Фаянс что это за материал: «В чем разница между фаянсом и фарфором?» – Яндекс.Знатоки – Фарфор и фаянс: такие разные грани керамики. Чем отличаются и как выбрать

Содержание

Фаянс и фарфор: отличия, характеристики материалов, уход

Фарфор или фаянс — виды керамики, которые изготавливаются из обожженной глины с добавлением минеральных элементов и органических компонентов. Материалы настолько похожи внешне, что их часто путают. Несмотря на это, фаянс и фарфор отличия все же имеют.

 

Характеристика материалов

Чтобы понять, чем отличается фарфор от фаянса, нужно ознакомиться с характеристикой обоих материалов.

Фаянс

Фаянс является разновидностью керамики, которая имеет хорошую плотность, мелкую пористость. Изготавливается из обожженной глины с добавлением белой глины, силиката и кварца. Поскольку материал получается хрупким и имеет мелкие дефекты, его покрывают специальной глазурью.

Делфтский фаянс

Делфтский фаянс

Положительные характеристики фаянса:

  • впитывает воду;
  • не просвечивается;
  • благодаря глазури образует толстые прочные стенки.

Отрицательные характеристики:

  • боится высоких температур;
  • со временем покрывается трещинками, они настолько мелкие, что кажется, будто кто-то поводил по изделию карандашом;
  • с годами портится глазурь.

Из фаянса делают посуду, сувенирную продукцию, некоторые сантехнические предметы. Подобные вещи радуют широким ассортиментом: чашки, салатницы, миски, вазы, сахарницы и прочее.

Фаянс делится на несколько видов:

  1. Известковый. Чтобы было удобнее работать с изделием, в главный состав добавляется мел и доломит.
  2. Мягкий. Здесь добавляют вещества, которые при обработке образуют легкоплавкие элементы.
  3. Твердый фаянс обжигается при высоких температурах. Применяют для изготовления посуды.
  4. Полевошпатовый. В состав входят полевые шпагаты.

Фарфор

Фарфор — это вид керамики с высокой механической, химической и термической прочностью. Тонкие стенки изделий из фарфора способны пропускать свет. Материал хорошо сопротивляется сжатию, отличается блеском и белизной. Фарфор долговечен.

Из материала изготавливают дорогую, качественную посуду, декор, технические изделия, электро- и радиодетали.

Фарфоравая посуда

Фарфоровая посуда

В зависимости от состава и обжига материал бывает:

  1. Твердым. Обжигается при высокой температуре и отличается большой прочностью.
  2. Мягким. Делается жидкая масса, больше добавляется флюсов. Изделия получаются прозрачными, но менее жароустойчивыми.
  3. Костяным. В этом виде к твердому составу добавляются пережженные кости. Материал более прочный, но в то же время отличается белизной, прозрачностью, гладкостью, утонченностью.

Все виды фарфора ценятся довольно высоко и пользуются популярностью.

Изготовление фаянса

Изготовление фаянса — процесс сложный. На начальной стадии подготавливают все компоненты: белую глину, каолин, кварцевый песок. Первые две составляющие смешивают с водой, постепенно добавляя песок. Чтобы создать качественный продукт, надо правильно соблюдать все пропорции. Полученную массу перецеживают, потом помещают в специальные фильтры. Далее смесь отправляется в мялку. Некоторое время масса хранится в подвале, чтобы вылежалась. Потом ее помещают еще в одну мялку. В каждом месте фаянсовая смесь проходит нужную обработку.

На второй стадии из материала формируются изделия, после чего они проходят обжиг. Готовые вещи могут быть разукрашены подглазурными красками. Делать это можно с помощью специальных трафаретов, штампом, но больше всего ценится ручная работа. Сверху готовое изделие покрывается глазурью. Роспись можно сделать и сверху покрытия.

Изделия из фаянса получаются красивыми, красочными и недорогими.

Изготовление фарфора

Производство фарфора схоже с изготовлением фаянса:

  1. Первый этап. Подготавливается и обрабатывается сырье. Масса должна быть равномерной, без крупинок, комочков, после чего ее запускают в лопастную мешалку. Потом она попадает в пропеллерную мешалку, пропускается через сито, помещается в фильтры. Фарфоровую массу оставляют отлежаться в прохладном подвале, после чего отправляют в мялку или под вакуумный пресс. Процесс сложный и требует особых знаний и опыта.
  2. Второй этап. Формирование изделий. Для этого используются гипсовые формы. Сушат в конвейерных, конвекторных, радиационных или комбинированных сушилках.
  3. Третий этап. Обжиг. Выполняется с помощью специальных печей, со строгим контролем температуры.
  4. Четвертый этап. Роспись, декорирование. Украшать изделия можно рельефным способом, росписью подглазурными или надглазурными красками.

Фарфоровая посуда не только прочна, но еще и красива.

Фарфор или Фаянс

Фарфор или фаянс: что лучше

Способы отличить фарфор от фаянса

Чтобы не спутать виды керамики, надо знать, как отличить фарфор от фаянса. Несмотря на схожесть, фарфор более качественный продукт и ценится выше.

Основные отличия материалов:

  1. Их состав разный. В фарфоре меньше глины, больше дополнительных элементов.
  2. Фарфор более устойчив к высоким температурам и при обжиге температурный режим тоже выше.
  3. Фаянсовые изделия не просвечиваются, в отличие от фарфоровых.
  4. Фаянс со временем покрывается микротрещинами, фарфор же сохраняет изначальный внешний вид.
  5. Определяются отличия по звуку: фарфор звучит чисто, звонко, фаянс глухо.
  6. Стенки фаянса покрываются толстым слоем глазури, фарфора — тонким.
  7. Фарфор зачастую отличается белизной и блеском, а фаянс «цветастостью».
  8. Фаянс по весу тяжелее.
  9. Фарфор прочнее.
  10. Фаянс имеет пористую структуру, а фарфор — плотную.
  11. Дно фарфоровых статуэток и ободки изделий не покрывают глазурью.

Фаянс или фарфор: что лучше в быту?

Нельзя четко ответить на вопрос: фаянс или фарфор, что лучше? Выбирайте материал по тем свойствам, которые вам нравятся и доступны. Не все смогут позволить себе приобрести фарфоровые изделия, так как они намного дороже фаянсовых.

Если вам нравится более утонченная, белоснежная посуда, выбирайте из фарфора. Она тоньше, изящнее, наряднее. Ее часто используют для торжества, ресторанов, важных событий. Фаянсовая посуда лучше держит тепло, а яркий декор создаст ощущение домашнего уюта.

При выборе предметов сантехники ориентируйтесь на производителя, многое зависит от материала, с которым он работает. Фаянсовая сантехника не поглощает влагу и запахи. От качества глазури, которой покрывают предметы, зависит степень водопоглощения, блеск и срок эксплуатации. Зато фаянс устойчив к химическим веществам. И доступен по цене. Фарфоровая сантехника лучше поглощает запахи, долговечнее, удобнее в уходе, но дороже.

Фарфор или Фаянс

Мнение эксперта

Сидоренко Александр

Оценщик антиквариата, нумизмат

Сувенирные изделия из фарфора дольше прослужат и прочнее, но фаянсовые удивляют красивой художественной росписью.

Как ухаживать за фарфоровой и фаянсовой посудой?

Чтобы продлить срок эксплуатации продукции, надо уделить внимание уходу за ней.

Фаянсовые изделия мойте в теплой воде, а ополаскивайте в холодной. Очень горячая вода повредит пористую структуру посуды. Если вещи потемнели, промойте их раствором из ускуса или питьевой соды. Приготовить его несложно: на одну ложку воды добавьте такую же ложку уксуса или соды. Протирайте мягкой губкой.

Фарфоровую посуду мойте только вручную, теплой водой. За ручки посуду не держите, лучше брать за корпус, тогда они дольше прослужат. Очищайте посуду мягкий тканью, мочалкой. Не применяйте агрессивные моющие средства. Тщательно высушивайте и вытирайте посуду до блеска. Чтобы вернуть сияние изделию, протрите его водой, разбавленной с нашатырем.

Что использовать, фарфор либо фаянс в быту, решать только вам. Конечно, эти разновидности керамики очень отличаются друг от друга, но каждый из них имеет плюсы и минусы. В любом случае такие изделия красивы, изящны и надежны.

что такое фаянс. Конаковский фаянс.

Сегодня на прилавках магазинов можно встретить широкий выбор великолепной посуды по приемлемой цене. Внешне она выглядит очень изящно и тонко, кажется, что это фарфор. Но это не так. В большинстве случаев это фаянсовые изделия. Они привлекают всё больше хозяек, потому что они украшают стол и стоят относительно дёшево. А если такая посуда разобьётся, то принесёт меньше потерь, чем дорогая, фарфоровая. Что же такое фаянс? Как его изготавливают? Какие его преимущества? В статье найдутся ответы на эти и другие вопросы.

Посуда из фаянса

Посуда из фаянса

Фаянс — это керамика, покрытая прозрачной или непрозрачной глазурью. Его состав содержит те же компоненты, что и фарфор: каолин, кварц, полевой шпат. Однако пропорция у них разная.

Материал бывает четырёх видов: твёрдый, мягкий, полевошпатный, известковый. Первый, кстати, применяют именно для изготовления посуды.

Высшим сортом фаянса считается опак.

Благодаря особой технологии обжига и высокому содержанию глины, посуда из фаянса имеет мелкопористую структуру, а это значительно повышает качество готового изделия. Однако существуют и недостатки такой посуды. Со временем на поверхности появляются микротрещины, что в будущем приводит к её разрушению.
Но всё же посуда из фаянса — это красивая, яркая гамма цветов, плавность форм и утончённость линий. Чего часто не хватает в фарфоре. Почему же так? Многогранность цветов возможна в фаянсовой посуде благодаря низкой температуре обжига. Именно из-за этого на изделиях из керамики можно видеть сочные цвета и разнообразие росписей.

История гласит, что фаянсовые изделия были ещё со времён Древнего Египта и Месопотамии. Конечно, они не походили на сегодняшние. Потому что состав и технология изготовления совершенно отличались от  современных.
Первой страной, создавшей качественную посуду из этого материала, была Италия. В XVI веке, в итальянском городе Фаэнца впервые изобрели предметы из фаянса, которые по своим характеристикам такие же хорошие, как и современные.

Европейский фаянс

Многим известно, что в Европе всячески пытались воссоздать китайский фарфор, славившийся своей прозрачностью и хрупкостью. Методом проб и ошибок мастера делали различные смеси, чтобы найти секрет высококлассного фарфора. Однако у них получился фаянс. Они создавали фаянсовые вазы, статуэтки, чашки, тарелки и прочее, называя сорт материала мягким фарфором. Выглядело действительно похоже, ведь изделия покрывались белой глазурью и наносилась традиционная китайская роспись. Но, как только эту посуду брали в руки, сразу понимали, что это не фарфор. Фаянсовая посуда была тяжелее, имела толстые стенки, не имела характерного звука при лёгком ударе палочкой. А из-за толщины стенок маленькие кружечки и чашечки вообще не удавалось создать.

Европейский фаянс

Европейский фаянс

Спустя время мастера начали изготавливать красивую глиняную посуду и стали называть её фаянсовой. Эти керамические изделия были безумно яркими, с разноцветной глазурью, с различными украшениями. Сейчас дизайн скромнее, но всё же встречаются необычные модели сервизов.

Российский фаянс

Появилась керамическая посуда в России в XVII веке. Тогда, правда, изделия были выполнены из майолики, которая очень напоминала фаянс. Производство быстро развивалось и уже в XVIII веке петербургские мануфактуры делали посуду высокого спроса.
В XIX веке на прилавках магазинов встречались в основном белые изделия. Другим направлением была полуфаянсовая посуда с синей росписью. Ее создавали гжельские мануфактуры и продавали на ярмарках.

Впоследствии на посуду из материала начали наносить изображения. Первыми это придумали мастера на фабрике товарищества Кузнецова. Они использовали опак, высший сорта фаянса, украшали его всевозможными рельефами, рисунками и цветной глазурью. Именно этот советский фаянс получил большой спрос у обычных жителей страны. Изделия отличались дешевизной при высоком качестве в художественном оформлении. Позже предприятие переименовывали два раза: сперва в «Завод имени М. И. Калинина», а потом в «Конаковский фаянсовый завод».

Конаковский фаянс

Это одно из первых предприятий по изготовлению посуды, основанное в 1809 году в г. Конаково Тверской области.

Дела этой фабрики сразу пошли вверх. Она славилась совокупностью интересных, красивых форм, высоким качеством и небольшой стоимостью продукции. Однако вскоре фабрику выкупил аптекарь и предприниматель А. Я. Ауэрбах. И всё было хорошо, предприятие расширяло масштабы, брало заказы у императорского дворца. Но, когда владелец скончался, наследники не смогли удержать завод на плаву и дела пошли на спад.

В 1870 году завод выкупил Матвей Кузнецов, который не побоялся взять все долги и ответственность на себя. К слову, на тот момент у него уже была своя небольшая фарфоровая фабрика. В 1889 году завод вошёл в “Товарищество фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова”. Это общество быстро расширялось. Керамические материалы применяли в совершенно разных сферах: сантехника, предметы интерьера, блюда, чайники и тарелки, и целые сервизы.
После революции и прихода советской власти все фабрики, включая эту, были национализированы.
8 сентября 1923 года переименовали и дали имя М. И. Калинина. А в 1929 году — в Конаковский фарфоровый завод.

Сегодня предприятие полностью заброшено и признано банкротом.

Работает только компания “Конаковский Фаянс” на базе художественной лаборатории.

Но, несмотря на всё это, фаянс из Конаково считается одним из лучших. Он очень разнообразен, подходил под любой дом, любой интерьер. Ассортимент насчитывал сотни предметов, что всего и не перечислить.

Семикаракорский фаянс

Впервые эти изделия свет увидел в 1972 году, когда открылся цех в г. Семикаракорске в Ростовской области. Открыл это дело Н. С. Арабский. Он принял решение расширить обычную гончарную мастерскую в керамических цех, где сперва изготавливались обычные тарелки с самой примитивной росписью.

Далее цех начал искать собственный стиль и изюминку. Началось всё с майолики. Этот материал они покрывали плотной глазурью разных цветов, наносили рельефы разной тематики. Арабский понимал, что ему нужны лучшие работники, поэтому пригласил Людмилу Алдошину и Александра Казанкова работать вместе для создания качественных изделий. По образованию они художники, их желанием было изобрести что-то новое в области росписи, что характеризовало бы именно Семикаракорский советский фаянс. Они плодотворно работали, изучали все возможные мотивы, народное искусство Ростовской области. На помощь пришли и другие художники, которые стали работать вместе.

В итоге пришли к выводу, что стоит расписывать изделия цветными жидкими глинами (ангобами). Этот приём раньше нигде не использовался. Директору понравилась идея, вскоре он открыл участок ангобной росписи, руководителем которого назначил В. Ткача.
Семикаракорский фаянс славился яркой, многогранной росписью, включающей в себя сюжеты из жизни казаков Ростова-на-Дону, а также всем известные орнаменты в виде букетов, где обязательно присутствовал центральный цветок.

Как делают фаянсовую посуду?

В качестве сырья используют беложгущуюся глину, каолин и кварцевый песок, при этом глины всегда больше.

Технология изготовления

Все ингредиенты перемешивают до однородной массы. Стоит отметить, что изделия создают двумя методами.

Метод заливки:

  • Готовую смесь наливают в специальные гипсовые формы;
  • И оставляют там примерно на сутки;
  • Затем снимается слепок, после чего можно увидеть готовое изделие.

Метод формирования:

  • Из смеси нарезают заготовки нужного размера;
  • Далее их кладут в формы и начинают быстро вращать. Это позволяет составу равномерно распределиться и получается будущее изделие.

Независимо от того, какой метод выбран, на будущей чашке или тарелке выравнивают края, затирают стыки, создают гладкую поверхность.
Следующим шагом высушивают посуду. Для этого ее ставят в сушильную камеру на сутки при температуре 50 градусов. Влага полностью испаряется, изделие становится меньшего размера и приобретает белый цвет.
После производят обжиг. В отличие от фарфора, для фаянса используют температуру не более 1200 градусов.
Далее посуду декорируют, окунают в белую глазурь. Для второго обжига ставят в печь при температуре не выше 1000 градусов.
После этой процедуры глазурь становится прозрачной, краски ярче, а посуда более прочной.

 

Как ухаживать за изделиями

Фаянс — это прихотливый материал, который требует особого ухода. Первое, что нужно помнить — это то, что фаянсовую посуду, как и фарфоровую, следует мыть мягкой губкой в слегка тёплой воде мылом, а ополаскивать холодной. Мыть рекомендуется вручную.
Чашки, блюдца, тарелки из фаянса нельзя ставить возле горячей плиты, потому что от горячего воздуха глазурь начинает трескаться. По той же причине нельзя ставить фаянсовую посуду в микроволновую печь.
После мытья необходимо сразу вытереть посуду полотенцем или бумажной салфеткой насухо.
Чтобы края чашек не повредились, их не ставят друг на друга. А между тарелками можно проложить белую бумагу для лучшего сохранения.

После мытья необходимо сразу вытереть посуду полотенцем

После мытья необходимо сразу вытереть посуду полотенцем

Эти простые, но такие нужные правила помогут наслаждаться превосходным внешним видом фаянса долгие годы.

Фарфор — Википедия

Фарфоровая посуда производства ЛФЗ. Фарфоровый фонтан в пешеходной зоне г. Зельб (Германия).

Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.

Термин «фарфор» в англоязычной литературе (porcelain, портсилан) часто применяется к медицинской и технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.

Фарфор получают путём обжига крупнодисперсной смеси каолина (Al2O3*2SiO2*2H2O), кварца (SiO2), полевого шпата (ряд К[AlSi3O8] — Na[AlSi3O8] — Са[Al2Si2O8]) и пластичной глины (в основном каолин, с включениями ионов-хромофоров).

В зависимости от состава фарфоровой массы фарфор также делится на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не только химическим составом, но и более низкой температурой обжига, а также повышенной хрупкостью и чувствительностью к колебаниям температуры.

Твёрдый фарфор[править | править код]

Твёрдый фарфор[en], в состав которого входит 47—66 % каолина, 25 % кварца и 25 % полевого шпата, богаче каолином (глинозёмом) и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (от 1400 °C до 1460 °C).

Самым твёрдым фарфором является костяной фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также каолин, кварц и т. д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью[1]. Твёрдый фарфор используется обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).

Мягкий фарфор[править | править код]

Мягкий фарфор[en] более разнообразен по химическому составу и состоит из 25—40 % каолина, 45 % кварца и 30 % полевого шпата. Температура обжига не превышает 1300—1350 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий.

Фарфор, как правило, покрывают глазурью. Белый, матовый, не покрытый глазурью фарфор называется бисквитом. В эпоху классицизма бисквит употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия[2].

Роспись фарфора[править | править код]

Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.

При подглазурнoй рoсписи краски наносятся на неглазурованный фарфор после его обжига при температуре около 850 °C. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и подвергается высокотемпературному обжигу при температуре до 1350 °C. Для подглазурной росписи как правило используется синяя кобальтовая, значительно реже красная краска на медной основе, которая более чувствительна к обжигу.

Декоративный фарфор. Узбекский чайный сервиз

Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.

При обжиге происходит сплавление краски с глазурью, что делает роспись более устойчивой к внешнему воздействию. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей.

Особую группу красок для росписи фарфора представляют краски, в состав которых входят благородные металлы: золото, платина и серебро (так называемый аргентин). Золотые краски с более низким процентом содержания золота (10—12 %) обжигаются при температуре 720—760 °C (костяной фарфор обжигается при более низкой температуре, чем твёрдый «настоящий» фарфор). Эти краски более декоративные, и декорированные ими изделия нельзя подвергать механическому воздействию (мыть абразивными средствами и в посудомоечной машине).

Золотые, серебряные пигменты для росписи по обожжённой глазури (также «люстры»), полирголь полировочный и порошковое золото и серебро (50-90-процентное) обжигаются при более высокой температуре вместе с красками. Полировочный полирголь и порошковое золото после обжига имеют матовую поверхность и цируются агатовым карандашом, при этом растушёвка узора не подлежит исправлению, поэтому такой вид обработки требует очень высокой квалификации). Сочетание матового и блестящего после цировки золота создаёт дополнительный декоративный эффект на фарфоре. Люстры и порошковые золотые краски более устойчивы на фарфоре, чем 10-12 % глянц. Декорирование фарфора глянцем является наиболее дешёвым способом украшения фарфора.

Надглазурная роспись выполняется на живичном скипидаре и скипидарном масле. Краски подвергаются предварительному замачиванию на палитре на сутки и более. Перед нанесением краски тщательно растираются с добавлением скипидарного масла. Скипидар в баночках должен быть сухой, слегка жирный (скипидар постепенно переходит из одного состояния в другое). Масло тоже должно быть более текучее и более густое. Для работы берётся кусочек замоченной краски, добавляется масло, скипидар — и смесь разводится до консистенции густой сметаны. Для мазковой росписи кистью разводят краску чуть погуще, для перьевой росписи — чуть пожиже.

Важно, чтобы краска не растекалась из-под пера или кисти. Подглазурная краска разводится на воде, сахаре с добавлением малого количества глицерина.

Твёрдый фарфор был впервые создан в Китае в период правления монгольской династии Юань и стал результатом долгого развития и усовершенствования керамики. Уже в то время ведущим центром изготовления предметов китайского фарфора стал город Цзиндэчжэнь. Несколько столетий (до изобретения европейского фарфора) Китай был монополистом в производстве фарфоровых изделий и экспортировал их в Европу, Юго-Восточную Азию, Персию и на Ближний Восток. Фарфор периода династии Мин с подглазурной кобальтовой росписью вызывал восхищение у европейских правителей и знати, и нередко становился предметом страстного коллекционирования. Фарфор появился также с 9-12 века в Монголии и Вьетнаме, также и в Корее. С 16 века китайские мастера стали украшать фарфор и надглазурной эмалевой росписью. Своего наивысшего расцвета китайский фарфор достиг в период правления первых императоров династии Цин, однако к концу 18 века искусство китайского фарфора стало приходить в упадок и в 19 веке практически утратило своё значение.

Попытки открыть секрет китайского фарфора предпринимались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу. Лишь в 1708 году саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру в результате многочисленных, и поначалу безуспешных попыток всё же удалось получить европейский фарфор (Мейсен)[3].

В конце декабря 1707 года был произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Бёттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году. В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора. Одновременно с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики.

Однако настоящий фарфор ещё предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы. Известны, например, записки священника-иезуита Франсуа Ксавье д’Антреколя (англ.)русск., содержащие секрет технологии производства китайского фарфора, сделанные им в 1712 году, но ставшие известными широкой общественности только в 1735 году.

Письмо Франсуа Ксавье д’Антреколя о технологии производства китайского фарфора, 1712 г., опубликовано Дюальдом в 1735 г.

Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, — тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, — возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.

В России секрет производства твёрдого фарфора был заново открыт сподвижником Ломоносова Д. И. Виноградовым в конце 1740-х гг. Мануфактура в Санкт-Петербурге, где он работал, со временем превратилась в Императорский фарфоровый завод, более известный в СССР под аббревиатурой ЛФЗ.

Крупнейшая в мире частная коллекция советского фарфора принадлежит адвокату Александру Добровинскому, выставлялась в пяти залах Пушкинского музея[4].

  • Императорский фарфоровый завод — одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Расположен в Санкт-Петербурге, основан в 1744 году.
  • Дулёвский фарфоровый завод, — российское предприятие по производству посуды, скульптурных и сувенирно-подарочных изделий из фаянса и фарфора. Расположено в городе Ликино-Дулёво Московской области. Основано в 1832 году купцом Терентием Яковлевичем Кузнецовым в Дулёво. В 1918 г. завод был национализирован и переименован в Дулёвский фарфоровый завод имени газеты «Правда». В советский период (1918—1991 гг.), на заводе работали более 6500 человек. В это время была проведена реконструкция, образованы красочный завод и художественная лаборатория, цеха механизированы, что привело к росту выпуска изделий в 3 раза и составил около 75 млн фарфоровых и фаянсовых изделий в год. В настоящее время, на предприятии работают более 700 человек. «Дулёвский фарфор» продолжает развитие производства своей продукции. В конце ноября 2014 года, при заводе открылся Музей дулёвского фарфора.
  • Фарфор Вербилок — первая в России частная фабрика по производству фарфора, основанная в XVIII веке и имеющая мировую известность, расположена в поселке городского типа Вербилки. Почётный член Гильдии поставщиков Кремля. Официальное открытие состоялось в марте 1766 года обрусевшим английским купцом Францем Гарднером, но само производство было организовано раньше, в 1754 году, когда земля с селом Вербильцы принадлежала князю Николаю Урусову. После революции 1917 года предприятие было национализировано и переименовано в Дмитровский фарфоровый завод. В 2009 году предприятие получило благодарность от министра культуры РФ за большой вклад в сохранение и развитие традиций народных художественных промыслов России и благодарность от Российской Академии художеств за достойный вклад в сохранение и развитие высокохудожественных традиций отечественного фарфора.
  • Кубаньфарфор — фарфоро-фаянсовый завод. История завода началась с решения правительства СССР о строительстве на юге России предприятия, которое обеспечило бы посудой густонаселённый регион с растущей курортной зоной. В Ленинградском отраслевом институте создали проект, по которому и возвели первый построенный в советское время фарфоровый завод. В 1960 году завод начал выпускать продукцию, а ещё через год впервые экспортировал фарфор. Для выполнения поставленной государством задачи максимального заполнения рынка доступными товарами массового потребления было построено и в минимальные сроки освоено фаянсовое производство. Получив наименование Краснодарский фарфоро-фаянсовый завод «Чайка», завод до сих пор использует товарный знак в виде парящей чайки, который широко известен не только в России, но и во многих странах мира. Сегодня предприятие с успехом выдерживает конкуренцию благодаря мобильности, широкому ассортименту с современным дизайном и различными видами декора[5].
  • Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова
  • Фарфор и фаянс // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Большая советская энциклопедия, 1959. — Т. 2 (О—Я). — С. 675—676. — 772 с.
  • Фарфор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Булавин И.А., Августиник А.И. и др. Технология фарфорового и фаянсового производства. — М.: Лёгкая индустрия, 1975. — 448 с.

ФАЯНС (керамика) — это… Что такое ФАЯНС (керамика)?

ФАЯ́НС (франц. faience, от названия итальянского города Фаэнца (см. ФАЭНЦА), где производился фаянс), керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью (см. ГЛАЗУРЬ). Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). Близкие к фаянсу изделия изготовлялись в Др. Египте, Китае (4—5 вв.). В Европе производство фаянса началось в 16 в. (Франция), в России — в 18 в.
* * *
ФАЯ́НС (франц. faience, от названия итальянского города Фаэнца, одного из центров керамического производства), вид керамики (см. КЕРАМИКА), плотные мелкопористые изделия из тонкой керамики, покрытые глазурью (см. ГЛАЗУРЬ). Черепок обычно белого цвета. Дорогие сорта фаянса внешне похожи на фарфор (см. ФАРФОР) и отличаются тем, что черепок непрозрачен, глазурь с донышка не счищена. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига).
Изделия типа фаянса были известны в Древнем Египте.
Разнообразные виды фаянса производили в Китае, начиная с 4—5 веков, в 7—13 веках с серо-голубыми и серо-зелеными поливами, в Корее. В Японии с 16 века славились своим совершенством сацумские изделия. В мусульманских странах с 12 века получила распространение изобретенная в Иране в 10—12 веках мелкопористая фарфорообразная масса, в Средней Азии известная под названием «кашин». Сосуды из кашина украшались гравировкой или прорезным орнаментом или подглазурной сине-черной росписью. Персидские изделия с росписью эмалями — минаи — и с росписью люстром (см. ЛЮСТР) делались с опаковой кремовой, бирюзовой или ультрамариновой глазурью, своими мастерами славились города Рей и Кашан (10—14 века). Позднее, в 16—17 веках, изготовлялись так называемые сефевидские изделия (от династии Сефевидов (см. СЕФЕВИДЫ)) с многоцветной росписью, нередко с люстром. Персидский фаянс оказал влияние на расцвет производства в Турции (особенно в г. Изник) в 16—18 вв. Особенно славились облицовочные панно, но также и разнообразная посуда.
Фаянсовые изделия в небольших количествах изготовлялись в мавританских государствах Испании, особенно в Валенсии, где они покрывались кобальтовыми надглазурными росписями (иногда с люстром). Фаянс мавританских стран пользовался большой популярностью в Европе, особенно в Италии, где его называли «майоликой» (см. МАЙОЛИКА) и изготовляли и продавали в Фаэнце, Губбио, Урбино. В Европе собственный оригинальный фаянс появился в 16 веке в Сен-Поршере (Франция) под влиянием итальянских изделий. Широко известны тончайшие фаянсовые сосуды из Сен-Поршера, а также близкие к фаянсу сельские глины французского художника-керамиста Б. Палисси (см. ПАЛИССИ Бернар). С конца 17 века в Нидерландах в г. Делфте в многочисленных мастерских изготовляли изделия с характерной многоцветной или синей кобальтовой росписью. По их образцу английские изделия того же времени также называются «делфтскими». В 18 веке выдающийся английские керамисты Дж. Астбери и Дж.Веджвуд (см. ВЕДЖВУД Джозайя) усовершенствовали и удешевили технологию фаянса.
В России фаянс известен с 18 века. В 18—19 веках производился белый фаянс, опак (см. ОПАК), фаянс с кремовым, серым, лиловым и мраморным черепком. Фаянс украшали цветными глазурями, рельефом. Центром производства фаянса к концу 19 века были заводы «Товарищества М. С. Кузнецова», особенно фабрика в г. Конаково.
В мастерских Гжели выпускали так называемый полуфаянс (с синей росписью), «бронзовый товар» (полуфаянс с росписью люстром), а также тонкий художественный фаянс.

из чего сделана, характеристики, преимущества, уход

Фаянсовая посуда

Термин фаянс происходит от своего рода ярко окрашенной глазурованной глины, которую впоследствии спекают при высоких температурах. Изобретен он был во времена Ренессанса во Франции и Италии. Происходит оно от слова «Фаэнц», города в Италии, где преобладали фабрики, изготавливающие данную глиняную посуду под названием «майолика». Хотя первые экспонаты с похожим составом использовали еще в 5 тысячелетии до нашей эры, в регионах Месопотамии.

На территории России данное открытие появилось в XVII веке и быстро завоевало рынок. Фабрики использовали всевозможные украшения из глазури, эмалевых красок, чтобы придать готовым изделиям красивый вид. Многим известны наборы с изображением сине-золотых рисунков, которые наносили рукодельницы (позже это делали специальные машинки для росписи). В замках и дворцах находились наборы, которые насчитывали около 100 предметов в одном.

Из чего изготавливают фаянс

Стоит отметить, что состав, который использовали для изготовления раньше, значительно отличается от сегодняшних экземпляров. Если сейчас для производства использую каолин (глина), кварц и шпат, то в давние времена сырье делали из кварцевой гальки с добавлением извести, соды, медной руды.

Фаянс и фарфор – это разновидности керамики, они очень похожи по внешнему виду, неопытные покупатели не смогут отличить их с первого взгляда. Главной чертой фарфора считается равномерная структура, без пористости, с идеальным белым цветом. Данный материал полностью водонепроницаемый. Строение майолики белее неравномерное. Если посмотреть через такой предмет на свет, он не будет просвечивать, как в случае с фарфором. При легком ударе слышится тихий, приглушенный звук.

Существуют такие виды фаянса:

1. Глиноземный: в составе присутствует только глина и кварц.

2. Известковый: состоит из глины, мела. Данный вид обжигают очень бережно, при низких температурах.

3. Шамотный: изготавливают из глины и шамота (огнеупорная глина), она на протяжении многих лет хранит свои свойства, долго не теряет красивый внешний вид.

4. Полешпатовый: делают из полевого шпата и глины, данный вид наиболее востребованный и распространенный. Обжиг происходит при высоких температурах, изделия получаются более плотными и надежными.

Преимущества керамической фаянсовой посуды

  • • предметы из фаянса имеют доступную цену;
  • • благодаря покрытию из глазури – наносятся различные рисунки, существуют замечательные дизайны на любой вкус;
  • • из данного материала делают практически всю посуду: тарелки, чашки, ложки, кувшины, чайнички и даже статуэтки;
  • • верхнее покрытие защищает посуду от воды, способствует легкому мытью и очищению, так же препятствует разрушению структуры предметов от воздействия абразивов и моющих средств;
  • • такой материал как фаянс отлично сохраняет тепло, горячие блюда в нем долго не будут остывать;

Уход и хранение столовой фаянсовой посуды

Выбирать фаянсовую посуду и другие изделия из фаянса, особенно если это касается антиквариата, нужно в магазинах. Во-первых, Вам предоставят сертификаты подлинности товаров. Во вторых, неизвестно где хранились данные предметы, из-за этого они могут потерять свой внешний вид или, даже, быть опасными для здоровья.

    • • При мытье нужно соблюдать основные правила. Вместо моющих средств отдайте предпочтение обычной кухонной соде, она справится с любыми загрязнениями и не повредит покрытие изделий, вернет им прежний блеск и сияние.
    • • Если пятна удалить не получилось – добавьте в воду немного нашатырного спирта. Не нужно тереть поверхность жесткими губками, они портят глазурь.
    • • Температура воды должна быть теплой, нельзя допускать резких перепадов.
    • • Чтобы не повредить рисунки на поверхности – переложите тарелки листочками бумаги, тканью или салфетками.
    • • Не ставьте изделия в микроволновые печи и посудомоечные машины.

    На протяжении многих лет спрос на фаянсовую посуду только растет. Она имеет большой ряд преимуществ, практически не уступает фарфору и стеклу.

Фаянсовая посуда и ее особенности

Фаянсовая посуда уже на протяжении многих лет пользуется огромной популярностью, а все благодаря тому, что она хорошо выглядит и имеет демократичную цену. Многие путают фаянс с фарфором, так как оба эти материала очень напоминают друг друга, но это лишь в том случае, если оценивать их исключительно визуально. Как же не ошибиться при выборе посуды и изделий из фаянса?

Фаянс: что это?

Прежде всего следует знать о том, что и фаянс, и фарфор являются разновидностями керамики, представляющей из себя материал, который получается вследствие спекания глины с некоторыми минеральными добавками. Если точнее, то керамика состоит из глины, каолина, отощающих материалов и плавней. Соотношение составляющих керамики и будет определять ее вид. К примеру, фарфор считается тонким видом керамики. Основными составляющими материала считаются каолин (глина), кварц и полевой шпат.

посуда из фаянса

Фаянсовый сервиз

Особенностью фарфора считается равномерная структура (поры напрочь отсутствуют) и идеальный белый цвет. Кроме того, изделия из этого материала частично просвечиваются на свету. Фарфор является абсолютно водонепроницаемым материалом.

Что касается фаянса, то основная часть его состава (а это около 85%) представлена глиной, а все остальное — минеральными добавками. Именно такой состав фаянса делает его структуру неравномерной — фаянсовая посуда, если присмотреться к ней внимательно, будет иметь небольшие поры. Изготавливают фаянс путем отжига под воздействием умеренной температуры. Существуют такие виды фаянса:

  1. Глиноземный: состоит из глины и кварца (как вариант — обожженного кремня).
  2. Известковый: в состав входит глина и доломит (мел). Такой фаянс обжигают при низких температурах.
  3. Шамотный: состоит из глины и шамота.
  4. Полешпатовый: в состав входит глина и полевой шпат. Вся фаянсовая посуда производится из этого материала.

Кроме того, фаянс, который в основном состоит из глины, способен поглощать влагу. По этой причине изделия из такого материала покрывают глазурью, обладающей водоотталкивающими свойствами.

Особенности посуды

Фаянс — это материал, который применялся в качестве сырья для изготовления посуды со времен Древнего Египта (примерно пятое тысячелетие до нашей эры). Фаянс, изготавливаемый в древние времена, мало напоминал современный материал, так как он состоял из железа, гальки и соды.

В России фаянс стал известен не ранее шестнадцатого века. В то время изделия из этого материала массово производились в Италии и Франции. В России центром производства изделий из фаянса считалась фабрика имени Гребенщикова, находящаяся в Москве. Также великолепные изделия производились мастерами Товарищества Кузнецова. Их отличительной чертой была рельефность, а также рисунки синего цвета и позолота.

Посуда представлена в основном тарелками и чашками, которые можно без труда отыскать в каждом доме. Кроме того, такая посуда закупается для заведений общественного питания.

Черепок фаянса при близком рассмотрении отличается пористостью и хрупкостью, сочетающейся с плотностью. Если взять тонкую тарелку, изготовленную из фаянса, и рассмотреть ее на свету, то она окажется абсолютно непрозрачной. Что касается фарфора, который стоит в разы дороже фаянса, то он обладает частичной просвечиваемостью. Если легко ударить по фаянсу каким-нибудь металлическим предметом, к примеру, ложкой, то можно будет услышать нечеткий приглушенный звук. Такая особенность фаянсовых изделий объясняется тем, что они обжигаются под воздействием низкой температуры. Что касается прочности, то несмотря на свою плотность, фаянсовая посуда уступает в этом параметре посуде из фарфора.

посуда из фаянса

Фаянсовый горшочек для меда

Посуда, изготовленная из фаянса, обладает такими преимуществами:

  • она существует в большом количестве вариаций: глубокие и мелкие тарелки, пиалы для десерта, селедочницы, салатники, соусники, перечницы, солянки, молочники, чайники, чашки, кружки и многие другое;
  • посуда имеет доступную цену;
  • красивый дизайн, а все потому, что такая посуда покрывается глазурью и украшается росписью;
  • практичность делает посуду подходящей для ежедневного использования;
  • фаянс отлично сохраняет тепло, поэтому горячие блюда, помещенные в посуду из него, долго не остывают;
  • посуда из фаянса устойчива к воздействию абразивов и моющих средств;
  • такую посуду без труда можно хранить, так как тарелки можно ставить друг в друга, не беспокоясь о том, что они повредятся;
  • технология обработки посуды способствует ее легкому очищению от грязи и жира.

Фаянсовая посуда послужит отличным подарком для друзей и близких, поскольку она имеет привлекательный внешний вид и доступную цену.

Однако приобретать посуду и из фаянса стоит в специализированных магазинах и торговых точках, а не в местах стихийной торговли или «с рук».

Несмотря на свою распространенность, посуда требует особого подхода к выбору и уходу. Задумываясь о покупке изделий из фаянса, прежде всего следует обращать внимание на магазины, где продаются сертифицированные изделия. Ни в коем случае нельзя приобретать посуду с рук или в несанкционированных местах торговли. Все дело в том, что некачественные изделия не только быстро потеряют свою привлекательность, но и могут быть опасными для здоровья потребителя.

Посуда, изготовленная из фаянса, требует бережного ухода:

  1. Хотя бы раз в год изделия из фаянса следует прокаливать. Это можно сделать в домашних условиях – нужно подготовить холодную воду, положить в нее известь и саму посуду. Все следует прокипятить на медленном огне.
  2. Мыть тарелки из фаянса можно с применением пищевой соды. Такой прием позволит вернуть изделиям белизну.
  3. Нельзя мыть посуду в очень горячей воде и допускать воздействия контрастных температур.

Если на фаянсовой посуде образовались трещины, то ее нельзя больше эксплуатировать. Все дело в том, что в микротрещинах могут размножаться вредоносные бактерии. Кроме того, есть мнение, что хранение дома сколотой посуды неблагоприятно влияет на его энергетику.

Что такое фарфор: состав, история происхождения, отличие от керамики. Виды фарфора: бисквитный и глазурованный

фарфоровый лебединый сервиз Meissen

Фарфор — вид керамики, получаемый из смешанных в разных пропорциях каолина, кварца, полевого шпата и особых разновидностей глины. Белую пластичную смесь обжигают при температуре от +1 000 °С, часто неоднократно. В готовом виде она становится непроницаемой для воды и воздуха, а тонкий слой пропускает свет. При легком ударе деревянной палочкой по фарфору получается высокий и чистый звук, почти как у хрустального бокала.

 

Разновидности фарфора

Масса фарфора может иметь разный химический состав, в зависимости от которого весь фарфор разделяют на 2 группы.

ТВЁРДЫЙ ФАРФОР. Содержит от 47 до 66 % каолина, до 25 % кварца и полевого шпата. Обжигается при повышенной температуре (1400-1460 °C). Из твердых масс делают прочную посуду и технические изделия, например, электроизоляторы.

МЯГКИЙ ФАРФОР. Доля каолина снижена до 25-40 %, а на кварц и полевой шпат приходится до 45 % и 30 % соответственно. Для обжига достаточно 1300-1350 °C. Прочность у мягких масс меньше, зато они более пластичные и легче принимают сложную форму.

 

Бисквит

Как правило, после обжига изделие покрывают стекловидной глазурью и обжигают повторно. Именно защитное покрытие делает посуду непроницаемой. Неглазурованный фарфор называют бисквитом. Он имеет пористую структуру и матовую, слегка шероховатую поверхность белоснежного цвета. Материал похож на высококачественный мрамор. Из него делают статуэтки, бюсты, кукол и другие декоративные предметы.

Два вида росписи фарфора

ПОДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят после первого обжига, затем изделие покрывают прозрачной глазурью и обжигают повторно. Подобрать краску, способную выдержать температуру обжига, непросто. Часто используется синяя кобальтовая, реже — медная красная. Подглазурная роспись наиболее долговечна и выдерживает регулярное мытье.

НАДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят поверх глазури, после чего следует обжиг при пониженной температуре (780-850 °C). Пигмент сплавляется с глазурью и становится более стойким. Рисунок смывается быстрее, зато оттенки получаются более яркими и блестят. Это оптимальный вариант для декоративных предметов.

 

История происхождения фарфора

Впервые фарфор был создан в Китае во времена династии Юань до 620 года нашей эры. Открытие сделано благодаря долгому усовершенствованию обычной керамики. Центром нового производства стал город Цзиндэчжэнь. Китай тщательно берег тайну и в течение 1 000 лет оставался монополистом. Драгоценная посуда, которую называли «белым золотом», экспортировалась в другие страны Азии, на Ближний Восток и в Европу.

Примерно в IX-XII веках секрет изготовления фарфора становится известен в Монголии, Корее и Вьетнаме, но местные мастера не могут сравниться с китайскими. Конец XVII века считают высшей точкой расцвета производства в Поднебесной. Уже во второй половине XVIII это искусство стало угасать, а к XIX его центр окончательно сместился в Европу.

 

Европа

Еще в XV веке итальянцы, французы и англичане пытались разгадать секрет китайского фарфора. Лишь в конце XVI первого успеха добилось семейство Медичи. Их керамика была хрупкой и несовершенной — с пузырьками, трещинами и неровной окраской.

В 1708 году оказались успешными эксперименты немцев Эренфрида фон Чирнхауса (Ehrenfried Walther von Tschirnhaus) и Иоганна Фридриха Бёттгера (Johann Friedrich Böttger) по поиску твердого фарфора. Перед этим они открыли красную (яшмовую) разновидность, которая сейчас называется «бёттгеровской». В результате дальнейшей работы с разными видами глины и добавками был получен белый цвет. По прочности образцы даже превосходили китайские оригиналы. Вскоре был подобран и оптимальный состав глазури. Заложенная в 1710 году Мейсенская мануфактура в Дрездене стала первой выпускать европейский фарфор.

Большой вклад в раскрытие китайских технологий внес миссионер Франсуа Ксавье д’Антреколь (François Xavier d’Entrecolles), проживавший в Цзиндэчжэне. Он отправил на родину во Францию письма и иллюстрированные альбомы, в которых описал процессы производства. Когда недалеко от французского Лиможа нашли месторождение каолина, получил распространение лиможский твердый фарфор. Мягкие разновидности еще раньше стали выпускать на Севрской и других мануфактурах.

В Великобритании в 1751 году появилась фабрика Royal Worcester. В XVIII веке на заводе Веджвуда был получен костяной фарфор, который не имеет пор даже в стадии «бисквит». Способ его производства долгое время держался в тайне.

 

Россия

Считается, что в нашей стране моду на элитную керамику ввел Петр I, впечатленный увиденными в Пруссии палатами в «китайском стиле». Русские придворные закупали фарфоровую посуду и украшения для интерьера за рубежом. Наиболее доступной была продукция мейсенской фабрики. Для царской семьи заказы делали на Севрской мануфактуре и у Веджвуда.

Собственное производство началось при императрице Елизавете I. Готовые рецепты из Европы не подошли для местных условий, но в 1746 году Дмитрий Виноградов получил образцы приемлемого качества на основе гжельской белой глины. Несколько лет материал совершенствовался, и вскоре по качеству уже не уступал европейскому. В 1765 мануфактура, на которой отрабатывалась технология, получила название Императорского фарфорового завода. Это старейший в России и третий в Европе крупный производитель. В советские годы он был переименован в Ленинградский фарфоровый завод.

 

Применение фарфора

Чаще всего из фарфора производят качественную посуду. Несмотря на высокую стоимость, она ценится за многочисленные достоинства. Известно, что в тонкостенной фарфоровой кружке чай быстро остывает до оптимальной температуры и сохраняет ее некоторое время. Посуда не влияет на вкус и запах еды или напитков, она подходит для длительного хранения продуктов. В числе ее преимуществ — прочность и легкий вес.

Фарфор также используют для изготовления других утилитарных и декоративных предметов. Из него делают:

  • вазы и подсвечники;
  • статуэтки и скульптурные композиции;
  • часы и настольные лампы;
  • живописные произведения;
  • пасхальные яйца и прочие сувениры;
  • шкатулки и канцелярские принадлежности;
  • бижутерию.

 

Фарфор как объект коллекционирования

Фарфоровые изделия эстетичны, и с течением времени их красота не уменьшается. Они относительно доступны, если сравнивать с живописью, антикварным серебром и ювелирными украшениями. Поэтому фарфором увлекаются многие почитатели искусства. Собирать коллекцию статуэток, расписных тарелок или чайных пар — хорошее вложение средств. С годами стоимость таких вещей становится только выше, и продать их несложно.

Наибольшую ценность, как и в других сферах коллекционирования, представляют раритетные изделия. В первую очередь, старинные, поскольку до начала XX века они обычно создавались ограниченными сериями. Современные производители тоже периодически выпускают лимитированные коллекции. В России примерно 30 % рынка приходится на Императорский фарфоровый завод. Еще четверть — это продукция марки Мейсен. Большой интерес сейчас вызывает советский фарфор, в том числе агитационный, хотя еще в 90-е он почти ничего не стоил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *