Б к растрелли: Растрелли, Бартоломео Франческо — Википедия – Отец и сын Растрелли: творчество
Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744)

Работая в России до своей смерти, скульптор создал целый ряд выдающихся произведений монументальной, декоративной и станковой пластики.
Растрелли родился в 1675 году в состоятельной дворянской семье потомственных горожан Флоренции. В своем городе, где еще сохранялись традиции эпохи Возрождения, он имел возможность изучать произведения великих Донателло, Верроккьо, Микеланджело, Челлини. Когда проявились его наклонности к искусству, мальчик был отдан на обучение в скульптурную мастерскую Д.Б. Фоджини. Пройдя там выучку, характерную для флорентийской скульптурной школы, Растрелли неплохо рисовал, умел работать в различных материалах, обучился художественному литью, ювелирному делу, принципам театральной декорации, архитектурному планированию и строительству. Такая основательная подготовка в дальнейшем дала мастеру неограниченные возможности проявить себя в самых различных видах творчества. В 1698 году молодой скульптор отправился в Рим и в течение года изучал там памятники античности и в первую очередь конную статую Марка Аврелия — классический образец для подобных монументов и произведения яркого представителя итальянского барокко Л. Бернини. Не найдя в Италии применения своему мастерству, Растрелли вместе со своей женой — испанской дворянкой переехал в Париж, где у них в 1700 году родился сын Франческо Бартоломео — впоследствии знаменитый российский архитектор. Там на его творчество оказало сильное влияние официально-парадное искусство известного французского скульптора А. Каузевокса. В начале творческого пути Растрелли сопутствовала удача. В 1703 году он создает в стиле пышного итальянского барокко проект мавзолея над прахом дипломата Симона Арно маркиза де Помпоне в парижской церкви Святой Марии (воплощен в материале в 1707, разрушен в 1792). В 1704 году при содействии папского нунция Ф.А. Гуатерио он получает от Ватиканского двора графский титул и звание папского кавалера ордена Святого Иоанна Латеранского. После громкого успеха Растрелли становится модным скульптором и выполняет многочисленные заказы на надгробные памятники. В результате появляется целый ряд проектов надгробий – кардиналу Гуатерио, маршалу Шамильи и другим, о которых можно судить по сохранившимся рисункам автора. Для этих надгробий характерна тяжеловесная, помпезная форма с многочисленными аллегорическими фигурами, что не находило одобрения в местных художественных кругах, где придерживались классических основ в скульптуре и сдержанного использования в ней барочных приемов. Не получая морального удовлетворения от исполнения заказных мемориальных работ и не достигнув за пятнадцать лет проживания во Франции прочного положения в своей художественной деятельности, Растрелли решает уехать в Россию. В 1715 году он заключает в Париже договор с И. Лефортом — сподвижником Петра I, по которому в его обязанности входило в течение трех лет «работать в службе Царского Величества в кумироделии всяких фигур в мраморе… для фонтанов и бросовых вод, в делании портретов из воску и в гипсе, которые подобно живым людям, в литие, архитектуре, в делании декораций или прикрас и машин к театрам оперским и комедианским». Ему также вменялось в обязательном порядке обучать русских людей различным художествам. Именно в России он станет крупнейшим скульптором, создав произведения, обессмертившие его имя. Переехав в мае 1716 года из Парижа в Петербург, Растрелли был вначале назначен здесь на должность архитектора, а с осени этого же года начал заниматься скульптурой, получив заказ на исполнение проекта конной статуи Петра I в память российских побед над шведами в Северной войне. В 1721 году, после заключения мира со Швецией, по указанию государя он начинает работать, вместе с К. Оснером, Н. Пино и Н. Микетти, над проектом Триумфального столпа (модель была сделана в 1723), прославляющего доблесть русской армии. В 1722 году Растрелли также исполнил модель колоссальной статуи Петра (не воплощена), которая должна была украсить Васильевский остров. Конная статуя Петра I мыслилась автором и заказчиком торжественной и представительной, наподобие тех, что воздвигались в честь победоносных полководцев в Древнем Риме. Вместе с тем на Растрелли оказали влияние монументы современных ему мастеров, среди которых были памятник Людовику XIV Ф. Жирардона в Париже и памятник великому курфюрсту А. Шлютера в Берлине. Проекты разного времени, выполненные в рисунках, свинцовых и бронзовых моделях, свидетельствуют о длительной творческой работе мастера. В них он постепенно уходил от сложных вычурных композиций, перенасыщенных фигурами аллегорий и мифологических персонажей (Славы, Мира, Марса, Меркурия, пленников и так далее), к простому, но единственно верному решению, найденному им в 1724 году. С модели конной статуи Петра I были сняты гипсовые формы, но после смерти Петра началась драматическая история, связанная с нежеланием его преемников выделять деньги на отливку памятника в бронзе. Лишь при Елизавете Петровне, возрождающей традиции петровского царствования, в 1744 году была сделана колоссальная восковая модель, подготовленная к отливке, но 18 ноября 1744 года Растрелли умер, не дождавшись осуществления своего замысла. Работа в материале была осуществлена позднее А. Мартелли при непосредственном участии сына скульптора Франческо Бартоломео Растрелли.



Многогранность творчества Растрелли поражает всякое воображение. Каждому его произведению присуще высочайшее профессиональное мастерство, которое до конца своей жизни он беззаветно отдавал на благо России. Умер Бартоломео Карло Растрелли в 68 лет, 18 (29) ноября 1744 года в Санкт-Петербурге.
Копии скульптур из мрамора можно заказать в нашей компании – Stone2art Group.
Все по-настоящему ценное — ценно во все времена! (с) Stone2art Group
Скульптор Бартоломео Растрелли — биография, работы
Бартоломео Карло Растрелли родился в 1675 г. во Флоренции в семье состоятельного дворянина Франческо Растрелли. Как и все дети богатых флорентийцев, мальчик получил хорошее образование, знал французский язык. Подростком он был отдан на обучение в одну из скульптурных школ. Тогда во Флоренции занятие скульптурой считалось очень почетным. Флорентийская скульптурная школа того времени давала разностороннее и качественное образование.
Закончив школу, юноша хорошо рисовал, мог работать с различными скульптурными материалами, в том числе и с бронзой, обладал навыками литья, архитектурного проектирования, знал ювелирное дело, мог выступить как художник-декоратор, разбирался в гидравлике, строительных конструкциях и технике.
Однако разнообразные дарования молодого скульптора не смогли найти достойного применения в родном городе.
Не имея возможности получать большие и выгодные заказы, в 1698 г. Бартоломео уехал в Рим. Но и там его пребывание было недолгим.
В 1700 г. Растрелли покинул Италию и отправился в Париж, ко двору короля Людовика XIV, о богатстве которого в Европе ходили легенды. Там скульптор надеялся в полной мере проявить свои способности. И действительно, через два года он получил первый крупный заказ — ему поручили изготовить надгробие для королевского министра Симона Арно маркиза де Помпона, умершего тремя годами ранее.
В 1700 г. в Париже у скульптора родился сын, будущий великий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.
Растрелли неплохо проявил себя в области декоративной барочной скульптуры, однако французы с их строгими классическими канонами очень сдержанно отнеслись к его творчеству, и особой славы молодой мастер там не снискал. Парижане считали, что его работы «лишены правды и хорошего вкуса». Классицизм же не был близок Растрелли. За пятнадцать лет, прожитых во Франции, ему так и не удалось ни исполнить что-либо выдающееся, ни достигнуть какого-либо прочного положения. Не помог скульптору и приобретенный титул графа.
Но была другая страна, которая остро нуждалась в квалифицированных мастерах, — Россия. Царь Петр тогда писал своему резиденту К. Н. Зотову, российскому посланнику в Париже: «… понеже король французский умер, а наследник зело молод, то, чаю, многие мастеровые люди будут искать фортуны в иных государствах, для чего наведывайся о таких и пиши, дабы потребных не пропустить». В числе других нанятых мастеров оказался и Растрелли. Перспективы творческой деятельности в новой российской столице привлекли скульптора, и он решил отправиться в Петербург.
После переговоров с К. Н. Зотовым 19 октября 1715 г. Растрелли был принят на российскую службу. По договору он должен был «с сыном своим и учеником работать в службе царского величества три года во всех художествах и ремеслах, которые сам умеет».
24 марта 1716 г. скульптор прибыл в Петербург. К работе пришлось приступить сразу. Суровый царь повелел, чтобы приезжие «…времени даром не теряли и даром не жили». Вначале Растрелли приступил к работе как архитектор, принимая участие в обустройстве Васильевского острова и проектируя дворцовый ансамбль в Стрельне, однако из-за разногласий с Ж. Б. Леблоном вскоре был отстранен от этих работ. Тогда лишь протекция ближайшего сподвижника царя князя А. Д. Меншикова помогла Растрелли остаться в России. Однако архитектурной деятельностью мастер больше не занимался.
Первой работой Растрелли-скульптора в России стал бронзовый бюст его покровителя, генерал-губернатора князя Меншикова, выполненный в 1716-1717 гт. (В 1849 г. по восковому оригиналу мастера этот бюст в мраморе повторил скульптор И. П. Витали.)
В те же годы по поручению Петра I Растрелли приступил к разработке нового эскизного проекта — конной статуи царя. Для осуществления столь сложного и значительного замысла была нужна хорошо оборудованная мастерская и помощники. По просьбе скульптора ему устроили место для работы и прислали российских умельцев, которых он обязался обучить всем тонкостям своего ремесла. В 1719 г. свинцовая модель монумента была завершена и одобрена Петром. Бронзовый вариант на свет так и не появился.
Одновременно с работой над памятником скульптор занимался изготовлением бронзовых фигур по мотивам басен Эзопа. Статуи расставили на набережной левого берега Невы. Позднее императрица Екатерина II подарила фигуры своим приближенным графам Остерману и Бецкому, которые впоследствии их переплавили.
При Петре I Растрелли много работал над моделями «Триумфального столпа» в честь победы России в Северной войне, а также над статуей императора в полный рост для одной из площадей города, но эти проекты не были воплощены в жизнь.
В 1723 г. появилось новое творение скульптора — бронзовый бюст Петра I. Это одно из самых известных достижений Растрелли-портретиста, дошедшее до наших дней. Мастер выполнил еще несколько скульптурных портретов (денщика царя В. П. Поспелова, майора С. Л. Бухвостова и др.), но они не сохранились.
Растрелли много работал и над созданием статуй для петергофских фонтанов. Мастер смог органично вписать сложные многофигурные произведения в природный ландшафт. Начало петергофским работам положили девять барельефов на тему Северной войны, отлитые из свинца в 1721 г. и установленные на Большом каскаде.
В 1730 г. Растрелли выполнил из свинца скульптурную группу «Самсон, раздирающий пасть льва», в аллегорической форме прославляющую победу российской армии в Полтавском сражении. Группа предназначалась для главного фонтана Петергофа, расположенного в ковше Большого каскада. (В 1800 г. ее место заняла одноименная композиция скульптора М. И. Козловского.)
В разное время из мастерской Растрелли вышли и другие скульптурные композиции для фонтанов Петергофа: «Тритон, раздирающий пасть морскому чудовищу», «Нептун на колеснице», «Диана с нимфами», «Прозерпина и Алфей», «Персей и Андромеда», а также статуи времен года для Нижнего парка. Впоследствии все эти статуи, выполненные из недолговечного свинца, пришли в негодность и были заменены бронзовыми. Над их созданием работали лучшие скульпторы Петербурга.
В 1732 г. Растрелли начал работу над статуей императрицы Анны Иоанновны, которую предполагалось установить на одной из площадей столицы. Всего за четыре месяца колоссальная статуя была вылеплена и подготовлена к формовке, но только в начале 1741 г. Растрелли сообщил, что «вылитый из меди портрет во окончание приходит». Современники называли композицию «Императрица Анна Иоанновна с арапчонком» коронационным портретом. Памятник на улицу так и не попал — императрица вскоре умерла. Но его создание положило начало развитию монументальной скульптуры в России.
В том же 1732 г. Растрелли выполнил еще одну портретную работу — «Бюст неизвестного». Многие искусствоведы считают ее автопортретом мастера.
Самая известная по сей день монументальная работа скульптора в Петербурге — конная статуя императора Петра I. Она была выполнена по заказу вступившей на престол дочери Петра императрицы Елизаветы Петровны, желавшей подчеркнуть преемственность в делах отца. Растрелли приступил к работе над статуей в 68-летнем возрасте. На протяжении его творческой деятельности было выполнено много эскизов памятников Петру I. Они и легли в основу этого монумента. Однако скульптор так и не увидел результата своей работы в металле. Работу над памятником довершал его сын Ф. Б. Растрелли.
Бартоломео Карло Растрелли умер в Петербурге 18 ноября 1744 г. Он был похоронен на Сампсониевском кладбище. Могила скульптора не сохранилась.
Творчество Растрелли Бартоломео-Карло — Letopisi.ru
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Районный Дом детского творчества Дети страны Уйкоаль для мини-энциклопедии «Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009»
Творчество Растрелли Бартоломео-Карло
Растрелли Бартоломео-Карло (1675 — 1744)
Это скульптор. По происхождению итальянец. В скульптурной мастерской Флоренции прошёл хорошую художественную выучку. И всё это пригодилось ему в России. куда он был приглашён Петром I для украшения новой русской столицы Санкт-Петербурга. В его обязанности входило проектирование дворцов, каскадов и фонтанов, исполнение статуй из мрамора, порфира и других твердых пород, отливка скульптуры из меди, свинца и железа, изготовление портретов из воска и гипса, а также штемпелей для чеканки медалей и монет, создание декораций и машин для театральных представлении. Специальным пунктом договора предусматривалось, что Растрелли обязуется готовить учеников. 24 марта 1716 года сорокалетний Растрелли прибыл в Петербург и стал первым из великих скульпторов России. По договору он ехал за границу на три года, но остался здесь навсегда. Здесь он стал ведущим представителем стиля барокко.
Бартоломео-Карло РастреллиЕго след в искусстве России
Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он работал по планировке Санкт-Петербурга. Но вскоре французский архитектор Ж.-Б. Леблон, оттеснил Растрелли как архитектора. Поэтому Растрелли смог проявить свой талант только в области скульптуры. Но нет худа без добра. Он сумел соединить в скульптурных портретах пышную барочную парадность, так хорошо соответствующую победоносному духу петровского царствования, с вдумчивым проникновением в человеческую душу, что также отвечало задачам эпохи, с ее интересом к деятельной личности. Работая над портретами, Растрелли внимательно изучает натуру, стремится передать наиболее характерные индивидуальные черты.
Его работы (не сохранившиеся)
1. Бронзовые фигуры на мотивы басен Эзопа. Они были расставлены на левом берегу Невы и были впоследствии подарены Екатериной II графам Остерману и Бецкому , которые приказали их перелить; таким образом они уничтожены.
2. Бронзовый бюст первого российского солдата С.Л.Бухвостова, отлитый Растрелли по приказанию преобразователя России
3. Свинцовые статуи работы, украшавшие собой аллеи и фонтаны Летнего и Петергофского садов.
Его работы (сохранившиеся)
4. Бронзовый бюст Петра Великого, хранящийся в так называемой Аполлоновой зале Зимнего дворца
Б-К. Растрелли. Бюст Петра I5. «Восковая персона» Петра I — раскрашенная фигура в натуральную величину, облачённая в одежды Петра.
6. Два бюста Петра I: один в дереве — для военного корабля, другой — из позолоченного свинца
7. Статуя Петра I верхом на коне и барельефы петровского монумента на площади перед Инженерным замком.
Б-К. Растрелли. Памятник Петру I у Михайловского замкаПервый конный памятник в российском искусстве потребовал много времени для своего создания. Вначале была сделана небольшая модель будущего памятника, а 1724 году модель появилась в окончательном виде. Но только через двадцать лет, уже после смерти скульптора, при участии его сына, архитектора Ф.-Б. Растрелли, статую отлили в бронзе. В 1800 году Павел I установил памятник перед Михайловским замком. Там он стоит и поныне с надписью «Прадеду — правнук». 8. Бронзовая статуя императрицы Анны Иоанновны в сопровождении пажа («Анна Иоанновна с арапчонком»).
Нереализованный проект
Петр I решил в Санкт-Петербурге поставить Триумфальный столп, наподобие римской колонне Траяна. Он должен был увековечить победы России в Северной войне 1700 – 1721 гг. Этот столп представлял собой огромную колону, опоясанную барельефами на темы событий Северной войны. Наверху колонны должна была находиться статуя Петра I. Работы по архитектуре колонны сначала вёл К-Б.Растрелли. Возможно, что он начал выполнять модель и часть барельефов. Но после смерти Петра I его Екатерина I, ставшая императрицей. передала эту работу другому человеку. Исследователям трудно определить, какая часть работы выполнена Растрелли, а какая Нартовым. Тем не менее, решение этого своеобразного памятника характерно для творчества Растрелли. После смерти Петра колонну стали называть «Столп памяти Петра I и Северной войны». Реализовать идею не удалось. Была сделана только модель, и то не полностью. В 1938 году модель реконструировали, и сейчас она находится в Эрмитаже.
Растрелли Бартоломео Карло
Растрелли Бартоломео Карло родился в 1675 году во Флоренции в семье состоятельного дворянина Франческо Растрелли. Заметив художественные наклонности сына, отец, отдал его в скульптурную мастерскую, где Растрелли прошел отличную выучку. Он хорошо рисовал, умел работать в бронзе, постиг художественное литье и ювелирное дело, получил навыки архитектурного проектирования, познакомился со строительной техникой и гидравликой, освоил искусство театрального живописца. Но применить свои способности на родине он не смог: некогда процветавшая Флоренция переживала тяжелый экономический и политический кризис.
Не нашлось заказов и при папском Дворе в Риме. Растрелли возвращается во Флоренцию, вскоре женится на испанской дворянке, вместе с ней едет в Париж. Там в 1700 году у них родился сын — Франческо Бартоломео Растрелли, будущий знаменитый архитектор. В 1707 году за надгробие маркизу де Помпону, министру Людовика XIV, которое понравилось вдове и многим влиятельным лицам, Растрелли получил графский титул.
Он проектирует несколько надгробий, в которых заметны черты стиля барокко, сложных и динамичных по композиции, с множеством аллегорических фигур. Однако французская критика заявила, что у приезжего итальянца «испорченный» вкус, так как во Франции начала XVIII века господствующим становится классицизм, чуждый барочным формам.
Но, несмотря на попытки Растрелли приноровиться к французскому вкусу, новых крупных заказов не поступало.
Царствование Людовика близилось к концу, и многие мастера не имели заказов. Петр 1, заинтересованный в привлечении в Россию художников, и понимая создавшуюся обстановку, писал русскому резиденту во Франции Н. Зотову, чтобы тот не упустил «потребных и добрых» мастеров.
В апреле 1715 года Зотов начинает вести переговоры со многими мастерами, в том числе и с Растрелли. С 1 мая 1715 года скульптор уже был принят по договору «с сыном своим и учеником работать в службе царского величества три года во всех художествах и ремеслах, которые он сам умеет».
В его обязанности входило проектирование дворцов, садов, каскадов и фонтанов, исполнение статуй из мрамора, порфира и других твердых пород, отливка скульптуры из меди, свинца и железа, изготовление портретов из воска и гипса, а также штемпелей для чеканки медалей и монет, создание декораций и машин для театральных представлений. Специальным пунктом договора предусматривалось, что Растрелли обязуется готовить учеников.
24 марта 1716 года сорокалетний Растрелли прибыл в Петербург и вскоре занял ведущее положение среди скульпторов России. По договору он ехал за границу на три года, но остался здесь навсегда.
Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он участвовал в планировке Васильевского острова и в строительстве дворца в Стрельне, представил на конкурс проект здания сената, делал модели гидравлических машин для фонтанов, преподавал в рисовальном отделении Академии наук, исполнял эскизы маскарадных костюмов, а также занимался скульптурой. Но вскоре французский архитектор Ж.-Б. Леблон, приехавший почти одновременно с Растрелли и соперничавший с ним, оттеснил Растрелли как архитектора. Поэтому разносторонне одаренный Растрелли смог проявить свой талант только в области скульптуры и прежде всего показал себя как изумительный портретист. Он сумел соединить в скульптурных портретах пышную барочную парадность, так хорошо соответствовавшую победоносному духу петровского царствования с вдумчивым проникновением в человеческую душу, что также отвечало задачам эпохи.
Работая над портретами, Растрелли внимательно изучает натуру, стремится передать наиболее характерные индивидуальные черты. Первой значительной портретной работой является бюст А. Д. Меншикова выполненный в конце 1716 года. Годом позже появилась эта работа в бронзе, а в конце 1840-х годов скульптор Витали повторил портрет в мраморе (ГРМ).
Многократно обращался Растрелли к образу Петра I. Еще при жизни царя, в 1719 году, он снял с него маску (ГЭ), творчески интерпретировал ее и создал абсолютно достоверный портрет. Тогда же был сделан восковой бюст Петра в латах. После смерти Петра I по заказу Екатерины I Растрелли выполнил «Восковую персону» (ГЭ) - раскрашенную фигуру в натуральную величину, облаченную в одежды Петра. Две последние работы интересны как своего рода «документы».
Подлинной удачей Растрелли является бронзовый бюст Петра I (1723-1729, ГЭ; вариант — ГРМ): образ, исполненный неукротимой энергии, правдивый и живой, очень динамичный по форме. Б. К. Растрелли выполнил еще два бюста Петра: один в дереве — для военного корабля, другой — из позолоченного свинца (Копенгагенский музей).
Портретные бюсты Растрелли — скорее монументальные, а не станковые произведения. В них переданы не только индивидуальные черты отдельных лиц, но. и характер целой эпохи.
Много лет работал Растрелли над конным монументом Петра. Еще в 1720 году по заказу царя он сделал небольшую модель будущего памятника. В 1724 году модель появилась в окончательном виде. Но только через двадцать лет, уже после смерти скульптора, при участии его сына, архитектора Ф. Б.Растрелли, статую отлили в бронзе. Памятник был установлен Павлом 1 лишь в 1800 году перед Михайловским замком. Там он стоит и поныне с надписью Прадеду — правнук». Это — первый конный памятник в русском искусстве, хоть установлен он и позже знаменитого «Медного всадника».
В 1741 году скульптор закончил работу над статуей «Анна Иоанновна с арапчонком» (ГРМ), в которой органично соединились портретная характеристика и монументальное обобщение. Если в образе Петра и его сподвижников — порыв и горение, то в названном произведении - олицетворение одного из самых мрачных периодов истории России.
Портретные работы — не единственное, что оставил Растрелли. Он много работал как мастер декоративной скульптуры в Стрельне, Летнем саду и особенно в Петергофе. Творчество Растрелли заметно сказалось и на развитии медальерного искусства России. Значительный интерес представляет участие Растрелли в работе над проектом Триумфального столпа, идею которого выдвинул Петр в подражание римской Колонне Траяна. По мысли Петра «столп в память Северной войны» должен был увековечить военные подвиги русской армии, приведшие к образованию могучей Российской империи. Но после смерти Петра колонну стали называть «Столп памяти Петра I и Северной войны».
Грандиозную колонну, опоясанную барельефами на темы событий Северной войны, должна была венчать статуя Петра I. Однако Триумфальный столп так и не поставили ни при Петре I, ни при его преемниках. Не была даже закончена модель статуи. Только в 1938 году модель столпа реконструировали, и теперь она находится в Эрмитаже.
Растрелли принадлежит архитектурное решение колонны. Возможно, что он начал выполнять модель и часть барельефов. Но после смерти Петра Екатерина I передала эту работу Андрею Нартову — талантливому резчику и токарному мастеру. Исследователям трудно определить, какая часть работы выполнена Растрелли, а какая Нартовым. Тем не менее, решение этого своеобразного памятника характерно для творчества Растрелли.
Согласно договору, Растрелли должен был обучать одаренных людей «художествам и ремеслам». Он пытался организовать профессиональную школу скульпторов, но не оказалось условий для систематических занятий. Все же известно, что у скульптора было много учеников и некоторые из них стали его помощниками. Умер Растрелли в 1744 году.
Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.
РАСТРЕЛЛИ — это… Что такое РАСТРЕЛЛИ?
Растрелли — Растрелли: Растрелли, Бартоломео Карло (1675 1744) русский скульптор, архитектор и художник Растрелли, Бартоломео Франческо (1700 1771) русский архитектор, представитель стиля барокко. Сын Б. К. Растрелли. Также известен как Ф. Б. Растрелли и… … Википедия
Растрелли — (Rastrelli) два художника итальянца, трудившиеся вРоссии. 1) Карло Бартоломео Р., литейщик из металла и скульптор. Времяего рождения, равно как и смерти, неизвестно. Купил себе во Францииграфский титул и в 1716 г. был вызван Петром Великим в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Растрелли — I Растрелли (Rastrelli) Бартоломео Карло [1675, Флоренция, 18(29).11.1744, Петербург], скульптор, по происхождению итальянец. Около 1700 поселился в Париже, где проявил себя как мастер полной декоративности барочной скульптуры (надгробие… … Большая советская энциклопедия
Растрелли — 1. (rastrelli) Бартоломео Карло (1675, Флоренция – 1744, Санкт Петербург), итальянский скульптор; представитель барокко. Отец архитектора Б. Ф. Растрелли. Обучался во Флоренции у крупнейшего барочного мастера Д. Б. Фоджини. В 1698 99 гг. жил и… … Художественная энциклопедия
Растрелли Б. — Франческо Бартоломео Растрелли Francesco Bartolomeo Rastrelli Годы жизни Дата рождения 1700 Место рождения Париж, Франция … Википедия
Растрелли Б. Ф. — Франческо Бартоломео Растрелли Francesco Bartolomeo Rastrelli Годы жизни Дата рождения 1700 Место рождения Париж, Франция … Википедия
Растрелли Б. К. — Памятник Петру I у Михайловского замка Бартоломео Карло Растрелли (1675, Флоренция 18 (29) ноября 1744, Петербург) литейщик из металла и скульптор. Отец Бартоломео Франческо Растрелли. Купил себе во Франции графский титул и в 1716 году был вызван … Википедия
РАСТРЕЛЛИ — (Бартоломео Карло Р. (1675 1744) рус. скульптор итал. происхождения) Белогвардейца / найдете и к стенке. / А Рафаэля забыли? / Забыли Растрелли вы? / Время / пулям / по стенке музеев тенькать. / Стодюймовками глоток старье расстреливай! М918… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
Растрелли — Варфоломей Варфоломеевич (1700 1771) российский архитектор. Представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгую организованность планов сочетал с пластичностью масс, богатством скульптурного… … Строительный словарь
Растрелли — Варфоломей Варфоломеевич (1700 1771) российский архитектор. Представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгую организованность планов сочетал с пластичностью масс, богатством… … Архитектурный словарь