Церковь вознесения в коломенском выстроена в шатровом стиле да или нет: в честь чего построена, тайны старинных подвалов, обретенная икона «Державная», внутренняя и внешняя красота, время работы – Шатровая церковь Вознесения (Коломенское) 1532 г: bdb_2000 — LiveJournal
Шатровая церковь Вознесения (Коломенское) 1532 г: bdb_2000 — LiveJournal
Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году. Это второй каменный шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему, увы, только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века.
Адрес: г. Москва, пр-т Андропова, 39, стр.1
02 Село Коломенское на реке Москве, по преданию, было основано несколькими семьями из города Коломны, бежавшими на лодках вверх по течению реки от нашествия войск хана Батыя в 1237 году. Оно упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1339г., а с начала XV века перешло от серпуховского князя Владимира (внука Ивана Калиты) к московскому великому князю Василию I и стало дворцовым.
03 Здесь несколько раз менялись княжеские и царские дворцы, самый красивый из которых, построенный Алексеем Михайловичем, простоял до 1768 года.
04 Вознесенский шатровый храм − главное и самое красивое здание дворцового села − был построен в 1532 году. Это первый каменный шатровый храм (есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому) на Руси, поражающий своей грандиозностью и при этом гармоничностью форм.
05 Он даже кажется не очень высоким, пока рядом с ним не появляются люди, − только тогда понимаешь, насколько огромна эта церковь. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола.
06 Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году.
07 В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались.
08 Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Композиция храма – центрическая, даже алтарная часть не обозначена снаружи апсидой. Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком, на который поставлен высокий шатер. Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп.
09 По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения.
10 Украшен храм чрезвычайно искусно и богато, при этом без излишеств: грани нижнего объема отделаны пилястрами, по низу шатра проведен ряд кокошников, стены галереи и лестницы также не гладкие.
11 Но наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма.
12 Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря.
13 Позднее был восстановлен иконостас с сохранившимися древними иконами, хотя и не в первоначальном виде.
14 В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.
Текст: http://www.hramy.ru/regions/r77/yao/nagatzaton/voznkol.htm
Все мои посты сначала выходят в моем журнале: http://bdb-2000.livejournal.com
Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций
Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 6: Шатровая архитектура Руси
АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ
Наверное, главной причиной строительства на Руси деревянных шатровых церквей в том, что в дереве трудно передать необходимый элемент православного храма византийского типа — купол. А конструкция деревянного шатра намного проще.
Впрочем, в среде искусствоведов существует гипотеза, что строительство шатровых храмов может быть связано с тенденцией вертикализации культовых сооружений, что характерно для западноевропейской готики.
Хотя этот вопрос и остается спорным, запрет патриарха Никона строить в России шатровые церкви, вполне может служить некоторым аргументом в пользу этой гипотезы.
Вероятно, самым известным шедевром шатровой архитектуры является церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1528 — 1532 годах Петром Франческо Анибале (Петром Фрязиным, или Петроком Малым) — автором крепостной стены Китай-города.
Заметьте, опять итальянец!
Можно ли при этом говорить о пресловутой «культурной изоляции» России от Европы вплоть до Петра I?
Кроме архитектурного обозрения в этой части вы сможете прочитать о загадочной истории авторства собора Покрова на Рву (знаменитого собора Василия Блаженного).
Однако, примером шатровой архитектуры вполне можно считать и намного более известный, причем во всем мире, собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, он же — храм Василия Блаженного (1555 — 1561):
Он сочетает в себе как традиции русского зодчества, так и европейского искусства эпохи Возрождения. Думается, что именно этим объясняется его совершенно неповторимый стиль, сделавший этот собор одним из главных символов как Москвы, так и России.
Небольшое отступление
Несколько отступая от темы, не могу хотя бы кратко не остановиться на запутанной истории, касающейся авторов этого архитектурного шедевра, чтобы внести в нее хотя бы какую-то ясность.
Из-за широкой известности Покровского собора многие люди даже далекие от истории вообще и истории архитектуры в частности при вопросе о том, кто построил этот храм, чаще всего называют имена Ивана Грозного (заказчика строительства) и неких русских зодчих — Барму и Постника. Также часто упоминается легенда, что после окончания строительства собора, пораженный его великолепием царь приказал ослепить русских зодчих, чтобы они никогда больше не смогли построить ничего подобного ни в одной другом месте.
Знакомо? Ну еще бы!
Эта история на протяжении долгого времени кочует из одной научно-популярной книги в другую, ее можно прочитать даже в школьных учебниках истории.
Но она не выдерживает никакой критики по нескольким причинам.
Во-первых, легенда об ослеплении мастера (или мастеров), создавшего выдающийся памятник, вовсе не является уникальной. К примеру, те, кто бывали в Праге, наверняка слышали от гидов-экскурсоводов (терпеть не могу этих халтурщиков!) легенду об ослеплении мастера, сконструировавшего один из символов столицы Чехии — Пражские куранты — «Орлой»:
Во-вторых, в отличие от явно вымышленного Бармы, зодчий по имени Постник действительно существовал. Известный псковский мастер Постник Яковлев, который, что наиболее вероятно, был настоящим автором Покровского собора имел прозвище — Барма. Так что Барма и Постник, оказываются одним и тем же лицом — Бармой Постником Яковлевым.
Все это напоминает историю с никогда не существовавшими братьями Рюрика Синеусом и Трувором, якобы пришедшими вместе с ним в Новгород в 862 году.И еще мне вспоминается «бородатый» анекдот о представителе народа крайнего Севера нашей необъятной Родины — делегате N-ного съезда КПСС. Возможно, кто-то его не знает, или забыл «за давностию лет», поэтому напомню:
«Делегат-чукча, вернувшись из Москвы, собирает соплеменников возле своего чума и говорит:
— Вы должны это знать! Оказывается, Какрл Маркс и Фридрих Энгельс — это не четыре человека, а два! Но самое главное — «Слава КПСС» — вообще не человек!!!»
Русские шатровые храмы XVI века не имеют аналогий в архитектуре других стран и являются совершенно уникальными.
Самые интересные из них:
Троицкая (Покровская) церковь Александровой слободы (1510 г.),
считающаяся первым каменным шатровым храмом:
Церковь Петра Митрополита в Переславле-Залесском
(1584 — 1585 гг.):
Строительство шатровых храмов продолжалось и в первой половине XVII века:
князем Дмитрием Михайловичем Пожарским (да-да, тем самым!) в своей вотчине:
Церковь Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве на реке Сетунь (1644 — 1645 гг.):
В 1652 (1653?) году патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, предписав впредь церкви «строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить».Возможно, что для Никона шатровая архитектура олицетворяла все то «старое» русское, от которого он хотел отказаться, вершувшись к другому еще более «старому» — византийской традиции. Впрочем, реформа Никона была продиктована не только (и не столько, по моему мнению) религиозными причинами, но и геополитическими (а это очевидно, если учитывать, что внешняя политика России с XVII века развернулась с Востока на Запад).
Но сам же Никон первым нарушил собственный запрет, задумав построить храм, по его представлениям (сам патриарх никогда не был в Святой земле) повторяющий формы главной христианской святыни — храма Воскресения в Иерусалиме.
Невиданный до сих пор каменый шатер над ротондой, примыкавшей к храму Воскресения в основанном Никоном Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, является лучшим подтверждением этому. Шатровая архитектура, запрещенная патриархом Никоном в середине XVII века, стала вновь востребованной в России в XIX — начале ХХ века, в эпоху историзма и модерна.
Вот лишь пара примеров:
Собор Петра и Павла в Петергофе,
построенный архитектором В. А. Косяковым по проекту Н. В. Султанова
в 1895 — 1904 гг. (историзм):
Храм Воскресения Христова в Сокольниках,
построенный в стиле модерн архитектором П. А. Толстых
в 1909 — 1913 гг.:
Впрочем, не будем слишком забегать вперед.
Отдельные части нашего архитектурного ликбеза обязательно будут посвящены как русской эклектике, так и русскому модерну.
Ну а следующая — седьмая часть — о русском барокко, в разых его проявлениях: от «русского узорочья» до «елизаветинского стиля».
Продолжение следует…
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.
Главный археолог Москвы рассказал, в чем уникальность Храма Вознесения в «Коломенском» 
2 декабря в музее-заповеднике «Коломенское» отмечали 25-летие включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО церкви Вознесения Господня. Об уникальном памятнике архитектуры, известном далеко за пределами России, рассказал заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы — главный археолог города Москвы Леонид Кондрашев.— Храм Вознесения был внесен в список ЮНЕСКО, как и Московский Кремль с Покровским собором и ансамбль Новодевичьего монастыря. Леонид Викторович, поясните, пожалуйста, по каким критериям выбирают объекты всемирного наследия?
— Прежде всего объект должен находиться на территории стран, которые присоединились к конвенции 1972 года и признают, что, кроме национального значения, объекты важны для всего человечества. Страны, предлагающие внести те или иные здания в список ЮНЕСКО, должны доказать их выдающуюся универсальную ценность. Храм в «Коломенском» — шедевр мировой архитектуры, и пребывание его в списке памятников всемирного наследия — огромная честь и ответственность для государства, которое берет на себя обязательства не только сохранять и проводить необходимые исследовательские и реставрационные работы объекта, но и обеспечивать к нему доступ посетителей. Замечу, с января по 15 ноября текущего года храм Вознесения в «Коломенском» увидели порядка шести миллионов человек из разных уголков мира.
— Известно, что церковь Вознесения была построена в последние годы правления московского князя Василия III. А вот в чем ее уникальность, знают не все.
— Практически все исследователи признали тот факт, что возведение этого храма — скачок в развитии истории архитектуры. Если раньше зодчие в основном следовали византийским образцам, то при сооружении этого здания заметно влияние итальянских мастеров, что дало рождение новых форм. Очень мало объектов в мире, которые стали свидетелями такого перехода. Можно говорить, что появилось новое направление национальной архитектуры — каменные шатровые церкви, которые венчал не сферический купол, а граненая пирамида. В этом сооружении высотой свыше 60 метров все продумано до мелочей. Заметьте, Вознесенский храм построен на высоком холме правого берега Москвы-реки. Создание церкви в таком месте сопряжено с огромными трудностями. Поэтому в «Коломенском» вырыли большой котлован и заложили крепкий фундамент. В XVI веке это был прорыв, новаторство.
— Храм Вознесения называли архитектурным совершенством за необычность форм. Почему же до середины ХIХ века княжеская церковь была приходской, а затем полузабытой?
— Древнерусское искусство в то время считалось «варварским», но Николай I возродил интерес к старинному зодчеству, и уникальный храм начали изучать, а к началу ХХ века церковь признали бесспорным шедевром национального искусства. Известные исследователи, среди которых были Иван Забелин, Петр Барановский, досконально изучали каждую деталь. Более того, реставрационные работы в стенах храма продолжались даже в годы Великой Отечественной войны. Удивительно, но и сегодня историки архитектуры, религиоведы, архивисты, краеведы, археологи находят что-то ценное для истории русской архитектуры.— Нет, в мире нет аналогичного здания, на то оно и уникально! Но многие формы и элементы Вознесенского храма, и мы можем предположить и стараемся это доказать, напоминают о европейских зданиях того времени.
Как говорят в науке, сначала высказывается гипотеза, а потом подбираются факты, которые ее доказывают или опровергают. То есть известно, что итальянское влияние при возведении этого памятника всемирного наследия было. А вот каким оно было, каким образом отразилось, еще только предстоит узнать. И это прекрасно! Мысль не должна останавливаться, и замечательно, что наши коллеги могут дискутировать по этому поводу!
СПРАВКА
Леонид Викторович Кондрашев родился 22 февраля 1968 года. Окончил Московский педагогический государственный университет имени В. И. Ленина. Археологическую работу начал в должности землекопа. Затем был начальником раскопок на Манежной площади и на других объектах города. В июле 2011 года назначен заместителем руководителя Департамента культурного наследия Москвы — главным археологом Москвы.
Читайте также: Галантная резиденция. Музей-усадьба «Кусково» тщательно оберегает свою подлинность
Видео дня. Россияне заблокированы на лайнере в Италии
Читайте также
Коломенское или Весеннее Вознесение. Часть 2.
Всего 60 фото
Сейчас мы находимся почти в центре исторического Коломенского. Нам остается выбраться из Голосового оврага и, не выходя к Москва-реке и не встречаясь с массовым потоком отдыхающих, — переместиться в сторону Вознесенской площади музея-заповедника.
02.
Здесь также множество цветущих вишен и яблонь…
03.
04.
05.
06.
Стоит отметить, что знаменитые яблоневые сады пока еще не охвачены цветением…
Церковь Георгия Победоносца с колокольней.
07.
Сытный двор (слева) в комплексе Передних ворот.
08.
09.
На колокольне во время моего нахождения здесь постоянно давали колокольные концерты.
10.
А вот и сам маэстро…
11.
12.
Как всегда, церквь Вознесения — доминирующий визуальный объект Коломенского. Не могу не дать ряд разных ракурсов этой восхитительной церкви, построенной в возвышенном шатровом стиле.
13.
14.
Здесь, любопытства ради, мы проведем маленькое расследование — как строители и реставраторы добирались к шатру храма Вознесения и его куполу!? Есть предположения, что церковь также служила и сторожевым постом при воявлении опасности с юга. Вроде бы, по некоторым сведениям, тревожный сигнал дымом принимался от Церкви Преображения в дворцовом селе Остров…, что была на удалении 14 км. по прямой на юг… В куполе храма с юга хорошо видна металлическая дверь с закрепленным рядом с ней эксплуатационным канатом со ступеньками…
15.
В основании шатра также наблюдается металлическая дверь. Правда, я склонен считать, что эти двери использовались скорее для обслуживания и ремонта шатра церкви.
16.
17.
Архитектурные детали церкви интересны и сдержанно-затейливы. При увеличении их хорошо видно.
18.
19.
20.
21.
С холма открываются виды на Москву-реку, канал и район Печатники…
22.
23.
Николо-Перервинский монастырь…
24.
25.
Подробно о Церкви Вознесения в Коломенском можно прочитать в этом моем посте.
26.
27.
Вид церкви Вознесения с запада
28.
29.
30.
Вознесенская площадь Коломенского
31.
Передние ворота
32.
33.
Дворцовый павильон 1825 года.
34.
Цветов много… Все снимают…)
35.
Приказные палаты.
36.
Основная аллея — к Церкви Казанской иконы Божьей Матери.
37.
38.
Часовая башня Передних ворот. Часовая башня вместе с Передними воротами составляют единый ансамбль, и являет собою четырехъярусную постройку с необычным восьмигранным шатром. Третий ярус отличался удивительным часовым механизмом (мастер П. Высоцкий), который, к сожалению не сохранился. Далее над ним, занимали место колокола часового боя, которые размещались в проемах Часовой башни. В колокольне сейчас находится часовой механизм XIX века, перевезенный с Сухаревой башни, отбивающий колокольным перезвоном каждую четверть часа.
39.
Колокольня Часовой башни.
40.
Возведение башни было начато в 1672 году и продлилось год. Ее главным украшением является двуглавый орел, который был восстановлен в 1994 году.
41.
42.
Полковничьи палаты.
43.
Сытный двор.
44.
45.
46.
Челобитный столб. Столб расположен у главного фасада разрушенного дворца царя Алексея Михайловича. Если верить преданиям, на этот столб крестьяне клали жалобы и просьбы царю. Также на столбе размещали царские указы. Еще позже на столбе размещали солнечные часы.
47.
Сохранившийся участок ограды Государева двора.
48.
Сейчас мы направляемся к Церкви Казанской Иконы Божьей Матери.
49.
Здесь рядом с ней размещена прекрасная цветочная клумба с гиацинтами.
50.
51.
52.
Давайте, на пару минут зайдем в церковь.
53.
Главная святыня — это вновь обретенная икона Божьей Матери «Державная».
Вот она — между этими двумя посетителями церкви.
54.
К ней можно зайти через правый придел церкви.
55.
Еще ряд ракурсов Казанской церкви…
56.
Подклет церкви.
57.
58.
Колокольня Казанского храма.
59.
60.
Наша майская прогулка по Коломенскому подошла к концу. Я не ставил перед собой задачу рассказать об истории Коломенского — напротив, — постарался уйти от углубления в детали и уделить главное внимание — впечатлениям того кто будет не читать, а смотреть и созерцать музей-заповедник Коломенское в эти солнечные майские дни 2016 года как Весеннее Вознесение).
© Vladimir d’Ar
Часть первая