Елагин дворец – ЕЛАГИН ДВОРЕЦ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
Елагин дворец. — Архитектурный стиль — LiveJournal

.
Елагин дворец в Санкт-Петербурге, расположенный на территории Елагина острова, является одним из красивейших памятников архитектуры и садово-паркового искусства в Северной столице. Сейчас это Центральный парк культуры и отдыха имени С.М. Кирова.Усадьба, а также служебные корпуса, парковые павильоны созданы русским зодчим К.И. Росси.

.
История создания Елагина дворца в Санкт-Петербурге.
.
Остров был назван Елагиным по фамилии обера-гофмейстера Ивана Перфильевича Елагина, государственного деятеля, историка, литератора, масона и мецената, которому он принадлежал в конце XVIII века. Позже земли были куплены в казну. Местность выделяется красивейшими пейзажами. Поэтому именно этот остров выбрала для проживания пожилая вдова императрица Мария Федоровна. . .
В свое время княжна София Шуазель-Гуфье так охарактеризовала дворец: «… изящные контуры, белизна этого здания, построенного среди цветущих полей и вод, делали его подобным лилии, выступающей в хрустальной вазе среди букета цветов»..

.
Предполагают, что проект первого Елагина дворца был разработан Джакомо Кваренги, который был первым архитектором Екатерины Великой. В 1818-1822 годах для Марии Федоровны, матери царя, молодой архитектор Карл Росси перестраивает усадьбу. Он также курировал разбивку сада и создание внутренних интерьеров.
.
.

В 1920 — 1930-х годах здесь размещался Музей истории культуры и быта. Как и большинство из подобных музеев он был закрыт и в нем был организован Культурно-воспитательный центр, а позже — филиал Института растениеводства. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал от пожара, возникшего от снарядов, попавших в дымоход. Фрагменты лепных украшений, куски мрамора были собраны и сразу же после победы началась подготовка дворца к реставрации. По фрагментам и эскизам был восстановлен внутренний интерьер помещений.
.

.
Строительство Елагина дворца в Санкт-Петербурге.
.
Здание Елагина дворца возводилось в восточной части острова на берегу Средней Невки. По проекту английского садового мастера Д. Буша одновременно со строительством на острове разбивался парк. В него входил широкий луг, названный Масляным, поскольку здесь во время масленицы устраивался праздник.
Строительство здания велось на основе старого дома. Архитектор сумел почти полностью сохранить старые стены и создал особняк, в котором сочетаются торжественность и строгость внешнего облика с изысканностью интерьеров.
.
Особняк представляет собой двухэтажное, прямоугольное в плане здание. Его главенствующая роль подчеркнута высоким стилобатом, на котором возвышается дом. Парадный фасад, оформленный в центре шестиколонным коринфским портиком, был обращен на луг.
.
Мы видим пологие пандусы и широкую лестницу, украшенную чугунными львами и шарами. Это были первые скульптуры львов Петербурга, впоследствии ставшие одним из символов города.
Парадно оформлен и противоположный фасад, выходящий на реку. Шесть коринфских колонн окружают полуротонду в центре. Колонны боковых портиков сдвоены. Полукруглая лестница оформлена мраморными декоративными вазами и чугунными цветочными корзинами..

.
.
Внутренние интерьеры Елагина дворца в Санкт-Петербурге.
.
.

.
Стены в большинстве помещений облицованы искусственным мрамором (стюком). В одной из комнат был использован стюк чисто-белого цвета, очень похожий на фарфор. Поэтому комната была названа Фарфоровым кабинетом. Мраморные стены других помещений расписаны цветами, орнаментами и сценами из античной мифологии. На потолках мы видим группы резвящихся купидонов.
Интересно и оформление дверей. Каждая является настоящим произведением искусства: двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой. А дверь кабинета Александра I (на втором этаже) была отделана украшениями из бронзы.
.К сожалению, все интерьеры, созданные Росси, были уничтожены пожаром во время Великой Отечественной войны. Часть мебели и картин была продана еще до войны. И сейчас некоторые из них украшают другие музеи. Под руководством архитектора М.М. Плотникова в 1952-1960 годах была проведена реставрация интерьеров. Дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также изделия прикладного искусства.
.

.
Когда был закрыт Музей ленинградского художественного стекла, его коллекция была передана Елагиноостровскому музею. Среди экспонатов музея — стеклянные фигуры, выполненные скульптором В. Мухиной и заслуженным художником РСФСР Е. Яновской.
.
.

.
Сегодня в музее проводятся различные развлекательные мероприятия в стиле петровской, елизаветинской или екатерининской эпох, а также временные выставки. На территории Центрального парка культуры и отдыха организуются пикники и фуршеты под открытым небом.
.
Елагиноостровский дворец-музей относится к категории молодых музеев декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XXI веков. Ему немногим более 20 лет. История музея только начинается.
.
.

.
Текст подготовили: «Spb-guide».
.
Елагин дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото
Общая информация
В начале XIX в. император Александр I приобрел Елагин остров для летней резиденции своей матери Марии Федоровны и поручил знаменитому архитектору Карлу Росси перестроить Елагин дворец. Так в Петербурге возник один из лучших дворцово-парковых ансамблей. Он включает в себя сам дворец, его Кухонный, Оранжерейный и Конюшенный корпуса, павильон под флагом с гранитной пристанью и музыкальный павильон. Все это великолепие располагается на северо-восточной оконечности Елагина острова.
Двухэтажное здание дворца, увенчанное куполом, стоит на высокой каменной террасе. Один его фасад смотрит на реку, а с другой стороны в парк спускается широкая многоступенчатая лестница, которую стерегут чугунные львы. Перед дворцом находится Большой Масляный луг, откуда по Большой аллее при желании можно дойти до западной стрелки Елагина острова, где в XIX в. было модно гулять в белые ночи.
Интерьеры Елагиноостровского дворца отличаются изысканным убранством и оригинальной отделкой. В его украшении участвовали известные скульпторы Пименов и Демут-Малиновский, художники Скотти, Виги, Медичи. В парадных помещениях первого этажа было более двадцати великолепных дверей, облицованных ценными породами дерева и украшенных тонкой золоченой резьбой. Каждая такая дверь воспринималась как самостоятельное произведение искусства. Вообще, на первом этаже — самые богато оформленные комнаты. В вестибюле, в нишах, стояли фигуры весталок, держащих в руках светильники, а потолок был украшен росписью. Еще большей роскошью отличались столовая, Овальный зал, кабинет, спальня и туалетная. Стены и колонны этих помещений были облицованы искусственным мрамором. В Овальном зале и кабинете этот мрамор был очень белый и блестящий, подобно лучшему фарфору, благодаря чему кабинет стал называться Фарфоровым. Комнаты, расположенные на втором и третьем этажах дворца, были отделаны значительно скромнее и проще, чем парадные залы. Исключения составляли кабинет Александра I на втором этаже и Церковный зал на третьем.
После смерти Марии Федоровны Елагин дворец постепенно снижает свой статус — сначала он становится запасной царской резиденцией, потом местом отдыха российских премьер-министров. Дворец сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, но был отреставрирован и в 1987 г. открыт как музей.
Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII—XX вв.
- Елагин остров, 4. М. «Старая Деревня», «Крестовский остров»
- Тел. 430-11-31
- Открыт ежедневно, кроме пн, с 10.00 до 18.00
- Касса работает до 17.00. Санитарный день — последний вторник месяца. Осмотр — 40-60 мин. Вход — 150 р., льготный (пенсионеры и школьники) — 50 р., студенты — бесплатно
- Посещение Музея художественного стекла оплачивается отдельно 150 р., льготный — 25 р., студенты — бесплатно
Музей занимает три здания дворцово-паркового ансамбля Елагина острова — Дворец, Оранжерейный и Конюшенный корпуса. В его фондах — более 12 тысяч предметов искусства. Это живопись, скульптура, художественный фарфор, стекло, мебель, ткани, вышивка. Во дворце сохранились интерьеры, особенно хороши Овальный зал с полуколоннами и кариатидами, Голубая гостиная с камином из черного мрамора, Фарфоровый кабинет, Малиновая гостиная. Парадная анфилада залов находится на первом этаже.
На втором этаже проходят выставки декоративно-прикладного искусства и старинных предметов интерьера, на третьем ведутся работы по воссозданию дворцовой церкви.
В Оранжерейном корпусе дворца в 2010 г. открылось новое музейное подразделение — Музей художественного стекла. В отреставрированном выставочном пространстве площадью 700 кв.м представлено более 700 художественных изделий из стекла и хрусталя — уникальная коллекция произведений закрытого в 1996 г. Ленинградского завода художественного стекла, которое в свое время было ведущим стекольным предприятием в СССР. Экспозиция занимает три зала, оснащенные самым современным музейным оборудованием: Центральный, Черный и Белый (в последнем проводятся временные выставки). В музее проводятся конференции, презентации, мастер-классы по росписи стекла. В Конюшенном корпусе находятся выставочные залы, в которых проходят выставки работ современных художников.
Елагин дворец в Санкт-Петербурге
Елагин дворец — это первый единый архитектурный ансамбль, созданный зодчим Карлом Росси.
Современники восторженно отзывались о постройке, так, в 1823 году журнал «Литературные листки» написал, что Елагин остров «в несколько лет, как будто волшебною силою, превращён в очаровательный замок, где Искусство и Природа соединили свои силы, чтобы под видом простоты представить всё своё богатство. Старый дом превращён дарованием архитектора Росси в храм вкуса и великолепия».
При строительстве и оформлении залов мебель и все, даже мелкие детали, выполнялись по рисункам архитектора.
Часто этот дворец называют «дворцом дверей», поскольку дверей здесь немало, но нет двух одинаковых, причем для симметрии в некоторых комнатах были устроены фальш-двери.
На втором этаже находились помещения для дам, а также комната для императора. На третьем этаже располагалась церковь. В 1822 году по поручению Росси мастер Антон Фомин отлил на Санкт-Петербургском чугунолитейном заводе скульптуры двух львов, копии с античных статуй, которые украсили лестницу Елагиноостровского дворца.
Архитектором Карлом Росси и Джозефом Бушем младшим были созданы уникальный парк в английском стиле и оранжереи, представляющие настоящее творение ландшафтного искусства, в чем-то похожее на парки Павловска.
История создания Елагина дворца в Санкт-Петербурге
Усадьба, а также служебные корпуса, парковые павильоны созданы русским зодчим К. И. Росси.
Остров был назван Елагиным по фамилии обера-гофмейстера Ивана Перфильевича Елагина, государственного деятеля, историка, литератора, масона и мецената , которому он принадлежал в конце XVIII века. Позже земли были куплены в казну. Местность выделяется красивейшими пейзажами. Поэтому именно этот остров выбрала для проживания пожилая вдова императрица Мария Федоровна.
В свое время княжна София Шуазель-Гуфье так охарактеризовала дворец: «… изящные контуры, белизна этого здания, построенного среди цветущих полей и вод, делали его подобным лилии, выступающей в хрустальной вазе среди букета цветов».
Предполагают, что проект первого Елагина дворца был разработан Джакомо Кваренги, который был первым архитектором Екатерины Великой. В 1818-1822 годах для Марии Федоровны, матери царя, молодой архитектор Карл Росси перестраивает усадьбу. Он также курировал разбивку сада и создание внутренних интерьеров.
После смерти Марии Федоровны ансамбль стал запасной царской резиденцией, которую императоры посещали редко.
В 1920 — 1930-х годах здесь размещался Музей истории культуры и быта. Как и большинство из подобных музеев он был закрыт и в нем был организован Культурно-воспитательный центр, а позже — филиал Института растениеводства. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал от пожара, возникшего от снарядов, попавших в дымоход. Фрагменты лепных украшений, куски мрамора были собраны и сразу же после победы началась подготовка дворца к реставрации. По фрагментам и эскизам был восстановлен внутренний интерьер помещений.
Строительство Елагина дворца в Санкт-Петербурге
Здание Елагина дворца возводилось в восточной части острова на берегу Средней Невки. По проекту английского садового мастера Д. Буша одновременно со строительством на острове разбивался парк. В него входил широкий луг, названный Масляным, поскольку здесь во время масленицы устраивался праздник.
Строительство здания велось на основе старого дома. Архитектор сумел почти полностью сохранить старые стены и создал особняк, в котором сочетаются торжественность и строгость внешнего облика с изысканностью интерьеров.
Особняк представляет собой двухэтажное, прямоугольное в плане здание. Его главенствующая роль подчеркнута высоким стилобатом, на котором возвышается дом. Парадный фасад, оформленный в центре шестиколонным коринфским портиком, был обращен на луг.
Мы видим пологие пандусы и широкую лестницу, украшенную чугунными львами и шарами. Это были первые скульптуры львов Петербурга, впоследствии ставшие одним из символов города.
Парадно оформлен и противоположный фасад, выходящий на реку. Шесть коринфских колонн окружают полуротонду в центре. Колонны боковых портиков сдвоены. Полукруглая лестница оформлена мраморными декоративными вазами и чугунными цветочными корзинами.
Совсем рядом от дворца расположен Кухонный корпус, украшенный с обеих сторон дорическими шестиколонными портиками, а чуть дальше — Конюшенный. Пройдя по аллее, мы увидим Музыкальный павильон. Он расположен на береговой аллее парка, по которой часто гуляли хозяева и гости, и был предназначен для духового оркестра. Все служебные корпуса как бы прячутся среди зелени.
Внутренние интерьеры Елагина дворца в Санкт-Петербурге
Самое красивое и эффектное помещение на первом этаже — Центральный Овальный зал с ионическими полуколоннами и кариатидами, которые поддерживают купол, украшенный орнаментальной росписью. Рядом с залом расположены столовая, спальня и кабинет, а также Малиновая и Голубая гостиные. В оформлении интерьеров приняли участие скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский, живописцы Д. Скотти и Б. Медичи и другие.
Стены в большинстве помещений облицованы искусственным мрамором (стюком). В одной из комнат был использован стюк чисто-белого цвета, очень похожий на фарфор. Поэтому комната была названа Фарфоровым кабинетом. Мраморные стены других помещений расписаны цветами, орнаментами и сценами из античной мифологии. На потолках мы видим группы резвящихся купидонов. Интересно и оформление дверей. Каждая является настоящим произведением искусства: двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой. А дверь кабинета Александра I (на втором этаже) была отделана украшениями из бронзы.
К сожалению, все интерьеры, созданные Росси, были уничтожены пожаром во время Великой Отечественной войны. Часть мебели и картин была продана еще до войны. И сейчас некоторые из них украшают другие музеи. Под руководством архитектора М. М. Плотникова в 1952-1960 годах была проведена реставрация интерьеров. Дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также изделия прикладного искусства.
Когда был закрыт Музей ленинградского художественного стекла, его коллекция была передана Елагиноостровскому музею. Среди экспонатов музея — стеклянные фигуры, выполненные скульптором В. Мухиной и заслуженным художником РСФСР Е. Яновской.
Самыми известными экспонатами являются скульптурная композиция «Русь», ваза «Нептун» (работа заслуженного художника России А. Аствацатуряна), ваза «Ленинградская», созданная к 250-летнему юбилею Северной столицы заслуженным художником РСФСР Ю. Мунтяном.
Сегодня в музее проводятся различные развлекательные мероприятия в стиле петровской, елизаветинской или екатерининской эпох, а также временные выставки. На территории Центрального парка культуры и отдыха организуются пикники и фуршеты под открытым небом.
Елагиноостровский дворец-музей относится к категории молодых музеев декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XXI веков. Ему немногим более 20 лет. История музея только начинается.
Вместе с тем, ансамбль Елагина дворца в Санкт-Петербурге представляет собой подлинный шедевр русской архитектуры.
Как добраться до Елагина дворца в Санкт-Петербурге
От станции метро Крестовский остров пройти пешком по улице Рюхина до 2-го Елагинского моста.
Режим работы Елагина дворца в 2020 г.
Дворец закрыт на реставрацию.
Елагиноостровский дворец-музей

Елагин остров, что расположился в дельте реки Невы, там где она разбивается на Большую и Среднюю Невку, стоит обособленно от центральной части города. Может быть поэтому дворец, возвышающийся на его восточной оконечности чем-то напоминает окружённый рвом средневековый замок.
Елагиноостровский дворец: историческая справка
За годы своего существования в составе Российской империи остров сменил множество хозяев. Первым владельцем был барон Пётр Шафиров. Ему царственный тёзка — император Петр I — сделал такой дорогой подарок в 1709 году. Но в 1723 году барон впал в немилость и лишился имущества, а остров со всеми постройками перешёл к графу Ягужинскому. Последующими хозяевами были Алексей Мильгунов и князь Потёмкин-Таврический. Иван Перфильевич Елагин был пятым. Но именно его имя вошло в историю, так как именно он посвятил обустройству этого места порывы своей увлечённой души.
Одной из первых и наиболее значимых построек, возведённых по приказу Ивана Елагина, был изящный дворец, пронёсший через века имя своего владельца. Елагинским его зовут с 1777 года и до настоящего времени. Также иногда употребляют ещё два названия: Елагин или Елегиноостровский дворец.

Точных данных об имени первого архитектора, приложившего своё умение к возведению величественного строения нет, предполагают, что им был Джакомо Кваренги, который спроектировал множество зданий Северной столицы во времена Екатерины II. Итальянский зодчий был увлечён идеями раннего классицизма (палладианства), сочетающего в себе принципы античной храмовой архитектуры. В этом стиле возведён и Елагин дворец.
После смерти Ивана Перфильевича Елагина император Александр I выкупил остров с дворцом, чтобы устроить здесь летнюю резиденцию для своей матери, вдовствующей императрицы: на 58-м году жизни Марии Фёдоровне было уже трудно ездить в Гатчину и Павловск. Реконструкцию дворца для нужд новых хозяев поручили Карло ди Росси. Талантливый архитектор, сохранив основные стены предыдущей постройки, превратил дворец в трёхэтажное здание, увенчанное куполом.
В 1828 году работы по реконструкции были завершены и, восхищённый результатом, Александр I наградил зодчего алмазными подвесками ордена святой Анны. Однако новая хозяйка через семь лет умерла, а роскошный дворец, который поэтично был назван «цветком в петлице Петербурга», стал запасным для семьи Романовых и временной резиденцией для царских сановников. К примеру, в своё время его занимали Пётр Столыпин и Сергей Витте.
После захвата власти большевиками дворец был национализирован и судьба его изменилась: до 1928 рода тут был Музей истории и быта, потом — филиал Института растениеводства при Академии наук, затем в роскошном помещении расположилась однодневная база отдыха.
Вторая Мировая война не пощадила уникальное здание — дворец серьезно пострадал от прямого попадания снаряда и последовавшего пожара. В 50-е годы за восстановление его взялся талантливый реставратор из Ленинграда Василий Савков. Наконец, в 1961 году у Елагинского дворца началась новая жизнь. Первый этаж стал выставочным залом музея, второй вернули однодневной базе отдыха. На третьем этаже, там где раньше была дворцовая церковь, оборудовали танцевальный зал.
В наши дни, начиная с 1987 года, в Елагинском дворце располагается Елагиноостровский дворец-музей декоративно-прикладного искусства и интерьера.
Архитектура и достопримечательности дворца
Со стороны западного фасада гостей встречает шестиколонный портик, приподнятый над высоким крыльцом, к которому поднимаются с двух сторон широкие пандусы. Когда-то по ним ко дворцу подъезжали конные экипажи. По обе стороны от крыльца раскинулся корпус дворца, завершающийся четырёхколонными портиками. Парадную лестницу украшает литая чугунная решётка и фигуры игривых львов.
У противоположного, восточного фасада, смотрящего в сторону реки, центральную часть занимает ротонда с колоннами и большими высокими окнами. По обе стороны вдоль поднимающейся ко входу лестницы стоят белоснежные вазы, выполненные в античном стиле.
Войдя в Елагинский дворец с западной стороны, сразу попадаешь в великолепный Овальный зал. Он является главным парадным залом дворца. Торжественность и величие помещения подчёркивают стройные колонны, изящные кариатиды, уникальные резные двери. А над всем великолепием — бронзовая люстра на 60 свечей. Это точная копия подлинной, которая была отлита по рисунку Росси в мастерской Шрейбера.
С обеих сторон к залу примыкают гостиные: Малиновая и Голубая. Голубая гостиная названа так по цвету драпировки её стен. Она богато украшена позолоченной лепниной, цветным камнем, зеркалами. Отличительная особенность Голубой гостиной — два симметрично расположенных камина из чёрного мрамора. Голубая гостиная ведёт в Кабинет Марии Фёдоровны, её Опочивальню и Туалетную комнату.
Занимающий угловое положение дворца Кабинет считается одним из лучших произведений российского декоративного искусства начала 19 века. Он отделан искусственным мрамором и полихромной живописью, изображающей гирлянды цветов, танцующих граций и резвящихся купидонов. Всё это делает комнату похожей на драгоценную фарфоровую шкатулку, поэтому чаще её называют «Фарфоровый кабинет».
Малиновая гостиная точно такого же размера, как и Голубая. Главное её отличие — малиновый цвет мебельной обивки. Такой же оттенок преобладает и в шелковой драпировке стенных панелей. Важным элементом украшения помещения являются четыре двери из красного дерева (две из них — ложные).
Пройдя через Малиновую гостиную, посетители попадают в Столовый зал, просторное помещение, занимающее всю северную часть Елагинского дворца. Здесь проводились торжественные обеды и ужины. Столовый зал полон света: вдоль одной его стены тянется ряд широких окон, а напротив них, на другой стене — огромные зеркала в позолоченных рамах. Между окнами и зеркалами висят трёхсвечные бронзовые светильники, под потолком — роскошные люстры.
Если заходить в здание со стороны Масляного луга через главный вход, попадаешь в Переднюю. Здесь гостей встречают скульптуры весталок, служительниц мифической хранительницы домашнего очага богини Весты, держащие в руках светильники. Потолок и фриз в Передней украшены барельефами, изображающими сцены из античной мифологии. По бокам расположены дубовые двери, декорированные шпоном из берёзы. Из Передней можно пройти в Овальный зал или подняться в помещения второго этажа.
На втором этаже расположилась выставка «Обаяние прошлого» — экспозиция российского жилого интерьера, характерного для конца XIX и начала ХХ века. Здесь собраны предметы мебели и другого убранства помещений: посуда, вазы, статуэтки, часы, картины. Каждая из комнат второго этажа оформлена в оригинальном, характерном для неё стиле.
На третьем этаже в настоящее время заканчиваются работы по восстановлению церкви, освящённой именем Николая Чудотворца, действовавшей в царские времена. В те годы храм использовался не только членами монаршей семьи. На воскресную службу сюда часто приходили местные жители.
Логичнее всего завершить экскурсию по Елагину дворцу прогулкой по расположенному здесь же, на Елагином острове, Центральному парку культуры и отдыха им. Кирова (подробнее о парке читайте здесь) — ведь вместе они составляют единый дворцово-парковый ансамбль, органично дополняя друг друга. Совсем рядом находятся Оранжерейный Корпус, следом за ним — Фрейлинский Корпус и Творческая дача (бывший Кавалерский корпус), а вокруг — восхитительный пейзаж, сочетающий в себе естественную красоту природы и искусство мастеров ландшафтного дизайна. Здесь есть все условия для спокойного или активного отдыха, для детей и взрослых.

В наши дни основная функция Елагинского дворца — культурно-просветительская. Чтобы каждый желающий смог в полной мере проникнуться духом истории, сотрудники музея проводят различные экскурсии, участвуют в организации тематических выставок. А ещё лучше почувствовать аромат былых времён помогают проводимые здесь мероприятия в стиле различных эпох: Петра, Елизаветы, Екатерины. Так же, по предварительной договорённости, есть возможность отпраздновать здесь свою свадьбу.
Интерактивный тур по Елагиноостровскому дворцу
Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.
1. Выставка мебели второй половины XIX — начала XX века.
2. Фарфоровый кабинет.
3. Елагин остров с высоты птичьего полета.
Елагиноостровский дворец: где находится и как добраться
Расположен Елагинский дворец совсем рядом с центром Санкт-Петербурга. Ближайшая станция метро — «Крестовский остров». От неё к парку направляется улица Рюхина, а по парку самая заметная тропа приведёт во точно во дворец. С Каменного острова дорога тянется через мост прямо ко дворцу, пешком можно дойти минут за десять.
Елагин дворец — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ела́гин дворе́ц — летний императорский дворец на Елагине острове в Санкт-Петербурге. Названный Елагиным по имени своего первого владельца, он так и сохранил это название, несмотря на периодическую смену хозяев. Дворец также называют Елагинским или Елагиноостровским.
Строительство
Имя архитектора, построившего для И. П. Елагина дом в палладианском стиле, достоверно неизвестно. Некоторые историки предполагают авторство Дж. Кваренги. Первоначальный облик виллы на островах не сохранился.
В начале XIX века остров был выкуплен Александром I для своей матери императрицы Марии Фёдоровны, которой было уже тяжело ездить в царские загородные резиденции Павловска и Гатчины. Перестроить Елагин дворец было поручено знаменитому зодчему К. Росси. Архитектор возвел на острове сразу несколько зданий: кроме увенчанного куполом трехэтажного дворца, там было выстроено три дополнительных павильона, а также Кухонный и Конюшенный корпуса.
Оформлением внутренних помещений дворца и павильонов занимались самые известные в то время скульпторы — С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский — и художники-декораторы — Д. Б. Скотти, А. Виги и Б. Медичи.
Овальный зал дворца был украшен кариатидами и ионическими полуколоннами, купол расписан причудливым орнаментом, а стены в большинстве помещений дворца облицованы искусственным мрамором (стюком). В одной из комнат был использован стюк чисто-белого цвета, внешне очень похожий на фарфор, из-за чего комната была названа Фарфоровым кабинетом. Мраморные стены других помещений художники расписали цветами, орнаментами и сценами из античной мифологии, а на потолках изобразили группы резвящихся купидонов.
Особенно восхищали вдовствующую императрицу и её гостей двери на первом этаже Елагина дворца, оформлением которых занимался сам Росси. Каждая из двадцати с лишним дверей является настоящим произведением искусства: двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой. Дверь кабинета Александра I на втором этаже была отделана украшениями из бронзы.
Последующая история
Елагин дворецПосле смерти Марии Федоровны Елагин дворец постепенно превратился в «запасную» царскую резиденцию, которую императоры не слишком жаловали своим вниманием. В начале XX века Елагин дворец «понизили» в ранге — из царской резиденции он превратился в место отдыха премьер-министров России. В нем успели побывать С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, В. Н. Коковцов и И. Л. Горемыкин.
После революции Елагин дворец получил статус музея — в нем был открыт Музей быта. В Петербурге подобных музеев было очень много в начале века, но вскоре большинство из них были закрыты или превращены в другие культурные или общественные учреждения. Это произошло и с Елагиным дворцом, в котором был организован культурно-воспитательный центр.
Во время Великой Отечественной войны дворец был сильно разрушен — один из снарядов, попавший в дымоход, привел к пожару. Сразу же после победы архитектор В. М. Савков начал подготовку дворца к реставрации, собрав вместе уцелевшие куски мрамора и фрагменты лепных украшений и росписи. По этим фрагментам и эскизам впоследствии была восстановлена отделка внутренних помещений Елагина дворца.
Отреставрированный под руководством архитектора М. М. Плотникова, Елагин дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также вышивки и изделия из дерева и металла. В начале перестройки, когда был закрыт Музей ленинградского художественного стекла, коллекция его экспонатов была также передана Елагиноостровскому музею.
Сегодня в Елагином дворце также проводятся различные временные выставки произведений искусства и устраиваются развлекательные мероприятия в стиле разных эпох — петровской, елизаветинской или екатерининской. Перед Елагиным дворцом, на территории Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО), для туристов организовываются пикники и фуршеты под открытым небом и прочие аттракционы современности.
Елагин остров и дворец
В кино
См. также
Литература
- Пилявский В. И. Зодчий Росси. М.-Л.: ГИАиГ, 1951
Ссылки
Елагин дворец — это… Что такое Елагин дворец?
Координаты: 59°58′55″ с. ш. 30°15′00″ в. д. / 59.981944° с. ш. 30.25° в. д. (G) (O) (Я)59.981944, 30.25
Елагин дворец — летний императорский дворец на Елагине острове в Санкт-Петербурге. Названный Елагиным по имени своего первого владельца, он так и сохранил это название, несмотря на периодическую смену хозяев. Дворец также называют Елагинским или Елагиноостровским.
Строительство и внутреннее убранство
Предполагается, что архитектором, построившим дом для И. П. Елагина, был Д. Кваренги. Впрочем, особняк в своем первоначальном виде до нашего времени не дошел, поскольку в начале XIX века он был выкуплен Александром I для своей матери императрицы Марии Фёдоровны, которой было уже тяжело ездить в царские загородные резиденции Павловска и Гатчины. Перестроить Елагин дворец было поручено знаменитому зодчему К. Росси. Архитектор возвел на острове сразу несколько зданий: кроме увенчанного куполом трехэтажного дворца, там было выстроено три дополнительных павильона, а также Кухонный и Конюшенный корпуса. Оформлением внутренних помещений дворца и павильонов занимались самые известные в то время скульпторы — С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский — и художники-декораторы — Д. Б. Скотти, А. Виги и Б. Медичи. Овальный зал дворца был украшен кариатидами и ионическими полуколоннами, купол расписан причудливым орнаментом, а стены в большинстве помещений дворца облицованы искусственным мрамором (стюком). В одной из комнат был использован стюк чисто-белого цвета, внешне очень похожий на фарфор, из-за чего комната была названа Фарфоровым кабинетом. Мраморные стены других помещений художники расписали цветами, орнаментами и сценами из античной мифологии, а на потолках изобразили группы резвящихся купидонов. Особенно восхищали вдовствующую императрицу и ее гостей двери на первом этаже Елагина дворца, оформлением которых занимался сам Росси. Каждая из двадцати с лишним дверей является настоящим произведением искусства: двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой. А дверь кабинета Александра I на втором этаже была, к тому же, отделана украшениями из бронзы.
История
Елагин дворецПосле смерти Марии Федоровны Елагин дворец постепенно превратился в «запасную» царскую резиденцию, которую императоры не слишком жаловали своим вниманием. В начале XX века Елагин дворец «понизили» в ранге — из царской резиденции он превратился в место отдыха премьер-министров России. В нем успели побывать С. Ю. Витте, П. А. Столыпин и И. Л. Горемыкин.
После революции Елагин дворец получил статус музея — в нем был открыт Музей быта. В Петербурге подобных музеев было очень много в начале века, но вскоре большинство из них были закрыты или превращены в другие культурные или общественные учреждения. Это произошло и с Елагиным дворцом, в котором был организован Культурно-воспитательный центр.
Во время Великой Отечественной войны дворец был сильно разрушен — один из снарядов, попавший в дымоход, привел к пожару. Сразу же после победы архитектор В. М. Савков начал подготовку дворца к реставрации, собрав вместе уцелевшие куски мрамора и фрагменты лепных украшений и росписи. По этим фрагментам и эскизам впоследствии была восстановлена отделка внутренних помещений Елагина дворца. Отреставрированный под руководством архитектора М. М. Плотникова, Елагин дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также вышивки и изделия из дерева и металла.
В начале «перестройки», когда был закрыт Музей ленинградского художественного стекла, коллекция его экспонатов была также передана Елагиноостровскому музею.
Сегодня в Елагином дворце также проводятся различные временные выставки произведений искусства и устраиваются развлекательные мероприятия в стиле разных эпох — петровской, елизаветинской или екатерининской. Перед Елагиным дворцом, на территории Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО), для туристов организовываются пикники и фуршеты под открытым небом и прочие аттракционы современности.
Елагин остров и дворец
В кино
- Этот дворец был запечатлён в сценах короткометражного музыкального телефильма «Грустить не надо» (1985).
- В самом начале фильма «Небесный тихоход» (1945) можно увидеть разрушенный Елагин дворец — так он выглядел в 1945 году до начала всех восстановительных работ.
- В фильме «Чужое лицо» показаны интерьеры дворца.
См. также
Литература
- Пилявский В. И. Зодчий Росси. М.-Л.: ГИАиГ, 1951
Ссылки
![]() |
{{{заглавие}}} | |
---|---|
{{{содержание}}} |
{{{заглавие}}} | |
---|---|
{{{содержание}}} |
{{{заглавие}}} | |
---|---|
{{{содержание}}} |
Елагин дворец: история, адрес, как добраться — Санкт
Елагин дворец – основная достопримечательность архитектурного ансамбля Елагина острова, летняя резиденция российских императоров. Здание является объектом культурного наследия России.
Строительство дворца в палладианском стиле продолжалось с 1785 по 1790 годы. Автором проекта выступил архитектор Д. Кваренги.
В начале 19-го века Елагин остров приобрел император Александр I. Государь поручил архитектору Карлу Росси переоборудовать дворец, чтобы в нем могла жить вдовствующая императрица Мария Федоровна.
К 1822 году Елагин дворец преобразился. Росси переделал здание таким образом, чтобы оно гармонично вписывалось в островной ландшафт.
К оформлению внутреннего убранства дворца привлекли скульпторов и живописцев. Росси разместил на первом этаже здания длинную анфиладу из нескольких залов с интерьерами в стиле ампир. В Овальном зале, Голубой и Малиновой гостиных туристы могут увидеть подлинное дворцовое убранство начала 19-го века.
На втором этаже находятся императорские покои, помещения для дам, экспозиции произведений искусства: живописи, изделий из фарфора, стекла, древесины и металла. Третий этаж по решению Росси был отдан под церковь, в которой молились члены царской фамилии.
Широкие лестницы Елагина дворца богато украшены чугунными статуями, которые представляют собой точные копии знаменитых античных скульптур.
Во времена ВОВ Елагин дворец неоднократно подвергался бомбардировкам. Одна из бомб вызвала пожар, уничтоживший часть внутренних интерьеров, приведший к обрушению крыши. После Победы реставрационная комиссия выражала большие сомнения, что дворец может быть восстановлен. Существовал план полной переделки здания в современный бальный зал. К счастью, решение о реконструкции объекта все-таки было принято.
Работы продолжались на протяжении 8 лет. В 1960 году с Елагина дворца сняли строительные леса. Великолепие этого потрясающего здания потрясло петербуржцев: в наши дни оно считается одним из самых красивых сооружений города на Неве.
Елагин дворец можно увидеть в сериале В. Бортко по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Режиссер разместил в здании психиатрическую клинику, в которую угодили Мастер и поэт Бездомный.
В наше время во дворце проходят экскурсии, лекции, посвященные культуре и искусству, мастер-классы, маскарады и балы.
Как добраться: