Браманте донато – Донато Браманте – крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения

Донато Браманте — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 марта 2019; проверки требуют 17 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 марта 2019; проверки требуют 17 правок.

Донато Браманте (итал. Donato (Donnino) di Pascuccio di Antonio detto il Bramante; 1444, Ферминьяно — 11 апреля[2]1514, Рим) — крупнейший представитель архитектуры эпохи Высокого Возрождения, основоположник стилевого течения, именуемого римским классицизмом начала XVI века. Его самой известной работой является первый проект главного храма западного христианства — собора Св. Петра в Ватикане, перестроенном в последующие годы, частично сохранившийся дворец Бельведер также в Ватикане, храм Темпьетто, сакристия церкви Санта Мария Прессо Сан Сатиро в Милане и многое другое.

Донато Браманте родился в Монте Асдруальдо (сейчас это Ферминьяно). Юность он провёл в Урбино, где испытал влияние художников Пьеро делла Франчески и Лучано Лаураны. Начинал как живописец. В 1476 г. был приглашен в этом качестве в Милан ко двору герцога Лодовико Моро, где мог встречаться с Леонардо да Винчи. Известно, что в 1482—1499 гг. в Милане работал Леонардо да Винчи. Предполагают, что Браманте и Леонардо обсуждали в Милане достоинства византийских крестово-купольных храмов. Зарисовки купольных центрических сооружений на полях рукописей Леонардо да Винчи относятся именно к этому времени.

Миланский период Браманте длился двадцать лет. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. В 1500 г. Папа Александр VI назначил его главным архитектором Ватикана. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. При папе Юлии II стал главным папским архитектором;

С 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Браманте разработал проект огромного Ватиканского двора — Бельведера, в композиции которого архитектор соединил темы античной загородной виллы, театра и форума, чем достиг впечатления истинно царского величия. В огромном прямоугольном дворе (310×70 м) должен был разместиться папский антиквариум (собрание античной скульптуры). Внутренние фасады двора были обработаны тремя ярусами террас с аркадами лоджий. С южной стороны двор замыкала величественная экседра. Бельведер был торжественно открыт только в 1565 г., через пятьдесят лет после смерти архитектора.

Создавая новый проект собора Св. Петра в Ватикане (с 1505 г.) Браманте, утверждал, что стремился водрузить купол Пантеона (символа древнеримской классики) на своды Храма Мира (так называли в то время базилику Максенция-Константина на Римском Форуме). Проект ватиканского храма, разработанный Браманте, следовал центрическому типу крестово-купольных зданий. В основу плана положен «греческий крест», заключенный в квадрат, на углах которого (в одном из вариантов проекта) Браманте предполагал поставить четыре высокие башни. Очевидно, что архитектор пытался соединить византийский тип церкви с традициями романской архитектуры и создать тем самым некий «вселенский храм». Можно также предположить влияние идей Леонардо да Винчи и его рисунков идеального центрического храма. и успел возвести храм до высоты арок. Творчество Браманте — одна из вершин архитектуры Возрождения.

В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте — дворы Бельведера (1503—1545) и Сан Дамазо (ок. 1510). Другие выдающиеся работы Браманте — круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта-Мария-делла-Паче и фасад

палаццо Канчеллерия (1499—1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Браманте также спроектировал и начал строительство знаменитых лоджий Ватиканского дворца, но не успел эту работу завершить. После смерти Браманте в 1514 г. лоджии с росписями гротесками заканчивал его племянник Рафаэль Санти и постройка получила название Лоджии Рафаэля.

  • Миланский период:
    • Санта Мария прессо Сан-Сатиро (его первая архитектурная работа) (1482-1486). Представляет собой перестройку и переоформление здания, сооружённого в IX веке. Комплекс включает в себя короткую Т-образную в плане трёхнефную перекрытую цилиндрическими сводами церковь и восьмигранную сакристию у правой ветви трансепта. Пространство средокрестия перекрыто полусферическим куполом на парусах и низком барабане. Все основные конструктивно-архитектурные элементы купола заимствованы у Брунелески, он является как бы дальнейшей проработкой купола капеллы Пацци. Внутри купол церкви Санта Мария прессо Сан-Сатиро представляет кессонированную сферическую поверхность с круглым световым окном посередине.
    • Собор в Павии (1488). Браманте — один из строителей.
    • Санта-Мария-делле-Грацие (1492-1497). Браманте занимался перестройкой старинной церкви. Ему принадлежит общая идея, и он лично построил лишь алтарную часть, двухярусный тибуриум над средокрестием церкви с характерной ломбардской галереей и невысоким шатровым покрытием с башней. Характерный приём — ступенчатое расположение отдельных частей здания, что ещё сильнее выявляет  — композиционный центр. Именно Браманте построил при этой церкви трапезную, где впоследствии Леонардо да Винчи написал свою «Тайную Вечерю»
  • Римский период:
    • Клуатр церкви Санта-Мария-делла-Паче (1504). Выдающийся памятник раннего римского классицизма. Композиция фасадов клуатра делится на два яруса. Первый ярус оформлен аркадой с пилястрами ионического ордера, второй — открытая лоджия, поддерживаемая чередующимися столбами и колоннами.
    • Палаццо Канчеллериа (1483—1513). Проект Д. Браманте. Строительство А. Бреньо. Фасады протяженные, из травертина, взятого из облицовки древнеримского Колизея, с имитацией руста и характерными брамантовыми окнами. Композиция фасадов по горизонтали делится на три яруса, по вертикали — пилястрами с капителями коринфского ордера. Двор оформлен двухярусной аркадой типа лоджии. Первые два яруса — аркады с колоннами тосканского ордера, третий ярус — пилястры. Гранитные колонны первого яруса взяты из старой церкви Сан Лоренцо ин Дамазо.
    • Дворец Бельведер. (1505). Не осуществлён. Предполагался единым ансамблем с террасной организацией пространства на единой оси.
    • Лестница Браманте (1505), служащая связующим звеном между Бельведерским и Апостольским дворцами. Оригинальный проект: лестница имеет форму двойного спирального пандуса для одновременного подъема и спуска всадников и телег с поклажей.
    • Церковь Сан-Дамазо. перестройка интерьера (1510)
    • Темпьетто — «Маленький храмик» в форме ротонды в центре монастырского двора Сан Пьетро ин Монторио (проект предусматривал перестройку всего двора с созданием круглой колоннады с ротондой в центре). Интерьер со статуей Св. Петра (по одной из версий казненного именно на этом месте) имеет крипту. Форма купола позднее была изменена.
    • Собор Святого Петра. (1506—1514). В основе плана Браманте лежал равноконечный греческий крест. В углах должны были располагаться четыре купольные капеллы, а по углам внешнего объёма четыре колокольни. Композиция предполагалась центрально-осевая и строго симметричная. Ко времени смерти Браманте были возведены лишь четыре средних пилона и часть южной стены. Позднее, после многих перестроек собор приобрел базиликальный план.
  • В честь Браманте назван кратер на Меркурии.
  • Брамантово окно — особый тип оконного проема с полуциркульным, арочным завершением, включенный в обрамление прямоугольного формата, образованного пилястрами по сторонам и архивольтом в верхней части. Впервые использован Браманте в оформлении южного фасада Палаццо Канчеллериа в Риме.
  • Бартенев И. А. Зодчие итальянского Возрождения. — М., 1965.
  • Браманте // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Всеобщая история архитектуры. — Том 5. — М., 1967.
  • Власов В. Г.. Римский классицизм // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VIII, 2008. — С. 168-179

Донато Браманте


Браманте (Bramante (Паскуччо д`Антонио (Pascuccio d`Antonio) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11.3.1514, Рим), итальянский архитектор эпохи Возрождения. Юность провёл в Урбино, где воспринял передовые гуманистические идеи Пьеро делла Франческа и Лучано Лаураны. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. Вначале выступал как живописец, что отразилось и в первой архитектурной работе Б. — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Б. использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор; там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом; цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. 

 

Памятник Браманте на вилле Медичи


Переехав в 1499 в Рим, Браманте занял здесь ведущее место среди архитекторов, которые создали общеитальянский стиль Высокого Возрождения, повлиявший на всё европейское зодчество. Строг и величав завершенный Б. в 1499—1511 фасад дворца Канчеллерия; его внутреннему двору с 2 ярусами изящных аркад Б. придал лёгкость и пластичность. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио; 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. 

 

Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим


С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ; разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Двор Бельведера, развивая приёмы древнеримских ансамблей, предвосхитил композицию многих вилл последующего времени. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Петра в Риме. Им было предложено центрическое сооружение с планом в виде вписанного в квадрат равноконечного креста, с мощным сферическим куполом над средокрестием, 4 малыми куполами и башнями по углам. Проект не был осуществлен, но его идеи воплотились во многих центрально-купольных зданиях Италии и других стран. 


Творчество Браманте — одна из вершин архитектуры Возрождения. Браманте создал архитектурные образы, замечательные гармоничным совершенством и цельностью, свободным, творческим применением классических форм. 

 

История жизни Донато Браманте

 

Браманте открыл краткий период так называемого римского классического искусства. 

Донато д`Аньоло ди Паскуччо, прозванный Браманте, родился в Монте Асдруальдо, близ Урбино, в 1444 году. Родители его были людьми бедными. Тем не менее, в детстве он обучался не только читать и писать, но и арифметике. Отец, видя его большую любовь к рисованию, рано приобщил его к живописи. Первоначально Браманте готовился к деятельности живописца у фра Карневале, возможно, встречался в Урбино также с Пьеро делла Франческа и Мелоццо да Форли. 


Увлечение архитектурой привело его в Ломбардию. Он переезжал из города в город. Однако его труд не приносил ему ни больших денег, ни высокой чести, так как Браманте не имел еще ни имени, ни положения. Наконец он решил ехать в Милан. 

 

Церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро


Вначале Браманте выступал главным образом как художник и с этих позиций подходил к проблеме архитектурного пространства. В Милане он перестраивал старинную церковь Санта-Мария прессе Сан-Сатиро. Браманте стремился к тому, чтобы купол собирал и завершал своей полусферой равноценные пространственные отрезки, а поскольку ограниченная площадь церкви не давала ему возможности развить хор пропорционально протяженности главного корабля и трансепта, он создал видимость хора из искусственного мрамора (стукко). 


В 1488 году он вместе с другими мастерами участвовал в строительстве собора в Павии. Ему, несомненно, принадлежит идея создания купола, возведенного на трех нефах, с тем, чтобы свести воедино весь пространственный объем здания. 


Последним и наиболее значительным строительным предприятием Браманте в Милане является хор в церкви Санта-Мария делла Грацие, хотя здесь его идеи были плохо поняты торопливыми и недостаточно подготовленными исполнителями. Купол, опирающийся на высокий барабан, украшенный галереей со спаренными арками, чередующимися с пилястрами, возвышается над огромным кубом главного объема, стороны которого (за исключением той, которая ведет в главный неф) переходят внизу в широкие полукружия трех апсид. По замыслу зодчего, стены служат тонкими перегородками между внутренним и внешним пространством. Создается впечатление, будто воздух, заключенный во внутренних помещениях, давит на оболочку стен и выходит наружу через многочисленные проемы. Монументальное сооружение как бы на глазах увеличивает свой объем. Оно облегчается большими окнами, которые разрежают внизу стену, а вверху — круговой лоджией барабана. 

 


Оставив Милан в 1499 году после его захвата французами, Браманте обосновался в Риме. Он привез из Ломбардии кое-какие деньги, которые тратил с величайшей бережливостью, так как хотел жить независимо. Приступив к обмеру древних построек города, он вел жизнь уединенную и созерцательную. 


В Риме Браманте прожил до конца своих дней. Сначала он служил помощником архитектора при папе Александре VI. В 1503 году папой был избран Юлий II, и с того момента зодчий работал главным образом для него. Лишь изредка он предпринимал кратковременные поездки в 1506-1507 годах в Болонью и Урбино, в 1508 году — в Чивитавеккиа, в 1509 году — в Лорето на строительство собора Святого Петра и перестройку ватиканских дворцов. 
Юлий II, отмечавший мастера и за личные качества, нашел его достойным должности хранителя свинцовой печати. В этом качестве Браманте соорудил прибор для наложения печати на папские буллы, действовавший при помощи очень искусно сделанного винта. 


Перелом в стиле Браманте после его переезда в Рим не столь разителен, как это принято считать. Классическая культура Браманте сложилась в Урбино. Он долго работал в Ломбардии, где сильны были консервативные художественные традиции. Речь идет скорее о заключительном, венчающем все творчество этапе, хотя и вдохновленном непосредственным контактом с античностью. В Милане он органически вписывал свои творения в позднеготическую ткань городской застройки, в Риме же он стремился сочетать их с подлинно историческим обликом города, каким он представлялся на основании древних руин и, разумеется, трактатов Витрувия. Но и тут Браманте ставил перед собой скорее задачу воссоздания внешнего облика, чем выявления внутренней взаимосвязи. 

 

Аркада монастыря Санта-Мария делла Грация в Милане


В клуатре церкви Санта-Мария делла Паче (1500-1504), первом его римском творении, он говорит еще на языке своих ломбардских построек, но синтаксис его речи становится более римским. Вопреки всем строительным нормам он не удержался от искушения изменить светотеневое соотношение между двумя ярусами галерей, поставил над нижними арками дополнительные колонки, членящие лоджии второго яруса ради уменьшения эффекта их глубины. С точки зрения канонов статической структуры и пластической формы, это было абсурдно, с точки же зрения визуального равновесия светотеневых эффектов двух ярусов — необходимо. 


В те же годы он строил капеллу, так называемый Темпьетто, при церкви Сан-Пьетро ин Монторио (завершена в 1502 году). Поскольку храм отличался миниатюрными размерами, то каких-либо особых строительных или инженерных проблем не возникало. Темпьетто играет роль исторического мемориала, так как построен на месте, где якобы был распят святой Петр. Он имеет и символическое значение, ибо представляет собой церковь, основанную Петром. Для воплощения этой идеи Браманте воссоздал на основе теории (Витрувия) и исторических свидетельств (руин) типологию классического центрического храма. Он, несомненно, стремился установить образец, канон, метод для строительства здания, которое исторически представлялось ему необходимым. Ведь речь шла о восстановлении исторического облика Рима как воплощения синтеза древней истории и христианского учения. 


В самом деле, замысел, связанный с «исторической» реконструкцией Рима, недвусмысленно изложен в памятной записке, направленной папе Льву X. Ее, скорее всего, написал Рафаэль при непосредственном участии или, во всяком случае, в соответствии с идеями Браманте. Зодчему, несомненно, принадлежит также идея придать единообразие римскому градостроительству. Он сам разработал типовые образцы гражданских и церковных зданий. Построенный им для себя дом в 1509 году, перешедший затем к Рафаэлю (рустованный нижний этаж и второй с окнами между сдвоенными колоннами), также представлял собой образец дома, пригодного как для отдельной постановки, так и для включения в состав улицы. В свою очередь Темпьетто — это типовой образец церковного здания, и он действительно послужил зародышем проекта, который Браманте положил в основу реконструкции собора Святого Петра в Ватикане. 


Метод, который Браманте, отталкиваясь от Витрувия, применил при проектировании Темпьетто, состоит в перенесении какого-то одного модуля на всю композицию. В данном случае речь идет о перенесении идеи концентрических колец, восходящей к определенной формальной величине (колонне), с тем, чтобы обеспечить пропорциональное соотношение между отдельными элементами и целым. Этот метод мог быть также применен и в масштабах города в качестве принципа соотношения отдельного здания с остальной застройкой. В самом деле, в Темпьетто легко проследить, как пластическая форма колонны гармонически переносится на круговой периптер, цилиндрический объем капеллы, балюстраду и полукруглый купол.

 

Гераклит и Демокрит

 

Речь идет, однако, не о чисто числовой прогрессии, а о конкретных пластических формах. «Модуляции» подлежит, прежде всего, изменение светотени при переходе от легких стволов колонн к цилиндрическому объему капеллы, от свободной игры света и воздуха в балюстраде к сферичности купола. Маленькое здание задумано как центр «реального» пространства, о чем свидетельствует глубокий перспективный проем окон, наводящий на мысль о стягивании лучей к центральной оси, ведь храм строился как центр и ось вселенной, мира. Всякий, попадавший в это идеальное место, должен был проникнуться его центричностью, то есть понять, что здесь точка не только схода, но и исхода лучей бесконечного мирового пространства. 


Современники Браманте, например Серлио, отмечали, что если перспективные проемы окон наводят на мысль о сходе пространственных лучей в пластическом ядре здания, то эффект их исхода изнутри достигается с помощью оптических приемов, которые создают представление о более обширном и высоком внутреннем помещении, чем это есть на самом деле. 


Проект перестройки собора Святого Петра связан с проектом гробницы Юлия II, порученным Микеланджело, которая должна была быть поставлена под куполом, над гробницей Святого Петра в крипте собора. Известно, что Микеланджело позднее обвинил Браманте в том, что тот помешал осуществлению этого проекта, который был отклонен и воплощен в меньшем масштабе лишь в 1545 году. Действительно, Браманте не собирался строить архитектурную коробку для усыпальницы, а задумал здание, которое само по себе должно было приобрести то историческое и идеологическое значение, которое соответствовало «монументу», отвечавшему идеям Микеланджело. 


План собора, задуманного Браманте, представляет собой греческий крест, вписанный в квадрат, с апсидами на его концах, четырьмя квадратными капеллами и куполом в средокрестии. Таким образом храм должен был быть хорошо уравновешенной и симметричной системой с перспективно организованным пространством внутри и пластически разработанным объемом снаружи. Купол мог выступать лишь как развитие ввысь пролетов обоих рукавов трансепта, а пространство под ним должно было оставаться максимально свободным и, уж конечно, не заполненным массивной громадой задуманной Микеланджело гробницы. Дело было не в соперничестве мастеров, а в двух различных подходах к историко-идеологическому назначению монументального здания, которое Микеланджело представлял как сгусток сил, находящихся в напряжении, а Браманте — как совершенное равновесие форм. В этом совершенном равновесии должна была наглядно проявляться гармония вселенной, — закон, управляющий всем сущим, то есть природой и историей. 

 

Главный собор католицизма — Базилика святого Петра в Ватикане


Браманте, таким образом, стремился сделать из главного храма христианства всеобщее явление, включающее в себя все частные проявления, такие, как природа и история, и показывающее их логическую связь, зависящую от высшей логики творения. Браманте соединил воедино два классических способа организации пространства центрический план, образцом которого служил Пантеон, и продольный план, образцом которого служила базилика Константина. Тем самым стало возможным не только обеспечить перенесение идеи сферичности на плоскость, но и добиться огромного разнообразия световых эффектов. 


«Браманте был человеком очень веселым и приятным, — пишет в своих «Жизнеописаниях» Вазари, — всегда охотно помогавшим своим близким. Он был большим другом людей одаренных и покровительствовал им, сколько мог, что можно видеть на примере знаменитейшего живописца, обаятельнейшего Рафаэля Урбинского, которого он вызвал в Рим. Он всегда жил в величайшем почете и вел роскошнейший образ жизни, и на той высоте, на какую он был вознесен своими заслугами, все, что он мог пожелать, было ничем по сравнению с тем, сколько он мог бы на это истратить. Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру.

 

Импровизировал и сам и сложил несколько сонетов, если и не таких тонких, как это сейчас принято, но все же довольно строгих и погрешностей не имеющих. Его очень высоко ценила духовная знать, и он был представлен бесчисленному множеству синьоров, которые с ним знались. Величайшей славой пользовался он при жизни и еще большей после смерти, так как строительство Сан-Пьетро затянулось на долгие годы. Прожил Браманте семьдесят лет, и гроб его с величайшими почестями несли по Риму и папские придворные, и все что ни на есть скульпторы, архитекторы и живописцы. Погребен он был в Сан-Пьетро в 1514 году». 

Донато Браманте — выдающийся архитектор итальянского Возрождения

Донато ди Паскуччо д’Антонио (1444–1514), больше известный как Донато Браманте, принадлежит к великим мастерам Возрождения. Родившиеся под ярким солнцем и голубым небом Италии, с детства знакомые с лучшими памятниками Античности, они создали не просто великие произведения искусства, а целую историческую эпоху.

Донато Браманте

Начало творчества

Донато, выросший в семье крестьянина в герцогстве Урбино, сначала обучался живописи и достиг успехов в модной в то время настенной росписи, создающей иллюзию дополнительного пространства. Но уже в детстве, по словам его биографа Джорджо Вазари, он увлекался геометрией и делал математические расчеты для строительства зданий.

Несмотря на известность Донато Браманте, биография его далеко не полная. Сведения о ранних годах творчества архитектора очень скудны, известно только, что он много путешествовал, выполняя незначительные заказы в Урбино, Бергамо, Мантуе, Флоренции и других городах Италии. Главным итогом этих скитаний были опыт и знания, которые формировались не только в процессе работы, но и под влиянием встреч с выдающимися мастерами того времени.

В кругу великих

На творчество Браманте оказали влияние знаменитые архитекторы, художники и скульпторы Италии: Филиппо Брунеллески, Эрколе де Роберти, Андреа Мантенья и другие. Огромное значение для Донато имела встреча с Леонардо да Винчи, с которым он тесно общался. Но она произошла позднее, когда Браманте уже стал признанным мастером. Вместе с Леонардо он работал над архитектурными проблемами конструкции фонаря – особой надстройки на куполе зданий, которая не только выполняла декоративную функцию, но и служила для освещения и вентиляции.

Занятие живописью

Первый период творчества художника был связан с живописью, хоть уже тогда Браманте делает наброски и зарисовки античных развалин и рисует эскизы и чертежи зданий.

Единственной из сохранившихся живописных работ мастера является «Христос у колонны» — роспись по дереву в аббатство Чиаравалле, недалеко от Милана. Художнику удалось создать очень реалистичный и трагичный образ, который оказывает на зрителя сильнейшее эмоциональное воздействие. Сама роспись демонстрирует присущий Донато Браманте художественный прием – создание иллюзии огромного пространства.

Донато Браманте, биография

Художественное оформление интерьеров всегда привлекало Донато больше, чем сюжетная живопись, и его техника изображения архитектурного пространства оказала влияние на творчество таких итальянских художников, как Амброджо Бергоньоне, Бернардо Дзенале и других.

Но увлечение архитектурой оказалось сильнее, и в 80-е годы мастер полностью посвятил себя этой области. Кардинал Асканио Сфорца обратил внимание на Донато Браманте, работы которого уже стали известны, и пригласил его в Милан.

Церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро

Это первая полностью самостоятельная постройка Браманте. Она была построена еще в XI веке, но мастер полностью перепланировал и перестроил здание, создав проект совершено нового сооружения совместно со знаменитым Джованни Амадео.

Церковь построена в традициях раннего флорентийского Ренессанса, однако новые веяния уже чувствуются, также как и любовь Донато Браманте к античной архитектуре.

Внутреннее оформление церкви, особенно санскритии (места в алтаре, где хранятся одеяния священников и утварь), тоже принадлежит Браманте. Здесь хорошо видна манера художника, специализирующегося в интерьерной росписи. Недостаток места не позволил сделать в церкви полноценные хоры, и архитектор средствами живописи создал иллюзию большого пространства и нарисовал хоры на одной из стен.

Донато Браманте, работы

Уже в оформлении первой своей архитектурной работы Донато показал себя превосходным дизайнером.

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие

Искусствоведы ее относят к красивейшим постройкам итальянского Возрождения. Изначально церковь строилась в соответствии с канонами готики, однако Браманте внес в ее архитектуру существенные изменения, например тройную апсиду и портик с колоннами в коринфском стиле. Такие неожиданные для готического здания дополнения сделали эту церковь совершенно уникальным архитектурным сооружением.

Знаменитые архитекторы

В работе над этим проектом проявилось содружество двух величайших мастеров итальянского Ренессанса. Леонардо да Винчи написал над входом в церковь медальон, изображающий Мадонну. А в знак признательности знатному покровителю рядом с Девой Марией поместил фигуры Лодовико Сфорца и его жены.

Римский период творчества

В сентябре 1499 года Милан захватили французские войска, и Браманте уехал в Рим, где папа Юлий II назначил его на пост главного архитектора Ватикана.

Под руководством Донато Браманте строятся аркады нескольких церквей, он создает огромный двор Бельведера, оформляет дворец Канчеллерия, участвует в возведении дворца суда и в проектировании базилики Святого Петра. Но вершиной его творчества являются не эти колоссальные сооружения, а миниатюрная часовенка.

Темпьетто в Сан-Пьетро-ин-Монторио

Эта небольшая круглая ротонда, возведенная там, где был распят апостол Петр, считается одним из лучших творений, которые создали в эпоху Возрождения архитекторы Италии.

Темпьетто очень гармонична и, можно сказать, идеальна с точки зрения архитектурной формы. К сожалению, из-за тесноты дворика доминиканского монастыря сфотографировать часовню в нужном ракурсе сложно, поэтому ни одна фотография не передает ее красоту.

Архитекторы Италии

Внутреннее оформление ротонды также делалось по проекту Браманте. И здесь в полной мере проявился его талант и архитектора, и живописца.

Умер Донато Браманте 11 апреля 1514 г. в Риме, так и не успев завершить самую масштабную работу своей жизни – проект базилики Святого Петра. Роль этого выдающегося художника в становлении архитектуры эпохи Возрождения не менее значительна, чем вклад Леонардо да Винчи и Рафаэля в живопись и Микеланджело в скульптуру.

Донато Браманте — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Донато Браманте (итал. Donato (Donnino) di Pascuccio di Antonio detto il Bramante; 1444, Ферминьяно — 11 апреля[2]1514, Рим) — основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Его самой известной работой является главный храм западного христианства — базилика Святого Петра в Ватикане.

Биография

Донато Браманте родился в Монте Асдруальдо (сейчас это Ферминьяно). Юность он провёл в Урбино, где испытал влияние художников Пьеро делла Франчески и Лучано Лаураны. Начинал как живописец. В 1476 г. был приглашен в этом качестве в Милан ко двору герцога Лодовико Моро, где встретился с Леонардо да Винчи, чьи идеи в области градостроительства оказали на него большое влияние.

Миланский период Браманте длился двадцать лет. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. При папе Юлии II стал главным папским архитектором; с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Спроектировал и начал строить главный храм Рима — собор Св. Петра в Ватикане (с 1505 г.) и успел возвести храм до высоты арок. Творчество Браманте — одна из вершин архитектуры Возрождения.

В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте — дворы Бельведера (1503—1545) и Сан Дамазо (ок. 1510). Другие выдающиеся работы Браманте — круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта-Мария-делла-Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499—1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме.

Работы Браманте

  • Миланский период:
    • Санта Мария прессо Сан-Сатиро (его первая архитектурная работа) (1482-86). Представляет собой перестройку и переоформление здания, сооруженного в IX веке. Комплекс включает в себя короткую Т-образную в плане трехнефную перекрытую цилиндрическими сводами церковь и восьмигранную сакристию у правой ветви трансепта. Пространство средокрестия перекрыто полусферическим куполом на парусах и низком барабане. Все основные конструктивно-архитектурные элементы купола заимствованы у Брунелески, он является как бы дальнейшей проработкой купола капеллы Пацци. Внутри купол церкви Санта Мария прессо Сан-Сатиро представляет кессонированную сферическую поверхность с круглым световым окном посередине.
    • Собор в Павии. (1488). Браманте — один из строителей.
    • Санта-Мария-делле-Грацие (1492-97). Браманте занимался перестройкой церкви. Ему принадлежит лишь общая идея, и он лично построил лишь хоры, огибающие купол снаружи и основную часть здания без купола. Главный характерный прием — ступенчатое расположение отдельных частей здания, что ещё сильнее выявляет купол — композиционный центр здания. Именно Браманте построил при этой церкви трапезную, где впоследствии Леонардо да Винчи написал свою «Тайную Вечерю»
  • Римский период:
    • Внутренние дворики:
      • Санта-Мария-делла-Паче (1500—1504). Композиция делится на два яруса. Первый ярус — аркада, второй — открытый портик, где столбы чередуются со свободностоящими колоннами. Исчезает тяготение к декоративности и полихромии. Нет архивольтов.
      • Палаццо делла Канчеллерия (1499—1511). Фасад очень длинный, рустованный с имитацией клееной кладки. Композиция делится на три яруса, почти лишенные декора. Первые два яруса — аркады с колоннами тосканского ордера, третий ярус — пилястры. Колонны нижнего яруса темнее по цвету, чем колонны верхнего.
      • Дворец Бельведер. (1505). Не осуществлен. Предполагался единым ансамблем с террасной организацией пространства на единой оси.
      • Лестница Браманте(1505), служащая связующим звеном между Бельведерским и Апостольским дворцами
      • Сан-Дамазо (1510)
      • Темпьетто (Часовня — ротонда; «Маленький храмик»; Три основных ступеньки; крипта).
      • Собор Святого Петра. (1506—1514). В основе плана Браманте лежал равноконечный греческий крест. В углах должны были располагаться четыре купольные капеллы, а по углам внешнего объема четыре колокольни. Композиция предполагалась центрально-осевая и строго симметричная. Ко времени смерти Браманте были возведены лишь четыре средних пилона и часть южной стены.

Память о Браманте

  • В честь Браманте назван кратер на Меркурии.
  • Окна Браманте — оконные проёмы с криволинейными перекрытиями обрабатывались как арки: архивольтами с импостами, либо с выявлением клинчатой структуры с расшивкой швов и выделением замкового камня. Впервые использованы Браманте в палаццо Канчеллерия в Риме.

Примечания

Литература

Донато Браманте — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Донато Браманте (итал. Donato (Donnino) di Pascuccio di Antonio detto il Bramante; 1444, Ферминьяно — 11 апреля[2]1514, Рим) — основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Его самой известной работой является главный храм западного христианства — базилика Святого Петра в Ватикане.

Биография

Донато Браманте родился в Монте Асдруальдо (сейчас это Ферминьяно). Юность он провёл в Урбино, где испытал влияние художников Пьеро делла Франчески и Лучано Лаураны. Начинал как живописец. В 1476 г. был приглашен в этом качестве в Милан ко двору герцога Лодовико Моро, где встретился с Леонардо да Винчи, чьи идеи в области градостроительства оказали на него большое влияние.

Миланский период Браманте длился двадцать лет. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. При папе Юлии II стал главным папским архитектором; с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Спроектировал и начал строить главный храм Рима — собор Св. Петра в Ватикане (с 1505 г.) и успел возвести храм до высоты арок. Творчество Браманте — одна из вершин архитектуры Возрождения.

В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте — дворы Бельведера (1503—1545) и Сан Дамазо (ок. 1510). Другие выдающиеся работы Браманте — круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта-Мария-делла-Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499—1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме.

Видео по теме

Работы Браманте

  • Миланский период:
    • Санта Мария прессо Сан-Сатиро (его первая архитектурная работа) (1482-86). Представляет собой перестройку и переоформление здания, сооруженного в IX веке. Комплекс включает в себя короткую Т-образную в плане трехнефную перекрытую цилиндрическими сводами церковь и восьмигранную сакристию у правой ветви трансепта. Пространство средокрестия перекрыто полусферическим куполом на парусах и низком барабане. Все основные конструктивно-архитектурные элементы купола заимствованы у Брунелески, он является как бы дальнейшей проработкой купола капеллы Пацци. Внутри купол церкви Санта Мария прессо Сан-Сатиро представляет кессонированную сферическую поверхность с круглым световым окном посередине.
    • Собор в Павии. (1488). Браманте — один из строителей.
    • Санта-Мария-делле-Грацие (1492-97). Браманте занимался перестройкой церкви. Ему принадлежит лишь общая идея, и он лично построил лишь хоры, огибающие купол снаружи и основную часть здания без купола. Главный характерный прием — ступенчатое расположение отдельных частей здания, что ещё сильнее выявляет купол — композиционный центр здания. Именно Браманте построил при этой церкви трапезную, где впоследствии Леонардо да Винчи написал свою «Тайную Вечерю»
  • Римский период:
    • Внутренние дворики:
      • Санта-Мария-делла-Паче (1500—1504). Композиция делится на два яруса. Первый ярус — аркада, второй — открытый портик, где столбы чередуются со свободностоящими колоннами. Исчезает тяготение к декоративности и полихромии. Нет архивольтов.
      • Палаццо делла Канчеллерия (1499—1511). Фасад очень длинный, рустованный с имитацией клееной кладки. Композиция делится на три яруса, почти лишенные декора. Первые два яруса — аркады с колоннами тосканского ордера, третий ярус — пилястры. Колонны нижнего яруса темнее по цвету, чем колонны верхнего.
      • Дворец Бельведер. (1505). Не осуществлен. Предполагался единым ансамблем с террасной организацией пространства на единой оси.
      • Лестница Браманте(1505), служащая связующим звеном между Бельведерским и Апостольским дворцами
      • Сан-Дамазо (1510)
      • Темпьетто (Часовня — ротонда; «Маленький храмик»; Три основных ступеньки; крипта).
      • Собор Святого Петра. (1506—1514). В основе плана Браманте лежал равноконечный греческий крест. В углах должны были располагаться четыре купольные капеллы, а по углам внешнего объема четыре колокольни. Композиция предполагалась центрально-осевая и строго симметричная. Ко времени смерти Браманте были возведены лишь четыре средних пилона и часть южной стены.

Память о Браманте

  • В честь Браманте назван кратер на Меркурии.
  • Окна Браманте — оконные проёмы с криволинейными перекрытиями обрабатывались как арки: архивольтами с импостами, либо с выявлением клинчатой структуры с расшивкой швов и выделением замкового камня. Впервые использованы Браманте в палаццо Канчеллерия в Риме.

Примечания

Литература

Лучший враг Микеланджело – Деньги – Коммерсантъ

Лучше и хуже всех о крупнейшем архитекторе Высокого Возрождения Донато Браманте отзывался Микеланджело Буонарроти. Он обвинял Браманте в том, что тот замыслил его убить, а после указывал: «кто отходит от плана Браманте, отходит от истины». В последнем случае речь шла, разумеется, не об убийстве, а о сооружении крупнейшего храма западного мира — собора Святого Петра в Риме, который Браманте начал строить, а Микеланджело продолжил.

АЛЕКСАНДР БЕЛЕНЬКИЙ

Маркеджано

Поклонники Донато Браманте никогда не смогут отметить его юбилей. Точная дата его рождения неизвестна. Известно только, что он появился на свет в деревне Монте-Аздруальдо (ныне в составе города Ферминьяно) в герцогстве Урбино региона Марке в 1444 году. Звали его тогда Донато ди Анджело ди Паскуччо. Браманте — это прозвище, означавшее на итальянском того времени «жаждущий» и точно отражавшее характер его обладателя.

Мало мы знаем и о том, что с ним происходило до 32 лет. Центром искусства Италии тогда была Флоренция, где на нескольких квадратных километрах проживало несколько десятков гениальных художников (феномен до сих пор никем толком не объясненный), и работы хватало на всех. Молодой «маркеджано» (житель Марке), даже когда он переселился в культурную столицу региона Урбино, чисто физически был далек от этого великолепия.

Хотя Донато Браманте и написал несколько картин, он всегда ощущал себя главным образом архитектором. Но в отличие от картины церковь или дворец нельзя создать в инициативном порядке. Тем не менее в своем деле Браманте явно считался докой, есть основания полагать, что именно он писал архитектурные задники у многих картин, которые номинальные авторы потом заселяли людьми,— это было в порядке вещей, так работали все мастерские. Браманте прекрасно владел перспективой, в которую все тогда были просто влюблены, поэтому заказов подобного рода хватало.

Одаренные люди редко ограничиваются каким-то одним талантом, Браманте — не исключение. До нас дошли 25 его сонетов, очень приличных. Большая часть посвящена, разумеется, любви, другие написаны в юмористическом бурлескном стиле и рассказывают о нелегкой жизни автора, один посвящен его бедности.

Мириться с бедностью, которая становилась хронической, Донато Браманте было все тяжелее, и он поехал в Милан на службу к герцогу Лодовико Моро — тому самому, у которого работал Леонардо да Винчи.

Миланец

Описания иногда создают

Донато Браманте — Вікіпедія

Дона́то Брама́нте (італ. Donato Bramante; 1444 — 11 березня 1514) — справжнє ім’я Донато Лаццарі, італійський архітектор епохи Відродження. Спочатку успішно працював маляром. Могутнє обдарування Браманте виявив в архітектурі, особливо в спорудах римського періоду творчості (1499–1514) — в будівлях Ватиканського палацу, в каплиці Темп’єтто монастиря Сан П’єтро ін Монторіо, палаццо делла Канчеллерія, а також у проекті відомого Собору святого Петра в Римі. Ці архітектурні твори відзначаються виразністю композиції, монументальністю та гармонією витончених пропорцій. Видатне мистецтво Браманте мало вплив на подальший розвиток архітектури Італії та інших європейських країн.

Народився Браманте у Кастелло — Дуранте, в державі Урбіно в убогій, але шанованій родині. З дитинства він навчався читати і писати, та ще багато часу віддавав лічбі. Скоро батько, бачачи його любов до малювання і бажаючи, що він здобув корисне ремесло, посилає його навчатися живопису до Фра Бартоломео з Урбіно, відомого під ім’ям Фра Карновале, що малював картину «Санта Марія делла Белла в Урбіно». Але любов до архітектури змусила Браманте покинути Батьківщину і податися до Ломбардії. Там він мандрує від міста до міста, заробляючи на життя дрібними й незначними роботами. Тоді його ім’я було ще не відоме.

Оглядаючи славні пам’ятки, він поспішає відвідати Міланський собор. В Мілані мешкав Чезаре Чезаріно, добрий геометр і видатний архітектор, що коментував Вітрувія. Браманте зустрів також у Мілані Бернардіно да Тревіо, міланця будівничого й архітектора собору, великого художника, котрого Леонардо да Вінчі вважав за вмілого живописця.

Браманте і сам починав як художник. Зберігся його «Христос біля стовпа» (бл. 1490, Пінакотека Брера, Мілан) та декілька фресок, одна з яких з зображенням філософів Демокріта і Геракліта (Брера, Мілан). Але цікавість до архітектури переважила і він подався в будівничі. Серед його робіт в Мілані — вівтарна частина церкви Санта-Марія-делле-Граціє, патроном якої був Людовіко Моро, захристя в Санта Марія прессо Сатіро. В цей час почалися Італійські війни Франції. Мілан захопили і пограбували вояки короля Франції. Браманте рятує своє життя переїздом до Риму.

Близько 1499 року він подався з Мілана до Рима. Тут його зустрінуть співвітчизники з півдня й друзі: з їхньою поміччю йому доручено малювати фрески — герби папи Олександра IV з ангелами й фігурами, що їх підтримують (у соборі Сан Джованні де Латерано), під царськими вратами.

Папа Юлій II, обраний 1503 року, негайно найняв його на свою службу. Цей первосвященик надумав надати форми прямокутного театру маленькій долині, що розтяглася між колишнім папським палацом і будовами, зведеними папою Інокентієм VIII — вони відділяли Бельведер від старого палацу Ватикану. Юлій прагнув двома галереями, прокладеними схилами маленької долини, сполучити Бельведер і палац, щоб можна було сходами з подвійними маршами піднятися з долини до Бельведеру.

Щоб здійснити цей задум, Браманте проклав спершу одну галерею впоперек. Він наслідував у пропорціях своїх ордерів галереї Колізею де Савелі. Аркади нижчих поверхів мали свої підпори для п’яти арок, оздоблені дорійськими пілястрами. Поверх вище складали портики і іонійські пілястри. Четвертий поверх утворював лоджію, понад 400 ліктів завдовжки, і проводив візітера від перших східців папського палацу до східців Бельведера. Ця галерея виходила в бік Рима, а друга — в бік саду.

Долина, облямована двома крилами і зроблена еспланадою, діставала воду з Бельведера, що її мав постачати гарний фонтан. Браманте скінчив тільки першу галерею; вже заклали фундамент другої, коли померли Юлій II та його архітектор. Від давньоримських часів папська столиця не бачила такого гарного задуму. Другу галерею майже цілком створили за онифікат нового папи. Папа Пій IV, який прикрасив Бельведер нішами, де вміщено Лаокоона, Венеру та Аполлона — до них Лев Х і Климентій VII додали ще стародавні скульптури Тібра, Ніла та Клеопатру; нарешті, папи Павло III та Юлій III зробили в цій споруді значну і кошторисну реставрацію.

Браманте прикрасив Бельведер сходами дорійського, іонійського та корінфського ордерів. Можна ще згадати — вони принесли йому стільки ж шани, як і його найкращі роботи — пишні кручені сходи, що спираються на дорійські, іонійські та корінфські колони. Кожен з цих ордерів чергується в поворотах підйому, такого пологого, що ним легко могли б збігати коні. Він запозичив цей винахід у Сан Нікколо з Пізи, як про це описано в життєпису Джованні та Ніккола, пізанців.

Браманте був вдачі веселої й зичливої, він любив митців і робив їм усі можливі послуги. Це він привіз до Рима славетного Рафаеля з Урбіно. Зайнявши своїми заслугами й генієм належне йому високе місце, він витрачав шляхетно своє багатство і жив завжди достойно й пишно. Він кохався собі на втіху в поезії і легко сам імпровізував. Сонети, що він лишив, не позбавлені елегантності. Його шанували й обласкували прелати і синьйори. Слава його, величезна за життя, зросла по смерті через повільне будівництво Собору св. Петра, що тривало багато років. Прожив він 70 літ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *