» Веры Мухиной, десятиметровый павильон Германии — герб Третьего Рейха, орел со свастикой, перед павильоном Италии стоял «Гений фашизма» Аффортунато Гори (Affortunato Gori).

На фоне этой битвы тоталитарных идей особенно человечным, уютным и «домашним» выглядел павильон Финляндии, спроектированный Алваром Аалто. Он нес в массы совсем другой message — идеи функционального, удобного и демократичного дизайна. Снаружи и внутри было много натурального дерева (вся отделка была изготовлена в Финляндии местными ремесленниками) — любимого материала архитектора.

Artek представил на ЭКСПО 1937 года помимо уже известных объектов новый сервировочный столик с основой из гнутого дерева, плетеной корзиной и столешницей, выложенной керамической плиткой. Дизайн Tea Trolley 900 был навеян английской и восточной чайной традицией, с которыми чета Аальто познакомились во время многочисленных путешествий по свету.

Столик Tea Trolley 900, дизайн Алвара Аалто, 1937, Artek.

Оформлением экспозиции Artek традиционно занималась Айно Аалто, которая всегда с особой любовью относилась к живым растениям в интерьере. Она украсила стенд зеленью в цветочных горшках ручной работы из своего любимого материала — керамики. Айно придумала эти вазы-горшки для их с Алваром дома в Хельсинки, где они стояли на веранде. В 1930-е годы вазы так и не были запущены в серийное производство, а вот сегодня выпускаются Artek.

Цветочный горшок, дизайн Айно Аалто, 1937, Artek.Цветочный горшок, дизайн Айно Аалто, 1937, Artek.

Вилла Майреа (1939)

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 33)Вилла Майреа, дизайн Алвара Аалто, интерьеры оформляла Айно

В 1938 году со-основательница Artek Майре Гуллихсен (Maire Gullichsen) и ее муж Гарри пригласили чету Аалто заняться строительством их загородного дома в местечке Нормаркку, который был закончен в 1939 году. Алвару Аалто дали полный карт-бланш на создание «экспериментального дома» нового типа. В итоге этот проект действительно получился новаторским для своего времени и воплотил в себе основные архитектурные принципы Аалто: удобство, функциональность, красоту. В доме есть открытый бассейн, террасы, сауна, зимний сад и даже японский сад камней на крыше. В деревянной башне располагается студия хозяйки дома. Интерьеры оформила Айно, которая использовала как мебель Artek, так и мебель по своему собственному дизайну, специально созданную для этого проекта.

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 40)Шезлонг для сада, дизайн Айно Аалто для Виллы Майреа. Садовый столик, дизайн Айно и Алвара Аалто, 1938-1939.
Фото: 
© ARTEK ARCHIVE

Павильон Финляндии на ВСемирной торговой выставке в Нью-Йорке (1939)

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 40)Павильон Финляндии на Всемирной торговой выставке в Нью-Йорке, спроектированный Алваро Аалто, 1939.
Фото: 
Henry Sarian, © Alvar Aalto Museum

В конце 1930-х чета Аалто открывает для себя США. Они путешествуют по стране, знакомятся с американскими архитекторами и архитектурой. В 1939 Аалто проектирует павильон Финляндии для Всемирной торговой выставки в Нью-Йорке, который патриарх американской архитектуры Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright) называет коротко и ясно: «работа гения». Из-за финансовых трудностей Финляндия смогла арендовать лишь узкую прямоугольную «коробку», но архитектору удалось максимально оптимизировать внутреннее пространство за счет так называемых «свободных архитектурных форм».

Павильон имел общую высоту 16 метров и был разделен на четыре этажа, каждый из которых был посвящен своей теме в соответствии с главным девизом павильона: Maa, Kansa, Tyoe, Tulos (Страна, Люди, Работа, Товары). При этом все четыре зоны были визуально объединены в одно целое благодаря вертикальным волнообразным панелям из дерева и фанеры, на которых были установлены фотографии с видами Финляндии.

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 41)Внутри павильона Финляндии на Всемирной торговой выставке в Нью-Йорке, 1939.
Фото: 
© ALVAR AALTO MUSEUM

Общежитие MIT в Массачусетсе (1948)

Студенческое общежитие MIT в Массачусетсе, 1948.

После Второй мировой войны Аалто возвращается в США и в 1948 году завершает свой первый крупный проект за рубежом — студенческое общежитие Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology, MIT), где он преподавал в те годы. Здание имеет форму волны, столь любимую архитектором, и выполнено из красного кирпича. Оно тянется вдоль реки, позволяя каждому студенту любоваться из окна красивыми видами.

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 48)Студенческое общежитие MIT в Массачусетсе, 1948.

Уже на первоначальных эскизах все комнаты выходят окнами на юг, но такое расположение не позволяло разместить всех студентов, используя обычную планировку. В результате Аалто много экспериментировал с формами, пока не нашел подходящую, змеевидную , на которой, в конечном итоге и остановил свой выбор. На каждом этаже здания разместилось 43 комнаты 22 разных планировок, которые хоть и были похожи между собой, но все же требовали разных дизайнерских решений и разной встроенной мебели.

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 50)Студенческое общежитие MIT в Массачусетсе, 1948. Так выглядели комнаты, спроектированные Алваром Аалто.История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 51)Студенческое общежитие MIT в Массачусетсе, 1948. Так выглядели комнаты, спроектированные Алваром Аалто.История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 52)Студенческое общежитие MIT в Массачусетсе, 1948. Так выглядели комнаты, спроектированные Алваром Аалто.

Айно Мария Марсио-Аалто умерла 13 января 1949 года, не дожив пары недель до своего 55-летия. Алвар Аалто пережил ее на 27 лет. Оба вошли в историю, как основоположники финского модернизма, определившие развитие скандинавского дизайна и архитектуры на долгие годы.

История дизайна: Айно и Алвар Аалто (фото 54)Изображение Алвара Аалта на 50 финских марок (1986—2002 гг.)

Elle Decoration

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *