Дворец барокко: Наследие архитектуры Барокко — сохранившиеся здания
Наследие архитектуры Барокко — сохранившиеся здания
Наличие строго обозначенного единого ансамбля, красивые павильоны и сад как обязательный атрибут величественного архитектурного строения – у стиля барокко много неповторимых черт. Не случайно здания, построенные в этом стиле, считаются одними из самых роскошных и величественных в мире. Этот стиль зародился в эпоху Возрождения, значительная часть известных барочных зданий была построена в первой половине 18 столетия. Среди них шикарные королевские дворцы, соборы и монастыри, театры и особняки, которые не перестают удивлять своей роскошью и тонкостью стиля.
В Санкт-Петербурге сохранилось немало прекрасных императорских дворцов, одним из самых красивых и значимых считается Аничков дворец. Он является самым старым зданием на Невском проспекте и находится рядом с другой выдающейся достопримечательностью – Аничковым мостом. Этот дворец начали строить по распоряжению императрицы Елизаветы в 1741 году, проект здания составлял известный архитектор Михаил Земцов.
За историю существования этот дворец неоднократно менял именитых владельцев, императрица Елизавета подарила его Алексею Разумовскому, а позднее дворец выкупила императрица Екатерина II. В конце 18 столетия началась первая реконструкция здания, во время которой были утрачены многие уникальные элементы отделки. Царской резиденцией барочный Аничков дворец оставался вплоть до революции, а в послереволюционный период в нем был открыт музей. В годы Второй мировой войны в роскошном историческом здании работал хирургический стационар, а после в нем был открыт Дворец пионеров.
Сейчас в прекрасном барочном здании располагается Дворец творчества, он является одним из самых значимых культурных центров Санкт-Петербурга. Значительную часть здания занимает музей, а еще здесь находится библиотека и небольшой театр, в котором регулярно проходят детские спектакли. По дворцу проводят увлекательные экскурсии, во время которых можно полюбоваться сохранившимися элементами старой отделки, а еще увидеть старинные произведения искусства.
Использование этого авторского материала сайта приветствуется. Ссылка на www.orangesmile.com — обязательна.
Базилика Санта-Кроче, Италия
Базилика Санта-Кроче, Италия
Описание
Выдающимся памятником в стиле барокко является базилика Санта-Кроче, расположенная во Флоренции. Она является самой большой в мире францисканской церковью, базилика привлекает не только своим уникальным архитектурным стилем, но и особенным внутренним оформлением. В ней сохранились старинные фрески Джотто, а еще на территории церкви находятся гробницы величайших людей Италии. Строительство церкви началось в 1294 году и было полностью завершено лишь в 1385 году. Открыть полностью
Королевский дворец Мадрида, Испания
Королевский дворец Мадрида, Испания
Описание
В Мадриде находится прекрасный Королевский дворец, который тоже является ярким архитектурным памятником в стиле барокко. В эпоху средневековья на месте этого дворца располагалась мавританская крепость, в 1734 году она была полностью разрушена во время пожара. Король Филипп V велел построить на ее месте большой дворец, он очень хотел, чтобы его новая резиденция по уровню роскоши не уступала Версалю. Открыть полностью
Замок Ховард, Великобритания
Замок Ховард, Великобритания
Описание
Расположенный в Йорке прекрасный замок Ховард является родовым поместьем аристократической семьи Ховардов, этот замок был построен на рубеже 17 – 18 веков по распоряжению графа Карлайла. Полностью строительство замка было завершено в 1712 году, до настоящего времени он считается самым роскошным зданием в стиле барокко на территории Великобритании. Дворец составляет единый комплекс с окружающим его обширным парком во французском стиле, недалеко от дворцово-паркового комплекса находится очень красивый дендрарий. Открыть полностью
Церковь Святого Спаса, Польша
Церковь Святого Спаса, Польша
Описание
Дворец Долмабахче, Турция
Дворец Долмабахче, Турция
Описание
В Стамбуле находится дворец османских султанов Долмабахче, он расположен в невероятно красивом районе, на берегу Босфора.
Церковь Карлскирхе, Австрия
Церковь Карлскирхе, Австрия
Описание
В южном районе Вены находится католическая церковь Карлскирхе, она является одним из лучших в мире образцов венского барокко. Главной особенностью церкви является огромный купол, выкрашенный в бирюзовый цвет, а обрамляют его две высокие колонны. Высота этой величественной церкви составляет 72 метра, ее строительство началось в 1716 году по распоряжению императора Карла VI.
Королевский театр, Великобритания
Королевский театр, Великобритания
Описание
Королевский театр, расположенный в Глазго, сейчас является одним из самых красивых и знаменитых театров Шотландии. Его прекрасное здание в стиле барокко было построено в 1904 году, автором его проекта стал известный архитектор Фрэнк Мэтч. В 1999 году завершилась масштабная реконструкция здания, в ходе которой театру удалось сохранить ряд первозданных элементов оформления и свой неповторимый внешний облик. Открыть полностью
Национальный дворец Мафра, Португалия
Национальный дворец Мафра, Португалия
Описание
Дворец Мафра является не просто очередной архитектурной достопримечательностью в стиле барокко, это самый большой и красивый королевский дворец в Португалии.
Театр оперы и балета Одессы, Украина
Театр оперы и балета Одессы, Украина
Описание
Одесский национальный академический театр оперы и балета является самым старым театром в городе, его первое здание было построено еще в 1810 году. Оно полностью разрушилось из-за пожара в 1873 году, поэтому здание театра, которое можно увидеть сегодня, относится к концу 19 века. Здание театра выстроено в сложном и редком архитектурном стиле нового венского барокко, а его зрительный зал и другие внутренние помещения декорированы в стиле французского рококо.
Дворец Беневентано дель Боско, Италия
Дворец Беневентано дель Боско, Италия
Описание
Дворец Беневентано дель Боско является одной из самых красивых архитектурных достопримечательностей Сицилии. Он был построен еще в эпоху средневековья для семьи Ареццо, за долгие годы существования он неоднократно перестраивался и свой нынешний облик приобрел уже в конце 18 столетия. Этот прекрасный дворец является ярким образцом сицилийского барокко, его последняя крупная реконструкция состоялась в годы, когда дворец принадлежал барону Гульельмо Беневентано. Открыть полностью
Королевский оперный театр, Индия
Королевский оперный театр, Индия
Описание
Королевский оперный театр Мумбаи является самым старым из сохранившихся оперных театров Индии. Его строительство началось в 1909 году, а в 1911 году состоялось официальное открытие театра. Спустя четыре года после открытия в театре продолжались отделочные работы, сейчас прекрасный архитектурный памятник принято рассматривать как единый комплекс с окружающей его площадью. Открыть полностью
Кафедральный собор Св. Андрея, Россия
Кафедральный собор Св. Андрея, Россия
Описание
Базилика Санта Мария Маджоре, Италия
Базилика Санта Мария Маджоре, Италия
Описание
Прекрасная базилика Санта Мария Маджоре является достопримечательностью мирового значения. Она является одной из главных базилик Рима, история этой церкви берет начало в 352 году. Согласно красивой легенде, папе Либерию во сне явилась Дева Мария. Она повелела построить красивую церковь в том месте, в котором на следующий день выпадет снег. Несмотря на то, что в это время был август, на следующее утро в месте, где теперь располагается базилика, действительно лежал снег, работы по возведению церкви начались в тот же день. Открыть полностью
Аббатство Кэлк, Великобритания
Аббатство Кэлк, Великобритания
Описание
Очень интересная история и у аббатства Кэлк, оно представляет собой сохранившееся здание старого августинского монастыря, который был основан еще в 12 веке. Впоследствии монастырь был распущен по распоряжению Генриха VIII, в начале 18 века здание было практически полностью перестроено, после чего и приобрело неповторимые черты в стиле барокко. На протяжении последних 300 лет старинный особняк принадлежал семье Гарпуров, а в 1985 году последний из его владельцев умер, после чего особняк перешел во владение государства и был открыт для публики. Открыть полностью
что это, особенности стиля, примеры, фото
Барокко впечатляет театральностью декора, яркими красками, обилием позолоты. Рассказываем, как появился этот стиль и какие формы принял в разных странах
- Что такое барокко
- Особенности
- Примеры
- Европейское барокко
- Барокко в Италии
- Барокко в России
Что такое барокко в архитектуре
adv.rbc.ru
Барокко появилось в Италии в конце XVI века и просуществовало в некоторых регионах, например в Германии и колониальной Южной Америке, до XVIII столетия. В этот период католическая церковь начала открыто и эмоционально обращаться к верующим через искусство и архитектуру. Одним из наиболее важных и масштабных способов влияния на общество было создание грандиозных церквей и соборов.
Фото: Giovanni Battista Gaulli/wikipedia.org
Экстравагантный стиль католического барокко сильно контрастировал со строгостью и скромностью протестантских церквей. Он быстро распространился из центральной Италии во Францию, на Пиренейский полуостров и Австрию.
В первую очередь, барокко характеризует роскошь: богатые украшения, позолота, витые колонны, обилие скульптур и декоративных мотивов. Вскоре этот стиль перешел из церковного строительства в светскую жизнь. Сегодня он признан одним из основных архитектурных стилей в Европе.
Фото: Антон Алегавіч Макоўскі/wikipedia.org
Елизавета Лихачева, искусствовед, директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева:
«Барокко делится на национальные подразделения — русское, немецкое, английское, французское, итальянское, испанское, австрийское. В каждой стране барокко получает свое воплощение, но есть и общая черта — это всегда архитектура пышная, как правило со сложными планами. В то же время с очень разными подходами. Мы никогда не спутаем итальянское барокко с английским, а испанское с немецким. Также это изобилие архитектурного декора, полихромия. Как правило, барокко цветное, но если посмотреть на ранние образцы, то внешний вид здания может быть и монохромным. Это театральная архитектура: в ней тщательно выстраивается система восприятия сооружения зрителем. Весь декор, а его действительно много, и полихромия, и золото, если оно используется, направлен на то, чтобы произвести впечатление».
Особенности барокко в архитектуре
Сложные формы, контрастность в освещении, яркие цвета и иллюзорные, броско окрашенные потолки — здание в стиле барокко сложно не заметить среди других. Создавая здания в этом стиле, архитекторы уделяли пристальное внимание свету и выбирали отделку в зависимости от того, как он будет отражаться. С помощью таких приемов мастера подчеркивали контрастность и драматизм, создавали игру светотени в помещении.
Фото: shutterstock
Два наиболее популярных типа сооружений в эпоху расцвета барокко — церкви и дворцы. Это могли быть соборы и монастыри, а также городские и загородные особняки, королевские резиденции. Также в стиле барокко предполагалось строить и целые города по определенным схемам, с садами и парками вокруг важных зданий.
Основными формами архитектуры эпохи Возрождения были квадрат, круг и греческий крест. Барокко же основывался на эллипсах, овалах или других сложных геометрических фигурах.
Фото: shutterstock
Изгибы стен были еще одной характеристикой стиля. Они не только соответствовали концепции здания как единого целого, но и привнесли иллюзию движения в архитектуре, которая считается статичным искусством.
Основные черты барокко:
- Сложные декоративные приемы. Замысловатые украшения, повторяющиеся мотивы в интерьере и экстерьере зданий;
- Позолоченные скульптуры. Они использовались как внутри сооружений, так и снаружи. Статуи были сделаны из гипса или мрамора и отличались высокой контрастностью цветов и фактур;
- Много деталей и элементов.
Изогнутые стены, расписные и сводчатые потолки, колонны, скульптуры, арки, ниши. Многие из этих элементов создают ощущение движения, динамизма;
- Незавершенность. Неполные, фрагментированные элементы декора;
- Двухскатная мансардная крыша. Этот кровельный элемент является ключевой особенностью архитектуры французского барокко и встречается во многих замках, загородных особняках;
- Освещение. Использование игры света и тени внутри здания;
- Цвет. Сочные краски, ярко расписанные потолки, иллюзорные эффекты (тромплей: изображение-иллюзия, которое выполнено настолько реалистично, что его можно принять за действительность), масштабные фрески;
- Эклектика. Игнорирование границы между различными формами искусства и смешение архитектуры, живописи, скульптуры.
Примеры барокко в архитектуре
Главными представителями барокко в Италии были Джованни Лоренцо Бернини, Карло Мадерно, Франческо Борромини и Гуарино Гуарини. В Центральной Европе стиль особенно ярко проявился в работе Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха, а в Великобритании — в произведениях Кристофера Рена.
Стиль широко представлен и в Австрии. В XVII и XVIII веках империя Габсбургов находилась на пике политического могущества, Австрия была одной из самых влиятельных стран во всей Европе. С властью пришло богатство, и в то время там возводились здания в роскошно украшенном стиле барокко.
Некоторые из образцов архитектуры в стиле барокко в Вене — церковь Святого Карла, дворцы Шенбрунн и Бельведер. Самым ярким примером является Карлскирхе: церковь спроектировал австрийский архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. Она наиболее известна своим эллипсоидным куполом и двумя боковыми извилистыми колоннами. На них изображены сцены из жизни Карла Борромео, которому она посвящена.
Церковь Святого Карла в Вене
(Фото: Bwag/wikipedia. org)
Примером испанского барокко можно считать кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела. На протяжении веков он подвергался нескольким реконструкциям и реставрациям. Фасад стал символом города и поэтому запечатлен на оборотной стороне нескольких испанских монет евро.
Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела (Фото: stephenD/wikipedia.org)
Английские архитекторы начали перенимать стиль барокко в XVII веке. Но большой пожар 1666 года лишил Лондон многих памятников архитектуры и в то же время дал архитекторам, в частности сэру Кристоферу Рену, свободу для использования эстетики барокко при реконструкции города.
Собор Святого Павла (Фото: shutterstock)
В результате здания в этом стиле разбросаны по всему Лондону, и особенно в лондонском Сити. Самый известный из них — собор Святого Павла.
Готика, барокко, модерн: где смотреть лучшие образцы архитектуры в мире
Европейское барокко
Европейское барокко как стиль развивалось под влиянием идеологии контрреформации, которая была сформулирована в середине XVI века. Это переломный век, ряд исследователей-медиевистов считают, что именно тогда закончилось Средневековье и началось новое время. В XV веке завершается эпоха великих географических открытий, и в XVI представления о реальности и мире очень меняются. Все эти сложные процессы не могут не найти свое отражение в архитектуре.
Елизавета Лихачева:
«Европейское барокко очень разнообразно. Стиль выходит из Рима уже во второй половине XVII века и сначала распространяется по северу Италии, потом к началу XVIII проникает на юг. Там это приобретает квази-размеры, потому что на на памятниках южного барокко (не только итальянского, но и южно-испанского, например) нет свободного места. Например, фасад собора Св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела отлично подходит, чтобы понять, как себе представляют барокко южные люди с не очень хорошо развитой визуальной культурой. Фактически это полное отсутствие стены как таковой, все место занимает сплошной декор. Но чем северней, тем более разумно используются и украшения, и система оформления.
Фото: shutterstock
Французское барокко должно восприниматься в контексте сочетания с классицизмом. Самый яркий пример такого подхода — Версаль Франсуа Мансара. Он создает классические фасады большого версальского дворца с барочными заимствованиями и с абсолютно барочным пространством внутри — зеркальной галереей. С его игрой света, зеркалами, с определенными приемами, позволяющими раздвинуть стены.
Версаль (Фото: ToucanWings/wikipedia.org)
Есть также чудесная разновидность, которая вызывает иронию у историков искусства — немецкое барокко. Оно тоже неоднородно. Баварский, южно-немецкий вариант прекрасно отражают черты стиля. А вот северный, особенно прусский — это барокко, доведенное почти до такого же абсурда, как в Испании. Только с той разницей, что на севере Германии его еще обильно покрывали золотом. Это производит неоднозначное впечатление, как, например, чайный павильон в Сан Суси.
Чайный павильон в Сан Суси (Фото: Kurt Kaiser/wikipedia.org)
В Англии барокко не получило столь широкого распространения, как в Европе. Это были какие-то общие влияния — прежде всего, планировочных решений, например, овальная площадь. Королевский полумесяц в Бате явно восходит по своей идее к площади собора Св. Петра. Только в Риме это главная площадь христианского мира, а в Англии — жилой комплекс для курортников. Она больше тяготеет к классическим формам и как раз XVIII век, период европейского барокко, в Англии распространяется палладианство как извод главных достижений классицизма.
Классицизм взял из барокко одну очень важную вещь — английский пейзажный парк. Он выглядит как дикорастущий лес, а на самом деле полностью придуман, и люди ходят по этому парку туда, куда запланировал архитектор. Вершина соединения классицистических принципов и барокко — палладианское поместье: здание в стиле классицизма в окружении абсолютно барочного пространства пейзажного парка».
Барокко в Италии
В начале XVII века римская церковь начала воздействовать на прихожан через искусство, стремясь ошеломить, заинтересовать тем, что внутри храма. Вход в церковь в стиле барокко, где сочетались визуальное пространство, музыка и церемония, был мощным средством привлечь внимание. Чем больше и красивее пространство, тем больше людей хотело туда попасть. Сложная геометрия, изогнутые и замысловатые лестницы и крупномасштабные скульптурные украшения создавали ощущение таинственности.
Площадь Святого Петра
(Фото: Diliff/wikipedia. org)
Самый известный пример итальянского церковного барокко — трапециевидная площадь Святого Петра в Риме, признанная шедевром архитектуры. Она разделена на две части, спроектированные Джаном Лоренцо Бернини в колоссальном масштабе, чтобы соответствовать пространству и вызывать трепет.
Церковь Сан-Карло алле Кватро Фонтане (Фото: shutterstock)
Главным соперником Бернини был Франческо Борромини. Признанный революционер в архитектуре, Борромини решил основывать свои проекты на сложных геометрических фигурах — модулях. Архитектурное пространство Борромини, кажется, расширяется и сжимается, когда это необходимо, демонстрируя некоторое сходство с поздним стилем Микеланджело. Его культовым шедевром считается церковь Сан-Карло алле Кватро Фонтане.
Церковь Сан-Карло алле Кватро Фонтане (Фото: shutterstock)
Елизавета Лихачева:
«Одним из первых памятников предбарочного периода можно назвать церковь Иль Джезу, которую начали строить по проекту Джакомо да Виньола, а закончил ее Джакомо Делла Порта. Она стала главной церковью иезуитского ордена и, по большому счету, формальной декларацией стиля — его пышности, излишней декоративности. Также барочным архитектором считается Карло Мадерна — один из главных архитекторов Рима и собора Святого Петра на рубеже XVI—XVII вв. У него в подмастерьях — два главных «крестных отца», создателя стиля барокко в Италии: Франческо Борромини и Джованни Лоренцо Бернини. Считается, что они друг друга терпеть не могли, завидовали и воровали идеи. Но, на мой взгляд, это не так. Они скорее обогащали проекты. В их соперничестве и родилось настоящее римское барокко».
Барокко в России
Лучший город для знакомства со стилем — Санкт-Петербург. Архитектуру той эпохи часто называют петровским барокко. Оно приобрело популярность в начале XVIII века, когда Петр I пригласил известных архитекторов Европы в Россию, чтобы превратить Петербург в европейскую столицу.
Екатерининский дворец
(Фото: Aleks G/wikipedia. org)
После смерти Петра I барокко в Санкт-Петербурге было представлено знаменитым итальянским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, среди работ которого Зимний дворец и Екатерининский дворец.
Елизавета Лихачева:
«Отличие от Европы не в архитектурной форме, а в системе декора. Россия, вопреки всеобщему заблуждению, достаточно четко реагировала на европейскую моду. Уже в начале XVI века в русской архитектуре была тенденция к маньеризму (переходный стиль между Возрождением и барокко). Самый знаменитый памятник, построенный под его влиянием — Храм Василия Блаженного. После Смуты в начале XVII в. распространение европейского барокко в России усиливается и возникает направление, которое получит название «русское узорочье».
В конце XVII века, в преддверие петровских реформ, возникает более рассудочный стиль, известный как нарышкинское барокко. И как один из его изводов — строгановское барокко. Они связаны с семьями Нарышкиных и Строгановых. Самый известный памятник нарышкинского барокко — церковь Покрова в Филях.
Церковь Покрова в Филях (Фото: Ludvig14/wikipedia.org)
Настоящее барокко приходит в Россию с Петром I, он привозит его из Франции. Именно как барочный город проектируется первоначально Санкт-Петербург, но впоследствии он будет перепланирован. И последний всплеск интереса к этому стилю — елизаветинское барокко. Смольный монастырь и Екатерининский дворец строил итальянец Растрелли. С приходом Екатерины II мода меняется, барокко уходит, на его место приходит классицизм. Елизаветинское барокко в Москве оставило не так много памятников, но в раннем классицизме можно увидеть влияние барочного стиля. В постройках В. Баженова, в его проекте Кремлевского дворца, в доме Пашкова прослеживается барочная структура.
На выходе для русского барокко на первых этапах свойственна неосознанность, мастера размещали на фасадах все подряд, не особо задумываясь о смысле того, что они делают. А вот уже во второй половине XVII в. с появлением Нарышкиных и Строгановых использование барочных элементов становится более логичным, и окончательно оно осмысляется в первой половине XVIII в. Русский барочный стиль — более самобытный, чем немецкий или французский».
Внутри дворца в стиле барокко · V&A
В середине 17 века начался 100-летний всплеск дворцового строительства, не имеющий себе равных ни до, ни после. По всей Европе, от России до Португалии, монархи и другие важные правители строили или ремонтировали дворцы как свои главные центры власти, в то время как более мелкие правители и дворяне подражали им своими большими домами. Эти творения в стиле барокко с их, казалось бы, бесконечными последовательностями впечатляющих комнат и обширных регулярных садов установили план того, каким должен быть дворец.
Самым известным и влиятельным из всех дворцов был Шато-де-Версаль недалеко от Парижа, Франция. Его огромные здания и их ландшафт были спроектированы так, чтобы прославлять короля Людовика XIV (годы правления 1643–1715) и вмещать пышность и церемонии, которые вращались вокруг него. Правители по всей Европе обратили на это внимание и вскоре начали подражать Версалю и другим французским королевским дворцам, сначала в Северной Европе и Скандинавии, а затем, после 1700 года, в Центральной, Восточной и Южной Европе.
Многие дворцы в стиле барокко включали в себя такие особенности, как парадные лестницы и тщательно систематизированное расположение комнат, которые символизировали и укрепляли силовые структуры. Однако больше всего их объединяло общее богатство и изобилие. В их декоре использовались роскошные материалы и изысканное мастерство, как видно на гобелене из нашей коллекции. Из серии, представляющей королевские резиденции Людовика XIV, передний план демонстрирует роскошь придворной жизни с выставкой текстиля и других драгоценных предметов.
Венсен или Июль, Шарль Лебрен из мастерских гобеленов, 1670–1700, Франция. Музей №. Т.371-1977. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонЛестницы
Дворцовые лестницы в стиле барокко также использовались как знаки власти. Сочетая внушительную архитектуру с символическими образами, они должны были произвести огромное впечатление на посетителя. Самым известным примером была Посольская лестница в Версале, спроектированная архитектором Луи Лево и построенная Франсуа д’Орбе и Шарлем Лебреном между 1672 и 1679 годами..
Лестница, богато украшенная мрамором, позолоченной бронзой и росписью, посвящена победе Людовика XIV во франко-голландской войне (1672–1678). Расписные панели можно увидеть на первом этаже: одна из этих панелей сохранилась до наших дней в коллекциях Версаля и дает представление о масштабе и великолепии лестницы. Две панели имитировали гобелены, изображающие военные победы Людовика, а еще две представляли людей со всего мира, которые, казалось, наклонялись и восхищались дворцом, что предполагает, что посетитель должен относиться к этому так же. Бюст короля был расположен в самом центре лестницы, так же как он был в центре придворной жизни.
Масштаб и дизайн Версальской лестницы вдохновили многих других по всей Европе, в том числе во дворцах Казерты в Италии, Вюрцбурга в Германии и Королевского дворца в Стокгольме, Швеция.
Посольская лестница была снесена в 1752 году, чтобы освободить место для новых застроек, поэтому гравюра в нашей коллекции является важным свидетельством величия лестницы.
Галереи
В некоторых из величайших дворцов в стиле барокко галерея была главной комнатой, высшим символом династических, политических и культурных устремлений владельца. Самый известный пример — 9.0013 Galerie des Glaces , или Зеркальный зал, в Версале, построенный в 1684 году. С одной стороны большие окна выходят на сады. Они отражаются на противоположной стене зеркальными нишами одинакового размера – колоссальное и чрезвычайно дорогое новшество.
Стереография Версальского дворца, внутренний вид «Галерии де Глас» (Зеркальный зал), неизвестный мастер, конец 19 века, Франция.
Галереи были многоцелевыми пространствами. Иногда они использовались для демонстрации коллекций произведений искусства. В Версале весь двор собрался в Galerie des Glaces каждый день, чтобы увидеть, как король проходит в часовню. Галерея также может использоваться для проведения дипломатических или церемониальных мероприятий с участием знаменитого серебряного трона Людовика XIV.
Тронные залы и залы для аудиенций
Все дворцы и большие дома были разделены на апартаменты: наборы комнат для конкретных лиц. Самой главной из них была казенная квартира. Поскольку здесь происходило большинство повседневных церемоний придворной жизни, его оформление определялось тщательно контролируемой системой этикета. Смежные комнаты располагались в линию ( en enfilade ), а ранг посетителя определялся тем, как далеко он проходил через комнаты. Большинство квартир начиналось с караульной и заканчивалось парадной опочивальней и каморкой с другими, более личными комнатами, за ними. Между ними были вестибюли, используемые для приема пищи, и комнаты для проведения аудиенций.
Позолоченный стол в нашей коллекции, подобный тем, которыми обставлены апартаменты римских палаццо, свидетельствует о роскоши таких помещений. В дополнение к богатой позолоте, он украшен богатой резьбой с драматическими лиственными завитками и гротескной маской в центре.
Консольный стол, ок. 1700 г., Италия. Музей №. В.35-1977. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонСтоловая во дворце в стиле барокко
Во дворце в стиле барокко правитель торжественно ел в присутствии двора. Прием пищи был подвижным мероприятием, хотя большие трапезы обычно происходили в специальной комнате у входа в квартиру. В Версале Людовик XIV ужинал публично, в своей спальне. Древняя традиция публичных пиршеств продолжалась по особым случаям. Столы часто украшали замысловатые скульптуры, сделанные из свернутого полотна или литого сахара, а буфет был завален огромными серебряными блюдами и сосудами. Каждая деталь провозглашала власть и богатство хозяина.
Развитие концепций вежливости и приличия, а также введение французским двором новых видов еды и обслуживания побудили к изобретению новых форм посуды, таких как супницы, винные холодильники, наборы для приправ и соусники. Личная тарелка, нож, вилка и ложка стали обычным явлением, когда в 1672 году французский дипломат и государственный служащий Антуан де Куртен, автор популярных руководств по этикету для высокопоставленных лиц, рекомендовал их.
Набор из ножа, вилки и ложки, 1670–1675 гг., Англия. Музей №. М.325-1962. © Музей Виктории и Альберта, ЛондонЭти торжественные события и соответствующая им посуда нашли отклик в домах аристократов, что можно увидеть в винном наборе Macclesfield из нашей коллекции. Он состоит из винного фонтана, цистерны и кулера, сделанных для Томаса Паркера, 1-го графа Маклсфилда, и олицетворяет величие и драматизм стиля барокко.
Винный сервиз Macclesfield, Энтони Нельм, 1719-20, Англия.
Кулер поставили на пол, а фонтан и бачок на полки выше. Вода из фонтана использовалась для ополаскивания стаканов, а цистерна, стоящая под краном фонтана, собирала слитую воду. Наконец, винный холодильник, наполненный льдом, использовался для охлаждения белых и красных вин. Набор был разработан для совместного просмотра и создания сильного визуального воздействия. Он стал частью фуршета в новой столовой в доме Маклсфилда в Оксфордшире, замке Ширберн, где были мраморные полки, сделанные специально для демонстрации серебра. Только очень богатые могли позволить себе такое великолепие, и этот набор стоил бы около 1200 фунтов стерлингов — вид великолепия, обычно связанный с официальными посольскими развлечениями.
Спальни
В конце парадных апартаментов находилась опочивальня – самая богато убранная комната барочного дворца. Государственные спальни часто были просто символом королевского присутствия, когда правитель спал в другом месте. В Версале настоящая спальня Людовика XIV была местом проведения сложных придворных церемоний, в том числе ежедневного подъема ( рычаг ) и отхода ко сну ( кушетка ), а также особых общественных мероприятий. Парадная кровать была самым дорогим предметом мебели в здании, и по обычаю, зародившемуся во Франции, она была установлена в виде трона, поднята на платформу или помещена за балюстрадой. Серебряное пожарное оборудование и мягкая мебель, найденные в опочивальне в стиле барокко, были признаком высокого статуса. Для женщин ежедневная церемония туалета побудила к созданию сложных туалетных или перевязочных наборов, снабженных зеркалами, щетками и небольшими горшками и сосудами, часто из серебра. Спальни и мебель во французском стиле были приняты по всей Европе, хотя не все дворы использовали свои спальни во французском стиле.
Шкафы и кладовки: комнаты за опочивальней
Комнаты за спальней были открыты только для избранных. Уровень мебели и роскоши, невиданный снаружи, был упакован во внутреннее святилище небольших комнат, таких как гардеробная и туалет. Эксклюзивность этих комнат и их относительное отсутствие церемониальной функции также сделали их местом для влиятельных инноваций в мебели и внутреннем убранстве. Например, маленькие комнаты (каморки) кабинетов иногда сплошь и дорого украшались стенами из зеркала и лака. Иногда содержащие шкафы на подставках, шкафы также представляли собой виды мебели, которые используются до сих пор, включая столы, мягкие диваны и кресла. Эти небольшие комнаты также естественным образом подходили для демонстрации коллекций драгоценных предметов, а в Центральной Европе фарфоровые комнаты превратились в сверкающие шкатулки с сокровищами, в такой же степени демонстрирующие зеркальные изделия и инкрустацию, как и фарфор.
Наша коллекция включает в себя исключительно изящную версию шкафа на подставке, форма, которая стала главным типом роскошной мебели по всей Европе в 17 веке. Этот шкаф почти наверняка был сделан для дома герцога Орлеанского, брата короля Франции Людовика XIV. Имея высоту всего 126 сантиметров, это один из двух известных французских шкафов того периода, изготовленных в таком небольшом масштабе. Расходы на слоновую кость часто ограничивали его использование деталями декора, что делало щедрое использование материала в этом шкафу уникальным во французском краснодеревщике.
Сады
Хотя не было единого стиля барочного сада, были общие, общие черты. Сады, например, были задуманы с размахом. Как и сами дворцы, они были выражением власти, особенно демонстрацией власти над природой. Le Jardin de Plaisir 1651 года Андре Молле — незаменимый путеводитель по основным чертам садового дизайна в стиле барокко, описывающий ключевые особенности «идеального сада для удовольствий», такого как грандиозный alleé (аллея) вязов или лип, боскеты (искусственные леса) и палисады (живые изгороди). Он также рекомендует, чтобы каждая аллея заканчивалась статуей или фонтаном. Этот узор встречается в важных садах того периода, таких как Версаль, Хет Лоо, в Апелдорне, Нидерланды, и во дворце Казерта Палас в Италии.
Статуя Антонио Коррадини Аполлон, сдирающий кожу с Марсия принадлежит к серии садовых скульптур, созданных для Августа Сильного, короля Польши и курфюрста Саксонии, для его садов в Дрездене. На нем изображен предмет из классической мифологии — бог Аполлон, убивающий и сдирающий кожу с сатира Марсия после победы над ним в музыкальном состязании. Вырезанная в венецианской мастерской Коррадини и экспортированная в Саксонию для размещения во французском саду Голландского дворца в Дрездене, она также демонстрирует интернациональный характер барокко.
Заглавное изображение: Вид на Лестницу послов, Луи де Суруг де Сержи по рисунку Жана Мишеля Шевоте, ок. 1720, Франция. Музей №. Е.93-1901. © Музей Виктории и Альберта, Лондон,
10 прекрасных дворцов в стиле барокко, которые стоит посетить — исторические европейские замки
4 акции
- Поделиться
- Твит
Прекрасный архитектурный стиль, зародившийся в конце 16-го века в Италии, прежде чем распространиться по всей Европе. Архитектура барокко является одним из самых величественных и легко узнаваемых стилей на всем континенте.
Вот 10 самых красивых дворцов в стиле барокко, которые стоит посетить в Европе, каждый из которых несет в себе увлекательную и уникальную историю, а также некоторые из самых изысканных образцов архитектурного гения:
1. Во-ле-Виконт Palace, France
Chateau de Vaux-Le-Vicomte — великолепный французский замок в стиле барокко, расположенный в Менси, примерно в 34 милях к юго-востоку от Парижа. Первоначально дворец был построен между 1658 и 1661 годами для Николя Фуке, маркиза де Белль Иль виконта Мелуна, и Во, который был управляющим финансами Людовика XIV.
Интересный факт, касающийся архитектуры дворца Во-ле-Виконт, заключается в том, что изначально предполагалось, что он будет построен из кирпича и камня, но после середины века средний класс начал использовать этот стиль, поэтому аристократические круги стали использовать исключительно камень, чтобы не оказаться на одном уровне с низшим классом.
Где: Менси, Франция
Когда: 1658 – 1661
2. Версальский дворец, Франция
Возможно, один из самых знаковых и известных дворцов во всем мире, Дворец Вер Сейлз был историческим главная королевская резиденция Франции, начиная с 1682 года при правлении Людовика XIV до начала Французской революции в 1789 году., во время правления Людовика XVI.
Истоки дворца на самом деле восходят к середине 17 го века, когда на этом месте располагался очень простой охотничий домик, а позже небольшой замок со рвом.
Версальский дворец, ставший объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, ежегодно принимает миллионы посетителей, очарованных изысканным очарованием и ошеломляющим количеством истории, которая живет и присутствует во дворце.
Где: Версаль, Франция
Когда: 17 th Век
3. Королевский дворец в Амстердаме, Нидерланды
дворцов по всей стране и имеет богатое, разнообразное и совершенно увлекательное наследие. Он известен как один из трех дворцов в Нидерландах, которые в соответствии с актом парламента находятся в распоряжении монархии.
Первоначально построенный в разгар Золотого века Голландии, который имел место в 17 9 г.0133-й -й век, Королевский дворец был первоначально построен как ратуша, а позже стал королевским дворцом короля Луи-Наполеона, где он развил свой мастерский архитектурный стиль барокко.
Где: Амстердам, Нидерланды
Когда: 1665
4. Людвигсбургский дворец, Германия
В Людвигсбурге в Баден-Вюртемберге Германии находится изысканный барочный дворец шедевр, которым является Людвигсбургский дворец. Этот гигантский комплекс с 452 номерами, который часто называют «Швабским Версалем», состоит из 18 зданий и известен как крупнейшее дворцовое поместье в стране.
Его строительство началось в 1704 году, после того как Эберхард Луи, герцог Вюртембергский, поручил известному архитектору Филиппу Йозефу Йенишу спроектировать и руководить строительством дворца. Сегодня Людвигсбургский дворец является одним из самых популярных и часто посещаемых дворцов во всей стране.
Где: Людвигсбург, Германия
Когда: Начало 18 Век
5. Дворец Мангейм, Германия
Дворец Мангейм в немецком городе Мангейм представляет собой огромный дворец в стиле барокко, который изначально был построен для функционировать как главная резиденция для принцев-избирателей электората Пфальца дома Виттельсбахов.
Сегодня часть дворца фактически используется Мангеймским университетом, и в нем до сих пор сохранилось много оригинальных деталей, в том числе мебель, фарфор, столовое серебро, картины и гобелены, многие из которых до сих пор в невероятно хорошем состоянии.
Сегодня дворец открыт для широкой публики, и его можно посетить вместе с аудиогидом.
Где: Мангейм, Германия
Когда: 18 Век
6. Дворец Шенбрунн, Австрия
Расположенный в самом сердце шумного австрийского города Вены, дворец Шенбрунн впечатляет.
Первоначально функционировавший как главная летняя резиденция Габсбургов, этот дворец в стиле барокко с 1441 комнатой является одним из самых важных памятников во всей стране с точки зрения как архитектуры, так и культурного и исторического значения.
Его происхождение восходит к 1569 году, когда император Священной Римской империи Максимилиан II купил пойму, на которой стоял ранее построенный особняк. С этого момента замок быстро рос и расширялся, и с каждым столетием добавлялась новая степень роскоши.
Где: Вена, Австрия
Когда: 1569
7. Королевский дворец в Мадриде
Занимая колоссальные 135 000 квадратных метров, Королевский дворец в Мадриде является крупнейшим действующим королевским дворцом в Испании. а также самый большой по площади во всей Европе.
Сегодня это официальная резиденция испанской королевской семьи, используемая в основном для проведения государственных церемоний. У дворца так много истории, которая восходит к 1735 году его постройки; он был построен Филиппо Хуварра, известным архитектором, и был построен как резиденция короля Испании Фелипе V.
Сегодня это очень популярная туристическая достопримечательность, которую можно осмотреть как внутри, так и снаружи.
Где: Мадрид, Испания
Когда: 1735
8. Дворец Екатерины, Россия
, расположенный в русском городе Царскае Село Ляг . Одной из причин, по которой Екатерининский дворец так известен по сей день, является его изысканная и величественная архитектура в стиле барокко, которая действительно отличает его от многих других дворцов страны. Он предлагает посетителям богатую, разнообразную и захватывающую историю и имеет большое историческое и культурное значение.
Где: Царское Село, Россия
Когда: 18 век
9. Национальный дворец Мафра, Португалия
монументальный дворец в стиле барокко и неоклассицизма в сердце португальского города Мафра.
Он является известным объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и имеет богатое наследие, которое восходит к 1717 году, когда он был построен во время правления короля Португалии Иоанна V. Сегодня это очень популярная и часто посещаемая туристическая достопримечательность.
Где: Мафра, Португалия
Когда: 18 век
10. Петергофский дворец, Россия Впечатляющий и обширный Петергофский дворец в России на самом деле представляет собой серию дворцов и садов, которые первоначально были заказаны Петром Великим в ответ на великолепие Версальского дворца во Франции. Он столь же грандиозный и впечатляющий, и сегодня он является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.