Доступная среда что это: Что значит доступная среда

Организация доступной среды для инвалидов

Начиная с 2011 года, в России реализуется программа «Доступная среда», но немногие слышали о ней. Что это? Доступная среда — это создание совместными усилиями условий для интеграции в общественную жизнь инвалидов. Это комплексный подход по обустройству и реализации безбарьерной среды, с помощью которой инвалиды будут быстрее адаптироваться в общество и чувствовать себя счастливее. Программа «Доступная среда» для инвалидов рассчитана на все маломобильные группы населения. Сюда входят и инвалиды-колясочники, и инвалиды по зрению, и инвалиды по слуху. Результатом данной программы должно быть наличие доступности всех объектов инфраструктуры — транспорт, учебные заведения, государственные учреждения, культурные объекты и так далее для всех категорий граждан.

Государственная программа «Доступная среда», которую начали реализовывать в 2011 году, дала достаточно сильный импульс для улучшения социального самочувствия одной из самых сложных и достаточно многочисленной группы населения – инвалидов – и стала основным инструментом для реализации в Российской Федерации положений Конвенции ООН о правах инвалидов. Эта конвенция была ратифицирована Россией 3 мая 2012 года, и после этого мы более активно, значительно более активно начали все мероприятия в этой сфере. 

Коротко о результатах предыдущей программы. На первом этапе был реализован ряд пилотных проектов в регионах по доступности услуг и учреждений в различных сферах. При этом уделялось особое внимание отработке технологий доступности не просто применительно ко всем инвалидам, как это делалось раньше, а уже акцент делался на инвалидов, которые перемещаются на креслах-колясках, которые имеют нарушения функций слуха, зрения. И вот этот дифференцированный подход позволил отработать изменения в том числе в действующее законодательство. Если раньше мы говорили исключительно о том, есть пандус или нет пандуса, то теперь в обиходе уже и различные другие способы доступности. Это и пониженные стойки регистрации в кассах, аэропортах, различных других учреждениях, больницах, это и вопросы, связанные с контрастным шрифтом, шрифтом Брайля. Это становится уже достаточно общим местом, хотя сделать ещё предстоит очень немало.

Реализацию программы рассматривали таким образом, чтобы она не имела бесконечного продолжения финансирования соответствующих обязательств государства, а чтобы отработка в рамках программы тех или иных моментов ложилась как основа изменений в законодательство. По итогам реализации первого этапа программы в конце 2014 года был принят закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты, которым применительно к сфере здравоохранения, образования, культуры, средствам массовой информации, транспорту, различным видам транспорта были внесены изменения. Они предусматривают включение во все нормативные акты порядков предоставления услуг для инвалидов с различными ограничениями. Сейчас работа по реализации этого закона активно ведётся как министерствами, так и в регионах.

В Послании к Федеральному Собранию Президент Российской Федерации поручил принять решение о продлении этой программы до 2020 года, предусмотрев основные направления в части совершенствования производства товаров для лиц с ограниченными возможностями, технических средств реабилитации, и уделив особое внимание образованию, трудоустройству инвалидов и формированию безбарьерной среды.

Программа содержит три подпрограммы.

Первая – продление мероприятий по доступности всех объектов и услуг в региональном разрезе. В федеральном разрезе постепенно сокращается субсидирование регионов в этом направлении, потому что технологии и все нормативные документы уже практически отработаны, и в течение трёх лет предполагается выделение субсидий регионам на эти цели.

К концу 2020 года 68% тех объектов, которые определены совместно с субъектами Российской Федерации и совместно с общественными организациями инвалидов, будут доступны. Безусловно, речь не идёт о полной доступности, как иногда пытаются это представить. Полная доступность, безусловно, – это гораздо более длительный процесс, но программа закладывает для этого финансовую и законодательную рамку.

Тема реабилитации инвалидов с точки зрения вообще единства понимания, результатов реабилитационных процедур остаётся пока за кадром того, что у нас происходит.

Поэтому вторая подпрограмма – это совершенствование реабилитационных процедур. В рамках этой программы необходимо подготовить нормативные документы и определить единые способы, методы реабилитации, которые всеми бы трактовались одинаково, чтобы мы могли по результатам реабилитационных процедур не просто говорить, что группу инвалидности сняли или оставили, а могли сказать, может ли человек в большей степени интегрироваться в общество, дали реабилитационные мероприятия эффект с этой точки зрения или не дали, и на основе этого выстраивать уже оптимальные способы реабилитации, не ограничиваться здесь формальным подходом.

Что касается средств реабилитации — это ещё одна подпрограмма. Сейчас у нас порядка 48% изделий производится отечественными производителями. Госпрограмма предусматривает организацию импортозамещения по таким техническим средствам реабилитации, как коленные модули для протезов, кресла-стулья с санитарным оснащением, абсорбирующее бельё. Это достаточно серьёзная проблема сегодня, когда мы не можем производить эти изделия в Российской Федерации. Это сейчас является предметом совместной работы с Министерством промышленности. Также это трости, это кресла-коляски. В программе предусмотрены и различные способы использования Фонда развития промышленности.

Также программой предусматриваются мероприятия в сфере образования  и трудоустройства инвалидов. Здесь должны быть разработаны различные методические и законодательные подходы в работе с инвалидами, начиная с профориентации и заканчивая различными способами интеграции инвалидов, которые ранее утратили способность к труду или которые утратили способность к труду, находясь на определённом рабочем месте. Здесь очень большая гамма различных методов, и они должны быть описаны и законодательно урегулированы.

Доступная среда

Страница обновлена 03.03.2021

 Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если  обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.

Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям.

Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

Маломобильные группы населения – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:

  • инвалиды,
  • люди с временным нарушением здоровья,
  • беременные женщины,
  • люди старших возрастов,
  • люди с детскими колясками и т.
    п 

 

Нормативные правовые акты

Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года doc

Федеральный закон от 3 мая 2012 года №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» doc

Федеральный закон от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Ратификацией Конвенции» doc

Закон РФ №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 (ред от 07.03.2017) docx

Постановление Правительства от 17 июня 2015 г. РФ 599 о порядке и сроках разработки мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг doc

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры МОУ СОШ №8

 

Наименование показателя

Перечень специальных условий,

имеющихся в МОУ СОШ №8

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.

Имеющиеся формы обучения:

— по индивидуальному учебному плану,

— при наличии медицинских показаний и соответствующих документов  для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.

В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.

Специально оборудована  комната гигиены на 1 этаже здания.

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для обеспечения «равного доступа к образованию» для всех учащихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашей школе созданы специальные условия, в т.ч. доступ в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ):

    — на крыльце имеется складной мобильны пандус;

    — у пандуса, на крыльце перед центральным входом имеется кнопка вызова сотрудника для оказания помощи инвалидам и лицам с ОВЗ;

    — на ступеньках имеется желтая полоса;

    — на дверях по пути в школу, а также внутри здания имеется желтый круг – предупредительный знак для слабовидящих людей.

Таким образом, в соответствии с законодательством, инвалидам и лицам с ОВЗ образовательной организацией созданы условия для беспрепятственного входа в здания школы и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории школы (при необходимости с помощью сотрудника школы).

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно.

Льготное питание осуществляется для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Услуга предоставляется согласно действующему законодательству.

Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую.

Столовая расположена на 1 этаже.

Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды.  Имеются питьевые фонтаны.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

 

Здание МОУ СОШ№8 оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности.

Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет,  оснащённый оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.

Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 

Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МОУ СОШ №8  и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

Информационная база Школы  оснащена:  — электронной почтой; — локальной сетью; — выходом в Интернет; — функционирует официальный сайт.

Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в любой точке Школы посредством Wi-Fi, а также в компьютерных классах.

Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в Школе  действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт.

В Школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски, наборы образовательной робототехники

Доступ к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленными для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет

Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.

Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается Контент-фильтром Rejector.

Электронные ресурсы:

  • Электронный дневник
  • УЧИ. РУ
  • РЭШ.РУ
  • Яндекс-учебник
  • Официальный информационный портал ЕГЭ
  • Лит:Рес.ру

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья используются возможности Центра специальных возможностей ОС Windows распознавание речи, экранная лупа, экранный диктор и т. д.

CDC — Healthy Places — Доступность и окружающая среда

Этот веб-сайт заархивирован для исторических целей и больше не поддерживается и не обновляется.

Инициатива Healthy Community Design Initiative, также известная как Инициатива «Искусственная среда и здоровье», больше не является финансируемой программой, и информация на этом веб-сайте не пересматривается и не обновляется на регулярной основе.

 

Плохо спроектированные сообщества могут затруднить передвижение людей с нарушениями подвижности или другими инвалидизирующими состояниями; следовательно, люди с инвалидностью часто более уязвимы к барьерам окружающей среды.

Атрибуты барьера в нашей среде могут включать

  • Отсутствие пандусов для инвалидных колясок
  • Отсутствие вдавленных бордюров (периодические разрывы бордюров, выполняющих роль пандусов)
  • Узкие дверные проемы, в которых невозможно разместить различные вспомогательные устройства, такие как инвалидные коляски и ходунки
  • Отсутствие доступа к маршрутам общественного транспорта или другим общественным услугам.

В одном крупном городе США исследователи обнаружили, что трое из пяти людей с инвалидностью и пожилых людей не имеют тротуаров между своим жильем и ближайшей автобусной остановкой. Еще больший процент домохозяйств не имеет бордюров (71%) и автобусных остановок (76%) рядом с автобусными остановками. Исследователи также определили, что почти 50% пожилых людей и людей с ограниченными возможностями живут в пределах двух кварталов от автобусной остановки, но отсутствие тротуаров, бордюров и автобусных остановок фактически делает невозможным использование транспортной системы, создавая ситуацию, когда менее 10% таких лиц пользуются общественным транспортом. Такие экологические барьеры могут повлиять на доступ людей с ограниченными возможностями к базовым медицинским услугам, социальным услугам и другим необходимым видам деятельности.

Общественное здравоохранение помогло решить эти проблемы во многих сообществах, продвигая использование универсального дизайна в планировании и архитектурных решениях. Концепция универсального дизайна утверждает, что все продукты, среды и коммуникации должны быть разработаны с учетом потребностей максимально широкого круга пользователей.

Универсальный дизайн, как это определено Национальным фондом искусств, выходит за рамки простого предоставления специальных функций для различных слоев населения. Вместо этого универсальный дизайн делает упор на творческий подход, который является более инклюзивным — тот, который спрашивает в начале процесса проектирования, как можно сделать продукт, графическую коммуникацию, здание или ландшафт одновременно эстетически приятными и функциональными для наибольшего числа пользователей. Конструкции, полученные в результате этого подхода, с большей вероятностью будут служить более широкому кругу людей: людям с временной инвалидностью, людям с постоянной инвалидностью и всем, чьи способности меняются с возрастом.

Для получения дополнительной информации о доступности и окружающей среде обратитесь к следующим ресурсам:

Национальный центр врожденных дефектов и нарушений развития – инвалидность и здоровье
благополучие примерно 54 миллионов человек с инвалидностью, проживающих в Соединенных Штатах. Веб-сайт NCBDDD содержит информацию о доступности продуктов и сред

Институт политики AARP (США). Сохранение доступности и доступности в пригодных для жизни сообществах: возможности субсидирования жилья вблизи общественного транспорта и населения старше 50 лет [PDF – 10 МБ]. Вашингтон, округ Колумбия: AARP; 2009.

Институт политики AARP (США). Стратегии удовлетворения жилищных потребностей пожилых людей [PDF – 135 КБ]. Вашингтон, округ Колумбия: AARP; 2010.

Дополнительную информацию о специальных возможностях и смежных темах можно найти в разделе «Дополнительные ресурсы».

Каталожные номера

Баррето Р. Искусство универсального дизайна: Предварительная конференция «Дизайн для 21 века II», 2000 г., 14 июня. Barreto_UnivDesign_PAR23.pdf [PDF – 2,13 МБ]

Гилдерблум Дж., Маркхэм Дж. Создание доступного города. Из: Качество жилья пожилых людей: десятилетие перемен. Int J Aging Hum Dev 1998; 46(1).

 В начало страницы

Определение специальных возможностей — Доступный университет

Одним из определений доступности является « общий термин для всех аспектов, влияющих на способность человека функционировать в окружающей среде. » 1 Иными словами, доступность — это мера того, насколько просто человек может участвовать в деятельности.

Многие люди путешествуют по миру, не задумываясь о барьерах, которые могут помешать другим двигаться таким же образом. Но подумайте, например, как шаг в два дюйма может изменить разницу между возможностью участвовать и неспособностью участвовать. То, как мы проектируем и строим, определяет, насколько мы можем быть инклюзивными для всех членов наших сообществ.

Доступность во многих местах принимает разные формы. Физические среды, такие как жилые дома, офисы и другие здания, лифты, пандусы и тротуары, являются очевидной категорией. Транспорт — это еще одна категория — примером улучшенной доступности здесь являются автобусы для инвалидных колясок. Веб-среда и цифровая среда относятся к другой группе, в которой для улучшения доступности можно использовать увеличенные шрифты и функции голосового ввода.

Универсальный дизайн

Универсальный дизайн — это способ проектирования, который может использовать каждый, независимо от способностей. В то время как большинство форм специальных возможностей, как правило, позволяют большинству людей функционировать в среде, они часто создают разделение между людьми, которым нужны специальные возможности, и теми, кому они не нужны. Универсальный дизайн устраняет это разделение и обеспечивает среду, которую все люди могут использовать свободно и без барьеров. 2

Почему важна доступность

Доступность становится все более актуальной для всех нас. На это есть несколько причин. Мы живем дольше. У нас есть растущее население, которое нуждается в доступности. И мы используем вспомогательные устройства, даже не задумываясь об этом. Например, использовать поручни при подъеме и спуске по лестнице, держаться за перекладину при транспортировке или использовать автоматическое открывание двери при попытке пронести через дверь несколько предметов.

Кроме того, модификации, изначально предназначенные для людей с ограниченными возможностями, стали обычным явлением и принесли пользу всем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *