Черты рококо: Стиль рококо. Черты стиля рококо в архитектуре, интерьере, в одежде, живописи, фото стиля рококо

характерные черты в дизайне и архитектуре прошлого и настоящего

Стиль рококо — это последняя фаза, естественное завершение барокко. Его даже называли «королевский стиль», поскольку мода диктовалась фаворитками короля. Наряду с названием рококо часто употребляется слово рокайль.

Развитию рококо способствовали художники-декораторы, граверы, резчики, ювелиры, бронзовщики, издававшие альбомы рисунков и гравюр с декоративными элементами. Роль динамичных криволинейных форм, значимых уже в барокко усиливается. Линии сохраняют динамичность, но становятся более расслабленно-грациозными, асимметричными и живописными.Это в-первую очередь заметно в лепном декоре, который не подчиняется теперь архитектурной конструкции. Он кажется плывущим и колеблющимся подобно морским волнам. Вся орнаментика отличается легкостью, тонкостью, изяществом.

  1. Характерные признаки рококо
  2. Национальные особенности в разных странах
  3. Особенности мебели и декора
  4. Тонкости архитектуры

Характерные признаки рококо

В модных цветочных орнаментах все элементы изогнуты и часто переплетены с многочисленными завитками волютами. Консоли, декоративные завершения окон и дверей нередко выполнены в виде растительных композиций. Получает распространение мотив листа и побегов аканта, морских волн и пены. Но особенно популярна форма раковины, которая присутствовала и в барокко, но теперь обрела «рокайльные» черты и превратилась в более стилизованный, порой еле узнаваемый завиток с причудливым изгибом.

Расписывались и стеновые деревянные обшивки (панели). Фон обычно делался приглушенным (цвета морской волны, серый, светло-желтый, лиловый, розовый) и оттенялся более интенсивным цветом лепнины и резьбы. К примеру, белое с оттенком слоновой кости панно обрамлялось позолоченной лепниной. Другие варианты — использование двух цветов в гармоничном сочетании или тёмных и светлых оттенков одного цвета. Исключительно гармоничное живописное оформление помещений, даже несмотря на свою полихромию, создавало ощущение света и безмятежности.

Лукавая грация стиля проявляется в склонности ко всему забавному и вычурному. Модным становится украшать интерьер приятными вещицами, безделушками — например, статуэтками, вазами, шкатулками из фарфора. Их расставляют повсюду: на столиках, каминных полках, в горках, на специальных подставках-консолях. Самим изделиям порой придаются игривые, не лишенные эротизма формы.

Национальные особенности в разных странах

На память приходит известная золотая ваза для фруктов из дворца Малый Трианон, которая была отлита в форме несравненной груди Марии Антуанетты. Более изысканные и причудливые очертания приобретают и фарфоровые стенники. Сам фарфор из Китая и Японии, поставлявшийся Ост-индскими компаниями, был дорогим и оставался предметом роскоши.

Непревзойденной считалась грация саксонских статуэток из фарфора, поражавшего блеском и полихромией поверхности. Тамошние мастера изготовляли фигурки пастушек, Арлекина и Коломбины, аллегорий времён года, представителей разных национальностей («китаец», «итальянка»).

Севрская мануфактура славилась фарфором с белым матовым или цветным фоном (густо-синим, бирюзовым, нежно-розовым) в сочетании с позолотой. Преобладали цветочные орнаменты, изображения букетов, птиц, гирлянд, пейзажей и амуров.

Мастера Руана были известны изделиями с лучеобразным рисунком, состоящим из ламбрекенов, имитаций кружева, расположенных строго симметрично. Подобной росписью чаще всего покрывались блюда. Орнамент наносился синим по белому фону или по позолоте. Края блюд делались волнистыми. Мастера Мустье использовали роспись в два цвета — желтым и зеленым, рисунок представлял собой мелкий орнаментальный узор из полевых цветов или пейзаж.

В Страсбурге, в подражание Саксонскому фарфору, производились статуэтки, а также фарфоровая посуда с орнаментом, получившим название «страсбургские цветы» (пионы, розы). Колористика строилась на нежных тональных сочетаниях пурпурного и зелёного по белому фону.

Голландские мастера по-прежнему, как и в эпоху барокко, были поставщиками в Европе ваз для тюльпанов. Теперь, в духе моды, этим вазам придавалась форма китайских пагод. Изготовляли и керамические изразцы с кобальтовым рисунком в виде мелких цветочных узоров, пейзажей, галантных парковых сценок.

Особой тонкостью и невесомостью отличались рокайльные изделия из стекла — материала, который в XVIII столетии ценился особо. Получают распространение предметы из поташного и содового стекла, хрусталя. Стеклянные предметы самой разнообразной формы покрываются резьбой, гравировкой, росписью эмалями. Иногда английские стеклодувы оформляют ножки бокалов внутри переплетёнными нитями молочного стекла.

Ножки бокалов, произведенных в Германии, сильно огранены, чаши покрыты кружевным узором, надписями, пейзажами. Вообще формы ножек бокалов отличались чрезвычайным разнообразием (более 100 видов оформления), что, безусловно, характеризует высочайшее мастерство, вкус и изощрённость работы мастеров рококо.

В Невере, в долине Луары, изготовляли из стекла фигурки, расписанные эмалевыми красками. Из цветного стекла делали масляные лампы и забавные сосуды в форме кольца, состоящие как бы из одних криволинейных линий. Венецианские мастера острова Мурано в эпоху рококо славились своими бутылями цилиндрической формы с расширяющимся кверху туловом. Эти бутыли были украшены награвированными или расписными гербами владельцев.

Рококо в современной спальне

Мурано же по-прежнему был центром изготовления люстр, из подкрашенного стекла и сосудов из непрозрачного стекла с эмалевой росписью. Признаком хорошего вкуса и определённого достатка являлось наличие в доме произведений из богемского хрусталя с ювелирной гравировкой. Особый способ пунктирной гравировки по стеклу использовали голландские художники. Она осуществлялась алмазом и молоточком, а наносимые точки имели разную густоту.

Испанские стеклодувы создавали традиционные сосуды с лепными ручками, широким раструбом устья и сетчатым орнаментальным узором у горла. Очень живописно выглядели в обиходе сосуды «порро» с длинным носиком, из которого вино попадало прямо в графинчики-сетрилы с длинным сливом (по форме они напоминали готические сосуды), и сложной формы изделия «альмарратха», предназначенные для розовой воды, с четырьмя носиками вокруг горла.

Изготовлением разнообразных багателей занимались мастера-ювелиры. Изысканную, грациозную форму имели с чеканным узором, канделябры в форме стреляющего из лука Эрота или Дианы, ансамбли статуэток, расставлявшиеся на столах или в горках.

Вазы из китайского или севрского фарфора часто делались в монтировке из бронзы — материала, в эпоху рококо считавшегося очень ценным. Из бронзы изготовляли крупные консоли по сторонам каминов, изображающих Флору, Диану, амуров, Зефира.

Из нее делались накладки на углах и ножках мебели («башмачки»), настенные бра с изогнутыми рожками, жирандоли, украшенные хрустальными подвесками в форме слезы, кронштейны для подвешивания люстр. Бронзовыми были и футляры часов, украшенные скульптурными изображениями бога Аполлона, амуров или экзотических восточных персонажей — китайцев, турок, индусов.

Рококо на современной кухне

Ценились бронзовые каминные подставки для дров, каминные решетки, украшенные гербами владельцев особняков. В расстановке мебели господствовала асимметрия. В мебели ценилась не парадность, а комфортабельность и изящество, диктовавшие формы и декор. Материалом в основном служили орех и бук, красное и черное дерево, плюс обильное украшение бронзой, интарсией и росписью. В создании предметов на равных участвовали столяр, резчик, бронзовщик, золотильщик, лакировщик.

Беседовать теперь было модно лежа или сидя, поэтому возникают свободно передвигаемые легкие стулья, кушетки-канапе и небольшие кресла. Все эти предметы расставлялись живописными группами и имели кокетливые «башмачки» на ножках. Кресла стали чрезвычайно разнообразными по форме. Спинки скругляются и выгибаются, напоминая скрипку.

Кресла «бержер» имеют низкое мягкое сиденье, легкие подлокотники и высокие боковины, соединённые обивкой со спинкой, предохранявшей голову от сквозняков. Кресла «маркиза» подобны маленькому канапе для двоих. Кресла «дюшес» имеют подставку для ног, а «дюшес-бризе» состоят из двух частей — самого кресла и приставной подставки для ног.

Кресла-шезлонги позволяют лежать, как и диванчики-канапе со спинкой в виде гондолы. Изысканно и грациозно выглядит кресло «султанша» с двумя раздвоенными спинками. В спинки кресел часто вставляли кашпо с живыми цветами.

Рококо в дизайне современной спальни

Особенности мебели и декора

Мебель рококо производит радостное, нарядное впечатление. Деревянные части нередко покрывались зеленой или синей краской, а резной декор золотился. Полихромия достигалась й с помощью обивки легкими светлыми тканями — китайским полосатым или затканным цветным шёлком, белым атласом, разнообразными гобеленами, которых существовало более 400 видов.

Столы, которых насчитывалось около 20 разновидностей, сделались в основном малогабаритными. В широкий обиход вошли столы-консоли, ставившиеся под зеркалами вдоль стен, французские и немецкие столы-бюро с изогнутыми ножками и множеством ящичков, голландские столы-кабинеты криволинейной формы, украшенные бронзовыми накладками, английские ореховые «холостяцкие комоды» и ореховые столы «кошки» на трех точеных ножках в виде лапок.

Рококо в современной спальне

Более изящные очертания приобретают и кровати. Они имеют две спинки и иногда — легкий шелковый балдахин, который крепится теперь не на колонках, а под потолком и конструктивно не связан с кроватью. Кровати с одной спинкой называются «французскими», они невысокие, украшены резным декором.

Портьеры в залах делаются из светлых шелковых тканей с мелким рисунком. По-прежнему распространены гобелены и шпалеры. В связи с уменьшением габаритов помещений, они отличаются меньшими размерами, более легким рисунком, светлой цветовой гаммой.

В эстетических трактатах о природе, посвященных пейзажному парку, появляется термин «живописный». В этой не испорченной человеком среде происходит игра в идиллию на природе — сельскую простоту, которую так ценило рококо. Среди зелени лугов сооружаются павильоны в виде молочен, ферм, мельниц, руин. Своей эфемерностью они напоминают театральные декорации.

Рококо в современной спальне

Тонкости архитектуры

Фонтаны превращаются в декоративные ансамбли в форме раковин. Они украшаются статуями Нептуна, фигурками дельфинов, рельефами с аллегорическими изображениями времен года, навевающими меланхолические размышления. Эту иллюзорную и бутафорскую архитектуру дополняют беседки в турецком стиле или в виде китайских пагод.

Связь архитектурного сооружения и сада в рококо всегда выразительно акцентирована. Окна отелей подчеркнуто велики, двери широко распахнуты в сад. Он словно входит в интерьер особняка, и этому аккомпанируют все элементы декора — живопись, лепнина, тканое убранство.

В садах много уютных уголков для уединения, неожиданных встреч, меланхолических размышлений. В них много неожиданного — лабиринты из растений и раковин, извилистые дорожки, небольшие насыпные холмики, имитирующие естественные природные образования, «зачарованные острова» с круглыми изящными храминами и скульптурой. К середине XVIII века стиль рококо исчерпал свои возможности.

Этот легкий и изящный стиль, обязанный своим происхождением французской культуре, тем не менее, логически ясно завершал развитие европейского барокко. А выраженной апелляцией к человеческим чувствам предварял многие тенденции романтизма XIX столетия.

Если вы ищите новые иди для дома, почитайте о дизайне ванной в красном цвете и выберите лучший цвет для спальни.

РОКОКО: истоки, эстетика и характерные черты стиля

    В XVIII веке западноевропейское искусство становится едва ли не главным объектом острых дискуссий, точкой столкновения различных мировоззрений, отражающих общую картину смешения и и разнообразия форм его существования. Современники спорили об отношении искусства и природы, о роли и назначении художника и зрителя, соотношении правды и вымысла. Характерной особенностью этого времени стал неоспоримый факт не постепенной сменяемости, а одновременного существования барокко, классицизма, рококо и сентиментализма.

    Как же в этой непростой ситуации «уживались» классицизм и господствующие более полувека идеалы барокко, столь не схожие и во-многом даже противоположные по своей сути стили?

    Классицизм был первым четко оформившимся направлением в европейском искусстве, создавшим собственную эстетическую программу, выработавшим строгие правила художественного творчества и свою идеологическую ориентацию (Если в начале искусство классицизма было неотделимо от идеи абсолютной монархии и являлось воплощением целостности, величия и порядка, то позднее, в форме так называемого революционного классицизма, родиной которого являлась Франция, оно служило противоречивым идеалам борьбы против тирании и утверждение гражданских прав личности. Но на последней стадии своего развития классицизм стал активно выражать идеалы наполеоновской империи — недаром своё художественное продолжение он нашел в стиле ампир).

    Искусство барокко, о котором достаточно подробно было рассказано в предыдущих постах (кому интересно, можете найти их по соответствующему тэгу), в большей степени опиралось на интуицию, чем на рациональное начало, поэтому никакой теории не создало. Классицизм отказался от принципиальной противоречивости барокко и отверг его главный девиз: «Кто не нарушает правил, тот не поэт». Признавая только гармонию и порядок, классицизм «выпрямил» причудливые формы барочного искусства, перестал трагически воспринимать духовный мир человека, а основной конфликт перенес в сферу отношений между отдельной личностью и государством.

    Барокко, почти окончательно изжившее себя и пришедшее к логическому завершению, уступило место классицизму. Но истинным наследником барокко стал не классицизм, а другой стиль — рококо.

Рококо в изобразительном искусстве:
Жан Оноре Фрагонар «Счастливые возможности качелей» (1766 г.)

  В 20-е годы XVIII века во Франции сложился новый стиль искусства — рококо (от фр. rocaille — раковина). Уже само название раскрывало главную, характерную черту этого стиля — пристрастие к изусканным и сложным формам, причудливым линиям, во многом напоминавшим силуэт раковины.

    Раковина то превращалась в сложный завиток с какими-то странными прорезями, то в украшение в виде щита или полуразвернутого свитка с изображением герба или эмблемы.


  Во Франции интерес к стилю рококо ослабел уже к концу 1760-х годов, но в странах Центральной Европы его влияние было ощутимо вплоть до конца XVIII столетия.

    Искусство рококо формировалось в эпоху духовного кризиса абсолютистской власти во Франции. Отражавшие идеалы и настроения высших слоев французского общества, оно не могло не испытывать на себе влияния аристократических заказчиков.

    Главная цель искусства рококо совершенно гедонистическая — доставлять чувственное наслаждение. Искусство должно было нравится, трогать и развлекать, превращая жизнь в утонченный маскарад и «сады любви». Сложные любовные интриги, мимолетность увлечений, дерзкие, рискованные, бросающие вызов обществу поступки героев, авантюры и фантазии, галантные развлечения и праздники определяли содержание произведений искусства.

    Характерными чертами рококо, которые можно выявить в произведениях искусства этого стиля, можно признать следующие:

  1. Грациозность и легкость, затейливость, декоративная утонченность и импровизация, пасторальность (пастушеская идиллия), тяга к экзотике.

    2. Орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок, цветочных гирлянд, фигурок амуров и т. п.


  3. Сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых деталей и золота.


  4. Культ прекрасной наготы, восходящей к античной традиции, изощренная чувственность, эротичность.

  5. Культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам («прелестным безделицам»), наполняющим быт галантного человека «галантного века».

  6. Эстетика нюансов и намеков, интригующая двойственность образов, переданная с помощью легких жестов, полуоборотов, чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманенного взгляда или влажного блеска в глазах.


    Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях декотративно-прикладного искусства Франции (интерьеров дворцов и костюмах аристократии).


    В России он проявился прежде всего в архитектурном декоре — в виде свитков, щитов и замысловатых раковин — рокайлей (декоративных орнаментов, имитирующих соединение причудливых раковин и диковинных растений), а также маскаронов (лепных или резных масок в виде человеческого лица или головы зверя, размещенных над окнами, дверьми, арками, на фонтанах, вазах и мебели).


    Стиль рококо достаточно быстро вышел из моды.

    Но его влияние, например, на импрессинистов не вызывает никаких сомнений. А наиболее наглядным вляние рококо выглядит в творчестве художников и архитекторов стиля модерн как в западной и центральной Европе, так и в России (посмотрите, например, картины Константина Сомова):

   И конечно же, именно благодаря рококо, эстетике этого стиля и его гедонистической основе, стало возможным широкое распространение вот таких сюжетов в изобразительном искусстве:


Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.


 

Искусство рококо

Искусство рококо

Подобно тому, как строительство Версаля связано с Людовиком XIV, самое значительное художественное движение во Франции первой половины XVIII века связано с его сыном Людовиком XV. Термин рококо происходит от французского слова, означающего «раковина», потому что мотив раковины гребешка распространен во внутреннем убранстве рококо. В то время как внутреннее убранство в стиле рококо распространилось на другие страны, особенно в Германию, стиль живописи, называемый рококо, является преимущественно французским явлением. Вот некоторые выдающиеся характеристики:

  • Искусство рококо, иногда называемое «женской» версией стиля барокко, ассоциируется с аристократией. Как правило, на картинах изображены аристократы или аристократический досуг — например, ритуалы ухаживания, пикники в гармоничной природной среде, экскурсии в романтические места.
  • На картинах изображены красивые аристократки в роскошных одеждах. Фигуры высокие и стройные, изящные и грациозные.
  • Часто на картинах изображена мирная природная обстановка с перистыми деревьями и ветками листвы. Это весенние или летние декорации без намека на дождь или какое-либо природное явление, которое может нарушить счастье актеров в декорациях. Часто в этих природных «парках» изображают статуи; статуи иногда комментируют действие на картинах (например, Венера и ее сын Купидон могут одобрять происходящие флирты).
  • Цвета нежные, часто пастельные. Иногда розовые розы появляются в неестественном изобилии.
  • Обычно это счастливые картины, как будто людям на них наплевать на весь мир — за исключением, возможно, того, что их любовь не будет возмещена. Хотя этот стиль в искусстве современен сатире в литературе, эти художественные произведения очень различны по настроению и тематике.
Антуан Ватто (1684-1721)
Посадка на Cythera
1717
На этой картине, одном из самых известных образцов искусства рококо, изображена группа аристократов, возвращающихся с мифического острова Кифера, места, связанного с Венерой. Сколько из перечисленных выше характеристик вы видите в этой работе?
Мезетин
1718
Ватто также интересуется психологией любви. Предположительно мужчина на этой картине ухаживает за женщиной, но статуя на заднем плане может указывать на то, что его ухаживания отвергаются. Эта работа имеет меланхолическую тему, но ее отвергнутость в любовном костюме вряд ли имеет серьезность некоторых религиозных или политических тем, которые мы исследовали в искусстве периода барокко.
Франсуа Буше (1703-70)
Маркиза де Помпадур
1756
Это типичный портрет в стиле рококо. Аристократка, любовница Людовика XV, элегантна, красиво одета и причесана, у нее есть необходимая комнатная собачка. (У аристократов есть большие охотничьи собаки, у бедняков — дворняги, а у «дам» — маленькие комнатные собачки.) Обратите внимание на обилие роз.
Ванна Дианы
1742
Буше известен своим изображением обнаженной женщины. Как правило, у этих женщин красивые черты лица куколки, фарфоровая плоть и стройное, но зрелое тело. Этот предмет сделан «респектабельным», потому что Диана — мифическая фигура.
Лежащая девушка
1752
Однако это не мифическая женщина; она еще одна любовница Людовика XV. Абсолютистский монарх имеет определенные сексуальные привилегии! «Божественное право» королей, по-видимому, не означало, что царь подчинялся Заповедям Божества.
Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806)
Качели
ок. 1766-69
На этой знаменитой картине изображены играющие и флиртующие аристократы. Скрытый мужчина слева заглядывает под нижнюю юбку своей возлюбленной, когда ее туфля слетает. Какие еще элементы росписи в стиле рококо здесь очевидны?
Встреча
1771-3
Эта картина является первой в серии под названием «Прогресс любви». Здесь романтический парень перепрыгивает через стену, а его возлюбленная кажется удивленной. Она? Статуя может прокомментировать событие, сказав: «Еще нет». Обратите внимание на элегантный открытый парк, снова с розами и перистыми деревьями.
Украденный поцелуй
ок. 1766
Аристократы снова в игре. Но обратите внимание на дату. Немногим более чем через два десятилетия аристократы будут беспокоиться о своих головах, а не о украденных поцелуях.
Элизабет Виге Лебрен (1755-1842)
Автопортрет
1790
Прежде чем покинуть Францию, мы должны отметить, что работы известной художницы 18-го века, которая была очень известна, пользуются международным уважением. Виже Лебрен была одной из двух женщин-членов Французской академии художников — редкая привилегия и дань уважения как ее таланту, так и политическим связям.
Мария-Антионетта
1784

Хьюберт Роберт
1788

Она специализировалась на портретах, рисуя как коллег-художников, так и аристократов, обычно льстив последним в своих изображениях. Она сделала ряд портретов жены Людовика XVI, Марии-Антуанетты, которая позже была казнена, как и он, во время Французской революции.
Варвара Ивановна Ладомирская

1800
Во время Французской революции Виж Лебрен бежала в Россию, где затем писала картины русских аристократов.
См. также этот сайт для получения дополнительной информации об искусстве рококо.


История искусства для гуманитарных наук : Copyright 1997 Колледж Блаффтона.
Текст и изображения подготовлены Мэри Энн Салливан. Дизайн Джеральда В. Шлабаха.

Все изображения с пометкой MAS были сфотографированы на месте Мэри Энн Салливан. Все остальные изображения были отсканированы из других источников или загружены из всемирной паутины; они размещены на этом защищенном паролем сайте в образовательных целях только в Bluffton College в соответствии с пунктом о «добросовестном использовании» закона США об авторском праве.

Страница поддерживается Джеральдом В. Шлабахом, [email protected]. Последнее обновление: 5 мая 1998 г.

5 характеристик, определяющих направление в искусстве рококо

 

Французская сторона художественного движения рококо представляла лишь часть того, что могло предложить рококо в целом. От сатиры и домашнего обихода до религии, это движение гораздо больше, чем то, во что вас уверяют пушистые, непристойные и пасторальные произведения Фрагонара или Буше. Рококо было больше, чем просто бессмысленные дела и роскошная жизнь аристократии. Он гораздо более многослойный, чем можно подумать!

 

1. Быт и обыденность в искусстве рококо
Милостивый пастырь
, Франсуа Буше, 1736–1739, отсканированное изображение из европейского искусства девятнадцатого века: третье издание

 

Жан-Батист-Симеон Шарден завораживает тем, что он кажется ранним предисловием к движению реалистов. В его картинах есть мягкость, которая все еще придает ощущение тепла, которое аристократия хотела бы видеть в искусстве с людьми из низшего сословия в качестве предмета. Тем не менее, отсутствие орнамента и драматических деталей делает его наименее обсуждаемым произведением в стиле рококо, особенно по французским стандартам рококо.

 

Французское искусство рококо было наиболее известно легкомыслием и романтизацией повседневной жизни, но к нему редко относились так же приземленно, как к Шардену. На другом конце спектра был Франсуа Буше, который преуспел в романтизации повседневной жизни и сделал ее осязаемой и привлекательной для богатых и состоятельных людей. Его работа

Милостивый пастырь является прекрасным примером. Несмотря на то, что Шарден был французом, в своем творчестве он пошел совершенно в другом направлении.

 

Le Bénédicité Жан-Батист-Симеон Шарден, 1740, через веб-сайт коллекций Лувра

 

Его Le Bénédicité сосредоточены на домашнем быте буржуазного класса, как и многие его работы, привлекавшие аристократию. Эта довольно приземленная и скромная работа настолько отличалась от того, что было характерно для французского рококо, что не могла не заинтересовать аристократию. На нем изображена мать, призывающая своих детей произносить ежедневную молитву во время обеда, и он демонстрирует удивительную скромность семейной жизни третьего сословия.

Вам нравится эта статья?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

В то время в искусстве практически не было документации об обедневших, потому что это не было предметом, который считался подходящим для глаз богатых и состоятельных людей; поэтому, когда они впервые увидели эту картину, они предположили, что это семья крестьян, а не прилично обеспеченная семья рабочего класса. В этом отношении большая часть высшего класса жила в невежестве и предположениях.

 

Le Bénédicité (Крупный план) Жана-Батиста-Симеона Шардена, 1740, через веб-сайт коллекций Лувра

 

В этой работе еще более очевидно, что Шарден имеет склонность к реализму и вниманию к деталям, когда смотрит на простую деталь пара, добавленного над едой. Это ощущение реализма заставляет зрителя поверить, что Шарден был там и видел своими глазами эту семью. Он смог с осторожностью показать точное представление мирской домашней жизни. В правом нижнем углу также есть горшок, легкий блеск на ободе и потускнение могут помочь вам почувствовать, что вы наблюдаете сцену, а не изображение.

 

Натюрморт со стеклянной колбой и фруктами Жан-Батист-Симеон Шарден, 1728, via Staatliche Kunsthalle Karlsruhe

 

Еще одним удивительным аспектом работ Шардена в стиле рококо было то, что они отражали голландские натюрморты. Его Натюрморт со стеклянной флягой и фруктами — еще одна работа, которая еще больше подчеркивает его огромное внимание к деталям. От гребней фруктов до их отражения в колбе Шарден запечатлел каждую деталь своей кистью. То, что можно было легко упустить, например искаженное отражение апельсина в серебряной чашке, было передано мастерски. В то время как типичное французское искусство рококо ориентировано на детали, оно никогда не предназначалось для таких приземленных предметов, и Шарден открыл еще один способ представления рококо.

 

2. Религиозные образы и эпические фрески
Непорочное зачатие Джованни Баттиста Тьеполо, 1767-1769, via Museo del Prado, Madrid

 

Когда вы смотрите на французское искусство рококо, обычно не бывает такого внимания к религиозной иконографии и образам, если только оно не имеет ничего общего с греческими и римскими богами. Однако христианские и католические образы совсем не были распространены. Конечно, люди ходили в церковь и могли оценить хорошую фреску в любой день, но в свободное время благочестие было меньше всего их беспокоило, потому что было слишком много веселья!

 

Это может показаться ироничным, потому что у вас есть такие произведения, как Непорочное зачатие итальянского художника в стиле рококо Джованни Баттиста Тьеполо. Исходя из предположения, что он был католиком, как и большинство его венецианских соратников, неудивительно, что он серьезно относился к религиозным образам и ценил произведения эпохи классицизма и высокого ренессанса, что сильно проявляется в его творчестве. .

 

Институт Розария Джованни Баттиста Тьеполо, 1738-1739, отсканированное изображение из европейского искусства девятнадцатого века: третье издание

 

Его Учреждение Розария представляет собой прекрасное сочетание искусства рококо и классики. В нем есть ощущение легкости и воздушности, которое ожидается от рококо, в отличие от его более ранних работ на этапе экспериментов и тенебризма. Это изменение можно объяснить его увлечением работами Паоло Веронезе, увиденными во Дворце Ундин. Эта потолочная фреска ознаменовала появление религиозных практик в католической церкви, от молитвы до медитаций, которым помогали четки. Фреска создает иллюзию взгляда в открытое небо, за пределы раннего царства. Он плавно использует trompe-l’œil на протяжении всей картины.

 

Учреждение Розария (Крупный план) Джованни Баттиста Тьеполо, 1738-1739, отсканированное изображение из европейского искусства девятнадцатого века: третье издание

 

В этом произведении так много деталей, потому что оно передает фактическое учреждение розария как эпическую сказку. На вершине лестницы Святой Доминик вручает четки тем, кто хочет избежать боли и греха земного царства и быть принятым на небеса через религиозную практику и веру. Внизу, если вы внимательно посмотрите на дно, вы увидите выцветшую, призрачную руку, которая появляется из темноты, как будто тоже собирается вознестись к небесам.

 

Это видно из-за того, что Дева Мария и младенец Христос парят над ним в небесном царстве с ангелами. Иллюзия дна, вытекающего из фрески, связывает картину со зрителем тем, что она «прикасается» к нашему царству и добавляет интереса. Благодаря его технике само искусство становится визуальной метафорой; она направляет наши глаза, чтобы увидеть перенос души, ведомой религией, с земли на небеса.

 

Институт Розария (Крупный план II) Джованни Баттиста Тьеполо, 1738–1739, отсканированное изображение из европейского искусства девятнадцатого века: третье издание

 

Наконец, существует теория, что эта фреска предназначалась для религиозной пропаганды. Это произведение искусства является ответом на Контрреформацию церкви. Использование заманчивых образов и trompe-l’œil было сделано для того, чтобы католическая церковь могла вернуть больше людей из протестантской системы верований, которая была результатом Реформации. В протестантской вере существует убеждение, что в вере нет необходимости в образах, столь же романтизированных, как в католической вере. В этом отношении можно сказать, что Церковь одержала верх, потому что из-за человеческого любопытства было больше утешения в известном, чем в неизвестном. Использование своих работ таким образом приближает Тьеполо к стойким идеалам Уильяма Хогарта, что означало отправку сообщений через искусство, а не просто обращение к прихотям аристократии.

 

Апофеоз испанской монархии Джованни Баттиста Тьеполо, 1760-е годы, через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Апофеоз испанской монархии больше того, что вы ожидаете увидеть от религиозной образности художественного движения рококо, но даже в этом случае его эпический характер меняет вес фрески. Случайно увидеть скромную Венеру — это не то же самое, что увидеть, как вашу монархию приравнивают к богам. Фрески Тьеполо способствовали укреплению авторитета католической церкви и силы учения Бога. Мало того, он помогал возвышать аристократов, а не просто развлекать и льстить им.

 

3. Театральность повседневности во французском рококо
Разбитые яйца Жана-Батиста Грёза, 1756 г., через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Подобно Шардену, мы видим проблески повседневности в искусстве Жана-Батиста Грёза. Однако, в отличие от Шардена, Грез драматизирует жизнь обычных людей, а не просто изображает их. От художественного движения рококо ожидают большего от театра. Его картины больше напоминают неоклассицизм, чем работы Шардена, что свидетельствует о том, что богатые люди самым поверхностным образом интересовались жизнью среднего класса.

 

Знать больше всего хотела развлечься. Точность не имела значения, важен был сюжет и эстетическая привлекательность, именно поэтому работы Уильяма Хогарта многих сбивали с толку и оскорбляли. « Разбитые яйца » Греза рассказывает о возмущении семьи в связи с потерей девственности их дочери. Таким образом, метафора передается через разбросанные вокруг разбитые яйца, которые аристократы сочли развлекающими своим скандалом. Грез по-прежнему апеллировал к любимой богатыми драме о французском рококо.

 

Проклятие отца. Неблагодарный сын

Проклятие отца — Неблагодарный сын — еще один яркий пример скандальных сцен, на которых процветала аристократия. На этой картине сын хочет оставить свою семью, чтобы пойти в армию, в то время как вся его семья против этого. От этой картины исходит гнев, разочарование и страх. Есть также развлечение, если вы посмотрите далеко вправо, где друг сына смотрит, развлекаясь абсурдностью момента. Драматические движения, которые создает Грез, напоминают произведения неоклассицизма и барокко, которые также развлекают на поверхностном и аллегорическом уровне. Создав этот эффект, Грез смог поднять жизнь низшего класса.

 

4. Инновационные портреты и сюжеты 
Аллегории четырех континентов: персонификация Америки Розальба Каррьера, до 1720 г., через коллекцию Купера Хьюитта

 

Что отличает работы Розальбы Каррьеры от Де Ла Тур и им подобных, так это ее деликатная тонкость, когда дело доходит до того, как она смешивает цвета и внимание к деталям, не идеализируя полностью свои объекты. Ее аллегория четырех континентов 9Серия 0032 является прекрасным примером этого. Ее работы представляют собой баланс реалистичной и идеальной формы, в отличие от многих работ французского рококо, которые стремятся передать только идеальную форму. Она также старалась использовать мелкие детали в своих пастелях, чтобы заглянуть в суть своего предмета, вместо того, чтобы отдавать все, как это делали многие произведения в стиле рококо. Очевидно, что она использовала ограниченную палитру для достижения такого уровня баланса и единства в отдельных работах.

 

Аллегории четырех континентов: персонификация Африки Розальба Каррьера, до 1720 г., через веб-сайт Смитсоновского института

 

В отличие от многих живописцев до нее, Каррьера не стеснялась рисовать иностранные сюжеты небрежно. Кажется, что всякий раз, когда изображали иностранца, это было потому, что он умирал, подвергался злодейству, обеднел или сексуализировался, но Карриера дала своим зрителям что-то другое. Однако это не означает, что все художника остались в этих ящиках. Портрет Жана-Батиста Белле Анн-Луи Жироде де Русси-Триосон — прекрасный пример уважительной живописи иностранного предмета. Но с другой стороны, у вас есть его Каирское восстание , война, смерть и злодейство над иностранцами. Карриера помогла внести свой вклад в более тонкие аспекты рококо вместо драмы и минимума аксессуаров, вероятно, вдохновив таких, как Шарден, тем, как она изображала свои предметы более простым способом, чем ее коллеги.

 

5. Суждение и цинизм в искусстве рококо
«До » Уильяма Хогарта, 1736 г., через Метрополитен-музей Нью-Йорк

 

Уильям Хогарт, король горечи и сатиры в стиле рококо, является ярким примером того, о чем люди не думают , когда думают об искусстве рококо. Никаких излишеств, никакой слащавой глазури, только грубая правда жизни высшего класса. Когда нам дают изображения женщин Уильяма Хогарта, они либо несчастны, либо показаны в состоянии мании. Он изображает женщин такими, какими они никогда не бывают счастливыми, а если и счастливы, то это, по сути, затишье перед бурей. Это развлечение не имеет ничего общего с произведениями Жана-Оноре Фрагонара. Это не романтика, а просто женский дискомфорт и стремление мужчины удовлетворить свои сексуальные потребности, независимо от того, что чувствует женщина. В Прежде, отсутствие энтузиазма у женщины еще более очевидно из книги о набожности в ее тщеславии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *