Эклектизм в искусстве – Значение слова «Эклектизм» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др.
Искусство эклектики – HiSoUR История культуры
Эклектизм – это своего рода смешанный стиль в изобразительном искусстве: «заимствование множества стилей из разных источников и их объединение» (Hume, 1998, 5). Примечательно, что эклектизм вряд ли когда-либо составлял особый стиль в искусстве: он характеризуется тем, что он не был особым стилем. В общем, термин описывает комбинацию в одном произведении множества влияний – в основном элементов из разных исторических стилей в архитектуре, живописи, графическом и декоративном искусстве. В музыке используемый термин может быть либо эклектизмом, либо полистилизмом.
Термин эклектизм используется для описания комбинации в одной работе элементов из разных исторических стилей, главным образом в архитектуре и, соответственно, в изобразительном и декоративном искусстве. Этот термин иногда также слабо применяется к общему стилистическому разнообразию архитектуры 19-го века после неоклассицизма (примерно 1820 г.), хотя возрождение стилей в этот период с 1970-х годов обычно упоминалось как аспекты историзма.
Это искусство не сочетает некоторые виды искусства, и этот термин фактически описывает любую комбинацию разных стилей как в визуальном искусстве, так и в архитектуре, а также в области музыки. Этот термин в основном используется для описания сочетания стилей искусства, архитектуры или классической музыки, а также современных стилей или заимствования или цитирования классических элементов в жанрах современного искусства.
Эклектика играет важную роль в критических дискуссиях и оценках, но как-то далека от реальных форм артефактов, к которым она применяется, и ее значение, таким образом, довольно нечеткое. Простейшее определение термина – то, что каждое произведение искусства представляет собой комбинацию различных влияний, настолько элементарно, что мало используется. В некотором смысле эклектизм напоминает маньеризм в том смысле, что этот термин использовался в значительной степени на протяжении большей части периода его валюты, хотя, в отличие от маньеризма, эклектизм никогда не составлял движения или не представлял собой особый стиль: он характеризуется именно тем, что он не был особым стилем.
Характеристики:
Различать синхронный, синтетический и формальный эклектизм. Одновременный эклектизм – это первый этап развития с 1830 года, когда различные стилизованные средства или конструкции существуют в конфронтационном режиме, в отличие от их разнообразия. Основы одновременной эклектики были заложены немецкими архитекторами Карлом Фридрихом Шинкелем, Фридрихом фон Гартнером и Львом фон Кленце.
Второй этап – синтетическая эклектика, которая направлена на смягчение оппозиционных стилей, объединяя их в один объект. Наиболее типичным примером был так называемый синтетический собор архитектора Августа Буало, где автор попытался совместить византийские, классические и готические элементы в сочетании с металлом. Он развивается главным образом в Австрии, Франции и Германии (например, Кройцкирхе в Берлине Йоханнесом Отзеном). Целенаправленный синтетический эклектизм можно воспринимать как несовершенную эстетическую композицию, которая не имеет однозначного характера и межсоставного общения. Тем не менее, помимо этих так называемых не-субсидий существуют также знаменитые здания, особенно постмодернистская радикальная эклектика, которую также представлял Роберт Вентури. В этих случаях результат был положительным, в том смысле, что архитекторы, постмодернистские художники не разделяли эти элементы с исторической ценностью, а использовали их в качестве средства их личного взгляда на архитектуру.
Заключительная фаза – формальный эклектизм, который подчеркивает стиль прекрасного искусства. Применяется в основном в США. В Европе эклектика особенно проявилась на рубеже XIX и XX веков в необходимости создания репрезентативных зданий с использованием исторических стилей.
Искусство эклектики:
Эклектизм – это смешанный стиль в изобразительном искусстве, особенности которого взяты из разных источников и стилей. Значительно, эклектика почти никогда не составляла определенного стиля в искусстве: она характеризуется тем, что это не был особый стиль. В общем, термин описывает комбинацию с работой только из множества влияний – в основном элементов разных исторических стилей в архитектуре, живописи, графическом и декоративном искусстве.
Термин «эклектический» впервые был использован Иоганном Иоакимом Винкельманом, чтобы охарактеризовать искусство Карраччи, в которое были включены элементы Ренессанса и классических традиций в его картины. Действительно, Агостино, Аннибале и Лодовико Карраччи пытались объединиться в линии искусства Микеланджело, цвета Тициана, светотени Корреджо, симметрии Рафаэля и благодати.
В 18 веке сэр Джошуа Рейнольдс, глава Королевской академии искусств в Лондоне, был одним из самых влиятельных сторонников эклектики. В шестой из своих знаменитых академических дискурсов (1774) он писал, что художник может использовать произведение античности как «журнал общей собственности, всегда открытый для публики, откуда каждый человек имеет право брать то, что ему нравится». что он доволен. В XIX веке в Англии Джон Раскин также выступал за эклектику.
Архитектура эклектики:
В архитектуре эклектика определяет те архитектуры, которые связаны с исторической концепцией архитектуры, с одной стороны, и которые в то же время имеют тенденцию к синкретическому единству, со смесью элементов, взятых из разных исторических движений, но также экзотических и современных. Первые проявления произошли в Англии 18-го века и продолжались в течение девятнадцатого и двадцатого веков. Также подобны этой линии некоторые эксперименты суда Бурбонов Неаполя, что в Палермо, в период убежища из Неаполитанской Республики 1799 года, как в китайском Палаццине.
Первые примеры эклектической архитектуры были построены в Королевстве Две Сицилии, особенно в Palazzina Cinese в Палермо.
В проявлениях эклектики начала девятнадцатого века принятые формы обычно были классическими. Фактически, неоклассическая архитектура развивалась главным образом с восстановлением концепций и форм греческого классицизма (нео-греческой архитектуры), ренессанса (нео-ренессансная архитектура) и барочной (нео-барочная архитектура). В последующие десятилетия тенденции восстановления средневековой архитектуры развивались с неоготической, нео-романской и нео-византийской архитектурой. К концу девятнадцатого и начала двадцатого веков было много ссылок на экзотическую архитектуру (особенно на Востоке), такую как неоправительственная архитектура, исламская архитектура (нео-римская архитектура), а также китайская и индийская архитектура.
Эклектика была важной концепцией западной архитектуры в середине и конце 19 века, и она вновь появилась в новом обличье во второй половине 20-го века. В двадцатом веке также добавлены стилистические особенности модернистской архитектуры и модерна.
Музыка эклектизма:
Стиль эклектики в музыке описывает использование разных музыкальных стилей из основного стиля художника или сочетание нескольких исторических стилей. Этот термин иногда используется для описания (пренебрежительно) неоригинального создателя с использованием других стилей творчества.
Эклектика — Краткий словарь по эстетике
ЭКЛЕКТИКА в искусстве (от греч. eklego — выбираю) — неоднородность художественных признаков, проявляющаяся в одном либо в ряде связанных между собой произведений искусства. Подобная неоднородность отмечается в процессе развития искусства, когда параллельно существуют несколько стилевых направлений, школ, соперничающих между собой. Особенно отчетливо эклектика отражается в городской архитектуре, где на одной территории соседствуют здания разных эпох и стилей. Их сочетание придает своеобразие облику города. Таков, например, в Москве проспект Калинина, включающий и здания старого зодчества, и современный архитектурный комплекс. В переломные эпохи черты эклектики выступают как отражение в искусстве дисгармонии новых идей, актуального содержания и старой формы, черт нового стиля. Так, римские авторы создавали эклектические переделки знаменитых драматургов Древней Греции, внося в них лишь некоторые новые элементы. Черты эклектики сопутствуют переходным процессам в творчестве художника когда он идет от подражания образцам к собственной художественной манере, стилю.
Иногда возникновение эклектики как результат произвола мастера, нарушение закономерностей художественного творчества приводит к появлению произведений, не являющихся оригинальными художественными ценностями. Это положение сказывается в период господства буржуазных вкусов в сфере создания, распространения и потребления искусства. Талантливые мастера вынуждены прибегать к эклектическим соединениям элементов, стилей часто в ущерб требованиям вкуса, по капризам богатых заказчиков. Это приводит к появлению продукции псевдоискусства, где эклектика становится приемом и принципом смены одних модных сенсаций другими в целях наживы. Изделия кича, поп-арта потакают неразвитым вкусам потребителя. Эклектика становится в этих условиях откровенным методом западного искусства.
Эклектизм — это… Что такое Эклектизм?
ЭКЛЕКТИЗМ — (греч., от eklektikos эклектики). См. ЕКЛЕКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭКЛЕКТИЗМ [Словарь иностранных слов русского языка
эклектизм — а, м. éclectisme m., нем. Eklektismus <гр. eklektikos выбирающий. Беспринципное соединение разнородных взглядов, точек зрения, теорий, идейных направлений. БАС 1. Все это <рутина, чуждые доктрины> заставили Романа Александровича решиться … Исторический словарь галлицизмов русского языка
эклектизм — соединение, эклектицизм, сочетание, синкретизм, совмещение, эклектика Словарь русских синонимов. эклектизм сущ., кол во синонимов: 7 • синкретизм (5) • … Словарь синонимов
ЭКЛЕКТИЗМ — ЭКЛЕКТИКА, ЭКЛЕКТИЗМ, ЭКЛЕКТИЦИЗМ (от греч. eklektikos способный выбирать) англ. eclecticism; нем. Eklektik. 1.В философии а)механическое соединение в одном учении разнородных взглядов, идей, принципов или теорий. Главная черта Э. состоит в том,… … Энциклопедия социологии
Эклектизм — Эклектизм ♦ Éclectisme Система мышления, построенная по принципу коллажа, заимствующая «отовсюду понемножку»; учение, являющее собой смесь учений, своего рода теоретическое «лоскутное одеяло». Вместе с тем эклектизм претендует на… … Философский словарь Спонвиля
ЭКЛЕКТИЗМ — (эклектика) (от греческого eklektikos выбирающий), механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.п. В архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых… … Современная энциклопедия
ЭКЛЕКТИЗМ — (эклектика) (от греч. eklektikos выбирающий) механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т. п.; в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых… … Большой Энциклопедический словарь
ЭКЛЕКТИЗМ — и (устар.) эклектицизм, эклектицизма, мн. нет, муж. (от греч. eklego выбираю) (книжн.). Механическое, лишенное принципиальности, соединение разнородных начал, точек зрения, взглядов. Эклетизм в философии. Эклетизм в искусстве. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
ЭКЛЕКТИЗМ — ЭКЛЕКТИЗМ, а, м. (книжн.). Неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов. Э. в исследовании. Э. в искусстве. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЭКЛЕКТИЗМ — (в антич. философии) – антич. философия 2 в. до н.э. – 2 в., содержащая в себе элементы разных филос. систем. Мн. течения и представители позднеантич. философии, обычно относимые к Э (в особенности Целлером), могут считаться таковыми лишь в… … Философская энциклопедия
Что такое эклектика в живописи, в архитектуре (с примерами)?
Попросту говоря, это сочетание разных стилей.Чем старше становится человечество, тем сложнее даются ему поиски оригинального пути в искусстве. Так или иначе, все обречены на повторы. Искусство сочетания, диалог составляющих внутри целого, гармония противоположностей – на этом построен мир, и в умении претворить общечеловеческие принципы мировоззрения в искусстве, выстроить на базе чужого свою вселенную – вот где истинная виртуозность мастера.
Смешение разнородных стилей, идей, взглядов в нечто, не признаваемое традиционно за целостность, в научной терминологии принято обозначать термином «эклектика» .
Термин был впервые употреблен во II в. н.э. родоначальником философской школы эклектизма Потамоном. В условиях распада рабовладельческого строя эклектики видели своей целью создание нравственных норм, но ограничивались при этом соединением чужих мыслей (Платона, Аристотеля, стоиков, эпикурейцев и т.д.). Возможно, в это же время термин получает и негативный оттенок в значении – отсутствие оригинальности, подражательность, поверхностное заимствование.
Арка Септимия Севера в Риме. 203 г.
Таким образом, эклектика – это не только обозначение стиля, но и художественный метод.
Им активно пользовались, к примеру, и в период Манерьизма в Европе.
Франческо Сальвиати. Давид танцует перед священым ковчегом. 16 в.
Позднее в период неоклассицизма во второй половине XVIII в. стилевое смешение легло в основу работ итальянского архитектора, графика, теоретика Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). В пояснениях к своим фантасмагорическим офортам Пиранези утверждал, что классический художник должен выбирать и соединять все лучшее из египетского, греческого и римского искусства. В его композициях мы видим и римские триумфальные арки, и галереи, обелиски, пирамиды, этрусские вазы, саркофаги и т.д.
В дополнение к своему методу Пиранези выдвинул идею соединения современной живописи и скульптуры с подлинными античными фрагментами в композиции зданий.
В теории искусства принято мнение, что художественный стиль возникает на основе целостности всех элементов художественного произведения. Эклектичность же препятствует сложению исторического стиля, накладывая отпечаток безвременья и безликости. Тем не менее, эпоха романтизма (XVIII–XIX вв.) с ее принципами свободного творчества положила начало эклектике как стилю. Один из вдохновителей немецких романтиков, философ А.В. Шлегель писал: «Мир велик, и в нем многое может существовать одновременно». А автор здания Большой оперы в Париже архитектор Ш. Гарнье добавлял: «В каждой эпохе – своя красота… Все, что истинно, все, что прекрасно, обязательно что-то говорит душе. Надо быть самому эклектиком, чтобы восхищаться эклектизмом».
В Большом Кремлевском дворце, построенном архитектором К.А. Тоном в 1838–1851 гг., продуманные планировка и конструкция замаскированы декорациями в «русском стиле».
Именно в этом заключается сущность эклектического метода: выбираются внешние «оболочки» стиля вне связи их с конструктивной основой.
В России термин «эклектика» в отношении стиля впервые употребил Н.В. Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени» (1831). Гоголь вопрошал архитекторов: почему бы в Петербурге не строить помимо «греческих и римских храмов» готические башни, мавританские минареты и китайские пагоды? По его мнению, «истинный эффект заключен в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте…» И мечта Гоголя была осуществлена.
Один из ранних примеров эклектической архитектуры в России – Лютеранская церковь Св. Петра на Невском проспекте в Петербурге (1832–1838), созданная А.П. Брюлловым, соединила черты романской и готической архитектуры, а также элементы классицизма.
[image]http://arttower.ru/forum/uploads/monthly_09_2013/post-8574-1378451138.jpg[/image]
К середине XIX в. понимание эклектики меняется. Утрачивая конструктивную основу, элементы разных стилей обесценивались; отдаляясь от своих исторических прототипов, становились неузнаваемыми и похожими друг на друга.
На волне «антиэклектического движения» рождалось искусство модерна.
Интересно по теме
Эклектика в искусстве — Eclecticism in art
Эклектика является своим родом смешанного стиля в изобразительном искусстве : «заимствование различных стилей из разных источников и объединить их» ( Hume 1998 , 5). Важно отметить, что эклектика вряд ли когда — либо представляли собой особый стиль в искусстве : оно характеризуется тем , что это не особый стиль. В общем, термин описывает сочетание в одной работе разнообразных влияний-главным образом элементов из различных исторических стилей в архитектуре , живописи , и графики и декоративно — прикладного искусства . В музыке термин , используемый может быть либо эклектику или polystylism .
В изобразительном искусстве
Термин эклектический впервые был использован Винкельман , чтобы охарактеризовать искусство Карраччи , которые включены в их картины элементы из эпохи Возрождения и классических традиций. Действительно, Агостино , Аннибале и Лодовико Карраччи пытались объединить в своем творчестве Микеланджело «линии s, Тициан » s цвет , Корреджо «s светотень , и Рафаэль » s симметрии и благодать .
В 18 — м веке, сэр Джошуа Рейнольдс , глава Королевской академии искусств в Лондоне , был одним из самых влиятельных сторонников эклектики. В шесте из своих знаменитых академических Бесед (1774) он писал , что художник может использовать произведение древних , как «журнал общей собственности, всегда открыт для публики, откуда каждый человек имеет право принимать какие материалы ему нравится «( Рейнольдс +1775 , 26).
Западная архитектура
Ранние примеры эклектичной архитектуры были построены в Королевстве Обеих Сицилий , в частности , в Palazzina Cinese в Палермо ..
Эклектика «был важным понятием в западной архитектуры в середине и в конце 19 — го века, и он вновь появился в новом облике во второй половине 20 — го века» ( Muthesius м ).
источники
- Юм, Хелен D. (1998), книга Художественного Учителя списков , Сан — Франциско: Jossey-Bass, ISBN 0-7879-7424-2
- Muthesius, Стефан. (й) «Эклектика». Grove Art Online . Oxford Art Online. (доступ по подписке) (доступ к 19 сентября 2008)
- Рейнолдс, Джошуа (1775), Дискурс, Поставленный к студентам Королевской Академии, по распределению Призов, 10 декабря 1774 , Лондон: Т. Дэвис
эклектизм — это… Что такое эклектизм?
ЭКЛЕКТИЗМ — (греч., от eklektikos эклектики). См. ЕКЛЕКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭКЛЕКТИЗМ [Словарь иностранных слов русского языка
Эклектизм — (от греч. eklektikуs способный выбирать, выбирающий), соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в периоды упадка искусства. Элементы эклектизма заметны, например, в позднем древнеримском искусстве,… … Художественная энциклопедия
эклектизм — а, м. éclectisme m., нем. Eklektismus <гр. eklektikos выбирающий. Беспринципное соединение разнородных взглядов, точек зрения, теорий, идейных направлений. БАС 1. Все это <рутина, чуждые доктрины> заставили Романа Александровича решиться … Исторический словарь галлицизмов русского языка
эклектизм — соединение, эклектицизм, сочетание, синкретизм, совмещение, эклектика Словарь русских синонимов. эклектизм сущ., кол во синонимов: 7 • синкретизм (5) • … Словарь синонимов
ЭКЛЕКТИЗМ — ЭКЛЕКТИКА, ЭКЛЕКТИЗМ, ЭКЛЕКТИЦИЗМ (от греч. eklektikos способный выбирать) англ. eclecticism; нем. Eklektik. 1.В философии а)механическое соединение в одном учении разнородных взглядов, идей, принципов или теорий. Главная черта Э. состоит в том,… … Энциклопедия социологии
Эклектизм — Эклектизм ♦ Éclectisme Система мышления, построенная по принципу коллажа, заимствующая «отовсюду понемножку»; учение, являющее собой смесь учений, своего рода теоретическое «лоскутное одеяло». Вместе с тем эклектизм претендует на… … Философский словарь Спонвиля
ЭКЛЕКТИЗМ — (эклектика) (от греческого eklektikos выбирающий), механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.п. В архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых… … Современная энциклопедия
ЭКЛЕКТИЗМ — (эклектика) (от греч. eklektikos выбирающий) механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т. п.; в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых… … Большой Энциклопедический словарь
ЭКЛЕКТИЗМ — и (устар.) эклектицизм, эклектицизма, мн. нет, муж. (от греч. eklego выбираю) (книжн.). Механическое, лишенное принципиальности, соединение разнородных начал, точек зрения, взглядов. Эклетизм в философии. Эклетизм в искусстве. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
ЭКЛЕКТИЗМ — ЭКЛЕКТИЗМ, а, м. (книжн.). Неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов. Э. в исследовании. Э. в искусстве. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЭКЛЕКТИЗМ — (в антич. философии) – антич. философия 2 в. до н.э. – 2 в., содержащая в себе элементы разных филос. систем. Мн. течения и представители позднеантич. философии, обычно относимые к Э (в особенности Целлером), могут считаться таковыми лишь в… … Философская энциклопедия
эклектизм — это… Что такое эклектизм?
ЭКЛЕКТИЗМ — (греч., от eklektikos эклектики). См. ЕКЛЕКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭКЛЕКТИЗМ [Словарь иностранных слов русского языка
Эклектизм — (от греч. eklektikуs способный выбирать, выбирающий), соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в периоды упадка искусства. Элементы эклектизма заметны, например, в позднем древнеримском искусстве,… … Художественная энциклопедия
эклектизм — а, м. éclectisme m., нем. Eklektismus <гр. eklektikos выбирающий. Беспринципное соединение разнородных взглядов, точек зрения, теорий, идейных направлений. БАС 1. Все это <рутина, чуждые доктрины> заставили Романа Александровича решиться … Исторический словарь галлицизмов русского языка
эклектизм — соединение, эклектицизм, сочетание, синкретизм, совмещение, эклектика Словарь русских синонимов. эклектизм сущ., кол во синонимов: 7 • синкретизм (5) • … Словарь синонимов
ЭКЛЕКТИЗМ — ЭКЛЕКТИКА, ЭКЛЕКТИЗМ, ЭКЛЕКТИЦИЗМ (от греч. eklektikos способный выбирать) англ. eclecticism; нем. Eklektik. 1.В философии а)механическое соединение в одном учении разнородных взглядов, идей, принципов или теорий. Главная черта Э. состоит в том,… … Энциклопедия социологии
Эклектизм — Эклектизм ♦ Éclectisme Система мышления, построенная по принципу коллажа, заимствующая «отовсюду понемножку»; учение, являющее собой смесь учений, своего рода теоретическое «лоскутное одеяло». Вместе с тем эклектизм претендует на… … Философский словарь Спонвиля
ЭКЛЕКТИЗМ — (эклектика) (от греческого eklektikos выбирающий), механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.п. В архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых… … Современная энциклопедия
ЭКЛЕКТИЗМ — (эклектика) (от греч. eklektikos выбирающий) механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т. п.; в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых… … Большой Энциклопедический словарь
ЭКЛЕКТИЗМ — и (устар.) эклектицизм, эклектицизма, мн. нет, муж. (от греч. eklego выбираю) (книжн.). Механическое, лишенное принципиальности, соединение разнородных начал, точек зрения, взглядов. Эклетизм в философии. Эклетизм в искусстве. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
ЭКЛЕКТИЗМ — ЭКЛЕКТИЗМ, а, м. (книжн.). Неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов. Э. в исследовании. Э. в искусстве. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЭКЛЕКТИЗМ — (в антич. философии) – антич. философия 2 в. до н.э. – 2 в., содержащая в себе элементы разных филос. систем. Мн. течения и представители позднеантич. философии, обычно относимые к Э (в особенности Целлером), могут считаться таковыми лишь в… … Философская энциклопедия