Десятичная церковь: Музей історії Десятинної церкви — офіційний сайт

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Г. Ю. Ивакин

Десятинная церковь. Реконструкция Ю. С. Асеева.

ДЕСЯТИ́ННАЯ ЦЕ́РКОВЬ (цер­ковь Бо­го­ро­ди­цы), пер­вый ка­мен­ный хри­сти­ан­ский храм на Ру­си, по­стро­ен­ный в Кие­ве в 989(991)–996. Создан по за­ка­зу Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча ви­зан­тий­ски­ми, ве­ро­ят­но сто­лич­ны­ми, мас­те­ра­ми на мес­те язы­че­ско­го кур­ган­но­го мо­гиль­ни­ка. До ос­вя­ще­ния Со­фий­ско­го со­бо­ра (1037) – ка­фед­раль­ный со­бор. На­зва­ние по­лу­чи­ла от де­ся­ти­ны, на­зна­чен­ной кн. Вла­ди­ми­ром на её со­дер­жа­ние. Из­на­чаль­ный про­ект Д. ц. в про­цес­се за­ло­же­ния фун­да­мен­тов был из­ме­нён: вме­сто ку­поль­ной ба­зи­ли­ки был со­ору­жён трёх­не­фный кре­сто­во-ку­поль­ный храм (42 × 34 м) с боль­шим под­ку­поль­ным квад­ра­том (7 × 6,5 м) и нар­тек­сом, ок­ру­жён­ный от­кры­ты­ми двухъ­я­рус­ны­ми га­ле­рея­ми. В 11 в. га­ле­реи бы­ли за­кры­ты плин­фой, в 12 в., по­сле зем­ле­тря­се­ния, пе­ре­ло­же­ны отд. уча­ст­ки фун­да­мен­тов и стен, при­стро­ен но­вый при­твор. Ин­терь­ер Д. ц. ук­ра­ша­ли мо­за­ич­ные кар­ти­ны и фре­ски, ка­мен­ные рез­ные пли­ты, мра­мор­ные ко­лон­ны, фраг­мент релье­фа с из­об­ра­же­ни­ем Бо­го­ма­те­ри с Хрис­том (хра­нят­ся в Му­зее ис­то­рии Ук­раи­ны и за­по­вед­ни­ке «Со­фия Ки­ев­ская»). Пол по­кры­ва­ли мо­заи­ки из мра­мо­ра и смаль­ты, мра­мор­ные и пи­ро­фи­ли­то­вые пли­ты, в га­ле­ре­ях – по­лив­ные плит­ки. Сна­ру­жи сте­ны Д. ц. бы­ли ош­ту­ка­ту­ре­ны, име­ли греч. над­пи­си; кры­шу по­кры­ва­ли лис­ты свин­ца, су­ще­ст­во­ва­ли ке­ра­мич. во­до­сто­ки. Ут­варь, де­та­ли уб­ран­ст­ва церк­ви, мо­щи св. Кли­мен­та I бы­ли дос­тав­ле­ны из Ви­зан­тии и ча­стью вы­ве­зе­ны ки­ев­ским кн. Вла­ди­ми­ром Свя­то­сла­ви­чем из Хар­со­на (Хер­со­не­са). В Д. ц. на­хо­ди­лись мра­мор­ные сар­ко­фа­ги Вла­ди­ми­ра и его же­ны Ан­ны, бы­ли пе­ре­не­се­ны ос­тан­ки кн. Оль­ги, Яро­пол­ка Свя­то­сла­ви­ча, Оле­га Свя­то­сла­ви­ча, позд­нее по­хо­ро­не­ны кня­зья Изя­слав Яро­сла­вич и Рос­ти­слав Мсти­сла­вич (ум. 1167). В 1240, во вре­мя штур­ма Кие­ва вой­ска­ми Ба­тыя, Д. ц. ста­ла по­след­ним убе­жи­щем ки­ев­лян, не вы­дер­жа­ла ско­п­ле­ния лю­дей на вто­ром яру­се и рух­ну­ла. На мес­те Д. ц. бы­ла по­став­ле­на де­рев. ц. «Ни­ко­лы Де­ся­тин­но­го», ра­зо­бран­ная в 1636 по рас­по­ря­же­нию митр. Пет­ра Мо­ги­лы. В 1654 ос­вя­щён но­вый ка­мен­ный храм Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы, по­стро­ен­ный с ис­поль­зо­ва­ни­ем со­хра­нив­шей­ся юго-зап. час­ти Д. ц., в 1828 ра­зо­бран при строи­тель­ст­ве но­вой Д. ц. в «рус­ско-ви­зан­тий­ском» сти­ле по про­ек­ту В. П. Ста­со­ва (1828–42; про­су­ще­ст­во­ва­ла до 1936). Совр. пред­став­ле­ния о др.-рус. Д. ц. сфор­ми­ро­ва­ны в осн. на ос­но­ва­нии ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний митр. Ев­ге­ния (Бол­хо­ви­ти­но­ва), К. А. Лох­виц­ко­го, Н. Е. Ефи­мо­ва (1823–26), Д. В. Ми­лее­ва (1908–14), М. К. Кар­ге­ра (1938–39), Г. Ю. Ива­ки­на и О. М. Ио­ан­не­ся­на (2005–06). Со­стоя­ние ос­тат­ков фун­да­мен­тов не­удов­ле­тво­ри­тель­но для вос­соз­да­ния точ­но­го ар­хит. об­ли­ка церк­ви.

Первый каменный храм Древней Руси

Первые монументальные церкви на Руси были построены по византийскому образцу. Так, по свидетельству русской летописи первую кирпичную церковь древнего Киева — Десятинную (989-996 гг.) — построили приехавшие из Византии «мастера от грек». Об этом событии подробно, на редкость для древнерусского летописания, сообщает «Повесть временных лет»:

«В лето 6497 (989)… Володимер… помысли создати церковь пресвятыя богородица, и послав преведе мастеры от Грек. И начашю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами…»

Позднейшая летопись — Степенная книга — сообщает более детально:

«… приидоша из Грек в Киев к самодержавному христолюбцу Владимиру мудрии мастеры, иже искусни бяху созидати каменных церквей и полат, с ними же и каменосечцы и прочий делатели».

После пожара 1017 г. эта церковь, по-видимому, была значительно перестроена.

Десятинная церковь не сохранилась до наших дней. Ее первоначальное название — церковь Успения Богородицы, Десятинной же ее называли потому, что Владимир I дал десятую часть от доходов княжеской казны на ее содержание. В 1240 г. здание было полностью разрушено. Внутренний вид Десятинной церкви поражал киевлян как сложной многоплановой организацией пространства, не свойственной деревянным храмам, так и богатством и красочностью отделки.

Церковь строилась не как простой дворцовый храм, а как кафедральный собор; именно так называет ее летописец Нестор в своем «Чтении о Борисе и Глебе». Вторично, очевидно после каких-то перестроек, церковь освящается в 1039 г. при Ярославе Мудром. Летописи сообщают о захоронении в ней князей, о неоднократных разгромах и печальной судьбе этого сооружения, которое послужило последним оплотом героических защитников Киева в трагические декабрьские дни 1240 г.

Прорвавшиеся в детинец через Софийские ворота орды Батыя осадили Десятинную церковь, где заперлось много народа. Стенобитными орудиями татары стали крушить здание, пока не рухнули своды.

По остаткам древнего сооружения можно заключить, что это был монументальный шестистолпный храм, окруженный галереями — «гульбищами» (позднейший отзвук античных колоннад). По свидетельству письменных источников, храм имел двадцать пять глав. Сохранились некоторые декоративные детали Десятинной церкви: обломки мраморных колонн с резными капителями, остатки шиферных (сланцевых) орнаментальных барельефов, части мраморных мозаичных полов, деталь профилированного столба, фрагменты фресок и мозаик.

Основное крестово-купольное здание церкви было разделено столбами на три продольных нефа и с восточной стороны завершалось тремя алтарными полукружиями — апсидами. С трех сторон, кроме восточной, здание было окружено галереей, в западной части которой располагались крещальня и лестничная башня для подъема на второй ярус — хоры.

Удалось установить систему кирпичной кладки здания — «со скрытыми рядами кирпичей». Позднее такая кладка применялась на Руси в течение всего XI в. Кирпичи, употреблявшиеся в византийской архитектуре, а также и на Руси в X-XI вв. — «плинфа» — имели небольшую толщину (2,5-4 см) и близкую к квадрату форму. Перевязка швов достигалась таким способом: если в одном ряду кладки торцы кирпичей выходили на лицевую поверхность стены, то в следующем, соседнем ряду, они были несколько сдвинуты вглубь. Таким образом, на фасад выходили не все ряды кирпичей, а лишь через один ряд, в то время как промежуточные ряды были «утоплены» в стену и снаружи прикрыты раствором. А так как толщина швов раствора была примерно равна толщине кирпичей, то на лицевой поверхности стен между рядами кирпичей оказывались полосы раствора, равные по ширине примерно трем толщинам кирпичей.

Такой, казалось бы, чисто технический прием использовался зодчими и в художественных целях. Широкие полосы розового раствора (известковый раствор с примесью цемянки, т. е. толченого кирпича) перемежались с тонкими рядами кирпичей, создавая своеобразную полосатую поверхность стен, нарядную и декоративную.

Внутри храм украшали фрески, мозаики, мраморные панели. Пол был инкрустирован разноцветными мраморами, образующими геометрические узоры. Церковь называли «марморяной», что подтверждают многочисленные находки мраморных деталей.

Эта великолепная церковь стала придворным храмом великого князя. Возможно, ее прототипом была церковь Феотокос Фарос, входившая в дворцовый комплекс византийского императора. Предполагают, что как образец она была выбрана Анной, женой Владимира, бывшей сестрой императора Василия II.

Существует несколько реконструкций плана и объема Десятинной церкви, но построение ее западной части все еще остается неясным. Так, трудно установить, была ли структура фундаментов усложнена результатом позднейших перестроек или здесь имели место изменения плана в процессе строительства.

Значение Десятинной церкви, ставшей местом погребения князя Владимира, в истории древнерусского зодчества исключительно велико. Строительство ее явилось первой школой для древнерусских зодчих, а архитектура ее служила образцом для последующих церковных зданий, в частности, уже в начале XI века — в Тмутаракани и Чернигове.

Русские зодчие, на первых порах действительно учившиеся у византийцев, имели собственные художественные вкусы, были воспитаны в русских художественных традициях и решали другие, чем в Византии, художественно-идеологические задачи. Естественно, что развитие древнерусской архитектуры пошло по иному пути, чем развитие византийской архитектуры. И если Десятинная церковь, построенная в конце X в., еще памятник несомненно византийский по своим архитектурным формам, то уже примерно через сто лет русские мастера возводят постройки, совершенно отличные от византийских.

Русская архитектура XII в. безусловно может быть названа национальной русской архитектурой, своеобразной и не имеющей точных аналогов ни в Византии, ни в какой-либо другой стране.

Десятинная церковь была построена как княжеская церковь рядом с княжеским дворцом, остатки которого обнаружены раскопками. О богатстве его отделки свидетельствуют найденные кусочки мозаики и обломки штукатурки со следами живописи. Вместе с деревянными оборонительными стенами, окружавшими город, и кирпичными въездными воротами эти постройки формировали основу архитектурного ансамбля Киева конца X в. (2, стр. 21-23; 5, стр. 11-36; 7, т.3, стр. 534-537; 11, стр. 45-47; 16, стр. 80-86; 24, стр. 49-50).

Читайте также:

  • Архитектура Древней Руси
  • Первые каменные постройки на Руси конца X — начала XII в.
  • Древнейшие киевские постройки
  • Оборонительные сооружения Древней Руси X-XIV вв.
  • Постройки времени правления Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.)
  • Софийский собор в Киеве
  • Киевская архитектура второй половины XI — начала XII в.
Источники



О Децибеле — Децибел Церкви

Святая Библия

Святая Библия, и только Библия, является авторитетным Словом Божьим. Только она является окончательным авторитетом в определении всех доктринальных истин. В своем первоначальном написании она вдохновлена, непогрешима и безошибочна (2 Тимофею 3:16; 2 Петра 1:20-21; Притчи 30:5; Римлянам 16:25-26).

Троица

Есть один Бог, вечно существующий в трех лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Эти три равны и совечны (1 Иоанна 5:7; Бытие 1:26; Матфея 3:16-17, 28:19).; Луки 1:35; Исаия 9:6; Евреям 3:7-11).

Иисус Христос

Иисус Христос есть Бог Сын, второе лицо Троицы. На земле Иисус был на 100% Богом и на 100% человеком. Он единственный человек, когда-либо проживший безгрешную жизнь. Он родился от Девы, прожил безгрешную жизнь, творил чудеса, умер на кресте за человечество и таким образом искупил наши грехи пролитием Своей крови. Он воскрес из мертвых в третий день по Писанию, вознесся одесную Отца и снова вернется в силе и славе. (Иоанн 1:1,14, 20:28; 1 ​​Тимофею 3:16; Исайя 9:6; Филиппийцам 2:5-6; 1 Тимофею 2:5).

Непорочное зачатие

Иисус Христос был зачат Богом Отцом через Святого Духа (третье лицо Троицы) во чреве Девы Марии; следовательно, Он Сын Божий (Матфея 1:18, 25; Луки 1:35; Исаии 7:14; Луки 1:27-35).

Искупление

Человек был сотворен добрым и праведным, но из-за добровольного согрешения он пал; его единственная надежда на искупление — в Иисусе Христе, Сыне Божьем (Быт. 1:26–31, 3:1–7; Римлянам 5:12–21).

Возрождение

Для того, кто познает Бога, абсолютно необходимо возрождение Святым Духом (Иоанна 6:44, 65; Матфея 19:28; Титу 3:5).

Спасение

Мы спасены по благодати через веру в Иисуса Христа: Его смерть, погребение и воскресение. Спасение – это дар от Бога, а не результат наших добрых дел или каких-либо человеческих усилий (Ефесянам 2:8-9; Галатам 2:16, 3:8; Титу 3:5; Римлянам 10:9-10; Деяния 16). :31; Евреям 9:22).

Покаяние

Покаяние – это обязательство отвернуться от греха во всех сферах нашей жизни и следовать за Христом, что позволяет нам получить Его искупление и быть возрожденными Святым Духом. Таким образом, через покаяние мы получаем прощение грехов и соответствующее спасение (Деяния 2:21, 3:19; 1 Иоанна 1:9).

Освящение

Освящение – это непрерывный процесс послушания Слову Божьему и Его Духу для завершения развития в нас характера Христа. Именно через нынешнее служение Святого Духа и Слова Божьего христианин может жить благочестивой жизнью (1 Фессалоникийцам 4:3, 5:23; 2 Коринфянам 3:18, 6:14-18, 2 Фессалоникийцам). 2:1-3, Римлянам 8:29, 12:1-2, Евреям 2:11).

Кровь Иисуса

Кровь, которую Иисус Христос пролил на Голгофском кресте, была безгрешной, и ее на 100% достаточно, чтобы очистить человечество от всех грехов. Иисус позволил Себя наказать как за нашу греховность, так и за наши грехи, позволив всем верующим быть свободными от наказания за грех, которым является смерть (1 Иоанна 1:7; Откровение 1:5, 5:9; Колоссянам 1: 20; Римлянам 3:10-12, 23, 5:9; Иоанна 1:29).

Иисус Христос обитает во всех верующих

Христиане – это люди, которые пригласили Господа Иисуса Христа прийти и жить внутри них Своим Святым Духом. Они передают ему власть над своей жизнью, тем самым делая Иисуса Господом своей жизни, а также Спасителем. Они верят в то, что Иисус совершил для них, когда Он умер, был погребен и воскрес из мертвых (Иоанна 1:12; Иоанна 14:17, 23; Иоанна 15:4; Римлянам 8:11; Откровение 3:20). ).

Крещение Святым Духом

Данное в Пятидесятницу обещание Отца, посланное Иисусом после Его Вознесения, дать возможность Церкви проповедовать Евангелие по всей земле (Иоиль 2:28-29). ; Матфея 3:11; Марка 16:17; Деяния 1:5,2:1-4, 17, 38-39, 8:14-17, 10:38, 44-47, 11:15-17, 19:1-6).

Дары Святого Духа

Святой Дух проявляется через различные духовные дары для созидания и освящения церкви, демонстрации истинности воскресения и подтверждения силы Евангелия. Библейские списки этих даров не обязательно исчерпывающие, и дары могут встречаться в различных сочетаниях. Всем верующим заповедано искренне желать проявления даров в своей жизни. Эти дары всегда действуют в гармонии с Писанием и никогда не должны использоваться в нарушение библейских параметров. (Евреям 2:4; Римлянам 1:11, 12:4—8; Ефесянам 4:16; 1 Тимофею 4:14; 2 Тимофею 1:6—7; 1 Коринфянам 12:1—31, 14:1—40; 1 Петра 4:10).

Церковь

Церковь – это Тело Христово, жилище Бога через Дух, с божественными назначениями для исполнения Великого Поручения Иисуса. Каждый человек, рожденный от Духа, является неотъемлемой частью церкви как член тела верующих. Существует духовное единство всех верующих в Господа нашего Иисуса Христа. (Ефесянам 1:22, 2:19-22; Евреям 12:23; Иоанна 17:11, 20-23).

Таинства

Водное Крещение: Следуя вере в Господа Иисуса Христа, новообращенный повелевается Словом Божьим креститься в воде во Имя Отца и Сына и Святого Духа (Матфея 28:19; Деяния 2:38; Марка 16:16; Деяния 8:12, 36–38; 10:47–48).

Вечеря Господня: Уникальное время причащения в присутствии Бога, когда элементы хлеба и виноградного сока (Тела и Крови Господа Иисуса Христа) принимаются в память о крестной жертве Иисуса (Мф. 26:26-29; 1 Коринфянам 10:16, 11:23-25).

Брак: Мы верим, что брак определяется в Библии как завет, священная связь между одним мужчиной и одной женщиной, установленная и публично заключенная перед Богом (Матфея 19:4-6).

Исцеление больных

Исцеление больных проиллюстрировано жизнью и служением Иисуса и включено в поручение Иисуса Своим ученикам. Он дан как знак, которому должны следовать верующие. Это также часть работы Иисуса на Кресте и один из даров Духа. (Псалом 103:2-3; Исаия 53:5; Матфея 8:16-17; Марка 16:17-18; Деяния 8:6-7; Иакова 5:14-16; 1 Коринфянам 12:9., 28; Римлянам 11:29).

Божья воля на обеспечение

Воля Отца состоит в том, чтобы верующие стали цельными, здоровыми и успешными во всех сферах жизни. Но из-за грехопадения многие могут не получить всех благ Божьей воли на Земле. Этот факт, тем не менее, никогда не должен мешать всем верующим искать все преимущества обеспечения Христа, чтобы лучше служить другим.

  • Духовное

    (Иоанна 3:3-11; 2 Коринфянам 5:17-21; Римлянам 10:9-10)

  • Умственное и эмоциональное

    (2 Тимофею 1:7, 2:11; Филиппийцам 4:7-8; Римлянам 12:2; Исайя 26:3).

  • Физический

    (Исаия 53:4,5; Матфея 8:17; 1 Петра 2:24).

  • Финансы

    (Иисус Навин 1:8; Малахия 3:10-11; Луки 6:38; 2 Коринфянам 9:6-10; Второзаконие 28:1-14; Псалом 34:10, 84:11). ; Филиппийцам 4:19).

Воскресение

Иисус Христос физически воскрес из мертвых в прославленном теле через три дня после Своей смерти на кресте. Кроме того, воскреснут и спасенные, и заблудшие; спасенные для воскресения жизни и погибшие для воскресения вечного осуждения (Луки 24:16, 36, 39; Иоанна 2:19-21, 20:26-28, 21:4; Деяния 24: 15; 1 Коринфянам 15:42, 44; Филиппийцам 1:21-23, 3:21).

Небеса

Небеса – это вечное жилище для всех верующих в Евангелие Иисуса Христа (Матфея 5:3, 12, 20, 6:20, 19).:21, 25:34; Иоанна 17:24; 2 Коринфянам 5:1; Евреям 11:16; 1 Петра 1:4).

Ад

Прожив одну жизнь на земле, неверующие будут осуждены Богом и отправлены в ад, где они будут вечно мучиться с дьяволом и падшими ангелами (Матфея 25:41; Марка 9:43-48).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *