Черты петровского барокко: Отличительные черты «Петровского барокко» – Петровское барокко. Характеристика стиля барокко
Петровское барокко. Характеристика стиля барокко
Санкт-Петербург, считающийся одним из самых молодых из великих городов мира, представляет собой поистине уникальный синтез эстетических направлений античности с западноевропейскими и русскими традициями. Специалисты говорят, что его художественный стиль был предопределен содержанием эпохи его зарождения. Ведь город создавался в самом начале семнадцатого века, что не могло не отразиться на его облике.
Построенный неудержимой волей одного человека – Петра Великого, он вобрал в себя все многообразие европейского зодчества. Его облик создавался в уме последнего русского царя под влиянием Франца Лефорта и Виниуса — голландских предпринимателей, которые владели огромными собраниями картин и гравюр. На них были изображены европейские и, в частности, голландские города, в которых наиболее ярко отражалась западная архитектура 17 века.
Характеристика стиля барокко
Эта архитектура, которую поклонники классического зодчества долго не воспринимали как самостоятельную, появилась в Европе на изломе позднего Ренессанса. Она была как бы его продолжением и развитием. В некоторой степени этот стиль архитектуры можно назвать возвратом к философии. Ее основными характеристиками были экспрессивность и иллюзорность. Идеи вознесения и парения, которые реализовывали архитекторы этого периода, делали строения очень живописными и насыщенными художественными деталями. Методом различных интересных приемов ими создавались поистине иллюзорные конструкции.
Общая информация
«Петровское барокко» — это термин, который историки искусства применяют к архитектурному стилю, одобренному Петром Великим. Он широко использовался для проектирования зданий в тогдашней столице — Санкт-Петербурге.
В 1697-1698 годах Петр с Великим Посольством посетил Голландию, в частности Амстердам. Этот город особенно полюбился императору с его строгими радиально спланированными улицами, концентрическими линиями у каналов. Амстердамские фасады заканчиваются узкими высокими ступенчатыми треугольными фронтонами, башнями или круглыми крышами. Традиционная голландская архитектура 17 века характеризуется декоративным использованием таких измельченных ордерных элементов, как наличники окон, карнизы, пилястры, порталы с волютами. Это давало возможность создавать нарядность и праздничный, сочетающийся со скромным и деловым образ города.
Петр был одержим идеей, чтобы Россия смогла присоединиться к цивилизованным западным странам, следуя по европейскому пути не только политического или же экономического, но и во многом культурного развития. И именно поэтому он пригласил работать в свою новую столицу многих известных архитекторов, скульпторов и художников.
Петровский манир
Уже по названию понятно, что своим появлением в нашей стране этот удивительный стиль обязан первому русскому императору. Петровское барокко стало смесью итальянского одноименного направления с ранним французским классицизмом и рококо. Каждый зодчий, приглашенный в Санкт-Петербург, представлял традиции своей архитектурной школы. Именно поэтому петровское барокко отражает не совсем ясные тенденции этого периода.
Огромное стремление Петра превратить свои города в наиболее красивые и стало причиной того, что в период его правления барокко стало основополагающим архитектурным направлением. Проектирование и постройка зданий в этом стиле, который называли также петровским маниром, в Санкт-Петербурге на ближайшие несколько столетий определили развитие зодчества.
Особенности
Первый российский император стремился отойти от византийских традиций в архитектуре. Время становления этого направления приходится на 17 век. Стиль барокко Петра при этом несколько отличается от своего европейского прототипа. И в первую очередь это – рационализм, ясность и простота.
Один из главных отличительных признаков, который характеризует петровское барокко в архитектуре, — это двухцветная окраска строений: красная и белая. Другая особенность — это плоскостная трактовка в декоре.
Первыми постройками в Петербурге были мазанки, а также деревянные строения, по своим конструкциям похожие на западный фахверк. Их штукатурка требовала покраски. Поэтому подобными конструкциями и даже кирпичной кладкой «с напуском» можно было обеспечивать лишь невысокие рельефы лепных деталей или карнизов, а также пилястр и дверных обрамлений.
Описание стиля
Петровское барокко характерно использованием элементов классического тосканского или коринфского ордеров, хотя и в весьма наивной и более архаичной трактовке. Более распространены были русские простые «лопатки», которые заменяли пилястры и колонны. Окна обрамляли профилированными наличниками – чаще всего белыми на красном фоне, имеющими характерные утолщения, ушки, с применением по верху замкового камня. Углы здания в стиле барокко, а в некоторых случаях и первые этажи, оформляли рустом.
Этот праздничный и нарядный вид зодчие дополняли множеством мелких архитектурных деталей, таких как обрамления, завитки и балюстрады. Применение над всеми выступающими частями лучковых или полукруглых фронтонов считалось обязательным. Таким образом зрительно усложнялись и обогащались линии крыш.
Столь же распространена была и установка статуй или вазонов. На скатах зодчие устанавливали люкарны. Так верхняя часть многих зданий приобретала богатый декоративный и весьма сложный силуэт.
Архитекторы барокко
Еще до основания Санкт-Петербурга Петр и его послы по всей Европе стали нанимать иноземцев: зодчих, фортификаторов, инженеров. На первом этапе все здания в городе строились именно по проектам иностранных архитекторов, которые приехали на службу в Россию. И первым среди них был Доменико Трезини, построивший самые известные здания Петербурга, которые олицетворяют петровский стиль барокко. Фото Петропавловского собора – яркое тому доказательство. Его колокольня является высотной доминантой Петербурга. Граненый позолоченный шпиль собора прорезает хмурое небо в противовес растянутым приземистым линиям невских набережных.
Аналога собора в западноевропейской архитектуре практически нет. Он перекликается только с витым шпилем, расположенным на здании биржи в Копенгагене, в основе которого тоже лежит стиль барокко. Фото последнего, однако, является еще одним доказательством того, что петербургский шпиль несколько иной: и своими размерами, и граненой формой.
К числу первых зодчих, которые создавали петровское барокко, принадлежат, помимо Трезини, и Жан-Батист Леблон, и Шлютер, и Дж. М. Фонтана, а также Микетти и Маттарнови. Все они приехали в Россию по приглашению Петра. Каждый архитектор привносил в облик сооружаемых им зданий традиции, распространенные в своей стране, азы той школы, которую представлял. Помогая осуществлять их проекты, постепенно традиции европейского барокко осваивали и местные зодчие, такие как Михаил Земцов.
Отличия от московского барокко
Петровское барокко характерно именно для Петербурга. За его пределами таких строений очень мало. В частности, это Меншикова башня, построенная в Москве, а также таллиннский дворец Кадриорг.
В отличие от нарышкинского направления в Москве, петровское, представленное резким отказом от византийских традиций, доминировавших в русской архитектуре почти десять столетий, характеризуется симметрией и уравновешенностью. Выделение центра композиции, многоцветность и сдержанность в украшении, арочные или прямоугольные оконные проемы, мансардные крыши с переломом – все эти черты стиля барокко, названного в честь первого императора, стали визитной карточкой многих строений Питера.
Яркие примеры
Сегодня туристы, приезжающие в северную столицу, имеют возможность по достоинству оценить творение рук архитекторов, творивших в ту эпоху. Петровское барокко здесь представлено многими известными строениями. Это Петропавловский собор, Александро-Невская лавра, Дом Двенадцати коллегий с летним дворцом Петра I, палаты Шлютера, дворец Меншикова, Кунсткамера, над созданием которой трудились одновременно несколько человек: Маттарнови, Киавери и Земцов. Творением последнего является также Церковь Симеона и Анны.
На Васильевском острове находится еще один пример здания в стиле барокко — первый парадный дворец в Петербурге. Это была резиденция генерал-губернатора, где устраивались приемы и проходили ассамблеи. Будучи характерным образцом богатого дворца, выходящего главным фасадом на набережную, строение тоже олицетворяет петровское барокко.
Здание Двенадцати коллегий
Неподалеку расположен еще один памятник, построенный в этом архитектурном стиле. Это Дом Двенадцати коллегий. Архитектором Трезини была весьма оригинально решена задача, поставленная Петром. У этого здания в стиле барокко, представляющего собой двенадцать аналогичных построек, расположенных в одну линию вплотную друг к другу, общий сквозной коридор, растянувшийся на триста восемьдесят метров. Каждая часть имеет отдельную крышу. При этом буквально завораживающий каскад повторяющихся фронтонов и ризалитов, пилястры и наличники на насыщенном красно-белым цветом фасаде придают строению величественный вид.
Садово-парковая архитектура
Особенности стиля барокко можно увидеть не только в зданиях, построенных в ту эпоху. Не менее интересны и дворцово-парковые ансамбли. Это, например, знакомый всем Летний сад, который был разбит по особому рисунку самого Петра; Петергофский ансамбль, в основе которого, как считают специалисты, лежат впечатления первого русского императора от его посещения Версаля. Они и сегодня представляют собой достаточно значимые памятники садово-парковой архитектуры.
Летний сад стал попыткой царя сделать из большого парка «нечто поучительное». В нем были устроены фонтаны, созвучные с темами Эзоповых басен, а в специальной галерее установили найденную при раскопках в Риме и с огромными трудностями доставленную в Россию статую Венеры – древнеримскую мраморную копию эллинистического оригинала. Посетителям сада, всем без исключения, нужно было поцеловать холодный мрамор этой языческой богини. Другие статуи и бюсты были установлены вдоль аллей, так же как и «в Версалии».
Летний дворец
Этот яркий представитель петровского барокко небольшой и исключительно простой в плане планировки. Он полностью соответствовал своей задаче — обеспечению возможности для отдыха царской семьи.
Некоторые называют этот памятник в стиле петровского барокко вследствие его маленького размера «первым русским коттеджем». Будучи и архитектором, и конструктором, Д. Трезини управлял строительством этого дворца на протяжении целых четырех лет. Барельефы снаружи сделаны по мифологической теме. Целью Трезини было увековечивание победы в Северной войне. До современников прекрасно сохранились и дошли резные дубовые и ореховые расписанные орнаменты в интерьере и живописные плафоны.
В заключение
Несмотря на то что его считают не совсем соответствующим своему названию, петровское барокко по-своему уникально. При всех явно заметных заимствованиях, этот стиль несет в себе очень много индивидуальных черт. Более того, здания той эпохи не имеют в мире аналогов, они оригинальны. Фасады строений, хоть и относительно простые, но в то же время нарядные и весьма представительные. На них нет громоздких и тяжеловесных украшений, при этом выразительность достигнута минимальными деталями.
Петровское барокко. Характеристика стиля барокко
Санкт-Петербург, считающийся одним из самых молодых из великих городов мира, представляет собой поистине уникальный синтез эстетических направлений античности с западноевропейскими и русскими традициями. Специалисты говорят, что его художественный стиль был предопределен содержанием эпохи его зарождения. Ведь город создавался в самом начале семнадцатого века, что не могло не отразиться на его облике.
Построенный неудержимой волей одного человека – Петра Великого, он вобрал в себя все многообразие европейского зодчества. Его облик создавался в уме последнего русского царя под влиянием Франца Лефорта и Виниуса — голландских предпринимателей, которые владели огромными собраниями картин и гравюр. На них были изображены европейские и, в частности, голландские города, в которых наиболее ярко отражалась западная архитектура 17 века.
Характеристика стиля барокко
Эта архитектура, которую поклонники классического зодчества долго не воспринимали как самостоятельную, появилась в Европе на изломе позднего Ренессанса. Она была как бы его продолжением и развитием. В некоторой степени этот стиль архитектуры можно назвать возвратом к философии. Ее основными характеристиками были экспрессивность и иллюзорность. Идеи вознесения и парения, которые реализовывали архитекторы этого периода, делали строения очень живописными и насыщенными художественными деталями. Методом различных интересных приемов ими создавались поистине иллюзорные конструкции.
Общая информация
«Петровское барокко» — это термин, который историки искусства применяют к архитектурному стилю, одобренному Петром Великим. Он широко использовался для проектирования зданий в тогдашней столице — Санкт-Петербурге.
В 1697-1698 годах Петр с Великим Посольством посетил Голландию, в частности Амстердам. Этот город особенно полюбился императору с его строгими радиально спланированными улицами, концентрическими линиями у каналов. Амстердамские фасады заканчиваются узкими высокими ступенчатыми треугольными фронтонами, башнями или круглыми крышами. Традиционная голландская архитектура 17 века характеризуется декоративным использованием таких измельченных ордерных элементов, как наличники окон, карнизы, пилястры, порталы с волютами. Это давало возможность создавать нарядность и праздничный, сочетающийся со скромным и деловым образ города.
Петр был одержим идеей, чтобы Россия смогла присоединиться к цивилизованным западным странам, следуя по европейскому пути не только политического или же экономического, но и во многом культурного развития. И именно поэтому он пригласил работать в свою новую столицу многих известных архитекторов, скульпторов и художников.
Петровский манир
Уже по названию понятно, что своим появлением в нашей стране этот удивительный стиль обязан первому русскому императору. Петровское барокко стало смесью итальянского одноименного направления с ранним французским классицизмом и рококо. Каждый зодчий, приглашенный в Санкт-Петербург, представлял традиции своей архитектурной школы. Именно поэтому петровское барокко отражает не совсем ясные тенденции этого периода.
Огромное стремление Петра превратить свои города в наиболее красивые и стало причиной того, что в период его правления барокко стало основополагающим архитектурным направлением. Проектирование и постройка зданий в этом стиле, который называли также петровским маниром, в Санкт-Петербурге на ближайшие несколько столетий определили развитие зодчества.
Особенности
Первый российский император стремился отойти от византийских традиций в архитектуре. Время становления этого направления приходится на 17 век. Стиль барокко Петра при этом несколько отличается от своего европейского прототипа. И в первую очередь это – рационализм, ясность и простота.
Один из главных отличительных признаков, который характеризует петровское барокко в архитектуре, — это двухцветная окраска строений: красная и белая. Другая особенность — это плоскостная трактовка в декоре.
Первыми постройками в Петербурге были мазанки, а также деревянные строения, по своим конструкциям похожие на западный фахверк. Их штукатурка требовала покраски. Поэтому подобными конструкциями и даже кирпичной кладкой «с напуском» можно было обеспечивать лишь невысокие рельефы лепных деталей или карнизов, а также пилястр и дверных обрамлений.
Описание стиля
Петровское барокко характерно использованием элементов классического тосканского или коринфского ордеров, хотя и в весьма наивной и более архаичной трактовке. Более распространены были русские простые «лопатки», которые заменяли пилястры и колонны. Окна обрамляли профилированными наличниками – чаще всего белыми на красном фоне, имеющими характерные утолщения, ушки, с применением по верху замкового камня. Углы здания в стиле барокко, а в некоторых случаях и первые этажи, оформляли рустом.
Этот праздничный и нарядный вид зодчие дополняли множеством мелких архитектурных деталей, таких как обрамления, завитки и балюстрады. Применение над всеми выступающими частями лучковых или полукруглых фронтонов считалось обязательным. Таким образом зрительно усложнялись и обогащались линии крыш.
Столь же распространена была и установка статуй или вазонов. На скатах зодчие устанавливали люкарны. Так верхняя часть многих зданий приобретала богатый декоративный и весьма сложный силуэт.
Архитекторы барокко
Еще до основания Санкт-Петербурга Петр и его послы по всей Европе стали нанимать иноземцев: зодчих, фортификаторов, инженеров. На первом этапе все здания в городе строились именно по проектам иностранных архитекторов, которые приехали на службу в Россию. И первым среди них был Доменико Трезини, построивший самые известные здания Петербурга, которые олицетворяют петровский стиль барокко. Фото Петропавловского собора – яркое тому доказательство. Его колокольня является высотной доминантой Петербурга. Граненый позолоченный шпиль собора прорезает хмурое небо в противовес растянутым приземистым линиям невских набережных.
Аналога собора в западноевропейской архитектуре практически нет. Он перекликается только с витым шпилем, расположенным на здании биржи в Копенгагене, в основе которого тоже лежит стиль барокко. Фото последнего, однако, является еще одним доказательством того, что петербургский шпиль несколько иной: и своими размерами, и граненой формой.
К числу первых зодчих, которые создавали петровское барокко, принадлежат, помимо Трезини, и Жан-Батист Леблон, и Шлютер, и Дж. М. Фонтана, а также Микетти и Маттарнови. Все они приехали в Россию по приглашению Петра. Каждый архитектор привносил в облик сооружаемых им зданий традиции, распространенные в своей стране, азы той школы, которую представлял. Помогая осуществлять их проекты, постепенно традиции европейского барокко осваивали и местные зодчие, такие как Михаил Земцов.
Отличия от московского барокко
Петровское барокко характерно именно для Петербурга. За его пределами таких строений очень мало. В частности, это Меншикова башня, построенная в Москве, а также таллиннский дворец Кадриорг.
В отличие от нарышкинского направления в Москве, петровское, представленное резким отказом от византийских традиций, доминировавших в русской архитектуре почти десять столетий, характеризуется симметрией и уравновешенностью. Выделение центра композиции, многоцветность и сдержанность в украшении, арочные или прямоугольные оконные проемы, мансардные крыши с переломом – все эти черты стиля барокко, названного в честь первого императора, стали визитной карточкой многих строений Питера.
Яркие примеры
Сегодня туристы, приезжающие в северную столицу, имеют возможность по достоинству оценить творение рук архитекторов, творивших в ту эпоху. Петровское барокко здесь представлено многими известными строениями. Это Петропавловский собор, Александро-Невская лавра, Дом Двенадцати коллегий с летним дворцом Петра I, палаты Шлютера, дворец Меншикова, Кунсткамера, над созданием которой трудились одновременно несколько человек: Маттарнови, Киавери и Земцов. Творением последнего является также Церковь Симеона и Анны.
На Васильевском острове находится еще один пример здания в стиле барокко — первый парадный дворец в Петербурге. Это была резиденция генерал-губернатора, где устраивались приемы и проходили ассамблеи. Будучи характерным образцом богатого дворца, выходящего главным фасадом на набережную, строение тоже олицетворяет петровское барокко.
Здание Двенадцати коллегий
Неподалеку расположен еще один памятник, построенный в этом архитектурном стиле. Это Дом Двенадцати коллегий. Архитектором Трезини была весьма оригинально решена задача, поставленная Петром. У этого здания в стиле барокко, представляющего собой двенадцать аналогичных построек, расположенных в одну линию вплотную друг к другу, общий сквозной коридор, растянувшийся на триста восемьдесят метров. Каждая часть имеет отдельную крышу. При этом буквально завораживающий каскад повторяющихся фронтонов и ризалитов, пилястры и наличники на насыщенном красно-белым цветом фасаде придают строению величественный вид.
Садово-парковая архитектура
Особенности стиля барокко можно увидеть не только в зданиях, построенных в ту эпоху. Не менее интересны и дворцово-парковые ансамбли. Это, например, знакомый всем Летний сад, который был разбит по особому рисунку самого Петра; Петергофский ансамбль, в основе которого, как считают специалисты, лежат впечатления первого русского императора от его посещения Версаля. Они и сегодня представляют собой достаточно значимые памятники садово-парковой архитектуры.
Летний сад стал попыткой царя сделать из большого парка «нечто поучительное». В нем были устроены фонтаны, созвучные с темами Эзоповых басен, а в специальной галерее установили найденную при раскопках в Риме и с огромными трудностями доставленную в Россию статую Венеры – древнеримскую мраморную копию эллинистического оригинала. Посетителям сада, всем без исключения, нужно было поцеловать холодный мрамор этой языческой богини. Другие статуи и бюсты были установлены вдоль аллей, так же как и «в Версалии».
Летний дворец
Этот яркий представитель петровского барокко небольшой и исключительно простой в плане планировки. Он полностью соответствовал своей задаче — обеспечению возможности для отдыха царской семьи.
Некоторые называют этот памятник в стиле петровского барокко вследствие его маленького размера «первым русским коттеджем». Будучи и архитектором, и конструктором, Д. Трезини управлял строительством этого дворца на протяжении целых четырех лет. Барельефы снаружи сделаны по мифологической теме. Целью Трезини было увековечивание победы в Северной войне. До современников прекрасно сохранились и дошли резные дубовые и ореховые расписанные орнаменты в интерьере и живописные плафоны.
В заключение
Несмотря на то что его считают не совсем соответствующим своему названию, петровское барокко по-своему уникально. При всех явно заметных заимствованиях, этот стиль несет в себе очень много индивидуальных черт. Более того, здания той эпохи не имеют в мире аналогов, они оригинальны. Фасады строений, хоть и относительно простые, но в то же время нарядные и весьма представительные. На них нет громоздких и тяжеловесных украшений, при этом выразительность достигнута минимальными деталями.
Архитектура Петровского барокко
Общие особенности архитектуры времени Петра I
Произведения зодчества русского барокко времени правления императора Петра I (1682-1725) сосредоточены в основном в городе Санкт- Петербурге и его окрестностях.
Строительство Петербурга, задуманного первоначально как порт и крепость, а в 1712 году превратившегося в столицу, происходило в условиях Северной войны, на трудных для сооружения большого города низких и болотистых берегах Невы. Необходимость обороны и задача создания флота обусловили появление двух основных опорных точек, ставших одновременно главными узлами планировочной композиции города: Адмиралтейство и Петропавловская крепость, т.е. судостроительная верфь под прикрытием мощных укреплений.
Для обеспечения единого городского комплекса было запрещено застраивать Петербург по примеру городов России прошлых столетий, т.е. с выходом зданий на улицу заборами, постройками для прислуги и хозяйственных нужд. Теперь для улиц устанавливались вехи, по которым и следовало вести застройку. Главными фасадами все дома обязаны были выходить на улицу. Весь город планировался правильными квадратами.
Для руководства развернувшимися работами в 1709 году в Петербурге был учрежден государственный орган «Канцелярия от строений». Основной функцией Канцелярии был контроль за внедрением новых строительных приемов, новых материалов и инструментов, за выполнением правил.
Потребность в новой архитектуре, неизвестных ранее типах домов, необходимость всемерного ускорения и технического усовершенствования строительства обусловили в начале XVIII века широкое привлечение иностранных специалистов, у которых можно было бы перенять современный художественный стиль. Тот архитектурный облик, который получил Санкт-Петербург к концу жизни Петра I, был создан в основном иноземными архитекторами. Здесь одновременно работали зодчие разных национальностей, носители традиций различных аспектов европейского архитектурного барокко: итальянцы Доменико Трезини, Николо Микетти, Гаэтано Кьявери; француз Жан-Батист Леблон, голландец Стефен ван Звитен, немцы Андреас Шлютер, Георг Иоганн Матарнови, Иоганн Фридрих Браунштеин, Теодор Швертфегер, Готфрид Иоганн Шедель. Они были обязаны не только строить, но и готовить русских архитекторов из учеников, работавших с ними в руководимых ими командах.
В то же время искусство архитектуры постигали посланные за границу молодые петровские пенсионеры, впоследствии ставшие крупными зодчими: Иван Коробов, Иван Мордвинов, Иван Мичурин, Петр Еропкин, Тимофей Усов и др.
Характерными чертами архитектуры петровского времени были рациональность и простота, свойственные церквям и дворцам, общественным сооружениям и жилым зданиям. Регулярное и четкое ордерное построение здесь сочеталось с барочной пластичностью архитектурных деталей.
Стиль барокко, придя в Россию, отринул прежнюю древнерусскую архитектуру в ее наиболее последовательных проявлениях. Вместе с тем новый художественный стиль все же с неизбежностью воспринял целых ряд присущих ей особенностей. Например, во многих произведениях русского зодчества первой трети XVIII века петровское барокко роднит с предыдущего времени архитектурой неордерная аппликативность в трактовке декора, хотя формы убранства стали совершенно иными по своей природе.
Здания петровского барокко имеют обычно сравнительно простые, четкие объемные решения. Фасады сооружений членятся пилястрами или лопатками, не дающими резких контрастных теней. Декоративная скульптура тесно связана с назначением здания, рассказывая о нем на языке подчас довольно сложных аллегорий. Фасады зданий нередко завершались волютообразными фронтонами. Покрытия домов носили обычно мансардовый характер и увенчивались скульптурной фигурой и обязательным шпилем.
Наряду с массовым типовым строительством создавалась и представительная архитектура столичного города. С этой целью осуществлялась парадная застройка набережных Невы жилыми зданиями дворцового типа, а в узловых пунктах города возводились крупные монументальные сооружения. Столичные дворцы отличались в это время от рядовых зданий прежде всего представительностью интерьера, повышенной этажностью, богатством барочного декора фасадов.
Петропавловский собор как репрезентант храмовой архитектуры времени Петра I
До наших дней в Санкт-Петербурге сохранилось немного зданий первой четверти XVIII века. Одно из них — знаменитый Петропавловский собор (1712-1733), возведённый по проекту архитектора Доменико Трезини в крепости, которая по имени храма была переименована в Петропавловскую.
Значение собора в архитектуре первой трети XVIII века огромно. Динамичный силуэт храмовой колокольни, увенчанной высоким золоченым шпилем, прежде напоминавшем вытянутый шатер, и флюгером в виде ангела, держащего крест, первоначально поднимался из-за стен крепости на высоту 112 ми служил наиболее выразительной вертикальной доминантой в панораме Невы и города.
Собор представляет собой удлиненное с запада на восток прямоугольное здание базиликального типа), внутреннее пространство которого мощные пилоны расчленяют на три почти равных и одинаковых по высоте пролета (длина храма -61м, ширина. — 27, 5 м, высота до карниза около 15).
Здание собора, состоящее, как и многие древнерусские храмы XVII века, из трех расположенных по одной оси частей («церковь-трапезная-звонница»), строилось не с собственно церкви, а с колокольни, которая была закончена при жизни Петра I.
Внешний архитектурный облик собора формируют ритмично расположенные пилястры большого ордера. На колокольне их характер меняется в соответствии с уровнем ярусов. Стены собора прорезаны высокими окнами, между которыми выступают лопатки; они же подчеркивают и ярусы колокольни. и ребристый барабан купола. Небольшая главка венчающая собор; покоясь на удлиненном барабане, она словно вырастает из-за декоративной восточной стены храма. С запада глава собора скрыта устремленной ввысь многоярусной звонницей.
Колокольня покрыта позолоченным сомкнутым сводом, несущим фонарик, который служит основанием шпиля. Волюты в виде контрфорсов на двух нижних ярусах башни создают гармоничный силуэт всего храмового сооружения.
Восточная стена собора украшена декоративным навершием: первоначально оно было барочно фигурным, с четырьмя скатами: двумя крутыми и двумя более пологими.
Предполагается, что стены Петропавловского собора изначально были голубыми, лопатки и наличники окон — белыми, синими были кровля и купол, увенчанный ярко позолоченной главкой. Сине-бело-голубая красочная гамма, позолота капителей пилястр колокольни, шпиля звонницы и главки купола — все это должно было удивительным образом гармонировать как с летним, так и зимним пейзажем северной столицы России.
Внутри храма размещён деревянный резной позолоченный иконостас, исполненный в стиле барокко бригадой русских мастеров под руководством Ивана Петровича Зарудного через год после победоносного завершения Северной войны.
Иконостас, выражающий пафос победы русских над шведами, имеет вид триумфальных ворот. Тем самым он весьма тонко согласован с обликом триумфальных Петровских ворот, вводящих в Петропавловскую крепость, и очертаниями восточной алтарной стены собора, вторящей силуэту крепостных ворот.
Благодаря этому композиционному приему в одно религиозно¬героическое целое оказались органично связаны космоцентрические и социоцентрические. культовые и гражданские произведения зодчества стиля петровского барокко.
Кунсткамера как репрезентант хоромной архитектуры времени Петра I
Кунсткамера/(1718-1734) — здание первого в России специально построенного музея. Сооружение задумано было как своеобразный «храм науки», который должен был объединить такие академические учреждения, как музей, библиотеку, астрономическую обсерваторию и анатомический театр.
Проект здания был разработан архитектором Георгом Иоганном Матарнови. После смерти зодчего работы по возведению Кунсткамеры возглавил вначале Николай Федорович Гербель, а позднее — Гаэтано Кьявери. Однако строительство шло с трудом, так как проект оказался технически слабым. Наконец к делу приступил Михаил Григорьевич Земцов, под руководством которого и было закончено строительство этого светского храма.
Два крыла трехэтажного здания на цокольном этаже объединяет четырехъярусная башня, нижний объем которой имеет в плане сложную конфигурацию, делающую ее силуэт удивительно стройным.
Фасад Кунсткамеры интересен варьированием простейших барочных элементов, подчиненных общей композиции здания с доминантой башни.
Центральная часть сооружения отличается от других частей фасада сложными поворотами к поверхности протяженной стены, нечетным числом осей пилястр на высоту всех четырех этажей. Только башня Кунсткамеры имеет контрастное противопоставление оконных проемов по размерам, а также чередование глухих ниш с полукруглым верхом и прямоугольных оконных проемов.
Основной блок здания имеет единую фасадную плоскость, в которой выделены фланги. Несмотря на равное число осей, боковые части сооружения резко отличаются от промежуточных в оформлении фасадов. Каждая из боковых частей благодаря энергичному фигурному фронтону во всю ее ширину и сближению окон по горизонтали обладает некоторой композиционной самостоятельностью. Кунсткамера, подобно многим другим крупным сооружениям времени Петра I, структурирована из отдельных павильонов, сросшихся в единый архитектурный организм.
Сложность ритмической организации фасадов здания особенно примечательна при простоте общей объемной схемы сооружения и нерасчлененности его основного блока ризалитами.
На фасадах Кунсткамеры преобладают вертикальные членения. Пилястры, родственные стене своей плоскостной природой, образуют одну вертикальную «гребенку», которая смещена на полшага относительно другой «гребенки», составленной из наличников окон и межоконных вставок на их вертикали. Вертикальные ряды окон и пилястр читаются яснее, чем горизонтальные ряды, которые не так ощутимы из-за криволинейного верха окон.
В общем социоцентрическое по своему хоромному назначению здание Кунсткамеры имеет достаточно четкий космоцентрический архитектурный облик храмового характера. Культовую ориентацию сооружения, помимо уже обозначенных элементов, подчеркивает венчающий центральную башню шар — устойчивый символ единства конечной и бесконечной сфер, Дольнего и Горнего миров.
Дворец Монплезир как репрезентант архитектуры рококо в российском зодчестве XVIII века
В первой четверти XVIII века одновременно со строительством Петербурга велось сооружение загородных резиденций и дач по берегам Фонтанки и Финского залива (Петергофа, Стрельны, Ораниенбаума, Екатерингофа, Ближних и Дальних Дубков, Фаворита).
Петергоф (Петродворец) с его прекрасно распланированными парками, фонтанами и каскадами, пышно декорированными золоченой и мраморной скульптурой, с его дворцами (Большим и Монплезиром) и парковыми павильонами (Эрмитажем и Марли) является блестящим ансамблем социоцентрического аспекта стиля петровского барокко, гармонично объединившего достижения древнерусской архитектуры с элементами художественных стилей западноевропейского классицизма, барокко и рококо.
Задуманный в подражание регулярным партерным паркам Европы и, в первую очередь, Версалю, Петергоф в завершенной форме получил совершенно оригинальный вид. Неповторимое своеобразие ему придали близость моря, расположение дворца на гребне естественного холма на берегу Финского залива, обилие так называемых «водных затей».
Архитектура Петергофа показывает, что зодчество России петровского времени, только что преодолевшее древнерусский этап своего развития, восприняло, освоило и оригинально переработало не только уходящий в прошлое стиль позднего европейского барокко, но и ультрасовременный для Западной Европы модный художественный стиль рококо.
Наиболее полно сохранился до наших дней барочно-рокайльный дворец Петра I Монплезир (1714-1723), над созданием которого в разные годы трудились немецкие, французские и итальянские специалисты в области стилей Барокко и Рококо, такие как Андреас Шлютер, Иоганн Фридрих Браунштейн, Жан-Батист Леблон, Николо Микетти.
Петровское барокко
Сущность петровского барокко
Определение 1
Петровское барокко – термин, применяемый историками искусства по отношению к архитектурному стилю, одобренному Петром I. Этот стиль широко использовался в период его правления в строительстве зданий в новой столице империи – Санкт-Петербурге.
Стиль ограничен временными рамками с 1697 по 1730 (время правления Петра и его непосредственных преемников). Петровское барокко представляло собой архитектурный стиль, ориентировавшийся на голландские, немецкие и шведские образцы. Прообразы петровского барокко из Западной Европы были весьма эклектичными зданиями, поскольку влияние «интернационального» варианта архитектора Бернини смягчалось пристрастием к французскому классицизму и отголосками готической старины.
Рисунок 1. Меньшиковский дворец. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Петровское барокко характеризуется простотой объемных форм, четкостью и сдержанностью убранства, а также плоскостной трактовкой фасадов. В отличие от нарышкинского стиля, также набиравшего популярность в этот период в Москве, петровский петербургский стиль представлял собой решительный разрыв с византийскими архитектурными традициями, которые сложились в российской архитектуре и доминировали на протяжении многих веков. Однако, наблюдались и отличия от голицынского барокко, которое вдохновлялось формами итальянского и австрийского Возрождения.
В число первых архитекторов петровского барокко относят таких личностей, как:
- Жан-Батист Леблон;
- Доменико Трезини;
- Андреас Шлютер;
- Дж. М. Фонтана.
Все эти специалисты прибыли в Россию по приглашению Петра I из Европы. Каждый из вышеперечисленных архитекторов внес в облик строящегося города частичку своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курировали работу европейских специалистов русские зодчие (например, известный архитектор Михаил Земцов).
Специалисты считают, что некоторые московские здания, построенные там до начала планомерной застройки Санкт-Петербурга, являются прообразом объектов петровского барокко. Например, Лефортовский дворец (1699, архитектор – Д.В. Аксамитов) и церковь Архангела Гавриила (1707, архитектор – И. Зарудный). В таких зданиях ордерные элементы фасадов комбинировались с элементами московского барокко. Примечательно, что сочетанием элементов московского и петровского барокко отметилось пришедшее им на смену елизаветинское барокко.
Меньшиковский дворец и Летний дворец
Дворец князя Меньшикова стал первым каменным сооружением в новой столице. Строительные работы длились четыре года и были завершены в 1714 году. Известно, что проект дворца принадлежит европейским архитекторам Джованни Мария Фонтана и Готфриду Шеделю. На момент постройки трехэтажное здание с мансардой являлось самым роскошным в Санкт-Петербурге. Здесь часто проводились различные торжественные мероприятия царской семьи. Например, свадьба царевича Алексея с немецкой принцессой Шарлоттой Софией проходила в залах этого дворца.
Летний дворец Петра I был построен в период с 1710 по 1714 годы и сразу стал образцом жилища для дворян и аристократов. Однако, внешняя отделка дворца и внутренняя его планировка несколько отличались от многих зданий-собратьев.
Двухэтажное каменное здание было построено в голландском стиле по проекту архитектора Доменико Трезини. Фасады дворца выглядят весьма изысканно, они украшены терракотовыми барельефами, изображающими военные столкновения времен Северной войны (автор – Андреас Шлютер). Внутренняя планировка характеризуется относительно простыми решениями для того времени: в нем всего четырнадцать жилых помещений и две кухни.
Надо сказать, что многие современники Петра I находили архитектуру дворца неподходящей для царской резиденции. Один из послов даже назвал его «жалким домом, несоразмерным со всем остальным». После смерти императора во дворце жили члены императорской семьи, а также царские сановники.
Творчество европейских архитекторов
Как уже отмечалось выше, одним из ведущих архитекторов петровского барокко был Доменико Трезини. Работавший в Голландии итальянец по происхождению внес в петровскую архитектуру черты северо-европейского барокко. Трезини является автором одного из уникальных объектов своего времени – Петропавловского собора (1733). В основе этого сооружения заложена трехнефная базилика, которая до этого момента была чужда русской архитектуре. Архитектор дополнил собор высокой колокольней (120 метров), которая на момент строительства была основной доминантой города. Также Доменико Трезини разрабатывал проекты типовых образцовых домов для массовой застройки.
Рисунок 2. Петропавловский собор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Француз Жан-Батист Леблон, также работавший в Санкт-Петербурге, был учеником Андре Ленотра (французского ландшафтного архитектора). Петр назначил специалиста на должность генерал-архитектора. В его обязанности входило руководство многими архитектурно-строительными работами. Например, известно, что Леблон разработал проект генерального плана Санкт-Петербурга, а также являлся автором парадных архитектурных ансамблей (Петергоф, Стрельня, Царское село).
Архитекторам-европейцам отводилась ведущая роль в строительстве новой столицы. Однако, уже в 1716-м году Петр I отправил за границу 20 дворянских детей для обучения. Среди получивших европейское строительное образование в этот период были такие архитекторы, как Иван Устинов, Иван Мичурин, Иван Коробов.
Известно, что Михаил Земцов фактически замещал Доменико Трезини, а позже и вовсе возглавил работы в Санкт-Петербурге. Он курировал возведение царских дворцов и парков. Земцов был автором церкви Симеона и Анны в Петербурге (1734), в её архитектуре удачно были соединены крестовокупольная церковь и европейское барокко.
Однако, великолепное и пышное петровское барокко просуществовало совсем недолго и уже к середине XVIII века ему на смену пришел строгий классицизм.
ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО — условное наименование совокупности явлений в российской архитектуре конца XVII — 1-й трети XVIII веков.
Развитие архитектуры в это время отличает ускоренный, скачкообразный и полистилистический характер, что было следствием ускоренного перехода от средневековой традиции к Новому времени. На практике это выразилось в стремлении как можно быстрее перенять современный художественный и архитектурный язык Западной Европы (преимущественно Голландии, Италии, Франции, Германии). Два основных направления Петровского барокко связаны с главными политическими центрами — Москвой и Санкт-Петербургом. В Москве к ключевым гражданским постройкам этого периода относятся Лефортовский дворец с чертами нарышкинского барокко (1697-1698 годы, архитектор Д.В. Аксамитов), усадьба Ф. Головина в русле голлландского классицизма (1701-1703 годы, не сохранилась), Главная аптека с колоссальным римским дорическим ордером, выполненным из поливных изразцов (1700-е годы, не сохранилась), перестройка Аверкия Кириллова палат в русле голландской архитектуры XVII века (образец трансформации традиционного типа жилища в новый — городской особняк; 1703-1711 годы) и Лефортовского дворца в духе палладианства XVII века (1706-1708 годы, архитектор Ф. Фонтана).
Наиболее репрезентативной сферой московского зодчества Петровское барокко стало церковное строительство. Храмы этого времени в Москве и подмосковных усадьбах можно разделить на 3 группы: эволюционную, развивающую тенденции предыдущих эпох [церковь Ивана Воина на Якиманке (1704-1713 годы), сочетающая традиционное построение плана «кораблём» и новаторское использование купольного перекрытия с люкарнами], «протестантскую», для которой характерны стремление к центрической объёмно-пространственной композиции, скупой декор, использование пилястрового ордера и плоских обрамлений (увенчанная звонницей со шпилем вместо традиционной главы церкви Святых Петра и Павла на Новой Басманной улице, 1705-1728 годы; квадратная в плане церкви Спаса Заиконоспасского монастыря, 1702-1719 годы, и др.) и тяготеющую к католическим барочным образцам (церковь в Дубровицах, Архангела Гавриила церковь в Москве). Развитие московского варианта Петровского барокко резко прервалось в 1714 году, когда Петром I был издан беспрецедентный указ, запретивший строительство из камня по всей России, за исключением Санкт-Петербурга.
В отличие от Москвы, петербургский вариант петровской архитектуры был намного сильнее оторван от традиции и программно ориентирован на утверждение в российской архитектуре современных западных образцов. Домик Петра I «Красные хоромы» на Городовом острове (1703 год) и Летний дворец [1710-1714 годы, архитектор Д. Трезини (?)] решены в духе рядовой бюргерской застройки Северной Европы. Дворец А.Д. Меншикова на Васильевском острове (1710-1720-е годы, архитекторы Ф. Фонтана, Трезини, Г. Шедель) и Зимний дворец [1711-1712 годы, Трезини (?)] отличают, как и московские памятники, использование пилястрового ордера и минимализм декора, характерные для итальнского и голландского классицизма XVII века.
Петропавловский собор (1712-1733 годы, Трезини) выдержан в русле протестантской традиции церковного строительства, но также воспроизводит характерный тип главного городского собора Балтийского региона (как и церковь Исаакия Далматского, 1717-1727 годы, архитекторы Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Киавери, М.Г. Земцов). Для архитектуры Кунсткамеры (1718-1734 годы, архитекторы Маттарнови, Гербель, Г. Киавери, Земцов) характерно сочетание барочно активной, динамичной композиции центральной башни и плоского непластичного декора фасадов. Аналогичными чертами обладает здание Двенадцати коллегий с динамичной протяжённой композицией и плоским фасадным рисунком (1722-1742 годы, Трезини). Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры (1719-1731 годы, Т. Швертфегер; позднее перестроен) с 2 башнями-колокольнями на зап. фасаде и мощным куполом получил развитое барочное оформление.
В загородных ансамблях использовались французские образцы, в частности Версаль (ансамбль Стрельны, 1717-1725 годы, архитекторы А. Леблон, Н. Микетти). В Петергофе, главной резиденции периода Петровского барокко, были возведены дворец Монплезир с садом в голландском духе [1714-1723 годы, архитекторы А. Шлютер (?), И.Ф. Браунштейн], дворец с флигелями-павильонами и галереями на верхней террасе и обширный регулярный парк с павильонами на нижней террасе (1714-1723 годы, Браунштейн, Леблон, Микетти, М.Г. Земцов), а также устроенные на итал. манер каскады и фонтаны в Нижнем парке (архитектор Микетти), выполненные в духе французского Регентства стиля дворец Марли и павильон Эрмитаж (оба — 1721-1723 годы, Браунштейн).
Петровское время заложило основы развития российской архитектуры XVIII века, переведя её из системы средневековых приёмов в сферу современной западноевропейской архитектурной практики (так, в процессе проектирования впервые начали использовать чертежи). Для этого понадобилось воспитать новое поколение русских зодчих: отечественные архитекторы получали образование за границей в рамках пенсионерских поездок или работая под началом иностранных зодчих в России.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Петровское барокко
Прогулка по Санкт-Петербургу
Галерея «К.арт.ина», представляющая в г. Алматы живопись признанных мастеров из Академии Художеств г. Санкт-Петербурга, продолжает серию виртуальных прогулок по Петербургу.Та форма, в которой барокко впервые воплотилось в России, весьма отдалённо соответствует современным представлениям об этом архитектурном направлении.
Сейчас для нас барокко — это знаменитая «жемчужина неправильной формы», головокружительное обилие архитектурных, скульптурных и живописных изысков, синтез которых является наиболее характерной чертой исконного итальянского и зрелого русского, «елизаветинского» барокко, наиболее известного всему миру благодаря бессмертным шедеврам Франческо-Бартоломео Растрелли.
Но что же было до расцвета барокко, что предшествовало появлению шедевров Растрелли? На самом деле, свои истоки русское барокко берёт в конце XVII века, и, как многие новшества той эпохи, было привито в России Петром I и реализовано в «граде Петровом», которому было суждено стать «окном в Европу», и своим европейским архитектурным и культурным шиком на многие годы затмить лубочную Москву. Однако, адаптация барокко в России не была безоговорочным перенятием европейского опыта — барокко в России обогатилось национальными особенностями и приезжих архитекторов, и, конечно, отечественных мастеров. Петр I был в первую очередь человеком деловым, и главным его требованием к постройке города и декорированию зданий была регулярность, то есть, деловитость и логическая размеренность, простота объёмных построений и сдержанность декора. Наиболее характерной постройкой времён петровского барокко была Петропавловская крепость и комплекс её сооружений, в частности, Петропавловский собор, возведённые Доменико Трезини.
Несмотря на то, что она задумывалась как фортификационное сооружение, Петропавловской крепости не суждено было выполнять свою прямую функцию. Однако, на её долю выпало участие во множестве других захватывающих исторических событий и обладание значительной и динамичной ролью в истории России. Например, она является памятником победе над шведами в 1789. Об этом свидетельствуют многочисленные барельефы и аллегорические скульптуры, составляющие монументальное убранство крепости.
На аттике Петровских ворот крепости размещен барельеф «Низвержение Симона Волхва апостолом Петром», что, согласно незамысловатому языку аллегорий петровского времени, символизирует «низвержение» шведской военной мощи русским флотом.
Та же мысль звучит в оформлении Невских ворот крепости.
Бастион императрицы Екатерины Алексеевны
Кроме того, в крепости находится Великокняжеская усыпальница, хранящая останки представителей царской фамилии,
что нисколько, впрочем, не смущает многочисленных бутафорских самодержцев, добродушно окрещённых петербуржцами «петьками» и беспечно разгуливающих вокруг на потеху туристам.
Однако, наиболее выдающаяся часть ансамбля Петропавловской крепости — Петропавловский собор, который также можно причислить к наиболее узнаваемым архитектурным символам Санкт-Петербурга.
В особенности знаменита колокольня собора, высота которой вместе со шпилем достигает 122,5 метра (уровень так называемой «точки ангела». Ангел — фигура весьма значительных размеров — при росте 3,2 метра размах золотых крыльев составляет 3,8 м). Именно колокольне Петропавловского собора, а точнее, указу Петра, Петербург обязан тем, что в исторической части города нет зданий, превышающих её по высоте. Это не только очередное утверждение государственной мощи России архитектурными средствами, но и обеспечение силуэта города сильной вертикальной доминантой, противопоставленной, как и многие другие городские шпили (например, Адмиралтейская игла), горизонтали Невы.
То, что собор увенчан не куполом, а шпилем, также указывает на его принадлежность к постройкам раннего петербургского барокко. К другим характерным признакам относится то, что колокольня имеет мощное прямоугольное основание, что подчёркивает массивность сооружения. Единственный элемент декора, оживляющий глухое пространство стен — пилястры. Вход в собор обрамлён восьмиколонным портиком без фронтона.
Уровни трёхъярусной башни сочленены волютами, которые также можно заметить над пилястрами первого этажа. Когда-то, во времена, когда Петербург ещё не до конца оделся камнем и был застроен, природа занимала гораздо большую часть его площади. Так, Летних садов (как и Зимних дворцов) в своё время было целых четыре, и располагались они там, где сейчас, щеголяя монументальной скульптурой и славой зодчих, стоят дворцы.
Однако, город рос, и уцелеть было суждено только Летнему саду Петра I, к планировке которого царь и сам приложил руку.
Это свидетельствует о том, насколько важную роль Петр I отводил Летнему саду. Известно, что по замыслу Петра, сад предназначался не только для летнего пребывания царя и устраиваний «шумств», но и для приёмов иностранных послов, перед которыми ударить лицом в грязь было никак нельзя
Поэтому, Петр не только лично озаботился вопросами геометрической планировки садового комплекса, но и принимал активнейшее участие в оформлении сада.
Поскольку дело было в эпоху барокко, пусть и раннего, не обошлось без знаменитого синтеза искусств: Летний сад сочетает в себе шедевры фонтанного и садово-паркового дела и скульптуры.
После недавней реконструкции Летний сад принял именно тот вид, что имел во времена Петра, и стал во многом походить на имперски величественный Петергоф. Летний дворец Петра, также воздвигнутый Д. Трезини, выходит восточным фасадом на Фонтанку.
Поскольку, дворец предназначался по большей части для жилья и работы, он выполнен с деловитой строгостью в оформлении фасадов. Углы здания отделаны крупным горизонтальным рустом — под «грубый камень». Четырёхскатная «голландская» крыша напоминает о любви Петра к этой стране и подчёркивает общее ориентирование на образцы гражданской архитектуры Голландии, присущее раннему петербургскому барокко.
Патриотическая тема победы над шведами и становления могущества русского флота была на тот момент весьма популярна и в особенности близка Петру, который принял самое непосредственное участие в обоих событиях, и поэтому фасады резиденции Петра опоясаны скульптурным фризом работы Андреаса Шлютера, аллегорически повествующем о прорыве России к Балтийскому морю.
При этом остается неясным — является ли использование сюжета про Аполлона, преследующего Дафну, в контексте героического пафоса барочной шуткой или проявлением петровского художественного простодушия.
Фотографии и текст предоставлены Анной Пахомовой.
Петровское барокко | Культура и искусство Уроки культуры
Итальянское барокко отражало расцвет эпохи абсолютизма в XVI-XVIII веках.Этот стиль в архитектуре отличали:
- сложные криволинейные формы,
- динамизм,
- пышность,
- причудливость.
Допетровская архитектура XVII века в России носит название «русское узорочье», воплощенное в основном в храмовой архитектуре и носившее следы византийских традиций Московской Руси. На основе синтеза этих течений возникло «русское барокко»: вначале московское, затем петровское, хотя они значительно отличаются друг от друга,
а вместе — от западноевропейского барокко.
Петровское барокко возникло в результате совместного творчества ряда приглашённых Петром I западноевропейских архитекторов, в основном итальянских и французских.
В то же время первые (в основном деревянные) здания города не несли стилистической нагрузки — шла затяжная Северная война. Строилась крепость, порт, верфь, а вокруг них на скорую руку возникали казармы, дома для офицеров, торговые ряды, слободы.
Отрезок времени, в течение которого преобладало петровское барокко, можно примерно датировать 1703-1740 годами.
Значительное влияние оказывала немецкая и голландская рациональная, но сдержанная в формах архитектура.Поэтому здания петровского барокко отличались от современного ему итальянского и французского барокко.
В этот период в городе строились в основном простые (прямоугольные в плане) и внешне незатейливые здания. Лепнина, колоннады, портики практически не применялись.
Иногда элементы архитектурных ордеров лишь обозначались на фасаде, выделенные белым цветом на интенсивном красном, розовом голубом фоне. Фасады часто снабжались фронтонами, пилястрами, волютами, кровли — шпилями и подчеркивались вертикальные и горизонтальные элементы. Внутренние помещения располагались часто анфиладой. Европейские архитекторы привезли с собой также опыт устройства внутреннего водопровода и смывных туалетов. мелкая расстекловка
Фортификационная и храмовая архитектура отличались простотой и наивным изяществом (колокольня Петропавловского собора, церковь св. Пантелеймона, Петровские ворота Петропавловской крепости и др.).
Архитекторы той поры — в большинстве иностранцы, приглашенные Петром I. Наиболее известны:
- Д. Трезини,
- Ж.-Б. Леблон,
- Дж. М. Фонтана,
- А. Шлютер,
- М. Г. Земцов.
Основными архитектурными объектами, сохранившимися до наших дней, являются
Петропавловский собор
Летний дворец Петра I
Меншиковский дворец
Кикины палаты
здание Двенадцати коллегий
Александро-Невская лавра (Благовещенская церковь)
Кунсткамера
Дом Троекурова
Итальянский дворец А. Д. Меншикова в Кронштадте
Большой Петергофский дворец
Дворец Марли в Петергофе
Дворец Эрмитаж в Петергофе
Дворец Монплезир в Петергофе
Не сохранились Троице-Петровский собор, Церковь рождества Богородицы на Невском проспекте (1733—1737), Подзорный дворец, Дворец Петра I в Кронштадте и др.
http://mini-spb.ru/guide/historical_information/architectural_styles/barokko/peter/
16.07.2013