Чем отличается готический стиль от романского: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕПОСТЕЙ РОМАНСКОГО И ГОТИЧЕСКОГО СТИЛЕЙ
Романский стиль в средневековой архитектуре
Содержание:
|
Возникновение романского стиля в архитектуре обусловлено феодальной раздробленностью в Западной Европе, которая приводила к частым междоусобным войнам между князьями-феодалами, стремящимися отнять друг у друга драгоценные клочки земли. Поэтому было важно создавать такие сооружения, которые смогли бы выдержать напор захватчиков и выполнить свою главную функцию — оборонную. Так романский стиль в архитектуре и стал основным общеевропейским стилем монументального строительства.
Основные черты романского стиля в архитектуре
Поскольку главной целью того периода стало строительство крепких замков, функциональных и способных противостоять военному нападению, то художественно-эстетической ценности архитектуры не придавалось особого значения. Романские замки строились как настоящие крепости, поэтому архитектура была тяжелая, монументальная. Особенности романского стиля в архитектуре заключаются также в крупных размерах, строгости, простоте форм и линий, прямоте углов, доминировании горизонталей над вертикалями.
Романский стиль иногда называют «стиль полукруглой арки», поскольку одной из главных отличительных черт сооружений в этом стиле являлись потолки, оформленные в виде арочных сводов, которые подпирались одинаковыми рядами столбов.
Стены зданий в раннем романском стиле были толстые, с маленькими окнами, которые почти никак не украшали. Однако чем больше развивался романский стиль, тем чаще стены в умеренных количествах могла покрывать мозаика, каменная резьба или скульптурная пластика. Характерным для романских замков было наличие круглых башен с вершинами в виде шатра. Вход в здание – особенно это касается храмов – часто оформлялся как портал.
Практически невозможно встретить другие здания общественного назначения, построенные в романском стиле, кроме соборов и монастырей. А основным типом жилого сооружения в романскую эпоху стал феодальный замок под названием донжон, который представлял собой дом-башню, находящуюся в центре крепости. Первый этаж подобной башни отводился под помещения, предназначенные для хозяйственных целей, второй – для парадных помещений, третий — для хозяйских спален. На четвертом и, как правило, последнем этаже размещались комнаты для прислуги и охраны замка.
Идеальным местом для такой крепости была какая-нибудь труднодоступная местность, например, горный склон. Крепость окружалась рядом высоких, зубчатых стен из камня и глубоким рвом с водой. Доступ внутрь самим жителям обеспечивал подъемный мост.
Романский стиль в архитектуре Европы
Само название стиля появилось в начале XIX века, когда искусствоведы задумались о том, что романский стиль напоминает по виду архитектуру Древнего Рима («Roma» в переводе с итал. «Рим»).
Лучше всего до наших времен романский стиль дошел в виде храмов и соборов. Замки и дворцы стали приходить в упадок еще с началом эпохи Возрождения. Некоторые из них приводили в порядок, отстраивали и снова превращали в замки, многие из которых дожили до наших дней как страшные замки, окутанные разными легендами, остальные же превращались в руины.
Франция
В архитектуре Франции романский стиль стал проявляться ближе к концу X века. Наиболее популярным типом зданий в этом стиле стали трехнефные базилики — храмы вытянутой, прямоугольной формы с тремя продольными проходами-нефами, которые в изображении на плане часто напоминали крест. Распространенным стал и тип паломнического собора с обходной галереей и радиальными капеллами – например, церковь Сен-Сернен в городе Тулуза на юге Франции.
Бургундская архитектурная школа за основу романского стиля принимала принцип монументальности, а школа Пуату – скульптурное декорирование. Храм аббатства Клюни III и Нотр-Дам в Пуатье и являются, соответственно, главными представителями этих школ среди французских памятников архитектуры.
Германия
Ранний романский стиль в архитектуре Германии характеризуется саксонской школой. Характерный для нее тип церкви – собор с парой симметричных хор с западной и восточной стороны. Примером может служить церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме.
Поздний романский стиль характеризуется возведением императорских дворцов – например, императорский дворец в Госларе. Распространяется и аналогичный донжонам во Франции дом-башня – бергфрид.
Италия
Регионами в Италии, где больше всего прижился романский архитектурный стиль, стали Ломбардия и Тоскана – они стали основными центрами этой архитектуры. Церковь Сан-Микеле в Павии, кампанила в Парме, кафедральный собор в Модене до сих пор считаются одним из самых интересных архитектурных ансамблей итальянского Средневековья.
Романскую архитектуру этого периода в Италии можно назвать проторенессансной – от французской и немецкой романики ее отличало использование античных элементов и цветного мрамора.
В романском стиле выполнен соборный ансамбль в Пизе, в частности, всем известная достопримечательность Италии – Пизанская башня.
Англия
Даже несмотря на то, что в XI веке Англия была завоевана нормандцами, которые навязывали на острове французский язык и культуру, а соответственно, и французские архитектурные принципы, романский стиль в средневековой архитектуре Англии проявился несколько иначе, чем во Франции.
Английская соборная архитектура имела более вытянутые, протяженные формы, поэтому и башни были больше и выше. В тот период и был воздвигнут знаменитый замок – Лондонский Тауэр.
Романский и готический стили в архитектуре: в чем разница?
Вслед за романским пост господствующего стиля в европейской средневековой архитектуре заняла готика. В то время как романский стиль в разных регионах возник к концу X – началу XI века и царил до XII века, а где-то и дольше, то готический стиль появился в XII веке и сохранял свое влияние до XIV века. В Англии многие соборы в романском стиле в связи с ранним приходом готики переделывали под новый стиль, поэтому их первозданный вид искусствоведам неизвестен.
Хотя основой готическому стилю послужил именно романский стиль, в особенности, бургундская школа, они все же имеют ряд существенных различий, которые совершенно не позволяет их спутать. Наиболее ярко эти главные отличия можно проследить на примере соборной архитектуры.
- Арки и вершины в готическом стиле заостренные, в отличие от круглых романских верхушек.
- Главная черта романского стиля – массивность, монументальность, в то время как готике присуща утонченность.
- Окошки в романском стиле маленькие, в виде бойниц, готический стиль предполагает внушительные размеры окон и большое количество света.
- Горизонтальные линии в романском стиле преобладают над вертикальными, такие здания выглядят приземисто. В готическом стиле все наоборот – вертикали доминируют над горизонталями, отчего сооружения имеют очень высокие потолки, кажутся устремленными вверх, вытянутыми к небу.
- Для бургундской школы характерен минимум элементов декора в архитектуре.
Готический стиль характеризуется богато оформленными фасадами, яркими витражами, резьбой и узорами.
Узнать о романском и готическом стилях еще больше вам поможет это видео:
Коротко о стилях: Готика
Готика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы.
Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.
Происхождение термина
Однако варварского в этом стиле ничего не оказалось: напротив, он отличается большим изяществом, гармоничностью и соблюдением логических законов. Более правильное название было бы «стрельчатый», т.к. стрельчатая форма дуги составляет существенную принадлежность готического искусства. И, действительно, во Франции, на месте рождения этого стиля, французы дали ему вполне соответствующее наименование — «стиль оживаль» (от ogive — стрелка).
Три основных периода:
— Высокая готика — 1300-1420 гг. (условно)
— Поздняя готика — XV век (1420-1500 гг.) часто называют «Пламенеющая»
Архитектура
Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Изобразительное искусство
Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.
В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.
Живопись. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.
На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).
Орнамент
Мода
Интерьер
Дрессуар — посудный шкаф, изделие мебели поздней готики. Нередко покрывался росписью.
Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук). Таким образом, к концу эпохи Средневековья появляются прототипы основных современных предметов мебели: шкафа, кровати, кресла.
Что посмотреть?
Готические и романские соборы — 1286 Words
Готические и романские соборы
В средние века романский стиль трансформировался в готический. Это произошло по многим причинам. Романский период был временем проб и ошибок, в то время как готический период был временем достижений в области изобретений. Религия была важным фактором в переходе от романского стиля к готике. Расположение двух типов соборов также способствовало смене романского и готического стилей, а также способности реликвий и сообщества собирать средства для готических соборов. Есть несколько причин, по которым архитектура собора изменилась с романской на готическую в средние века.
Романский период длился с 1000 по 1200 год нашей эры. Сегодняшняя Франция была центром романской архитектуры и родиной одной из самых красивых черт средневековой архитектуры — амбулатории с расходящимися часовнями. «Романский стиль — это название, которое мы даем христианской архитектуре в Западной Европе с конца Римской империи и примерно до конца двенадцатого века. Это архитектура долгого периода борьбы, страданий и изобретений, приведшая к двум столетиям славной истории. достижение.» Есть много причин, по которым были построены романские соборы. Они были построены не только как место поклонения, но и для размещения святынь реликвий, привезенных из Святой Земли крестовыми походами. Останки святых и мучеников привлекали тысячи паломников, ищущих прощения грехов или чудесных исцелений или желающих просто поклониться любимому святому.
Романский период был веком новой и экспериментальной архитектуры. Одним из достижений в строительстве стал переход на полностью каменную конструкцию, которая заменила деревянные потолки, из-за которых многие церкви сгорели. Одним из экспериментальных архитектурных стилей было использование каменных бочек и крестовых сводов в ранней романской церкви. Каменные своды позволили архитекторам строить в большем масштабе, чем раньше.
Готический стиль возник из архитектурного стиля романских соборов. Готический стиль зародился в северной Франции и распространился по всей средневековой Европе. Эти два стиля архитектуры были во многом похожи, но также «Разница между готической и романской архитектурой заключается в духовном подходе. В романском акцент делался на трансцендентальные и феодальные системы, тогда как в готике этот подход был гуманизированным и …
… середина бумаги …
… ле. Они преуспели в том, что собор не только выполнял свою функцию предоставления церковных служб для людей, но и стал символизировать главенствующее положение в жизни мужчин и женщин.
В заключение, романский период архитектуры превратился в готический период архитектуры по разным причинам. Сдвиг произошел из-за изобретений, созданных готическими архитекторами, расположения двух разных архитектурных стилей, сбора денег на соборы и конкуренции между сообществами за лучший и больший собор.
Процитированные работы:
Брукс, Крис. Возрождение готики. Лондон: Phaidon Press Ltd., 1999.
Эрланд, Ален. Собор: социальная и архитектурная динамика строительства. Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 1994.
Симсон фон, Отто. Готический собор: истоки готической архитектуры и средневековая концепция порядка. Принстон: издательство Принстонского университета, 1988.
Соборы. Кристен Шанк. 5 дек. 1995. http://www5.palmnet.net/eschank/cathedral.html
Готическая архитектура в Англии: Соборы. Эми Йохансен. 9 мая 1999 г. http://members.tripod.com/gothic_architecture/index.html
В этом эссе автор
- объясняет, что романский стиль трансформировался в готический стиль в средние века по многим причинам, в том числе судебным и ошибка, достижения в области изобретений и расположение двух типов соборов.
- Объясняет, что романский период длился с 1000 по 1200 год нашей эры, и сегодняшняя Франция была центром романской архитектуры.
- Объясняет, что романский период был веком новой и экспериментальной архитектуры. переход на полностью каменную конструкцию заменил деревянные потолки, из-за которых многие церкви сгорели.
- Объясняет, что готический стиль возник из архитектурного стиля романских соборов и распространился по средневековой Европе.
- Объясняет, что готический период был периодом достижений в архитектуре, включая стрельчатую арку, ребристый свод и контрфорс.
- Объясняет, что стрельчатая арка была их первым изобретением, которое устранило неуклюжий вид непропорциональных арок по бокам романских соборов.
- Объясняет, что ребристые своды позволили зодчим увеличить простор и высоту, уменьшить толщину предполагаемых стен и сводов, увеличить площадь окон внутри соборов.
- Объясняет, что контрфорсы были третьим и, вероятно, самым важным методом. они были размещены снаружи соборов, чтобы поддерживать здание, снимая вес со стен и перенося его прямо на землю.
- Объясняет, что использование витражей в готических соборах представляло собой выражение религиозных верований.
- Объясняет, что религия была важным фактором перехода от романского стиля к готическому. готические соборы были центральным местом поклонения.
- Объясняет, что подъем готического стиля был связан с тем, что в то время как соборы в романском стиле увеличивались в монастырях, они процветали в городах.
- Объясняет, что готическая архитектура была сложной, а размер здания был достаточно большим, чтобы вместить все население города.
- Объясняет, что распространение готического стиля было связано с желанием епископов построить больший, высокий и впечатляющий собор.
- Делается вывод о том, что романский период архитектуры трансформировался в готический период по разным причинам.
- Цитирует Брукса, Криса, Эрланда, Алена, Симсона фон, Отто и Кристен Шанк.
Получить доступ
Проверить качество письма
- Помилование
- Хранилище
- Чудесное
- Дерево
- Готика
- Романская архитектура
Разница между барочными, романтическими и готическими церквями
ДЖЕРЕМИ БРЭДЛИ
КЛАСС
Церковные здания часто являются одними из самых красивых образцов архитектуры. Три наиболее распространенных типа церковных стилей — это барокко, романтика и готика. Несмотря на разнообразие стилей дизайна, бывает трудно отличить архитектурные стили друг от друга. Это понятно, учитывая пересечение стилей, а также склонность многих архитекторов создавать здания в знак уважения к стилям, которые были распространены в прошлом.
Исследуйте эту статью
- Архитектура барокки
- Романтизм и неоклассическая архитектура
- Готический стиль
- Возрождение стилей архитектуры
1 -й баракля Architecture
9000 3.101ture. Италии и распространился в Германию и колониальную Южную Америку, где использовался до 18 века. Барокко зародилось во времена Контрреформации. Это была попытка католической церкви удержать своих последователей от обращения в протестантизм. Строя церкви с чувственной привлекательностью, Церковь надеялась привлечь эмоции прихожан. Архитектура часто основывалась на использовании овалов и кругов, которые, как считалось, усиливали эмоции и чувственность. Известные примеры включают базилику Святого Петра в Риме и Штифт Мельк в Австрии. Барочные церкви считались более величественными и драматичными, чем другие церкви, поскольку они пропускали больше света и включали в себя позолоченные статуи. Кроме того, потолки церквей часто расписывали сложной мозаикой и фресками. По мере развития стиля барокко он стал известен как рококо, который характеризуется приглушенным использованием цвета, но включает в себя множество замысловатых овалов и широких окон, пропускающих свет.
2 Романтизм и неоклассическая архитектура
Термины «романтический» и «неоклассический» часто используются взаимозаменяемо для обозначения доминирующего архитектурного стиля примерно с 1750 по 1900 год. По мере того, как сложные узоры в стиле барокко и рококо выходили из моды или становились слишком дорогими для воспроизведения, возродилась любовь к классическому дизайну. Простота и сдержанность классического дизайна снова стали цениться, а архитекторов стали называть «романтиками» за стремление воспроизвести стили, популярные в древнеримских и греческих зданиях, таких как Акрополь и Помпеи. Романтические церкви, построенные в 18-19 вв.го века отличаются крепкими стенами, четкими линиями и отдельными «личностями» для каждой части здания. Хорошо известные примеры включают Вильнюсский собор в Литве и, хотя это и не церковь, здание Капитолия Соединенных Штатов.
3 Готический стиль
Готическая архитектура предшествует барокко и романтизму. Это стиль, знакомый многим людям по таким фильмам, как «Горбун из Нотр-Дама», в которых изображена архитектура от среднего до позднего средневековья. Кроме того, готический стиль является формой оформления многих величайших церквей и соборов Европы. Многие замки, университеты и дворцы также выполнены в готическом стиле. Этот термин обычно используется для обозначения зданий с остроконечными арками, ребристыми крышами, большими окнами и богато украшенными фасадами.
4 Возрождение архитектурных стилей
На протяжении всей истории архитекторы часто стремились подражать стилям, господствовавшим в определенные периоды прошлого. Подобно тому, как неоклассическая архитектура восприняла простоту греческого и римского дизайна, готическое возрождение и необарокко были распространены с момента их расцвета, и в некоторой степени эти стили архитектурного стиля влияют на современные методы строительства. Учитывая соответствующую новизну многих зданий Соединенных Штатов, церкви часто возводятся в стиле возрождения. Архитекторы церкви могут пожелать, чтобы она выглядела, например, в готическом или барочном стиле, даже если церковь была построена намного позже расцвета этого стиля.
Список литературы
- 1 Энциклопедия Бриттаника: Барокко Архитектура
- 2 Основные гуманитарные науки: неоклассикальная и романтическая архитектура
- 3 Католическая энциклопедия: Gothic Architecture
- 4 Britain Expressive: Gothic Arhipchure 40084 Arthycic.
Джереми Брэдли работает в сфере консультирования по вопросам образования и делового администрирования.