Доклад дворец халифа 6 класс: Дворец халифа – Презентация на тему «Дворец Халифа Шихама»

Дворец халифа

Материал «увели» с сайта http://alinec.ru/

Имея такое окружение, халифы Багдада могли по праву считать свой двор самым лучшим в мире. В то же время он был и самым блистательным двором. 

Продолжение поста Культура арабов

Мы можем получить представление о восточной роскоши Багдада, прочитав описание, которое нам оставил арабский историк Абуль-Фида, о церемонии принятия аббасидским халифом посла одного из императоров Востока в 305 г. по хиджре.

мечеть Багдада

Один из видов Багдада, около мечети Ахмет-Кая; по рисунку Фландэна.

Дворец халифа

«Вся армия халифа была вооружена. Кавалерия и пехота насчитывали шесть тысяч человек, военачальники высокого ранга были великолепно одеты и носили портупеи из золота и драгоценных камней, все они располагались вокруг верховного главнокомандующего. Там были и семь тысяч евнухов, из которых четыре тысячи белых, а также семьсот человек из охраны апартаментов. Богато украшенные шлюпки и гондолы сверкали в водах Тигра. Пышность правила и во внутреннем убранстве дворца, где насчитывалось тридцать восемь тысяч настенных ковров, среди которых двенадцать с половиной тысяч из вышитого золотом шелка, а на полу лежало двадцать две тысячи ковров. Халиф держал около сотни львов и столько же охранников для них.

Среди других предметов утонченной роскоши стоит назвать дерево из золота и серебра с двадцатью восемью ветвями, на которых как на настоящих ветках сидели разные птицы. Птицы и листья дерева были сделаны из самых драгоценных металлов. Дерево качалось, как качаются деревья в наших лесах, и можно было слышать щебетание разных птиц. Именно в самую середину всего этого пышного убранства греческий посол был препровожден визирем к трону халифа».

Багдадский халиф

Военное могущество багдадского халифа было под стать великолепию его империи. Мы можем судить о том, насколько его уважали по тому факту, что даже императоры Константинополя, наследники греческой и римской цивилизации, были вынуждены платить дань. И напрасно они пытались уклониться от уплаты. Нисефор, наследник императрицы Ирины, написал халифу Харуну ар-Рашиду, что он не будет платить ему дань, и получил лаконичный и сильный ответ, который подтверждает, какое презрение у арабов вызывали слабые потомки греков и римлян. Послание было изложено в следующих словах:

«Во имя милостивого и милосердного Бога, Харун ар-Рашид, повелитель верующих, Нисефору, римской собаке: я прочитал твое письмо, сын неверного, ты не услышишь моего ответа, ты его увидишь».

«Римская собака» его действительно увидела: Харун полностью разграбил провинции, подчинявшиеся Нисефору, и христианский император Константинополя продолжал платить дань последователю пророка Мухаммеда.

Азиатская империя

Правление Харуна и его сына по праву считается эпохой кульминации политического могущества арабов на Востоке. Их азиатская империя достигала границ Китая, они оттеснили варварские племена Африки вплоть до Эфиопии, греков до пролива Босфор, а на Западе, их границей служил лишь Атлантический океан. Менее чем за два века эти мужественные арабские племена, которых глас пророка Мухаммеда объединил в один народ, основали империю такую же великую, какой была Римская, и их империя стала самой цивилизованной и грозной в мире.



Государство и общество Арабского халифата | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Раздел:

Арабский халифат

Мусульманский город

Все завоеванные земли арабы объявили собственностью мусульманской общины. Местное население, жившее на этих землях, должно было платить поземельный налог халифу.

Сначала арабы не принуждали принимать ислам людей другой веры. Немусульмане должны были платить лишь особую подушную подать, приносившую значительный доход казне халифа. Мусульмане оказались милосердными: христианам и иудеям на завоеванных арабами территориях разрешалось жить по законам их веры. Среди христиан было много образованных людей, которых арабские правители привлекали себе на службу. Но через несколько десятилетий отношение мусульман к людям других религий изменилось и начались их притеснения. Те, кто принимал ислам, освобождались от налогов. Они только вносили милостыню в пользу бедных. Считалось, что мусульмане платят налоги своей кровью, воюя против «неверных».

Первые халифы пытались сохранить равенство между мусульманами, приказывая делить богатства покоренных стран поровну. Когда арабы захватили сокровищницу иранских царей, в их руки попал златотканый ковер необыкновенной красоты, украшенный драгоценными камнями. Чтобы всем воинам досталась равная доля добычи, халиф Омар приказал разрезать ковер на множество частей. Завоевания изменили жизнь и быт арабов. Кочевники-бедуины, принимавшие в них участие, отказались от прежних занятий, заселяя захваченные города и плодородные долины. Знатные арабы — полководцы и правители провинций, стали подражать вельможам захваченных стран. Они строили великолепные дворцы, накапливали огромные богатства, владели плодородными землями. Халифы, подобно другим правителям стран Востока, окружали себя богатством и роскошью. Вот как описывает двор халифа придворный X века: Материал с сайта http://worldofschool.ru

Мастерская арабского гончара

«Обычно халиф восседал на троне — на подушке, обитой армянской шелковой тканью… На халифе был кафтан черного цвета из шелка… Голову его венчал высокий черный головной убор, он был опоясан мечом пророка. …Перед ним лежал Коран Османа, до этого хранившийся в сокровищнице. На плечах халифа — плащ пророка, в руках — посох пророка. Рабы и телохранители стояли позади трона и вокруг него при мечах, с боевыми топориками и палицами в руках. По обе стороны трона стояли слуги-невольники, отгонявшие от него мух опахалами, отливающими золотом и серебром. Когда приближалось время приема, слуги стояли с рогатками в руках, из которых они стреляли по воронам и другим птицам, чтобы они не каркали и не кричали».

В середине VIII века халифы построили на реке Тигр недалеко от древнего Вавилона новую столицу — Багдад. Руины Вавилона были разобраны арабами и стали строительным материалом для сооружения зданий. В Багдад стекались со всех концов арабской державы сотни тысяч килограммов серебра и десятки тысяч килограммов золота. Он превратился в богатейший город Востока. Население Багдада составляло более четверти миллиона жителей. Современники называли его «столицей ислама, троном империи, центром красоты, культуры и искусства».

На этой странице материал по темам:
  • Дворец халифа доклад 6 класс

  • Сообщение о народах россии

  • Доклад арабский халифат

  • Доклад на тему дворец халифата

  • Доклад о дворце халифата

Вопросы по этому материалу:
  • Как изменилась жизнь и общественный строй арабов после завоеваний?

  • Каким было положение местного населения в областях, завоеванных арабами?

Дворец Халифа

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение 

«Гимназия №2» ЕМР РТ

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Дворец Халифа

 

 

 

Работу выполнила 

Ученица 6 класса

МБОУ «Гимназия №2»

ЕМР РТ

Романова Полина

Учитель:Ганиева Н.Н.

Оценка ____________

 

 

 

 

 

 

 

Елабуга — 2013

Содержание

Введение

Основание Арабского халифата

Халифат муджахиров

Исламское государство. Организация  власти и управления

Местные органы государственного управления

Судебная система

Законоведение халифата

Армия

Упразднение Арабского халифата

Организация власти и управления.

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель и задача:

Охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI-VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию  возникновения и причины распада  Арабского халифата.

 

Актуальность.

Изучение данной темы можно  связать с современностью. В настоящее  время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв на этой огромной территории существовало могущественное государство — Арабский халифат. В своей работе  я постаралась рассказать о возникновении Ислама, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основание Арабского  халифата

Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией  стал Арабский халифат, созданный пророком Мухаммедом (Мохаммедом, Магометом) и  его преемниками. В Азии, как и  в Европе, эпизодически возникали  военно-феодальные и военно-бюрократические  государственные образования, как  правило, в результате военных покорений  и присоединений. Так возникла империя  монголов в Индии, империя Танской династии в Китае и др. Сильная интегрирующая роль выпала христианской религии в Европе, буддисткой в государствах Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском полуострове.Сосуществование домашнего и государственного рабовладения с феодально-зависимыми и родообщинными отношениями продолжалось в некоторых странах Азии и в этот исторический период. Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, расположенный между Ираном и Северо-Восточной Африкой. Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии — ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгом отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее тенденции зарождения нового строя, получило название «ханифского». Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухаммед (около 570-632 гг.), разбогатевший вследствие удачного брака пастух, сирота из Мекки, на которого «снизошли откровения», записанные затем в Коране, провозгласил необходимость установления культа единого бога — Аллаха и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь. Главой арабов должен был стать пророк — «посланник Аллаха на земле». Призывы раннего ислама к социальной справедливости (ограничению ростовщичества, установлению милостыни беднякам, освобождению рабов, честности в торговле) вызвали недовольство племенной купеческой знати «откровениями» Мухаммеда, что вынудило его бежать с группой ближайших сподвижников в 622 году из Мекки в Ясриб (позднее — Медина, «город Пророка»). Здесь ему удалось заручиться поддержкой различных социальных групп, включая кочевников-бедуинов. Здесь же была возведена первая мечеть, определен порядок мусульманского богослужения. Мухаммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям — иудаизму и христианству, но только подтверждает уточняет их. Однако уже в то время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жесткость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно в вопросах власти и права на власть. Согласно доктрине ислама, власть религиозная неотделима от светской и является основой последней, в связи с чем ислам требовал одинаково безусловного повиновения богу, пророку и «тем, кто имеет власть». В течение десяти лет, в 20-30-х гг. VII в. была завершена организационная перестройка мусульманской общины в Медине в государственное образование. Сам Мухаммед был в нем духовным, военным предводителем и судьей. С помощью новой религии и военных отрядов общины началась борьба с противниками новой социально-политической структуры.

Халифат муджахиров

Мусульманская держава некоторое  время после Мухаммеда оставалась теократией в смысле признания ее истинным владением Бога (государственное  имущество именовалось Божьим) и  в смысле стремления управлять государством по заповедям Бога и примеру его  Посланника (пророк именовался также  расулом, т.е. посланником). Первое окружение пророка-правителя составлялось из муджахиров(изгнанников, бежавших вместе с пророком из Мекки) и ансаров (помощников), консолидировавшихся в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти пророка стали выбирать новых единоличных вождей мусульман — халифов («заместителей пророка»). Первые четыре халифа, так называемые «праведные» халифы, подавили недовольство исламом среди определенных слоев и завершили политическое объединение Аравии. Первым главой государства в звании халифа сделался муджахир, богатый купец и друг пророка абу Бакр, управлявший поначалу без визира (верховного чиновника из ансаров). Муджахир Омар принял в свое ведение суд. Другой муджахир, абу Убейда, стал ведать финансами. Этому образцу обособленного ведения административных, судебных и финансовых дел стали подражать в последующем. Омар, уже будучи халифом, принял титул эмира (военачальника) правоверных. При нем же было введено летоисчисление от хиджры (переселение в Медину, датированное 622 г.). При Омане была осуществлена канонизация (составлена официальная редакция) текста Корана. В VII — первой половине VIII в. были завоеваны огромные территории из бывших византийских и персидских владений, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабское войско вступило и на территорию Франции, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье в 732 г. Через 30 лет после смерти пророка ислам разделился на три большие секты, или течения, — на суннитов (опиравшихся в богословских и правосудных вопросах на Сунну — сборник преданий о словах и поступках пророка), шиитов (считали себя более точными последователями и выразителями взглядов пророка, а также более точными исполнителями предписаний Корана) и хариджитов (взявших за образец политику и практику двух первых халифов — абу Бакра и Омара). В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют 2 периода: дамасский, или период правления династии Омейядов (661-750 гг.), и багдадский, или период правления династии Аббассидов (750-1258 гг.), которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства.

 

Исламское государство. Организация власти и управления

Развитие арабского общества подчинялось основным закономерностям  эволюции восточных средневековых  обществ при определенной специфике действия религиозных и культурно-национальных факторов. Характерными чертами мусульманского общественного строя были доминирующее положение государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (ирригация, рудники, мастерские), государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий. Поскольку юридическое положение личности определялось вероисповеданием, на первый план выступили различия в правовом статусе мусульман и немусульман (зиммиев). Первоначально отношение к покоренным немусульманам отличалось достаточной терпимостью: они сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды. Однако со временем их приниженное положение становилось все более очевидным: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать тяжелый поземельный налог и подушную подать. Вместе с тем политика исламизации (насаждения новой религии) и арабизации (расселения арабов на покоренных территориях, распространение арабского языка) осуществлялась быстрыми темпами без особого принуждения со стороны завоевателей. На первом этапе развития халифат представлял собой относительно централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно быстро власть халифа стала передаваться по его завещательному распоряжению. В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву, визири могли быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказания халифа. В раннем халифате обычно практиковалось назначение визиря с ограниченной властью. К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией и особый чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами. Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии — диваны. Они оформились еще при Омейядах, которые ввели и обязательное делопроизводство на арабском языке. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии. В нем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указанием получаемого ими жалования или размеров пожалований за военную службу. Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и иных поступлений, с этой целью собирал необходимые статистические сведения и пр. Особые функции выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Более того, это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции. По мере расширения функций арабского государства усложнялся и центральный государственный аппарат, росло общее число центральных ведомств.

Местные органы государственного управления

Система местных органов  государственного управления на протяжении VII-VIII вв. претерпевала значительные изменения. Первоначально местный чиновничий аппарат в покоренных странах  оставался нетронутым, сохранялись  и старые методы управления. По мере упрочения власти правителей халифата произошло упорядочение местной  администрации по персидскому образцу. Территория халифата была разделена  на провинции, управляемые, как правило, военными наместниками — эмирами, которые были ответственны только перед халифом. Эмиры обычно назначались халифом из числа своих приближенных. Однако были и эмиры, назначенные из представителей местной знати, из бывших правителей завоеванных территорий. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников — наибов. Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин — старшин (шейхов).

Судебная система

Судебные функции в  халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Верховным судьей считался глава государства — халиф. В целом же отправление правосудия было привилегий духовенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования, заведовали так называемым вакуфным имуществом (переданным собственниками религиозным организациям). При вынесении решений кади руководствовались прежде всего Кораном и Сунной и решали дела на основе их самостоятельного толкования. Судебные решения и приговоры кади, как правило, были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решение кади. Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства.

По завету пророка Коран  кроме богослужебных целей имел предназначение в качестве руководства  при отправлении правосудия. Однако при Омане право по наложению  наказаний (худуж) было отнято у судей и передано султану — самодержавному чиновнику, наместнику халифа. Этот шаг объясняется тем, что карательное (наказательное) право в Коране представлено только незначительным числом указаний и требований (всего около 80), и это было чревато обвинением халифа или судьи по стиху Корана о «судящих не по книге Божией» (Суры ,48 и 5,51) и даже возможным восстанием под лозунгом джихада (войны за веру).

Законоведение халифата

С расширением границ державы  исламские богословские и законоведческие  построения подвергались влиянию более  образованных инородцев и иноверцев. Это сказалось на толкованиях  Сунны и тесно связанного с  ним фикха (законоведения). По мнению В.В. Бартольда, примером пророка, извлекаемого из Сунны, стали оправдывать такие положения, которые на самом деле заимствовались из других религий или римского правоведения. «Правила о числе (пять) и времени обязательных ежедневных молитв были заимствованы у домусульманской Персии; из римского права были заимствованы правила о дележе добычи, по которым всадник получал втрое больше пехотинца и полководец имел право выбирать себе лучшую часть; таким же образом мусульманское законоведение по примеру римского права проводит аналогию между военной добычей, с одной стороны, и произведениями моря, находимыми в земле кладами и добываемыми из рудников минералами — с другой; во всех этих случаях в пользу правительства шла 1/5 дохода. Чтобы связать эти законоположения с исламом, придумывались рассказы из жизни пророка, будто бы совершавшего молитву в установленное время, применявшего указанные правила при делении добычи и т.д.» Бартольд В.В. Ислам: Сборник статей. М., 1992. С. 29. В Омейядском халифате, имевшем соприкосновение с римским культурным наследием и произведениями греческих авторов, образовалась прослойка людей, которые стали интересоваться вопросами богословия и законоведения самостоятельно и вне связи с правящим классом и его аппаратом. Правоведы столь широкого профиля могли быть судьями на службе у отдельных правителей, но могли быть и весьма критически настроенными служителями, считая и доказывая, что правители отходят от требований «богооткровенного права». Аббасиды тоже старались считаться с мнениями правоведов. Решения законоведов не вводились в практику сразу и непосредственно, а лишь постольку, поскольку правители сами избирали их в качестве доктринальной основы для своих политических или судебно-карательных действий. На практике законоведы обсуждали и обобщали гораздо больше, чем практические законоведческие вопросы в современном смысле: они интересовались и признавались авторитетными советчиками в области ритуалов и обрядов, этикета и моральных заповедей. Богооткровенное право простиралось, таким образом, на весь уклад жизни и становилось в силу этого «богооткровенным образом жизни».

При Аббасидах и их наместниках мечети из средоточия государственной жизни, в том числе правосудной деятельности, превращались в богослужебные заведения. При таких заведениях возникали начальные школы обучения азбуке и Корану. Знавший наизусть стихи Корана считался закончившим свое обучение.

Армия

Большая роль армии в халифате определялась самой доктриной ислама. Основной стратегической задачей халифов  считалось завоевание территории, населенной немусульманами, путем «священной войны». Принимать в ней участие обязаны были все совершеннолетние и свободные мусульмане, но в крайнем случае разрешалось нанимать для участия в «священной войне» и отряды «неверных» (немусульман). На первом этапе завоеваний арабская армия представляла собой племенной ополчение. Однако необходимость укрепления и централизации армии вызвала ряд военных реформ конца VII — середины VIII в. Арабская армия стала состоять из двух основных частей (постоянного войска и добровольцев), и каждая находилась под командованием особого полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Основным родом войск была легкая конница. Арабская армия в VII-VIII вв. в основном пополнялась за счет ополченцев. Наемничество в это время почти не практиковалось.

Упразднение Арабского  халифата

Огромная, состоящая из разнородных  частей, средневековая империя, несмотря на объединяющий фактор ислама и авторитарно-теократические формы осуществления власти, не смогла долгое время существовать как единое централизованное государство. Начиная  с IX в. в государственном строе  халифата происходят значительные изменения. Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с главным кади, руководившим судами и образованием. Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки), которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце в IX в. ее влияние усиливается настолько, что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников. В третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений. Распад халифата на эмираты и султанаты — независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье — привел к тому, что багдадский халиф, оставаясь духовным главой суннитов, к X в. фактически контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В X и XI вв. в результате захвата Багдада различными кочевыми племенами халиф дважды лишался светской власти. Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифов была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял духовно лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам. Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией стал Арабский халифат, созданный пророком Мухаммедом (Мохаммедом, Магометом) и его преемниками. В Азии, как и в Европе, эпизодически возникали военно-феодальные и военно-бюрократические государственные образования, как правило, в результате военных покорений и присоединений. Так возникла империя монголов в Индии, империя Танской династии в Китае и др. Сильная интегрирующая роль выпала христианской религии в Европе, буддисткой в государствах Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском полуострове. Сосуществование домашнего и государственного рабовладения с феодально-зависимыми и родообщинными отношениями продолжалось в некоторых странах Азии и в этот исторический период. Аравийский полуостров, где возникло первое исламское государство, расположен между Ираном и Северо-Восточной Африкой.

Дворец Хишама | Иерихон, Палестина

Самый низкорасположенный, а также древнейший в мире из постоянно населенных городов, Иерихон ныне является частью Палестинской автономии. Не раз упомянутый в Библии, он хранит немало загадок и тайн. Ощущение причастности к неизведанному охватывает туристов, своими глазами увидевших жемчужину исламской архитектуры, уникальный Дворец Хишама, находящийся примерно в трех километрах от Старого города. В 2010 году он был включен ЮНЕСКО в список 12 памятников, находящихся под угрозой исчезновения.

Этот дворец, представляющий собой большое двухэтажное квадратное здание, украшенное великолепными мозаичными узорами, был построен в VIII веке и планировался для использования в качестве зимней резиденции Хишама, представителя омейядов (мусульманской династии халифов). До недавнего времени считалось, что здание никогда не использовалось по назначению, поскольку в конце строительства было разрушено землетрясением и не восстанавливалось. Исследователи говорят о том, что руку к созданию дворца и связанного с ним комплекса построек приложили те же зодчие, что подарили миру Золотой купол скалы в Иерусалиме, а руководил процессом племянник халифа, Валид ибн Язид.

Архитектурный ансамбль включает в себя баню, двор, бассейн с фонтаном, мечеть, подземные залы, комнаты для приема гостей, а также множество хозяйственных построек. Его площадь достигает 60 гектаров. Далеко не все найденные здесь ценности можно увидеть на месте: многие из них находятся в музее Рокфеллера, а на территории исторического объекта заменены репликами. Многие сооружения на радость туристам не слишком сильно затронуты временем. Впечатляют восстановленные ворота дворца и решетка фонтана, украшенные красивейшей резьбой по камню. В дворцовом комплексе как будто соединены достижения архитектуры Запада и Востока.

Огромную культурную ценность представляет замечательно сохранившаяся мозаика в комнате, прилегающей к бане. Ее назвали «Древо жизни»: в тени ветвей раскидистого дерева с одной стороны на ней изображен лев, пожирающий оленя, а с другой — спокойно пасущиеся серны. Мозаике присваивают символическое значение непримиримости ислама к врагам и спокойствия и дружбы внутри мусульманского мира. На полу хамама расположена еще одна прекрасная мозаика, скрытая от разрушения слоями песка: узор площадью в 850 квадратных метров, являющийся одним из самых больших аналогичных произведений искусства в мире. Проект ее сохранения и восстановления поручен именитому швейцарскому архитектору Петеру Цумтору.

Впервые развалины обнаружили в 1873 году, а раскопки были начаты в 30-х годах ХХ века, но у археологов всего мира до сих пор возникает к этому месту множество вопросов. Несколько лет назад здесь были найдены предметы керамики и другие артефакты, а также следы разветвленной системы подземной канализации, складов и мастерских, вселяющие уверенность, что комплекс являлся обитаемым поселением вплоть до XIII века. Удивителен факт, что в здешней архитектуре присутствуют полуобнаженные фигуры женщин, изображения животных, статуи людей, что противоречит канонам мусульманского искусства. Большинство исследователей объясняют это тем, что Валид был не слишком благочестив и не придавал значения условностям, однако самые смелые из них утверждают, что большинство построек имеют отношение вовсе не к мусульманскому миру. Они же обращают внимание на то, что на напольной мозаике, ныне почти скрытой от людских глаз, видны славяно-арийские символы.

icon

Фото Дворец Хишама

Смотреть все icon

Были здесь? Добавьте свой отзыв!

Дворец Ухайдир – крепость изгнанника

дворец ухайдир

В результате масштабной битвы 637 года Сасанидская империя падает под нашествием арабов-мусульман. В результате этого события Ирак полностью переходит под владение Арабского халифата. Долгое время столицей халифата выступал Дамаск, пока Абу-Джафар Ал-Мансур не перенес ее в Багдад, на то время еще являющейся небольшим селением. Тогда еще можно было догадываться, что город приобретет легендарную мировую славу.

Недалеко от Багдада сейчас находятся развалины старой крепости Ухайдир. Дорога туда проходит через пустыню, и создается впечатление, что очертания огромных стен всплывают будто мираж.

История крепости

В течение длительного времени у исследователей даже не было версий истории этого дворца-крепости. Не было найдено ничего, что могло развеять эту загадку. Приблизительное время постройки дворца — VII-VIII век. Англичанин Крессвел предположил, что владельцем и строителем Ухайдира мог быть Иса ибн Муса, являющийся племянником ас-Саффаха. Последний отдал право быть халифом своему брату ал-Мансуру, при условии, что его наследником выступит Иса ибн Муса. Первые годы для Исы сложились удачно, его назначили губернатором Куфы и построили дворец. Но вскоре ал-Мансуру захотелось передать трон своему сыну, и он начал искать пути устранения Исы.

ухайдир

Иса посылался в самые горячие военные передряги, но выходил оттуда живым. Его пытались отравить, но и тут он отделался выпадением усов и бороды. Последним испытанием для Исы стала попытка на его глазах задушить родного сына, после чего он добровольно отказался от притязаний на трон. Но за ним осталось право перехватить власть, если ему удастся пережить сына халифа.

Новая волна репрессий Исы начинается после смерти халифа в 775 году. Новый халиф желает поставить в наследники опять же своего сына ал-Хади, поэтому необходимо устранить притязателя. Иса лишается губернаторства, и в 778 году уходит в изоляцию, вероятно, как раз во дворец Ухайдир. К этому времени Ухайдир, скорее всего, уже выступал как загородная резиденция губернатора Куфы.

Описание дворца

В этом дворце Иса и проводил почти безвыездно все свои дни. Дворец имеет размеры 175 на 169 метров. Внешне он окружен стеной высотой 17 метров. Стена отлично укреплена для возможного штурма — здесь есть и угловые круглые башни, и полубашни с бойницами, а в прошлом была  крытая галерея. Интересно и наличие навесных бойниц для обстрела противника, подошедшего прямо к стене. Европа начала возводить подобное сооружение лишь в XIV веке.

крепость ухайдир

Попасть внутрь можно лишь через единственные ворота. Справа можно заметить руины старой мечети. В северном углу находится сам дворец.

Во дворце три этажа. Множество комнат и коридоров объединены в сложносплетающуюся сеть. Здесь же предусмотрены помещения под хранения запасов и оружия. Судя по всему, владелец дворца серьезно заботился о собственной безопасности. Причем все комнаты не соединены друг с другом, для этих целей выделен коридор. Но до нашего времени не сохранилось все внутреннее убранство помещений, и лишь местами попадается кирпичная кладка.

Дворец Ухайдир принадлежит к ранней эпохе правления Аббасидов. Именно здесь зародилось множество будущих архитектурных решений арабского мира.

Подпишитесь на наc ВКонтакте

Поделитесь интересным материалом с друзьями

Читайте похожие статьи

Дворец халифа — Трудовыебудни археологии — LiveJournal

Отделение изучения древностей Майнцского университета Иоганна Гутенберга получит 30 000 евро через программу сохранения культурного наследия Министерства иностранных дел Германии, чтобы отреставрировать дворец халифа Хурбат аль-Минья на берегу Галилейского моря (озера Кинерет). Дворцовый комплекс занимает территорию в пять тысяч квадратных метров и был раскопан в 1932-1939 гг. немецкими археологами из Гёрресовского общества и Музея исламского искусства в Берлине. Земля, на которой расположен дворец, по сей день принадлежит Германской ассоциации Святой земли и находится в ведении израильского Управления природы и парков.

Дворец из белого известняка на основании из чёрного базальта был построен халифом Валидом I (705-715) из омейядской династии, основавшей первый халифат на Святой земле (661-750 гг.). Во дворце находится одна из древнейших мечетей Израиля. Через несколько лет после начала строительства произошло сильное землетрясение, в результате которого образовалась трещина, рассёкшая мечеть и всё восточное крыло дворца. Видимо, из-за этого строительство так и не было окончено. В Средние века на этом месте крестоносцы устроили печь для обработки сахарного тростника. Производство, вероятно, обогатило владельцев, но нанесло огромный урон зданию, поскольку требовало большого количества воды и топлива. Со времён археологических раскопок обнажившиеся руины подвергаются воздействию осадков и растительности.

Реставрационный проект, спонсируемый Министерством иностранных дел Германии, призван подчеркнуть важность отмечаемого в этом году юбилея — 50 лет дипломатическим отношениям Израиля и Германии. Проектом руководит археолог д-р Ханс-Петер Кунен (Hans-Peter Kuhnen) — глава отделения изучения древностей Майнцского университета, занимающийся исследованием памятника Хурбат аль-Минья вместе со студентами университета с 2009 года. «Год за годом мы становились свидетелями постепенного разрушения дворца. Предоставляя финансовую поддержку данному проекту, Германия берёт на себя ответственность за важный археологический памятник, который был раскопан благодаря немецкой инициативе в тридцатых годах. В то же время мы сотрудничаем с израильским Управлением парков, наши студенты получают опыт реставрации археологического памятника, а кроме этого, мы создаём пример диалога археологов с исламом,» — подчеркнул Кунен. Он также является одним из авторов путеводителя по комплексу Хурбат аль-Минья 2014 г., вместе с Франциской Блох (Franziska Bloch) из Немецкого археологического института.

Германия оказывает поддержку в сохранении культурного наследия по всему миру в рамках программы, организованной Министерством иностранных дел Германии, начиная с 1981 года.


Фото: Давид Эран, Тель-Авив.

Источник: EurekAlert

Как жили халифы и знать?. Мавры

Как жили халифы и знать?

Первые правители Андалуса, в жилах которых текла кровь суровых арабов-завоевателей, были наследниками великих культур Персии и Египта. Поэтому дворы эмиров и халифов довольно скоро стали славиться своей роскошью. Каждый халиф старался оставить на земле зримый след, и весь Андалус за два-три века украсился дворцами.

Самый первый дворец построили в Кордове — это великолепный Алькасар. Его начали строить при Абдаррахмане I, а закончили при его сыне (конец VIII в.). Для строительства император Византии присылал своих инженеров. Но особенно красивы были дворцы в Мадинат-аз-Захра, резиденции халифов под Кордовой, которую Абдаррахман III (конецХ в.) построил по просьбе любимой жены. Дворцы там носили поэтические названия — Цветов, Влюбленных, Умиротворения, был даже дворец Дамаск — в память о столице мусульманского мира.

Дворцы стояли среди апельсиновых рощ — большие, с внутренними дворами, фонтанами и балконами. Полы и потолки были выстланы мозаикой, а стены увешаны коврами.

Коран запрещал изображать людей и животных, и художники могли рисовать лишь орнамент. Обычно он состоял из геометрических узоров и надписей вязью по-арабски — славословий халифам и строк из Корана.

Башня Дам в Альгамбре. Дворец Альгамбра (от арабского аль Хамра — красная) будил фантазию многих писателей. Его тайнам и легендам посвящена, например, книга американского писателя XIX в В. Ирвинга «Альгамбра».

Так называемый «Ковер колдуний» (XI в.). Абдаррахман II учредил в Кордове мастерскую по производству драгоценных тканей, которая поставляла его двору ковры, драпировки с шелковой вышивкой для женщин и церемониальные одежды для чиновников.

В 8 км от Кордовы Абдэррахман II построил дворец Мадинат-аз-Захра для одной из жен, который назвал ее именем — аз-Захра, то есть Цветок. Центральный вид на коллонаду Дар-аль-Мунк (Королевский дворец).

Во многих дворцах были устроены вентиляционные шахты, и летом там царила прохлада, а зимой было тепло. Залы освещались изящными люстрами в тысячи свечей, стояла мебель из сандала и апельсинового дерева с инкрустацией, на роскошных диванах лежали груды подушек.

При дворцах разбивали сады: Сад Водяного Колеса, Луг Шепчущей Воды.

В них выращивали экзотические растения, которые потом распространились по всему полуострову. Например, Абдаррахман I привез из Сирии финиковую пальму. Он рассылал людей по миру, и они добывали саженцы и семена. Так в Испании появились апельсины, гранаты. В сады Кордовы по трубам с гор стекала вода и распределялась по многочисленным бассейнам из золота и серебра, прудам и фонтанам из мрамора.

Кордовский двор, хотя и находился вдали от центра мусульманского мира — Багдада, пристально следил за столичными веяниями. К утонченной придворной жизни приучил мавров багдадец Зириаб. Еще юношей он блистал при дворе халифа Гарун ар-Рашида (ок. 766–809), прославленного в сказках «Тысяча и одна ночь».

Замечательный музыкант, Зириаб прославился не только своим искусством или тем, что изобрел лютню с пятью струнами, на которой потом играли европейские менестрели, и основал в Кордове консерваторию. Главное, Зириаб привил андалусцам вкус к изящному. Он научил их красиво одеваться, готовить изысканные блюда и подавать их в определенном порядке: первым — суп, затем — мясные блюда, птицу, фаршированную фисташками, и в завершение — сладкое. Одно блюдо — мясные шарики с треугольниками лапши, жаренные в кориандровом масле, — даже называли «жаркое Зириаба».

Он же заменил серебряную и золотую посуду стеклянной и хрустальной.

Знать Андалуса жила либо в столице, либо в своих сельских усадьбах, маленьких копиях кордовских дворцов. Время проходило за изысканными занятиями — музицированием, сочинением стихов, а также в пирах.

Серебряная пороховница, которую приказал сделать Хакам II для сына Хишама II.

Резьба из Мадинат-аз-Захры.

Знаменитый Зириаб вел жизнь бродячего музыканта и поэта, но куда бы он ни шел, его обгоняла слава о нем. Те, кто его однажды слышал, уже не могли забыть его чарующий голос. Современники верили, что песни диктуют ему во сие ангелы.

Ткань из Андалуса.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *