Безбарьерная среда это: Что значит доступная среда
Не только пандусы: как работает безбарьерная среда
Доступ к социальной жизни для людей с ограниченными возможностями здоровья немало зависит от условий городской среды. Такая, казалось бы, мелочь, как пониженный поребрик существенно облегчает перемещение людей с инвалидностью. А что еще можно сделать для устранения барьеров?
Дорогу людям История доступной среды началась более полувека назад — после Второй мировой войны. Именно тогда в Европе впервые задумались о создании нового городского планирования для маломобильных граждан. Так, сначала была создана комиссия, защищающая права инвалидов, а после и законодательство, регламентирующее нормы, по которым проектируются здания. В СССР первые рекомендации по созданию доступной среды разрабатывались в начале 80-х, а затем в ООН приняли Конвенцию о правах инвалидов. Сейчас считается, что наличие безбарьерной среды — чуть ли не главный признак цивилизованного общества.
Безбарьерная среда ассоциируется у нас с пандусами, но на самом деле речь не только о них. Это комплекс условий для так называемых маломобильных групп населения (МГН). К ним относятся инвалиды, пожилые люди, которым непросто передвигаться по лестницам, и даже мамы, везущие коляски с маленькими детьми. Безусловно, для таких людей лавировать среди обилия бордюров — это каторга. Чтобы понять, как много в городе барьеров, достаточно прокатиться по нему на самокате. Поэтому в широком смысле безбарьерная среда — это элементарные и безопасные условия для наибольшего числа людей.
«Основная цель безбарьерной среды — сделать людей с ограниченными возможностями здоровья полноценными членами общества, — поясняет Маргарита Каурова, урбанистка, участница общественной кампании “Город без заборов”. — По статистике, большинство инвалидов-колясочников имеют высшее или среднее специальное образование. А значит, могут работать в интеллектуальной сфере. Но если это предполагает выезд в офис, а его здание не оборудовано ни парковкой для инвалидов, ни пандусами, ни лифтом, то о каком равноправии мы говорим?»
Движение на ощупь
Для слепых и слабовидящих тоже есть своя доступная среда: в основном это звуковое и тактильное оборудование. К звуковому относятся, например, «говорящие» светофоры, а тактильное — это все, что можно «потрогать»: разнообразные указатели, знаки разметки вблизи пешеходных переходов, входов в учреждения и выходов из них, а также пиктограммы, позволяющие инвалиду получить помощь и информацию в транспорте и местах общественного пользования.
Для незрячих устанавливают на улицах справочные стенды, где информация дублируется шрифтом Брайля. Благодаря этому человек может прочитать о месте, где он находится.
«Отдельного внимания заслуживает тактильная плитка — универсальные “дорожки” для слабовидящих, каждая из которых является настоящим навигатором. Рисунок на них хорошо ощутим даже через обувь с толстой подошвой, вдобавок его можно ощупывать специальной тростью. По рисунку незрячий может “прочитать” безопасное направление движения по улице, а также на вокзалах, при входе и выходе из зданий или метро», — комментирует Маргарита.
Лестницы и лифты
Лифтов и подъемников для маломобильных людей существует множество. Во-первых, часто используют специальный вертикальный подъемник. Он занимает мало места, легко монтируется и удобен, когда лифта нет. Но главное, он абсолютно безопасен в эксплуатации. Подъемник представляет металлическую платформу с поручнями, которая устанавливается у стены возле входа в здание и вызывается кнопкой на специальном стационарном пульте. Такая же кнопка расположена и на верхнем этаже здания. При загрузке пассажира поручни подъемника опускаются, позволяя человеку на коляске самостоятельно заехать на него. Платформа обладает нескользящей поверхностью, а ее края при движении поднимаются, образуя борта для безопасной транспортировки человека. Получается, что инвалид может сам управлять подъемником без посторонней помощи.
Во многих зданиях устанавливают только пассажирские лифты — это экономит ресурсы строителей. Почему же проектировщики не учитывают габариты инвалидных колясок? Складывается парадокс: лифт есть, но воспользоваться им представитель МГН не может, ведь коляска в него попросту не помещается.
Третий и особенно интересный вариант конструкции для МГН — лестничный подъемник. Его главная задача — быстро и комфортно переместить коляску через ступеньки. Как правило, это платформа, которая крепится к перилам или основанию лестницы и имеет механизм, поднимающий платформу вдоль перил. При этом она должна складываться, чтобы не загромождать проход по лестнице.
Главное — необходимо оборудовать пространство, чтобы представитель МГН смог сам пользоваться вспомогательной конструкцией без посторонней помощи.
Барьеры между людьми
Пандусы, низкопольные автобусы и многие другие вещи существенно упрощают жизнь МГН, но не всегда. В интернете стали знамениты истории о пандусах, которые упирались в стену; о слишком крутых спусках в переход, на которых колясочник почувствует себя как на американских горках; об обилии станций метро, где нет ни лифта, ни пандусов, а также о тактильной плитке, которая упиралась в столб.
«Наше законодательство поощряет развитие безбарьерной среды. Еще в 1992 году в России был принят указ “О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности”. Тогда было положено начало преобразованию условий с учетом потребностей инвалидов. Делать города доступнее для МГН — требование не только российского законодательства и жилищных стандартов, но и международного права. Но в действительности система пока не работает, поскольку в регионах должны быть прописаны санкции для должностных лиц и частных строителей за возведение объектов без доступной среды. Слаженного механизма пока нет», — поясняет специалист.
Однако самое главное в безбарьерной среде не пандусы и не шрифт Брайля. Необходимо менять отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. В школах Финляндии, например, дети-колясочники учатся вместе с другими ребятами в одном классе. А во многих странах (в том числе и в России) разрабатывают программы по трудоустройству инвалидов, например в области IT. В Германии людям с инвалидностью выделяют сопровождающих, в Швеции могут предоставить специальный автомобиль, а в Израиле солдат на коляске или костылях — абсолютно нормальное явление.
Основная цель безбарьерной среды — сделать окружающий мир комфортным и приспособленным для всех людей. Возможно, лет через двадцать такие условия будут нормой, а пандусы, лифты и тактильная плитка станут обязательным атрибутом каждого здания. По крайней мере, хочется в это верить.
Фото Светланы Якуповой
Материал опубликован в журнале NewTone
Доступная среда
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры
Открыть
Размер: 1568.17 КБ
План формирования доступной среды
Открыть
Размер: 205.94 КБ
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2025 годы
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы
Целью государственной программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
Задачи государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы
обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;
обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы
Подпрограммы
Подпрограмма 1 «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;
Подпрограмма 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов»;
Подпрограмма 3 «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы»
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
- развитие инклюзивного образования;
- создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
- формирование доступной среды.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения
инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п
- Федеральный перечень ОО, осуществляющих обучение по АООП для обучающихся с ОВЗ, включенных в государственную программу РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годов
- Приказ «Об утверждении плана мероприятий(«дорожной карты») МОиН РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования» 02.12.2015 №1399
- Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи
Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761″О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» Раздел V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства Пункт 2. Основные задачи «Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду. Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно — образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни»
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Рособрнадзора от 14. 08.2020 N 831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2014 N 33423)
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
- «Конституция Российской Федерации» (ст.8)
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
- Конвенция о правах инвалидов
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2017г. «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
- «О доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
Безбарьерная среда
Организация и обеспечение учебного процесса в Омском государственном университете путей сообщения
для образования лиц с ограниченными возможностями
В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа маломобильных
здания и помещения университета:
1. Специализированные стоянки для транспортных средств для инвалидов организованы в соответствии с ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 12.4.026;
Зарезервированное парковочное место для транспортных средств инвалидов
2. Корпус университета № 2, Студенческий учебный центр и Общежитие № 4 оборудуются элементами доступности (пандусы, поручни, кнопки вызова персонала и т.
Корпус университета 2, входная группа
Корпус университета 2, входная группа
Кнопка вызова персонала
Вход в санузел (Корпус 2)
Санузел для инвалидов (корп.2)
Вход в аудиторию (корпус 2)
Вход в студенческий центр с кнопкой вызова персонала и информационными знаками
Паспортная табличка студенческого центра шрифтом Брайля
Входная зона общежития 4 с пандусом для лиц с ограниченными возможностями
Табличка с названием студенческого общежития шрифтом Брайля
Студенческое общежитие 4 пандус для инвалидов с информационными табличками
Вход в специальную комнату для инвалидов (общежитие 4)
Вход для инвалидов санузел (общежитие 4)
Санузел, оборудованный специальными сантехническими приборами, душевой с откидными скамейками и поручнями для инвалидов (общежитие 4)
Раковина для инвалидов (общежитие 4)
3. Технические средства реабилитации, позволяющие передвигаться внутри и снаружи здания (коляска-коляска, передвижной гусеничный подъемник (предназначен для подъема и спуска людей в инвалидных колясках), и другие средства реабилитации).
Входная группа корпуса № 4 оборудована кнопкой вызова персонала
Паспортная табличка здания университета шрифтом Брайля
Инвалидное кресло и подъемник приобретены для обеспечения доступа лиц с ограниченными возможностями
Инвалидная коляска и подъемник приобретены для обеспечения доступа лиц с ограниченными возможностями
(корп. 4)
4. Информационные таблички о наличии ситуационной помощи инвалидам, выполненные в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52875
Информационные знаки, указывающие направление для лиц с ограниченными возможностями от остановок общественного транспорта.
Информационные знаки, указывающие направление для лиц с ограниченными возможностями от остановок общественного транспорта.
Информационные знаки, указывающие направление для лиц с ограниченными возможностями от остановок общественного транспорта.
Информационные знаки, указывающие направление для лиц с ограниченными возможностями от остановок общественного транспорта.
5. Разработана Программа организации и оснащения образовательного процесса по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения» и его филиале (2015-2017 годы).
6. Приобретены специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов:
• • Стол с микролифтом — 2 шт.
• • Адаптированная клавиатура — 1 шт.
• • Выносная кнопка (большая) — 1 шт.
• • Выносная кнопка (маленькая) — 1 шт.
• • Джойстик — 1 шт.
• • Приемник беспроводной связи — 1 шт.
• • Система для слабослышащих — 1 шт.
• • Ноутбуки – 2 шт.
• • Брайлевский дисплей — 1 шт.
• Видеоувеличитель – 1шт.
7. При условии:
— Рабочее место для студентов с проблемами опорно-двигательного аппарата:
• Стол с микролифтом.
• Адаптированная клавиатура.
• Кнопки пульта (большие и маленькие).
• Джойстик.
• Приемник беспроводной связи.
• Ноутбук.
— Рабочее место для слабовидящих и слабослышащих:
• Стол с микролифтом.
• Система для слабослышащих.
•Ноутбук.
• Дисплей Брайля.
• Видеоувеличитель
Безбарьерный дизайн — Социальная экология зданий
Проблема
Застроенная среда должна быть полностью доступна и удобна для всех. В 2006 году Конвенция ООН о правах инвалидов предусматривала равные возможности, участие и доступ для всех людей. Доступность во всех частях зданий, транспортных средств и информационных систем — застроенной среды — недостаточна: в 2018 году только около 2% квартир и домов на одну семью в Германии были спроектированы так, чтобы быть полностью безбарьерными (Statistische Ämter des Bundes). und der Länder, Tab. 6). Кроме того, в большинстве случаев инвалидность возникает в более позднем возрасте; только 3% являются врожденными (Destatis 2020, стр. 13). А демографические изменения приводят к увеличению потребности в доступной среде. Инклюзивная архитектура должна обеспечивать независимое и легкое использование зданий людьми с нарушениями и ограниченными возможностями (Sikiba & Züger, 2016, стр. 22), а также информировать об их потребностях. Как можно реализовать доступность и инклюзивную архитектуру с точки зрения дизайна и как можно адаптировать искусственную среду?
Общее описание
Доступное планирование означает думать о будущем старения и, таким образом, строить или реконструировать таким образом, который с самого начала является безбарьерным, инклюзивным и адаптируемым. Этап планирования предлагает наибольший потенциал для обеспечения доступности и удовлетворения потребностей людей с ограниченными возможностями в дальнейшем (DGNB 2018, стр. 414). Гибкость в виде гибких планов этажей и адаптируемой архитектуры, например, в виде каркасной конструкции, облегчают последующие преобразования, а также перепрофилирование и устраняют необходимость перемещения в случае инвалидности или ограничений, возникающих позже.
Безбарьерный и инклюзивный дизайн включает в себя следующие принципы и требования: бесступенчатая доступность, визуально и тактильно контрастный дизайн и соблюдение принципа двух органов чувств (не менее двух из трех органов чувств: зрения, слуха и осязания должны обращаться). Необходимо учитывать требования к помещениям, инфраструктуре, доступу к открытому пространству, конструктивному оформлению, а также конструкциям общественных пространств. Для бесступенчатого доступа необходимы лифты, пандусы с максимальным уклоном 6% и бесступенчатые переходы на открытые пространства, коммерческие помещения, квартиры, места общего пользования, лестничные клетки, ванные комнаты, туалеты, балконы, террасы и сады (BBSR 2016). , стр. 251). Конструкция, доступная для инвалидных колясок, по-прежнему включает двери с минимальной шириной 0,9 мм.м, коридоры шириной не менее 1,5 м, а также специально оборудованные кухни, ванные комнаты и туалеты. Также должны быть предусмотрены парковочные места для водителей с ограниченными физическими возможностями. Зоны отдыха, автоматические двери, датчики громкой связи, звуковые системы и системы безопасности, а также таймеры управления освещением могут дополнить доступный дизайн. Использование высококонтрастных цветов и систем наведения также облегчают ориентацию слепым и слабовидящим людям. На взаимодействие пользователей с их искусственной средой влияет выбор систем и материалов. Кроме того, тактильные поверхности могут передавать информацию и обеспечивать ориентацию. Нескользящие поверхности поддерживают ходьбу с тростью и обращение с инвалидной коляской. Поручни на стенах и в таких местах, как ванные комнаты и лестничные клетки, также имеют решающее значение при проектировании для людей с ограниченной подвижностью (редакционная группа AD, 2019 г. ).).
Пример
В Kalkbreite Zürich в основном имеются коммерческие помещения с безбарьерным доступом, общие внутренние и наружные пространства, сады, квартиры, лестницы и лифты. Сами квартиры также либо адаптируются к потребностям, либо уже спроектированы в соответствии с пространственными требованиями пользователей инвалидных колясок – только дизайн и оборудование ванных комнат, адаптированных для инвалидных колясок, были разработаны в соответствии с пожеланиями первых жильцов и, таким образом, указаны (Genossenschaft Kalkbreite n.y.) . Кроме того, на территории есть парковочные места для водителей с ограниченными возможностями. В Калькбрейте также были реализованы возможности для участия и дизайна для детей.
В Quartier WIR Berlin применена почти безбарьерная архитектура; Полную доступность по соседству реализовать не удалось. Квартал для межпоколенческого проживания доступен во всех зданиях и этажах с лифтами, доступными для инвалидных колясок. Интегрированы беспороговые переходы во дворе и во дворе, а также душевые в уровне пола в квартирах. Кроме того, зоны общего пользования и треть квартир являются безбарьерными. Концепция использования также носит инклюзивный характер и ориентирована на социальные нужды.
Отель c13 Berlin безбарьерный в общественных местах. В дополнение к лестнице и лифту для доступа на первый этаж доступен пандус с максимальным уклоном 6%. Коридоры имеют минимальную ширину 1,5 м; входные двери не менее 0,9 м.
Лестница и лифт на с13 © Bernd Borchardt Входная зона без порогов на Sargfabrik © Michael PrytulaБезбарьерное соединение зданий на Sargfabrik © Marlene HildebrandtБезбарьерный дизайн во внутреннем дворе Generationenwohnen © Marlene Hildebrandt Извлеченные уроки и синергияИнклюзивная архитектура и безбарьерное планирование могут способствовать облегчению жизни людей с ограниченными возможностями и инвалидностью в соответствии с их потребностями, чтобы обеспечить, как это предусмотрено в статье 9 Конвенции ООН о правах лиц с ограниченными возможностями, «[…] независимый образ жизни и полное участие во всех сферах жизни[…]» (Beauftragte der Bundesregierung für die Belange von Menschen mit Behinderungen 2017, стр. 13). Таким образом, они могут иметь устойчивое социальное воздействие. Это требует постоянного избегания барьеров при планировании, долгосрочного мышления и устранения или преобразования существующих структурных барьеров. Более высокие требования к площади и системы разработки требуют инвестиций, но создают большую устойчивую добавленную стоимость. Совместное планирование и инклюзивное использование людьми с ограниченными возможностями, детьми и пожилыми людьми важны на пути к инклюзивной архитектуре (Herwig 2008, стр. 162).
Источники
Редакционная группа AD (2019): Отчет о тенденциях: инклюзивный дизайн. По состоянию на 28 апреля 2021 г. https://www.archdaily.com/915588/trends-report-march-2019-inclusive-design
Bundesinstitut für Bau-, Stadt- und Raumforschung (BBSR) (Hrsg.) (2016) ): Zukunft Bauen: Forschung für die Praxis|Band 01: ready – vorbereitet für altengerechtes Wohnen: Neue Standards und Maßnahmensets für die stufenweise, altengerechte Wohnungsanpassung im Neubau. ББСР: Бонн. Доступ 28.04.2021 с https://www.readyhome.de/
Beauftragte der Bundesregierung für die Belange von Menschen mit Behinderungen (2017): Die UN-Behindertenrechtskonvention: Übereinkommen über die Rechte von Menschen mit Behinderungen. Берлин.
Bundesarchitektenkammer (BAK) (o.J..): Inklusiv gestalten – Barrierefrei Bauen. По состоянию на 28.04.2021 https://www.bak.de/berufspolitik/inklusiv-gestalten-barrierefrei-bauen-2/
Deutsche Gesellschaft für nachhaltiges Bauen (DGNB) (Hrsg.) (2018): Система DGNB: Kriterienkatalog Gebäude Neubau . 3. Auflage, Штутгарт: DGNB GmbH.
Кампус Эда Робертса (2021): Дизайн. Доступ 28.04.2021 с https://www.edrobertscampus.org/design/
Genossenschaft Kalkbreite (o.J.): Bestimmungen zur Wohnungsvermietung. По состоянию на 28.04.2021 https://www.kalkbreite.net/kalkbreite/mieten/kriterien-vermietung/
Gunßer, C. (2019): Inklusiv bauen. По состоянию на 28 апреля 2021 г.