Эклектика 19 века: Эклектика в России — Википедия – 1. Эклектика конца 19 века. Стилевые особенности.

Эклектика (архитектура) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эклектика (от др.-греч. ἐκλεκτός — «выбирающий», «отбирающий»)[1] — художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях[2]; обычно имеет место в период смены больших художественных систем[3].

В отечественной искусствоведческой литературе термин «эклектика» употреблялся часто как синоним термину «историзм». Для разграничения этих понятий и устранения в термине «эклектика» негативной смысловой коннотации, появившейся на рубеже XIX—XX веков, искусствоведы приняли термин «историзм»[4][5][6].

Описание

Эклектика в архитектуре и изобразительном искусстве представляет собой сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иной смысл и назначение. Эклектика искусства обычно служит эффектной декорацией для материальной культуры нового типа, ещё не выработавшей собственного стиля[7]. Поэтому эклектика в большинстве случаев означает отсутствие стилевой целостности[8].

В отличие от приверженцев популярного в конце XIX — начале XX века историзма, где от творца требуется соответствие выбранной исторической направленности (своего рода ностальгия)[9], в эклектике вы­бор сти­ле­вых ком­по­нен­тов с це­лью соз­да­ния оригинального произведения оп­ре­де­лял­ся их эс­те­тической при­вле­ка­тель­но­стью и уме­ст­но­стью по от­но­ше­нию к функ­ции по­строй­ки[6].

Эклектика может присутствовать внутри историзма для обозначения смешения форм в одном здании (Дворец правосудия в Брюсселе)

[10]. Она может соединять как родственные стили (римский тип храма с греческими колоннами), так и совершенно различные (ренессансный портик рядом с египетскими колоннами, мавританскими оконными проёмами и готическим шпилем). Выбор продиктован временны́ми (как в историзме) или территориальными (как в экзотизме (фр.)) особенностями[11].

История

Элементы эклектики присутствуют в позднем искусстве Древнего Рима: произвольная комбинация форм, заимствованных из строительного искусства Греции, Египта, Передней Азии и др., когда потери в содержании пытались компенсировать роскошью формы[3].

В XI веке в романской архитектуре южной Италии (Кафедральный собор Палермо, Палатинская капелла) эклектика проявилась в арабо-нормандском стиле

[12].

Развитие эклектики в 1830-е годы свя­за­но с рас­падом эс­те­тической сис­те­мы клас­си­циз­ма и стрем­ле­ни­ем ар­хи­тек­то­ров к боль­шей твор­че­ской сво­бо­де[6]. В архитектуре и декоративном искусстве с середины XIX века эклектика стала сложным, многосоставным псевдостилем в оформлении построек новых типов: крупных административных и зрелищных зданий, доходных домов, промышленных и транспортных сооружений. Мотивы готики, Ренессанса и барокко на крупных фасадах образовывали дробную сетку декора. Свобода выбора и размещения мотивов в эклектической архитектуре подготовляла вольное изобретение мотивов в последующие периоды[7].

От­сут­ст­вие чёт­ко сфор­му­ли­ро­ван­ных фор­маль­ных кри­те­ри­ев и час­то бес­прин­цип­ное со­еди­не­ние раз­но­род­ных эле­мен­тов вы­зы­ва­ли кри­ти­ку и при­да­ли тер­мину «эклектика» не­га­тив­ную ок­ра­ску. Тем не ме­нее эклектика ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся для па­рад­но­го строи­тель­ст­ва (зда­ния музеев, те­ат­ров, во­кза­лов, тор­го­вых пас­са­жей и др.)

[6]. Эклектика проявилась также в архитектуре постмодернизма XX века[2].

Евгения Ивановна Кириченко выделяла следующие периоды эклектики (считая историзм одним из её этапов)[13]:

  • 1800—1810-е годы: зарождение эклектики,
  • конец 1820-х — 1840-е: зрелость её романтической фазы,
  • 1850—1860-е: угасание её и развитие историзма,
  • 1870—1890-е: полный расцвет историзма.

Владимир Григорьевич Лисовский отмечает принципиальное отличие «историзма» от «эклектики», где последнее направление на раннем этапе стремилось к идентичности оригиналу, а на позднем приобрело большую самостоятельность. Андрей Львович Пунин называет метод эклектики середины XIX века «ретроспективным стилизаторством» и отмечает развитие в последней трети века «эклектического стиля» внутри эклектики[13].

Архитекторы

Некоторые представители архитектурного направления:

См. также

Примечания

  1. Лисовский Владимир Григорьевич. Архитектура России XVIII – начала XX века. Поиски национального стиля. — Белый город, 2009. — С. 6. — 567 с.
  2. 1 2 Nikolaus Pevsner, Hugh Honour, John Fleming. Lexikon der Weltarchitektur. — 3 издание. — München: Prestel, 1992. — ISBN 3-7913-1238-3.
  3. 1 2 Юсупов, Э. С. Словарь терминов архитектуры. — СПб.: Фонд «Ленингр. галерея», 1994. — 416 с. — ISBN 5-85825-004-1.
  4. Сергей Николаевич Погодин, Алексей Малинов. Фигуры истории, или, «Общие места» историографии. — Изд-во «Северная звезда», 2005. — С. 92. — 472 с.
  5. Галина Александровна Принцева. Культура и искусство России XIX века: новые материалы и исследования : сборник статей. — «Искусство,» Ленинградское отд-ние, 1985. — С. 6. — 184 с.
  6. 1 2 3 4 Д. П. Шульгина. Эклектизм. Большая российская энциклопедия — электронная версия. Министерство культуры Российской Федерации. Проверено 11 июля 2018.
  7. 1 2 Словарь терминов. Российская академия художеств. www.rah.ru. Проверено 15 октября 2017.
  8. Виктор Власов. Теория формообразования в изобразительном искусстве. — Санкт-Петербургский университет, 2017. — 386 с. — ISBN 9785040866755.
  9. Hamlin, T. The Rise of Eclecticism in New York (англ.) // Journal of the Society of Architectural Historians. — 1952. — № 11. — С. 3–8.
  10. Fritz Baumgart. DuMont’s kleines Sachlexikon der Architektur. — Köln, 1977.
  11. Vittorio Magnago Lampugnani. Hatje Lexikon der Architektur des 20. Jahrhunderts: Das umfassende Nachschlagewerk zur Architektur unserer Zeit mit 511 Stichwörtern und ausführlichen Literaturangaben. — Stuttgart: Hatje Cantz Verlag, 1998. — 440 с. — ISBN 9783775707381.
  12. Wilfried Koch. Baustilkunde – Europäische Baukunst von der Antike bis zur Gegenwart. — München: Orbis-Verlag, 1988. — С. 136. — ISBN 3-572-05927-5.
  13. 1 2 Евгения Михайловна Кишкинова. «Византийское возрождение» в архитектуре России: середина ХIХ-начало ХХ века. — Искусство-СПБ, 2006. — С. 5—6. — 266 с.

Литература

Ссылки

Стиль эклектика


Эклектика

Название «эклектика» произошло от греческого εκλεκτός, «избранный, отборный». Эклектизм в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830 — 1890-е гг. В зарубежной терминологии носит название — романтизм (для второй четверти XIX века), Beaux-Arts (боз-ар) (для второй половины XIX века) и историзм (в современном мире). Характеризуется смешением различных «исторических» стилей, таких как неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль.

 

 

 

История возникновения эклектики

В начале прошлого века авангардисты в попытках создать что-то новое все время «натыкались» на то, что уже когда-то кем-то было создано раньше и отражалось, например, в древнейших культурах Китая или Индии, шумерских манускриптах или скульптурах Месопотамии.

И стало понятно, что, если пойти по пути некоторого заимствования и совмещения уже существующего, можно создать что-то новое и интересное. Современный арт-дизайн смешивает западное и восточное, старое и новое — арт-деко с хай-теком и этно, то есть интерьеры начала третьего тысячелетия по стилистическому составу чрезвычайно многокомпонентны. Именно это принято называть Эклектика (историзм)

Знаменитые архитектурные сооружения Эклектики и Историзма:

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Основные признаки Эклектики

Строго говоря, эклектика сама по себе не является отдельным стилем, так как ее особенность как раз и заключается в смешении различных стилей на разной основе. Достаточно часто в среде профессиональных архитекторов термин эклектика носит негативный характер, как направление, не придерживающееся конкретных рамок стилей. С другой стороны нельзя не отметить что подчас сочетание определенных стилей, сделанное со вкусом и тонким чутьем, может создать уникальные произведения архитектуры и интерьерного дизайна.

Характерными чертами эклектического стиля являются, тесное сплетение при возведении здания технических аспектов с художественными, монументальность, изобилие декоративных элементов.

Архитекторы, художники и дизайнеры Эклектики (историзма)

Жан Луи Шарль Гарнье (1825 — 1898) французский архитектор эпохи эклектики и историк искусства. Идеолог и практик стиля боз-ар. Автор Опера Гарнье (фр. Opéra Garnier) или дворец Гарнье (Palais Garnier) Здание считается эталоном эклектической архитектуры в стиле боз-ар.

Джон Нэш (1752 — 1835) британский архитектор, крупнейший представитель британского ампира («регентский стиль»), в то же время создавал архитектурные сооружения в стиле историзма (эклектики), такие как Королевский павильон в Брайтоне.

Василь Григорович Кричевский (1872 — 1952) — украинский архитектор, художник, график. Многие проекты сделаны в нео-украинском стиле (другое название — украинский архитектурный модерн). Одним из известных является Дом земства в Полтаве.

Константин Андреевич Тон (1794 — 1881) русский архитектор. Автор многочисленных архитектурных проектов во многих городах России, придворный архитектор Николая I, ректор Императорской Академии художеств. Особенно он известен своими работами в Санкт-Петербурге и в Московском Кремле, и своим главным детищем — храмом Христа Спасителя в Москве.

Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802 — 1865) знаменитый петербургский архитектор. Главное и самое лучшее из его созданий — Мариинский дворец (ныне — резиденция Законодательного собрания Санкт-Петербурга), построенный в 1839—1844 годах на Исаакиевской площади.

Эклектика и историзм в интерьере

Эклектика как сочетание элементов разных стилей, наряду со стилем фьюжн, чрезвычайно популярна в современных интерьерах. Эклектика в интерьере — это сочетание двух или трех близких друг другу стилей, например, барокко, ампир, классицизм.

Такое направление подойдет тем, кто много путешествует и привозит домой сувениры и предметы интерьера из разных стран. В этом случае эклектика позволяет создать интерьер, в котором будут гармонично уживаться вещи и мебель разных направлений, эпох и стилей. Так же если в доме проживает семья из нескольких человек, принадлежащих к разным поколениям. Эклектика позволяет создать для каждого в доме уголок, где он будет чувствовать себя максимально комфортно в окружении привычных вещей.

В отличие от стиля фьюжн, эклектика все же остается в пределах гармонично сочетающихся друг с другом направлений в дизайне, не противоречащих друг другу. Это правило действует и на уровне гармонично сочетающихся материалов, цветов, фактур. Для стиля «эклектика» в интерьере характерно использование большого количества текстиля, мягких изогнутых и закругленных форм, изобилие декора и нередко этнических мотивов.

Весь образ такого дома построен на противоречиях: замечательно сосуществуют образцы самой разнообразной живописи — от полотен старинных мастеров до работ, созданных руками хозяев или их детей; современная мягкая мебель соседствует, например, со старым комодом или креслом, пережившим несколько исторических эпох. Стоит отметить, что в обстановке, где смешаны стилистически разные предметы, очень важно акцентировать внимание на деталях, потому что именно детали объединяют такие разные по характеру вещи.

Например, основным элементом гостиной вы хотите сделать привезенные из далекого путешествия и так полюбившиеся вам расписанные вручную ткани. Чтобы выделить этот элемент декора, вам придется тщательно продумать цветовое решение комнаты. В данном случае хорошую службу может сослужить следующий прием: часть стен в интерьере оставьте белыми, а часть выкрасите в насыщенные цвета, которые подчеркнут неповторимость размещенных на их фоне декоративных элементов. Такой прием цветового смешения придаст пространству дополнительную глубину.

Общая идея такого интерьера — декор в духе фантазии и свободы, когда вещи, привлекшие хозяина, например формой и тщательной обработкой материала, компонуются между собой, невзирая на стиль. Подобные интерьеры совершенно уникальны и необычайно декоративны: они насыщены цветом, детали в них представляют собой отдельные произведения искусства, которые при этом органично соседствуют, дополняя и украшая друг друга. Такая обстановка в целом создает представление об облике хозяина, его художественном чутье и своеобразном вкусе.

Сейчас эклектика не теряет актуальности благодаря стремлению к определенному свободолюбию в интерьере. В оформлении помещений в стиле эклектика часто используются винтажные вещи и мебель ручной работы, многочисленные подушки, подчеркивающие комфорт.

  • < Назад
  • Вперёд >

Access to the site is allowed only for human.

Вы используете прокси или другую странную штуку.
Подтвердите что вы человек.
Отвечать нужно быстро

You are using a proxy or other strange thing.
Confirm that you are a person.

ЭКЛЕКТИКА Часть I (Продолжение публикаций о петербургских архитектурных стилях) — Статьи

30 Августа 2017

Наверное, многие наши читатели думают, что ЭКЛЕКТИКА — это название вашего любимого культурного центра, и связано то-ли с эпилептиком, то-ли с эклиптикой, то-ли с электрикой. Многие обращения, письма начинаются так : «Уважаемая Электрика!» 
Настала пора расставить точки над i. 

ЭКЛЕКТИКА  Часть I (Продолжение публикаций о петербургских архитектурных стилях)

Эклeктика, также эклектизм (др.-греч. ἐκλεκτός «избранный, отборный» от др.-греч. ἐκλέγω «выбираю, отбираю, избираю») — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п. Термин введён в употребление во II веке родоначальником философской школы эклектизма Потамоном. В архитектуре «эклектика» (эклектизм, историзм) — направление, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. В англоязычном искусствоведении употребляются термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер, но в ней он утратил свою исключительность. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль Константина Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа. «Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…» Н. В. Гоголь, «Об архитектуре нынешнего времени», 1831 Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры. Сама по себе эклектика, понимаемая как смешение различных стилей, не являлась новым явлением для Петербурга: смесь архитектурных ордеров встречаются в оформлении Адмиралтейства, Дома Чичерина на Невском проспекте и других зданий; ряд творений (например, Чесменский дворец Ю. М. Фельтена) выбивался из стилистического ряда своего времени. Но именно во второй трети XIX века наблюдается широкое распространение многостилевости, разнообразия форм, заимствований и отсылок к древним мотивам. В раннем периоде развития эклектики преобладал романтизм и стилизации под древние стили: византийский, древнерусский, готический; возобновились подражания античности, ренессансу, барокко. Однако период эклектики не разделяется строго хронологически на отдельные фазы. Так, здания в стиле необарокко прослеживаются от 1840 до 1910 года. Необарокко Одним из крупнейших архитекторов раннего периода эклектики является А. И. Штакеншнейдер. Его замечательной работой ещё в духе позднего классицизма является Мариинский дворец (1839—1844, Исаакиевская пл., 6, ныне — Законодательное собрание Санкт-Петербурга). Однако уже можно заметить элементы европейского возрождения: появился сложный декор и бриллиантовый руст фасада, колонны и пилястры снабжены двойными каннелюрами. Компоновка помещений принята анфиладной, аналогично барокко. Применены металлические конструкции балок и стропил. Одним из первых творений необарокко считается перестроенный А. Штакеншнейдером Дворец Белосельских-Белозерских (1846—1848, Невский проспект, 41). Фасады выполнены в стиле елизаветинского барокко XVIII века, украшены лучковыми фронтонами и барочными наличниками со скульптурными картушами, трехчетвертные колонны и пилястры портиков оформлены коринфским ордером. Особую изящность придают фигуры атлантов и кариатид, установленные на фасадах и в интерьерах здания. Внутренняя отделка поражает пышностью в стиле барокко и рококо: пилястры с кариатидами, ажурные кованые канделябры и решетки с вензелями, деревянные панели с золоченой резьбой, мраморная облицовка, обивка тканью. Разностильные элементы и кариатиды использованы архитектором также при строительстве Ново-Михайловского дворца (1857—1858, Дворцовая наб., 18). В короткое время стиль необарокко становится весьма популярным в столице. На новых домах появляются эркеры, консоли, балконные решётки, двойные и тройные окна, большие застеклённые витрины. В 1840—1860-х годах в России развивается производство пудлингового (сварочного) железа и проката из него, а позже — и стального проката. Это позволило использовать большие пролёты зданий и сооружений, железные перемычки проёмов лестниц. В стиле необарокко были построены, например, особняк Т. П. Дылёва с редким полукруглым портиком (И. А. Монигетти, 1849 год, наб. Обводного канала, 155), особняк П. И. Демидова (О. Монферран, 1835—1840, Большая Морская ул., 43), доходный дом Н. П. Жеребцовой, урождённой Гагариной (Л. Ф. Фонтана 1860—1863, Дворцовая наб., 10), особняк Е. М. Бутурлиной (Г. Ю. Боссе, 1857—1860, ул. Чайковского, 10) и др.

Историзм (Эклектика) | Архитектура и Проектирование

XIX век не создал своего стиля эпохи, но ни одна предшествовавшая эпоха не знала такого разнообразия стилей, направлений, всех видов и жанров искусства как ампир, романтизм, реализм, критический реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, прерафаэлизм, неорусский, неоготический, неоклассический и т.д. 

Отсутствие стилевого единства долгое время вызывало критические оценки искусства середины — 2-й половины XIX века как «эклектичного».

Действительно, со 2-й трети XIX века в России (а в некоторых странах намного раньше) в архитектуре был стиль, который лишь недавно был реабилитирован, сейчас называемый историзмом.

Главным достижением историзма стал отказ от обязательности ордерной архитектуры, от «надоевшей классики греков и римлян» и появившаяся таким образом огромная творческая свобода как архитекторов, так и заказчиков.

В 30-е годы XIX века классицизм с его обязательным ордером и однообразным обликом построек постепенно вытесняется в России более гибким и демократичным стилем — историзмом или эклектикой.

Термин «историзм» для определения архитектурного стиля был принят у нас недавно.

Он не несет в себе оттенка оценочного, осуждающего, как это было с термином «эклектика», гораздо более принятым для определения стиля архитектуры и декоративно-прикладного искусства в 1830-1880 гг. Историзм «говорит» лишь о том, что искусство этого периода обратилось за темами и образами к истории. Любой исторический период или стиль могли отныне стать прообразом для будущей постройки, в том числе и классика, но наравне со всеми. В этом и заключалось историческое значение этого стиля и его «революционная» сила. Ордер перестает быть единственным и обязательным инструментом архитектора. Различные художественные (а иногда антихудожественные) вкусы заказчика начинают играть определяющую роль в сложении архитектурного образа здания.

Самым признанным и продуктивным архитектором этого направления был К. Тон. Именно по его проекту был построен храм, имевший столь скандальную и трагическую судьбу — храм Христа Спасителя в Москве (1839-1883). Он строился недалеко от Кремля как памятник героической победе русского народа над Наполеоном, которая сейчас оценивается как победа православия. Для выражения общей идеи были выбраны формы, напоминавшие византийскую архитектуру.

Архитектура наделяется новыми качествами — иллюстративностью и повествовательностью, проявляющиеся на уровне деталей.

С художественной точки зрения нельзя сказать, что храм Христа Спасителя был шедевром архитектуры. Слишком много стилей в нем намешано, явно воспринят и выполнен государственный заказ, слепо следуя официальной программе. Однако то, что храм был одухотворен действительно общей идеей победы в Отечественной войне, строился на народные средства и привлек всеобщий интерес и участие ведущих мастеров своего времени в его скульптурном и живописном оформлении, сказалось на его архитектурном качестве.

Этим же свойством, к сожалению, грешит и большинство псевдоисторических построек США, хотя идеи, которыми они были вызваны к жизни, вполне ясны: при отсутствии исторических корней на новом континенте оставалось только их создать искусственно или, попросту, создать иллюзию присутствия истории с помощью архитектурных сооружений в формах, позаимствованных из античности, классики, готики, Возрождения и т.д.

В России, а также в других странах, уставших от надоевших однообразных «римлян и греков», новый демократичный стиль, предлагавший свободу выбора, оказался очень популярным.

С созданием огромных европейских колониальных держав восточные мотивы (мавританские, китайские, индийские, египетские) стали особенно модные.

Самой любопытной постройкой в этом стиле, является Королевский павильон в Брайтоне, в котором архитектор Джон Нэш виртуозно играет восточными мотивами. Построенный для отдыха на берегу моря в курортном городе на юге Англии павильон не претендует на серьезность.

Действительно, никаких конкретных стилей Д. Нэш не воспроизводит. Здесь встречаются арки и купола, напоминающие мавританские, индийские или мусульманские формы, башенки похожи на минареты, а окна на нижнем этаже — типичные «французские», открывающиеся в сад на уровне земли. Это павильон-сказка, дворец-фантазия, легкая и жизнерадостная, призванная доставлять удовольствие.

А как же классика, неужели удалось надолго избавиться от столь привычных архитектурных форм? Этого и не потребовалось. Классические формы стали использоваться наравне с другими, архитекторы обращались к ним, как к историческим архитектурным формам классических эпох. Примером такого обращения к архитектурным образам ренессанса и французского классицизма стал Исаакиевский собор в Петербурге (1817), построенный по проекту Огюста Монферрана, первоначально созданному вполне в ампирном духе. Однако в процессе 40-летнего строительства (собор был закончен в 1857 г.) и его стиль, и отдельные архитектурные детали, и внутренняя отделка претерпели определенные изменения в соответствии с изменившимися вкусами и стилем эпохи.

Архитектура историзма сыграла в истории архитектуры огромную роль. Она освободила зодчих от тяжелых пут ордера, сковывавших их фантазию и ограничивавших их возможности. Она продемонстрировала необыкновенное богатство раскрепощенной фантазии и то, что исторические формы могут вполне уживаться и между собой, и с современными планировочными решениями.

Формальный язык практически всех архитектурных стилей и эпох был введен в строительную практику. Во всех странах было реабилитировано принижаемое ранее национальное наследие и велись поиски национального языка архитектуры как протест против универсального и наднационального языка классических архитектурных форм.

Храм Христа Спасителя в Москве, уничтожен в 1931 г.
Королевский павильон в городе Брайтоне, графство Восточный Суссекс, Англия
Исаакиевский собор, Петербург

Эклектика и историзм в ковке ХIХ-нач. ХХ века

Ciril Čolnik (1871-1958)

Кирилл Колник (Цирил Чольник — по слов.) — словенский и американский кузнец — родился в словенской деревне в глуши Австро-Венгерской Империи. Отец владел кузней и Цирила направили изучать ремесло в местный городок Бенедикт. Как ученик он путешествовал по Европе: обучался в Вене, был подмастерьем кузнеца Франца Рота из Граца, в итоге завершил обучение в Школе прикладного искусства в Мюнхене. Здесь молодого мастера заметили. Цирил стал помощником организатора немецкой экспозиции кузнеца Райнхольда Кирша на выставке Great World Expo в Чикаго в 1893 году.

Колник на выставке показал свой «шедевр» — каминную решетку с чертом, которую искусствоведы почему-то считают богом металлургов Вотаном. За решетку он получает золотую медаль и грин-карту приглашение остаться в Америке.

Его первые заказчики — влиятельная немецкая община в США. Вскоре он начинает ковать лестницы, двери, решетки для пивного магната Пабста, который убеждает мастера переехать в Милуоки — «немецкие Афины» Северной Америки. Город переживал строительный бум. Немецкие эмигранты-промышленники накопили огромные деньги и мечтали воссоздать стиль старой Европы в своих особняках. Здесь Колник открывает мастерскую и уже в 1905 году становится гражданином США. В 1914 году на него работает 25 мастеров, которые создают массивные железные заборы, лампы, каминные решетки и разные декоративные изделия — неотъемлемые части богатых интерьеров и экстерьер эпохи эклектики. Многие улицы Милуоки оформлены авторским железом Колника.

После Первой мировой в Америку пришел модерн, а следом и функционализм. С изменение вкуса заказчиков у Колника стало сильно меньше работы. Еще больше его мастерская пострадала от кризиса 1929 года. После ухода на пенсию в 1955 году мастер начинает собирать свои работы в домашнем музее. Он умер в 1958 году в Милуоки.

В 1991 году дочь Колника передала всё собрание отца в Музей декоративных искусств Villa Terrace в Милуоки. Здание музея когда-то строила семья магната Ллойда Смита — одного из заказчиков мастера.

 

Как прекрасен этот мир!: Эклектика

Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.

Времена так называемых «НЕО» или «ПСЕВДО»…  Использование элементов «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, нео(псевдо)барокко, неорококо, нео(псевдо)готика, нео(псевдо)русский стиль, нео(псевдо)византийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляется термин — романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем строительства храмов, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.


Именно эклектика в 19 веке сформировала облик нынешней исторической части Москвы. В этом стиле застраивалась территория Китай-города, Красная и Лубянская площади. Эклектика удовлетворяла тенденциям того времени к постройке зданий большого масштаба, с выразительными эффектными фасадами, куполами, остроконечными гребнями. В период с 1870 по 1890 годы в Москве было построено множество величественных, необычных по силуэту зданий, таких как Государственный банк на Неглинной улице…
Международный торговый банк на Кузнецком мосту…
В начале 1800-х годов на углу с Рождественкой стоял дом купца В. Деллавоса, затем перешедший Ф. Шмиту, а после него П. Маскле. В 1820-х годах в доме размещались модные магазины Фало и Ришара, магазин стальных вещей Андрюса, пенковых трубок Якобсона, токарная мастерская Копривы. В 1830-х — 1860-х годах участок принадлежал владельцам магазина столовой посуды Гарднера, отцу и сыну Комаровым. Позднее здесь разместились магазины: музыкальный Эрлангера, «Гаванский магазин» колониальных товаров К. Мальмерга, «Депо папирос и табака». В 1875 году владение перешло крупному московскому предпринимателю И. Г. Фирсанову, а затем его дочери В. И. Фирсановой-Ганецкой. В середине 1890-х годов угловой с Рождественкой участок приобрёл основанный Л. С. Поляковым Московский международный торговый банк, являвшийся одним из самых крупных банков России.

И после того, как эта земля была куплена Банком старые строения были снесены, а на их месте архитектор С. С. Эйбушитц построил здесь современное здание.  Архитектурным прототипом дома послужило здание банка Святого Духа в Риме — первого в истории архитектуры сооружения, построенного специально для банковских нужд. Монументальное банковское здание облицовано радомским песчаником и украшено орнаментом из цинка, первый этаж выделен крупной рустовкой и тёмной окраской. В настоящее время в доме размещается головной офис Банка Москвы

Ещё одно здание в стиле Эклектика — Сандуновские бани...


Название происходит от фамилии русского актёра екатерининских времён Силы Николаевича Сандунова (1756—1820), в 1800-е годы выкупившего участок земли по реке Неглинной и устроившего там бани. Воду бани брали по особой водопроводной нитке из реки Москвы, от Бабьегородской плотины, и из 700-футовой артезианской скважины. Электрическое освещение питалось от собственной электростанции (в 1896 году её ток позаимствовали для освещения коронации Николая II). Помимо гостиницы и ресторанов, в Сандунах был даже «Зоологический магазин Ф. А. Ахиллеса».

При отделке интерьеров в стиле эклектики было принято сочетать не больше двух-трех исторических стиля, используя схожие по фактуре и цвету материалы.

(фото из интернета)

(фото из интернета)
В 1873-1875 годах было построено новое здание Московской Биржи. Стиль здания можно охарактеризовать как позднюю эклектику.
Основными биржевыми товарами были хлопок-сырец, хлопчатобумажная пряжа, миткаль; позже список дополнили нефть, каменный уголь и минеральное сырье. Из финансовых активов на бирже первоначально обращались только государственные облигации. Начиная с 1870-х гг., в котировальные списки стали включать акции и облигации частных предприятий, но даже в 1913г. государственные бумаги оставались основой фондового рынка. Оборот биржи может быть оценен только косвенно, так как биржевые сделки не регистрировались.
При этом Московская биржа долго работала по уставу Петербургской; только в 1870г. Московская биржа получила собственный, отличный от петербургского, устав. Управлял делами биржи биржевой комитет, избираемый на 3 года. Выборщиками, то есть членами биржи, могли быть московские купцы и общества, обладавшие минимальным имущественным цензом и оплатившие взносы на содержание биржи. Их количество не превышало пятисот.
Биржевые маклеры выбирались купцами 1-ой и 2-ой гильдий из своей среды, преимущественно из «невинно падших», то есть обанкротившийся не по своей вине, и утверждались правительством. В числе прочего от маклера требовалось русское подданство, свидетельство о зачислении в гильдию или об управлении делами купца 1-ой гильдии. Возрастной ценз был равен 30 годам.

А теперь подробней рассмотрим отдельные направления Эклектического искусства.

Нео(псевдо)готика

Неого́тика («новая готика») — наиболее распространённое направление в архитектуре эпохи эклектики, или историзма, возрождавшее формы и (в ряде случаев) конструктивные особенности средневековой готики. Возникло в Англии в 40-е годы XVIII века.

В России больше была принята приставке «ПСЕВДО» вместо «нео». Русская псевдоготика конца XVIII — начала XIX вв. — это в значительной степени романтические фантазии на темы западного средневековья, которые отражают идеализированное представление заказчиков о средних веках как эпохе торжества христианства и рыцарских турниров. Именно в этом стиле построен Царицынский Дворец, о котором я рассказывала в статье  — Готика,  Псевдоготика и Романский стили. 


В отличие от европейских коллег, русские стилизаторы, особенно в ранний период, редко перенимали каркасную систему готической архитектуры, ограничиваясь выборочным украшением фасада готическим декором вроде стрельчатых арок в сочетании с заимствованиями из репертуара нарышкинского барокко.

О храмах в псевдоготическом стиле я также рассказывала ранее. В первую очередь сюда относится Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской


Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла 
И Англика́нской церкви Свято́го Андре́я в Москве́…
Нео(псевдо)мавританский стиль.

Маврита́нский стиль — ретроспективное направление в эклектической архитектуре II-й половины XIX века и I-й половины XX века, заключавшееся в переосмыслении и имитации архитектурных приёмов испанского, португальского, мавританского и исламского средневекового зодчества. Для культовых и светских построек мавританского стиля характерно обилие стрельчатых, подковообразных и фестончатых арок, куполов, фризов, карнизов и настенной резьбы. Колонны облицовывались изразцовыми и керамическими плитками. Применялись мозаика, цветные витражи и украшения из цветного мрамора, как правило, использовался орнамент.

Возникновение на излёте эпохи романтизма моды на мавританскую экзотику связано с поиском архитектурного направления, которое могло бы составить конкуренцию приевшимся формам классицизма и неоготики. Одним из первых памятников увлечения исламским зодчеством стал Воронцовский дворец в Алупке, спроектированный британским архитектором Блором под влиянием «индо-сарацинского» павильона в Брайтоне. Впоследствии этот стиль стал нормой для русской усадебной архитектуры, причём не только на южных курортах (Кореиз, Симеиз, Ликани), но и в центральной части России.

Яркий пример стиля — дом Арсения Морозова на Воздвиженке.



Особня́к Арсе́ния Моро́зова (ныне Дом приёмов Правительства РФ; с 1959 года до конца 1990-х — Дом дружбы с народами зарубежных стран) — особняк в центре Москвы, на улице Воздвиженка (дом № 16), построенный в 1895—1899 годах архитектором Виктором Мазыриным по заказу миллионера Арсения Морозова. Здание, сочетает в себе элементы модерна и эклектики, представляет собой уникальный для московской архитектуры образец яркой и экзотической стилизации в неомавританском духе.

До постройки современного здания на этом месте стоял огромный конный цирк Карла Маркуса Гинне. В том же году его приобрела Варвара Алексеевна Морозова, владение которой располагалось по соседству (современный № 14), и вскоре переписала участок на своего сына — Арсения. Арсений Абрамович Морозов (1873—1908) принадлежал к богатому купеческому роду Морозовых и приходился двоюродным племянником Савве Морозову. В начале 1890-х годов Арсений Морозов совместно с Виктором Мазыриным, своим другом, совершал путешествие по Испании и Португалии. На миллионера, равно как и на архитектора, неизгладимое впечатление произвёл португальский дворец Пена в Синтре, построенный в середине XIX века и сочетающий элементы испано-мавританской средневековой архитектуры и национального стиля мануэлино. По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца Пена.

Неомавританский стиль наиболее ярко проявился в оформлении портала парадного входа и двух башен по бокам от него.



Подковообразный проём, акцентированный причудливыми витыми колоннами, лепнина в виде ракушек на башнях (декоративное решение, напоминающее стены «дома с ракушками» в Саламанке), ажурные карниз и аттик создают неповторимый колорит. В остальных частях особняка иногда проглядывают элементы различных стилей: так, некоторые оконные проёмы фланкированы классицистическими колоннами. Общая композиция особняка с подчёркнутым отсутствием симметрии частей здания восходит к характерным приёмам архитектуры модерна.

В моду так же вошли и мавританские интерьеры. Один из ярких примеров такого интерьера видела я в 2004 году в Юсуповском Дворце на Мойке в Санкт-Петербурге.

Мавританская гостиная

(фото из архива 2004 года)
Источники стиля в интерьерах — стиль Мудехар. Искусство Мудехар (стиль испанского зодчества 11—16 вв., в котором композиционные приёмы готики (а позднее ренессанса) сочетались с чертами мавританского искусства). Родиной мавританского стиля принято считать Европу конца ХIХ века. Мавританией называли тогда северную область Африки. В ее честь стилевое направление и получило название. Но, не стоит полагать, что мавританский стиль – это стиль искусства жителей самой Мавритании или народов её населявших. Мавританский стиль это изобретение европейцев, созданное под влиянием культуры Северной Африки и многое перенявший у арабов, мавров и других народов, проживавших и кочующих в этих краях в то время. Мавританский стиль можно смело отнести к нео-стилям, потому, что он вобрал в себя черты различных культур. В нем можно увидеть многое от изобразительного искусства Сирии, Индии, Египта. Современные европейцы считают мавританский стиль детищем, созданным под влиянием мусульманских культур, а также Ислама.

Псевдо(нео)русский стиль 

Древнерусский стиль или русский стиль (включает и русско-византийский стиль) — условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам эклектических направлений в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.

Появившееся в начале XIX века наименование «русско-византийский стиль», которое чаще сокращалось современниками до «византийского стиля», обозначало такие различные образцы национально ориентированной архитектуры, как «тоновская архитектура» (по К. А. Тону), не имеющая ничего общего с византийскими прототипами, и, например, сооружения, подражающие образцам кавказской и балканской архитектуры. Появившийся во второй половине XIX века термин «русский стиль» объединял ещё более разнородные явления — от небольших придворных загородных сооружений 1830-х годов в «пейзанском стиле», идеализирующем быт крестьянства, до массовых деревянных парковых построек и русских выставочных павильонов 1870-х годов, а также крупных общественных зданий 1880-х год.

Одним из первых течений, возникших в рамках псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е годы «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Для другого направления псевдорусского стиля, возникшего под влиянием романтизма и славянофильства, характерны постройки, использующие произвольно истолкованные мотивы древнерусской архитектуры.

Одним из примеров особняка в «Русском стиле» является — Дом Пороховщикова на Арбате.


Здание, построенное на древнем фундаменте из дерева, удачно синтезировало приёмы национальной архитектурной традиции. Сложенный из толстых брёвен, украшенный резными наличниками, карнизами и подзорами, особняк сочетает крупные объёмы и не лишённый живописности облик.

Особняк был выстроен А. А. Пороховщиковым в том же владении (ул. Арбат, 25), что и принадлежавший ему же доходный дом, но в отличие от последнего выходил фасадом не на Арбат, а в Староконюшенный переулок. Архитекторами постройки стали Д. Люшин и А. Л. Гун (по другим данным — архитектор А. С. Каминский).

В 1880-х годах в особняке размещается «Общество воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению», здесь читали лекции физиолог И. М. Сеченов, зоолог М. А. Мензбир, энтомолог К. Э. Линдеман. 5 марта 1880 здесь на средства меценатов открыта женская Воскресная школа, библиотека и педагогический музей.

В 1995 году дом был передан в долгосрочную аренду (сроком на 49 лет) актёру А. Ш. Пороховщикову, правнуку А. А. Пороховщикова, и внуку его тёзки А. А. Пороховщикова, известного российского, а позже советского конструктора. Актёр собирался создать здесь музей Пороховщиковых. Половина участка, примыкающего к зданию, была использована для строительства современного клубного жилого дома на 6 квартир, примыкающего к дому Пороховщикова сзади. В 2004 году была закончена реставрация самого исторического здания.

Ансамбль Красной площади в Москве

Ярким примером эклектических направлений, как я уже говорила выше, является ансамбль Красной площади в Москве. Оформлена целиком и полностью в стилях эклектики. Кра́сная пло́щадь — главная площадь Москвы, расположенная в центре радиально-кольцевой планировки города между Московским Кремлём (к западу) и Китай-городом (на восток). От площади к берегу Москвы-реки ведёт покатый Васильевский спуск. Современная Красная площадь — сплошной камень, но этот вид она приобрела только в 19 веке, а до того была преимущественно деревянной. Булыжником площадь была полностью замощена в 1804 году.

Исторический музей — построен так же в «псевдорусском» стиле, характерном для периода эклектики, оно является типичным примером русской архитектуры к ХIХ в.


Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича основан указом императора Александра II 21 февраля 1872 года, по ходатайству организаторов Политехнической выставки 1872 года. Экспонаты отдела последней, посвящённого Крымской войне, составили первоначальную коллекцию музея. Также в ведение музея была передана историческая Чертковская библиотека.

Московская городская дума в апреле 1874 года выделила для постройки музея землю на Красной площади Москвы, на которой ранее находилось здание земского приказа (XVII век). Согласно конкурсному заданию, здание музея должно было быть выдержано в формах русской архитектуры XVI века, чтобы его облик органично соответствовал сложившемуся к тому времени архитектурному ансамблю Красной площади. Здание возведено на Красной площади, на её правой, противоположной собору Василия Блаженного, стороне, на месте разобранного здания Главной аптеки. Мотивы древнерусского «узорочья» в обработке фасадов и всего объёма здания — формы перекрытий, наличников окон, проёмов дверей, фризов, лопаток — заимствованы из сооружений XVII в.

Сама Дума помещалась в здании Центрального Музея В.И.Ленина — которое тоже относится к эклектике.


Верхние Торговые ряды — ныне ГУМ — спроектировал архитектор А.Н. Померанцев.
Фасады всех этих зданий с башенками, высокими кровлями, частым ритмом небольших окон в фигурных обрамлениях XVII века по канонам современной архитектуры (тех времён) не соответствовали внутренней функциональной архитектурно-пространственной организации. Наступал новый век — век машин и технологий — стекло и металл всё больше завоёвывали сердца и умы архитекторов. Становилось всё более очевидным несоответствие  псевдорусского стиля техническим возможностям и новому назначению архитектуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *