Барокко во франции: Архитектура барокко во Франции – Французское барокко: возникновение стиля, черты

Архитектура барокко во Франции

Французское барокко — барокко классического направления. В архитектуре дворцов, замков и городских особняков строгость стиля всегда преобладает над художественной фантазией.Именно поэтому одновременно с барокко в Париже появляется классицизм как стиль, возрождающий монументальную строгость и простоту античного понимания красоты (Перикл, возглавлявший в V в. до н.э. Афинское демократическое государство, в одной из своих речей сказал: «Мы любим красоту, воплощенную в простоте».)

Величественное и пышное барокко во Франции настолько мирно соседствует с классицизмом, что оба эти стиля могут наличествовать даже в одном здании. Присутствие элементов этих обоих формирующихся стилей заметно уже в творчестве Соломона де Бросса, одного из ранних мастеров XVII в.

Правление Людовика XIII (1610—1643) знаменует ранний период архитектуры барокко во Франции . В это время творят зодчие Жак Лемерсье и Франсуа Мансар.

В судьбе искусства при Людовике XIV(1643-1715) произошли крупнейшие перемены. Оно стало особым предметом заботы короля, так как он видел в нем средство возвеличения и прославления своей власти. В 1671 году основана Академия архитектуры. Период характеризуется размахом и широтой концепций архитектурных комплексов и отдельных общественных и частных зданий. Ведущим архитектором является Жюль Ардуэн Мансар (1646—1708) — внучатый племянник Франсуа Мансара.

Во Франции XVII в. замковая архитектура освобождается от всех оборонительных функций, постепенно обретая упорядоченную и симметричную форму с четко выделенным главным зданием и двумя боковыми крыльями.В середине века происходит слияние воедино традиций изолированного строения и П-образного в плане замка с внутренним двором . Теперь замок представляет собой обширный ансамбль, включающий подъездные пути, служебные помещения, прилегающие окрестности и сады. Лишенный отныне крыльев, он стал более открытым внешнему миру, что влечет за собой новое расположение жилых помещений на первом этаже.

Соломон де Брос. Люксембургский дворец

Дворец резиденция в Париже, построен  для королевы Франции Марии Медичи в начале 17 века. Одно из лучших сооружений французского барокко . Считается , что образцом  для здания послужил садовый  фасад палацо Питтти во Флоренции, который  построил  архитектор Бартоломео Амманти (1511-1592) в стиле маньеризм. Но де Брос все сделал на французский манер, уменьшил выступления боковых корпусов, добавил среднюю, небольшую башню и скульптуры. Парадный двор — курдонер — замкнул служебными корпусами. В здании использован национальный колорит- высокие крыши .  Архитектурный образ дворца стал  неповторимым и самобытным. Дворец удачно дополнили  сад, садово -парковая  скульптура.

Именно для отделки этого дворца художник из Фландрии П.П. Рубенс нарисовал картины со сценами жизни королевы Марии Медичи (хранятся в  Лувре, Париж). После смерти королевы здесь жил ее сын , младший брат короля Людовика XIII   Гастон Орлеанский.

Соломон де Брос. Люксембургский дворец

XXв. здесь заседает  Сенат Франции.

                                             Жак Лемерсье. Лувр.  Павильон Часов

Жак Лемерсье. Лувр. Павильон Часов

В начале века Лемерсье побывал в Риме, вернувшись на родину, познакомил Париж с некоторыми особенностями римской архитектуры.

Жак Лемерсье(1585-1654) — первый королевский архитектор при дворе Людовика XIII, умело соединявший в своём творчестве принципы  классицизма  и  барокко.

С 1624 г. Лемерсье возглавляет строительство Лувра,  начатое более чем за 50 лет до этого Пьером Леско. С целью  расширения старого луврского внутреннего двора (сейчас Кур-Карре),  Лемерсье построил павильон де Л’Хорлог (павильон Часов) и примыкающие крылья с северной стороны. Он удлинил вдвое западное крыло, созданное ранее, и начал строить северный корпус, при этом сохранил систему членений и архитектурно-пластического убранства дворовых фасадов.

В выступающей, верхней  части башни часов  достаточно определенно звучит стиль барокко («вставленные» друг в друга фронтоны и другие элементы декора). Богатый орнамент и комплексные пропорции павильона де Л’Хорлог делают его одним из уникальных зданий.

     Другой важной работой Лемерсье стало строительство в королевской охотничьей резиденции под Парижем — Версальского дворца. В 1620-х — 30-х годах был создан небольшой охотничий замок из кирпича, камня и кровельного сланца с П-образным планом.

Дворовые его фасады были отделаны сочетанием красного кирпича и мрамора с довольно многочисленными декоративными деталями. Двор замка получил название Мраморного (Кур де марбр). Позже  это строительство  явилось начальным  этапом  создания  грандиозной королевской резиденции.

Замок Мэзон-Лафитт. Франсуа Мансар.

Архитектор Франсуа Мансар (1598-1666) — один из родоначальников классицизма в архитектуре барокко середины XVII века во Франции.Утонченная элегантность и гармонич-ность отличает проекты Мансара. Оригинальными выглядят его первые творения — фасад церкви Фельянов, замки Берни и Бальруа (строительство начато в 1626 г.), а также часовня монастыря Визитации, заложенная в 1632 г.  Мансар создает один из самых совершенных частных особняков— отель де ла Врильер  (1635 г).

Замок Мэзон-Лафитт. Франсуа Мансар.

Замок Мэзон Лафит — знаменитое и одно из немногих сохранившихся   законченных творений Франсуа Мансара. Дворец построен  недалеко от Парижа для президента парижского парламента Рене де Лангей. Во внешнем виде сооружения барочные черты обнаружены слабо, на первый план выступают не они, а общефранцузские  национальные признаки — высокие  пирамидальные крыши, дымовые стояки (трубы), люкарны, специфические французские окна и сама постановка здания на искусственно созданном островке, ограниченном рвом-каналом. Но в  отличии  от традиционных композиций более ранних загородных замков здесь нет замкнутого двора, образуемого главным корпусом и служебными флигелями. Все служебные помещения размещаются в цокольном этаже здания. Скомпонованное в виде буквы «П» вокруг открытого в парк двора, здание хорошо обозревается со всех сторон.

Вся же отделка фасадов в основном классицистична . Примененная Мансаром система расчленения этажей строгим дорическим ордером в первом этаже и более легким ионическим — во втором представляет собой мастерскую попытку привести к стилевому единству новые классицистические и старые традиционные архитектурные формы.

                                                  Церковь Валь де Грас. Франсуа Мансар.

После смерти кардинала Ришелье (1642г.), и короля Людовика XIII (1643г.), регентша Анна Австрийская начала строительство  церкви Валь-де-Грас. После рождения будущего короля Людовика XIV, появившегося на свет через двадцать три года бесплодного брака, королева пообещала себе исполнить обещание данное богу – построить церковь, посвященную Деве Марие.  Первый камень будущей часовни был заложен 01 апреля 1645 года будущим королем, семилетним Людовиком XIV. Церковь  была построена по проекту Франсуа Мансара. Строительство было завершено ,когда  архитектора уже не было в живых.Церковь строили архитекторы Жан Лемерсье, Пьер  Ле Мюе и Габриель Ле Дюк.  В основу композиции плана была положена традиционная схема купольной базилики с широким центральным нефом, перекрытым цилиндрическим сводом, и куполом на средокрестии. Как и во многих других французских культовых сооружениях 17 в., фасад здания восходит к традиционной схеме церковного фасада итальянского барокко. Мощные  спиральные валюты  связывают первый этаж со вторым. Церковь увенчана приподнятым на высоком барабане куполом, одним из наиболее высоких куполов Парижа.

     

Французское барокко: возникновение стиля, черты

Свое развитие французское барокко получило в эпоху Возрождения. В этот период церковь обрела наивысшую власть, что не могло не сказаться на архитектуре — стиль использовался преимущественно при строительстве католических храмов и дворцов. Направление претерпевало изменения во времена правления разных королей.

Французское барокко

История возникновения стиля

Изначально барокко зародилось в Италии. В стране, где вся власть была сосредоточена в руках папы римского, все строительные объекты возводились по его приказу. Под влиянием папы архитектурные сооружения утратили выверенность, гармоничность и четкое соотношение пропорций. Появились наслоения сложной пластики, массивные детали. Капеллы приобрели характерную для Средневековья базиликальную — протяженную — форму. Так, черты раннего барокко можно заметить в римской церкви Иль-Джезу.

Данного стиля придерживался Лоренцо Бернини. Впервые он выстроил церковь с фасадом, имеющим форму гигантского портала. В дальнейшем архитектор соорудил величественную колоннаду, украсив ею собор Святого Петра. Возле храма появилась площадь в форме трапеции с примыкающими к ней портиками и полукруглыми колоннами.

Центрическая композиция в это время была заменена глубинной фронтально-осевой. Особое внимание уделялось фасаду. В зданиях, спроектированных Мадерной, фронтальная стена имела высоту 45, а ширину — 115 м. Кокошники здесь сооружены в несколько ярусов. Благодаря разделению фасадов на 3 части пилястрами образовался ордер с прямоугольными формами.

Архитектура барокко во Франции

Барокко пришло во Францию из Италии в середине 17 века. Здесь архитектурное направление развивалось под влиянием империализма. На протяжении всего семнадцатого столетия, во времена правления Людовиков, стилю были присущи одновременно строгость и помпезность. В отличие от других стран Европы, во Франции барокко активно развивалось наравне с классицизмом, что придало направлению новые черты. Одновременно французские архитекторы продолжали копировать детали, свойственные эпохе Античности.

Архитектура барокко

Барочный стиль впервые использовал французский архитектор Саломон Деброс, построивший для Марии Медичи, матери короля Людовика XIII, Люксембургский дворец. Широкий центральный вход венчал купол, а по бокам были сооружены павильоны. Характерной для французского шика особенностью стала высокая мансардная крыша наклонного типа. Вокруг дворца в саду были установлены фонтаны.

В 1624 г. Лемерсье, вдохновленный архитектурой Рима, начал работу над строительством Лувра. Чтобы расширить старый внутренний двор комплекса, архитектор соорудил павильон. Под руководством Лемерсье было расширено западное крыло дворца. Стиль барокко особенно просматривается во фронтальной выступающей части часовой башни.

В 1624 г. Людовик XIII отдает распоряжение построить дом в своей резиденции неподалеку от столицы. Охотничий замок — каменное сооружение П-образной формы — был преобразован архитектором Ле Роем по приказу Людовика XIV. Версальский домик стал роскошным дворцом, где король проводил шумные вечеринки и балы. Преобразился и окружающий здание ландшафт: повсюду были выстроены танцующие фонтаны, установлены скрытые гроты.

Позднее замок в Версале был расширен. Так, появились боковые крылья на южной и северной сторонах здания. При создании декоративных украшений использовались лепнина с позолотой, бронза. Зеркальный зал — яркий символ французского стиля барокко — стал основной достопримечательностью дворца. Вдохновленные красотой замка мастера со всей Европы начали конструировать подобные сооружения в своих странах — аналогичные комплексы были построены по приказу прусского короля и русского царя.

Окончательно архитектурное направление во Франции закрепилось благодаря Мансару. Работа мастера — замок Мезон-Лафит, сооруженный неподалеку от Парижа, — имеет типичные французские черты. Фасады с просматриваемыми барочными элементами выстроены в классическом стиле.

Французское барокко в жилых пространствах

Роскошные дворцы в Париже вдохновили французских дворян — архитекторы начали получать заказы на строительство загородных домов и особняков для зажиточных горожан. Повсюду были выстроены дома одинаковых размеров с фонтаном посередине. Использовался барочный стиль и при возведении площадей и садов.

Жилое пространство

Сейчас увидеть черты барокко можно:

  • в католических церквях с дверями и окнами, во много раз превышающими рост человека;
  • в убранстве интерьеров старинных зданий.

Для обустройства жилого помещения в соответствии с данным стилем необходимо приобрести мебель с дорогой отделкой с золотым или бронзовым покрытием, гипсовые статуи или скульптуры. Высокие арочные проемы и окна дополнят интерьер.

Во всем внутреннем убранстве комнаты должен преобладать цвет золота, им можно окрасить зеркальные рамы, аксессуары, элементы декора. Для контраста можно использовать как темные, так и светлые оттенки. Уместные предметы декора — картины эпохи Ренессанса, подсвечники.

Стены в таком помещении должны быть рельефными. Рекомендуется использовать лепнину, сооружать ниши, колонны. Объем помогут создать гипсовая отделка, текстильные обои. Разрешается использование лепнины в сочетании с фресками, позолоченными элементами — не нужно бояться перегрузить интерьер, поскольку стиль подразумевает богатое убранство и роскошь во всем.

Пол по цветовой гамме должен контрастировать с общей композицией. Здесь можно использовать натуральный или искусственный паркет с имитацией древесины. Также пол в барочном стиле нередко выкладывается мраморными или каменными плитками, сверху можно расстелить ковер с красивой росписью и кистями.

Окна должны пропускать достаточное количество света. Визуально расширят пространство и сделают его более привлекательным высокие зеркала. В качестве светильников могут использоваться массивные люстры с лампами в виде свечей.

БАРОККО ВО ФРАНЦИИ: ЭПОХА ВЕРСАЛЯ

В период правления Людовика XIV Франция стала самой могущественной державой в Европе как в военном, так и в культурном отношении. К концу XVII века Париж соперничал с Римом за звание мировой столицы изящных и прикладных искусств, хотя Вечный Город удерживал это звание много веков. Как же произошло это изменение? У нас возникает соблазн рассматривать французское искусство эпохи Людовика XIV как выражение абсолютизма из-за Версальского дворца и других крупных проектов, прославивших короля Франции. Это вполне справедливо для периода расцвета — времени правления Людовика XIV, 1660—1685 го­ дов,— однако к этому времени французское ис­ кусство XVII века уже обрело свой характерный художественный стиль.

Французы не любят называть эту художест­ венную манеру барочной. Для них — это стиль Людовика XIV. Они часто называют искусство и литературу этого периода «классическими». В таком контексте это слово может иметь три разных значения. Прежде всего это синоним «высочайшего достижения», подразумевающий, что стиль Людо­ вика XIV соответствует Высокому Возрождению в Италии или эпохе Перикла в Древней Греции. Этот термин употребляется также для обозначения под­ ражаний форме и содержанию классической ан­ тичности. Наконец, понятие «классический» пред­ полагает такие присущие художникам античности и Возрождения качества, как равновесие и сдер­ жанность. Второе и третье из этих значений опи­ сывают явления, которые будет правильнее отнести к «классицизму». Так как стиль эпохи Людовика XIV вышел из итальянского искусства барокко, то мы можем назвать его «барочным классицизмом».

Истоки этого классицизма были в основном художественными, а не политическими. Француз­ ская архитектура XVI века и в меньшей степени скульптура были теснее связаны с итальянским Возрождением, чем в какой-либо другой северной стране, хотя в живописи стиль маньеризма поздней школы Фонтенбло продолжал доминировать до

начала XVII века (см. стр. 268—270). Развитию классицизма способствовал также французский гу­ манизм с его интеллектуальным наследием разума и стоической благодетелью. Эти факторы сдерживали распространение барокко во Франции и ви­ доизменяли его трактовку. Цикл Медичи Рубенса (см. илл. 287), например, не имел влияния на французское искусство до самого конца века. В 1б20-х годах, когда Рубенс над ним работал, мо­ лодые художники во Франции еще только осваи­ вали раннее барокко.

302. Жорж де Латур. Св. Иосиф-плотник. Ок. 1645 г. Холст, масло. 129,9 х 101 см. Лувр, Париж

БАРОККО ВО ФРАНЦИИ: ЭПОХА ВЕРСАЛЯ • 317

303. Никола Пуссен. Похищение сабинянок. Ок. 1бЗб—1637 г. Холст, масло. 154,6 х 209,9 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Фонд Хэрриса Брисбейна Дика, 1946 г.

 

 

 

ЖИВОПИСЬ

 

 

геном и его тяготение к упрощенным геометрическим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

формам.

 

 

 

 

 

 

Де

Латур.

На

многих

из

 

этих

французских

Пуссен. Почему де Латур был так быстро забыт?

живописцев повлиял Караваджо, хотя не совсем ясно,

Причина проста: после 1б40-х годов во Франции

каким образом они усваивали его стиль. Это были в

господствовал классицизм. Искусство де Латура с его

основном незначительные художники, работавшие в

ясностью, уравновешенностью и сдержанностью

провинции, но некоторым из них удалось обрести

можно

было

бы

 

обозначить

термином

вполне самостоятельную манеру. Самый изящный

«классическое» — особенно при соотнесении с дру­

среди них —

Жорж

де

Латур (1593-1652), оценить

гими живописцами-караваджистами, но «класси­

которого

по

заслугам

смогли

только двести лет

цистом»

он, конечно,

не

был. Больше

всех для

торжества

классицизма

в

искусстве

сделал Никола

спустя. Его картина «Св. Иосиф-плотник» (илл. 302)

Пуссен (1593/94—1665). Хотя Пуссен был величай­

могла

бы

быть

ошибочно

принята

за

жанровое

шим французским художником столетия и первым в

произведение,

если

бы не

ее

 

одухотворенность,

 

истории

французским

живописцем,

завоевавшим

составляющей здесь такую же сильную черту, как в

международное признание,

он, тем не менее, почти

картине Караваджо «Призвание Св. Матфея» (см. илл.

всю свою жизнь провел в Риме. Там, вдохновляясь

271).

Юный

Христос

держит

свечу —

любимый

Рафаэлем, он выработал стиль, который стал позже

прием де Латура,— которая освещает сцену с

идеальным образцом для французских художников

интимностью

 

и

нежностью,

напоминающей

второй половины века.

 

 

 

 

произведения Геертген тот Син Янса (см. илл. 193), де

Картина «Похищение сабинянок» (илл. 303)

Латур разделяет с Геерт­

 

 

 

 

 

 

может служить примером строгой дисциплины ин­

318 • БАРОККО ВО ФРАНЦИИ: ЭПОХА ВЕРСАЛЯ

304. Никола Пуссен. Рождение Вакха. Ок. 1657 г. Холст, масло. 123 х 179 см. Художественный музей Фогга, Художественные музеи Гарвардского университета, Кембридж (Массачусетс). Дар г-жи Сэмуэль Сакс в память об ее муже, г-не Сэмуэле Саксе

теллектуального стиля Пуссена. Тщательно пропи­ санные фигуры словно «заморожены в действии» подобно статуям, да многие из них, по существу, и заимствованы из эллинистической скульптуры. Пуссен разместил их перед археологически точны­ ми, как он считал, реконструкциями римской ар­ хитектуры. В композиции присутствует налет те­ атральности, и не без причины — она была создана путем перемещения глиняных фигурок по мини­ атюрному подобию сцены, до тех пор, пока их расположение не показалось художнику верным. Чувства демонстрируются на картине в избытке, но им явно недостает спонтанности, и они не вызывают у нас никаких переживаний. Очевидно, что используемые здесь художественные принципы восходят к Рафаэлю. Или же, точнее, это Рафаэль, пропущенный через Аннибале Карраччи и его школу (сравн. илл. 273, 274). Венецианские черты, которые проявились уже в начале творческого пути художника, были им сознательно подавлены. Пуссен может поразить нас как человек, которому был полностью подвластен его собственный разум,— такое впечатление подтверждается мно­ гочисленными письменами, в которых он излагает

свои взгляды друзьям и меценатам. Высочайшей целью живописи, полагал он, является изображение возвышенных и серьезных человеческих поступков. Их следует изображать логично и упорядоченно; то есть не так, как все происходило на самом деле, а так, как случилось бы, если бы природа была совершенной. С этой целью художник должен стремиться к общему и типическому. Апеллируя больше к уму, нежели к чувствам, ему следует меньше заниматься такими незначительными ве­ щами, как цвет, а главное внимание уделять форме

икомпозиции. На хорошей картине зритель всегда сможет «прочитать» точные чувства каждой фигуры

исоотнести их с сюжетом. Эти идеи не были новы. Нам вспоминается античное выражение «ut pictura poesis» («живопись — это та же поэзия») и утверждение Леонардо, что высшей целью жи­ вописи является изображение «намерений челове­ ческой души» (см. стр. 244, 291). До Пуссена, однако, никто не проводил такой тесной аналогии между живописью и литературой, и не воплощал эту теорию с такой буквальностью на практике. Именно методом художника объясняется ощущае­ мое нами присутствие холодной, назойливой рито­

320 • БАРОККО ВО ФРАНЦИИ: ЭПОХА ВЕРСАЛЯ

305. КлодЛоррен. Пасторальныйпейзаж. Ок. 1650 г. Медная пластина, масло. 40,3 х 54,9 см.

ХудожественнаягалереяИельскогоуниверситета, Нью-Хэвен(Коннектикут). ФондЛеоК. Ханны Младшего

306. СимонВуэ. ТуалетВенеры. Ок. 1640 г. Холст, масло. 165,7 х114,3 см. ИнститутКарнеги, Питтсбург

диции соперничали друг с другом вплоть до конца периода романтизма, по очереди занимая ведущее положение, но ни одна из них так и не смогла добиться надолго ощутимого превосходства.

Королевская Академия

Когда молодой Людовик XIV пришел к власти в 1661 году, Жан-Батист Кольбер, его главный советник, создал административный аппарат для поддержки абсолютной монархии. В этой системе, направленной на подчинение мыслей и действий всей нации строгому контролю сверху, перед изо­ бразительными искусствами стояла цель прослав­ ления короля, а официальным «королевским сти­ лем» и в теории, и на практике стал классицизм.

Вопрос 21. Архитектура барокко во Франции 17 век.

В отличии от Италии, в абсолютистской Франции архитектура и искусство служили прославлению монарха, а не церкви.

Городская перепланировка, осуществлённая в XVII веке в Париже, отличалась от римской тем, что площади, равно как и большие проспекты, были независимы от зданий, являвшихся символами города.

Французское барокко наиболее ярко проявилось в светской архитектуре — при строительстве дворцов, замков, домов для буржуазии и общественных зданий. Преобладает тип дворца п-образной формы, состоящего из центральной постройки и боковых ризалитов. Здание неразрывно связано с парком, разбитым позади него, и почётным двором перед фасадом. Двор отгораживали от улицы позолоченной решёткой. Часто такие решётки сами по себе являлись чудесными произведениями искусства бронзолитейщиков барокко. Благодаря нововведению архитектораЖ.А.Мансара, повысившего крышу и придавшего чердачному помещению функциональность, появляются мансарды(жилое помещение чердачного типа, образуемое на последнем этаже дома с мансардной крышей ). Живописность добавляли яркие крыши, выложенные либо цветной черепицей в «шашечку», либо шифером и увитые краснеющим по осени виноградом или плющом. Примером французской архитектуры, созданной по итальянскому образцу, являются Колледж четырёх наций (1662 г.) работы Луи Лево.

Церковь в Сорбонне (1635 г.) Жака Лемерсье,

собор Дома инвалидов (1706 г.) Жюля Ардуэн-Мансара – примеры культовых построек барокко.

Клод Перро(1613 – 1688) создаёт проект главного восточного фасада Лувра (1667 – 1673 гг.) – королевского дворца в Париже. Его работа воплотила самые близкие французам идеи и настроения: строгость и торжественность, масштабность и предельную простоту. Восточный фасад Лувра стал примером чисто французского барокко. Он на пятнадцать метров превышает реальную длину здания, разделён на ярусы, оформлен ордером со стоящими попарно колоннами. Центральная выступающая часть фасада украшена портиком с фронтоном. Такая трёхчастная композиция была характерна для фасадов дворцов и парадных вилл эпохи Возрождения. Мастеру удалось показать, что старые традиции ещё остаются источником красоты.

Вопрос 22. Ансамбль Версаля в Париже (дворец и парковый ансамбль)

Кодним из выдающихся архитектурных строений мирового зодчества относится всем известный дворцово-парковый ансамбль в Версале, выстроенный под эгидой таких блистательных мастеров, как Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар и Андре Ленотр. Планировка обширного парка, территории, связанные с Версальским дворцом, являются вершиной французского паркового искусства, а сам дворец — первоклассным памятником архитектуры. Они создали сложный законченный архитектурный комплекс, включающий в себя монументальное здание дворца и целый ряд парковых сооружений «малых форм», и, главное, исключительный по своей композиционной целостности парк.

Архитектура дворца отличается большим единством. Сильно растянутое по горизонтали, здание дворца хорошо гармонирует со строгой геометрически правильной планировкой парка и природным окружением. Второй, парадный этаж дворца, расчленен строгим по пропорциям и деталям рядом колонн и пилястр, покоящихся на тяжелом рустованном цоколе. Самый верхний, меньший по высоте этаж задуман как венчающий здание аттик, придающий образу дворца большую монументальность и представительность.

Примечательно, что планировка парка, выполненная Ленотром, отличается классической чистотой и ясностью линий и форм. Ленотр явился наиболее последовательным выразителем эстетического и этического идеала классицизма. Он видел в природном окружении объект разумной человеческой деятельности. Естественный ландшафт Ленотр преобразует в безупречно ясную, законченную архитектоническую систему, основанную на принципах разумности и порядка.

Нужно отметить, что природа приняла в нем строго геометрические формы, словно предписанные ей разумом человека. Парк отличается четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.

Строительство дворца началось в 1661 г. и в работах было задействовано более 30 тыс. строителей (чтобы увеличить количество рабочих, Людовик запретил всё частное строительство в окрестностях города, а в мирное время на стройку отправляли солдат и матросов). Несмотря на то, что во время строительства экономили буквально на всём в итоге была потрачена огромная сумма денег – 25 млн. лир или 19,5 тонны серебра (почти 260 млрд. евро).

В окончательном варианте общая площадь дворцовых помещений, не включая парка составила около 67 тысяч квадратных метров. В нём было установлено 25 тысяч окон, 67 лестниц, 372 статуи.

Большой Трианон. Замок в классическом стиле, облицованный розовым мрамором. Монархи использовали для самых разнообразных целей: начиная от встреч с фаворитками и заканчивая охотой.

Малый Трианон.

Дворец являет собой переход от стиля рококо к классицизму и был построен по инициативе одной из фавориток Людовика XV, маркизы де Помпадур. Правда, она умерла за несколько лет до окончания строительства, а потому в нём обитала другая фаворитка, графиня Дюбарри. Когда королём стал Людовик XVI, он передал замок Марии-Антуанетте, где она отдыхала от дворцовой жизни (даже король не имел права прийти сюда без её разрешения).

Парк и сады. Версальский дворец и парк – два неотделимых друг от друга понятия. Сады Версаля состоят из огромного числа террас, которые постепенно понижаются по мере удаления от замка. Занимают они площадь около ста гектаров, причём вся эта территория абсолютно ровная и найти на ней какой-нибудь небольшой холмик невозможно.

Здесь находится несколько дворцовых построек, среди них – Большой и Малый Трианон, театр Императрицы, Бельведер, Храм любви, французский павильон, грот, а также предусмотрены смотровые площадки, аллеи, скульптуры, система фонтанов и каналов, из-за которой сады Версаля прозвали «маленькой Венецией».

Французское барокко | СТИЛЬ БАРОККО

Стиль барокко, характеризующийся насыщенными цветами и богатым дизайном, преобладал во Франции в течение 17 века. Многие королевские здания были построены в этом стиле. В середине (а скорее, ближе к концу) французское барокко было вытеснено неоклассицизмом.

 

Многие из музыкальных форм, которые развивались в эпоху барокко, появились в тот период и во Франции. Доминирующий композитор французского барокко — Жан Батист Люлли (итальянец по происхождению). Он был придворным композитором Людовика XIV и определял направление и стиль французского искусства. После смерти Люлли два других композитора, Жан Филипп Рамо и Франсуа Куперен, были крупными композиторами французского барокко.

Два основных художника французского барокко — Никола Пуссен и Жорж де Ла Тур. Никола Пуссен считается одним из основателей классицизма. Жорж де Ла Тур, вдохновляемый Караваджо, использует в своих картинах технику светотени. Также видные представители французского барокко — братья Ленен, которые писали картины из жизни бедных слоев населения.

Французская архитектура в эпоху барокко отличалась изысканными дворцами и искусно сделанными садами. Во второй половине 17-го века был построен Версальский дворец, в котором размах барокко соединен с рациональностью классицизма. Также в эпоху барокко был расширен Лувр. Определяющим архитектором был Жюль Ардуэн-Мансар, который разработал часть Версальского дворца и ряд других известных зданий.

Французское барокко определял Людовик XIV во время своего правления. Личный композитор солнечного короля (Люлли) и выдающийся архитектор (Мансар) впоследствии определили основные характеристики французского барокко. Также придворным художником короля был Шарль Лебрён, который получил титул «Первый королевский живописец».

Поделитесь с друзьями!

Архитектура барокко во Франции

Барокко в Франции

Определение 1

Архитектура барокко – это период в развитии архитектуры многих европейских стран (преимущественно Центральная и Южная Европа), охвативший примерно 150 – 200 лет.

Под влиянием традиций архитектуры Возрождения французское барокко имеет более уравновешенный характер, чем итальянское барокко классического направления. Во внешнем виде дворцов и замков строгость всегда преобладала над художественной фантазией.

Изначально французское барокко находилось под сильным влиянием традиций архитектуры Возрождения, которые держивались здесь вплоть до начала XVII века. Новое поколение французских архитекторов создавало движение, заведомо противоположное радикальному классическому барокко.

Рисунок 1. Версаль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ранний барочный период во Франции был связан с первой третью XVII века – временем правления Людовика XIV (1643 – 1715). Наиболее примечательными представителями стиля были Жак Лемерсье и Франсуа Мансар. Для периода властвования Людовика XIV характерен размах архитектурных ансамблей и отдельных сооружений.

Замковая архитектура Франции XVII века развивалась в направлении, восходящем к четырехугольным замкам-крепостям Филиппа II Августа. Эти крепости постепенно освободились от всех оборонительных построек и обрели упорядоченную симметричную форму с ярко акцентированным главным зданием и двумя боковыми крыльями. В период средневековья под Парижем появились Мезон и Во – уникальные шедевры, в которых сочетались традиции изолированной архитектуры и П-образных замков с внутренним двором. Замок представлял собой архитектурный ансамбль, который включал в себя подъездные дороги, вспомогательные помещения, прилегающие территории и сады. Сооружение, лишенное крыльев, о которых упоминала лишь вытянутая по бокам кровля, стало более открытым для внешнего мира, что повлекло за собой новое расположение жилых помещений на первом этаже.

Частные замки были забыты в период Людовика XIV, но с наступлением XVIII века появился новый тип загородных построек. Замки в Шане, Жоссиньи и Бельвю свидетельствуют об общей тенденции к уменьшению размеров, исключению защитных рвов и упрощения объемов. Количество лепных украшений также сокращалось.

Архитектура религиозных сооружений ориентировалась в большинстве своем на центрические типы зданий. Однако, во французской архитектуре наблюдалась собственная логика, иное понимание тектоники сооружений. Фасады здесь решаются большими ордерами, которым подчиняется вся планировочная структура. Особенной роскошью выделяются интерьеры.

Среди известнейших сооружений данного периода можно выделить следующие:

  • Версаль;
  • отель Бирон;
  • замок Во ле Виконт.

Парижские дворцы

Во Франции в 1697 году возобновляются работы во многих королевских резиденциях: украшение Марли, реконструкция апартаментов монарха и обновление интерьера в Версальском дворце. Париж вновь стал городом проживания монарха, и в этой связи появляется новая городская элита. Эти факторы способствовали возведению целой серии загородных жилых сооружений. В приватной архитектуре отмечался невиданный подъем, который продлился до 30-х годов XVIII века.

Рисунок 2. Замок Во ле Виконт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Возникла потребность в систематизированных и просторных жилищах, которые достаточно тяжело вписывались в пространство средневековых городов. Это приводило к урбанизации пригородов. В начале XVII века получают новое развитие многие предместья Парижа (например, Маре, остров Сан-Луи и т.д.). Типичный французский отель обычно располагался между двором и садом и отделялся от улицы большой стеной. Он мог иметь корпуса, обращенные назад или же состоять из одного главного сооружения с небольшими флигелями.

С XVIII века во Франции начинают строиться здания гораздо меньших размеров, чем ранее. Примером могут служить отели Кроза, Бирон, Матиньон. Недостаток площадей для строительства вынудил архитекторов искать неожиданные и оригинальные решения.

Замечание 1

Строительство французских барочных отелей было широко распространено в XVIII веке. В это время наиболее привлекательными регионами для строительства стали такие предместья, как Сен-Жермен или Сент-Оноре.

Французские барочные парки

Уже в период Ренессанса французские сады отличались от остальных европейских парковых ансамблей тем, что жилое помещение в них находилось у входа в поместье, между двором и садом.

В связи с тем, что для строительства использовались максимально ровные участки, сад становился просторным и широким, а беседки и тенистая листва оставались в стороне. Андре Ленотр доводил до высшей степени совершенства образцы французских парков, которые были предназначены в первую очередь для прогулок и отдыха придворных.

Парк замка Во, строительство которого завершилось в 1662 году считается одним из самых совершенных произведений Андрэ Ленотра. Сложнейшая сеть аллей здесь соединяет между собой различные склоны, лестницы, водные участки. Ничто не оставлено на волю случая: замок выглядит еще более эффектно на фоне открытой перспективы.

Общий план садового ансамбля подчинялся потребностям визуального восприятия и сочетал в себе искажения, которые были необходимы для того, чтобы сохранить равновесие деталей.

Основными украшениями ренессансных и барочных садов во Франции были нимфы, гроты и подземные переходы. Мода на загородные резиденции способствовала созданию шикарных павильонов. Памятные стелы, колонны и ложные руины соседствовали с охотничьими постройками, бальными залами и причудливыми лесными домиками. Впоследствии к ним присоединились образцовые фермы и молочные хозяйства.

Французское барокко

В Париже при Генрихе IV были построены многочисленные дворцы, окружавшие площади со стоявшими на них статуями короля. Спокойствие стиля и однообразность строений отличало французское барокко от крикливых испанских особенностей архитектуры, и от ориентированного на нужды церкви барокко в Италии, католическая столица которого и стала основательницей нового стиля.  Во Франции были наиболее известны архитекторы Жюль Ардуэн-Мансар, Луи Лево, Франсуа Мансар и другие.

Архитектор Франсуа Мансар смог создать единое здание, хотя оно и имеет три отдельные части. Фасад замка украшен фронтоном и рядами парных колонн.

↑ Замок Мезон. Париж (1642-1646 гг.)
По приказу Генриха IV особое внимание при перестройке города уделили первым королевским площадям. Их окружали дома и арки. Каждый выходящий на площадь дом имел пристройку-мансарду.

Королевская площадь. Париж ↑

Парные колонные, украшенные каннелюрами были характерны для французского барокко. Пролеты между ними оставлялись широкими для организации подъездов к дворцам, и обзора из окон.

↑ Парные колонны
Людовиком были отвернуты предложения итальянский зодчих, и перестройку дворца он передал французским архитекторам. Огромные парные колонны в виде колоннады проходят вдоль его стен.    
Восточный фасад Лувра ↑

Начиная от основания колонн, и оканчивая верхней частью купола церкви, в ней присутствует стремление вверх, к отрыву от земли. Аттик размещен между барабаном и основным куполом церкви.

 ↑ Церковь Дома инвалидов. Париж (1680-1707 гг.)
Мансар был архитектором этой церкви, которая должна была разместиться между крыльями Дома инвалидов. Самой впечатляющей частью здания стал, несомненно, огромный купол церкви.                                     

План церкви Дома инвалидов ↑

Обычно в строениях Франции тех лет можно было встретить особенно крупные консоли, имевшие вид валюты, или свитка. Они не служили для поддержки здания, а являлись частью декора.

 ↑ Консоли
Такие окна были обычным явлением для крыш построек в стиле барокко. Они вырезались в форме круга, или овала.                                                         

Слуховое окно ↑

 

Сохранить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *