Церковь николы со усохи: Церковь Николы со Усохи — Википедия – Храм Николы со Усохи — Господарство на берегах Великой — LiveJournal

Церковь Николы со Усохи — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июля 2016; проверки требуют 12 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июля 2016; проверки требуют 12 правок.

Церковь Николы со Усохи — православный кончанский храм в Пскове. Памятник истории и культуры федерального значения XV—XVI веков. Находится в Среднем городе.

Церковь была воздвигнута рядом с усохой — высохшим болотом или высохшей речкой[1].

Размеры[править | править код]

Четверик — 20×16 м. Высота с главой — около 40 м. Ширина с северным притвором — 22 м. Длина с западным притвором и крыльцом — 32 м.

  • Первое упоминание о каменной Никольской церкви относится к 1371 г.
  • 1535—1536 гг. обветшавший храм XIV в. сломан и на его месте поставлен ныне существующий.
  • По преданию «Грозный царь, в бытность свою в Пскове после Новгородского разгрома, приказал отрубить уши большому колоколу, от звона которого испугался под ним конь. Во время экзекуции, из ушей колокола потекла кровь…»
  • 1780 г. Разобрана двухпролётная звонница. Построена колокольня у юго-восточной стороны.
  • 1941—1944 гг. Церковь сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны.
  • Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 г. храм взят под охрану государства, как памятник республиканского значения.

Реставрация[править | править код]

  • 1945—1947 гг. По проекту арх. Спегальского Ю. П.

Разобрана колокольня кон. XVIII в. Восстановлено восьмискатное покрытие четверика.

  • 1964—1966 гг. По проекту арх. Спегальского Ю. П. и Скобельцына Б. С.

Воссоздана звонница на северной стене.

Церковная жизнь[править | править код]

  • В ноябре 2005 г. по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия настоятелем храма был назначен священник Александр Ермолаев.
  • 22 мая 2008 г. впервые за 80 лет в храме прошла Божественная литургия. Службу и крестный ход возглавил митрополит Евсевий.

Решением 43-й сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО 7 июля 2019 года внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО (в списке храмов псковской архитектурной школы)[2].

  • Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. — Псков, 1913.
  • Спегальский Ю. П. Псков. — Л.; М.: Искусство, 1963. — (Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР»).
    •  — 2-е изд. — Л.: Искусство, 1978.
  • Скобельцын Б. С., Храброва Н. С. Псков: Памятники древнерусского зодчества. — Л.: Искусство, 1969.
  • Скобельцын Б. С., Проханов А. Земля Псковская: Памятники древнерусского зодчества. — Л.: Искусство, 1972.
  • Спегальский Ю. П. Псков: Художественные памятники. — Л.: Лениздат, 1972.
  • Спегальский Ю. П. По Пскову XVII века. — Л., 1974.
  • Достопримечательности Псковской области / Сост. Л. И. Маляков. — 2-е изд., испр. и доп. (изд. 3-е — 1981). — Л.: Лениздат, 1977. — 360 с. — С. 11-22.
  • Аршакуни О. К. Народное зодчество Пскова: Архитектурное наследие Ю. П. Спегальского. — М.: Стройиздат, 1987.
  • Бологов А. А. Псков. — Л.: Лениздат, 1988.
  • Седов В. В. Псковская архитектура XVI века. — М., 1996.
  • Памятники архитектуры в Советском Союзе / Ред. А. С. Щенков. — М.: Памятники исторической мысли, 2004. — С. 378—382, 496.

Храм Николы со Усохи — Господарство на берегах Великой — LiveJournal

Наверное, никакой другой святой не был столь почитаемым и востребованным на Руси как Николай Чудотворец. В красном углу любого русского дома рядом со Спасом и Богородицей обязательно ставилась икона Николы Угодника. Никола Милостивый – герой множества народных легенд и сказаний. Одна из легенд даже объясняет, почему на Руси Николин день празднуют дважды в году.

…Как-то святой Касьян и Никола Угодник проходили мимо мужичка, пытавшегося вытолкать воз, увязнувший в непролазной грязи. Касьян побоялся испачкать свое райское платье и прошел мимо, а Никола помог мужичку вытащить поклажу. Узнав об этом, Господь положил николе два праздника в году: Никола Вешний (22 мая) и Никола Зимний (19 декабря). Ну, а Касьянов день отмечается 29 февраля – один раз в четыре года.

Неудивительно, что и храмов, посвященных Николаю Чудотворцу, строилось множество. В этом отношении средневековый Псков не выделялся среди других городов России. И до наших дней сохранилось несколько церквей, носящих имя этого святого. Сейчас речь пойдет о храме Николая Чудотворца со Усохи.  

Общий вид

Западный фасад, притворы

Впервые эта церковь была построена в 1371 году. Псковичи не изменили своей традиции обыгрывать в названии церкви ее положение на местности. Когда-то здесь была болотистая почва, болото, называемое «усохою» или «всосом». Болото осушили, а название перешло на храм – Николы со Усохи.

Можно только гадать, насколько красиво и завлекательно выглядел этот район Пскова, называемый Опоцким, в древности. Поблизости проходила мощная, с башнями, крепостная стена Среднего города, тянущаяся от Великой к Пскове через современную улицу Пушкина. Вдоль причудливо выгнутой улочки Враговки выстроились храмы Одигитрии, Николы со Усохи и Василия на Горке. Буйная зелень садов, крохотная речка-ручей Зрачка дополняла окрестный пейзаж.

Небольшая запись в летописи под 1473 годом позволяет установить, что возле церкви находилось кладбище (буй), которое «садом яблонями насадили». Само же кладбище и храм по примеру других приходских церквей было обнесено каменной оградой с каменными же воротами.

Первоначальная Никольская церковь, в принципе, не так уж мало и простояла – более полутораста лет. Она погибла в огне пожаров – этого самого страшного бича средневекового города. В 1535 году храм был отстроен заново. XVI век – это пик расцвета псковской школы зодчества. Храм Николы со Усохи, пожалуй, мог бы стать визуальной энциклопедией архитектурных приемов и решений псковских мастеров «каменносечной хитрости» того времени.

Материалом для строительства храма служил традиционный псковский материал – известняковая плита, которая затем обмазывалась и белилась. Приделы, притворы, галереи, звонницы, часовни, крыльцо, знаменитые псковские «бегунки» — все это нашло воплощение в Никольском храме. Недаром в то время это был второй по величине (после Троицкого собора) храм Пскова. Кстати, к нашему времени храм на добрых два метра «врос» в землю, таков толщина культурных напластований за время его существования.

Звонница
Южный фасад храма, звонница и придел


Кончанский (то есть главный храм района — «конца» — города) храм Николы со Усохи, одноглавый трехапсидный, имел северный бесстолпный придел во имя Сретения Господня и придел южный – Иоанна Богослова. Перед каждым приделом зодчие поставили по каменному крыльцу.

О церковных приделах стоит сказать особо. Придел – это либо специально выделенная часть основного здания храма, либо пристройка (как правило, с северной или южной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений. Дело в том, что в православном храме на одном престоле не принято совершать более одной литургии в день. Приделы дают такую возможность. По мнению крупнейшего знатока древне-псковской архитектуры Ю.П.Спегальского, в XV-XVI веках псковские храмы компоновались и строились одновременно с приделами, а не «обрастали» ими впоследствии.

Кроме того, в объем Никольского храма были встроены и притворы. Главный – западный, и боковые – северный и южный. Притворы имели не только богослужебное назначение (например, в них размещались те, кто не допускался до молитвы в сам храм), но и служили защитой от холодного ветра или стужи.

Исключительная черта церкви Николы со Усохи – необычная пристройка с юго-восточной стороны. Это так называемая часовня «Неугасимой свечи». Дело в том, что в глубокую полукруглую нишу часовни был вписан лик Николая Чудотворца, перед которым постоянно горели свечи и теплилась лампадка – отсюда и название часовни. Правда Н.Ф.Окулич-Казарин в «Спутнике по древнему Пскову» высказывает предположение, что первоначально часовня Неугасимой свечи была сторожкой, в которой жил звонарь или пономарь.


Часовня Неугасимой лампады

При строительстве стен храма зодчие использовали особые керамические сосуды — голосники. Их роль была двоякой. Во-первых, голосники облегчали кладку, во-вторых, создавали внутри храма неповторимый акустический эффект. Хоровое пение в стенах Никольского храма (в «музейный период» церкви там устраивались редкие камерные выступления), по свидетельству очевидцев, производило потрясающее впечатление.

С церковью Николы со Усохи связано местное предание об Иване Грозном. Было это в далеком 1570 году. Жестоко расправившись с новгородцами, Иван Грозный во главе огромного опричного войска прибыл в Псков, чтобы такой же участи подвергнуть и жителей города на Великой. Когда царь со свитой ехал по Великой улице, колокол с Николы на Усохе ударил так сильно, что царский конь испугался и шарахнулся в сторону. Разгневанный Грозный приказал снять колокол и отрубить ему язык и уши. К ужасу палачей, из ушей колокола хлынула кровь. Это заставило суеверного Ивана Грозного сменить гнев на милость, и псковичи избежали массовых казней.

Между тем, в XVII-XIX веках церковь Николы со Усохи подвергалась многократным и существенным переделкам. Особенно кардинально изменило облик храма строительство возле него во второй половине XVIII века высокой двух-ярусной колокольни со шпилем.

sovetskaya191

В годы Великой Отечественной войны церковь была сильно повреждена. Реставрация Николы затянулась с 1946 по 1974 год. В восстановлении храма участвовали архитекторы Ю.П.Спегальский, Б.С.Скобельцын, В.А.Лебедева. Благодаря их таланту и настойчивости храму Николы со Усохи были возвращены его древние формы.

Таким мы и видим его сейчас на улице Советской, когда-то называвшейся Великой – главной улице средневекового Пскова.

Юрий Степанов

Фото автора

Церковь Святителя Николая со Усохи в Пскове

Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, ул. Советская, 19
Начало строительства: 1535 год
Окончание строительства: 1536 год
Координаты: 57°48’56.0″N 28°20’03.5″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:  

История храма

Архитектурные особенности и внутреннее убранство храма

Современное состояние и режим посещения

Как добраться

Церковь Святителя Николая со Усохи на карте

 

Старинную церковь Николая Чудотворца считают выдающимся памятником псковского зодчества XVI века. Место, где она стоит, находится в Среднем городе. В прежние времена возле храма простиралось обширное болото, которое называли «всосом» или «усохой». Живописная церковь несколько веков была градостроительной доминантой Великой улицы Пскова (ныне – Советской). Она украшает центральную часть города и в наши дни, привлекая много верующих и туристов.

Церковь Святителя Николая со Усохи в Пскове

Вид церкви от Псковского государственного университета

История храма

Место, где возвышается Никольская церковь, в Средние века принадлежало Опочскому концу Пскова. «Концами» в те времена называли разные районы вольного города. Они управлялись вече, а во главе «концов» которых стояли старосты. Построенные в псковских районах храмы именовали «кончанскими». Такой же статус имела и церковь Святителя Николая.

Первый храм на Усохе появился в 1371 году. Предполагают, что он был деревянным. Возле него располагалась территория кончанского погоста. Этот храм простоял более полутора веков, неоднократно горел на пожарах и за ветхостью был сломан.

В 1536 году вместо него построили новую церковь, главу которой украшала ярко-зеленая керамическая черепица, а рядом с ней посадили яблоневый сад. Красивый строгий храм имел внушительные размеры и был одним из самых крупных каменных строений города, уступая лишь кафедральному собору Святой Троицы в кремле.

Многие века Псков выполнял функции пограничного города России, жизнь которого подчинялась нуждам обороны. Подклети кончанских храмов, в том числе и Никольской церкви со Усохи, использовались для хранения пороха и военного снаряжения.

Церковь Святителя Николая со Усохи в Пскове

Вид на церковь со стороны р. Великая

С этой церковью также связано интересное предание, основанное на реальном историческом событии. В 1569-1570 годах царь Иоанн IV Грозный вместе со своими опричниками ездил усмирять непокорный Новгород. Поход сопровождался массовыми убийствами и вошел в русскую историю, как «Новгородский погром».

На обратном пути из Новгорода опричное войско въехало в Псков. Здесь царь лично предал смерти игумена Псково-Печерской обители Корнилия, а опричники по приказу царя убили около 50 псковичей и разграбили их имущество. Однако, массовых казней, какие опричное войско устраивало в Новгороде, не последовало. Когда царь ехал мимо Никольской церкви, раздался колокольный звон. Конь под ним испугался набата, и Иоанн IV Грозный приказал отрубить уши самому большому колоколу. Как только слуги царя выполнили приказ, из колокола хлынула кровь.

Никольский храм много раз перестраивали. Как правило, причины в таких переделках возникали после больших пожаров. Особенно сильно церковь пострадала от огня в середине XVI века. В ходе нескольких реконструкций к ней пристроили два придела, которые освятили в честь Иоанна Богослова и Сретения Господня. Кроме того, строители заменили изначальное восьмискатное покрытие на более практичное четырехскатное, возвели приземистое крыльцо и реконструировали окна.

Церковь Святителя Николая со Усохи в Пскове

Вид церкви с улицы Советской

Во второй половине XVIII века с юго-восточной стороны Никольской церкви появилась высокая колокольня, а возле абсиды – небольшая часовня. Спустя век, в храме подняли полы, нарастили деревянный верх колокольни, заменили в одном из пределов иконостас, а для улучшения освещения вновь расширили окна.

В начале XX века Никольская церковь процветала. Помимо жителей Пскова, ее прихожанами были слушатели духовной семинарии и частного учебного заведения для женщин, которым владела Евдокия Костылева. При храме также существовал церковный хор, состоящий из воспитанниц приюта для девочек.

После революции 1917 года церковная жизнь в старом храме еще теплилась Окончательно его закрыли для верующих в 1929 году. Никольская церковь опустела и утратила настенные росписи и иконостас.

Большой урон храму нанесла Великая Отечественная война. В течение долгого времени Псков находился под фашистской оккупацией, и во время боев Никольский храм сильно пострадал от взрывов и пожаров. Значительные повреждения получили стены и кровля, а от внутреннего убранства практически ничего не осталось.

Церковь Святителя Николая со Усохи в Пскове

Вид церкви с запада

Когда война закончилась, реставраторы в течение двух лет занимались изучением и восстановлением святыни. Они разобрали разрушенную колокольню и реконструировали восьмискатное покрытие четверика, придав культовому зданию былую стройность.

Под охрану государства храм взяли в 1960 году. Вслед за этим была проведена еще одна реставрация. Строители сделали капитальный ремонт обвешавшего здания и восстановили на северной стене изящную двухпролетную звонницу, разобранную в 1780 году. Большая заслуга в качественно проведенной реставрации принадлежала архитекторам Ю. Спегальскому, Б. Скобелицыну и В. Лебедевой.

Храм вернули верующим в ноябре 2005 года, и он стал частью Псковской епархии. Некоторое время заняли восстановительные работы, и 22 мая 2008 года, после 80-летнего перерыва, в древних стенах прошло первое богослужение.

Архитектурные особенности и внутреннее убранство храма

Старинный четырехстолпный храм очень красив и пропорционален. Его основа построена из обтесанных плит на растворе извести. Более поздние кладки сделаны с применением кирпича. В наши дни храм отштукатурен и побелен.

Церковь Святителя Николая со Усохи в Пскове

Вид на «Часовню Неугасимой свечи»

С начала XVI века культурный слой вокруг церкви вырос примерно на 2 м, сделав ее более приземистой. Это значит, что в момент постройки кончанский храм выглядел еще более стройным и производил очень сильное впечатление.

Крупный кубический четверик имеет размеры 20 на 16 м. Аккуратные лопатки разделяют все храмовые фасады на три части. Единственная глава церкви поднимается над землей на 40 м и видна издалека.

С северной стороны к трехабсидному храму добавлен Сретенский придел, а на юго-востоке сохранилось необычная культовая пристройка, которую называют «Часовней Неугасимой Свечи».

Это небольшая по размерам усыпальница, увенчанная маленькой главкой. Пристройку назвали так потому, что здесь, под образом почитаемого жителями города Святителя Николая всегда горели лампадки и свечи.

Украшением Никольской церкви является небольшая двухпролетная звонница, восстановленная на старом плитяном основании в 1960-е годы. В наружном декоре храма можно увидеть типичные для псковских зодчих приемы так называемого «псковского ожерелья», которое представляет живописное сочетание узоров с чередованием поребрика и бегунца.

Церковь Святителя Николая со Усохи в Пскове

Вид на церковь с юга

Внутри Никольской церкви очень просторно. Здесь сохранились голосники – глиняные сосуды, вмурованные в стены для укрепления кладки и улучшения качества акустики. В верхней части, под куполом, видны контуры проступающих из-за побелки старинных фресок.

Современное состояние и режим посещения

В наши дни церковь имеет статус объекта культурного наследия федерального значения и является филиалом Псковского музея-заповедника. Кроме того, это — действующий православный храм, двери которого открыты для верующих и туристов ежедневно с 8.00 до 20.00. Престольные праздники здесь отмечают 22 мая и 19 декабря. Церковь отремонтирована, однако ее интерьеры практически не оформлены, внутри нет росписей, и совсем немного икон.

Как добраться

Никольская церковь стоит на правобережье реки Великой, в 600 м южнее знаменитого Крома. Она находится возле Псковского государственного университета, на Советской улице, 19. Если пользоваться общественным транспортом, то ближе всего к храму можно подъехать на автобусах и маршрутных такси (остановка «Детский парк»).

От городского железнодорожного вокзала (станция «Псков-Пассажирский») до Никольской церкви нетрудно добраться пешком. Идти нужно по улицам Яна Фабрициуса и Советской (2,4 км).

Церковь Святителя Николая со Усохи в Пскове

Вид на юго-восточный фасад церкви

Если пользоваться личным автомобилем, от юго-восточной окраины Пскова нужно свернуть с Ленинградского шоссе на автотрассу А 212 «Псков-Изборск» и ехать по ней к центру города. На Октябрьской площади следует повернуть налево на Советскую улицу — от поворота до храма около 150 м.

Рейтинг достопримечательности

Церковь Святителя Николая со Усохи на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Москва

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Владимир

Владимир

Ярославль

Ярославль

Муром

Муром

Ростов Великий

Ростов Великий

Александров

Александров

Иваново

Иваново

Калуга

Калуга

Кострома

Кострома

Сергиев Посад

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Нижний Новгород

Казань

Казань

Касимов

Касимов

Переславль-Залесский

Переславль-Залесский

Суздаль

Суздаль

Спегальский Ю.П./Реконструкция церкви Николы на Усохе в Пскове

Спегальский Ю.П./Реконструкция церкви Николы на Усохе в Пскове

В БИБЛИОТЕКУ


Спегальский Ю.П.

Реконструкция церкви Николы на Усохе в Пскове

(Памятники культуры. Исследования и реставрация. Вып. 3. М., 1961).

(Ю.П.Спегальский. Избранные статьи. К 100-летию со дня рождения. Псков, 2009)


Церковь Николы на Усохе — бывший кончанский храм древнего Опочского конца в Пскове. По свидетельству летописей, этот храм впервые был построен в 1371 г.1 Место, где он находился, в XV в. не раз выгорало — в 1406 г., когда «весь Псков погорел»2, в 1451 г., когда «погоре весь град Псков»3, и в 1466 г., когда пожар начался на Усохе4. Надо полагать, что во время пожаров церковь получала повреждения. Рядом с храмом в древности было расположено кладбище («буй»). Под 1473 г. летопись сообщает: «Тоя же весне около буя святого Николе, у Вопочском конци, каменем оделав и врата каменыя изрядив, и садом яблонями насадили»5. Под 1536 г. в летописи вновь говорится, что «свершена бысть церковь святый Никола на Усохи» и «освещаю месяца декабря в 6 день»6. Новая церковь, вероятно, пострадала от пожара в 1550 г.7 Большой пожар в 1562 г. миновал ее, что видно из описания пожара8, но в 1609 г., когда сгорел весь Псков9, она, видимо, вновь была повреждена.

Церковь приходила в ветхость и неоднократно подвергалась перестройкам в XVII—XIX вв. Результаты этих перестроек были отчетливо видны на здании до начала работ по его частичной реставрации в 1946 г. Несомненно, что в конце XVII в, первоначальные восьмискатные покрытия основного объема храма и его придела были переделаны на четырехскатные, подобно тому, как были в это время изменены крыши всех церквей Пскова.

Тогда же были перекрыты сводами боковые притворы, а с запада пристроено новое каменное крыльцо и переделаны окна. Судя по состоянию каменной кладки, находившейся под надкладками, сделанными в конце XVII в, (сняты в 1948 г.), церковь перед этой перестройкой сильно обветшала. Крыши на ней не было. На Сретенском приделе росла трава, а верхние части стен (как придела, так и основной части храма) были сильно размыты и разрушены.

Не менее заметными были и следы перестройки, относившейся к концу XVIII в. Тогда рядом с церковью была выстроена колокольня, у южной абсиды построена новая часовня, вновь подверглись переделке окна храма, а над его барабаном была сделана новая глава с перехватом, сохраняющаяся и поныне. Клейма на полосовом железе, из которого сделан каркас главы, свидетельствуют, что оно было изготовлено в конце XVIII в.

Перестройки продолжались и в XIX в. В 1865 и 1873 гг. производились работы по южному приделу Иоанна Богослова, входе которых до уровня земли были снесены все выступавшие к югу от четверика храма части (может быть, измененные уже в XVII в.), а на их месте, на новых фундаментах построена южная пристройка10. Капитальной переделке церковь подвергалась также в 1878—1879 гг., когда были расширены ее окна, надстроен деревянный верх колокольни, подняты полы и произведены другие работы11.

В XX в. церковь Николы на Усохе не перестраивалась, но потеряла иконостас та все внутреннее убранство. В 1941 г. здание было повреждено пожаром, а в 1946 г., реставрировалось (за исключением притворов). Эта реставрация ставила целью возвратить памятнику его первоначальные формы и сопровождалась его изучением. Последнее облегчалось, в частности, ясно различимой разницей между кладками отдельных строительных периодов.

В процессе изучения было установлено, что первоначальная постройка сложена из подтесанной, постелистой, серой плиты12 на растворе из желтоватой извести с крупным, а в некоторых местах и мелким, речным песком.

Кладка XVII в. сделана из крупной тесанной плнты на растворе из известите очень мелким горным желтым песком. Цвет плиты в кладке XVII в. — голубоватый и зеленоватый, в то время как для плиты первоначальной кладки характерны теплые оттенки.

Более поздние кладки отличаются иными составами растворов и применением кирпича, а также употреблением плиты только в рваном или грубо околотом виде. Все это позволило отличить первоначальную основу от частей XVII, XVIII, XIX и XX вв. (рис. 1).

Из публикуемых здесь обмерных чертежей четырех фасадов церкви Николы на Усохе (рис. 2, 3, 4 и 5), характеризующих ее общее состояние через четыре года после пожара 1941 г., а также из обмера ее плана, хорошо видно, что главный объем памятника, его северный придел и два крыльца (западное и северное) сохранились сравнительно хорошо. Бьши переделаны только их покрытия, чего не избежала ни одна из церквей, построенных в Пскове до XVII в. Как обычно, были изменены также окна и двери, пробиты новые оконные и дверные проемы, и, кроме того, в стенах четверика устроены ниши. Окна барабана храма были расширены, а над барабаном в конце XVIII в. сделан каменный карниз. Часовня у южной абсиды, хотя и пострадала при перестройках церкви, но все же сохранила свой основной объем.


Рис. 1. План церкви Николы на Усохе. Обмер 1945-1946 гг.: штриховка — кладка XVI в.;
частая штриховка — кладка XVIII в.; штриховка в клетку — кладка XIX — XX вв.

Все части, располагавшиеся с южной стороны основного объема церкви, не сохранились. Они были сломаны в XIX в. при постройке южного придела. Однако фактически подверглось уничтожению лишь то, что возвышалось над уровнем земли. Находившиеся в толще культурного слоя древние стены сохранились на высоту около 1,5 м.

Стены северной половины притворов были повреждены при перестройке XVII в. Сохранились два участка их — примыкающий к западному крыльцу и расположенный к западу от крыльца придела. В последнем участке осталось нетронутое первоначальное окно (см. рис. 1).


Рис. 2. Северный фасад церкви Николы на Урохе. Обмер 1945 — 1946 гг.

От звонницы, которая стояла на северной стене основного объема церкви, осталось лишь основание. Столбы ее были сломаны, очевидно, в связи с постройкой новой колокольни в конце XVIII в. После переделки восьмискатного покрытия церкви на четырехскатное, в конце XVII в., звонница еще существовала. Свидетельством этого было то, что до 1946 г. обломки разрушенной звонницы заполняли пазухи над северными сводами вровень с верхами надкладок, сделанных в XVII в. под четырехскатную крышу.

К сожалению, реставрация памятника и его исследование были прерваны в 1947 г. и остались далеко не законченными. Однако данные, полученные в ходе работ и обмеров, позволяют сделать выводы о времени его сооружения и дать представление о его первоначальном виде.

*  *  *

Несмотря на перестройки, от всех первоначальных частей церкви Николы на Усохе сохранились остатки и следы (за исключением, конечно, покрытий и завершений глав и внутреннего убранства). Пока что не все из них изучены. Остатки уничтоженных в XIX в. частей церкви, сохраняющиеся, как уже говорилось, ниже современного уровня почвы, при исследовании 1946 г. не раскапывались. Однако по следам, сохранившимся на южной стене четверика, об этих частях можно судить с точностью, вполне достаточной для их графической реконструкции.

По этим следам видно, что у входа в церковь с юга было крыльцо. Нижняя часть его полустолба была раскопана при реставрации дверного проема в 1946 г. (см. рис. 1). Этот полустолб и следы примыкания свода крыльца к стене храма показывают, что южное крыльцо было таким же, как и целиком сохранившееся северное крыльцо, с той лишь разницей, что если к последнему с востока примыкал высокий придел, то к южному — палатка, имевшая небольшую высоту и являвшаяся как бы продолжением притвора. На угловой (восточной) лопатке южного фасада четверика, срубленной внизу при постройке в конце XIX в. южного придела, осталась у самого угла несрубленная полоса. На этой полосе сохранилась штраба, свидетельствующая, что палатка была сложена вместе с основным объемом памятника. По этой штрабе точно устанавливается высота палатки.


Рис. 3. Западный фасад церкви Николы на Усохе. Обмер 1945 — 1946 гг.

Изучение церкви Николы на Усохе и обследование других древних памятников Пскова показало, что сложившиеся представления о псковских церковных крыльцах XV—XVI вв., как о трехпролетных навесах, покоившихся на круглых столбах, не отвечают действительности. Этот тип крылец появился только в XVII в.

Крыльца XV—XVI вв. при наличии боковых арок, опирающихся у стен четверика на закругленные полустолбы, с лицевой стороны всегда ограничивались стеной с высоким дверным проемом, затворявшимся двухстворной железной дверью.

Такие крыльца устраивались только при наличии боковых притворов; иногда их называют галереями. Широкие арки крылец связывали их с притворами. Если притворов у храма не было, то тогда в крыльце не делалось и боковых проемов13. Снаружи крыльца обычно обрабатывались как бы вставленными в их углы круглыми столбами. Это и создавало ложное впечатление широких заложенных проемов.

Как правило, щипцы крылец украшались выступающими пятилопастными дугами и нишами (обычно тремя) для образцов, исполнявшихся фреской. Таким было первоначальное западное крыльцо церкви Николы на Усохе. Сохранившееся целиком, без каких-либо утрат, оно лишь заслонено другим крыльцом, пристроенным к нему уже в XVII в. (рис. 6 и 7).


Рис. 4. Южный фасад церкви Николы на Усохе. Обмер 1945—1946 гг.

По сохранившимся участкам стен первоначальных притворов видно, что они перекрывались деревянными настилами. Так же была перекрыта и палатка за южным крыльцом. Подобного рода настилы были, вероятно, наклонными, а их уклон соответствовал уклону крыш. Детали устройства таких деревянных перекрытий пока не установлены. Притворы церквей Успения в Святогорском монастыре (построена после 1568 г.) и Ильи в Выбутах (XVI в.), как показывают их остатки, тоже имели деревянные перекрытия. В XVI в. и, вероятно, в XV в. такие перекрытия в Пскове, по-видимому, не были исключением.

В сохранившейся части стены северного притвора существует совершенно целое первоначальное окно. В стене притвора, к югу от западного крыльца церкви, осталась притолока, подоконник и часть перемычки другого такого же окна. Положение этих окон позволяет догадываться о расположении остальных (cр. рис. 1 и 6).


Рис. 5. Восточный фасад церкви Николы на Усохе. Обмер 1945—1946 гг.

В ходе работ 1946 г. была обнаружена, а затем и расчищена от обстройки XVIII в. древняя часовня, особенность которой состоит в том, что ее верхняя часть была открытой и представляла навес, державшийся на двух столбах. При реставрации часовни было установлено, что она на 2 м закрыта позднейшими напластованиями, целиком скрывшими ее нижний этаж — помещение с одним дверным проемом. Под остатками обрушившегося ползучего свода, перекрывавшего помещение, найдены человеческие кости и черепа — свидетельство того, что здесь был склеп. В настоящее время вход в склеп скрыт под поверхностью земли. Над склепом расположена собственно часовня, сохранившая до нашего времени основные части — столбы, арки, сводчатое перекрытие и нишу в абсиде с остатками изображения Николы, написанного на штукатурке. Пол часовни был первоначально на столь значительной высоте от земли, что вход в нее мог быть только по ступеням какой-то лестницы. Обследование часовни на Мироносицком кладбище — единственного псковского памятника, приближающегося по типу к часовне у церкви Николы на Усохе, — показало, что перед ее входом также была лестница. Вероятно, подобная же лестница существовала и у часовни церкви Николы на Усохе. Остатки ее, надо полагать, существуют в земле, хотя они, наверное, пострадали при постройке колокольни в конце XVIII в. На реконструкции (рис. 8 и 9) лестница часовни церкви Николы на Усохе показана условно, на основании предварительных соображений, а не точных данных, которые можно получить только путем раскопок.


Рис. 6. План церкви Николы на Усохе. Реконструкция Ю. П. Спегальского.

Сохранившийся над торцом часовни щипец свидетельствует о том, что ее покрытие было двухскатным. Этот щипец позволяет установить уклон скатов кровли часовни.

Что касается главки часовни, изображенной на реконструкции, необходимо отметить, что если косвенные данные и говорят за то, что она здесь существовала, то непосредственных следов ее не сохранилось. К косвенным данным можно отнести упоминание И. Ф. Годовикова о древнем кресте, находившемся над часовней14. Он был типичен для крестов, венчавших главы, и не мог быть установлен просто на крыше. В натуре на своде часовни до 1946 г. сохранялись остатки барабана главки, сделанного, как можно было видеть по его кладке, в XVIII в. Есть основание предполагать, что эта главка была построена на месте старой, так как положение ее по отношению к часовне XVIII в. оказалось случайным. В XIX в. эта главка была сломана и заменена глухой деревянной главкой, поставленной на месте, более соответствующем композиции новой часовни. Барабан главки XVIII в. имел световое отверстие, открытое внутрь часовни, но первоначальная главка могла быть только глухой, потому что отверстие в своде под барабаном XVIII в. было пробито при его постройке. Такой главка показана на реконструкции.


Рис. 7. Западный фасад церкви Николы на Усохе. Реконструкция Ю. П. Спегальского.

Часовня сложена не вместе с абсидой, к которой она примыкает, а сделана уже после того, как основная часть храма была возведена. При постройке часовни для ее западной арки в кладке абсиды была выломана пята и сделана штраба для присоединения восточной стенки часовни. Но ниша, в которой находится изображение Николы, была выложена уже при кладке абсиды. Очевидно, часовня входила в первоначальный замысел постройки, но во избежание большой разницы в осадке тяжелого основного объема храма и легкой часовенки кладка последней была начата позднее.

Как уже упоминалось, окна и двери церкви Николы на Усохе не раз переделывались. Однако от первоначальных проемов остались следы, по которым можно восстановить их величину и форму с полнейшей точностью. Из всех древних окон только одно в жертвеннике было расширено во все четыре стороны, т. е. таким образом что остатков его прежнего проема не сохранилось. Это окно было восстановлено по аналогии с симметричным ему древним окном диаконника. Все же остальные окна и двери реконструированы по сохранившимся следам.


Рис. 8. Южный фасад церкви Николы на Усохе. Реконструкция Ю. П. Спегальского.

Реконструкция окон барабана никаких затруднений не представляет, так как они были расширены только в наружных частях, что же касается их устройства, то оно аналогично другим одновременным псковским церквам, в которых окна барабанов сохранились нетронутыми.

Как уже упоминалось выше, первоначальное покрытие основного объема церкви было восьмискатным. Скаты первоначальных щипцов, после снятия их вершин и надкладки нижних частей в конце XVII в., еще на значительном протяжении сохранились, хотя и были местами размыты и нарушены. Надкладки были много тоньше старых стенок щипцов, и это при работах 1946 г. дало возможность точно воспроизвести линии скатов первоначальной крыши.

Необходимость восстановить крышу в натуре привела к тому, что были установлены не только уклоны щипцов и соответственно им наружные очертания скатов крыши, но и определены некоторые, неизвестные ранее типичные особенности восьмискатных (с прямыми скатами) покрытий, характерные для псковской архитектуры. Если легко можно было бы нарисовать на фасадах церкви Николы на Усохе восьмискатное покрытие по образцу новгородских, со скатами крыши, непосредственно пересекающимися с барабаном, то оказалось бы, что выполнить такое покрытие в натуре без сломки древней кладки невозможно. Кладка пандатативов и забутка пазух ступенчато повышенных подпружных арок выступает выше уровня плоскостей скатов восьмискатной крыши. Это говорит о том, что под барабаном была поднимавшаяся над основной крышей часть покрытия. Об этом же свидетельствует сохранившийся на барабане след примыкания первоначального покрытия. Он представляет собою кольцевую выдру, проходящую вокруг барабана (см. рис. 2, 3, 4 и 5).

Изучение следов восьмискатных крыш на церквах Богоявления с Запсковья (1496), Козьмы и Дамиана с Примостья (подпружные арки, глава и покрытие — после 1507 г.), Николы на Снятой горе (1519), Успенской у Паромени (1521), Николы в Острове (1543), Успения в Святогорском монастыре (после 1568 г.), Николы в Устье (кон. XV — нач. XVI в.), Ильи в Выбутах (XVI в.) и Иоакима и Анны на Полонище (XVI в.) — показало, что покрытия всегда пересекались с барабанами в горизонтальной плоскости на один ряд кладки ниже окон.

Во всех осмотренных памятниках в этом месте оказалась горизонтальная кольцевая выдра, сделанная во время кладки барабана. Осмотр церкви Михаила архангела (1462) в селе Кобылье Городище — единственного памятника древней псковской архитектуры, сохранившего восьмискатное покрытие, — показал, что у основания барабана устраивалось окрытие конической формы, возвышавшееся над скатами восьмискатной крыши. В XV—XVI вв. такая особенность восьмискатного покрытия в Пскове неизменно повторялась и в тех случаях, когда подпружные арки и их забутка не возвышались над сводами и не препятствовали пересечению скатов восьмискатной крыши непосредственно с поверхностью барабанов. Например, церкви Михаила архангела в Кобыльем Городище, Козьмы и Дамиана с Примостья в Пскове, а также приделы церквей Николы на Усохе в Пскове и Николы в Острове. Объясняется это тем, что конические окрытия препятствовали скоплению снега у основания барабанов и хорошо предохраняли их от разрушения влагой. Именно поэтому подобное окрытие и имело в псковской архитектуре только коническую (а не сферическую) форму.


Рис. 9. Восточный фасад церкви Николы на Усохе. Реконструкция Ю. П. Спегальского.

Для уточнения вида восьмискатного покрытия памятника пришлось также выяснить положение коньков первоначальной крыши и ее разжелобков. Во всех перечисленных выше церквах, как и в церкви Николы на Усохе, гнезда от концов коньковых брусьев, оставшиеся в кладке барабана, всегда находятся на оси, проходящей через центр последнего. Это говорит о том, что коньки подходили к середине барабана. В то же время вершины щипцов (и, следовательно, коньки крыш над ними) помещались на середине протяжения каждого из фасадов, в том числе и боковых15. Так как барабаны обычно ставились ближе к восточной стене четверика, коньки, направлявшиеся от вершин северного и южного щипцов к барабану, не были параллельны; их концы, примыкавшие к барабану, сдвигались к востоку. С этим связана особенность в обработке боковых (северного и южного) щипцов псковских восьмискатных церквей, которая отличает их от новгородских.

В церквах Пскова и Новгорода восточные членения боковых фасадов меньше западных, что наиболее резко выражено на больших церквах; центры же средних делений боковых стен не совпадают с их геометрической серединой. В Новгороде вершины щипцов совпадают с серединой центральных делений фасадов и соответствуют положению барабана. В Пскове их вершины всегда находятся примерно в геометрической середине фасадов и потому большей частью (особенно в крупных церквах) на боковых фасадах не совпадают ни с центрами средних делений, ни с центрами барабанов. Поэтому боковые фасады псковских церквей имеют весьма характерный вид: завершающие лопасти их западных членений подняты выше восточных, а над лопастями среднего членения с западной стороны образуются большие гладкие поля (рис. 8 и 10).

Первоначальное покрытие придела церкви Николы на Усохе было образовано на основе обычного восьмискатного покрытия, но так как с западной стороны к приделу примыкало одинаковое по высоте крыльцо, покрытое, как обычно, на два ската, то с этой стороны над стеной придела щипец отсутствовал и место четырех скатов занял один. Он сопрягался по разжелобку с соседним скатом крыши крыльца. Об этом свидетельствуют гнезда, оставшиеся от опорных брусьев покрытия.

Остатки сильно разрушенных щипцов северной стены придела и северного крыльца во время перестройки конца XVII в. были уничтожены. Однако о том, что они существовали, говорят гнезда, оставшиеся от опорных брусьев в стене основного объема храма и в барабане придела. Покрытие придела и северного крыльца нами восстановлено в соответствии с расположением этих гнезд (см. рис. 3 и 10).


Рис. 10. Северный, фасад церкви Николы на Усохе. Реконструкция Ю. П. Спегальского.

Скаты первоначального западного крыльца и примыкающих к нему частей притворов остались нетронутыми. До 1946 г. над ними местами возвышались остатки надкладки конца XVII в., резко отличавшейся от первоначальных стен по толщине, цвету камня, его обработке и составу раствора.

Покрытие южного крыльца и палатки возле него реконструируется в соответствии с остатками гнезд от опорных брусьев крыши крыльца (см. рис. 8). Для того чтобы судить о формах первоначальных покрытий глав, необходимо предварительно ответить на вопрос о датировке здания. Из приведенного материала видно, что его крыльца и притворы типичны для псковской архитектуры конца XV и XVI вв. К этому следует добавить, что такое устройство крыши, как в церкви Николы на Усохе (с щипцовыми стенками, высоко поднятыми над сводами), впервые появилось в Пскове в самом конце XV в. и характерно для XVI в.16 Кладка первоначальных частей здания однородна. Перевязка между ними свидетельствует об их одновременности. Здание не включает никаких частей или остатков более раннего времени.

До раскопок нельзя даже сказать, стояла ли церковь Николы на Усохе 1371 г. на том же месте, что и существующая. «Свершение» церкви, о котором, говорят летописи под 1536 г., являлось возведением совершенно нового здания. Как отмечено летописью, оно было закончено к декабрю 1536 г., т. е. по современному счету еще в 1535 г.17

Для Пскова XVI в. наиболее вероятной и даже несомненной является луковичная форма глав. Об этом достаточно убедительно говорят изображения церковных верхов на псковской керамике и резьбе царских врат, относящихся к XVI в. На иконе «из часовни Владычного креста», исполненной, вероятно, в XVII в. но получившей, вследствие позднейших переписок, значительные изменения18, покрытие большой главы церкви Николы на Усохе изображено коническим. Это либо фантазия иконописца, либо временное покрытие, которое могло иметь место при перестройке церкви.

На иконе «из Железного ряда», которая хотя и относится к более позднему времени, чем предыдущая, но менее переписана, главы церкви Николы на Усохе и ее придела имеют луковичную форму. До пожара 1941 г. над приделом была луковичная глава, каркас которой, видимо, принадлежал XVII в. Во всяком случае, ничего, свойственного XVIII в., не было в ее форме.

В 1945 г. при снятии надкладок с щипцов церкви в их кладке были найдены куски черепицы с главы. Керамическая масса и темно-зеленая полива, покрывающая наружную сторону этой черепицы, характерны для псковских керамических изделий XVI в.19 Эта черепица гораздо толще черепицы XVII в., остатки которой еще встречаются в Пскове. Толщина ее около 2,5 см, в то время как толщина черепицы XVII в. колеблется от 1 до 1,5 см. Все это позволяет предполагать, что обломки черепицы, найденные в надкладках, являются остатками первоначального покрытия главы.

От звонницы сохранилось не только основание, но и нижний ряд кладки двух столбов. Это позволило точно восстановить ее план. Фасад звонницы реконструирован в соответствии с обычными пропорциями столбов псковских звонниц того времени. Упомянутые выше изображения церкви Николы на Усохе на старинных иконах показывают, что звонница была покрыта по двум щипцам, т. е. двухскатной крышей над каждым пролетом. Сомневаться в правильности такого изображения нет оснований, ибо так до XVII в. покрывались многие другие псковские звонницы.

Очень большие свесы крыши над звонницами были характерны для старинной псковской архитектуры. Для предохранения этих крыш от срыва ветром их нижние опорные брусья крепились длинными скобами из полосового железа к аркам звона. Эти скобы показаны на северном фасаде памятника. В большие колокола звонили, раскачивая не язык, а весь колокол. Для этого он наглухо прикреплялся к деревянному валу, вращающемуся на оси и к тому же валу крепился длинный деревянный рычаг, к концу которого прикреплялась веревка20. Эти рычаги показаны на чертежах фасадов.

Из изложенного выше видно, что не все первоначальные части церкви Николы на Усохе реконструированы нами с желательной точностью. Объясняется это полным исчезновением некоторых из них (например, покрытий и завершений глав), а также тем, что не все остатки первоначальных частей были раскрыты и изучены (лестница часовни, например). Однако эта реконструкция, сделанная с разной достоверностью деталей, все же целиком показывает здание в его первоначальном виде и дает ясное представление о его общей композиции. Эта реконструкция знакомит нас также с рядом черт, которые вообще типичны для псковской церковной архитектуры в последние годы XV в. и XVI в. В заключение остается добавить, что для полного представления о характерных чертах и общей архитектурной композиции церкви Николы на Усохе (как и других древних псковских зданий) необходимо изобразить ее в цвете, так как он играл существенную роль в ее облике.

_______________

1 — Вторая Псковская летопись под 1371 г. сообщает: «Поставлена бысть церковь камена святого Николы на Всосе» (ПЛ, вып. II. М, 1955, с. 28). В Псковской третьей летописи под этим же годом сказано: «Свершена бысть церковь святого Николы у Вопоки, камена» (там же, с. 105). Усоха и Вопока (или Опока) — это, вероятнее всего, название одного и того же места. Может быть, однако, это не одно и то же место, но в таком случае Опока находилась рядом с Усохой, в непосредственной близости от церкви Николы.  назад
2 — ПЛ, вып. I. М. — Л., 1941, с. 28; вып. II, с. 32, 112.  назад
3 — Там же, вып. II, с. 48, 139.  назад
4 — Там же, вып. I, с. 72; вып. II, с. 54.  назад
5 — Там же, вып. II, с. 193.  назад
6 — Там же, вып. II, с. 223; вып. I, с. 107.  назад
7 — Вот как описывает этот пожар третья Псковская летопись: «Лето 7058, месяца марта 23, нашего ради съгрешония, загореся к тому дни нощню у Песках у манастыре, и погоре от большой стене и до Старого Застенья, от реки Пскове и до Великой реки и Старое Застенье, и ничто же не оста, но токмо у Трупеховых у полевых ворот оста 5 дворов, да пушечней сарай на Коневой площади, а каменных церквей погорело 31…» (ПЛ, вып. I, с. 231).  назад
8 — ПЛ, вып. II, с. 242.  назад
9 — Там же, вып. II, с. 271.  назад
10 — См.: Н. Ф. Окулич — Казарин. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1911, с. 119.  назад
11 — Там же, с. 119. — Указание на с. 121 относительно отески столбов в 1878 г., является результатом какой-то ошибки, так как столбы были сложены круглыми первоначально, что ясно видно в натуре.  назад
12 — В кладке барабана употреблены горшки, а в верхних частях стен — голосники.  назад
13 — До 1944 г. такое крыльцо можно было видеть у ц. Никиты с Поля в Пскове (1470).  назад
14 — См.: И. Ф. Годовиков. Описание и изображение древностей Псковской губернии. Вып. 2. Псков, 1881, с. 43. — Часовня Николы-чудотворца у церкви Николы на Усохе носила указываемое И. Ф. Годовиковым название «Неугасимой свечи».  назад
15 — Исключение — церковь Козьмы и Дамиана с Примостья. Это объясняется тем, что ее первоначальное покрытие было не восьмискатиым, а лишь позднее было изменено на восьмискатное.  назад
16 — Об этом см. нашу статью «Происхождение пониженных подпружных арок церкви Козьмы и Дамиана с Примостья». («Памятники культуры. Исследование и реставрация», вып. 2. М., 1960, с. 38 — 39).  назад
17 — Это следует из того, что до XVIII в. в России новый год начинался с 1 сентября.  назад
18 — Изображение Троицкого собора, например, на этой иконе изменено полностью и не соответствует реальности.  назад
19 — Памятные плиты («керамиды»), датированные разными годами XVI в., значительное количество которых находится в Псково-Печерском монастыре; изразцы XVI в.. украшающие барабан церкви Николы в Острове; печные изразцы XVI в., найденные в Пскове; «керамиды», которые до 1944 г. сохранялись в Псковском музее, в стене притвора церкви Козьмы и Дамиана с Примостья. Сколько-нибудь подробного описания этих памятников в литературе не существует.  назад
20 — Такое устройство сохранилось на звоннице Псково-Печерского монастыря.  назад

 

Сайт создан в системе uCoz

Церковь Николы со Усохи — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Церковь Николы со Усохи — православный кончанский храм в Пскове. Памятник истории и культуры федерального значения XV—XVI веков. Находится в Среднем городе.

Церковь была воздвигнута рядом с усохой — высохшим болотом или высохшей речкой[1].

Описание

Размеры

Четверик — 20×16 м. Высота с главой — около 40 м. Ширина с северным притвором — 22 м. Длина с западным притвором и крыльцом — 32 м.

История

  • Первое упоминание о каменной Никольской церкви относится к 1371 г.
  • 1535—1536 гг. обветшавший храм XIV в. сломан и на его месте поставлен ныне существующий.
  • По преданию «Грозный царь, в бытность свою в Пскове после Новгородского разгрома, приказал отрубить уши большому колоколу, от звона которого испугался под ним конь. Во время экзекуции, из ушей колокола потекла кровь…»
  • 1780 г. Разобрана двухпролётная звонница. Построена колокольня у юго-восточной стороны.
  • 1941—1944 гг. Церковь сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны.
  • Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 г. храм взят под охрану государства, как памятник республиканского значения.

Возрождение

Реставрация

  • 1945—1947 гг. По проекту арх. Спегальского Ю. П.

Разобрана колокольня кон. XVIII в. Восстановлено восьмискатное покрытие четверика.

  • 1964—1966 гг. По проекту арх. Спегальского Ю. П. и Скобельцына Б. С.

Воссоздана звонница на северной стене.

Церковная жизнь

  • В ноябре 2005 г. по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия настоятелем храма был назначен священник Александр Ермолаев.
  • 22 мая 2008 г. впервые за 80 лет в храме прошла Божественная литургия. Службу и крестный ход возглавил митрополит Евсевий.

Правовое положение

Решением 43-й сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО 7 июля 2019 года внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО (в списке храмов псковской архитектурной школы)[2].

Примечания

Источники

  • Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. — Псков, 1913.
  • Спегальский Ю. П. Псков. — Л.; М.: Искусство, 1963. — (Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР»).
    •  — 2-е изд. — Л.: Искусство, 1978.
  • Скобельцын Б. С., Храброва Н. С. Псков: Памятники древнерусского зодчества. — Л.: Искусство, 1969.
  • Скобельцын Б. С., Проханов А. Земля Псковская: Памятники древнерусского зодчества. — Л.: Искусство, 1972.
  • Спегальский Ю. П. Псков: Художественные памятники. — Л.: Лениздат, 1972.
  • Спегальский Ю. П. По Пскову XVII века. — Л., 1974.
  • Достопримечательности Псковской области / Сост. Л. И. Маляков. — 2-е изд., испр. и доп. (изд. 3-е — 1981). — Л.: Лениздат, 1977. — 360 с. — С. 11-22.
  • Аршакуни О. К. Народное зодчество Пскова: Архитектурное наследие Ю. П. Спегальского. — М.: Стройиздат, 1987.
  • Бологов А. А. Псков. — Л.: Лениздат, 1988.
  • Седов В. В. Псковская архитектура XVI века. — М., 1996.
  • Памятники архитектуры в Советском Союзе / Ред. А. С. Щенков. — М.: Памятники исторической мысли, 2004. — С. 378—382, 496.

Ссылки

Церковь Cвятого Николая со Усохи

Впервые каменная церковь на нынешней Советской улице появилась в 1371 году. Своё имя получила в честь святого Николая Чудотворца. Вторая часть названия произошла от местоположения — в 14 веке здесь был край болота, называемый псковичами «усохой». 

К сожалению, в первоначальном виде церковь до нас не дошла, в 16 веке она сильно пострадала от пожара, вследствие чего была разобрана в 1535 году. Через год на её месте появился новый храм, уступающий по своим размерам разве что Троицкому собору.

По архитектурному решению церковь, построенную в 16 веке вполне можно считать типичной псковской. Высокая стройная красавица быстро стала одной из центральных церквей города. Помимо самой церкви, которая, очевидно, была построена с приделом Сретения Господня, храмовый комплекс включал колокольню, некогда служившую псковской звонницей, и небольшую часовню, в которой находился образ святого Николая Чудотворца. Чуть позже было построен ещё один придел. Все три храмовые притвора соединялись великолепной галереей.

По преданию в 1570 году царь Иван Грозный проезжал мимо данной церкви, как положено по уставу, зазвонил колокол, царский конь испугался и Иван Грозный повелел отрубить большому колоколу «уши». Во время экзекуции, из ушей колокола потекла кровь…

За годы своего существования церковь переживала разные периоды, была неоднократно перестроена. В 17 веке здание пришло в упадок, частично разрушилось и заросло травой. В конце 1700-х годов начались восстановительные работы, в ходе которых внешний вид храма был значительно изменен: переделана крыша, пристроено крыльцо, расширены оконные проемы, галереи перестроены в сводчатые. Здание сразу же утратило свою былую элегантность, стало выглядеть массивным и даже грубоватым.

В XVII веке на северной стороне церки была построена колокольня. Со временем у нее было вмонтировано до 7 колоколов! Самый большой колокол этой колокольни весил 70 пудов и на нем была надпись:

 «Божиею милостию, Пречистыя Его Матери, Святыя Троицы помощию слит бысть колокол сей в городе Пскове к храму Николе Чудотворцу на Усоху лета 1619 майя 9 день на память иже во святых отца нашего Николы Чудотворца, при державе царствия благоверного христолюбивого Царя и Государя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России, и архиепископе Иоакиме Псковском и Изборском, и при священниках того храма Степане сыне Тетерине, да при старостах Мартине Силуянове и Андреи, а делали мастеры Савва да Кузьма, да племянник их Трофимко диачек. Аминь»

Вес остальных колоколов на сегодняшний день остается неизвестным.

Конец 18 века принёс новые перемены, навеянные модными тенденциями того времени. Были заменены колокольня и часовня, установлена новая глава, внешние стены окрашены в белый и желтый цвета. С этой модернизацией были окончательно утрачены былые пропорции, храм стал как будто бы низким и широким, словно «растекшимся» по земле.

По указу Псковской духовной консистории от 31 августа 1786 года к ней приписаны церкви Святого Василия Великого на Горке и Святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Васильевская церковь была приписной до 1875 года, Иоакимо-Анненская — до 1897 года. В 1816 году приписана церковь Святого Великомученика Георгия со Взвоза.

В юго-восточном углу церкви, вплотную к ней построена часовня «Неугасимая свеча». Здесь находился  чтимый псковичами образ Николая Чудотворца, перед которым постоянно горели свечи и лампады, отчего и получила свое название часовня.

В 19 веке сломали южный притвор и галерею, вновь изменили цвет храма — теперь он стал серо-голубым.

Советское время стало для храма одним из самых тяжелых. Службы прекратились, иконостас и внутреннее убранство были утрачены. Во время Великой Отечественной войны церковь регулярно подвергалась обстрелам и горела. После войны, в 1946 году, неожиданно церкви присвоили статус памятника архитектуры и начались реставрационные работы, которые длились без перерыва почти 30 лет. От памятника 15 века удалось восстановить немногое — звонницу и часовню. В настоящее время реставрационные работы начаты вновь. С 2005 года в храме ежедневно проходят службы.

На сегодняшний день Церковь Cвятого Николая со Усохи — один из самых интересных архитектурных объектов Пскова. Осматривая её, следует представить, что низ церкви скрывает накопившийся за долгие годы двухметровый слой земли, в 16 веке она была значительно выше. И, конечно же, сегодня церковь восстановлена не до конца и предстает перед нами не во всём своём великолепии.

Адрес: улица Советская (бывшая Великолукская), д. 19

Фотогалерея Пскова

Храм Святителя Николая (со Усохи) – Псковская митрополия

На месте, где теперь стоит Николаевская церковь, приходился прежде южный край обширного болота, покрывавшего нынешнюю Торговую площадь. Место это называлось «усохою» или «всосом». В 1371 году здесь была сооружена каменная церковь. Под 1536 годом летописей снова упоминает: «совершена бысть церковь святой Никола, на Усохи», из чего следует, что прежняя церковь была или уничтожена, или заново переделана. В 1865 году перестроен теплый придел святого Иоанна Богослова, в 1878-1879 г. церковь капитально ремонтирована, а в 1893 году возобновлен иконостас в Иоанно-Богословском приделе.

Колокольня переделана из древней. Судя по рисунку на иконе часовни Владычного Креста, прежде здесь была Псковская звонница. Плитяное кубическое основание осталось прежним; на нем поставлен, вероятно позже 1581 года, плитяной восьмигранник, остальная верхняя надстройка новейшего происхождения.

Церковь имеет свою легенду: Грозный царь, в бытность свою во Пскове после Новгородского разгрома, приказал отрубить уши большому колоколу, от звона которого испугался под ним конь. Во время экзекуции, из ушей колокола потекла кровь. Подобную легенду приурочивают ко многим церквам, например, то же самое рассказывают про один из колоколов Софийской Новгородской звонницы.

В XVII веке храм оказался в сильно запущенном состоянии. Верхние части его были размыты водой и осыпались, своды поросли травой и кустами. Ремонт, сделанный в конце этого века, лишил здание его восьмискатного покрытия, а вместе с тем и его былой стройности, внес изменения в покрытия его придела и притворов. Были расширены окна, часовня сделана закрытой, деревянные перекрытия галереи заменили сводами, галереи отделили от притвора перегородками, к западному притвору пристроили приземистое крыльцо. Стройное и, несмотря на свои большие размеры, изящное здание стало после этого грузным, приземистым, барабаны глав его от переделки крыш укоротились, фасады здания опростились, приняли грубоватый характер.

К концу XVIII века церковь Николы еще более «заросла» землей. При очередной крупной перестройке, относившейся к 80-годам XVIII века, была сломана звонница и построена с юго-восточной стороны храма колокольня и новая часовня, совершенно скрывшая древнюю. После этого храм окончательно лишился былой пропорциональности, он как бы расползся по земле Новая форма главы и окраска в два цвета— белый и желтый — еще более изменили его облик. Продолжали искажать его и перестройки XIX века, в ходе которых были сломаны южный притвор, палатка и галерея, внесены многие мелкие изменения. Здание окрасили в обычный для того времени мертвый синевато-сероватый цвет. В XX веке храм потерял иконостас, в котором еще оставались древние иконы, и все внутреннее убранство, а во время Великой Отечественной войны он горел.

Начатая в 1946 году реставрация храма осталась неоконченной. Не восстановлен притвор, который был при южном входе в храм, кладовая палатка при нем, галереи с севера, юга и запада (хотя остатки их первоначальных частей все еще существуют).

Не восстановлены звонница и крылечко при часовне над погребальным склепом. У западного входа в храм все еще существует крыльцо, пристроенное в конце XVII века, не связывающееся с первоначальной композицией здания. Барабан храма по-прежнему искажен карнизом, надложенным в конце XVIII века, окна его расширены, завершен он главой, сделанной в конце XVIII века. Части здания, реставрированные в 1946 году, остались не обработанными обмазкой, которая соответствовала бы памятнику XVI века. Совсем без всякой обмазки остались возобновленные в 1946 году только в кладке узорные пояса на апсидах и на барабане придела, внутри все поверхности стен и сводов остались покрытыми штукатуркой, сделанной в XIX веке, скрывшей, в частности, отверстия от голосников. Пол, в конце XIX века намного поднятый над уровнем старого, так и остался на этом уровне, деревянные брусчатые связи, вырезанные в XVIII— XIX веках, не восстановлены.

Осматривая этот памятник снаружи, нужно мысленно освободить его низ от двухметровой толщи земли и увидеть здание с уровня почвы XVI века, в первоначальном состоянии, с колоколами на звоннице, с золочеными крестами на блестящих чешуйчатых зеленых главках, представить себе его стоящим посреди буя и небольшой улочки”.

После революции 1917 года церковь Николы со Усохи была закрыта. Здание церкви сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны. Реставрации 1946-1974 годов (архитекторы Ю.П.Спегальский, В.А.Лебедева, Б.С.Скобельцын) вернули храму древние формы одного из наиболее значительных памятников псковского храмового зодчества XVI века. При реставрации церкви были разобраны поздняя колокольня и придел святого Иоанна Богослова.

Храм открыт ежедневно с восьми утра и до восьми вечера. Настоятель храма Николы со Усохи священник Александр Ермолаев приглашает псковичей посетить церковь, поставить свечу, заказать молебен о здравии, или панихиду по усопшим родным и близким, которые совершаются священником в двенадцать часов дня. Просто помолиться любимому святому православных, которого называют зачастую – Николай Угодник. Народ верит в быструю помощь Святителя, наверное, потому в Пскове несколько храмов, посвященных Святителю Николаю Мирликийскому. 

Адрес: г. Псков, ул. Советская, 19.
Телефон: +7-921-214-55-46
Режим работы: Ежедневно с 08:00 до 20:00.

Настоятель храма:  прот. Александр Ермолаев.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *