Барокко во франции: Архитектура французского барокко — HiSoUR История культуры
Французский барокко — HiSoUR История культуры
Французское искусство XVII века обычно называют барокко, но с середины до конца 17 века стиль французского искусства демонстрирует классическую приверженность определенным правилам пропорции и трезвости, нехарактерным для барокко, как это практикуется в Южной и Восточной Европе в течение того же периода.
Название Grand Siècle (Grand Century) обозначает во Франции семнадцатый век, который является одним из самых богатых периодов в истории этой страны. Впервые используется для описания царствования Людовика XIV (1661-1715), историография теперь применяет его к более длительному периоду, охватывающему весь семнадцатый век и исходивший от царствования Генриха IV — который видит восстановление королевской власти и конец войн религии — до смерти Людовика XIV, то есть с 1589 по 1715 год. В этот период, отмеченный монархическим абсолютизмом, царство Франции доминирует или, в противном случае, долгое время отмечает Европу благодаря своей военной экспансии и ее вечной войне, усиливая культурное влияние. Во второй половине века суды Европы в поисках радиации, княжеские или королевские, берут за образец «Короля Солнца» и его атрибуты. Язык, искусство, мода и французская литература распространяются по всей Европе. Очень влиятельное влияние Франции, которое также будет означать весь восемнадцатый век.
Стиль Людовика XIII
В начале 17-го века в суде Мари Медичи и Людовика XIII продолжали процветать тенденции позднего манерства и раннего барокко. Искусство из этого периода показывает влияние как с севера Европы (голландская и фламандская школы), так и с римских художников Контрреформации. Художники во Франции часто обсуждали достоинства между Питером Паулем Рубеном (фламандским барокко, сладострастными линиями и цветами) и Николасом Пуссеном (рациональный контроль, пропорция, римский классицизм).
В то время была также сильная школа Караваджо, представленная в этот период картинами Жоржа де ла Тур. Жалкие и бедные были представлены почти голландской манерой в картинах трех братьев Ле-Нэйн. В картинах Филиппа де Шампейна есть как пропагандистские портреты министра Людовика XIII кардинала Ришелье, так и другие более созерцательные портреты людей в секте Янсениста.
Жилая архитектура
Тем не менее, при Людовике XIV барокко, как это практикуется в Италии, не было во французском вкусе (знаменитое предложение Бернини о перепроектировании Лувра было отвергнуто Людовиком XIV.) Благодаря пропаганде, войнам и великим архитектурным работам Людовик XIV запустил обширную программу, разработанную для прославления Франции и его имени. Версальский дворец, первоначально крошечный охотничий домик, построенный его отцом, был преобразован Людовиком XIV в чудесный дворец для праздников и вечеринок. Архитектор Луи Ле Вау, художник и дизайнер Чарльз Ле Брун и ландшафтный архитектор Андре Ле Нотр создали чудеса: фонтаны танцевали; блуждающие гуляки обнаружили скрытые гроты в садах.
Первоначальный импульс для этой трансформации Версаля, как правило, связан с частным замком Во-ле-Виком, построенным для министра финансов Людовика XIV Николаса Фуке. Предлагая щедрый праздник для короля в недавно законченной резиденции в 1661 году (Ле Брун, Ле Вау, Ле Нотр, поэт Ла Фонтен, драматург Мольер были под патронажем Фуке), министра обвинили в незаконном присвоении средств и приговорен к пожизненному заключению. Архитекторы и художники под его покровительством были поставлены на работу в Версале.
Суд Людовика XIV
В этот период министр Луи Жан-Батист Кольбер установил королевский контроль над кустарным произведением во Франции; отныне Франция больше не будет покупать предметы роскоши из-за рубежа, но сама установила бы стандарт качества. Этот контроль был также замечен в создании академии живописи и скульптуры, в которой сохранялась иерархия жанров в живописи («самая благородная», согласно Андре Фелибиену в 1667 году, являющаяся историей живописи), сильное использование живописной риторики и строгое чувство приличия в предмете.
Обстановка и дизайн интерьера от этого периода называют стилем Людовика XIV; стиль характеризуется весомой парчой красного и золотого оттенков, толстоочищенным гипсокартоном, большими скульптурными буфетами и тяжелым мрамором.
В 1682 году Версаль был преобразован в официальную резиденцию короля; в конце концов был построен Зал Зеркал; другие мелкие замки, такие как Большой Трианон, были построены на территории, и был создан огромный канал с гондолами и гондольерами из Венеции.
Благодаря его войнам и славе Версаля Луи стал в известной степени арбитром вкуса и силы в Европе, и оба его замка и этикета в Версале были скопированы другими европейскими судами. Тем не менее сложные войны в конце его долгого правления и религиозные проблемы, возникшие в результате отзыва Этника Нанта, сделали его последние годы темными.
искусства
Именно в этот период искусство процветало во Франции во всех областях, в контексте мира, найденного после войн религии конца XVI века и утверждения абсолютной власти короля. Если итальянское барокко влияет на французских художников, семнадцатый век видит рождение французского художественного словаря, заимствованного из классицизма и ссылок на древний стиль, который постепенно будет влиять на европейский масштаб. Со второй половины семнадцатого века Париж заменил Рим как художественную столицу Европы, роль которой не уйдет до двадцатого века. Французские модели распространяются по всей Северной Европе в конце века, например, особняк между внутренним двором и садом, который действительно развивается из Парижа на протяжении всего столетия, французские сады, установленные для Андре Ле Нотр, мебель стиля Людовика XIV или великие королевские резиденции европейских судов, построенные по образцу Версальского дворца.
Купол Инвалидов в Париже, пример классической французской архитектуры.
На протяжении века искусство во Франции воплощено великими деятелями во всех областях искусства. Политический контекст благоприятствует этому подражанию: художественный контроль очень живой, будь то королевский, церковный или частный. Коллекция произведений искусства, ранее неразвитых, распространяется в аристократических кругах, королевские коллекции значительно обогащаются, особенно при Людовике XIV. Суверены проводят крупные кампании по планированию городов, особенно в Париже, которые должны быть в состоянии конкурировать с Римом и другими крупными европейскими столицами, такими как Мадрид и Лондон. Создаются дворцы, создаются большие королевские площади, строятся мосты и больницы. Лувр и Тюильри значительно расширены под Генрихом IV, Людовиком XIII и Людовиком XIV.
Тридентская контрреформация и последующее возрождение благочестия после разделения войн религии привели к строительству или реконструкции церквей в стиле барокко или классики. Их наборы являются неисчерпаемыми источниками работ для художников и скульпторов. В семнадцатом веке они будут часто формироваться в Риме, который является тогда художественной столицей Европы, прежде чем вернуться во Францию, где они импортируют последние стилистические новинки. Это случай Симона Вуэ, возвращение которого в Рим в 1627 году является важной датой эволюции живописи во Франции. Французская школа Каравагеске родилась в Риме в 1610-х годах, а также Вуэ, замечательная фигура Валентина де Булонь. Два величайших художника века Николас Пуссен и Клод Лоррен выполняют почти всю свою карьеру в Риме, но оказывают значительное влияние на французскую живопись за всю свою жизнь.
Во Франции Париж становится художественной столицей, привлекающей художников со всей страны, но несколько провинциальных фокусов отличаются своей живостью, как Тулуза, Лион и Лотарингия, где Жорж де Ла Тур, один из самых оригинальных представителей Караваджо. В Париже художники, столь же разнообразные, как братья Ле-Нэйн, Филипп де Шампейн, Эустаче Ле Сьюр, Чарльз Ле Брун, великий декоратор дворцов Людовика XIV, Пьер Мигнар и Гиацинт Риго, самый востребованный портретист в конце, работают , века.
Стиль Людовика XIII
В начале 17 века конец маньеризма и начало барокко во дворе Марии де Медичи и Луиса XIII совпали. Искусство этого периода показало влияние с севера Европы как с голландской, так и фламандской школ, а также с римскими живописцами контрреформации. Среди художников были дискуссии между сторонниками Рубенса (цвет, свобода, спонтанность, барокко) и сторонниками Николаса Пуссена (рисунок, рациональный контроль, пропорция, римский классицизм). В начале века каравагизм также выделялся, живописная тенденция под влиянием Караваджо и которая имела самый большой экспонат во Франции с Жоржем де ла Тур с его картинами, освещенными свечами.
Подобно тому, как тенебризм был успешным в провинциальной Франции, классицизм укоренился во дворе и в Париже, между аудиторией аристократов и высшей буржуазией. В французском классицизме времен Людовика XIII доминировали фигуры двух художников, которые работали в Риме: Николас Пуссен и Клаудио Лорена, и в свою очередь были в значительной степени подвержены влиянию классицизма Аннибале Карраччи и его последователей. Из последних особенно выделяются ландшафты, которые влияют на романтизм. И Пуссен, и Лорена удовлетворили все вкусы французских коллекционеров, особенно Ришелье и Мазарино, которые приобрели свои работы.
Другой художник, который также развивал свою карьеру в Риме, но чьи работы были приобретены во Франции, был Гаспард Дугет. В Париже работали Лоран де Лай и Жак Стелла.
Во французском дворе портрет также культивировался, особенно в этот момент работа Филиппа де Шампейна, культивировавшего как простой, интимный портрет большого психологического проникновения, так и придворного, в котором они представили себя королям и великим деятелям с все их великолепие. Обычно вырезанный портрет стоит с такими принадлежностями, как колонны или шторы. В картинах Ф. Де Шампейна есть два портрета Людовика XIII, тройной портрет кардинала Ришелье и портреты членов янсенистов, группа, к которой он принадлежал с 1645 года.
красивый слог
В середине века господство было аттика, стиль отличался своеобразными изысканностями. Представляют эту тенденцию: Эустаче Ле Сьюр, Себастьян Бурдон, Николя Шаперон и Николас Лойр.
Это ток, который произошел в основном в Париже. Они писали от имени покровителей, как церкви, так и мирян.
Актики предпочитали представлять темы классической древности, рассматривая их драгоценным образом. Композиции просты, но в них включены сложные коды и символы, которые утонченные комиссары знали, как расшифровать.
Персонажи появляются в спокойном, расслабленном, статическом отношении. Они были одеты элегантно, с одеждой, которая складывалась и волнилась в классической манере. Жесты были нежными, выражения холодными.
Преобладает рисунок на цвет, являющийся этой мягкой тональностью, как серый или розовый. Единственный цвет с определенной интенсивностью — синий.
Они наклеены на склеенные ткани непосредственно на французской доске.
Суд Людовика XIV
Хотя с некоторым предшественником Николас Пуссен стал художником суда. Большая часть его жизни была проведена в Риме. Кардинал Ришелье приказал ему вернуться во Францию, чтобы удерживать эту должность около года, умирая в 1665 году. Пуссен является автором трактата «Выражение страстей».
Во время правления Людовика XIV классицизм отождествлялся с «великим вкусом», самым влиятельным человеком был Чарльз Ле Брун, аттик в юности, который обозначал официальный стиль того времени. Хотя инициатором считается Саймон Вуэ, бывший tenebrist, несомненно, Le Brun академическая фигура par excellence, и кто лучше знал, как защитить художественный идеал Короля Солнца. Он был назначен Первым живописцем короля в 1664 году и руководил работой Версаля.
Создание в 1648 году Королевской академии изящных искусств под эгидой кардинала Мазарини сыграло важную роль в создании официальных художественных линий на службе монархии.
Благодаря Академии и орденами короля Людовика XIV для украшения Версальского дворца классицизм сделает эту тенденцию официальным движением Франции и окажет большое влияние на поколение французских живописцев и остальной Европы.
Пьер Мигнар, преемник Ле Бруна, следовал той же тенденции, но с большей щедростью.
Академия установила иерархию жанров в живописи, занимая последнее место пейзажа и являясь самым благородным из жанров в истории живописи. Это использовало очень яркую живописную риторику и строгий смысл того, что считалось достойным.
В 1672 году Ле Брун выступает за линию (Пуссен) в ущерб цвету (Рубенс). Таким образом, он дает характер и нормализует классический стиль, работа Пуссена символизирует достоинства ясности, логики и порядка, принципы академизма.
На портрете суда были показаны Гиацинт Риго и Николас де Ларгильер. Этот, и Жан Жувенет олицетворяют последние моменты этого течения.
Стиль
Как и в других дисциплинах, классицизм в живописи стремится к идеалу совершенства и красоты, вдохновленному тем, что считается тогда добродетелями древности.
Изготовлены фресковые композиции, особенно для украшения куполов, а масла на холсте меньше обычного размера барочной живописи.
Картина выбирает благородные темы и предпочтительно вдохновлена античностью или греко-римской мифологией. Тем не менее, религиозные картины также были частыми. Портрет также культивируется, начиная с царского, в щедрых аранжировках и следования за дворянами и буржуа, которые хотели, чтобы их изображали.
Наконец, пейзаж приобретает большое значение, рассматривается как «итальянский стиль», то есть взгляды со зданиями в перспективе и придающие большое значение свету. Художники записали естественный, но затем воссоздали эти пейзажи в своих исследованиях, используя их в качестве украшения для мифологических сцен.
Композиция и рисунок должны иметь приоритет над цветом и концепцией соблазнения чувств. Композиции закрыты, стремясь к схеме пирамиды, с центрированными фигурами; он не представлен реализмом, а скорее идеализированы персонажи. Они позируют, спокойно, избегая принудительных или преувеличенных поз, столь характерных для барокко.
В скульптуре фигуры Жака Саразина, Франсуа Ангиера появляются в первой половине века. Под Людовиком XIV выделяются Пьер Пьюджет, который также является художником и архитектором, а Франсуа Жирардон и Антуан Койсевокс, которые работают над великими орденами короля в Версале и Париже вместе с Мартином Дежардином, голландского происхождения. В архитектуре Саломон де Броссе, Жак Лемерсье и Франсуа Мансар развивают словарь классической французской архитектуры, найденный в замках и особняках, которые они строят для короля и аристократии. Под Людовиком XIV любимыми архитекторами короля являются Жюль Хардуин-Мансар и Луи Ле Вау.
Французское влияние также проявляется и в других искусствах: дизайнер садов Андре Ле Нотр создает каноническую формулу французского сада, который быстро распространяется по всей Европе. Французская мебель становится образцом, благодаря творчеству краснодеревщика Андре-Чарльза Буля. Известные граверы, такие как Жак Калло и Абрахам Боссе, а также известные ювелиры со всей Европы, сделали Grande Argenterie от Louis XIV, к сожалению, всего через несколько лет после его создания, чтобы покрыть военные расходы. Король.
Искусство гобелена снова разразилось во Франции в семнадцатом веке благодаря созданию Королевской мануфактуры гобеленов. Королевская академия живописи и скульптуры была основана в 1648 году и позволила централизовать художественное творчество в королевстве, санкционируя эволюцию статуса живописцев и скульпторов, воспринимаемых уже не как простые мастера, а как настоящие практики либеральных искусств, как люди из писем или ученых. Во второй половине века Париж заменил Рим как сердце европейских художественных дебатов, а в архитектуре модель дворца Версаля и французская частная особняк, особенно для внутреннего декора, имеют длительное влияние в Европе.
Некоторые из самых известных архитектурных достижений Grand Siècle — это Версальский дворец, замок Во-ле-Виком, комплекс Инвалидов, площадь Вогезов, площадь Вандом, квадратный двор и колоннада Лувра, а также как Pont Neuf в Париже. Военная архитектура воплощена в нововведениях Вобана, который укрепляет побережье и границы страны через сеть цитадели и фортов, спроектированных рационально в клетчатом узоре.
Декоративное искусство
Стиль Людовика XIII
Стиль Людовика XIII отражает многочисленные испанские, фламандские и итальянские влияния, лишенные «национального» характера, которые позднее утверждал «Луис XIV», или французский французский («французский вкус»), характерный для прошлого века (стиль «Renacimento»).
Он характеризовался прямыми линиями, которые придают ему суровый вид, иногда закаленный декоративным богатством. Ноги обычно находятся в форме колонны, они поднимаются из квадрата châssis à boules, хотя большинство из сохранившихся примеров имеют фронтон в балюстрадах или à décor tourné, с энтузиазмом («скобкой») в форме H, с передними ногами, соединенными наверху декоративной арматурной перекладиной. Среди другой мебели шкафы в эбеновом стиле выделяются, с простыми линиями, квадратной и массивной структурой. Украшение выгравированных листьев и цветов сопровождает сцены религиозных или мифологических тем, с небольшим заметным облегчением. Декоративное изобилие обозначает происхождение фламенко, которое воспроизводится местными ремесленниками. Ввоз итальянской продукции кардиналом Маццарино привел к подражанию роскоши среди дворянских дворян, которые привлекали иностранных мастеров. Знаменитый голландский краснодеревщик Пьер Голле и итальянцы Доменико Куччи и Филипп Каффери работали в Лувре. Француз Жан Масе де Блуа, прошедший подготовку в Нидерландах, работал в Короне и создал французскую школу маркетри, в которой впоследствии выступил Андре Чарльз Боул.
Стиль Людовика XIV
Стиль Людовика XIV характеризовался все более роскошной мебелью, но вопреки прежним стилям не был вдохновлен архитектурой. Дискета («прибор»), богато украшенная штукатуркой и инкрустациями, была пронизана архитектурой. дерева и буржуазного («буржуазного»), в массивном лесу, симметрия была абсолютной и показной. Источники мотивов были итальянскими и старыми (Rome victorieuse, gracieuse, Jules César и т. Д.). Панно обладал характерным стилем: их можно было отливать в четырех углах, в верхних и нижних углах, или даже в цитресах. ноги были сделаны в балясинах или консолях. Антресоты пошли от формы в H к форме в X. Маркетри знала важное развитие с маркетоном Буль (Андре-Чарльз Боул).
Сочетание барочной (триумфальной и величественной) и классической эстетики (торжественной и героической) стиль Людовика XIV считался особенно подходящим для выражения абсолютизма Бурбонов. Он достиг своего зрелости между 1685 и 1690 годами под руководством Чарльза Ле Бруна, который руководит оформлением галерейных гл. («Зеркальной галереи») Версаля и Кольберта, который в 1662 году купил для короны производство Гобеленов, где организует под названием «Производство Royale des Meubles de la Couronne» производство мебели, предназначенной для королевских резиденций, идеальный пример реального производства «колбертиста».
Работа Boulle свидетельствует о превосходстве, достигнутом мастерством и изготовлением шкафов времени. Приняв идеальный стиль Ле Бруна, с классическим репертуаром, он создал мебель, в которой выражалось величие («величие»), которое предназначалось. Его техника, крещенная его именем, обозначает тип маркетри, состоящий из écaille de tortue («черепаха») из латуни, эмали и слоновой кости. Характерна вибрация света на поверхности, а также большое разнообразие гальветов и комнат мебели и богатства материалов.
На рубеже веков композиции Буля были пронизаны стилем великого декоратора Джин Берена, который вместе с Пьером Лепоре привнес новый оттенок декоративного искусства, освободив их от торжественного классицизма, которого требовал Ле Брун, и развиваясь в направлении стиль Регентства (теперь в период рококо).
Наиболее характерной мебелью стиля Людовика XIV была фаутуй («кресло»), а также кровати, консоли (с двумя или тремя рядами ящиков, модель, созданная в 1690-е годы), столы, зеркала, гауридоны (круглые доски с штативы) из мелколесной и позолоченной древесины, также называемой факерами) и большими шкафами (прямоугольный план, выступ и сложное литье). Бюро — это эволюция кабинета с одним из лучших примеров в бюро Мазарини.
Садоводство и озеленение
Французский сад или «à la française» (jardin à la française), 18 из которых сады Версаля, Vaux-le-Vicomte и Chantilly (все от André Le Nôtre) являются яркими примерами, были моделью садоводства, напротив английских сад.
шантильи
Большим успехом был трактат Антуана Джозефа Дезальера д’Аргенвиля, «La Téorie et la pratique du jardinage», «О любви» и «Приключения 1709, 1713 и 1732 гг.».
Музыка
Его не следует путать с музыкальным классицизмом, хронология которого позже (конец восемнадцатого и начала девятнадцатого).
Литература и философия
Французская литература исключительно жива на протяжении всего семнадцатого века. В частности, театр, который был слаборазвитым в эпоху Возрождения, находится в полном разгаре с трагедиями Пьера Корнеля и Жана Расина, комедий Мольера и создания Комеди-Франсезы. Поэзия процветала особенно в первой половине века с Агриппой д’Обинье, Тоофилем де Виау и Франсуа де Малхербе. Роман является большим успехом у La Princesse de Cleves г-жи де ла Фейет, но также и комических произведений Пола Жорье д’Арре и Л’Астри и Пола Скаррона. Царство Людовика XIV отмечено авторами, чьи самые знаменитые писания с тех пор считались в каждом жанре классиками французского языка и литературы: «Фонтан» и его «Басни», «Боссет» и его похороны, Николя Буало и его поэтическое искусство, определяет классический идеал века, Расин, который приносит классическую трагедию до наивысшей степени совершенства, Мольера для комедии и Чарльза Перро с его рассказами, которые фиксируют французскую устную традицию. Среди мемориалистов, которые поставили портрет времени, — кардинал де Рец, мадам де Севин и Сен-Симон. Самые известные моралисты — Ла Бруйер со своими персонажами и Ла Рошфуко с его Максимами. Французская философия занимает видное место в Европе благодаря возрождению картезианской мысли. В дополнение к Декарту, это время Паскаля, Мерсенна, Гассенди и Пьера Бейля.
Версаль, модель для Европы
Во второй половине века Людовик XIV установил суд за пределами Парижа в районе, созданном его отцом недалеко от столицы Версаля. Он постепенно расширил первоначальный замок и создал огромные сады с нуля, чтобы стать крупнейшим королевским дворцом в Европе, символом монархического абсолютизма и французской власти. Влияние Версальской модели заметно с конца XVII века и на протяжении всего восемнадцатого века: тип большого дворца, погруженного в парк на окраине столицы, воспроизводится всеми европейскими государями: дворец Казерта для короля Неаполя, Сан-Суси в Потсдаме для короля Пруссии, Петергофа для царя России и т. Д. Влияние не только архитектурное: образ жизни и французский лейбл тоже имитируются.
Если французское культурное влияние имеет решающее значение в Европе в восемнадцатом веке во всех областях, подкрепленное духом Просвещения и непрекращающейся жизненной силой искусства, Франция постепенно конкурирует на политическом и военном уровнях, так что термин «Великий Siècle» не применяется Для него. Семнадцатый век и царство Людовика XIV были воздвигнуты как образец времен Людовика XV и считались золотым веком, временем, когда Франция добровольно заявляет о себе на всех уровнях, культурных как политических и военных.
Архитектура барокко во Франции / История архитектуры / www.Arhitekto.ru
Под влиянием традиций ренессанса французское барокко имеет более спокойный характер, чем в Италии — барокко классического направления. В архитектуре дворцов, замков и городских особняков строгость стиля всегда преобладает над художественной фантазией.
Вначале французское барокко находится под сильным влиянием ренессансных традиций, которые удерживаются здесь вплоть до первой четверти XVII в. Новое поколение архитекторов создает движение, заведомо противоположное радикальному итальянскому барокко.
Ранний период архитектуры барокко во Франции связан с первой третью XVII века — временем правления Людовика XIII (1610-1643 гг.). Основными представителями его были зодчие Жак Лемерсье и Франсуа Мансар.
Для периода Людовика XIV (1643-1715 гг.) характерен размах и широта концепций архитектурных комплексов и отдельных общественных и частных зданий.
Ведущим архитектором того периода был Ж.
Во Франции XVII в. замковая архитектура продолжала развиваться в направлении, восходящем к четырехугольным в плане крепостям-замкам Филиппа II Августа. Замок освобождился от всех оборонительных функций, постепенно обретая упорядоченную и симметричную форму с четко выделенным главным зданием и двумя боковыми крыльями.
В середине века под Парижем появились Мезон и Во — непревзойденные шедевры, в которых сливаются воедино традиция изолированного строения (Блеранкур, Бальруа) и П-образного в плане замка с внутренним двором (Куломье, Ришелье). Теперь замок представляет собой обширный ансамбль, включающий подъездные пути, служебные помещения, прилегающие окрестности и сады. Лишенный отныне крыльев, о которых напоминает вытянутая по бокам кровля, он стал более открытым внешнему миру, что влечет за собой новое расположение жилых помещений на первом этаже. Частный замок канул в небытие при Людовике XIV, но с наступлением XVIII в. появился вновь в облике «загородного дома».
Архитектура церковных сооружений ориентируется на римские, прежде всего центрические по своей композиции, типы. Однако для французской архитектуры характерна своя логика, иное понимание тектоники и организации пространства. Фасады решаются большим ордером, чему подчиняется вся планировочная схема. Особенно большой роскошью отличаются интерьеры.
Французское искусство XVII в.
Жак Лемерсье
Франсуа Мансар. Замок Мэзон-Лафитт
Луи Лево. Замок Во ле Виконт
Дворцово-парковый ансамбль Версаль
Версаль — наследие «века Людовика XIV»
Жюль Ардуэн Мансар
Фасады Лувра
Интерьеры в «стиле Людовика XIII»
Пышный «стиль Людовика XIV» в интерьере
Парижский дворец (отель)
Французский парк
Королевская площадь
Французская культура XVIII в.

Источники
Архитектурный тур по Франции в стиле барокко
Maisons Laffitte, Франция | © Pack-Shot / Shutterstock | © Pack-Shot / Shutterstock
Alex Ledsom
19 июня 2018 г.
Архитектура в стиле барокко относится к определенному периоду французской истории и имеет особый вид. Это оказало невероятное влияние на другие здания во Франции и широко копировалось во всем мире. Приходите совершить экскурсию по некоторым из самых восхитительных зданий в стиле барокко во Франции.
Когда мы говорим об архитектуре барокко во Франции, следует четко понимать, что мы говорим об архитектуре позднего барокко, датируемой 1675-1725 годами. Этот период возглавляла Франция, в отличие от Италии, где родилась архитектура барокко и где итальянские церкви начали движение с 1600 года. При Короле-Солнце Людовике XIV, вероятно, одним из самых известных шедевров барокко во Франции является Версальский замок.
Версальский дворец | © younes_bkl / Shutterstock | © younes_bkl / Shutterstock
Архитектурный стиль, предшествовавший барокко, был Ренессанс, который был очень чистым, непритязательным и где здание рассматривалось как непрерывная поверхность, и ваш взгляд не привлекал ни одну часть структуры. Барокко наоборот. Он трехмерный, богато украшенный, и у каждой части есть что-то особенное, что можно добавить к зданию. Там, где ренессансная архитектура была круглой или квадратной, барокко имеет овальную и эллиптическую форму, как в случае с Люксембургским дворцом в Париже. В некоторых случаях архитекторы хотели проектировать церкви сложной формы, например, в форме имени Людовика XIV или в форме пчелы. В Люксембургском дворце впервые основной части здания было уделено немного больше внимания, чем боковым частям, как это было раньше.
Люксембургский дворец, Париж | © Роберт Крам / Shutterstock | © Robert Crum / Shutterstock
Построенный известным французским архитектором Франсуа Мансаром (который известен тем, что кропотливо знакомит Францию с архитектурой барокко), Шато-де-Мезон-Лаффит известен как здание, которое действительно объединяет замки 16-го века с 18-м. дачные домики века. Он известен своими высокими волнистыми шиферными крышами, перемежающимися террасами, с которых открывается великолепный вид на здание и парки. Общий эффект заключается в гармонии во всем здании, но также и в движении. Создается впечатление, что здание больше, чем оно есть на самом деле.
Знаменитый исторический замок Мезон-Лаффит, недалеко от Парижа, Франция | © Петр Коваленков / Shutterstock | © Петр Коваленков / Shutterstock
Архитектор, руководивший последними работами в Версальском замке, был тем же человеком, который спроектировал купол Дома Инвалидов. Это одно из самых известных зданий Франции, посвященное военной истории и где похоронен Наполеон. Людовик XIV хотел построить здание, в котором могли бы быть похоронены инвалиды — обедневшие ветераны войны во Франции. По просьбе короля архитектор Жюль Ардуэн Мансар (племянник Франсуа Мансара) построил купол в качестве центральной точки для королевской семьи, чтобы использовать ее в качестве часовни. Он был основан на базилике Святого Петра в Риме и имеет высоту 107 метров. Это здание оказало огромное влияние на зарубежных архитекторов, таких как сэр Кристофер Рен, спроектировавший собор Святого Павла в Лондоне.
Дом Инвалидов, Париж | © Антон_Иванов / Shutterstock | © Anton_Ivanov / Shutterstock
Замок Дампьер тоже был построен младшим Мансаром для герцога Шевреза в долине Шеврез, недалеко от Версаля. Он состоит из главного здания, окруженного меньшими постройками вокруг двора, и стал синонимом стиля позднего барокко.
Замок Дампьер, Франция | © Pack-Shot / Shutterstock | © Pack-Shot / Shutterstock
Поскольку вы здесь, мы хотели бы поделиться нашим видением будущего путешествий и направлением, в котором движется Culture Trip.
Culture Trip запущен в 2011 году с простой, но страстной миссией: вдохновить людей выйти за свои границы и испытать то, что делает место, его людей и его культуру особенными и значимыми — и это все еще в нашей ДНК сегодня. Мы гордимся тем, что уже более десяти лет миллионы людей, таких как вы, доверяют нашим отмеченным наградами рекомендациям людей, которые глубоко понимают, что делает определенные места и сообщества такими особенными.

Мы все больше верим, что миру нужны более содержательные, реальные связи между любознательными путешественниками, стремящимися исследовать мир более ответственно. Вот почему мы тщательно отобрали коллекцию премиальных поездок для небольших групп в качестве приглашения познакомиться и пообщаться с новыми единомышленниками для получения уникальных впечатлений в трех категориях: Эпические поездки, Мини-поездки и Путешествия под парусом. . Наши Путешествия подходят как для индивидуальных путешественников, так и для друзей, которые хотят вместе исследовать мир.
Epic Trips – это увлекательные маршруты продолжительностью от 8 до 16 дней, которые сочетают в себе аутентичный местный опыт, увлекательные мероприятия и достаточно времени, чтобы по-настоящему расслабиться и впитать в себя все это. наши более длительные эпические поездки в течение 3–5 дней. Наши морские путешествия приглашают вас провести неделю, наслаждаясь морем и сушей Карибского моря и Средиземного моря.
Мы знаем, что многие из вас беспокоятся о воздействии путешествий на окружающую среду и ищут способы расширить кругозор таким образом, чтобы нанести минимальный вред и даже принести пользу.

Французское барокко — HiSoUR История культуры — Hi So You Are
Французское искусство 17-го века обычно называют барокко, но с середины до конца 17-го века стиль французского искусства демонстрирует классическую приверженность определенным правилам пропорции и трезвость, нехарактерная для барокко, как это практиковалось в Южной и Восточной Европе того же периода.
Название Grand Siècle (Великий век) обозначает во Франции семнадцатый век, который является одним из самых богатых периодов в истории этой страны. Первоначально использовавшийся для описания правления Людовика XIV (1661–1715), теперь историография применяет его к более длительному периоду, охватывающему весь семнадцатый век и начинающемуся с правления Генриха IV, который стал свидетелем восстановления королевской власти и конца религиозные войны – до смерти Людовика XIV, то есть с 1589 г. до 1715 года. В течение этого периода, отмеченного монархическим абсолютизмом, королевство Франции доминирует или, в противном случае, прочно отмечает Европу благодаря своей военной экспансии и постоянно растущему культурному влиянию. Во второй половине века дворы Европы в поисках радиации, княжеской или королевской, берут за образец «Короля-Солнце» и его атрибуты. Язык, искусство, мода и французская литература распространились по Европе. Очень влиятельное французское влияние, которое также будет характеризовать весь восемнадцатый век.
Стиль Людовика XIII
В начале XVII века при дворе Марии Медичи и Людовика XIII продолжали процветать тенденции позднего маньеризма и раннего барокко. Искусство этого периода демонстрирует влияние как севера Европы (голландская и фламандская школы), так и римских художников Контрреформации. Художники во Франции часто спорили о достоинствах Питера Пауля Рубенса (фламандское барокко, сладострастные линии и цвета) и Николя Пуссена (рациональный контроль, пропорции, римский классицизм).
Существовала также сильная школа Караваджо, представленная в тот период картинами Жоржа де Латура, освещенными свечами. Несчастные и бедняки почти по-голландски изображались на картинах трех братьев Ленен. В картинах Филиппа де Шампейна есть как пропагандистские портреты министра Людовика XIII кардинала Ришелье, так и другие, более созерцательные портреты представителей янсенистской секты.
Жилая архитектура
Однако при Людовике XIV барокко в том виде, в каком оно практиковалось в Италии, не нравилось французам (знаменитое предложение Бернини о перепланировке Лувра было отвергнуто Людовиком XIV). Путем пропаганды, войн и великих архитектурных работ Людовик XIV развернул обширную программу, направленную на прославление Франции и своего имени. Версальский дворец, первоначально крошечный охотничий домик, построенный его отцом, был преобразован Людовиком XIV в чудесный дворец для праздников и вечеринок. Архитектор Луи Ле Вау, художник и дизайнер Шарль Лебрен и ландшафтный архитектор Андре Ленотр творили чудеса: танцевали фонтаны; странствующие гуляки обнаружили в садах скрытые гроты.
Первоначальный толчок для этого преобразования Версаля, как правило, связан с частным замком Во-ле-Виконт, построенным для министра финансов Людовика XIV Николя Фуке. Устроив в 1661 г. пышный праздник для короля в только что отстроенной резиденции (Ле Брюн, Ле Вау, Ленотр, поэт Лафонтен, драматург Мольер находились под покровительством Фуке), министр был обвинен в растрате средств и был приговорен к пожизненному заключению. Архитекторы и художники под его патронажем работали над Версалем.
Двор Людовика XIV
В этот период министр Людовика Жан-Батист Кольбер установил королевский контроль над кустарным производством во Франции; отныне Франция больше не будет покупать предметы роскоши за границей, а сама установит стандарт качества. Этот контроль также проявился в создании академии живописи и скульптуры, которая поддерживала иерархию жанров в живописи («самым благородным», по словам Андре Фелибьена в 1667 году, была историческая живопись), активно использовала живописную риторику и строгое чувство приличия в предмете.
Мебель и интерьер этого периода относятся к стилю Людовика XIV; стиль характеризуется тяжелой парчой красного и золотого цветов, густой позолотой гипсовой лепниной, большими скульптурными буфетами и тяжелым мрамором.
В 1682 году Версаль был преобразован в официальную резиденцию короля; в конце концов был построен Зеркальный зал; на территории были построены другие замки меньшего размера, такие как Большой Трианон, и был проложен огромный канал с гондолами и гондольерами из Венеции.
Благодаря своим войнам и славе Версаля Людовик стал в определенной степени арбитром вкуса и власти в Европе, а его замок и этикет в Версале были скопированы другими европейскими дворами. Тем не менее тяжелые войны в конце его долгого правления и религиозные проблемы, вызванные отменой Нантского эдикта, сделали его последние годы мрачными.
Искусство
Именно в этот период во Франции процветали искусства во всех областях, в контексте мира, установившегося после религиозных войн конца шестнадцатого века и утверждения абсолютной власти короля. Если итальянское барокко влияет на французских художников, то в семнадцатом веке зарождается французский художественный словарь, заимствованный из классицизма, и отсылки к античному стилю, который постепенно будет иметь влияние в европейском масштабе. Со второй половины семнадцатого века Париж заменил Рим в качестве художественной столицы Европы, роль, которую он не оставит до двадцатого века. Французские модели распространились по всей Северной Европе в конце века, например, особняк между двором и садом, который действительно развивался из Парижа на протяжении века, французские сады, созданные Андре Ленотром, мебель в стиле Людовика XIV или большие королевские резиденции европейских дворов, построенные по образцу Версальского дворца.
Дом Инвалидов в Париже, образец классической французской архитектуры.
На протяжении всего столетия искусство Франции олицетворялось великими деятелями во всех областях искусства. Политический контекст благоприятствует этому подражанию: художественный контроль очень жив, будь то королевский, церковный или частный. Коллекция произведений искусства, ранее не развитая, распространяется в аристократических кругах, значительно обогащаются королевские коллекции, особенно при Людовике XIV. Суверены проводят крупные кампании по городскому планированию, особенно в Париже, который должен быть в состоянии конкурировать с Римом и другими крупными европейскими столицами, такими как Мадрид и Лондон. Строятся дворцы, создаются большие королевские площади, строятся мосты и больницы. Лувр и Тюильри значительно расширились при Генрихе IV, Людовике XIII и Людовике XIV.
Контрреформация Тридентии и последующее возрождение благочестия после разделения Религиозных войн привели к строительству или реконструкции церквей в стиле барокко или классицизма. Их наборы — неиссякаемый источник работы для художников и скульпторов. В семнадцатом веке они часто будут формироваться в Риме, который в то время был художественной столицей Европы, прежде чем вернуться во Францию, где они импортируют последние стилистические новинки. Это случай Симона Вуэ, чье возвращение в Рим в 1627 году стало важной датой для развития живописи во Франции. Французская школа Караваджа родилась в Риме в 1610-х годах вместе с Вуэ, замечательной фигурой Валентина де Булонь. Два величайших художника века, Николя Пуссен и Клод Лоррен, проводят почти всю свою карьеру в Риме, но при жизни оказали значительное влияние на французскую живопись.
Во Франции Париж становится художественной столицей, привлекая художников со всей страны, но несколько провинциальных очагов отличаются своей живостью, как Тулуза, Лион и Лотарингия, где Жорж де Латур, один из самых оригинальных представителей Караваджо. В Париже работают такие разные художники, как братья Ленэн, Филипп де Шампейн, Эсташ Ле Сюёр, Шарль Лебрен, великий декоратор дворцов Людовика XIV, Пьер Миньяр и Гиацинт Риго, самый востребованный портретист конца. . века.
Стиль Людовика XIII
В начале XVII века конец маньеризма и начало барокко при дворе Марии Медичи и Людовика XIII совпали. Искусство этого периода показало влияние с севера Европы как из голландской и фламандской школ, так и из римских художников Контрреформации. Среди художников возник спор между сторонниками Рубенса (цвет, свобода, непосредственность, барокко) и сторонниками Никола Пуссена (рисунок, рациональное управление, пропорции, римский классицизм). В начале века также выделялся караваджизм, живописная тенденция, на которую повлиял Караваджо и которая имела своего величайшего представителя во Франции с Жоржем де Ла Туром с его картинами, освещенными свечами.
Так же, как тенебризм имел успех в провинциальной Франции, классицизм укоренился при дворе и в Париже, между аудиторией аристократов и высшей буржуазии. Во французском классицизме времен Людовика XIII преобладали фигуры двух художников, работавших в Риме: Николя Пуссена и Клаудио Лорены, и, в свою очередь, на них особенно повлиял классицизм Аннибале Карраччи и его последователей. Из последних особенно выделяются пейзажи, оказавшие влияние на романтизм. И Пуссен, и Лорена удовлетворяли все вкусы французских коллекционеров, особенно Ришелье и Мазарино, приобретавших их работы.
Еще одним художником, который также развивал свою карьеру в Риме, но чьи работы были приобретены во Франции, был Гаспар Дюге. В Париже работали Лоран де Ла Ир и Жак Стелла.
При французском дворе также культивировался портрет, особенно в этот момент творчество Филиппа де Шампейна, культивировавшего как простой, интимный портрет большой психологической проницательности, так и придворный, в котором представлялись королям и великим фигуры во всем своем великолепии. Вырезанный портрет обычно стоячий, с такими аксессуарами, как колонны или портьеры. На картинах Ф. де Шампейна есть два портрета Людовика XIII, тройной портрет кардинала Ришелье и портреты членов янсенистов, к группе которых он принадлежал с 1645 г.
Аттикизм
В середине века мейнстримом был аттикизм, стиль, характеризующийся своеобразной изысканностью. Представляют это направление Eustache Le Sueur, Sébastien Bourdon, Nicolas Chaperon и Nicolas Loir.
Это течение, которое произошло в основном в Париже. Писали от имени меценатов, как церковных, так и мирян.
Атикисты предпочитали изображать темы классической древности, трактуя их драгоценно. Композиции просты, но в них включены сложные коды и символы, которые изысканные комиссары умели расшифровывать.
Персонажи появляются в спокойных, расслабленных, статичных позах. Они были элегантно одеты, одежда складывалась и колебалась в классической манере. Жесты были деликатны, выражения холодны.
Преобладает рисунок на цвете, это один из мягких тонов, как серый или розовый. Единственный цвет с определенной интенсивностью — синий.
Рисовали на клееной ткани прямо на френч доске.
Двор Людовика XIV
Хотя и с некоторым предшественником, Николя Пуссен стал придворным художником. Большую часть жизни провел в Риме. Кардинал Ришелье приказал ему вернуться во Францию, чтобы занимать эту должность около года, умершего в 1665 году. Пуссен является автором трактата «Выражение страстей».
Во времена правления Людовика XIV классицизм отождествлялся с «большим вкусом», а самой влиятельной фигурой был Шарль Лебрен, аттик в молодости, что обозначило официальный стиль того времени. Хотя инициатором считается Симон Вуэ, бывший тенебрист, Лебрен, несомненно, академический деятель по преимуществу, лучше всех сумевший защитить художественный идеал Короля-Солнце. Он был назначен первым художником короля в 1664 году и руководил работами в Версале.
Создание в 1648 году Королевской академии изящных искусств под эгидой кардинала Мазарини сыграло важную роль в создании официальных художественных направлений на службе монархии.
Благодаря Академии и заказам короля Людовика XIV на украшение Версальского дворца классицизм сделает это направление официальным движением Франции и окажет большое влияние на целое поколение французских художников и остальной Европы.
Пьер Миньяр, преемник Лебрена, следовал той же тенденции, но с большей щедростью.
Академия установила иерархию жанров в живописи, поставив на последнее место пейзаж и являясь самым благородным из жанров исторической живописи. При этом использовалась очень заметная изобразительная риторика и строгое понимание того, что считалось приличным.
В 1672 году Лебрен выступает за линию (Пуссен) в ущерб цвету (Рубенс). Таким образом, он придает характер и нормализует классический стиль, творчество Пуссена символизирует достоинства ясности, логики и порядка, принципов академизма.
На портрете придворных выделены Гиацинт Риго и Николя де Ларжильер. Этот и Жан Жувене олицетворяют последние мгновения этого течения.
Стиль
Как и в других дисциплинах, классицизм в живописи стремится к идеалу совершенства и красоты, вдохновленный тем, что тогда считалось добродетелями древности.
Фресковые композиции изготавливаются, специально для украшения куполов, маслом и на холсте меньшего размера, чем обычные барочные картины.
Картина выбирает благородные темы и предпочтительно вдохновлена античностью или греко-римской мифологией. Однако религиозные картины также были часты. Портрет также культивируется, начиная с портретов короля в роскошных аранжировках и заканчивая портретами дворян и горожан, которые хотели быть изображенными.
Наконец, большое значение приобретает пейзаж, обработанный в «итальянском стиле», то есть виды со зданиями в перспективе и придающие большое значение свету. Художники делали заметки о природном, но затем воссоздавали эти пейзажи в своих этюдах, используя их как декорации для мифологических сцен.
Композиция и рисунок должны иметь приоритет над цветом и концепцией соблазнения чувств. Композиции замкнутые, тяготеющие к схеме пирамиды, с центрированными фигурами; он не представлен реалистично, а скорее идеализированы персонажи. Они позируют спокойно, избегая вынужденных или преувеличенных поз, столь типичных для барокко.
В скульптуре фигуры Жака Саразина, Франсуа Ангье появляются в первой половине века. При Людовике XIV выделяются Пьер Пюже, который также является художником и архитектором, а также Франсуа Жирардон и Антуан Куазевокс, которые работают по великим заказам короля в Версале и Париже вместе с Мартином Дежарденом, голландцем по происхождению. В архитектуре Саломон де Бросс, Жак Лемерсье и Франсуа Мансар развивают словарь классической французской архитектуры, найденный в замках и особняках, которые они строят для короля и аристократии. При Людовике XIV любимыми архитекторами короля были Жюль Ардуэн-Мансар и Луи Лево.
Французское влияние проявляется и в других искусствах: дизайнер садов Андре Ленотр создает каноническую формулу французского сада, которая быстро распространяется по всей Европе. Французская мебель становится образцом благодаря творениям краснодеревщика Андре-Шарля Буля. Известные граверы, такие как Жак Калло и Абрахам Боссе, а также известные ювелиры со всей Европы изготовили Grande Argenterie Людовика XIV, к сожалению, всего через несколько лет после его создания, чтобы покрыть военные расходы. короля.
Искусство гобеленов снова расцвело во Франции в семнадцатом веке благодаря созданию Королевской мануфактуры гобеленов. Королевская академия живописи и скульптуры была основана в 1648 году и позволила централизовать художественное творчество в королевстве, санкционировав эволюцию статуса художников и скульпторов, которые больше не воспринимались как простые мастера, а как настоящие практикующие гуманитарные науки, как люди письма или ученых. Во второй половине века Париж заменил Рим как центр европейских художественных дебатов, а в архитектуре модель Версальского дворца и модель французского частного особняка, особенно для внутреннего убранства, имеют непреходящее влияние в Европе.
Одними из самых известных архитектурных достижений Великого века являются Версальский дворец, замок Во-ле-Виконт, комплекс Инвалидов, площадь Вогезов, Вандомская площадь, квадратный двор и колоннада Лувра. а также Пон-Нёф в Париже. Военная архитектура воплощена нововведениями Вобана, укрепляющего побережье и границы страны сетью цитаделей и фортов, рационально спроектированных в шахматном порядке.
Декоративное искусство
Стиль Людовика XIII
Стиль Людовика XIII отражает многочисленные испанские, фламандские и итальянские влияния, ему не хватает «национального» характера, который позже утверждал «Людовик XIV», или французского goût («французский вкус»), характерного для предыдущего века (стиль «Ренасименто»).
Для него характерны прямые линии, придающие ему строгий вид, иногда смягчаемый декоративным богатством. Ножки обычно имеют форму колонны, они возвышаются над квадратным châssis à boules, хотя большинство сохранившихся образцов имеют фронтон с балюстрадами или à decor tourné с антретуазом («подкосом») в форме буквы H, с передними ножками, соединенными сверху декоративной перекладиной. Среди другой мебели выделяются шкафы из черного дерева с простыми линиями, квадратной и массивной конструкцией. Украшение гравированными листьями и цветами сопровождает сцены религиозной или мифологической тематики, малозаметного рельефа. Декоративное изобилие свидетельствует о происхождении фламенко, которое воспроизведено местными мастерами. Ввоз итальянских продуктов кардиналом Маццарино привел к подражанию роскоши среди придворной знати, что привлекло иностранных мастеров. В Лувре работали известный голландский краснодеревщик Пьер Голле и итальянцы Доменико Куччи и Филипп Кафьери. Француз Жан Масе де Блуа, получивший образование в Нидерландах, работал на Корону и создал французскую школу маркетри, в которой позже выделился Андре Шарль Буль.
Стиль Людовика XIV
Стиль Людовика XIV характеризовался все более роскошной мебелью, но, в отличие от предыдущих стилей, не был вдохновлен архитектурой. Различают два типа мебели: d’apparat («прибор»), богато украшенный гипсом. и инкрустации, из цельного золоченого дерева, и буржуазные («буржуазные»), из цельного дерева, симметрия была абсолютная, а размеры показные. Источники мотивов были итальянскими и старыми (Рим-победительница, грациез, Жюль Сезар и т. Д.). Панно имели характерный стиль: они могли быть отлиты в четырех углах, в двух верхних и cintrés или даже cintres à ressauts. ноги были сделаны в балясинах или консолях. Антретуазы перешли от формы H к форме X. Маркетри претерпела важные изменения с маркетри Буль (Андре-Шарль Буль).
Сочетая эстетику барокко (триумфальную и величественную) и эстетику классицизма (торжественную и героическую), стиль Людовика XIV считался особенно подходящим для выражения бурбонского абсолютизма. Она достигла своего апогея между 1685 и 1690 годами под руководством Шарля Лебрена, руководившего украшением galerie des glaces («галереи зеркал») Версаля, и Кольбера, который в 1662 году купил для короны мануфактуру гобеленов, где организует под названием Manufacture Royale des Meubles de la Couronne производство мебели для королевских резиденций, являющейся прекрасным примером настоящего «кольбертистского» производства.
Работа Буля свидетельствует о совершенстве, достигнутом мастерством и краснодеревщиком того времени. Приняв идеальный стиль Лебрена, с классическим репертуаром, он создал мебель, которая выражала задуманное величие («величие»). Его техника, названная его именем, обозначает тип маркетри, состоящий из écaille de Tortu («чешуя черепахи») из латуни, эмали и слоновой кости. Характерна вибрация света на поверхностях, а также большое разнообразие украшений и украшений мебели и богатство материалов.
Композиции Буля на рубеже веков были проникнуты стилем великого декоратора Жана Берена, который вместе с Пьером Лепором привнес в декоративно-прикладное искусство новую живость, освободив его от торжественного классицизма, которого требовали Лебрен и развивается в сторону стиля Регентства (теперь в период рококо).
Наиболее характерной мебелью стиля Людовика XIV был fauteuil («кресло»), а также кровати, консоли (с двумя или тремя рядами ящиков, модель, созданная в 1690s), столы, зеркала, геридоны (круглые доски с треногами) из тонко вылепленного и позолоченного дерева, также называемые торшерами) и большие шкафы (прямоугольный план, карниз и сложная лепка). Бюро представляет собой эволюцию кабинета, одним из лучших примеров которого является бюро Мазарини.
Садоводство и ландшафтный дизайн
Французский сад или «французский сад» (jardin à la française), 18 из которых являются яркими примерами садов Версаля, Во-ле-Виконт и Шантийи (все работы Андре Ленотра), были садовая модель, напротив английского сада.
Шантильи
Большой успех имел трактат Антуана Жозефа Дезалье д’Аржанвиля «Теория и практика садоводства, или о том, что касается фонда изящных садов, апелляций сообщества садов собственности» (издания 1709, 1713 и 1732 годов).
Музыка
Не следует путать с музыкальным классицизмом, хронология которого более поздняя (конец восемнадцатого и начало девятнадцатого).
Литература и философия
Французская литература на протяжении всего семнадцатого века была исключительно живой. В частности, малоразвитый в эпоху Возрождения театр кипит трагедиями Пьера Корнеля и Жана Расина, комедиями Мольера и созданием Комеди-Франсез. Поэзия процветала особенно в первой половине века с Агриппой д’Обинье, Теофилем де Вио и Франсуа де Малербе. Роман пользуется большим успехом благодаря роману мадам де Лафайет «Принцесса де Клев», а также комическим произведениям Оноре д’Юрфе «Астре» и Полю Скаррону. Правление Людовика XIV отмечено авторами, самые известные произведения которых с тех пор считаются, каждое в своем жанре, классикой французского языка и литературы: Лафонтен и его басни, Босуэ и его надгробные речи, Николя Буало и его поэтическое искусство, которое определяет классический идеал века, Расин, который доводит классическую трагедию до высшей степени совершенства, Мольер для комедии и Шарль Перро с его рассказами, закрепляющими французскую устную традицию. Среди мемуаристов, доставивших портрет того времени, кардинал де Рец, мадам де Севинье и Сен-Симон. Самыми известными моралистами являются Лабрюйер со своими персонажами и Ларошфуко со своими максимами. Французская философия занимает видное место в Европе благодаря возрождению картезианской мысли.
Помимо Декарта, это время Паскаля, Мерсенна, Гассенди и Пьера Бейля.
Версаль, модель для Европы
Во второй половине века Людовик XIV установил двор за пределами Парижа в районе, созданном его отцом недалеко от столицы Версаля. Он постепенно расширил первоначальный замок и создал с нуля огромные сады, чтобы создать самый большой королевский дворец в Европе, символ монархического абсолютизма и французской власти. Влияние версальской модели заметно с конца XVII века и далее и на протяжении всего XVIII века: тип большого дворца, утопающего в парке на окраине столицы, воспроизводится всеми европейскими государями: дворец Казерта для короля Неаполя, Сан-Суси в Потсдаме для короля Пруссии, Петергоф для царя России и т. д. Влияние не только архитектурное: также имитируется стиль жизни и французский лейбл.
Если французское культурное влияние является решающим в Европе в восемнадцатом веке во всех областях, подкрепленное духом Просвещения и непрерывной жизненной силой искусства, Франция постепенно конкурирует на политическом и военном уровне, так что термин Великий век становится к нему не применяется.