Что отличало сооружения барокко от творений зодчих эпохи ренессанса: Архитектура барокко — Искусство (II часть) — Каталог файлов

Содержание

Архитектура барокко — презентация онлайн

1. Архитектура барокко

2. Характерные черты архитектуры барокко

…Но перед красотой и зданья и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда,
… В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах и резьбе карниз под самой крышей…
Перевод Е. Тархановской
Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт
XVII в. Жорж де Сюдери. Обилие пышных декоративных украшений,
подчеркнутая театральность, искажение классических пропорций, оптический
обман, преобладание сложных криволинейных форм действительно
создавали особый неповторимый облик архитектурных строений барокко.
БАРОККО (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший
в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества,
наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном
искусстве.
Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. На смену
согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия. Глядя на
фасад, перестаешь понимать, где же находится стена – главная опора здания. Плоские
пилястры уступают место колоннам и полуколоннам. Установленные на высокие
пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада,
вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на балюстраде крыши. Размеры
порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы. Фронтоны и
наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей,
гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур. От спокойной ясности ренессанса,
казалось, не осталось и следа.
« Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и
пространственных построений. Если в Ренессансе планы помещений имеют четкую
геометрическую форму – круг, квадрат, прямоугольник, то излюбленная форма барокко –
овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема.
Часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и
вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных
объемов… В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоративность,
тяжеловесная роскошь. Причудливые формы, обилие скульптуры, использование
насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры,
производить впечатление богатства и парадности» (А.Ф.Гольдштейн).
Пилястры – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены
или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и
колонна; служит для членения плоскости стены.
Картуши – украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб,
эмблема, надпись
Фронтон — завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады,
ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

4. Шедевры итальянского барокко.

Лоренцо БерниниФранческо Барромини. Церковь Сант
Аньезе. 1653 г. Рим.
Характерные черты итальяноского
барокко нашли наиболее яркое
воплощение в творчестве двух
зодчих, создавших целую эпоху в
развитии архитектуры, — Франческо
Борромини и Лоренцо Бернини.
В создании криволинейных,
изгибающихся поверхностей и
прихотливых геометрических
сочетаний Франческо Борромини не
знал равных. Церковь Сант Аньезе на
площади Навона в Риме – одно из
лучших творений архитектора.
Плавно изгибающийся фасад церкви
украшает величественный купол,
помещенный на высоком барабане.
Стены церкви как будто растворяются
в игре светотени, в выступах и
проемах.
Борромини по возможности
избегает прямых линий —
вертикальных или
горизонтальных, а также
прямых углов.
Предпочтение отдается
сложным изогнутым планам
Франческо Борромини
Церковь Сан-Карло алле
Куатро Фонтане, (1634-67,
Сант-Иво, 1642-60, в Риме).
Не менее эффективен и
интерьер собора, отличающийся
изощренностью лепных
украшений, многокрасочностью
декоративных росписей,
цветных мраморных колонн.
•Франческо Борромини. Церковь
Сан-Карло алле Куатро Фонтане,
(1634-1667, Сант-Иво, 1642-1660, в
Риме).
Франческо Борромини
Церковь Сан-Карло алле
Куатро Фонтане, (16341667, Сант-Иво,
1642-1660, в Риме).
Фрагмент, фасад.
Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление
площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу
несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического
мира, добиться впечатления единства площади и собора. Пространство перед
храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая — в форме
трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу
и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала
площадь.
Лоренцо Бернини. Рим. Фонтан Нептуна на площади Навона.
Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек на площади Навона. 1648-1651.
Аллегорические фигуры изображают самые большие реки континентов — Нил,
Дунай, Ганг и Рио-де-ла-Плата (Амазонка тогда была неизвестна). Покрывало на
голове Нила символизирует таинственность его истока, который в то время еще
не открыли. Расположение фигур фонтана породило легенду о поединке между
гениями эпохи барокко — Бернини и Борромини: будто бы Ла Плата Бернини
загораживается рукой, чтобы не видеть церковь — «ужасное» творение
Борромини. На самом деле фонтан построен гораздо раньше, чем церковный
фасад. По проекту Бернини создан и фонтан Мавра, один из двух фонтанов,
расположенных по краям площади. Другой фонтан в оригинале состоял лишь из
одного бассейна, к которому в конце 19 в. добавили скульптуру — так возник
фонтан Нептуна.
Со 2-й половины 1650-х гг.
Бернини вновь работает в
соборе Святого Петра,
создает здесь бронзовую
«кафедру св. Петра» (16561665), украшенную
статуями отцов Церкви и
ангелов,

12. «Дивное узорочье» московского барокко

Стремление к парадности и богатству внешнего убранства
архитектурных сооружений было чрезвычайно характерно для
России. «Дивное узорочье» стало лейтмотивом русского
зодчества конца XVII – началаXVIII в. Для архитектуры этого
времени характерно сочетание национальных традиций, в
особенности деревянного зодчества, с лучшими достижениями
западноевропейского барокко. Наиболее ярко и самобытно
черты русского барокко проявились в так называемом
нарышкинском, или московском, стиле. Свое название он
получил благодаря заказчикам строительства, в числе которых
были Нарышкины – родственники Петра I. По их инициативе в
Москве было возведено немало красивых и нарядных зданий –
дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов.

13. Церковь Покрова в Филях. 1693-1694. Москва.

Блестящим образцом
нарышкинского барокко является
церковь Покрова в Филях. Она
стоит на невысоком холме, над
речным берегом, повторяя себя
причудливым отражением в воде.
Храм имеет высокий и
просторный подклет (ПОДКЛЕТ, в
русской каменной и деревянной
архитектуре нижний этаж жилого дома
или храма, обычно имеющий
служебно-хозяйственное
назначение),на арках которого
Церковь Покрова в Филях.
1693-1694. Москва.
расположена терраса с тремя
плавными лестничными
маршами. Главный объем здания
окружен полукруглыми
пределами, каждый из которых
увенчан золотой главой. Переход
от четверика к восьмерику
выполнен настолько плавно и
умело, что зритель не сразу
замечает смену архитектурных
членений. Карниз и резные
белокаменные украшения
естественно продолжают тройные
капители угловых колонок.
Церковь Троицы в Никитниках.
1631-1634 гг. Москва.
К уникальным сооружениям
московского барокко следует
отнести и церковь Троицы в
Никитниках, построенную по
заказу купца Григория
Никитникова – выходца из
Ярославля. Храм,
поставленный на высоком
холме в центре города,
господствовал над
окружающей застройкой,
выделяясь сложностью
силуэта. Яркая раскраска
фасадов, сочная пластика
белокаменного и кирпичного
декора, многоцветные
изразцы вместе с живописной
асимметрией композиции
привлекли к себе внимание
горожан.
Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634 гг. Москва.
Плоскость стены почти исчезла за обилием карнизов, пилястр,
полуколонн, наличников и порталов. Храм венчали декоративное
пятиглавие и три ряда кокошников, придающих особую праздничную
торжественность.
Церковь Знамения Богородицы
в Дубровицах считается
вершиной московского барокко.
Полукружия стен завершаются
треугольным резным
фронтоном, украшенным
колонками и волютами.
Восьмигранная трехъярусная
башня превращена в каменное
кружево. Церковь увенчана
куполом с ажурной
позолоченной короной и
сквозным крестом.
Церковь Знамения Богородицы в
Дубровицах. 1690-1704. Москва.
Церковь Знамения Богородицы в
Дубровицах. 1690-1704. Москва.
Церковь Знамения
Богородицы в Дубровицах.
1690-1704. Москва.
Церковь во имя святителя Николая,
возведена в одном из истинно
московских старинных местностей:
здесь в XVII в. на заливных лугах
поселили хамовников – дворцовых
ткачей, которые и дали название
округе. Они и построили этот
необычный по покраске храм. Для
усиления колокольного звона она
прорезана рядами проемов, так
называемых слухов. Здание церкви
– характерный тип посадского
храма, один из ярких и превосходно
сохранившихся образцов
«нарышкинского барокко»
Церковь Николы в
Хамовниках. XVII в. Москва.
Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.
Церковь Николы
в Хамовниках. XVII в. Москва.

22. Архитектурные творения В.В.Растрелли

В середине XVIII столетия искусство барокко в России достигло
наивысшего расцвета. Развивая лучшие национальные традиции,
архитекторы все чаще обращались к европейскому художественному
наследию. Пышная архитектура барокко распространялась по всей
России. Самые яркие творения зодчества были сосредоточены в
новой столице Российского государства – в Санкт-Петербурге.
Значительный вклад в развитие национальной архитектуры внес
Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) Растрелли
(1700-1771) – сын скульптора Б.К.Растрелли, итальянец по
происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за
границей, он затем работал только в России, ставшей его второй
родиной.
Все что было им построено в России, вызывало восхищение и
восторженные оценки современников. Поэт А.Д.Кантемир (1708-1744)
писал о творениях выдающегося зодчего:
«Граф Растрелли… искусный архитектор. Инвенции его в
украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может
увеселиться око в том, что он построил».
В.В. Растрелли. Портрет.
Творчество Растрелли
составило целую эпоху
русской архитектуры —
«елизаветинское барокко».
Лучшие произведения Растрелли –
Андреевская церковь в Киеве,
дворцы в пригородах СанктПетербурга – Петергофе и Царском
Селе, дворцы Строганова и
Воронцова, собор Смольного
монастыря и Зимний дворец в
Санкт-Петербурге.
В.В.Растрелли. Андреевская
церковь. 1749-1759 гг. Киев.
Собор Смольного монастыря был
заказан мастеру императрицей
Елизаветой Петровной. Традиционное
русское пятиглавие, воплощенное в
вычурных формах барокко, здесь
органично сливалось с основным
объемом здания. Средняя глава
собора представляет собой высокий
двусветный купол, увенчанный
луковичной главкой на световом
барабане. Четыре угла в виде
высоких двухэтажных башен, почти
вплотную прижатые к центральному
куполу, придают пятиглавию
удивительную монолитность и мощь.
Уже после смерти Растрелли другой
выдающийся архитектор –
представитель раннего классицизма
Джакомо Кваренги – всякий раз
проходя мимо Смольного собора
почтительно снимал шляпу и
восклицал: «Вот это церковь!»
В.В.Растрелли. Собор Смольного
монастыря. 1748-1760 гг. Санкт –
Петербург.
Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на Неве, — Зимний
дворец, в котором в наше время расположен всемирно известный художественный
музей Эрмитаж. Архитектура Зимнего дворца – это настоящий гимн эпохе русского
барокко. Фасад, выходящий на набережную Невы, был рассчитан на обозрение
издали. Фасад, выходящий к Адмиралтейству, ориентирован на парадную
Дворцовую площадь, обращенную к городу. Дворец имел более 1050 помещений и
комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Общая протяженность фасадов дворца
составляет 210 м!
В.В.Растрелли. Посольская лестница в Зимнем дворце. 1754 – 1762 гг. СанктПетербург.
Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно
подъезжали кареты императрицы и ее гостей. Через огромную галерею они
поднимались по ослепительно прекрасной Посольской лестнице с верхней
площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.
В.В.Растрелли.
Екатерининский дворец.
(Главный вход).
В.В.Растрелли. Екатерининский дворец. (Фасад)

30. Вопросы и задания

1.
2.
3.
Каковы характерные черты архитектуры западноевропейского
барокко?
Что, на ваш взгляд, отличало сооружения барокко от творений
зодчих эпохи Ренессанса?
О каких шедеврах нарышкинского барокко вы могли бы рассказать
подробнее?
Подготовить сообщения на тему:
1.
2.
3.
«Лоренцо Бернини – «гений барокко»;
«Нарышкинское барокко в Москве»;
«Петербург В.В.Растрелли»

5 архитектурных шедевров эпохи Возрождения, демонстрирующих элегантность культового стиля


Ренессанс – период художественного возрождения и созидания, который длился с начала XIV по XVI век. Возрождение во всех смыслах этого слова было радикальным периодом, который изменил науку, культуру, искусство, ремесла, скульптуру и, конечно же, архитектуру. С эстетической точки зрения оно часто фокусировалось на возвращении к упорядоченным элементам древнегреческой и римской архитектуры, которая была усовершенствована великими зодчими, чьи творения стали иконой стиля.


Особенности архитектуры эпохи Возрождения


Впечатляющие шедевры эпохи Возрождения, ярко демонстрирующие особую элегантность культового стиля.

Произведения искусства и шедевры архитектуры, относящиеся к эпохе Возрождения, которую еще называют Ренессансом, ориентированы на создание идеальных форм и совершенной красоты. Акцент делался на правильные пропорции, симметрию, которые использовались в классике, многие столетия считавшейся вершиной архитектуры и искусства. Наивысших достижений в этом направлении достигли древнегреческие и древнеримские зодчие, скульпторы и художники.

Примечательно: Эпоха Возрождения пришла в след за «темными» Средними веками, которые подготовили почву, чтобы произошла не обычная смена исторического периода, а кардинальные изменения в сознании людей и их восприятии окружающего мира. Для Ренессанса характерны не простое возвеличивание Бога, а повышенный интерес к человеку, который является центром Вселенной. Как ни странно это звучит, но именно гуманизм предопределил приоритеты в архитектуре, в которой также доминировал человек, вернее сказать пропорции человеческого тела, что привело к идее математического процесса, поспособствовавшего созданию идеальных сооружений.

Элегантность и захватывающая дух красота присущи архитектурным произведениям эпохи Возрождения.

Работы великих мастеров эпохи Ренессанса зачастую включали классические элементы античности: купола, арки, антаблементы, колонны, строгие прямолинейные формы и симметрию. В некоторых проектах явно просматривались композиционные детали классических ордеров – дорического, ионического и коринфского.

1. Кафедральный собор Святого Петра в Ватикане (Италия)

Собор Святого Петра и площадь перед ним – один из самых впечатляющих архитектурных ансамблей эпохи Возрождения (Ватикан, Италия).

Фантастической красоты и величия Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro) – один из лучших образцов архитектуры эпохи Возрождения. Крупнейшая и одна из самых значимых христианских церквей мира была построена в XVII веке культовыми зодчими, скульпторами и художниками Высокого Возрождения (частично барокко), среди которых можно выделить Джованни Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), Карло Мадерно (Carlo Maderno), Микеланджело (Michelangelo Buonarroti), Донато Браманте (Donato Bramante) и Рафаэля (Raffaello Santi).

В проектировании и оформлении уникальной базилики принимали участие гениальные зодчие, художники и скульпторы с мировым именем (Basilica di San Pietro, Ватикан).

Историческое наследие: Памятник архитектуры, который мы можем видеть сейчас, – это последний вариант преобразования Basilica di San Pietro. На этом месте первая романская базилика появилась еще в 4 веке нашей эры при римском императоре Константине. Согласно христианским писаниям здесь покоится тело апостола Петра, принявшего мученическую смерть. Именно здесь последователи Христа над и воздвигли первый алтарь (313 год). С тех пор базилика пережила несколько ремонтов и трансформаций, но к началу 1500 гг. совсем обветшала и требовала полной реконструкции. Первым зодчим, взявшимся за разработку впечатляющего проекта, стал Донато Браманте.

2.

Палаццо Медичи Риккарди во Флоренции (Италия)

За стенами строгого монументального здания прячется удивительная красота и изящество (Palazzo Medici Riccardi, Италия). | Фото: galya1963.livejournal.com.

Внутренний двор Палаццо Медичи Риккарди во Флоренции (Италия).

Палаццо Медичи-Риккарди (Palazzo Medici Riccardi) – первый родовой замок семьи Медичи, который является образцом раннего Ренессанса. Он также считается первым зданием построенном в стиле эпохи Возрождения на территории Флоренции, превратившийся в эталон, который никто так и не решился превзойти. Понадобилось 20 лет, чтобы строгое и величественное снаружи здание, внутри превратилось в изысканный дворец, где до сих пор можно увидеть работы итальянских мастеров – Микеланджело, Донателло, Беноццо Гоццолии Боттичелли и Микелоццо ди Бартоломео, который и спроектировал палаццо для знаменитого семейства.

К роскошному убранству дворца Медичи приложили руку величайшие творцы эпохи Возрождения (Palazzo Medici Riccardi).

Конструкционные особенности: Дизайн дворца является ярким примером трехсторонней схемы строительства на трех различных вертикальных высотах. Такая конструкция фасада стала очень популярной в эпоху Возрождения, потому что она символизировала влияние пропорций человеческого тела на архитектуру.

3. Сикстинская капелла в Ватикане (Италия)

За этими скромными стенами прячется «Золотой фонд» мирового искусства (Сикстинская капелла, Ватикан).

Несмотря на то, что Сикстинская капелла (Capilla Sixtina) в Апостольском дворце задумывалась, как оборонительное сооружение и внешне выглядит более чем просто и обыденно, но переступив ее порог сразу понимаешь, почему ее называют «жемчужиной Ватикана». Преображением капеллы и созданием бессмертного восхитительного образа занимались одни из крупнейших мастеров эпохи Возрождения – Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Роселли и Рафаэль.

На роспись потолка великий Микеланджело потратил более 5 лет ежедневного изнуряющего труда (Сикстинская капелла, Ватикан). | Фото: cachitosdearte.blogspot.com.

Фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы (Ватикан, Италия). | Фото: civitavecchia.portmobility.it.

Но больше всего пришлось приложить усилий Микеланджело Буонарроти, который хоть и тяготел к скульптуре, но пришлось взяться за создание гигантских размеров фресок на потолке и алтарной стене. Невероятной красоты фрески с Библейскими мотивами не одно столетие вызывали и восхищение, и яростную критику из-за обнаженной натуры, но все же разум восторжествовал и творение великого мастера сохранилось до наших дней.

4.

Палаццо Фарнезе в Риме (Италия)

Дворец-особняк восхищает своей лаконичностью и правильными формами (Palazzo Farnese, Рим). | Фото: italia.obnovlenie.ru.

Внутренний двор Палаццо Фарнезе, который уже более 100 является посольской резиденцией Франции. | Фото: italy4.me.

Дворец-особняк для семьи Фарнезе, построенный в 1517 году, часто называют образцом высокой архитектуры эпохи Возрождения. И это неспроста, ведь величественный Palazzo Farnese (он же Палаццо Фарнезе) на протяжении многих веков считается образцом дворцовой архитектуры. Это тот случай, когда лаконичность форм и монументальность впечатляет больше нежели объекты с изобилием декоративных элементов и вычурных деталей.

Главный зал украсили работы именитых скульпторов и художников, включая самого Микеланджело (Palazzo Farnese, Рим).

Одно из красивейших зданий Рима, первоначально было спроектировано Антонио да Сангалло Младшим. А вот завершением его строительства и оформлением занимались самые известные архитекторы и художники эпохи Возрождения – Якопо Бороцци да Виньола, Джакомо делла Порта и, конечно же, Микеланджело.

Лестница является особым произведением искусства, хотя роспись стен и купольного потолка захватывает дух не меньше (Palazzo Farnese, Рим). | Фото: unarussainitalia.ru.

По сведениям авторов Novate.ru, вот уже более 100 лет Palazzo Farnese – лучший памятник архитектуры и искусства служит в качестве представительской резиденции посольства Франции, поэтому к открытым для туристов достопримечательностям его отнести нельзя. Хотя можно попытаться попасть на один из экскурсионных туров, которые регулярно проводятся, правда, записаться придется заранее.

5. Замок Шамбор в Центр-Валь-де-Луаре (Франция)

Замок Шамбор – яркий пример архитектуры французского Ренессанса.

Изначально, Замок Шамбор (Château de Chambord) был задуман как охотничий домик для короля Франциска I (годы правления 1515-1547 гг. ). Но со временем планы были кардинально пересмотрены и вместо хижины появился огромный замок, который превратился в образец архитектуры французского Ренессанса. Особенно примечательным элементом стала центральная лестница. Ее двойная спираль, или лестница ДНК очень быстро превратилась в культовую дизайнерскую идею, которую разрабатывал сам Леонардо да Винчи.

Лестница является особым произведением искусства, очень быстро превратившаяся в модный элемент архитектуры (Замок Шамбор, Франция).

Один из залов роскошного Замка Шамбор (Франция). | Фото: barbadosband.com.

Несмотря на то, что Замок Шамбор является уникальным памятником архитектуры и образцом экстравагантности, после Французской революции многие предметы мебели, произведения искусства и декора были или разворованы, или проданы. Чуть позже ущерб был возмещен из запасников Лувра и Компьенского замка.

Классические черты и совершенная красота просматривается не только в архитектурных шедеврах эпохи Возрождения европейских стран. Станции метро, построенные в Советском Союзе, например, впечатляют своей уникальностью, волнующим сочетанием пропаганды, искусства и дизайна, не меньше. Хотя некоторые особенности строительства и внедрения в старинные особняки действительно удивляют. А почему так произошло – смотрите в нашем видео

Каждое направление в искусстве и архитектуре оставляет неизгладимый след и достойно если не восхищения, то хотя бы того, чтобы о нем помнили и знали. Хотя если говорить об ар-деко, то этому стилю забвение точно не грозит, ведь от гламура, изысканности и роскоши люди пока не готовы отказаться.

Триумф барокко

Введение

 

Возникнув в Риме и Париже вскоре после 1600 года, барокко в искусстве и архитектуре вскоре распространилось по всей Европе, где оно господствовало в течение ста пятидесяти лет. В этот период новые социальные и политические системы привели к концентрации власти в руках лиц с абсолютной властью. Архитектура подтвердила это — конструкциями и декоративными программами дворцов, церквей, общественных и правительственных зданий, научных и коммерческих зданий, военных объектов. Великолепные церкви, фонтаны и дворцы свидетельствовали об обновленной силе пап в Риме, а архитекторы также придали новые формы церквям для протестантской и русской православной литургии. Архитекторы эпохи барокко учились в традициях классического Возрождения, подчеркивая симметрию и гармоничные пропорции, но их проекты продемонстрировали новое ощущение динамизма и величия. Архитекторы эпохи Возрождения стремились задействовать интеллект, сосредоточившись на божественных источниках геометрии, в то время как их последователи стремились подавить чувства и эмоции. Архитекторы эпохи барокко также в значительной степени освоили объединение изобразительных искусств — живописи, скульптуры, архитектуры, садового дизайна и городского планирования, создавая здания и сооружения с повышенным чувством драматизма и силы.

Джованни Паоло Панини , Современный Рим, 1757, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, Фонд Гвинн Эндрюс, 1952

1 из 22

9 025

4 Архитектурные модели

4 05

Эта выставка объединяет двадцать семь из лучших сохранившихся архитектурных моделей, созданных в Европе между 1600 и 1750 годами. Модели позволили архитекторам изучить свои проекты в трехмерной форме и позволили потенциальным покровителям сразу понять суть предложения. Часто их представляли на конкурсы архитектурных комиссий. После того, как проект был запущен, время от времени приносили модели для закладки краеугольного камня, которые использовались для руководства рабочими в ходе строительства. Русский зодчий XVIII века Василий Иванович Баженов объяснял назначение моделей: «Чтобы понять, как красиво и превосходно будет здание в действительности, [архитектор] должен неизбежно представить его в перспективе; а чтобы еще более убедиться в нем , он должен сделать для него модель. Действительно, изготовление модели считается половиной работы».

Иллюстрация из J. F. Penther, Zweiter Teil der Bürgerlichen Bau-Kunst, 1745

2 из 22

Барокко в Риме

2  одновременно в столицах Италии и Франции , Рим обычно считается местом его рождения. В первые десятилетия семнадцатого века в Риме наблюдался всплеск строительной деятельности, в значительной степени поддерживаемой папами. По всему городу возводились церкви, фонтаны и дворцы, преображая и оживляя его городские пространства. Архитектура римского барокко, впервые появившаяся в новаторских проектах Карло Мадерно и получившая дальнейшее развитие в работах Пьетро да Кортона, Джан Лоренцо Бернини и Франческо Борромини, вдохновляла дизайн зданий в Европе более века. Рассматривая отношения между новыми и существующими структурами, архитекторы стремились придать городским пространствам новое ощущение единства, согласованности и динамизма. Тщательная интеграция архитектуры с окружающей средой великолепно продемонстрирована в Фонтане Четырех рек Бернини, одном из самых впечатляющих памятников эпохи барокко в Риме.

Джан Лоренцо Бернини , Модель фонтана Четырех рек, Пьяцца Навона, Рим, c. 1650, Accademia di Belle Arti di Bologna

3 из 22

Фонтан Четырех рек

 

Джан Лоренцо Бернини был одним из самых новаторских архитекторов и скульпторов эпохи барокко. Он родился в Неаполе в 1598 году. Его долгая и успешная художественная карьера продолжалась с подросткового возраста до самой смерти в 1680 году. После его раннего успеха в Риме, где он работал на самые могущественные семьи города и пап, его слава распространилась по всей Европе. . Среди его королевских покровителей были король Англии Карл I и король Франции Людовик XIV. Скульптор, архитектор, живописец, сценограф, поэт и драматург, Бернини создавал динамичные памятники, объединявшие искусство живописи, скульптуры и архитектуры в единое целое.

 

Фонтан Четырех рек на площади Навона в Риме — одна из самых знаменитых работ Бернини. Спроектированный и построенный между 1648 и 1651 годами для папы Иннокентия X Памфилия, фонтан увековечивает перенаправление папой воды из Acqua Vergine (одного из основных источников водоснабжения Рима) на площадь перед его фамильным дворцом Палаццо Памфили. Фонтан Бернини искусно сочетает в себе древний египетский обелиск, который был извлечен из Цирка Максенция в Риме, с высоким каменным основанием. На скалах установлены четыре большие фигуры, символизирующие четыре великие реки четырех четвертей мира: Дунай для Европы, Нил для Африки, Ганг для Азии и Плата для Америки.

 

Эта модель, датированная примерно 1650 годом, является ранним эскизом окончательного проекта Фонтана Четырех рек. Скульптура основания фонтана выполнена из дерева, а единственная сохранившаяся фигура, изображающая реку Плата, вылеплена из глины. Дизайн готового фонтана несколько отличается от макета: круглая форма чаши стала овальной, а отверстия в скале сделаны более неправильными.

Джованни Баттиста Пиранези , Veduta di Piazza Navona sopra le rovine del Circo Agonale, , вероятно, 1747/1748, офорт на верже, Национальная художественная галерея, Архитектурная коллекция Марка Дж. Милларда, приобретено при содействии Фонда Морриса и Гвендолин Кафриц, 1985. 61.16

4 из 22

Церкви и часовни

 

В первые годы семнадцатого века обновленная сила Римско-католической церкви привела к строительству многих новых церковных зданий. Это последовало за потрясениями прошлого века, когда Церковь, столкнувшись с подъемом протестантизма в Северной Европе, решила реформировать свои доктрины и обычаи, чтобы укрепить свои позиции. Католическая церковь вышла из Контрреформации с новым оптимизмом и нуждалась в новом архитектурном образе.

 

Барочные церкви были масштабнее своих предшественников, а их интерьеры богаче украшены скульптурой и живописью. Подобно религиозным справочникам, которые побуждали людей активно участвовать в мистическом опыте святых, интерьеры церквей в стиле барокко были разработаны так, чтобы вызывать немедленный эмоциональный отклик. Драматические световые эффекты, динамичные архитектурные формы и богатое убранство церквей в стиле барокко были направлены на то, чтобы восхищать, вдохновлять и завораживать посетителей.

 

По всей Европе религиозная архитектура определялась различными литургическими и архитектурными традициями каждого региона и нации. В то время как пышные декоративные ансамбли стали доминантой церковной архитектуры католической Европы, церкви, построенные на протестантском севере, где религиозная живопись и скульптура приравнивались к идолопоклонству, были гораздо более сдержанными.

Габриэль Лозер , Модель церкви аббатства Сен-Галль, Швейцария, 1751-1752, Stiftsbibliothek St. Gallen

5 из 22

Церковь аббатства Святого Галла

 

Аббатство Святого Галла в Швейцарии было одним из самых могущественных монастырей в Европе в восьмом веке с момента его основания. до его роспуска в 1805 году. В начале восемнадцатого века монахи-бенедиктинцы решили восстановить свою средневековую церковь. Процесс проектирования длился более четырех десятилетий и занял почти дюжину архитекторов.

 

Среди четырнадцати сохранившихся проектов здания есть эта деревянная модель 1751–1752 годов, созданная братом-бенедиктинцем Габриэлем Лозером, который был мастером-краснодеревщиком, а не архитектором по образованию. Искусное мастерство Неудачника отражено в его сложной модели с резными деталями.

Церковь аббатства Св. Галла, Швейцария © Foto Marburg/Art Resource, NY

6 из 22

Церковь аббатства Святого Галла, которая в основном соответствует модели Неудачника, представляет собой длинный прямоугольник с большой ротондой, установленной в центр. Это сочетание централизованного и продольного плана является одной из характерных черт церквей позднего барокко в немецкоязычных районах Европы.

Брат Ноктер , План церкви аббатства Сен-Галлен, Швейцария, 1770, Stiftsarchiv St. Gallen

7 из 22

Гражданская архитектура

эпоха ознаменовалась ростом строительства новых ратушей и расширение существующих. По всей Европе возникали новые независимые государства, что создавало соответствующий спрос на местное самоуправление. Тогда, как и сейчас, в ратуше располагались правительственные учреждения и место собраний. Расположенный в центре города, он, вероятно, был построен по образцу городского дворца и часто имел выдающийся фасад и высокую башню с часами. Большая и искусно украшенная ратуша была внушительным символом гражданской гордости и самобытности.

Jacob van Campen , Модель ратуши Амстердама, 1648-1650, Исторический музей Амстердама

8 из 22

Ратуша Амстердама

Мэрия Амстердама  , разработанный Джейкобом ван Кампен, начиная с 1648 года, предназначался для размещения административных офисов и актового зала городского совета Амстердама. Здание также было символом политической и экономической мощи недавно созданной Голландской республики и ее столицы Амстердама. К семнадцатому веку город стал одним из самых важных портов и главным банковским центром Северной Европы. Его растущее богатство и уверенность отражены в монументальном дизайне и богатых материалах ратуши. Фасад построен из песчаника, привезенного из Германии, а его интерьеры роскошно отделаны итальянским мрамором. Иностранные гости города восхищались дороговизной и щедрой постройкой здания, что было беспрецедентным в Нидерландах. В 1813 году он был преобразован в Королевский дворец Нидерландов.

 

Этот тщательно обработанный макет 1648–1650 годов, вероятно, был создан для представления проекта архитектора городскому совету. Внешний вид украшен замысловатыми скульптурными и декоративными деталями, а интерьер демонстрирует расположение комнат внутри здания. Модель состоит из нескольких уровней, каждый из которых можно убрать, открывая множество комнат, таких как мэрия, помещения охраны, арсенал, городской банк, зал суда, тюрьма и камера пыток. За немногими исключениями, Ратуша была построена так, как показано на модели, и открыта 29июль 1655 года.

Йоханнес Лингельбах , Дамба, Амстердам, со строящейся ратушей, c. 1670 г., Исторический музей Амстердама, предоставлено Рейксмузеумом, Амстердам

9 из 22

Коммерческая архитектура

 

По мере расширения торговли по всей Европе в 17-м и 18-м веках барокко также распространялось на коммерческие структуры, такие как банки и рыночные постройки. Предметы первой необходимости, такие как еда и одежда, можно было купить на месте в таких рыночных залах. Предметы роскоши также пользовались все большим спросом, а тонкий шелк, фарфор, специи, чай, кофе, табак и ром импортировались в Европу из Азии и Нового Света. Рост местной и международной торговли требовал более сложной транспортной сети дорог, каналов и, в частности, судоходных путей, гаваней и маяков. Маяк Эддистоун, расположенный у юго-западного побережья Англии, был построен как коммерческое предприятие. Он был введен в эксплуатацию в 1756 году небольшой компанией акционеров, которые собирали пошлины с кораблей, заходящих в гавань Плимута, в обмен на поддержание света.

John Smeaton (архитектор) и Josias Jessop (модельер), Модель маяка Eddystone, недалеко от Плимута, Англия, 1757-1759, попечители Национального музея Шотландии, Эдинбург

10 из 10

Маяк Эддистоун

 

Опасный риф Эддистоун в Ла-Манше представлял постоянную угрозу для судов, идущих вдоль юго-западного побережья Англии. Когда второй маяк, стоявший на этом месте, был уничтожен пожаром в 1755 году, третий маяк был спроектирован и построен инженером-строителем Джоном Смитоном. Его гениальное и влиятельное сооружение стало образцом для всех последующих каменных маяков.

(слева) John Smeaton (архитектор) и Josias Jessop (модельер), Модель маяка Eddystone, недалеко от Плимута, Англия, 1757-1759, попечители Национального музея Шотландии, Эдинбург

(справа) Неизвестный рисовальщик по имени Джона Смитона (архитектор), План седьмого каменного ряда и участка маяка Эддистоун, недалеко от Плимута, Англия, c. 1756 г., попечители национальных музеев Шотландии, Эдинбург 9.0005

11 из 22

Для маяка Смитона были изготовлены две модели. Первую, секционную модель, можно разобрать на секции, чтобы показать внутреннюю конструкцию маяка и расположение комнат, включая лестницу, кладовые, кухню и спальню. В каждую из этих комнат в оголовок стены была вделана цепь, которая помогала распределять нагрузку на пол. Вокруг балкона наверху маяка Смитон установил закругленный карниз для отражения волн, бьющихся о борт маяка в ненастную погоду.

John Smeaton (архитектор) и Josias Jessop (модельер), Модель маяка Eddystone, недалеко от Плимута, Англия, в разобранном виде, 1757-1759, Попечители Национального музея Шотландии, Эдинбург

1

из 22

Вторая модель представляет собой седьмой уровень каменной кладки в основании конструкции. На нем показано, как маяк был построен из взаимосвязанной каменной кладки, закрепленной металлическими штифтами.

 

Маяк Эддистоун простоял до 1880-х годов, когда риф под ним начал разрушаться. Затем аналогичный маяк был построен на соседнем участке. Самый известный маяк современности, маяк Эддистоун, демонстрирует триумф инженерной мысли и предприимчивости над разрушительными силами моря.

Джон Смитон (архитектор) и Джозиас Джессоп (модельер), Модель седьмого каменного поля маяка Эддистоун, недалеко от Плимута, Англия, 1757, Попечители Национальных музеев Шотландии, Эдинбург

13 из 22

Военная архитектура

 

Семнадцатый век был периодом непрерывных войн в Европе, и только четыре года прошло без сражений.

Для европейских государств военное строительство было одновременно тяжелым финансовым бременем и предметом гордости. Крепости, военно-морские арсеналы и другие военные сооружения демонстрировали силу нации и обеспечивали решающую оборону. Архитектурные модели военных комплексов выполняли множество функций: выполнив свою задачу при проектировании и строительстве крепости, они затем использовались военачальниками для планирования оборонительных стратегий. Когда несколько моделей собирались вместе, их можно было показывать приезжим послам как доказательство военной мощи и славы государя или хранить как свидетельство территории, завоеванной в ходе военных кампаний. Изготовленные из раскрашенной бумаги, картона и папье-маше, масштабные модели более хрупкие, чем вырезанные из дерева. К счастью, сохранились многочисленные модели военных крепостей, которые являются бесценным свидетельством развития городского планирования, имевшего место в период барокко.

Себастьян Ле Престр де Вобан , Модель крепости Нёф-Бризах, c. 1703-1704, Музей планов-рельефов, Управление архитектуры и наследия, Министерство культуры, Париж

14 из 22

Крепость Нёф-Бризах

 

Наиболее важные события в военной архитектуре в период барокко происходили вдоль северных и восточных границ Франции, где французская армия участвовала в военных кампаниях против своих соседей, южных Нидерландов, находящихся под властью испанцев, и Рейнской области. С конца 1660-х годов король Франции Людовик XIV приступил к амбициозному проекту по строительству укреплений вдоль этих границ. Город-крепость Нойф-Бризах, одна из таких крепостей, была построена между 169 г.8 и 1720. Разработанный Себастьяном Ле Престр де Вобаном, главным военным инженером Людовика XIV, Неф-Бризах был одним из самых сложных оборонительных сооружений того периода. Вобан представлял себе город-крепость «идеальным городом», включающим центральную площадь, церковь, казармы, склады и офицерские помещения, жилье для различных классов граждан, монументальные стены и ворота.

Звёздные укрепления, окружающие город, предназначались для того, чтобы помешать вражеской артиллерии добраться до поселения.

Себастьян Ле Престр де Вобан , План города Нёф-Бризах, после 1702 года, Музей планов-рельефов, Управление архитектуры и наследия, Министерство культуры, Париж

15 из 22

Тот факт, что Неф-Бризах сохранился до наших дней, почти не тронутый более поздними конфликтами, свидетельствует об эффективности оборонительной системы Вобана.

Вид с воздуха на Нёф-Бризач, Франция

16 из 22

Частные резиденции

 

В эпоху барокко дворяне, купцы и финансисты разделяли новый энтузиазм в отношении строительства частных резиденций. Городские дворцы и загородные виллы, которые они заказали, демонстрируют широкий спектр национальных и региональных вариаций. Таунхаусы превратились в многоэтажные постройки с тщательно продуманным внутренним убранством, особенно в восемнадцатом веке. Загородные виллы продолжили традицию, заложенную в итальянском Возрождении, объединять здания и сады с природным ландшафтом. Задуманные как места отдыха, такие резиденции часто были окружены обширными садами. Дизайн всего ландшафта часто иллюстрировался крупномасштабными моделями, в то время как более мелкие модели создавались для отдельных садовых построек, таких как павильоны и башни.

Джироламо Фригимелика (архитектор) и Джованни Глория и/или Санте Бенато (модельеры), Модель виллы Пизани, Стра,

c. 1716, Musei Civici Veneziani, Museo Correr, Венеция

17 из 22

Вилла Пизани

 

Вилла Пизани в районе Стра была загородной резиденцией одной из самых влиятельных семей северной Италии. множество вилл, построенных в этом регионе. Расположенный на берегу реки Брента и окруженный обширными садами, он был задуман как место отдыха, где владелец мог укрыться от жары и влажности венецианской лагуны в самые жаркие летние недели. Венецианский драматург Карло Гольдони описал славу таких вилл: «Немногие иностранцы, даже издалека, не знают Брента [Реку]. .. на берегах которой стоит столько дворцов, садов и уединенных мест, нельзя было и мечтать о чем-то более великолепном или восхитительном. Все устремляются туда в разное время на забаву сельской местности ».

 

Эта модель примерно 1716 года разработана Джироламо Фригимелика, дворянином из Падуи. Его план виллы Пизани эклектичен и иллюстрирует предпочтение Северной Италии открытым структурам с колоннадами. Модель оснащена металлическими ручками, каждый уровень модели можно поднять, чтобы показать организацию внутреннего пространства.

Джироламо Фригимелика (архитектор) и Джованни Глория и/или Санте Бенато (модельеры), Модель виллы Пизани, Стра, с. 1716, Musei Civici Veneziani, Museo Correr, Венеция

18 из 22

Однако, несмотря на усовершенствование модели, Альвизе Пизани отверг предложение Фригимелики и выбрал более монументальный и сдержанный проект Франческо Марии Прети, завершенный в 1756 году.

Villa Pisani, Stra © Alinari/Art Resource, NY

19 из 22

Королевские дворцы

 

когда огромная власть была сосредоточена в руках отдельных правителей.

Амбициозные архитектурные проекты, особенно дворцы, были воплощением права на власть. Более крупные и величественные, чем их предшественники, королевские дворцы в этот период функционировали как резиденция государя, а также как центр государственного управления. Самым влиятельным дворцом в стиле барокко был Версаль, начатый в 1660-х годах Луи Лево. Построенный для короля Франции Людовика XIV, его огромные масштабы и величие выражали огромное богатство и абсолютную власть короля. Версаль стал образцом, которому следовали государи по всей Европе, например, во дворцах Риволи и Казерта в Италии и в Кремле в России.

Баженов Василий Иванович , Макет центральной части фасада Большого Кремлевского Дворца, Москва, 1769-1773, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им.

 

В 1767 году российская императрица Екатерина II поручила архитектору Василию Ивановичу Баженову спроектировать новое административное здание Кремля в Москве. Баженов, однако, подготовил проекты нового дворца, который окружал бы все средневековые постройки Кремля.

Проект был настолько масштабным, что для планирования и строительства сооружения было создано специальное государственное учреждение — Управление строительства Кремля. Хотя дворец так и не был построен, большая модель, изображающая предложенный Баженовым проект, была завершена между 1769 г.и 1773 г. Выставлявшаяся раз в месяц перед высшими слоями общества, она стала одной из самых популярных достопримечательностей Москвы.

(вверху) Василий Иванович Баженов , Макет центральной части фасада Большого Кремлевского Дворца, Москва, 1769-1773, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва

(внизу) Студия Василия Ивановича Баженова , Участок Овальной площади Большого Кремлевского Дворца, Москва,

1769, А.В. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени Щусева, Москва

21 из 22

Центральная часть модели разбирается, открывая парадные помещения дворца: тронный зал, овальную площадь и лестничный холл. Модель длиной более 40 футов вырезана из четырех пород дерева: липы для основной конструкции, клена для карнизов и яблони и груши для внутренней отделки. Некоторые декоративные детали для большей точности были отлиты из свинца. Монументальный фасад свидетельствует о сильном классическом влиянии, предвосхищающем неоклассическую архитектуру, которая станет господствовать в России в конце восемнадцатого века.

 

Баженов признавал важность моделей в процессе проектирования, утверждая, что «для того, чтобы понять, насколько красивым и превосходным будет здание на самом деле… считается половиной работы». Проект, хотя и не реализованный, оказал глубокое влияние на русскую архитектуру.

(слева вверху) Василий Иванович Баженов , Макет Тронного зала Большого Кремлевского Дворца, Москва, 1769-1773, А.В. Щусева, Москва

(слева внизу) Баженов Василий Иванович , Макет части Овальной площади со входом в Театр Большого Кремлевского Дворца, Москва, 1769-1773, А. В. Щусева, Москва

(справа) Василий Иванович Баженов , Макет Лестничного зала Большого Кремлевского Дворца, Москва, 1769-1773, А.В. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени Щусева, Москва

22 из 22

Ренессанс и барокко: в чем разница?

 

Ренессанс и барокко — два европейских течения в искусстве, пришедшие после Средневековья. Оба стиля распространились в искусстве и архитектуре, сформировав характер культуры в большей части Европы. Между тем оба стиля в значительной степени сосредоточены на иудео-христианских или греко-римских темах. Тем не менее, между двумя стилями есть явные различия, благодаря которым их легче отличить друг от друга. Сначала возник Ренессанс, продолжавшийся примерно с 14 по 17 века, а барокко выросло из достижений эпохи Возрождения, продолжавшихся примерно с 17 по середину 18 века. Но между ними также есть некоторые ключевые стилистические различия, которые мы рассмотрим более подробно ниже, а также изучим их исторический контекст.

 

Ренессанс пришел первым

Фреска эпохи Возрождения Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», 1494–1498 гг., Санта-Мария-делле-Грацие

 

Ренессанс возник из Средневековья, ознаменовав важный исторический период перехода к современности. Возрождение классического искусства, наряду с новым пониманием науки, природы и анатомии человека, глубоко сформировали характер искусства эпохи Возрождения. Его родиной была Флоренция, но идеи эпохи Возрождения быстро распространились по большей части Европы, и разные нации развивали свои собственные стилистические подходы. Между тем, период барокко вырос из маньеризма или периода позднего Возрождения, когда художники начали экспериментировать с большей театральностью и эмоциональным воздействием. началось в Риме в 17 веке и снова распространилось по Европе.

 

Ренессанс был натуралистичным

Шедевр эпохи Возрождения Рафаэля «Афинская школа», 1511 год. Via Musei Vaticani

 

Искусство эпохи Возрождения демонстрирует натуралистические изображения человеческого тела, которых художники достигли благодаря тщательному изучению анатомии человека. В живописи серия технических и стилистических прорывов позволила художникам добиться поразительно реалистичных результатов. К ним относятся элементы ракурса, сфумато (эффекты туманного света) и светотени (драматический свет и тень), что позволило художникам создавать правдоподобные объемные качества. Между тем, открытие линейной перспективы в рисовании, живописи и полиграфии означало, что художники могли создавать эффекты глубокого визуального пространства, как видно из мастерской работы Рафаэля «9».0409 Школа Афин, 1511.

 

Искусство и дизайн эпохи Возрождения заказаны и стабильны

Филиппо Брунеллески архитектор, Дуомо Купол Флоренции, Италия, Санта-Мария

 

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Искусство и архитектура эпохи Возрождения основывались на математически точных композициях и проектах, которые исследовали идеальную гармонию и золотое сечение. Художники и дизайнеры тщательно расположили элементы по высоте, ширине, симметрии и пропорциям друг против друга, чтобы создать спокойный порядок и стабильность. Горизонтальные и вертикальные линии сыграли ключевую роль в достижении этих визуальных эффектов. Архитекторы использовали упорядоченные арки, купола, фронтоны и колонны в точном соответствии друг с другом, опираясь на образцы, заданные классическим дизайном.

 

Барокко было возвышенным и драматичным

Давид, Джан Лоренцо Бернини, 1623-24, через Галерею Боргезе, Рим

 

Напротив, барокко взяло натуралистические достижения эпохи Возрождения и усилило их для повышения театральности и драматического эффекта. В искусстве ключевыми чертами являются высокая контрастность, резкое освещение, удлиненные тела и преувеличенные элементы движения. Сильные диагональные композиции позволили им создать динамические ощущения напряжения, разрушения и беспокойства. Эти необычные эффекты создают волнение и опасность, втягивая нас в театральность момента.

 


«Мученичество святого Матфея» Караваджо, 1600 г., в капелле Контарелли, Рим, через веб-галерею искусств, Вашингтон, округ Колумбия

 

Одной из ключевых особенностей искусства барокко был тенебризм, или создание напряжения с помощью резкого высококонтрастного освещения, как это видно на большинстве картин Караваджо. Давид Джованни Бернини, 1623-24, является еще одним ярким примером искусства барокко, показывающим библейского героя, пойманного в середине бросания камня, в отличие от более спокойных изображений эпохи Возрождения того же персонажа.

 

Барокко было более богато украшенным

Барочное изображение Питера Пауля Рубенса «Воздвижение Креста», 1610 г.

 

Сегодня под словом «барокко» обычно подразумевается то, что отличается высокой детализацией и тщательностью. В искусстве и архитектуре барокко показные детали, такие как развевающиеся драпировки, накладывающиеся друг на друга тела, торчащие в ракурсе руки и ноги, резко контрастирующие текстуры ткани, кожи и декораций создают ощущение беспорядка, резко контрастирующего с рациональным порядком эпохи Возрождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *