Дворец великого князя николая николаевича: Экскурсия во дворец великого князя Николая Николаевича (Дворец Труда)
Петергоф. Знаменская дача. Дворец великого князя Николая Николаевича, 1856-1859 гг. Часть вторая.
lidushka_39
Петергоф. Знаменская дача. Дворец великого князя Николая Николаевича, 1856-1859 гг. Часть вторая.
Оригинал взят у lidushka_39 в Петергоф. Знаменская дача. Дворец великого князя Николая Николаевича, 1856-1859 гг. Часть вторая.
(Продолжение)
В ходе реконструкции Знаменского дворца одной из проблем, к решению которых в 1856-1859 гг приступил Боссе, были непропорционально длинные боковые крылья здания (при довольно компактной центральной части), приблизительно 75+33+75 метров.
Согласно проекту Боссе, было решено каждое крыло визуально разделить пополам вновь построенными, изящными двухэтажными павильонами, богато декорированными трёхчетвертными колоннами и пилястрами с ионическими капителями, лучковым раскрепованным фронтоном и приютившимся за балюстрадой мансардным этажом.
Сейчас же смотрим на план Знаменской мызы 1857 года, где хорошо просматривается сильно вытянутый с востока на запад дворец:
Чёрным цветом обозначены старые части здания, а красным выделены пристроенные в 1856-1859 гг павильоны и каменные двухэтажные закрытые галереи.
Главным отныне становится южный фасад, выходящий на Верхнюю Петергофскую дорогу – сия установка нашла отражение как в декоративном оформлении здания, так и в соответствующей планировке парковой зоны вокруг него.
О парках Знаменской мызы рассказывать, показывать, ахать и сожалеть можно долго, венценосное семейство Романовых умело жить красиво, но наш рассказ не о парках, поэтому не станем углубляться в сию тему.
Если внимательно присмотреться к обмерному чертежу 1941 года (он на фото, южный фасад сверху) и сравнить ширину галерей, то можно заметить, что галерея правой половины здания (западная, между крайним западным флигелем и палаткой) чуть ли не вдвое уже. И неспроста, ибо здесь снаружи предусматривалась летняя веранда, выходом на которую служила вот эта дверь, на местности всё это нынче выглядит следующим образом:
А вот как это выглядело во времена в. кн. Николая Николаевича Романова, акварель всё того же И. И. Шарлеманя 1861 г:
В тёплый сезон летний дворец в Знаменке превращался в живописный оазис, увитый зеленью – архитектура и растительность прекрасно дополняли друг друга.
И здесь самое время вспомнить про две симметричные палатки, несколько странной, на первый взгляд, конфигурации, с какой-то подозрительной площадкой над тамбуром-входом, намекающей на незавершённость конструкции:
Эта явная ущербность действительно имела логическое продолжение: вторым этажом здесь надстраивалась деревянная веранда, она на след.фото (конец XIX-начало XX в):
Была ли она постоянной (всесезонной) или каждую весну сооружалась по-новой – не отвечу, но лично меня эта простая и красивая идея деревянного второго этажа привела в восторг и твёрдое убеждение, что маэстро Боссе – настоящий гений. Точка. И разумеется, в глубине души я завидую белой завистью даме на чёрно-белом фото, безмятежно-шутливо раскинувшей руки на крыльце, вот именно этой её минуте, когда вышла из дворца — а вокруг лето, покой, красота, а не вот это вот всё, что сейчас творится…
Спустя пару десятилетий у дамы перевернётся жизнь – и дальше ей уже не позавидуешь. А это ч/б фото – моё самое любимое из всей Знаменской фотосессии. Балкон слева, которого нет сейчас, вы, надеюсь, и без меня заметили.
Западная узкая галерея, о которой шла речь выше, имеет ещё одну особенность.
Её внутреннее пространство занимала Греческая комната, антураж которой запечатлен на ещё одной акварели И. И. Шарлеманя в 1861 г:
Ионические колонны, мраморная античная скульптура, стилизованная мебель, потолочный фриз, роспись стенных панно и камина, выполненная в античной манере. Наверняка и паркет с греческим узором – на рисунке не разглядеть. Не видно на рисунке и кессонированного плафона, неотъемлемого элемента великосветских интерьеров авторства Боссе – я бы очень удивилась, если бы его здесь и в самом деле не оказалось.
Эта Греческая комната стала второй по счёту. Первая же, по проекту Андрея Штакеншнейдера, появилась за двадцать лет до того, в 1836 г, и находилась в другом месте — на втором этаже западного крыла дворца, вот тут:
Интерьер первоначальной Греческой комнаты изображён на следующем рисунке И.А. Гоха, выполненном более тщательно, и посему, зафиксировавшем множество мельчайших деталей (для желающих посмотреть в хорошем разрешении могу выслать скан по запросу):
В то время к Греческой комнате примыкала ещё и Рафаэлева галерея, также авторства А. Штакеншнейдера, изображений которой, к великому сожалению, найти не удалось.
При перестройке дворца в 1856-1859-х гг в этих помещениях второго этажа разместился будуар и опочивальня великой княгини Александры Петровны (на первом этаже под ними – личные комнаты великого князя Николая Николаевича), а Греческую комнату перенесли в западную галерею.
Интерьеры других залов дворца были оформлены в ином роде – сохранились чертежи Боссе с проектами отделки. Первый этаж центрального корпуса, Приёмный зал:
Кабинет и Библиотека великого князя, расположенные в восточном крыле:
Двусветный Танцевальный зал, располагался на втором этаже центрального корпуса:
Следующий чертёж – поперечный разрез центральной части здания на уровне второго этажа (справа – юг, слева – север). При реконструкции центрального корпуса дворца, Боссе капитально перелицевал южный фасад, добавив дополнительный объем двум нижним этажам – фактически сдвинув фасад к югу на полдюжины метров, благо это позволяли сделать внушительные размеры круглых боковых ризалитов, оставшихся в наследство от эпохи раннего классицизма. В результате на первом этаже появился вестибюль, а на втором – Цветочная галерея.
Также на чертеже хорошо различима конструкция смещённых друг относительно друга овальных окон, речь о которых шла в первой части публикации: внешние проёмы расположены выше, чем внутренние.
Двери, камин Танцевального зала:
Большинство интерьеров сгорело в 1943 году, оставшаяся малая толика, уцелевшая в центральном корпусе здания, частично восстановлена в 1970-х гг.
Немного лирики, чтобы чуток отдохнуть от потока информации. Знаете, как отличить в толпе зевак, глазеющих на памятник архитектуры, истинного петербуржца от представителей других регионов? Истинный петербуржец всегда обратит внимание на мансарды – это у него в крови. Гаральд наш уважаемый Боссе и тут предоставил нам такую радость – надстроив мансардный этаж над боковыми корпусами дворца (за исключением галерей) и оградив его деревянными балюстрадами. Мансарды предназначались для проживания прислуги.
Деревянным также был (и есть) чудесный восьмигранный бельведер на крыше – несчастный, с выбитыми балясинами. Можно только догадываться, какие окрестные панорамы открываются из его окон, и, мечтательно вздыхая, облизываться. Под ним в стене выглядывает макушка полукруглого окна, может, там типа лесенка, ведущая наверх – как-то туда люди выходили.
В 1891 году, после смерти в. кн. Николая Николаевича, Знаменская мыза перешла в собственность его сына, Петра Николаевича. Никаких перестроек во дворце ни до, ни после, не производилось — вплоть до 1917 года дворец сохранялся в том виде, в котором его оставил после себя Г. Э. Боссе:
Разумеется, после большевистского переворота, в ходе национализации часть имуществабыла украдена
пропала бесследно, часть поступила в музейные коллекции (след. фото — северный фасад, конец XIX-начало XX в):
След фото – 1931 г, разбитые чаши фонтанов северной террасы:
В здании, как уже упоминалось, в первое время разместился детский дом, школа (а может, это было по сути одно и то же, только в разные годы под разными вывесками), а территорию парка отдали совхозу.
В 1935 году Знаменская дача поступила в распоряжение Ленинградского сельхозинститута – в бывших дворцовых покоях студенты слушали лекции, в необарочных царских конюшнях хранили выращенный урожай.
Катастрофа 1941-1943 гг прошлась по Петербургу и его пригородам страшным катком, последствия которого устранялись на протяжении нескольких последующих десятилетий.
В Знаменском дворце в годы немецкой оккупации разместился военный госпиталь, а перед его южным фасадом устроено немецкое кладбище.
После войны из Германии сюда приезжали родственники погибших военнослужащих, чтобы забрать на родину останки своих предков.
А в 1970-х гг, в ходе благоустройства окружающей территории, сюда грузовиками привозилась земля, чтобы заровнять площадку перед дворцом.
Немцы не взрывали дворец накануне отступления зимой 1943-1944 г.
Он был разрушен огнём советской артиллерии, в результате обстрелов в здании вспыхнул пожар, сгорела уникальная отделка, так с тех пор и не восстановленная.
После ухода фашистов все памятники Петергофа представляли собой страшное зрелище. Приоритетным направлением реставрации был избран Большой Петергофский Дворец и каскад его фонтанов – не до Знаменки тогда было.
Кое-какие ремонтные работы в Знаменском дворце, разумеется, проводились, но, вероятнее всего, лишь для того, чтобы здание можно было хоть как-то приспособить для использования – в послевоенные годы каждый уцелевший квадратный метр жилья имел огромную ценность.
А в после-блокадном Ленинграде и каждый квадратный метр земли, ибо на нём можно было вырастить еду — овощи и зелень. В 1945-1968 гг в зданиях полуразрушенной Знаменской усадьбы разместилась птицефабрика Министерства мясной и молочной промышленности, второй этаж уцелевшего в войну Конюшенного двора использовался под жильё. Не исключено, что какое-то время дворец простоял без крыши, тем самым усугубляя состояние чудом сохранившихся после пожара фрагментов лепного декора интерьеров.
11 января 1968 года распоряжением Исполкома Ленгорсовета усадьбу “Знаменка” передали ”Главленавтотрансу” для организации на её территории подведомственной базы отдыха.
Реставраторами СНРПМ под руководством Михаила Михайловича Плотникова в том же году был подготовлен проект реставрации зданий усадьбы и воссоздания парковой зоны, а в 1969 году начались работы, завершённые в 1974 году. Во дворце была осуществлена перепланировка помещений с учётом его использования под пансионат. Ни каминов, ни паркета, ни дверей, ни интерьеров Греческой (и прочих) комнат восстанавливать не стали. Исторических декор частично сохранился в центральной части здания — видимо, благодаря толстым стенам XVIII века — лепнина в падугах, простенках, откосах оконных проёмов, арки с кариатидами в Танцевальном зале.
Разрушенные фонтаны, похоже, тоже восстановили – во всяком случае, чаши с трубами существуют до сих пор, но, увы, я нигде не нашла упоминания о том, что они действительно функционировали после войны.
Во дворце размещались отдыхающие – по данным на конец 2009 года пансионат был рассчитан на 168 человек, в интернете можно даже найти ссылки с расценками на услуги. Номера разного уровня комфортности, 1,2,3,4,5-местные, на третьем этаже без душа, ТВ и ковролина – это, видимо, те самые мансарды для царской прислуги. Возможно, именно для этих мансардных проживающих перед их окнами заботливо вынуты балясины.
С начала 2010 года пансионат прекратил свою деятельность, а Знаменская усадьба передана в Управделами Президента РФ. Была мысль передать дворец Кадетскому корпусу – но до того неплохо бы его подремонтировать, ибо с 1970-х гг много воды утекло, в прямом смысле, на фасадах это хорошо заметно.
Сейчас Знаменский дворец под серьёзной охраной и присмотром, с функционирующим отоплением и всеми исправными коммуникациями, территория усадьбы ухожена, хоть сейчас заезжай – но пока тишина.
Зато есть возможность погулять вокруг, по прекрасному, безопасному и безлюдному парку, восхищаясь роскошным творением гениального Гаральда Юлиуса Боссе.
P.S. Список первоисточников:
Литература:
М.И.Пыляев ”Забытое прошлое окрестностей Петербурга” 1889 г.
А. Гейрот ”Описание Петергофа” 1868 г.
А.Л. Пунин ”Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века”, том I, 2009 г.
Бестселлер Веры Иосифовны Андреевой ”Гаральд Боссе. Архитектурное и графическое наследие. К 200-летию со дня рождения” 2012 г.
С.Б. Горбатенко ”Петергофская дорога”, 2001 г.
Альбом-каталог “Книжные знаки библиотек императорского дома Романовых”, 2008 г.
Сборники статей на интернет-ресурсах Петергофского и Царскосельского музеев-заповедников:
tzar.ru/sites/default/files/2019-11/XXV_
peterhofmuseum.ru/assets/files/20180926/4
Распоряжение об утверждении предмета охраны ОКН федерального значения ”Дворцово-парковый ансамбль ”Знаменской дачи (Знаменка)” — на сайте КГИОП СПб.
Сайт пансионата ”Знаменка”: asirius-piter.ru/pansionat-usadba-znamen
Архивные фото и художественные репродукции с сайтов:
goskatalog.ru, collections.hermitage.ru, pastvu.com.
Экскурсия «Дворец великого князя Николая Николаевича (Дворец Труда)» в Санкт-Петербурге
Экскурсия «Дворец великого князя Николая Николаевича (Дворец Труда)» в Санкт-ПетербургеФото: excurspb.ru
Фото: excurspb.ru
Фото: excurspb. ru
Фото: excurspb.ru
Фото: excurspb.ru
Проект дворца был создан специально для сына Николая I знаменитым архитектором Штакеншнейдером. Именно ему здание обязано своими удивительными интерьерами и фасадами, выполненными в различных архитектурных стилях. Хотя внешний вид дворца не раз претерпевал изменения в зависимости от веяний моды и вкусов нового владельца, его убранство по сей день поражает посетителей и радует глаз.
Участники экскурсии пройдут по роскошным залам дворца, часть которых сохранилась в первозданном виде, и парадной мраморной лестнице. Гид расскажет много интересных фактов из истории дворца и жизни его хозяев.
Продолжительность программы — 2,5-3 часа.
По промокоду KudaGo на экскурсию предоставляется скидка 10% (промокод можно ввести в поле для комментариев при бронировании на сайте организатора или назвать его менеджеру при бронировании по телефону).
Количество мест ограничено, уточняйте наличие мест и записывайтесь заранее.
Чтобы узнать подробности, нажмите кнопку «Записаться на экскурсию».
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Когда было?
6 ноября 2021 | 13:00 |
23 февраля 2022 | 13:00 |
8 марта 2022 | 11:00 |
Дополнительная информация
Вид экскурсии
- Пешеходные
- Тематические
Цена
от 1600 до 1650
Сайт
excurspb. ru/inter/palace/nikolaevskiy
Возрастное ограничение
12+
Выберите рассылку:
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.
Подписка оформлена
Спасибо!
Великий князь Николай Николаевич
Великий князь Николай Николаевич (Романов) (1856-1929)
Великий князь Николай Николаевич (Романов)
Источник
Великий князь родился 6 ноября 1856 г. в семье адъютантов Генерал Великий Князь Николай Николаевич (Старший) и Великая Княгиня Александра Павловна Ольденбургская. В 1870 году Николай Николаевич (Младший) начал обучение в Николаевском инженерном училище. В 1873–1876 годах великий князь учился в Николаевской академии Генерального штаба. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов он стал офицером особых поручений при своем отце. В 1885 году произведен в генерал-майоры.
С 1895 по 1905 год он служил генерал-инспектором кавалерии. В 1907 году великий князь женился на Анастасии Николаевне (Стане), дочери черногорского князя Николая Негоша. Стана почти сразу стала играть заметную роль в аристократической жизни Петербурга. С началом Первой мировой войны великий князь был назначен главнокомандующим русскими войсками. 23 августа 1915 года Император Николай II вступил в должность главнокомандующего. Великий князь Николай Николаевич Младший был назначен наместником на Кавказе и главнокомандующим Кавказским фронтом. №
В начале 1917 года Николай Николаевич не поддерживал революцию. Он решил оставить военную деятельность и в 1918 году уехал во дворец Дюльбер в Крыму, принадлежавший его младшему брату Петру Николаевичу. В конце марта 1919 года великий князь Николай Николаевич Младший с семьей покинул Россию на английском линкоре HMS Marlborough.
В изгнании с апреля 1919 года жил в Италии в Генуе в качестве гостя короля Виктора Эммануила III. Вместе с младшим братом Петром Николаевичем и его семьей великий князь Николай Николаевич переехал во Францию в 1922. Романовы жили на вилле Тенар в Антибе. ² Там он жил под фамилией «Борисов». С июля 1923 года семья Николая Николаевича жила в загородном доме в Валь-де-Марн, в замке Шуаньи. 16 ноября 1924 года руководство Российским общевоинским союзом (РОВС) принял на себя великий князь Николай Николаевич. Он не получил реальной власти в организации; однако он пользовался уважением среди офицерского корпуса и генералов. Генерал Петр Краснов часто бывал у князя. В 1926 барон Петр Николаевич Врангель в личной переписке докладывал о конфликтах внутри РОВС с участием Николая Николаевича и генерала Кутепова. ³ Вообще Николай Николаевич был скорее почетным председателем РОВС, чем его реальным руководителем. Великий князь скончался на своей вилле Тенар в Антибах 5 января 1929 года. «Великий князь Николай Николаевич-младший и эпоха упущенных возможностей (биографический подход)». Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 1(74) (2017). https://cyberleninka.ru/article/n/velikii-knyaz-nikolai-nikolaevich-mladshii-i-epoha-upuschennyh-vozmozhnostey-biograficheskiy-podhod.
[2] Данилов Юрий. Великий князь Николай Николаевич. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017.
[3] Серегин Андрей. «Борьба за руководство в российской военной эмиграции в Европе в 1920-х годах. Анализ историографии. МНИЖ, нет. 1-4(43) (2016). https://cyberleninka.ru/article/n/borba-za-rukovodstvo-v-rossiyskoy-voennoy-emigratsii-v-evrope-v-1920-h-godah-analiz-istoriografii.
[4] Государственное управление России в портретах. Великий князь Николай Николаевич Младший. Государственное управление России в портретах (блог), 2017. http://deduhova.ru/statesman/nikolaj-nikolaevich-mladshij/.
Сделано на
Тильда
Изображения Николаевского дворца (Николаевский дворец) Андрея Штакеншнейдера.
Изображения Николаевского дворца (Николаевского дворца) Андрея Штакеншнейдера. Андрей Штакеншнейдер1853-61
Андрей Штакеншнейдер (имя пишется по-разному)Брумфилд говорит об этом архитекторе: «Хотя постнеоклассическая эпоха стала свидетелем вытеснения имперского дизайна в архитектуре эклектизмом, направляемым другими экономическими и социальными силами, правление Николая также положило начало последняя крупная фаза дворцового строительства в Петербурге.Архитектору, руководившему предприятием, Андрею Штакеншнейдеру не хватило гения великих имперских зодчих прошлого века, но он умело использовал возможности эклектики, чтобы создать смесь неоренессанса и необарокко» (406). На сайте представлены два его дворца в Санкт-Петербурге: Николаевский дворец и Мариинский дворец.Этот дворец был построен для великого князя Николая Николаевича, брата Александра II. Как и его Мариинский дворец, он имеет широкую горизонтальность, подчеркнутую четко очерченными нишами. Он также имеет центральное входное крыльцо и выступающие боковые павильоны. Однако его горизонтальность еще более выражена, поскольку регистры очерчены карнизами и горизонтальными членениями. Он кажется более изящным, чем Мариинский дворец, отчасти потому, что в нем больше декоративных деталей и используется цвет наряду с резными деталями (или лепниной?). Этот дворец расположен в сквере у моста, соединяющего Адмиралтейский двор с Васильевским островом. | ||
> | ||
./../../repeats/spacer5.gif»/> | ||
Первый этаж/подвал? подъезд | ||
Один из торцевых павильоновТри этажа разграничены искусными карнизами на поверхности стен, и фортепианный нобиле/белетаж подчеркивается этими карнизами, его большими размерами, искусными окнами и искусной лепниной как над, так и под арочными окнами. Акцент на этом важном этаже на экстерьере характерен для дворцов эпохи Возрождения. | ||
Балкон второго этажа на фортепиано nobile/bel etage |
Перейдите на страницу 2.
Работы, с которыми консультировались или цитировали:
Уильям Крафт Брумфилд. История русской архитектуры . Сиэтл: Вашингтонский университет, 2004.
Джордж Херд Гамильтон. Искусство и архитектура России . Нью-Хейвен: Йельский университет, 1983.
Швидковский, Дмитрий. Санкт-Петербург: царская архитектура . Лондон: Abbeville P, 1996. С потрясающими фотографиями Александра Орлоффа.
Нажмите здесь, чтобы вернуться к указателю исторических памятников искусства.
Щелкните здесь, чтобы вернуться к каталогу художников и архитекторов.
Щелкните здесь, чтобы вернуться к хронологическому указателю.
Щелкните здесь, чтобы открыть домашнюю страницу Блаффтонского университета.
ВЫРАВНИВАНИЕ>© Мэри Энн Салливан, 2017 г. Я сфотографировал (на месте), отсканировал и обработал все изображения на этих страницах. Пожалуйста, не стесняйтесь использовать их в личных или образовательных целях. Они не доступны для коммерческих целей.