Фаянс что это за материал: Что такое фаянс — вид керамических изделий, керамика, покрытая прозрачной или глухой непрозрачной глазурью
Что такое фаянс и как его отличить от фарфора – Едана
Содержание
И фарфор, и фаянс начинают свой путь из-под земли. Основным их компонентом является глина. И тот, и другой материал считаются разновидностью керамики, причем каждый из которых делается по своей технологии, имея свои отличительные характеристики. Поэтому часто можно услышать вопрос: — Что такое фаянс и чем он отличается от фарфора?
Исторический путь фаянсовой посуды
Разновидность керамики – фаянс уже по одному своему названию дает подсказку о месте своего происхождения. Это Италия, городок Фаэнца, где в XVI веке начали изготавливать предметы из фаянса.
Хотя археологические данные дают другую информацию. При раскопках первые фаянсовые черепки посуды были обнаружены в Китае и Древнем Египте, внешний вид которых указывал на то, что этот керамический материал появился в IV-V веках. Затем осколки фаянсовых предметов находили в Японии, Корее и Иране.
Россия
В России впервые стали изготавливать майолику (разновидность керамики), напоминающую фаянс, в XVII веке. Затем в XVIII веке гжельские и петербургские мануфактуры начали успешно делать фаянсовую посуду массового спроса.
Конаковский фаянс в России известен многим. Начало этому делу положил промышленник М.С. Кузнецов, выкупив фарфоровый завод в Конаково в 1870 году. Воплощая свою главную идею, которая заключалась в доступности керамических изделий всем слоям населения, он наладил выпуск посуды из фаянса, причем достаточно успешно. Фаянсовые предметы пользовались большим спросом у населения и массово выкупались. В то время они были всегда колоритно-яркими, к тому же дешевыми.
Ростовская область так же славилась изготовлением самобытной керамики. Сюда можно отнести семикаракорский фаянс. Этот промысел берет свое начало из вековых традиций гончарного ремесла станицы казаков — Семикаракорской.
Отличительной чертой семикаракорского фаянса является роспись, выполненная в виде букетно-растительного орнамента, в котором всегда присутствует крупный, центральный цветок. Сюжетные композиции из жизни казачьего Дона на этих изделиях индивидуальны и выразительны.
Белоснежный, расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами тоже известен и любим многими. Семикаракорский, художественный промысел работает и по сей день, радуя любителей своими произведениями на этом виде материала.
Фаянс, что это такое?
Сам состав фаянсового материала имеет те же компоненты, что и фарфор, только в другом соотношении. Эта базовая смесь состоит из каолина (белая, огнеупорная глина), кварца и полевого шпата. Разнообразный состав, в совокупности с другими элементами, делится на четыре типа фаянса:
- твердый;
- мягкий;
- полевошпатный;
- известковый тип.
Большое содержание глины и особенная технология обжига позволяет создавать фаянсовую посуду, имеющую свою техническую характеристику. Для ее изготовления чаще всего используют твердый тип фаянса. Этот материал имеет мелкопористую структуру, что, несомненно, улучшает его функциональные качества.
Посуда из фаянса со временем впитывает влагу и даже становится чуть больше своего первоначального объема (хотя на глаз это сложно увидеть). Это проводит к появлению мелких микротрещин на поверхности всей глазури в виде тонкой сетки-паутинки. Такая особенность негативно сказывается на сроке службы предмета, так как его поверхность разрушается, образовывая большие трещины и сколы. По этой же причине могут начать «протекать» фаянсовые вазы или оставлять «мокрый» след кружки и чашки.
Пористость материала так же отрицательно отражается на эксплуатационных качествах изделий. Фаянсовую посуду не рекомендуют мыть в посудомоечной машине, ставить в микроволновую печь и подвергать сильным термошокам. Фаянс не выдерживает высоких температур и начинает разрушаться.
За что тогда так любят фаянсовую посуду? За яркость красок,«надежность» форм и дешевизну. Низкие температуры обжига фаянсовых изделий позволяют использовать более широкую палитру цвета при росписи. Часто предметы имеют яркую, сочную гамму в рисунках, что, безусловно, не может не нравиться. Хотя в настоящее время встречается много белого фаянса.
Еще фаянсовая посуда отличается массивностью и плавностью форм. Своей «статью» добротные супницы и увесистые селедочницы с салатниками выглядят более надежно, нежели тонкостенный фарфор. И эта особенность не бывает не замечена практичными хозяйками.
Стоит отметить, что производство фаянсовой посуды всегда обходится дешевле, нежели фарфоровой, при этом сохраняются все экологические свойства материала. Поэтому посуда из фаянса являлась и является продукцией массового спроса и значения.
Путь изготовления
Фаянсовая смесь в своем составе всегда содержит большое количество глины. Сам раствор изготавливается путем тщательного перемешивания ингредиентов с водой до получения однородной массы (шликера).
Изделия делаются методом заливки или формования — зависит от формы предмета. Процесс заливки выглядит следующим образом: Шликер (фаянсовая смесь) заливается в специальные гипсовые формы, внутренняя часть которых имеет слепок изделия. Залитая смесь отстаивается в этих формах, примерно, сутки. Затем слепок, который может состоять из нескольких частей, снимается и появляется готовое изделие. Оно пока хрупкое и всегда больше по размеру оригинала.
Метод формования происходит по-другому. Из смеси нарезают нужного размера заготовки. Затем эти части кладут в специальные формы и начинают быстро вращать в автоматическом режиме. Вся фаянсовая смесь в процессе вращения равномерно распределяется по внутренним стенкам формы. Таким образом на свет «появляется» планируемое изделие. Этим способом обычно изготавливаются объемные предметы: супницы, чашки, миски, вазы и прочее.
Все изделия обязательно проходят ручную доработку. Предметам выравнивают края, мокрыми губками затирают все стыки от заливки и формования, создавая идеально ровную поверхность.
Затем керамические изделия ставят в специальные стеллажи и закатывают в сушильную камеру, примерно, на сутки. При температуре 50 градусов вся лишняя влага из фаянсовой массы уходит. Подсохший материал приобретает белый цвет и становится меньше в объеме (правда, совсем немного).
Следующий этап – обжиг при температуре не выше 1200 градусов. Затем роспись — ручная или методом печати (деколь). После декорирования фаянсовые предметы полностью окунают в белую глазурь и снова помещают в печь для обжига при температуре не выше 1000 градусов.
После печи глазурь становится прозрачной и блестящей, что придает фаянсовой посуде дополнительную прочность и надежность. Краски после высокой температуры меняют свой цвет, становясь более яркими и сочными.
Фарфор и фаянс — отличия
Основные отличия фаянса от фарфора видны и слышны. Зная их, можно безошибочно определять при покупке, какая посуда перед нами — фаянсовая или фарфоровая.
Первое важное свойство фаянса — «свое» звучание. При постукивании деревянной палочкой фаянсовый предмет издает глухой звук. Фарфоровое же изделие всегда «ответит» мелодичным звоном.
Второе свойство — массивность форм и нечеткость рельефов, к тому же фаянсовая посуда всегда толстостенна. Все рельефы на поверхности имеют плавные линии без мелких, четких деталей. На просвет предметы непроницаемы, через их стенки невозможно увидеть свет.
Третье свойство — цвет фаянса никогда не бывает белым. Всегда можно наблюдать кремовые оттенки и даже небольшие вкрапления в структуре материала на изломе.
И если совсем коротко, то фаянсовые изделия имеют глухой звук, светло-кремовый цвет, массивность.
Основное
Подведем итоги: Что такое фаянс? Это вид керамики, в состав которой входит большое содержание белой глины. Фаянсовые изделия считаются экологически безопасными и часто имеют яркую роспись в декоре. При постукивании издают глухой звук и отличаются своей толстостенной массивностью. Фаянсовые изделия не выносят больших перепадов температуры и срок их «жизни» бывает меньше, по сравнению с фарфоровыми предметами. Причина – пористый материал, способный впитывать влагу.
плюсы, минусы и отличия / Советы эксперта / Cersanit
Почему выбор сантехники — это важное и ответственное дело? Потому что утро каждого человека начинается не с кофе, а с посещения санузла.

О том, в чём разница между санфаянсом и санфарфором, сантехнические изделия из какого материала выглядят эстетичнее и служат дольше, рассказывает главный технолог «Сызранской Керамики» Сергей Иванов. Один из трёх заводов компании Cersanit специализируется на производстве санитарного оборудования для ванных комнат.
Расшифровываем термины
Санитарный фаянс, или санфаянс — наиболее распространённый керамический материал, из которого вот уже почти 150 лет изготавливают раковины.
Санитарный фарфор, санфарфор, или «благородная керамика» — ещё один вариант керамического материала, который известен давно, но в производстве сантехнических изделий стал применяться не так давно.
При первом взгляде покупателю практически невозможно отличить раковину из санфаянса от изделия из санфарфора. Тем не менее разница между ними существенная — в технологии изготовления, свойствах, в долговечности и стоимости.
Технология производства санфарфора и санфаянса
Основной компонент, из которого производится санитарная керамика — и санфаянс, и санфарфор — это природная белая глина.
При производстве санфарфора, помимо светложгущейся глины и кварца, в смесь для водонепроницаемости и большей прочности добавляют полевой шпат. После сушки и покрытия глазурью формованные изделия обжигаются при температуре 1250° в течение 18–20 часов. При такой технологии производства все органические примеси белой глины выгорают, пористость готового изделия становится минимальной, а сам санфарфор приобретает снежно-белый цвет и повышенную устойчивость к механическим повреждениям.
Отличие санфаянса от санфарфора в том, что при приготовлении керамической массы в неё добавляют мелкодисперсный обожжённый порошок из глины, который служит в качестве наполнителя.
Санфаянс и санфарфор в быту
Санфаянс |
Санфарфор |
Плюсы санфаянса:
|
Плюсы санфарфора:
|
Минусы:
|
Минусы:
|
Пористость до 12% |
Пористость до 1% |
Средний срок эксплуатации: 30 лет |
Средний срок эксплуатации: 50 лет |
Описание:
Основное отличие санфаянса от санфарфора в том, что этот ![]() фарфор. |
Описание: Сантехнический фарфор намного плотнее санфаянса. У него почти нет пор, благодаря чему материал гладкий и прочный. Зеркальную поверхность легче убирать, на ней не задерживаются влага и загрязнения. Кроме того, материал не впитывает запахи. Долгие годы изделия из санфарфора не меняют цвет. Хрупкость присуща и этому материалу (как и любой керамике), но |
Если вам нужно оборудовать ванную комнату нестандартно, а для воплощения задумки не хватает раковины замысловатой формы, выбирайте санфаянс. Тут вам точно будет где разгуляться.
Если вы заинтересованы в том, чтобы сантехника служила максимально долго, не доставляла хлопот в уходе и сохраняла визуальную эстетику десятилетиями, лучший выбор — изделия из санфарфора.
Сравнивая оба материала, мы можем сделать вывод: современный, прочный и практичный санфарфор оптимален для производства санитарного оборудования в ванную и санузел.
Ориентируясь на практичность и пожелания рынка, компания Cersanit производит продукцию преимущественно из санитарного фарфора — это и классические приставные, и актуальные подвесные унитазы, раковины и пьедесталы, отмеченные на сайте значком New.
Как отличить санфаянс от санфарфора
Отличите — мы научим! Внимательно рассмотрите элементы изделия, не покрытые глазурью, — например, внутреннюю поверхность раковины. Если она при долгом контакте с водой впитывает её, то есть на поверхности остаются следы от воды, — перед вами санфаянс. Если вода не впитывается, а отталкивается поверхностью и следов не остаётся, — это санфарфор.
Убедиться в догадках помогут документы на сантехническое изделие. Попросите у продавца технический паспорт продукции — в нём точно будет указано, из какого материала изготовлен товар.
Что такое египетский фаянс? | Древний и восточныйДревний и восточный
Фаянс в Древнем Египте
Фаянс, также известный как глазурованная композиция, является древнейшей глазурованной керамикой из существующих. Он был создан более 6000 лет назад и широко использовался древними египтянами. Он в основном состоит из красителей на основе кремнезема и минералов и является предшественником стекла, которое было изобретено около 2500 лет назад. Фаянс использовался для изготовления многих предметов, однако наиболее распространенными сегодня являются ювелирные амулеты, вотивные статуи, шабти и скарабеи. Это был материал, который просуществовал четыре тысячелетия и высоко ценился древними египтянами.
Как египтяне использовали фаянс
Древние египтяне использовали этот искусственный материал вместо других, более дорогих драгоценных камней и материалов. Египтяне считали, что хотя яркая окраска фаянса все еще использовалась, он обладал теми же качествами, что и полудрагоценные камни, которые он заменил.
Что на самом деле означает слово «фаянс»?
Термин «фаянс» в широком смысле относится к глазурованной керамике. Он связан с глазурованной посудой из Северной Италии, из города и региона Фаэнца. Чтобы отличиться от этой группы керамики, египетский фаянс используется для обозначения кремнеземного материала, используемого древними египтянами. Обычно словосочетание «глазурованная композиция» также используется археологами и торговцами древностями.
Британский музей теперь описывает фаянс как «глазурованную композицию»
«Этот термин используется для объектов с телом, состоящим из мелкоизмельченных зерен кварца, сплавленных вместе с небольшим количеством щелочи и/или извести путем частичного нагревания.
Тела обычно бесцветные, но природные примеси придают им коричневый или сероватый оттенок. Красители также могут быть добавлены, чтобы придать ему искусственный цвет. Его можно моделировать вручную, бросать или формовать, он затвердевает при обжиге. Этот материал используется в контексте исламской керамики, где он описывается как каменная паста (или фритта).
Глазурованная композиция родственна стеклу, но стекло образуется путем полного сплавления ингредиентов в жидкости, расплавленной при высокой температуре. Этот материал также обычно называют фаянсом в контексте Древнего Египта и Древнего Ближнего Востока. Однако это неправильное название, поскольку эти предметы не имеют никакого отношения к глазурованным гончарным сосудам, изготовленным в Фаэнце, от которых и произошел термин «фаянс».
Другие авторы используют термины спеченный кварц, глазурованная фритта, фритта, композиция, египетская лазурь, паста или (в 19го века) даже фарфор, хотя последние два термина очень неуместны, так как они также описывают имитации драгоценных камней и тип керамики.
Технически фритта — это флюс».
Анастасия,
В рубриках: Древний Египет Метки: , Британский музей, Египетский фаянс, Египетские украшения, Глазурованная керамика, Исламская керамика
Комментарии: Комментарии к записи Что такое египетский фаянс отключены?
фаянс | Хронология истории моды
Фаянс, распространенный в Древнем Египте, использовался для многих целей. В книге «Египетский фаянс: технология и производство» (2017) автор Каролин Риккарделли дает подробное описание того, что такое фаянс:
«Египетский фаянс — керамический материал с кремнеземистым телом и ярко окрашенной глазурью. В дополнение к кремнезему фаянс также содержит щелочные соли (источником которых был либо натрон, либо зола растений), небольшое количество извести и металлический краситель.
Хотя фаянс изготавливался в различных ярких цветах, бирюзово-синий цвет, столь характерный для этого материала, создается с помощью меди. В процессе обжига щелочь (действующая как флюс) и известь (действующая как стабилизатор) реагируют с кремнеземом в сердцевине, образуя глазурь на поверхности».
Коллекция Метрополитен-музея включает ярко раскрашенное кольцо из египетского ажурного фаянса 1090–900 гг. до н. э. (рис. 1).
На рис. 2 показан прекрасно сделанный египетский шабти ок. 1075-945 гг. до н.э. в коллекции Бруклинского музея. Кусок сделан из фаянса и был включен в гробницы, потому что шабти «выполняют сельскохозяйственные работы вместо умерших в загробной жизни», согласно Бруклинскому музею.
Статья о Древнем Египте на Grove Art Online описывает значение и науку фаянса:
«Египетский фаянс представляет собой искусственный состав с порошкообразным кварцевым спеченным телом и щелочной глазурью. Он химически не связан с глазурованной оловом глиняной посудой, произведенной в Фаэнце в начале 16 века нашей эры, хотя диапазон и яркость цветов, используемых египетскими мастерами, заставляли европейцев того времени проводить сравнения между ними.
Щелочные глазури, обнаруженные на предметах из египетского фаянса, чаще всего бывают синего, зеленого или зеленовато-голубого цвета, хотя иногда встречаются и другие цвета. По сути, это натрий-кальций-силикатные соединения, состоящие из щелочи, такой как натрон или зола растений, небольшого количества меди или другого металлического соединения для окрашивания, некоторого количества карбоната кальция и большого количества кремнезема. Такие глазури химически близки к стеклу и не содержат свинца».
Изготовленная в эллинистический период (332–30 гг. до н. э.), эта фаянсовая чаша (рис. 3) была изготовлена в Египте.
В «Технике египетского фаянса» (1969) автор Джозеф Вич Ноубл описывает значение фаянса:
«Фаянс был первым глазурованным керамическим материалом, изобретенным человеком. Он возник ближе к концу пятого тысячелетия до нашей эры. и находится в непрерывном использовании до настоящего времени. Возможно, он был изобретен либо в Шумере, либо в Египте, но его наиболее полное развитие и лучшие достижения были достигнуты в Египте, и поэтому его обычно называют египетским фаянсом».
В Бруклинском музее хранится египетская фигура плодородия (рис. 4), изготовленная из фаянса и датируемая периодом между 1938 и 1630 годами до нашей эры.
В «Древнеегипетских материалах и технологиях» (2000 г.) археолог Джулиан Хендерсон описывает фаянс:
«Фаянс — керамический глазурованный неглиняный материал. Его более правильно определить как «египетский фаянс», чтобы отличить его от типа керамики, ныне известной как майолика, которая представляет собой глазурованную посуду, изготовленную в Фаэнце на севере Италии (и в других местах) с позднего средневековья. ” (177)
Бегемоты, сделанные из фаянса, часто встречаются в музейных коллекциях, см., например, одного из Лувра (рис. 5). Другим известным примером является «Бегемот Вильям» из коллекции Метрополитена, изображенный на рисунке 6, о котором пишет Метрополитен,
.«Для древних египтян бегемот был одним из самых опасных животных в их мире.