Что на ваш взгляд отличало сооружения барокко от творений зодчих эпохи: происхождение стилей, общие черты и различия – Рококо, барокко и ренессанс

Содержание

происхождение стилей, общие черты и различия

Ренессанс и барокко являли собой культурный расцвет стран Западной Европы. Они возникли на фоне кардинальных изменений в общественных отношениях. Несмотря на то что обе эпохи воспевали прекрасное и привнесли в развитие культуры много нового, осуществлялось это разными методами и путями. Поэтому вопрос, чем стиль барокко отличается от стиля ренессанс, волновал человека всегда. Востребован он и сейчас.

Сравнение стилей

Ренессанс и барокко — происхождение и общие черты

Ренессанс (с итал. «возрождение») как стиль возник в Италии в начале ХІV в. и просуществовал до конца XVI в. Он пришел на смену культуре Средних веков и предшествовал Просвещению и Новому времени.

Появляется большой интерес к античной архитектуре, что приводит к ее воссозданию. Культура в эпоху Возрождения носила мирской характер, ярко проявляла интерес к человеку. Во времена ренессанса были заложены основы гуманистического мировоззрения — уважение и свобода личности. Это отражалось в науке, литературе, живописи.

Стиль барокко возник как альтернатива классицизму и рационализму, присущим Возрождению. Несмотря на то что Италия была разграблена иностранцами и истощена внутренними распрями, она осталась центром культуры Европы. Новый стиль был призван показать богатство и роскошь знати с помощью приемов живописи, создавая тем самым иллюзию могущества.

Возникновение барокко в ренессансе начинается с постепенного отхода от античности. Преклонение перед древним искусством постепенно перешло к уважению традиций. Стиль основывался на отрицании элементов античности и готики.

В архитектуре модными стали бесформенность, излишество и изогнутое пространство. Злоупотребление декором приводило к перегруженности фасадов, что создавало впечатление тяжести и визуально давило на зрителей.

Нет единения и в описании человека. Из титана, расположенного в центре мира в эпоху Возрождения, он становится маленькой частицей мироздания. Совершенное творение переходит к порывистому и страстному, пытающемуся найти свое место в обществе. Это отражается в живописи и скульптуре. Изображение человека живое и полное эмоций. Примером является скульптура «Орфей» Антонио Кановы.

Орфей

В искусстве барокко видны гротеск и сарказм, прослеживается мрачность композиций. В них изображаются пытки инквизиции, разбои бандитов, раненные солдаты и разрушения.

Ярким примером служит картина Джованни Панини «Развалины со сценой проповеди апостола Павла». На полотнах преобладают размытые и вытянутые формы, которые нивелируют искренность душевных порывов. Во всех направлениях искусства сквозит приверженность католической церкви и ее идеям.

Картина

Ренессанс и барокко — полярные стили. В них разными методами формировалось пространство, использовались различные подходы к декорации и конструкции.

Чем барокко отличается от ренессанса

Резкой границы между двумя стилями нет. Постепенное превращение ренессанса в легкое барокко началось в Риме, переместилось в северную часть Италии и далее — в средневековую Европу.

Зодчий ренессанса Браманте начал работы по возведению Собора Святого Петра с применением деталей, присущих барокко. Микеланджело продолжил эти начинания. В работах Рафаэля и Бернини, принадлежащих эре Возрождения, постепенно проявляются формы нового стиля.

Различия между эпохами видны во всем:

  • в мировоззрении;
  • в науке;
  • в искусстве;
  • в архитектуре;
  • в живописи;
  • в музыке.

Гуманистическое мировоззрение перерастает в аскетизм, а самопознание и саморазвитие — в идею спящего Бога, который отдыхает после сотворения мира, и ему нет дел до того, что творится на земле.

Барокко отходит от традиций и авторитетов, считая их суеверием и предрассудками. Не подлежит сомнению только то, что осязаемо, ясно мыслится и может быть выражено математически.

Продолжают развиваться астрономия и физика. Открываются новые законы (закон всемирного тяготения Исаака Ньютона). Карл Линней в 1735 г. впервые систематизирует биологические виды, оформляя труд «Система природы». Новый стиль — это век географических открытий и разума.

Барокко укрупняет детали и увеличивает пропорции, пытаясь этим показать богатство. В гигантомании начинает проявляться потеря чувства меры и утонченности восприятия.

Барокко

Прямоугольность и пропорциональность ренессанса сменяют плавные и округлые формы барокко. Архитектурным объектам присущи кривизна плоскости и многократное повторение композиций. При помощи игры света создаются зрительные иллюзии, которые не дают полностью охватить сооружение и сконцентрировать взгляд на одной детали.

Все это отражается на мировоззрении человека, развитии и образовании. Возникают духовные и общественно-политические течения. Человек находится в поиске истины, он облагораживается и благодаря этому вносит новое в развитие стиля.

Архитектура барокко | Универсальный образовательный портал UniverFiles.com


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Архитектура барокко «Тот , кто иной раз не выходил из правил, никогда их не превзойдёт.»Лоренцо Бернини, XVII век. Барокко итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный, стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве. Как и маньеризм, барокко передавал напряженность конфликта, дух противоречий. Но в барокко гораздо сильнее выражено стремление к возрождению гармонии в жизни человека, которого уже не устраивала констатация сложности и противоречивости жизни, а потому он был одержим желанием выявить и понять главные законы ее развития. В произведениях барокко человек выступал как личность со сложным миром чувств и переживаний, он был вов­лечен в бурный водоворот событий и страстей. Острая жажда жизни и наслаждений сочеталась почти с физическим страхом перед смер­тью, с инстинктом самосохранения. Человек метался между надеж­дой и отчаянием, его героические поступки находились на грани трагедии и ужаса. Он постоянно оказывался перед выбором. Все ча­ще к нему приходило понимание тщетности человеческого бытия, бренности человеческой жизни, удивительно точно выраженное одним из героев У. Шекспира:Что жизнь? Тень мимолетная, фигляр, Неистово шумящий на подмостках И через час забытый всеми; сказка В устах глупца, богатая словами И звоном фраз, но нищая значеньем. Главные темы искусства барокко: мучения и страдания человека, мистические аллегории, соотношение добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, жажды наслаждений и расплаты за них. Для произведений барокко характерны эмоциональный накал страстей, динамизм и «тревожность силуэтов», картинная зрелищность, преувеличенная пышность форм, изобилие и нагромождение причудливых деталей, использование неожиданных метафор. «Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Если в Ренессансе планы помещений имеют четкую геометрическую форму — круг, квадрат, в крайнем случае прямоугольник, то излюбленная форма барокко — овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема. Но это еще сравнительно простая и четкая форма; часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов… В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь. Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры, производить впечатление богатства и парадности» (А. Ф. Голъдштейн). Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини. Гений барокко «Дивное узорочье» московского барокко. Архитектурные творения Растрелли Он, русский сердцем, родом итальянец, Плетя свои гирлянды и венцы, В морозных зорях видел роз румянец И на снегу выращивал дворцы.Он верил, что их пышное цветенье Убережет российская зима. Они росли — чудесное сплетенье Живой мечты и трезвого ума…В. Рождественский. «Варфоломей Растрелли» Каковы характерные черты архитек

Архитектура эпохи Возрождения и барокко

Коллегиальная церковь Санти Пьетро-э-Стефано (Сhiesa Collegiata dei SS Pietro e Stefano). Выполнена в стиле Ренессанс с элементами барокко. Проект архитектора Томас Родари. Строительство начато в эпоху Возрождения (1515 – 1543 гг.), завершено в 17-18 вв. Беллициона, Швейцария.

Архитекторы раннего барокко

Новый стиль, пришедший после эпохи Возрождения, – барокко. Этот стиль постепенно вызрел в Италии в недрах архитектуры эпохи Возрождения. И. Грабарь – историк искусства и художник — писал, что высокий Ренессанс мог считаться на «три четверти барокко».

Игорь Эммануилович Грабарь 1871-1960 гг. – художник-живописец, искусствовед, педагог, реставратор.

В статье «Дух барокко» Грабарь говорил, что в архитектуре эпохи Возрождения, в ее поздний период, в работах знаменитых зодчих уже чувствовались изменения, их произведения не были «педантичными и сухими», меньше соответствовали математическим пропорциям. Однако, как подчеркивал Грабарь, только когда Микеланджело начал работать над постройками Капитолия, можно было считать, что «барокко был создан». Именно Микеланджело одним из первых изменил представления о существовавших в 16 веке законах композиции в зодчестве. Написанные им на потолке Сикстинской капеллы огромные фигуры заняли больше пространства, чем было под них отведено классическими пропорциями. Так был создан образец великой «антиклассики». Дж. Вазари, летописец Возрождения, назвал новый стиль мастера «причудливым, из ряда вон выходящим и новым».

Микеланджело — Микела́нджело де Франче́ско де Нери́ де Миниа́то де́ль Се́ра и Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni, 1475 — 1564 гг.)

В архитектурных работах Микеланджело еще ощущаются античные традиции, однако, традиционные элементы классической архитектуры он использовал по-новому: например, в вестибюле библиотеки в Сан-Лоренцо мастер соединил колонны парами, «утопил» их в углубления в стенах, лишив функциональности, стены украсил имитацией окон. У лестницы, которая занимает слишком большое пространство, нет перил, а там, где перила есть, невозможно на них опереться. Углы последних ступеней он украсил завитками. В эскизах проекта собора Святого Петра, созданных архитектором в 1546г., он реализовал идею подчинения архитектурного пространства центральному куполу, создал эффект движения вверх, изменив принятое в эпоху Ренессанса классическое равновесие. О. Шпенглер писал о зарождении барокко в творчестве Микеланжело: «Из глубочайшей неудовлетворенности искусством, на которое он растратил свою жизнь, его вечно неутоленная потребность в выражении разбила архитектонический канон Ренессанса и сотворила римское Барокко». Так из архитектуры эпохи Возрождения рождался барокко.

Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (Oswald Arnold Gottfried Spengler; 1880—1936 гг,) — немецкий философ-идеалист. Джакомо да Виньола (Jiakomo da Vignola, 1507-1573 гг., настоящее имя -Якопо да Бароцци)- итальянский архитектор.
Вазари (Giorgio Vasari; прозвище: Аретино, 1511 года 1574 гг.) — Автор «Жизнеописаний». Архитектор, живописец, писатель, исследователь истории искусства.
Амманати (Bartolomeo Ammanati; 1511 — 1592 гг.) — итальянский скульптор и архитектор – представитель маньеризма.

 

 

Вилла Джулия (Villa Giulia) 1550-е гг. Архитектор Виньола в соавторстве с Вазари и Амманти.

 

Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta, 1533— 1602 гг.) — ученик Микеланджело и да Виньолы, архитектор, представитель стилевого направления маньеризм.

Маньеристы также внесли свой вклад в развитие барокко своим устремлением к необычным формам, нарушениям пропорций, пластичности. Примером нового стиля стал фасад церкви Иль Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта* по проекту Виньолы). В 1568 г. Виньола разработал проект храма ордена иезуитов – Иль-Джезу, ставший образцом для возведения храмовых сооружений по всей Европе. Основная идея этого проекта: создать иллюзию большого внутреннего пространства храма, и для этого архитектор соединяет боковые капеллы с нефом. Церковь Иль Джезу делла Порта достроил в 1575 году.

Церковь Иль Джезу. Проект Виньолы, архитектор Джакомо делла Порта. 1575 г.

Особенности Возрождения и барокко

В архитектуре эпохи Возрождения проекты разрабатывались на основе инженерных связей между частями конструкции. Архитектор детально прорабатывал проект, нередко создавая объемные модели, прорабатывал ход строительных работ, применение подъемных механизмов. Нередко архитектуру эпохи Возрождения называют гуманистичной, так как она имела формы, сопоставимые по масштабам с человеческим телом, а также использовала ордер как упорядоченную систему декорирования, вызывающую ощущение равновесия и стабильности. Превосходство Ренессанса, по словам О. Шуази, заключается в том, что этот стиль был основан на едином искусстве, в котором слиты все элементы прекрасного, что подразумевало гармоничность форм и пропорций.

Шуази Огюст (Choisy, 1841 г.) — французский инженер путей сообщения, адъюнкт-профессор, автор “Всеобщая история архитектуры”.

 

Пришедшее за эпохой Возрождения барокко отражало новые представления общества об изменчивом окружающем мире. Этот стиль отличался динамичностью, контрастом масштабов, света и тени, сбивчивостью ритмов, созданием визуальных иллюзий. Здания в стиле барокко нередко имели сложные планы, фасады с объемными эффектами, изогнутые поверхности стен. Вместо четких античных форм используется сложное формообразование. Архитектура барокко сочетается с живописью, скульптурой. Архитектурные формы барокко многое унаследовали у архитектуры эпохи Возрождения, но они стали намного сложнее и живописнее. Фасады сооружений имели профилированные карнизы, украшались огромными колоннами, полуколоннами и пилястрами, объемным декором. Выпуклости и вогнутости нередко делали сооружение визуально неустойчивым, подвижным. Визуальная иллюзия стала одной из основных черт архитектуры барокко. Если в период Ренессанса все элементы сооружения были самостоятельными, то в эпоху барокко все архитектурные составляющие здания и декор отражают общую идею, которая объединяла внешний вид дома, его интерьеры, окружающий природный или садовый ландшафт, городские пространства. Возникшее после эпохи Возрождения барокко у разных народов приобрело собственное значение. У португальских моряков им называли бракованные жемчужины, в 15 веке в Италии это слово использовали при определении чего-то ненастоящего, грубого. Ювелиры Франции говорили «барокко», подразумевая смягчение контура камня, изменение формы, а во французском толковом словаре 18 века «барокко» трактуется как ругательство. Барокко не считали самостоятельным стилем даже в начале 20 века, например, французский исследователь и археолог С. Рейнак в своих работах вскользь упоминает о нем, как о «суетливом иезуитском стиле» не имеющем достоинств и являющемся «умственным заблуждением».

Саломон Рейнах (Рейнак. Salomon Reinach, 1858 — 1932 гг.) — французский археолог.
Генрих Вёльфлин (Wölfflin, 1864 – 1945 гг.) – немецкий историк и теоретик искусства. Профессор в Базеле (с 1893), Берлине (с 1901), Мюнхене (с 1912), Цюрихе (с 1924).

 

Первым упомянул барокко как стиль Г. Вёльфлин в книге «Ренессанс и Барокко» (1888), где он описал его как высшую ступень развития архитектуры: первой стадией развития по его определению является архаика, вторая ступень развития — классика, третьей, и, наконец, высшей ступенью стало барокко. В своей книге он привел парные понятия, противоположные по смыслу, описывающие стили: это множественность форм и единство идеи, замкнутость и открытость, четкость и размытость, линейность и изгиб, плоскость и объемность, При этом первую часть в этих парах Вёльфлин отнес к стилям, основывающимся на античности, вторую пару он определил как отличительную черту барокко. До Вельфина многие из его мыслей по поводу барокко предвосхитил К. Гурлитт* в книге «История стиля Барокко в Италии» (1887). Э. Маль в 20- х гг. прошлого века писал, что барокко — это «наивысшее воплощение идей христианского искусства». Оппонент Вёльфлина историк, философ М. Дворжак, говорил, что стиль барокко вышел из маньеризма, но при этом являлся более высокой стадией «развития духа» в сравнении с античным искусством.

Э. Маль (1862-1954 гг.), французский ученый-энциклопедист.
Макс Дворжак (Max Dvořák, 1874-1921 гг.) — австрийский историк искусства, чех по происхождению.

Некоторые исследователи предполагали, что барокко является продолжением традиций некоторых национальных культур. К примеру, немецкий историк культуры Г. Вайзе писал, что стиль барокко воплощает германский дух. Смена стилей рассматривалась искусствоведами, как закономерно изменяющиеся стадии развития формообразования. Так после стационарного и устойчивого Ренессанса появилось стремление к динамике, иррациональности, эмоциональности. Не все приняли барокко, например, писатель В. Гюго говорил, что собор Св. Петра в Риме похож на «Пантеон, нагроможденный на Парфенон».

Собор Св. Петра в Риме. Картина Сурикова В.И. 1884 г.

Тем не менее, барокко, пришедшее за эпохой Возрождения, олицетворяло движение вперед, к познанию новых форм и возможностей архитектуры, олицетворял приход новой эры.

 

Автор текста: Марина Калабухова

Барокко и классицизм: общие черты, отличия, сравнение

Барокко и классицизм – это наиболее популярные стили XVIII века, которые не просто сосуществовали, а напрямую конкурировали в одну эпоху. Барокко и классицизм имеют множество схожих черт и очень тесную связь, однако и различий между ними вполне достаточно, потому не запутаться и уверенно отличить один архитектурный стиль от второго не так легко. Для этого необходимо обладать хорошими знаниями о каждом из данных направлений.

Что такое барокко?

Чтобы разобраться в том, чем отличается классицизм от барокко, рассмотрим сначала второй стиль. Барокко появилось в Италии в XVIII веке и быстро распространилось по многим европейским странам, в том числе, оно пришло в молодую Российскую империю и именно в этом стиле строились многие сооружения, дома, дворцы и соборы в совсем новом Санкт-Петербурге.

Барокко в первую очередь отличается тем, что стиль призван продемонстрировать богатство, роскошь, достаток владельцев здания или престиж государства, если его используют для строительства дворцов и соборов. Для него характерна повышенная эмоциональность, высокий динамизм. Он как бы отражает в себе то, что сама суть жизнь заключается в движении и борьбе человека с переменчивыми условиями, с внешними влияниями и стихиями. Его отличают экспрессия, иррационализм и даже мистика, в дизайне и архитектуре активно используются декоративные элементы и всевозможные украшения.

Чем отличается стиль барокко от классицизма в архитектуре и интерьере?

Архитектура в стиле барокко – это вычурные и сложные формы, подчеркнутая напыщенность, праздничность и парадность. Такие здания всегда хорошо заметны, они отлично выделяются на фоне других строений своей яркостью, монументальностью, обилием украшений, пилястр, колонн и других классических архитектурных элементов. Для этого стиля характерна монументальность, огромные размеры возводимых зданий, хотя в этом есть и прямое сходство классицизма и барокко.

Отличия

Для украшения зданий используют не только распространенные архитектурные элементы. Архитекторы тщательно продумывают объект таким образом, чтобы на его фасадах всегда происходила игра света с тенью, что создает великолепные, изменчивые образы сооружения днем и ночью при искусственном освещении.

При сравнении барокко и классицизма обязательно нужно затронуть тему и интерьеров зданий. Для барокко характерна максимальная пышность, отражение величия и огромные пространства с сочными, яркими декоративными элементами и деталями. В обстановке преимущественно отдается предпочтение изогнутым линиям и лакированным поверхностям, многочисленным инкрустациям и максимально богатым отделочным материалам. В оформлении применяют: золото и золоченый декор, мрамор, кость, мозаику и т. д. Орнамент преимущественно сложный, витиеватый, зачастую отражающий мотивы флоры и фауны.

То же самое касается и мебели, которая одновременно характеризуется массивностью и дороговизной, а с другой – сложными и изящными формами, а также обилием всевозможных украшений.

Характерные особенности классицизма

Классицизм зародился в качестве художественного стиля в Западной Европе, после чего он распространился далеко за пределы картин и стал активно применяться в архитектуре и дизайне.

Классицизм во многом основывается на античную традицию, берет в ней множество элементов и общее направление. Для него характерно утонченное спокойствие, лаконичная ясность, благородство и простота. В архитектуре, дизайне и изобразительном искусстве классицизма хорошо заметно стремление творца к идеальности и рационализму во всем. Желание создать нечто полностью согласованное, единообразное и целостное.

В чем отличие стиля классицизма от стиля барокко?

Различие барокко и классицизма в архитектуре заключается в том, что классицизм – это максимальная четкая планировка, использование в строительстве строгих форм, равновесных частей и элементов, а также максимально гармоничных пропорций. При этом творцы делают ставку на упорядоченность и функциональность, в отличие от барокко, где в центре всегда масштабность и роскошь.

Барокко и класицизм в архитектуре

Барокко и классицизм в архитектуре

При этом классицизм и барокко в архитектуре – это масштабные и монументальные стили, которые при одном взгляде на сооружение создают ощущение величия, великолепия и красоты.

Общие черты стиля барокко и классицизма заметны и в интерьерах различных зданий и сооружений. В первую очередь, оба стиля предполагают использование для отделки самых качественных и дорогих материалов. При этом в классицизме стараются обойтись без излишеств, сдержанно использовать декоративные элементы и гармоничную цветовую палитру. Орнамент также строгий и геометрически правильный, зачастую с распространенными античными мотивами.

Отличия барокко от классицизма можно найти и в мебели. Если в барокко она массивная и максимально эстетичная, то в классическом стиле стараются выбрать обстановку максимально функциональную и конструктивную.

Чем отличается барокко от классицизма – вывод

Отличия барокко от классицизма в архитектуре можно найти практически во всем. Барокко – это красота, пышность, буйство и динамичность, тогда как для классического стиля больше подходит строгость и равновесность, но та же масштабность. Если барокко – это блеск и даже напыщенность, то классицизм более сдержанный стиль, который предполагает применение простых линий и правильных геометрических форм.

Классицизм, ампир и барокко

 

Здание в стиле классицизм: Национальрат (Nationalrat), Национальный совет — нижняя палата парламента Австрии. Вена. 1874 -1884 гг. Здание построено по проекту архитектора Теофила Хансена. Сооружение должно было напоминать античную Грецию – «колыбель демократии».

Часто принято сравнивать стили в архитектуре, которые тесно переплелись в зодчестве европейских стран: ампир, барокко, рококо, классицизм.

Каждый из этих стилей возникал на гребне той или иной эпохи, их предваряли те или иные события, являющимися ключевыми в развитии цивилизации. Стили разнились своим подходом к оформлению сооружений, основываясь на особых философиях, характерных для определенного исторического периода.

Ампир и барокко

Ампир и барокко кажутся совершенно разными стилями, однако в них есть нечто общее – подчеркнутая театральность, декоративность. Барокко возникло в 16 веке под влиянием реформистского движения, ослаблении влияния католической церкви, укрепления светской власти.

Барокко отражает стремление к богатству и роскоши и их внешнему выражению. Родиной стиля стала Италия, где барокко появилось в результате развития Ренессанса. Из Италии стиль распространился по Европе, где властвовал до 18 века. В некоторых странах барокко в силу разных причин развивалось замедленными темпами: так в Германии и Австрии из-за Тридцатилетней войны крупное строительство практически не велось, и стиль стал проявляться в архитектуре только во второй половине 17 века.

Архитектура в стиле барокко каждой европейской страны имела собственные отличительные черты, основанные на национальных традициях. В Италии и Испании барочная стилистика сохранялась и в фасадах здания, и во внутреннем убранстве помещений. Во Франции было заметно различие между внешним и внутренним декором – здесь барокко больше проявлялось в отделке помещений, чем в наружном оформлении зданий (в отделке фасадов более явно ощущалось присутствии классических форм). Английская архитектура того периода больше напоминала классицизм с элементами барокко.

Церковь святой Сусанны в стиле барокко в Риме. Арх. Карло Мадерна (Maderna; 1556—1629).

Барокко – торжественный и пышный стиль, отразивший прогрессивные настроения общества, философию единства мира, его сложности и многообразия, постоянного развития и движения. Архитектуре барокко свойственна динамичность, контрастность масштабов отдельных частей здания, сочетания света и тени.

Для барокко характерны сложные, переходящие друг в друга формы, криволинейность, связь с окружающим пространством, что позволило составлять городские ансамбли, композиционно соединенные с парками, площадями.

Так же как и барокко, ампир театрален и декоративен, однако этот стиль имеет совсем иную основу.

Стиль, утвердившийся во Франции времен правления Наполеона Бонапарта и просуществовавший до его падения и восстановления власти Бурбонов, за свою недолгую историю сумел снискать себе поклонников в России.

Наполеон приветствовал и даже насаждал ампир как стиль, возвеличивавший его имперские амбиции. Ампир был призван утвердить патриотизм французов и подтвердить правомерность захватнических войн. Ампир основывался на классических формах Древнего Рима и проводил параллели между правлением Наполеона и знаменитых римских императоров. В результате угодничества архитекторов, приближенных к императору, стиль становился демонстративным, нес оттенок театральности, декоративности.

Сооружение в стиле ампир – Триумфальная арка на площади Карузель. (Arc de Triomphe de Carroussel) Арх-ры Ш. Персье и П. Фонтен.

Классицизм и ампир

Нередко классицизм и ампир ставят в один ряд, называя ампир – конечным, завершающим этапом классицизма. Однако, и философия, и пути развития этих стилей отличаются друг от друга.

Классицизм и ампир в архитектуре, действительно, основываются на классике и античных формах, однако, подход к этому заимствованию различен. Классицизм возник во второй половине 18 века на волне развития нового класса – буржуазии.

Новоявленных буржуа раздражала расточительность и легкомысленность дворянства, которое, в свою очередь, презрительно относилось к «выскочкам», не имевшим древних аристократических корней. На базе этого противостояния зародился стиль, основанный на простых, четких формах, строгий и ясный.

Способствовало его развитию и то, что в 18 веке были произведены раскопки античных городов Помпеи и Геркуланума, погребенных под слоем пепла после извержения Везувия. Теперь шедевры прошлого могли воочию увидеть архитекторы и художники. Первой страной, где в моду вошел классицизм, стала Франция, отсюда стиль распространился и на другие страны Европы.

В архитектуре классицизма основой стало греческое искусство, его простые строгие формы, симметрия, ритмичность, четкие пропорции. Популярной стала ордерная система, которая стала украшением многих европейских зданий. В орнаментах классицизма присутствовали античные элементы: меандр, листья аканта, дуба, розетки, медальоны, пальметты.

Сооружение в стиле классицизм. Вилла Ротонда. Арх. А. Палладио. Виченца (Италия). 1580-1591 гг.

В отличие от классицизма ампир заимствовал из античности элементы, присущие в основном Древнему Риму: воинственные символы: стрелы, топоры, военные эмблемы, гербы, лавровые листы и т.д.

Декор памятника Николая Первого в стиле ампир: изображения полкового Георгиевского штандарта образца 1817 года, принадлежавшего конногвардейцам.

Скульптурные композиции составлялись на основе военных сюжетов – сражений, преклонения перед победителями, фигуры воинов, статуй воинственных древнегреческих богов. Идеалы классицизма во французском ампире под давлением наполеоновского двора было пересмотрено, античное наследие стали воспринимать по-новому.

Благодаря такому восприятию появились триумфальные арки, под которыми должны были проходить победившие в завоевательных войнах войска Наполеона. Идеологическое влияние на создание стиля ампир невыгодно отличает его от других стилей. Однако, благодаря ампиру и его влиянию на искусство не только Франции, но и в России, мы можем любоваться величайшими по своему размаху творениями знаменитых зодчих.

В разных исторических стилях – ампире, барокко, классицизме встречаются общие черты, и иногда трудно провести четкую границу между одним стилем и другим. Сравнение стилей может проводиться только на базе историко-региональных особенностей той или иной страны, философской идеи, которую вкладывали архитекторы в свои произведения.

автор: Марина Калабухова

Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в

www.litceymos.ru 1

Архитектура барокко


Характерные черты архитектуры барокко

  • …Но перед красотой и зданья и фасада

  • Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда,

  • … В орнаменте витом увидишь тут и там

  • Победоносный шлем и вазы фимиам,

  • Колонны, капитель, пилястры и аркады

  • Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,

  • Амуры, вензеля, вплетенные тайком,

  • И головы ягнят, увитые шнурком,

  • И статую найдешь в великолепной нише,

  • В узорах и резьбе карниз под самой крышей…

  • Перевод Е. Тархановской

  • Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Жорж де Сюдери. Обилие пышных декоративных украшений, подчеркнутая театральность, искажение классических пропорций, оптический обман, преобладание сложных криволинейных форм действительно создавали особый неповторимый облик архитектурных строений барокко.

  • БАРОККО (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.


Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия. Глядя на фасад, перестаешь понимать, где же находится стена – главная опора здания. Плоские пилястры уступают место колоннам и полуколоннам. Установленные на высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на балюстраде крыши. Размеры порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы. Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур. От спокойной ясности ренессанса, казалось, не осталось и следа.

  • Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия. Глядя на фасад, перестаешь понимать, где же находится стена – главная опора здания. Плоские пилястры уступают место колоннам и полуколоннам. Установленные на высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на балюстраде крыши. Размеры порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы. Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур. От спокойной ясности ренессанса, казалось, не осталось и следа.

  • « Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Если в Ренессансе планы помещений имеют четкую геометрическую форму – круг, квадрат, прямоугольник, то излюбленная форма барокко – овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема. Часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов… В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь. Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры, производить впечатление богатства и парадности» (А.Ф.Гольдштейн).

  • Пилястрыплоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены.

  • Картушиукрашение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб, эмблема, надпись

  • Фронтон — завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.


Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини

  • Характерные черты итальяноского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве двух зодчих, создавших целую эпоху в развитии архитектуры, — Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.

  • В создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний Франческо Борромини не знал равных. Церковь Сант Аньезе на площади Навона в Риме – одно из лучших творений архитектора. Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане. Стены церкви как будто растворяются в игре светотени, в выступах и проемах.



Борромини по возможности избегает прямых линий — вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам

  • Борромини по возможности избегает прямых линий — вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам

  • Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-67, Сант-Иво, 1642-60, в Риме).



Не менее эффективен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колонн.

  • Не менее эффективен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колонн.


Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-1667, Сант-Иво, 1642-1660, в Риме). Фрагмент, фасад.

  • Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-1667, Сант-Иво, 1642-1660, в Риме). Фрагмент, фасад.


Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая — в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала площадь.

  • Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая — в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала площадь.



  • Лоренцо Бернини. Рим. Фонтан Нептуна на площади Навона.


Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек на площади Навона. 1648-1651.

  • Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек на площади Навона. 1648-1651.

  • Аллегорические фигуры изображают самые большие реки континентов — Нил, Дунай, Ганг и Рио-де-ла-Плата (Амазонка тогда была неизвестна). Покрывало на голове Нила символизирует таинственность его истока, который в то время еще не открыли. Расположение фигур фонтана породило легенду о поединке между гениями эпохи барокко — Бернини и Борромини: будто бы Ла Плата Бернини загораживается рукой, чтобы не видеть церковь — «ужасное» творение Борромини. На самом деле фонтан построен гораздо раньше, чем церковный фасад. По проекту Бернини создан и фонтан Мавра, один из двух фонтанов, расположенных по краям площади. Другой фонтан в оригинале состоял лишь из одного бассейна, к которому в конце 19 в. добавили скульптуру — так возник фонтан Нептуна.


Со 2-й половины 1650-х гг. Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру св. Петра» (1656-1665), украшенную статуями отцов Церкви и ангелов,

  • Со 2-й половины 1650-х гг. Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру св. Петра» (1656-1665), украшенную статуями отцов Церкви и ангелов,



«Дивное узорочье» московского барокко

  • Стремление к парадности и богатству внешнего убранства архитектурных сооружений было чрезвычайно характерно для России. «Дивное узорочье» стало лейтмотивом русского зодчества конца XVII – началаXVIII в. Для архитектуры этого времени характерно сочетание национальных традиций, в особенности деревянного зодчества, с лучшими достижениями западноевропейского барокко. Наиболее ярко и самобытно черты русского барокко проявились в так называемом нарышкинском, или московском, стиле. Свое название он получил благодаря заказчикам строительства, в числе которых были Нарышкины – родственники Петра I. По их инициативе в Москве было возведено немало красивых и нарядных зданий – дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов.


Церковь Покрова в Филях. 1693-1694. Москва.

  • Блестящим образцом нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях. Она стоит на невысоком холме, над речным берегом, повторяя себя причудливым отражением в воде. Храм имеет высокий и просторный подклет (ПОДКЛЕТ, в русской каменной и деревянной архитектуре нижний этаж жилого дома или храма, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение),на арках которого расположена терраса с тремя плавными лестничными маршами. Главный объем здания окружен полукруглыми пределами, каждый из которых увенчан золотой главой. Переход от четверика к восьмерику выполнен настолько плавно и умело, что зритель не сразу замечает смену архитектурных членений. Карниз и резные белокаменные украшения естественно продолжают тройные капители угловых колонок.


К уникальным сооружениям московского барокко следует отнести и церковь Троицы в Никитниках, построенную по заказу купца Григория Никитникова – выходца из Ярославля. Храм, поставленный на высоком холме в центре города, господствовал над окружающей застройкой, выделяясь сложностью силуэта. Яркая раскраска фасадов, сочная пластика белокаменного и кирпичного декора, многоцветные изразцы вместе с живописной асимметрией композиции привлекли к себе внимание горожан.

  • К уникальным сооружениям московского барокко следует отнести и церковь Троицы в Никитниках, построенную по заказу купца Григория Никитникова – выходца из Ярославля. Храм, поставленный на высоком холме в центре города, господствовал над окружающей застройкой, выделяясь сложностью силуэта. Яркая раскраска фасадов, сочная пластика белокаменного и кирпичного декора, многоцветные изразцы вместе с живописной асимметрией композиции привлекли к себе внимание горожан.



Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634 гг. Москва.

  • Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634 гг. Москва.

  • Плоскость стены почти исчезла за обилием карнизов, пилястр, полуколонн, наличников и порталов. Храм венчали декоративное пятиглавие и три ряда кокошников, придающих особую праздничную торжественность.


Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах считается вершиной московского барокко. Полукружия стен завершаются треугольным резным фронтоном, украшенным колонками и волютами. Восьмигранная трехъярусная башня превращена в каменное кружево. Церковь увенчана куполом с ажурной позолоченной короной и сквозным крестом.

  • Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах считается вершиной московского барокко. Полукружия стен завершаются треугольным резным фронтоном, украшенным колонками и волютами. Восьмигранная трехъярусная башня превращена в каменное кружево. Церковь увенчана куполом с ажурной позолоченной короной и сквозным крестом.




Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704. Москва.

  • Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704. Москва.



Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.

  • Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.



Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.

  • Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.



Церковь Николы

  • Церковь Николы

  • в Хамовниках. XVII в. Москва.


Архитектурные творения В.В.Растрелли

  • В середине XVIII столетия искусство барокко в России достигло наивысшего расцвета. Развивая лучшие национальные традиции, архитекторы все чаще обращались к европейскому художественному наследию. Пышная архитектура барокко распространялась по всей России. Самые яркие творения зодчества были сосредоточены в новой столице Российского государства – в Санкт-Петербурге.

  • Значительный вклад в развитие национальной архитектуры внес Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) Растрелли (1700-1771) – сын скульптора Б.К.Растрелли, итальянец по происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй родиной.

  • Все что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников. Поэт А.Д.Кантемир (1708-1744) писал о творениях выдающегося зодчего:

  • «Граф Растрелли… искусный архитектор. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может увеселиться око в том, что он построил».


В.В. Растрелли. Портрет.

  • В.В. Растрелли. Портрет.

  • Творчество Растрелли составило целую эпоху русской архитектуры — «елизаветинское барокко».



Лучшие произведения Растрелли – Андреевская церковь в Киеве, дворцы в пригородах Санкт-Петербурга – Петергофе и Царском Селе, дворцы Строганова и Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

  • Лучшие произведения Растрелли – Андреевская церковь в Киеве, дворцы в пригородах Санкт-Петербурга – Петергофе и Царском Селе, дворцы Строганова и Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

  • В.В.Растрелли. Андреевская церковь. 1749-1759 гг. Киев.


Собор Смольного монастыря был заказан мастеру императрицей Елизаветой Петровной. Традиционное русское пятиглавие, воплощенное в вычурных формах барокко, здесь органично сливалось с основным объемом здания. Средняя глава собора представляет собой высокий двусветный купол, увенчанный луковичной главкой на световом барабане. Четыре угла в виде высоких двухэтажных башен, почти вплотную прижатые к центральному куполу, придают пятиглавию удивительную монолитность и мощь. Уже после смерти Растрелли другой выдающийся архитектор – представитель раннего классицизма Джакомо Кваренги – всякий раз проходя мимо Смольного собора почтительно снимал шляпу и восклицал: «Вот это церковь!»

  • Собор Смольного монастыря был заказан мастеру императрицей Елизаветой Петровной. Традиционное русское пятиглавие, воплощенное в вычурных формах барокко, здесь органично сливалось с основным объемом здания. Средняя глава собора представляет собой высокий двусветный купол, увенчанный луковичной главкой на световом барабане. Четыре угла в виде высоких двухэтажных башен, почти вплотную прижатые к центральному куполу, придают пятиглавию удивительную монолитность и мощь. Уже после смерти Растрелли другой выдающийся архитектор – представитель раннего классицизма Джакомо Кваренги – всякий раз проходя мимо Смольного собора почтительно снимал шляпу и восклицал: «Вот это церковь!»

  • В.В.Растрелли. Собор Смольного монастыря. 1748-1760 гг. Санкт –Петербург.


  • Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на Неве, — Зимний дворец, в котором в наше время расположен всемирно известный художественный музей Эрмитаж. Архитектура Зимнего дворца – это настоящий гимн эпохе русского барокко. Фасад, выходящий на набережную Невы, был рассчитан на обозрение издали. Фасад, выходящий к Адмиралтейству, ориентирован на парадную Дворцовую площадь, обращенную к городу. Дворец имел более 1050 помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Общая протяженность фасадов дворца составляет 210 м!



В.В.Растрелли. Посольская лестница в Зимнем дворце. 1754 – 1762 гг. Санкт-Петербург.

  • В.В.Растрелли. Посольская лестница в Зимнем дворце. 1754 – 1762 гг. Санкт-Петербург.

  • Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и ее гостей. Через огромную галерею они поднимались по ослепительно прекрасной Посольской лестнице с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.



В.В.Растрелли. Екатерининский дворец. (Главный вход).

  • В.В.Растрелли. Екатерининский дворец. (Главный вход).



В.В.Растрелли. Екатерининский дворец. (Фасад)

  • В.В.Растрелли. Екатерининский дворец. (Фасад)


Вопросы и задания

  • Каковы характерные черты архитектуры западноевропейского барокко?

  • Что, на ваш взгляд, отличало сооружения барокко от творений зодчих эпохи Ренессанса?

  • О каких шедеврах нарышкинского барокко вы могли бы рассказать подробнее?

  • Подготовить сообщения на тему:

  • «Лоренцо Бернини – «гений барокко»;

  • «Нарышкинское барокко в Москве»;

  • «Петербург В.В.Растрелли»




К зачёту по МХК

Автор: Даркина А.В.

Варианты проведения зачёта по дисциплине «Искусство (МХК)»

Вариант 1. (Экспериментальный) Заранее предлагается список наиболее значимых произведений искусства, на зачёте даются иллюстрации, по которым студенты выступают с небольшим рассказом.

Список произведений искусства для подготовки к зачёту

  • Мардук сражается с Тиамат

  • Эхнатон в колпаке

  • Рельеф дворца Ашшурнасирапала II в Кальху

  • Ян Мостарт, Пейзаж Вест-Индии

  • Питер Брейгель-Ст., Охотники на снегу

  • Брейгель, Мизантроп

  • Брейгель, Избиение младенцев

  • Янтарная комната в Екатерининском дворце

  • Екатерининский дворец в Царском селе

  • Л.Б. Альберти, Капелла Сант-Андреа в Мантуе

  • Тадж-Махал

  • Сейрю-ен, замок Нидзе-дзе, Киото; Тенрю-дзи, Арасияма, Киото; Бедо-ин, Удзи

  • Мемфисский Апис ; бог Анубис

  • Ганеш; якшиня

  • Золотой павильон, Киото

  • Аполлон; Зевс; Гера; Афина; Аид; Посейдон

  • Зиккурат

  • Краснофигурные и чернофигурные вазы

  • Юнона; Венера; Юпитер; Марс

  • Гильгамеш

  • Демон Лилит; образ демона Лилит в женском обличье

  • Кукла вуду древней Месопотамии

  • Владимирская Спас Золотая риза

  • Спас Вседержитель

  • Пламенеющая, интернациональная готика

  • Делакруа, Свобода, ведущая народ

  • Гойя, Расстрел повстанцев

  • Якопо Пери, итал. Композитор

  • Левицкий, Екатерина II – законодательница в храме богини правосудия

  • Кюрбе, Похороны в Орнане

  • Рождественский собор

  • Собор Дмитриевского во Владимире

  • Боголюбский Богородичный монастырь во Владимире

  • Росписи Джотто ди Бондоне в Падуе

  • Джотто, Мадонна Оньисанти или Мадонна на троне

  • Н.Ломтев, Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских

  • Рудаки

  • Гробница Омара Хайяма в Ираке

  • Омар Хайям

  • Мечеть султана Хасана, минарет Кутб-Минар

  • Рыцарь

  • Бронзовая статуя императора из Барлетты

  • Лисипп, Квадрига св. Марка

  • Великая Китайская стена

  • Мазаччо, Мадонна с младенцем и ангелами

  • Фра Беато Анджелико, фреска «Благовещение»

  • Успенский собор во Владимире ; Архангельский собор

  • Мазаччо, Распятие

  • Да Винчи, Благовещение; его же, Портрет Джиневры де Бенчи

  • Тициан, Саломея с головой Иоанна Крестителя ; его же, Кающаяся Мария Магдалина

  • Тинторетто, Происхождение Млечного пути

  • Джорджоне, Спящая Венера ; его же, Гроза ; его же, Три философа

  • Орацио, Пульчинелла, Доктор, Лукреция, Панталоне, Пьеро, Арлекин, Скарамуш

  • У. Шекспир

  • Влюблённые из труппы Джелози, Изабелла

  • Сцены комедии дель арте

  • Альгамбра, план дворца

  • Храм Вознесения в Коломенском; Покровский собор на Красной площади в Москве; церковь Рождества Богородицы в Путинках; Ново-Иерусалимский монастырь; церковь во имя Петра в Переяславле Залесском

  • Скоморох на сцене

  • Храм В. Блаженного

  • Дионисий, О тебе Дево радуется

  • Собор Св. Софии в Константинополе

  • Микеланджело, Страшный суд

  • О. Домье, Восстание + карикатуры

  • Статуя Альберти во дворе Уффици

  • Донателло, Скульптура в Уффици ; его же, бронз. Рельеф «Пир Ирода»

  • Давид, Микеланджело ; его же, Оплакивание Христа

  • Боттичелли, Рождение Венеры ; его же, Весна ; Величание мадонны

  • Белокаменный Кремль, 1367 г.

  • Да Винчи, Мадонна в гроте ; его же, Мадонна с цветком ; Мадонна Литта ; Тайная вечеря

  • Рублев, Троица

  • Рубенс, Автопортрет с Изабеллой Брант; Союз Земли и воды ; Снятие с креста ; портреты

  • Колизей

  • Византийское право (Corpus Juris), отпечатано Gulielmo Rovillio, Lyon, 1571.

  • Моне К., Впечатление. Восход солнца

  • Ренуар О., Бал в Мулен де ля Галетт

  • Сезанн П., Натюрморт с яблоками и печеньем ; его же, Автопортрет

  • А.П. Бородин, М.А. Балакирев

  • Гоген П., Воскресенье ; его же, Женщина, держащая плод

  • Верлен П., Малларме С., Бодлер Ф.

  • Вариант 2. На выбор даются темы рефератов, на последнем занятии предполагается защита рефератов (рекомендации по написанию прилагаются).

  • Ассирийский рельеф, его источники и эволюция

  • Идея вечной жизни – основа древнеегипетской культуры

  • О чём могут рассказать сокровища гробницы Тутанхамона?

  • Изида – древнеегипетский идеал женственности и материнства

  • Неразгаданная тайна эгейской письменности

  • Ансамбли Пергама и Александрии

  • Общность и национальная самобытность романского стиля в различных регионах средневековой Европы

  • В лучах «пламенеющей готики»

  • Театральное искусство Средних веков

  • Архитектурный ансамбль Московского Кремля и его зодчие

  • Истоки русского театра

  • Драматургическое творчество Симеона Полоцкого

  • Образ Индии в творчестве Н.К. Рериха

  • Искусство индийской книжной миниатюры

  • Китайские мотивы в архитектуре Петергофа и Ораниенбаума

  • Образ Человека на фресках Джотто капеллы дель Арена в Падуе

  • Творчество Босха и сюрреализм С. Дали

  • Искусство итальянской комедии дель арте

  • Мифологические и библейские сюжеты как отражение трагедий и драм современного человека в произведениях Рембрандта

  • Человек, природа, общество в эстетической программе классицизма

  • Версаль как модель гармонии и красоты мира

  • Никола Пуссен и Античность: героика сюжетов и образы

  • Поэтика пейзажных парков России

  • Образ дворянина в произведениях портретного искусства XVIII в.

  • Социальная тематика в творчестве русских художников-передвижников

  • Художники русского импрессионизма: К.А. Коровин, В.А. Серов, И.Э. Грабарь

  • Рождение сюрреализма и его влияние на развитие различных видов искусства

  • Значение Татлина в развитии искусства дизайна и архитектуры

  • Музей современного искусства Гуггенхейма

  • Архитектурные фантазии Ф.Л. Райта

  • Феномен бардовской песни

  • Особенности симфонического творчества Шостаковича

  • Рок-опера как музыкально-драматический жанр

  • Вариант 3. Итоговая контрольная работа. Время проведения – 1 час (вопросы для подготовки раздаются заблаговременно, каждый вопрос предназначен для 1 студента).

  • Опишите скульптурный портрет Нефертити. Как вы думаете, насколько справедливо утверждение о том, что спустя тысячелетия она остаётся олицетворением женской красоты, одухотворённости и изящества? Дайте развёрнутый ответ

  • Сравните некоторые изображения египетских фараонов. Как вы думаете, что в первую очередь хотели передать создавшие их мастера?

  • Сравните фрески Древнего Египта с фресками Кносского дворца. В чём различие творческой манеры египетских и критских мастеров? Какие из них производят на вас большее впечатление?

  • Познакомьтесь с лирикой французских поэтов трубадуров и немецких поэтов миннезингеров. Каковы основные темы и герои их произведений? Что делает творчество этих поэтов актуальным и для нашего времени?

  • Сопоставьте архитектурный облик Софийских соборов в Константинополе и Киеве. Что между ними общего и чем они отличаются друг от друга?

  • Можно ли судить об особенностях исторической эпохи и личности Андрея Рублёва по его произведениям? Попробуйте составить творческую биографию Андрея Рублёва. Что вы могли бы рассказать об экспозиции музея им. Андрея Рублёва в Москве?

  • Познакомьтесь с историей возникновения и становления русского профессионального театра второй половины XVII в. Каковы были его репертуар и особенности сценического воплощения первых пьес придворного и школьного театров?

  • В XVII в. в искусстве Западной Европы получил развитие стиль шинуазри (от фр. «китайщина», «китайская безделушка»). Мода на китайское искусство укрепилась на долгое время и в России (Большой дворец в Петергофе, Китайский дворец в Ораниенбауме). Назовите общие стилевые черты в произведениях русского (западноевропейского) и традиционного искусства Китая.

  • После смерти Джотто итальянский поэт и писатель Джованни Боккаччо (1313-1375) сказал в одной из новелл «Декамерона»: «Джотто снова вывел на свет искусство, которое многие столетия было погребено под ошибками тех, кто, работая красками, более стремился забавлять глаза невежд, чем удовлетворять разуму мудрых». Насколько справедливы эти слова? Поясните свой ответ, опираясь на творчество художника. В чём заключается сила воздействия его произведений на зрителей?

  • В чём заключается своеобразие скульптурного мышления Микеланджело по сравнению с предшествующими эпохами (Античностью, средневековым Востоком, готикой, Ранним Возрождением)? Как вы понимаете смысл слов Микеланджело о том, что для создания своих скульптур он берёт глыбу мрамора и отсекает от неё всё лишнее?

  • Давно подмечено, что большинство картин Джорджоне вступают в эмоциональный диалог со зрителем, рождают ощущение недосказанности. О чём же могут «рассказать» картины великого художника?

  • Как вы понимаете утверждение, что Тициан «мыслит краской» (В.Н. Лазарев)? Как менялось колористическое решение живописных произведений на протяжении его творческого пути?

  • Какое место в творчестве нидерландских и немецких художников занимают библейские сюжеты и образы? Как в их произведениях переданы взаимоотношения Бога и человека, картины окружающей природы? В чём сила их художественного воздействия на зрителей? Сравните их с произведениями итальянских и русских мастеров XV – XVI вв.

  • Ещё при жизни Брейгеля называли «вторым Босхом», «великим имитатором» его «учёности и фантазии». Действительно ли он «возрождал сны своего учителя и даже превосходил их»? Сравните известные вам произведения художников, докажите или опровергните эту оценку.

  • Что, на ваш взгляд, отличало сооружения барокко от творений зодчих эпохи Ренессанса? Сравните известные вам произведения. Как вы думаете, почему барочному зданию «так хочется» организовать вокруг себя пространство в виде целого ансамбля?

  • Какие градостроительные идеи выдвинуло искусство барокко и в чём суть их образности? Попробуйте доказать свои наблюдения, опираясь на главное творение Л. Бернини – площадь собора Святого Петра в Риме.

  • Фреску Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле Ватикана, произведения позднего Тициана и огромные диагональные композиции Тинторетто, созданные в эпоху позднего Возрождения, часто рассматривают как предвосхищение стиля барокко в живописи. Согласны ли вы с таким утверждением? Аргументируйте свой ответ.

  • Одной из сквозных тем в творчестве Рембрандта была притча о блудном сыне. Какое художественное воплощение находит идея трагического познания жизни в его картине «Возвращение блудного сына»?

  • Сравните оформление внутреннего убранства (интерьеры) галереи Франциска I в Фонтенбло и Зеркальной галереи Версаля.

  • Познакомьтесь с картинами русского художника А.Н. Бенуа (1870-1960) из цикла «Версаль. Прогулка короля» . Как в них передана общая атмосфера придворной жизни французского короля Людовика XIV? Почему их можно рассматривать как своеобразные картины-символы?

  • Познакомьтесь с серией портретов Петербургского Смольного института благородных девиц. Какие качества их характера стремился запечатлеть Д.Г. Левицкий? Как вы думаете, почему он использует жанр костюмированного портрета? В чём особенности его композиции и колорита?

  • Сравните картины И.Е. Репина «Царевна Софья» и В.И. Сурикова «Меншиков в Берёзове». В чём особенность решения проблемы исторической личности в истории? Каков характер её взаимоотношений с государственной властью? Как художник отвечает на вопрос о праве отдельной личности решать судьбу всего народа и влиять на ход истории?

  • Что и как может рассказать картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» о жизни различных социальных слоёв Руси XVII в.? Какова её главная идея? В какой мере в ней выражена позиция автора? Почему и как в ней противопоставлены «лик страдания» и «личина глумления»? В чём смысл такого противопоставления?

  • Какие художественные открытия осуществил Э. Мане в картине «Бар в “Фоли-Бержер”»? Что отличает это произведение от картин раннего периода? Почему так трудно определить его жанр? Какие перемены, произошедшие в живописи XIX в., оно отражает? В чём особенность организации пространства в этом произведении? Что вносит тревожные нотки в общее праздничное настроение картины?

  • Известно, что Ван Гог создал 40 автопортретов, в каждом из которых он открыл какие-то новые грани своей личности. Сравните известные вам автопортреты художника. Какую «историю жизни» мог бы рассказать каждый из них?

  • Рассмотрите картины С.В. Герасимова «Мать партизана» и Б.М. Неменского «Мать». Как в них переданы чувства простых русских женщин? Как вы думаете, почему не только о смертельных схватках с врагом, но и о нелёгкой судьбе женщины-матери стремились рассказать многие художники военного поколения?

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *