Б ф растрелли: Растрелли, Бартоломео Франческо — Википедия – Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Биография

Б. Ф. Растрелли Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Растрелли.
Варфоломей (Бартоломео) Растрелли
Bartolomeo Francesco Rastrelli
Rastrelli.jpg
Основные сведения
Имя при рождении Бартоломео Франческо Растрелли
Страна
  • Flag of Russia.svg Российская империя
Дата рождения 1700[1][2][…]
Место рождения
  • Флоренция, Тоскана, Италия[7]
Дата смерти 29 апреля 1771(1771-04-29)[4]
[5]
Место смерти
  • Санкт-Петербург, Российская империя
Работы и достижения
Архитектурный стиль барокко
Важнейшие постройки Рундальский дворец, Андреевская церковь, Аничков дворец, Воронцовский дворец, Зимний дворец, Смольный собор и Большой Екатерининский дворец
Награды RUS Imperial Order of Saint Anna ribbon.svg[6]
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Граф Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео) Растре́лли (итал. Bartolomeo Francesco Rastrelli; также

Франческо Растрелли, Варфоломе́й Варфоломе́евич Растрелли; 1700 Париж — до 29 апреля 1771) — русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Сын обрусевшего итальянца Б. К. Растрелли (1675—1744).

Содержание

Растрелли Б. Ф. Википедия

Варфоломей (Бартоломео) Растрелли
Bartolomeo Francesco Rastrelli
Rastrelli.jpg
Основные сведения
Имя при рождении Бартоломео Франческо Растрелли
Страна
  • Flag of Russia.svg
     Российская империя
Дата рождения 1700[1][2][…]
Место рождения
  • Флоренция, Тоскана, Италия[7]
Дата смерти 29 апреля 1771(1771-04-29)[4][5]
Место смерти
  • Санкт-Петербург, Российская империя
Работы и достижения
Архитектурный стиль барокко
Важнейшие постройки Рундальский дворец, Андреевская церковь, Аничков дворец, Воронцовский дворец, Зимний дворец, Смольный собор и Большой Екатерининский дворец
Награды RUS Imperial Order of Saint Anna ribbon.svg[6]
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Смольный собор — Википедия

Ансамбль Смольного монастыря с борта вертолёта

Воскресе́ния Христо́ва Смо́льный собо́р или Смо́льный собо́р — православный храм Санкт-Петербурга. Входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной. Воскресенский Смольный собор исторически является храмом учебных заведений Санкт-Петербурга, храмом учащихся, поэтому приоритетным направлением деятельности клира и мирян храма является дело духовно-нравственного просвещения юношества [1]. В период с 1990 до 2015 года являлся концертной площадкой классической музыки.

Строительство собора[править | править код]

Смольный монастырь, фотография 1852 года

В 1740-е годы Елизавета Петровна объявила члену Синода архиепископу Симеону, что желает на месте «Смольного дома» (дворца, в котором она прожила своё детство) построить величественный монастырь, где в тишине и покое завершит свои дни. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Составление планов, фасадов и смет было поручено архитектору Бартоломео Франческо Растрелли.

Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. Архиепископ Симеон отслужил молебен в церкви Конной гвардии, и, в присутствии императрицы, обойдя с крестами вокруг «смоляного дома», положил основание новому монастырю, названному по соборному храму Воскресенским. Строителем был определен бригадир Яков Андреевич Мордвинов, к которому в подчинение поступили пожалованные государыней ингерманландские земли, принадлежавшие генералу Ульяну Сенявину, деревня Версилка с угодьями и крестьянами, а также пустопорожние земли по рекам Лаве и Кавралке.

С 1749 года, в качестве помощника Растрелли, строительство Смольного собора курировал Христиан Кнобель. К 1751 году были закончены все подготовительные работы и все фундаменты, началось возведение самого собора. Строительство велось с небывалым размахом, финансирование из казны было щедрым и регулярным. Тысячи солдат и мастеровых были согнаны для забивки свай под фундамент и кладки стен. На строительстве Смольного собора ежедневно было занято до 2000 солдат Петербургского и Кронштадтского гарнизонов, а также 1500 мастеров из Ярославской и Костромской губерний «за плату в три копейки в день». «Архитектурный ученик» Данило Матвеев контролировал качество и принимал строительные материалы, изготовленные на невских, сясьсских, олонецких и уральских заводах. Лепные работы для Смольного собора выполняли братья Джани, П. Цег (Цега), Ф.-М. Ламони, И. Финстервальтер, Дж.-Б. Гусени, И. Г. Фоэст

[2].

Собор строился очень быстро, уже готовили церковную утварь, в Москве отлили колокола, Растрелли выполнил проекты иконостасов, однако, с началом Семилетней войны с Пруссией, из-за недостаточного финансирования, строительные работы замедлились. При Елизавете Петровне соборная церковь Воскресения выполнена безо всякой отделки, вчерне. После смерти Елизаветы Петровны работы постепенно остановились. С 1762 года, после отъезда Растрелли в Италию, главным архитектором Смольного собора был назначен архитектор Ю. М. Фельтен. Из-за нехватки средств для сооружения здания училища внутренняя отделка собора не была завершена. Было окончательно решено не строить колокольню на уже подготовленных фундаментах. Фасад собора оштукатурил каменных дел мастер Эрком Казаспра. Модели украшений для церковных глав выполнил скульптор Франческо Ре. Модели скульптурных украшений для фасадов собора по рисункам Растрелли исполнил П. Цег (Цега). Их установка завершилась в 1768 году[2]

. Собор оставался недостроенным почти 70 лет, и его состояние постоянно ухудшалось. Трещины на сводах грозили обрушениями, высокие подвалы были затоплены водой.

В конце 1820-х годов по указанию Николая I начались работы по окончательной достройке храма. В марте 1828 года министр внутренних дел граф В. С. Ланской объявил конкурс на проект оформления Смольного собора. Спустя четыре года последовало повеление императора Николая I о достройке Смольного собора по переработанному проекту В. П. Стасова. В первую очередь выполнялись важнейшие каменные работы по исправлению здания: заделали трещины в стенах, сводах, арках, заменили поврежденные кирпичи. Очистили от воды и мусора подвалы. Исправили повреждения в кровле. Купол и главы покрыли белым цинковым железом. Фасады собора были окрашены в желтый цвет; купола храма и угловых церквей — по желанию Николая I — лазоревой краской с золочеными звездами. В дополнение к восьми старым колоколам, которые «служили звоном» в малых церквах монастыря, были отлиты двенадцать новых. В январе 1832 года в соборе установили деревянную модель иконостаса в натуральную величину «для верного усмотрения и эффекта оного»

[3].

«С величайшим трудом», как вспоминал позже Стасов, в стенах пробивали трубы для печей — по проекту Растрелли собор строился «холодным». Полы выстлали ревельской плитой, мраморные ступени и площадки для алтарей выполнили на екатеринбургских заводах. Из лиственницы изготовили двери и оконные рамы, установили чугунные хоры с решетками. Стены оштукатурили и окрасили в белый цвет, колонны и цоколи пилонов облицевали белым искусственным мрамором. Все работы были выполнены за три года, собор был достроен в 1835 году[3].

До революции 1917 года[править | править код]

20 июля 1835 года Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим освятил храм во имя Воскресения Христова. Северный придел был освящён во имя святой праведной Елизаветы, в память основательницы монастыря, императрицы Елизаветы Петровны, южный — во имя святой Марии Магдалины, в память императрицы Марии Федоровны.

По утверждённому в 1835 году императором Николаем I «Положению о соборе», храм получил статус собора всех учебных заведений в память матери императора, покровительницы юношества, императрицы Марии Федоровны. На его алтарной стене золотыми буквами значились названия всех школ и институтов, входивших в Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны, и все воспитанники и учащиеся ежегодно собирались в храме на торжественных молебнах и богослужениях.

Собор обеспечивался из средств Государственного Казначейства и был приписан к Ведомству учреждений императрицы Марии, ему был выделен приход из жителей близлежащей округи.

Почти 90 лет в храме регулярно совершались богослужения. Особенно торжественной службой был отмечен день святой равноапостольной Марии Магдалины — 22 июля (4 августа, по-новому стилю), когда в храм приезжала императорская фамилия, собирались начальницы и учащиеся женских учебных заведений города, в том числе возникшего в 1764 году в монастырских корпусах, окружающих собор, первого высшего женского учебного заведения России — Воспитательного общества благородных девиц

[4].

После революции 1917 года[править | править код]

После революции 1917 года храм перешёл в управление церковной двадцатки. 7 октября 1922 г было принято решение Петросовета о закрытии собора. Просьбы верующих о возвращении храма не были удовлетворены и в 1931 году Смольный собор был закрыт. 20 апреля 1922 года, за год до принятия решения о закрытии собора, из него было изъято всё церковное имущество.

После закрытия собор использовался как склад декораций. В подвалах собора был открыт бункер, который во время Великой Отечественной войны использовался А. А. Ждановым. Позднее бункер был оснащён противоатомной защитой [5]. После окончания Великой Отечественной войны в соборе ещё сохранялись полуразрушенный иконостас, фрагменты кафедры и Царского места. В 1967 году началась реконструкция собора, после которой здесь разместили экспозицию Музея истории Ленинграда «Ленинград сегодня и завтра», повествующую о текущих достижениях и перспективах развития города [6]. Иконостас собора был демонтирован только в 1972 году, когда страна отмечала 50-летие образования Советского Союза [7].

В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал[6]. В июле 2001 года во время урагана с центрального купола собора упал шестиметровый золочёный крест, в крест попала молния, его основание надломилось, и крест вонзился в кровлю[8]. 12 апреля 2004 года крест был возвращён на место после реставрации[9].

Летом 2004 года Смольный собор вошёл в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»[6], куда входили кроме Исаакиевского и Смольного соборов также Сампсониевский собор на Выборгской стороне и церковь Воскресения Христова (храм Спаса-на-Крови). В Смольном соборе проводились концерты хоровой музыки силами хора самого собора, академического Хора любителей пения при Государственной академической хоровой Капелле Санкт-Петербурга и др. Было закуплено и установлено светомузыкальное и проекционное оборудование, включая небольшой современный орган. Был открыт доступ на смотровую площадку с видом на город на верхнем ярусе здания.

Возвращение в лоно церкви[править | править код]

24 мая 2009 года епископ Гатчинский Амвросий отслужил в Смольном соборе первый после длительного перерыва молебен, а с 2010 года в Смольном соборе совершаются регулярные богослужения. В 2010 году из правого, Екатерининского, придела собора были вынесены кресла, в приделе был установлен временный иконостас. 7 апреля 2010 года, в праздник Благовещения, спустя 87 лет, в храме была совершена Божественная Литургия. Литургию отслужил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга подарил для богослужений старинный престол. К этому дню был восстановлен запрестольный образ Богородицы — копия картины Алексея Венецианова, хранящейся в Государственном Русском музее. После этого богослужения в Екатерининском приделе собора стали совершаться регулярно по воскресным дням. 6-7 января 2011 года, на Рождество Христово, в соборе впервые с 1931 года прошёл престольный праздник.

В 2013 году около собора был освящён 10-тонный колокол, отлитый на фирме «Вера» (Колокололитейный завод Анисимова В. Н.) в Воронеже. Колокол украшен иконографическими изображениями, в нижней части колокола отлиты названия основных вузов Санкт-Петербурга[10].

В 2015 году было принято окончательное решение о передаче Смольного собора в ведение Русской Православной Церкви[11]

25 января 2016 года, в день святой мученицы Татианы, Смольный собор был передан Русской Православной Церкви. В этот день ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Амвросий совершил в Смольном соборе Божественную литургию. Перед началом Литургии архиепископ Амвросий совершил чин малого освящения храма. Руководитель администрации губернатора Санкт-Петербурга Александр Говорунов передал архиепископу Петергофскому Амвросию и настоятелю Смольного собора протоиерею Петру Мухину историческую реликвию XVIII века — ключ от западных врат собора. В момент торжественного акта к собравшимся обратился директор музея-заповедника «Исаакиевский собор» Н. В. Буров:

«В сто шестьдесят первый Татьянин день мы должны передать ключ от западных врат Смольного собора, собора Воскресения Христова. Некогда город поручил нам подумать об этом великом доме, а ныне мы передаем ключ городу, а город – епархии, епархия же приходу этого замечательного собора»

В Смольном соборе прошли торжества в честь Святой мученицы Татианы и дня российского студенчества[12]

В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам.

Собор построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый. Высота собора — 93,7 метра.

Пятиглавие собора выполнено необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни. Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер. Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол.

Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Верхняя часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь.

Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря и как бы встроены в его стену. Каждая из них имеет только один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом. Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности.

Даже не испытывающие пиетета к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Ф. Б. Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства. Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»).[источник не указан 2467 дней]

  • Смольный собор

  • Смольный собор ночью

  • Внутренняя башня

В 2014 году со стороны Смольной набережной ведётся строительство жилого комплекса, который перекрывает исторический вид на собор со стороны Невы и набережных. На данный момент вид со Свердловской набережной окончательно испорчен, видны лишь верхушки куполов и фрагментарно центральная часть. Строительство продолжается.

Проект колокольни[править | править код]

Согласно макету ансамбля Смольного монастыря (хранится в музее Академии художеств) должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, и могла бы стать самым высоким зданием в Европе. Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой — парадным въездом в монастырь, второй — надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом.

Колокольня была построена на несколько метров от нулевого уровня и впоследствии была разобрана. Многие исследователи объясняют это исчерпанием государственной казны из-за Семилетней войны. Однако все остальные строения ансамбля (на первый взгляд менее значимые) Растрелли возвел, а строительство колокольни приостановил ещё в 1756 году, до вступления России в Семилетнюю войну в августе 1757 года[13].

В ходе проведения в 2000-х годах археологических изысканий на месте предполагаемой колокольни на глубине около 4 метров был обнаружен фундамент внушительного здания. Под гранитным основанием забито порядка 10 тысяч свай из морёного дуба. Эта находка стала первым реальным подтверждением начала строительства колокольни Растрелли[14].

  • Раскрытый макет Смольного собора

  • Макет, созданный бригадой Я. Лоренцо под руководством Х. Кнобеля

В 1991 году при концертно-выставочном зале «Смольный собор» был создан камерных хор, получивший наименование Камерный хор Смольного собора. В 2015 году, после того как Смольный собор был передан церкви[11] Камерный хор Смольного собора лишился места своего базирования и был вынужден сменить название. С 1 мая 2016 года хор носит новое название – Концертный хор Санкт-Петербурга.[15].

Хор под руководством Владимира Беглецова и оборудование для концертов после долгих поисков помещения предложили разместить в зале здания дореволюционной Городской думы на Невском проспекте, которое было отреставрировано по заказу Сбербанка для находящегося в здании Думы одного из подразделений данного финансового учреждения; в части думского здания ранее располагалась переехавшая затем в Выборгский район города городская Государственная филармония для детей и юношества под руководством артиста Юрия Томошевского.

В память освящения Смольного собора, в 1835 году, в Санкт-Петербурге была выпущена бронзовая памятная медаль, изображающая фасад собора с флигелями, с надписью: «1748-1835, окончен в память Императрицы Марии Федоровны» с одной стороны, и Христа Спасителя в храме, благословляющего детей — с другой стороны [3].

В 2010 году в честь 175-летнего юбилея Смольного собора Санкт-Петербургский монетный двор выпустил памятную медаль. Также к юбилею был выпущен специальный конверт.

  • Статьи на сайте Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»:

Обсуждение:Растрелли, Бартоломео Франческо — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Rename icon.svgЭта статья была переименована по результатам обсуждения от 10 апреля 2012 года.
Старое название Растрелли, Франческо Бартоломео было изменено на новое: Растрелли, Бартоломео Франческо.
Для повторного выставления статьи на переименование нужны веские основания, иначе такое действие будет нарушать правила (см. п. 8).

День добрый. Честно говоря, я не понял, чего Вы хотите, ставя шаблон «источник» возле русифицированного и.о. в статье; поясните, плз. Варфоломеем Варфоломеевичем его называет, например, БСЭ, 3-е издание. Kor!An 20:24, 10 сентября 2008 (UTC)

Вот и поставьте сноску на БСЭ с указанием года и издания и на другой источник после 1980 года.—Андрей! 11:30, 11 сентября 2008 (UTC)
А зачем? неужели такая информация требует ссылки? Ведь это тривиальный факт — большинство иностранцев, живших в 18-19 веках в России достаточно долго, обретали русифицированные и.о. Данная информация не содержит в себе никаких явных или косвенных оценок, чьих-то мнений и т.п., чтобы ссылаться на АИ. Kor!An 17:40, 11 сентября 2008 (UTC)
В певый раз вижу иакое сегодня редкое ИО Варфоломей Варфоломеевич. Тем более среди приезжих иностранцев с ходу не вспомню случая, чтобы они совпадали.—Андрей! 19:08, 11 сентября 2008 (UTC)
Уважаемый Андрей! Это плохое качество, раз я не видел или в первый раз слышу, то другие неправы, и должны Вам доказывать обратное. Могли бы воспользоваться Яндексом, который даёт 1426 страниц-ссылок, и это было бы проще, чем здесь спорить. Я сам обратил на это внимание и вставил в статью эти ФИО, после того, как дочь попросила сделать доклад о В. В. Растрелли, как написано в подписи к картинке в учебнике «Мировая художественная культура», для 11-го класса. Permjak 19:37, 11 сентября 2008 (UTC)
Да, это Википедия. Почитайте Википедия:Проверяемость#Бремя доказательства.—Андрей! 04:40, 13 сентября 2008 (UTC)
Согласитесь, что и до абсурда доводить нельзя. Нужно доказывать что его так звали? А то что он вообще Бартоломео Франческо, Вы узнали от него лично или из энциклопедий, а в них указано что его также звали Варфоломей Варфоломеевич (БСЭ это ИО ставит на первое место). Дело даже в том, что сейчас упоминается только ИО Варфоломей Варфоломеевич, а Бартоломео Франческо даже не указывается (новые школьные учебники, Иллюстрированная энциклопедия). А теперь Вы попробуйте доказать, что это не так. Permjak 06:26, 13 сентября 2008 (UTC)
  • Итого. По уточнённым данным, статью надо назвать Растрелли, Варфоломей Варфоломеевич. Шапка статьи Растрелли, Варфоломей Варфоломеевич (настоящее имя — Бартоломео Франческо Растрелли) и т. д. Permjak 07:43, 13 сентября 2008 (UTC)
Андрей!, чуть ниже по ссылке на правила, которые Вы приводите, есть пассаж об абсурдности требований «указать источник к сведениям, очевидно не вызывающим сомнений». Ещё раз повторю: Варфоломей Варфоломеевич — это тривиальный факт, загляните в БСЭ или в Брокгауз-Ефрон, благо обе энциклопедии есть в интернете. Русифицированные и.о. иностранцев в 18-19 веках использовались очень часто: см. Христофор Антонович Миних, Андрей Иванович Остерман, Беннигсен, Леонтий Леонтьевич, Ленц, Эмилий Христианович, Якоби, Борис Семёнович, Яков Яковлевич Штелин, архитекторы из семьи Трезини — Андрей Якимович Трезин, например.
Permjak, переименование нецелесообразно, на мой взгляд. Во-первых, Растрелли не принимал православия; прожив почти всю жизнь в России, он так и остался католиком. Во-вторых, Варфоломеем Варфоломеевичем его называли при дворе и в официальном документообороте того времени, однако отсюда не следует, что русифицированным И.О. он называл себя сам. Скорее, наоборот, раз искусствоведы (где-то с 1980-х годов) стали его называть тем именем, которое он получил при рождении. Наконец, есть перенаправление с Растрелли, Варфоломей Варфоломеевич на эту статью, а здесь всё сказано вначале о русском и.о. Kor!An 10:32, 13 сентября 2008 (UTC)
  • В истории искусств действительно принято использовать имя Бартоломео, свидетельствую.—Shakko 11:39, 13 сентября 2008 (UTC)

Я в англовики свёл его работы в таблицу. Может, и у нас кто возьмётся? —Ghirla -трёп- 18:14, 4 марта 2009 (UTC)

Почему в названии статьи — Бартоломео Франческо, а в статье — Франческо Бартоломео? — Schrike 11:14, 12 июня 2010 (UTC)

Откуда данные, что Варфоломей Варфоломеевич — это имя в православном крещении?? откуда данные, что он принял православие? 93.91.14.189 13:56, 16 февраля 2011 (UTC)

Присоединяюсь. Крещение он, будучи итальянцем, уже принял по факту рождения и, естественно, в лоне католической церкви. А переходил ли в православие — вопрос оченно интересный.—Dmartyn80 15:03, 31 мая 2011 (UTC)

Не первый раз посещаю эту статью Википедии и удивляюсь — ка можно столько времени издеваться над именем прославленного зодчего? Откройте любое специальное издание, монографию — там везде одно и то же написание имени Франческо-Бартоломео Растрелли (для старой литературы — Варфоломей Варфоломеевич). Хотелось бы узнать, хоть один из редакторов этой статьи, пропускающий постоянные деформации имени архитектора, имеет хоть какое-то профессиональное отношение к истории вообще и к истории архитектуры и искусства в частности?. Или все эти изменения проводят люди которые имя Ф.-Б.Растрелли видят первый раз в жизни? Ну если бы такие ошибки были в ученическом сочинении, но ведь для многих статьи Википедии — основной источник информации, как можно такую безграмотность выпускать в интеллектуальное пространство русского интернета? Это просто позор 188.123.245.11 06:02, 6 октября 2012 (UTC).

Так где и когда же все-таки наступила смерть Растрелли — 29 апреля 1771 г. в Спб, как сказано в начале статьи, или же неизвестно когда в Литве, как гласит ее конец. Статья противоречит сама себе 31.207.252.249 10:57, 21 июня 2012 (UTC)

Ну, последняя фраза — это впечатления анонимного участника от фильма неизвестного качества и происхождения. —Kaganer 15:20, 21 июня 2012 (UTC)

А был ли Растрелли награжден этим орденом? В эпоху Елизаветы награждали только военных. А регулярной наградой орден Св. Анны стал при Павле I. Нужно найити АИ Sergei Gutnikov 12:23, 5 января 2014 (UTC)

Награждал его Петр III [1]. —Юлия 70 15:30, 5 января 2014 (UTC)

Растрелли Ф.Б.

Растрелли Франческо-Бартоломео

Годы жизни: 1700 г. — 1771 г.

Архитектор

Царь Петр с юности мечтал о новой российской столице на берегу моря. Столице, которая будет походить на западные города. И жизнь в ней будет протекать по европейским порядкам. Вот почему, едва основав Петербург, государь повелел всем послам искать и нанимать на западе опытных мастеров, художников, архитекторов. В числе приглашенных оказался итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), проживавший в Париже.

В 1715 году он подписал договор, что обязуется служить царю Петру: создавать статуи, строить дома, изготавливать цветные искусственные мраморы, придумывать разные машины для театра. В конце марта 1716 года семейство Растрелли прибыло на берега Невы. Суровый Петр отдал повеление, чтобы приезжие «…времени даром не теряли и даром не жили». Потому Бартоломео Растрелли, его помощник Петр и сын Франческо чуть ли не на следующий день приступили к работе.

Через пять десятилетий Франческо Бартоломео (1700-1771), став знаменитым русским архитектором, составил перечень своих творений. Не стесняясь, он приписал себе и все те, где был только помощником отца. На самом деле за первые 20 лет жизни в России он построил самостоятельно только один дворец в Петербурге: для молдавского господаря, князя Дмитрия Кантемира. Но уже эта работа принесла ему успех.

Известность Франческо как мастера удивительных архитектурных фантазий побудила новую русскую императрицу Анну Иоанновну повелеть отцу и сыну Растрелли возвести для нее зимний дом в московском Кремле, летний — на окраине Москвы в Лефортове (1713) и Зимний дворец в Петербурге (1733). Увы, ни один из них не дожил до наших дней.

Дворцы так понравились государыне и ее окружению, что фаворит императрицы герцог Эрнст Бирон пожелал, чтобы Франческо Растрелли спешно возвел для него два дворца в Курляндии: в Рундале (1736) и в Митаве (Елгава, 1738). Здесь были предприняты первые серьезные поиски нового архитектурного стиля, который окончательно утвердился через полтора десятилетия. За эту работу Растрелли было пожаловано звание обер-архитектора императорского двора (1738).

Однако, не успев завершить отделку курляндских дворцов, архитектор вынужден был спешно вернуться в Петербург. Новая правительница — Анна Леопольдовна вознамерилась иметь свой Летний дворец на том месте, где теперь высится Михайловский замок. Строить его доверено было Франческо Растрелли. Только заложили фундамент, как власть в России опять переменилась. Императрицей стала Елизавета Петровна, дочь Петра Великого. Ее приближенные, конечно, не захотели признать архитектора, ходившего недавно в любимцах всем ненавистного Бирона. Растрелли собрался было уезжать, но…

Веселая императрица жаждала иметь новые роскошные дворцы. Размах и пышность строений должны были демонстрировать силу и могущество государства, а буйно украшенные фасады — укрыть расстроенные финансы. Построить такие здания мог только Растрелли с его неуемной фантазией.

Создание нового дворца в Петергофе началось в 1747 и завершилось в 1752 г. Нарядное здание, протянувшееся на 300 метров, стоит на высоком берегу и фасадом обращено к бескрайним морским просторам. Известный историк искусства и художник XX столетия Александр Бенуа писал, восхищаясь творением Растрелли: «Петергоф как бы родился из пены морской. Петергоф — резиденция царя морей».

Еще полным ходом шли работы в Петергофе, а нетерпеливая императрица уже пожелала, чтобы обер-архитектор срочно принял участие в перестройке старого дворца в Царском Селе. Пять лет трудился Растрелли над самой роскошной загородной резиденцией русских царей. Помимо грандиозного дворца, протяженностью в 740 метров, он возвел вокруг него еще несколько нарядных павильонов: Эрмитаж, Грот, Катальную горку, Монбижу.

Царскосельский ансамбль по праву можно назвать одной из вершин русского барокко. Стиля, в который Растрелли внес свои отличительные черты: он украшал все фасады здания, а не только главный, как на Западе; следуя традициям древнерусской архитектуры, успешно использовал цвет; очень активно применял рокайльные (в виде раковин) декоративные детали. Эти особенности позволили историкам искусства назвать стиль «елизаветинским», или «растреллиевским барокко».

Он очень быстро стал модным. Многие стремились построить дом и украсить его в растреллиевском духе. Петербургские вельможи замучили обер-архитектора своими просьбами. До наших дней сохранились дворец графа М. Воронцова на Садовой улице (1749), дом придворного поставщика Г. Штегельмана на Мойке (1750), дворец графов Строгановых на Невском (1753). В эти же годы Растрелли принимается за чертежи дворца для императрицы в Стрельне, возводит небольшой дворец на Средней Рогатке, создает проект нового Зимнего дворца, наблюдает за работами в Царском Селе и в Смольном монастыре, как стали называть женскую обитель по расположенному рядом с ней Смоляному двору.

К сожалению, Растрелли не довелось полностью воплотить свой замысел: не были отделаны интерьеры и осталась только в модели ажурная 140-метровая колокольня. Деньги понадобились на войну с Пруссией (1756-1762) и для строительства нового Зимнего дворца.

История его создания примечательна и тем, что раскрывает одну из черт характера Растрелли. Интересный собеседник, общительный и доброжелательный, он был хорошо принят в обществе. Правда, на службе архитектор становился жестким и даже деспотичным. Но ради претворения в жизнь своих замыслов он умел быть терпеливым, дипломатичным и даже льстивым. Елизавета замучила его бесконечными требованиями достроек и переделок в старом Зимнем дворце. Растрелли безропотно выполнял все ее капризы, но исподволь внушал императрице, что возведение нового, пышного Зимнего дворца — ее давняя и заветная мечта. И в конце концов Елизавета ему поверила.

Дворец заложили в 1753 году на месте прежнего, времен Анны Иоанновны, и прилегающих зданий. Последнее и самое грандиозное творение Растрелли представляет четыре больших квадратных объема по углам, соединенным широкими галереями. Внутри — свыше тысячи нарядных помещений. Дворец стал главной доминантой в городе. И не случайно более ста лет запрещалось возводить здания выше Зимнего. Довольный император наградил обер-архитектора званием генерал-майора и орденом Св. Анны. Первые и единственные награды за 46 лет верной службы.

В октябре 1770 Растрелли обратился с просьбой принять его в члены Петербургской академии художеств. В январе 1771 Академия 19-ю голосами против трех приняла еще недавно прославленного обер-архитектора в вольные общники. А в апреле того же года он скончался. Следы его могилы затерялись. В 1923 году площадь в Петербурге перед Смольным монастырем назвали площадью Растрелли.

Ф. Б. Растрелли. Приглашение в Россию. Пассионарная Россия

Ф. Б. Растрелли. Приглашение в Россию

Франческо-Бартоломео Растрелли (1700–1771) родился в семье итальянского скульптора Карло Растрелли в Париже. В 1715 г. русский резидент во Франции Конон Зотов в одной из депеш царя Петра читал: «… понеже король французский <Людовик XIV> умер, а наследник зело молод (Людвику XV было пять лет), то, чаю, многие мастеровые люди будут искать фортуны в иных государствах, для чего наведывайся о таких и пиши, дабы потребных не пропускать…» 19 октября того же года был подписан договор о приглашении Растрелли на службу в Россию. На пути к новому месту работы мастер встречался и с самим Петром I: «В Кенингсберге явился к его величеству нанятой в Париже господином Лефортом архитектор и испытанной художник многих искусств г. Растрелли, то монарх, с час препроводя с ним, дал ему к князю Меншикову следующее письмо: «Доноситель сего Растрелий, которой нанят во Франции, и которого трактамент при сем прилагаю, и когда он к вам прибудет, то чтоб против договору исправно было плачено на наш щет, также квартиры и прочее, дабы ни в чем не удовольствован не был, для привады других. Также чтобы даром времяни не тратил, велите пробы ему своего мастерства делать и модель палатам и огороду (саду) в Стрелине, и понеже вы не всегда в Петербурге будете, того для прикажите Брюсу, дабы он за ним смотрел, а они к нему и прибежище имеют».

Но сего казалось монарху не довольно; он сам к последнему сего же числа (16 февраля) писал следующее: «Мастеровые люди Растрелий с товарищи из Франции едут в наше службу, о которых я довольно писал князю Меншикову; но понеже оной отлучаться будет, того для рекомендую нам (о чем и к нему писал), дабы они к вам прибежище имели, и вы о них старайтесь же, чтоб даром не жили, но пробы своего мастерства делали; также чтоб модель палатам и огороду в Стрелине своего мнения сделали».

Контракт оговаривал условия службы мастера с сыном и учеником его. «Проезд и дорожное содержание государево, безденежная квартира и место на строение ему дома, которой когда построится, уволен будет на 10 лет от постоев и от всяких налогов; а буде он по истечении сроку не захочет остаться, то вольно ему будет дом свой продать и все свое вывезти, и проч.

Он же, Растрелий обязался обучить российских людей, сколько ему дано будет, всему тому, что он сам знает, безденежно; знания же его суть следующая: 1. Аркитектура, снятие планов, и делание фонтанов; 2. Скульптурное из мраморов, порфиров и прочее украшение; 3. Литейное из меди и железа; 4. Литейное же всяких вещей из стали и отделывание оных; 5. Делание из составов на подобие мрамора; 6. Резание штемпелей для монет и деталей; 7. Делание портретов из воску и гипса; 8. Живописное на мраморе и каменьях; 9. Декорации для театров».

По приезде в Петербург семья Растрелли поселяется в бывшем дворце царицы Марфы Матвеевны на Первой Набережной улице. Франческо Растрелли участвует вместе с отцом в создании ряда моделей, а также в строительстве нескольких зданий. Первой самостоятельной работой Растрелли следует считать постройку дворца для Дмитрия Кантемира (1721–1727). Лишь в 1737 г. Растрелли-младший подает официальное прошение о принятии его на государственную службу, а двумя годами позже он получает звание обер-архитектора двора. За многие годы работы в России Ф. Б. Растрелли создал несколько десятков архитектурных произведений, многие из которых и до сих пор являются жемчужинами среди памятников нашего Отечества. Но насколько блистательны были его творения, настолько незавидна была судьба автора. С горечью напишет он: «Служба архитектора в России изрядно тяжела… Архитектор на службе не имеет ничего кроме своего жалованья, без какого-либо другого вознагражденья, всегда допустимого в других странах; но пуще того, архитектора здесь ценят только тогда, когда в нем нуждаются».

Лишь однажды Растрелли получил награждение за работу – в 1762 г. ему был пожалован орден Анны и звание генерал-майора. Совсем незадолго до смерти мастер был избран почетным членом Академии художеств. Жила семья зодчего скромно, занимала небольшое казенное помещение близ церкви всех Скорбящих по Шпалерной улице.

* * *

29 декабря 1776 года отмечалось пятидесятилетие С.-Петербургской Академии Наук, учрежденной Петром Великим. Собственно, хронологически пятидесятилетие прошло год назад (27 декабря 1785 года), но празднование передвинулось из-за отсутствия в столице Екатерины.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *