Двери по доступной среде – МДС 35-1.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 1. \Общие положения\»
Доступная среда для инвалидов: правила организации безбарьерного пространства
Содержание статьи
Примерно 8% населения России – это люди с ограниченными возможностями здоровья. Гигантская цифра, за которой стоят реальные люди с реальными проблемами. В наших силах сделать жизнь этих людей проще и комфортнее. Речь идет о создании специальных условий внутри и снаружи помещений, а также в транспорте, чтобы люди с ограниченными возможностями не испытывали трудностей в передвижении и получении важной информации.
В данной статье мы расскажем, какие требования к помещениям предъявляются в соответствии с государственной программой «Доступная среда для инвалидов». В частности рассмотрим основные средства организации доступной среды в государственных, муниципальных и коммерческих учреждениях.
С техническими же деталями вы можете ознакомиться в «своде правил доступности зданий и сооружения для маломобильных групп населения». Ссылки на нормативные документы, актуальные в январе 2019 года, будут указаны в конце статьи.
Основная цель программы «Доступная среда»
По программе «Доступная среда» все помещения общественного назначения должны быть адаптированы под инвалидов, передвигающихся на кресло-колясках, кресло-каталках и с помощью прочих средств реабилитации. Также необходима адаптация под людей с отсутствующим зрением и слухом (либо просто слабым).
Причем формирование доступной среды для инвалидов должно проводиться не только для удобства передвижения, но и в целях экстренной эвакуации. При пожарах и прочих форс-мажорных обстоятельствах маломобильные группы населения должны иметь возможность самостоятельно выбраться из здания.
Входные группы
Одним из самых главных требований к помещениям по программе «Доступная среда» является правильная организация входа в здание.
Подход к зданию
К зданию необходимо провести бетонную тактильную плитку черного или желтого цвета. В идеале она должна отходить от тротуарной тактильной дорожки и вести к входной группе (крыльцу). Однако тактильные дорожки на тротуарах явление не повсеместное, поэтому достаточно вывести плитку где-то на середину пешеходной зоны.
Для слабовидящих и слепых перед лестницей дополнительно выкладывается с использованием бетонной тактильной плитки прямоугольный блок, оповещающий о начале препятствия в виде ступенек.

Лестница: пандус, лифт, перила и прочее
На входе в здание при наличии лестницы, должен быть оборудован пандус для заезда на инвалидной коляске. Наклон любой из секций пандуса не должен превышать установленных норм. Также необходимо соблюсти рекомендуемую ширину подъема и установить поручни с обеих сторон. После каждого марша необходима площадка, позволяющая поворачивать и разворачиваться.

При невозможности установки пандуса, можно заменить его вертикальным электрическим подъемником на пульте управления (лифтом).
Если расположение здания не позволяет установить и лифт, то требуется установка в доступном для инвалидов месте кнопки вызова помощи. После нажатия кнопки на улицу должен выйти специалист и помочь человеку на кресло-коляске подняться по лестнице. Кнопку стоит установить и при отсутствии лестницы, если используется распашная дверь, которую на коляске крайне сложно открыть.

Сами ступеньки должны иметь накладки с противоскользящим рифленым покрытием. На самой нижней и самой верхней ступеньке пролета рекомендуется устанавливать желтые накладки, а на промежуточные – черные. Лучше использовать для данных целей тактильную ленту с алюминиевым корпусом, она служит наиболее долго.

Для инвалидов по зрению лестницы также снабжаются перилами. Причем даже короткие лестничные марши требуют наличия прочных перил, которые могут выступать в роли надежной опоры.
Лестницы обязаны иметь подступенки. Конструкции с открытым расстоянием между горизонтальными поверхностями ступеней использовать нельзя. Стоит отметить, что они представляют опасность не только для слепых и слабовидящих, но и для людей без проблем со зрением. Поэтому не стоит пренебрегать подступенками в пользу декоративности или экономии.

Двери
Двери при входе рекомендуется использовать раздвижные с датчиком движения. Для полностью или частично прозрачных проемов необходима специальная разметка с применением контрастной ленты. На открывающиеся створки наклеиваются круги или квадраты яркого цвета (лучше всего желтого). Также выделяются контуры дверей лентой аналогичного цвета.

Внутренняя организация помещений
Внутри помещений основные пути размечаются с использованием тактильной плитки (можно ПВХ вместо бетонной) или тактильных индикаторов. Индикаторы можно применять, как на штифтах, так и самоклеющиеся. Вторые допускаются только в виде временной меры и в дальнейшем их придется менять на штифтовые или на плитку. Рекомендуется применять индикаторы и плитку ярко-желтого цвета.

Двери
Прозрачные конструкции внутри помещений также окантовываются желтой лентой, а на створки наклеиваются круги или прямоугольники. На кабинетах и других помещениях общего использования устанавливаются тактильные таблички с дублированием информации шрифтом Брайля.

Информирование
Направление движения к важным объектам (туалет, парковка и т.д.) указывается путем монтажа к стенам тактильных пиктограмм.

Также обязательно наличие плана здания со шрифтом Брайля в виде тактильной мнемосхемы.

Лестницы
Внутренние лестницы обязаны иметь перила и противоскользящие накладки из тактильной ленты по аналогии с уличными конструкциями. Также желательно на перила наклеивать тактильные наклейки с указанием этажа.

Санузел
В здании должен быть хотя бы один санузел, соответствующий требованиям программы «Доступная среда для инвалидов». Отличается адаптированный для маломобильных групп населения туалет от обычного не сильно, поэтому процесс переделки не такой уж и сложный.
Если вы хотите адаптировать санузел для инвалидов не «ради галочки», а добросовестно, то установите специальную раковину и унитаз. Раковина идет с выемкой посередине, что упрощает подъезд к ней на кресло-коляске. Унитаз изготавливается немного выше обычного, что делает процесс пересадки на него ощутимо проще (для дополнительной безопасности лучше отдавать предпочтение именно напольным моделям).
Также существуют специальные зеркала, наклоняющиеся вниз, чтобы в них можно было «смотреться» с инвалидной коляски. Ну и смеситель с длинной ручкой (хирургический) не помешает.
Парковка
При наличии у здания собственной парковки, требуется отведение под нужды инвалидов минимум 10% от доступных мест. То есть, каждое десятое место для парковки транспорта должно быть организовано в соответствии с требованиями программы «Доступная среда».
- Места парковки обозначаются разметкой. Ее просто наносить, если использовать специальные шаблоны (трафареты) и краску в баллончиках с распылителем. Ширина одного парковочного места для инвалидов должна быть не менее 3,5 м. Разметку рекомендуется наносить ярко-желтого цвета, особенно в регионах, где зимой выпадает снег.
- Помимо нанесения разметки, требуется обозначение парковок с местами для инвалидов дорожным знаком «Инвалид». Обычно он располагается ниже знака «Парковка» на той же стойке.
- Инвалид на кресло-коляске должен иметь возможность беспроблемно перебраться с парковочного места на тротуар, не пересекая при этом проезжую часть. При наличии на пути следования бордюров, их нужно убрать, либо установить резиновый съезд / заезд. Также допускается использование стационарного съезда/заезда из бетона или иного материала.
Дополнительно могут устанавливаться демотиваторы, информирующие о недопустимости парковки на местах для инвалидов без наличия права на это.
В заключение
Требования программы «Доступная среда» к помещениям могут показаться чрезмерно строгими и не всегда адекватными. Однако, это не совсем так. Адаптация помещений обходится не так уж и дорого, да и закончить ее можно буквально за пару недель. Взамен вы получите спокойствие и осознание, что сделали нечто на самом деле важное. Коммерческие организации дополнительно улучшат свою репутацию, что в целом позитивно скажется на их деятельности.
Адаптация помещений под программу «Доступная среда»
Государственная программа «Доступная среда» работает уже достаточно давно, но пока контролирующие органы относятся лояльно к адаптации помещений для маломобильных групп населения (МГН). Очевидно, что это временно и через несколько лет требования будут ужесточаться, так как разумные сроки на внедрение необходимых элементов попросту закончатся. И чтобы не сталкиваться с санкциями в виде крупных штрафов и иными проблемами, стоит уже сейчас задуматься об адаптации зданий под нужды инвалидов, если помещения внутри них имеют общественное и тем более административное назначение.
Делать это все равно придется, но уже после «пинка» от проверяющих структур и в экстренном порядке. А на реализацию всего и сразу может банально не хватить денег, так как процесс адаптации не самый дешевый. Но что именно внедрять, с чего начать? Ведь использовать все рекомендуемые элементы для МГН в большинстве случаев невозможно по тем или иным причинам (нехватка средства, отсутствие возможности единовременной капитальной переделки и т.д.). Лучший вариант – начать с наиболее важных компонентов (их хватит на первое время для прохождения проверок) и в последствие уже потихоньку внедрять все остальное.
Главные требования к входным группам
Пандусы
Установка пандусов для инвалидных колясок должна производиться на входные группы, имеющие лестницы. При наличии нескольких входов в здание, достаточно оборудовать только какой-то один (если они ведут не разные помещения, конечно). Пандус должен быть стационарным, прочным и соответствовать нормам ГОСТ (ширина, угол уклона, размер площадки перед и после пандуса). Телескопические переносные модели использовать разрешается лишь временно, например, в период ремонта.
При отсутствии возможности строительства пандуса, разрешается заменить его кнопкой вызова для инвалидов с контрастной расцветкой. Важно при этом, чтобы в штате был человек, ответственный за то, чтобы выходить к людям на колясках по вызову и оказывать помощь.
Маркировка ступеней
Ступени у входных групп в соответствии с программой «Доступная среда» обязаны быть промаркированы, чтобы люди с плохим зрением могли использовать их без риска упасть и получить травму. Маркировка должна выполняться специальной контрастной лентой с рельефным рисунком. Она приклеивается или крепится на шурупах к каждой ступеньке, рекомендуемый цвет – желтый, но допустимы и другие. Лента с алюминиевой оправой предпочтительна, как более износостойкая и надежная.
Перила
Минимум с одной стороны от лестницы должны быть предусмотрены перила, помогающие ослабленным людям подниматься и спускаться по ступенькам. Данное правило применимо, если количество ступеней более трех. Размер и размещение перил регулируется ГОСТом и СНиПами, соблюдение их требований является обязательным.
Маркировка дверей
Двери во входных группах должны обозначаться с использованием контрастных наклеек желтого или иного яркого цвета (рекомендуется именно желтый). Посередине двери на уровне глаз размещается кружок, по периметру наклеивается лента.
Указание на входную группу
На тротуаре перед входом в здание необходимо укладывать тактильную плитку с рельефным рисунком, указывающую направление движения. Рекомендуемые цвета – желтый и красный, поверхность должна быть противоскользящая. Использовать наклейки вместо плитки недопустимо.
Соблюдение первых трех требований наиболее важно для безопасности МГН. Плюс за их игнорирование крупный штраф практически гарантирован. Поэтому начать адаптацию здания под инвалидов стоит именно с этих пунктов. Оставшиеся два уже не столь критичны, но иногда тоже проверяются.
Требования к лестницам внутри здания
Требования к лестницам внутри зданий по программе «Доступная среда» схожи с рекомендациями по входным группам. Обязательным является маркировка ступеней и установка перил в соответствии с ГОСТ. Также нужно обозначать лестницу тактильной плиткой или тактильными индикаторами.

Обозначение лестницы тактильной плиткой или тактильными индикаторами
Второй вариант несколько проще, так как позволяет не портить текущие половое покрытие в помещении. Пандусы при наличии лифта не требуются. При отсутствии необходима их установка, либо использование кнопки вызова помощи.
Общие требования к помещениям
Помимо рекомендаций по адаптации лестниц под инвалидов, существуют и общие правила для помещений общественного и административного назначения. Их достаточно много, поэтому рассмотрим их в порядке важности.
Мнемосхемы с планом эвакуации
Представляют собой таблички с планом эвакуации (планом помещения), который нанесен специальным образом (с рельефным рисунком). В табличках также прописываются основные действия с использованием шрифта Брайля.
Адаптация санузла
На дверь туалета помещается тактильная табличка. Внутри минимум 1 унитаз и 1 раковина оснащаются специальными поручнями. На унитаз ставится один стационарный и один откидной поручень.
На раковины устанавливается один стационарный поручень с опорой на пол, охватывающий всю переднюю часть. Дополнительно могут затребовать установку крючков (вешалок) для костылей, трости и одежды. Использование специальной сантехники для инвалидов уже не является обязательной, но лучше все же установить хотя бы один комплект (унитаз + раковина). Не будет лишней и система вызова помощи.
Тактильные таблички на дверях
Информация на табличках дверей в кабинеты и иные помещения должна быть продублирована с использованием шрифта Брайля.
Пиктограммы
Лифт, выход на парковку и иные важные объекты в здании должны обозначаться специальными пиктограммами. Обозначение обязано быть интуитивно понятным и заметным.
Маркировка дверных проемов
Как и на улице, внутри помещений двери маркируются кружком посередине полотна и лентой по всему периметру. Маркировать нужно только двери общественного использования. Двери только для персонала разрешается не выделять.
Тактильная разметка
Наносится на пол с использованием тактильной плитки или тактильных индикаторов для указания возможных направлений движения для слепых и слабовидящих. Начинаться тактильная разметка должна от входа в здание и вести ко всем местам, которые могут использовать МГН (кабинеты, кассы, туалет и т.д.).
Требования к парковке
Если у здания есть собственная парковка, то она также адаптируется под инвалидов. В частности требуются следующие изменения:
- Выделение нескольких мест для парковки автомобилей инвалидов с их обозначением дорожной разметкой и специальным знаком.
- Оборудование въезда с парковочной зоны на тротуар (пешеходную дорожку). Для этого могут использоваться, как специальные приспособления (съезд/заезд из стали или резины), так занижение бордюрного камня. Важно при этом учитывать, что инвалидам-колясочникам требуется больше места (ширина автомобиля + коляски), поэтому парковочное место необходимо делать шире.
Планы-мнемосхемы территорий
Перед входом в здания рекомендуется устанавливать его план-мнемосхему, чтобы слабовидящие и слепые люди могли понять, куда и как им идти (он же план эвакуации). То же самое касается и территорий организации. На входе должен быть план-мнемосхема с указанием путей прохода к общественным зданиям. Требуются подобные мнемосхемы также для парков, скверов, набережных, вокзалов и иных мест общественного использования. Однако пока мнемосхемы используются крайне редко и за их отсутствие, как правило, не наказывают. Тем не менее, подумать о том, как их сделать и где разместить стоит уже сейчас.
Дополнительные средства
Адаптируя помещения под инвалидов, стоит не только соблюдать требования стандартов, но и ориентироваться на эффективность работы организации. Другими словами, в некоторых случаях, при большом потоке людей с ограниченными возможностями, имеет смысл внедрять и необязательные средства помощи. К ним относятся:
Звуковые и световые маяки
Они в автоматическом режиме (как правило, при срабатывании датчика движения) запускают записанный заранее аудиофайл или выводят интуитивно понятную картинку. Цель вывода – информирование инвалидов по зрению или слуху без привлечения персонала. Информировать можно о чем угодно. Польза от использования звуковых и световых маяков очевидна: снижается нагрузка на работающих в организации сотрудников и упрощается жизнь людей с ограниченными возможностями.
Информационные терминалы
Позволяют слабовидящим и глухим получать максимум информации о работе организации без помощи персонала. Стоят терминалы очень дорого, но в некоторых случаях их покупка быстро окупается.
Раздвижные двери
Использование раздвижных дверей с датчиком движения существенно упрощает перемещение по зданию людям на инвалидных колясках, ходунках и костылях. Увеличивают они и лояльность людей, не имеющих проблем с опорно-двигательным аппаратом.
Покупка необходимых материалов и оборудования
Материалы и оборудование для реализации программы «Доступная среда» производят некоторые российские компании и много зарубежных. Однако продукция из Европы и Азии часто не отвечает требованиям ГОСТа и СНиПов, так как стандарты везде разные. Да и стоит намного дороже. Поэтому во избежание пустой траты денег и дополнительных сложностей, приобретать все необходимое лучше местного производства и в специализированных магазинах.
Примером такого магазина является ресурс au-med.ru, в нем есть практически все для реализации программы «Доступная среда», включая поручни, тактильную плитку, контрастную ленту, системы вызова помощи и т.д. Но главным плюсом все же выступает возможность покупки по постоплате, что для многих организаций, особенно бюджетных, единственный доступный способ сотрудничества.
Что бы еще почитать?
Доступная среда для инвалидов: требования к помещениям 2019
Задать вопрос эксперту ClubTK Вход/регистрация рубрики- Актуально
- Анонсы
- Архивное хранение
- Больничные
- Бухгалтерия в кадрах
- Военнослужащие
- Воинский учет
- Гарантии и компенсации
- Госслужба
- Делопроизводство
- Договоры
- Документооборот
- Должностные инструкции
- Законодательство
- Инвалиды
- Иностранные работники
- Инструкции по охране труда
Входные двери и требования к ним. Книга по Доступной среде
Библиотека
СП 59.13330.2016 — 6.1.5 Дверные проемы вновь проектируемых зданий и сооружений для входа МГН должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. При двухстворчатых входных дверях ширина одной створки (дверного полотна) должна быть 0,9 м.
Входные двери в здания и помещения, которыми могут пользоваться инвалиды, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м (ширина двери в свету – это фактическая ширина дверного проема при открытом на 90° дверном полотне, если дверь распашная или полностью открытой двери, если дверь раздвижная, как в лифте).
Измеряется ширина проема «в свету» при максимально открытой рабочей дверной створке.
В полотнах наружных дверей, доступных для МГН, следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом. Верхняя граница смотровой панели должна располагаться на высоте не ниже 1,6 м от уровня пола, нижняя граница — не выше 1,0 м. При этом смотровая панель должна иметь ширину не менее 0,15 м и располагаться в зоне от середины полотна в сторону дверной ручки.
У двустворчатых дверей измеряется ширина рабочей створки (не менее 0.9 м) при закрытой нерабочей (узкой) створке.
Самостоятельновторую створку, как правило, инвалид-колясочник открыть не может.
Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью должна быть не менее 1,5 м. Это относится и к дверям возле пандуса, и ко всем остальным дверям. Применение дверей на качающихся петлях и дверей — «вертушек» на путях передвижения инвалидов не допускается.
Рекомендуется оборудовать двери специальными приспособлениями для фиксации полотна в положении «закрыто» и «открыто».
Методические указания по созданию доступной среды. Безбарьерная среда
Социальная реабилитация
Принимая во внимание то обстоятельство, что почти 9% населения Татарстана – это граждане с ограниченными возможностями здоровья, одним из направлений стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан является реабилитация и социальная интеграция инвалидов.
Необходимо создание средствами архитектуры, градостроительства, транспорта, информатизации и связи условий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми гражданами возможности в пользовании объектами социальной инфраструктуры, получении образования, реализации творческого потенциала, активного участия в общественной жизни.
Безбарьерная среда. Этот термин применяется к элементам окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями.
Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.
Основные положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам
1.1 Пандусы
В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения (далее – МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.
Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед входами на пандусы должны иметь рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность.
Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускаются винтовые пандусы.
Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц — на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.
Ширина пандуса при одностороннем движении должна быть не менее 1 м, в остальных случаях – не менее 1,8 м.
Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть не менее 1,5 м.
Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги, что важно не только для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но также и для других категорий инвалидов, в том числе слабовидящих и слабослышащих.
1.2 Лестницы
Под маршем открытой лестницы, имеющими высоту менее 1,9 м, следует устанавливать барьеры, ограждения и т. п., чтобы предотвратить падения и последующие травмы, особенно инвалидов по зрению.
Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед входами на лестницы должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность.
Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости — другими средствами подъема.
Ширина выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м.
Ширина марша лестниц — не менее 1,35 м.
Ширина проступей лестниц — не менее 0,3 м,
Высота подъема ступеней — не более 0,15 м.
Уклоны лестниц должны быть — не более 1:2.
Ступени лестниц должны быть сплошными, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м.
Вдоль обеих сторон всех лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями.
1.3 Поручни
Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями.
Поручни пандусов следует располагать на высоте 0,7 и 0,9 м,
у лестниц — на высоте 0,9 м,
в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.
При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.
Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте.
Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.
1.4 Дверные проемы. Двери
Входная площадка, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий – подогрев для того, чтобы вход был доступен для любой категории инвалидов
Прозрачные двери и ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути.
Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%.
Ширина дверных и открытых проемов в стене, выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть — не менее 0,9 м.
Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота не должна превышать 0,025 м.
На путях движения МГН не допускается применять вращающиеся двери и турникеты.
На путях движения МГН рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» и «закрыто». Следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 с.
Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на пандусы должны иметь рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность для обеспечения доступа в здание слабовидящих и слабослышащих инвалидов.
1.5 Лифты и подъемники
- Здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами в случае размещения помещений, посещаемых инвалидами на креслах-колясках. Выбор способа подъема инвалидов и возможность дублирования этих способов подъема устанавливаются в проектном решении.
2. Параметры кабины лифта, предназначенного для пользования инвалидом на кресле-коляске (внутренние размеры):
ширина — не менее 1,1 м;
глубина — не менее 1,4 м.
Ширина дверного проема — не менее 0,9 м.
В остальных случаях размер дверного проема устанавливается в задании на проектирование по ГОСТ Р 51631.
1.6. Пути движения
Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки.
II Санитарно-гигиенические помещения
В общественных уборных необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан.
Универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры:
– ширина — не менее 1,65 м;
– глубина — не менее 1,8 м.
В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей.
В санитарно-гигиенических помещениях следует предусматривать установку поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.
III Благоустройство прилегающей территории. Пешеходные пути.
Рекомендуемая высота бордюров по краям пешеходных путей должна быть не менее 0,05 м.
Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.
Тактильные средства для инвалидов по зрению на покрытии пешеходных путей на участке следует размещать не менее чем за — 0,8 м до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т. п.
Для покрытий пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов не допускается применение насыпных или крупноструктурных материалов.
Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами — не более 0,015 м.
При устройстве съездов с тротуара около здания допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м.
При наличии на территории или участке подземных и надземных переходов их следует, как правило, оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для МГН наземный проход.
Вход на территорию или участок следует оборудовать доступными для инвалидов элементами информации об объекте.
IV Парковка
На открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике (ст.15 ФЗ №181-ФЗ).
Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, а при жилых зданиях — не далее 100 м.
Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.
V Транспорт
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации осуществляющие транспортное обслуживание населения обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами. (ст.15 ФЗ №181-ФЗ)
5.1 Метрополитен
Обязательным условием доступности метро является наличие рельефной (тактильной) полосы перед лестничным, пандусным маршем (вверху и внизу) по всей длине, а также перед дверью, билетной кассой, перед средствами информации и телекоммуникациями и у выхода с эскалатора.
Ширина полосы — 0,5-о,6 м для пандусов, лестниц, перед средствами информации и телекоммуникациями,
0,3 м – перед дверью и билетной кассой.
Расстояние полосы до кромки крайней ступени лестницы — 0,8 м.
Рекомендованная ширина марша лестницы не менее 1,35 м.
Расстояние от тактильной полосы до кромки крайней ступени — 0,8 м.
Необходимо также наличие контрастной окраски верхней и нижней ступеней лестничного марша и пандуса.
Наличие бортиков по краям лестничного марша должно составлять не менее 2 см., если они не соприкасаются со стеной.
Входные двери в вагоне метро должны иметь ширину проема в свету не менее 90 см. Высота порога при входе в вагон с платформы должна составлять не более 2,5 см.
Посадочные платформы должны иметь в наличии тактильные шуц линии вдоль посадочного края платформы.
Обязательно наличие знака доступности для инвалидов-колясочников и контрастная предупреждающая маркировка на двери (ярко желтого или красного цвета), высота которого от уровня пола должна составлять120-150 см.
Обязательно также наличие специальных мест для инвалидов и указательных знаков для передвижения инвалидов-колясочников во всем метрополитене.
VI Международные символы и знаки
А – символ доступности для инвалидов
Б — символ доступности для людей с нарушением слуха
В — символ «Телекоммуникационные устройства для людей с нарушением слуха
1,2 — символ доступности для инвалидов
3 – место для инвалидов, пожилых с детьми
4 – эскалатор (подъемник)
5,6 – туалеты для инвалидов
7 – лифт для инвалидов
8 – пути эвакуации
9,10 – вход и выход из помещения
11 – направление движения, поворот
12 – информационный центр (справочная)
5.2 Аэропорты (зарубежный и отечественный опыт)
Аэропорт Франкфурт-на-Майне (FRA) имеет два терминала, которые связаны скоростными поездами, являются бесплатными и снабжены пандусами для инвалидных колясок. Между терминалами курсируют бесплатные автобусы с интервалом 10 минут.
Аэропорт имеет автоматические двери, адаптированные телефоны и туалеты для инвалидов.
В Международном аэропорту Дюссельдорф (DUS) есть номера для инвалидов и инвалидных колясок доступны для тех, кто просит об этом.
Международный аэропорт Гонконга полностью доступен для пассажиров-инвалидов. Существует множество туалетов, лифтов, наклонных плоскостей и эскалаторов вокруг аэропорта и в Центре Наземных транспортировок с приспособлениями для кресел-каталок. Парковочные места для машин, зарезервированные для водителей-инвалидов, доступны на четырех автостоянках.
Кресла-каталки предоставляются авиалиниями бесплатно; пассажиры должны информировать авиалинии предварительно перед поездкой.
Для облегчения передвижения инвалидов по зданию терминал аэропорта Внуково оборудован пандусами и специальными лифтами. В кабинах предусмотрены поручни, а кнопки вызова расположены на доступной для инвалидов-колясочников высоте. В лифтах также предусмотрено дублирование надписей шрифтом Брайля и голосовое объявление остановок. Всего в терминале «А» построено 78 лифтов, 61 эскалатор и 38 траволаторов. Кроме этого, на всей территории терминала реализована так называемая система «гладкий пол», позволяющая маломобильным пассажирам свободно перемещаться.
Информация о прибытии и отправлении рейсов в аэропорту не только отображается на табло, но и дублируется объявлениями по громкой связи. Незрячие пассажиры при всех передвижениях по терминалу сопровождаются сотрудниками Внуково.
Уфимский аэропорт обзавелся новой спецтехникой — амбулифтом. С помощью этой машины людям с ограниченными возможностями станет легче попасть в самолёт или покинуть его. В кабине подъемника могут находиться 2 инвалидных кресла и 2 сопровождающих человека. Амбулифт имеет так называемый сквозной коридор, чтобы не нужно было разворачиваться внутри кабины. Машина поднимается более чем на 5 метров и подходит практически ко всем типам самолетов.
Рис.1 Терминал для получения информации (удобен как для здоровых людей, так и для людей с ослабленным зрением)
Рис.2 Табло с контрастно выделенными названиями рейсов самолетов для слабовидящих инвалидов
Рис.3 Специальный лифт для лиц с ограниченными возможностями в аэропорту
Рис.4 Санитарно-гигиеническая комната, оборудованная специально для инвалидов
Рис. Указатель мест обслуживания инвалидов
5.3. Железнодорожные вокзалы
На российских железных дорогах курсирует более 100 вагонов со специальными купе, предназначенными для инвалидов. В таких купе предусмотрено всё, чтобы облегчить путешествие для людей, имеющих проблемы со здоровьем.
Вход в вагон поезда оборудован специальным подъемником, с помощью которого пассажир, не покидая инвалидной коляски, может попасть внутрь как с высокой, так и с низкой платформы.
Двухместное купе, предназначенное для инвалида и сопровождающего, шире стандартного. Чтобы инвалид мог без посторонней помощи пересесть в кресло, имеются специальные вспомогательные ремни. Спальная полка трансформируются в любое удобное больному пассажиру положение.
Для слепых и слабовидящих низко расположенные выключатели, розетки, кнопки вызова проводника снабжены табличками с рельефным текстом — для чтения «пальцами», и специальным звуковым устройством, сообщающим необходимую информацию. Автоматизированная система связи позволяет в экстренной ситуации вызвать проводника.
Туалет в таких вагонах также шире и больше по размерам, чем в обычных, в нем установлены дополнительные поручни. Туалет снабжен звуковым и световым табло — для пассажиров, имеющих проблемы со зрением или слухом.
Рис. Вход на вокзал
Рис. Касса для инвалидов с поручнями и пандусом на вокзале
Рис. Указатель расположения туалета для лиц с ограниченными возможностями
Рис. Таксофон для слабовидящих инвалидов
Рис. Подъемная платформа для доступа инвалидов в вагон поезда
Рис. Места для инвалидов в современных поездах
Рис. Специальные купе для инвалидов в вагонах поездов
Законодательные и нормативные документы Российской Федерации, обеспечивающие и регламентирующие создание доступной среды для инвалидов
«Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993. Статья 27 закрепляет право человека на свободу передвижения.
Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Статья 14 «Обеспечение свободного доступа инвалидов к информации». Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Статья 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры».
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Статья 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур»
Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.1995 №195-ФЗ
Статья 5.43. «Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов»
Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.
Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.
Статья 11.24. Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов
Нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ
Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
-обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
-ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
-возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:
П. 76. СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Разделы 3 (пункты 3.1 — 3.37, 3.39, 3.52 — 3.72), 4 (пункты 4.1 — 4.10, 4.12 — 4.21, 4.23 — 4.32).
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих разработку проектной документации с обеспечением доступной среды для инвалидов.
СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры»;
СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения»;
СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»;
СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»;
СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов»;
СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»;
ГОСТ Р 51631-2008 «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения»;
ГОСТ Р 51630-2000 «Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования доступности»;
ГОСТ Р 52131-2003 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов»;
ГОСТ Р 51671-2000 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности»;
ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»;
ГОСТ 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования»