Церковь вознесения в коломенском выстроена в шатровом стиле – в честь чего построена, тайны старинных подвалов, обретенная икона «Державная», внутренняя и внешняя красота, время работы

Содержание

ЕГЭ. История. Архитектура. 10 вопросов – 10 ответов. Церковь Вознесения в Коломенском.

Вопросы

Ответы

1. Название церкви?

Церковь Вознесения Господня.

2.Где находится?

Россия, Москва, район Нагатинский Затон (бывшее село Коломенское).

3.Каков тип здания?

Первый каменный шатровый храм в России. Стиль существовал в России до середины XVII в., то есть до реформ патриарха Никона.

4.В каком веке и году построен?

XVI век. 1528-1532 гг.

5.При  каком князе?

При Василии III (1505-1533)

6.В память о каком событии построил церковь князь?

По легенде — церковь построена в честь рождения сына князя – будущего Ивана IV. Храм строили как домовую церковь, в нее ходили только члены царской семьи и ее приближенные.

7.Кто строил храм?

Итальянский архитектор

Пётр Фрязин ( или Петрок Малый).

8.В какой местности находится?

Построена церковь на Москве -реке. Недалеко о неё бьёт святой ключ. Церковь Вознесения, стоящая на краю обрыва, создает впечатление легкости и непорочности.

9.Каковы особенности постройки храма?

Высота – 62 метра, высота шатра – 20- метров.

Здание построено из большемерного кирпича. Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком

(то есть восьмигранником), на который поставлен высокий шатер. Грани нижнего объема отделаны пилястрами (выступ стены, условно похожий на колонну), по низу шатра проведен ряд кокошников, поверхность граней самого шатра украшена белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста» (то есть рельефной облицовки стен).

Древний иконостас XVI века и оригинальная роспись стен не сохранились.

10.Судьба храма сегодня.

Храм входи в комплекс музея-заповедника «Коломенское».

С 1994 г. входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

В 2000 года вновь освящён.

С 2007 г. открыт для посещений.

Службы в храме проходят только по большим церковным праздникам.

архитектурная сила, устремленная ввысь :: SYL.ru

Знаменитый шедевр шатрового зодчества

Церковь Вознесения в селе Коломенском по праву считается одним из шедевров не только русской, но и мировой архитектуры. Созданный во второй четверти XVI века храм стал самым ярким примером каменного шатрового зодчества, удивительным образцом безграничных возможностей человека.

Церковь Вознесения в Коломенском
Немного из истории Коломенского

Древнее село Коломенское с давних времен привлекало к себе внимание правящей в Московском княжестве династии как отличное место для загородной резиденции. Тихое уютное место, скрытое от посторонних глаз сосновым бором, расположенное на берегу живописной речки, – все это и сделало выбор в пользу этой деревеньки. Особое внимание ей уделил небезызвестный князь Василий III, во время правления которого были построены и величавый деревянный дворец, и церковь Вознесения в Коломенском. Храм настолько впечатлил правителя, что по окончании его постройки пиршества и торжественные мероприятия продолжались три дня.

Наперекор архитектурной традиции
Церковь в Коломенском

Церковь в Коломенском замечательна тем, что стала первым каменным зданием, выполненным в шатровом стиле. До этого в данной технике строились только деревянные храмы, а если использовали камень, то придерживались крестово-купольного проекта, завезенного еще при Владимире Святом из Византии. Решившись на такой эксперимент, безвестный мастер мог навлечь на себя гнев своих высоких заказчиков, однако результат превзошел самые смелые ожидания. На долгие годы этот храм стал своеобразным образцом и мерилом деятельности русских зодчих.

Сила, устремленная ввысь

Церковь Вознесения в Коломенском имеет высоту 62 метра, а ее шатер достигает 28 метров. Такое построение придает всей конструкции воздушность, легкость и устремленность вверх. В этом, без сомнения, состоял особый смысл замысла архитектора: своим творением он хотел выразить порыв человеческой души ввысь, к Богу. Достичь этого можно, только отбросив все земное и ненужное, только всецело посвятив себя служению Христу.

Церковь Вознесения в селе Коломенском
Особенности конструктивного решения

Если смотреть на церковь Вознесения в Коломенском сверху, то в плане она будет представлять собой крест, все концы которого равны между собой. Данный стиль, характерный именно для XV-XVI вв., должен был указывать на все возрастающую силу православного учения: любой человек, находящийся в храме, оказывался как бы под защитой сводчатого креста. Никаких внутренних опор в храме нет, все держится за счет мощного фундамента и шатровой конструкции, вес равномерно распределяется по основанию. Весьма удачным следует признать и расположение окон: создается необычный эффект затененности вкупе с яркими световыми островками.

Значение храма в прошлом и в наши дни

Церковь Вознесения в Коломенском, помимо всего прочего, долгое время выполняла также функцию наблюдательного поста. При появлении кочевников стража была обязана зажечь сигнальный костер и предупредить москвичей о грозящей опасности. Сегодня храм, пусть и в несколько измененном виде, продолжает олицетворять собой не только силу русского православия, но и великие достижения русской культуры.

Я узнаю Москву — Территории

Северо-Восточный

Древнее подмосковное село Коломенское известно еще с начала XIV столетия. Впервые о нем упоминает духовная грамота Ивана Калиты. Издавна это село, расположенное на высоком берегу над поймой Москвы-реки, служило летней резиденцией московских князей и царей. Особенно любил и обустраивал его великий князь Василий III, в годы правления которого в Коломенском был построен знаменитый храм Вознесения – главное и самое красивое здание дворцового села. Это первый каменный шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему до реформы Патриарха Никона в середине XVII века.

О начале строительства церкви Вознесения в Коломенском никаких документальных сведений не было обнаружено. Легенда дату начала строительства церкви Вознесения в Коломенском связывает с рождением долгожданного наследника великого князя – будущего царя Ивана Грозного.
Завершилось строительство в 1532 году, о чем в летописи сохранилась короткая запись: Того же лета (1532 г.) свершена бысть в Коломенском церьковь камена Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа”. Освящение храма произошло 3 сентября 1532 года митрополитом всея Руси Даниилом в память одного из крупнейших праздников христианства – Вознесения Господня. Летопись сообщает о трехдневном пиршестве по этому случаю великого князя, митрополита Даниила и многочисленных гостей.

Вероятно, в строительстве храма принимали участие итальянские зодчие. В пользу «итальянской» версии говорят элементы декоративного убранства храма, не встречавшиеся прежде в русской архитектуре: характерные для архитектуры Возрождения пилястры с резными капителями и обрамляющие окна полуколлонки, типичные для позднего Средневековья и Ренессанса Италии готические килевидные арки – вимперги. Об участие в строительстве церкви Вознесения иностранного архитектора свидетельствует найденая на одном их пилястров дата – «1533». В ней необычно для России все: готико-ренессансный шрифт (похожим шрифтом ставил даты на своих картинах Альбрехт Дюрер), употребление арабских цифр для обозначения даты( на Руси того времени даты обозначались буквами кириллицы, снабженные особым знаком – титлом), манера летоисчисления от Рождества Христова, а не от Сотворения мира, как было принято на Руси, и, главное, отсчет нового года по одному из итальянских городских календарей не с сентября как на Руси, а с марта.

В 1528 года в Москву с посольством великого князя из Рима прибыли итальянские архитекторы. Среди них был Пьетро (Франческо?) Анибале (Петр Ганнибал) или Петрок Малой (т.е. младший, молодой), как его называли в Москве, которого считают архитектором церкви Вознесения.

Церковь Вознесения была поставлена на высоком холме правого берега Москвы-реки. В основание храма был заложен уникальный фундамент: это огромная искусственная скала площадью 600-650 м² (26х24 м) и объемом 4000 м³. На склоне речной террасы был вырыт огромный котлован, дно которого укрепили сваями. Затем из блоков известняка, скрепленных раствором, сложили монолитный фундамент, который имел разную глубину. Дальняя от склона более массивная часть фундамента образовывает как бы «якорь», который закреплен за склон и не дает огромному храму сползти по склону. Верхний край фундамента в виде невысокого стилобата виден на поверхности склона. Фундамент дополнительно приподнял храм и вынес его вперед, над обрывистым склоном.

Основной монолит храма, построенный из большемерного кирпича, состоит из подклета, расчлененного четверика над ним, восьмерика и восьмигранного шатра, увенчанного восьмигранным барабаном с маленьким куполом и крестом. Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп. Фасады «столпа» украшены по углам пилястрами, а стены четверика заостренными треугольными глухими арками (вимпергами), что подчеркивает общее устремление всего объема храма вверх. Главный элемент и главное новшество в композиции храма – его купол: уходящая в небо вытянутая многогранная пирамида. Виртуозно рассчитанные пропорции шатра, одновременно мощного и легкого, подчеркивает гурт (вал, проложенный вдоль всех ребер) и ромбовидные ячейки «сетки» из алмазной огранки белокаменных бусин. Со всех сторон храм обрамляет двухъярусная обходная галерея, на которую ведут три выносных крыльца с всходами Такие галереи-обходы в сочетании с высоким центральным объемом здания часто встречаются в проектной графике великих теоретиков итальянского Ренессанса, но ни в Италии, ни в других странах Европы эти проекты не были осуществлены.

В общем плане храм представляет собой равноконечный крест с короткими ветвями. В храме отсутствуют важные для традиционной православной церкви полукруглые апсиды: восточная стена внутри и снаружи абсолютно плоская.
Широкая галерея, которая опоясывает храм, впервые встречается в русском зодчестве, так как для архитектуры православной Руси было не типично помещать любые сооружения восточнее алтаря.

По центру восточного фасада галереи, с которой открывается вид на заречную пойму, помещен каменный трон, о котором существует много легенд. По одной из легенд оттуда царь Алексей Михайлович раздавал милостыню после богослужения. Вырезанное из камня оформление трона – высокая спинка с канилюрами, полуциркульная конха, заполненная дубовыми ветвями (от греч. konch – раковина – внутренняя часть свода апсиды в виде четверти сферы: находится над престолом, жертвенником и диаконником, и символизирует «невещественную Божию скинию» – Божию славу и благодать), боковые филенки с растительным орнаментом (листья аканфа), ножки в виде лап животных – несомненно, имеет ренессансное происхождение и по внешнему облику близко тронам Богородицы на полотнах итальянских мастеров XV-XVI вв. Одно из предположений, что перед нами уникальная трехмерная икона «Престол уготованный» (Этимасия) – символ второго пришествия Христа и Страшного суда. Богословское толкование Вознесения тесно связано с идеей небесного престола и нового пришествия Иисуса. Присутствие этого трона превращает шатер храма в огромный киворий, осеняющий трон как святыню, и переносит иконный, образный характер на всю архитектурную композицию.

Несмотря на внушительные внешний объем, площадь внутреннего помещения церкви Вознесения сравнительно не велика: 8,5 м х 8,5 м. Маленький по площади интерьер храма не был предназначен для большого количества людей, так как это была домовая церковь. Во время богослужения в ней находился царь, члены царской семьи и некоторые близкие ему сановники. Открытый для обзора шатер уходит на 41 метр вверх. По углам его стоят мощные, украшенные резными белокаменными капителями пилястры. Малая площадь помещения, как бы сжатого пилястрами, и большой слой воздуха над головой подчеркивает высоту зала. Свет в храм проникает через окна, расположенные необычно. Нижнюю часть храма освещают проемы, прорезанные не в стенах, а в угловых выступах четверика. Четыре окна основного яруса устроены в фасадах ветвей креста. В восьмерике окна размещены крестообразно в противоположных гранях шатра. На гранях без окон их заменяют ниши. На фасад и внутри восьмерика выходят маленькие щелевидные окна лестницы, которая идет внутри стены, огибая восьмерик с юго-запада. В шатре окна размещены по сторонам света. Удачно расположенные окна дают много света и делают шатер легким, наполненным воздухом.

При строительстве церкви пол был устлан треугольными керамическими плитками коричневого и черного цвета, уложенными конвертом. Древний иконостас XVI века и роспись стен не сохранились. Из первоначального иконостаса известны три иконы, которые были в 1532 году при освещении внесены в церковь. Они изображены на миниатюре из Лицевого свода XVI в.
В ходе реставрации 2007 г. был воссоздан по аналогу подлинных царских врат 1570-80-х гг. древний тябловый иконостас.

Источники
mgomz.ru


Автор статьи

Козкин Егор Владленович, ГБОУ СОШ № 1482, 10 класс

Храм Вознесения в Коломенском, архитектура, стиль внутри и описание

История храмаНа берегу Москва реки в музее-заповеднике Коломенское находится чудо средневекового зодчества: церковь Вознесения Господнего.

Храм строили 4 года. С 1528 по 1532. Как говорит молва, его воздвигли в честь рождения сына Василия III Ивана Грозного. Но это скорее вымысел, учитывая то, что Иван Грозный родился в 1530 году, ведь такой по масштабам проект за два года завершить было проблематично. Скорее всего, Василий заложил постройку ещё в 1528 году, как дань богу, чтобы господь послал ему долгожданного наследника. Ведь долгое время царь с супругой оставались бездетной парой, что во времена самодержавия и преемственности власти было большой проблемой.

В сентябре 1532 года состоялось её освящение, в этой церемонии участвовало всё царствующее семейство — сам великий князь Василий III, его молодая жена Елена Глинская и младенец Иоан.

Кто построил храм

История храма ВознесенияИмя талантливого зодчего строившего храм установить до сих пор не получилось. Можно предположить, что архитектором являлся итальянец. Большинство историков считает, что церковь построил малоизвестный в то время зодчий Петро Аннибале. В России он имел много имён — Петрок Малой, Пётр Фрязин. И приглашение его Василием III в Москву в 1528 году делает эту версию самой убедительной. Именно фамилия Фрязин убедила многих в том, что это некий псковский зодчий, построивший в Первопрестольной множество шедевров архитектуры. На самом деле это прозвище. Таким образом именовали всех итальянцев на Руси.

Характеристика стиля и особенности постройки

Постройка — просто набор из нескольких архитектурных стилей. Здесь есть и пилястры с капителями в стиле Раннего Возрождения, и готические вимперги, и классические русские кокошники. Понять, какой архитектурной стилистики придерживался архитектор сложно.

Среди элементов эпохи Ренессанса можно выделить следующие:

  • ордер;
  • порталы с прямыми архитравны ми перекрытиями проёмов;
  • прорисовка готических вимпергов.

Когда был построен храмВысота храма башни целых 62 метра. По меркам тех времён это был впечатляющий показатель. Постройка являлась самым высоким православным сооружением. А за счёт летящей архитектоники создается ощущение, что здание парит над землёй.

Внутренних опор у здания нет, как и привычной алтарной апсиды. Она установлена на подклети, окружённой гульбищем, и хотя толщина стен от 2 до 4 метров, внешне церковь выглядит очень лёгкой. С восточной стороны уцелел каменный трон. Ножки сделаны в виде львиных лап, а подлокотники украшены затейливыми арабесками. Отсюда московские правители любовались необъятной ширью, открывающейся за Москвой рекой.

Внутреннее пространство здания не велико, ведь он был домашним княжеским храмом. Здесь могли молиться только члены государевой семьи и самые близкие, доверенные слуги.

Храм возводился, как летний, неотапливаемый. Здесь никогда не было печи или какого-либо отопления. Таким он и остаётся по сей день. Храм Вознесения считается первым шатровым храмом из камня. Кроме того, церковь имела функцию сторожевой башни. В толще одной из стен находится узкая лестница, ведущая вверх прямо к шатру. Там есть специальная смотровая площадка, используемая для подачи сигналов. Если находящийся там дозорный видел подозрительные движения, перемещения войск, то тотчас же загорался огонь. Ночью это было яркое пламя. Днём сигнал подавали дымом.

Интересные факты

Храм вознесения в КоломенскомПостепенно, с утратой села Коломенского официального статуса действующей царской резиденции, храм утратил статус «домовый» и стал приходским. Это была летняя церковь, где служили от Пасхи до Покрова. А в советское время здесь проходили концерты духовной и классической музыки, если она была интересна с исторической точки зрения. Сейчас храм ожил: здесь совершаются богослужения.

В нижней части храма расположена композиция, посвящённая истории и реставрации церкви. С улицы посетитель попадает в западную палатку. Это помещение возникло в XVII веке, когда пространство между опорными столпами обходной галереи было заложены кирпичом. Здесь можно познакомиться с некоторыми конструктивными особенностями храма и материалами, использованными при его строительстве, а также старыми фотографиями.

Следующее помещение — церковный подклет или подцерковье. Толщина стен здесь достигает пяти метров. Обычно за ними хранили самое ценное. Возможно, там когда-то находилась казна Ивана Грозного.

Внутренний объём храма открыт на 42 метра, чтобы и внутри создавалось ощущение вознесения. Убранство того времени не сохранилось, лишь форма галерей имеет первоначальный вид. Как здесь всё выглядело в далёком 1532 году, остаётся только догадываться, но по заверению историков обстановка была красочной и богатой. И это неудивительно, ведь храм был молельным домом для царской семьи.

Самое интересное, что по легенде, где-то в храме находится великая библиотека Ивана Грозного, доставшаяся ему в наследство от византийской бабушки.

Изменения после ремонтов и реставраций

На протяжении существования строение были произведены следующие изменения:

  • Как возродился храмперевёрнуты другой стороной плитки пола;
  • обновлены иконы и роспись;
  • сделан другой кирпичный парапет;
  • сняты белокаменные капители со столбов галерей;
  • с южной стороны сделан проём и вмонтирована дверь;
  • перелицованы другим кирпичом стены подклета.

Особенности храма Это только малая часть ремонтных работ. За свою историю здание претерпело значительные преобразования.

С 1994 года объект входит в список всемирного наследия Юнеско и охраняется этой организацией. Это указывает на то, что даже мировое культурное сообщество высоко ценит это архитектурное сооружение.

Церковь Вознесения является неоспоримым шедевром мирового зодчества. Даже спустя столетия, она не перестаёт удивлять своей совершенной гармонией и прекрасной энергетикой, которой пропитано всё вокруг.

Церковь Вознесения Господня

Церковь Вознесения (Коломенское) — Википедия

 Объект культурного наследия города Москвы № 2953505№ 2953505

Церковь Вознесения ночью

Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым[1] каменным шатровым храмом в России.

История

Церковь возведена в 1528—1532 годах предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале, (по русским летописям — Пётр Фрязин или Петрок Малой)[2] на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III.

Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника — Ивана Грозного. Из неё известно лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. теоретически не могли. По гипотезе С. А. Гаврилова, церковь была заложена закладка на два года раньше рождения Ивана Васильевича и потому не могла быть обетной. Храм возведён как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы.[3]

Сразу по окончании срока двухгодичной епитимьи, выпрошенной Василием III для очищения от греха двоежёнства[3], к Папе Римскому явились послы великого князя. По его просьбе Климент VII отпустил в Москву архитектора Анибале для строительства моленных церквей. В Москву архитектор приехал в начале лета 1528 года и через 2-3 недели уже приступил к работе.

Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным. Это соответствовало итальянским трактатам о выборе места, по ним ключ отнесён к особенно целебным, поскольку располагался на «зимнем востоке». Первоначально заложили «Т»-образный фундамент для трёхпрестольного храма без подклета. Подобная планировка реализована при строительстве храмов Преображения Господня села Остров и Рождества Христова села Беседы (ныне Ленинский район Московской области).

С западной стороны была заложена звонница, подобная дьяковской. Под разновысотные объёмы были заложены фундаменты разной глубины. По трактатам они должны были составлять одну шестую часть высоты объёмов здания. По глубине заложения фундаментов можно сделать гипотетическую реконструкцию. Высота основного храма определяется в 42,5 м, высота приделов — в 24,6 м, высота западного притвора — 14,4 м.

Вероятно, осенью 1528 года фундамент был завершён. По завершении фундамента отказались от первоначального замысла, так как от родника церковь оказалась бы скрытой крутым берегом, а от церкви родник не виден. Для зрительной связи понадобилось поставить храм на высокий подклет. Это повлекло за собой кардинальную переработку макета. В связи с появлением подклета отказались от боковых приделов и от западного варианта звонницы. Для подъёма на второй ярус потребовались лестницы. С осени 1528 до весны 1529 года, вероятно, переделывали макет.

В 1529 году по уточнённому замыслу строили подклет. В начале лета стали выкладывать звонницу, совмещённую с северным крыльцом, но от второго варианта отказались, как и от первого западного варианта. Возможно, ещё не решена была общая планировка усадьбы. К середине лета 1529 года все общие решения были приняты. Деревянная дьяковская церковь с престолами Зачатия Иоанна Предтечи, Зачатия Анны и Константина и Елены была уже почти готова (она освящена, первой из всех моленных церквей, до конца 1529 года). Только с конца 1529 г., когда появилась первая моленная церковь Зачатия Иоанна Предтечи, в которой стали совершаться моления о чадородии, можно было подумать о появлении наследника. На дьяковскую церковь сориентировали нижний марш южного крыльца церкви Вознесения, отвернув ось крыльца от оси церкви Вознесения на 4 градуса. На этой главной оси и поставили звонницу окончательно.

Вероятно, в 1530 году строили четверик. В следующем году делали кокошники и восьмерик. В завершающий 1532 год сделали шатёр. Вероятно, только по окончании шатра поставили столбы 2-го яруса папертей с резными капителями, паперти покрыли тесовыми кровлями, на южном крыльце поставили звонницу, настелили полы по мотиву руста из треугольных керамических плиток в церкви и из квадратных плиток на папертях. Все эти работы были завершены к концу лета 1532 года[4]:62. По летописным источникам освящение церкви произошло 3 сентября 1532 года[5] митрополитом Даниилом в присутствии князя Василия III, княгини Елены и сына Ивана[4]:65.

С начала 1530 года стали готовиться к появлению на свет наследника. В связи с рождением Ивана Грозного в августе 1530 г. было создано «царское место» на белокаменном овальном основании. Место установили в 1532 году вместе с настилкой пола на паперти, причём для его резной спинки в уже готовой стене четверика пришлось сделать выемку в полкирпича.

Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось. О росписи интерьера сведений нет. Упоминаемое в XVII веке поновление «стенного письма», возможно, относится к росписи восточного фасада церкви возле «царского места». Первоначальный пол церкви из керамических треугольных белых и серых плиток утрачен в 1570-е годы. При ремонте XVI века первоначальные плитки были перевёрнуты повреждённой лицевой стороной вниз, в результате чего обнажились их задние стороны, не политые белым ангобом. Именно так и тогда в интерьере появились «красные» плитки. Дополнительно к плиткам, использованным вторично, были сделаны более толстые плитки серого и чёрного цвета. Одновременно с ремонтом пола появились сохранившиеся до настоящего времени царские врата. Вероятно, тогда же был утрачен керамический пол на папертях. С. А. Гаврилов предполагает, что обнаруженные при археологических работах серые квадратные плитки с ковчегом могли снять с пола папертей церкви Вознесения. Работами археологов в 1976—1979 годах руководил Л. А. Беляев. Он относит керамические плитки с ковчегом к доитальянскому строительному периоду, но это явная ошибка.

В XVII веке поновляют иконы в иконостасе и небольшую фреску на восточном фасаде над «царским местом». По упоминаниям разных лет трудно представить, какая роспись была здесь первоначально. Упоминаются образа Вселенских святых, Московских чудотворцев, Господа Саваофа. Роспись сохранялась нетронутой до 1884 года, когда фрески были уничтожены, а на их месте, на стене, обитой цинковыми листами, появилась масляная живопись.

Следующий большой ремонт, вероятно, проводили одновременно со строительством дворца Екатерины II, перестройкой и надстройкой ансамбля Передних ворот под руководством и по чертежам князя П. В. Макулова в 1766—1767 годах. Во время этого ремонта были сняты ренессансные белокаменные резные капители со столбов второго яруса галерей, сделаны парапеты с ширинками (до сих пор публикуются ошибочные реконструкции «первоначального» вида церкви с этими парапетами). Тогда же появился кирпичный пол «в ёлку» и в основание сени «царского места» были уложены верхом вниз наиболее сохранившиеся резные блоки капителей. На ренессансных капителях водрузили новый кирпичный парапет с белокаменными гранёными столбиками и плоской крышкой, не заслонявшей оконного проема над «царским местом».

В 1836 году по рисунку архитектора Е. Д. Тюрина над «царским местом» появилась бочка с гипсовым орлом, кованая решётка и гипсовые детали на парапете. Бочка закрыла половину окна, скрыв первоначальный замысел.

В 1866—1867 годах проводился ремонт под руководством архитектора Н. А. Шохина. Тогда впервые в южной грани верхнего восьмерика был сделан пролом и монтирована дверь. Легенда о существовании там в древности помещения не подтвердилась, но продолжает повторяться почти во всех публикациях по церкви Вознесения. При Шохине была разобрана первоначальная белокаменная глава и сделана более плоская из металла по железному каркасу. Первоначальная глава была сделана из трёх рядов белокаменных блоков. Она была более выпуклой, но не намного. По обмеру Шохина, глава была выше всего примерно на 30 см. Тогда же лестница-стремянка была снята с основания креста и пропущена через новый пролом внутрь верхнего восьмерика.

При архитекторе Н. Ф. Кольбе в 1873 году были перелицованы новым кирпичом (клейма «ШМ») стены подклета, настелены новые полы на папертях из больших аршинных белокаменных плит. Одновременно были переделаны крыши над папертями. В качестве материала использовали доски и брус, взятые от разобранного в 1872 году дворца Александра I. При его строительстве в 1825 году использовали материал от разборки дворца Екатерины II, в который также попали материалы от разборки дворца Алексея Михайловича.

В 1840 году началось строительство каменной Георгиевской церкви, а иконостас от предыдущей деревянной поставили на западной паперти церкви Вознесения. Однако престола на паперти здесь никогда не было.

Архитектура

Вид сверху на церковный комплекс

В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

Как показал С. С. Подъяпольский, в здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проёмов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). В отношении готических элементов (общей столпообразности и многих элементов декора, прежде всего самих вимпергов) исследователь полагал, что Петрок Малый применил их как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики.

На галерее располагается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви и повёрнутый спиной к алтарю.

Исследование памятника и реставрация

Иконостас в храме Вознесения Внутренний вид шатра

Первую попытку историко-архитектурной оценки церкви сделал архитектор Н. А. Шохин по завершении ремонтных работ 1866—1867 годов в публикации 1872 г. Он ошибочно отнёс второй ярус галерей к поздним перестройкам и эта ошибка держалась целое столетие.

Проводивший в 1914—1916 годах первые реставрационные работы на памятнике архитектор Б. Н. Засыпкин впервые провёл археологическую разведку территории, выполнил обмеры фрагментов памятника, фотофиксацию деталей и работ, в 1915 году впервые раскрыл ценные архитектурные детали церкви: северный портал и «царское место». Тогда же памятник в целом обмерял архитектор И. В. Рыльский. Во время ремонта церкви в 1914—1916 годах под руководством архитектора Б. Н. Засыпкина был новым, специально изготовленным большемерным кирпичом (с клеймами «1914») перелицован шатёр.

О результатах исследования памятника П. Д. Барановским в 1930-е гг. ничего не известно. Возможно, под его руководством были догипсованы спинка «царского места» и правая колонка северного портала. В. Н. Подключников, на основе своих наблюдений, а также данных Б. Н. Засыпкина и И. В. Рыльского в 1941 г. защитил диссертацию, посвящённую монографическому исследованию архитектуры этого храма. Однако не только никто из исследователей не усомнился в правильности выводов Н. А. Шохина о позднем происхождении второго яруса, но добавили ошибку о позднем происхождении и первого яруса папертей (галерей).

Серьёзное изучение памятника стало возможным с началом реставрационных работ, проводившихся в 1970-80 гг. С 1972 г. по 1982 г. их вёл Н. Н. Свешников, с которым работали: А. Г. Кудрявцев в 1975-80 гг. и в 1974-82 гг. — С. А. Гаврилов, продолживший исследования в 1983-90 годах. Результаты работы этого коллектива кардинально изменили представление о памятнике и, прежде всего, о его папертях и крыльцах, которые было ошибочно принято относить к поздним перестройкам, искажающим первоначальный облик памятника.

При кратком обследовании крыши папертей в 1979 году обнаружили доски с большими фрагментами обоев и брус с различными врубками от разобранных коломенских дворцов. В 1985 году завершено исследование пола и анализ историко-архивных материалов с графической реконструкцией иконостаса XVI века. С XVI века по 1867 год иконостас располагался от северной двери до южной. Н. Шохин сделал новый иконостас между пилястрами, сократив ширину иконостаса примерно вдвое[6]. Во время исследования 1986—1987 годов на южном крыльце была обнаружена нижняя часть звонницы, просуществовавшей до XVIII века.

В комплексе с архитектурным исследованием проводилось археологическое исследование территории памятника под руководством археолога Л. А. Беляева. В 1970-е годы вокруг церкви Вознесения был снят культурный слой высотой до метра. В 1990-м году были вырыты 3 археологических шурфа, в которых обнаружили свыше 400 фрагментов резьбы от капителей столбов и от порталов церкви. Всего в 1986—1997 годах архитектором С. А. Гавриловым атрибутированы свыше 2,2 тысяч фрагментов резьбы с привязкой их к декору церкви. Им же были атрибутированы находки Б. Н. Засыпкина. В публикациях упоминалась «резьба от более ранней церкви, стоявшей на месте церкви Вознесения». Однако это утверждение опровергнуто исследованием всех архитектурных деталей, поднятых из культурного слоя и хранящихся в фондах музея-заповедника. Никаких следов от более раннего храма археологическое исследование территории церкви Вознесения не обнаружило.

Современное состояние памятника

Серьёзное опасение вызывает состояние памятника, стоящего на оползневом берегу. В 1970-е годы под видом укрепления берега строили бетонную набережную для повышения уровня воды в целях судоходства, засыпали грунтом древние родники. Берег заболотился, образовались промоины на 2 метра выше родников. Наиболее крупные оползни под церковью Вознесения произошли в 1981 и 1987 годах. Вместо серьёзного изучения оползневого берега и противооползневых мероприятий в конце 1980-х противооползневое наблюдение было ликвидировано.

Весь объём церкви Вознесения расколот осевыми трещинами на четыре блока (по наблюдениям архитекторов Б. Н. Засыпкина в 1914—1916 годы и архитектора С. А. Гаврилова в 1970—1990-е годы). Вместо серьёзного изучения состояния памятника решили залицевать трещины кирпичом. По сведениям главного архитектора музейного объединения О. Ягунова в 2003—2007 годах для перелицовки было использовано 40 тысяч штук кирпича. Со слов О.Ягунова, самоцелью восстановление первоначального облика не было; так, например, крыши над галереями сохранили, открытыми делать не стали.[7]. Вся информация о работах на церкви Вознесения за 2001—2007 годы полностью закрыта. Научные исследования церкви генпроектировщиком ЦНРПМ были перепоручены фирме КРЕАЛ.

Деревянные конструкции крыш над папертями (использованные от разобранных коломенских дворцов) были полностью уничтожены при последней реставрации в 2002—2005 годы без необходимого исследования и фотофиксации.

Статус

Здание входит в комплекс музея-заповедника «Коломенское»; Всемирное наследие ЮНЕСКО (с 1994 года).

Был вновь освящён 8 декабря 2000 года; с 1994 года в церковном отношении имеет статус храма Патриаршего подворья. В конце 2007 года была окончена реставрация, и подклетный ярус храма был открыт для посещений.

Разное

В подвале храма 2 марта 1917 года была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона Святейшему Синоду[8], икона Божией Матери «Державная», с 1990 года находящаяся в соседнем Казанском храме.

В кинематографе

Нижняя часть церкви и её красивые лестницы-входы были прекрасно показаны во второй серии сериала «Гардемарины, вперёд!», где музей-заповедник Коломенское был изображён как монастырь игуменьи Леонидии — тёти Анастасии Ягужинской. В начале серии на одной из лестниц Ягужинская здоровается с тётушкой, затем прячется от прискакавших солдат министра Лестока, а на следующее утро, также на лестнице, просит у тёти благословения для отъезда в Париж[9].

В литературе

Церкви посвящено стихотворение 1973 г. «Церковь в Коломенском» советского поэта-«шестидесятника» Бориса Чичибабина.

Примечания

  1. ↑ Это классическая точка зрения. В последние десятилетия она была поставлена под сомнение В. В. Кавельмахером и С. В. Заграевским, показавшими, что первым каменным шатровым храмом была Покровская церковь в бывшей Александровской Слободе (в частности, см. Заграевский С. В. Первый каменный шатровый храм и происхождение шатрового зодчества)
  2. ↑ Petr Hannibal-Петр Ганнибал, Ханнибал, Аннибале. D. Kivimaa. Peter Frjazin or Petr Hannibal?
  3. 1 2 Гаврилов С. А. О начале строительства церкви Вознесения в Коломенском (гипотеза).
  4. 1 2 ПСРЛ Т.13, 1 половина
  5. ↑ Часто авторы публикаций ошибочно переводят дату освящения 1533 годом, забывая, что год начинался с 1 сентября и что в сентябре от 7041 надо отнять 5509 лет
  6. ↑ «Первоначальный» иконостас, устроенный в 2001—2007 годах, по ширине равен иконостасу 1867 года http://www.rusarch.ru/gavrilov_s3.htm
  7. ↑ С. А. Гаврилов считает, что упущена уникальная возможность для исследования памятника. По поводу беспрецедентной помпы в прессе «об уникальных достижениях исследования церкви Вознесения в 2001—2007 годах» при реальном отсутствии результата и реально израсходованной астрономической сумме на исследование, архитектор С. А. Гаврилов считает, что, если своих результатов за 6 лет «исследований» памятника не появилось, так хотя бы воспользовались материалами его исследований в фонде музея «Коломенское», но «исследователи» даже этого не смогли сделать… http://www.patriarchia.ru/db/text/337179.html
  8. ↑ К вопросу об обретении иконы Божией матери «Державная» Глава из книги Бабкина М. А. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. М., 2006. // Тексты подлинных документов.
  9. ↑ Гардемарины, вперёд! фан-клуб — Места съёмок Москва

Литература

Ссылки

Церковь Вознесения в Коломенском будет отреставрирована / Новости культуры / Tvkultura.ru

В Москве планируют отреставрировать церковь Вознесения в Коломенском. 25 лет назад этот памятник был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Отражение человеческих ценностей в произведениях архитектуры» — с такой формулировкой в 94-м году была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО церковь Вознесения в Коломенском — безусловный шедевр древнерусского зодчества. Первый на Руси каменный шатровый храм. Удивительно гармоничный. Кажется воздушным, почти невесомым, словно вырезан из бумаги.

«Мы декларируем перед международным сообществом о том, что мы рассматриваем этот объект не в рамках только нашего культурного наследия, но и в общемировом», — заявил президент национального комитета ИКОМОС, замруководителя комитета культурного наследия Леонид Кондрашев.

Несмотря на то, что храм всесторонне исследован, ученые постоянно делают новые открытия. Например, вот этот похожий на царский трон с восточной стороны открытой галереи. Долгое время считалось, что это место, предназначенное для царя. Однако сегодня у ученых иная версия.

«На данный момент времени есть версия, что этот трон под названием “престол уготованный” — это не что иное, как символический трон, который был приготовлен в XVI веке для Второго Пришествия Иисуса Христа. Напомню, это время, когда конца Света и Второго Пришествия Иисуса Христа ожидали почти каждое десятилетие», — рассказала экскурсовод Екатерина Евстахова.

Церковь Вознесения была построена в 1532 году по заказу великого князя Московского Василия III. Освящение в присутствии всей великокняжеской семьи стало большим церковным и государственным событием, сообщают летописи. Сегодня службы здесь совершаются только по большим праздникам. В остальное время храм открыт для посетителей музея.

«Для нас большое событие сегодня — 25 лет включение нашего храма в список объектов ЮНЕСКО. Мы ряд мероприятий подготовили, но на самом деле сам факт включения в список ЮНЕСКО подтолкнул к научной работе, исследовательской работе, реставрационной работе над этим памятником», — директор музея-заповедника «Коломенское» Всеволод Тимофеев.

К четвертьвековому юбилею включения храма в список ЮНЕСКО в подклете церкви Вознесения открыли выставку. Здесь можно увидеть археологические находки, сделанные вокруг храма. Узнать о его почти 500-летней истории. Это список иконы Державной, найденной в подклете собора в день отречения последнего русского императора Николая II. Символично: построен храм был в честь рождения первого русского царя — Ивана Грозного.


Антон Николаев
 

Новости культуры

Церковь Вознесения (Коломенское) — WiKi

Церковь возведена в 1528—1532 годах предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале (по русским летописям — Пётр Фрязин или Петрок Малой)[2] на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III.

Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника — Ивана Грозного. Из неё известно лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. теоретически не могли. По гипотезе С. А. Гаврилова, церковь была заложена закладка на два года раньше рождения Ивана Васильевича и потому не могла быть обетной. Храм возведён как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы[3].

Сразу по окончании срока двухгодичной епитимьи, выпрошенной Василием III для очищения от греха двоежёнства[3], к Папе Римскому явились послы великого князя. По его просьбе Климент VII отпустил в Москву архитектора Анибале для строительства моленных церквей. В Москву архитектор приехал в начале лета 1528 года и через 2-3 недели уже приступил к работе.

Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным. Это соответствовало итальянским трактатам о выборе места, по ним ключ отнесён к особенно целебным, поскольку располагался на «зимнем востоке». Первоначально заложили «Т»-образный фундамент для трёхпрестольного храма без подклета. Подобная планировка реализована при строительстве храмов Преображения Господня села Остров и Рождества Христова села Беседы (ныне Ленинский район Московской области).

С западной стороны была заложена звонница, подобная дьяковской. Под разновысотные объёмы были заложены фундаменты разной глубины. По трактатам они должны были составлять одну шестую часть высоты объёмов здания. По глубине заложения фундаментов можно сделать гипотетическую реконструкцию. Высота основного храма определяется в 42,5 м, высота приделов — в 24,6 м, высота западного притвора — 14,4 м.

Вероятно, осенью 1528 года фундамент был завершён. По завершении фундамента отказались от первоначального замысла, так как от родника церковь оказалась бы скрытой крутым берегом, а от церкви родник не виден. Для зрительной связи понадобилось поставить храм на высокий подклет. Это повлекло за собой кардинальную переработку макета. В связи с появлением подклета отказались от боковых приделов и от западного варианта звонницы. Для подъёма на второй ярус потребовались лестницы. С осени 1528 до весны 1529 года, вероятно, переделывали макет.

В 1529 году по уточнённому замыслу строили подклет. В начале лета стали выкладывать звонницу, совмещённую с северным крыльцом, но от второго варианта отказались, как и от первого западного варианта. Возможно, ещё не решена была общая планировка усадьбы. К середине лета 1529 года все общие решения были приняты. Деревянная дьяковская церковь с престолами Зачатия Иоанна Предтечи, Зачатия Анны и Константина и Елены была уже почти готова (она была освящена, первой из всех моленных церквей, до конца 1529 года). Только с конца 1529 г., когда появилась первая моленная церковь Зачатия Иоанна Предтечи, в которой стали совершаться моления о чадородии, можно было подумать о появлении наследника. На дьяковскую церковь сориентировали нижний марш южного крыльца церкви Вознесения, отвернув ось крыльца от оси церкви Вознесения на 4 градуса. На этой главной оси и поставили звонницу окончательно.

Вероятно, в 1530 году строили четверик. В следующем году делали кокошники и восьмерик. В завершающий 1532 год сделали шатёр. Вероятно, только по окончании шатра поставили столбы 2-го яруса папертей с резными капителями, паперти покрыли тесовыми кровлями, на южном крыльце поставили звонницу, настелили полы по мотиву руста из треугольных керамических плиток в церкви и из квадратных плиток на папертях. Все эти работы были завершены к концу лета 1532 года[4]:62. По летописным источникам освящение церкви произошло 3 сентября 1532 года[5] митрополитом Даниилом в присутствии князя Василия III, княгини Елены и сына Ивана[4]:65.

С начала 1530 года стали готовиться к появлению на свет наследника. В связи с рождением Ивана Грозного в августе 1530 г. было создано «царское место» на белокаменном овальном основании. Место установили в 1532 году вместе с настилкой пола на паперти, причём для его резной спинки в уже готовой стене четверика пришлось сделать выемку в полкирпича.

Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось. О росписи интерьера сведений нет. Упоминаемое в XVII веке поновление «стенного письма», возможно, относится к росписи восточного фасада церкви возле «царского места». Первоначальный пол церкви из керамических треугольных белых и серых плиток утрачен в 1570-е годы. При ремонте [XVI век]]а первоначальные плитки были перевёрнуты повреждённой лицевой стороной вниз, в результате чего обнажились их задние стороны, не политые белым ангобом. Именно так и тогда в интерьере появились «красные» плитки. Дополнительно к плиткам, использованным вторично, были сделаны более толстые плитки серого и чёрного цвета. Одновременно с ремонтом пола появились сохранившиеся до настоящего времени царские врата. Вероятно, тогда же был утрачен керамический пол на папертях. С. А. Гаврилов предполагает, что обнаруженные при археологических работах серые квадратные плитки с ковчегом могли снять с пола папертей церкви Вознесения. Работами археологов в 1976—1979 годах руководил Л. А. Беляев. Он относит керамические плитки с ковчегом к доитальянскому строительному периоду, но это явная ошибка.

В XVII веке поновляют иконы в иконостасе и небольшую фреску на восточном фасаде над «царским местом». По упоминаниям разных лет трудно представить, какая роспись была здесь первоначально. Упоминаются образа Вселенских святых, Московских чудотворцев, Господа Саваофа. Роспись сохранялась нетронутой до 1884 года, когда фрески были уничтожены, а на их месте, на стене, обитой цинковыми листами, появилась масляная живопись.

Следующий большой ремонт, вероятно, проводили одновременно со строительством дворца Екатерины II, перестройкой и надстройкой ансамбля Передних ворот под руководством и по чертежам князя П. В. Макулова в 1766—1767 годах. Во время этого ремонта были сняты ренессансные белокаменные резные капители со столбов второго яруса галерей, сделаны парапеты с ширинками (до сих пор публикуются ошибочные реконструкции «первоначального» вида церкви с этими парапетами). Тогда же появился кирпичный пол «в ёлку» и в основание сени «царского места» были уложены верхом вниз наиболее сохранившиеся резные блоки капителей. На ренессансных капителях водрузили новый кирпичный парапет с белокаменными гранёными столбиками и плоской крышкой, не заслонявшей оконного проема над «царским местом».

В 1836 году по рисунку архитектора Е. Д. Тюрина над «царским местом» появилась бочка с гипсовым орлом, кованая решётка и гипсовые детали на парапете. Бочка закрыла половину окна, скрыв первоначальный замысел.

В 1866—1867 годах проводился ремонт под руководством архитектора Н. А. Шохина. Тогда впервые в южной грани верхнего восьмерика был сделан пролом и монтирована дверь. Легенда о существовании там в древности помещения не подтвердилась, но продолжает повторяться почти во всех публикациях по церкви Вознесения. При Шохине была разобрана первоначальная белокаменная глава и сделана более плоская из металла по железному каркасу. Первоначальная глава была сделана из трёх рядов белокаменных блоков. Она была более выпуклой, но не намного. По обмеру Шохина, глава была выше всего примерно на 30 см. Тогда же лестница-стремянка была снята с основания креста и пропущена через новый пролом внутрь верхнего восьмерика.

При архитекторе Н. Ф. Кольбе в 1873 году были перелицованы новым кирпичом (клейма «ШМ») стены подклета, настелены новые полы на папертях из больших аршинных белокаменных плит. Одновременно были переделаны крыши над папертями. В качестве материала использовали доски и брус, взятые от разобранного в 1872 году дворца Александра I. При его строительстве в 1825 году использовали материал от разборки дворца Екатерины II, в который также попали материалы от разборки дворца Алексея Михайловича.

В 1840 году началось строительство каменной Георгиевской церкви, а иконостас от предыдущей деревянной поставили на западной паперти церкви Вознесения. Однако престола на паперти здесь никогда не было.

  Вид сверху на церковный комплекс

В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

Как показал С. С. Подъяпольский, в здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проёмов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). В отношении готических элементов (общей столпообразности и многих элементов декора, прежде всего самих вимпергов) исследователь полагал, что Петрок Малый применил их как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики.

На галерее располагается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви и повёрнутый спиной к алтарю.

  Иконостас в храме Вознесения   Внутренний вид шатра

Первую попытку историко-архитектурной оценки церкви сделал архитектор Н. А. Шохин по завершении ремонтных работ 1866—1867 годов в публикации 1872 г. Он ошибочно отнёс второй ярус галерей к поздним перестройкам и эта ошибка держалась целое столетие.

Проводивший в 1914—1916 годах первые реставрационные работы на памятнике архитектор Б. Н. Засыпкин впервые провёл археологическую разведку территории, выполнил обмеры фрагментов памятника, фотофиксацию деталей и работ, в 1915 году впервые раскрыл ценные архитектурные детали церкви: северный портал и «царское место». Тогда же памятник в целом обмерял архитектор И. В. Рыльский. Во время ремонта церкви в 1914—1916 годах под руководством архитектора Б. Н. Засыпкина был новым, специально изготовленным большемерным кирпичом (с клеймами «1914») перелицован шатёр.

О результатах исследования памятника П. Д. Барановским в 1930-е гг. ничего не известно. Возможно, под его руководством были догипсованы спинка «царского места» и правая колонка северного портала. В. Н. Подключников, на основе своих наблюдений, а также данных Б. Н. Засыпкина и И. В. Рыльского в 1941 г. защитил диссертацию, посвящённую монографическому исследованию архитектуры этого храма. Однако не только никто из исследователей не усомнился в правильности выводов Н. А. Шохина о позднем происхождении второго яруса, но добавили ошибку о позднем происхождении и первого яруса папертей (галерей).

Серьёзное изучение памятника стало возможным с началом реставрационных работ, проводившихся в 1970-80 гг. С 1972 г. по 1982 г. их вёл Н. Н. Свешников, с которым работали: А. Г. Кудрявцев в 1975-80 гг. и в 1974-82 гг. — С. А. Гаврилов, продолживший исследования в 1983-90 годах. Результаты работы этого коллектива кардинально изменили представление о памятнике и, прежде всего, о его папертях и крыльцах, которые было ошибочно принято относить к поздним перестройкам, искажающим первоначальный облик памятника.

При кратком обследовании крыши папертей в 1979 году обнаружили доски с большими фрагментами обоев и брус с различными врубками от разобранных коломенских дворцов. В 1985 году завершено исследование пола и анализ историко-архивных материалов с графической реконструкцией иконостаса XVI века. С XVI века по 1867 год иконостас располагался от северной двери до южной. Н. Шохин сделал новый иконостас между пилястрами, сократив ширину иконостаса примерно вдвое[6]. Во время исследования 1986—1987 годов на южном крыльце была обнаружена нижняя часть звонницы, просуществовавшей до XVIII века.

В комплексе с архитектурным исследованием проводилось археологическое исследование территории памятника под руководством археолога Л. А. Беляева. В 1970-е годы вокруг церкви Вознесения был снят культурный слой высотой до метра. В 1990 году были вырыты 3 археологических шурфа, в которых обнаружили свыше 400 фрагментов резьбы от капителей столбов и от порталов церкви. Всего в 1986—1997 годах архитектором С. А. Гавриловым атрибутированы свыше 2,2 тысяч фрагментов резьбы с привязкой их к декору церкви. Им же были атрибутированы находки Б. Н. Засыпкина. В публикациях упоминалась «резьба от более ранней церкви, стоявшей на месте церкви Вознесения». Однако это утверждение опровергнуто исследованием всех архитектурных деталей, поднятых из культурного слоя и хранящихся в фондах музея-заповедника. Никаких следов от более раннего храма археологическое исследование территории церкви Вознесения не обнаружило.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *