Феликс сумароков эльстон: Портрет князя Ф.Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона. 1903

Граф Николай Феликсович Сумароков-Эльстон. Часть первая: Титул: ru_royalty — LiveJournal

Граф Николай Феликсович Сумароков-Эльстон был назван в честь деда по матери, князя Николая Борисовича Юсупова, последнего мужского представителя древнего рода.

Николай родился 16 февраля 1883 года, крестили его 16 марта во дворце Юсуповых на Мойке. Крёстными стали дед — гофмейстер Высочайшего Двора тайный советник и почётный опекун князь Николай Борисович Юсупов, прабабушка — графиня Зинаида Ивановна де Шово, по первому браку княгиня Юсупова, и бабушка — графиня Елена Сергеевна Сумарокова-Эльстон, вдова генерал-адютанта и генерал-лейтенанта.

Родителями в метрике указаны гвардии поручик граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон и супруга его кавалерственная дама Зинаида Николаевна, урождённая княжна Юсупова.

Кто все эти люди?

Одна из многочисленных племянниц светлейшего князя Потёмкина-Таврического, Татьяна Васильевна Энгельгардт, не отмечена в списке племянниц, которых светлейший растлевал перед тем как выдать их замуж. Вот она кисти Виже-Лебрен:

Первым браком фрейлина Екатерины Великой была замужем за дальним родственником Григория Александровича, старше её на 25 лет генерал-поручиком Михаилом Сергеевичем Потёмкиным (1744—1791). В браке родилось двое детей, причём крёстной дочери Екатерины была сама императрица. Вот Екатерина кисти Лампи-старшего:

Названная в честь крёстной Екатерина Михайловна была счастлива в браке с Александром Ивановичем Рибопьером (1781-1865). Русский придворный и дипломат швейцарского происхождения, управляющий государственными банками, действительный тайный советник, масон, в день коронования императора Александра II — 26 августа 1856 года — был возведён в графское достоинство Российской империи.

Вот Рибопьер с младшей дочерью Татьяной:

Но вернёмся от внучки Татьяны Александровны к бабушке Татьяне Васильевне. После смерти своего первого мужа Татьяна Васильевна недолго оставалась вдовой. Смотрим даты.

Ко дню свадьбы 11 сентября 1785 года Татьяне (родилась 12 января 1769 года) было шестнадцать с половиною. А когда муж умер 14 декабря 1791 года, ей было уже почти 23. Или всего двадцать два.

В общем, в 1793 году по благословению Екатерины Великой Татьяна повторно вышла замуж. За князя Юсупова, Николая Борисовича. Он был помоложе её первого мужа, разница в возрасте составляла уже не 25 лет, а всего восемнадцать. Вот он кисти Лампи (Эрмитаж):

Брак оказался несчастливым. После объединения огромных состояний и рождения сына Бориса супруги зажили раздельной жизнью. Об этом написаны книги. Переходим к сыну.

Князь Борис Николаевич Юсупов был сказочно богат. Вот его портрет из ГРМ:

Он был женат дважды. Первая супруга, княжна Щербатова, была несколько раз беременна неудачно (выкидыши), потом умерла после родов дочери, не прожившей и недели. Второй супругой стала Зинаида Нарышкина:

Она родила князю сына и наследника, последнего в роде, князя Николая Борисовича. На этом семейная жизнь закончилась.

После кончины супруга покинула Россию. Во Франции познакомилась с молодым капитаном и вышла за него замуж. Это был грандиозный скандал: супруг был простым дворянином и на двадцать лет её моложе. Чтобы заткнуть злые рты, вдова купила мужу титулы графа и маркиза. Поэтому в метрике она фигурирует под именем маркизы де Сер. Дворец на Литейном (лекторий общества «Знание» — это она).

Князь Николай Борисович Младший:

Один из богатейших помещиков Российской империи, коллекционер, музыкант-любитель, благотворитель. Действительный статский советник (1864), гофмейстер (1875). Последний представитель мужской линии рода князей Юсуповых.

Князь женился на двоюродной сестре, упомянутой выше графине Татьяне Александровне Рибопьер. Вот она с фрейлинским шифром кисти Винтерхальтера:

Сын прожил пару месяцев. Род угасал. Остались две дочери. С фантазией было туго Соблюдая фамильную традицию, дочерей назвали Зинаидой (в честь бабушки, матери князя Николая) и Татьяной (в честь матери). Ну, Николай Борисович именуется иногда Николаем Борисовичем Младшим, он полный тёзка деда.

Наследницей состояния стала старшая, княжна Зинаида Николаевна Юсупова. Вот кисти Серова, 1902:

Вот снова Серов из ГРМ, 1902 (в Википедии 1900):

Увеличенный фрагмент с сайта музея:

А в 1903 году был знаменитый бал. Вот Зинаида, одна и с мужем:





А вот Беккер, 1914 год:

А вот тихая старость в Булони:

В 1882 году княжна Юсупова вышла замуж за графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстон, Николай стал их первенцем.

Теперь можно и о титулах поговорить, с ними всё сложно. Отец Феликса Феликсовича, Феликс Николаевич происхождения был неизвестного. По недавним исследованиям он родился от связи одного немецкого барона с одной венгерской графиней. Фамилию Феликс получил в честь своей няни-англичанки.

Герой осады Севастополя дослужился до генерал-лейтенанта (1864), получил звание генерал-адъютанта (1866).

А ещё он правильно женился. Супругой Феликса Эльстона стала Елена Сергеевна Сумарокова. В 1852 году, когда они обвенчались, она была ещё просто Сумароковой.

Её отец и тесть Феликса Николаевича — Сергей Павлович Сумароков (1793—1875) — генерал-адъютант и генерал от артиллерии, многолетний начальник гвардейской артиллерии, участник Восточной войны и подавления Польского восстания, член Государственного совета. Вот кисти Крюгера:

В день коронации Александра Второго Сергей Павлович Сумароков был возведён в графское достоинство. Получается, что два прадеда нашего Николая, Рибопьер и Сумароков, в один день стали графами. А обе бабушки, соответственно, стали дочерьми графов. И вообще они обе родились в 1829 году.

Девица Рибопьер вышла замуж за Юсупова уже графиней, это было в сентябре 1856 года.

А Елена Сергеевна Сумарокова уже была замужем, с 1852 года. Её отец стал графом в августе 1856 года. А 8 сентября 1856 года её мужу было повелено к своей фамилии Эльстон прибавить фамилию тестя Сумароков, графский титул и именоваться графом Сумароковым-Эльстоном. Два сына Елены Сергеевны и Феликса Николаевича, Сергей (1853-1881) и Павел (1855-1938) из Эльстонов стали графами Сумароковыми-Эльстон, а третий ребёнок, тоже сын, родился сразу графом. Граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон появился на свет в Петербурге 5 октября всё того же 1856 года.

Эльстоны получили фамилию Сумароковых потому, что у графа Сумарокова были одни дочери. Но и у последнего Юсупова были одни дочери! В 1884 году Юсупов был обратился с прошением о передаче фамилии, титула и герба мужу своей дочери, графу Феликсу Сумарокову-Эльстону. 15 октября 1884 года оно было утверждено Департаментом Герольдии Правительствующего Сената с условием исполнения лишь после смерти Николая Борисовича. Высочайшее утверждение последовало 11 июня 1885 года с тем, чтобы княжеский титул и фамилия Юсуповых переходили только к старшему в роде.

Юсупов скончался 19 июля 1891 года. Переход фамилии и титула был утверждён решением Правительствующего сената от 02 декабря 1891. С этого времени Феликс Феликсович стал князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстон.

Валентин Серов, 1902, ГРМ:

Беккер, 1914:

Но сыновья до смерти отца оставались всего лишь графами Сумароковыми-Эльстон. Сыновей было двое, Николай и Феликс:


Николай учился в Петербургском университете. Вот ссылка на его личное дело.

ЦГИА СПб. Фонд 14. Опись 3. Дело 39046
граф Сумароков-Эльстон Николай Феликсович

В этих ваших энторнетах встречаются утверждения, будто бы в 1892 Николай получил устное соизволение Александра III на именование полным титулом отца.

Валентин Серов, портрет графа Н.Ф.Сумарокова-Эльстона. 1903. ГРМ:

Музей Пушкина путает: Богданов-Бельский Николай Петрович. Портрет Николая Феликсовича Юсупова, 1900-е (вроде бы установлено, что портрет посмертный, написан в 1909 году по фотографии)

Вот на сайте Эрмитажа. Штембер (Штемберг), Виктор Карлович (1863-1921). Портрет князя Николая Феликсовича Юсупова (1823-1908), около 1910 г.

Искусствоведы в титуловании не сильны. Хотя, скажем, на сайте Третьяковки указано верно:

Николай Феликсович граф Сумароков-Эльстон (1883–1908) — старший сын князя Ф.Ф.Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона, и княгини З.Н.Юсуповой. Впоследствии должен был унаследовать княжеский титул. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Был убит на дуэли.

Полагаю, что финальную точку по вопросу наличия у Николая Сумарокова-Эльстона титула князя Юсупова даёт запись о его смерти. Отпевали его дома, во дворце на Мойке, ошибка исключена.

Подводя итог первой серии, делаю вывод. Вполне возможно, что Николая в свете называли «молодой Юсупов». Но формально и официально он князем Юсуповым стать не успел.



Феликс Николаевич Сумароков-Эльстон — Атаманы Черноморского, Кавказского линейного и Кубанского казачьих войск

 

к содержанию статьи  ::  к содержанию раздела

 

 

Феликс Николаевич Сумароков-Эльстон, выходец из «иностранных дворян», был утвержден в должности наказного атамана 23 августа 1863 г. Родился он в 1821 г., имел титул графа. В 1836 г. окончил полный курс в артиллерийской академии. Военную службу проходил в лейб-гвардии конной артиллерии, был адъютантом и офицером для особых поручений у военного министра, флигель-адъютантом императора Александра II, некоторое время являлся вице-директором канцелярии военного министра. В 1858 г. Сумароков-Эльстон был переведен на Кавказ, где командовал сначала пехотным полком, а через два года, уже в чине генерал-майора, стал помощником начальника Кавказской гренадерской дивизии. В течение долголетней службы Сумароков-Эльстон участвовал во многих походах и сражениях, в частности в Крымской войне и в завершающем этапе Кавказской войны (1858—1864 гг.). Был награжден несколькими орденами и медалями, как российскими так и иностранными, имел золотую саблю «За храбрость».

Ф. Н. Сумароков-Эльстон вступил в должность наказного атамана Кубанского казачьего войска и начальника Кубанской области в то время, когда завершилась долголетняя Кавказская война. Результатом ее стали такие негативные процессы, как переселение значительной части горцев в Турцию, полунасильственное заселение казаками предгорий Западного Кавказа, не оправданное с хозяйственной точки зрения и обернувшееся для жителей новых станиц многими лишениями. Естественно, что от наказного атамана, назначаемого императором, трудно было ожидать какой-либо самостоятельной политики в этих вопросах, относящихся к прерогативам самодержавной власти.

Вместе с тем окончание военной кампании открыло перед областью возможности экономического подъема, развития просвещения (чему немало содействовал Сумароков-Эльстон), торговли, промышленности, строительства. Ведь даже областной центр в 60-е годы прошлого века, по мнению путешественников, напоминал большую станицу, в нем почти не было двухэтажных зданий, а сам «дворец наказного атамана» представлял собой небольшой одноэтажный домик с железной крышей, крашенной в зеленый цвет. Возле дома стояла пушка на колесах, ходил часовой казак с обнаженной саблей у плеча, а по атаманскому двору, как вспоминал Ф. А. Щербина, учившийся тогда в Екатеринодарском духовном училище, часто расхаживали большой прирученный болотный журавль, павлин и пава… И трудно было поверить, что спустя три-четыре десятилетия эта картина, как и вся жизнь в области, кардинально переменится.

 

к содержанию раздела



Добавить комментарий

Ваше имя:

Текст комментария (Ссылки запрещены. Условия размещения рекламы.):

Антиспам: Воceмнадцать прибaвить 1, минyc чeтырe (ответ цифрами)

Репродукции портрета графа Феликса Сумарокова Эльстона Валентина Серова

Артикул: EE112845

Матовая золотая рамка
2 ¼″ в ширину, 1 ¼″ в глубину
Чтобы рассчитать общий размер, прибавьте 4 ½″ к высоте и ширине печати.

Матовая серебряная рамка
2 ¼″ в ширину, 1 ¼″ в глубину
Чтобы рассчитать общий размер, прибавьте 4 ½″ к высоте и ширине печати.

Рамка из шпона ореха

2″ в ширину, ¾″ в глубину
Чтобы рассчитать общий размер, прибавьте 4″ к высоте и ширине печати.

Вороненая черно-золотая рамка
2″ в ширину, 1″ в глубину
Чтобы рассчитать общий размер, прибавьте 4″ к высоте и ширине печати.

Рамка Satin Black
2″ в ширину, 1″ в глубину
Чтобы рассчитать общий размер, прибавьте 4″ к высоте и ширине печати.

Рамка из орехового дерева и мат цвета слоновой кости
Рама: 1 рама шириной ¼ дюйма, глубина ¾ дюйма
Мат: ширина 2″
Чтобы рассчитать общий размер, добавьте 6 ½″ к высоте и ширине печати.

Белая рамка и мат цвета слоновой кости
Рамка: рамка шириной 1 ¼″, глубина ¾″
Мат: ширина 2″
Чтобы рассчитать общий размер, прибавьте 6 ½″ к высоте и ширине печати.

Рамка Satin Black и мат цвета слоновой кости
Рамка: широкая рамка 1 ¼″, глубина ¾″
Матовая: ширина 2″

Чтобы рассчитать общий размер, прибавьте 6 ½″ к высоте и ширине печати.

Традиционная золотая рамка и коврик цвета слоновой кости
Рамка: рамка шириной 1 дюйм, глубиной 1 дюйм
Коврик: ширина 2 дюйма
Чтобы рассчитать общий размер, прибавьте 6 дюймов к высоте и ширине печати.

Традиционная серебряная рамка и мат цвета слоновой кости
Рамка: рамка шириной 1 дюйм, глубина 1 дюйм
Мат: ширина 2 дюйма
Чтобы рассчитать общий размер, прибавьте 6 дюймов к высоте и ширине печати.

79,99 долларов США

Текущий запас:

Количество:

Тип носителя

Архивный холст Художественная бумага Карточки для заметок Плакатная бумага Цифровая загрузка

Размер

* размеры указаны в дюймах, формат ширины x высоты

Архивный стиль холста

Распечатанный и свернутый

Классическая растяжка

. 75 Обернутая галерея

1.5 Галерея завернута

Варианты закругления краев галереи

Зеркальное изображение

Цвет границы

Дополнительные опции
Мазковое покрытие

Стиль художественной бумаги

Рулонная художественная бумага для печати

Художественная печать в рамке

Количество карточек для заметок

10 карточек для заметок

20 карточек для заметок

Дополнительные опции
Коробка для карточек

72 т/д или 300 т/д

72 точки на дюйм

300 точек на дюйм

Архивные холщовые рамки

Без рамки

Золото

Серебро

грецкий орех

Черное золото

Черный

Бумажные рамки для изобразительного искусства

грецкий орех

Белый

Черный

Золото

Серебро

  • Описание
  • Доставка и возврат

Узнайте больше о нашей коллекции Валентина Серова.

 

Печать на холсте: Самый точный вариант изобразить картину маслом. Закажите рулонный холст, классическую натяжку (требуется обрамление), галерейную обертку (поставляется готовой для подвешивания без рамы) или отпечаток на холсте в рамке в одном из наших изысканных лепных украшений.
Бумага для печати: Плотная, ярко-белая, матовая бумага с легкой текстурой «холодного отжима». Закажите бумажный принт в рамке, и он будет готов повесить!
Печать плакатов: Бумага с атласной отделкой для неформального применения, например, в классных комнатах или общежитиях. Не рекомендуется для оформления.
Карточки для заметок: Цифровая офсетная печать на сложенной ярко-белой гладкой и плотной бумаге размером 5 x 7 дюймов. В комплекте белые конверты.
Цифровая загрузка: Цифровой файл с низким или высоким разрешением, отправленный вам по электронной почте напрямую через FTP-ссылку в течение 24 часов.

Подробнее читайте в нашем Руководстве по продукту

 

Политика возврата: Мы понимаем, что покупка произведений искусства в Интернете — непростая задача. Вот почему у нас есть 100% гарантия удовлетворения и справедливая политика возврата в течение 15 дней. Узнай больше об этом здесь.

Доставка: Большинство отпечатков обрабатываются и отправляются в течение 2-7 рабочих дней.

Encore Editions Качество: Чего ожидать? Полностью индивидуальный настенный декор, разработанный вами и изготовленный нами. Будь то печать на холсте, постер, печать в рамке, открытки для заметок или цифровая загрузка, вы получите пристальное внимание к деталям со стороны всех наших художников. Мы используем только лучшие архивные материалы для репродукций произведений искусства и доставляем их прямо из нашей студии в Пенсильвании.

  • Подобрано для вас
  • Клиенты также просмотрели

Князь Феликс Юсупов, граф Сумароков-Эльстон (1887-1967) #15034496

Наши стандартные фотопечати (идеально подходят для оформления в рамы) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.

Фотопечать
Фотопечать на прочной фотобумаге архивного качества для яркого воспроизведения — идеально подходит для оформления

Плакатная печать
Плакаты архивного качества идеально подходят для больших фотографий и подходят для оформления в рамку

Печать в рамке
Современная печать в рамке и вклейке — профессионально сделанная и готовая к развешиванию

Поздравительные открытки для поздравлений
0 9 , Свадьбы, Юбилеи, Выпускные, Спасибо и многое другое

Печать на холсте
Печать на холсте добавит цвет, глубину и текстуру любому пространству. Профессионально натянутый холст на скрытую деревянную раму и готово повесить

Пазлы
Пазлы — идеальный подарок по любому поводу

Старинные рамки
Репродукции с эффектом скошенного дерева в рамах и на рамах — профессионально изготовленные и готовые к развешиванию

Художественная печать
0 Наши репродукции произведений изобразительного искусства, обладающие оригинальными произведениями искусства, с мягкой текстурированной натуральной поверхностью, соответствуют стандартам самых требовательных музейных хранителей

Фото в рамке
Фотопринты поставляются в специально вырезанных карточках, готовых к обрамлению

Кружка с изображением
Наслаждайтесь любимым напитком из кружки, украшенной любимым изображением. Сентиментальные и практичные персонализированные кружки с фотографиями станут прекрасным подарком для любимых, друзей или коллег по работе

Рамка премиум-класса
Рамка из натурального дерева FSC и двойное крепление с белой подставкой для консервации — профессионально изготовлены и готовы к подвешиванию

Открытки
Фото открытки — отличный способ оставаться на связи с семьей и друзьями.

Стеклянная подставка
Индивидуальная стеклянная подставка. Также доступны элегантные полированные безопасные закаленные стекла и термостойкие коврики для столовых приборов.

Коврик для мыши
Фотопечать архивного качества на прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой. Подходит для всех компьютерных мышей

Acrylic Blox
Обтекаемый, односторонний современный и привлекательный настольный принт

Metal Print
Металлические принты, изготовленные из прочного металла и роскошных технологий печати, оживляют изображения и придают им современный вид.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *