Фаянс материал что это: Что такое фаянс — вид керамических изделий, керамика, покрытая прозрачной или глухой непрозрачной глазурью
Фаянс или фарфор: что лучше для раковины?
Оба материала являются разновидностями керамики. В производстве керамики используется глина с различными добавками. Прочность материалу придается в процессе обжига. В чем же отличие фарфора и фаянса? С точки зрения эксплуатации сантехнического оборудования из этих материалов разница незначительна. Они отличаются пропорциями компонентов, входящих в состав смеси для обжига. В составе фаянса меньше добавок, чем используется для производства фарфора. Этим и обусловлено различие характеристик этих материалов.
Отличительные особенности фаянсаМатериал представляет собой белю глину с добавлением кварцевых компонентов и каолина, которая обжигается при температуре более 1000 градусов. Для его изготовления используют те же основные компоненты, что и для фарфора, отличается только их соотношение, состав добавок и технология обжига готового изделия. Фаянс обладает небольшой прочностью на излом и высоким коэффициентом водопоглощения. Для обеспечения необходимых характеристик фаянсовых раковин, их в процессе производства покрывают специальной эмалью или глазурью. Такое покрытие препятствует впитыванию влаги в фаянс, защищает его от повреждений. Использование в производстве современных технологий обжига дает возможность изготавливать раковины, поверхность которых обладает грязеотталкивающим эффектом, изделия с различными декоративными элементами.
По сравнению с фарфором фаянс более пористый. Для изделий из него используется толстое покрытие. Фаянс обладает меньшей прочностью, чем фарфор. Технологии позволяют изготавливать фаянс с прочностными характеристиками, которых достаточно для обеспечения долговечности сантехнического оборудования.
Главные преимущества фарфораФарфоровые изделия более прочные, чем фаянсовая сантехника. Они меньше поглощают воду, впитывают запахи и грязь. При изготовлении сантехнического оборудования из фарфора к белой глине добавляют полевой шпат или кварц. Наличие в составе материала таких добавок обеспечивает его низкую пористость и хорошую прочность. Фарфор более устойчив к ударным нагрузкам, чем фаянс. Для потребителя разница в этом показателе незаметна, так как в случае падения в фарфоровую раковину тяжелого предмета, она разобьется. Фарфор более долговечен, чем санфаянс. Поверхности изделий из этого материала легко моются, не требуют специального ухода, со временем на них не образуется налет. К преимуществам фарфора относится механическая прочность, высокая плотность, сохранение презентабельного внешнего вида в течение всего периода эксплуатации. Раковина из этого материала прослужит несколько десятков лет (при аккуратном обращении до полувека).
Фарфор имеет белоснежный цвет, на нем отсутствуют поры. Фарфоровое покрытие устойчиво к перепадам температуры, обладает высокой прочностью. Для фарфорового оборудования достаточно тонкого слоя покрытия.
Что выбрать фарфор или санфаянс?
Так какой вариант лучше? Оба материала – это керамика, которая отлично себя зарекомендовала и пользуется высоким спросом. Фарфоровая или фаянсовая раковина прослужит не один год, и при этом будет иметь привлекательный внешний вид.
В связи с незначительной разнице в потребительски важных качествах, то при выборе изделия ориентируйтесь в первую очередь на дизайн, конструктивные особенности и цену.
Просмотров: 9946
Что такое фаянс и в чем его особенности?
Что такое фаянс и чем он отличается от фарфора? Этот вопрос на фоне распространенности фаянса достаточно часто возникает у непрофессионалов. Ведь действительно разобраться в посуде сложно, а верить продавцам «на слово» бывает опасно. Учитывая этот факт, стоит заметить, что большинство современной посуды — это и есть фаянс.
Содержание статьи
- История возникновения
- А есть ли разница?
- Из чего производят?
- Правила покупки
История возникновения
Изделия из фаянса существовали еще во времена Древнего Египта и Месопотамии. Такая посуда немного отличалась от привычной, а причиной всему был состав. Компоненты, которые в древности использовали для изготовления посуды, были весьма примитивными, да и сам процесс был далёк от совершенства.
Фаянсовый сервиз «Земляника»
Спустя несколько веков, в Италии появилась посуда, которая по своей сути и была фаянсом. Изделия из керамики получили характерное название в аналогии с городом, в черте которого и было открыто производство.
Многие годы ученые из Англии и Франции пытались разгадать загадку китайского фарфора. Они смешивали между собой различные ингредиенты, желая добиться прозрачности и легкости. Но труды лучших умов Европы ознаменовались тем, что в попытке угнаться за китайским чудом (а именно так и называли фарфор), мастера довели до совершенства производство фаянса.
В те времена фаянс называли мягким фарфором, стараясь всячески подчеркнуть сходство посуды с китайскими сервизами.
Фаянсовые изделия в России появились намного позже — примерно в XVIII веке. Долгое время Российская империя закупала фаянс в лучших мастерских Англии и Франции. Позже на территории нашей страны появилась мастерская Гребенщикова. Фаянсовая посуда работы лучших мастеров отличалась высоким качеством. Она имела определенное сходство с фарфором по причине того, что проходила обжиг при высоких температурах.
Но все же это был фаянс, а не фарфор. На стенки посуды наносились причудливые узоры и характерный орнамент. Большой популярностью пользовались и статуэтки из фаянса.
В мастерской Гребенщикова рисунок наносили на поверхность предмета, который еще не прошел обжиг. Такая посуда считалась фаянсом высокого качества и мало чем отличалась от фарфора. Стенки посуды были достаточно тонкими и равномерными, но при этом свет они все равно не пропускали. Причиной всему пористая структура материала — из-за нее фаянс не пропускает свет и впитывает влагу.
Фаянсовые изделия пережили многое, но в силу доступности и легкости производства такая посуда не была признана большевиками, пережитком буржуазии, в отличие от фарфоровых изделий. В то время как изделия из фарфора уничтожались коммунистами, производство фаянса было поставлено на поток.
Семикаракорский фаянс
А есть ли разница?
Что такое фаянс и фарфор и в чем их различия можно понять, изучив механизм производства посуды.
Различия:
- керамика — это посуда из глины, которая не подверглась термическому обжигу;
- фаянсовая посуда — это изделия, которые подвергались обжигу один раз и температура при этом была не столь высока, как при обжиге фарфора;
- фарфор — изготавливают из белой глины, посуда проходит два этапа термической обработке при высоких температурах.
1) Как правило, керамику не покрывают эмалью, на ее поверхности могут находиться узоры, но нередко они наносятся на глазурь. Керамика имеет характерный цвет.
2) Фаянсовые изделия подвергают термической обработке один раз. На поверхность наносят глазурь или эмаль плотным слоем. Стенки таких чашек и кружек толстые, при постукивании по ним можно услышать глухой, низкий звук, что считается отличительной чертой фаянса.
Такие материал имеет пористую структуру, в результате чего его характеристики значительно уступают характеристикам фарфора.
Характеристики фаянса:
- Способен впитывать воду.
- С годами поверхность изделий покрывается мелкими трещинками.
- Плохо переносит высокие температуры.
- Стенки толстые и покрыты глазурью в несколько слоев.
- Подвергается обжигу один раз.
- Не пропускает свет.
Наличие пор в структуре приводит к тому, что со временем изделие способно покрыться сеткой мелкой травин (паутинкой).
Поскольку стенки посуды толстые, их покрывают несколькими слоями глазури. Это делают для того, чтобы скрыть неровности.
Посуду подвергают обжигу один раз. Фаянс ставят в печь, глазурь наносят уже позже, в результате чего на донышке глазурь присутствует. Но даже если предприимчивые продавцы прошлись по ободу наждачкой, то можно заметить пористую структуру материала, из которого изготовлена посуда.
Одной из главных и основных особенностей фаянса считается то, что он не пропускает свет, в отличие от фарфора. Проверить это легко, стоит поднести кружку или чашку к солнцу.
Учитывая все минусы и плюсы, стоит отметить, что посуду из фаянса используют в кафе и ресторанах быстрого питания.
Фаянсовая посуда плохо переносит перепады температур. По этой причине ухаживать за ней стоит особым образом. Необходимо мыть изделия в теплой воде, ополаскивать в холодной. Избегать контакта с горячей водой, и беречь от перепада температур. В противном случае посуда быстро придет в негодность, покроется трещинами, а глазурь с нее облезет.
3) Фарфоровый сервиз распознать несложно. Стенки его тонкие и прозрачные, структура материала плотная. При постукивании по стенкам чашек можно услышать звонкий, громкий звук. Фарфор обжигают при высоких температурах, при этом делают это дважды: один раз до нанесения глазури на поверхность изделия, а другой раз — после нанесения глазури на изделие.
Характеристик фарфора:
- Статуэтки, чашки и тарелки из этого материала легкие и прочные.
- Стенки посуды тонкие и прозрачные.
- Поверхность тарелок и чашек ровная (можно проверить при помощи луча солнца).
- Имеет ободок на донышке без глазури.
- На изломе поверхность гладкая и плотная.
- Хорошо переносит высокие температуры.
- Не впитывает воду.
Учитывая все характеристики посуды из фарфора, стоит отметить, что она всегда имеет белый цвет. В материал не добавляют красителей, поскольку красители могут изменить характеристики посуды сделать ее более хрупкой.
Еще один факт — это отсутствие глазури на ободке. Поскольку изделие подвергается обжигу дважды, глазурь не наносят на дно посуды: причина в том, что глазурь может расплавиться.
Поскольку структура фарфора плотная, он легче, чем фаянс, структура которого пористая.
Из чего производят?
- массу делают из глины;
- в смесь добавляют кварц, кремний, известь, полевой шпат.
В зависимости от материалов, которые входят в состав массы, различают несколько разновидностей фаянса. Компоненты, которые входят в состав массы, влияют на хрупкость, прочность, водопроницаемость и другие характеристики посуды и статуэток.
Также от состава массы зависит температура, при которой она будет обжигаться, чем выше температура, тем лучше качество изделий.
Чашки и тарелки из фаянса не стоит ставить на горячую печь и тем более разорвать в них пищу. Тарелка просто лопнет в процессе подогревания пищи.
По причине того, что фаянсовая посуда имеет схожую форму, ее легко хранить. Тарелки составляют в стопки, размещают на кухне, экономя тем самым пространство.
Из чего делают фарфор:
- Содержит каолин (в процентном соотношении от 47 до 63).
- Неорганические соединения.
- Минеральные добавки.
- Кварц.
- Полевой шпат.
- Пластичная и белая глина.
Материал отличается низким весом, прозрачностью и стойкостью к высоким температурам. Можно мыть тарелки и чашки в горячей воде, ополаскивать холодной. При этом посуда не потеряет свой блеск и цвет. Масса для изготовления посуды белая, плотная, ее относят к непористой керамике. Особого ухода такие изделия не требуют — их моют при помощи химических средств, обтирают и высушивают. Посуда хорошо переносит высокие температуры и не портиться на протяжении долгого времени.
Правила покупки
Есть несколько фирм, которые занимаются производством посуды из фаянса. Их продукция отличается высоким качеством. Естественно, что приобрести такую посуду на рынке или в супермаркете практически невозможно, но есть фирменные магазины, которые занимаются продажей фаянса из Франции и Германии.
Если тарелки и чашки нужны для повседневного обихода, а не для праздника, то фаянс — это идеальное решение проблемы. В силу невысокой стоимости приобрести тарелки и чашки можно по доступной цене.
Выбирая изделие, стоит обратить внимание на его качество — от сомнительной покупки стоит отказаться, поскольку в составе материала могут находиться токсичные краски. Токсины способны проникнуть в организм человека и вызвать тяжелое отравление.
Фаянс — это пористая керамика, которая пользуется спросом. При этом потребность в посуде постоянно растет. Сегодня на рынке можно найти большое количество фаянса, который отличается высоким качеством. Спрос на такие изделия велик, поскольку они отличаются высоким качеством. По стоимости фаянс уступает фарфору, но некоторые изделия можно смело приравнять к произведениям искусства. Они легко украсят любой стол и станут прекрасным дополнением вкусных блюд.
Египетский фаянс: технология и производство | Эссе | The Metropolitan Museum of Art
В Древнем Египте предметы, созданные из фаянса, считались волшебными, наполненными немеркнущим мерцанием солнца и наделенными силами возрождения. Для египтян скульптуры, сосуды, украшения и ритуальные предметы из фаянса мерцали блеском вечности. Хотя фаянс изготавливается из обычных материалов — кварца, щелочных солей, извести и красителей на минеральной основе — он сохраняет важный статус среди драгоценных камней и металлов.
Фаянс впервые появился в конце пятого тысячелетия до нашей эры. и в различных формах существует до настоящего времени. Возможно, он был изобретен на древнем Ближнем Востоке после разработки щелочной глазури на кварцевых камнях. Однако его технологическое усовершенствование и крупные победы, несомненно, были достигнуты в Египте. Одними из самых ранних фаянсовых предметов, сделанных в Египте, были бусы, за которыми вскоре последовали небольшие храмовые подношения по обету и предметы царских гробниц. Фаянсом инкрустировали мебель и стены как украшение гробниц и храмов (48.160.1; 26.7.9).91). Наиболее узнаваемыми формами фаянса являются небольшие фигурки богов (55.
121.5; 26.7.878), животных (26.7.899; 1989.281.96) и шабти (26.7.919), а также украшения (40.3.2; 74.51). .4540), амулеты (17.190.1639), скарабеи и сосуды (26.7.971).Техническое описание фаянса
Термин «фаянс» на самом деле является неправильным, поскольку он также более точно относится к майолике, происходящей из Фаэнцы и других городов на севере Италии в конце пятнадцатого века нашей эры. непрозрачная глазурь; Египетский фаянс не является ни глиняным, ни оловянно-глазурным. Однако, поскольку не было достигнуто согласия относительно альтернативного термина, «фаянс» остается наиболее часто используемым.
Египетский фаянс представляет собой керамический материал с кремнистой массой и ярко окрашенной глазурью. В дополнение к кремнезему фаянс также содержит щелочные соли (источником которых был либо натрон, либо зола растений), небольшое количество извести и металлический краситель. Хотя фаянс изготавливался в различных ярких цветах, бирюзово-синий цвет, столь характерный для этого материала, создается с помощью меди. В процессе обжига щелочь (действующая как флюс) и известь (действующая как стабилизатор) реагируют с кремнеземом в сердцевине, образуя глазурь на поверхности.
В поперечном сечении микроструктура фаянса показывает, по крайней мере, два различных слоя материала: внутреннюю сердцевину и внешний слой глазури. Ядро рыхлое и пористое, состоит из частиц, размер которых может варьироваться от мелкого до крупного. Эти частицы имеют тенденцию быть белыми, но могут быть очень бледно-голубыми, зелеными, коричневыми или серыми, в зависимости от примесей, содержащихся в исходных материалах. Основная часть этого кернового материала состоит из угловатых зерен кварца без каких-либо видимых частиц глины и всегда имеет вид искусственно измельченного в порошок. Зерна кварца в керне покрыты и удерживаются на месте небольшим количеством натриево-известково-силикатного стекла.
Это промежуточное стекло кажется бесцветным и прозрачным в поперечном сечении, но в глазури на внешней поверхности наблюдается совсем другой оптический эффект: полупрозрачность. Измельченный кварцевый стержень, видимый под глазурью, создает неровный белый фон, рассеивающий свет. В результате получается размытый, почти пестрый вид глубины, который очень напоминает оптические свойства бирюзы. То, как свет попадает на поверхность раздела между сердцевиной и глазурью, создает впечатление яркости и прозрачности. Стеатит, мягкий, легко поддающийся обработке камень, на который были нанесены аналогичные глазури, гораздо более гладкий на этой поверхности и не рассеивает свет так, как это делает фаянс (17.19).0.2011). Это различие может предложить одно из объяснений того, почему фаянс, который трудно формовать, мог заменить глазурованный стеатит в качестве предпочтительного метода производства ценных предметов.
Сырье
Скромное сырье для создания фаянса имелось в непосредственной близости от египтян. Кремнезем мог быть получен из мелкого песка пустыни или из кварцевой породы, кварцевой гальки или кремнистого известняка, которых в Египте много. Кварцевый песок такой чистоты, который содержится в фаянсовых стержнях, встречается крайне редко. Кварцевая порода встречается в виде прожилок в магматических породах восточной египетской пустыни. Из такого камня можно было бы получить хороший материал для фаянса, но он был нелегко доступен, и для его приобретения потребовался бы значительный труд. Галька из белого кварца кажется наиболее вероятным источником кремнезема для фаянса, поскольку в пустыне их много и их легко достать. Добыча и резка гранита или песчаника могли стать важным источником кремнезема для фаянсовой промышленности. Некоторые ученые предположили, что сырье для фаянса было получено как побочный продукт сверления твердого камня. Медные инструменты использовались с абразивным песком для сверления или распиливания артефактов из гранита и твердого известняка. Порошки отходов этого процесса состояли из кварца и извести из известняка, а также содержали частицы меди из сверла, потенциально обеспечивая готовый источник материалов для изготовления фаянса.
Египетская почва богата солевыми веществами, такими как селитра, натрон, квасцы, каменная соль и морская соль — все они могли обеспечить щелочной компонент для фаянса. Селитра образуется в виде высолов на поверхности почвы в засушливые периоды. Натрон собирают из солевых отложений высохшего дна озера Вади Натрун на западе дельты Нила. Каменная соль и квасцы добываются из земли.
Изготовление фаянса
Существовали различные методы производства фаянса, но наиболее распространенным был метод самозастекления, называемый «методом высолов». Чтобы сделать фаянс с помощью этого метода остекления, водорастворимые щелочные соли смешивают с порошкообразным кварцем, небольшим количеством извести и красителем (например, медью, полученной из металлической стружки или дробленых богатых медью камней, таких как малахит). Сухие ингредиенты смешивают с водой для создания пасты, которой затем придают желаемую форму. Как только образуется масса, начинаешь замечать разницу между фаянсом и глиной. Фаянс является тиксотропным, что означает, что паста кажется твердой, но становится более жидкой и оседает по мере моделирования. Паста из кукурузного крахмала и воды демонстрирует аналогичное поведение.
Фаянсовая паста не только тиксотропна, но и непластична. Он трескается при изгибе и имеет небольшую способность выдерживать собственный вес. Из-за этих физических свойств из фаянса нельзя формовать предметы с использованием тех же методов, что и из гончарной глины; бросание фаянса на колесо для изготовления сосудов возможно, но эта техника использовалась лишь ограниченно. Небольшие амулеты и бусы можно было слепить вручную, но одним из наиболее распространенных способов формования фаянса были глиняные формы, о чем свидетельствует множество форм для фаянса, обнаруженных в археологических записях (21.9)..23). Пасту также можно превратить в плиту, встряхивая и похлопывая, чтобы создать плоские объекты, такие как вкладки или плитки. Другой метод работы с фаянсом заключается в формировании пасты вокруг органического ядра, которое сгорает во время обжига. Слой пасты либо моделировался вокруг горючего ядра, либо его погружали в суспензию фаянсовых ингредиентов. Есть примеры полых фаянсовых фруктов, которые были сделаны путем покрытия настоящих фруктов. Отверстия в этих предметах соответствуют тому месту, где располагался стебель.
Более крупные предметы из египетского фаянса существуют, но встречаются реже. Такие объекты было бы сложно создать, и, скорее всего, они были смоделированы вручную, а не изготовлены в формах. Скорее всего, использовались стратегические методы, такие как моделирование отдельных частей, которые затем частично высушивались и соединялись вместе (26.7.971; 17.9.1). Примеры больших фаянсовых предметов указывают на уровень мастерства, достигнутого в этой среде, и отражают тот факт, что производители фаянса хорошо разбирались в своем материале и методах обжига.
В дополнение к методу выцветания, описанному выше, существуют еще два метода глазурования: прямое нанесение и цементирование. Эти методы остекления не обязательно исключают друг друга — их можно использовать по отдельности или в комбинации. Прямое нанесение аналогично современному методу глазирования керамического предмета, при котором глазурь наносится на глиняный предмет. Глазурь наносится на предварительно сформированный фаянсовый предмет кистью, окунанием или заливкой. Цементация — это метод самоостекления, при котором формованная неглазурованная фаянсовая сердцевина погружается в глазурь. Этот порошок содержит высокий процент флюса, который частично плавится и вступает в реакцию с кремнеземом в сердцевине с образованием глазури. После обжига глазурный порошок отделяется от объекта, не прилипая к поверхности.
Какой бы метод ни был выбран для придания формы и глазури, тусклые, сухие изделия должны быть обожжены в печи, чтобы раскрыть их блестящий цвет. При обжиге щелочные компоненты (например, соляная корка, образующаяся методом высолов) реагируют с молотым кварцем, окисью меди и известью, образуя глазурь. Большинство древних фаянсовых предметов имеют глазурь, покрывающую всю их поверхность, и на большинстве из них нет следов, указывающих на то, как они поддерживались в печи во время обжига. Были обнаружены небольшие конические и сферические подставки для печей, но других археологических свидетельств мебели для печи мало. Отсутствие археологических свидетельств, касающихся обжига, затрудняет современным исследователям фаянса реконструкцию того, как укладывались печи. Некоторые предполагают, что рабочие, работающие с фаянсом, посыпали свои полки печи несмачивающим порошком, таким как гашеная известь, зола или даже цементный порошок. Исследования показали, что фаянс обжигали при температуре от 1598°F (870°C) и 1688°F (920°C). Если в печи достигается температура свыше 1832°F (1000°C), то глазурь начинает чрезмерно пузыриться и стекать с объекта.
Тщательное изучение египетского фаянса показывает широкий диапазон качества предметов как с точки зрения методов моделирования, так и методов обжига. Древние египтяне высоко ценили эту среду из-за яркого синего цвета, который можно было создать с помощью простых и легкодоступных компонентов. Следовательно, египетский фаянс сохранялся в течение удивительных четырех тысячелетий в долине Нила.
Цитата
Риккарделли, Каролин. «Египетский фаянс: технология и производство». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/egfc/hd_egfc.htm (декабрь 2017 г.)
Дополнительное чтение
Фридман, Флоренс Данн, изд. Дары Нила: древнеегипетский фаянс . Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 19 лет.98.
Николсон, Пол Т. Египетский фаянс и стекло . Бакингемшир: Публикации Шира, 1993.
.Вандивер, Памела. «Технологические изменения в египетском фаянсе». В Archaeological Ceramics , под редакцией Жаклин С. Олин и Алана Д. Франклина, стр. 167–79. Вашингтон, округ Колумбия: Smithsonian Institution Press, 1982.
Кобе, Энни и Женевьев Пьерра-Бонфуа. Faïences De L’Antiquité: De L’égypte à L’Iran . Париж: Музей Лувра, 2005.
«Египетский фаянс», обзорная экскурсия «История Египта»
Симпатичная фигурка бегемота голубого цвета, известная как «Уильям», является прекрасным примером изготовления фаянса. Посетители музеев знакомы с захватывающими дух египетскими сокровищами, богатыми украшениями и предметами с использованием многих минералов и камней, таких как бирюза, лазурит, яшма, аметист и золото. Нагрудники, обручи, воротники и другие предметы были выполнены в различных цветах и с использованием различных техник на протяжении столетий истории Египта.
Фаянс производился, возможно, из более скромных ингредиентов, и, возможно, с ним было проще работать, но его результаты, тем не менее, столь же прекрасны, как и лучшее из золота Тутанхамона. И из него можно было делать фигурки, украшения, чаши, анкхи, скипетры, все, что требовалось. Фаянс можно было даже использовать для изготовления плитки для стен комнат, как это было найдено в гробнице царя Джосера в Саккаре.
У египтян фаянс был известен как tjehnet, а реже как khshdj, то же слово использовалось для лазурита. Оба слова связаны со свойствами «сиять», «блестеть» или «ослеплять». Считалось, что фаянс сияет светом, символизирующим жизнь, возрождение и бессмертие.
Что такое фаянс
Фаянс представляет собой глазурованный неглинистый керамический материал или кремнезем, состоящий из измельченного кварца или песка с небольшим количеством извести и либо натрона, либо растительной золы. Его основным ингредиентом был кварц, полученный из песка или измельченной гальки, к которой добавляли щелочь, немного извести и молотую медь в качестве красителя. Египет богат кремнеземом в виде пустынного песка, но для изготовления фаянса одни источники песка считались лучшими, чем другие. Песок не является чистым кремнеземом, так как содержит такие примеси, как мел, известняк или железо.
Кремнезем образует основную часть тела, материал, из которого формируется форма объекта. Измельченный кремнезем/песок нелегко сформировать, и даже если для придания формы добавляется вода, готовый продукт будет крошиться при высыхании. Добавление извести и соды помогает склеить зерна кварца во время высыхания. Но главный фактор усиления — в стрельбе.
Корпус покрыт натриево-известково-силикатной глазурью, чаще всего яркого сине-зеленого цвета из-за использования меди. При обжиге кварцевое тело приобрело типичную стекловидную сине-зеленую поверхность. Со временем стали возможны и другие цвета, такие как белый, желтый, красный и даже мраморно-коричневый, черный и другие оттенки.
История развития фаянса
В бадарский додинастический период бусы из глазурованного стеатита нанизывались для изготовления ожерелий и поясов. Вскоре после этого началось использование фаянса.
В раннединастический период размеры изделий из фаянса несколько увеличились до сосудов и небольших фигурок, хотя бусы и амулеты по-прежнему оставались наиболее распространенными изделиями. При первых двух династиях фаянс широко использовался в религиозных и погребальных целях в виде небольших храмовых подношений по обету, плитки для стен храма и предметов королевских гробниц. Вотивы в виде скорпионов, бабуинов и других существ появляются на храмовых участках в Дельте до Абидоса, Иераконполиса и Элефантины на юге. Приблизительно 36 000 настенных плиток, используемых в ступенчатой пирамиде Джосера, были сделаны из фаянса, вероятно, покрытого высолом. В Абусире были найдены и другие инкрустации, некоторые из которых украшены резным золотым листом, например, картуш царя Неферефры во времена Пятой династии.
Самые ранние следы фаянсовой мастерской были обнаружены в Абидосе, недалеко от храма бога Хентиаментиу. Мастерская состоит из нескольких очень четких круглых ям, предположительно являющихся остатками печей, без следов надстроек над ними. Некоторые имеют облицовку из битого кирпича, и все они обожжены огнем. Слои пепла в некоторых ямах указывают на то, что они часто использовались. Также были обнаружены многочисленные маленькие глиняные шарики, которые, возможно, служили поверхностью, на которой обжигали фаянсовые бусины. В технологии также может быть соединен глиняный диск с отпечатками пальцев, каждый размером примерно с глиняные шарики.
Были обнаружены две фаянсовые мастерские, относящиеся к периоду Среднего царства, одна в Лиште, а другая в Керме в Судане. В этот период моделирование, формование на стержне и формование по лепке были процессами, используемыми для изготовления фаянсовых предметов. Такие формы, как ежи, приближающиеся к сфере, были смоделированы вокруг клубка соломы. В то время также были популярны фаянсовые статуэтки гиппопотамов, часто расписанные изображениями водных растений. Чаши с нилотскими сценами были сделаны очень качественно, как и кувшины.
Мраморный эффект фаянса был получен в это время путем смешивания двух различных цветных паст для тела. Участились также резка и инкрустация фаянса, а также тщательно выполненные линейные узоры темной краской на синем фоне.
Новое царство было зенитом обработки фаянса. Было произведено большое количество бус, колец, амулетов и скарабеев, таких как те, что производились во время правления Аменхотепа III. Стекло использовалось для расширения диапазона цветов, а некоторые материалы, используемые для окрашивания стекла, такие как сурьма, кобальт и свинец, использовались со времен правления Тутмоса III для окрашивания фаянса.
Прекрасным примером этого периода является Кубок времен правления Тутмоса III в 18-й династии. У края и подножия он покрыт золотым листом с мраморностью белого, желто-бежевого, красного и бирюзового цветов, имитирующей камень. Хотя возможно, что именно это произведение было привезено с Ближнего Востока (оно было найдено в гробнице несовершеннолетних сирийских жен), подобное мастерство стиля использовалось и в Египте.
Три мастерские периода Нового Царства были обнаружены в Малкате, дворце Аменхотепа III в Фивах, Амарне и Кантире в Дельте.
В греко-римский период фаянсовые фабрики были в Наукратисе, греческом поселении в дельте, в Буто, также в дельте, и в Мемфисе.
Кто были производители фаянса?
В египетском искусстве есть много сцен, изображающих гончаров за работой, но только одна сцена может изображать мастеров фаянса. Он происходит из фиванской гробницы 26-й династии главного управляющего божественной адоратрисой во время правления Псамтека I.
Раскопки гробницы в Лиште выявили захоронение Дебени, надзирателя за фаянсовыми мастерами, а также другие погребальные тексты. относящиеся к таким лицам. А 19Погребальный папирус династии th, принадлежащий человеку по имени Qn-hr, дает этому человеку титул imy-r irw khshdj, который к Новому царству стал включать фаянс. Две фаянсовые стелы 19-й династии принадлежали человеку по имени Рехамун, который носил титул «Производитель фаянса Амона».
Помимо этих и некоторых других, многие рабочие, которые оставили нам свои работы, остались безымянными.
Техники
В династический период глазурь из дробленого кварца как искусственной среды, предположительно, развивалась путем применения. Некоторые современные опыты указывают на то, что технология проводилась без нагрева, а также на возможность получения фаянсовой массы и глазури из порошкообразных побочных продуктов сверления каменных бус медными трубками.
Сердцевина, вероятно, была придана форме путем истирания, как при изготовлении каменных артефактов, или придания формы вручную, как из глины. Предметами, сделанными в это время, были маленькие бусы и амулеты.
Фаянс сначала ведет себя как твердый материал, затем по мере формования становится мягким и текучим. Если формовать слишком быстро, материал трескается или раскалывается. Позже объекты были сформированы с помощью формы.
Сначала смешайте ингредиенты, краситель или оксид меди, измельченный кварц, известь или мел и щелочь, например, натрон. Кварц или кремнезем содержит примерно до 99% тела. Он образует материал, из которого формируется форма объекта, а также является источником его блестящего блеска. Добавление извести и натрия способствует склеиванию зерен кварца при сушке.
Затем добавьте немного воды, чтобы получилась паста. Это было бы похоже на раскатывание теста при выпечке. Затем сформируйте пасту вручную или с помощью формы. Вдавите комок пасты в форму. После удаления пасты из формы обрежьте лишние кусочки и добавьте нужные детали на форму. Затем обожгите предмет, который впоследствии приобретет характерную глазурь.
Высолы – это метод самоостекления. Глазури, растворимые соли, смешивают с сырым измельченным кварцем и щелочами корпуса. Когда вода в организме испаряется, соли прилипают к поверхности в течение тридцати минут, образуя накипь. При обжиге этот слой плавится и плавится, образуя глазурь различной толщины. Быстрое высыхание приводит к наибольшей толщине глазури.
Вторым методом глазурования является нанесение, при котором материалы глазури измельчаются до частиц небольшого размера и смешиваются с водой до образования пасты, которая затем наносится на кварцевый сердечник. Цементация — это третий метод, при котором артефакт закапывается в глазурь с высоким содержанием флюса внутри сосуда. Затем сосуд и его содержимое нагревают, сплавляя порошок с объектом.
Раньше фаянсу противопоставляли сокровища Тутанхамона. Кто может забыть золотую погребальную маску, которая стала почти синонимом египетского богатства. Но в обнаруженных тутами сокровищах числилось более ста предметов, полностью или частично сделанных из фаянса.