Что такое ростральная колонна: Ростральные колонны в Санкт-Петербурге. История, где находится, как добраться
Ростральные колонны в Санкт-Петербурге. История, где находится, как добраться
- Туры в Петербург
- Речные круизы
- Туры по России
- Для школьников
- Корпоратив
- Загородный отдых
Автобусные экскурсии
Традиция устанавливать ростральные колонны после победных сражений идет с древнеримских времен. Во все времена они являлись символом морской славы.
Уже много лет Питерские Ростры являются и символом города.
Первое подобное сооружение было установлено на форуме в древнем Риме, в честь победы над флотом Карфагена в сражении при Милах ( Первая Пуническая война, 260 до н. э.).
Название Ростральные произошло от латинского rostra, что было множественным числом от rostrum — нос корабля.
Ростральные колонны находятся в самой видовой точке Санкт-Петербурга – на Стрелке Васильевского острова.
Напротив – Петропавловская крепость, правее, через Неву и Дворцовый мост – Эрмитаж.
Позади – здания Биржи и Кунсткамеры.
Автор — архитектор Тома де Томон.
Они установлены одновременно со строительством здания Биржи в 1805-1810 годах.
Колонны украшены выполненными из меди рострами, то есть, носами трофейных кораблей, якорями и наядами.
У подножия расположены по две статуи, высеченные из пудостского камня. Фигуры символизируют реки.
Южную ростральную колонну украшает женская статуя, изображающая Неву, и мужская – Волхов. Символ реки, кувшин с льющейся из него водой, держит мужская статуя.
У подножья северной ростральной колонны также стоят две статуи: Волга и Днепр, и снова символический кувшин держит мужчина.
Все статуи, за исключением Днепра, выполненного антверпенским мастером Камберленом, остальные три создал француз Тибо.
Согласно проекту, фигуры должны были быть чугунными, но в начале 19 века литейные технологии еще были слабыми и не нашлось мастера, взявшегося бы за такую сложную работу.
Первоначальное предназначение Ростральных колонн — маяки.
В темное время, они помогали найти дорогу кораблям, входящим в Петербургский морской порт.
На вершине каждой помещались чаши на металлических треногах. Поднимаясь по винтовым лестницам внутри колонны, смотритель заливал в них масло, или смолу, и, с наступлением сумерек, поджигал.
Газ подвели только в 1957 году. Сейчас здесь иногда зажигают огонь, но происходит это только по большим праздникам.
Ростральные колонны реставрировали трижды за время их существования. Первый раз это произошло в 1926-1928 годах. Затем, сразу после войны, в 1947-1949 годах, когда бомбежками была разрушена или повреждена большая часть города.
Последний раз их отреставрировали совсем недавно — в 1998-1999 годах.
Все обзорные экскурсии по Петербургу так или иначе проходят через это место, так, что туристу не увидеть Ростральные колонны невозможно.
У ног скульптур принято делать фотографии, рядом можно посидеть в открытом летнем кафе. Ну, а если не повезло, и Вы приехали в Питер в плохую погоду, добежать до них можно и под дождем. в крайнем случае — увидеть из окна туристического автобуса.
Особо привлекательно это место в дни белых ночей и Алых парусов. Сотни выпускников приезжают на Васильевский остров на автобусах, чтобы выпустить на Стрелке в небо тысячи и тысячи разноцветных шаров.
Где находятся:
На Стрелке Васильевского острова у Дворцового моста. На другой стороне Невы — здание Эрмитажа
Как добраться:
Любой транспорт на Васильевский остров со стороны Невского проспекта. Или пешком от метро Адмиралтейская
Другие памятники в Петербурге:
Александрийский столп
Сфинксы на Неве
Памятник Александру III
Заяц у Петропавловской крепости
Памятник Меншикову
Крылов в Летнем саду
<<
© 2009-2020 Туристическая компания Арина.
Туроператор по Санкт-Петербургу и Северо-Западу России
Войти
Вверх
РОСТРАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ — СИМВОЛ МОРСКИХ ПОБЕД
Санкт-Петербург готовится к 300-летию. И как принято, к празднику город прихорашивается. Несколько лет уже ведутся реставрационные работы на Стрелке Васильевского острова. В XVIII веке это было одно из самых значимых мест в Петербурге. Здесь было удобно причаливать кораблям, поэтому в 1733 году с Березового острова сюда переместился порт. На Стрелке Васильевского острова возвели здание Биржи, Таможню, пакгаузы и другие портовые сооружения. В конце XVIII века на Стрелку ежегодно приходило более тысячи кораблей.
В настоящее время порт находится на Гутуевском острове, но черты морского величия до сих пор сохраняются на Стрелке Васильевского острова. И среди них — Ростральные колонны.
В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. В Петербурге Ростральные колонны были сооружены в 1810 году по проекту французского архитектора Жана Франсуа Тома де Томона. Было время, когда колонны служили маяками приходящим в порт кораблям. Высота каждой колонны 32 метра. На верхние площадки, где находятся треножники для сигнальных огней, ведут расположенные внутри винтовые лестницы. Наверху в жаровнях жгли конопляное масло, и раскаленные брызги падали на головы прохожих.
В 1896 году к светильникам подвели электричество. Но этот способ освещения применяли недолго «по причине великого расхода».
И лишь к 250-летию города, в 1957 году (юбилей праздновали с опозданием), к колоннам был подведен газ, а в мощных горелках запылали 7-метровые огненные факелы. Огни на Ростральных колоннах зажигают лишь в особо торжественных случаях. Загорались они и 30 ноября прошлого года, когда Ростральные колонны были торжественно открыты после реставрации.
СКУЛЬПТУРА НУЖДАЕТСЯ В ЗАЩИТЕ
Ростральные колонны — один из символов Санкт-Петербурга. Триумфальные колонны традиционно ассоциируются с мощью и силой. Олицетворением этих качеств стали монументальные фигуры, помещенные у подножия колонн.
Скульптура, украшающая Ростральные колонны, создавалась в 1810-1811 годах, одновременно со всем ансамблем, в котором в полной мере проявился столь характерный для эпохи классицизма синтез искусств. Архитектура и скульптура составляют здесь неразрывное единство, дополняя друг друга.
Первоначально автор проекта Тома де Томон предполагал отлить весь скульптурный декор в бронзе, однако из-за сложности работ пришлось выполнить статуи из пудостского известняка. Этот материал добывался в каменоломнях под Санкт-Петербургом, недалеко от Гатчины, в местечке Большая Пудость, от чего и получил свое название. Легко поддающийся обработке сразу после извлечения из карьера — его можно резать ножом, известняк быстро твердеет на открытом воздухе. Структура камня не допускает детальной проработки мелких объемов и полировки поверхности, поэтому мастер, работающий с пудостским известняком, лишен возможности продемонстрировать зрителю эффект передачи фактуры различных материалов, тонкую орнаментировку.
В последние годы было установлено, что над созданием скульптур работали французские ваятели Ж. Камберлен и Ф. Тибо. Первым была выполнена мужская фигура на северной колонне, а остальные скульптуры принадлежат руке Тибо. При более внимательном изучении скульптуры можно заметить различия в стиле исполнения: работа Ж. Камберлена отличается от остальных большей динамичностью и сложностью силуэта.
Что изображают скульптуры? Мнение о том, что у подножия колонн представлены аллегорические изображения, олицетворяющие четыре русские реки (у южной — «Волхов» и «Нева», у северной — «Днепр» и «Волга»), не подтверждается документами и возникло относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции».
Пудостский известняк в большей степени, чем другие каменные породы, подвержен разрушающим воздействиям перепадов температуры, атмосферных осадков, промышленных выбросов, холодного и сырого климата. Поэтому скульптуру из пудостского камня приходится часто реставрировать.
Перед реставрацией скульптуры Ростральных колонн, проводившейся в 1928 году, крупнейший специалист в области монументально-декоративной скульптуры И. В. Крестовский писал: «Скульптуры к моменту их реставраций, проводившихся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, а несколько, и каждый раз новым цветом Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок».
Однако этот критический отзыв не повлиял на ход ремонтных работ, и Крестовский многократно обращал внимание на то, что реставрация вновь проводится неправильно.
При последующих ремонтах, проводившихся обычно в спешке в канун празднования юбилеев, в камень в местах утрат вбивались железные штыри и гвозди, служившие арматурой для цементных доделок. Разрушенные части фигур заменялись новыми, выполненными из цемента или вырубленными из другой породы камня, и все покрывалось краской.
О состоянии, в котором на протяжении десятилетий находилась скульптура колонн, свидетельствуют акты, сохранившиеся в архиве Государственного музея городской скульптуры. Они составлялись по результатам осмотров, проводившихся перед очередными этапами реставрации. Однако, к сожалению, в ходе работ, осуществлявшихся с 1928 по 1979 год, в технологии не произошло принципиальных изменений.
Не проводились мероприятия по укреплению пудостского известняка, отсутствовала гидрофобизация, то есть защита поверхности камня от воздействия влаги. Памятник продолжал разрушаться вплоть до того, что отсутствие конструкций для крепления выступающих деталей привело к падению этих деталей. В некоторых местах обнажилась арматура из черного металла со следами глубокой коррозии.
И ВНОВЬ — РЕСТАВРАЦИЯ
В 1996 году встал вопрос об очередной реставрации, так как скульптура находилась в аварийном состоянии.
В русском искусстве ближайшими аналогами каменным изображениям Ростральных колонн могут служить расположенные у основания башни Адмиралтейства фигуры Александра Македонского, Ахиллеса, Аякса и Пирра работы скульптора Ф. Щедрина. Они также выполнены из пудостского камня. При реставрации этих скульптур в 1997-1998 годах сотрудниками Эрмитажа была впервые опробована и применена методика, разработанная научно-исследовательским институтом «Спецпроектреставрация». Эта методика использовалась и при реставрации скульптуры Ростральных колонн, но здесь специалисты столкнулись со значительно более сложной задачей.
В первую очередь скульптура была промыта, удалены стойкие сажистые загрязнения, образовавшиеся в результате влияния атмосферы города, а затем специальным составом нейтрализованы биопоражения, покрывавшие поверхность во многих местах.
Одной из важнейших мер, предпринятых реставраторами, стало удаление поздних доделок. Отличающиеся по своим физическим свойствам от пудостского камня чужеродные материалы способствовали разрушению скульптуры. Кроме того, коломенский известняк (доломит), использовавшийся при многочисленных реставрациях, имеет различные с пудостским камнем цвет и фактуру поверхности. Поэтому части скульптур, выполненные из доломита, были явно не к месту.
Очищенный камень укрепили, а на поврежденные места установили точные повторения утерянных частей. Выполнялись они согласно сохранившимся рисункам и фотографиям, фиксирующим их оригинальный внешний вид. Сначала недостающие детали были выполнены в пластилине, затем — в гипсе, а когда форму модели утвердил Реставрационный совет — выполнили их в пудостском известняке.
Крепление недостающих деталей, устранение небольших сколов и трещин производились специальным составом из извести и мраморной крошки. Эта смесь по своей пористости и прочности наиболее соответствует натуральному пудостскому камню. Использовавшийся еще в IV веке зодчими Северного Причерноморья для обработки архитектурных известняковых деталей состав из извести и мраморной крошки до сих пор отличается прочностью и хорошей совместимостью с поверхностью известняка.
Для закрепления утраченных элементов применяли полые стержни из корундовой керамики. Технологию изготовления стержней разработали в Институте огнеупоров Санкт-Петербурга. Сотрудники НИИ «Спецпроектреставрация» предложили использовать корундовую керамику, обычно применяемую в медицине, и в реставрационной практике. Эта керамика инертна к атмосферным воздействиям и имеет близкий к камню коэффициент расширения, обладает высокой прочностью и низкой теплопроводностью. Все это исключает процессы разрушения в толще камня. Доступные участки металлических деталей, не подлежащие удалению и замене, расчистили и окрасили антикоррозийным составом.
Последний этап реставрации скульптуры — тонировка и гидрофобизация. Тонирование скульптуры из известняка проводится водным раствором гашеной извести. Нанесение вслед за этим состава, защищающего камень от воздействия влаги, позволяет тонировке прочно закрепиться на камне. Этот метод был разработан специально для защиты пудостского камня и не имеет аналогов в мировой реставрационной практике.
Для спасения скульптуры Ростральных колонн объединили свои усилия исследователи, профессиональные реставраторы, сотрудники органов охраны памятников и меценаты. Финансировал реставрационные работы Балтонэксим Банк. Появилась надежда, что меценатство в России возрождается.
«Петербург — город камня» — так названа специальная программа по спасению монументальной скульптуры. На очереди реставрация композиций на фронтоне здания Биржи. Биржа отмечает свой юбилей одновременно с Санкт-Петербургом: в 1703 году Петр I подписал указ о создании Российской биржи.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Скульптура, символизирующая Неву, работы Ф. Тибо до реставрации. Жалким протезом выглядит кисть левой руки, выполненная из коломенского известняка. Предплечье правой руки отсутствует вовсе. «Нева» после реставрации.
Расположенный у подножия южной колонны «Волхов», работы Ф. Тибо, к ноябрю 1997 года лишился кисти правой руки. Кисть левой руки сделана из доломита. После реставрации «Волхов» преобразился.
На плане — уголок Санкт-Петербурга.
Снимок Стрелки Васильевского острова был сделан в 1997 году, тогда же, когда над скульптурой Ростральных колонн работали реставраторы.
‹
›
Открыть в полном размере
Ростральные колонны в Санкт-Петербурге Россия
Архитектурные сооружения высотой 32 метра расположены в центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова, и считаются одним из символов города. Ростральные колонны были установлены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил ими ростры, т. е. передние части кораблей.
Официальное открытие Ростральных колонн состоялось в 1815 году. В 19 веке колонны служили маяками Санкт-Петербургского порта. Один из них указывал путь к Большой Неве, другой – к Малой Неве. Они освещались ночью и во время тумана и работали так до 1885 г.
Колонны олицетворяли мощь и величие государственного морского флота, а также отсылали к обычаю Древнего Рима, когда колонны украшали ростры поверженных трофейных вражеских кораблей. В наши дни Ростральные колонны являются памятником военно-морской славы России.
Винтовые лестницы расположены внутри колонн. На верхней площадке каждой колонны можно увидеть металлический подстаканник, в котором зажигаются яркие факелы во время праздников и особых событий Петербурга, таких как День Победы, Новый год и Юбилей города. С 1957 факелы были зажжены газом.
Ростральные колонны украшены носами. Самая большая пара носов расположена внизу колонн так, что один нос обращен к Неве, а другой – к Бирже. Их украшает фигурка речной богини. Вторая пара расположена перпендикулярно первой, на ней голова крокодила, морские коньки и рыба. Третья пара ростр украшена головой водяного, а четвертая пара украшена изображениями морских коньков.
На постаменте установлены скульптуры известных скульпторов Жозефа Чемберлена и Жака Тибо. Две мужские и две женские скульптуры изображают великие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.
Всего Ростральные колонны ремонтировались трижды. Последняя реставрация проводилась в 1998-1999 годах. Через эти колонны проходит практически каждая экскурсия по городу, они хорошо видны во время водной прогулки.
Читайте также
Информация об экскурсии
Расписание
Ростральные колонны работают круглосуточно.
Public Transport
Address | |
---|---|
Birzhevaya Ploshchad’ | |
Metro / Subway | |
Admiralteiskaya | |
Buses | |
Birzhevaya Ploshchad’ | 5М, 10 , 191 |
Университетская набережная | 3М, 7, 24 |
Trolleys | |
Birzhevaya Ploshchad’ | 7 |
Universitetskaya Naberezhnaya | 1, 10, 11 |
Minibuses (marshrutka) | |
Birzhevaya Ploshchad’ | K-252 |
Смотреть еще
youtube.com/embed/J9D5V5PtjeU» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Поделиться
Ростральная колонна Определение и значение
- Основные определения
- Викторина
- Примеры
Показывает уровень сложности слова.
Сохрани это слово!
Показывает уровень сложности слова.
сущ.
мемориальная колонна со скульптурами, изображающими тараны древних кораблей.
ВИКТОРИНА
Сыграем ли мы «ДОЛЖЕН» ПРОТИВ. «ДОЛЖЕН» ВЫЗОВ?
Следует ли вам пройти этот тест на «должен» или «должен»? Это должно оказаться быстрым вызовом!
Вопрос 1 из 6
Какая форма обычно используется с другими глаголами для выражения намерения?
Происхождение ростральной колонны
Впервые записано в 1790–1800 гг.
На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. , 2022
Как использовать ростральную колонку в предложении
Иногда колонка имеет экономичность и ритм короткого рассказа.
Лучшие колонки 2014 года|Джон Авлон, Эррол Луи|31 декабря 2014|DAILY BEAST
Позже той же ночью тот же самый черно-красный баннер будет снова виден — в колонне демонстрантов, воспевающих мертвых полицейские
Монстры, которые кричали о мертвых копах|Джейкоб Сигел|23 декабря 2014|DAILY BEAST
Он назвал это вторжением пятой колонны в массовую культуру, нормализующим радикальные, даже коммунистические амбиции.
Гленн Бек теперь продает хипстерскую одежду. Правда.|Ана Мари Кокс|20 декабря 2014|DAILY BEAST
Мой редактор позвонил и сказал: «Сделай колонку об этом Лене Данэм!»
До определенного момента: они заставили меня написать о Лене Данхэм|P. Дж. О’Рурк|13 декабря 2014 г.|DAILY BEAST
Его табличка была последней, которую люди видели, когда колонна демонстрантов прошла мимо них.