Аббат сугерий: Аббат Сугерий • Архитектура, дизайн, жилище
Аббат Сугерий • Архитектура, дизайн, жилище
Цветовая среда городаДля аббата не было сомнений в том, что обычный свет — это данный нам в ощущениях символ умопостигаемого (то есть чувственно не ощутимого) света Божественного, что, попадая под лучи солнца, мы получаем и шанс оказаться в струях Небесного блага. Однако храм не пляж, просто солнечных лучей здесь мало. Энергию светила, чтобы воздействовать на прихожан, надо преобразовать и концентрировать. Прежде всего, для этого как нельзя лучше подходят золото и драгоценные камни, не зря же из них выложены стены Небесного Иерусалима. Сугерий упорно защищал право храма на роскошь, столь яростно оспариваемое святым Бернаром, сторонником идеи обязательного отказа от богатства в монастырях. При аббате Сугерии в Сен-Дени ювелирам всегда находилась работа. Алтарь, распятие на алтаре — все, по мысли настоятеля, должно было сверкать, отражать и излучать, заполнять пространство радостным светом, давая знать о присутствии тут же иных, незримых излучений.
И вовсе не о личном богатстве думал этот монах, когда, пригласив к совместной молитве очередного аристократа, с показным благочестием снимал с руки и жертвовал на украшение храма драгоценный перстень, побуждая состоятельного гостя поступить также: учение Дионисия о Божественном свете, в том числе отражаемом блеском ювелирных изделий, явно не давало ему покоя еще со времен службы в монастырской библиотеке.
Однако даже всей площади золота и драгоценных камней алтаря было недостаточно, чтобы храм по-настоящему купался в свете, и у амбициозного аббата родился фантастический замысел: заменить каменные стены панелями из света. Технологии уже существовали. Где-то умели варить цветные стекла, где-то применялись стрельчатые арки, а в романских соборах использовались нервюрные своды. Оставалось найти мастеров, способных соединить все это вместе. Так в перестроенной алтарной части собора Сен-Дени появились конструкции, где вместо стен разместились грандиозные картины из стекла — витражи. Впрочем, называть их картинами не совсем справедливо.
Главное было не в том, что изображено, а в обильных потоках света, льющихся сквозь прозрачные преграды, принимающих формы священных сюжетов и свидетельствующих о вечно присутствующем здесь же Божественном благе, Истинном свете, к которому можно прийти, воспарив душой, мистически поднявшись по спущенному с Небес лучу.
Стало быть, благодаря тому, что тексты неизвестного христианинанео платоника, так красиво и убедительно рассказавшего о незримом Божественном свете, подписали именем святого Дионисия, а настоятель аббатства Святого Дионисия, оказавшись человеком очень образованным и обладающим незаурядной энергией и выдающимися организаторскими способностями, увлекся этой теологической доктриной, новый стиль обрел столь узнаваемые ныне черты.
Как и искусство античной Греции, готика легко делится на раннюю, высокую и позднюю. Эта последняя подарила нам еще несколько специальных терминов. Например, есть «интернациональная готика». О ней, как правило, говорят только применительно к живописи.
Зато словосочетание «перпендикулярная готика» относится исключительно к архитектуре. Речь идет об английских постройках, планы, фасады и — особенно — оконные переплеты которых избегали, насколько это возможно в изысканную эпоху позднего Средневековья, сложных кривых линий и более или менее точно укладывались в прямоугольные «матрицы» (что вовсе не мешало существованию в тех же помещениях веерных сводов с феерическим переплетением уже ничего не поддерживающих нервюр). Французы же через несколько столетий после аббата Сугерия создали готику «пламенеющую». Название пошло от характерных деталей декора в окнах-розах, напоминающих колеблемое ветром пламя свечи.
|
Шугер | французский аббат | Британика
Suger
Смотреть все медиа
- Дата рождения:
- 1081 недалеко от Парижа Франция
- Умер:
- 13 января 1151 г. (70 лет)
- Должность/Офис:
- настоятель (1122)
- Механизм/стиль:
- Готическая архитектура
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Сугерий (род.
1081, близ Парижа — умер 13 января 1151), французский аббат и советник королей Людовика VI и VII, чье наблюдение за восстановлением церкви аббатства Сен-Дени сыграло важную роль в развитии готический стиль архитектуры.
Сугерий родился в крестьянской семье. В детстве он проявлял необыкновенный ум, и в 1091 его доставили в соседнее аббатство Сен-Дени (святой покровитель Франции) для обучения монахов. Его ближайшим другом и одноклассником в аббатстве был Луи Капет, мальчик его возраста. Этот мальчик стал королем Людовиком VI в 1108 году. Сугерий стал секретарем аббата Адама Сен-Дени и близким советником короля.
Викторина «Британника»
Мировые религии и традиции
Верите ли вы, что знаете все, что нужно знать о религии во всем мире? От храмов до фестивалей, эта викторина исследует вероисповедания и культуры.
В качестве секретаря аббата Адама Сугерий совершал различные дипломатические миссии к Генриху Боклерку из Нормандии, который также был королем Англии Генрихом I и сыном Вильгельма Завоевателя.
На Сугерия большое впечатление произвела сильная и упорядоченная администрация нормандского правителя, которая контрастировала с хаотичным феодализмом во Франции.
Сен-Дени, усыпальница святого, который якобы принес христианство в Галлию, был объектом большого почитания. Сугерий считал его судьбу и судьбу французской короны неразрывно связанными. Он считал, что, подчеркивая и расширяя роль короля как вассала Сен-Дени, он мог бы объединить короля и его дворян под идеей, в которую они могли бы взаимно верить. Сугерий также видел, что король может и должен быть защитником крестьян и среднего звена. учебный класс.
В 1122 году Сугерий был избран аббатом Сен-Дени. Вскоре после этого у него появилась возможность проверить свою теорию цементирующей силы символической теории Сен-Дени. В 1124 году император Священной Римской империи Генрих V вторгся в земли, которыми правил король Людовик VI. Людовик ехал в бой, неся Oriflamme, знамя Сен-Дени, которое обычно покоилось в церкви вместе с мощами святого.
В результате его (и Сугерия) обращения к знати с почитанием святого, за ним последовала большая армия знати, чем когда-либо прежде присягала на верность ему или его отцу. Армия Людовика и Орифламма была настолько грозной, что Генрих V отступил без боя.
Хотя Сугерий был не аскетом, а разумным и гуманным человеком во времена жестоких крайностей, он вернул монахов Сен-Дени к более благочестивой и религиозной жизни, чем та, которую они знали при аббате Адаме. При Адаме монахи прославились своим чрезмерно светским поведением. Сугерий исправил эту ситуацию по настоянию Бернара, аббата Клерво. В этом и многих других вопросах Сугерий сотрудничал с Бернаром, который был близким советником папы и величайшим духовным лидером Европы того времени. Он мог быть могущественным врагом или союзником, и Сугерий решил стать его союзником.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
После смерти короля Людовика в 1137 году его преемник Людовик VII отказался от роли Сугерия как главного советника, и Сугерий сосредоточил все свои усилия в течение следующих пяти лет на завершении восстановления церкви Сен-Дени, которая пришел в упадок.
Считается, что он был вдохновителем многих архитектурных новшеств, использованных в проекте, который, как одно из самых ранних готических зданий, включал оригинальное использование стрельчатой (а не круглой) арки и ребристого свода, а также широкое использование витражи, в том числе окно-роза на фасаде. Его записи об этой работе демонстрируют его веру в духовное качество света в трудах Иоанна Скотта и «Дионисия», позже известного как псевдо-Ареопагит.
В 1142 году Людовик захватил земли, принадлежавшие его самому могущественному вассалу Тибо, графу Шампани. Результатом стала гражданская война. Поддержка могущественного Тибо всегда была жизненно важна для французской монархии, и молодой король вел войну яростно и иррационально. Сугерий выступил в качестве активного советника Людовика VII, как он всегда делал со своим отцом, и заключил мирный договор между Тибо и Людовиком. Договор был подписан на церемонии открытия церкви Сен-Дени, архитектурного чуда.
В качестве наказания за множество жизней, которые он унес во время войны с Тибо, Бернар Клервоский призвал Людовика VII возглавить крестовый поход, чтобы освободить Святую Землю от мусульман.
Сугерий был категорически против этого и безуспешно пытался изменить мнение короля. Впервые Сугерий выступил против желаний слабого молодого короля, а также Бернарда и папы.
11 июня 1147 года Людовик и королева Элеонора отправились во Второй крестовый поход. Людовик оставил свою корону аббату Сугерию, который был назначен регентом в его отсутствие. Крестовый поход был катастрофической потерей, но дома Сугерий правил хорошо, несмотря на большую финансовую трату средств, находившихся в его распоряжении. Он разработал новые и более справедливые способы налогообложения, принял законы, предотвращающие вырубку лесов, и подавил восстание группы дворян, которые планировали сделать Роберта, графа Дре и брата Людовика VII, королем в его отсутствие. Когда в 1149 г.Людовик вернулся из крестового похода, многие считали, что Сугерий не вернет корону, но они ошиблись.
В 1150 г. сам Сугерий вместе с Бернаром строил планы нового крестового похода. Но в 1150 году, еще до ее начала, Сугерий заболел малярией.
Он умер в январе 1151 года.
Энн Ф. Роквелл
Аббат Сугерий и рождение готического стиля
Аббат Сугерий в окне амбулатории, аббатство Сен-Дени, Сен-Дени, Париж.
Фото: современный художник [общественное достояние]
13 января 1151 года скончался французский аббат, государственный деятель, историк и один из первых покровителей готической архитектуры Сугерий . Восточный конец церкви базилики Сен-Дени, построенной аббатом Сугерием и завершенной в 1144 году, часто называют первым по-настоящему готическим зданием, поскольку он объединяет многие архитектурные формы, которые произошли от романского и олицетворяют готический стиль.
«Новый шевет присоединяется к притвору,
Церковь сверкает, озаренная в срединном сосуде,
Ибо светоносно то, что соединяет в ясности два источника света.
Знаменитая работа сияет новой яркостью.
Расширение проведено в наше время.![]()
Это я, Шугер, руководил работой.
– Жест Людовика VI от имени Сугерия
Происхождение Сугерия
Сугерий родился в крестьянской семье примерно в 1081 году. Происхождение его семьи неизвестно. Несколько раз в своих произведениях он предполагает, что у него было скромное происхождение, хотя это может быть просто топосом или условностью автобиографического письма. В 1091, в возрасте десяти лет, Сугерия отдали в сплющенное аббатство Сен-Дени (святого покровителя Франции, якобы принесшего христианство в Галлию), где он начал свое образование. Он обучался в монастыре Сен-Дени де л’Эстре и там впервые встретился с Луи Капетом, будущим королем Франции Людовиком VI, в качестве своего одноклассника. С 1104 по 1106 год Сугерий посещал другую школу, возможно, при аббатстве Сен-Бенуа-сюр-Луар.
В 1106 году он стал секретарем аббата Адама Сен-Дени. В следующем году он стал ректором Берневаля в Нормандии, а в 1109 г.Тури. Сугерий совершал различные дипломатические миссии к Генриху Боклерку из Нормандии, который также был королем Англии Генрихом I и сыном Вильгельма Завоевателя.
На Сугерия большое впечатление произвела сильная и упорядоченная администрация нормандского правителя, которая контрастировала с хаотичным феодализмом во Франции. В 1118 году Людовик VI отправил Сугерия ко двору папы Геласия II в Магелоне (в Монпелье, Лионский залив), и он жил с 1121 по 1122 год при дворе преемника Геласия, Каликста II.
Аббат Сен-Дени
По возвращении из Магелона Сугерий стал аббатом Сен-Дени в 1122 г. До 1127 г. он занимался при дворе в основном светскими делами королевства, а в течение следующего десятилетия посвятил себя реорганизации и реформе Сен-Дени. -Денис. В 1137 году он сопровождал будущего короля Людовика VII в Аквитанию по случаю женитьбы этого принца на Элеоноре Аквитанской, а во время Второго крестового похода служил одним из регентов королевства (1147–1149). Он резко выступил против развода короля, сам посоветовав жениться. Хотя он не одобрял Второй крестовый поход, он сам, в момент своей смерти 13 января 1151 года, начал проповедовать новый крестовый поход.
Сугерий вернул монахов Сен-Дени к жизни более благочестивой и религиозной, чем та, которую они знали при их предыдущем аббате Адаме, где монахи получили известность за чрезмерно светское поведение. По настоянию Бернара, аббата Клерво и близкого советника папы и величайшего духовного лидера Европы того времени, Сугерий исправил эту ситуацию.
План восстановления Сен-Дени
Около 11:37 аббат Сугерий, друг и доверенное лицо французских королей, Людовика VI и Людовика VII, решил восстановить великую церковь Сен-Дени, усыпальницу французских монархов. , который пришел в упадок. Сугерий начал с западного фасада, реконструировав оригинальный каролингский фасад и спроектировав фасад Сен-Дени как эхо римской арки Константина с ее разделением на три части и тремя большими порталами, чтобы облегчить проблему заторов. Окно-роза над западным порталом является самым ранним из известных примеров, хотя в целом ему предшествовали романские круглые окна.
Западный фасад Сен-Дени, до демонтажа северной башни (ок.
1844–1845 гг.), работа Феликса Бенуа (1818–1896 гг.) Сугерий перешел к реконструкции восточной части, оставив в использовании каролингский неф. Он спроектировал хор (алтарь), который будет залит светом. Для достижения своих целей его каменщики использовали несколько новых черт, которые развились или были введены в романскую архитектуру: остроконечная арка, ребристый свод, амбулатория с расходящимися часовнями, сгруппированные колонны, поддерживающие ребра, расходящиеся в разные стороны, и контрфорсы. что позволило вставить большие окна фонаря.
Готический хор Сен-Дени,
фото: Пьер Пошадель [CC BY-SA 3.0]
Готический прототип собора
Новое строение было завершено и освящено 11 июня 1144 года в присутствии короля. Таким образом, аббатство Сен-Дени стало прототипом для дальнейшего строительства в королевских владениях северной Франции. Его часто называют первым зданием в готическом стиле. Спустя сто лет старый неф Сен-Дени был перестроен в готическом стиле, получив в трансептах два эффектных окна-розетки.
Часть 1

Роль аббатов Сен-Дени была весьма значимой при королевском дворе, и иногда лица королевской крови принимали на себя функции руководства обителью. Тесные связи аббатства и короны в течение многих веков способствовали тому, что монахи Сен-Дени лучше других могли понять значение и место монархии во французской истории. Возможно, это в какой- то мере «объясняет, почему Сен-Дени был …центром официальной историографии в средневековой Франции».
Это третья работа Сугерия (оригинальный документ) ныне утрачена, но она была позже использована монахом Сен-Дени для создания Annales Francorum, представленной в манускрипте Mazarine 2017 (anc. 554)9. Гипотеза Виолле, воспринятая с определенными замечаниями А.Люшэром10, была позже рассмотрена и принята, как показано А. Молинье в его издании работ аббата Сугерия11. 17 июня 1137 года Сугерий составляет Завещание12, где вводит целую серию обрядов, которые надо соблюдать для поминовения его души, а также отдает ряд хозяйственных распоряжений.
14

Там он учится вместе с будущим королем Людовиком VI и между ними складываются теплые дружеские отношения. В период с 1104 он изучает архивы аббатства, «упорно посещает библиотеку аббатства, содержащую более трехсот томов, большинство из которых были ему известны: Священное Писание, Отцы Церкви и комментарии, теологическая литература, хроники и анналы; он читал также античных авторов, философов, историков и поэтов…»32. Известно, что Сугерий мог по памяти процитировать несколько десятков стихов Горация,33 будучи уже не молод. С 1104 до начала 1106 года, закончив свое ученичество, произнеся обет, и получив монашескую одежду и тонзуру34, Сугерий продолжает свои занятия на более высоком уровне в школе на некотором расстоянии от Сен-Дени (Картельери35 называет Фонтевро, Молинье — Сен-Бенуа-сюр-Луар, Ваке (H.Waquet) считает, что это было Мармутье (Marmoutier)). Он слушает также мэтров Парижской школы, и завязывает дружбу с будущим епископом Суассона Жосслином (1126-1152 годы — Joscelin), который также потом станет одним из наиболее близких советников Людовика VI.
36 В двадцать пять лет Сугерия уже посылали с различными дипломатическими поручениями. Он представляет аббата Сен-Дени на церковном совете в Пуатье, возглавляемом папским послом. 9 марта 1107 года он встречает римского папу Пасхалия II в Шарите-сюр-Луар (La Charité-sur-Loire), когда папа торжественно освещает церковь.37 Затем, следует за ним в Тур, Мармутье и Шартр, до Сен-Дени, куда папа прибыл 30 апреля и где был встречен с большими почестями. В редкие моменты, когда он имел возможность напрямую обращаться к папе, он смог проявить свои достоинства и был замечен понтификом, как красноречивый, и прекрасно образованный молодой монах.38 Позже (3-7 мая 1107 года) Сугерий, сопровождая своего аббата Адама, присутствовал в Шалон-сюр-Марн (Châlons-sur-Marne), при встрече папы и послов императора ГенрихаV.39 В последующие годы Сугерий, уже как представитель аббата Адама, показал себя прекрасным администратором, а также находчивым и храбрым военачальником, защищая с успехом своего короля и имущество своего монастыря от покушений некоторых неуправляемых вассалов.
Административные обязанности он выполнял сначала (с 1107 года) как прево в Берневале (Berneval) на побережье Нормандии (около Дьепа), где возродил аббатство из разрушения и запустения. Пребывание в Нормандии, видимо позволило ему лично познакомится с творениями нормандской архитектурной школы, что, безусловно, сыграло свою роль в затеянной им в сороковые годы строительной кампании по перестройке фасада и нартекса базилики Сен-Дени. После Нормандии (1109-1111 годы) он был послан аббатом Адамом в монастырь Тури (Toury-en-Beauce) — одно из наиболее богатых земель королевства. Здесь Сугерий столкнулся с разбойничающими рыцарями, которые терроризировали близлежащие территории, не делая исключения даже для священнослужителей. В 1112 году монастырь Тури подвергся нападению Хью II ле Пюизе (Le Puiset), затем Тэобальда Блуасского, Мило Монтлери (Montlhéry), Хью Креси (Crécy), и Ги Рошфора (Guy Rochefort). Сугерий противостоит этому разбою как военaчальник, вместе с королевской армией. Из текста Vita Ludovici Grossi нам известны детали этих событий.
Сугерия этот вопрос касался не только со стороны взаимоотношений с королем, но и постольку, поскольку он вынужден был защищать имущество Сен-Дени. Все эти годы Сугерий служил и королю, и аббату Адаму и своему монастырю, проявляя себя и как рачительный администратор, и как смелый военачальник, готовый защищать имущество монастыря и королевские законы с оружием в руках. Благодаря прекрасному образованию, воспитанию и близости к королевскому семейству, он делает успехи и в дипломатической карьере. В 1118 году король послал его встретить папу Геласия II (Gelasius II), прибывающего во Францию, а в 1121 — 1122 он был направлен в Италию в качестве представителя Людовика VI, чтобы увидеть папу Каликста II (Ги Бургундского, дядю королевы Аделаиды). Когда же Сугерий вернулся из Италии в марте 1122 года, то узнал, что аббат Адам умер, и что монахи Сен-Дени выбрали его своим аббатом. Эти выборы поставили Сугерия в сложное положение, так как в виду отсутствия Людовика VI в Париже, монахи Сен-Дени не нашли возможности посоветоваться с королем, что были обязаны сделать, и этим серьезно прогневили Людовика VI.
Король бросил монастырских послов в тюрьму, а Сугерий находился в замешательстве, не зная принять ему этот выбор или отказаться. Но к счастью, ситуация благополучно разрешилась, так как через некоторое время король освободил заключенных и согласился с результатами монастырских выборов, «позволив себе умилиться дружбой, которая связывала его с новым аббатом»40.
Именно «аббату Сен-Дени адресованы наиболее жесткие атаки святого Бернара в его Апологии Гийому, написанной в 1125 году»43 («неистовый Бернар» называл Сен-Дени «синагогой Сатаны» и «кузницей Вулкана» в своих письмах, и требовал немедленной реформы. Однако, занятый неоложными делами, длительными поездками по Италии и Германии, Сугерий реформирует свое аббатство только в 1127 году, причем делает это очень дипломатично, «без волнений, кровопролития и строгого применения Правила44«(св. Бенедикта-Е.Х.)
45 Так как Франция открыто поддерживала папство, и это весьма способствовало отлучению императора от церкви, в 1124 году он в союзе с английским королем Генрихом I решил вторгнуться во Францию. Это было смертельной угрозой для французского королевства.
Он собирался на битву за свою страну, как в своеобразный крестовый поход, под флагом св. Дионисия и под его защитой. Приняв от Сугерия знамя, король обратился ко всем собравшимся, среди которых были и синьоры, настроенные к нему не слишком дружелюбно, с просьбой присоединиться к нему для защиты отечества. На его призыв ответили все, даже те, кто до этого имел весьма прохладные и даже враждебные отношения с короной. И это было первым осознанным объединением Франции под знаменем Сен-Дени, и очередным проявлением способности Сугерия собирать, отвоевывать и благоустраивать французские земли, не забывая при этом интересов Сен-Дени.
portal-slovo.ru
Ру