Десятичная церковь: Музей історії Десятинної церкви — офіційний сайт
ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ • Большая российская энциклопедия
Авторы: Г. Ю. Ивакин
Десятинная церковь. Реконструкция Ю. С. Асеева.
ДЕСЯТИ́ННАЯ ЦЕ́РКОВЬ (церковь Богородицы), первый каменный христианский храм на Руси, построенный в Киеве в 989(991)–996. Создан по заказу Владимира Святославича византийскими, вероятно столичными, мастерами на месте языческого курганного могильника. До освящения Софийского собора (1037) – кафедральный собор. Название получила от десятины, назначенной кн. Владимиром на её содержание. Изначальный проект Д. ц. в процессе заложения фундаментов был изменён: вместо купольной базилики был сооружён трёхнефный крестово-купольный храм (42 × 34 м) с большим подкупольным квадратом (7 × 6,5 м) и нартексом, окружённый открытыми двухъярусными галереями. В 11 в. галереи были закрыты плинфой, в 12 в., после землетрясения, переложены отд. участки фундаментов и стен, пристроен новый притвор. Интерьер Д. ц. украшали мозаичные картины и фрески, каменные резные плиты, мраморные колонны, фрагмент рельефа с изображением Богоматери с Христом (хранятся в Музее истории Украины и заповеднике «София Киевская»). Пол покрывали мозаики из мрамора и смальты, мраморные и пирофилитовые плиты, в галереях – поливные плитки. Снаружи стены Д. ц. были оштукатурены, имели греч. надписи; крышу покрывали листы свинца, существовали керамич. водостоки. Утварь, детали убранства церкви, мощи св. Климента I были доставлены из Византии и частью вывезены киевским кн. Владимиром Святославичем из Харсона (Херсонеса). В Д. ц. находились мраморные саркофаги Владимира и его жены Анны, были перенесены останки кн. Ольги, Ярополка Святославича, Олега Святославича, позднее похоронены князья Изяслав Ярославич и Ростислав Мстиславич (ум. 1167). В 1240, во время штурма Киева войсками Батыя, Д. ц. стала последним убежищем киевлян, не выдержала скопления людей на втором ярусе и рухнула. На месте Д. ц. была поставлена дерев. ц. «Николы Десятинного», разобранная в 1636 по распоряжению митр. Петра Могилы. В 1654 освящён новый каменный храм Рождества Богородицы, построенный с использованием сохранившейся юго-зап. части Д. ц., в 1828 разобран при строительстве новой Д. ц. в «русско-византийском» стиле по проекту В. П. Стасова (1828–42; просуществовала до 1936). Совр. представления о др.-рус. Д. ц. сформированы в осн. на основании археологич. исследований митр. Евгения (Болховитинова), К. А. Лохвицкого, Н. Е. Ефимова (1823–26), Д. В. Милеева (1908–14), М. К. Каргера (1938–39), Г. Ю. Ивакина и О. М. Иоаннесяна (2005–06). Состояние остатков фундаментов неудовлетворительно для воссоздания точного архит. облика церкви.
Первый каменный храм Древней Руси
Первые монументальные церкви на Руси были построены по византийскому образцу. Так, по свидетельству русской летописи первую кирпичную церковь древнего Киева — Десятинную (989-996 гг.) — построили приехавшие из Византии «мастера от грек». Об этом событии подробно, на редкость для древнерусского летописания, сообщает «Повесть временных лет»:
«В лето 6497 (989)… Володимер… помысли создати церковь пресвятыя богородица, и послав преведе мастеры от Грек. И начашю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами…»
Позднейшая летопись — Степенная книга — сообщает более детально:
«… приидоша из Грек в Киев к самодержавному христолюбцу Владимиру мудрии мастеры, иже искусни бяху созидати каменных церквей и полат, с ними же и каменосечцы и прочий делатели».
После пожара 1017 г. эта церковь, по-видимому, была значительно перестроена.
Церковь строилась не как простой дворцовый храм, а как кафедральный собор; именно так называет ее летописец Нестор в своем «Чтении о Борисе и Глебе». Вторично, очевидно после каких-то перестроек, церковь освящается в 1039 г. при Ярославе Мудром. Летописи сообщают о захоронении в ней князей, о неоднократных разгромах и печальной судьбе этого сооружения, которое послужило последним оплотом героических защитников Киева в трагические декабрьские дни 1240 г.
Прорвавшиеся в детинец через Софийские ворота орды Батыя осадили Десятинную церковь, где заперлось много народа. Стенобитными орудиями татары стали крушить здание, пока не рухнули своды.По остаткам древнего сооружения можно заключить, что это был монументальный шестистолпный храм, окруженный галереями — «гульбищами» (позднейший отзвук античных колоннад). По свидетельству письменных источников, храм имел двадцать пять глав. Сохранились некоторые декоративные детали Десятинной церкви: обломки мраморных колонн с резными капителями, остатки шиферных (сланцевых) орнаментальных барельефов, части мраморных мозаичных полов, деталь профилированного столба, фрагменты фресок и мозаик.
Основное крестово-купольное здание церкви было разделено столбами на три продольных нефа и с восточной стороны завершалось тремя алтарными полукружиями — апсидами. С трех сторон, кроме восточной, здание было окружено галереей, в западной части которой располагались крещальня и лестничная башня для подъема на второй ярус — хоры.
Удалось установить систему кирпичной кладки здания — «со скрытыми рядами кирпичей». Позднее такая кладка применялась на Руси в течение всего XI в. Кирпичи, употреблявшиеся в византийской архитектуре, а также и на Руси в X-XI вв. — «плинфа» — имели небольшую толщину (2,5-4 см) и близкую к квадрату форму. Перевязка швов достигалась таким способом: если в одном ряду кладки торцы кирпичей выходили на лицевую поверхность стены, то в следующем, соседнем ряду, они были несколько сдвинуты вглубь. Таким образом, на фасад выходили не все ряды кирпичей, а лишь через один ряд, в то время как промежуточные ряды были «утоплены» в стену и снаружи прикрыты раствором. А так как толщина швов раствора была примерно равна толщине кирпичей, то на лицевой поверхности стен между рядами кирпичей оказывались полосы раствора, равные по ширине примерно трем толщинам кирпичей.
Такой, казалось бы, чисто технический прием использовался зодчими и в художественных целях. Широкие полосы розового раствора (известковый раствор с примесью цемянки, т. е. толченого кирпича) перемежались с тонкими рядами кирпичей, создавая своеобразную полосатую поверхность стен, нарядную и декоративную.
Внутри храм украшали фрески, мозаики, мраморные панели. Пол был инкрустирован разноцветными мраморами, образующими геометрические узоры. Церковь называли «марморяной», что подтверждают многочисленные находки мраморных деталей.
Эта великолепная церковь стала придворным храмом великого князя. Возможно, ее прототипом была церковь Феотокос Фарос, входившая в дворцовый комплекс византийского императора. Предполагают, что как образец она была выбрана Анной, женой Владимира, бывшей сестрой императора Василия II.
Существует несколько реконструкций плана и объема Десятинной церкви, но построение ее западной части все еще остается неясным. Так, трудно установить, была ли структура фундаментов усложнена результатом позднейших перестроек или здесь имели место изменения плана в процессе строительства.
Значение Десятинной церкви, ставшей местом погребения князя Владимира, в истории древнерусского зодчества исключительно велико. Строительство ее явилось первой школой для древнерусских зодчих, а архитектура ее служила образцом для последующих церковных зданий, в частности, уже в начале XI века — в Тмутаракани и Чернигове.
Русские зодчие, на первых порах действительно учившиеся у византийцев, имели собственные художественные вкусы, были воспитаны в русских художественных традициях и решали другие, чем в Византии, художественно-идеологические задачи. Естественно, что развитие древнерусской архитектуры пошло по иному пути, чем развитие византийской архитектуры. И если Десятинная церковь, построенная в конце X в., еще памятник несомненно византийский по своим архитектурным формам, то уже примерно через сто лет русские мастера возводят постройки, совершенно отличные от византийских.
Десятинная церковь была построена как княжеская церковь рядом с княжеским дворцом, остатки которого обнаружены раскопками. О богатстве его отделки свидетельствуют найденные кусочки мозаики и обломки штукатурки со следами живописи. Вместе с деревянными оборонительными стенами, окружавшими город, и кирпичными въездными воротами эти постройки формировали основу архитектурного ансамбля Киева конца X в. (2, стр. 21-23; 5, стр. 11-36; 7, т.3, стр. 534-537; 11, стр. 45-47; 16, стр. 80-86; 24, стр. 49-50).
Читайте также:
- Архитектура Древней Руси
- Первые каменные постройки на Руси конца X — начала XII в.
- Древнейшие киевские постройки
- Оборонительные сооружения Древней Руси X-XIV вв.
- Постройки времени правления Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.)
- Софийский собор в Киеве
- Киевская архитектура второй половины XI — начала XII в.
Источники
О Децибеле — Децибел Церкви
Святая БиблияСвятая Библия, и только Библия, является авторитетным Словом Божьим. Только она является окончательным авторитетом в определении всех доктринальных истин. В своем первоначальном написании она вдохновлена, непогрешима и безошибочна (2 Тимофею 3:16; 2 Петра 1:20-21; Притчи 30:5; Римлянам 16:25-26).
ТроицаЕсть один Бог, вечно существующий в трех лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Эти три равны и совечны (1 Иоанна 5:7; Бытие 1:26; Матфея 3:16-17, 28:19).; Луки 1:35; Исаия 9:6; Евреям 3:7-11).
Иисус ХристосИисус Христос есть Бог Сын, второе лицо Троицы. На земле Иисус был на 100% Богом и на 100% человеком. Он единственный человек, когда-либо проживший безгрешную жизнь. Он родился от Девы, прожил безгрешную жизнь, творил чудеса, умер на кресте за человечество и таким образом искупил наши грехи пролитием Своей крови. Он воскрес из мертвых в третий день по Писанию, вознесся одесную Отца и снова вернется в силе и славе. (Иоанн 1:1,14, 20:28; 1 Тимофею 3:16; Исайя 9:6; Филиппийцам 2:5-6; 1 Тимофею 2:5).
Непорочное зачатиеИисус Христос был зачат Богом Отцом через Святого Духа (третье лицо Троицы) во чреве Девы Марии; следовательно, Он Сын Божий (Матфея 1:18, 25; Луки 1:35; Исаии 7:14; Луки 1:27-35).
ИскуплениеЧеловек был сотворен добрым и праведным, но из-за добровольного согрешения он пал; его единственная надежда на искупление — в Иисусе Христе, Сыне Божьем (Быт. 1:26–31, 3:1–7; Римлянам 5:12–21).
ВозрождениеДля того, кто познает Бога, абсолютно необходимо возрождение Святым Духом (Иоанна 6:44, 65; Матфея 19:28; Титу 3:5).
СпасениеМы спасены по благодати через веру в Иисуса Христа: Его смерть, погребение и воскресение. Спасение – это дар от Бога, а не результат наших добрых дел или каких-либо человеческих усилий (Ефесянам 2:8-9; Галатам 2:16, 3:8; Титу 3:5; Римлянам 10:9-10; Деяния 16). :31; Евреям 9:22).
ПокаяниеПокаяние – это обязательство отвернуться от греха во всех сферах нашей жизни и следовать за Христом, что позволяет нам получить Его искупление и быть возрожденными Святым Духом. Таким образом, через покаяние мы получаем прощение грехов и соответствующее спасение (Деяния 2:21, 3:19; 1 Иоанна 1:9).
ОсвящениеОсвящение – это непрерывный процесс послушания Слову Божьему и Его Духу для завершения развития в нас характера Христа. Именно через нынешнее служение Святого Духа и Слова Божьего христианин может жить благочестивой жизнью (1 Фессалоникийцам 4:3, 5:23; 2 Коринфянам 3:18, 6:14-18, 2 Фессалоникийцам). 2:1-3, Римлянам 8:29, 12:1-2, Евреям 2:11).
Кровь ИисусаКровь, которую Иисус Христос пролил на Голгофском кресте, была безгрешной, и ее на 100% достаточно, чтобы очистить человечество от всех грехов. Иисус позволил Себя наказать как за нашу греховность, так и за наши грехи, позволив всем верующим быть свободными от наказания за грех, которым является смерть (1 Иоанна 1:7; Откровение 1:5, 5:9; Колоссянам 1: 20; Римлянам 3:10-12, 23, 5:9; Иоанна 1:29).
Иисус Христос обитает во всех верующихХристиане – это люди, которые пригласили Господа Иисуса Христа прийти и жить внутри них Своим Святым Духом. Они передают ему власть над своей жизнью, тем самым делая Иисуса Господом своей жизни, а также Спасителем. Они верят в то, что Иисус совершил для них, когда Он умер, был погребен и воскрес из мертвых (Иоанна 1:12; Иоанна 14:17, 23; Иоанна 15:4; Римлянам 8:11; Откровение 3:20). ).
Крещение Святым ДухомДанное в Пятидесятницу обещание Отца, посланное Иисусом после Его Вознесения, дать возможность Церкви проповедовать Евангелие по всей земле (Иоиль 2:28-29). ; Матфея 3:11; Марка 16:17; Деяния 1:5,2:1-4, 17, 38-39, 8:14-17, 10:38, 44-47, 11:15-17, 19:1-6).
Дары Святого ДухаСвятой Дух проявляется через различные духовные дары для созидания и освящения церкви, демонстрации истинности воскресения и подтверждения силы Евангелия. Библейские списки этих даров не обязательно исчерпывающие, и дары могут встречаться в различных сочетаниях. Всем верующим заповедано искренне желать проявления даров в своей жизни. Эти дары всегда действуют в гармонии с Писанием и никогда не должны использоваться в нарушение библейских параметров. (Евреям 2:4; Римлянам 1:11, 12:4—8; Ефесянам 4:16; 1 Тимофею 4:14; 2 Тимофею 1:6—7; 1 Коринфянам 12:1—31, 14:1—40; 1 Петра 4:10).
ЦерковьЦерковь – это Тело Христово, жилище Бога через Дух, с божественными назначениями для исполнения Великого Поручения Иисуса. Каждый человек, рожденный от Духа, является неотъемлемой частью церкви как член тела верующих. Существует духовное единство всех верующих в Господа нашего Иисуса Христа. (Ефесянам 1:22, 2:19-22; Евреям 12:23; Иоанна 17:11, 20-23).
ТаинстваВодное Крещение: Следуя вере в Господа Иисуса Христа, новообращенный повелевается Словом Божьим креститься в воде во Имя Отца и Сына и Святого Духа (Матфея 28:19; Деяния 2:38; Марка 16:16; Деяния 8:12, 36–38; 10:47–48).
Вечеря Господня: Уникальное время причащения в присутствии Бога, когда элементы хлеба и виноградного сока (Тела и Крови Господа Иисуса Христа) принимаются в память о крестной жертве Иисуса (Мф. 26:26-29; 1 Коринфянам 10:16, 11:23-25).
Брак: Мы верим, что брак определяется в Библии как завет, священная связь между одним мужчиной и одной женщиной, установленная и публично заключенная перед Богом (Матфея 19:4-6).
Исцеление больныхИсцеление больных проиллюстрировано жизнью и служением Иисуса и включено в поручение Иисуса Своим ученикам. Он дан как знак, которому должны следовать верующие. Это также часть работы Иисуса на Кресте и один из даров Духа. (Псалом 103:2-3; Исаия 53:5; Матфея 8:16-17; Марка 16:17-18; Деяния 8:6-7; Иакова 5:14-16; 1 Коринфянам 12:9., 28; Римлянам 11:29).
Божья воля на обеспечениеВоля Отца состоит в том, чтобы верующие стали цельными, здоровыми и успешными во всех сферах жизни. Но из-за грехопадения многие могут не получить всех благ Божьей воли на Земле. Этот факт, тем не менее, никогда не должен мешать всем верующим искать все преимущества обеспечения Христа, чтобы лучше служить другим.
Духовное
(Иоанна 3:3-11; 2 Коринфянам 5:17-21; Римлянам 10:9-10)
Умственное и эмоциональное
(2 Тимофею 1:7, 2:11; Филиппийцам 4:7-8; Римлянам 12:2; Исайя 26:3).
Физический
(Исаия 53:4,5; Матфея 8:17; 1 Петра 2:24).
Финансы
(Иисус Навин 1:8; Малахия 3:10-11; Луки 6:38; 2 Коринфянам 9:6-10; Второзаконие 28:1-14; Псалом 34:10, 84:11). ; Филиппийцам 4:19).
Иисус Христос физически воскрес из мертвых в прославленном теле через три дня после Своей смерти на кресте. Кроме того, воскреснут и спасенные, и заблудшие; спасенные для воскресения жизни и погибшие для воскресения вечного осуждения (Луки 24:16, 36, 39; Иоанна 2:19-21, 20:26-28, 21:4; Деяния 24: 15; 1 Коринфянам 15:42, 44; Филиппийцам 1:21-23, 3:21).
НебесаНебеса – это вечное жилище для всех верующих в Евангелие Иисуса Христа (Матфея 5:3, 12, 20, 6:20, 19).:21, 25:34; Иоанна 17:24; 2 Коринфянам 5:1; Евреям 11:16; 1 Петра 1:4).
АдПрожив одну жизнь на земле, неверующие будут осуждены Богом и отправлены в ад, где они будут вечно мучиться с дьяволом и падшими ангелами (Матфея 25:41; Марка 9:43-48).