Елизаветинское рококо – Елизаветинское барокко в архитектуре Санкт-Петербурга: описание, черты и особенности

Период «елизаветинского рококо» в рус. Арх. Сер. XVIII в.

Историография

Это точка зрения Власова. Растрелли сочет. барокко и классич. рококо. Он опирается на историограф. и в первую очередь на Бенуа: Растрелли «создатель чисто рус. рококо». Рококо – во Фр. проявл. в интерьерах, это камерный и не обществ. стиль, а в рус. арх. 1740 – 50-х он наклад. отпечаток на интерьере (Ильина) + разложение объема (нет деления на горизонтали и вертикали). Власов: легкость воздушность парадность. У Растрелли нет разрыва в объемах здания, хар-на компактность, нет криволинейных пов-тей стен. Барокко – полная дематериалиация. Здесь этого нет. Растрелли оч. сдержанный и ввод. в интерьер классич. ордер. Грабарь назыв. иск-во Растрелли «варварским», но это нов. стиль.

Локтев «Растрелли и проблема барокко». Растрелли разруш. представление о специфике арх. стилей, т.к. «рококо Растрелли это не декоратив. стиль, а настоящая монументал. арх.». Т.е. если в Евр. рококо проявл. себя в интерьерах или в мал. постройках в парках, то Растрелли это настоящ. монументал. арх. Это индивидуал. стиль. Он созд. рококо как арх. стиль. Это конструктив. стиль: внешнее оформление имеет как конструктив, так. и декоратив. заполняющкую ф-цию. Это стиль монументал. рококо, а т.к. он творил при Елизавете, то елизаветинского.

По мнению Ильиной, Растрелли соед. в своем творчестве черты зап.-евр. барокко и «нарышкинское» барокко. Обращ. к традицион. рус. пятиглавию, принципу ярусности, башнеобразности.

Евангулова. Она отмечает, что показательной чертой рус. зодчества сер. XVIII в. явл. его государственный и общественный характер. Отечественный вариант барокко по своим масштабам и тяготению к монументальности отлич. от близких вар-тов европ. школ. (они развивались при частных дворах и дают более камерный, изнеженный вар. стиля, кот. м.б., скорее всего, охарактеризован как рококо). Национал. специфика рус. барокко – во влиянии отеч. традиции.

1750-60-е года настоящий строительный размах. Это время настоящего пробуждения русского самосознания, что связано в первую очередь с воцарением в 1741 Елизаветы. Это время деятельности Растрелли, который является главным мастером русского барокко. Именно Растрелли русское искусство обязано блестящим расцветом дворцового ансамбля. Блеск его дворцов отражал не только пышность быта царей и вельмож, но и подчеркивал славу и могущество Русской Империи. Искусство Растрелли национально-русское и в смысле своего резонанса и из-за прочной связи с исконными традициями русской архитектуры.

Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771)

Родился в Париже, где и провел свое детство. В 1716 вместе с отцом прибыл в Петербург. Вероятно, свое художественное образование он начал еще в Париже, а в Петербурге продолжил его под руководством отца и крупных зодчих, работавших здесь.

Первой его самостоятельной постройкой являлся Дворец Кантемира, господаря Валахского на набережной Невы. Имеет очень мало общего с последующим развитием стиля мастера. Голландские мотивы (высокие кровли, форма лестниц) сочетаются здесь с русскими архитектурными традициями (смена уровня кровель, плоскостная трактовка ордера – тонкие, хрупкие пилястры, узкие высокие окна с килевидными арочками).

Помимо этого дворца, Растрелли в это время выполняет еще ряд работ, от которых до наших дней ничего не сохранилось.

После смерти Петра Растрелли уезжает за границу для обучения, однако, куда именно, и под руководством какого архитектора он находился и в каком году вернулся – неизвестно.

Широкая творческая деятельность Растрелли начинается с воцарения Анны Иоанновны, которая назначает его своим придворным архитектором.

Растрелли начинает строить в Кремле из дерева Зимний дворец, Анненгоф и одновременно Летний дворец в Лефортове, за Яузой.

Деревянный Летний дворец на берегу Невы напротив Летнего сада.

В 1731 Растрелли приступил к проектированию целого ряда крупных построек:

Большого оперного театра в три яруса (был закончен со всеми машинами и декорациями в течение двух месяцев)

Конской школы или «манежа на лугу»

Большого каменного дворца. Этот большой комплекс был расположен на территории нынешнего Зимнего дворца и был закончен в 1733. Нам известно о том, как выглядел дворец снаружи по гравюрам с рисунков Махаева. Дворец лишен стилистического единства и отличается громоздкостью. Крутые изломы мансардных крыш (пережиток петровской архитектуры) своеобразно и не вполне гармонично сочетались с древнерусскими церковными главами.

Далее Растрелли строит в Прибалтике (Курляндии) два дворца для Бирона:

Руентальский дворец (1736-40) Здесь Растрелли сдержан, облик зданий достаточно суров, сильно подчеркнуты горизонтальные членения. План дворца имеет форму замкнутого четырехугольника (это тип дворца характерный для XVII в.). Нет двусветного зала (что впоследствии станет характерной чертой мастера) и парадные помещения размещены не в центре здания, а в боковом крыле.

Дворец в Митаве (Елгаве). Открытый флигельный тип дворца, более пластическая трактовка и обработка стен, более широко применяются окна с полуциркульным завершением, рустовка становится менее заметна.

1740-50-е годы – это время высшей славы Растрелли и полного расцвета его творческих сил. В 1740-е годы он дважды посещает Москву. Соприкосновение с московсой художественной средой сказалось на творчестве Растрелли в самых разнообразных направлениях:

-в стремлении к широте и многообразию архитектурного ансамбля,

-в чрезвычайном обогащении декоративных мотивов,

-в увлечении расцветкой стен и их пластической динамикой,

-в появлении внушенных древнерусским зодчеством новых мотивов (колоколен, глав, крылец, тонких колонок и т.п.).

В 1740 Растрелли выполняет проект Андреевского собора в Киеве, который строит затем Мичурин. Здесь мастер применяет в пятиглавии тот контраст между массивным центральным куполом и тонкими, башнеобразными боковыми главами, который получит дальнейшее развитие в Смольном соборе.

В эти годы Растрелли также строит Летний дворец (закончен в 1744) на месте которого позднее был построен Михайловский замок.

Из частных заказов следует назвать дворец Воронцова (вице-канцлер Елизаветы, руководитель внешней русской политики). Он строился с 1746 по средину 50-х гг. В 1763 году Воронцов продал свой дворец Екатерине II, а в начале XIX в., когда во дворец был переведен Пажеский корпус, архитектор Штауберт подверг здание сильной переделке.

Дворец принадлежит к усадебному типу и, вместе с тем, заключает в своем плане элементы городской постройки. Парадный двор ограничен главным фасадом и двумя низкими флигилями служебных построек. Основная часть дворца состоит из двух корпусов, заключающих внутри себя замкнутый двор.

В Фасаде мастер сохраняет свой излюбленный мотив трех ризалитов и выделение центральной части при помощи полуэтажа. Именно здесь, по-видимому, впервые в светском здании, Растрелли широко пользуется наружными колоннами, придавая мощь и динамичность стене, заставляя ее выступать и отступать, усиливая эффекты света и тени. Колонны не действуют у Растрелли по одиночки: они собираются парами и пучками. Пышный и торжественный центральный ризалит сочетается здесь с простотой и строгостью основного массива здания, т.е. здесь намечается переход мастера к активной динамике.

В 1747 Растрелли приступил к перестройке Петергофского дворца (его строили поочередно Браунштейн, Леблон и Микетти по идеям и под руководством Петра). Растрелли значительно расширил среднюю часть дворца, за счет галерей, надстроил над ней третий этаж и изменил форму куполов на боковых павильонах + за исключением нескольких комнат Растрелли заново создал все интерьеры дворца. Силуэты и композиции петергофских павильонов стилистически схожи с древнерусскими кремлевскими и дворцовыми ансамблями, вдобавок традиции древнерусского искусства можно усмотреть и в пятиглавии петергофской церкви.

Характерные черты интерьеров Растрелли:

• Помещает главную лестницу не в центре дворца, а сбоку и разворачивает от парадного входа сквозную, бесконечную анфиладу залов и кабинетов.

• Изобилие цвета, лепнины, узора. Его интерьеры пышные, жизнерадостные, полны движения, мерцания (главные декоративные мотивы: раковины, растительные мотивы, картуши и купидоны).

• Интерьеры у Растрелли имеют светский, увеселительный и праздничный облик, независимо от того являлись ли они парадными залами или внутренностью церкви. Церковь Петергофского дворца.

Строгановский дворец. 1750-54. Это чисто городской тип дворца, расположенного в линию улицы. Перед Растрелли стояла здесь задача отказаться от парадного двора и водоемов, от свободного размещения архитектурных масс с подъездами, крыльцами и флигелями, и одной лишь композицией фасадов дать жизнь замкнутому кубическому массиву здания с внутренним двором.

Главный фасад дворца – более торжественен, чем фасад, выходящий на Мойку. Ордером подчеркивается централ. часть.

В 1752 Елизавета издает указ о полной перестройке дворца в Царском Селе и передает этот проект Растрелли (первый дворец там был выстроен в 1722 И.-Ф. Браунштейном, в 1741 году проект перестройки был поручен Земцову, а после его смерти Квасовым был составлен новый проект и по нему начата постройка дворца, которую позднее в новом варианте продолжил Чевакинский). Закончена перестройка была в 1756.

-Он повышает и выравнивает все части дворца, превращает одноэтажную галерею дворца в высокие покои и переносит главный вход в угол здания.

-Перестраивает павильон оранжереи в парадную лестницу с куполом и одной главой; этому куполу на другом конце дворца соответствует пятиглавие церкви.

-Насыщает фасад пластической игрой колонн, пилястр, рустовки, разнообразием наличников и окон и богатством расцветки (стены лазурного цвета, белые архитектурные детали и позолота скульптур).

Всячески уничтожается впечатление плоскостности. Достигает ощущ. некой массивности и грузной нарядности.

Интерьеры: две параллельные анфилады залов (эффект бесконечной протяженности), нарастание масштабов к центру – к Большому залу и картинной галереи. Парадные залы охватывают всю глубину этажа, они освещены огромными окнами с двух сторон и еще дополнительным рядом верхних окон, простенки украшены зеркалами.

В царском Селе Растрелли делает также ряд садовых павильонов – Эрмитаж, Грот и Катальную горку. На пути из Петербурга в Царское село Среднерогатский дворец. Сохранились до наших дней только Эрмитаж и Грот, но они почти лишены своего богатого скульптурного убранства.

Смольный монастырь. 1748-64. Не был закончен. Елизавета задумала строить монастырь для себя, собираясь удалиться в него под старость. Первый проект относится к 1744 году, но закладка произошла в 1748 (достраивал собор Стасов). Постройка монастыря продолжалась при Екатерине II уже без участия Растрелли, а задуманная колокольня осталась не осуществленной.

В плане барочная форма греческого креста, повторяющаяся в очертаниях собора и в линии келий и наружных стен + композиция связана по диагонали (центральное пятиглавие, купола угловых церквей, часовни по внешним углам ограды). В данной постройке Растрелли придал своему излюбленному пятиглавию мощность и монолитность, прижав боковые башни почти вплотную к центральному куполу. Для постройки характерен динамизм и вертикальная устремленность (колонны, пилястры, боковые башни пятиглавия).

Зимний дворец. 1754-62. В конце XVIII в/ Зимний переделывался рядом архитекторов, а после пожара 1837 он был восстановлен и заново отделан Стасовым и Брюлловым, поэтому представление о первоначальных интерьерах можно составить только по сохранившимся чертежам.

В Зимнем дворце Растрелли развивает тенденции, которые наметились с одной стороны в Царскосельском дворце (массивные ризалиты, мощный рельеф колонн, обобщенное деление фасада, особенно по вертикали), а с другой во дворце Строгонова (городской тип дома-блока, замкнутого вокруг внутреннего двора.

Все фасады дворца объединены общими приемами расчленения:

-сильные выступы крупных ризалитов,

-разработка ступенчатых углов,

-разбивка фасада на две основные части,

-объединенных по вертикали сплошной тягой колонн и вырастающих над ними, на балюстраде крыши статуй,

-сложный горизонтальный ритм: колонны то собираются в густые группы, то разбегаются и обнажают плоскость стены.

К позднему периоду деятельности Растрелли относится проект Гостиного двора. В 1757 проект был официально утвержден, но он был слишком грандиозен и великолепен. Был встречен не одобрительно как в среде купечества, считавших его слишком непрактичным, так и среди знати (тяготевшей уже к классицизму). Поэтому Шувалов передал заказ Вален-Деламоту.

В 1762 Екатерина уволила Растрелли в годичный отпуск в Италию на лечение, а по возвращению из Италии, мастер получил от Екатерины полную отставку с пожизненной пенсией. В 1764 Растрелли покинул Петербург и уехал в Митаву к своему бывшему покровителю Бирону. В Курляндии он руководил герцогскими постройками, главным образом надзором за внутренним убранством дворцов в Митаве и Руентале. В 1769 он вновь вернулся в Петербург, в 1771 он получил звание вольного общинника академии художеств и в том же году умер.

Чевакинский

Никольский морской соб. 1753-62. Верхняя и нижняя церковь. В общем решении стен, декорированных колоннами и скругленных углах исследователи (Петров) видят влияние моск. зодчества (напр. Трапезной Новодевичьего мон.).

Ринальди (ок. 1709-1794)

Приехал из Рима уже сформировавшимся у себя на родине мастером позднего барокко. Приехал в 1752. При Екатерине становится придворным арх-ром.

Дворец Петра III в Ораниенбауме. 1756-62. Небб. кубической формы 2-этажное здание с балюстрадой. Один из углов выгнут плавной дугой. Цоколь рустованный. Внешним обликом этот дворец напоминает Малый Трианон Габриэля. Интерьеры камерные, план оч. простой.

Китайский дв. в Ораниенбауме. 1762-68. это павильон, стоящий на невысоком постаменте, с окнами до полу. Централ. зал как бы выступает за общую линию фасада. Над ним расп. фигурный аттик барочного типа. Был сильно перестроен Штакеншнейдером XIX в. Здесь росписи Бароцци и Торелли. Интерьер отделан в близких к рокайлю формах.

Рокайльные по сути и стилю увеселения Ораниенбаума. Павильон «Катальная горка». 1762-1774. Это камерное 3-этажное здание, увенчанное куполом в форме колокола на дер. барабане. Первый этаж с нарядной широкой лестницей служит цоколем второму, окруженному галереей тосканского ордера, кот. образоввает балкон 3-го эт. Колонны сильно отстоят от стены, что созд. ощущ. легкости.

В рокайльном ансамбле огромную роль играет сочетание разных мат-лов и разнообраз. фактур: лак, фарфор, стеклярус, вышивка, резьба по дереву, позолота, мрамор. Все это мы видим в Китайском дв. и в Фарфоровом каб. Катальной горки, пол и стены кот. были расписаны Бароцци. Орнаменты в технике гризайль украш. Охотничий каб. В Круглом зале роспись выполнена Бароцци, а живопис. наддверные вставки Торелли. Зал украшен лепными гирляндами, но по сравн. с Растрелли, живопись постеп. теряет свою барочную звучность, рокайль проявл. себя в гамме блеклых тонов. Даже лепка станов. др.: мотив тот же – раковина – делается более плоской, позолота не столь яркая. Все изысканно легкой и преобладание белизны стен.

Московская школа:

Ее основателем стал Мичурин. Его самым лучшим учеником был Ухтомский. Он завершает начатую Шумахером и продолженную Мичурином колокольню Троице-Серги

Чевакинский?

П.-А.Трезини и Андрей Квасов?

Елизаветинское барокко в архитектуре Санкт-Петербурга (СПб)

Елизаветинское барокко – уникальный стиль в архитектуре, который появился в Российской империи во времена правлении Елизаветы Петровны – дочери Петра Великого. Расцвет данного направления пришелся на XVIII столетие и, пожалуй, одним  из ярчайших творцов, создававших проекты и строящих объект в этом стиле, стал известный итальянский архитектор Растрелли.

Растрелли
Елизавета Петровна
Елизавета Петровна

Особенности елизаветинского барокко в архитектуре

Время нахождения у власти Елизаветы известно многими положительными изменениями, произошедшими в жизни молодой Российской империи, которые также отразились на архитектуре столицы, которая постепенно становилась ярким символом могущества государства.

К основным характерным чертам елизаветинского барокко относят:

  • огромное количество декоративных деталей;
  • пластичность;
  • многообразие украшений;
  • использование контрастных цветовых решений;
  • трехчетвертные колонны;
  • пилястры;
  • масштабное декорирование внутреннего пространства;
  • отдельные черты и элементы традиционного русского зодчества.

Постройки елизаветинского барокко крайне многообразны и интересны для любого человека, который увлекается архитектурой и может часами наслаждаться произведениями строительного искусства, дошедшими до наших времен сквозь века.

Елизаветинское или растреллевское барокко?

Главным мастером нового российского стиля в архитектуре стал Растрелли, который до начала работы по указам Елизаветы успел потрудиться для Анны Иоановны. В свое время он посетил Москву, где внимательно изучил традиции отечественного зодчества, элементы которого он использовал в своих новых проектах.

Первым зданием в елизаветинском барокко от Растрелли стал летний дворец, однако до наших дней это величественное сооружение не сохранилось, так как было выстроено из дерева. В дальнейшем мастер поработал над большим числом других, не менее интересных проектов.

Примеры елизаветинского барокко от Растрелли:

дворец в Петергофе

Дворец в Петергофе

собор в Киеве

Собор в Киеве

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец

Зимний дворец, где в настоящее время располагается Эрмитаж, стал одним из последних и главных творений великого архитектора. С начала строительства было запланировано очень величественное здание, площадь которого составляла более 60 000 м2, на которой планировалось разместить около полутора тысяч отдельных помещений. На тот момент, здание было самым высоким в Санкт-Петербурге, причем, императрица даже издала специальный указ, в соответствии с которым в городе запрещалось строительство более высоких сооружений.

Зимний дворец

Зимний дворец

В разных городах существует множество построек, которые можно отнести к описываемому стилю, в том числе, храмы в стиле елизаветинского барокко. В Санкт-Петербурге среди религиозных объектов обязательно стоит поговорить о Смольном монастыре, который по мнению многих исследователей является вершиной творчества Растрелли. Собор украшен огромным количеством декоративных деталей и украшений и изначально должен был иметь только один купол, однако Елизавета настояла, чтобы здание сильнее соответствовало православной традиции, потому должно было иметь 5 куполов.

Другие мастера

Елизаветинское барокко в СПб далеко не полностью создано Растрелли, к примеру, над Екатерининским дворцом трудились и другие архитекторы, снискавшие заслуженную славу спустя века: Квасов и Чевакинский. По мнению искусствоведов, Квасов является автором Спаса на Сенной, заложенной в 1753году. До нас дошли только фотографии данного сооружения. Также квасов построил дворцы для аристократов рядом с Санкт-Петербургом.

А по трудам Чевакинского были возведены некоторые корпуса дворца Екатерины, а также многочисленные дома для чиновников в пределах города.

Елизаветинское барокко — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 сентября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 сентября 2019; проверки требует 1 правка.

Елизаве́тинское баро́кко (барочно-рокайльный стиль, монументальное рококо[1]) — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741—1761). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское». В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начала XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).

Елизаветинское барокко (иногда от него отделяют «аннинское», однако различие между ними условно) тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.

Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным. В Петербурге при Елизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих — крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов и др. На храмовой архитектуре специализировался итальянец П. А. Трезини. За исключением украинских построек А. В. Квасова, А. Ринальди, Г. И. Шеделя, елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.

После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.

  1. ↑ Локтев В. И. Б. Растрелли и проблемы барокко в архитектуре // Барокко в славянских культурах. — М. : Наука, 1982. — С. 299—315.

Русское рококо — Реставрация мебели в Петербурге. — LiveJournal

Середина XVIII века в России – расцвет Елизаветинской эпохи. Это время вычурных дворцовых церемониалов, дорогих привычек и парадных апартаментов.  Двор при Елизавете Петровне, — по словам Костомарова, — был похож на «увеселительный спектакль, французскую комедию и итальянскую комическую оперу».  Жизнь и нравы русского двора напоминала роскошь двора Людовика XV. И рокайльный французский стиль был русской императрице весьма по душе.

  

 

 

Русское рококо при всей своей схожести с французским, тем не менее, стиль самобытный и эклектичный (если, конечно, рассматривать эпоху с её эстетическими пристрастиями, вкусами и настроениями как «стиль»). Лучше всего этот «стиль» выразил придворный обер-архитектор, академик архитектуры, граф Бартоломео Франческо Растрелли. На мировоззрение Растрелли повлияло как изучение иностранных образцов, так и наследия русской архитектуры. Мастер много работал в Москве, занимался обмерами старых дворцов и церквей — практика, до этого не известная в России. Была проведена и первая реконструкция, был восстановлен шатер Воскресенского собора в Новом Иерусалиме.  Важно, что изучению отечественных памятников уделяется столь пристальное внимание, и их начинают оценивать по достоинству. Это, несомненно, новый виток в истории русской архитектуры.  Вообще  подъем национального самосознания был очень высок в то время. Это время расцвета наук и искусств. Открывается Академия Художеств под руководством Шувалова, Виноградов разгадывает секрет фарфора и  организует производство, это время Ломоносова, с его многочисленными открытиями и начинаниями.

Из европейских штудий самые авторитетные в то время: «Книга орнаментов» Мейсонье, считающегося одним из основоположников рокайльного стиля, работы Ж. де Лажу и Ж. Оппенора.

В это время разворачиваются большие строительные работы в Петербурге,  Царском Селе. Строятся знаменитые дворцы:  Зимний, Петергофский, Царскосельский, Воронцовский, Строгановский.

Проектирование велось по методу «снаружи внутрь». Приоритетным для архитектора был внешний вид здания, его фасад, поэтому жилые помещения часто были проходными. Молодая Екатерина в своих воспоминаниях жаловалась, что пришлось даже пробить новую дверь в стене, чтоб через её спальню не сновали фрейлины и челядь.

Лестница становится заметной парадной частью дома. В петровское время лестница – только функциональная необходимость, связь между первым и вторым этажом. Но уже Леблон говорил о том, что это помещение можно сделать чем-то большим, лишь впустив на нее немного дневного света. Растрелли, учившийся и на его примерах в том числе,  рассматривал лестницу как «визитную карточку» дома.

Дворцы елизаветинской эпохи- анфилады парадных залов, расположенные на одной оси. Благодаря более крупной расстекловке, нежели в петровское время, в залах с огромными оконными проемами  много света. Резные золоченые наличники, резные рамы зеркал  в простенках между окнами. Резьба занимает важное место в интерьере. На объектах работают как русские, так и иностранные мастера. В Поволжье организуют специальные мастерские. Здесь изготавливаются детали, которые затем отправляют в Петербург.

Из известных европейских мастеров можно назвать:
 Иоганна Дункера, резчика, который делал макеты-образцы  и устанавливал резной декор на места.

Луи Роллана – выдающегося французского скульптора и резчика. Он приехал в Россию в 1746 году, возглавлял класс «орнаментальной скульптуры» в новой Академии Художеств, работал как по своим моделям, так и по эскизам архитекторов, много работал с Растрелли.

Среди архитекторов того времени особое место занимает фигура  Антонио Ринальди. Он заслуживает особого разговора, и в этом рассказе я просто упомяну его. Ринальди приехал в Россию уже именитым зрелым мастером с европейскими взглядами и европейской манерой работать с заказчиком. Его работы для малого двора в Ораниенбауме – образец совсем другого рококо.

Русская мебель того времени очень похожа на французскую, однако часто она выполнена из местных материалов, крашеная, с более крупным рисунком и яркой обивкой. Привозной мебели гораздо больше, нежели изготовленной в русских мастерских. При дворе мебели не хватает. По воспоминаниям молодой Екатерины, вечно путешествующая Елизавета возит обоз с мебелью за собой от одного дворца к другому.

Мастера делятся на «корпусных» и «кресельных».
         

Стулья и кресла на изогнутых ножках-кабриолях, согласно стилю Людовика XV, по краю ножки идут декоративные канавки, которые охватывают резную раковину с выступающим глазком. Спинки глухие, имеют грушевидную форму. Диваны и стулья обивают шелком, бархатом, гобеленами, цветными кожами.

 


 

Мебель красят в белый цвет, раскрашивают в виде незабудок, роз, виньеток, частично золотят.


В моде пузатые комоды на высоких ножках-кабриолях. Форма эта пришла из Франции. Часто их также окрашивают и золотят, однако иногда используют европейские техники — интарсию, инкрустацию, маркетри.

Очень большое разнообразие столов: столики туалетные, письменные, столы-бюро, столы-консоли.

Под краской благородное происхождение дерева не видно, и дуб теперь используют редко, чаще липу и березу. Но там, где это действительно нужно, в интарсии, например, разнообразие пород гораздо шире, нежели в начале XVIII века. Применяют дуб, орех, красное дерево, палисандр и т.д.

«Елизаветинское», «растрелливское», «русское» барокко, «елизаветинское рококо» — все эти термины объединяют явление, несколько отличное от барокко в его классическом, европейском понимании, стиля, зародившегося в Италии. Отличается он и от легкого «Людовика XV», стиля королевских фавориток.
 
Исключительно для ЖЖ restavratorspb

ЖЖульета Рекамье 
 

.
 

Культура елизаветинского барокко и рококо


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Выполнила: студентка 5 курса,51гр.МГПУ,фак-тет ИГНКУРДЮКОВА ТАТЬЯНА Елизаветинское бароккоКультовые зданияГражданские зданияЕлизаветинское рококоКультовые зданияСписок используемой литературы Елизаветинское барокко — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741-61). Крупнейшим представителем этого направления был Ф.Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко— «растреллиевское». В отличие от предшествующего ему петровского барокко , елизаветинское барокко знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия). Крупнейший представитель Елизаветинского барокко Елизаветинское барокко (иногда от него отделяют «аннинское», однако различие между ними условно) тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д.В. Ухтомским и И.Ф. Мичуриным. В Петербурге при Елизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих — крепостной архитектор Ф.С. Аргунов, С.И. Чевакинский, А.В. Квасов и др. На храмовой архитектуре специализировался итальянецП.А. Трезини. За исключением украинских построек А. В. Квасова, А. Ринальди, Г.И Шеделя, елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме . Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классициз

Рококо в архитектуре

В истории зодчества рококо стал переходным стилем. Это была архитектура, лишенная пышности и торжественности своего предшественника — барокко. Изящные и причудливые формы морских раковин, которые легли в основу нового стиля, сообщили архитектуре и интерьеру особое очарование и пикантность.

Рококо — изящный завиток

Стиль рококо начал свой путь во Франции в XVIII столетии. Из всех стилей и направлений ему больше, чем другим, присущи изящные и причудливые формы. Это вполне объяснимо! Ведь своим появлением он обязан художественному вкусу королевского двора, утопавшего в роскоши и удовольствиях.

Название стиля произошло от французского слова «рокайль». Так во Франции называли украшения в виде грубых необработанных камней и раковин. Ими отделывали садовые гроты — небольшие углубления, где можно было укрыться от жары. Еще в XVI столетии мастеров, которые декорировали гроты, стали называть рокайлерами.

В отличие от своего предшественника — барокко, в архитектуре рококо не было стремления к грандиозным ансамблям и пышным, торжественным формам. Появились новые типы построек. Вместо величественных и помпезных сооружений XVII века стали строить городские дома и отели — небольшие особняки наподобие знаменитого отеля Субиз работы П. Деламера и Ж. Бофрана.

Китайский мостик в Царском Селе

Китайский мостик в Царском Селе

В наружном облике фасадов отелей сохранилась строгость дворцов XVII века. Но пропорции становились все более легкими, а внутренняя планировка сильно изменилась. Широкие и огромные парадные залы сменились уютными камерными помещениями.

Салон и будуар появились именно в эпоху рококо. Маленькие комнатки обильно украшались различного рода декором и орнаментом и напоминали беседку в саду. Это впечатление усиливалось за счет цвета комнаты — дизайнеры рококо предпочитали приглушенные, пастельные тона. Здесь можно было скрыться от посторонних глаз и поговорить о… любви, конечно. Кстати, цвета в эпоху рококо носили причудливые названия. Хотели бы вы, чтобы стены вашей комнаты были покрашены, например, в цвет «бедра взволнованной Венеры»? Только представьте!

Таким образом, в большей степени рококо отразился в дизайне интерьеров, где основным декоративным элементом стал рокайль — завиток. Этот стиль не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов. Но архитекторы, сполна пользуясь старыми приемами и не стесняя себя никакой традицией, достигали весьма привлекательного декоративного эффекта.

Германия и Австрия. Истинные поклонники изящного стиля

По странному стечению обстоятельств, во Франции, месте своего рождения, стиль рококо не стал ведущим в архитектуре и градостроительстве, как это случилось в других странах. Даже среди светских построек только одно из зданий Версальского дворцового комплекса — Малый Трианон, построенный Ж.-А. Габриэлем, — можно привести в пример. Черты стиля заметны в большей степени во внутреннем убранстве.

Малый Трианон. Версаль. Франция. XVIII в. Архитектор Ж.-А. Габриэль

Малый Трианон. Версаль. Франция. XVIII в. Архитектор Ж.-А. Габриэль

Зато в Германии и Австрии, а вслед за ними в странах Восточной Европы и России стиль буквально расцвел в середине XVIII столетия. Именно в Германии появились сооружения, которых высшее общество не знало раньше. Например, летняя увеселительная резиденция и церковная архитектура рококо. Особое значение приобрело искусство создания парковых ансамблей.

Уже в самом начале века австрийские архитекторы Ф. фон Эрлах и И. Л. фон Хильдебрандт, братья Циммерманн из Германии, итальянец Д. Мартинелли возводили по всей Европе дворцы и церкви. В них можно увидеть легкость и разнообразие декоративных эффектов. Конструкции этих построек были основаны на вытянутых в высоту кривых линиях, что сообщало зданиям причудливый и изящный облик. Таковы церкви Яна Непомуцкого в Праге и Святого Карла в Вене.

Архитектурные пристрастия Елизаветы

В России стиль рококо расцвел во времена царствования Елизаветы Петровны. По этой причине в историю искусства этот период вошел под названием елизаветинского рококо.

Елизавета, будучи интеллектуальной и остроумной женщиной с веселым нравом, всячески поощряла искусство и, как говорят историки, «привила России вкус». В период ее правления во дворе часто проводились маскарады, балы и другие развлекательные мероприятия.

Рокайль очень нравился императрице, поэтому причудливый орнамент использовался практически во всем: от оформления царского дворца до росписи сервизов. Но больше всего елизаветинское рококо проявилось, конечно же, в архитектуре.

Рокайль стал основным элементом в орнаменте стиля рококо. Изначально рокайлями называли детали, украшающие гроты и имитирующие природные элементы, такие как морские раковины или камни. Впоследствии этим термином стали обозначать все изгибающиеся и необычные формы, напоминающие раковину или неровную жемчужину

Широкие строительные работы, развернувшиеся в Петербурге при Елизавете Петровне, означали, что Петербург из города-крепости, города-порта превращается в город дворцовых сооружений. В них должна была отразиться не только пышность русского придворного быта, но и могущество русского государства.

В России представителем стиля рококо стал архитектор Антонио Ринальди. Он создал павильон Катальной горки в Ораниенбауме. Идея восходит к традиционному народному развлечению — катанию с ледяных горок. Но ораниенбаумская Катальная горка — это сложное сооружение, хотя и использовалось только по назначению. Также под Санкт-Петербургом сооружения в стиле рококо появились в Петергофе и Царском Селе.

Одним из величайших мастеров стиля был Франческо Растрелли. Гениальность зодчего состояла в том, что он сумел объединить в своих творениях многие формы и приемы. Тем самым он проложил путь дальнейшему развитию искусства русского барокко.

В середине XVIII столетия архитектурный стиль рококо подвергся резкой критике за манерность, излишнюю декоративность и вычурность. И архитектура вновь стала возвращаться к классическим, ясным, но одновременно торжественным формам.

Поделиться ссылкой

Дворец рококо — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Дворец рококо — бывшее жилое, а ныне административное здание в Выборге. Единственная в городе постройка в стиле неорококо. Расположенный на главной городской улице — проспекте Ленина — двухэтажный особняк в центре Выборга включён в перечень памятников архитектуры.

Первоначальный вид фасада с фигурами атлантов под балконом

На рубеже 19-20 веков одним из самых богатых и влиятельных выборгских предпринимателей был Фёдор Иванович Сергеев (фин.)русск.. Сын крепостного крестьянина графа Шереметьева, Фёдор Сергеев четырнадцатилетним мальчиком попал в Выборг, выучил шведский и финский языки и занялся торговлей, став купцом. Основанная Сергеевым торгово-промышленная компания, которая и поныне существует в Финляндии под названием «Oy Sergejeff Ab», включала, в том числе, пароходство, мануфактуры, торговлю нефтью, хлебом и фруктами. Большую роль в выборгской экономике играли созданные Ф.И. Сергеевым пивоваренный завод и табачная фабрика (крупнейшее предприятие Выборга на 1910 год).

Для строительства своего жилья богатый предприниматель и меценат (позднее, в 1892 году, удостоенный высокого звания коммерции советника), приобрёл участок на главной улице города, заказав в 1882 году проект купеческого особняка выборгскому губернскому архитектору Фредрику Оденвалю. Вскоре по окончании строительства Ф.А. Оденваль ушёл в отставку с должности губернского архитектора по болезни, поэтому исследователи называют дом Ф.И. Сергеева «лебединой песней» зодчего. А среди горожан сравнительно небольшой, но богато украшенный дом, построенный в 1883 году, получил прозвище «Дворец рококо».

Фасад особняка, оформленный в стиле неорококо, украшен орнаментом с узнаваемым элементом рокайль. С левой стороны расположен парадный вход, а второй этаж акцентирован длинным балконом с ажурной металлической решёткой. Первоначально балкон поддерживался консолями, украшенными четырьмя фигурами атлантов и листьями аканта (примечательно, что на фасаде построенного позднее на соседнем участке доме купца Конконена также размещены изображения атлантов, но решены они в юмористическом ключе). На балкон выходят окна гостиной, выделяющейся богатством декоративного убранства. До наших дней сохранились подлинные стенные и потолочные орнаменты. Сохранившиеся изразцовые печи, представляющие собой самые ранние образцы продукции Ракколаниокского гончарного завода (фин.)русск., исследователи относят к ценнейшим памятникам художественной промышленности последней четверти XIX в.[1].

После смерти Ф.И. Сергеева в 1920-е — 1930-е годы особняк был приспособлен под размещение предприятий и учреждений, таких, как магазины, ресторан и парикмахерская. В связи с этим облик здания был грубо искажён прорубленными на первом этаже большими прямоугольными витринными окнами, а также удалением консолей с фигурами атлантов и листьями аканта.

После советско-финских войн (1939—1944) в здании разместился городской радиоузел. В 1960-х годах появился проект расширения гостиницы «Выборг» путём строительства нового многоэтажного гостиничного корпуса на соседнем участке. Небольшой особняк Сергеева оказался препятствием для строительства, и проектом предполагался его снос. Но на защиту «Дворца рококо» встали активисты Выборгского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, усилиями которых решение о строительстве гостиницы было отменено, и в 1970-е годы в ходе реставрации и приспособления под Управление главного архитектора города внешний облик здания был приближен к первоначальному проекту (при этом восстановлена форма окон, но не фигуры атлантов).

В 2000-е годы служба главного архитектора Выборга была переведена из «Дворца рококо». Рассматривается вопрос о передаче здания, пришедшего в неудовлетворительное состояние, правительству Ленинградской области для размещения подразделений региональных органов власти.

  • Гусаров А. Ю. Выборг. Прошлое и настоящее средневекового города. Путеводитель. — СПб.: Паритет, 2017. — 320 с. — ISBN 978-5-93437-434-2.
  • Кепп Е.Е. Выборг. Художественные достопримечательности / Ред. О.В. Казаков. — Выборг: «Фантакт», 1992. — 200 с.
  • Неувонен П., Пёюхья Т., Мустонен Т. Выборг. Архитектурный путеводитель / Пер. Л. Кудрявцевой. — 2-е изд. — Выборг: «СН», 2008. — 160 с. — ISBN 5-900096-06-8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *