Частная композиция: Талион и частные композиции (выкупы) – Частные композиции (выкупы, штрафы)

Содержание

Талион и частные композиции (выкупы)

Талион (от лат. talioni — возмездие) — возмездие, совершаемое потерпевшим от обиды или его родственниками, выражающееся в нанесении аналогичного (равного) ущерба обидчику по формуле: «око за око, зуб за зуб». «Если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исход. 31, 23-25). Обидчик должен был подвергнуться такому же страданию, какое он причинил.

Месть при талионе применяется только к обидчику, а не к его родственникам. В талионе тем самым был выражен переход от коллективной ответственности к индивидуальной. Талион ограничивал произвольность кровной мести. За причиненное зло дозволялось мстить злом равным, не большим, то есть нельзя было, например, калечить, убивать за оскорбление чести словом, за кражу.

Ещё более серьезным ограничением кровной мести послужили частные композиции (выкупы). Частные композиции (от лат. compositio — примирение) — это выкупы, которые налагались на обидчика и обращались в пользу потерпевшего и его родственников. Потерпевший — это лицо, которое понесло вред от общественно опасного действия обидчика.

Происхождение композиций было вызвано двумя обстоятельствами:

1. В случае мирного соглашения, когда потерпевший отказывался от мести по особенностям случая. Например, раскаявшийся убийца приходит к отцу убитого и предлагает деньги за убитого его сына. Отец не желает взять денег, говорит, что не хочет носить своего сына в кошельке. Тогда убийца кладёт свою голову на колени отца и предлагает убить его. Отец не решается рубить повинную голову («повинную голову меч не сечёт») и дело оканчивается тем, что он отказывается от мести и получает в подарок деньги. Таким образом, хотя отец и имел право мстить за своего сына, но, в виду полного раскаяния убийцы, отказывается от мести и получает деньги. С другой стороны, между обидчиком и мстителем мог возникнуть поединок, исход которого мог быть и не в пользу мстителя. Осуществление мести, следовательно, было соединено с опасностью для мстителя, а потому могло повести к компромиссу, результатом которого могло быть примирение при уплате выкупа обидчиком.

2. При бегстве обидчика, когда родственники потерпевшего, лишенные возможности личного отмщения, ограничивались захватом имущества обидчика, что было для него крайне невыгодно. Однако насильственный захват всего имущества вызывал сопротивление родственников обидчика. В результате обидчик добровольно соглашался отдать мстителю часть имущества, чтобы избежать мести. Мститель соглашался довольствоваться этой частью, чтобы избежать опасностей, сопряжённых с местью или насильственным захватом всего имущества. Таким образом, личная месть заменяется конфискацией всего имущества в случае бегства обидчика, а конфискация всего имущества заменяется добровольным, по соглашению, при участии родственников обидчика, предоставлением мстителю части имущества обидчика.

Обидчик мог откупаться от мести, угрожавшей ему, если он предпочитал выкуп. Выкуп рассматривался как удовлетворение потерпевшего за его отказ от права мести. Выкуп уплачивался имуществом (например, скот, оружие), а позже деньгами. Размер выкупа первоначально определялся по соглашению между родственниками потерпевшего и обидчика, а затем стал фиксированным, точно определенным обычным правом и законом. Процесс замены мести выкупами совершался очень медленно. Привыкшие к кровной мести люди лишь постепенно проникались сознанием того, что месть не целесообразна, что выкуп целесообразнее напрасного пролития крови.

Периодизация истории западного уголовного права

1

Уголовное право различных правовых систем в своём развитии проходит различные периоды. Западноевропейские государства принято относить к континентальной (романо-германской) и англо-саксонской системе права. История уголовного права западных государств достаточно богата источниками, обстоятельно изучена, охватывает длительный период развития от варварского уголовного права древних германцев V века до современного уголовного права начала XXI века. Именно в западных государствах во второй половине XVIII — начале XIX вв. уголовное право повсеместно стало предметом преподавания в университетах, стало наукой, то есть систематическим изложением понятий о преступлении и наказании.

Периодизация единой истории уголовного права западных государств — древних германцев, Франции, Германии, Англии и США представляет немалые сложности. При периодизации истории уголовного права нельзя или трудно установить сколько-нибудь точных дат для их разграничения. По этим периодам изменяются представления о преступлении, о субъекте преступления (возраст, вменяемость, сословная принадлежность), о субъективной стороне преступления, о стадиях преступления, о соучастии, о целях и видах наказаний, изменяется классификация (виды) преступлений. В истории уголовного права западных государств можно различать следующие периоды:

1. Уголовное право древних германцев в период мести, частных композиций и Варварских правд V-IX веков.

Начальный период в истории континентального уголовного права имеет сходство с начальным периодом и англосаксонского уголовного права, поскольку англы, саксы и прочие германские народы наводнившие Британию, пришли с континента. После падения Западной Римской империи в 476 г. на её развалинах возникли самостоятельные, враждовавшие между собой так называемые варварские королевства, созданные германскими народами в результате завоевания той или иной части Римской империи. Эти варварские королевства представляли собой ранние (раннефеодальные) монархии. Самым крупным и прочным из варварских королевств было королевство франков, которое при Карле Великом сделало попытку возрождения Римской империи (800). Империя Карла Великого распалась на отдельные части, которые впоследствии составили Францию, Германию и Италию. В Англии, благодаря островному положению, развивавшей обособленно, также сформировалась ранняя монархия.

В V-IX веках основным источников уголовного права древних германцев являлись «Варварские правды». Основным наказанием признавались частные композиции (выкупы), кровная месть ограничивалась, преступление понималось как деликт. Преступника преследует не государство, не органы власти, а сам потерпевший от преступления и его близкие родственники в порядке состязательного (обвинительного) уголовного процесса. Классификация преступлений сводилась почти исключительно к преступлениям против личности, искупаемые частными композициями. Отсюда вытекает и название периода — уголовное право древних германцев в период мести, частных композиций и Варварских правд V-IX веков.

2. Уголовное право Франции, Германии и Англии в период государственных, устрашающих наказаний XVI — первой половины XVIII веков.

X-XV века были переходными от периода частных композиций к периоду государственных, устрашающих наказаний. В этот переходный период долгое время сосуществовали, сочетались признаки периода частных композиций и периода государственных наказаний наподобие представителей сменяющих друг друга поколений: один период отживал, тогда как другой нарождался и развивался. Причём признаки первого периода имели значение отживающих пережитков, постепенно отходивших в область прошлого. При этом отживание происходило быстрее в городах, нежели в глухих сельских местностях, в которых власть и влияние прошлого держались с бόльшей стойкостью.

Из государств континентальной системы права наибольший интерес представляет история уголовного права Франции и Германии. Уголовное право Англии имеет свои особенности, но в то же время и много сходства с французским и немецким уголовным правом. Поэтому представляется целесообразным излагать историю уголовного права Франции, Германии, Англии совместно, отмечая особенности английского уголовного права. С возникновением европейских университетов в XII-XIII вв. началось преподавание уголовного права, появились первые специальные монографические труды по различным вопросам уголовного права, происходила доктринальная обработка уголовного права.

С установлением сильной государственной власти с XVI в. преступление стало пониматься как нарушение мира, порядка, грозящее безопасности общества и государства. Состязательный (обвинительный) процесс из области преследования преступлений постепенно вытесняется инквизиционным (или следственным), в котором государство возбуждает уголовное преследование не только по жалобе потерпевшего, но и по факту преступления и без заявления со стороны потерпевшего, разыскивает преступника и его сообщников, судит преступников, приговаривает их к наказанию и приводит приговор в исполнение. Основными наказаниями в этот период являлись смертная казнь, членовредительские и телесные наказания. Классификация преступлений усложнилась, стали различаться преступления против религии, государства, против личности, против семьи и нравственности. Отсюда вытекает и название периода — период государственных, устрашающих наказаний XVI — первой половины XVIII веков, который совпадает существованием абсолютной монархии в западных государствах.

3. Уголовное право Франции, Германии, Англии и США в период кодификации (консолидации) и гуманизации (вторая половина XVIII в., 1764 г. — начало XX века).

Во второй половине XVIII в. уголовное право Франции, Германии, Англии и США вступило в третий период своего развития — в период кодификации и гуманизации, который продолжался до начала XX в., до начала первой мировой войны 1917-1918 годов. Началом периода гуманизации можно считать 1764 г., время опубликования фундаментальной работы итальянского криминалиста Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях», содержавшей начала, которые легли в основу реформированного уголовного права периода гуманизации.

В государствах континентальной системы права Франции и Германии единственным источником уголовного права объявляется уголовный кодекс, происходит кодификация уголовного права, в Англии консолидация уголовного права, устанавливается формальное равенство граждан перед уголовным законом. В конце XVIII в. возникли США, уголовное право которых представляет интерес вследствие своего новаторского характера. Это был период смягчения уголовного права, когда отменялись наиболее жестокие и распространённые наказания: квалифицированная смертная казнь, членовредительские и телесные наказания, сокращалось применение простой смертной казни. Основным наказанием становится лишение свободы, появляется новая наука и отрасль права — уголовно-исполнительное право. Периоду кодификации и гуманизации в истории уголовного права соответствует во Франции и Германии смешанный уголовный процесс, в котором обвиняемый получает определённые права, отменяется пытка, судебное разбирательство становится состязательным с его принципами устности, гласности, вводится суд присяжных.

4. Уголовное право западных государств в 1918-1945 гг.

Обстановка в Западной Европе между двумя мировыми войнами (1918-1939) характеризовалась кризисом парламентаризма, мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг., ростом антилиберальных, коммунистических, фашистских и национал-социалистических движений, установлением авторитарных режимов, ростом военной угрозы. Всё это привело к усилению наказания за наиболее тяжкие преступления, особенно государственные, и в случае рецидива, к росту применения смертной казни, ужесточению тюремного заключения, к появлению новых мест заключения — концентрационных лагерей. Особый интерес представляет фашистский Итальянский уголовный кодекс 1930 г., уголовное и уголовно-исполнительное право Германии в период национал-социалистической диктатуры (1933-1945), которые широко использовались для подавления политических противников и даже истребления людей по этническому и другим признакам.

5. Уголовное право западных государств после второй мировой войны — со второй половины XX века и до начала XXI века.

В уголовном праве западных государств после второй мировой войны проявились две тенденции: 1) либеральная тенденция смягчения наказания за преступления небольшой тяжести и совершённые впервые; 2) консервативная тенденция ужесточения, усиления наказаний за наиболее тяжкие, опасные и распространённые преступления, за рецидивы (повторения) преступлений, за различные виды организованной преступности.

Уголовное право западных государств новейшего времени четвёртого (1918-1945) и пятого (1945 г. — начало XXI в.) периодов сохраняет источники, принципы, конструкции периода кодификации и гуманизации без существенных изменений. В уголовном праве западных государств новейшего времени четвёртого и пятого периодов наблюдаются консервативные и либеральные тенденции. Выделение этих периодов целесообразно с учебной точки зрения. Поэтому можно ограничиться выделением только трёх периодов в истории западного уголовного права. Третий период в развитии западного уголовного права — период кодификации и гуманизации можно признать действующим до сегодняшнего дня. Поэтому третий период может быть назван — уголовное право Франции, Германии, Англии и США в современный период кодификации и гуманизации (вторая половина XVIII в., 1764 г. — начало XXI в.).

Частные композиции (выкупы, штрафы)

На смену кровной мести пришла система частных композиций. Основным видом наказания являлись частные композиции — фиксированные денежные выкупы, уплачиваемые обидчиком в пользу потерпевшего и его родственников. Эти выкупы именовались штрафами, так как размер фиксированного денежного выкупа был заранее точно определён обычным правом (законом), то есть поставлен вне зависимости от соглашения сторон. Размеры штрафа (выкупа) были весьма значительны, от 3 до 600 солидов, а иногда даже и до 1800 солидов.

У салических франков 3 солида стоила корова, либо меч. Конь оценивался в 12 солидов, бык — в 2 солида. Следует помнить, что при всяком нанесении имущественного ущерба, при кражах, кроме положенных выкупов, требовалось ещё полное возмещение стоимости похищенного и убытков (СП, II, 4, 5, 7, 10-12, 15, 16). В статьях, где шла речь о членовредительстве, наряду с уплатой выкупа, упоминалась особая плата на лечение (СП, XVII, 4).

Эти штрафы (выкупы) преследовали двоякую цель: с одной стороны, возмещение причинённого вреда, а с другой стороны — некоторое имущественное наказание преступника, так как размер штрафа часто не зависел от размера причинённых убытков. В том имущественном штрафе, который влекло за собой преступление, сливались и вознаграждение за вред, и карательный (уголовный) штраф. Уголовные штрафы — это денежные взыскания в пользу государства, а частные композиции — фиксированные денежные выкупы, взыскания в пользу потерпевшего и его родственников. Получение выкупа удовлетворяло чувство мести потерпевшего и служило в какой-то мере предупреждению преступлений: обидчик не захочет, из страха подвергнуться новой уплате значительного выкупа снова нарушить его безопасность. При неуплате выкупа в силу имущественной несостоятельности преступник выдавался потерпевшему или его родным, утрачивал свободу, превращался в раба и даже мог быть убит безнаказанно потерпевшим или его родственниками (СП, LVIII).

Например, Баварская правда устанавливала: «Если кто-либо епископа, которого назначил король или народ выбрал в качестве высшего служителя церкви, убьёт, то должен заплатить за него королю или народу, или его родственникам соответственно такому постановлению. Должна быть сделана свинцовая туника по фигуре его и сколько она золотом вести, столько должен дать тот, кто его убил. А если золота не имеет, то должен дать другое имущество, рабов, землю, дома или что имеет, пока не уплатит должного. А если не имеет столько имущества, то должен отдать себя, жену и детей в рабство той церкви, пока не сможет себя выкупить» (1. 10).

Согласно главе 1 Второй Правды англо-саксонского короля Эдмунда I (939-946) дозволялось применять кровную месть, если виновный в убийстве не уплачивал денежный выкуп за содеянное в течение двенадцати месяцев: «… Если кто-либо убивает человека, он должен сам претерпеть кровную месть, если с помощью своих друзей он в течение двенадцати месяцев не уплатит композицию за содеянное в полном размере вергельда убитого человека в соответствии с его унаследованным рангом».

Среди штрафов особо выделялся вергельд (wergeld — цена человека) — фиксированный денежный выкуп за убийство в пользу детей и родственников убитого. По Салической правде вергельд, уплачиваемый осужденным как выкуп за нанесенную потерпевшему обиду, распределялся особым образом. Две трети его шли в пользу родственников потерпевшего в качестве возмещения ущерба, одна треть (фредум) — в пользу графа — судьи, то есть короля, который как гарант общественного порядка, теоретически также признавался жертвой преступления (LXII, 1, 2). Таким образом, убийство признавалось не только деликтом, но и деянием, причиняющим вред обществу в целом.

Схожие нормы имелись в древнерусском праве. Русская правда различала денежные штрафы: головничество (плата за голову) — выкуп, частное вознаграждение в пользу потерпевшего, и вира — уголовный штраф в пользу в пользу князя, в пользу государственной власти.

Размер выкупа (штрафа) зависел от тяжести преступления, пола, возраста, общественного и этнического положения потерпевшего. Наибольший штраф назначался за убийство и равные ему преступления и меньший — за менее важные деяния. Например, за убийство свободного франка штраф по Салической правде составлял — 200 солидов, за оскорбление словом — 3 солида. Размер вергельда за убийство королевского дружинника в три раза (600 солидов) превышал размер вергельда за убийство простого свободного франка (200 солидов). Тройной выкуп полагался за убийство женщины и мальчика, не достигшего 10 лет (XXV, ст. 1-2). За убийство герцога — наместника провинции Баварская правда предусматривала смертную казнь и конфискацию имущества убийцы (2. 2).

В англо-саксонском праве в начале VII в. вергельд за убийство свободного общинника — кэрла составлял 200 шиллингов, а вергельд за убийство знатного эрла — 400 шиллингов. К концу VII в. различие увеличилось, и вергельд за убийство эрла повысился до 600 шиллингов, то есть в 3 раза превосходил вергельд за убийство кэрла. В древнее время и личность короля была под такой же охраной: за убийство короля выплачивался его роду вергельд в 7200 шиллингов, как и за убийство епископа. Лишь постепенно посягательство на жизнь короля стало государственным преступлением, не искупаемым вергельдом.

Частные композиции (выкупы, штрафы) — КиберПедия

На смену кровной мести пришла система частных композиций. Основным видом наказания являлись частные композиции — фиксированные денежные выкупы, уплачиваемые обидчиком в пользу потерпевшего и его родственников. Эти выкупы именовались штрафами, так как размер фиксированного денежного выкупа был заранее точно определён обычным правом (законом), то есть поставлен вне зависимости от соглашения сторон. Размеры штрафа (выкупа) были весьма значительны, от 3 до 600 солидов, а иногда даже и до 1800 солидов.

У салических франков 3 солида стоила корова, либо меч. Конь оценивался в 12 солидов, бык — в 2 солида. Следует помнить, что при всяком нанесении имущественного ущерба, при кражах, кроме положенных выкупов, требовалось ещё полное возмещение стоимости похищенного и убытков (СП, II, 4, 5, 7, 10-12, 15, 16). В статьях, где шла речь о членовредительстве, наряду с уплатой выкупа, упоминалась особая плата на лечение (СП, XVII, 4).

Эти штрафы (выкупы) преследовали двоякую цель: с одной стороны, возмещение причинённого вреда, а с другой стороны — некоторое имущественное наказание преступника, так как размер штрафа часто не зависел от размера причинённых убытков. В том имущественном штрафе, который влекло за собой преступление, сливались и вознаграждение за вред, и карательный (уголовный) штраф. Уголовные штрафы — это денежные взыскания в пользу государства, а частные композиции — фиксированные денежные выкупы, взыскания в пользу потерпевшего и его родственников. Получение выкупа удовлетворяло чувство мести потерпевшего и служило в какой-то мере предупреждению преступлений: обидчик не захочет, из страха подвергнуться новой уплате значительного выкупа снова нарушить его безопасность. При неуплате выкупа в силу имущественной несостоятельности преступник выдавался потерпевшему или его родным, утрачивал свободу, превращался в раба и даже мог быть убит безнаказанно потерпевшим или его родственниками (СП, LVIII).

Например, Баварская правда устанавливала: «Если кто-либо епископа, которого назначил король или народ выбрал в качестве высшего служителя церкви, убьёт, то должен заплатить за него королю или народу, или его родственникам соответственно такому постановлению. Должна быть сделана свинцовая туника по фигуре его и сколько она золотом вести, столько должен дать тот, кто его убил. А если золота не имеет, то должен дать другое имущество, рабов, землю, дома или что имеет, пока не уплатит должного. А если не имеет столько имущества, то должен отдать себя, жену и детей в рабство той церкви, пока не сможет себя выкупить» (1. 10).



Согласно главе 1 Второй Правды англо-саксонского короля Эдмунда I (939-946) дозволялось применять кровную месть, если виновный в убийстве не уплачивал денежный выкуп за содеянное в течение двенадцати месяцев: «… Если кто-либо убивает человека, он должен сам претерпеть кровную месть, если с помощью своих друзей он в течение двенадцати месяцев не уплатит композицию за содеянное в полном размере вергельда убитого человека в соответствии с его унаследованным рангом».

Среди штрафов особо выделялся вергельд (wergeld — цена человека) — фиксированный денежный выкуп за убийство в пользу детей и родственников убитого. По Салической правде вергельд, уплачиваемый осужденным как выкуп за нанесенную потерпевшему обиду, распределялся особым образом. Две трети его шли в пользу родственников потерпевшего в качестве возмещения ущерба, одна треть (фредум) — в пользу графа — судьи, то есть короля, который как гарант общественного порядка, теоретически также признавался жертвой преступления (LXII, 1, 2). Таким образом, убийство признавалось не только деликтом, но и деянием, причиняющим вред обществу в целом.

Схожие нормы имелись в древнерусском праве. Русская правда различала денежные штрафы: головничество (плата за голову) — выкуп, частное вознаграждение в пользу потерпевшего, и вира — уголовный штраф в пользу в пользу князя, в пользу государственной власти.

Размер выкупа (штрафа) зависел от тяжести преступления, пола, возраста, общественного и этнического положения потерпевшего. Наибольший штраф назначался за убийство и равные ему преступления и меньший — за менее важные деяния. Например, за убийство свободного франка штраф по Салической правде составлял — 200 солидов, за оскорбление словом — 3 солида. Размер вергельда за убийство королевского дружинника в три раза (600 солидов) превышал размер вергельда за убийство простого свободного франка (200 солидов). Тройной выкуп полагался за убийство женщины и мальчика, не достигшего 10 лет (XXV, ст. 1-2). За убийство герцога — наместника провинции Баварская правда предусматривала смертную казнь и конфискацию имущества убийцы (2. 2).



В англо-саксонском праве в начале VII в. вергельд за убийство свободного общинника — кэрла составлял 200 шиллингов, а вергельд за убийство знатного эрла — 400 шиллингов. К концу VII в. различие увеличилось, и вергельд за убийство эрла повысился до 600 шиллингов, то есть в 3 раза превосходил вергельд за убийство кэрла. В древнее время и личность короля была под такой же охраной: за убийство короля выплачивался его роду вергельд в 7200 шиллингов, как и за убийство епископа. Лишь постепенно посягательство на жизнь короля стало государственным преступлением, не искупаемым вергельдом.

 

Иные наказания

Наряду с выкупами (штрафами) в качестве наказания применялись объявление вне закона (лишение прав), смертная казнь. Отказ от уплаты выкупа или бегство влекли для преступника объявление его лишенным покровительства закона. Он изгонялся из общества, в котором жил, лишался всех прав (правоспособности), приравнивался к умершему: он терял имущество, расторгался брак, открывалось наследство, он не имел право вступать в новый брак, приобретать имущество и т. д. Такие лица приравнивались к диким зверям, которых разрешалось безнаказанно убить всякому, кому вздумается.

Смертная казнь применялась за государственные и религиозные преступления, при имущественной несостоятельности преступника, который не мог по бедности уплатить выкупа. К рабам применялись членовредительские и телесные наказания.Конфискация имущества считалась необходимым последствием объявления вне закона или смертной казни.

Лекция № 3. Уголовное право Франции, Германии и Англии в период государственных, устрашающих наказаний XVI-XVIII веков

Что такое композиция и почему она важна? / Фотошоп-мастер

Рисование – навык достаточно сложный. Вам необходимо научиться правильным движениям, различным техникам, точности, перспективе, изучить жесты и анатомию, свет и тень…но даже если вы все это освоили, даже если на вашем рисунке все на своих местах, порой случается, что с ним будто бы что-то все еще не так. Этот неуловимый фактор называется композицией.

Плохая композиция может просто разрушить даже самую прекрасную работу. Да-да, эту тему часто обсуждают на уроках рисования, правда при этом приводится всего пара плохих и пара хороших примеров, оставляя остальную работу вашей интуиции.

В этом уроке я хотела бы рассмотреть более практический подход к композиции. Что же это на самом деле? Из чего она состоит? И, самое главное, как узнать наверняка, будет ли композиция удачной, прежде чем нарисовать самую первую линию, а не увидеть ее только тогда, когда рисунок будет завершен? Что ж, продолжайте читать, и вы найдете ответы на все эти вопросы!

Что такое композиция и почему она так важна?

Постараюсь сформулировать, как можно проще — итак, композиция — это расположение элементов, благодаря которому они кажутся одним целым. В каждом рисунке есть какая-то композиция. Вы создаете ее намеренно или случайно, но без нее вы не можете создать рисунок.

В более практическом смысле, композиция — это отношения между элементами рисунка. И вот это самое отношение, а не элементы, мы замечаем в первую очередь. В то же время, она, на самом деле, для нас невидима. В каком-то смысле, композиция подобна скелету живого существа: мы не видим кости, но именно благодаря им тело выглядит так, как должно, а без него форма была бы утрачена.

Скелет создает форму, хоть мы его и не видим

Да, мы видим форму, и если вы попытаетесь нарисовать только ее, возможно, у вас выйдет что-то неестественное. Конечно, может вам случайно и удастся создать форму, которая будет выглядеть правильно, но если вы будете помнить о влиянии скелета, ваши шансы на успех значительно повысятся.

То же самое и с композицией. Вы можете попробовать разместить элементы рисунка наугад и понадеяться на лучшее, но вы также можете разобраться, как создать хорошую композицию, и применять эти знания на практике.

Главное в хорошей композиции — это баланс. Перебор в данном случае также плохо, как и нехватка. Если бы рисунок был блюдом, то композиция — это заправка. Не важно, сколько времени вы провели на кухне, ведь если вы что-то напутали с заправкой, блюдо может быть испорчено. Так как же обращаться с ней «правильно»? И вообще, что такое «заправка» в композиции?

Какие существуют композиционные элементы в рисунке?

Исходя из того, что композиция — это отношение, мы можем заключить, что элементов должно быть как минимум два. Это отношение между ними может быть основано на многих факторах, что осложняет этот вопрос. Давайте разберемся с ними один за другим.

Обрамление и негативное пространство

Хоть для композиции и необходимы как минимум два элемента, вы не сможете избежать ее создания, нарисовав всего один элемент, ибо в таком случае все равно останется отношение между этим элементом и рамкой.

Говоря «рамка» я имею в виду не только роскошно украшенные рамы традиционных картин. Рамка — это край работы. Даже если вас это не особо волнует, край листа (или кадра, если вы сфотографируете работу), на котором вы рисуете, так или иначе, создаст эту рамку.

Иными словами, рамка — это граница между тем, что является частью рисунка, а что нет. Она становится частью композиции, как только вы нарисуете что-то внутри нее — это подобно мини вселенной вашей работы. Когда вы показываете кому-то свои работы, они видят рамку в целом, вне зависимости от того, где в действительности находится рисунок.

1 — рисунок; 2 — не рисунок

И теперь мы приблизились к вопросу негативного пространства. На рисунке мы видим не только то, что нарисовано, но и то, чего нет. Пространство между рисунком и рамкой это не просто «пустота». Мы видим его, хоть оно и не было создано осознанно. И даже если мы игнорируем эту часть, она все равно добавляет смысл рисунку и влияет на его восприятие.

Позитивное пространство vs. негативное пространство — когда вы создаете одно, второе создается автоматически.

Примеры

Вот тут, например, рисунок по сравнению с остальным пространством работы крошечный. Наблюдатель увидит кучу пространства и персонажа. На самом деле, на этом рисунке в главной роли пространство! Если вы так и задумали, то это не плохо — такая композиция показывает незначительность персонажа, что может оказаться весьма полезно. А вот если вы задумывали совсем не так, и основное внимание должно было принадлежать персонажу, то это ошибка.

А вот тут обратная ситуация. Персонаж занимает почти все пространство, и в итоге сам становится пространством. Здесь персонаж и есть работа, а не ее часть, его детали становятся персонажами работы.

Здесь персонаж выглядит так, словно он пытается покинуть работу. Наблюдатель видит большой кусок пустого пространства, а персонаж будто бы и не заинтересован в своей собственной демонстрации. Хорошо это или плохо? Повторюсь, все зависит от намерений.

Упражнение

Как можно сделать эти композиции более интересными? Подсказка: ни в одном случае нет единственно правильного решения.

Контраст

Композицию можно объяснить, показав сравнение между элементами. Контраст — есть степень различия между ними. Это очень важно, так как мы видим благодаря сравнению — мы сравниваем белое пространство с темными линиями, дабы увидеть рисунок.

Контраст делает вещи интересными, ибо он притягивает наше внимание. Он разделяет два предмета, заставляя нас рассматривать их по отдельности. В изображениях ниже содержится одинаковое количество элементов, но в том, что справа контраст выше. Какая композиция кажется вам более интересной?

Высокий контраст позволяет вам быстрее отыскать элемент, что внезапно повышает ваш интерес. Низкий контраст показывает вам то же самое медленнее, с бОльшим усилием, что выливается в более спокойную реакцию.

Когда вы смотрите на картинку, вы сравниваете различные ее признаки, чтобы зрительно сгруппировать их для ускорения реакции. Чем выше контраст, тем проще группировать, и тем приятнее это ощущается. Существует множество характеристик, при помощи которых можно оценить контраст:

  1. Размер (большой и маленький)
  2. Форма (резкая и размытая, вытянутая и круглая)
  3. Затенение (темный и яркий)
  4. Оттенок (красный и зеленый, синий и оранжевый)
  5. Материалы (блестящий и матовый)
  6. Тема (большой и страшный волк и младенец, застывшая жизнь и движение)

Мы можем использовать все эти характеристики для создания контраста в нашей композиции. Однако есть тут один нюанс. Чтобы контраст имел эффективность, необходим баланс. Слишком много объектов сливаются в один — выходит хаос. Слишком мало объектов также сливаются в один — порядок. Дабы достичь нейтрального эффекта, вам необходимо отыскать баланс между хаосом и порядком.

1 — хаос; 2 — баланс; 3 — порядок

Контраст силен еще и потому, что имеет важную роль в эволюции — он позволяет нам разглядеть голову льва в поле высокой травы или, например, красный фрукт среди зеленых листьев. Именно контраст привлекает наше внимание к тому, что важно. Так вы и должны использовать его в своей композиции: чтобы привлекать внимание к тому, что важно.

Конечно, это значит, что вам придется решить, что на рисунке важно, а что просто фон. После этого остается только наделить эти элементы противоположными характеристиками. Не обязательно использовать их все или делать их все противоположными. Все это вопрос стилистического выбора: в реализме преувеличение — это не есть хорошо, но вот мультяшные стили его обожают.

Стилю тиби присущ контраст между маленьким телом и огромной головой — благодаря такому решению, персонажи похожи на милых малышей

Примеры

Каждый из этих объектов был бы скучен, помести мы его отдельно. Вместе они создают отношение, и это то, что мы видим — не два объекта, а ощущение масштаба.

А вот тут ощущение масштаба уже теряется. Слишком большое количество контраста превращается в хаос, создавая беспорядочный узор, а не картину.

Но хаос может стать прекрасным фоном для важного элемента, который мы хотим показать! Если он будет достаточно отличаться от хаоса, мы увидим его в первую очередь, делая фон маловажным.

Упражнение

Какие из этих композиций интересные, а какие нет? Почему?

Ритм

Мы часто говорим, что композиция — это расположение элементов относительно друг друга. Но бывает ли расположение правильным и неправильным? Не совсем, но есть один момент — иногда определенное расположение элементов приобретает для нас значение.

Ритм — это зрительное сокращение, которое совершает наш мозг. Если несколько элементов следуют ритму, нам не нужно смотреть на них по одному — ряд стоящих досок — это забор, «облако» из листьев — это крона дерева и т. д. Но мы также воспринимаем и более тонкие подсказки, отделяя естественные объекты («как должно быть») от неестественных («будто бы кто-то их сделал»).

Ритм создает иной тип контраста. На этой картинке маленький цветок привлекает наше внимание не только потому, что он мал по сравнению с другими, побольше, но еще и потому, что он прерывает ритм. Из «ряда цветов» это превращается в «маленький цветок между большими».

Но дело тут не только в контрасте. Ритм заставляет нас увидеть что-то, что на деле не рисовали. Если камни лежат в ряд, это значит, что кто-то их так положил. «Облако» листьев на дереве означает, что все они относятся к тому же растению. Если элементы движутся в одном направлении — это означает, что это происходит благодаря одной и той же силе (будь то ветер или страх).

Это добавляет информацию рисунку, и эта информация не должна быть случайной, так как она влияет на композицию. Просто взгляните: простой рисунок на тему «плывущие рыбки» можно превратить в «идущий против течения» всего лишь нарушив ритм.

Ритм (или его нарушение) не должен быть случайным. Он имеет определенный смысл — так не позволяйте этому смыслу рушить ваши идеи

Примеры

Нарушенный ритм, например, дыры в заборе обязательно привлечет наше внимание. Что тут произошло? Может быть, это было стадо бешеных коров? Или просто пьяный тракторист? Нарушив ритм можно создать целую историю.

В этой композиции главное — порядок. Присутствует контраст, что делает ее интересной, но мы видим тут и еще кое-что: она на 100% сделана человеком и контролируется им. Все стремится к хаосу, но тут кто-то останавливает эту тенденцию.

Здесь мы видим аналогичную ситуацию — деревья, посаженные человеком. Эта композиция проста, однако есть какая-то неуловимая красота в предсказуемом ритме.

Упражнение

Что рассказывают эти композиции?

Центр внимания

Ваш рисунок — это не просто случайный набор линий. Они должны что-то означать, но даже самое невероятное сообщение можно испортить, если неверно его прочесть, например, задом наперед.

Композиция может привести наблюдателя к тому, что мы хотим ему показать, и именно тем путем, который мы считаем наиболее эффективным для того, чтобы правильно понять сообщение. Если вы будете это игнорировать, у наблюдателя может появиться совершенно неправильное первое впечатление, и он махнет на работу рукой, так и не поняв ее истинного смысла.

Когда мы смотрим на рисунок, мы в первую очередь ищем что-то, за что можно зацепиться взглядом. Порядок, в котором мы рассматриваем объекты, важен, так как даже если это занимает какие-то доли секунды, чтобы все просмотреть, в природе миллисекунда может стать вопросом жизни и смерти. Сначала нам обязательно нужно увидеть самые важные элементы.

В процессе планирования композиции, вам необходимо решить, какие элементы будут самыми важными. Затем вы сможете воспользоваться контрастом, чтобы их выделить, и ритмом, чтобы заставить наблюдателя рассматривать их в определенном порядке.

Примеры

Давайте вернемся к предыдущему примеру. Все линии ведут нас к центр. Вы смотрите туда даже прежде, чем вы заметите дорогу или деревья. Не важно, что вы поместите в центр — это заметят в первую очередь.

Тут все чуть более тонко, так как линии ритма находятся внутри тела животного. Ваши глаза скользят по ним, ни на чем не останавливает. Это добавляет ощущение движения.

Здесь из-за контраста вы в первую очередь заметите эту большую фигуру, а затем, в поисках недостающей информации, вы посмотрите туда, куда смотрит фигура.

Упражнение

Взглянув на эти примеры, что вы заметите в первую очередь? Как двигаются ваши глаза? Почему?

Как создать интересную композицию

Теперь вы знаете, что такое композиция и как найти в ней недостатки. Только это будет бесполезно, если вы завершите рисунок, и только потом увидите, что оставили слишком много негативного пространства, или из-за ритма ваш пейзаж выглядит искусственно. Поэтому вам стоит подумать о композиции, прежде чем провести самую первую линию.

Но как это сделать, если вы даже не уверены, что вы рисуете? Планирование делает все слишком жестким и скучным, а спонтанность вовсе нельзя спланировать. Давайте посмотрим, как решить эту проблему.

Миниатюры

Вам не нужно видеть полноразмерную работу, чтобы сделать выводы о ее композиции. Обратите внимание, что я не уделяла особое внимание деталям в теоретической части. Это потому, что они не играют никакой роли в композиции. Их видят в последнюю очередь, спустя какое-то время после того, как разбираются с тем, что же нарисовано на картине.

Вот поэтому вам не обязательно заканчивать рисунок, чтобы оценить его воздействие. Вам просто нужно создать рамку, контраст, ритм и центры. А это вы можете сделать достаточно быстро — так вы увидите, как элементы сочетаются вместе!

Мы называем этот метод миниатюрами. Миниатюра — это маленькая версия рисунка, которую мы видим, прежде чем откроем оригинал. Вы не можете разглядеть детали на миниатюре, однако вы видите, что на рисунке главное.

Миниатюра дает вам представление об изображении, ничего по факту не говоря.

Чтобы создать миниатюры, для начала нарисуйте несколько рамок, которые будут уменьшенной версией интересующего вас формата (например, небольшие прямоугольники с пропорциями вашего листа). Затем набросайте рисунок в общих чертах. Простые фигуры, простые силуэты, простое затенение — это все, что вам нужно увидеть, чтобы понять, выглядит ли композиция так, как вы хотели. Также вы можете свободно экспериментировать, не тратя времени впустую.

Миниатюрные наброски не должны быть аккуратными, не тратьте слишком много времени на каждый, просто набросайте основную идею, а потом уже оцените их все.

«Призрак Композиции»

Сложно сохранять верные пропорции и расстояния на большом формате. Чтобы убедиться, что композиция получается такой, как вы задумали, для начала нарисуйте только основные элементы.

А делается это так: посмотрите на лист бумаги, и решите, где будет внешний край рисунка, и легонько его набросайте. Затем набросайте края элементов внутри, все также очень легко. У вас должен получиться «призрачный» рисунок — настолько легкий, что почти невидим, но этого должно быть достаточно, чтобы понять, правильная ли выходит композиция.

Эти линии не должны иметь никакого отношения к анатомии, это должны быть общие пятна, которые вы увидите в первую очередь, когда рисунок будет готов.

Правило третей

Возможно, вы уже о нем слышали, но я просто не могу пропустить это правило в уроке про композицию. Есть много правил, которые можно привести в этом уроке, но я считаю, что правило третей — самое простое и универсальное.

Чтобы воспользоваться этим правилом, разделите (мысленно или физически) ваш рисунок на три равные части по горизонтали, и такие же три равные части по вертикали. Согласно правилу третей, точки пересечения этих линий являются естественными местами фокусировки наших глаз. Размещайте самые важные элементы в этих точках, те элементы, которые должны быть замечены первыми.

На самом деле, будет даже лучше, если элементы будут расположены близко к этим точкам, а не совсем на них. Немного непредсказуемости сделает рисунок более интересным.

Также это правило говорит нам о композициях, которые стоит избегать. Например, мы используем «правило половин» на интуитивном уровне, но такие композиции в лучшем случае просто неинтересные, а в худшем очень запутывают.

Можно легко улучшить подобную композицию, всего лишь слегка подвинув ее центр вбок/вверх/вниз.

Правило третей зачастую умело используется при создании книжных обложек.

Распределение веса среди композиционных элементов

На композицию влияет множество факторов. Как справиться со всеми этими факторами? Вы можете воспользоваться воображаемыми весами, чтобы их взвесить.

Существует три основных типа веса в композиции: негативное пространство, позитивное пространство и центры внимания. Позитивное пространство — это и есть рисунок. Негативное пространство — это область, его окружающая (и это не обязательно пустое пространство — это может быть просто небо). Центры внимания — это части, к которым вы хотите привлечь внимания наблюдателя.

Интересная композиция основывается на балансе между весом этих частей. У этого баланса также существует множество тонов, которые основаны на элементах контраста. В «линейном» рисунке основная ваша забота — это размер. Если же вы используете затенение, то оно будет еще более важным.

Давайте посмотрим, как с этим справиться. Тут мы имеем один элемент, помещенный в точку фокусировки, описанную в правиле третей. Композиция не сбалансирована, так как на ней присутствует всего один крошечный элемент и куча пустого места. Позитивное пространство и центр внимания в данном случае одно и то же.

Добавление еще одного идентичного элемента в любую другую точку фокусировки не решит проблему, так как она закрывает наблюдателя внутри этой области в центре, окруженной точками фокусировки. Следовательно, получается скучная центральная композиция.

Чтобы сбалансировать негативное пространство, лучше всего сделать его чуть менее негативным. Разделяйте негативное и позитивное пространства где-то поблизости от точек фокусировки по правилу третей.

Когда позитивное пространство преобладает над негативным, второе может стать точкой фокусировки.

Чтобы сбалансировать композицию, можно добавить любой элемент контраста. На самом деле, вся эта история с балансом фактически означает достижения необходимого уровня контрастности. Попробуйте работать более интуитивно, подумайте о сцене с низкой контрастностью в качестве фона, и добавьте что-то более контрастное, чтобы завершить композицию.

На данном изображении баланс основывается на нарушении ритма.

Перспектива

Мы уже знаем, что композиция — это отношение элементов, но есть и еще один элемент за гранью рисунка — это наблюдатель. Если вы включите их в свою композицию, то сможете достигнуть иного, более глубокого уровня отношений.

Когда наблюдатель смотрит на изображение, он может представить, будто он тоже находится там, нужна только пара подсказок с вашей стороны. Тут на помощь вам может прийти перспектива. Секрет состоит в том, чтобы поместить что-то возле «камеры», дабы сделать акцент на позиции.

Чем объект ближе к нам, тем он больше, так что если в вашей композиции присутствует увеличенная версия какого-либо предмета, это будет значить, что он находится близко к наблюдателю. Все остальное находится далеко от него, что создает ощущение глубины.

Также перспектива может улучшить композицию, если вы включите некий индикатор масштаба. Самый очевидный — это силуэт человека, но вы также можете воспользоваться животными или деревьями с этой целью. Если вы сделаете это правильно, масштаб станет еще одним элементом вашей композиции.

Использование зеркала

Даже если вы освоили композицию, после долгих часов работы над рисунком глаз может замылиться. Вы начинаете видеть рисунок, как «что-то, что я видел раньше», и вы не чувствуете его так же, как кто-то, кто видит его впервые.

Чтобы получить свежий взгляд, вам периодически стоит менять перспективу, заставляя свой мозг приспосабливаться. Рисуя на планшете, проще всего отразить изображение по горизонтали. Если вы рисуете на холсте или бумаге, вы можете повернуть его, или воспользоваться зеркалом. Делайте это часто — так у вас всегда будет свежий взгляд.

Перевернутое изображение превращается в новую композицию, с которой предстоит разобраться вашему мозгу

Обрезание рисунка

После того, как вы закончите работу над рисунком, если что-то все еще не так, есть последний прием, который может помочь. Изменив рамку — ее размер или пропорции — вы можете переместить точки фокусировки и сильно улучшить композицию.

При работе с планшетом вы всегда можете прибегнуть к какому-нибудь инструменту для обрезания. В традиционном рисовании вы можете либо воспользоваться канцелярским ножом, сфотографировать работу, и обрезать ее, как нужно, или воспользоваться рамкой, которая добавит немного негативного пространства, закрывая те части, которые вы хотите убрать.

У одного и того же изображение могут быть разные значения в зависимости от того, как оно обрезано.

Расширение интуиции

Теория теорией, но, в конце концов, все эти знания становятся частью вашей интуиции — чем-то, чем вы можете пользоваться, не думая об этом. Чтобы улучшить свою интуицию, включите еще один шаг в оценку рисунков. Попытайтесь понять, почему все выглядит так хорошо, отыщите композиционные элементы, и постарайтесь догадаться, как принимал решения художник.

Интуицию можно улучшить, просто наблюдая за хорошими работами. Так вы будете сравнивать свои композиции с теми, что вы уже видели, даже не понимая, что вы это делаете. Однако лучше всего комбинировать интуицию со знаниями.

Заключение

После объяснения всех этих правил мне следует добавить самое важное: в искусстве правил нет. Нам нравятся определенные изображения, определенные композиции, и мы не всегда знаем, почему. Художники пытаются создать какие-то эмпирические правила, которые будут полезны в большинстве случаев, но, в конце концов, вы можете создать фантастическую работу, нарушив их все.

При помощи правил композиции вы сможете понять, что не так с рисунком, но они — это не точный рецепт создания идеального рисунка. Экспериментируйте, будьте наблюдательны, и творите сердцем. Не бойтесь совершать ошибки — на них тоже можно поучиться!

Автор: Monika Zagrobelna

Композиция — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 сентября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 сентября 2019; проверки требует 1 правка.

Компози́ция (лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение) — составление целого из частей.

Искусство
  • Композиция (изобразительное искусство) — в отличие от рисунка, цвета, линии, объёма, пространства представляет собой не один из компонентов художественной формы, а художественно-образную, содержательно-формальную целостность — наиболее сложный и совершенный тип структуры, в котором все элементы органично связаны между собой.
  • Композиция (литературоведение) — взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Структура, план выражения литературного произведения. Построение художественного произведения.
  • Композиция (музыка) — категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения.
  • Архитектурная композиция — содержательно-формальная целостность всех элементов, возникающая в результате художественно-образного переосмысления строительной конструкции.
  • Композиция из цветов — флористическая техника компоновки цветов.
Математика
  • Композиция числа — представление натурального числа в теории чисел в виде упорядоченной суммы натуральных слагаемых.
  • Композиция функций (суперпозиция функций) — применение одной функции к результату другой.
Другое
  • Шахматная композиция — составление шахматных задач и этюдов.
  • Композиция (агрегирование) — методика создания нового класса в объектно-ориентированном программировании из уже существующих путём включения.
  • Композиционный материал — искусственно созданный неоднородный сплошной материал, состоящий из двух или более компонентов с чёткой границей раздела между ними.

1. Основы композиции. Вводная творческая работа (тестирование). — База знаний

Курс дизайна в Юниум. Длительность — 2 полугодия (1 год).
Курс дизайна в Ю — это второй этап в траектории развития творческого направления в Юниум, а для кого-то может стать отправной точкой в творческом развитии.Тем, кто только собирается учиться рисовать, стоит начинать именно отсюда. На занятиях можно ознакомиться с популярными художественными приемами, изучить законы построения изображения и освоить базовые законы рисования, при этом протестировав  разные материалы и техники, определиться с дальнейшими творческими планами. Но задания будут полезны и тем, кто уже имеет опыт создания рисунков — курс позволит обновить базовые знания и отработать все необходимые навыки на разнообразных упражнениях.

 

Нас будут ждать новые интересные темы, разные задания, работа в группах, небольшие проекты в завершении учебного года. Не обойтись и без творческих работ и небольших тестирований для понимания уровня развития в рамках курса и возможности его скорректировать.

Цель сегодняшнего занятия: За занятие изучить основные законы композиции и применить их на практике, создав творческую работу на формате А4.

Что нас ждет сегодня:

  1. Входная творческая работа (упражнение №2)
  2. Небольшое творческое тестирование.

Для того, чтобы понять, кто на каком уровне пришел на занятия в Юниум и составить индивидуальную траекторию развития внутри нашего курса.

Основы композиции.

Композиция — это расположение предметов в листе: какие предметы будут в работе, каких размеров, как они расположены друг относительно друга, и на каком формате. «Форматом» в живописи называют размеры и пропорции сторон того листа, холста и другой основы, на которой вы будете писать.

Композиция далеко не всегда символический, литературный рассказ. Она и не должна обязательно быть таковым. Часто композиция создана просто для удовольствия. Художнику может приносить удовольствие смотреть на ту композицию, что он создал. Он может создавать композицию только ради этого. Это похоже на музыку: иногда голосом пропевают слова, стараясь донести какой-то смысл, идею, а иногда — просто поют без слов, ради музыки. Если Вы научитесь чувствовать «музыку» картины, не ища в ней литературу, Вы откроете для себя живопись с новой стороны.

Умение составлять композиции- это тоже искусство. И также для овладения искусством компоновки- как способа создавать композицию, потребуется развитие композиционного видения, чутья, развитие чувства прекрасного. А основа прекрасного- это как вы думаете что? Конечно, вы уже поняли, это- гармония.

Как создать композицию?

  1. Определить задачи и цели
  2. Изучить натурную постановку и определить точку зрения
  3. Определить масштаб и характер предмета и правильно расположить лист бумаги
  4. Разместить и уравновесить предметы на плоскости листа
  5. Определить центр композиции . Вводим два понятия в рисунке- композиционный центр и зрительный центр: Зрительный центр — центр картинной плоскости. Композиционный центр это какой- либо основной главный предмет, вокруг которого располагаются второстепенные или вспомогательные предметы.  В зависимости от характера объекта изображения композиционный и зрительный центры должны быть или на незначительном расстоянии друг от друга, или совмещаться. Так достигается композиционная целостность. Именно по этому нужно выбирать правильно точку зрения, потому как главный предмет будет перемещаться относительно второстепенных при обзоре. Что касается предметов с падающими тенями, то композиционный центр в этом случае располагается примерно посередине, между предметом и тенью, в зависимости от освещенности предмета, контраста, и направления самой тени. При компоновке отдельных предметов с незначительными падающими тенями композиционный центр попадает на середину предмета.
  6. Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передача характера
  7. Выявление объема предметов

Завершение и обобщение работы над рисунком Задание №1

Составление небольших композиций в 6-ти квадратах размеров 10*10 см. Используется при этом геометрические фигуры  трех цветов (штриховка).

Законы композиции.

Закон целостности.

Целостность как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется везде в природе и обществе и выступает как диалектический закон. Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.

Сущность закона можно раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.

 

Закон контрастов.

Закон контрастов — один из основных законов композиции. Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон.

Если не будет противоположностей, не будет контрастов, то не будет их борьбы и единства. Таким образом, без контрастов не может быть борьбы, а стало быть, и движения, изменения, развития. Значит, контрасты в глобальном значении этого понятия — это одно из главных, неотъемлемых условий зарождения, существования, развития материи, а значит, самой жизни.

Поскольку действие контрастов проявляется в законах и природы, и общества, то, безусловно, и во всех областях общественного сознания. В искусстве (в том числе и изобразительном), как одной из форм общественного сознания, также находит свое отражение действие контрастов.

Основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты. На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты идей, положений), контрасты в построении сюжета (контрасты в нахождении конструктивной идеи) и т. д. Контрасты являются законом композиции, они выражают собой борьбу противоположностей.Без контрастов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое. изображение. Без контрастов изображение сольется с фоном.Контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции.Контрасты в композиции выступают как композиционная сила не только с точки зрения «механики» построения, т. е. построения композиции как какой-то структуры, но и с точки зрения творческого процесса создания художественных образов: большая часть творческого процесса создания художником произведения связана с определением характера контрастов.

Закон подчинённости

Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать свое произведение цельным по замыслу и воздействию на зрителя. В работе над произведением художник через композицию выражает то, что его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемому, его понимание, т. е. дает нравственную и эстетическую оценку. Таким образом, все, что изображает художник, в особенности по воображению, становится художественным явлением лишь тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию. В противном случае это будет ремесленное, фотографическое копирование объектов реальной действительности. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии.

Закон воздействия

Полностью закон формулируется как закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости. Предмет, изображенный на однородном поле близко к «раме», в результате привычки у зрителя к ощущению глубины картины (антиципации), вызванной наличием «рамы», воспринимается лежащим близко к плоскости «рамы» или даже частично слитым с ней. Предмет, расположенный не близко к «раме», и особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине. Ровное плоское поле благодаря наличию «рамы» становится пространством, перспективно и метрически еще совершенно неопределенной.

Упражнение №2.

На формате А4 создать иллюстрацию. Эта работа должна иллюстрировать определенный момент фильма/кино/сериала/ТВ-передачи.

Этапы выполнения задания:

  • Мозговой штурм (определяемся с идеей)
  • Эскизирование (разработка 3 — 5 идей на небольших форматах)
  • Промежуточный просмотр, советы от ребят и преподавателя
  • Корректировка и работа в цвете

Тестирование общее, на знания, которые есть (5 минут). 

Отвечая на эти вопросы, не думай о правильности ответа. Здесь важно преподавателю понять, что ты уже знаешь на момент начала обучения, чтобы понять, каким образом строить твою траекторию развития внутри курса.

  1. Какие есть основные цвета, из которых смешиваются все остальные?
  2. Чем отличается натюрморт от пейзажа?
  3. Сколько голов укладывается в рост среднестатического взрослого человека?
  4. На твой взгляд, что такое стилизация?
  5. Чем отличается рисование мульт.персонажа от наброска человека с натуры?

 

 

Основные виды композиций в искусстве :: SYL.ru

Искусство, ступающее по тонкой грани гармонии, должно быть в рамках чего-то строгого, четко очерченного, незыблемого, что не позволит ему сделать этот легкий шаг от загадочного, прекрасного к некрасивому и косному. Этой сдерживающей единицей является композиция, ее типы, законы, приемы. Именно она делает все произведения искусства такими гармоничными и законченными. В статье мы разберем это понятие, виды композиции, воплощение их в различных областях этой прекрасной сферы.

Что такое композиция?

В самом общем значении слова композиция — это главный организующий элемент абсолютно любой художественной формы. Именно его задача — придать творению цельность и единство, показать мысль художника понятной и законченной, соподчинить все компоненты произведения, сложить их в систему.

виды композиции

Виды композиций в живописи, изобразительном искусстве, например, связаны с четким размещением рисуемых предметов в пространстве, гармоничным соотношением объема, размера, света и тени. В иных областях искусства есть свои составляющие композиции.

Приемы в композиции

Кроме видов композиции, немаловажно знать и ее приемы. Их несколько:

  • Асимметрия и симметрия.
  • Динамика и статика.
  • Определенный ритм.
  • Золотое сечение.
  • Центр произведения — смысловой либо композиционный.

Законы композиции

Композиция любого произведения подчиняется законам. Это:

  • Жизненность.
  • Новизна.
  • Воздействие.
  • Равновесие.
  • Подчиненность.
  • Контраст.

Виды композиций в искусстве

Удивительно, но все графические, скульптурные, архитектурные композиции можно разделить всего на три вида:

  • пространственные;
  • фронтальные;
  • объемные.

Разберем каждый вид детально.

Фронтальный вид

Иное название фронтального вида композиции — плоскостный. Сюда относится весь спектр произведений, созданных в одной плоскости:

  • фотографии;
  • живописные полотна;
  • веб-страницы;
  • плакаты;
  • гобелены;
  • витражи;
  • листовки;
  • графические рисунки и проч.
виды композиции в литературе

Глубина пространства здесь передается на изображении массой способов: цветовые пятна, игра света и тени, перспективные сокращения. Однако они лишь создают иллюзию объемности изображения, в то время как фактически оно лежит на плоскости.

Нельзя не отметить, что к плоскостному виду композиции относятся не только произведения с гладкой поверхностью, но и имеющие рельеф — выпуклые элементы на плоскости. Такая переходная форма между объемом и плоскостью получила название фронтально-объемной композиции.

Рельеф помогает усугубить иллюзию глубины пространства за счет постоянно или незначительно изменяющегося своего уровня. Чем больше число выступающих элементов и чем глубже рельеф, тем более произведение дальше от фронтального и ближе к объемному. Замысел художника передают следующие разновидности рельефов:

  • Барельеф (низкий рельеф) — орнамент, скульптурная композиция, лишь немного выступающая над плоскостным изображением.
  • Горельеф — в этом случае скульптурная композиция выступает на 3/4 над плоскостным фоном.
  • Обратный рельеф — скульптурное изображение не выступает над плоскостью, а как бы вдавлено внутрь нее.
  • Глиптика — изображение находится на одном и том же уровне с плоскостью всего произведения, но при этом его контуры художником глубоко вырезаны.
виды композиций в искусстве

Объемный вид

Еще один основной вид композиции — это объемный. К нему относится развитие сюжета, композиции в трехмерном пространстве: у произведения на плоскости обязательно присутствует глубина. Данный вид характерен для:

  • скульптуры:
  • декоративно-прикладного искусства;
  • малых архитектурных произведений;
  • автомобилей;
  • рекламных трехмерных форм;
  • упаковок;
  • дизайнерских промышленных или бытовых творений и проч.
 какие виды композиции

Объемное произведение обладает следующими отличительными чертами:

  • Оно обязательно трехмерное, его можно рассматривать со всех сторон. При этом чем больше пространства это творение окружает, тем больше создается впечатлений о его внешнем виде, пластической конфигурации.
  • Если форма композиции монументальна, а внутреннее пространство между ее элементами невелико, то она кажется зрителю плотной, сплошной. Если же проемы, расстояния между составляющими увеличатся, то мы заметим, как композиция начнет превращаться в легкую, динамичную.
  • Общая форма такого творения находится во взаимодействии с пространством внутренним.
  • Произведение при всей сложности своей формы выглядит единым, цельным объектом. Объем формы выделяется в пространстве.
  • Внешнее пространство только окружает композицию, но не проникает в нее.

Пространственный вид

Продолжаем разбирать, какие виды композиции существуют. Еще один — пространственный, для которого важны размеры пространства, в котором заключено произведение. При этом каждому, даже малейшему элементу такой композиции художник уделяет большое внимание. Сюда можно отнести следующие произведения:

  • театральные действия:
  • разработка интерьера помещений;
  • проектирование ландшафтов;
  • оформление стендов, выставочных павильонов и проч.

Организация пространства осуществляется двумя способами:

  1. Открытое пространство (вокруг предметов). Ярким примером выступают египетские пирамиды, вокруг которых расплывается пространство.
  2. Закрытое пространство (внутри предметов). Это интерьеры, залы музея, архитектурные комплексы из площадей, кварталов, соборов и прочие ансамбли.
 виды композиций цветов

Пространственную композицию сотворяют из двух важных элементов:

  • Объемы, которые создают данное пространство.
  • Различные материалы, которые, в свою очередь, формируют данные объемы.

Категории композиции

Мы рассмотрели разные виды композиций в изобразительном искусстве. Их следует отличать от типов, категорий. Последние представлены следующими составляющими:

  • Произведение с применением симметрии.
  • Объекты на произведении движутся от зрителя или к нему.
  • Предметы на композиции надвигаются на зрителя.
  • В произведении явно просматривается композиционный центр.
  • Пространство построено цветом.
  • Построение пространства пластическое.
  • Построение пространства интерьерное.
  • Расчленение на планы — хорошо просматривается главная, основная сцена и фон. Иногда добавляется третий, четвертый и последующие планы.
  • Расчленение на слои — здесь фигуры создают пространство, вместо того чтобы располагаться в нем, находясь выше или ниже на холсте, перекрывая друг друга, отличаясь степенью законченности образа. Примером такого типа будет икона.

Типология композиции

Виды композиции в литературе, живописи, скульптуре могут различаться между собой образными средствами. На этом и основывается градация по представленной ниже типологии.

Сюжетно-изобразительная. Иными словами, повествовательная. Такая композиция — это основа реалистических произведений: скульптуры, живописи и проч. В ней участвуют реальные персонажи, каждый со своей ролью и отношением к другому или другим. Композиция требует вдумчивого ознакомления, анализа от частного к общему.

Декоративно-тематическая. Сюжет такой композиции подчинен декоративным целям. Обычно является составной частью более крупного произведения. Это интерьеры помещений, иллюстрации к книгам, народное искусство и проч.

Для таких композиций важен емкий и лаконичный, но обобщенный образ. Различными средствами выразительности художник старается заострить внимание зрителя на определенных его чертах. Образ темы выделяется на основе ассоциаций. Например, море — это корабль, стаи рыб, моряки, ракушка, волны и т.д.

 виды композиции в живописи

Техника исполнения и материал зачастую зависят от выбранной темы. Деревенская жизнь будет изображена на лубке, история Древнего Египта оформлена в виде фрески и т.д. Иногда один и тот же образ художник изображает в нескольких интерпретациях. Солнце как мотив для волгоградского кружева, восхваления бога Ра древними египтянами, сюжет для многоцветной национальной таджикской живописи и проч.

Композиция предметных форм. Иными словами, это натюрморт. Изображение с виду обыденных вещей, которое может вызвать эстетический восторг. Предметы здесь взаимозависимы, а сюжет жив благодаря определенному их сочетанию. Для данных произведений характерен символический смысл, у зрителя при их рассмотрении должны рождаться образные ассоциации. Изображение может быть как натуралистичным, так и в виде одного только наброска.

В современном виде композиция предметных форм свойственна для художественных фотографий, коллажей, составленных в графическом редакторе.

Формальная. Второе название — не изобразительная, т.к. она строится из пятен и линий. Данные художественные образы не могут существовать в реальности, не имеют практической и рациональной значимости. Здесь важен не сюжет, смысл, а именно пластические формы, принципы и законы их построения. Эмоции у зрителя здесь вызывает именно художественная форма, цвета, пластика. Абстрактные образы такой композиции возникают из символов, геометрических фигур, упрощенных образов реальных предметов.

Композиция в литературе

Существует две градации видов композиции в литературе. Рассмотрим их подробнее.

Первая классификация следующая:

  • Архитектоника, внешняя композиция. Это то, что выделяется графически: разделение произведения на главы, параграфы и абзацы, наличие пролога и эпилога, различные сноски и комментарии, эпиграфы, отступления автора и проч.
  • Повествование, внутренняя композиция. Здесь уже заостряется внимание на содержании творения: образы и их система, сюжет, строение речевых ситуаций, выделение сильных компонентов текста — лейтмотива, кульминации, развязки, финала.

Следующая градация видов литературных композиций выглядит так:

  • Тематическая. В центре оказываются взаимоотношения главных героев. Дополнительно разделяется на последовательную (плавный переход от одной мысли к другой), основанную на развитии и трансформации образа литературного героя и держащуюся на сопоставлении образов литературных героев.
  • Зеркальная. При прочтении у читателя возникает ощущение, что некоторые образы, эпизоды симметричны.
  • Кольцевая (обрамленная). Произведение начинается и заканчивается одной и той же сценой.
  • Обратная. События в книге развиваются от финальной сцены к ее истокам, причинам.

Виды цветочных композиций

В заключение рассмотрим такой вид искусства, как флористика.

 виды цветочных композиций

Виды композиций цветов здесь бывают самыми разнообразными:

  • Разновидности аранжировок из срезанных цветов: букеты, композиции в настенных, напольных, настольных, подвесных, высоких, плоских и низких вазах, в специальных подставках, макраме, корзинках, корягах, коре дерева.
  • Букет как композиция разделяется на праздничный и повседневный.
  • Формы букетных композиций: круглые, линейные, односторонние, свободно собранные, массивные, различных размеров (5-50 см).

Композиция — это важная организационная форма в искусстве. Именно она делает любое произведение завершенным, имеющим смысл, достойным эмоций зрителя, читателя. Каждый ее вид, как мы убедились, что в изобразительном искусстве, что в литературе, что во флористике имеет свои уникальные особенности, законы построения произведения художником.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.