Церковь параскевы пятницы на торгу: Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу — Википедия – Храм Параскевы Пятницы на Торгу в Новгороде
Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Церковь Параске́вы-Пя́тницы на Торгу входит в архитектурный комплекс Ярославова Дворища в Великом Новгороде. Представляет собой крестовокупольную, трёхнефную, четырёхстолпную постройку с одной главой и тремя апсидами (две из которых внутренние).
Являлась патрональным храмом купцов древнего Новгорода. Названа в честь великомученицы Параскевы-Пятницы, считавшейся покровительницей новгородского купечества. Кроме того, по пятницам открывался и работал новгородский Торг.
Первая деревянная церковь на месте нынешней была построена в 1156 году заморскими купцами. «Заморскими» назывались новгородские купцы, торговавшие «за морем», то есть за границей.
В 1191 году некий Константин с братом поставили на этом месте новую деревянную церковь того же имени. Позднее летопись сообщает, что в 1207 году было окончено строительство уже каменной церкви. Её опять же воздвигли заморские купцы.
Церковь неоднократно перестраивалась. Так, в 1345 году, согласно летописи, «порушилась в великий пожар», после чего подверглась серьёзной перестройке. В XVI веке она также, уже по инициативе московских купцов, подверглась крупной переделке. Тем не менее, несмотря на многочисленные изменения, внешний облик церкви сохранился достаточно для того, чтобы представить её в первоначальном виде.
Современный облик здание приобрело в результате реставрации, в процессе которой были выявлены многие, но не все его древние формы. Восстановление церкви продолжалось почти 50 лет: оно началось еще в 1954 году, а окончательно завершилось в наши дни. Сейчас в храме размещается своеобразный музей истории новгородского зодчества.
Церковь представляет собой крестообразную постройку с шестью столбами. Четыре из них круглые, что совершенно нетипично для новгородского строительства. У храма снаружи видна лишь одна апсида, однако имеются ещё две внутренние. К основному объёму Пятницкой церкви с трех сторон примыкали пониженные притворы (нартексы). Из приделов сохранился только северный, от двух других дошли лишь небольшие фрагменты, и они пристроены реставраторами заново. Имеется внутристенная лестница.
Некоторые фрагменты постройки — форма апсиды, лопатки на углу северного притвора, перекликаются с архитектурой древнего Смоленска. Исследования в этом направлении помогли выяснить, что новгородская церковь Параскевы-Пятницы не только в отдельных элементах, но и в целом воспроизводит облик знаменитого смоленского храма конца XII века Михаила Архангела на Смядыни. Этот факт говорит об обширных торговых и культурных связях древнего Новгорода с крупнейшими центрами Древней Руси.
Южный фасад церквиНаучно обоснованное соотнесение новгородского храма со смоленским позволяет предполагать, что и верхняя его часть, подвергшаяся неоднократным разновременным перестройкам, некогда соответствовала смоленскому оригиналу.
В документах также сохранилось 15 свидетельств о пожарах, случившихся в храме, в том числе сообщения о его поновлениях в разные времена.
Современный облик церковь приобрела благодаря реставрации в послевоенные годы. От штукатурки были освобождены участки кладки XIII—XVI веков, главку XVIII века решено было оставить без изменений.
В настоящее время церковь Параскевы-Пятницы является музейным объектом.
- М. К. Каргер «Новгород», издательство «Искусство», Ленинград 1970
Храм Параскевы Пятницы на Торгу в Новгороде
Храм Параскевы Пятницы на Торгу в Новгороде входит в архитектурный комплекс Ярославова дворища в Великом Новгороде. Представляет собой крестовокупольную, трехнефную, четырехстолпную постройку с одной главой и одной апсидой. Являлся патрональным храмом купцов древнего Новгорода. Назван в честь великомученицы Параскевы Пятницы, считавшейся покровительницей новгородского купечества.
Кроме того, по пятницам открывался и работал новгородский Торг.
Первая деревянная церковь на месте нынешней была построена в 1156 году заморскими купцами. «Заморскими» назывались новгородские купцы, торговавшие «за морем», то есть за границей.
В 1191 году некий Константин с братом поставили на этом месте новую деревянную церковь того же имени. Позднее летопись сообщает, что в 1207 году было окончено строительство уже каменной церкви. Ее опять же воздвигли заморские купцы.
Церковь неоднократно перестраивалась. Так, в 1345 году, согласно летописи, «порушилась в великий пожар», после чего подверглась серьезной перестройке. В XVI веке она также, уже по инициативе московских купцов, подверглась крупной переделке. Тем не менее, несмотря на многочисленные изменения, внешний облик церкви достаточно сохранился, для того чтобы представить ее в первоначальном виде.
Современный вид здание приобрело в результате реставрации, в процессе которой были выявлены многие, но не все его древние формы. Восстановление церкви продолжалось почти 50 лет: оно началось еще в 1954 году, а окончательно завершилось в наши дни. Сейчас в храме размещается своеобразный музей истории новгородского зодчества.
Церковь представляет собой крестообразную постройку с шестью столбами. Четыре из них круглые, что совершенно нетипично для новгородского строительства. У храма одна апсида. К основному объему Пятницкой церкви с трех сторон примыкали пониженные притворы (нартексы). Из приделов сохранился только северный, от двух других дошли лишь небольшие фрагменты, и они пристроены реставраторами заново.
Некоторые фрагменты постройки — форма апсиды, лопатки на углу северного притвора — перекликаются с архитектурой древнего Смоленска. Исследования в этом направлении помогли выяснить, что новгородская церковь Параскевы Пятницы не только в отдельных элементах, но и в целом воспроизводит облик знаменитого смоленского храма конца XII века — Михаила Архангела на Смядыни. Этот факт говорит об обширных торговых и культурных связях древнего Новгорода с крупнейшими центрами Древней Руси.
Научно обоснованное соотнесение новгородского храма со смоленским позволяет предполагать, что и верхняя его часть, подвергшаяся неоднократным разновременным перестройкам, некогда соответствовала смоленскому оригиналу.
В документах также сохранилось 15 свидетельств о пожарах, случившихся в храме, в том числе сообщения о его поновлениях в разные времена.
Современный облик церковь приобрела благодаря реставрации в послевоенные годы. От штукатурки были освобождены участки кладки XIII–XVI веков, главку XVIII века решено было оставить без изменений.
В настоящее время церковь Параскевы Пятницы является музейным объектом.
Церковь Параскевы Пятницы на торгу
В Великом Новгороде много величественных древних храмов, но церковь Параскевны Пятницы стоит особняком от них, сильно отличаясь от построек своей эпохи внешним видом. Церковь носит женское имя и сама считается женской церковью. Церковь легкая, нежная, с ажурным убранством, небольшая и уютная. Есть старое поверье, что если по утру обежать вокруг церкви, то покровительница церкви пошлет девице суженого, а замужней женщине беременность. Другая легенда гласит, что, если загадать желание и сосчитать все углы церкви, то желание непременно исполнится.
Церковь очень древняя, это видно по ее облику, она хранит дух истории Великого Новгорода. От нее исходит мощная и чистая энергетика, которая буквально завораживает. К сожалению, сейчас церковь не действующая, она функционирует как музей, зайти и осмотреть ее можно за небольшую плату.
Названа церковь по имени православной святой, которую купцы считали своей покровительницей. Раньше на этом месте были несколько деревянных построек, последовательно погибших друг за другом в пожарах. Постройка каменной церкви датируется 1207 годом. Построена она была по заказу и на деньги новгородских купцов. К сожалению, первоначальный вариант постройки практически не сохранился. Церковь за время своего существования подвергалась многократным перестройкам. Так в 1345 году она серьезно пострадала во время пожара и при ее ремонте многие первоначальные элементы были утрачены. Вообще пожары были бичом этой постройки на протяжении всей истории ее существования. Только в летописях зафиксировано 15 крупных пожаров.
В 16 веке церковь перестроили с целью расширения. В пятидесятых годах двадцатого века церковью заинтересовались ученые историки. Было принято решение максимально восстановить ее первоначальный облик. Некоторые части церкви были восстановлены, а некоторые выстроены заново по историческим чертежам. Восстановительные работы с большими перерывами шли долго, почти 50 лет. Старинная кладка освобождалась от штукатурки, но многие более поздние пристройки было принято решение оставить. Так, к примеру, пристроенную в 18 веке главку не тронули, так как она тоже часть истории, хотя и более поздней.
Архитектурное решение церкви несколько отличается от построек той эпохи, многие архитектурные решения используются впервые. Так впервые в новгородском зодчестве постройке придали крестообразную форму за счет трех церковных притворов. Постройка не квадратная, имеет несколько вытянутую форму. Алтарная часть церкви выстроена не по новгородски, с выступающей центральной аспидой. Фасады украшены пилястрами, которые в Новгороде стали применяться только после постройки Пятницкой церкви.
Видео Церковь Параскевы Пятницы на торгу
Непохожесть церкви на новгородские постройки навела исследователей на интересные мысли. Дело в том, что некоторыми архитектурными элементами, например, видом апсиды, декором северного притвора, церковь похожа на постройки города Смоленска той эпохи. При более подробном изучении было установлено, что церковь повторяет храм в честь Михаила Архангела, расположенный в Смоленске на Смыдыни. Невольно напрашивается мысль о торговых связях между двумя этими городами в древности.
Ольга Перминова
Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу — это… Что такое Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу?
|
Церковь Параске́вы-Пя́тницы на Торгу входит в архитектурный комплекс Ярославова Дворища в Великом Новгороде.
Представляет собой крестовокупольную, трёхнефную, четырёхстолпную постройку с одной главой и одной апсидой.
Являлась патрональным храмом купцов древнего Новгорода. Названа в честь великомученицы Параскевы-Пятницы, считавшейся покровительницей новгородского купечества. Кроме того, по пятницам открывался и работал новгородский Торг.
Первая деревянная церковь на месте нынешней была построена в 1156 году заморскими купцами. «Заморскими» назывались новгородские купцы, торговавшие «за морем», то есть за границей.
В 1191 году некий Константин с братом поставили на этом месте новую деревянную церковь того же имени. Позднее летопись сообщает, что в 1207 году было окончено строительства уже каменной церкви. Её опять же воздвигли заморские купцы.
Церковь неоднократно перестраивалась. Так, в 1345 году, согласно летописи, «порушилась в великий пожар», после чего подверглась серьёзной перестройке. В XVI веке она также, уже по инициативе московских купцов, подверглась крупной переделке. Тем не менее, несмотря на многочисленные изменения, внешний облик церкви сохранился достаточно для того, чтобы представить её в первоначальном виде.
Вид с западаСовременный облик здание приобрело в результате реставрации, в процессе которой были выявлены многие, но не все его древние формы. Восстановление церкви продолжалось почти 50 лет: оно началось еще в 1954 году, а окончательно завершилось в наши дни. Сейчас в храме размещается своеобразный музей истории новгородского зодчества.
Церковь представляет собой крестообразную постройку с шестью столбами. Четыре из них круглые, что совершенно нетипично для новгородского строительства. У храма одна апсида. К основному объёму Пятницкой церкви с трех сторон примыкали пониженные притворы (нартексы). Из приделов сохранился только северный, от двух других дошли лишь небольшие фрагменты, и они пристроены реставраторами заново.
Некоторые фрагменты постройки — форма апсиды, лопатки на углу северного притвора, перекликаются с архитектурой древнего Смоленска. Исследования в этом направлении помогли выяснить, что новгородская церковь Параскевы-Пятницы не только в отдельных элементах, но и в целом воспроизводит облик знаменитого смоленского храма конца XII века Михаила Архангела на Смядыни. Этот факт говорит об обширных торговых и культурных связях древнего Новгорода с крупнейшими центрами Древней Руси.
Южный фасад церквиНаучно обоснованное соотнесение новгородского храма со смоленским позволяет предполагать, что и верхняя его часть, подвергшаяся неоднократным разновременным перестройкам, некогда соответствовала смоленскому оригиналу.
В документах также сохранилось 15 свидетельств о пожарах, случившихся в храме, в том числе сообщения о его поновлениях в разные времена.
Современный облик церковь приобрела благодаря реставрации в послевоенные годы. От штукатурки были освобождены участки кладки XIII—XVI веков, главку XVIII века решено было оставить без изменений.
В настоящее время церковь Параскевы-Пятницы является музейным объектом.
См. также
Библиография
- М. К. Каргер «Новгород», издательство «Искусство», Ленинград 1970
Ссылки
Достопримечательности Великого Новгорода
|
|
ЦЕРКОВЬ ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ НА ТОРГУ
Небольшая по размерам церковь Параскевы Пятницы находится в Новгороде на Торгу. Пятницкая церковь посвящена святой великомученице Параскеве, или в переводе на русский язык Пятнице, которая покровительствует торговцам, а, как известно из новгородских летописей, заказчиками строительства этого храма являлись «заморские купцы». Церковь Параскевы Пятницы сильно выделяется на фоне других построек Новгорода своим необычным внешним убранством, и именно поэтому она привлекает внимание исследователей на протяжении уже двух столетий.
По новгородским летописям создание Пятницкой церкви относится к концу XII — началу XIII века, но перед исследователями до сих пор стоит вопрос о точной датировке создания церкви — это является первой задачей, поставленной настоящей работой.
Церковь представляет собой крестообразный четырёхстолпный одноглавый храм, подобные храмы встречаются в архитектуре Полоцка и Смоленска. Основной объем храма почти квадратен в плане, а вместе с апсидами и притворами образует чёткий пространственный крест. К основному объёму были пристроены три пониженных притвора – с севера, запада и юга. С востока находится пониженная по отношению к общему объему полукруглая центральная апсида, сильно выдвинутая на восток, две боковые апсиды отсутствуют, но В.А. Ядрышников говорит о том, что эти апсиды можно назвать «внутренними». Композиция Пятницкой церкви производит впечатление устремленности ввысь, чему подчинены все архитектурные элементы: пониженные по отношению к общему объему притворы и апсида, отсутствие боковых апсид («внутренние апсиды»), трехлопастное завершение фасадов, пучковые пилястры. Сейчас большая часть окон заложены, но на реконструкции Г.М. Штендера видно, что окна, располагавшиеся в разных ярусах, способствовали созданию вертикального ритма архитектурных масс, тем что количество окон увеличивалось от боковых частей притворов к центральной части каждого фасада. Притворы имели одинаковые декоративные элементы, некоторые части которых сохранились в наши дни. В верхних частях северного фасада над притвором находится аркатурный фриз, который в двух местах перекрыт сохранившимися частями упрощенных пучковых пилястр. Фриз составлен из тех же элементов, что и на северном и восточном притворах, что дает основание полагать, что декоративные элементы западного, северного и южного фасадов были одинаковыми. Входы в церковь оформлены перспективными порталами с полуциркульным завершением, такое же завершение имеют западный и северный притворы. Над входами в церковь находятся ниши, в которых предположительно находились росписи.
В 1340 году церковь Параскевы Пятницы сильно пострадала от пожара. В 1345 году были заново возведены весь юго-западный угол храма со столбом. После пожара были заложены лестница внутри стены южного притвора и переходы между ярусами в притворах. В ходе пожара были полностью разрушены верхние конструкции из-за чего можно предположить, что в 1345 году форма кровли была заменена на восьмискатную, а фасады имели трехлопастное завершение, следы которого сохранились на западном фасаде здания. [4, с. 199] А.А. Стороков и В.А. Богусевич, исследуя Новгородские летописи, нашли информацию о том, что церковь Параскевы Пятницы перестраивалась в 1524 году по заказу московских купцов Дмитрия и Константина Сырковых. В ходе этой перестройки изменили центральные своды и подпружные арки. [3, с. 74]
Восточная часть здания была изменена после пожара 1650 года в котором была практически уничтожена. Заново была возведена апсида и в ходе этой перестройки весь декор восточной стены был упрощен. В нижней части восточного фасада, сохранившейся предположительно с 1207 года, находятся ниши с полуциркульным завершением. В части, которая была восстановлена в 1650 году сейчас находятся только три прямоугольных окна. Так же некоторые исследователи считают, что барабан и восьмискатное покрытие появились только после перестройки 1650 года, Г.М. Штендер и его коллеги за основу берут покрытия Свирской церкви в городе Смоленске, высокий барабан со стрельчатыми окнами и шлемовидным куполом.
В XIX веке полностью был разобран древний южный притвор, возможно, после пожара или аварии и позднее он был полностью собран. В 1930- х годах был проведен ремонт церкви, который сильно исказил сохранившийся на то время вид церкви: был полностью разобран древний западный притвор, и уничтожены некоторые элементы декора.
Но входе проведенных в 1958-1963 годах реставрационных работ был усилен фундамент, выпрямлен деформированный угол четверика, который отошел от общего объема. Западный притвор был полностью восстановлен, а южный был разобран и законсервирован. В ходе реставрационных работ, проведенных Г.М. Штендером, части 1207 года оставлены неоштукатуренными, кладка 1345 года покрыта серой обмазкой, части 1650 года оштукатурены и побелены. Возможно, что в начале XIII века церковь действительно была неоштукатурена, в середине XIV века покрыта серой обмазкой, а в середине XVII века стены ее были оштукатурены и побелены.
Внутреннее пространство церкви имеет «базиликальный» характер, план церкви вытянут по продольной оси. Оба яруса притворов раскрываются вовнутрь в подкупольный квадрат. Такое обьемно — пространственное решение встречается в Новгороде впервые в архитектуре Пятницкой церкви и после этого широко используется для строительства других новгородских храмов. В северо-западном углу храма сохранилась внутристенная лестница, заложенная в ходе ремонта 1345 года.
В северной части здания сохранились верхние этажи притворов и галереи, соединяющие их. Они выполняли функцию хор, из-за отсутствия их в Пятницкой церкви в традиционном виде. В стенах интерьера встречаются многочисленные ниши и углубления, из-за чего можно предположить, что они использовались заказчиками церкви в личных целях. В боковых стенах притворов устроены ниши-аркасолии, в стенах северного притвора размещены небольшие каморки, которые по определению Г.М. Штендера называются «тайниками», скорее всего большая часть «тайников» появилось после перестройки церкви по заказу купцов Сырковых в 1524 году. Что касается возможно находившихся фресок внутри и снаружи церкви, сейчас сохранилась только одна фреска в подкуполном квадрате и не известно к какому периоду она относится.
Таким образом, большая часть церкви сохранилась с 1207 года, а именно: северный, западный и ныне законсервированный южный притворы. Северная, южная стены основного объема, а также большая часть стены западного фасада и нижняя часть центральной и южной апсид, полностью сохранилась северная апсида с прилегающими к ней пучковыми пилястрами. Часть церкви на западном фасаде, где видны прясла, на которые делились фасады, сохранилась после ремонта в 1345 году, возможно, что восьмискатное покрытие церкви так же относится к этому времени. Верхняя часть центральной апсиды, барабан и купол остались после перестройки в 1650 году.
Русская архитектура второй половины XII века — начала XIII века отличается от архитектуры византийской школы, где она берёт свои истоки. В этот период развивается самобытная древнерусская школа. Именно в эту эпоху разрабатывается новый тип храма, который в плане имеет практически квадратную основу. Если основываться на теории о том, что Пятницкую церковь строили мастера из Смоленска, то ее можно назвать уменьшенной копией церкви Архангела Михаила в Смоленске, расположенной на западной окраине города. В позднее время церковь стали именовать Свирской. Первое упоминание о церкви встречается в 1197 году. Как и Пятницкую церковь в Новгороде храм подвергался значительным перестройкам.
По мнению исследователей, церковь архангела Михаила принадлежит к новому типу культового здания, как и церковь Параскевы Пятницы. Церковь представляет собой каменный башнеобразный храм с тремя притворами. Купол церкви расположен над западной частью храма. На фасадах здания расположены пучковые пилястры, которые подчеркивают необычный «вертикализм пропорций». [1, с. 162] Исследователи пришли к выводу, что в Новгород новый тип проник именно из Полоцко-Смоленской земли. Н.И. Брунов пишет, что в архитектуре обеих церквей присутствуют романские черты, а вот наличие трех притворов и расположение купола над западной частью он объяснял проникновению кавказских влияний. [1]
Определенно две церкви очень схожи даже сейчас, несмотря на многочисленные ремонты и перестройки. Обе церкви в плане и декоративными элементами характеризуются центричностью основного объема, нарушается это свойство исключительно в восточных стенах церквей из-за присутствия апсид, но даже здесь центральная апсида выдвинута сильно на восток, боковые апсиды практически отсутствуют. Благодаря этому центральная апсида и притворы воспринимаются симметрично и придают зданиям крестообразный вид.
Другая особенность, которая присутствует в обеих церквях, — это вертикальный ритм архитектурных масс, для того чтобы это подчеркнуть мастера использовали пучковые пилястры, пониженные по отношению к основным объемам притворы и апсиды.
При всем сходстве двух церквей, новгородские мастера внесли при строительстве некоторые отличительные черты в архитектуру церкви Параскевы Пятницы. В Смоленске форма столбов четверика имеют квадратную форму, в плане церкви Параскевы Пятницы столбы круглые. Внутреннее пространство церквей сильно различается, впервые в церкви Параскевы Пятницы появились и соединяющие верхние уровни притворов, внутристенные переходы. [1]
Около 1200-х годов черниговскими мастерами была возведена церковь Параскевы Пятницы. При строительстве этой церкви использовалась система ступенчатых арочных перекрытий, зодчий сделал это для того чтобы усилить вертикальный ритм архитектурных масс, благодаря этому купол опирается на арки, а не на своды и поднимается над основным объемом значительно выше, чем в церквях Смоленска и Новгорода, но в остальном церковь является практически точной копией Пятницкой и Свирской церквей. В церкви в Чернигове, как и в Новгороде, на хоры ведет лестница внутри стены, но с западной стороны.
Все три церкви, дошедшие до нас, вследствие крупных перестроек много раз меняли свой облик. Но даже сейчас при сравнении Новгородской, Смоленской, Черниговской церквей можно понять, что церкви такого типа являлись инновацией по всей Руси в период второй половины XII века — начала XIII века. Изменения, которые внесли новгородские мастера при строительстве Пятницкой церкви, сделали ее своеобразной постройкой нового типа с чертами характерными лишь для новгородской архитектуры Древней Руси.
Список литературы:
- Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска XII-XIII веков. Л., 1979. С. 163-195.
- Строков А. А., Богусевич В. А. Новгород Великий. Пособие для экскурсантов и туристов. Л., 1939. С. 74-80.
- Ядрышников В. А. Церковь Параскевы Пятницы. // Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. СПб, 2005. С. 199-201.
Церковь Параскевы Пятницы (Волгоград) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
памятник архитектуры (региональный)
Церковь Святой великомученицы Параскевы Пятницы — православный храм в Кировском районе города Волгограда, построенный в 1915 году на средства царицынского купца Василия Лапшина. Памятник архитектуры регионального значения[1].
Церковь в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы была заложена в 1914 году и построена на средства царицынского купца Василия Фёдоровича Лапшина во имя тезоименитой святой его умершей супруги, в память о погибшем в младенчестве первенце Василии и во прощение грехов сына Александра, застрелившегося 14 октября 1914 года (что совпало со днём смерти матери, в который ежегодно служились панихиды)[2]. Строительство храма было закончено уже в 1915 году, и несмотря на то, что оформить внутреннее убранство храма не успели из-за начавшейся войны, церковь посещали все желающие[3].
С приходом советской власти семья Лапшина подверглась гонениям, церковь также была разорена, а купол сбит, в здании размещался сельсовет. В 1936 помещение было передано Коопинсоюзу под фабрику игрушек, в это время там работала Мария Ускова[4]. Кроме того, в разное время в здании храма размещались приют для беспризорников, рабочий клуб, гвоздильный цех[5]. Во время Сталинградской битвы церковный погреб служил в качестве бомбоубежища. После войны в здании были размещены военные склады. По сообщениям печати, в 1975 году при их фотографировании был задержан военный атташе Швеции[6][5].
В 1991 году здание было возвращено Русской православной церкви. Первым настоятелем вновь открытого храма стал протоиерей Александр Троицкий, который занялся организацией восстановления церкви. В это время к храму были пристроены притвор, парадный вход и паперть, установлен новый купол. Храм посещал патриарх Алексий II, положительно оценивший деятельность по его возрождению[3].
Летом 1994 года на храм было совершено разбойное нападение. Нападавшие стреляли в настоятеля, но патрон дал осечку, после чего отца Александра избили и забрали пожертвования. 20 июля 1995 года на священника напал мужчина, которому отец Александр сделал замечание из-за неснятого головного убора. Падение с паперти и внезапно начавшийся приступ астмы стали причиной остановки сердца и смерти настоятеля. Похоронили протоиерея Александра Троицкого, на церковном дворе, согласно его завещанию[5][3].
В последующие годы благоустройство храма продолжалось, в том числе были установлены купола, расписаны стены, установлен иконостас. С 2002 года и в течение почти десяти лет храм был подворьем Усть-Медведицкого Свято-Преображенского монастыря, в течение несколько месяцев 2012 года — подворьем Свято-Духова монастыря[3].
Сегодня храм святой великомученицы Параскевы Пятницы представляет собой полноценный действующий храм Русской Православной Церкви, в котором ежедневно проходят службы. Приход оказывает социальную помощь нуждающимся, действует благотворительная столовая. При храме также имеется библиотека, в которой собран один из наиболее крупных фондов церковной православной литературы в Волгограде[3].
Храм имеет пять золотых куполов. Стены храма сложены из кирпича. Углы акцентируются огибающими их рустованными пилястрами. Фасадный декор решён в «кирпичной» модификации русского стиля. Фасады главного двухсветного объёма храма фланкируют оконные проёмы (по восточному фасаду — ложные). Круглые окна верхнего света окаймлены сплошными наличниками, а крупные полуциркульные окна нижнего света декорированы архивольтами и пилястрами. Оконные проёмы рукавов креста — лучковые, украшены пилястрами и сложными многоступенчатыми сандриками. С западного фасада устроена паперть, вход в храм акцентируют росписи[2].
Внутри, в восточной части храма располагается позолоченный трехъярусный иконостас. С левой стороны от солеи установлен большой крест-распятие, а с правой стороны, в отдельном киоте, стоит большая икона святой великомученицы Параскевы. Всего церковь может вместить более четырёхсот человек[7].
- Аргасцева С. А., Гуренко Л. В., Жорова Е.П. и др. Свод историко-архитектурного наследия Царицына—Сталинграда—Волгограда (1589—2004 гг.). — Волгоград: Панорама, 2004. — С. 165. — 240 с. — ISBN 5-9666-0003-1.
- Иванов С. М., Супрун В. И. Православие на волгоградской земле: храмы Царицына — Сталинграда — Волгограда. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. — С. 167-168. — 240 с. — ISBN 5-7087-0096-3.
Храм святой Параскевы Пятницы (Казань) — Википедия
Храм святой великомученицы Параскевы Пятницы (Пятницкая церковь, храм Параскевы Пятницы) — православный храм Русской православной церкви, расположенный в городе Казани, в непосредственной близости от Казанского Кремля.
- Дореволюционный период
Ранее на месте каменного храма стоял деревянный храм во имя Николы Зарайского с приделом Параскевы Пятницы, построенная в 1566 году.[1]
Пятницкая церковь и Казанский Богородицкий монастырь (1890 год)Деревянный храм Николы Зарайского сгорел в пожаре 1579 года, истребившем часть города близ Кремля и всю северо-восточную часть посада.
В нынешнем виде каменный храм был построен в 1728 году на средства купца Ивана Афанасьевича Микляева (Михляева) для рабочих суконной мануфактуры.[2]
Главный престол был освящён в честь Богоявления Господня, правый — во имя Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских святителей, левый — во имя Параскевы Пятницы. Но за храмом закрепилось прежнее название, по названию ранее существовавшего храма.[3]
Храм был центром небольшого прихода, непосредственно примыкавшего к Казанскому Богородицкому монастырю. Его прихожане были в основном небогатые люди. Немалую помощь храму всегда оказывал монастырь.[4]
Храм горел во всех городских пожарах вплоть до начала XIX века, причём несколько раз выгорал полностью, оставались лишь остовы стен.
После пожара 1815 года он долго перестраивался: правый придел был вновь освящён в 1821 году, главный престол восстановили в 1831 году и переименовали из Богоявленского в Рождества Пресвятой Богородицы, а пришедший в ветхость Пятницкий придел был разобран и построен заново в 1855 году[1] (вероятно, по проекту архитектора Ф. И. Петонди)[3].
Правый придел — во имя трех Казанских святителей Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских святителей, — до наших дней не сохранился.[1]
- Советский период
В 1923—1937 годах храм считался кафедральным собором «обновленцев», предназначавшимся для того, чтобы заменить Благовещенский собор в Казанском Кремле: сюда с разрешения властей свозились все святыни из закрытых или разрушенных храмов и монастырей.[1]
В 1937 году храм был закрыт и превращён в тюрьму для заключённых, которые ждали отправки в лагеря после вынесения приговора.[4] Здесь же производились в исполнение смертные приговоры, а казнённых людей закапывали тут же (внутри храма и на прилегающей к нему территории).[5]
О тюрьме в Пятницкой церкви вспоминала в своих мемуарах мать писателя В. П. Аксёнова Е. С. Гинзбург.[6]
В 1950-е годы была снесена колокольня, и храм пришел в запустение.[1]
В 1980-е годы в ней был проведён косметический ремонт.[4]
- Восстановление, современный период
В 1993 году храм был передан Министерству культуры Республики Татарстан, и в ней начались ремонтно-реставрационные работы с целью последующего создания здесь музея икон.[5]
Храмовый комплекс церкви Параскевы Пятницы (вид с кремлёвского холма) (2015 год)Во второй половине 1990-х годов храм святой великомученицы Параскевы Пятницы был возвращён Казанской епархии Русской Православной Церкви. Здесь был учреждён чувашский приход, а одними из первых благотворителей и жертвователей храма стали представители чувашской диаспоры Казани и Татарстана.[1]
В 2000 году была восстановлена колокольня, в 1999—2001 годы построено административное здание.
По благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия (А. М. Меткина), парадный четырёхъярусный иконостас был окрашен в красный цвет мученичества. 10 ноября 2000 года был освящён престол в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы. 21 сентября 2002 года освящён придел в честь Рождества Богородицы.[1]
В сентябре 2004 года при храме была открыта воскресная школа, в сентябре 2010 года начала свою работу приходская библиотека.
28 июня 2008 года была освящена построенная на территории храмового комплекса часовня «Всецарица». В ней хранится икона Божией Матери «Всецарица», с которой связывают излечение от онкологических заболеваний.
Часовня построена напротив онкологическим диспансера для того, чтобы каждый больной имел возможность вознести молитвы Пресвятой Богородице. Каждый день в часовне перед иконой Божией Матери «Всецарица» служится молебен с акафистом на исцеление онкологических больных и за здравие всех душевно и физически страждущих.[1]
С 2011 года храм приписан к расположенному рядом Казанскому Богородицкому мужскому монастырю.[1]
Композиция и декор церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы выполнены в стиле русского барокко в традиционной форме — восьмерик на четверике, а его высота составляет 22 метра.[1]
Портик, хотя и построен в духе позднего классицизма, не нарушает ансамбля. Перестройка левого придела лишила храм симметрии.[3]
Пятницкая церковь (1910 год)
Пятницкая церковь ночью (2012 год)
Пятницкая церковь на закате (2013 год)
Часовня «Всецарица» и колокольня Пятницкой церкви (2016 год)
В храме хранилась местночтимая икона святой великомученицы Параскевы Пятницы, перенесённая туда ещё из деревянной церкви.[7]
Ранее в приделе Богоявления Господня имелся древний напрестольный Крест с 77 частицами святых мощей.[1]
Братская могила жертв политических репрессий[править | править код]
Усыпальница-часовня над братской могилой жертв политических репрессий (2016 год)С 1998 года, по мере проведения в храме святой великомученицы Параскевы Пятницы ремонтно-восстановительных работ, во внутренних помещениях храма и на его территории храма были вскрыты массовые захоронения жертв политических репрессий.
Первоначально перезахоронения останков производились на Самосыровском кладбище.
17 мая 1999 года останки более четырёхсот человек были преданы земле непосредственно на территории храма. Над братской могилой настоятелем храма священником М. Н. Григорьевым была совершена панихида. Здесь же был поставлен памятный крест, а в 2004 году над братской могилой на средства прихожан была выстроена усыпальница.[8]
С 1880 по 1907 годы старостой храма был М. А. Тюфилин — известный резчик по дереву, создатель и реставратор иконостасов.[5]
Начиная с 2013 года, 21 июля и 4 ноября, около храма святой великомученицы Параскевы Пятницы проходят многотысячные крестные ходы в честь явления и в честь дня чудотворной Казанской иконы Божией Матери — из Благовещенского собора Казанского Кремля до места обретения иконы — Казанского Богородицкого монастыря.[9]
В 1916—1918 годах настоятелем храма святой великомученицы Параскевы Пятницы являлся выпускник Казанской духовной академии 1911 года Фёдор Михайлович Гидаспов (1877—1918). 12 ноября 1918 года он был расстрелян по обвинению в «антисоветской деятельности».[4]
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Храм в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы// Информационно-просветительский сайт Татарстанской митрополии «Православие в Татарстане»
- ↑ Путеводитель по храмам и монастырям города Казани/ Сост. историк-краевед Г. В. Фролов. — Казань: Центр инновационных технологий, 2005. — С. 36.
- ↑ 1 2 3 Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков). — Казань: Издательство «Фест», 1998. — С. 27.
- ↑ 1 2 3 4 Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков). — Казань: Издательство «Фест», 1998. — С. 28.
- ↑ 1 2 3 Путеводитель по храмам и монастырям города Казани/ Сост. историк-краевед Г. В. Фролов. — Казань: Центр инновационных технологий, 2005. — С. 37.
- ↑ Лебедев А. Под сенью Святой Параскевы Пятницы// Лента тысячелетия Казани
- ↑ Путеводитель по храмам и монастырям города Казани/ Сост. историк-краевед Г. В. Фролов. — Казань: Центр инновационных технологий, 2005. — С. 36 — 37.
- ↑ Алексеев И. Е., Климин А. В. Развитие Православия в Татарстане на современном этапе. — Казань: Типография Филиала ОАО «ТАТМЕДИА» «ПИК „Идел-Пресс“», 2014. — С. 36.
- ↑ Алексеев И. Е., Климин А. В. Развитие Православия в Татарстане на современном этапе. — Казань: Типография Филиала ОАО «ТАТМЕДИА» «ПИК „Идел-Пресс“», 2014. — С. 16.