Дизайн хрущевок квартир: Дизайн маленькой хрущевки (59 фото)
Дизайн хрущёвки для ремонта своими руками: фото, описание
Если вы решили сделать ремонт в хрущёвке и полностью изменить облик квартиры, прежде всего, стоит разработать тщательно продуманный проект. Хрущёвки — это квартиры с маленькими кухоньками, спальнями, низкими потолками. Разработать дизайн квартиры хрущёвки так, чтобы было красиво и функционально, – дело не из лёгких. Но всё возможно!
Таня Щелканогова, редактор сайта
Даже в самой маленькой квартире можно очень удачно спланировать дизайн интерьера.
Содержание статьи
Дизайн интерьера квартир-хрущёвок
Визуально увеличить площадь квартиры часто помогает снос перегородок и создание одного большого пространства. Разрабатывая новый дизайн хрущёвки, лучше всего посоветоваться с архитектором, который поможет грамотно организовать пространство и подскажет, какие стены можно снести или подвинуть. Гостиная в хрущевке чаще всего объединяется с кухней и прихожей, при этом получается квартира-студия.
Дизайн кухни в хрущёвке
Дизайн кухни в хрущевке предполагает использование каждого ее сантиметра. Возьмите на заметку:
- Если семья маленькая, сделайте откидной столик, который можно закрепить на стене, а в разобранном виде опереть на подножку. Это значительно сэкономит драгоценные метры и позволит использовать пространство не только по его прямому назначению.
- Максимально используйте высоту стен. Сделайте навесные шкафы в два ряда до потолков, тем самым, вы получите дополнительное место для хранения. Оформите их в белом цвете, чтобы они выглядели не так громоздко. Их глубину можно уменьшить, чтобы они не нависали всем весом и массой над вашей головой, также используйте антресоли — это вовсе не старомодно, а, наоборот, позволит вам занять дополнительные метры под хранение заготовок, объемных кастрюль и прочего.
- Не бойтесь использовать открытые полки — они смотрятся очень воздушно, кроме этого, на них можно поставить разные декоративные элементы, такие как кувшинчики, чашечки, баночки, фигурки. Сделайте свою кухню привлекательной, прежде всего, для себя!
- Откажитесь от посудомоечной машины, стиральную подберите как можно меньшей ширины или глубины, если планируете вписать ее в напольные шкафы боком.
- Стулья для гостей приобретите складные. Их можно хранить сбоку холодильника, под окном или аккуратно подвесить на небольшие крючочки к стене.
- Подоконник на кухне в хрущевке используйте как полку. На него можно уместить низкие кувшинчики или хранить фрукты, овощи, зелень.
Дизайн комнаты в хрущёвке
Разрабатывая дизайн квартиры в хрущевке, учтите, что лучше всего не экспериментировать со стилями, а отдать предпочтение классике или минимализму. Используйте светлые тона и простую по форме мебель и аксессуары, планируя свой новый дизайн гостиной в хрущевке.
Дизайн квартиры в хрущевке, фото предполагает максимальное визуальное расширение пространства. Главной комнатой в квартире является гостиная. Здесь мы принимаем гостей, играем с детьми, устраиваем чаепития. Чтобы визуально увеличить ее пространство, подберите светлые отделочные материалы, избегайте пушистых ковров, обилия мелких деталей. Старые громоздкие серванты для хранения посуды, книг и статуэток лучше заменить на легкие, открытые полки или стеллаж.
Лучше сразу отказаться от обоев с мелким рисунком и растительными узорами, которые визуально сделать комнату еще меньше.
Также, планируя дизайн квартиры в хрущевке, вычеркните из списка покупок обои с объемными элементами, блестками, прямыми линиями. Не используйте навесные потолки с лепниной и декоративные узорами — все это будет зрительно уменьшать площадь вашей квартиры.
Идеи дизайна хрущёвки
Правильно организуйте рабочую зону. Если вам необходим рабочий стол, вы запросто можете сделать его из оставшегося от кухни куска столешницы. Прикрепите его на уголки к стене и подстрахуйте ножками снизу — так вы получите компактное рабочее пространство, на котором разместятся компьютер, книги, документы и прочая канцелярия. Кстати, сейчас это очень модный ход.
Особое внимание уделите оформлению окон в дизайне зала в квартире хрущевке. Лучше всего будет приобрести светлые жалюзи, рулонные шторы или легкую тюль — они не будут мешать проникновению света в комнаты, а также зрительно увеличат площадь квартиры. Подоконники советуем не загромождать объемными горшками с растениями. Лучше заведите пару-тройку необычной формы декоративных цветов и посадите их в небольшие, изящно оформленные горшочки.
Если ваши подоконники достаточно большие по ширине, можно сделать некое подобие скамьи! Собираясь вечерами с семьей и друзьями, вы не будете испытывать нехватку сидячий мест — просто придвиньте стул к подоконнику и добавьте несколько стульев с других сторон. Утеплите подоконник, оббив его тканью и набросав разноцветные подушки и мягкие игрушки. Уютные и семейные вечера пройдут в еще более комфортной и дружественной атмосфере.
Дизайн интерьера в хрущёвке: освещение
Чтобы обновить интерьер квартиры в хрущевке и не упустить из вида даже мелкие детали, сразу продумайте варианты искусственного освещения. Чаще всего люди, делающие ремонт, по традиции вешают один единственный светильник в середине потолка и подбирают лампы помощнее. На самом деле лучше всего сделать несколько источников — например, подсветку стеллажа, рабочей зоны, шкафа для вещей. Не перегружайте потолок, расположите лампы по всему периметру, используя стены, это будет гораздо современнее и актуальнее для дизайна хрущевки.
Дизайн хрущевки — это также продуманное до мелочей место для хранения вещей. Обычно мы пытаемся запихнуть все ненужные вещи подальше от посторонних взглядов, пряча их в шкафы и комоды. Можно поступить по-другому — например, сделать журнальный столик-подставку из большого деревянного ящика, в который можно сложить часть книг, диски с фильмами или другие некрупные вещи. Не забывайте про пространство под диваном и кроватью! Там можно хранить плоские коробки с обувью, сувенирами, сезонными вещами, книгами и старыми журналами.
Продумывая дизайн квартиры в хрущевке, обратите внимание на внутренние двери. Их можно заменить складными аналогами или убрать вообще, если в них нет острой необходимости.
Дизайн спальни в хрущёвке
Дизайн спальни в хрущевке подчиняется тем же правилам, что и оформление остальных комнат. Помните, что лучше избегать тяжелого темного текстиля, шкафов до потолка, обоев с яркими мелкими узорами. Сделайте вашу спальню светлой, используйте больше света и легких материалов. Отличным вариантом станет стиль хай-тек или классика с использованием светлых пород древесины и текстиля пастельных тонов.
Дизайн ванной в хрущёвке
От натяжных потолков в квартире-хрущевке лучше отказаться. Они съедят драгоценные сантиметры вашего жизненного пространства, а в однокомнатной квартире они будут смотреться громоздко. Лучше просто выровняйте и побелите потолки, это будет намного дешевле и проще. Стиральную машину для дизайна маленькой хрущевки выбирайте максимально узкую. Ванну лучше заменить на душевую кабину. Дизайн ванны в хрущевке требует внимательного выбора сантехники — так, чтобы все вместилось без ущерба для комфорта.
И помните, что главное — это не количество квадратных метров, а продуманный до мелочей дизайн и использование каждого метра с максимальной пользой для всех жильцовНе забывайте главные правила — избегайте темных тонов в дизайне квартиры хрущевки, мелких хаотичных деталей, ярких узоров и громоздкой мебели. Сделайте свое жилище максимально удобным для вас и всех членов семьи, не забывая про наши простые советы!
Старое по-новому: дизайн и ремонт хрущевки
Программа реновации, «зачистив» столицу, однажды зашагает по всей стране, но до этого еще нужно дожить. А пока квартиры-хрущевки по-прежнему продают, покупают и используют по назначению. Их есть за что не любить – неудобные планировки, крохотные кухни, низкие потолки, ни тебе лифта, ни мусоропровода. Это темная сторона хрущевок, но есть и другая – уютные дворики, соседи, которых знаешь по именам, близость центра, и, конечно, бюджетность. Грамотный дизайн и ремонт хрущевки поможет сгладить недостатки планировки и превратить даже самую убитую квартиру в стильное и комфортное пространство для жизни.
Страшные и ужасные коммуникации
В панельных застенках советской эпохи обитает целый бестиарий коммунальных чудищ. Речь не о ваших соседях с пятого этажа, а о проблемах, которые неизбежно возникнут во время ремонта квартиры в хрущевке. Первый монстр, которого придется сразить – это изношенные коммуникации старого фонда. Это чудище многоголово: электропроводка, напор воды, трубы, канализационный стояк – все это нельзя оставить без внимания.
Выделенная на квартиру мощность в хрущевках, как правило, не превышает 3кВт. Подбирать технику придется исходя из этого предела. На каждую напряженную линию лучше поставить свой автомат, а алюминиевую проводку заменить на медную. Стены в хрущевках тонкие, межкомнатные перегородки так и вовсе «бумажные» – 4-6 см в ширину. Скрыть электроразводку в штробах может быть затруднительно. Есть выход проще – оставить открытой. Мы знаем, что открытая проводка в помещении пугает россиян, но, если устоять перед соблазном перекусить ее зубами, этот элемент не будет представлять угрозы безопасности.
Закрепите скрученные электропровода с помощью керамических изоляторов и получите эффектный элемент декора в ретро стиле.
Не хотите ретро – не страшно, проводку можно замаскировать. На помощь придет электротехнический плинтус с коробом для прокладки проводов. Равно как и обычный плинтус он укладывается по периметру помещения. Плинтусы можно декорировать, например, в технике «декупаж», и изящно вписать в классический интерьер.
Напор воды в хрущевках тоже оставляет желать лучшего. Эту проблему может решить насос для повышения давления. Чтобы регулировать перепады температур и не обвариться в кипятке, принимая утренний душ, укомплектуйте хрущевку еще и бойлером. Бонус: когда летом район останется без горячей воды, вы сможете нежиться в пенной ванне.
Чугунный трубопровод в хрущевках – тяжелый, подверженный коррозии, король засоров. Ради вашего комфорта, старенький чугун стоит заменить на новые полипропиленовые, резиновые или металлопластиковые отводы.
Замену чугунного канализационного стояка потребуется согласовать с управляющей компанией. Если коррозия еще не разъела наследие советской эпохи, есть смысл дождаться общедомовой замены стояков.
Перепланируй меня полностью
Еще один коммунальный монстр – это неудобная планировка. Дизайн квартиры хрущевки почти никогда не обходится без перепланировок.
В большинстве серий хрущевок нет несущих внутренних стен, что дает возможность расширять и объединять помещения. Метраж санузла можно увеличить за счет коридора, а крохотную кухню частично объединить с примыкающей комнатой. Самый популярный вид перепланировки – проем в стене между кухней и гостиной.
Свободу кухне
Кухни в квартирах хрущевках стали причиной тяжких вздохов ни одного поколения домохозяек. Как развернуться на 5 квадратных метрах? Мы уже выяснили, первый шаг – перепланировка. Следующий – грамотная организация кухонного пространства. На помощь придут навесные шкафы до самого потолка и метаморфоза подоконника. Не позволяйте свободному пространству пропасть впустую – переоборудуйте подоконник в столешницу и получите дополнительную рабочую поверхность или лаконичный обеденный столик, здесь же можно устроить барную стойку.
А вот полноценную столовую группу и функционал для многолюдного застолья стоит переместить в комнату, примыкающую к кухне. Небольшой столовый гарнитур на две-три персоны без труда найдет себе место даже на небольшом метраже, а если планируется пир на весь мир, ситуацию спасет эргономичный стол-трансформер, который может маскироваться под журнальный.
Близость кухни к прихожей – еще одна беда хрущевок. Самую грязную зону в квартире следует выделить с помощью напольного покрытия – кафеля или керамогранита. Зато в коридор можно сослать холодильник и немного разгрузить кухню.
Балкон во внешний мир
Там, где сушатся мамины колготки и папины трико, там, где ржавеют велосипеды и прячутся старые лыжи. Открытые балконы в домах хрущевках – это поэзия. Не стоит горевать о том, что его нельзя присоединить к жилой комнате. Лучше устройте здесь летнюю террасу и наслаждайтесь жизнью среди подушек и декоративных растений. Если есть желание балкон в хрущевке всегда можно застеклить, утеплить и превратить в дополнительную комнату, например, в рабочий кабинет, зону отдыха или в минималистичный бар. Что еще можно сотворить на типовом советском балконе или российской лоджии – читайте в блоге Mossebo.
Ни убавить, ни прибавить
Чтобы не красть у квартиры драгоценные сантиметры, натяжным потолкам говорим «нет». Потолки штукатурим и красим по старинке. Также отказываем высоким напольным плинтусам, визуально укорачивающим помещение, либо маскируем их под цвет стены. Тоже самое с потолочными карнизами.
В помещениях хрущевки может быть разный уровень пола. Победить эту напасть можно путем его выравнивания. Главное правильно рассчитать толщину стяжки – на большой вес перекрытия в хрущевках не рассчитаны.
Кроме того, дизайн хрущевки малого метража не может базироваться на «толстой» отделке, «съедающей» часть пространства. Например, от фактурной стены в стиле лофт из облицовочного кирпича придется отказаться.
Простой белый потолок в хрущевке из проекта Mossebo.
Свет и зеркала: идеи дизайна хрущевки
Дизайн маленькой хрущевки – это не только борьба с перегородками и коммуникациями, но и визуальные приемы для расширения малогабаритного пространства.
Зеркала – старый как мир, простой и эффектный способ визуально увеличить метраж. Даже самое крохотное помещение с помощью зеркал станет перспективным во всех смыслах этого слова. В узкой прихожей найдут себе место шкафы-купе с зеркальным фасадом, в комнатах мебель с зеркальными вставками, большие зеркала в рамах или полностью зеркальная стена – больше, больше зеркал в квартире хрущевке! Для кухни стоит выбрать зеркальный светлый глянцевый гарнитур, хорошо отражающий свет.
Еще одно интересное решение для малого метража – это мебель-неведимка из прозрачного стекла или акрила. Такие предметы буквально «исчезают» в интерьере, не загромождая пространство.
Дизайн малогабаритных хрущевок – это светлая цветовая гамма, визуально «раздвигающая» стены. Яркие краски найдут себя в виде текстиля и декоративных элементов. Яркой или темной также может стать акцентная стена в квартире – в гостиной или спальне за изголовьем кровати. От активных графических принтов на стенах лучше отказаться, поскольку они сделают тесную квартиру еще теснее. Если очень хочется добавить графики – ковер поможет.
Вытянуть помещение смогут нестандартные высокие двери или их бюджетный аналог – фальшивое продолжение двери в виде фрамуги.
Что касается освещения: в приоритете точечные источники света и светодиодная подсветка. Музейные люстры до пола – не лучший выбор для квартир с низкими потолками, но если очень хочется, то можно.
Современный дизайн в хрущевке может быть выполнен в разных интерьерных стилях. Разве что от интерьера в стиле лофт, тяготеющего к высоким потолкам и открытым пространствам, придется отказаться.
А нужно ли мне все это?
Стоит ли вкладывать средства в дизайн интерьера хрущевки? Если вашей пятиэтажке не грозит угодить под снос в ближайшие несколько лет, то почему нет? Зачем откладывать комфортную жизнь на будущее? Хрущевка после ремонта может превратиться из неприметной замарашки в настоящую красавицу – ничем не хуже апартаментов в новостройках. Дизайн интерьера сразит сразу всех коммунальных монстров, оптимизирует планировку, грамотно организует пространство и позволит точно рассчитать количество материалов, что в свою очередь поможет сэкономить при ремонте.
Архитекторы Экстрима — Черное море
Для стороннего наблюдателя Бухарест — это море однообразных блоков, которые толкают и сокрушают город до Второй мировой войны — тоталитарный кошмар, посягающий на низкоуровневый европейский городок с ржавыми крышами, трескающимися крышами. стены и осыпающаяся штукатурка.
Но румынская столица пережила разные эпохи развития с тех пор, как коммунисты захватили власть в 1946 году. город расколот и травмирован. После революции 1989 изгнали коммунистический режим, город действовал только как смотритель своего склада бетонных громад и не смог разработать последовательный план городского развития.
Сегодня около 70 процентов из 1,95 миллиона жителей города живут в многоэтажных квартирах, подавляющее большинство из которых построено во времена коммунизма или закончено после него. За очень немногими исключениями коллективное жилье в многоквартирных домах было единственным новым домом, построенным с 1950-х до конца 1980-х годов, однако их дизайн и качество различаются, а политическое вмешательство сыграло ключевую роль в превращении строительства кварталов из эгалитарной утопии в монолитную. шоу ужасов.
Это их история.
Вписываясь в городскую ткань города: квартал соцреалистов в Друмул Таберей, Бухарест (Фото: M Bird)
1952-1959: правила сталинизма
Бухарест всегда был городом, построенным в спешке. Между 1912 и 1948 годами молодая столица Румынии пережила демографический взрыв, в результате чего его численность увеличилась втрое до одного миллиона жителей.
Архитектура представляла собой гибрид вилл в стиле барокко и модерн, сельских коттеджей и приусадебных участков, ар-деко, ар-нуво и модернистского жилья межвоенного периода, а также зданий в бранковском стиле, квазивизантийском стиле, вдохновленном православной церковной архитектурой.
Строительство города так и не было завершено, так как он спешил построить центр, чтобы соперничать с устоявшимися столицами Будапешта, Вены или Стамбула.
На первый взгляд, его бульвары были величественными, а архитектура впечатляющей, однако люди по-прежнему жили в сельской местности. К концу Второй мировой войны 80 процентов населения жили в домах без канализации, 72 процента не имели водопровода и более половины не имели электричества.
После того, как Коммунистическая партия захватила Румынию в 1946, его генеральный секретарь Георге Георгиу-Деж продвигал централизованно планируемое экономическое видение своей страны, повторяя развитие СССР.
Коммунисты выгнали либералов из высших профессий, многим архитекторам грозила тюрьма, а студенты были арестованы, а градостроители и архитекторы попали под надзор коммунистической партии.
«Что отличает эту систему от либеральной, так это то, что государство — государственная власть — это все: инвестор, архитектор, планировщик, строитель», — говорит архитектор и главный редактор журнала Zeppelin Стефан Генчулеску. «Люди должны жить в том, что им дано. Всех балансов между частными инвестициями и свободным рынком, а также городскими правилами, такими как регулирование, не существует, потому что все дано заранее».
В 1950-х годах новая власть ввела в эксплуатацию «Кварталы» — малоэтажные и среднеэтажные городские кварталы, расположенные вокруг внутреннего двора, как правило, из кирпича, с классическими мотивами, такими как портики и пилястры, арки на входах. Эти соцреалистические проекты изменили пуризм модернизма, который был моден среди румынской элиты в 1930-х и 1940-х годах, в пользу неоклассической стилизации. Эти кварталы высотой в четыре-пять этажей вписывались в городскую ткань улиц, часто во внешнем центре.
«Ирония судьбы в том, что с политической точки зрения это был самый отвратительный период в послевоенной истории, но он был более благоприятным для города, чем последующие», — говорит Генчулеску.
Блоки в космосе: функциональный и зеленый коммунистический модернизм в Котрочени, Бухарест (Фото: M Bird)
1960–1970: модернизм наносит ответный удар
Целью Советского Союза была индустриализация жилищного строительства. Это означало производство материалов на фабриках и доставку деталей на место для создания зданий методом, аналогичным методу сборки мебели в разобранном виде. Это было быстрее, дешевле и менее разрушительно для городов, чем строить все на месте, кирпичик за кирпичиком. Стиль для этих зданий был простым, простым и эффективным.
«Мы не против красоты, но мы против излишеств», — сказал генеральный секретарь СССР Никита Хрущев в речи 1954 года о индустриальных зданиях.
Отчаявшись сокрушить наследие Сталина, сохранив при этом экономический авторитет как правителя, Хрущев объявил войну социалистическому реализму, его материалам и использованию неоклассических элементов дизайна, а также напал на архитекторов за их одержимость зданиями с «красивыми силуэтами».
«Людям нужны квартиры», — сказал Хрущев с присущей ему категоричной позицией. «У них нет времени любоваться силуэтами; им нужны дома, чтобы жить!»
К востоку от железного занавеса это был сигнал к тому, что коммунистический стиль должен перейти от неоклассического к функциональной форме, основанной на доме, столь же эффективно спроектированном, как автомобиль или пишущая машинка. Однако это изменение политики было против тех зданий, которые Деж и его аппаратчики сдавали в эксплуатацию для Бухареста.
К 1958 году Деж начал признавать необходимость выключателя, хотя он, как и Хрущев, не называл его модернизмом, потому что этот термин был слишком западным и буржуазным.
«Практически был запрет на название «модернизм» — его называли функциональной или рациональной архитектурой, по крайней мере публично», — говорит архитектор и писатель Мируна Строе. «Это не должно было быть связано ни с чем, что было бы напоминанием о Западе, но с изобретением восточного блока».
Многие архитекторы в Румынии учились своему ремеслу как модернисты в 1930-х годах, поэтому были счастливы отказаться от легкомыслия социалистического реализма и вернуться к конструированию коробок из стекла и бетона.
Как и в СССР, это означало революцию в индустриализации архитектуры, с максимальной отдачей от минимальных ресурсов, в соответствии с быстрым развитием коммунизма заводов в городах. На окраинах Бухареста стали появляться гигантские проекты коллективного жилья.
Для многих архитекторов это была возможность. Это означало «большие кварталы бетонных плит, плавающих в зелени», — говорит Генчулеску.
«Эти здания являются символами социализма, но для архитекторов, которые их проектировали, наконец-то появилась возможность сделать это, как на западе», — говорит Генчулеску. «Из-за режима — все было спланировано и под контролем, и они добились того, что оставалось только мечтой для градостроителей на западе».
В Румынии это означало комфортное жилье для рабочих масс с горячей водой, электричеством, отоплением и канализацией. «Для некоторых, уехавших из сельской местности и работающих в городе, это было очевидным улучшением», — говорит Стро.
Крупнейшее строительство было в восточной части Бухареста, сосредоточенное на «Титане» в бывшем районе «Балта-Алба», который стал зоной, в которой проживало 400 000 человек вокруг огромного парка.
«Есть анекдот: какой самый большой город в Румынии после Бухареста?» говорит Мируна Строе. — Это Балта Альба.
Столица устремляется в облака: в 70-х и 80-х годах количество этажей растет — Drumul Taberei, Бухарест (Фото: M Bird)
1971-1989: Северная Корея вторгается в Бухарест.
Окраина Бухареста оставалась строительной площадкой в 1960-х годах: поля были вспаханы для прокладки труб и фундаментов, а пустующие участки в центре были заполнены малоэтажным жильем. В период с 1948 по 1970 год население города увеличилось на 40 процентов с 1,1 миллиона до 1,55 миллиона человек. Но по мере развития шестидесятых идеал отдельно стоящих блоков, прорастающих из растительности, стал слишком дорогим.
К 1971 году новый генеральный секретарь румынской коммунистической партии Николае Чаушеску стал меньше восхищаться этим модернистским видением.
«Процесс сохранения неиспользуемой земли между крупными кварталами не только негативно влияет на архитектурный облик района, но и снижает плотность застройки, препятствует удовлетворению лучших условий жизни», — сказал Чаушеску в выступлении на конференции 1971 г. Союз Архитекторов.
Диктатор проявлял особый интерес к городскому планированию, и его видение было высоким, многолюдным городом с небольшим общественным пространством.
«В какой-то момент Чаушеску захотел провести сравнение плотности заселения европейских столиц, — говорит Мируна Строе. «Ему представили статистику по другим городам, и Бухарест не был в диапазоне высокой плотности жителей на гектар, поэтому он сказал: «Нам нужно увеличить это, он должен быть столицей».
Природа была пустой тратой ресурсов, которые можно было бы заполнить бетоном и коробками семей. Таким образом, государство заказало блоки на территориях, отведенных под благоустройство, а также на траве и растительности между модернистскими блоками, что архитектор Мируна Сторе называет «утолщением» города.
Орнаментальный, монументальный, пагубный: северокорейский стиль 1980-х опустошил сердце города, Piata Victoriei, Бухарест (Фото: M Bird)
«В жилищном строительстве самое дорогое — это инфраструктура, поэтому Чаушеску имело смысл строить на тех территориях, где эта инфраструктура уже существует», — говорит Строе.
В 1971 году лидер коммунистов посетил Северную Корею, где на него повлияли радикальные программы строительства при диктаторе Ким Ир Сене в столице Пхеньяне.
Четыре года спустя он принял новый закон, согласно которому новые кварталы должны быть обращены к улице и увеличены в высоту, а также остановлено строительство отдельно стоящих блоков на природе. Возникли стены пустых десятиэтажных бульваров, нависших над главными магистралями города.
4 марта 1977 года землетрясение в Бухаресте унесло жизни 1424 человек, разрушив десятки тысяч зданий. Многие из обрушившихся многоквартирных домов были построены между 1920 и 1940 годами. Это был последний предлог для Чаушеску начать полномасштабную реконструкцию города.
В 1978 году указ разрешил правителю подчинять архитекторов и градостроителей своей воле. «С этого момента предложения по развитию будут составляться в одночасье, следуя все более и более абсурдным просьбам диктатора», — пишет Стро.
Чаушеску начал сносить город, разрушать тысячи домов и строить мегаломанские проекты. Это была эпоха бульдозеров. Правитель сосредоточил все ресурсы планирования на проекте в центре города, который попытался превратить Бухарест в Пхеньян. «Цель состояла в том, чтобы создать новый социалистический город для нового социалистического человека», — говорит Генчулеску. «Идея заключалась в том, чтобы разрушить докоммунистический Бухарест и построить на его вершине новый город».
Стиль экстерьера этих кварталов сочетал утилитарность с фольклорными мотивами, закругленными углами и случайными арками, любимыми диктатором. Но внутри эти здания часто были больше, с большей площадью, а их конструкции были спроектированы таким образом, чтобы выдерживать землетрясения.
Но Стро говорит, что «энергия и энтузиазм» архитекторов, строивших новые города в 1960-х годах, превратились в атмосферу, в которой архитекторы сказали себе: «Давайте сделаем как можно меньше худшего».
У этой новой формы до сих пор нет имени.
«Это не постмодернизм, — говорит Стро, — потому что постмодернизм должен быть референциальным и ироничным. В Бухаресте нет иронии. Все буквально».
На просьбу указать, какой стиль мы можем назвать этой архитектурой, Стро говорит: «Я не могу сделать предположение. Он стилистически поврежден».
Чаушеску уничтожил целые кварталы, такие как извилистые сельские улицы Урана в центрально-западной части, где он построил свой тщеславный проект, Народный дворец, самое большое здание в Европе и воплощение культа его личности в бетоне и мраморе.
В других случаях он брал существующие бульвары, расширял их, разрушал первые ряды домов и добавлял новые кварталы.
Абсолютная белая амплитуда этих сооружений впечатляет, но за этим монументальным фасадом отсутствует какой-либо визуальный или физический диалог с городом. Тротуары крошечные, машины забивают прогулочное пространство, резкий запах мусора, а случайные ниши и арки становятся убежищем для бомжей, которые летом спят на бетонных кроватях, а зимой у труб с горячей водой.
«[У этих зданий] нет задней части», — говорит Генчулеску. «Что сделал Чаушеску, так это создал реальный проект «Потемкин».
Идея заключалась в том, чтобы создать впечатление великолепия в длинной и широкой оси, а затем, когда это будет завершено, углубиться в городскую ткань Бухареста и поэтапно снести каждое здание докоммунизма, кроме церквей. Это дало бы посетителю представление о том, что весь город преклонился перед эстетическими страстями диктатора.
«Вы можете подумать, что от старого города ничего не осталось, если вы проедете через Бухарест», — говорит Генчулеску. «Но если повернуть налево или заглянуть за квартал, там старый город, который не успел исчезнуть».
Манифест культа личности в бетоне и мраморе, «Народный дворец» Чаушеску, который сейчас является резиденцией румынского парламента, Бухарест (Фото: M Bird)
В 1985 году Чаушеску заявил, что в течение пяти лет от 90 до 95 процентов жителей Бухареста будут жить в многоквартирных домах.
Но в декабре 1989 года в Тимишоаре собрались толпы, а позже сотни тысяч вышли на улицы Бухареста. Революция вынудила Чаушеску бежать из города на вертолете и приземлиться в 80 километрах в маленьком городке Тырговиште, где он был застрелен собственными солдатами.
В одночасье все проекты с манией величия остановились.
1989–2000: Распродажа
Город остался травмированным и без направления. Большинство блоков началось в 1980-е были завершены в 1990-е годы, в том числе Народный дворец, строительство которого было завершено в 1997 году. владельцев в Румынии без бремени ипотеки. Сегодня эта раздача помогла Румынии стать страной ЕС с наибольшим количеством владельцев-оккупантов.
2000 г. и далее: Реконсолидация
По мере выхода страны из переходного периода государство продолжало строить квартиры для молодежи, а частные застройщики строили многоэтажки по всему городу, но ни один из этих проектов не приблизился к строительному буму между 1960 и 1989. Между тем с 1990 года население города стабилизировалось на уровне около двух миллионов жителей.
Отношение жителей изменилось. Переход от государственной к частной собственности привел к тому, что жители стали рассматривать себя не как часть коллектива, а как индивидуумов в автономных ящиках, нагроможденных друг на друга. Так что до сих пор часто можно увидеть, как они перештукатуривают или красят часть принадлежащего им дома, чинят трубы только в районе своей квартиры или превращают свой балкон в дополнительную часть жилой площади, закрываясь от города.
«Люди настолько без ума от простора, что закрывают балконы», — говорит Генчулеску. «Это логика полной сегрегации и отказа от публичного пространства. Быть в собственной маленькой крепости. Все, что делится, — плохо».
Этому способствует отказ от экстерьера. «Фасады больше не важны», — добавляет Генчулеску. Это наиболее заметно при наличии рекламных роликов на фасадах зданий, где рекламодатели платят жителям за то, чтобы они заклеивали весь фасад восьмиэтажных домов массивными плакатами, рекламирующими кока-колу, йогурт или пиво.
Архитектура исчезает, брендинг берет верх: бульвар Магеру в Бухаресте, 2015 г. (Фото: M Bird)
«Людям плевать, как выглядит их квартал, — говорит Генчулеску. «Бухарест становится более восточным по стилю — с внутренним двориком, внутренним пространством и никакой связи с улицей».
Квартиры быстро меняются владельцами, особенно в центре, куда въезжают более богатые люди, а пожилые люди продают и перестраховываются в деревню или в небольшие квартиры на окраинах.
Город также разделяется на север и юг, при этом богатство концентрируется наверху, а бедность внизу. Граница, возможно, проходит от главного бульвара 13 Calea Septembrie через центральную площадь Unirii на восток в Piata Alba Iulia. На юге живут самые бедные, он страдает от наименьших инвестиций и имеет только одну линию метро. Это возвращение к духу 19-го века, когда Каля Раховей — оживленная улица на юго-западе называлась Podul Saracilor — Улица Бедняков.
В 2009 году государство спонсировало крупную программу восстановления жилых кварталов коммунистической эпохи. Проект, финансируемый центральным правительством и местными властями, был направлен на утепление наружных стен полистиролом, установку окон с двойным остеклением и перекраску фасада.
Коммунистический ремонт: 2009 г.: блоки с двойным остеклением, перештукатуренные и окрашенные прямоугольниками произвольного цвета, бульвар Уну Май/Каля Гривитей, Бухарест (Фото: M Bird)
Серые блоки были побелены, а их фасады окрашены в разноцветные формы, чтобы скрасить монохромный оригинал, а счета за топливо для жителей были урезаны в популистском шаге, который придал блестящий вид унылому городу.
Но Генчулеску называет реабилитацию «катастрофой». Он утверждает, что ей не хватало стратегии, поскольку программа рассматривала только поверхностные проблемы и не перестраивала водопровод, конструкцию, лифты и внутренние помещения этих коммунистических блоков. «Это похоже на то, когда у вас проблемы с печенью, вы покупаете новую пару очков», — говорит он.
Но главное изменение в структуре города произошло в частном транспорте. Покупки автомобилей резко возросли в 90-х и 00-х годах и продолжают неуклонно расти. В прошлом году в Бухаресте было зарегистрировано более 1,3 миллиона автомобилей, а уровень владения автомобилями в стране увеличивается на девять процентов по сравнению с прошлым годом.
Страной управляют автолюбители и для них, и Генчулеску считает, что планировщики и мэры застряли в 1950-х и 1960-х годах, когда они «мечтают о городских магистралях и парковках. Они хотят разрушить город и превратить его в пространство для автомобилей».
Но трудно позволить автомобилям занимать такие огромные пространства в городе, который Чаушеску сделал максимально плотным. Тем более, что Бухарест страдает от растущего неравенства в уровне благосостояния, тысячи семей по-прежнему не имеют водопровода и электричества, и все живут в анархической атмосфере, где единственной государственной политикой является сдерживание личных аппетитов его жителей.
«В Бухаресте, — говорит Генчулеску, — мы живем в пять разных исторических периодов одновременно».
Начальная фотография: Угол Калеа 13 Сентябрь/бульвар Тудор Владимиреску (Фото: M Bird)
Круглый дом в Москве
Senses Atlas
Круглый дом
Евгений Стамо, Александр Маркелов
Москва, Россия
55° 42′ 26″ с.ш., 37° 28′ 12″ в.д.
1972
Московский круглый дом (или Бублик ) был построен в сложных условиях жилищного кризиса в СССР. Круглая форма делает его образцом строения Хрущевки , отличной от стандартизированных и однообразных зданий того времени.
Типология, созданная жилищным кризисом
После Второй мировой войны Восточная Европа пережила значительный исход из сельских районов, последовавший за движением, начавшимся в 1930-х годах в результате новой политики индустриализации и коллективизации. Сельское население покинуло сельскую местность и поселилось в городах, что вынудило советские власти расширять городские районы и строить массивные здания. Это было появлением коллективного жилья и рождением новой архитектурной модели — 9-го века.0198 Хрущевка (неофициальное название от Никиты Хрущева). Эта типология пришла на смену сталинской архитектуре, группе дорогих, качественных зданий, предназначенных для меньшинства. В то время как Хрущевки представляют собой недорогие дома, построенные из кирпича или бетонных панелей. Первоначально они были построены как временные жилища для решения жилищного кризиса в СССР с расчетным сроком службы 25 лет, но многие из них в конечном итоге были построены как постоянные постройки. Приоритет отдается простоте и дешевизне строительства, взамен этого функционализм, эстетичность и оригинальность сводятся к минимуму, лезвию и однообразию. Особенностью этих построек были их массивные размеры, хотя они редко превышали 5 этажей. Действительно, это позволило отсутствие лифта, что считается слишком дорогим.
Разнообразить коллективное жилье круговой архитектурой
В ответ на стандартизацию этих архитектур советский архитектор Евгений Стамо объединил усилия с инженером Александром Маркеловым, чтобы предложить новый дизайн этих зданий. В 1972 году они построили цилиндрический многоквартирный дом, призванный сломать монотонность Очаково-Матвеевского района. Это здание диаметром 155 м имеет 26 подъездов, что позволяет обслуживать 913 квартир на 8 этажах. Первый этаж отведен под магазины (магазины, парикмахерские, аптеки, книжный магазин/библиотека, детский клуб и т. д.), а внутренний двор оформлен как парк и детская площадка, изолированные от города. По прозвищу « Бублик » (бублик по-русски) для своей особой формы операция с недвижимостью не имела большого финансового успеха. Из-за своего технического отличия от типовых зданий он был намного дороже и строился дольше, чем соседние здания.
Круг, форма единения и разделения
Однако центр, который должен был напомнить старый советский жилой двор, придавал соблазняющему власть проекту символическое значение. Кроме того, возможность доступа ко всем услугам на очень близком расстоянии позволила построить в Москве в 70-е годы еще два круглых дома с примерно таким же количеством квартир.