Елагинский дворец в санкт петербурге официальный сайт – Елагиноостровский дворец-музей — цены, расписание, льготы, адрес, телефон

Елагиноостровский дворец-музей

 Елагиноостровский дворец-музей

Елагиноостровский дворец является одной из немногих архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга, которая за все время существования ни разу не была переименована.  Жемчужиной уникального дворцово-паркового ансамбля Елагина острова по праву считается Елагиноостровский дворец.

Елагиноостровский дворец (называемый также Елагинским или Елагиным) был построен архитектором Карлом Росси в 1818-1822 годах по заказу императора Александра I для его матери вдовствующей императрицы Марии Федоровны и на протяжении ста лет оставался во владении Романовых. Интерьеры дворца сочетали парадность и изысканность императорской резиденции и в течение XIX века не подвергались переделкам. До сих пор они по праву считаются одним из лучших памятников эпохи ампира в России. После революции 1917 года по специальному декрету советского правительства Елагин дворец был признан памятником высшей категории, имеющим историческое и художественное значение. С 1918 по 1929 годы он, как и многие другие дворцы и усадьбы, становится Музеем истории и быта. Несмотря на трудные условия жизни, сотрудники музея под руководством архитектора-хранителя дворцово-паркового ансамбля Е.В.Медведева сумели не только сохранить от расхищения дворцовое имущество, но и значительно увеличить его за счет поступления предметов из национализированных дач на Каменном и Крестовском островах.

В 1929 году музей был закрыт, а коллекция расформирована. Лучшие экспонаты были переданы в Эрмитаж, Русский музей, Гатчинский, Павловский и Детскосельский (Екатерининский) дворцы-музеи, предметы из драгоценных металлов и оклады икон – в финансовые организации. Большая же часть была распродана через магазины Торгсин (торговля с иностранцами) и Госторг. В 1932 году на Елагином острове открывается Центральный парк культуры и отдыха, ставший главным местом отдыха горожан, и здание дворца используется для культурно-просветительной работы. Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война нанесла большой урон парку и дворцу. Во время блокады Ленинграда в парке находились воинские части. Он, как и все прифронтовые районы был приспособлен для осуществления оборонительных задач и закрыт для посетителей. 16 января 1942 года во время очередного артобстрела два зажигательных снаряда пробили кровлю дворца и разорвались в подвале, разрушив вестибюль, на месте которого образовалась глубокая воронка. Снаряды повредили дымоходы, вспыхнувший пожар охватил все здание, уничтожил перекрытия первого и второго этажей и все интерьеры. От дворца остался лишь остов из капитальных стен, открытый ветру и дождям. Еще не закончилась война, а Исполком Ленгорсовета принимает решение об открытии ЦПКиО летом 1944 года. Силами всего города, его общественными и государственными организациями, а также простыми жителями восстанавливался любимый всеми ленинградцами Центральный парк культуры и отдыха, ставший олицетворением мирной жизни. Елагин дворец начал реставрироваться первым из разрушенных дворцов в Ленинграде. В 1946 году архитектор В.М.Савков выполнил обмеры разрушенного дворца и провел фиксацию уцелевших деталей декоративного убранства интерьеров. Сотрудник ГИОПа А.Н.Петров собрал архивные научные материалы и обосновал возможность восстановления дворца. Сначала предполагалось перестроить дворец под здание для танцев и игр Центрального парка культуры и отдыха. После изучения и систематизации исторических материалов было принято решение восстановить исторический облик здания, парадных залов первого этажа и кабинета императора Александра I на втором этаже. В 1952 году архитектор М.М.Плотников разработал проект воссоздания художественной отделки парадных залов первого этажа. С 1952 по 1960 годы продолжались реставрационные работы. В декабре 1960 года Государственная комиссия приняла возрожденный Елагин дворец. Это был первый пример полного воссоздания уникального дворцового здания в Ленинграде. В 1961 году отреставрированный дворец открыл свои двери для посетителей. Уникальные интерьеры первого этажа предназначались для временных выставок. Второй и третий этажи были полностью отведены под базу однодневного отдыха трудящихся. Здесь разместились комнаты для отдыха и развлечений, лекционный, бильярдный и танцевальный залы. В новом дворце появился еще один просторный вестибюль и широкая лестница на второй этаж.

С созданием выставочных залов началась музеефикация дворца, растянувшаяся почти на двадцать лет. Небольшой коллектив во главе с Д.И.Немчиновой устраивает интересные и разноплановые выставки: «Дулевский фарфор», выставку главного художника Ленинградского завода художественного стекла Е.В.Яновской, первую в Ленинграде выставку из частных коллекций и другие, которые привлекают внимание посетителей парка. К концу 1970-х годов здание дворца было полностью освобождено от базы отдыха. На первом этаже размещается постоянная экспозиция из мебели, скульптуры и бронзы первой трети XIX века. На втором и третьем этажах организуются временные выставки декоративно-прикладного искусства. В 1981 году в целях сохранения уникальных интерьеров Елагина дворца как памятника архитектуры и декоративно-прикладного искусства было принято решение о создании во дворце «Музея декоративно-прикладного искусства XIX века», но только в 1987 году дворец получил статус музея. Новый музей под руководством первого директора В.В.Мухина активно входит в музейное пространство города с яркими выставочными проектами: «Церковная культура. Петербургский период», «Русский жемчуг и перламутр», «Фаберже. Искусство ювелиров придворной фирмы», которые имели большой резонанс и массовую посещаемость. В тяжелые для всей страны 1990-е годы сотрудники музея планомерно формируют фонды, пополняя их за счет закупок, даров и передач предметов из других организаций. В 1999 году, после банкротства и закрытия крупнейшего предприятия стекольной промышленности страны — Ленинградского завода художественного стекла, его коллекция из 7 тысяч экспонатов была передана в Елагиноостровский дворец-музей.

Начиная с 2000-х годов проводится реставрация парковых корпусов и павильонов ансамбля и их дальнейшая музеефикация: в Павильоне под флагом создана экспозиция, посвященная К.И.Росси, в Конюшенном корпусе — выставочные залы современного искусства, в Кухонном корпусе – фондохранилища. В 2010 году в Оранжерейном корпусе был открыт «Музей художественного стекла», в 2018 году при нем начала работу Стеклодувная мастерская.

За годы существования музея сотрудникам удалось собрать фонды, составляющие в настоящее время около 15 тысяч единиц хранения. Отличительной особенностью музея стало приоритетное формирование фондов декоративно-прикладного искусства: стекла, керамики, мебели (дерева), металла и других. Самым значительным по объему музейным фондом является фонд стекла. Музей активно занимается его пополнением, благодаря чему в нем появились произведения художников, работавших не только на Ленинградском заводе художественного стекла, но и на других стекольных предприятиях страны. В настоящее время фонд насчитывает около 8 тысяч предметов и представляет весь спектр отечественного стекла второй половины ХХ – начала ХХI веков.

Фонд дерева дает возможность познакомиться с прекрасными образцами мебельного искусства, отражающими историю развития мебельного дела в России XVIII – начала ХХ веков. В коллекции хранится ряд уникальных образцов мебели, выполненных по эскизам известных мастеров и изготовленных придворными мастерскими Петербурга.

Фонд керамики обладает уникальными произведениями с подглазурной росписью конца XIX – начала ХХ веков – Императорского фарфорового завода, Копенгагенской Королевской фабрики, частных фарфоровых предприятий России, а также произведениями, выполненными на советских фарфоровых производствах, таких как Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова, Дулевский фарфоровый завод и др. Формируется коллекция отечественной авторской керамики второй половины ХХ – начала XXI веков, главным образом, ленинградской-петербургской школы.

В фонде металла представлены осветительные приборы, русская и западноевропейская мелкая пластика, разнообразные столовые приборы. Фонд драгоценных металлов демонстрирует предметы русских ювелирных мастерских начала ХХ века, в том числе произведения фирмы К.Фаберже, В.Хлебникова, братьев Грачевых и др. Кроме того, в музее формируются фонды живописи, графики, скульптуры, камня, тканей и другие. Они немногочисленны, однако, включают в себя редкие образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства и позволяют наполнять интерьеры дворца предметным миром прошедших веков. Уникальные экспонаты из фондов музея демонстрируются в Парадных залах Елагиноостровского дворца и его выставочных залах второго этажа, где проходят тематические выставки, посвященные истории русского интерьера, начиная с периода классицизма и до начала ХХ века.

Особой гордостью музея является постоянная экспозиция – «Парадные залы Елагиноостровского дворца», представляющая интерьеры, созданные по проекту К.И.Росси. Их отделка, от росписей плафонов до рисунка дверных ручек, включая люстры, мебель, декоративное убранство окон и дверей – все было выполнено по его эскизам. Уникальность экспозиции в том, что интерьеры дворца с момента его создания не перепланировались и были воссозданы в том виде, какими их задумал великий зодчий.

Интерьеры парадных залов дворца и выставок на втором этаже многократно служили сценическими площадками для кинематографистов. Пожалуй, ни в одном дворце не снимали больше фильмов, чем в Елагиноостровском. Здесь работали такие замечательные режиссеры как А.Сокуров, Г.Панфилов, В.Бортко, В.Мережко, П.Лунгин, А.Учитель и другие. 

В 2016 году во дворце начались реставрационные работы, и он был закрыт для посетителей. Дворец готовится к своему 200-летнему юбилею и после реставрации предстанет перед посетителями во всем своем великолепии.

Елагин дворец — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 июля 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 июля 2019; проверки требует 1 правка.

Ела́гин дворе́ц — летний императорский дворец на Елагине острове в Санкт-Петербурге. Названный Елагиным по имени своего первого владельца, он так и сохранил это название, несмотря на периодическую смену хозяев. Дворец также называют Елагинским или Елагиноостровским.

Имя архитектора, построившего для И. П. Елагина дом в палладианском стиле, достоверно неизвестно. Некоторые историки предполагают авторство Дж. Кваренги. Первоначальный облик виллы на островах не сохранился.

В начале XIX века остров был выкуплен Александром I для своей матери императрицы Марии Фёдоровны, которой было уже тяжело ездить в царские загородные резиденции Павловска и Гатчины. Перестроить Елагин дворец было поручено знаменитому зодчему К. Росси. Архитектор возвел на острове сразу несколько зданий: кроме увенчанного куполом трехэтажного дворца, там было выстроено три дополнительных павильона, а также Кухонный и Конюшенный корпуса.

Оформлением внутренних помещений дворца и павильонов занимались самые известные в то время скульпторы — С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский — и художники-декораторы — Д. Б. Скотти, А. Виги и Б. Медичи.

Овальный зал дворца был украшен кариатидами и ионическими полуколоннами, купол расписан причудливым орнаментом, а стены в большинстве помещений дворца облицованы искусственным мрамором (стюком). В одной из комнат был использован стюк чисто-белого цвета, внешне очень похожий на фарфор, из-за чего комната была названа Фарфоровым кабинетом. Мраморные стены других помещений художники расписали цветами, орнаментами и сценами из античной мифологии, а на потолках изобразили группы резвящихся купидонов.

Особенно восхищали вдовствующую императрицу и её гостей двери на первом этаже Елагина дворца, оформлением которых занимался сам Росси. Каждая из двадцати с лишним дверей является настоящим произведением искусства: двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой. Дверь кабинета Александра I на втором этаже была отделана украшениями из бронзы.

Елагин дворец

После смерти Марии Федоровны Елагин дворец постепенно превратился в «запасную» царскую резиденцию, которую императоры не слишком жаловали своим вниманием. В начале XX века Елагин дворец «понизили» в ранге — из царской резиденции он превратился в место отдыха премьер-министров России. В нем успели побывать С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, В. Н. Коковцов и И. Л. Горемыкин.

Елагин дворец, восточный фасад

После революции Елагин дворец получил статус музея — в нем был открыт Музей быта. В Петербурге подобных музеев было очень много в начале века, но вскоре большинство из них были закрыты или превращены в другие культурные или общественные учреждения. Это произошло и с Елагиным дворцом, в котором был организован культурно-воспитательный центр.

Во время Великой Отечественной войны дворец был сильно разрушен — один из снарядов, попавший в дымоход, привел к пожару. Сразу же после победы архитектор В. М. Савков начал подготовку дворца к реставрации, собрав вместе уцелевшие куски мрамора и фрагменты лепных украшений и росписи. По этим фрагментам и эскизам впоследствии была восстановлена отделка внутренних помещений Елагина дворца.

Отреставрированный под руководством архитектора М. М. Плотникова, Елагин дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также вышивки и изделия из дерева и металла. В начале перестройки, когда был закрыт Музей ленинградского художественного стекла, коллекция его экспонатов была также передана Елагиноостровскому музею.

Сегодня в Елагином дворце также проводятся различные временные выставки произведений искусства и устраиваются развлекательные мероприятия в стиле разных эпох — петровской, елизаветинской или екатерининской. Перед Елагиным дворцом, на территории Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО), для туристов организовываются пикники и фуршеты под открытым небом и прочие аттракционы современности.

Елагин остров и дворец

  • Пилявский В. И. Зодчий Росси. М.-Л.: ГИАиГ, 1951

Балы

История театрализованных программ в ЦПКиО им. С.М. Кирова насчитывает уже 20 лет. Несмотря на то, что с лета 2016 г. Елагиноостровский дворец-музей закрыт для проведения реставрационных работ, костюмированные балы проводятся во  Фрейлинском корпусе, где вы будете иметь возможность познакомиться с  историей  Елагина острова и приобщиться к бальной и светской культуре XIX века.
Центральный парк культуры и отдыха им. С.М. Кирова  приглашает вас посетить костюмированные балы.
Костюмированные балы для детей и взрослых  организованы на Елагином острове  в исторических традициях  XIX века. Подготовлены программы для организованных групп, так же  ежемесячно проводится бал для одиночных посетителей.  Все программы рассчитаны  на различные возрастные группы, как для детей, так и для взрослых.
Экскурсионно-театрализованная программа «В вихре бала» подготовлена для взрослых и детей и  посвящена светскому этикету и бальной культуре XIX века.
Если вы хотите организовать день рождения, юбилей, семейное торжество или романтический вечер программа «Елагинский котильон» — лучший способ создать незабываемый праздник.  При необходимости проведения программы после 18 часов, мы предлагаем нашим гостям программу «Вечерний котильон».
Ежегодно для  организованных школьных групп 1-4 класса мы проводим «Детский новогодний бал (ёлка) на Елагином острове».
Традиционно в мае, для  организованных школьных групп 1-4 класса  проходит театрализованная программа «Майский бал»(выпускной) рассказывающая о праздничной культуре и традициях балов XIX века в жанре интерактивной экскурсии, где каждый посетитель — непосредственный участник прекрасного бала.
Мы предоставляем возможность нашим гостям почувствовать себя в прекрасной эпохе XIX века   и облачиться в стилизованные исторические костюмы.
Дамам предлагаются платья на кринолинах, кавалерам – фраки, мундиры, камзолы.  Взрослые (мужские и женские) костюмы до 66 размера. Для наших маленьких гостей  также имеется   коллекция исторических костюмов от 30 размера.

Запись и график проведения для организованных групп:

  • Программы для организованных групп проводятся по предварительной записи, ежедневно. 
  • Время начала программ для организованных групп: 10:15, 12:30, 14:45, 17:00.

График проведения  мероприятий для индивидуальных посетителей:

  • Программа для индивидуальных посетителей проводится по предварительному расписанию.

Порядок оплаты  костюмированных программ для организованных групп:

  • Оплата заявленных программ производится в течение 5 календарных дней с момента оформления заявки (за исключением понедельника и последнего вторника месяца).
  • В случае, если оформленная заявка не оплачена в установленные настоящими Правилами сроки, заявка аннулируется и на освободившееся место принимаются заявки от других лиц и организаций.
  • Прокат  костюма не включен в стоимость экскурсионной путевки программы «В вихре бала».
  • Оплата проката костюмов для участия в костюмированных программах производится в день проведения мероприятия

Продажа билетов на мероприятия для индивидуальных посетителей:

  • Продажа билетов в день мероприятия осуществляется  в Кассах Конюшенного корпуса (при наличии  свободных мест)
  • Предварительная продажа —  онлайн на сайте elaginpark.org (сервисный сбор не взимается )
  • Предварительная продажа — в группе Вконтакте «ЦПКиО им. С.М. Кирова на Елагином остров»  (сервисный сбор не взимается )
  • Предварительная продажа — в группе Вконтакте «Костюмированные балы в Санкт-Петербурге!» (сервисный сбор не взимается )
  • Предварительная продажа —  на сайте spb.kassir.ru (взимается сервисный сбор)

Контакты:

Описание программ:

map2018_1_www.jpg

Музей художественного стекла

Музей художественного стекла

Музей художественного стекла является структурным подразделением Елагиноостровского дворца-музея, который обладает уникальной коллекцией художественного стекла. Основу собрания составила коллекция произведений ведущего стекольного предприятия Советского Союза Ленинградского завода художественного стекла, который в 1996 году был закрыт. Коллекция заводского музея насчитывала около семи тысяч предметов и была спасена от разорения и продажи благодаря главному художнику завода Н.М. Гончаровой, Комитету по управлению городским имуществом, Комитету по государственному контролю, охране и использованию памятников истории и культуры, а также сотрудникам Елагиноостровского дворца-музея. В 2000 году коллекцию разместили в фондохранилище Кухонного корпуса. 

На основе этой коллекции создан первый в Санкт-Петербурге Музей художественного стекла. Музей находится в Оранжерейном корпусе Елагиноостровского ансамбля. Проект Музея художественного стекла разрабатывало ООО «Санкт-Петербургский институт архитектуры»  (ЗАО «Архитектурная мастерская Романова»), руководителем которого стал О. С. Романов, а  архитекторами — З. А. Фролова, Т. Е. Яньшина и Н. Н. Никиткина. 

В марте 2010 года при поддержке Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга лучшие экспонаты собрания отечественного стекла были представлены посетителям нового музея – Музея художественного стекла. 

В 2018 году музей расширил выставочное пространство – был открыт новый выставочный зал «Северная анфилада», в котором музей представил экспозицию «Новые поступления». Это произведения, которые были закуплены Комитетом по культуре Санкт-Петербурга или переданы в дар музею. В основном выставка составлена из произведений художников, работавших в период расцвета советского стекольного производства на различных заводах страны. Также экспозиция включает раздел западноевропейского стекла рубежа XIX-XX веков, ставший эталоном в развитии мирового художественного стекла. 

Сегодня в выставочном пространстве музея  площадью 760 кв.м. представлено более 700 художественных изделий из стекла и хрусталя. 

Музей оснащён самым современным выставочным оборудованием. Для посетителей в залах музея есть специальные сенсорные экраны (Touch screen) и плазменные панели, в которых содержится информация об истории стеклоделия и основных техниках обработки стекла. 

Экспозиция занимает четыре зала: Центральный, Чёрный, Белый залы и зал «Северная анфилада». Центральный и Чёрный залы — это постоянная экспозиция произведений из фондов Елагиноостровского дворца-музея. Белый зал предназначен для временных выставок. Здесь проводятся конференции, презентации, мастер-классы по росписи стекла. В «Северной анфиладе» представлена экспозиция приобретений музея, сделанных после 2005 года.

Фонд «Стекло» Елагиноостровского дворца-музея пополняется новыми произведениями ежегодно. Постоянно ведется работа по развитию Музея художественного стекла: сотрудничество с зарубежными музеями, с известными художниками и мастерами современности.

В 2018 году на базе Музея художественного стекла  создана  Стеклодувная мастерская,  являющаяся единственной в России мастерской, которая показывает технологии горячей обработки стекла и занимается обучением всех желающих.

В Музее художественного стекла работает Магазин стекла. Магазин работает с 11 до 18 часов, кроме понедельника и вторника.

Контактные телефоны:

Экскурсионные программы в Музее Художественного стекла для организованных групп:

  • «Лёд, рождённый в огне». Программа для взрослых и детей. Подробнее…
  • Интерактивная экскурсия-игра «Что к чему?». Программа для детей. Подробнее…
  • Интерактивное занятие «Роспись по стеклу». Занятие для взрослых и детей. Подробнее…
  • Интерактивная игра «Хрустальная туфелька». Программа для детей. Подробнее…
  • «Прозрачный мир стекла». Программа для слепых и слабовидящих посетителей. Подробнее…
  • Экскурсия – занятие «Хрупкие грани». Программа для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Подробнее…

Экскурсионный отдел:

Музей художественного стекла ЦПКиО им. С.М. Кирова

Музей художественного стекла

Музей художественного стекла является структурным подразделением Елагиноостровского дворца-музея, который обладает уникальной коллекцией художественного стекла. Основу собрания составила коллекция произведений ведущего стекольного предприятия Советского Союза Ленинградского завода художественного стекла, который в 1996 году был закрыт. Коллекция заводского музея насчитывала около семи тысяч предметов и была спасена от разорения и продажи благодаря главному художнику завода Н.М. Гончаровой, Комитету по управлению городским имуществом, Комитету по государственному контролю, охране и использованию памятников истории и культуры, а также сотрудникам Елагиноостровского дворца-музея. В 2000 году коллекцию разместили в фондохранилище Кухонного корпуса. На основе этой коллекции создан первый в Санкт-Петербурге Музей художественного стекла. Музей находится в Оранжерейном корпусе Елагиноостровского ансамбля. Проект Музея художественного стекла разрабатывало ООО «Санкт-Петербургский институт архитектуры»  (ЗАО «Архитектурная мастерская Романова»), руководителем которого стал О. С. Романов, а  архитекторами — З. А. Фролова, Т. Е. Яньшина и Н. Н. Никиткина.

В марте 2010 года при поддержке Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга лучшие экспонаты собрания отечественного стекла были представлены посетителям нового музея – Музея художественного стекла. 

В 2018 году музей расширил выставочное пространство – был открыт новый выставочный зал «Северная анфилада», в котором музей представил экспозицию «Новые поступления». Это произведения, которые были закуплены Комитетом по культуре Санкт-Петербурга или переданы в дар музею. В основном выставка составлена из произведений художников, работавших в период расцвета советского стекольного производства на различных заводах страны. Также экспозиция включает раздел западноевропейского стекла рубежа XIX-XX веков, ставший эталоном в развитии мирового художественного стекла. Сегодня в выставочном пространстве музея  площадью 760 кв.м. представлено более 700 художественных изделий из стекла и хрусталя. Музей оснащён самым современным выставочным оборудованием. Для посетителей в залах музея есть специальные сенсорные экраны (Touch screen) и плазменные панели, в которых содержится информация об истории стеклоделия и основных техниках обработки стекла. Экспозиция занимает четыре зала: Центральный, Чёрный,   Белый залы и зал «Северная анфилада». Центральный и Чёрный залы — это постоянная экспозиция произведений из фондов Елагиноостровского дворца-музея. Белый зал предназначен для временных выставок. Здесь проводятся конференции, презентации, мастер-классы по росписи стекла. В «Северной анфиладе» представлена экспозиция приобретений музея, сделанных после 2005 года.   Фонд «Стекло» Елагиноостровского дворца-музея пополняется новыми произведениями ежегодно. Постоянно ведется работа по развитию Музея художественного стекла: сотрудничество с зарубежными музеями, с известными художниками и мастерами современности.

В 2018 году на базе Музея художественного стекла  создана  Стеклодувная мастерская,  являющаяся единственной в России мастерской, которая показывает технологии горячей обработки стекла и занимается обучением всех желающих.

В Музее художественного стекла работает Магазин. Магазин работает с 11 до 18 часов, кроме понедельника и вторника.

Контактные телефоны:

Экскурсионные программы в Музее Художественного стекла для организованных групп:

  • «Лёд, рождённый в огне». Программа для взрослых и детей. Подробнее…
  • Интерактивная экскурсия-игра «Что к чему?». Программа для детей. Подробнее…
  • Интерактивное занятие «Роспись по стеклу». Занятие для взрослых и детей. Подробнее…
  • Интерактивная игра «Хрустальная туфелька». Программа для детей. Подробнее…
  • «Прозрачный мир стекла». Программа для слепых и слабовидящих посетителей. Подробнее…
  • Экскурсия – занятие «Хрупкие грани». Программа для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Подробнее…

Экскурсионный отдел:

Фрейлинский корпус

Фрейлинский корпус

Фрейлинский корпус также относится к постройкам дворцово-паркового ансамбля Елагина острова.

Недалеко от Конюшенного корпуса в 1823 году было построено здание, названное в первоначальной описи «деревянный дом со службами». Здание было одноэтажное на высоком цоколе из Путиловской плиты и в плане имело П-образную форму. На главном —  фасаде восемь окон, в центре двери с невысоким крыльцом. Окна и двери имели архитектурно-декоративное оформление в форме балясин и резных украшений. Здание венчалось классическим карнизом «с сухариками», который завершала балюстрада в виде тумб, связанных друг с другом тремя металлическими полосами.

На боковых крыльях с лицевой стороны имелось по три оконных проема, а с внутренней стороны вдоль заглубленной части фасада шла галерея «с шестью каменными столбами». Со стороны двора в центре здания было устроено такое же крыльцо. Комнаты, обращенные к главному фасаду, были гостиными, в боковых крыльях размещались жилые комнаты. Все помещения и в лицевой части здания и в боковых крыльях имели анфиладное сообщение. Напротив галереи также П-образно была размещена служебная постройка, в которой размещались отсеки для хранения припасов, льда и комната для обслуживающего персонала. Дом вместе со служебной постройкой представляли собой замкнутый комплекс с просторным внутренним двориком.

Серьезно пострадали от наводнения 1824 года «деревянный дом со службами» был частично перепланирован в ходе проведения капитального ремонта архитектором Л.Б. Шарлеманем-2. Оставив в неприкосновенности россиевское здание, архитектор произвел перепланировку в соответствие с заданием: разделить большие помещения и разместить «в восьми номерах восемь фрейлин». Несмотря на многократные ремонтные работы к середине 19 века здание оказалось в аварийном состоянии.

После обследования 1851 года «старший архитектор Кузьмин» сообщил в своем рапорте, что «строение от гнилости стен и балок состоит в ветхом положении» и «его ныне в благонадежное состояние привести невозможно». Здание было полностью разобрано и вновь выстроено уже по проекту Р. Кузьмина. По проекту сохранялась принципиальная россиевская планировочная схема с восемью оконными проемами и дверьми в центре по фасаду. Над тремя оконными проемами от угла здания был надстроен 2-й этаж, который продолжался вдоль боковых крыльев. Объемы вторых этажей связал балкон с балюстрадой. В ходе строительства был достроен на 2-м этаже еще «небольшой мезонин» и частично изменен внешний облик фасадов в сторону упрощения. Этими перестройками практически было завершено формирование облика Фрейлинского дома, который в общих чертах не изменился до наших дней.

После надстройки второго этажа основных корпусов здания, на каждом этаже размещались по четыре одинаковых симметрично расположенных квартиры, которые предоставлялись сопровождающим императорскую семью фрейлинам, и дом получил название Фрейлинского. В каждой квартире было по четыре комнаты – гостиная, спальня, передняя и диванная, использовавшаяся иногда как людская. Все квартиры были почти одинаково меблированы, со всеми необходимыми удобствами. Пол был паркетный, стены видимо, оштукатуренные и покрашенные. В среднем одноэтажном объеме находилась общая столовая с камином и буфетная. Из столовой можно было через проходные комнаты попасть в будуар, или на лестницу, ведущую на второй этаж или выйти во двор. Внешний облик здания, имевший когда-то токарные балясины под каждым окном, резные венки, розетки, пальметты и карниз с медальонами в целом повторял отделку остальных второстепенных хозяйственных и жилых построек на острове.

Со второй половины XIX века Фрейлинский дом, Кавалерский дом, великокняжеские корпуса на лето стали занимать приближенные царя. В дальнейшем за длительное время существование ансамбля фрейлинский дом использовался как жилой дом, гостиница и как база однодневного отдыха.  

С мая 2016 года, после окончания реставрации, во Фрейлинском корпусе  проводятся костюмированные балы для детей и взрослых   в исторических традициях  XIX века.  

Каждую  среду во Фрейлинском корпусе проходят музыкальные вечера из цикла «Елагинские вечера».

Елагиноостровский дворец-музей в Санкт-Петербурге

Есть легенда, что во время Северной войны на этом острове произошла стычка русских солдат со шведами, но победителем в итоге оказался пришедший на шум огромный медведь. И остров назвали в честь его первого хозяина — Мишиным. Затем, после ряда перепродаж, эту землю приобрёл Иван Елагин, вошедший благодаря этому в топонимическую летопись Санкт-Петербурга.

Здание дворца воздвиг знаменитый архитектор Карл Росси по требованию императора Александра I, который, заметив, что его стареющая мать Мария Фёдоровна устаёт от дальних переездов до Павловска и Гатчины, решил устроить для неё летнюю резиденцию поближе.

Как и в большинстве дворцов в стиле барокко, в нижней части здания расположена анфилада парадных залов. Следующий этаж занят жилыми помещениями, а на третьем разместилась церковь Николая Чудотворца.

Для отделки интерьера были приглашены лучшие мастера и художники России. В результате Елагин дворец стал своеобразной выставкой достижений императорского хозяйства России.

Ближе к концу XIX века статус дворца понизился, и он превратился в резиденцию русских премьер-министров. Здесь, в частности, любил бывать Пётр Столыпин.

После революции дворец превращается в Музей истории и быта, а музейная коллекция пополняется за счёт реквизированных с помещичьих дач предметов. Затем в начале тридцатых годов музей неожиданно закрывают, а его коллекцию переносят в запасники или распродают.

В 1942 году в дымоход дворца попала бомба, случился пожар, уничтоживший большую часть интерьера здания. Развалины Елагинского особняка видны на одном из кадров фильма «Небесный тихоход».

В конце пятидесятых годов на этом месте было решено создать базу отдыха: внизу разместили выставочные залы, на втором этаже — бильярдные комнаты, а в помещении церкви — танцзал.

В годы перестройки Елагиноостровский дворец-музей начинает свою современную историю в качестве интерьерного музея. Именно тогда были начаты реставрационные и отделочные работы, поиск утраченных предметов интерьера. Сейчас помещение дворца используется для проведения культурно-массовых мероприятий.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *