Арочный свод в древнем риме: Каменное зодчество Древнего Рима | Архитектура и Проектирование

Каменное зодчество Древнего Рима | Архитектура и Проектирование

Строительные приёмы в каменном зодчестве Древнего Рима: Стены, арки, перемычки. Типы сводов из тесаного камня: сплошные коробовые своды; перекрытие малыми сводами, или плафонами на арках. Редкие разновидности сводов: Крестовый свод. Монастырские своды. Сферические своды. Литая кладка на растворе: Строительные материалы. Применение камня и кирпича в строительной практике Древнего Рима.

Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Рима: Портик в Помпеях. Ворота Перузы. Гардский мост. Свод виадука между Константиной и Бискрой. Перекрытие галереи амфитеатра в Ламбезе. Гробница в Пергаме. Галереи театров в Джераке и Никее. Купол в Джераке. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture


Полибий отмечает удивительную способность римлян к заимствованию того, что они находили хорошим у других народов. Их система каменной кладки является одним из таких заимствований, причем вся сущность этой кладки взята из Греции и Этрурии. Главную роль играла в данном случае Этрурия. Этруски применяли свод с замковым камнем, причем доходили даже до того, что возводили из клинчатых камней совершенно плоские своды, т. е. перемычки.

Римляне заимствовали у них принцип коробового свода и перемычек из клиньев. В остальных же методах кладки римляне подражали греческим образцам, причем мы имеем возможность свести здесь разбор отдельных деталей к простому упоминанию о них.

 

Стены, арки, перемычки

У римлян применялась, так же как и в этрусской и греческой архитектуре, кладка насухо, т. е. без прослойки связующим раствором. Этруски почти не употребляли связующего раствора, который встречается только в редких случаях в греческой архитектуре Сицилии и Италии; в Риме он появляется только к эпохе императоров. Если же и встречается связующий раствор между тесаными камнями, то только в виде исключения в памятниках Сирии и Африки.

Кладка стен ничем не отличается от кладки греческих стен. По большей части применялась полуциркульная (полная) арка или арка в форме дуги меньше полуокружности. На востоке, в Арак-Эмире и Киренаике, встречается ломаная стрельчатая арка. Обычное расположение аркады показано на рисунке 299, А.

Арка опирается на прямоугольные столбы и перекрыта антаблементом, архитрав которого, выложенный клиньями, служит разгрузочной аркой. Арка опирается на колонну только в очень редких случаях; арка В, найденная в Помпеях, является, по-видимому, единственным примером такого приема конструкции до начала Византийской империи.

Архитрав состоит из монолитных блоков, а фриз служит разгрузочной аркой, причем каждый из его пролетов образован двумя пятовыми камнями, скрепленными раствором, и промежуточным клином, не соприкасающимся с архитравом (храм, известный под названием Юпитера Статора).

Когда римляне стремятся к особой легкости пропорций, они высекают антаблемент из цельного камня. На рисунке 300, А показана типичная система кладки римской колоннады. Случается даже, что этот тонкий антаблемент сводится к роли чисто декоративной детали, так как в него включают деревянную балку, принимающую все нагрузки, как это видно на детали В рисунка 300 (портик в Помпеях).

Рис. 299 
Рис. 300

 

Типы сводов из тесаного камня:  сплошные коробовые своды; перекрытие малыми сводами, или плафонами на арках

Римляне избегают в своих сооружениях из тесаных камней сложных конструкций, в свою очередь усложняющих систему кладки; они стремятся по возможности свести сводчатые перекрытия к системе коробовых сводов. Внешняя поверхность наиболее древних коробовых сводов концентрична линии внутренней поверхности; шалыга в виде простой забутовки вводится только в эпоху империи.
 
Косой коробовый свод встречается часто; примером его служат ворота Перузы, относящиеся к эпохе консульства. Римский косой свод представляет собой зачастую не что иное, как прямой свод, срезанный в косом направлении в плоскости замка. Характерные особенности римских сводов с замковым камнем породили идею, нашедшую себе широкое применение в системе бетонной конструкции, а именно идею возведения зданий при максимальном сокращении подсобных сооружений.

Мы уже видели, что азиатские своды выводились без кружал, причем только отсутствием последних и объясняется система кладки свода горизонтальными рядами в догреческой архитектуре.

Безусловно, нет никакой возможности распространить эту систему конструкции без кружал на замковые своды, но, по крайней мере, можно стремиться к экономии на кружалах. Этой практической целью и объясняются примеры, приводимые на рисунках 301 и 302. На рисунке 301 (Гардский мост) изображен свод, разделенный на вертикальные отрезки тремя смежными, но не связанными друг с другом, арками без вреза. Эта система была, очевидно, внушена мыслью последовательною возведения частей, так, чтобы при постройке второй части можно было пользоваться кружалом, служившим для возведения первой. Если же количество опор все-таки предполагается равным количеству арок, то, во всяком случае, получается экономия на материале для опалубки, необходимой при всякой другой системе.

Рис.  301 
Рис. 302

В своде, изображенном на рисунке 302, А, арки расставлены, в целях большей экономии, в виде нервюр, несущих заполняющие плиты. Опорные леса требуются в данном случае только для этих легких арочек, а понижение давления, переходящего на опоры, позволяет сократить расходы на последние. Эти легкие арочки служат в свою очередь опорами для заполняющих плит. Упрощенная конструкция кружал отмечена гнездами, видными ниже пяты свода.

Заполняющие плиты заменены на рисунке 302, В массивной кладкой, причем подпружные арки N исполняли во время возведения этого каменного массива роль настоящих кружал. Следы пазов досок опалубки, по которой производилась кладка, сохранились до сих пор. Свод А представляет собой

свод виадука между Константиной и Бискрой, свод В — перекрытие галереи амфитеатра в Ламбезе.

Заполнение расстояний между подпружными арками следовало до сих пор кривой коробового свода; зато на рисунке 303, А оно является плоским и представляет собой настоящую террасу, опирающуюся на подпружные арки при помощи тимпанов. Эта система перекрытий при помощи горизонтальных плит на арках встречается на Западе только в единичных случаях; зато она широко распространена в Сирии и является обычным приемом для Заиордании.

Рис. 303

 

Редкие разновидности сводов

Крестовый свод.

— Римские здания дают очень частые примеры пересечения галерей, перекрытых коробовым сводом, но, вместо того чтобы помещать пяты сводов на одном уровне, они поднимают каждый раз, как это позволяет высота, пяту одного из сводов над замком другого, что исключает всякую возможность взаимного проникновения. Незначительное количество дошедших до нас крестовых сводов принадлежит исключительно восточным школам, причем их кладка заслуживает внимания, так как она проявляется потом во всем зодчестве средних веков, вышедшем более или менее непосредственно из Азии.

Клинья, образующие ребро свода (рисунок 304), смыкаются не с выпуском — по форме, носящей название «en crossette», но взаимно перекрываются вдоль ребра; такая форма влечет экономию на материале и позволяет избежать входящих углов, которые являются в современных сводах как бы готовыми очагами для трещин.

Пример, показанный на рисунке 304, взят из крестового свода, который является, по-видимому, самым древним в мире,— из гробницы в Пергаме, относящейся по всем данным к эпохе Аталлов.

Рис. 304 
Рис. 305

Монастырские своды. — Если два коробовых свода пересекаются, образуя «монастырскую арку», то между ними не существует никакой связи, и лотки сводов поддерживаются исключительно благодаря взаимному равновесию; по всей линии пересечения наблюдается сплошная плоскость шва. Примером такой конструкции являются ломаные галереи театров в Джераке и Никее.
 
Сферические своды. — Восточные школы дают многочисленные примеры сводов или ниш, возведенных из тесаного камня и покоящихся на цилиндрических барабанах. Единственным примером такого купола, возведенного над квадратом, является

купол в Джераке (рисунок 305).

Переход от квадратного основания к сферической чаше достигается в Джераке при помощи парусов, имеющих форму сферических треугольников, но выложенных горизонтальными рядами, сходящимися по направлению диагональных осей здания. Мы ограничимся описанием этих деталей, участвующих только в незначительной степени в создании общего облика римского искусства, и перейдем к преимущественно римскому способу постройки, а именно к возведению искусственных монолитов.

 

ЛИТАЯ КЛАДКА НА РАСТВОРЕ

Строительные материалы

Наиболее распространенными постройками являются здания из мелкого строительного камня или кирпича. Связующий раствор из извести и песка, известный с древнейших времен персам и карфагенянам, появляется в Европе только с римлянами. Отличались ли способы приготовления раствора в Риме от современных?

Это можно предположить на основании чрезвычайной твердости раствора, но в пользу этого предположения не приведено ни одного веского доказательства. Встречаются римские растворы более чем посредственного качества. Их состав объясняется употреблением в самом Риме вулканического пуццоланского песка; в большинстве случаев твердость раствора является, по-видимому, просто результатом векового затвердения.

Добавление к строительному камню связующего раствора относится по меньшей мере ко времени республики, так как такая кладка упоминается в архаической надписи в Пуццолах. Во времена Витрувия было широко распространено употребление как тесаного, так и нетесаного строительного камня, но применение кирпича распространяется в широком масштабе только в эпоху империи.

До Витрувия, т. е. до эпохи Августа, римляне пользовались обожженным кирпичом только в виде очень редкого исключения; слово «lateres» Витрувия обозначает только кирпичи из высушенной глины.

Римляне, по-видимому, поняли всю выгоду, которую можно извлечь из обожженной глины, т. е. из кирпича в собственном смысле слова, только после того, как были установлены сношения с Азией.

Появление кирпича и совпадает именно с распространением возведения сводов по способу, характерному для римского искусства. Август хвастал тем, что застал Рим глиняным, а оставляет его после себя мраморным. Он мог бы менее блестяще, но зато более точно, охарактеризовать достижения своего царствования, сказав, что оставляет Рим кирпичным. Пользование этим легким и стойким материалом позволяет возводить в пространстве массивы из щебня и цемента на жестком скелете.

Римский купол эпохи империи состоит по существу из агломерата щебня и раствора, поддерживаемого во время постройки кирпичным остовом. Несущая его стена также представляет собой массив из камня и раствора, так что они образуют вместе, так сказать, один сплошной  монолит.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Излюбленные формы римской архитектуры

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура Древнего Рима

Еще во 2 веке до н.э. римские строители изобрели бетон, что поз­волило им широко применять сводчатые конструкции.

Самый характерный элемент римской архитектуры – арка, дугообразное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. Ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы, образо­вывали великолепные ажурные аркáды, подчас в несколько ярусов. Они украшали мосты и акведуки, использовались при устройстве откры­тых галерей, идущих вдоль стены здания.

Соединение арочной конструкции с греческими колоннами породило специфически римское изобретение – ордерную аркаду. Наиболее классическое воплощение эта система получила в Колизее.

При высоте 48,5 метров Колизей был разделен на четыре огромных яру­са, а наружная часть – на три аркады, располагавшиеся одна над дру­гой; каждая имела по 80 арок. В нижнем ярусе арки отделены друг от друга дорическими полуколоннами, в среднем – ионическими, в верхнем – коринфскими.

Ордерная аркада использовалась в римской архитектуре повсемест­но, в первую очередь при постройке общественных зданий на парадных площадях. Отдельно стоящая арочно-ордерная ячейка стала основой триумфальной арки – специфически римского сооружения.

Триумфальные арки возводились на дорогах и площадях в честь военных побед и предназначались для церемонии торжественного въезда победи­теля. Такова, к примеру, мраморная арка императора Тита, построен­ная около римского форума в память о победе над Палестиной. Она слу­жила постаментом для бронзовой скульптурной группы, изображавшей императора и богиню победы Викторию на колеснице.

Производными от арки формами явились свод и купол – перекрытия зданий, имеющие выпуклую форму.

Непревзойденным образцом римской купольной постройки является

Пантеóн – «храм всех богов», купол которого до конца XIX века оставался самым большим в мире. Этот купол – чудо инженерного искусства и тонкого художественного вкуса. Тяжелый и массивный снаружи, внутри он покоится на опорных стенах с необычайным спокойствием и легкостью.

Пантеон – первый античный храм, в котором образный акцент перенесен с внешнего вида на внутреннее убранство. Очень скромному, даже суровому внешнему облику здания ярко контрастирует удивительная красота интерьера. Один из ее секретов – точно найденная соразмер­ность пропорций: диаметр1 здания почти равен его высоте, а высота купола равна высоте стен, на которые он опирается.

Пантеон изумляет и совершенно особым распределением света, направленного сверху вниз: поток солнечных лучей льется в храм из круглого девятиметрового окна в центре купола («глаз Пантеона»).

Ныне Пантеон – национальный мавзолей, где покоятся выдающиеся деятели национального искусства.

1 Храм представляет собой ротонду, то есть круглую в плане постройку.

арок и сводов

арок и сводов
АРТ Курсы | АРТ 109 | Римская архитектура (SL 14)

 

Части арки
(Обратите внимание, что вы несете ответственность за знать все термины, которые выделены жирным шрифтом)

Здания, обсуждавшиеся на сегодняшний день в этом Конечно, использовали пост и перемычку строительства. Как было отмечено, расстояние, пройденное этой системой, ограничено размером камня, который можно добыть, и по присущей ему склонности из камня, чтобы сломаться под собственным весом, если пролет слишком велик.

Можно сказать, что арка возникла с идеей размещения значительного количества блоков в концентрическое расположение. Клиновидные блоки, называемые voussoirs , крепко держите друг друга на месте и не допускайте соскальзывания друг друга. Вуссуары наверху, или корона , арки преобразованы нисходящее давление в боковое (боковое) давление, или тяга , который передается от верхних вуссуаров вниз по всему открытие и, наконец, в землю через стену или пирс на котором держится арка. Не только значительные расстояния могут быть пролетают таким образом, но арки могут нести гораздо большую нагрузку чем горизонтальная перемычка.


Арка, однако, не лишена характерной слабости. боковой тяга сильнее всего на бедер арки (часть посередине между короной и пружиной ). краеугольный камень , а другие вуссуары на макушке прижимаются к вуссуарам на бедрах, которые могут согнуться и позволить короне упасть если они не закреплены должным образом. Боковая тяга в бедрам можно противодействовать тягой арок, помещенных в в обе стороны, как в аркада , но если аркада не круговая, боковая тяга арок в конце должна окончательно быть уравновешена чистой массой абатмента.


Поскольку арка зависит от взаимозависимости ее частей, она не устоит, пока каждая его часть не будет на месте. Чтобы держать их в положении в процессе строительства обычно построить полукруглую деревянную форму, называемую центровкой. Когда вуссуары установлены, центровка удалена, а арка стоит без посторонней помощи.

 
Бочка или туннельное хранилище
 
Паховый свод (сверху)
 
Паховый свод (снизу)

Хранилище потолок из кирпича, каменные или бетонные, построенные по принципу арки. А туннель хранилище , или цилиндрическое хранилище , представляет собой туннельное, полуцилиндрическое расширение арки, которое можно рассматривать как непрерывный ряд арок, прижатых друг к другу. Не может быть освещены, кроме концов, без структурного ослабления, потому что, как и в дуге, необходимо применять непрерывный абатмент к поглощать тягу, переносимую вдоль бедер на стены поддерживая это. Тем не менее, арки могут быть введены в несущую стенки и поперечные ребра могут быть вставлены в свод для концентрации тяга в нескольких сильно укрепленных точках, что позволяет уменьшение веса и тяги в сегментах прыжков между ребра.

Если бочкообразный свод пересекается справа углы другим бочкообразным сводом того же размера, крестовым сводом , или паховый свод , сформирован. Это очень эффективная форма сводов, обеспечивающих полное освещение с боков. Паховые своды также позволяют большую экономию материалов и труда по сравнению с простым бочкообразный свод; тяга концентрируется вдоль паха (четыре диагональные ребра, образованные вдоль точек свода ствола пересекаются), поэтому свод нужно упирать только в четырех углах.

АРТ Курсы | АРТ 109 | Римская архитектура (SL 14)

римлян в Британии — римские строительные технологии

На этой странице мы рассмотрим некоторые инновационные методы строительства, используемые римлянами, настолько продвинутые, что многие из них все еще используются по сей день, и во многих случаях конструкции, построенные с использованием этих методов, все еще стоят.

Мастерство римских архитекторов и инженеров в области арки, свода и купола, усиленное их развитием бетона, помогло им решить первую проблему монументальной архитектуры, заключающуюся в том, чтобы соединить пространство. Кровля на большой площади означает перенос тяжелых материалов через пространство, которое невозможно перекрыть с помощью простой греческой системы стоек и перемычек. В арке и вырастающем из нее своде римляне имели возможность вонзить массивные стены Колизея этажом выше этажа, прикрыть роскошный купальный зал, способный вместить три тысячи человек, и создать величественную форму Пантеона. .

Самонесущие арки

Римская арка была основой архитектурного мастерства Рима и огромного количества строительных проектов в древнем мире. Это позволило римлянам построить большие здания, более длинные дороги и более качественные акведуки. Римская арка – прародительница современной архитектуры. Римляне очень любили арки и использовали их в как можно большем количестве различных зданий. Они были первыми строителями в Европе, а может быть, и в мире, которые в полной мере оценили преимущества арки, свода и купола. Римляне представили технологию каменных арок более двух тысяч лет назад. Они применялись к мостам, которые они построили по всему известному миру, и примеры можно увидеть и сегодня. Технология, которую они использовали, выдержала испытание временем, и некоторые римские методы строительства используются до сих пор. Арка является ярким примером римской технологии, которая до сих пор используется во всем мире, несмотря на то, что сейчас используются современные материалы.

В основном они были построены путем соединения отдельных конических блоков таким образом, чтобы они прижимались друг к другу и, как правило, не требовалось цемента или связующего материала между ними.


Детали конструкции римской арки

Сначала была построена деревянная рама, известная как центр или с центром , которая перекрывала промежуток, где должна была быть арка, и имела форму той же дуги арки. Затем отдельные камни ( voussoirs ) клали с краев, пока не осталось уложить только один камень. Это был краеугольный камень, и именно он придавал арке прочность и жесткость. Затем раму сняли, а арку оставили стоять. Римские строители на самом деле не понимали законов физики, что или что сделало арку , а не , это не было полностью понято до 18 века; тем не менее этруски, а за ними и римляне, разработали эмпирические методы проектирования арок, которые все еще существуют более 2000 лет спустя. Вам не нужно быть инженером и знать теорию, чтобы строить вещи, вам просто нужно знать, как это сделать.

Убежище

Потолок в форме арки известен как хранилище . Хранилища бывают разных форм; самым простым является туннельное хранилище (он же бочкообразный свод ), которую можно описать как «непрерывную арку». Вес такого свода требовал толстых несущих стен с ограниченными зазорами. Более того, поскольку высота туннельного свода должна увеличиваться вместе с его шириной, существовало практическое ограничение на его размер . Туннельный свод или бочкообразный свод представляет собой туннельное полуцилиндрическое продолжение арки, которое можно рассматривать как непрерывный ряд арок, прижатых друг к другу, одна за другой. Его нельзя осветить, кроме как на концах, без структурного ослабления, потому что, как и в арке, необходимо применять непрерывную опору, чтобы поглощать нагрузку, передаваемую вдоль выступов на стены, поддерживающие ее. Однако арки могут быть введены в опорные стены, а поперечные ребра могут быть вставлены в свод, чтобы сконцентрировать тягу в нескольких точках с сильными опорами, тем самым позволяя уменьшить вес и тягу в сегментах свода между ребрами.

Если бочкообразный свод пересекается под прямым углом другим бочкообразным сводом того же размера, образуется поперечный или паховый свод. Это очень эффективная форма прыжков, обеспечивающая полное освещение с боков. Паховые своды также позволяют значительно сэкономить материал и труд по сравнению с простым бочкообразным сводом; тяга сосредоточена вдоль паха (четыре диагональных ребра, образованные вдоль точек пересечения цилиндрических сводов), поэтому свод нужно упирать только в его четыре угла.

Купол

Купол В архитектуре полусферическая конструкция возникла из арки, обычно образуя потолок или крышу. Купол оказывает давление по всему периметру, и самые ранние монументальные образцы, такие как римский Пантеон, требовали тяжелых поддерживающих стен.

Римляне были первыми строителями в истории архитектуры, которые реализовали потенциал куполов для создания больших и четко очерченных внутренних пространств. Купола были введены в ряд римских типов зданий, таких как храмы, парилки, дворцы, мавзолеи, а позже и церкви. Полукупола также стали излюбленным архитектурным элементом и были приняты в качестве апсид в христианской сакральной архитектуре.

Монументальные купола начали появляться в I веке до нашей эры в Риме и провинциях вокруг Средиземного моря. Наряду со сводами они постепенно заменили традиционную конструкцию столбов и перемычек, в которой используются колонны и архитравы. Строительство куполов было значительно облегчено изобретением бетона, процесс, который был назван римской архитектурной революцией . Их огромные размеры оставались непревзойденными до введения в конце 19-го века рам из конструкционной стали.век.

Строительство римской крыши

Как имбрики и тегулы на самом деле сочетаются друг с другом

Древнеримская черепичная кровля часто обнаруживается в больших количествах при археологических раскопках римских зданий, но иногда трудно представить, как выглядели фрагменты терракоты, когда они все еще находились на месте, покрывая римский дом.

Обычно мы находим две формы черепицы, и мы называем их 9.0091 tegulae (в единственном числе tegula ) и imbrices (в единственном числе imbrex ).

Tegulae представляют собой плоские продолговатые плитки с приподнятыми сторонами.

Имбрики представляют собой полутрубы, слегка расширенные с одного конца.

Они прилегают друг к другу так, что тегула всегда слегка перекрывает расположенную под ней, а промежутки между тегулами с каждой стороны прикрыты имбраками. Это очень похоже на конструкцию черепичной крыши, которая до сих пор используется во многих частях мира.

Большая часть жилого фонда Европы и большей части западной части Северной Америки до сих пор покрыта плиткой, которая довольно точно повторяет этот древнеримский дизайн. В следующий раз, когда вы будете на прогулке, посмотрите, сможете ли вы найти современные Тегулы и Имбрики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *