Аббат сугерий: Аббат Сугерий • Архитектура, дизайн, жилище
Аббат Сугерий • Архитектура, дизайн, жилище
Цветовая среда городаДля аббата не было сомнений в том, что обычный свет — это данный нам в ощущениях символ умопостигаемого (то есть чувственно не ощутимого) света Божественного, что, попадая под лучи солнца, мы получаем и шанс оказаться в струях Небесного блага. Однако храм не пляж, просто солнечных лучей здесь мало. Энергию светила, чтобы воздействовать на прихожан, надо преобразовать и концентрировать. Прежде всего, для этого как нельзя лучше подходят золото и драгоценные камни, не зря же из них выложены стены Небесного Иерусалима. Сугерий упорно защищал право храма на роскошь, столь яростно оспариваемое святым Бернаром, сторонником идеи обязательного отказа от богатства в монастырях. При аббате Сугерии в Сен-Дени ювелирам всегда находилась работа. Алтарь, распятие на алтаре — все, по мысли настоятеля, должно было сверкать, отражать и излучать, заполнять пространство радостным светом, давая знать о присутствии тут же иных, незримых излучений. И вовсе не о личном богатстве думал этот монах, когда, пригласив к совместной молитве очередного аристократа, с показным благочестием снимал с руки и жертвовал на украшение храма драгоценный перстень, побуждая состоятельного гостя поступить также: учение Дионисия о Божественном свете, в том числе отражаемом блеском ювелирных изделий, явно не давало ему покоя еще со времен службы в монастырской библиотеке.
Однако даже всей площади золота и драгоценных камней алтаря было недостаточно, чтобы храм по-настоящему купался в свете, и у амбициозного аббата родился фантастический замысел: заменить каменные стены панелями из света. Технологии уже существовали. Где-то умели варить цветные стекла, где-то применялись стрельчатые арки, а в романских соборах использовались нервюрные своды. Оставалось найти мастеров, способных соединить все это вместе. Так в перестроенной алтарной части собора Сен-Дени появились конструкции, где вместо стен разместились грандиозные картины из стекла — витражи. Впрочем, называть их картинами не совсем справедливо. Главное было не в том, что изображено, а в обильных потоках света, льющихся сквозь прозрачные преграды, принимающих формы священных сюжетов и свидетельствующих о вечно присутствующем здесь же Божественном благе, Истинном свете, к которому можно прийти, воспарив душой, мистически поднявшись по спущенному с Небес лучу.
Стало быть, благодаря тому, что тексты неизвестного христианинанео платоника, так красиво и убедительно рассказавшего о незримом Божественном свете, подписали именем святого Дионисия, а настоятель аббатства Святого Дионисия, оказавшись человеком очень образованным и обладающим незаурядной энергией и выдающимися организаторскими способностями, увлекся этой теологической доктриной, новый стиль обрел столь узнаваемые ныне черты.
Как и искусство античной Греции, готика легко делится на раннюю, высокую и позднюю. Эта последняя подарила нам еще несколько специальных терминов. Например, есть «интернациональная готика». О ней, как правило, говорят только применительно к живописи. Зато словосочетание «перпендикулярная готика» относится исключительно к архитектуре. Речь идет об английских постройках, планы, фасады и — особенно — оконные переплеты которых избегали, насколько это возможно в изысканную эпоху позднего Средневековья, сложных кривых линий и более или менее точно укладывались в прямоугольные «матрицы» (что вовсе не мешало существованию в тех же помещениях веерных сводов с феерическим переплетением уже ничего не поддерживающих нервюр). Французы же через несколько столетий после аббата Сугерия создали готику «пламенеющую». Название пошло от характерных деталей декора в окнах-розах, напоминающих колеблемое ветром пламя свечи.
|
Шугер | французский аббат | Британика
Suger
Смотреть все медиа
- Дата рождения:
- 1081 недалеко от Парижа Франция
- Умер:
- 13 января 1151 г. (70 лет)
- Должность/Офис:
- настоятель (1122)
- Механизм/стиль:
- Готическая архитектура
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Сугерий (род. 1081, близ Парижа — умер 13 января 1151), французский аббат и советник королей Людовика VI и VII, чье наблюдение за восстановлением церкви аббатства Сен-Дени сыграло важную роль в развитии готический стиль архитектуры.
Сугерий родился в крестьянской семье. В детстве он проявлял необыкновенный ум, и в 1091 его доставили в соседнее аббатство Сен-Дени (святой покровитель Франции) для обучения монахов. Его ближайшим другом и одноклассником в аббатстве был Луи Капет, мальчик его возраста. Этот мальчик стал королем Людовиком VI в 1108 году. Сугерий стал секретарем аббата Адама Сен-Дени и близким советником короля.
Викторина «Британника»
Мировые религии и традиции
Верите ли вы, что знаете все, что нужно знать о религии во всем мире? От храмов до фестивалей, эта викторина исследует вероисповедания и культуры.
В качестве секретаря аббата Адама Сугерий совершал различные дипломатические миссии к Генриху Боклерку из Нормандии, который также был королем Англии Генрихом I и сыном Вильгельма Завоевателя. На Сугерия большое впечатление произвела сильная и упорядоченная администрация нормандского правителя, которая контрастировала с хаотичным феодализмом во Франции.
Сен-Дени, усыпальница святого, который якобы принес христианство в Галлию, был объектом большого почитания. Сугерий считал его судьбу и судьбу французской короны неразрывно связанными. Он считал, что, подчеркивая и расширяя роль короля как вассала Сен-Дени, он мог бы объединить короля и его дворян под идеей, в которую они могли бы взаимно верить. Сугерий также видел, что король может и должен быть защитником крестьян и среднего звена. учебный класс.
В 1122 году Сугерий был избран аббатом Сен-Дени. Вскоре после этого у него появилась возможность проверить свою теорию цементирующей силы символической теории Сен-Дени. В 1124 году император Священной Римской империи Генрих V вторгся в земли, которыми правил король Людовик VI. Людовик ехал в бой, неся Oriflamme, знамя Сен-Дени, которое обычно покоилось в церкви вместе с мощами святого. В результате его (и Сугерия) обращения к знати с почитанием святого, за ним последовала большая армия знати, чем когда-либо прежде присягала на верность ему или его отцу. Армия Людовика и Орифламма была настолько грозной, что Генрих V отступил без боя.
Хотя Сугерий был не аскетом, а разумным и гуманным человеком во времена жестоких крайностей, он вернул монахов Сен-Дени к более благочестивой и религиозной жизни, чем та, которую они знали при аббате Адаме. При Адаме монахи прославились своим чрезмерно светским поведением. Сугерий исправил эту ситуацию по настоянию Бернара, аббата Клерво. В этом и многих других вопросах Сугерий сотрудничал с Бернаром, который был близким советником папы и величайшим духовным лидером Европы того времени. Он мог быть могущественным врагом или союзником, и Сугерий решил стать его союзником.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
После смерти короля Людовика в 1137 году его преемник Людовик VII отказался от роли Сугерия как главного советника, и Сугерий сосредоточил все свои усилия в течение следующих пяти лет на завершении восстановления церкви Сен-Дени, которая пришел в упадок. Считается, что он был вдохновителем многих архитектурных новшеств, использованных в проекте, который, как одно из самых ранних готических зданий, включал оригинальное использование стрельчатой (а не круглой) арки и ребристого свода, а также широкое использование витражи, в том числе окно-роза на фасаде. Его записи об этой работе демонстрируют его веру в духовное качество света в трудах Иоанна Скотта и «Дионисия», позже известного как псевдо-Ареопагит.
В 1142 году Людовик захватил земли, принадлежавшие его самому могущественному вассалу Тибо, графу Шампани. Результатом стала гражданская война. Поддержка могущественного Тибо всегда была жизненно важна для французской монархии, и молодой король вел войну яростно и иррационально. Сугерий выступил в качестве активного советника Людовика VII, как он всегда делал со своим отцом, и заключил мирный договор между Тибо и Людовиком. Договор был подписан на церемонии открытия церкви Сен-Дени, архитектурного чуда.
В качестве наказания за множество жизней, которые он унес во время войны с Тибо, Бернар Клервоский призвал Людовика VII возглавить крестовый поход, чтобы освободить Святую Землю от мусульман. Сугерий был категорически против этого и безуспешно пытался изменить мнение короля. Впервые Сугерий выступил против желаний слабого молодого короля, а также Бернарда и папы.
11 июня 1147 года Людовик и королева Элеонора отправились во Второй крестовый поход. Людовик оставил свою корону аббату Сугерию, который был назначен регентом в его отсутствие. Крестовый поход был катастрофической потерей, но дома Сугерий правил хорошо, несмотря на большую финансовую трату средств, находившихся в его распоряжении. Он разработал новые и более справедливые способы налогообложения, принял законы, предотвращающие вырубку лесов, и подавил восстание группы дворян, которые планировали сделать Роберта, графа Дре и брата Людовика VII, королем в его отсутствие. Когда в 1149 г.Людовик вернулся из крестового похода, многие считали, что Сугерий не вернет корону, но они ошиблись.
В 1150 г. сам Сугерий вместе с Бернаром строил планы нового крестового похода. Но в 1150 году, еще до ее начала, Сугерий заболел малярией. Он умер в январе 1151 года.
Энн Ф. Роквелл
Аббат Сугерий и рождение готического стиля
Аббат Сугерий в окне амбулатории, аббатство Сен-Дени, Сен-Дени, Париж.
Фото: современный художник [общественное достояние]
13 января 1151 года скончался французский аббат, государственный деятель, историк и один из первых покровителей готической архитектуры Сугерий . Восточный конец церкви базилики Сен-Дени, построенной аббатом Сугерием и завершенной в 1144 году, часто называют первым по-настоящему готическим зданием, поскольку он объединяет многие архитектурные формы, которые произошли от романского и олицетворяют готический стиль.
«Новый шевет присоединяется к притвору,
Церковь сверкает, озаренная в срединном сосуде,
Ибо светоносно то, что соединяет в ясности два источника света.
Знаменитая работа сияет новой яркостью.
Расширение проведено в наше время.
Это я, Шугер, руководил работой.
– Жест Людовика VI от имени Сугерия
Происхождение Сугерия
Сугерий родился в крестьянской семье примерно в 1081 году. Происхождение его семьи неизвестно. Несколько раз в своих произведениях он предполагает, что у него было скромное происхождение, хотя это может быть просто топосом или условностью автобиографического письма. В 1091, в возрасте десяти лет, Сугерия отдали в сплющенное аббатство Сен-Дени (святого покровителя Франции, якобы принесшего христианство в Галлию), где он начал свое образование. Он обучался в монастыре Сен-Дени де л’Эстре и там впервые встретился с Луи Капетом, будущим королем Франции Людовиком VI, в качестве своего одноклассника. С 1104 по 1106 год Сугерий посещал другую школу, возможно, при аббатстве Сен-Бенуа-сюр-Луар.
В 1106 году он стал секретарем аббата Адама Сен-Дени. В следующем году он стал ректором Берневаля в Нормандии, а в 1109 г.Тури. Сугерий совершал различные дипломатические миссии к Генриху Боклерку из Нормандии, который также был королем Англии Генрихом I и сыном Вильгельма Завоевателя. На Сугерия большое впечатление произвела сильная и упорядоченная администрация нормандского правителя, которая контрастировала с хаотичным феодализмом во Франции. В 1118 году Людовик VI отправил Сугерия ко двору папы Геласия II в Магелоне (в Монпелье, Лионский залив), и он жил с 1121 по 1122 год при дворе преемника Геласия, Каликста II.
Аббат Сен-Дени
По возвращении из Магелона Сугерий стал аббатом Сен-Дени в 1122 г. До 1127 г. он занимался при дворе в основном светскими делами королевства, а в течение следующего десятилетия посвятил себя реорганизации и реформе Сен-Дени. -Денис. В 1137 году он сопровождал будущего короля Людовика VII в Аквитанию по случаю женитьбы этого принца на Элеоноре Аквитанской, а во время Второго крестового похода служил одним из регентов королевства (1147–1149). Он резко выступил против развода короля, сам посоветовав жениться. Хотя он не одобрял Второй крестовый поход, он сам, в момент своей смерти 13 января 1151 года, начал проповедовать новый крестовый поход.
Сугерий вернул монахов Сен-Дени к жизни более благочестивой и религиозной, чем та, которую они знали при их предыдущем аббате Адаме, где монахи получили известность за чрезмерно светское поведение. По настоянию Бернара, аббата Клерво и близкого советника папы и величайшего духовного лидера Европы того времени, Сугерий исправил эту ситуацию.
План восстановления Сен-Дени
Около 11:37 аббат Сугерий, друг и доверенное лицо французских королей, Людовика VI и Людовика VII, решил восстановить великую церковь Сен-Дени, усыпальницу французских монархов. , который пришел в упадок. Сугерий начал с западного фасада, реконструировав оригинальный каролингский фасад и спроектировав фасад Сен-Дени как эхо римской арки Константина с ее разделением на три части и тремя большими порталами, чтобы облегчить проблему заторов. Окно-роза над западным порталом является самым ранним из известных примеров, хотя в целом ему предшествовали романские круглые окна.
Западный фасад Сен-Дени, до демонтажа северной башни (ок. 1844–1845 гг.), работа Феликса Бенуа (1818–1896 гг.) Сугерий перешел к реконструкции восточной части, оставив в использовании каролингский неф. Он спроектировал хор (алтарь), который будет залит светом. Для достижения своих целей его каменщики использовали несколько новых черт, которые развились или были введены в романскую архитектуру: остроконечная арка, ребристый свод, амбулатория с расходящимися часовнями, сгруппированные колонны, поддерживающие ребра, расходящиеся в разные стороны, и контрфорсы. что позволило вставить большие окна фонаря.
Готический хор Сен-Дени,
фото: Пьер Пошадель [CC BY-SA 3.0]
Готический прототип собора
Новое строение было завершено и освящено 11 июня 1144 года в присутствии короля. Таким образом, аббатство Сен-Дени стало прототипом для дальнейшего строительства в королевских владениях северной Франции. Его часто называют первым зданием в готическом стиле. Спустя сто лет старый неф Сен-Дени был перестроен в готическом стиле, получив в трансептах два эффектных окна-розетки.