Церковь вознесения в коломенском выстроена в шатровом стиле да или нет: в честь чего построена, тайны старинных подвалов, обретенная икона «Державная», внутренняя и внешняя красота, время работы – Шатровая церковь Вознесения (Коломенское) 1532 г: bdb_2000 — LiveJournal

Шатровая церковь Вознесения (Коломенское) 1532 г: bdb_2000 — LiveJournal

Шатровая церковь Вознесения (Коломенское) 1532 г

Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году. Это второй каменный шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему, увы, только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века.

Адрес: г. Москва, пр-т Андропова, 39, стр.1

02 Село Коломенское на реке Москве, по преданию, было основано несколькими семьями из города Коломны, бежавшими на лодках вверх по течению реки от нашествия войск хана Батыя в 1237 году. Оно упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1339г., а с начала XV века перешло от серпуховского князя Владимира (внука Ивана Калиты) к московскому великому князю Василию I и стало дворцовым.
Шатровая церковь Вознесения (Коломенское) 1532 г

03 Здесь несколько раз менялись княжеские и царские дворцы, самый красивый из которых, построенный Алексеем Михайловичем, простоял до 1768 года.
Шатровая церковь Вознесения (Коломенское) 1532 г

04 Вознесенский шатровый храм − главное и самое красивое здание дворцового села − был построен в 1532 году. Это первый каменный шатровый храм (есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому) на Руси, поражающий своей грандиозностью и при этом гармоничностью форм.
Шатровая церковь Вознесения (Коломенское) 1532 г

05 Он даже кажется не очень высоким, пока рядом с ним не появляются люди, − только тогда понимаешь, насколько огромна эта церковь. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола.
Шатровая церковь Вознесения (Коломенское) 1532 г

06 Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году.
Шатровая церковь Вознесения (Коломенское) 1532 г

07 В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались.
Шатровая церковь Вознесения (Коломенское) 1532 г

08 Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Композиция храма – центрическая, даже алтарная часть не обозначена снаружи апсидой. Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком, на который поставлен высокий шатер. Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп.
Шатровая церковь Вознесения (Коломенское) 1532 г

09 По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения.
Шатровая церковь Вознесения (Коломенское) 1532 г

10 Украшен храм чрезвычайно искусно и богато, при этом без излишеств: грани нижнего объема отделаны пилястрами, по низу шатра проведен ряд кокошников, стены галереи и лестницы также не гладкие.
Шатровая церковь Вознесения (Коломенское) 1532 г

11 Но наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма.
Шатровая церковь Вознесения (Коломенское) 1532 г

12 Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря.
Шатровая церковь Вознесения (Коломенское) 1532 г

13 Позднее был восстановлен иконостас с сохранившимися древними иконами, хотя и не в первоначальном виде.
Шатровая церковь Вознесения (Коломенское) 1532 г

14 В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.
Шатровая церковь Вознесения (Коломенское) 1532 г

Текст: http://www.hramy.ru/regions/r77/yao/nagatzaton/voznkol.htm

Все мои посты сначала выходят в моем журнале: http://bdb-2000.livejournal.com

Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 6: Шатровая архитектура Руси


АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ


    Наверное, главной причиной строительства на Руси деревянных шатровых церквей в том, что в дереве трудно передать необходимый элемент православного храма византийского типа — купол. А конструкция деревянного шатра намного проще.
    Впрочем, в среде искусствоведов существует гипотеза, что строительство шатровых храмов может быть связано с тенденцией вертикализации культовых сооружений, что характерно для западноевропейской готики.
    Хотя этот вопрос и остается спорным, запрет патриарха Никона строить в России шатровые церкви, вполне может служить некоторым аргументом в пользу этой гипотезы.

    Вероятно, самым известным шедевром шатровой архитектуры является церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1528 — 1532 годах Петром Франческо Анибале (Петром Фрязиным, или Петроком Малым) — автором крепостной стены Китай-города.


    Заметьте, опять итальянец!
    Можно ли при этом говорить о пресловутой «культурной изоляции» России от Европы вплоть до Петра I?

    Кроме архитектурного обозрения в этой части вы сможете прочитать о загадочной истории авторства собора Покрова на Рву (знаменитого собора Василия Блаженного).

    Однако, примером шатровой архитектуры вполне можно считать и намного более известный, причем во всем мире, собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, он же — храм Василия Блаженного (1555 — 1561):


    Он сочетает в себе как традиции русского зодчества, так и европейского искусства эпохи Возрождения. Думается, что именно этим объясняется его совершенно неповторимый стиль, сделавший этот собор одним из главных символов как Москвы, так и России.

    Небольшое отступление

    Несколько отступая от темы, не могу хотя бы кратко не остановиться на запутанной истории, касающейся авторов этого архитектурного шедевра, чтобы внести в нее хотя бы какую-то ясность.

    Из-за широкой известности Покровского собора многие люди даже далекие от истории вообще и истории архитектуры в частности при вопросе о том, кто построил этот храм, чаще всего называют имена Ивана Грозного (заказчика строительства) и неких русских зодчих — Барму и Постника. Также часто упоминается легенда, что после окончания строительства собора, пораженный его великолепием царь приказал ослепить русских зодчих, чтобы они никогда больше не смогли построить ничего подобного ни в одной другом месте.

    Знакомо? Ну еще бы!
    Эта история на протяжении долгого времени кочует из одной научно-популярной книги в другую, ее можно прочитать даже в школьных учебниках истории.
    Но она не выдерживает никакой критики по нескольким причинам.

    Во-первых, легенда об ослеплении мастера (или мастеров), создавшего выдающийся памятник, вовсе не является уникальной. К примеру, те, кто бывали в Праге, наверняка слышали от гидов-экскурсоводов (терпеть не могу этих халтурщиков!) легенду об ослеплении мастера, сконструировавшего один из символов столицы Чехии — Пражские куранты — «Орлой»:

Во-вторых, в отличие от явно вымышленного Бармы, зодчий по имени Постник действительно существовал. Известный псковский мастер Постник Яковлев, который, что наиболее вероятно, был настоящим автором Покровского собора имел прозвище — Барма. Так что Барма и Постник, оказываются одним и тем же лицом — Бармой Постником Яковлевым.

  Все это напоминает историю с никогда не существовавшими братьями Рюрика Синеусом и Трувором, якобы пришедшими вместе с ним в Новгород в 862 году.

    И еще мне вспоминается «бородатый» анекдот о представителе народа крайнего Севера нашей необъятной Родины — делегате N-ного съезда КПСС. Возможно, кто-то его не знает, или забыл «за давностию лет», поэтому напомню:

  «Делегат-чукча, вернувшись из Москвы, собирает соплеменников возле своего чума и говорит:
    — Вы должны это знать! Оказывается, Какрл Маркс и Фридрих Энгельс — это не четыре человека, а два! Но самое главное — «Слава КПСС» — вообще не человек!!!»

  Ну и, в-третьих, никто Барму Постника Яковлева не ослеплял (Ивану Грозному приписывают и без того множество зверств, так давайте хотя бы в этом грехе перестанем его обвинять). Прямым доказательством зрячести псковского архитектора является хотя бы то, что после завершения строительства Покровского собора он в течение нескольких лет участвовал в возведении Казанского кремля.   Вернемся, однако, к русской шатровой архитектуре.

  Русские шатровые храмы XVI века не имеют аналогий в архитектуре других стран и являются совершенно уникальными.

    Самые интересные из них:


Троицкая (Покровская) церковь Александровой слободы (1510 г.),
считающаяся первым каменным шатровым храмом:

Церковь Петра Митрополита в Переславле-Залесском
(1584 — 1585 гг.):


    Строительство шатровых храмов продолжалось и в первой половине XVII века:

Покровская церковь в Медведково, построенная в 1640 году
князем Дмитрием Михайловичем Пожарским (да-да, тем самым!) в своей вотчине:

Церковь Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве на реке Сетунь (1644 — 1645 гг.):

  В 1652 (1653?) году патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, предписав впредь церкви «строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить».
    Возможно, что для Никона шатровая архитектура олицетворяла все то «старое» русское, от которого он хотел отказаться, вершувшись к другому еще более «старому» — византийской традиции. Впрочем, реформа Никона была продиктована не только (и не столько, по моему мнению) религиозными причинами, но и геополитическими (а это очевидно, если учитывать, что внешняя политика России с XVII века развернулась с Востока на Запад).
    Но сам же Никон первым нарушил собственный запрет, задумав построить храм, по его представлениям (сам патриарх никогда не был в Святой земле) повторяющий формы главной христианской святыни — храма Воскресения в Иерусалиме.
    Невиданный до сих пор каменый шатер над ротондой, примыкавшей к храму Воскресения в основанном Никоном Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, является лучшим подтверждением этому.   Шатровая архитектура, запрещенная патриархом Никоном в середине XVII века, стала вновь востребованной в России в XIX — начале ХХ века, в эпоху историзма и модерна.

    Вот лишь пара примеров:


Собор Петра и Павла в Петергофе,
построенный архитектором В. А. Косяковым по проекту Н. В. Султанова
в 1895 — 1904 гг. (историзм):

Храм Воскресения Христова в Сокольниках,
построенный в стиле модерн архитектором П. А. Толстых
в 1909 — 1913 гг.:


    Впрочем, не будем слишком забегать вперед.
    Отдельные части нашего архитектурного ликбеза обязательно будут посвящены как русской эклектике, так и русскому модерну.

    Ну а следующая — седьмая часть — о русском барокко, в разых его проявлениях: от «русского узорочья» до «елизаветинского стиля».

  Продолжение следует…

  Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

Главный археолог Москвы рассказал, в чем уникальность Храма Вознесения в «Коломенском»&nbsp

2 декабря в музее-заповеднике «Коломенское» отмечали 25-летие включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО церкви Вознесения Господня. Об уникальном памятнике архитектуры, известном далеко за пределами России, рассказал заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы — главный археолог города Москвы Леонид Кондрашев.

— Храм Вознесения был внесен в список ЮНЕСКО, как и Московский Кремль с Покровским собором и ансамбль Новодевичьего монастыря. Леонид Викторович, поясните, пожалуйста, по каким критериям выбирают объекты всемирного наследия?

— Прежде всего объект должен находиться на территории стран, которые присоединились к конвенции 1972 года и признают, что, кроме национального значения, объекты важны для всего человечества. Страны, предлагающие внести те или иные здания в список ЮНЕСКО, должны доказать их выдающуюся универсальную ценность. Храм в «Коломенском» — шедевр мировой архитектуры, и пребывание его в списке памятников всемирного наследия — огромная честь и ответственность для государства, которое берет на себя обязательства не только сохранять и проводить необходимые исследовательские и реставрационные работы объекта, но и обеспечивать к нему доступ посетителей. Замечу, с января по 15 ноября текущего года храм Вознесения в «Коломенском» увидели порядка шести миллионов человек из разных уголков мира.

— Известно, что церковь Вознесения была построена в последние годы правления московского князя Василия III. А вот в чем ее уникальность, знают не все.

— Практически все исследователи признали тот факт, что возведение этого храма — скачок в развитии истории архитектуры. Если раньше зодчие в основном следовали византийским образцам, то при сооружении этого здания заметно влияние итальянских мастеров, что дало рождение новых форм. Очень мало объектов в мире, которые стали свидетелями такого перехода. Можно говорить, что появилось новое направление национальной архитектуры — каменные шатровые церкви, которые венчал не сферический купол, а граненая пирамида. В этом сооружении высотой свыше 60 метров все продумано до мелочей. Заметьте, Вознесенский храм построен на высоком холме правого берега Москвы-реки. Создание церкви в таком месте сопряжено с огромными трудностями. Поэтому в «Коломенском» вырыли большой котлован и заложили крепкий фундамент. В XVI веке это был прорыв, новаторство.

— Храм Вознесения называли архитектурным совершенством за необычность форм. Почему же до середины ХIХ века княжеская церковь была приходской, а затем полузабытой?

— Древнерусское искусство в то время считалось «варварским», но Николай I возродил интерес к старинному зодчеству, и уникальный храм начали изучать, а к началу ХХ века церковь признали бесспорным шедевром национального искусства. Известные исследователи, среди которых были Иван Забелин, Петр Барановский, досконально изучали каждую деталь. Более того, реставрационные работы в стенах храма продолжались даже в годы Великой Отечественной войны. Удивительно, но и сегодня историки архитектуры, религиоведы, архивисты, краеведы, археологи находят что-то ценное для истории русской архитектуры.

— Леонид Викторович, если храм строили при содействии итальянских зодчих, может быть, подобное здание есть в Европе?

— Нет, в мире нет аналогичного здания, на то оно и уникально! Но многие формы и элементы Вознесенского храма, и мы можем предположить и стараемся это доказать, напоминают о европейских зданиях того времени.

Как говорят в науке, сначала высказывается гипотеза, а потом подбираются факты, которые ее доказывают или опровергают. То есть известно, что итальянское влияние при возведении этого памятника всемирного наследия было. А вот каким оно было, каким образом отразилось, еще только предстоит узнать. И это прекрасно! Мысль не должна останавливаться, и замечательно, что наши коллеги могут дискутировать по этому поводу!

СПРАВКА

Леонид Викторович Кондрашев родился 22 февраля 1968 года. Окончил Московский педагогический государственный университет имени В. И. Ленина. Археологическую работу начал в должности землекопа. Затем был начальником раскопок на Манежной площади и на других объектах города. В июле 2011 года назначен заместителем руководителя Департамента культурного наследия Москвы — главным археологом Москвы.

Читайте также: Галантная резиденция. Музей-усадьба «Кусково» тщательно оберегает свою подлинность

Видео дня. Россияне заблокированы на лайнере в Италии

Читайте также

Коломенское или Весеннее Вознесение. Часть 2.

Весна в Коломенском
Всего 60 фото

Сейчас мы находимся почти в центре исторического Коломенского. Нам остается выбраться из Голосового оврага и, не выходя к Москва-реке и не встречаясь с массовым потоком отдыхающих, — переместиться в сторону Вознесенской площади музея-заповедника.

02.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Здесь также множество цветущих вишен и яблонь…
03.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
04.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
05.
Коломенское
06.
Весна в Коломенском

Стоит отметить, что знаменитые яблоневые сады пока еще не охвачены цветением…

Церковь Георгия Победоносца с колокольней.
07.
Церковь Георгия Победоносца в Коломенском

Сытный двор (слева) в комплексе Передних ворот.
08.
Сытный двор. Коломенское.
09.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском

На колокольне во время моего нахождения здесь постоянно давали колокольные концерты.
10.
Колокольня Гергиевской церкви. Коломенское.

А вот и сам маэстро…
11.
Колокольный звон. Коломенское.
12.
Коломенское

Как всегда, церквь Вознесения — доминирующий визуальный объект Коломенского. Не могу не дать ряд разных ракурсов этой восхитительной церкви, построенной в возвышенном шатровом стиле.
13.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
14.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Здесь, любопытства ради, мы проведем маленькое расследование — как строители и реставраторы добирались к шатру храма Вознесения и его куполу!? Есть предположения, что церковь также служила и сторожевым постом при воявлении опасности с юга. Вроде бы, по некоторым сведениям, тревожный сигнал дымом принимался от Церкви Преображения в дворцовом селе Остров…, что была на удалении 14 км. по прямой на юг… В куполе храма с юга хорошо видна металлическая дверь с закрепленным рядом с ней эксплуатационным канатом со ступеньками…
15.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском

В основании шатра также наблюдается металлическая дверь. Правда, я склонен считать, что эти двери использовались скорее для обслуживания и ремонта шатра церкви.
16.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском


17.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Архитектурные детали церкви интересны и сдержанно-затейливы. При увеличении их хорошо видно.
18.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
19.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
20.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском


21.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском

С холма открываются виды на Москву-реку, канал и район Печатники…
22.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
23.
Коломенские дали

Николо-Перервинский монастырь…
24.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
25.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Подробно о Церкви Вознесения в Коломенском можно прочитать в этом моем посте.
26.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
27.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Вид церкви Вознесения с запада
28.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
29.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
30.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Вознесенская площадь Коломенского
31.
Передние ворота. Коломенское.

Передние ворота
32.
Передние ворота. Коломенское.
33.
Коломенское

Дворцовый павильон 1825 года.
34.
Дворцовый павильон 1825 года. Коломенское.

Цветов много… Все снимают…)
35.
Цветы. Коломенское.

Приказные палаты.
36.
Приказные палаты. Коломенское.

Основная аллея — к Церкви Казанской иконы Божьей Матери.
37.
Коломенское
38.
Передние ворота. Коломенское.

Часовая башня Передних ворот. Часовая башня вместе с Передними воротами составляют единый ансамбль, и являет собою четырехъярусную постройку с необычным восьмигранным шатром. Третий ярус отличался удивительным часовым механизмом (мастер П. Высоцкий), который, к сожалению не сохранился. Далее над ним, занимали место колокола часового боя, которые размещались в проемах Часовой башни. В колокольне сейчас находится часовой механизм XIX века, перевезенный с Сухаревой башни, отбивающий колокольным перезвоном каждую четверть часа.
39.
Часовая башня Передних ворот. Коломенское.

Колокольня Часовой башни.
40.
Колокольня Часовой башни. Коломенское.

Возведение башни было начато в 1672 году и продлилось год. Ее главным украшением является двуглавый орел, который был восстановлен в 1994 году.
41.
Часовая башня Передних ворот. Коломенское.
42.
Часовая башня Передних ворот. Коломенское.

Полковничьи палаты.
43.
Полковничьи палаты. Коломенское.

Сытный двор.
44.
Сытный двор. Коломенское.
45.
Сытный двор. Коломенское.
46.
Коломенское

Челобитный столб. Столб расположен у главного фасада разрушенного дворца царя Алексея Михайловича. Если верить преданиям, на этот столб крестьяне клали жалобы и просьбы царю. Также на столбе размещали царские указы. Еще позже на столбе размещали солнечные часы.
47.
Челобитный столб. Коломенское.

Сохранившийся участок ограды Государева двора.
48.
Ограда Государева двора. Коломенское.

Сейчас мы направляемся к Церкви Казанской Иконы Божьей Матери.
49.
Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Здесь рядом с ней размещена прекрасная цветочная клумба с гиацинтами.
50.
Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском
51.
Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском
52.
Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Давайте, на пару минут зайдем в церковь.
53.
Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Главная святыня — это вновь обретенная икона Божьей Матери «Державная».
Вот она — между этими двумя посетителями церкви.
54.
Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

К ней можно зайти через правый придел церкви.
55.
Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Еще ряд ракурсов Казанской церкви…
56.
Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Подклет церкви.
57.
Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском
58.
Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Колокольня Казанского храма.
59.
Колокольня. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.
60.
Колокольня. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.

Наша майская прогулка по Коломенскому подошла к концу. Я не ставил перед собой задачу рассказать об истории Коломенского — напротив, — постарался уйти от углубления в детали и уделить главное внимание — впечатлениям того кто будет не читать, а смотреть и созерцать музей-заповедник Коломенское в эти солнечные майские дни 2016 года как Весеннее Вознесение).

© Vladimir d’Ar

Часть первая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *