Доклад на тему дворец халифа: Дворец Халифа Хишама в Израиле презентация, доклад
Дворец халифа
Материал «увели» с сайта http://alinec.ru/
Имея такое окружение, халифы Багдада могли по праву считать свой двор самым лучшим в мире. В то же время он был и самым блистательным двором.
Продолжение поста Культура арабов
Мы можем получить представление о восточной роскоши Багдада, прочитав описание, которое нам оставил арабский историк Абуль-Фида, о церемонии принятия аббасидским халифом посла одного из императоров Востока в 305 г. по хиджре.
Один из видов Багдада, около мечети Ахмет-Кая; по рисунку Фландэна.
Дворец халифа
«Вся армия халифа была вооружена. Кавалерия и пехота насчитывали шесть тысяч человек, военачальники высокого ранга были великолепно одеты и носили портупеи из золота и драгоценных камней, все они располагались вокруг верховного главнокомандующего. Там были и семь тысяч евнухов, из которых четыре тысячи белых, а также семьсот человек из охраны апартаментов. Богато украшенные шлюпки и гондолы сверкали в водах Тигра. Пышность правила и во внутреннем убранстве дворца, где насчитывалось тридцать восемь тысяч настенных ковров, среди которых двенадцать с половиной тысяч из вышитого золотом шелка, а на полу лежало двадцать две тысячи ковров. Халиф держал около сотни львов и столько же охранников для них.
Среди других предметов утонченной роскоши стоит назвать дерево из золота и серебра с двадцатью восемью ветвями, на которых как на настоящих ветках сидели разные птицы. Птицы и листья дерева были сделаны из самых драгоценных металлов. Дерево качалось, как качаются деревья в наших лесах, и можно было слышать щебетание разных птиц. Именно в самую середину всего этого пышного убранства греческий посол был препровожден визирем к трону халифа».
Багдадский халиф
Военное могущество багдадского халифа было под стать великолепию его империи. Мы можем судить о том, насколько его уважали по тому факту, что даже императоры Константинополя, наследники греческой и римской цивилизации, были вынуждены платить дань. И напрасно они пытались уклониться от уплаты. Нисефор, наследник императрицы Ирины, написал халифу Харуну ар-Рашиду, что он не будет платить ему дань, и получил лаконичный и сильный ответ, который подтверждает, какое презрение у арабов вызывали слабые потомки греков и римлян. Послание было изложено в следующих словах:
«Во имя милостивого и милосердного Бога, Харун ар-Рашид, повелитель верующих, Нисефору, римской собаке: я прочитал твое письмо, сын неверного, ты не услышишь моего ответа, ты его увидишь».
«Римская собака» его действительно увидела: Харун полностью разграбил провинции, подчинявшиеся Нисефору, и христианский император Константинополя продолжал платить дань последователю пророка Мухаммеда.
Азиатская империя
Правление Харуна и его сына по праву считается эпохой кульминации политического могущества арабов на Востоке. Их азиатская империя достигала границ Китая, они оттеснили варварские племена Африки вплоть до Эфиопии, греков до пролива Босфор, а на Западе, их границей служил лишь Атлантический океан. Менее чем за два века эти мужественные арабские племена, которых глас пророка Мухаммеда объединил в один народ, основали империю такую же великую, какой была Римская, и их империя стала самой цивилизованной и грозной в мире.
Как был построен идеальный город – Weekend – Коммерсантъ
Город Багдад (Madinat al-Salam, «город мира», в смысле центр мироздания) был основан халифом аль-Мансуром (Абу Джафар Абдуллах ибн Мухаммад) в 762 году. На голом месте, с нуля. Город не сохранился, но он известен по описаниям и изображениям.
Уильям Мьюр. Реконструкция плана Багдада в период с 767 по 912 год н. э., 1883
Фото: William Muir
Уильям Мьюр. Реконструкция плана Багдада в период с 767 по 912 год н. э., 1883
Фото: William Muir
Этот текст — часть проекта «Оправдание утопии», в котором Григорий Ревзин рассказывает о том, какие утопические поселения придумывали люди на протяжении истории и что из этого получалось.
Это был правильный круг диаметром около 2000 м. Город был окружен двумя рядами стен, внешние высотой 30 м, внутренние — 50, между ними — ров с водой. В него вело четверо ворот с торжественными арками, в большей степени символического, чем военного назначения, хотя проходы к воротам образовывались зданиями казарм. К стенам примыкали два кольца застройки, верхние этажи жилые, нижние — лавки и базары. Внутри колец застройки не было, там был парк с прудами. В центре была мечеть и дворец халифа (златовратный дворец), его центром был тронный зал с зеленым куполом и конной статуей воина ислама на нем. Через 24 года после основания города халифом Багдада стал Харун ар-Рашид, сын аль-Мансура (Абу Джафар Харун ибн Мухаммад), с правления которого в Европе принято отсчитывать золотой век ислама. Хотя правильнее, конечно, начинать с аль-Мансура: просто Харун ар-Рашид оказался героем «Сказок тысячи и одной ночи», а Багдад — местом их действия. Но так или иначе в IX–XI веках это действительно был центр мира и по богатству, и по мощи, и по развитию культуры.
Связывать Багдад с утопической традицией не принято. Культура арабского халифата синкретична. Самым очевидным прототипом считается цитадель Эрк-Калой, центр Мерва (теперь Туркмения), предыдущей столицы аль-Мансура. Но она была в 10 раз меньше — и ни жилья, ни парка там не было. Возможно, буддийское влияние. Ближайшим соратником аль-Мансура был Халид ибн Бармак, он происходил из Балха (теперь Афганистан) с буддийским монастырем Навбахар, которому Бармакиды покровительствовали до перехода в ислам. Тот был построен в форме колеса с улицами-спицами. Кроме того, мы находимся на территории исторического зороастризма с высокой значимостью солярных символов. Ну и, наконец, все это лишь возможные влияния, важнее то, на что они влияют. Багдад был столицей ислама, а ислам имеет свое представление о городе.
Процитирую Шарифа Шукурова (лучшего, на мой вкус, исследователя мусульманского искусства в России): «Ислам грезит городом. Город — это то, где родился ислам как единство — культурной целостности, а также то, во что он устремлен».
Для понимания всех этих чудес привлечения европейской утопической традиции очевидным образом не требуется. Тем не менее есть несколько ошарашивающее сходство мансуровского Багдада с последующими европейскими утопиями — от Сфорцинды Филарете до города-сада Говарда,— и оно заставляет как-то к себе отнестись. Есть историки, которые полагают, что было множество разных изобретений колеса, происходивших в разных странах независимо друг от друга, но таких немного и обнаруживать себя в их числе тревожно.
цитата
Город, в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, является добродетельным городом.
Аль-Фараби
Нам неизвестны архитекторы, строившие Багдад, вернее сказать, нам известно, что эти люди не были архитекторами. Замысел города принадлежит Машаллаху ибн Асари аль-Басри (изначально Менассия, иудей, принявший ислам), это математик, астроном и астролог, и Наубахту Ахвази аль-Фариси,— он тоже астролог, а также руководитель центра переводов в Мерве. Его сын Аль-Фадль ибн ан-Наубахт при Харуне ар-Рашиде возглавил багдадскую библиотеку, преобразованную в 820-е годы в Байт аль-хикма, Дом мудрости, исламскую академию, ставшую в известной степени прообразом всех европейских академий. Переводческая деятельность этих институций грандиозна.
Средневековая просвещенная (основанная на трактатах, обучении, лабораториях) магия — это род философии. Круг проблем, которые затрагивает это знание, сегодня, вероятно, следует отнести к компетенции естественных наук, хотя тут есть несовпадения. Важно понимать, какая картина мира стояла за решениями этих проблем. Это, во-первых, представление о всеобщей связанности материи — небесные тела, вещества, стихии, геометрия мира, числа и символы, а также человек, его тело, темперамент, судьба и т. д., связаны между собой. Это, во-вторых, представление о том, что такая связь простирается за границы физического мира к метафизике. Это, в-третьих, представление о том, что в силу всеобщей связанности мир податлив манипуляции, то есть, скажем, в силу связанности определенного человека с определенными минералами и звездами можно существенно изменить его судьбу, перенося любое действие на благоприятное время, или с помощью талисманов, нейтрализующих вредное воздействие светил и притягивающих благотворное. Это открывает некоторые перспективы в проектировании городов, в особенности идеальных и утопических.
Как я понимаю, не известно точно, какими соображениями руководствовались Машаллах и Наубахт, создавая план Багдада. Мы, однако, можем судить об этом по косвенным данным. На основании различных эллинистических трактатов и собственно арабских исследований в XI веке был составлен трактат «Гаят аль-Хаким» («Цель мудреца»), который в Европе известен под именем «Пикатрикс». Это компендиум «герметического» знания, включающего в себя астрологию, астральную, симпатическую и талисманную магию и, что важно для нас, некоторые градостроительные представления.
«Пикатрикс» относит все магическое знание к откровениям Гермеса Трисмегиста (откуда оно имеет другое название — герметическое). Трактат сообщает:
«Гермес построил город в длину двенадцать миль, в котором воздвиг крепость, которая с четырех своих сторон имела четверо врат. У восточных враг он поставил форму орла, у западных же врат — форму тельца. У южных врат форму льва, и у северных воздвиг форму пса. И в них же заставил пойти неких духовных духов, которые разговаривали голосами; так что никто не мог войти этими вратами, не получив от них разрешения. Там же он насадил неких деревьев, среди которых расположил большое древо, которое плодоносило всеми видами фруктов. На вершине же этой крепости он приказал возвести некую башню, которая достигала в длину тридцать локтей, и на ее вершине распорядился круглый плод , цвет которого менялся каждый день на протяжении семи дней. По истечении же семи дней принимал прежний цвет, который имел. И этот город ежедневно освещался цветом того плода, и так вот этот город каждый день сиял цветом.
Я далек от утверждения, что Багдад воспроизводит Адоцентин. Различия достаточно существенны, сходства объясняются тем, что эллинистические герметические трактаты, на которые он опирался, сами писались под воздействием авраамических описаний Рая. Мне важно то, что в рамках той парадигмы, к которой принадлежали основатели Багдада, город мог пониматься как магический инструмент, который своей геометрией и материалами непосредственно влияет на судьбы и настроения его жителей. Это важнейшая составляющая европейской утопической традиции — «Пикатрикс» непосредственно повлиял на «Город Солнца» Кампанеллы, а косвенно на всю ренессансную традицию идеального рода.
Античное наследие идеального города, разумеется, не сводится к этой традиции. Хотя изначально она восходит к респектабельным истокам — Гипподаму и через него Пифагору,— более авторитетным для Европы было не герметическое, а собственно философское знание, и прежде всего Аристотель и Платон. Но и оно не было проигнорировано арабским ренессансом. Здесь есть сложность, связанная с тем, что основные переводы античной философии на арабский начались на полвека позже, при внуке аль-Мансура аль-Мамуне, тогда же сложилась специфическая школа арабской философии — мутазилизм,— идеей которой было соединение платоновской и аристотелевской традиции с откровением Пророка. Аль-Мансур же интересовался прежде всего астрологическими сочинениями. Однако из того, что тексты античных философов еще не переводили, не следует, что о них не знали. Можно предположить, что они были достоянием узкого круга ученых, знавших греческий язык,— но такими были практически все, кто составлял школу при библиотеке Наубахта.
Через полтора века после основания Багдада появляется собственно арабский трактат, относящийся к классической традиции философии идеального государства,— сочинение аль-Фараби (Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед) «О добродетельном городе». Аль-Фараби называют «вторым учителем» (после Аристотеля), это большой средневековый философ, он написал больше сотни сочинений о природе, математике, логике, медицине, астрономии. Город не был главной сферой его интересов, думаю, высказаться на эту тему его заставило то, что для античности идеальный город (государство) — это своего рода обязательный элемент философской системы, без сочинения на эту тему не обходится ни один крупный философ. Подобное понимание сюжета — если ты философ, то каков твой идеальный город,— сохранила и арабская традиция.
Это сочинение нельзя назвать острым и новаторским — аль-Фараби очень спокойный, чтобы не сказать несколько догматичный философ, следующий скорее аристотелевской, чем платоновской интонации, он не столько рассказывает о своих открытиях, сколько пишет учебник, суммирующий мысли предшественников (что, разумеется, имело огромное значение для мусульманского и косвенно христианского мира). Тем не менее отмечу два момента, которые мне кажутся принципиальными в его понимании города. Во-первых, он мыслит город не как место проживания, но как средство достижения человеком высшего совершенства. «Величайшее благо и высшее совершенство могут быть достигнуты в первую очередь городом, но никак не обществом, стоящим на более низкой ступени совершенства. Так как природа блага в действительности такова, что она достигается по желанию и свободному выбору (а зло также достигается по желанию и свободному выбору, так что город может способствовать достижению некоторых целей, представляющих собой зло), всякий город может послужить достижению счастья». Это следование платоновской линии. Платон, как мы помним, мыслил город (государство) именно как инструмент для восхождения к метафизическому идеалу. Аль-Фараби специально указывает, что «добродетельный город противоположен невежественному городу, городу безнравственному, городу обмена и заблудшему городу»,— все эти оппозиции образуются городами, не соотнесенными с метафизикой «добродетели» (Платон сказал бы «справедливости», а блаженный Августин — Града небесного), и все трактуются не как первые ступени в образовании города, но как деградация от добродетели, что тоже вполне по-платоновски.
цитата
Город и ислам — понятия нераздельные, и связь эта коренится в глубинах самой культуры.
Шариф Шукуров
С другой стороны, аль-Фараби мыслит город как организм. «В городе есть определенный человек — глава и прочие люди, приближающиеся к этому главе по своим степеням, каждый из которых согласно собственному положению и способностям осуществляет то действие, которого требует преследуемая главой цель. Они находятся на первой ступени. Ниже их следуют другие люди, которые действуют в соответствии с целями первых,— эти занимают вторую ступень. Далее таким же образом следуют люди, которые действуют в соответствии с целями этих последних. Так располагаются по порядку различные члены городского объединения вплоть до тех, кто действует согласно целям этих последних, и кто служит, но не обслуживается. Они занимают низшую ступень и являются людьми самого низкого положения». Эту иерархию он сопоставляет с различными частями человеческого тела, от ума до конечностей. Это скорее аристотелевский взгляд на дело, предполагающий, что человеческое общество растет естественным путем, а не создается философами, ведающими истину.
Впрочем, глава (голова) добродетельного города высовывается за метафизический горизонт. Аль-Фараби говорит о его знании добродетели. Развивающий его идеи Авиценна (который известен нам как великий врач, но помимо этого он один из важнейших средневековых метафизиков) говорит о Пророке или имаме как главе добродетельного города. Причем рассказывает о нем, что он видит истину вещей, в то время как остальные — только тени вещей на стенах ограничивающей их пещеры, что прямо соединяет Пророка с Платоном.
Принято считать, что ислам, по крайне мере до исламизма Мадиди, Кутба и Хомейни, до ХХ века, не использует утопию как направление политической и философской мысли. Однако мне кажется, это связано только с тем, что само понятие утопии введено Томасом Мором позднее, чем закончился золотой век Багдада. Арабской мусульманской культуре Европа обязана тем, что до Ренессанса дошло наследие античной науки и философии не меньше, чем Византии, и я рискую высказать предположение, что в это наследие входил и идеальный город — путь от Платона до Мора лежит через Багдад.
Повторюсь, это не общепринятое суждение. Я основываюсь на следующем. Классический идеальный город — это институт из четырех компонентов. Во-первых, идеальная форма. Во-вторых, магическая парадигма, предполагающая, что этот город правильно вписан в гармонию мироздания через астрологию и смежные парадигмы. В-третьих, философия города как инструмента для исхода из повседневности в метафизику Добра, Блага и Справедливости. В-четвертых, наличие в городе Дома мудрости — академии, университета — школы для превращения человека в совершенного горожанина. Все эти четыре компонента налицо в арабском ренессансе и более или менее вероятны в строительстве Багдада.
Ощущение исключительной традиционности всего, что так или иначе связано с «золотым веком» ислама, где зороастризм, буддизм, ислам и неясные неолитические символы прессуются в один образ древности, хотя и очень понятно на фоне бесконечных руин в пустынях от Туркмении до Марокко, но является глубоко ложным. Багдадский халифат никак не был традиционным обществом. Напротив, это было свежее, очень, если так уместно выразиться, сочиненное государственное образование, которое создавалось из самых разных традиций, которые нужно было прямо сейчас скреплять чем-то решительно новым, ранее здесь неизвестным. Мне кажется, что такой скрепляющей структурой оказалась утопия.
Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram
Дворец халифа | Archiqoo
- ► Амулет Молот Тора обнаружен в Швеции
- ► Свидетельства доисторической охоты обнаружены в Аравийской пустыне
- ► В Турции обнаружено древнее поселение
- ► В Словакии обнаружена древняя могила
- ► В Великобритании обнаружены средневековые четки
- ► Гробницы династии Цин обнаружены в Китае
- ► В соборе Нотр-Дам 9 обнаружены древние гробницы0004
- ► В Верхнем Египте обнаружен административный центр
- ► В Венгрии обнаружена редкая золотая монета
- ► В Англии обнаружен доисторический курган
Дом Ирак Мухафаза Саладин Дворец халифа
Дворец халифа (дар аль-халифа) — исторический дворец, расположенный в Самарре, Ирак. Он был построен аббасидским халифом Аль-Мутасимом в 836 году нашей эры и служил официальной резиденцией правительства во время правления -Мухтади и аль-Мутамид. Дворец халифа был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2007 году как часть археологического города Самарра.
Информация о сайте
Страна: Ирак
District: Saladin Governorate
Category: Castles and Fortresses
Site History: 9th Century AD
Oldest Culture: Islamic
Later Cultures: Islamic
Site Features: Islamic Monuments
Объект всемирного наследия
Часть: Археологический город Самарра
Дата внесения в список: 2007
Предыдущая | Следующие
Точное местоположение
Загрузка…
ЮНЕСКО
Объекты Всемирного наследия в Ираке Предварительные списки в Ираке Нематериальное наследие в Ираке
Погода на сайте
Powered by: OpenWeatherMap
Рейтинг
Ваш рейтинг
3,7 в среднем на основе 15 отзывов.
Похожие сайты
Цитадель Киркука
Дворец Аббасидов
Сайт Умм Аль-Курун
Замок Тал Афар
Дом Кишла
Замок Шервана
Также в Ираке
Исторические города и регионы Ирака Замки и крепости Ирака Церкви и монастыри в Ираке Мечети и исламские здания в Ираке Гробницы и некрополи в Ираке Древние храмы в Ираке Мосты и водные сооружения в Ираке Древние горные работы в Ираке
Добавьте ваш комментарий
Дворец Хишама/Хирбет аль-Мафжар
Описание
Дворец Хишама/Хирбет аль-Мафджар является одним из самых значительных раннеисламских памятников в Палестине. Он был построен между 724 и 743 годами нашей эры в период правления Омейядов, первой исламской династии. Недвижимость расположена на северном берегу Вади Нуэйма, примерно в 4 км к северу от города Иерихон ( Ариха ) в долине реки Иордан. На основе эпиграфических материалов археологи пришли к выводу, что это место, скорее всего, было построено халифом Хишамом бин Абд эль-Маликом (годы правления 724–743 гг. Н.э.), а затем украшено его наследником эль-Валидом II между 743 и 744 гг. ОБЪЯВЛЕНИЕ. Это место не было официальной резиденцией халифа, а использовалось как зимний курорт. Он был разрушен во время сильного землетрясения в 749 г.ОБЪЯВЛЕНИЕ. Северная часть этого места, известная как дай’а, , служила сельскохозяйственным поместьем от Омейядов до Аббасидов, примерно с 730 по 950 год нашей эры.
Первые раскопки на этом месте были проведены между 1935 и 1948 годами Палестинским департаментом древностей (Подмандатная Палестина) под руководством Дмитрия Барамки при содействии Роберта Гамильтона. Раскопки вскрыли значительную часть дворцового комплекса. Затем раскопки проводились в северной части XIX века.60-х годов, но, к сожалению, результаты так и не были опубликованы. В декабре 2006 года на территории бани были проведены небольшие раскопки. В период с 2011 по 2015 год Министерство туризма и древностей и Чикагский университет провели новые археологические раскопки и повторную оценку этого места.
В период правления Омейядов на этом месте располагались дворец, зал для аудиенций с термальной ванной, мечеть, монументальный фонтан в стене по периметру, двое главных ворот и, вероятно, элитная резиденция. Первые три основных здания были расположены вдоль западной стороны общего переднего двора, в центре которого находился бассейн, закрытый павильоном.
Дворец представлял собой двухэтажное квадратное здание с круглыми башнями по углам. Вход во дворец был через сводчатый проход, обставленный скамьями с обеих сторон. Он был спроектирован вокруг центрального двора, окруженного четырьмя галереями с аркадами. Расположение комнат предполагает, что оно использовалось для гостей, прислуги, складских помещений. Центром дворца напротив входа было окно-розетка (или звезда), найденное археологами в главном дворе. Эта звезда теперь является известным символом Иерихона.
На южной стороне участка обнаружена небольшая мечеть с михрабом . Лестницы по двум противоположным углам двора вели на второй этаж, где, как свидетельствуют свидетельства, располагались жилые помещения. Лестница, ведущая в вестибюль западной галереи центрального двора, вела в подземное сводчатое помещение сирдаб , включавшее водосточный желоб, скамейки и мозаичный пол. Общая мечеть была пристроена к северной стене дворца с нишей михраб . Мечеть была спроектирована как прямоугольное сооружение.
Большой зал для аудиенций расположен к северу от дворца. Большим сокровищем этого зала была мостовая размером примерно 30 х 30 м, состоящая из 38 красочных мозаичных ковров. Здание когда-то поддерживало серию сводов и куполов. Система сводов была построена из кирпича и опиралась на шестнадцать массивных каменных опор в четыре ряда. Это здание было украшено резной лепниной, каменными рельефами и статуями. На его верхних стенах были расписаны фрески, а вдоль южной стороны был добавлен длинный бассейн. Статуя халифа стояла над главным входом. Сам халиф, вероятно, сидел в нише в дальнем конце зала. С северной стороны была пристроена термальная ванна. Все началось с прихожей, называемой фригидарием. В основной банный комплекс входили две теплые комнаты (тепидарьи), две горячие с паровым отоплением (калдарии), две печи и общая уборная. Такая ванна ( хаммам ) была типичной общественной структурой византийских и раннеисламских городов.
В северо-западном углу приемного зала находится диван , небольшая комната для гостей с приподнятой апсидальной платформой в самом северном конце зала. В комнате были скамейки с обеих сторон. Стены и купол были богато украшены лепными панелями и колоннами. Пол дивана был вымощен тонкой мозаикой, в том числе всемирно известной сценой дерева жизни.
Северная часть дворца Хишама была впервые построена в период правления Омейядов (в начале восьмого века) как сельскохозяйственное поместье. На его сельскохозяйственную деятельность указывает очень большой виноградный пресс. Элитная резиденция была добавлена в период Аббасидов (750–950 гг. Н.э.), на что указывают небольшая мечеть, дома и конюшни для лошадей.
Дворец снабжался водой по открытому каналу из источников Эйн Деук и Эйн Нуэйма у подножия горы Курунтул, в пяти километрах к западу. Канал пересек вади в двух разных точках над арочными мостами и вела к большому водохранилищу, расположенному на некотором расстоянии от дворца.
Оправдание выдающейся универсальной ценности
Дворец Хишама/Хирбет аль-Мафджар является одним из наиболее значительных символов выдающейся универсальной ценности в раннем исламском культурном наследии в Палестине и во всем мире с исключительно хорошо сохранившимся дворцом, состоящим из впечатляющей светской архитектуры и декоративно-прикладное искусство, включая мозаичные полы, лепнину, скульптуру, фрески и резной камень. Он показывает значительное развитие архитектурных и художественных талантов в раннеисламскую эпоху и отражает роскошный уровень жизни Омейядов и их политическую и племенную власть. В декоративном отношении во дворце собраны самые изысканные формы архитектурного декора: от полихромных мозаичных полов, фресок и мрамора до лепнины на стенах, геометрических и растительных изображений. Этот декор был получен из уникального стиля, любопытного сочетания византийских традиций с сильным сасанидским влиянием, что делает его значительным, выдающимся примером развития светской ранней исламской архитектуры и искусства и его способности синтезировать местные элементы дизайна с импортированными; Коптские, римские и сасанидские узоры были объединены с местными исламскими элементами. Дворец Хишама также представляет собой уникальный пример изображения людей и животных в декоративном искусстве Омейядов, отражающем светское искусство того времени.
Самой исключительной особенностью этого дома является банный комплекс. Это одна из крупнейших когда-либо построенных исламских бань, в которой находится один из самых больших мозаичных полов ранней исламской эпохи в мире (размером около 900 квадратных метров). Пол украшен тридцатью восемью различными мозаичными коврами. Его стены были покрыты лепными панелями и человеческими фигурами, что делало его самой привлекательной особенностью этого места. Однако диван является самым богато украшенным помещением не только среди помещений бани, но и из всех составляющих дворца; его стены были украшены лепниной, а пол был вымощен прекрасной тонкой полихромной мозаикой, известной как «древо жизни», на которой изображена сцена нападения льва на двух ничего не подозревающих газелей, пасущихся под деревом. Этот ковер со всеми его составляющими представляет собой уникальный образец мозаичного произведения, не имеющий аналогов ни в одном римско-византийском или даже омейядском ковре. Это мировой шедевр мозаичного искусства.
Критерий (i): Дворец Хишама / Хирбет аль-Мафджар представляет собой высокое качество художественных и технологических достижений раннеисламской архитектуры и декоративно-прикладного искусства в его успешном использовании римского, византийского, коптского и сасанидского искусства и архитектурных элементов. создать новую отличительную черту искусства и архитектуры Омейядов. Этот новый стиль демонстрируется главным образом мозаичными полами, лепниной и резными камнями. С точки зрения архитектурных памятников и декоративно-прикладного искусства, Дворец Хишама / Хирбет аль-Мафджар имеет самый большой комплекс исламских бань из когда-либо построенных. Его павильон также является уникальным сооружением среди пустынных дворцов Омейядов в великой Сирии ( Билад аш-Шам ). Подобная структура не была обнаружена ни в каких других зданиях Омейядов, и ни одна ее модель не была обнаружена в доисламской архитектуре. В его зале для аудиенций находится самый большой цветной мозаичный пол (около 900 квадратных метров), самый красивый, с 38 разработанными коврами и семью различными узорами в многочисленных вариациях, а также хорошо сохранившийся раннеисламский мозаичный пол, найденный на сегодняшний день. Известное панно «Древо жизни», изображающее апельсиново-гранатовое дерево с двумя газелями ( Араб Маха ), что может символизировать добро и зло и/или мир , «дар аль-ислам», и войну , «дар аль-харб» , является шедевром раннеисламского искусства, указывающим на пик архитектурный и художественный талант Омейядов, роскошь и ее утонченный вкус.
Критерий (ii): Дворец Хишама/Хирбет аль-Мафджар демонстрирует ярко выраженный культурный обмен между исламскими, византийскими, сасанидскими и коптскими традициями и влияниями на архитектуру и монументальное искусство. Работы иллюстрируют культурные взаимодействия и влияние предшествующих цивилизаций на развитие раннеисламской архитектуры и искусства. Это впечатляюще демонстрирует замечательную способность раннего исламского искусства синтезировать местные элементы дизайна с импортными, создавая новую идентичность и модуль художественных и архитектурных стилей Омейядов, которые проявились в архитектурном дизайне, мастерстве и декоративном искусстве этого места. Другими словами, Дворец Хишама / Хирбет аль-Мафджар демонстрирует, как Запад встречался с Востоком, и как римское, византийское, коптское и сасанидское искусство и архитектурные стили продолжали использоваться и использовались в раннеисламский период, чтобы создать фантастическую интеграцию новых творческих школы искусства и архитектуры.
Заявления о подлинности и/или честности
Хирбат аль-Мафджар / Дворец Хишама является выдающимся образцом подлинной ранней исламской архитектуры и искусства. Он демонстрирует омейядскую роскошь и утонченный художественный вкус династии. В соответствии с палестинским законом о материальном культурном наследии (№ 11, 2018 г.) объект находится в ведении Министерства туризма и древностей в тесном сотрудничестве с муниципалитетом Иерихона и местным сообществом. Участок расположен в сейсмоопасной зоне. Он был разрушен сильным землетрясением в 749 г.ОБЪЯВЛЕНИЕ. Однако особое значение он приобрел благодаря своим исключительно хорошо сохранившимся останкам. Его мозаики, считающиеся одними из самых неповрежденных на сегодняшний день, хорошо сохранились с момента их открытия в 1930-х годах. С момента своего открытия в 1930-х годах собственность была объектом многих вмешательств по консервации и реконструкции. В иорданское время, особенно в 1950-е годы, большинство его основных элементов были реконструированы с использованием тех же строительных материалов, которые были найдены во время раскопок, или материалов, аналогичных оригиналам. Однако некоторые памятники были реконструированы из новых современных материалов (бетона), как, например, столбы бани 19 в.60-е годы.
Поскольку участок был построен из стен из песчаника, а его полы вымощены мозаикой и каменными плитами, его особенности, как правило, хрупки и уязвимы как для антропогенных, так и для атмосферных факторов ухудшения, таких как ветры, высокие температуры и неблагоприятное поведение туристов, особенно школьников. студенты.
С 1994 года Министерство туризма и древностей в сотрудничестве с Францисканской школой в Иерусалиме, Итальянским обществом сотрудничества, ЮНЕСКО и USAID реализовало ряд проектов по сохранению и повышению ценности этого объекта с целью сохранения и повышения ценности этого места. быть археологическим парком. Однако обширный, весьма значительный мозаичный пол бани не представлен посетителям и по-прежнему покрыт слоем грунта в качестве меры защиты. С 2002 по 2010 год было предпринято несколько неудачных попыток установить защитное укрытие над мозаикой. Тем не менее, в 2015 году начался новый проект защитного убежища, финансируемый правительством Японии через Японское агентство международного сотрудничества (JICA), и в настоящее время он реализуется. Он основан на уроках, извлеченных из предыдущих попыток, и международных стандартах сохранения, а также на привлечении многопрофильной группы и участии сообщества. Этот проект направлен на обеспечение как защиты, так и демонстрации мозаики путем создания укрытия над мозаикой и окружающими руинами (ок. 2500 м 9 ).0199 2 ), а также проложив пешеходную дорожку вокруг мозаичного пола.
Сохраняются значимые атрибуты выдающейся универсальной ценности объекта, в том числе дворец, мечеть, баня, зал для приемов, жилой (служебный) квартал, водопровод и их устройство. Немногие омейядские кусур или дворцовые комплексы в пустыне демонстрируют такой уровень целостности для этого типа архитектуры и декора, как дворец Хишама/Хирбет аль-Мафджар. Окрестности собственности защищены буферной зоной, указанной в плане регулирования муниципалитета Иерихона.
Сравнение с другими подобными объектами
Дворцы Омейядов (около 38 дворцов), также известные как дворцы Омейядов в пустыне (qusur sahrawiyya), построенные в раннеисламский период, разбросаны по всей Великой Сирии (Билад аш-Шам): Сирия, Ливан, Иордания и Палестина. В основном это были сельские поселения, которые часто включали баню, жилые кварталы, мечеть, ирригационную систему, которая могла поддерживать сельскохозяйственную деятельность, а иногда и другие объекты, такие как Хан . С использованием камня и кирпича, мозаики и резной лепнины дворцы сочетают в себе византийские и сасанидские влияния в их отделке и строительных материалах. Они были заказаны князьями Омейядского халифата, которые, в свою очередь, стали халифами, и, таким образом, эти поместья могли служить местом встречи для поддержания политических связей с племенными общинами. Известными дворцами являются Кусейр Амра (Иордания, ок. 715 г.), Каср аль-Хайр Вест (Сирия, 724 и 727 гг.), Каср аль-Харана (Иордания, 711 г. ), Хирбет аль-Мафджар / Дворец Хишама (Палестина, 743-744 гг.) и Мешатта ( Иордан 743-744). В этих дворцах Омейяды продемонстрировали значительный архитектурный и декоративный талант. С точки зрения дизайна, строители разработали сложную планировку, включающую залы для приемов, бани, жилые помещения для мужчин и женщин, мечети, дворы, конюшни и садовые ограды, отражающие их роскошный уровень жизни, а также их политическую и племенную власть.
Несмотря на сходство используемых материалов и техник, а также композиции и стиля деталей дворцов Омейядов в пустыне, дворец Хишама/Хирбет аль-Мафжар является самым богатым среди всех дворцов Омейядов. Роскошные украшения, включая мозаику, скульптуру, фрески и лепные украшения, не ограничиваются дворцом, как в случае с другими дворцами Омейядов, но также присутствуют в равном качестве и количестве в бане и павильоне. Головокружительное разнообразие цветов и узоров на мозаичном полу зала для аудиенций включает 38 различных сцен в 21 цвете с фигурным искусством, уникальным для периода Омейядов; около 900 квадратных метров, это один из самых больших мозаичных полов в мире.
В большинстве дворцов Омейядов большое внимание уделялось украшению фасада входа. В Мшатте отделка фасада дворца заметно превосходит отделку внутренних помещений. Например, во дворце Хишама/Хирбет аль-Мафджар и Каср аль-Хир Вест балюстрады галерей, окружающих строение наверху второго этажа, и решетки окон также были богато украшены. Входные и приемные комнаты в двух комплексах также были важными элементами декора, но общая композиция этих единиц в Каср аль-Хайр-Уэст не так амбициозна, как в Хирбат аль-Мафьяре.
Кусиер Амра (Иордания) был включен в Список всемирного наследия в 1985 г. в соответствии с критериями (i, ii и iii). Хотя эти два объекта относятся к одной и той же эпохе, дворец Хишама/Хирбет аль-Мафджар имеет несколько отличительных особенностей с точки зрения размера, архитектуры и художественного богатства. Выдающаяся универсальная ценность Кусейр Амра в первую очередь основана на его картинах и фресках, которые были уникальными художественными достижениями в период Омейядов.