Церковь успения богородицы десятинная в киеве – День в истории. 12 мая: освящена первая на Руси каменная христианская церковь — 12.05.2019

996 год — в Киеве освящен первый на Руси каменный храм — История — EADaily

12 мая 996 года, в Киеве в присутствии князя Владимира Великого была освящена церковь в честь пресвятой Богородицы (Десятинная церковь), которая стала первым каменным храмом на Руси.

Летописи относят начало строительства Десятинной церкви на Старокиевской горе к 989 году. Она строилась русскими и греческими зодчими 6 лет в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема. Последний представлял из себя каменное дворцовое здание, расположенное на расстоянии 60 метров от Десятинной церкви.

Князь Владимир Святославич, правивший в то время, выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была самым большим киевским храмом.

В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным». А его первым настоятелем стал один из «корсунских попов» Владимира —

Анастас Корсунянин, которому, согласно летописи, в 996 году князь Владимир поручил сбор церковной десятины.

Церковь освящалась дважды: по завершении строительства и в 1039 году при Ярославе Мудром. Причины повторного освящения, проведённого митрополитом Феопемптом в 1039 году, доподлинно неизвестны. Существует множество различных версий на этот счет. Пор одной из них повторное освящение могло быть вызвано несоблюдением византийских канонов во время первого освящения.

Десятинная церковь была избрана киевскими властителями в качестве княжеской усыпальницы. В ней были похоронены христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира —

Ярополка и Олега Древлянского.

В первой трети XII века церковь перенесла значительный ремонт после землетрясения. Тогда был полностью перестроен юго-западный угол храма, а в качестве сейсмозащиты перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену.

Однако эти старания киевских зодчих не спасли храм от напастей — уже в 1169 году церковь разграбили войска князя Мстислава Андреевича (сына Андрея Боголюбского), в 1203 году — войска Черниговского князя Рюрика Ростиславича.

В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, храм рухнул под тяжестью забравшихся на своды местных жителей, пытавшихся спастись от монголов. Однако историки более склонны считать, что здание было разрушено стенобитными орудиями.

Первые раскопки руин храма были проведены в 1635 году по инициативе митрополита

Петра Могилы. При раскопках в руинах были обнаружены саркофаги, принадлежавшие князю Владимиру и его супруге Анне. Княжеский череп захоронили в храме Спаса на Берестове, потом перенесли в Успенский собор Киево-Печерской лавры.

Другие останки были захоронены в Софийском соборе. Стараниями Петра Могилы в 1630-х годах над юго-западным углом древнего храма была построена небольшая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память об утраченной святыне.

Также в этот день:

1926 год — Майский военный переворот в Польше

1797 год — падение Венецианской Республики

1731 год — открылось судоходство по Ладожскому каналу

ЭСБЕ/Десятинная церковь — Викитека

Десятинная церковь — в Киеве, заложена на месте, где пострадали два варяга — первые мученики за христианскую веру, Владимиром св., в 989 г., в честь Успения Богородицы, и окончена царьградскими архитекторами в 996 г. На содержание ее Владимир назначил 10-ю часть своих доходов с земельных имущества, и от этого она стала называться Десятинной. Первоначально она была четырехугольной, длиной в 24 саж., шириной в 16. Восточная часть ее имела три выступа. Фасад представлял архитрав, украшенный греческими надписями и лепными украшениями. Карнизы были гранитные и мраморные, а стены украшены пилястрами. Под мозаичный, стены внутри покрыты живописью альфреско; цоколь — гранитный; стены алтаря украшены мусией (мозаикой). Кроме икон, с древних времен там хранились дорогие княжеские одежды и вещи; в XI в., по описанию Дитмара, в храме стояли гробы Владимира св. и его супруги Анны. Впоследствии здесь погребались и другие киевские князья. В 1017 г. Д. црк. пострадала от пожара; возобновлена Ярославом I и в 1039 г. освящена вторично. В 1240 г., послужив последним оплотом для воеводы Димитрия, она была разорена татарами и с того времени в течение 4 ст. представляла груду развалин. В 1635 г. на прежнем месте, где, по свидетельству митр. Сильвестра Коссова, сохранился еще один придел прежней Д. црк., Петр Могила заложил новую Малую Десятинную церковь. Достроенная при преемнике Петра Могилы, эта церковь пришла в упадок и возобновлена только в 1758 г., иждивением монахини княгини Нектарии (Наталии) Долгоруковой. Не поправляемая из-за недостатка в средствах, црк. приходила в ветхость и разрушение, от которого ее спасли митрополит Евгений и А. С. Анненков, сильно содействовавшие открытию остатков древней црк. и принявшие на себя главное руководство в постройке на ее месте новой црк., по плану Стасова. В 1828 г. состоялась закладка храма во имя Рождества Богородицы, с приделами св. кн. Владимира и св. Николая. Храм окончен и освящен в 1842 г. Снаружи он украшен арабесками и изображениями святых, в исполинском виде, над тремя готическими входами и посредине алтарной стены; главы святых окружены золочеными греческими надписями. Все купола испещрены колоннами, карнизами и византийскими окнами. Фасад црк. узорчатый, стены в готическом вкусе, а пять куполов — наподобие русских црк. XVII ст.

Ср. Закревский, «Описание Киева» (т. I).

В. Рудаков.

Успение Богородицы — РУССКАЯ ИСТОРИЯ

Крещение северо-восточных и юго-восточных земель Руси шло под сенью успенских и спасских торжеств. Главным храмом русской столицы в интересующую нас эпоху была Десятинная церковь. В старших летописях она названа церковью Богородицы без уточнения характера праздника, хотя Богородицу чествовали несколько раз в году. Решение о постройке церкви было принято в 993 году, в котором были приглашены греческие каменщики. В летописи соответствующая статья приведена по «эре 5504 года»:

«В лето 6497. И по сем же Володимер живяше в законе христьянст(ве) и помысли сздати церковь пресвятыя Богородица, и послав приведе мастеры от грек. И наченшю же сзидати, яко скончаша зижюще, украси ю иконами, поручив Анастасу Корсунянину и попы корсуньскии и пристави служити в неи, и вдав ту се, еже бе взял в Корсуни: иконы, и сосуды, и кресты». (16, 55)

Статья носит характер вставки. В ней описан не только замысел, но и все строительство, которое завершилось на несколько лет позднее. Появление вставки было вызвано тем, что в старших летописях известие о начале строительства исчезло. В статье 6504 года уцелел только рассказ о завершении строительства:

«В лето 6504. Володимир виде церковь свершену, и вшед в ню, помолися Богу, глаголя: «Господи, призри с небеси, и виж, и посете винограда своего, имже обратил еси сердца и разум, познати Тебе Бога истиннаго, и призри на церковь Твою сию, юже созда недостоиныи раб Твои в имя рожешая Тя матере приснодевыа Богородица. Аще кто помолится в церкви сеи, то услыши молитву его молитвы ради пречистыа Богородица». И помолишюся ему рек сице: «Се даю церкви сеи святеи Богородици от имениа моего и от градов моих 10-ю часть». И положи, написав, клятву в церкви сеи, рек: «Аще кто сего посудит, да будет проклят». И

вдаст десятину Настасу Корсунянику, и сотвори же праздник велик в тои день бояром и старцем градским, и убогим розда именье много». (16, 56)

Характер богородичной церкви также не назван, но приведено объяснение последующего ее прозвания Десятинной. Владимир Святой на нужды этой церкви выделил десятую часть ежегодных великокняжеских доходов. В Тверской летописи сохранилось редкое уточнение о том, что церковь была посвящена Успению Богородицы:

«О Десятинной церкви. В лето 6504. Свершена бысть церковь Успение пресвятыа Богородица Десятиннаа. Володимер же видев церковь св(е)ршенну, и украси ю иконами, и кресты и сосуды, и поручи ю Анастасу Корсунянину, и попы корсунскыя пристави служити ей. И вшед в церковь помолися Богу, глаголя…

И вдаст десятину Анастасу Корсунину

, с(о)твори же праздник велик в той день боляром и старцом людскым, и убогым раздаа имение много». (18, 117)

Здесь два рассказа о постройке церкви объединены в одно повествование. Отсутствует только известия о намерении великого князя создать церковь и греческих мастерах. Первоначально в статье 993 года говорилось о решении построить церковь Успения и о призвании для этой цели греческих каменщиков, которые построили церковь св. Георгия Победоносца. Георгиевская церковь, судя по срокам строительства, была скромных размеров. Десятинная была построена из обожженных кирпичей — плинфы. Кирпичной должна была быть и церковь св. Георгия.

В Чудовском списке жития Владимира Святого Десятинная также названа церковью Успения Богородицы. (25, 118) Главный храм Киева был посвящен Успению.

Старшие и младшие летописи датируют освящение Десятинной церкви 6504 годом, что по «эре 5508 года» дает 996 год. 15 августа было воскресным в 997 году. Церковь освятили 15 августа 997 года. Дата в летописи «сбита» на год. Освящение сопровождалось большими празднествами для знати и раздачами милостыни для бедноты. Празднества подразумевают пиры. Их описание находим в статье этого же года в рассказе об избавлении от печенежской опасности под Василевом:

«Избыв же Володимир сего, постави церковь, и сотвори праздник велик, варя 300 вар меду, и созываша бояры своя, и посадникы, и старешины по всем градом, и люди многы, и раздая убогим 300 гривен. И празновав 8 дни князь, и в(о)звращаеться ко Успению святеи Богородици, и ту паки сотворяша празник велик, созывая бесчисленное множество народа». (16, 56)

За несколько дней, что отделяют Преображение от Успения, великий князь вряд ли успел бы наварить 300 вар меду и собрать бояр и посадников, чтобы отметить свое неожиданное избавление от печенегов. Летописец перенес в Василев реалии загодя готовившегося киевского массового гуляния на воскресное Успение.

В святцах под 12 мая есть празднование в честь освящения Десятинной церкви в Киеве, что в лето 6504 совершена. (21, 140) 12 мая отмечается память св. Епифания епископа кипрского. В киевском Софийском соборе в нижнем ярусе алтарных мозаик размещен «Святительский чин». В ряду иных иерархов исследователи находят изображение св. Епифания Кипрского, редко встречающегося среди подобных изображений собраний Отцов Церкви.

В 997 году, когда завершено было строительство Десятинной, 12 мая было средой, в 996 году, когда Десятинную должны были освятить согласно летописному 6504 году, — вторником. Перед нами освящение церкви, состоявшееся не в 997 году, а в иное время. В одном из прологов 12 мая заменено на 12 июля, бывшее воскресеньем в 996 году. (15, 466) Корректировка понадобилась для сближения с летописной датой.

Во время Батыева погрома Десятинная была разрушена. Восстановленная Петром Могилой на ее развалинах малая каменная церковь была посвящена св. Николаю. В городских актах ее называли Десятинная Николая. В эпоху Петра I на втором этаже существовала деревянная Петропавловская церковь. Но до 1828 года храмовым праздником церкви оставалось Рождество Богородицы. (8, 284) Со временем в Десятинной церкви произошла смена культа с Успения Богородицы на ее Рождество. Память о рождественском культе чудом уцелела, несмотря на века разрухи.

12 мая на воскресенье выпадает в те же годы, что и воскресное Рождество Богородицы — главной святыни киевского Софийского собора. 11 мая отмечается освящение церкви св. Софии, построенной св. Ольгой и Обновление Цареграда в честь основания Константинополя в 330 году. Воспоминание о Царьграде одновременно и воспоминание об его главной святыне — Софийском соборе. Эти праздники, видимо, повлияли на выбор даты освящения и косвенно свидетельствуют о софийском характере привнесенного в церковь Рождественского культа.

Освящение на св. Епифания следует связать со сменой культа в Десятинной. Причиной перемены стало строительство Софийского собора, к которому перешло главенство среди столичных храмов. Действительно, в старших летописях после рассказа о строительстве Софийского собора сообщается об освящении Десятинной:

«В лето 6547. Священа бысть церкви святыа Богородицы, юже созда Володимир, отец Ярославль, митрополитом Феопентом». (16, 66)

Десятинная, конечно же, не стояла неосвященной много десятилетий. Освящение потребовалось для замены Успенского культа на Рождественский. Становится понятной безымянность богородичной Десятинной церкви. Уже ко времени составления «Повести временных лет» она выступала в источниках под разными названиями. Не разобравшись в причинах разнобоя, книжники предпочли нейтральное — «Богородица Десятинная».

Русским иконописцам изображать образ Успения предписывалось так:

«Пречистая на одре лежит мертва. Над нею Спас стоит, держит Своими руками душу ее. Над Спасителем херувим огнен. По правую руку Спаса Иаков брат Божий». (4, 37)

Возвеличивание апостола Иакова говорит о том, что установление восходит к эпохе Якова Святославича, почитавшего свое крестное имя и небесного заступника, полученного при рождении. Основные вехи просвещения Руси не связаны с Успением. Поэтому выдающееся значение этого празднества, возведенного Владимиром Святым в ранг первостепенных, на первый взгляд загадочно.

В Десятинной церкви служили священники из Крыма. В летописи Авраамки начало строительства отнесено на 6500 год, то есть, использована «эра 5507 года», а церковь названа Богородицей Корсунской. (11, 40)

Св. Константин, просветитель славянский, около 862 года крестил в Крыму народ фульский — племя родственное приазовским русам. (6, 13) Средневековый город Фуллы историки отождествляют с крымским городищем Чуфут-Кале. (24, 76-77) По соседству находился пещерный Успенский монастырь, чье возникновение относится к VIII веку. (24, 81)

Вербовка Владимиром Святым миссионеров могла идти не только среди крымских греков. На призыв повелителя русов могли откликнуться и священники из фульского народа. В любом случае, христианские обычаи Крыма должны были оказать сильное влияние на складывающуюся православную культуру Руси. Судя по известию летописи Авраамки, Успенский культ Десятинной церкви был близок крымской традиции. С этой же традицией следует связать обычай русских монахов селиться в выкопанных пещерах, хотя для местных условий проще и удобнее было строить деревянные жилища. Первым русским монастырем стал Киево-Печерский. Монастырь был устроен в рукотворных пещерах. Его главным храмом стала Успенская церковь.

Крымские священники приняли активное участие в просвещении Руси. Они могли придать русскому Успению крымские черты, но само водворение Успения Богородицы в эпоху Владимира Святого в качестве главной столичной святыни имело более весомые причины.

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ — это… Что такое ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ?


ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ

в Киеве, первая русская каменная церковь, возведенная на Руси Владимиром Святым в 989.
Археологические раскопки свидетельствуют, что это был большой крестово-купольный храм, разделенный тремя парами столбов на три нефа, каждый из которых заканчивался полукруглой апсидой. С трех сторон, кроме восточной, здание было окружено двухэтажной обстройкой. Венчали храм пять куполов. Наличие двухэтажных помещений было вызвано тем, что храм был митрополичьим, т.е. в нем должны были размещаться покои митрополита, кухня, библиотека, скрипторий и, может быть, школа для «нарочитой чади» — боярских детей, которых Владимир велел отдать в «ученье книжное». Интерьер храма имел богатое убранство: стены были покрыты мозаикой и фреской, полы — мрамором, украшенным мозаикой.
На площади, где стояла Десятинная церковь, располагались и каменные двухэтажные дворцовые здания, родственные ей по убранству и стилю.
Перед церковью стояла вывезенная кн. Владимиром из Корсуня квадрига коней, как бы подчеркивая силу и могущество духовно породнившейся с Византией Руси. Храм был разрушен татарами в 1241 при нашествии Батыя. В XIX в. на этом же месте при Николае I была воссоздана точная копия Десятинной церкви, взорванная еврейскими большевиками в 1930-е.
О.П.Источник: Энциклопедия «Русская цивилизация»

.

  • ДЕРПТ
  • ДЕСЯТИННЫЙ БОГОРОДИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Смотреть что такое «ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ» в других словарях:

  • Десятинная церковь — Православный храм Церковь Успения Пресвятой Богородицы …   Википедия

  • ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ — в Киеве, первый каменный храм Др. Руси, посвящен одному из Богородичных праздников (см. ниже), возведен в 990/1 996 гг. по повелению равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича на Старокиевской горе, вблизи княжеской резиденции. Домонгольский… …   Православная энциклопедия

  • Десятинная церковь — в Киеве заложена на месте, где пострадали два варяга первые мученики за христианскую веру, Владимиром св., в 989 г., в честь Успения Богородицы, и окончена царьградскими архитекторами в 996 г. На содержание ее Владимир назначил 10 ю часть своих… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Праздник Успения Пресвятой Богородицы — Во саду Богоматерь дремлет, Словно спит Она и не спит, В тонком сне Она пенью внемлет, Божий вестник пред Ней стоит. М. Кузмин. Успение 28 августа Русская Православная Церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы. Праздник Успения один из самых …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Список храмов, упразднённых советской властью — Снос Храма Христа Спасителя в Москв …   Википедия

  • Список храмов — Список храмов, снесённых при советской власти Список храмов, и монастырей, снесённых при советской власти В рамках антирелигиозной пропаганды в СССР проводилась кампания по массовому уничтожению объектов религиозного культа, в частности церквей.… …   Википедия

  • Список храмов Великого Новгорода — …   Википедия

  • Список храмов, снесённых при советской власти — В рамках антирелигиозной пропаганды в СССР проводилась кампания по массовому уничтожению объектов религиозного культа, в частности церквей. Основным объектом гонений была Русская Православная церковь. В 1917 году в России насчитывалось 78 тысяч… …   Википедия

  • Исторические памятники Новгорода и окрестностей — Исторические памятники Новгорода и окрестностей* Historic Monuments of Novgorod and Surroundings** Всемирное наследие ЮНЕСКО …   Википедия

  • Русская иконопись — Андрей Рублев. Троица. 1411 г. или 1425 27 гг. Русская иконопись  развивавшеес …   Википедия

Церковь Успения Богородицы Пирогощи — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 ноября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 ноября 2019; проверки требует 1 правка.

Це́рковь Успе́ния Богоро́дицы Пирого́щи (укр. Церква Успіння Богородиці Пирогощі) — православный храм, сооружённый в Киеве возле Подольского торжища (современная Контрактовая площадь) в 1132—1136 годах князьями Мстиславом и Ярополком, сыновьями князя Владимира Мономаха. Церковь упоминается в «Слове о полку Игоревом». В 1935 году разрушен большевиками. В 1998 году на историческом месте построен новый храм.

Происхождение названия храма точно не установлено. По одной версии во времена Киевской Руси в храме находилась византийская икона Богородицы, называемая Пирогощей (от др.-греч. Πυργοτίσσα «пирготисса» — «башенная»). В Византии так называли иконы, которые размещались в башнях монастырей или крепостей. По второй версии название «Пирогоща» состоит из двух частей: «пиро» и «гоща». «Гоща» происходит от слова «гость» — купец. Значение слова «пиро» (или «пир») связывают с греческим переводом слова «пшеница», древнеславянским «просо», «пшено», древнерусским «пира» — рожь, мука, пирог. Такое трактование позволяет заключить, что церковь была построена на средства купцов, занимающихся торговлей хлебом.

Закладка храма Успения Богородицы Пирогощи

Согласно Лаврентьевской летописи построен в 1132—1136 годах при княжении сына Владимира Мономаха — Мстислава Великого, на Подоле, у подножия Замковой горы. Упоминается в «Слове о полку Игореве» в связи с возвращением в Киев из половецкого плена героя этого произведения князя Игоря Святославича. Храм представлял собой небольшой трёхнефный храм, увенчанный куполом. Стены свода были украшены фресками, пол — глазурованными и мозаичными плитами.

В 1240 году храм был почти разрушен при нашествии монголов. К 1474 году восстановлен и празднично освящён, однако уже в 1482 году вновь сильно пострадал при набеге крымского хана Менгли-Гирея на Киев. В 1613—1614 годах после пожара 1611 года церковь была реконструирована итальянским архитектором Себастьяно Браки (Sebastiano Brachi).

Храм Богородицы Пирогощи служила общественным центром киевлян, позже при нём функционировали школа, сиротский приют, больница для неимущих, городской архив. В 1613—1633 годах, когда Софийский собор в ходе межконфессиональной борьбы был захвачен униатами, церковь Богородицы Пирогощи являлась одним из центров Киевской митрополии. В 1654 году на площади перед храмом киевские мещане принесли присягу царю Алексею Михайловичу. Впоследствии, около церкви проходили торжественные церемониалы Русского братства.

Письмена гетманов Многогрешного и Самойловича 1670 года и 1672 года свидетельствуют о праве Успенской церкви собирать подати за продажу зерна на территории Киева. В письменных источниках XVI века Пирогоща известна под названием «Успенская церковь».

Облик храма в начале XX века

Храм реконструировали в 1770-х годах в формах украинского барокко архитектором Иваном Григоровичем-Барским, который вероятно здесь и похоронен. В XIX веке после крупного подольского пожара 1811 года реконструирован с элементами классицизма городским архитектором Андреем Меленским. Перед фасадом храма, называвшийся в XIX веке Успенским, вместо деревянной колокольни с юго-западной стороны соорудили каменную часовню в псевдорусском стиле, а вокруг храма пристроили магазины.

До начала XX века формы храма не менялись — он был крестовокупольным, трёхапсидным, шестистолпным, однокупольным. Фасады чередовались пилястрами дорического ордера, завершались треугольными фронтонами с росписями в тимпанах. Центральную часть здания венчал гранёный в плане барабан с полусферическим куполом и фонарём. С западной стороны на фундаменте XVIII века в 1835 году была пристроена круглая по плану трёхъярусная колокольня с полусферическим куполом и высоким шпилем.

Храм снесён городскими властями в 1935 году. В 1976—1979 годах были проведены археологические раскопки фундамента храма, который достигал 4 м глубиной. Фундамент был сложен из строительного материала, взятого из более раннего сооружения. Тогда возникла идея восстановления здания для музея «Слова о полку Игоревом». Церковь была отстроена заново в 1997—1998 годах в формах древнерусского (византийского) зодчества и освящена митрополитом УПЦ КП Филаретом. Является сегодня одной из архитектурных доминант Контрактовой площади. Вопрос исторической достоверности остаётся предметом споров.

В Лаврентьевской летописи по Лаврентьеском списку под 1131 годом:

в тоже лѣто заложи Мстиславъ церковь святыя Богородицы Пирогощюю.

.

В Ипатьевской летописи по Ипатьевскому списку:

  • под 1132 годом:

    в сеже лѣто заложена бысть церкви каменна святая Богородица, рекомая Пирогоща.

  • под 1136 годом:

    томъ лѣтѣ церкви Пирогощи совершена бысть.

Слово о полку Игореве, оканчивая рассказ о возвращении Игоря из половецкого плена:

вьются голоси чрезъ море до Кіева; Игорь ѣдетъ по Боричеву къ святой Богородицѣ Пирогощей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *